Коренные народы Сибири: Якуты. Народ Якутии: культура, традиции и обычаи

12.04.2019

Якуты – коренной народ Сибири. По данным последней переписи их количество колеблется в районе 480 тыс. человек. Которые практически полностью проживают на территории республики Саха (Якутия). Незначительная часть расселена в Хабаровском крае, Москве, Красноярском крае и некоторых других регионах РФ.

Этногенез и история народа

Традиционное самоназвание якутов — саха или сахалар. История происхождения национальности изучена слабо. В письменных источниках о существовании этноса впервые упоминается лишь с XVI-XVII вв. По наиболее распространенной теории саха произошли от кочевых племен курыкан, изначально живших в районе реки Енисея, а затем мигрировавших в Забайкалье. О курыканских племенах впервые упоминается в китайских летописях VII в и древнетюркских рунических письменах VIII-X вв.

Считается что курыкане начали мигрировать на территории современного Якутска, около X-XII в. Эта гипотеза перекликается с устными народными легендами. Дальнейшее формирование якутов происходило при смешивании с местными племенами. Изучение генотипа этноса указывает на его среднеазиатское происхождение и связь с европеоидной расой и тюркскими народами.

Первые свидетельства о существовании якутского народа относятся к XVI веку, когда единым правителем разобщенных племен попытался стать богатый и влиятельный вождь Ваджей (Баджей). Его внук Тыгын занимался не только дальнейшим объединением якутских племен, но и пытался подчинить территории соседей. Проводимая политика не принесла желаемых плодов и попытки создать единое государство не увенчались успехом. В 1620 г. занимаемые якутами земли вошли в состав Российской империи. В 1922 г. создается Якутская автономная республика, а в 1990 она переименовывается в Республику Саха (Якутия).

Религия и традиции

В конце XVIII в. со стороны русских стали предприниматься попытки христианизации якутов. Внедрение новой веры часто носило формальный характер, поэтому часть обычаев долгое время оставалась неизменной. До распространения православия традиционной религией считалось — Айыы. По представления народа мир состоял из нескольких уровней. Якуты считались детьми бога Тангра. Особое место занимало поклонение женскому плодородному началу — Айыысыт. К числу основных почитаемых духов, которым приносились дары и жертвоприношения были покровители неба, воды, земли, огня, охоты и т.д. Было распространено шаманство и тотемизм. Дохристианская вера и сегодня имеет своих последователей.

В культуре обычаев также существует почитание «древа жизни».Главным праздником считается отмечаемый летом Ысыах. Сохранились обычаи заговоров, создания оберегов, коновязь. Наследием древних традиций являются якутские национальные прыжки, ставшие своеобразным местным видом спорта.

Национальный костюм и внешность

Из-за суровых климатических условий якутская традиционная одежда создавалась из меха, кожи, шерсти и сукна. Основными частями костюма были кожаные штаны, набрюшник из меха, ноговицы, летний и зимний кафтаны прямого покроя. В мужской костюм входил пояс. Особо нарядным был женский свадебный кафтан (сангыйах). Он отделывался мехом, украшался цветным сукном и золотой тесьмой. Голова покрывалась меховой шапкой, также украшенной сукном или вставками из парчи. Женщина носила украшения из золота и серебра. Обувью служили высокие сапоги из меха и кожи. Более современная национальная одежда также шилась из ткани.

Внешность якутов имеет ярко выраженные монголоидные черты. При невысоком росте наблюдается удлиненное строение рук. Лицо овальное, при невысоком, но широком лбе, выделяется значительно увеличенная средняя часть лица. Нос аккуратный и прямой, иногда с небольшой горбинкой. Цвет кожи смуглый, а волосы черные и прямые. На теле волосяной покров практически отсутствует. Глаза темные со скошенными веками.

Язык и письменность

Язык саха относится к тюркской группе и условно подразделяется на западный и восточный говор, а также долганский диалект. Несмотря на большое количество заимствований у монголов и русских, якуты имеют множество уникальных слов, не имеющих аналогов в других языках.

Легенды якутов содержат информацию о том, что до переселения на новые земли их предки обладали рунической письменностью, которая в последствие была утеряна. Основной формой передачи информации между поколениями было устное народное творчество, где значительную роль играл якутский песенный эпос – Олонхо. Современный алфавит появился лишь в начале XX в. и состоит из 33 кириллических букв русского алфавита и 5 дополнительных знаков.

