Конспект урока мир византийской культуры. Урок мхк "мир византийской культуры"

13.03.2019

1 слайд

2 слайд

На протяжении истории Византии константинопольские художники и иконописцы неоднократно возрождали традиции античности. Всякий раз за этим следовал небывалый расцвет искусства, называемый историками очередным ренессансом. Однако в отличие от итальянского Возрождения, основа византийского искусства всегда оставалась средневековой. Одно из направлений в искусстве Византии – архитектура. Византийская архитектура до сих пор поражает человечество.

3 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

4 слайд

Базилика построена при епископе Урсицине (536 г.), освящена епископом Максимианом, поставленным на равеннскую кафедру Юстинианом в 549 г. Фасады базилики декорированы традиционной ломбардской аркатурой - плоскими пилястрами, между которыми помещены двойные плоские арочки. В аркатуру вписаны полукруглые окна. К пятигранной апсиде примыкают снаружи прямоугольные пастофории.

5 слайд

Базилики Равенны - небольшие, всегда трехнефные, с широким центральным и узкими боковыми нефами. Поскольку базилики короткие, явственно обнаруживается тенденция к формированию зального пространства, в котором хорошо освещенные зоны боковых нефов практически сливаются с центральной. Этому же способствует широкий шаг колонн. Обязательные импосты между капителями колонн и аркой, небольшая высота, яркая освещенность (здесь много больших окон в нижнем ярусе боковых нефов) придают равеннским базиликам очарование легкости и ритмической прозрачности.

6 слайд

В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Христос олицетворен крестом, возвышающимся на синем, усыпанном звездами небе, апостолы Петр, Иоанн и Иаков - агнцами, предстоящими кресту. По сторонам креста находятся полуфигуры пророков Моисея и Илии в облачных сферах. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. В конхе апсиды представлена сцена Преображения. Ниже мандорлы с крестом - райский сад с вечнозелеными деревьями и цветами. В центре райского сада изображен св. Аполлинарий, воздевающий руки в молении, по сторонам его - двенадцать белых овец. По мнению одних исследователей, это апостолы, по мнению других, Аполлинарий изображен как добрый пастырь среди своей паствы.

7 слайд

Давид был простым пастухом из Вифлеема. Царь Саул взял его к себе в услужение, т.к. Давид умел хорошо играть на гуслях. В то время филистимляне пошли войной на израильский народ. Из филистимского стана выступил могучий боец - Голиаф - огромного роста, на голове медный шлем, сам одет в чешуйчатую броню и медные наколенники, в руках - медный щит. Голиаф кричал, чтобы из израильского войска вышел против него боец, и пусть этот поединок решит исход войны. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. Лишь один Давид не испугался. Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа. Потом взял его меч и отсек ему голову. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. (Первая книга царств, гл. 17).

8 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости, лучшим из которых является ларец Вероли, хранящийся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. На его крышке и по бокам изображены мифологические сцены, проникнутые духом античности.

9 слайд

В македонскую эпоху расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. До нас дошли ларцы и шкатулки X-XI вв., украшенные рельефами резной слоновой кости. При украшении этих изделий зачастую использовались античные мотивы.

10 слайд

По преданию, был построен как место погребения дочери императора Феодосия. На самом деле это капелла св. Лаврентия, покровителя императорской семьи, примыкавшая к церкви Санта-Кроче. Постройка центрического типа. Как многие другие равеннские постройки, этот мартирий сооружен в технике ломбардской кирпичной кладки из толстого кирпича. Внешне он весьма походит на крепостное строение: замкнутый, намеренно отгораживающийся от внешнего мира объем подчеркнут толстыми стенами, узкими, как амбразуры, окнами. В плане мартирий - греческий крест, в пересечении рукавов креста поставлен куб, внутри которого размещается купол на парусах. В этом характерная особенность ранних купольных построек, где купол никогда не прочитывается снаружи. Рукава креста перекрыты цилиндрическими сводами, огибающими небольшое центральное пространство. Свод - без оконных проемов, он тяжелый, нависающий, не имеющий четких границ. Свет из узких окон в стенах - тусклый, мерцающий. Стены - гладкие и светящиеся от блестящей полированной мраморной облицовки и мозаик.

11 слайд

После воссоздания Византийской империи в 1261 г. двор обосновался во Влахернском дворце, т.к. Большой императорский дворец пришел в запустение. Влахернский дворец стоял на самой высокой точке города, у залива Золотой Рог. Для летних императорских трапез в нем соорудили обширное трехэтажное помещение, известное ныне под турецким названием Текфур-серай. Нижний этаж был опоясан аркадой; верхний, где помещался трапезный зал, был открыт всем ветрам. Щеголеватой нарядностью отличался дворцовый фасад, сложенный из чередующихся полос обожженного кирпича и гладко отесанного золотистого камня. Кирпич и камень чередовались в плоских декоративных аркадах, оформляющих верхние этажи: обрамления окон были словно свиты из ярких жгутов - соломенного и красного. Кое-где из кусочков тех же материалов выложены разнообразные узоры, напоминающие то пчелиные соты, то ромбическую решетку, то пеструю ткань

