Русский художник П. А. Федотов. 1815, Москва - 1852, Петербург.
П. А. Федотов, великий художник, "одна из самых ярких и чарующих личностей русского искусства" (А.
Н. Бенуа), не получил законченного художественного образования и может считаться самоучкой. Родился он в семье мелкого чиновника. В 1826 г. поступил в московский Кадетский корпус, где занимался настолько прилежно, что за успехи был при выпуске зачислен в гвардию. Начав службу в лейб-гвардии Финляндском полку (1834), он проявил себя как примерный офицер и мог рассчитывать на удачную карьеру, однако страсть к искусству перевернула его жизнь.
Еще кадетом Федотов увлекся рисованием, но оно, наряду с сочинением стихов и пением под гитару, долго служило ему лишь средством скоротать досуг: он рисовал карикатуры и портреты друзей. Посещение вечерних классов при АХ и настойчивая самостоятельная работа расширили его возможности и пробудили желание стать художником. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой, исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой, и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844).
В результате своего отчаянного поступка Федотов лишался не только карьеры, но и надежного источника существования. На жизнь и немалые профессиональные расходы у него была только скромная пенсия, половину которой он отсылал родным, бедствовавшим в Москве. Живя в аскетическом уединении, трудясь без устали, он затеял серию сатирических нравоучительных рисунков, предполагая впоследствии перевести их в картины, по примеру английского художника У. Хогарта. Однако, охладев к своему замыслу, исполнил только 8 рисунков, а сюжет одного из них использовал в первой своей картине - "Свежий кавалер". Утро чиновника, получившего первый Крестик" (1846).
Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. Необходимую практику он получал по-своему - делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее; некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися.
Картина "Свежий кавалер" - первое в русской живописи произведение бытового жанра, впоследствии породившее немало подражаний. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении - перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете - пестрота и перечерненность. Но уже в следующей картине - "Разборчивая невеста" (1847),
- представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. К. П. Брюллов, чей авторитет был неоспорим, одобрил обе картины и помог Федотову ценными советами.
Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина - "Сватовство майора" (1848).
По-своему использовав опыт академической живописи, художник сумел так построить композицию, что изображенная сцена выглядела естественно и одновременно по театральному выразительно. Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Добрый юмор и сочувствие людям перекрывали ноту сатирического осуждения, а высочайшее совершенство живописи заставляло наслаждаться изображением. Метод работы над реалистической картиной, открытый Федотовым в "Сватовстве майора", надолго вошел в практику русских художников.
Осенью 1848 г. Федотов представил эту картину Совету АХ и получил за нее звание академика "по живописи домашних сцен". Год спустя она была показана вместе с двумя первыми картинами на трехгодичной выставке АХ и имела поистине сенсационный успех, зрители не отходили от нее. Не меньший успех она имела и в Москве, где Федотов провел четыре месяца в начале 1850 г. Там же он успел закончить и свою следующую картину - "Не в пору гость" (или "Завтрак аристократа").
Триумф "Сватовства майора" был высшей точкой в жизни художника. Последние два года существования Федотова достаточно загадочны. Доброжелательный и общительный по природе, он замкнулся в одиночестве, безуспешно пытаясь бороться с нуждой. Потерпели неудачу попытки репродуцировать с помощью литографии собственные картины и издать серию своих великолепных иронических рисунков на темы городской жизни.
В то же время, как бы торопясь высказаться, Федотов лихорадочно работал над несколькими картинами, в которых ставил задачи, совершенно новые для него самого и для всей русской живописи. Большинство из них объединяло стремление художника выйти за пределы непосредственно видимого глазом и объяснимого рассудком. Вот почему к ним в той или иной мере приложимо понятие "фантастический реализм".
Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52),
упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели - показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. В картине "Анкор, еще анкор!" (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. В картине "Игроки" (1852)
Федотов попытался изобразить происходящее не объективно, а с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день.
20-я линия Васильевского острова", он и в нем явился вестником будущей реалистической пейзажной живописи.
Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. В июне его поместили в частную лечебницу, в сентябре перевели в казенную больницу, но здоровье ухудшалось, и 14 ноября художника не стало.
Имя Федотова всегда почиталось высоко, но главным образом за ранние работы и особенно за "Сватовство майора", в котором он впервые решительно проложил реальности дорогу в русскую живопись, став родоначальником бытового жанра и предшественником художников-передвижников, явившихся четверть века спустя. В поздних же работах он так разительно обогнал свое время, что их долго не понимали - воспринимали сдержанно, недоуменно, даже скептически, - и лишь много позднее прояснился смысл и определилось значение его удивительных прозрений.
Портрет Александры Петровны Жданович. 1846-1847гг.
Портрет Анны Петровны Жданович 1848г.
Портрет М.И.Крыловой. 1850г.
Портрет М.П.Дружининой. 1848г.
Портрет М.П.Ждановича. 1846-1847гг.
Портрет Н.П.Жданович в детстве. 1846г.
Портрет Н.П.Чернышевой.1846г.
Портрет П.В.Ждановича. 1846г.
Портрет С.С.Крылова. 1851г.
Портрет С.Д.Шишмарева на борту корабля. 1849г.
Во имя искусства Федотов отказался от военной карьеры, от богатства и семейного счастья, несмотря на трудности он работал всю жизнь не покладая рук.
Не было бы Федотова - русская живопись, быть может, еще долго бы не обращалась к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. В. В. Стасов писал: “Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды”.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852)
Высокоталантливый художник, родоначальник критического реализма в русской живописи Павел Андреевич Федотов родился 22 июня 1815 г. в Москве, в большой семье очень бедного чиновника, отставного воина Екатерининских времен. Его детство прошло в бедности и постоянной нужде. С ранних лет он предавался созерцанию. Ему был хорошо знаком быт московских жителей, он наблюдал за соседними дворами и улицами, “все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке”. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника, помогли осуществить многие его замыслы. Федотов писал впоследствии: “Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляет... основной фонд моего дарования”.
