Конспект урока по литературному чтению на тему Л. Н

13.04.2019

Учитель начальных классов

МОУСОШ № 9 г. Калининград

Кирпушко Наталья Ярославовна

УМК «Школа России»

3-й класс.

II класс

Л.Н. Толстой «Филиппок»

Цели урока:

    Учить понимать содержание рассказа, используя сюжетно – композиционный треугольник.

    Развивать логическое мышление, внимание, умение концентрироваться, умение работать в парах, группах, прислушиваться к мнению товарища

    Давать характеристику герою произведения, высказывать свои суждения по произведению, выражать эмоциональное отношение к прочитанному.

    Формировать читательскую деятельность через выборочное чтение.

Ход урока:

    Организационный момент.

— улыбнитесь друг другу, улыбнитесь гостям и поздоровайтесь с ними

II . Проверка домашнего задания.

— С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке?

(Произведение Л.Н. Толстого «Филиппок»)

— Сегодня мы продолжим работать над этим произведением, но для начала поверим, насколько внимательно вы читали произведение.

(3 человека работают у доски)

* Работа у доски (слайд-маркер)

1 ученик соединяет записанные на доске непонятные слова из произведения с их объяснениями

2 ученика составляют план произведения, записанный на карточках

(карточки перемешаны) (карточки размещены правильно,

сверка со слайдом)

Образец

Скучно дома

Скучно дома

Филиппок отправляется в школу

Опасная часть дороги в школу

Знакомая дорога

Встреча с учителем

Опасная часть дороги в школу

Раздумья на пороге школы

Раздумья на пороге школы

«Ты погоди хвалиться»

Встреча с учителем

Филиппок читает

Филиппок читает

Знакомая дорога

«Ты погоди хвалиться»

Остальные дети работают в парах

* Работа в парах

— Откройте стр.124, задание 11.

— Прочитайте задание (вслух читает 1 ученик: прочитать и объяснить пословицы, назвать произведения Л.Н. Толстого, которые им соответствуют).

— Проверим, работу рябят у доски (сигнальные карточки)

На доске пословица:

Всё хорошо, что хорошо кончается.

— прочитайте, объясните смысл ещё одной пословицы

— давайте все вместе ещё раз обсудим правильность ваших суждений на примере рассказа Л.Н. Толстого «Филиппок»

III . Обобщение, проверка знаний. Работа над произведением.

На доске:

*В *З *Р *З

* Построение сюжетной линии. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Характеристика героя.

— Посмотрим на схему, как она называется? (сюжетная линия)

— Назовите основные этапы сюжетной линии произведения (вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение)

— Построим сюжетную линию. Откройте стр. 112.

— И так, вступление. (дети берут название частей (план) и поочерёдно прикрепляю к схеме)

— С чего начинается рассказ? (Скучно дома) Прочитайте вступление.

— Почему Филиппок не ходил с ребятами в школу? (о/в)(Был маленький)

— Завязка. Как завязываются, начинаются события в рассказе? Что решает Филиппок? (Филиппок отправляется в школу ) (о/в)

— Что приключилось с мальчиком по дороге? Найдите и прочитайте об этом в рассказе. (Знакомая дорога ) (Опасная часть дороги в школу )

— Что произошло потом? (о/в) (Малыш пришёл в школу и испугался) (Раздумья на пороге школы)

— Как вы считаете, почему он испугался? (о/в) (растерялся, женщина накричала)

— Кульминация. Найдите кульминационный момент произведения, где события достигли самого напряжённого, волнительного, переломного момента. (Встреча с учителем ). Эту часть рассказа мы прочитаем по ролям. Чьи слова нужно озвучить? (Автор, учитель)

— А какое чувство испытали бы вы, окажись на месте Филиппка?

— Развязка. Конец волнению. Всё обошлось. Филиппок на уроке. (Филиппок читает )

Как он начал складывать своё имя? Продолжим читать по ролям. Чьи слова озвучим? (Автор, учитель, ученик)

Ты погоди хвалиться»)

— Заключение. Чем закончился рассказ? (о/в) (Филиппок стал ходить в школу)

— Найдите и прочитайте заключение

* Физ.минутка: гимнастика для глаз

Назовите главного героя произведения. Составим его образ. На доске фразы из произведения о Филиппке. Найдите слова, где сказано, какой мальчик был в начале. А каким мы видим его в конце рассказа?

Слайд-маркер: (выходят по 1, выбирают и подчёркивают 2 цветами)

Скучно одному. Бросился бежать, стал кричать, споткнулся, упал. «Ты ещё мал, не ходи». Нашёл страх. Я страсть, какой ловкий! Учителя боится. Стал ходить с ребятами в школу. В горле от страха пересохло. Знал буквы, немножко читать умел. Осмелился.

оценим

— Кто помог измениться Филиппку? (Учитель, ребята)

— А как вы относитесь к Филиппку?

— Вернёмся к пословице. Вспомните, как вы её объясняли в начале урока, согласитесь ли вы со своим мнением теперь. Подходит ли эта пословица к рассказу, докажите своими ответами. (Филиппок боялся, но первый день учёбы в школе закончился хорошо)

— А вы можете сказать, что у Филиппка всё закончилось? (Нет, всё только начинается. Учёба – это тяжёлый, но очень интересный труд)

IV . Итог

    Работа в группах ( у каждой группы карточки с вопросами)

Паспорт героя

1. Где живёт? (в селе)

    Чем занимается? (скучал) — У ребят из др. группы есть дополнения?

    Какие поступки совершает? (решил пойти в школу)

    Какой характер у героя? (решительный, смелый, шустрый) – Кто дополнит?

    Что вам понравилось или не понравилось в герое?

(смелый, любознательный, но непослушный)

Отзыв по произведению

    Жанр, название

    Тема, о чём произведение (о школе, о желании мальчика учиться)

    Назвать главных героев

___________(другая группа)

    Охарактеризовать героев (маленький, но любознательный)

    Чему научил тебя этот текст (добиваться своей цели, не бояться)

— Чему учились на уроке? (строили сюжетную линию, характеризовали Филиппка, прислушивались к мнению друг друга, выразительно читали, читали по ролям)

— Вам понравилось? Вы хорошо поработали, молодцы. Похлопайте себе.

      Домашнее задание

Нарисовать иллюстрацию к любому произведению Л.Н. Толстого и пересказать его

Источники: Климанова Л.Ф. и др. «Родная речь»

МБОУ «СОШ № 4 г. Тосно»
Конспект урока литературного чтения
2 класс.
Тема: «Школа современная и школа в
старину». (По произведению
Л.Н.Толстого «Филипок»).
Программа «Гармония».
Кубасова O.B. Любимые страницы: учебник для 2 класса по
литературному чтению: в 2ч. Смоленск: Ассоциация 21 в.2012
г.