12 слайд

Церковь Панагии Халкеон представляет собой храм на четырех колонках со сложной двухъярусной структурой. Если в ранней византийской архитектуре основное внимание уделялось внутреннему пространству храмов и внешний вид построек был чрезвычайно прост и лишен какого-либо декора, то в XI в. византийские зодчие начали украшать наружные стены храмов. Церковь Панагии Халкеон отличается декоративностью своих фасадов: из стены выступают многоступенчатые плоские лопатки, окна окружают глубокие ниши, под карнизами «щетинятся» уложенные под углом к поверхности кирпичи - поребрик. Нарядна и сама кладка: чередование рядов кирпича и светлого камня выглядит как орнамент, подобный тому, что украшал одеяния василевсов на софийских мозаиках. Позднее из кирпича стали выкладывать настоящий орнамент - круги, кресты, меандры. Особенно полюбили этот прием мастера Греции, бывшей одной из провинций Византии, они вводили в кладку даже глазурованные плитки, блюда и рельефные кресты.

Данные об авторе

Спицина Светлана Михайловна

Место работы, должность:

МОУ СОШ №81 г. Воронежа, учитель истории и обществознания

Воронежская область

Характеристики ресурса

Уровни образования:

Среднее (полное) общее образование

Класс(ы):

Предмет(ы):

Мировая художественная культура

Целевая аудитория:

Учащийся (студент)

Тип ресурса:

Методическая разработка

Краткое описание ресурса:

Данная разработка поможет учителю подготовит и провести интересный и познавательный урок МХК в 10 классе. В конце разработки находится презентация к уроку.

Мир Византийской культуры

Цель: обобщить, дополнить и систематизировать знания учащихся по теме, установить связь русской и византийской культур;

развивать чувственное восприятие мира, внимание, память, эстетический вкус, чувство прекрасного;

воспитывать интерес к произведениям мировой художественной культуры, терпимое отношение к различным художественным стилям, жанрам и видам искусства.

Внутрипредметные связи: 395г - деление Римской империи на Западную и Восточную; 988г - крещение Руси;1054г. - раскол церкви на католическую и православную.

Основные понятия: ромеи, базилика, апсида, неф, алтарь, иконопись, мозаика, гимнографы, канон, невмы, осмогласие, тропарь.

Оборудование: учебник Г. И. Даниловой «Мировая художественная культура», видеофрагмент «Крещение Руси» из цикла «История государства Российского» (проект канала ТВЦ), видеофрагмент «Храм святой Софии» из цикла «Великие творения людей» («Ридерс дайджест»), иллюстрации мозаик византийских храмов, схема «Раннехристианская базилика».

План урока.

1.Введение. Крещение Руси.

2.Загадочная страна (геогр. положение, императоры, создание храма св. Софии)

3.Науки - школы, развитие математики.

4.Архитектура.

5.Живопись.

q Иконы и иконописцы

q Мозаики

q Образ иконы Владимирской богоматери

6.Музыка Византии.

7.Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

Внук: Деда, а, правда, ты князя видел?

Дед: Истинная правда, внучек. Видел, вот как тебя. Правда, говорить с ним не мог.

В.: Деда, а, правда, раньше красивые столбы в селениях стояли, и люди все им поклонялись?

Д.: И это правда, внучек. Когда начал Владимир один княжить в Киеве, поставил он кумиры на холме: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргала, и Мокоша.

Приносили им жертвы, называя их богами. И приводили к ним своих сыновей и дочерей.

- Видеофрагмент «Крещение Руси»

Учитель: Что же это за слова такие волшебные, которые так сильно изменили князя? Где находится страна эта загадочная и чем знаменита?

Сегодня мы с вами узнаем много интересного на уроке, тема которого «Мир Византийской культуры». Ваша задача - внимательно слушать и смотреть, запоминать и записывать. В течение урока вам предстоит заполнять листочки с тестовыми заданиями.(Приложение 1) Все это позволит нам лучше узнать особенности ромейской культуры. Ромейской, потому что византийцы называли себя так, а страну свою Ромейской , т. е. Римской империей.

2. Подготовленный ученик читает стихотворение О. Мандельштама «Айя-София».

Без сомнения, храм Святой Софии, построенный Анфимием и Исидором , является жемчужиной мировой архитектуры.

Видеофрагмент (10 мин). Во время просмотра учащиеся записывают в тетради основные даты, события и имена Византии.

Первоначально, архитектура Византии включала в себя элементы античного и восточного зодчества. Для ее раннего периода характерна базилика (греч. «царский дом») - храм специально предназначенный для многолюдных богослужений.(Рисунок 1) Это вытянутое в плане здание, разделенное продольными рядами колонн на нечетное количество проходов - нефов (корабль). Средний неф всегда был выше остальных. Для базилик характерны стропильные двускатные крыши(Рисунок 2). Но позднее византийские зодчие стали использовать сводчатые и купольные перекрытия.

При строительстве византийские храмы всегда ориентировали на восток. Взгляд человека, приходящего сюда, непременно устремлялся к алтарю - священной части храма, местонахождение которого подчеркивала апсида (полукруглая ниша). Алтарную часть от нефа отделяла триумфальная арка, символизировавшая переход от смерти к жизни вечной.