В одиннадцать лет, в 1826 году, не получив почти никакой научной подготовки, Федотов был определен в воспитанники 1-го Московского кадетского корпуса, в котором отличился своими блестящими способностями, успешностью в учении и образцовым поведением. Он превзошел всех своих товарищей и обратил на себя внимание начальства. Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. Потянулись годы однообразного и утомительного учения (1834 - 1844). Живопись по-прежнему остается главным увлечением, и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. Первыми его опытами были классные рисунки, портреты друзей и карикатуры, разного рода чертежи, которыми он испещрял свои учебные тетради.. Темами его рисунков и акварелей становятся сцены бессмысленной и изнурительной муштры, полковые учения и лагерная служба.
В 1830 г. он стал унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и в 1833 г. окончил курс первым учеником. Его имя, по заведенному обычаю, внесено на почетную мраморную доску в актовом зале корпуса. Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, Федотов переселился в Санкт-Петербург. Жизнь в полку была трудной, а здоровье - слабым. Но, несмотря на строгие требования тогдашней фронтовой и казарменной службы, он находил время для своего любимого занятия - рисования. Года через три-четыре службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии художеств. Федотов изучал формы человеческого тела и тренировал свою руку, пытаясь ее сделать более свободной и послушной. В свободные от службы часы, он рисовал придуманные им жанровые сцены и подмеченных на улице типов, писал портреты своих сослуживцев и знакомых карандашом и акварельными красками. Эти портреты всегда бывали очень похожими. Особенно удались Федотову черты лица и фигура великого князя Михаила Павловича, изображения которого, выходившие из-под кисти художника, охотно покупались продавцами картин и эстампов.
Летом 1837 г. великий князь, возвратившись в Петербург из поездки за границу для леченья, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили его шумной овацией. Пораженный этой живописной сценой Федотов начал работу и всего за три месяца закончил большую акварельную картину “Встреча великого князя”, в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Картина была представлена великому князю, который пожаловал за нее художнику бриллиантовый перстень. Этою наградой, по словам Федотова, “окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие”. Вслед за этим он принялся за другую картину, “Освящение знамен в Зимнем Дворце, обновленном после пожара”. Испытывая большую нужду, художник решился представить эту еще неоконченную картину великому князю, который показал ее своему августейшему брату. Результатом стало высочайшее повеление: “предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 рублей ассигнациями в месяц”.
Федотов хотел заняться батальной живописью, в которой уже успешно пробовал свои силы и которая в Николаевскую эпоху сулила почет и материальное обеспечение. Отказывая себе в малейшем комфорте и терпя подчас голод и холод, художник поселился в бедной квартире в одной из дальних линий Васильевского острова. Он стал еще усерднее прежнего заниматься рисованием и писанием этюдов с натуры как дома, так и в академических классах. Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, художник стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора А. Заурвейда. По отзыву его друзей, из произведений, задуманных тогда Федотовым, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими были “Французские мародеры в русской деревне, в 1812 г.”, “Переход егерей вброд через реку на маневрах”, “Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника” и несколько композиций на тему “Казарменная жизнь”, сочиненных под влиянием Гогарта.
Однако живопись военных сцен не была истинным призванием художника. Ему были присущи: остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность схватывать характер человека. Рисунки Федотова являются своеобразным дневником художника. Убедительность и простота композиционного решения отличают рисунок “Набережная Васильевского острова зимой”. Сатирическая острота в рисунках: “Квартальный чиновник”, “Начальник и подчиненные”, “Озябшие и продрогшие”, “Как люди садятся” и другие. От альбомов разрозненных набросков и рисунков Федотов перешел к созданию крупных произведений. Так родилась серия “Нравственно-критических сцен из обыденной жизни” (1840-е гг.), которая была исполнена в технике сепии: “Болезнь и смерть Фидельки”, “Житие на чужой счет”, “Крестины”, “Модный магазин”, “Мышеловка”, “Первое утро обманутого молодого”, “Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант”. Эта серия по разнообразию тем, по широте охвата действительности, по остроте критической мысли и мастерству исполнения считается одной из самых значительных в творческом развитии художника. Работая над сепиями, художник обогатил свой жизненный и творческий опыт, накопил материал для создания новых произведений.
Особенности художественного таланта, ярко выраженные в рисунках Федотова, указывали на то, что ему следует быть не баталистом, а жанристом. Но художник не осознавал этого и рисовал бытовые сцены для собственного развлечения и для, того, чтобы позабавить приятелей.
Так продолжалось до тех пор, пока письмо известного баснописца И. А. Крылова, пораженного талантом молодого офицера, не открыло ему глаза. Гениальный старец, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить военную службу, бросить “солдатиков и лошадок” и “отдаться своему настоящему призванию - изображению народного быта”. Федотов и раньше думал об отставке, но после слов Крылова, эта идея не давала покоя. Решившись на отказ от военной карьеры, от обеспеченного положения, он обрекал себя на полуголодное существование. Он совершал рискованный шаг, для которого требовались большое мужество и уверенность в себе.
Федотов долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью или нет, но наконец подал прошение об отставке и в 1844 г. был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжелых жизненных условиях - в еще худших, чем те, при которых ему, сыну небогатых родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. Федотов поставил на карту свою судьбу и судьбу своих близких. На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ; но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели - сделаться настоящим художником.
Федотов заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приемов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1846 г. написал по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: “Свежий кавалер”, или “Утро чиновника, получившего первый крест”. В этой картине художник отразил явления, характерные николаевской России. Знаменитый русский критик В. В. Стасов писал о персонаже картины: “Он свиреп и безжалостен, он утопит кого и что захочет, и ни одна складочка на его лице не дрогнет. Злость, чванство, вконец опошлившаяся жизнь - все это присутствует в этом лице, в этой позе и фигуре закоренелого чиновника в халате и босиком, в папильотках и с орденом на груди”.
В 1847 году Федотов пишет картину на сюжет басни Крылова “Разборчивая невеста”, в которой ярко проявилось живописное мастерство Федотова, оттачиваемое годами. На этой картине, как наяву, мы видим и блеск красного дерева и мерцающее золото рам, переливы шелка на плате невесты и мягкий ворс ковров, к которому хочется прикоснуться. Художник с беспощадной сатирой изображает характеры персонажей: жеманную старую деву, ее жениха-горбуна и осчастливленных родителей.