Учитель
начальных
классов: Скрипко Татьяна
Леонидовна
Первая
квалификационная
категория

2013 /2014 учебный год
Тема: «Школа современная и школа
в старину». (По произведению
Л.Н.Толстого «Филипок»).
Цель: дать первичные сведения о дореволюционной школе по
произведению Л.Н.Толстого «Филипок», сравнить с современной
школой.
Задачи:
1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к чтению и учёбе;
2. Расширять и обогащать словарь учащихся;
3. Формировать специальные читательские умения: правильно называть автора и
заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;
4. Развивать речь учащихся, воображение и мышление;
5. Воспитывать чувство сопереживания.
Оборудование:
портрет Л.Н.Толстого, книги Л.Н.Толстого: «Филипок» (3 разные издания),
«Рассказы для маленьких детей», «Рассказы о детях», «Рассказы для маленьких»,
К.Д.Ушинский «Рассказы о животных»; дополнительный текст для учащихся;
иллюстрации (дом Толстого в Ясной Поляне, фотография учеников Яснополянской
школы, «Азбука» Л.Н.Толстого); карточки с заданиями для коллективной работы
учащихся
.План урока
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний

3.Чтение и анализ произведения
а)первичное восприятие текста
б)работа с текстом после чтения
в)повторное чтение и анализ произведения
4Домашнее задание
5Итог урока
Ход урока.
1 Организационный момент.
Как хорошо уметь читать! Важнее нет науки!
Тот, кто умеет сам читать
Совсем не знает скуки.
О чём это стихотворении?
о том, как хорошо уметь читать.
Почему автор считает чтение ­ наукой?
книга рассказывает много нового, того чего мы не знаем
2 Актуализация знаний.
а)­ Сегодня у нас знакомый писатель.
Кто это?
+ Л.Н.Толстой.
Что вы знаете о нём?
написал много книг (перечисляют, которые знают)
б)Работа с выставкой книг
Я тоже принесла некоторые книги Л.Н.Толстого из библиотеки. Думаю,
что после урока вам непременно захочется прочитать эти книги.
Давайте их рассмотрим.
Нет ли среди книг ­ книг не по теме?
+ да. Ушинский «Рассказы о животных».

Докажите, что эта книга не по теме?
+ эта книга другого автора
Откуда можно узнать, не читая книг, о ком она пишет?
+ по рисункам на обложках, по названию книг
Кто прочитает названия книг?(книги: « Рассказы о детях»,
« Рассказы для маленьких», « Рассказы о детях» Л.Н.Толстого.
Как вы думаете, о чём все эти книги?
Для того, чтобы определить тему нашего урока, мы послушаем рассказ о писателе,
который вместе со мной подготовили Костя, Аня и Саша.
Костя С.:+ Лев Николаевич Толстой родился в усадьбе Ясная Поляна Тульской области
(под Москвой) и прожил долгую жизнь. Он написал очень много разных произведений:
рассказов, сказок, басен. Лев Николаевич много работал. Свои сочинения он переписывал по
10 ­ 12 раз, чтобы сделать их хорошими. Будучи графом, Лев Толстой занимался и
крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова, строил избы, клал
печи, шил сапоги. Он считал, что всякий труд полезен и нужен, уважать можно только
такого человека, который всю жизнь трудится
.Аня Б.:Лев Николаевич Толстой очень долго, 50 лет, жил в своём доме в Ясной
Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди со всего мира. В
соседней деревне Толстой открыл школу и стал учить крестьянских детей по
учебникам, которые сам написал. Над азбукой он работал 20 лет. Писатель много
времени проводил с деревенскими детьми: зимой катался с ними на санках, коньках,
лыжах, летом ходил с ними за ягодами и грибами.
Саша Р.:Лев Николаевич в своей школе учил деревенских детей так, что им было очень
интересно заниматься. Он никогда не наказывал своих учеников. Дети любили своего
учителя. Добрая слава шла о школе Толстого. Деревенские мальчики и девочки очень
хотели в ней учиться. У Льва Николаевича Толстого было много талантливых учеников.
Например,Вася Морозов, повзрослев, стал известным писателем. Спасибо, молодцы!
(оценка, сообщение цели урока) .О чём же мы будем
+ Об учёбе, о школе,
читать и говорить сегодня на уроке?
о детях
О какой школе?
+ О школе в старину.
Современной или которая была раньше?
Молодцы. Сегодня мы будем читать и говорить о школе в старину и сравним с
современной школой.
Посмотрите(показываю иллюстрации).Вот дом Л.Н.Толстого., где он прожил 50 лет.
Это ученики Л.Н.Толстого, (фотография), рассмотрите получше после урока.

З.Чтение дополнительного текста.
Чтобы лучше представить далёкое прошлое, как учились дети 150 лет назад,
прочитайте дополнительный текст.
Читая, делайте на полях пометки:
V­ знал
+­новое
!­нравится
? ­ я думал иначе.
Сто пятьдесят лет назад в России было очень мало школ, дети простых людей не могли
учиться. А тем, кому и посчастливилось ходить в школу, приходилось учиться в одной
комнате с детьми разного возраста из разных классов. Учитель был один на несколько
классов, которые он учил одновременно. Педагог имел право строго наказывать
учеников за малейшую провинность.
Беседа после чтения.
Что уже знали?
Что для вас новое?
О чём вы думали иначе?
Рассказ учителя.
Первые школы для простых людей в России были при церквях и монастырях. Обучали
детей и на дому: собирал учитель (а это мог быть сельский поп или отставной солдат)
у себя несколько ребят и учил их грамоте по славянскому алфавиту, который создал
монах Кирилл и его брат Мефодий. Название букв было трудным и непонятным покой
­ аз­ рцы (пар) твердо ­ аз (та).
Что у меня получилось?
+ парта
Мой рассказ продолжит Оля Ренскова.
Чтение стихотворения (наизусть)
Она прочитает стихотворение Натальи Кончаловской.
В старину учились дети,
Их учил церковный дьяк.
Приходили на рассвете
И твердили буквы так:
А да Б ­ как Аз да Буки,
В ­ как Веди, Г – Глаголь
И учитель для науки
По субботам их порол
Вот такой чудной вначале
Наша грамота была!