Примечательно

  1. В Якутии добывается четверть от всех добываемых в мире алмазов.
  2. Площадь Якутии больше 3 млн. кв. км, но 40 % территории находится за полярным кругом.
  3. Олонхо признан ЮНЕСКО частью всемирного нематериального наследия. Средняя длина Олонхо 10-16 тыс. строк, самый длинный эпос доходит до 36 тыс. строк. Исполнители этих песен считаются местными актерами, так как кроме хорошей памяти сказители, должны обладать артистическим мастерством, иметь поставленный голос и владеть интонацией.
  4. В религии и преданиях якутов рассказывается, что их предки спустились с неба.
  5. Якуты считаются спокойным, уравновешенным народом, с преобладанием флегматичного темперамента. Их отличает чистоплотность, трудолюбие и целеустремленность.
  6. Национальным блюдом считает тонко нарезанное замороженное мясо и рыба. А перед тем как съесть медвежатину якуты, подражая воронам, издают звук «хук», по древнему поверью так они маскируются от духа медведя.
  7. Якуты живут в деревянных домах (юртах), строить которые можно только из молодых и небольших деревьев. Рубить крупные и старые деревья грех.
  8. До XIX в. среди якутов было распространено многоженство.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ XIX ВЕКА О ЯКУТСКОМ ХАРАКТЕРЕ

Национальный характер... В нем, как и в футболе, разбираются все. Вот и я навскидку назову кавказцев вспыльчивыми, немцев - педантичными, украинцев - расчетливыми... Возможны, разумеется, и другие варианты. А на деле их самооценка может быть другой. Ведь любой народ видит себя добрым, отзывчивым, терпеливым, духовным.

В Якутии национальный характер стали изучать в позапрошлом веке. Сибирский купец и золотопромышленник Иннокентий Сибиряков выделил 20 тысяч рублей на организацию научной экспедиции в Якутию. В те времена это была солидная сумма. В 90-х годах XIX века в Якутске бутылка водки стоила рубль.

"МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ..."

Состав экспедиции, состоящей в основном из политических ссыльных, выглядит внушительно: Вацлав Серошевский, Эдуард Пекарский, Владимир Иохельсон, Владимир Богораз, Николай Виташевский, Сергей Ястремский, Дмитрий Клеменц, Лев Левенталь, Иван Майнов... Они написали фундаментальные работы. Чего стоят "Якуты" Вацлава Серошевского, капитальный словарь якутского языка Эдуарда Пекарского...

Широкому кругу неизвестно, что члены этой экспедиции составили уникальное методическое пособие по изучению национального характера. Эта работа так и называется: "Программа для собирания сведений о нравах и национальном характере якутов". 110 лет назад (1894 год) начала работу эта первая комплексная экспедиция по изучению народов, которые населяли территорию нашей республики. Вызывает уважение искреннее желание сибирского купца и золотопромышленника Иннокентия Сибирякова узнать больше о Якутии. "Мне важно, - говорил он, - чтобы экспедиция, насколько возможно, выяснила исторический ход инородцев. Для выяснения характера народа важны сказки, поверия, исследование обычного права..."

А-ЛЯ МАСЮК

И в XIX веке в Якутии хватало залетных людей, которых соблазняли "жареные" факты. Владимир Трощанский дал прямо-таки убийственные характеристики якутов: "У них отсутствуют всякие понятия, которые действительно можно бы было отнести к категории понятий нравственных, регулирующих поведение человека" , "Им даже неизвестно, что такое добродетель, в языке их совсем нет слов для выражения моральных понятий". Даже в книге сибирского писателя Николая Щукина "Поездка в Якутск" есть такое описание якутского нрава: "Якуты - народ хитрый, пронырливый и коварный, злопамятны и мстительны... Ябедничества и жалобы столь обыкновенны между якутами... Леность их чрезвычайна... Страсть к воровству и картежной игре повальна... Плут и мошенник почитается человеком умным... Ни стыда, ни вежливости не знают". А в официальном сборнике "Народы России" в разделе "Якуты" можно прочесть: "Главные черты якутского характера: мстительность, сутяжничество, необходительность и скрытность".

О ГОВОРУНАХ И ЖИВЧИКАХ, ТО ЕСТЬ О ЯКУТАХ-САНГВИНИКАХ

Исследователь Ричард Маак по типу темперамента определил якутов сангвиниками, то есть людьми, отличающимися живостью, быстрой возбудимостью, ярким проявлением эмоций. Итак, характеристика от Ричарда Маака: "Невзгоды жизни сделали якута мало впечатлительным к влияниям холода и жара... Способны переносить голод, но при изобилии пищи в состоянии уничтожить неимоверные ее количества. Вообще весьма характерная черта якута - приспособляться к условиям посещающих его или в соседстве с ним живущих народностей... Молчаливых якутов я встречал редко... Между здоровыми якутами молчаливых я, по крайней мере, не встречал... Ни у одного из коренных племен Восточной Сибири не развита так словоохотливость, как у якутов".