Композиция в картинах Федотова становится наиболее выразительной, выявляя основной смысл, концентрируясь на главных персонажах. В картине “Завтрак аристократа” (1849) художник раскрывает ничтожество светского хлыща, промотавшего состояние. Отношение художника к персонажу мы видим по тому, как он изобразил напряженную неуклюжую позу аристократа, пытающегося торопливо спрятать кусок хлеба от нежданного гостя.
Федотов решает отдать свои работы на суд всесильному тогда в Академии художеств К. П. Брюллову, слава о котором разнеслась по всей Европе. Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов пришел в восхищение и благословил молодого художника, сказав ему на прощание: “Поздравляю вас, Вы меня обогнали”. “Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд”. Эти напутственные слова не прошли бесследно: после этого с удвоенной энергией принимается Федотов за работу, стараясь сделать намного больше.
Благодаря К. Брюллову, а еще больше своим достоинствам, работы Федотова доставили ему от Академии звание кандидата в академики и позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину “Сватовство майора” (1848)и денежное пособие для ее исполнения. Эта картина, повествующая о жизни, обычаях и нравах купеческой семьи, принесла Федотову славу и известность.. Житейский, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества - женитьба бедного майора на богатой купеческой дочери - приобретает в этой картине обобщающее значение. Федотов своим произведением как бы объявляет приговор уродливым явлениям быта, которые были привычны в николаевской России. В. В. Стасов писал: “Это была снова трагедия, грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы”. В этой картине в полном объеме проявился талант Федотова. Композиция картины естественна и проста, фигуры персонажей тесно связаны друг с другом, очень выразителен язык жестов.
Картина эта была готова к академической выставке 1849 г., на которой была экспонирована вместе со “Свежим кавалером” и “Разборчивой невестой”. Выставку посетило огромное количество людей, толпы зрителей толкались перед этими произведениями; всем хотелось вдоволь налюбоваться произведениями художника, посвященными реальной жизни, полными мысли и здорового юмора и невиданными еще в русской живописи. Публика была в восторге от творчества Федотова, его имя стало известно всей столице, а за тем и по всей России. Совет Академии единогласно признал художника академиком, в кругу художников на нового академика стали смотреть как на честь и гордость русской школы; газеты и журналы затрубили ему восторженную хвалу; повсюду, от аристократической гостиной и до каморки рыночного торговца, говорили о работах молодого жанриста. Популярности Федотова способствовало и то обстоятельство, что почти одновременно со “Сватовством майора” стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии, большинство художественных идей, выраженных его карандашом или кистью, потом выливались под его пером в рифмованные строки, и наоборот, та или другая тема, сначала давшая художнику содержание для стихотворения, впоследствии делалась сюжетом его рисунка или картины. Федотов сочинял басни, элегии, альбомные пьесы, солдатские песни (будучи офицером), сочинял романсы и перекладывал их на музыку. Художник не придавал большого значения своим стихам и не отдавал их в печать, позволяя их списывать только приятелям и близким знакомым. И те, и другие считали объяснение к “Сватовству майора” самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно рассказывали его всем и каждому.
Академическая выставка 1849 г. доставила Федотову не только славу и почет, но и улучшение материальных средств: в дополнение к пенсии, получаемой из государственного казначейства, велено было отпускать ему по 300 рублей в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Это было очень важно для Федотова, так как материальное положение его родных в это время ухудшилось и он должен был усилить свою помощь.
По окончании выставки художник отправился в Москву, чтобы повидаться с родными и устроить дела отца. Москвичи встретили земляка с распростертыми объятиями. Из его картин, красовавшихся на петербургской выставке, и из нескольких рисунков сепией была устроена выставка, которая привела московскую публику в такой же, если еще не в больший восторг, как и петербургскую.
Федотов вернулся из Москвы довольным, здоровым, полным радужных надежд и снова стал усиленно работать. До этого его творчество было направлено на обличению пошлых и темных сторон русской жизни, теперь он хотел внести в свое творчество новый элемент - истолкование явлений светлых и отрадных. В 1851 - 52 гг. написал картину “Вдовушка”, на возникновение замысла которой повлияла судьба овдовевшей сестры Федотова, оставшейся после смерти мужа с двумя маленькими детьми. В этой картине художник с большим сочувствием рассказал о горькой судьбе одинокой привлекательной женщины, потерявшей любимого мужа и ожидающей ребенка. Почти одновременно с “Вдовушкой” Федотов написал: “Анкор, еще анкор!” (1850 - 1851) и “Игроки” (1852). Затем принялся за композицию “Возвращение институтки в родительский дом”, вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: “Приезд государя в патриотический институт”, оставшимся также разработанным только наполовину. Живописная манера художника становится более темпераментной, более активная роль отдается цветовой гамме, которая, в картине “Анкор, еще анкор!”, например, продиктована характером замысла. Холодное ярко-синее небо в окне в сочетании с красно-коричневыми тонами интерьера создает напряженную тревожную атмосферу. Эта картина считается вершиной творческого развития художника и признана одним из шедевров русской реалистической живописи XIX века.
Благодаря Федотову, его критическому отношению к действительности жанровая живопись поднялась до уровня искусства большой социальной значимости. К концу 40-х годов Федотов стал зрелым мастером, имевшим свое творческое лицо. В последние годы жизни Федотов пишет портретов, лучшим из которых является портрет Н. П. Жданович (1849). Посыпались заказы, замыслы будущих картин возникали у него один за другим, возник замысел издать альбом нравственно-критических сцен, но радость была недолгой и не всем замыслам художника было суждено осуществиться.