Вот каким пером писали
Из гусиного крыла, (показ картинки)
Спасибо, молодец!
Какое впечатление от стихотворения?
+понравилось
Физкультминутка
(проводит ответственный, «физкультурник»)
Работа по учебнику
А) Ответы на вопросы учебника
Откройте учебник, страница 137. Найдите начало урока по значку (колокольчик). Будем
читать вопросы автора учебника и отвечать на них.
Прочитайте ­ 1ый вопрос.
+ Как называется книга?
Отвечаем, Даша?
+ Книга называется «Филипок»
Кто автор?
Посмотри внимательно на обложку.
JI.H Толстой.
­Ваня, читай второй вопрос.
+ Догадайся по обложке книги, о ком в ней написано. Подумай, в
какое время жил мальчик, который здесь нарисован.
Как ты догадался?
(Дети отвечают)
+ О мальчике, Филипке.
+Жил давно.
­Как догадались?
+ Одет не по­современному; шуба, валенки, шапка меховая.
­Прочитайте 3­ий вопрос.
+ Кто написал эту книгу?
+ JI.H Толстой.
­Ребята, книга Л.Н Толстого «Филипок» много раз издавалась, и поэтому обложки этой
книги выглядят по ­ разному, (показываю 3 книги) Вот у меня три разных изданий этой

книги. Посмотрите на них, обратите внимание, какие здесь иллюстрации на обложке.
Перелистнули страницу на 138.
Б) Чтение про себя предисловия. Прочитайте предисловие с карандашом, отметьте,
что нового узнаете о писателе. О чем мы еще не говорили? /. Около ста лет назад в
России было очень мало школ, дети простых людей не могли учиться. Л.Н Толстой в
своей усадьбе «Ясная Поляна» открыл школу для крестьянских детей и написал
учебники: «Азбуку», «Четыре русские книги для чтения». В этих учебниках было много
рассказов, сказок, басен. По ним учились несколько поколений русских детей. Перед
тобой рассказ об одном из учеников того времени./
­ Что нового узнали о писателе, о чем мы еще сегодня не говорили?
+ Л.Н Толстой написал «Четыре русские книги для чтения».
Молодец! По этим книгам дети учились читать.
Первичное чтение текста
(Чтение текста вслух по частям сильными учащимися)
Будем читать произведение Л.Н Толстого по частям и учиться задавать вопросы по
тексту.
Читай,.Алена до слов.......................(«И мать оставила его дома»)
О чем бы вы хотели спросить?
+ Почему Филипок не ходил в школу?
+Все ли ходили в школу?
+Почему мать оставила Филипка дома?
+В какую школу хотел ходить Филипок?
+Почему он захотел идти в школу?
Ответим на последний вопрос
+ Он очень хотел учиться.
Молодцы! Читаем дальше. Продолжает читать Антон. 2ч. (
отцовскую и пошел в школу»)
Какие вопросы возникли?
+ За каким селом была школа?
+ Какую шапку нашел Филипок?
+ На какую поденную работу ушла мать?
­Кто объяснить, что за поденная работа?
старую,
«Взял

О значении этого слова (поденная) справимся в толковом словаре. Я подумала, что вы
обязательно спросите про это слово и приготовила закладочку в словаре. (Читаю по
словарю).
­Что же за поденная работа?

Учет и оплата работы по дням.
Какие вопросы хотите задать?
+ Пойдет ли Филипок в школу?
Можно я спрошу? «Почему он не пошел гулять?»
+ У него не было друзей.
+ Ему было скучно.
+ Очень хотел учиться.
­Молодцы, читаем дальше. Читает Лиза.
Зч. (куда ты, постреленок, один бежишь?)
­Какие вопросы возникли?
+ Почему сначала собаки его не трогали?
­Ответим на этот вопрос.
+ Они его знали, он шел по своей слободе.
­Кто объяснит, что называется слободой?
+ Улица?
+ Может это деревня?
­Давайте снова посмотрим, что?
+ Толковый словарь.
­Прочитай, Катя.
+ Слобода ­ большое село со свободными крестьянами, пригород.
­Продолжаем задавать вопросы.
+ Почему залаяла Жучка и Волчок?
+ Почему собаки за ними не погнались?
+ Как звали собак?
­Почему мужик назвал Филипка «постреленок»
­Ответим на этот вопрос.
+ Маленький, бежал быстро, как стрела.
­Куда упал Филипок?
­Можно я спрошу?
+ Да.
­Почему все с ним случилось?
+ Школа далеко.
Читает Ваня Устинов.
4ч (.........«Назад идти ­ опять собака заест, в школу идти ­ учителя
боится»)
­Какие вопросы хотите задать?
+ Какие голоса гудят в школе?

Почему испугался Филипок?
+ Как бежал Филипок?
­Ответим.
+ Во весь дух.
­Это как?
+ Очень быстро.
­Еще что он сделал, чтобы не споткнуться?
+ Подобрал полы.
­Как понимаете это слово?
­Полы ­ это нижняя часть раскрывающейся одежды. (Показываю на рисунке) Почему
Филипок приподнял края одежды?
+ Шуба длинная, наступит на край одежды и снова упадет.
­Давайте зададим один главный вопрос (пишу на доске: Что...) + Что сделает Филипок
?
­Ну, как вы думаете?
+ Пойдет в школу.
+ Я думаю пойдет в школу.
+ Я думаю, вернется домой
+ Нет, пойдет в школу, обратно идти собаки загрызут.
­продолжим читать.
Женя читай
5ч (....« Он посмотрел на учителя и заплакал»)
­О чем хотите спросить?
+ Как засмеялись ребята?
+ Каких ребят полна школа?
+ Почему молчал Филипок?
+Почему у него в горле пересохло?
+Почему он держался за шапку?
­Это очень важно.
+ Пустил ли учитель Филипка?
­Молодец, правильно. Что же сделает учитель?
Прочитаем дальше.
Читает Никита.
6ч (Все засмеялись)
­Какие возникли вопросы?
+ Похвалил ли учитель Филипка?
+ Почему учитель обещал, что Филипка отпустит мама в школу?
­Правильно, он ведь с мамой не разговаривал.
+ Почем Филипка не пускают в школу?

Обязательно ли надо учиться?
­Молодцы, читаем до конца.
7ч. Читай, Матвей.
­Какие чувства вызывает у вас Филипок?
+Понравился.
+ Он смешной.
­Ребята, мы задавали вопросы по тексту, но не на все ответили. На все вопросы мы
можем теперь ответить?
+ Да
.Беседа после чтения
.Стр 140. Прочитайте первый вопрос, который задает автор учебника.
+ Как ты думаешь, прав ли Филипок, говоря: « Я бедовый
Я
страсть какой ловкий!»?
+ Нет, он не прав, надо учиться.
­Каким себя называет Филипок?
+ Бедовый, ловкий.
­Кто объяснит, что значит «бедовый»?
+ Приносит беду, от него много бед
­Давайте уточним значение слова в толковом словаре.
+ Бедовый ­ смелый, решительный.
­Мог ли писатель дать другое название произведению?
+ Нет, такой мальчик был.
Групповая работа
­ Будем работать вместе в группах Приготовились к работе.
(Дети выходят из­за парт и встают по группам, 4 гр).
­ Вы отправитесь в далекое прошлое, в школу, в которую мог ходить Филипок.
(Раздаю карточки с заданиями).
­Прочитать слово
+ покой ­ аз ­ покой ­ аз
­Определить жанр произведения.
Филипок
Басня
Быль
Сказка

Проверка работы в группах.
(Д е т и садятся на место, сигнал к проверке, отвечают по желанию)
Чтение текста про себя
­Прочитайте задание 3, страница 140. Саша, читай.
+ Прочитай рассказ еще раз, подчеркни карандашом непонятные слова.
­ Кто прочитал, откройте рабочие тетради на странице 80.
­ Прочитайте задание.
Работа в рабочей тетради
+ Соедините слова и их объяснения.
­ Выполняйте.
/Украдкой
Слобода
Сени
Полы
Немой Помещение между крыльцом дома и жилым
Лишенный способности говорить.
Нижняя часть раскрывающейся одежды
Большое село, пригород
Если
.Коли

Скрытно, незаметно для других
помещением
Проверка задания в рабочей тетради
­ Проверим, как вы выполнили задание. Миша читает.
­ У кого по­другому?
+ ?
Молодец. Некоторые слова мы сегодня объяснили, на следующем уроке продолжим эту
работу.
Фронтальная беседа
Давайте сравним школу в старину, в которую ходил Филипок, со школой сейчас. В чем
сходство с современной школой?
+ Класс
+Учитель
+Дети учатся
+Столы, книги, доски
­В чем различие?
+ Разные классы в одном помещении;
+ Все кричат свое;
+Один учитель на четыре класса;
+ Возраст разный, учатся вместе.
­Сколько школ в нашем городе?