Начиная с VI века, продольные нефы стали пересекать поперечным нефом, образуя форму креста - главный символ христианства. Такая конструкция идеально подходит для христианских храмов, позволяя располагать в центре купол - символ неба (Рисунок 3).

3. Внешний вид базилик подчеркнуто скуп и строг. Он поражает отсутствием декоративных деталей в оформлении фасадов. Зато интерьеры базилики украшены облицовкой из мрамора, мозаиками и фресковыми росписями на стенах.

Мозаика - картина, выполненная из цветных камешков - смальты. (Учащиеся записывают определение и переходят к чтению фрагмента учебника, рассказывающего о мозаиках, с.115) Сообщение подготовленного ученика о Юстиниане. Работа с иллюстрациями - рисунки 4, 5).

В христианских храмах обязательными были не только мозаичные и фресковые композиции, но и иконы (от греч. «образ»). Долгое время не затихали споры между сторонниками и противниками икон - иконоборцами. В защиту икон выступил философ, поэт, автор многих богословских сочинений Иоанн Дамаскин. Он родился в Дамаске, в богатой и знатной христианской семье. Получил хорошее образование. Сначала служил при дворе Омейядов - династии арабских халифов, затем ушел в монастырь св. Саввы, где и прожил до самой смерти. С точки зрения художественной культуры Иоанн Дамаскин интересен как создатель теории Священного образа, положивший начало канонизации иконописи. Согласно его теории:

1.Изображать святых можно, но в символическом и аллегорическом виде.

2.Можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного писания, Жития Святых).

3.Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.

4.Изображения святых необходимы - они украшают храмы, заменяют книги неграмотным, постоянно напоминают о подвигах во имя веры. Однако икона - не картина, а священный образ, поклоняясь иконе, мы поклоняемся тому, что на ней изображено («первообразу»), а не мастерству художника - иконы должны быть анонимны.

5.Иконы чудотворны, так как несут в себе часть божественной силы того, кто на них изображен.

Последний довод он подкреплял примером из собственной жизни.

Халиф заподозрил Иоанна-Мансура в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки, что и было сделано незамедлительно.

Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменовании этого чуда Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы в знак вечной благодарности руку, отлитую из чистого серебра. Эта икона изображена слева. Сейчас она находится в монастыре Хилардар (Афон, Греция). Так возник один из канонических образов Богоматери - Богоматерь-Троеручица.

На Руси самой главной и почитаемой иконой является икона Владимирской Богоматери. По преданию, она написана Евангелистом Лукой и принесена им Пресвятой Деве во время Ее земной жизни. Богоматерь, видя изображение лица своего на иконе, повторила пророческое свое изречение «отныне ублажать Мя вси роди» и добавила: «благодать Рождшагося от Меня и Моя с сею иконою да будет». (Рисунок 6)

Подготовленный ученик читает стихотворение М. Волошина «Владимирская Богоматерь», с. 119.

Во второй половине V века икона была перенесена из Иерусалима в Константинополь, откуда в 1155 году Юрий Долгорукий привез ее в Киев и передал своему сыну Андрею Боголюбскому. С. 118 - о переезде во Владимир.

4. «Ничто так не возвышает душу, ничто так ее не окрыляет, не удаляет от земли, не освобождает от телесных уз, не наставляет в философии и не помогает достигнуть полного презрения к житейским предметам, как согласованная мелодия и управляемое ритмом божественное пение» - Иоанн Златоуст.

По Библейскому преданию, иудейский царь Давид «расслышал пение небес» и передал небесные славословия людям. Тексты византийских песнопений кроме псалмов Давида включали новые произведения, созданные христианскими гимнографами . Ранние образцы таких произведений представлены в творчестве Романа Сладкопевца (VI в). До возникновения нотного письма песнопения передавались в устной традиции, затем стали записываться при помощи особых знаков - невмов , сама же система получила название - осмогласие .

Среди жанров церковной музыки предпочтение отдавалось канону и тропарю. Канон (образец, правило) - музыкально-поэтическая композиция, включающая темы покаяния и прославления. Тропарь - хвалебное песнопение, сочинявшееся к празднику или торжественному событию. Являясь основой православного богослужения, не был самостоятельным произведением, а включался в более крупное.

Прослушивание музыкального фрагмента «Тропарь Феодоровской иконе Божьей матери». Обмен впечатлениями.

5. Заключение. Турецкие войска, захватившие Константинополь в 1453г., поставили точку в истории Византийской империи. Но это был не конец ее художественного и культурного развития. Дальнейшее продолжение она получила на бескрайних просторах Древнерусского государства. Но это уже тема наших последующих уроков.

Сейчас у вас есть несколько минут, чтобы закончить заполнение тестовых листочков и записать домашнее задание.

Домашнее задание: глава 12, задание 2 из раздела «Творческая мастерская».

По окончании урока учитель проверяет выполнение тестовых работ и выставляет оценки. Таким образом, все учащиеся получают отметки в дневники.