Наступил самый тяжелый период в жизни художника. В конце 40-х годов Россию охватила реакция. Французская революция 1848 года, волна демократического движения в России, дело петрашевцев повлияли на судьбу Федотова, который был связан с последними и его имя фигурировало в процессе над ними. Это было мрачное время николаевского произвола и цензурного террора. Любое проявление критической мысли преследовалось. “Многому бы народ научил, да цензура мешает” - писал художник в те годы. Был закрыт журнал “Современник”, в котором сотрудничал и Федотов, не увидели свет рисунки Федотова из “Нравственно-критической серии”, были запрещены литографии с его картин, все заказы были аннулированы. Художник оказался без средств к существованию, но он продолжал творить. Федотов все больше убеждался, что ему недостает серьезной подготовки для быстрой и свободной передачи своих идей. Он настойчиво трудился совершенствуя свою художественную технику. Но его пенсии и пособия было недостаточно, чтобы иметь кров и еду, покупать художественные материалы, нанимать натуру и высылать в Москву пособие родным, которые, несмотря на заботу о них художника, впали в полную нищету. Приходилось, отложив на неопределенный срок новые композиции, добывать деньги менее серьезными работами: дешевыми портретами и копированием своих произведений.
Все случившееся с художником не могло не отразиться на его здоровье, а последней каплей стала статья П. Леонтьева ““Эстетическое кое-что по поводу картин и эскизов господина Федотова”, которая была напечатана в “Московитянине”. В этой статье Леонтьев уничижительно отозвался о работах художника и высказал такую мысль, что творчеству Федотова нет места русском искусстве.
Постоянное физическое и умственное напряжение, неспокойное душевное состояние оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова. Непрерывные занятия живописью, особенно в вечернее и ночное время привели к приливам крови к мозгу, частым головным болям, болезни глаз и к слабости зрения; художник состарился не по годам, веселость и общительность, присущие его характере сменились задумчивостью и молчаливостью. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание 500 рублей, повелев приложить всевозможные усилия к его исцелению. Но улучшения не наступило. Осенью 1852 г. Федотова перевели в больницу Всех скорбящих, где он и умер 14 ноября того же года.
Во имя искусства Федотов отказался от военной карьеры, от богатства и семейного счастья, несмотря на трудности он работал всю жизнь не покладая рук. В творчестве Федотова существовали два направления, не представляющих, однако, резкого перехода от одного в другое. В работах, которые относятся к первому направлению и ограничиваются рисунками и эскизными набросками, чувствуется сильное влияние Гогарта. В них Федотов, еще плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставить напоказ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или темные стороны современных ему русских нравов. Основная идея этих произведений подчеркивается побочными эпизодами, прибавляемыми к главной сцене. Художник не скупится на аксессуары, усиливающие восприятие сюжета; движения человеческих фигур хотя и характерны, но угловаты и утрированны; то же самое надо сказать и о лицах, тип и экспрессия которых переходят в гримасу. Словом, преобладающий элемент этих работ - карикатура. Но по мере того, как художник осваивался с приемами живописи, характер его произведений изменялся. Художник все сильнее и сильнее укреплялся в привычке работать с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям; нагроможденность композиции, уяснение ее посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью; самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась все более и более серьезной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения в технике. Федотов благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Эти результаты могли бы быть гораздо крупнее, если бы судьба не была бы с ним так жестока, а его жизнь не прервалась бы так рано. Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имен в истории русского искусства. Он открыл новую, еще никем до него не изведанную в живописи тему национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной ее разработки и оставил ее в наследство талантливым потомкам. Не было бы Федотова - русская живопись, быть может, еще долго бы не обращалась к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. В. В. Стасов писал: “Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды”.
Картины художника
«Анкор, ещё Анкор!».
«Господа! Женитесь -пригодится!».
А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку
Автопортрет. 1848г
Автопортрет. 1884
Автопортрет. Конец 1840-х гг.
Бивуак лейб-гвардии гренадёрского полка
Брань под Красным
Вдовушка
Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка вел. Кн. Михаила Павловича 8 июля 1837
Всё холера виновата!
Групповой портрет Андрея, Григория и Александра Васильевичей Дружининых
Завтрак аристократа («Не в пору гость»).
Зимний день
Игроки
Капиталисты
Крестины
Львица
На ушко
Невеста с расчетом
Офицер и денщик
Передняя частного пристава накануне большого праздника
Портрет Александры Петровны Жданович
Портрет Амалии Легран
Портрет Анны Петровны Жданович
Портрет Егора Гавриловича Флуга
Портрет М.И.Крыловой
Портрет М.М.Родивановского
Портрет М.П.Дружининой
Иногда, как я думаю, имеет смысл знакомить вас, дорогие друзья и читатели, со старыми, наиболее интересными на мой личный взгляд и удачными, постами из моего старого закрытого дневника, который я в свое время создал не в виртуальном пространстве ли.ру. Вот один из давних постов, взятых из того раннего моего дневника (этот пост был мной составлен и потом опубликован там еще в ноябре 2006 года).
Павел Андреевич Федотов (1815-1852)
В выставочных залах не убывала толпа. Перед главным холстом экспозиции "Сватовство майора" стоял художник Павел Федотов и, словно рыночный зазывала, приглашал посетителей задержаться возле картины, объясняя её содержание слогом, который сам называл "простонародным протяжным напевом":
Вот купецкий дом, - всего вдоволь в нём,
Одно пахнет деревней, другое харчевней.
Зато один толк, что всё взято не в долг,
Как у вас иногда, честные господа!..
Уловка сработала. Такова была новая фантазия художника - объяснять живопись рифмованным слогом, превращать зевак в слушателей, а слушателей в зрителей. Журналы писали об успехе художника. "Сватовство майора" принесло ему звание академика живописи, а рифмованный комментарий - признание знатоков русской словесности.
П.А. Федотов. Сватовство майора. 1851
Павел Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года и происходил из семьи очень бедного чиновника, отставного прапорщика, бывшего воина Екатерининских времен.
Если выше написанное заинтересовало, то читайте и смотрите фоторепродукции картин Федотова (я ценю его великий талант в области жанровой живописи) ниже. Пост по объему относительно небольшой, а еще в нем есть - фоторепродукции его картин.