4
­Трудна ли для вас дорога в школу?
+ Нет.
­Почему?
+ Живем рядом.
­Хотели бы вы учиться в такой школе, в какой учился Филипок?
+ Нет
­Почему?
+ Один учитель на всю школу;
+ Трудно и непонятно учиться.
­Что бы вы хотели, чтобы было в школе будущего?
+ Учиться по компьютеру.
+ Ручка сама писала.
+ Электронные учебники (и т. д)
Домашнее задание.
­Какое домашнее задание вы бы хотели выполнить?
+ Нарисовать школу в старину.
+ Нарисовать школу будущего, придумать рассказ про школу будущего.
­Какое обязательное задание?
+ Выразительное чтение рассказа Л.Н Толстого «Филипок».
Итог:
Молодцы, все очень хорошо работали на уроке. За сообщение Косте, Ане, Саше и Оле я
поставила «5», они хорошо подготовились дома.
­Какова же тема нашего урока? О чем мы читали и говорили?
+ Говорили о школе в старину и сейчас, читали быль­рассказ Л.Н Толстого «Филипок».
­Можно ли утверждать, что школа уже не изменится?
+ Нет
­Почему?
+ Развивается наука и техника.
­Спасибо за работу, урок окончен.

Самоанализ урока литературного чтения.
Учебник: « Любимые страницы» О.В Кубасова. Программа
«Гармония» 2 класс
По
Тема урока: «Школа современная и в старину».
произведению JI.H Толстого «Филипок». В классе 30
человек.
До обучения в 1 классе из 30 учащихся целым словом умели
читать 2 человека, 12 человек читали по слогам, 10 учащихся
знали все буквы и могли прочитать слоги, 6 детей знали
только частично буквы, не умели читать даже слоги. Уровень
класса средний. Урок был дан в апреле 2011 года. На это
время способ чтения соответствовал норме у всех учащихся.
У 16 учащихся темп чтения выше нормы, у 11 учащихся темп
чтения соответствует норме и у 2 учащихся (Морозова В ­ 37
слов, Назаров И ­38 слов) темп чтения ниже нормы. Дети
эмоциональные, с неплохо развитой речью и памятью.
При подготовке урока использовала пособие «Литературное чтение» 2 класса:
поурочные планы по учебнику О.В Кубасовой. 2 полугодие (автор ­ составитель

Николаева О.В ­ Волгоград: «Учитель 2006 г, записи лекций на курсах ЛОИРО и
собственный опыт работы.
Приоритетной целью обучения литературного чтения является формирование
читательской компетенции младших школьников, осознания себя как грамотного
читателя, способного к творческой деятельности.
Исходя из этой цели, я выделила 5 задач, которые и решала на уроке.
На работу по произведению Л.Н Толстого «Филипок» отводится 3 урока. Данный урок
­ первый по изучению произведения.
На уроке я не провожу традиционной проверки домашнего задания, а весь урок посвящаю
теме дореволюционной школы, в которой учился «Филипок», /главный герой произведения
Л.Н.Толстого/ чтобы сохранить целостность восприятия данной темы.
Задача № 1
Чтобы пробудить у учащихся интерес к книге, желание читать самостоятельно,
провела работу с выставкой книг. (После урока несколько учащихся взяли почитать
дома книги JI.H Толстого, чем меня очень порадовали). Рассказ учителя чередовала с
сообщениями, которые приготовили дети под моим руководством. Помимо сведений о
творчестве писателя, его биографии, в рассказ включила факты из жизни писателя,
чтобы у учащихся складывалось представление о личности писателя, и каждый
ребенок смог бы высказать свое отношение к писателю.
Задача № 2
Проведена лексическая работа. Объяснение трудных слов проводилось при чтении
текста, использовала «Толковый словарь», иллюстрацию. При повторном чтении текста
дети успешно справились с заданием 3, в рабочей тетради страница 80.
Задача № 3
Развивала умение ориентироваться в книге по заголовку, иллюстрации, формируя
специальные читательские умения. На уроке использовала коллективные способы
обучения работу в группах. В группах ребятам работать нравится. Задания на уроке
выполняли дружно, самостоятельно. Лучше всех работала 2 и 3 группа, затем
выполнила задание 4 группа. 1 группа испытывала затруднение при выполнении 1 го
задания, потом тоже справилась с работой с небольшой помощью учителя.
Используя К.С.О, учащиеся самостоятельно определили жанр произведения.
Задача № 4В течение всего урока развивала речь учащихся. Во время чтения вслух,
дети вели диалог с автором, комментировали, учились задавать вопросы по тексту. В
ходе анализа текста сталкивались собственные мнения детей. Эти столкновения
являлись толчком для создания проблемной ситуации на уроке и подталкивали детей к
анализу текста для прояснения собственных впечатлений и представлений.

Использовала такие формы работы как: умение ставить вопрос ктексту, высказывание
личного отношения к произведению, герою, поступку; давать полные ответы на
вопросы. Каждая из этих форм носила на уроке обучающий характер. Развитие
мышления, воображения, детской фантазии шло в результате рассуждений по ходу
чтения текста и при использовании приема антиципации. (Работа с обложкой книги,
определение темы урока). Во 2­ ом классе умением самостоятельно антиципировать
содержание текста каждый ребенок еще не овладел. Итогом урока была фронтальная
беседа после чтения, которая активизировала жизненные представления учащихся.
Дети сравнили школу в старину и современную школу, пофантазировали, какой будет
школа будущего, Домашнее задание, полученное на уроке, (нарисовать школу
будущего, школу в старину; устный рассказ о школе) тоже способствует развитию
творческой деятельности учащихся.
Задача № 5Урок построила так, чтоб дети могли сопереживать герою, показать свои
чувства. Для этого мною были продуманы вопросы на эмоциональный отклик детей. На
уроке была комфортная обстановка, дети не боялись высказывать свое мнение.
Домашнее задание дети выбрали сами. Все, что запланировала, было выполнено.На
уроке использовала информационные технологии (сообщение о писателе ­ учила
воспринимать информацию на слух; чтение дополнительного текста ­ развивала умение
извлекать информацию из текста. Здоровьесберегающие технологии (Проводились
физкультминутка, был отобран материал по возрасту и интересам детей; дети
чувствовали себя на уроке комфортно, поэтому не боялись высказывать свое мнение)
проблемное обучение (на уроке часто возникали вопросы проблемного характера);
обучение в диалоге (учитель ­ ученик, ученик ­ ученик); игровые (проводилась игровая
физкультминутка, игра в школу «Филипка»).За урок были выставлены 4 отметки за
отлично подготовленные дома сообщения. Считаю, что урок цели достиг.