На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведен Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Термин «Средние века» появился в эпоху Возрождения. Им обозначали период с момента падения Римской империи в Vв. до XV столетия. Эпохе Ренессанса, возрождавшей античные традиции, Средневековье представлялось мрачным, невежественным, далеким от прекрасных образцов античной культуры. Вот почему писатели-гуманисты XV-XVIвв. называли Средние века «темной ночью», «эпохой умственного застоя». Но так ли это было на самом деле? Как и почему изменился художественный идеал Античности?

Действительно, в Средние века ему было суждено претерпеть глубокие изменения, пройти сложную эволюцию. Главной причиной этого являлось распространение христианства, во многом определившего общий характер и основные направления в развитии искусства. Иными стали представления о картине мира, понимание человека и определение его места во Вселенной. Теперь в произведениях искусства в большей степени подчеркивались духовная сущность человека, его суровый облик, такой чуждый и непонятный гуманистам Возрождения.

Средневековая культура, созданная народами Западной Европы и Востока в течение десяти веков, уникальна и неповторима. Она внесла существенный вклад в историю мировой художественной культуры и заняла в ней почетное место. Сегодня она предстает перед нами как важнейший этап художественного развития человечества, заложивший фундамент современной цивилизации.

Мир византийской культуры.

На берегу Босфора римским императором Константином в 324-330 гг. был возведен Константинополь – «новый Рим», столица будущего Византийского государства. Сказочно красивым представлялся город пришельцам с Запада, Востока и Севера.

Византийская империя стала могущественной державой, империей «ромеев», как называли себя жители, считавшие себя наследниками римлян. С одной стороны, она явилась продолжением богатейшей античной культуры, а с другой – началом культуры средневековой. Византия – наследница античности – испытала на себе и влияние культуры народов Востока, сумев творчески переработать их художественные традиции. От Египта она унаследовала художественные росписи тканей, резьбу по дереву и кости, от Малой Азии – тип купольной базилики, у персов научилась придворному церемониалу, из Палестины привезла святые реликвии христианской веры. И все-таки Византии суждено было оставить собственный след в истории мирового искусства. Ее культура имеет вполне самостоятельное значение.

Здесь был воплощен в жизнь крестово-купольный храм, идеально отвечающий требованиям христианского богослужения. Византийские мастера добились синтеза мозаичных и фресковых росписей. Здесь зародилась иконография, подчиненная строго обоснованным законам (канонам), которым следовали живописцы Западной Европы и Древней Руси. Значительными были успехи в литературе, книжной миниатюре, музыке и декоративно-прикладном искусстве.

Достижения византийской архитектуры.

Византийская архитектура складывалась постепенно, в ней органично сочетались элементы античного и восточного зодчества. Главным архитектурным сооружением был храм, так называемая базилика (греч. «царский дом»), назначение которой существенным образом отличалось от известных нам архитектурных построек. Если египетский храм предназначался для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребыванием божества, то византийские храмы стали центром, где верующие собирались на богослужение, то есть были рассчитаны на пребывание в них человека.

Базилика отличается простотой плана: это вытянутое здание, продольно разделенное внутри рядами колонн на части, так называемые нефы , число которых достигает 3 или 5. Все храмы ориентированы на восток, так как там, по представлению христиан, находился Иерусалим – центр земли.

Позднее все большее значение приобретает новый тип храма – крестово-купольный , имеющий в плане форму креста с куполом в центре.

Наивысшие достижение византийской архитектуры –собор Святой Софии в Константинополе , соединивший базилику с купольным перекрытием. Храм «премудрости Божьей» воздвигли сравнительно быстро два архитектора – Анфимий и Исидор. От них требовалось выразить «непостижимость и неизреченность» христианского восприятия Вселенной, воплотить идею могущества Византийской империи. Зодчие блестяще справились с этой задачей. Отныне здесь стали проводить императорские церемонии и торжественные богослужения. Храм, расположенный в центре города, на самом высоком холме, далеко виден с Босфора. По словам очевидцев, в «высоту он поднимается будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений».

В плане храм представляет собой прямоугольник, в центре которого четыре массивные опоры обозначают огромный квадрат. Центральный купол Софии – самое замечательное достижение византийских зодчих, в котором воплощено представление о космическом подобии мира. Снизу купол кажется парящим в воздухе, так как тонкие части стены между окнами не видны. Оптический эффект породил легенду о том, что купол подвешен с неба на золотой цепи. К центральному куполу примыкают два более низких купола. Снаружи храм не кажется слишком большим, его внешний вид отличается спокойствием Иное дело его интерьер. Всех изумляет зеленая и розоватая мраморная облицовка стен и золотая мозаика сводов. Кажется, что главное пространство храма не имеет границ, растворяется в световых лучах, которые проникают через сорок окон, вырезанных у основания купола. Колонны объединены волнистыми аркадами, что создает впечатление ритмического движения. Один из современников писал: «…в соборе ничто не останавливает взора, но все влечет к себе, постоянно меняется так, что зрителю трудно сказать, что ему больше всего понравилось». и строгостью.

Мерцающий свет византийских мозаик .