Федотов П.А. Портрет А.И. Федотова, отца художника. 1837. Акварель
Одиннадцати лет от роду, не получив почти никакой научной подготовки, был определён в воспитанники 1-го московского кадетского корпуса, в котором своими блестящими способностями, успешностью в ученье и образцовым поведением обратил на себя внимание начальства и превзошёл всех своих товарищей. В пятнадцать лет он - унтер-офицер, в семнадцать - фельдфебель. Как лучшего выпускника кадетского корпуса Павла переводят в столицу, и в восемнадцать он становится прапорщиком лейб-гвардии Финляндского полка. Рисовать начал ещё в кадетах, веселя однокашников забавными шаржами. В полку продолжал писать портреты сослуживцев, а когда в часть пожаловал великий князь, Федотов посвятил этому событию живописный сюжет. Князю понравилась акварель, и он наградил гвардейца бриллиантовым перстнем.
П.А. Федотов. Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года. 1838
Через год великий князь вновь посетил полк. На этот раз ему показали начатую Федотовым картину "Освящение полковых знамён после пожара в Зимнем дворце". Вскоре последовал высочайший Указ, разрешавший художнику оставить военную службу для обучения живописи с назначением содержания от казны. Однако Федотов не торопился в отставку.
П.А. Федотов. Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. 1843
Ещё на третьем году полковой службы он стал посещать вечерние классы Императорской академии художеств. Именно тогда, по выражению художника, его "карандаш задел прохожих", и он научился изображать "оплёванного судьбой человека".
П.А. Федотов. Офицер и денщик. 1850
Между тем мир, открывшийся Федотову в стихосложении, увлекал его не меньше, чем игра красок и гармония линий. Он сочинял романсы и песни, исполнял их под аккомпанемент семиструнной гитары, переиначивал на шутливый лад сцены и арии из оперы "Руслан и Людмила" и разыгрывал представление перед друзьями. Он навсегда остался верен семиструнной подруге - держал в мастерской манекен натурщицы с гитарой в руках. На слуху у современников были его романсы "Кукушечка" и "Душенька", песня "Любочка" и солдатский марш "То ли дело егеря", распеваемый русской пехотой чуть ли не до Первой мировой войны.
Федотов шутил над собой в рисунках и не стеснялся показывать их друзьям и знакомым. Изображал себя в картинах забавных или трагических, часто при обстоятельствах, никогда не случавшихся с ним в жизни. На бумаге, холсте и картоне возникал параллельный фантазийный мир бурной жизни художника, наполненной ухаживаниями, азартной игрой, помолвкой, женитьбой, любовными связями, счастливым отцовством и завершившейся бедной и немощной старостью. Глядя на рисунки Федотова, кажется, что интимный мир художника помещён им под лупу. Такая мысль возникала, видимо, и у самого Федотова.
Федотов П.А. Свежий кавалер (Утро чиновника, получившего первый крестик). 1846 г.
П.А. Федотов. Завтрак аристократа (Неожиданный гость). 1850
П.А. Федотов. Прогулка. 1837. Акварель. [Групповой портрет: П.А. Федотов в форме офицера лейб-гвардии Финляндского полка, А. И. Федотов (отец художника), А. И. Калашникова (сводная сестра художника)]
На рисунке, выполненном им в больнице незадолго до смерти, чиновный вельможа в мундире и эполетах пристально рассматривал смятенную физиономию художника через крупное увеличительное стекло в драгоценной оправе. Отсутствие эмоций на лице вельможи говорило о том, что он и под увеличением ничего не разглядел в живописце: лишь полные тревоги глаза, встопорщенные усы да приоткрытый в немом крике рот...
В автошарже, написанном вскоре после выхода в отставку, Федотов нарисовал себя в галантном полупоклоне, объясняющимся в любви миловидной барышне. Собака барышни облаивала кавалера из-под пюпитра.
П.А. Федотов. Разборчивая невеста. 1847
Этот эпизод, может быть, не заслуживал бы внимания, если бы не сохранилась анкета, заполненная рукой Федотова, когда он попал в психоневрологическую больницу. Всего два вопроса и два ответа:
"Когда началась болезнь?" - "В июне 1852 года".
"Первые признаки болезненного состояния?" - "Началось с объяснения в любви".
Впрочем, до тех роковых объяснений, когда художник предложил руку и сердце сразу двум барышням, ещё далеко, и рисунок, о котором идёт речь, был всего лишь забавной шуткой.
Приятели считали Федотова убеждённым холостяком. Все знали его обычную отговорку: "Птичка дорожит веткой, а не золотой клеткой". Однако клетка не пустовала в его рисунках. На одном из них жена сокрушалась о седине мужа, а он утешал - виноват дурной петербургский климат. Идиллию брачной серии нарушал набросок, намекавший на связь супруга на стороне. Приподнявшись в постели, обладатель знакомых усов и причёски обнаружил, что собака хозяйки погрызла его обувь, брошенную возле кровати, и досадовал: "Ах, какой твой Фиделька шалун!".
В 1851 году художник закончил писать картину "Вдовушка" и поместил в богатую раму за спиной героини изображение умершего мужа, наделив его своими чертами. Бог весть, почему Федотов это сделал: сюжет картины навеян судьбой его сестры Любы, разорившейся после внезапной смерти мужа. Собственное изображение взамен портрета умершего супруга выглядело по меньшей мере неуместно.
В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи. Ни в одной из прежних работ он не достигал такой силы в выражении чувства.
Федотов работал над картиной упорно и долго. "Про "Вдовушку", выставленную в 1852 году, я знаю, скажут: "Не мудрено сделать хорошо, изучая предмет два года". Да, если бы каждый мог иметь столько характера, чтобы в продолжение двух лет изучать одно и то же, чтобы дать себе раз чистое направление, то хорошие произведения не были бы редкостью", - записал он в своем дневнике. Метод его творчества остался тем же, что и в период создания "Сватовства майора", - Федотов по-прежнему внимательно вглядывался в действительность, по-прежнему постоянно и тщательно писал с натуры. Только опыт художника сделался разнообразнее и шире, мастерство стало еще более совершенным, обострилась способность к обобщению.
Художник почти закончил полотно, но нужное цветовое решение не находилось. К ночи Федотов выбился из сил и лёг спать. Во сне ему явился Карл Брюллов, сказавший, что от прежнего замысла надобно отказаться. Они вместе подошли к картине, сняли полог, и Брюллов, взявши кисть, показывал, как и какие краски следовало смешать, куда и в каком порядке их нанести. Утром Федотов в точности исполнил советы Брюллова. Вышло отменно!