Конспект урока во 2 классе по произведению Л. Н. Толстого " Филипок".

Цели урока:

познакомить учащихся с рассказом Л.Н.Толстого “Филипок”;

работать над навыками осмысленного, правильного чтения, вырабатывать умения работать с текстом;

развивать творческие способности детей, учить их различать автора и героя.

Оборудование:

портрет Л.Н.Толстого;

выставка книг Л.Н. Толстого;

словарь С.И. Ожегова;

кроссворд.

I. Минутки выразительного чтения

1. Прочитайте произведение Е. Тараховской “Заяц” (вполголоса):

Я боюсь, я боюсь

Волка и кукушку.

Я боюсь, я боюсь

Жабу и лягушку.

Я боюсь, я боюсь

Муравья и мушку.

И ужа, и ежа,

И чижа, и стрижа.

Поглядите, как дрожат

Ушки на макушке.

Учитель:

– О ком стихотворение?

– Что можете сказать о зайце?

– Прочитайте стихотворение так, чтобы все поняли, как боится зайчик. Для этого используйте мимику, жесты.

2. Чтение учащимися вслух с инсценировкой.

Итог.

Минутки выразительного чтения помогут нам в течение урока читать выразительно новое произведение.

II. Работа над новым материалом

Учитель:

Учитель:

– Годы жизни писателя – 1828-1910.

Он был озабочен просвещением народа, образованием крестьянских детей, написал 629 произведений для детей. Известны различные жанры произведений писателя для детей: рассказ, быль, очерк, сказка, басня, пословица, загадка…

– О каком писателе идёт речь? (Речь идёт о Л.Н. Толстом).

– Давайте разгадаем кроссворд. А для этого вспомним произведения Л.Н. Толстого, которые мы читали. (Приложение)

Все вы знаете, что Л.Н. Толстой открыл для крестьянских детей бесплатную школу. Для того, чтобы детям легче было учиться, он написал учебную книгу. Как она называется? (Азбука).

Какое интересное произведение читали, в котором мы говорили о добром сердце девочки Маши? (“Подкидыш”). Учитель показывает книгу.

К какой басне Л.Н. Толстого подходит пословица “Кто вчера солгал, тому завтра не поверят”. (“Лгун”).

В каком произведении говорится о верном друге человека – собаке? (“Булька”).

Какое слово получилось? (“Быль”).

– Что такое быль?

Учитель показывает толковый словарь С.И. Ожегова, и дети зачитывают значение слова быль. (Быль – рассказ о действительном происшествии, в отличие от небылицы).

– Сегодня читаем быль Л.Н. Толстого “Филипок”.

III. Работа по содержанию произведения Л.Н. Толстого “Филипок”

1. Первичное чтение.

2. Беседа эмоционально-оценочного характера.

3. Чтение вслух “цепочкой” и проведение словарной работы:

поденная работа – работа с оплатой по отработанным дням;

слободка – пригород;

сенцы – помещение между жилой частью дома и крыльцом;

полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды;

бедовый – шустрый, смелый.

4. Чтение по частям.

Учитель:

– Каков же Филипок?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочитаем это произведение.

а) Чтение первой части “цепочкой”. (Филипок хотел идти в школу, просился у матери, чтобы она отдала его учиться).

– А как он собирался в школу? (Он выбрал момент, когда бабушка спала, отец уехал в лес, а мать была на работе).

– Торопился ли Филипок? (Да, взял отцовскую шапку. Все делал молча, никому не говоря).

б) Чтение второй части “цепочкой”.

Учитель:

– Далеко ли была школа? (За селом, надо было идти через все село)

– Почему собаки залаяли на Филипка? (Собаки лаяли потому, что не знали его. Они его не видели никогда. А ещё собаки лают, когда бежишь. Филипок не шел, а бежал в школу – вот что важно! Да ещё он был в отцовской шапке, в шубе)

– Что мог сделать Филипок, когда на него залаяли собаки?

– А почему он не вернулся, хотя и было страшно?

– Найдите в тексте выражения, которые изображают. что происходило с Филипком.

в) Чтение третьей части про себя.

Учитель:

– Какое чувство охватило Филипка, когда он подбежал к школе? (Дети зачитывают ответ из книги)

г) Чтение четвёртой и пятой частей.

Учитель:

– Как вошел Филипок в школу? (Снял шапку, вошел тихо, испугался, что не мог говорить).

– Как вел себя Филипок после похвалы учителя? Что он сказал? (“Я бедовый…”)

– Он знает себе цену, знает, что такое бедовый и ловкий.

– Зачем он так сказал учителю? (Чтобы убедить его, что сможет учиться).

– Так каков же Филипок? (Филипок – самостоятельный, настойчивый, смелый, он уже имеет характер, он может добиться своей цели).

– Какая у него цель? (Хорошая, благородная – учиться, получать знания).

– Мог ли писатель дать другое название рассказу?

– Что больше всего интересует Л.Н. Толстого в этом произведении? (Внутренний мир мальчика, его характер, а характер человека складывается и проявляется в детстве, как у Филипка).

5. Инсценировка. Дети инсценируют пятую часть произведения Л.Н. Толстого “Филипок”.

IV. Итог урока. Составление синквейна

Филипок

Самостоятельный, настойчивый.

Идёт, преодолевает, получает…

Филипок добивается своей цели.

Ученик.

V. Домашнее задание



















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

ТИП УРОКА: сообщение новых знаний

ТЕХНОЛОГИЯ: развивающее обучение

ЦЕЛИ:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

Ознакомить учащихся с новым произведением Л.Н.Толстого

Формировать навыки осознанного беглого чтения

РАЗВИВАЮЩИЕ:

Развивать устную речь учащихся для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств

Обогащать словарный запас

Учить анализировать поступки героев

Учить работать с деформированным текстом

Развивать эмоционально- чувственное восприятие и воображение средствами изобразительного искусства

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

Воспитывать внимательное отношение к людям

Развивать умения работать в парах, в группах, учить прислушиваться к мнению товарищей

Воспитывать волевые качества, желание учиться

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:

Дети должны познакомиться с новым литературным произведением

Научиться составлять словесный портрет главного героя по опорным словам

Научиться работать с деформированным и картинным планом рассказа

ОБОРУДОВАНИЕ:

Портрет Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”

Репродукции картин Н.П.Богданова-Бельского “У дверей школы”, “Новые ученики”

Репродукция картины А.А.Венецианова “Захарка”

Фонохристоматия для начальной школы

Толковый словарь русского языка С.И.Ожегова

Раздаточный материал Старославянский алфавит

Карточки со словами для работы в парах

Карточки с деформированным планом для работы в группах

Карточки-картинки для составления картинного плана

Гусиные перья и чернила

Презентация PowerPoint

ПЛАН УРОКА

1. Организационный момент.