"КАЖДЫЙ ПРИБАВИТ ПИКАНТНОЕ..."

Те исследователи , которые старались глубоко "пахать" , понимали, что не могут охватить все и вся из жизни якутов. Не все были "масюками" XIX века. Так широко цитируемый всеми нашими учеными Ричард Маак в своей работе признался: "Об умственных и нравственных способностях и образе жизни населения я могу сообщить только поверхностные и, конечно, далеко не полные сведения".

Член Сибиряковской экспедиции Николай Виташевский, изучавший юридический быт якутов, тоже признал несовершенство научного подхода: "Конечно, далеко то время, когда социолог в состоянии будет по одному какому-нибудь факту из жизни того или иного народа восстановить всю эту жизнь во всех ее подробностях". Такие ученые "глубокой вспашки" , знакомясь со всеми предыдущими описаниями жизни якутов, быстро разбирались, что к чему. Так, составивший фундаментальнейший словарь якутского языка Эдуард Пекарский выразил такое мнение: "Несмотря на сравнительное богатство литературы о якутах, верные сведения о них мало распространены среди обыкновенной читающей публики, которая в большинстве случаев вынуждена довольствоваться так называемыми научно-популярными изданиями, наполненными неизвестно на чем основанными измышлениями по адресу этого интересного племени".

Завершу эту подборку фразой автора очерков юридического быта якутов Д. Кочнева: "Каждый приезжий в Якутскую область считает своим долгом написать что-нибудь о якутах и, не зная ни жизни, ни языка якутов, пользуется предыдущими сочинениями и повторяет все, что было написано раньше, да еще и сам прибавит что-нибудь пикантное, не поняв смысла наблюдаемого явления".

КАЖДЫЙ ЯКУТ -ТАЛЕЙРАН

Но все же позитива было много, ведь в большинстве случаев за дело брались думающие люди, знающие, что такое истинная человеческая цивилизация. Тот же Александр Миддендорф, "обозвавший" якутов сибирскими евреями, считал их развитым народом из-за занятия скотоводством и не соглашался с теми, кто ставил их в один ряд с аборигенами Северной Америки.

А сибиряковец Владимир Иохельсон "обозвал" якутов "талейранами" , имея в виду их способность быстро сходиться с людьми. Он же сделал заключение: "Якуты имеют все задатки для прогресса как по своим природным способностям, так и по отсутствию у них в некоторой степени духа косности и консерватизма... В якутской массе находим много добродетелей и достоинств, каких не найдем в низших классах многих культурных народов".

И Вацлав Серошевский отмечал, что в общем "якутов нужно считать за племя здоровое, закаленное, легко приспособляющееся и при лучшем питании, при улучшении санитарных и гигиенических условий обещающее быстро превратиться в сильный, рослый, работящий народ". Известный этнограф Сибири Дмитрий Клеменц был также высокого мнения о якутах, говоря, что они народ интеллигентный, стойкий и мужественный.

В заключение приведу слова автора научно-популярной книги "Якуты" А. Голиковой: "Образование научит якутов экономнее тратить свои силы в борьбе с природой, оно научит их остерегаться болезней и лечиться полезными медицинскими средствами, оно научит их многим полезным изобретениям, которые уже известны нам, русским, и которые помогут якутам лучше устроить свою жизнь".

БРОКГАУЗЪ И ЕФРОНЪ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (189О-1907)

ЯКУТЫ. Их коммерческие наклонности облегчают им эксплуатацию легкомысленных и беспечных соседних инородческих племен, а нередко даже и русских. Как ремесленники, якуты быстро успевают во всех мастерствах, обнаруживая значительную ловкость в ручных работах. Якуты неохотно идут в работники и при малейшей возможности устраиваются самостоятельно. По якутским понятиям, каждый приезжий имеет право войти в любой дом во всякое время дня и ночи и расположиться там пить чай, варить пищу или ночевать. Грабежей и воровства внутри рода не существовало вследствие общности имущества. Убийство было явлением исключительным; за убийство вне рода виновные терпели родовую месть или платили виру. Родовая вражда, прежде возбуждавшая родовые войны, теперь выражается в интригах, доносах, сплетнях, судбищах. К наукам якутские дети прилежны и понятливы; в якутской гимназии, особенно в низших классах, они идут впереди русских. Разговорный якутский язык меток, звучен и живописен. Я. любят остроумные обороты, каламбуры, красные словца, прибаутки и сравнения. Красноречие у них в большом почтении.