"Вдовушка" дошла до нас в четырех вариантах.
П.А. Федотов. Вдовушка (1-я версия). 1851
П.А. Федотов. Вдовушка (2-я версия). 1852
Сравнивая между собой эти ступени постепенного вызревания замысла, нетрудно заметить, что с наибольшей настойчивостью Федотов работал над колоритом, в котором хотел выразить всю эмоциональную настроенность картины, и над образом самой вдовушки.
Подобно тому, как герои его сатирических картин вызывают ассоциацию с персонажами пьес Островского, "Вдовушка" своим проникновенным лиризмом и утонченной простотой напоминает женские образы, созданные Пушкиным.
Фантазия живописца - занять место в портретной раме на комоде у "Вдовушки" - оказалась последней и роковой. Не прошло года, как он заболел.
Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума и воображения и с беспрерывным занятием руки и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное влияние на здоровье Федотова: он стал страдать болезнью и слабостью зрения, приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по летам, и в самом его характере происходила все более и более заметная перемена: веселость и общительность сменились в нем задумчивостью и молчаливостью. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Друзья и академическое начальство поместили его в одну из частных петербургских лечебниц для душевностраждущих, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб., повелев прилагать всевозможные старания к исцелению несчастного. Но недуг шел вперед неудержимыми шагами. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных. Ввиду плохого ухода за ним в лечебнице приятели выхлопотали перевод его осенью 1852 г. в больницу Всех скорбящих, что на Петергофском шоссе. Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года в возрасте тридцати восьми лет, прейдя в рассудок недели за две до своей кончины.
Федотов (Павел Андреевич)
В комментариях добавлю еще несколько фоторепродукций картин П.А. Федотова и интересные подробности о его картине "Сватовство майора" и об истории ее написания :)
Рубрики: | |
Процитировано
Понравилось: 1 пользователю
Федотов П.А. Автопортрет
Подробнее о картине П.А. Федотова "Сватовство майора"
Федотов разработал этот сюжет не только в живописи, но и в литературе; ему принадлежит поэма "Поправка обстоятельств, или Женитьба майора", которая представляет собою развернутый стихотворный комментарий к картине, а также "Рацея" - "рассказ простонародный протяжным напевом", написанный специально в качестве объяснения к "Сватовству майора". Поэт-художник поставил перед собой задачу показать:
"... как люди на свете живут, Как иные на чужой счет жуют".
Уже в самой интонации стихотворного объяснения выражено сатирическое отношение художника к его героям.
Он последовательно показывает сначала место действия:
Вот купецкий дом -
Всего вдоволь в нем,
Только толку нет ни в чем:
Одно пахнет деревней,
Другое харчевней...
А затем, одного за другим, всех действующих лиц:
Вот сам хозяин-купец,
Денег полон ларец...
Уж чего бы еще?
Да взманила, вишь, честь:
"Не хочу, вишь, эятька с бородою...
Мне по крайности дай хоть майора,
Без того никому не отдам свою дочь! . ."
... Панкратьевна-сваха,
Бессовестная привираха,
В парчовом шугае, толстая складом,
Идет с докладом,
Что, дескать, жених изволил пожаловать...
... наша невеста
Не найдет сдуру места:
Мужчина! чужой! Ой, стыд-то акой!
А умная мать
За платье ее хвать!
И вот, извольте посмотреть,
Как в другой горнице
Грозит ястреб горлице, -
Как майор толстый, бравый,
Карман дырявый,
Крутит свой ус:
"Я, дескать, до денежек доберусь!.."
"Моего труда в мастерской немного: только десятая доля. Главная моя работа на улицах и в чужих домах. Я учусь жизнью. Я тружусь, глядя в оба глаза", - говорил Федотов.
Эти слова в полной мере подтверждаются целым циклом этюдов, набросков и натурных зарисовок, связанных с работой над "Сватовством майора".
Один из друзей Федотова, И. Можайский, рассказывает, со слов самого художника, о том, как складывались основные образы "Сватовства майора":
".. . Могут быть такие счастливцы, которым воображение сейчас же дает нужный тип. Я не принадлежу к их числу, а, может быть, и слишком добросовестен, чтобы игру фантазии выдавать за возможное. Когда мне понадобился тип купца для моего "Майора", я часто ходил по Гостиному и Апраксину двору, присматриваясь к лицам купцов, прислушиваясь к их говору и изучая их ухватки. . . Наконец, однажды, у Аничкина моста я встретил осуществление моего идеала, и ни один счастливец, которому было назначено на Невском самое приятное рандеву, не мог более обрадоваться своей красавице, как я обрадовался моей рыжей бороде и толстому брюху. Я проводил мою находку до дома, потом нашел случай с ним познакомиться... изучал его характер... и тогда только внес его в свою картину. Целый год изучал я одно лицо; а чего мне стоили другие!"
Рассказ продолжает другой мемуарист, также близкий друг художника, писавший с его слов:
"При отделке "Сватовства" Федотову прежде всего понадобился образец комнаты, приличной сюжету картины. Под разными предлогами он входил во многие купеческие дома, придумывал, высматривал и оставался недовольным. Там хороши были стены, но аксессуары с ними не ладили; там годилась обстановка, но комната была слишком светла и велика. Один раз, проходя около какого-то русского трактира. . . художник приметил сквозь окна главной комнаты люстру с закопченными стеклышками, которая "так и лезла сама в его картину". Тотчас же зашел он в таверну и с неописанным удовольствием нашел то, чего искал так долго. Стены, вымазанные желто-бурою краскою, картины самой наивной отделки, потолок, изукрашенный расписными "пукетами", пожелтевшие двери - все это совершенно согласовалось с идеалом, столько дней носившимся в воображении Федотова.