Мировую славу приобрели мозаики Византии. Используя античную технологию изготовления мозаик, византийские мастера нашли и свои, оригинальные способы их создания. Кусочки матовой или прозрачной смальты, а иногда каменные кубики различной формы и величины закреплялись в связующей основе под разным наклоном. Это поваляло лучам солнца или свету зажженной свечи вспыхивать, отражаться и искриться золотом, пурпуром и синевой. Мастера Византии пользовались всем богатством красочной палитры. Им хорошо были знакомы различные оттенки и интенсивность цветов: от бледных и нежных, приглушенных и тусклых, до ярких и насыщенных.

Изображения на стенах рассказывали об основных событиях христианской истории, они переносили мысли верующих в особый мир. Многочисленные изображения Христа, пророков и ангелов, сцены из Священного писания и прославление власти императора стали излюбленными темами и сюжетами византийских мозаик.. их золотой фон также имел особый смысл. Во-первых, он воспринимался как символ богатства и роскоши, а во-вторых, как один из самых ярких цветов он создавал вокруг изображенных фигур эффект священного сияния.

Если светлый фон античной мозаики позволял передавать пространство, создавал иллюзию реальности, то золотой фон византийских мозаик фантастическим образом преображал это реальное пространство. Дело в том, что золотой фон в сочетании с вогнутой или сферической поверхностью вызывал своеобразный эффект присутствия, рождал у зрителей ощущение сопричастности с изображенным.

Неровные мерцающие поверхности мозаик включались в игру светотени, наполняя интерьер еще большей таинственностью. Глубокие насыщенные тона вызывали у зрителя ощущение свершающегося на его глазах чуда. Как цветной ковер, повторяя каменную кладку, мозаика покрывала стены, своды и потолков храмов. Она сливалась с богатой резьбой и мраморной облицовкой стен.

На первой из них в центре изображен император Юстиниан , подносящий в дар церкви тяжелую золотую чашу. Его голову венчают диадема и нимф – символ святости. На нем богатые цветные одежды, украшенные золотом. Справа от Юстиниана – двое придворных и телохранители, фигуры которых прикрыты парадным щитом с монограммой Христа. За левым плечом императора – пожилой человек в одежде сенатора, а также епископ Максимиан с крестом в руке и два дьякона, один из которых держит Евангелие, а другой – кадило. Зеркальная симметрия правой и левой сторон композиции создает ощущение равновесия и покоя. Кажется, фигуры не ступают, а как бы парят над землей.

Мозаика на противоположной стороне изображает императрицу Феодору . Она входит в храм, неся в руках потир с золотыми монетами. Вокруг шеи и на плечах – роскошные ожерелья. На голове – корона с длинными жемчужными подвесками, вокруг головы – большой нимб. Слева от Феодоры стоят придворные дамы в украшенных драгоценными камнями туниках. Справа – дьякон и евнух, открывающий завесу храма. Художник помещает персонажи на золотом фоне. Все в этой сцене исполнено торжественности и величия.

Обе мозаичные картины внушают зрителю мысль о незыблемости власти византийского императора. Как не покориться этой державной власти, окруженной такой роскошью, богатством и красотой! Спустя много веков в Равенне побывал поэт А.А.Блок. вдохновленный мозаиками, он написал эти стихи:

Всё, что минутно, всё, что бренно,

Похоронила ты в веках.

Ты, как младенец, спишь, Равенна,

У сонной вечности в руках.

Рабы сквозь римские ворота

Уже не ввозят мозаик.

И догорает позолота

В стенах прохладных базалик

Замечательны и мозаики церкви Успения в Никее (VII в., разрушена в 1922 году) изображенные здесь ангелы поражают утонченным благородством облика, пристальным, как будто гипнотизирующим взглядом. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. В роскошных нарядах придворных телохранителей они выступают на темно-золотом фоне алтарного свода. Подобно стражам, они попарно стоят у трона с знаменами в руках. Их спокойные позы естественны, а тонкие сочетания цветов, плавные переходы, сложные ракурсы рук, сквозь ладони которых просвечивает свет, делают эти фигуры особенно жизненными и привлекательными.

Вглядимся в изображение одного из самых знаменитых ангелов – «Дюнамиса» , который являет собой совершенный пример одухотворенности и благородства. Лицо ангела завораживает богатством внутреннего мира, глубиной чувств и эмоций. К сожалению, мы не знаем имя художника, создавшего этот шедевр, как, впрочем, и других имен византийских мастеров.

Лучше всего сохранились мозаики Равенны – города на север Италии, в VI в. Центра византийской провинции. Особую известность приобрели мозаичные росписи церкви Сан Витале . Потолки света, льющегося из купола и арочных проемов галерей, заставляют мозаики загораться неземным блеском. По обеим сторонам от окон расположены мозаики с изображением императора Юстиниана и его жены Феодоры со свитой.