Федор РАХЛЕЕВ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. // Якутск вечерний (Якутск).- 08.10.2004

Якуты, которые называют себя саха (сахалар) - народность, которая, согласно археологическим и этнографическим исследованиям, сформировалась в результате смешения тюркских племён с населением в регионе среднего течения реки Лена. Процесс формирования народности завершился приблизительно в XIV - XV вв. Некоторые группы, к примеру, якуты-оленеводы, сформировались значительно позже в результате смешения с эвенками на северо-западе региона.

Саха принадлежат к североазиатскому типу монголоидной расы. Быт и культура якутов тесно переплетаются с центральноазиатскими народами тюркского происхождения, однако, в силу ряда факторов и значительно отличается от них.

Якуты проживают в регионе с резко-континентальным климатом, но при этом исхитрились освоить скотоводство и даже земледелие. Суровые погодные условия сказались и на национальной одежде. Даже в качестве свадебного одеяния якутские невесты используют шубы.

Культура и быт народа Якутии

Якуты ведут родословную от кочевых племён. Поэтому живут в юртах. Однако, в отличие от монгольских войлочных юрт, круглое жилище якутов возводится из стволов небольших деревьев с конусообразной стланой кровлей. В стенах устраивается множество окон, под которым на разной высоте располагаются лежаки. Между ними устанавливаются перегородки, образующие подобие комнат, а в центре утраивается мазаный очаг. На лето могут воздвигаться временные берестяные юрты - урасы. А с XX века некоторые якуты селятся в избах.

Быт их связан с шаманством. Возведение дома, рождение детей и многие другие аспекты жизни не проходят без участия шамана. С другой стороны, значительная часть полумиллионной популяции якутов исповедует православное христианство или вовсе придерживается агностических убеждений.

Наиболее характерное культурное явление - стихотворные повести олонхо, которые могут насчитывать до 36 тысяч рифмованных строк. Эпос передаётся из поколения в поколение между мастерами-исполнителями, а совсем недавно эти повествования были внесены в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Хорошая память и высокая продолжительность жизни - одни из отличительных черт якутов.

В связи с этой особенностью возник обычай, согласно которому умирающий пожилой человек призывает к себе кого-нибудь из молодого поколения и рассказывает ему обо всех своих социальных связях - друзьях, недругах. Якуты отличаются социальной активностью, даже несмотря на то, что их поселения представляют собой несколько юрт, расположенных на внушительном расстоянии. Основные социальные сношения происходят во время больших праздников, главным их которых выступает праздник кумыса - Ысыах.

Не менее характерны для якутской культуры горловое пение и исполнение музыки на национальном инструменте хомусе, одном из вариантов загубного варгана. Отдельного материала достойны якутские ножи с ассиметричным лезвием. Подобный нож есть практически в каждой семье.

Традиции и обычаи народа Якутии

Обычаи и обряды якутов тесно связаны с народными верованиями. Им следуют даже многие православные или агностики. Структура верований весьма схожа с синтоизмом - каждое проявление природы имеет своего духа, а общаются с ними шаманы. Закладывание юрты и рождение ребёнка, заключение брака и погребение не обходится без камланий.

Примечательно, что до недавнего времени якутские семьи были полигамны, каждая жена одного мужа имела собственное хозяйство и жилище. Видимо под воздействием ассимиляции с русскими якуты всё же перешли к моногамным ячейкам общества.

Важное место в жизни каждого якута занимает праздник кумыса Ысыах. Разные обряды призваны задабривать богов. Охотники славят Бая-Баяная, женщины - Айыысыт. Венчает праздник всеобщий танец солнца - осоухай. Все участники берутся за руки и устраивают огромный хоровод.

Огонь обладает сакральными свойствами в любое время года. Поэтому каждая трапеза в якутском доме начинается с угощения огня - бросания в костёр пищи и орошение его молоком. Кормление огня - один из ключевых моментов любого праздника и дела.

Существуют три версии о происхождении якутов. Авторами первой и древнейшей из них были так называемые дорусские якуты. Согласно ей, якуты - первооснова всего человечества, ибо северные Адам и Ева (Эр Соготох Эллэй со свое женой) являются самыми первыми людьми на планете Земля, от которых и возник весь род человеческий. Изначальный мужчина Эр Соготох Эллэй - небожитель. Он, спустившись на землю, женился на одной из двух дочерей землянина Омогоя. И чтобы Элляя с женой оставить единственными предками рода человеческого, в легенде сознательно умерщвляются Омогой с женой и вторая их дочь. Памятуя о небесном происхождении Элляя, якуты по сей день называют себя "айыы айма5а", т.е. полубогами. Данное мнение не могло возникнуть на пустом месте. Оно явно происходит от знания Диринг Юряха и представления о роли диринго-дюктайского первоцентра в возникновении человечества северного полушария.