2. Работа по теме урока.

1).Введение в тему.

2) Словарная работа.

3) Первичное чтение рассказа

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка

7) Составление словесного портрета главного героя.

8) Работа над планом.

3. Итог урока.

4. Рефлексия

5. Домашнее задание

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжим изучение произведений великого русского писателя Л.Н.Толстого, познакомимся с картинами знаменитых русских художников Н.П. Богданова-Бельского, А.Г.Венецианова, И.Е.Репина, узнаем толкование новых для вас слов, будем работать над составлением плана рассказа.

Наш урок мы начинаем со знакомства с портретом Л.Н.Толстого работы художника И.Е. Репина “Л.Н.Толстой в яснополянском кабинете”.

2. Работа по теме урока.

1). Введение в тему.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым рассказом Л.Н. Толстого.

С чем будут связаны события, происходящие в рассказе, вы узнаете, расшифровав слово. (Работа в тетрадях по литературному чтению).

Расшифруйте слово, исключив лишние буквы в каждой строчке:

  • д б з ж ш в г - все буквы обозначают звонкие согласные звуки,
  • а ш - обозначает глухой согласный звук
  • х ц ч к щ - все согласные буквы обозначают непарные глухие согласные звуки,
  • а к - парный согласный звук
  • ж л д ц т о р ф - все буквы обозначают согласные звуки, а о - гласный звук
  • б в г д л з ж - все буквы обозначают согласные звонкие парные,
  • а л – непарный звонкий согласный звук
  • е ё я а ю - все гласные буквы йотированные, а а - нет.

Получилось слово школа.

Почему именно слово школа будет “ключиком” для нашего урока?

Как школа связана с писателем?

Л.Н.Толстой создал школу для крестьянских ребятишек в своём имении Ясная Поляна и преподавал в ней со своими дочерьми.

Он составил “Русскую Азбуку” и написал много рассказов для детей, которые включил в эту книгу.

Слайд №5

Вместе с героем картины “ У дверей школы” художника Н.П.Богданова-Бельского мы перенесёмся на 100 лет назад в школу конца 19 начала 20 века, какая была во времена Л.Н. Толстого.

Мы тихонько заглянем на урок.

Что делают дети? (Все дети пишут).

Слайд №6

Приоткроем дверь в другой класс.

Чем занимаются здесь ребята? (Изучают алфавит).

Эту картину написал тот же художник Н.П.Богданов-Бельский, и называется она “Новые ученики” (прим. или “Новички” - разная трактовка названия картины).

Эти ребята помогут нам расшифровать название нового рассказа Л.Н. Толстого.

Слайд №7

Работа в тетрадях.

По названию первых букв из древнерусского алфавита составьте слово, которое будет являться названием рассказа, который мы будем изучать на уроке.

2) Словарная работа.

В рассказе вам встретятся незнакомые слова:

пострелёнок

бедовый

Найдите объяснение этих слов в словарике в конце учебника.

Слайд №9

Физкультминутка

3) Первичное чтение рассказа подготовленным учеником до слов “Филипок их уже знал и немножко читать умел”.

4) Прослушивание аудиозаписи отрывка из рассказа.

5) Вопросы после первого прочтения рассказа.

О чём этот рассказ? (О том, как маленький мальчик пошёл в школу).

Кто является главным героем?

Какие ещё действующие лица есть в этом рассказе?

Какие слова и выражения вам были непонятны?

Работа с Толковым словарём русского языка С.И.Ожегова.

Подённая работа - работа с оплатой по отработанным дням.

Украдкой - выполнение действия, чтобы никто не заметил, не узнал.

Полы – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Сенцы – нежилая часть помещения между домом и крыльцом.

Слайд №10

Как вы думаете, эта история могла бы произойти на самом деле?

Как называется такой жанр произведений? (Быль).

Рассказ был написан более 100 лет назад, это быль.

Чтобы вы могли представить себе вашего ровесника, обратимся к художнику

А.Г.Венецианову, который написал портрет мальчика. Это “Захарка”. Так выглядели дети в 19 веке.

Слайд №11

6) Повторное чтение рассказа и анализ текста.

Почему мама не пустила мальчика в школу?

Почему Филипок решил пойти?

Как мальчик собирался в школу?

Где находилась школа?

Знал ли малыш дорогу?

Какие опасности встретились ему на пути?

Почему Филипок не решался войти в школу?

Как он вёл себя, зайдя в класс?

Как ребята объяснили появление мальчика в школе?

Прочитайте, как Филипок стал складывать своё имя.

Как вёл себя малыш после похвалы учителя?

Каким вы представляете себе Филипка, какие черты характера ему присущи?

Составим его словесный портрет.

7) Составление словесного портрета главного героя. Работа в парах.

У вас на столе лежат карточки со словами. Выберите те слова, которые характеризуют мальчика.

Маленький, взрослый, самостоятельный, смелый, бесстрашный, ленивый, робкий, любознательный, смышлёный, глупый, настойчивый, грустный, весёлый, серьёзный, целеустремлённый.

Смелый (один отправился в школу), бесстрашный (не испугался собак), робкий (смутился перед незнакомым человеком), любознательный и смышлёный (научился складывать буквы, когда брат читал), целеустремлённый (очень хотел учиться), весёлый.

Каким вы представляете себе учителя? (Учитель добрый, не прогнал мальчика, погладил его по голове, стал спрашивать, слушал его внимательно, засмеялся, когда Филиппок читал своё имя, пообещал поговорить с мамой, чтобы та отпускала мальчика в школу).

8). Работа над планом. Работа в группах.

У каждой группы есть план рассказа, он не соответствует хронологической последова- тельности событий. Вы должны поставить части плана в соответствии с частями рассказа.

Чтобы вы почувствовали атмосферу школы 19 века, писать будете гусиными перьями.

Опасная часть дороги

Скучно одному

Знакомая дорога

Филипок собирается в школу

Раздумья на пороге школы

Встреча с учителем

Филипок становится учеником

Мальчик отправляется в школу

Группе слабомотивированных учащихся предлагается составить картинный план рассказа (представлены 2 вида картинного плана)

Слайд №13 (№14-15)

9) Проверка составленного плана.

а) Один представитель от группы вписывает нужную цифру в пункт плана на доске.

б) Проверка по картинному плану.

3. Итог урока.

С каким рассказом Л.Н.Толстого вы познакомились?

Что нового, интересного и поучительного для себя узнали?