Из книги Другая история войн. От палок до бомбард автора Калюжный Дмитрий Витальевич

Византийский стиль Изучение греческих строений начинают, как правило, с Микен.«Хотя массивность кладки и свойственное им преимущественно подземное, пещероподобное расположение сходны со всеми первобытными постройками, развалины Микен (напоминающая ассирийские

Из книги История Российская. Часть 5 автора Татищев Василий Никитич

О СОБЫТИЯХ 1618 – 1619 гг. С ОТДЕЛЬНЫМИ ЗАПИСЯМИ О СОБЫТИЯХ ПОСЛЕДУЮЩИХ ГОДОВ (1625 – 1677) И таким образом воеводы, выйдя в целости, пошли к Москве из Малой Руси. Гетман Саадашной пришел на Украину и взял город Ливны, воеводу кн. Микиту Черкасского взяли тут же в полон и, сжегши

Из книги Всемирная история: в 6 томах. Том 2: Средневековые цивилизации Запада и Востока автора Коллектив авторов

ВИЗАНТИЙСКИЙ ГОРОД Подъем византийских городов, начавшийся в середине IX в. и достигший апогея в Х-ХІІ вв., был связан, главным образом, с торговой деятельностью и повсеместным распространением ремесленного производства. Появляется новый тип объединений производителей

Из книги Никейское и посленикейское христианство. От Константина Великого до Григория Великого (311 - 590 г. по Р. Х.) автора Шафф Филип

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

Из книги История византийских войн автора Хэлдон Джон

ЧАСТЬ II. ВИЗАНТИЙСКИЙ МИР

автора Гийу Андре

Византийский Запад Полководцы Юстиниана в VI в. принесли империи Италию, Сицилию, территории у гор Атласа и юг Испании, а также Сардинию, Корсику и Балеарские

Из книги Византийская цивилизация автора Гийу Андре

Византийский Восток Восточная часть Византийской империи включала в себя Балканский полуостров и Грецию, Херсонес Таврический, Малую Азию, Армению, Северную Месопотамию, Сирию, Палестину и Синайский полуостров, остров Кипр, а также Египет и

Из книги От Батыя до Ивана Грозного: история Российская во всей ее полноте автора Татищев Василий Никитич

О событиях 1618–1619 гг. с отдельными записями о событиях последующих годов (1625–1677) И таким образом воеводы, выйдя в целости, пошли к Москве из Малой Руси. Гетман Саадашной пришел на Украину и взял город Ливны, воеводу кн. Микиту Черкасского взяли тут же в полон и, сжегши город,

Из книги Атлантика без Атлантиды автора Кондратов Александр Михайлович

Спор о датах Историки имеют дело с годами, десятилетиями, столетиями; археологи и антропологи, изучающие древнейших людей, оперируют большими отрезками времени - десятками и даже сотнями тысяч лет. Это уже масштаб не только «исторический», но и «геологический». Правда,

Из книги Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. История Востока автора Нефедов Сергей Александрович

6.5. ВИЗАНТИЙСКИЙ ЕГИПЕТ Масштабы катастрофы III в. были таковы, что торговля почти прекратилась, в IV столетии все налоги собирались натурой, и государственные чиновники вместо денег получали продуктовые пайки. О ценах в этот период трудно судить из-за огромной инфляции: в 293

Из книги История руссов. Держава Владимира Великого автора Парамонов Сергей Яковлевич

6. О начальных датах истории Руси Выше мы установили с полной несомненностью, что первый летописец пользовался болгарским, а не византийским летосчислением, т. е. от цифры лет «от Сотворения мира» для перехода на наше летосчисление отнимал не 5508 лет, а только 5500. Отсюда

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Византийский феодализм В течение весьма продолжительного времени в исторической науке феодализм рассматривался как явление, принадлежащее исключительно западноевропейскому Средневековью, как типическая черта последнего, отличающая средневековую историю Западной

Из книги Книга I. Хрустальный Христос и древняя цивилизация автора Саверский Александр Владимирович

Византийский пирамидион На иконах, посвященных Сретению, мы видим изображение пирамидального камня. Сретение (встреча) символизирует как встречу человека с Богом, так и встречу Ветхого и Нового Заветов. Лучше один раз увидеть: XV в., Новгород Андрей Рублев, Даниил

Из книги Линия горизонта автора Миронов Сергей Михайлович

О «скелетах» в шкафах и объединяющих датах Тем, кто пытается сегодня поучать Россию, что и как ей оценивать в собственном прошлом, следовало бы не забывать о том, что грехи сталинизма оплачены кровью и подвигами советских солдат, дошедших до Берлина, а также – о

Из книги Крепостной ансамбль Мангупа автора Герцен Александр Германович

Византия существовала с 395 по 1453 г. История ее возникновения такова. В 330 г. на месте древнегреческого поселения Византия была основана новая столица Римской империи Константинополь, названная по имени императора Константина. В 395 г. империя распалась на две части - Западную и Восточную, и последняя - Восточная Римская империя - впоследствии стала именоваться Византией. причем уже после того, как сама империя перестала существовать. Такое название ей дали европейские мыслители Нового времени с намерением отлучить Византию от связей с греко-римской культурой, включить ее целиком в «темное Средневековье» восточного типа.

Однако сами византийцы не согласились бы с подобной точкой зрения. Они называли себя «ромеями», т.е. римлянами, а свою столицу Константинополь - «вторым Римом», имея на то полное основание.