Второе мнение о происхождении

якутов исходит опять таки от самих якутов - только послерусского периода. Все

якуты без исключения считаются произошедшими от Тыгына - человека времен

прихода русских. Во всех генеалогических таблицах, собранных кем бы то ни было,

таблицу возглавляет один Тыгын, иногда с кивком в сторону Элляя. При этом

примечательно, что в качестве отца Тыгына упоминается майаат Бадьаайы, и в

число его сыновей входят тунгус и ламут (Лабынха Сюрюк). Тот же майаат Бадьаайы

по сей день числится как родоначальник кобяйских якутов.

Подобно Манасу и Джангару, Тыгын

здесь осознанно выставлен как телесный, точно хронологизированный и

персонифицированный создатель и организатор якутского народа. При этом весь

дорусский период назван "неякутским периодом", т.е. "кыргыс

уйэтэ",что в дословном переводе означает "век кровавых распрей".

Народ живо иллюстрирует его легендами о распрях самостийных, никому не

подчинявшихся глав суверенных родов - боотуров и хосуунов. Эти роды тыгынские

якуты считают не якутами, не тунгусами, не ламутами, т.е. лишенными этнической

принадлежности. Отсюда и безэтносный термин "кыргыс уйэтэ". Термин

этот начисто вычеркивает этническую принадлежность всех родов Якутии до-русского

времени, называя их "простейшими драчунами".

И эта мысль живо

проиллюстрирована характерными рассказами. Чего стоят такие боотуры, как Легой

борогонский. Ни племени, ни рода легои не признавали. Легоевщина была типична

для всей дорусской "кыргысовой" Якутии, когда безэтносные драчливые

петухи - боотуры и хосууны ради своих личных амбиций препятствовали процессу

попыток формирования этносов. Поэтому ни в одной из легенд о хосуунах и

боотурах во всей Якутии ничего не упоминается об их этносе и фигурируют лишь

имена боотуров и название рода. Попытки этнонимизировать "кыргыс" тут

ни к чему. Это было бы насилием над преданиями и самомнением многоэтносного

фольклора края. Безэтносность легенд о хосуунах и боотурах - всеобщая

особенность дорусского фольклора всей Якутии. Таким образом, датировка

возникновения якутов какими-то, высосанными из пальца 11-15--16 веками - не что

иное, как насилие над самомнением самих якутов тыгыновского и послетыгыновского

времени, вплоть до 1917 г. По их мнению, дата рождения якутского народа ясна и

точна - это приход в Якутию русских казаков и служилых людей.

Почему эту дату считали решающей,

понять нетрудно. Толчок к консолидации по этносам дало именно появление

русского фактора. Без подобного фактора невозможно объяснить формирование в

народы суверенных родов. С другой стороны, по мере продвижения на восток, для

удобства управления по всей Сибири чисто административным путем этносы и народы

создавало царское правительство. В документах сохранилось даже упоминание о

принципах создания этносов и народов Сибири: язык, основной род деятельности...

Такие этносы, как юкагиры, чукчи, чуванцы создавались также при помощи метода искусственного

администрирования. Все это превосходно учло всенародное мнение якутов

тыгыновского и послетыгыновского времени.

стали малограмотные землепроходцы 17 в. Они предположили, что якуты, возможно,

являются ордынскими татарами. Это простонародное гадание, попав на Запад, уже в

силой инструкции, Так, опираясь на чужие слухи, на далеком Западе возникла

основа будущей версии о якобы "южном" татарском происхождении якутов.

Сплошь неграмотная масса якутов, не зная о ней, до советской власти продолжала

твердить о своем происхождении от Тыгына и Элляя. Правда, миссионеры успели

превратить небожителя Элляя в татарина. К концу 19 в. и в начале 20 в. версия о

татарском происхождении якутов зашла в такой тупик, что ее выкинули вон, и

навсегда прекратили поиски на юге участков, пригодных для "прародины"

якутов, затем, для перелицовки версии, татар пошли заменять кем попало: и

тюрками, и хунноуграми, и самоди, и тунгусами Юч Хоро Ханами из Усть-Куты...

Все эти нововведения с радостью подхватила сегодняшняя якутская интеллигенция.