Какие черты характера Филипка вы хотели бы воспитать в себе?

4. Рефлексия.

Что понравилось на уроке?

Как бы вы оценили свою работу?

  • Красный смайлик - всё понял, понравилась работа в парах и группах;
  • Жёлтый - некоторые моменты на уроке были непонятны, не всегда был согласен с мнением товарищей;
  • Синий – на уроке ничего не понял, работа в парах и группах не понравилась, был не согласен с мнением одноклассников.

Слайд №16

5. Домашнее задание.

Подготовить пересказ были “Филипок” по составленному плану.

Слайд №17

Библиография.

1. Учебник по литературному чтению для 2 класса. Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий Москва 2006 г.

2. Поурочные разработки по литературному чтению. С.В.Кутявина Москва 2010 г.

3. Толковый словарь русского языка С.И Ожегов.

4. Литературно-художественная фонохристоматия для начальной школы. Н.В. Ильчук Москва. Весть - ТДА

Урок литературного чтения

2 класс

Л. Н. Толстой «Филипок»

Цель : формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»)

Задачи: личностных результатов обучения:

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
  • воспитание лучших качеств личности: чуткости, сопереживания, доброты, трудолюбия, терпения, целеустремлённости, желания учиться;
  • формирование коммуникативных умений.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • формирование умения принимать и сохранять учебную задачу, планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование готовности слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий;
  • развитие способностей к самостоятельной аналитической и оценочной деятельности с разными видами информации;
  • развитие речи, операций мышления для решения проблемных ситуаций.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • познакомить учащихся с произведением Л. Н. Толстого «Филиппок»;
  • освоение учебной стратегии «Чтение с остановками» в технологии РКМЧП;
  • развивать навыки работы с текстом;
  • формирование умения составлять план, словесный портрет героя.

Оборудование:

  • учебник Кубасовой О. В. «Литературное чтение»;
  • выставка книг Л. Н. Толстого
  • компьютер, проектор
  • лист самооценки, карточки с заданиями для работы в группе, памятки.

Организационный момент.

К нам на урок пришли гости. Улыбнитесь им, улыбнитесь друг другу.

Я желаю вам на сегодняшний урок хорошего настроения, удачи, и плодотворной работы! У нас всё получится!

Стадия вызова

На уроках чтения мы продолжаем путешествие в мир книг.

В народе говорят: «Испокон века книга растит человека».

А что значит «растит»? (учит, воспитывает)

Сегодня вы познакомитесь с новым произведением, и в конце урока мы сделаем открытие: «Чему же оно учит?»

(Подготовленные дети читают наизусть произведения Л.Н. Толстого

«Правда всего дороже» и «Два товарища».)

Лев Николаевич родился в 1828 году в большой дворянской семье. Он рано остался без родителей. Его воспитанием занималась дальняя родственница.

Долгое время Толстой занимался разными науками, но потом понял, что главное его желание – писать книги. За свою долгую жизнь он написал много книг для взрослых и детей. Среди них «Азбука» и «Книги для чтения». По этим книгам он учил деревенских ребятишек грамоте.

В то время в России было очень мало школ, а в деревнях их и вовсе не было. Дети бедных людей не могли учиться. Лев Николаевич Толстой решил открыть в своей усадьбе Ясная Поляна школу для крестьянских детей.

В его школе ребята учились читать, писать, считать, были у них занятия по русской истории, естествознанию, по рисованию и пению. На переменах и после занятий Толстой рассказывал ребятам что-нибудь интересное, показывал гимнастические упражнения, играл с ними в городки, летом ходил на речку или в лес, зимой катался на санях с гор. Дети любили своего учителя и с удовольствием ходили в школу.

Толстой всё время трудился, хотя и был дворянского рода. Кроме написания книг, он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен, а уважать можно того человека, который всю жизнь трудится.

Многие годы по всей России дети учились читать по его книгам. И до сих пор во многих учебниках есть его сказки, рассказы, были и басни.

Почему и в современной жизни мы читаем книги Л. Н. Толстого?

(Они о дружбе, честности, порядочности, любви, справедливости, стремлении к знаниям - это вечные ценности.)

В нашей классной библиотеке собраны книги Л. Н. Толстого. Советую вам прочитать их.

Сегодня вам предстоит познакомиться ещё с одним произведением Л. Н. Толстого.

Название вы узнаете, если среди гласных букв правильно расположите эти согласные. (. и. и. о. к п л Ф Филипок)

О ком или о чём может быть произведение с таким названием?

Ставим учебные задачи:

  1. Познакомиться с произведением Л. Н. Толстого «Филипок».
  2. Учиться читать осмысленно, правильно, выразительно.
  3. Учиться работать с текстом.
  4. Дать характеристику главному герою.
  5. Определить главную мысль произведения.

(Показать книгу)

Что можете сказать об этом произведении по обложке книги?

Когда жил этот мальчик? Где?

Стадия осмысления. Чтение с остановками.

1 часть

Что вы узнали о Филипке в самом начале?

(Настоящее имя – Филипп. Он был маленький, и мать не пустила его в школу вместе с другими ребятами.)

Почему он остался дома? (мать не пустила его в школу)

Где были родители?

(Мать ушла на подённую работу . Отец ещё с утра уехал в лес.)

Подённая работа - работа, которая оплачивается по отработанным дням.

Что сделал Филипок, когда бабушка уснула? Прочитайте.

Почему он не стал искать свою шапку, а одел отцовскую? (Торопился.)

2 часть

Слобода - сторона, улица. (во время чтения)

Прочитайте, далеко ли была школа? (За селом у церкви)

Что случилось по дороге в школу?

Почему собаки залаяли? (Они не знали его, никогда не видели. А ещё Филипок не шёл, а бежал. Торопился. Вот что важно!)

Представьте себя на месте Филипка. Расскажите, что испытал мальчик, когда столкнулся с чужими собаками?

Дерево предсказаний (устно)

А как поступили бы вы?

Узнаем, как поступил Филипок.

3 часть

Кто же помог Филипку? (Мужик отогнал собак.)

Как он назвал Филипка? (пострелёнок)

Пострелёнок - озорник, сорванец.

Что значит выражение: подобрал полы и пустился бежать во весь дух?

Полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.

Во весь дух - очень быстро.

Какое чувство испытал Филипок на пороге школы? (страх)

Почему? (Вдруг учитель прогонит.)

Какие сомнения были у Филипка? Прочитайте.

(Назад идти – собака заест, в школу идти – учителя боится.)

Какое решение, по вашему мнению, принял Филипок?

Дерево предсказаний

4 часть

Как же Филипок всё-таки решился войти в школу?

(Его пристыдила баба. Она подумала, что Филипок опоздал и тем самым подтолкнула его.)

Что он сделал, когда вошёл? (Снял шапку.)

Почему? (Так принято.) О чём это говорит? (Мальчик был воспитанный.)

Сенцы - помещение между жилой частью дома и крыльцом.