Едва только одолел он первую трудность, явилась тысяча других. Нужно было сыскать оригинал купца, застегивающего кафтан, его жены, удерживающей (на картине) невесту за платье, невесту, прислугу, жениха, кисейное платье, разные аксессуарные вещи, необходимые для картины. Разыскание живых типов по широкому Петербургу не могло быть в тягость нашему наблюдателю, найти лица не было делом очень тяжелым. . . Какой-то добродушный купец... охотно согласился дать скопировать свою особу, один из знакомых офицеров сам вызвался служить натурой для жениха, беспрекословно облачаясь в мундир и стоя на одном месте столько времени, сколько того было угодно Федотову. На Толкучем и на Андреевском рынках наш живописец высмотрел несколько старух и сидельцев... и нанял за сходную цену... Платья, мебель и мелкие вещи были взяты у приятелей, а предметы такого же рода, слишком старые и загрязненные, выбирались из лавок или рестораций".
Современники настоятельно подчеркивают близость федотовских картин к натуре, их почти документальную точность в воссоздании действительности. Эта особенность, и в самом деле характерная для Федотова, особенно ценилась его первыми зрителями.
Для тех, кто желает еще раз взглянуть на картину П.А.Федотова "Сватовство майора", но в фоторепродукции с большим разрешением, я помещаю этот вариант здесь (см. ниже).
В русской живописи.
Энциклопедичный YouTube
1 / 3
✪ Русская культура. Павел Федотов, выпуск 30
✪ Поэт и художник Павел Федотов 1815-1852
✪ Художники. Работы П. А. Федотова.
Субтитры
Биография
Павел Андреевич Федотов родился в Москве 22 июня 1815 года в семье Андрея Илларионовича Федотова, служившего в армии во времена Екатерины и получившего при выходе в отставку чин поручика и дворянство , впоследствии обедневшего титулярного советника , и его жены Натальи Алексеевны Калашниковой. Крещён 3 июля в церкви Харитония в Огородниках, Никитского сорока. Помимо Павла, в семье было ещё несколько детей.
В 11 лет был определён отцом в Первый Московский кадетский корпус , где благодаря хорошим способностям и примерному поведению обратил на себя внимание начальства. В 1830 году был произведён в унтер-офицеры , а в 1832-м - в фельдфебели , и в том же году окончил курс с отличием, причём по заведённому обычаю его имя было внесено на почётную мраморную доску в актовом зале корпуса. Его любимыми предметами были математика и химия , но в свободное от учёбы время он любил рисовать .
3 октября 1833 года был издан высочайший указ о производстве Федотова в первый офицерский чин . В январе 1834 года в звании прапорщика был направлен на службу в лейб-гвардии Финляндский полк в Санкт-Петербург , где прослужил 10 лет. Через 3-4 года службы в полку молодой офицер начал посещать вечерние уроки рисования в Академии художеств , где усердно изучал формы человеческого тела, срисовывая их с гипсовых моделей. В свободное от службы время упражнялся дома, рисуя акварельные и карандашные портреты своих сослуживцев, сцены полковой жизни и карикатуры . Портреты всегда были очень похожими, но особенно хорошо изучил Федотов черты лица и фигуру великого князя Михаила Павловича , изображения которого, выходившие из-под его кисти, охотно покупались продавцами картин и эстампов .
В феврале 1837 года в составе своего полка вместе со всем гвардейским корпусом участвовал в 167-вёрстном походе по маршруту Пулково - Ижора - Тосно - Царское Село - Гатчина - Красное Село - Петербург. За участие в этом походе вместе с другими офицерами получил высочайшую благодарность .
Летом 1837 года великий князь, вернувшийся в Санкт-Петербург из поездки за границу для лечения, посетил Красносельский лагерь, где обожавшие его гвардейцы встретили князя шумной овацией. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление, и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск ). Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара» , но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Последний показал её своему августейшему брату, результатом чего было высочайшее повеление: «предоставить рисующему офицеру добровольное право оставить службу и посвятить себя живописи с содержанием по 100 руб. ассигнациями в месяц».
Павел Андреевич долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, но, наконец, подал прошение об отставке, и 3 января 1844 году был уволен с чином штабс-капитана и правом носить военный мундир . Расставшись с эполетами , он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц , пожалованную государем , надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков , приобретать материалы и пособия для работы. Но любовь к искусству поддерживала в Федотове оптимизм, помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели - стать настоящим художником.
Творчество
Выйдя в отставку, в первое время Павел Андреевич избрал для себя батальный жанр как область искусства, в которой уже успешно попробовал свои силы и которая в николаевскую эпоху сулила почёт и материальное обеспечение. Поселившись в бедной квартире в одной из дальних линий Васильевского острова , довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской , он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и написании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах.
Чтобы расширить круг своих батальных сюжетов, ограничивавшихся до этого пехотой, Павел Андреевич стал изучать скелет и мускулатуру лошади под руководством профессора Заурвейда . Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г.» , «Переход егерей вброд через реку на манёврах» , «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь» , сочинённых под влиянием Хогарта .
Остроумие, тонкая наблюдательность, умение подмечать типичные черты людей разных сословий, знание обстановки их жизни, способность передать характер человека - все эти свойства таланта, ярко проявлявшиеся в рисунках Федотова, указывали на то, что истинным призванием художника являлась жанровая живопись . В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова , который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер » (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест» ) (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Признание
Однако, несмотря на то, что к концу -х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно. Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским , который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова , для которого Федотов делал иллюстрации. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья» , «Тарпейская скала» .
Болезнь и смерть
Заботы и разочарование вместе с постоянным напряжением ума, рук и глаз, особенно при работе в вечернюю и ночную пору, оказали разрушительное воздействие на здоровье Павла Андреевича. У художника ухудшилось зрение, он стал страдать приливами крови к мозгу, частыми головными болями, состарился не по годам, и в самом его характере происходила всё более заметная перемена: весёлость и общительность сменились задумчивостью и молчаливостью.
Весной 1852 года у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. Его поведение отличалось странностью. Вскоре академию известили из полиции, что «при части содержится сумасшедший, который говорит, что он художник Федотов».
Друзья и начальство Академии поместили Федотова в одну из частных петербургских лечебниц для душевнобольных, а государь пожаловал на его содержание в этом заведении 500 руб. Несмотря на это, болезнь прогрессировала, и осенью 1852 года знакомые выхлопотали перевод Павла Андреевича в больницу Всех скорбящих на Петергофском шоссе . Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей.