Этнос болен, и эта болезнь

началась из-за утраты якутским языком своих кормящих качеств. К тому же язык

сам раздробился на языки городские и сельские, язык фольклора и полуобрусевших

якутов, литературный язык. Двуязычные родители стали учить своих детей только

русскому, ускоряя обрусение якутов. На этом фоне в душе якута-интеллигента

появился скрываемый от всех стыд за свой этнос, Именно из-за этого стыда - быть

якутом - народ стал усиленно выдавать себя за кого угодно в прошлом. Не больные

таким недугом, досоветские якуты, тем не менее с гордостью называли себя

якутами, потомками собственных пращуров.

Сгоряча, разумеется, мои

соплеменники примутся хором отрицать наличие у них внутреннего стыда за свой

прошлый этнос. Однако, когда остынут, поймут, что и этнос болеет, как сам

человек. Указанная болезнь находится на начальной стадии. Поэтому при желании

она может быть излечима. А если заупрямится, то надо бы вспомнить, что многие

из ушедших в небытие этносов в прошлом погибли по причине бегства застыдившихся

"Молодежь Якутии". -

С.И. Николаев – Сомо5отто/Воспоминания,

статьи/литературный опыт/Якутск/2007г.

Ты принадлежишь к одному из самых загадочных народов. Даже ученые точно не знают, откуда родом якуты и почему оказались так далеко на севере.

2. Ты говоришь на древнем языке, от которого произошли все тюркские языки. И пусть кто–то попробует тебя переубедить.

3. Якут упрям, его дитя еще упрямее. Иначе тут не выжить.

4. Якуты - лучшие охотники. Гринпис был бы в шоке, прочитай там кто–нибудь хотя бы рассказы Исая Никифорова для детей о том, какими способами можно охотиться.

5. Якуты - лучшие снайперы. Белку - в глаз, чтобы не портить шкурку.

6. У тебя богатое образное мышление и витиеватый ход мысли. Язык обязывает.

7. Олонхо - самый крутой народный эпос, признанный на уровне Юнеско. Даже "Аватар" - плагиат из олонхо.

8. Ты легко переносишь холод до –50 и жару до +40.

9. У якутов самое богатое конское убранство. Еще бы, ведь якутская лошадь - дар богов, у нее даже есть отдельное божество–покровитель в пантеоне якутских богов.

10. В твоей родословной обязательно упоминаются Тыгын и Эллэй, самые крутые якутские мужчины.

11. У тебя куча родственников в любом районе Якутии, в любой якутской деревне, а также в местах массового проживания выходцев из Якутии.

12. Якуты - это евреи Сибири.

13. Ты так сильно любишь мясо, что можешь есть его без особых кулинарных изысков, просто вареным с солью. Или даже сырым. И замороженным.

14. Ты так сильно любишь рыбу, что можешь есть ее без особых кулинарных изысков, просто вареной с солью. Или даже сырой. И замороженной.

15. Якутский язык настолько богат и красочен, что одно якутское слово на другой язык можно перевести с помощью десятка, а то и больше слов.

16. Некоторые якутские слова вообще нельзя точно перевести, тогда они переходят в другие языки и даже превращаются в научные термины, например: тукулан, булгуннях и т.д.

17. У многих якутов в роду были шаманы и удаганки. В твоем роду были самые сильные шаманы и удаганки. Да что там, ты сам шаман или удаганка!

18. У якутов есть свой Робин Гуд - национальный герой Манчаары. Любим и уважаем в народе не только за то, что защищал бедных и раздавал им деньги, отобранные у богатых, - он так сильно любил родину, что бежал из любой тюрьмы, лишь бы быть ближе к родным местам.

19. У тебя черные глаза и жесткие черные волосы, ты - настоящий саха.

20. У тебя каштановые волосы и зеленые глаза, ты - настоящий саха.

21. Вообще неважно, как ты выглядишь, если считаешь себя саха, ты - настоящий саха.

22. Ты гордишься Саха театром, известным во всем мире, даже если не был ни на одном спектакле.

23. Ты гордишься феноменом якутского кино, о котором пишут кинокритики, даже если не видел ни одного якутского фильма.

24. Якуты - самые лучшие хомусисты–виртуозы в мире. У многих народов есть варган, но только якуты исполняют на нем сольные и ансамблевые композиции.

25. Якуты - самые фанатичные фанатики. Только убежденные до фанатизма люди могут в одиночку возродить якутский хомус (Иван Алексеев–Хомус Уйбаан), пропагандировать якутскую кухню (Иннокентий Тарбахов), якутский костюм (Августина Филиппова), якутские орнаменты (Мандар Уус), якутскую музыку (Герман и Клавдия Хатылаевы).

26. Только в Якутии гнездится стерх - птица счастья.

27. Жанр мистического триллера и хоррора зародился у якутов задолго до Голливуда. Любой якут знает кучу историй про духов–иччи, леденящих кровь, Лавкрафт отдыхает.