Византия стала достойной наследницей античной культуры. Она успешно продолжила дальнейшее развитие лучших достижений римской цивилизации. Новая столица - Константинополь - ревниво и не без успеха соперничала с Римом, довольно быстро став одним из красивейших городов того времени. Она имела большие площади, украшенные триумфальными колоннами со статуями императоров, прекрасные храмы и церкви, грандиозные акведуки, великолепные термы, внушительные оборонные сооружения. Наряду со столицей в Византии сложились многие другие культурные центры - Александрия. Антиохия, Никея. Равенна, Фессалоники.

Византийская культура стала первой в полном смысле христианской культурой. Именно в Византии завершилось становление христианства, и оно впервые приобрело законченную, классическую форму в его ортодоксальной, илиправославной , версии. Огромную роль в этом сыграл Иоанн Дамаскин (ок. 675 г. - до 753 г.) - выдающийся богослов, философ и поэт, автор фундаментального фило- софско-теологического труда «Источник знания». Он завершил и систематизировал греческую патристику, гак называемое учение «отцов Церкви», благодаря чему христианство поднялось на уровень настоящей теории. Вся последующая теология в той или иной мере опирается на идеи и концепцию Иоанна Дамаскина. Он также является создателем церковных песнопений.

Огромный вклад в становление и утверждение православного христианства внес также Иоанн Златоуст (ок. 350-407 гг.) - выдающийся представитель искусства церковного красноречия, епископ Константинополя. Его проповеди, панегирики и псалмы пользовались огромным успехом. Он прославился как страстный обличитель всякой несправедливости, борец за осуществление аскетического идеала. Иоанн Златоуст ставил деятельное милосердие выше всяких чудес.

Продолжая и развивая теорию римского права, византийские ученые разработали собственную оригинальную концепцию, известную как византийское право. Его основой стала известная Кодификация Юстиниана (482-565) - византийского императора, который первым дал систематическое изложение нового права. Византийское право нашло применение во многих европейских и азиатских странах той эпохи.

В то же время византийская культура испытывала существенное влияние со стороны соседних восточных стран, особенно Ирана. Это влияние сказалось практически во всех областях общественной и культурной жизни. В целом же культура Византии явилась настоящим перекрестком западной и восточной культур, своеобразным мостом между Востоком и Западом.

Эволюция византийской культуры знала несколько взлетов и падений. Первый расцвет приходится на V-VI1 вв., когда в Византии завершился переход от рабовладения к феодальному строю. Возникший феодализм нес в себе как западные, так и восточные черты. В частности, от западноевропейского его отличала жесткая централизация государственной власти и налоговой системы, рост городов с их оживленной торговлей и ремеслом, отсутствие четкого сословно-классового деления общества. В VI в., при Юстиниане. Византия достигла наибольших территориальных размеров и стала могущественной средиземноморской державой.

В VI11-IX вв. Византия переживает смутные времена, отмеченные резким обострением социально-политических противоречий, источником которых была борьба за власть между столичной и провинциальной знатью. В этот период возникло движение иконоборчества, направленное против культа икон, объявленных пережитком идолопоклонства. К концу IX в. иконопочитание было вновь восстановлено.

X-XII вв. стали временем очередного подъема и расцвета Византии. Она устанавливает тесные связи с Киевской Русью. Роль христианства и Церкви в этот период значительно возрастает. В художественной культуре окончательно складывается зрелый средневековый стиль, главной чертой которого выступает спиритуализм.

XIII в. преподнес Византии самые тяжелые испытания, обусловленные прежде всего крестовыми походами. В 1204 г. крестоносцы взяли Константинополь. Столица была разграблена и разрушена, а сама Византия перестала существовать как самостоятельное государство. Только в 1261 г. императору Михаилу VIII удалось вновь восстановить и возродить Византийскую империю.

В XIV-XV вв. она переживает последний свой взлет и расцвет, что особенно ярко проявилось в художественной культуре. Однако взятие турецкими войсками в 1453 г. Константинополя означало конец Византии.

Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.

Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.

Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе (532-537), ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры. Его авторами являются зодчие Анфимий и Исидор. Внешне он не выглядит слишком грандиозным, хотя его отличают строгость, стройность и великолепие форм. Однако внутри он кажется поистине необъятным. Эффект безграничного пространства создает прежде всего находящийся на высоте 55 м огромный купол диаметром 31 м, а также прилегающие к нему подкупола, расширяющие и без того огромное пространство.

Купол имеет 400 продольных окон, и когда солнечный свет заливает подкупольное пространство - он как бы парит в воздухе. Все это делает конструкцию удивительно легкой, изящной и свободной.

Внутри собора находится более 100 отделанных малахитом и порфиром колонн. Своды украшены мозаиками с символическим изображением креста, а стены облицованы ценнейшими породами мрамора и украшены мозаичными росписями, содержащими различные религиозные сюжеты и портретные изображения императоров и членов их семей.

Храм Софии стал редчайшим творением человеческого гения, подлинным шедевром не только византийского, но и мирового искусства. Храм примечателен еше и тем. что в нем органически объединены два основных типа конструкции: базиликальная и крестово- купольная.

Базилика представляет собой прямоугольное в плане здание, разделенное внутри рядами колонн натри, пять или больше продольных нефов, средний из которых обычно шире и выше боковых. Восточная сторона базилики заканчивается полукруглым выступом - апсидой, где помешается алтарь, а на западной стороне находится вход.