- Почему на вопросы учителя Филипок не отвечал? (напугался)

Немой - лишённый способности говорить.

Найдите в тексте и прочитайте выражения, которые близки по значению и объясняют молчание Филипка.

(Так напугался, что говорить не мог. В горле от страха пересохло.)

А почему же он заплакал?

(Стало обидно, что ему не разрешат ходить в школу.)

5 часть

Кто поддержал Филипка? (ребята)

Что они рассказали о Филипке? Прочитайте.

Украдкой - скрытно, незаметно от других.

6 часть

Когда же осмелел Филипок? (Когда учитель похвалил его.)

А за что похвалил? (За то, что знает буквы и сумел сложить своё имя.)

Как о себе говорит Филипок?

(Я бедовый, я сразу всё понял. Я страсть какой ловкий!)

Бедовый - ловкий, сообразительный.

Страсть какой - очень.

Зачем он так сказал учителю?

(Хотел убедить учителя, что сможет учиться в школе.)

Каков же Филипок? Выберите подходящие слова, которыми можно охарактеризовать этого героя.

Что изменилось в жизни Филипка? (стал учеником.)

Верите ли вы, что эта история могла произойти на самом деле?

Был ли такой мальчик Филипок?

Жанр этого произведения так и называется - быль.

Быль - это то, что было в действительности в жизни.

Сбылись ли ваши предположения по поводу того, о чём будет произведение?

Мы познакомились с былью Л. Н. Толстого и узнали кто такой Филипок.

Но впереди нас ещё ждёт открытие: Чему же учит это произведение?

Чтобы совершить это открытие поработаем в группах.

Стадия рефлексии.

У вас на партах фрагменты иллюстраций к рассказу Филипок. Вам нужно собрать иллюстрации и объединиться в группы.

Игра «Суета»

- У каждой группы конверт с заданием.

Вспомните правила работы в группе. Они перед вами.

(Говорим вежливо; называем собеседника по имени; говорим по очереди; слушаем внимательно; если непонятно, переспросите; четко высказываем своё мнение; уважаем мнение собеседника; соблюдаем порядок на парте.)

Работа в группах

1 группа

Cоставить картинный план.

Обсудить в группе и подготовить ответ на вопрос:

Какие препятствия пришлось преодолеть Филипку на пути в школу?

  • Мать не пустила
  • Собаки набросились
  • А главное - преодолел страх и свои сомнения

Что же заставило Филипка преодолеть все препятствия?

(желание учиться)

2 группа

Восстановить деформированный план.

Пронумеровать карточки в соответствии с порядком следования событий в рассказе.

2. Филипок отправляется в школу.
1. Скучно дома.
3. Опасная дорога в школу.

5. Встреча с учителем.
4. Раздумья на пороге школы.
7. «Ты погоди хвалиться».
6. Филипок читает.


Подготовить выразительное чтение по ролям 6 и 7 частей.

3 группа

Составить краткий рассказ о главном герое.

Перед вами текст - подсказка. Выбирайте и вставляйте подходящие по смыслу слова.

Филипок - это … … мальчик. (маленький, деревенский)

У него были мама, …, …, старший … … . (папа, бабушка, брат Костюшка)

Костюшка ходил … . (в школу)

Филипок был … и тоже хотел … . (любознательный, учиться)

Он был … и …, не испугался собаки и незнакомого учителя. (смелым и настойчивым)

Он упорно … … … . (добивался своей цели)

Учитель … Филипку … в школе. (разрешил, учиться)

4 группа

Составить синквейн.

Правила написания синквейна:

  1. Кто? 1 слово
  2. Какой? 2 слова
  3. Что делал? 3 слова
  4. Что вы думаете о герое? 4 слова
  5. Кто он? (новое понятие) 1 слово
  1. Филипок
  2. Самостоятельный, настойчивый
  3. Бежит, хочет учиться
  4. Филипок добивается своей цели.
  5. Ученик
  1. группа

Составить тонкие и толстые вопросы к рассказу.

Выбрать наиболее удачные вопросы, записать их лепестках:

на красных - тонкие, на желтых - толстые.

Памятка

Презентация работ (от каждой группы по 2 человека)

Почему Филипок так стремился в школу ?

(У него было огромное желание учиться)

Верите ли вы, что Филипок будет старательным учеником?

Почему Толстой написал такой рассказ-быль?

Чему же учит это произведение ?

(Надо стремиться к знаниям, надо быть старательным учеником. Нужно ценить то, что у вас есть возможность учиться в школе и в будущем стать образованными, успешными, интересными людьми! Грамоте учиться всегда пригодится. Учиться - это здорово!)

Это главная мысль произведения!

Вот мы и сделали открытие: чему учит быль Толстого «Филипок».

Подведём итоги. Вспомним учебные задачи.

(Включить проектор)

- Все ли задачи решены?

Дом.задание: Подготовьте пересказ и подберите пословицы к рассказу.

А напоследок я приготовила для вас самое интересное.

Давайте прослушаем это обращение.

Я попрошу вас сидеть тихо, чтобы услышать голос Л.Н. Толстого.

Что радовало Толстого больше всего?

И мне бы очень хотелось, чтобы вы учились хорошо, и чтобы желание учиться у вас не пропадало.

А теперь заполните листы самооценки.

Я учился рассуждать, понимать замысел автора.

Я был активен на уроке.

Я внимательно выслушивал то, что говорили (предлагали) другие члены группы.

Я предлагал группе интересные идеи.

Я выполнял не только свою часть работы, но и помогал другим.

Я завершил свою часть работы вовремя.

Я общался с членами моей группы тактично и с уважением.

Я спокойно принимал критику в свой адрес.

Мне было интересно на уроке.

Что получилось?

Всем спасибо за работу!

Самоанализ урока

1. Характеристика класса. В классе 27 человек. Из них 25 человек имеют средний уровень развития, 2 человека – в зоне патологии. 2. УМК «Гармония». Предметная область «Литературное чтение». Тема: Л. Н. Толстой «Филипок» из раздела «В мире книг». 3. Цель: формирование образовательных компетенций (информационных, коммуникативных, читательских) учащихся через включение их в технологию РКМЧП (учебная стратегия «Чтение с остановками»). 4. Задачи. Выход на задачи урока был осуществлён в сотворчестве с учащимися через систему вопросов. 5. На этапе осмысления использована стратегия критического мышления «Чтение с остановками». Остановки определяла сама, так как текст не знаком. Все вопросы были направлены на осознание и понимание текста. На этапе рефлексии использованы интерактивные формы организации деятельности (работа в группах, игра «Суета»). Задания разного уровня сложности, носят творческий характер, соответствуют теме и задачам урока. В качестве помощника-фасилитатора направляла и контролировала деятельность учащихся. Считаю , что на уроке присутствовала познавательная, социальная и физическая активность. Учащиеся находились в разных позициях и выполняли разные роли. 6. Итоги урока подведены в академическом, личностном и эмоциональном плане через листы самооценки.




Похожие статьи
 
Категории