28. Ты различаешь десятки оттенков белого цвета.

29. Многие считают якутов крутыми воинами со времен Орды. Пусть считают.

30. У якутских женщин самые богатые самобытные украшения из серебра.

31. Якуты - хорошие кузнецы и тонкие ювелиры, см. п. 30.

32. Американские индейцы произошли от якутов. Да вообще много кто от нас произошел, только они могут не знать об этом.

33. Никто не любит новостей больше якутов. Даже старинное приветствие означает буквально "рассказывай!" - "кэпсээ!"

34. Никто не пользуется ватсапом больше якутов, см. п. 33.

35. В Якутии есть своя северная Шамбала - горы Кисилях.

36. В Якутии есть свое лох–несское чудовище - в озере Лабынкыр.

37. Жизнь без интернета, воды и света? Легко! Многие у нас до сих пор так и живут. Зато в единении в природой.

38. Можно быть православным и язычником одновременно.

39. Якутия настолько огромна, что мало кто из ее жителей побывал во всех районах республики.

40. Все якуты хорошо поют. Стоит тебе сесть на быка, лошадь, железного коня, - ты тут же начинаешь петь.

41. Якуты - прекрасные импровизаторы. Запевалы осуохая могут петь часами, воспевая то, что видят и о чем думают на данный момент.

42. Ты многим кажешься загадочным, просто потому что молчалив.

43. Якуты обожают устанавливать рекорды Гиннесса - самый многолюдный осуохай, самый большой ансамбль хомусистов, самое массовое кумысопитие, самое большое замороженное молоко и т.д.

44. Только настоящий саха может летом в зной поехать на Булуус, самую большую наледь, поностальгировать по зиме.

46. Лучшее лето, по якутским представлениям: сенокос, огород, сбор грибов и ягод, в общем, отдых в трудах праведных.

47. Якут бывает недоволен, когда зимой недостаточно холодно: "В былые времена доходило до –60, а сейчас всего лишь –40!"

48. Истинный саха с детства приспособлен для выживания в тайге в одиночку.

49. У тебя может быть европейское имя, но ты всё равно его переиначишь на якутский лад.

50. Якутия - рай для палеонтологов и археологов. Вечная мерзлота сохраняет все артефакты со времен глубокой древности.

51. Если ты не любишь овощи, у тебя весомый аргумент на все случаи жизни: "Якут травы не ест".

52. Якуты сами охотно поддерживают стереотипы о себе: на работу ездят на собаках, а домой - на оленях, по улицам ходят белые и бурые медведи, алмазы и золото валяются на дороге.

53. У якутов своеобразное чувство юмора: "Алло, это баня? - Нет, это Болодя!"

54. Якутам удалось ввести в заблуждение фантаста Глуховского, он теперь убежден, что в Якутии зимой отличные дороги из песка и льда.

55. Хотя, может, это и не заблуждение, почти все дороги в Якутии из этого (см. п. 54) и сделаны.

56. Карьер "Мир" для добычи алмазов виден из космоса.

57. В детстве тебя ничуть не пугала избушка на курьих ножках - все дома в Якутии строятся на сваях из–за вечной мезлоты.

58. Якутский алфавит основан на кириллице, но букв в нем больше.

59. Якутская лошадь настолько сурова, что сама пасется зимой в –50, выкапывая корм из–под глубокого снега.

60. Якутская корова настолько сурова, что сама ходит на водопой зимой в –50.

61. Якутским коровам в холода надевают меховые лифчики на вымя.

62. В Якутии так холодно, что тут есть целых 2 полюса холода - в Оймяконе и Верхоянске.

63. Только в Якутии можно услышать "шёпот звезд" - шум от застывающего на морозе дыхания.

64. Речные скалы есть во многих местах, но только якуты добились внесения Ленских столбов в список наследия Юнеско.

65. Якут лаконичен до такой степени, что зеленый и синий цвета, а также их оттенки обозначает одним словом "күөх".

66. Якутский нож, сделанный в полукустарных условиях кузнецом–самоучкой, превосходит по своим качествам ножи известных раскрученных марок.

67. Лучший якутский деликатес - сырая замороженная печень жеребенка, порезанная якутским ножом на брусочки и посыпанная солью. Что может быть брутальнее?

68. Якутская эстрада - самая лирическая в мире. Все песни - про любовь.

69. Ты можешь жить в элитном доме, но втайне мечтаешь о деревянном доме на отшибе от всех. Это называется аласный патриотизм.

70. Ты знаешь ёмкое слово на все случаи жизни - "чэ". Его можно перевести как угодно в зависимости от ситуации: пошли, давай, старт, выпьем, закусим, бей, хватит и т.д.