Крестово-купольная постройка в плане чаще всего является квадратной. Внутри она имеет четыре массивных столба, которые делят пространство на девять обрамленных арками ячеек и поддерживают находящийся в центре купол. Примыкающие к куполу полуцилиндрические своды образуют равноконечный крест. До IX в. преобладающим типом византийского храма была базилика, а затем - усложняющийся крестово - купольный.

Помимо Константинополя, большое число архитектурных памятников сосредоточено также в Равенне, городе на североитальянском побережье Адриатики. Здесь находится внушительный мавзолей Галлы Плацидии - византийской царицы V в. В Равенне стоит оригинальная восьмигранная церковь Сан-Витале (VI в.). Наконец, здесь также находится гробница великого Данте (XV в.).

Византийские зодчие успешно строили и вне пределов своей империи. Одной из ярких удач в этом плане стал собор Сан-Марко (св. Марка) в Венеции (XI в.), представляющий собой пятинефную базилику, в которую вписан равноконечный крест. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в обшей системе конструкции единую тему креста в квадрате. В центре собора находится самый большой купол. Внутри храм облицован мраморными плитами и украшен полихромной мозаикой.

В последний период существования Византии (X111-XV вв.) ее архитектура становится все более сложной. Грандиозные сооружения как бы распадаются на несколько небольших самостоятельных построек. При этом роль наружной декорации зданий возрастает. Характерным примером такого сооружения может служить монастырь Хора в Константинополе, перестроенный впоследствии в церковь Кахриз Джами.

Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства - мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с помощью искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.

Прекрасные мозаики украшают храм Софии и другие упомянутые выше архитектурные памятники, из которых особого упоминания заслуживают усыпальницы Равенны, где основным сюжетом мозаики выступает Христос - Добрый Пастырь. Великолепные мозаики были в Церкви Успения в Никее, разрушенной войной в 1922 г. Редкие по красоте мозаики украшают Церковь Димитрия в Фессалониках.

К XI в. сложился законченный, классический стиль византийской мозаики. Он отличается строгой системой расположения сюжетов, иллюстрирующих и раскрывающих основные темы и догматы христианства. По этой системе в куполе храма помещается поясное изображение Христа Пантократора (Вседержителя), в алтаре-апсиде фигура Богоматери-Оранты, молящейся с воздетыми руками. По сторонам ог нее даются фигуры архангелов, а в нижнем ряду - апостолов. Именно в таком стиле исполнены многие мозаичные циклы XI-XI1 вв. как в самой Византии, так и за ее пределами.

Высокого уровня достигает в Византии иконопись . представляющая собой вид станковой культовой живописи. Период первого расцвета византийской иконописи приходится на Х-ХИ вв.. когда в иконе господствующее положение занимает изображение человеческой фигуры, а другие элементы - ландшафт и архитектурный фон - передаются весьма условно. К числу выдающихся образцов иконописи данного периода относится икона Григория Чудотворца (XII в.), которую отличает глубокая одухотворенность, тонкий рисунок и насыщенный цвет. Особо необходимо отметить икону Владимирской Богоматери (XII в.), которая стала на Руси главной иконой Русской православной церкви и остается ею вплоть до наших дней. Изображенная на ней Богоматерь с младенцем наделена проникновенным выражением и при всей своей святости и духовности наполнена глубокой человечностью и эмоциональностью.

Очередной и последний период расцвета иконописи приходится на XIV-XV вв., от которого сохранилось большое количество прекрасных икон. Как и вся живопись, иконопись данного периода претерпевает заметные изменения. Усложняется цветовая гамма, чему способствует использование полутонов. Усиливаются естественность и человечность изображаемых фигур, они становятся более легкими и подвижными, нередко изображаются в движении.

Выдающимся образцом подобной живописи является икона «Двенадцать апостолов» (XIV в.). Изображенные на ней апостолы предстают в разных позах и одеждах, они держатся свободно и раскованно, как бы беседуют между собой. Передние фигуры больше задних, их лица объемны благодаря использованию тонких бликов. В XV в. в иконописи усиливается графическое начало, иконы исполняются со штриховкой тонкими параллельными линиями. Ярким примером подобного стиля является икона «Сошествие Христа в ад» (XV в.).

Подобно архитектуре и мозаике, иконопись нашла широкое распространение за пределами Византии. Многие византийские мастера успешно трудились в славянских странах - Сербии, Болгарии, Руси. Один из них - великий Феофан Грек - создавал свои произведения в XIV в. на Руси. От него дошли до нас росписи в Церкви Спаса Преображения в Новгороде, а также иконы в Благовещенском соборе Московского Кремля.

В 1453 г. под натиском турок Византия папа, однако ее культура продолжает существовать и в наши дни. Она занимает достойное место в мировой культуре. Свой главный вклад в мировую духовную культуру Византия внесла прежде всего через утверждение и развитие православного христианства. Не менее значительным был также ее вклад в художественную культуру, в развитие архитектуры, мозаики, иконописи, литературы. Следует особо отметить ее благотворное влияние на становление и развитие



Похожие статьи
 
Категории