71. В Якутии очень сильная школа вольной борьбы, созданная усилиями одного энтузиаста, - скромного учителя Дмитрия Петровича Коркина.

72. Все якуты хорошо рисуют. Работы якутских художников есть в частных и музейных коллекциях по всему миру.

73. Якуты обожают рассуждать на отвлеченные темы, это отражено даже в языке, различают баллыгырааhын, куолу, кураанах куолу, дойҕох и т.п.

74. Самые крутые механики, разбирающиеся в автомашинах "уаз–санитарка", живут в Якутии.

75. Любой якут умеет кормить огонь.

76. У якутов своя система национального многоборья, включающая стрельбу из лука, конные скачки, бег, прыжки, борьбу хапсагай, перетягивание палки, поднятие тяжестей и т.д.

77. Если ты победишь в соревнованиях по национальному многоборью на ысыахе, ты станешь легендой при жизни. А еще тебе подарят автомашину "уаз".

78. Только настоящий саха может целый год готовиться к национальному празднику ысыах, шить костюмы, три часа стоять в пробке, мокнуть под дождем или жариться под палящим солнцем, терпеть гнус, лишь бы встретить солнце на түһүлгэ.

79. Самый большой раздел википедии на национальном языке написан по–якутски.

80. Режиссер Алексей Балабанов был помешан на якутах, снимал о них фильмы.

81. Актер Саха театра Федот Львов, талантливо сыгравший роль в фильме "Орда", получил прозвище якутский Жан Габен - за самое красноречивое молчание в кадре.

82. Самый изысканный десерт якутской кухни сделал бы честь любому французскому ресторану - нежные сливки, взбитые с земляникой.

83. Только в Якутске можно начать копать колодец и внести свое имя в историю - шахта Шергина глубиной 140 м впервые подтвердила наличие вечной мерзлоты.

84. Только в Якутске есть институт мерзлотоведения.

85. Если когда–нибудь удастся клонировать мамонта, это будет якутский мамонт - большинство мамонтов найдены в вечной мерзлоте на территории Якутии.

86. Если якут живет вдали от родины, ему снится якутская зима - настоящая, как в сказке, с глубокими сугробами, деревьями, укутанными в иней, клубящимся паром от дыхания.

87. В Якутии самый вкусный воздух - морозный зимой, мутукча сыта (аромат новой хвои лиственницы) весной, дух свежескошенной травы летом.

88. Якуты никогда не гнались за богатством любой ценой. Богатым считался не тот, у кого много денег, а у кого много скота.

89. Только якуты предпочитают серебро золоту.

90. Проходя сквозь облако комарья и гнуса, якут благодарит судьбу и родную природу за то, что это всего лишь комары и мошки, а не мухи цеце.

91. Якутам нравится придумывать бренды - Полюс холода, праздник "Зима начинается с Якутии", северная Шамбала и т.д.

92. В Якутии богатая культура самобытного лоскутного шитья из кусочков меха, кожи и ткани. Многие изделия, созданные в такой технике, хранятся в музеях.

93. Из конского волоса создают не только махалки от комаров, но и шляпы, коврики, панно, картины, веревки, а также салама - обрядовую нить для ысыаха, для украшения, освящения и очищения пространства.

94. У якутов своя школа резьбы по кости с богатыми традициями.

95. Только в Якутске постоянно действует выставка Гохрана, где можно увидеть алмазы, самородки золота и платины, найденные в Якутии, а также произведения резчиков по кости, камню и ювелиров.

96. В Царстве вечной мерзлоты в Якутске снег и лед никогда не тают даже летом, можно полежать на ледяной кровати, выпить из ледяных бокалов, увидеть аналог музея мадам Тюссо, где все фигуры сделаны изо льда.

97. Лучшие скульпторы ледовых фигур живут, конечно, в Якутии. Они делают скульптуры не только из снега, льда, песка, дерева и камня, но и из балбаха - конского навоза.

98. Конечно, и недостатки у якутов есть. Любой якут скажет, что именно якуты - самые пьющие пьяницы, самые драчливые драчуны, самые борогозистые борогозы и самые мафиозные мафиози. Особенно нюрбинские. Или нет, верхневилюйские. Да нет, сунтарские.

99. Только у якутов развито разделение по улусам (районам), см. п. 98. Все якуты говорят на одном языке, но только земляк из родного улуса считается самым настоящим якутом.

100. Якуты очень скромные. Сейчас будут отрицать всё перечисленное в этом списке, говоря "наһаа дии!" - "это слишком!"



Похожие статьи
 
Категории