Был похоронен на Смоленском православном кладбище в мундире штабс-капитана лейб-гвардии Финляндского полка . Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Его поэма «Поправка обстоятельств, или Женитьба майора», изданная в 1857 году в Лейпциге , была запрещена для распространения в России. В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника.
Адреса в Санкт-Петербурге
- - - Николаевская набережная , 43.
- - - Васильевский остров , Средний проспект , 56.
- - Васильевский остров , 21-я линия, 8 (дом не сохранился).
Военные чины
- - младший унтер-офицер
- - старший унтер-офицер
- - прапорщик
- - подпоручик
- - поручик
- - штабс-капитан
Значение творчества
Павел Андреевич Федотов является родоначальником критического реализма в русской живописи. В его творчестве преобладают два направления. В первом направлении преобладают рисунки и эскизные наброски, созданные под сильным влиянием Хогарта . Ещё плохо владея рисунком, Федотов добивается не столько точного воспроизведения действительности, сколько рельефно выставляет напоказ общечеловеческие слабости и недостатки, осмеивает пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов.
Сюжет этих произведений отличается сложностью и запутанностью. Их основная идея подчёркивается добавлением к выражающей её главной сцене побочных эпизодов. Художник не скупится на аксессуары, способные усилить раскрытие сюжета и иногда совершенно загромождает ими свою композицию. Движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно. То же самое надо сказать и о лицах, тип и экспрессия которых переходят в гримасу. Преобладающий элемент этих работ - карикатура.
По мере того, как Федотов совершенствовался, характер его произведений менялся, становясь менее изысканным. При этом типичность изображаемых фигур, осмысленность их движений и экспрессивность лиц не только не ослабевали, но и возрастали вследствие того, что художник всё чаще работал с натуры, не навязывая ей форм и выражения, представлявшихся его фантазии, но подыскивая в реальном мире то, что соответствовало этим представлениям.
Нагромождённость композиции, разъяснение её посредством разных мелочей постепенно сменялись простотой и естественностью. Самая идея, ложившаяся в основу композиции, становилась всё более серьёзной и близкой к жизни. Стремясь идти в этом направлении и преодолевая затруднения, возникавшие из-за недостаточного владения техникой, Федотов, благодаря своему острому уму, редкой наблюдательности и упорному трудолюбию достиг блестящих результатов. Но результаты были бы ещё более поразительны, если бы судьба дала ему лучшие условия и жизнь его не прервалась бы столь жестоко и преждевременно.
Тем не менее, и сделанного им достаточно для того, чтобы его имя осталось навеки одним из самых славных имён в истории русского искусства. Он открыл новую, ещё никем до него не тронутую в русской живописи жилу национальности и сатиры, первый из всех художников показал пример удачной её разработки и оставил её в наследство возникшим после него талантам.
Работы Федотова в филателии
- Почтовые марки СССР , 1976 год
Русский художник, самостоятельно освоивший технику масляной живописи. Его картины наполнены трагическим мировосприятием. Свои молодые годы Федотов провёл на военной службе, что послужило увлечению батальной живописью. Как художник он состоялся в жанровой, светской живописи. Картины мастера «предсказали» развитие живописи на несколько десятилетий вперёд.
Отец русского художника, Андрей Илларионович Федотов, был чиновником – титулярным советником. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году. В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. В 1806 году, после потери первой жены, снова женится на Купеческой вдове Наталии Алексеевне Калашниковой, матери Павла Федотова. Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет.
Отец Павла был человеком жёстким, честным и прямолинейным, не считал нужным нанимать учителей и гувернанток для сына. Павел учился у учителей, дававших уроки ему в счёт квартирной платы. Да и достаток у семьи был не большой.
Отец видел в своём сыне будущего военного и в 1826 году, когда открылся Кадетский корпус, в здании Екатерининского дворца в Лефортове, направил его туда учиться.
Меня судьба, отец и мать
Назначили маршировать…
П. Федотов
Учился Павел Федотов успешно, характеризовался примерным поведением, слыл хорошим товарищем. В кадетском корпусе Павел Федотов начал рисовать, но это были лишь карикатуры на учителей и товарищей. Мальчик отличался одарённостью во многих областях. В учебные годы он хорошо пел, играл на гитаре и флейте, сочинял романсы, писал стихи.
В 1833 году Павел Федотов окончил учёбу в четвёрке отличников и прапорщиком получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк. С января 1834 года (и до конца жизни) Федотов жил в северной столице. На Васильевском острове ему дали казённую квартиру. Роту Федотов содержал в идеальном порядке, называли его «артистом». Федотов отличался «укладчивым» характером и правильно двигался по служебной лестнице. Хотя в те времена в николаевской гвардии уже не ценили искусство и умственные интересы.
«Рутина жизни»: карты, пение, прогулки, совместные обеды, «враньё» (то есть болтовня), анекдоты, барышни…
Из дневника П. Федотова о службе
Перед отставкой Павел Федотов приобрёл младшего друга, будущего известного писателя А. Дружинина.
Павел Федотов имел не большой доход, половину своего жалования он отправлял в Москву, своей семье. Светская жизнь ему была не доступна. От нечего делать он стал рисовать. В 1834 году получил билет на посещение вечерних рисовальных классов в Академии художеств, их он посещал до 1841 года. Его внимание привлекли такие известные художники, как Тенирс и Адриан ван Остаде, Хогарт.
В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву. Роман протекал вяло, и сошёл на нет два года спустя. Вообще в жизни Федотова всего было три любовных истории, и все они заканчивались расставанием. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью. Десять лет спустя он познакомился с сестрой друга, художника А. Бейдимана, Еленой, а за два года до смерти – с красавицей Юлией Тарновской. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.
На две любви, «к жене и искусству», меня не хватит
П. Федотов
В 1844 году Павел Федотов ушёл из полка, став «вольным художником». А в 1850 году он уже был заправским «человеком искусства». Когда в 1840 году он показал новую «военную» акварель великому князю Михаилу Павловичу, её увидел и император Николай I, он и предложил Федотову оставить службу в гвардии и идти в художники-баталисты. Спросив совета у Брюллова, тот – отсоветовал, сказав, что настоящего профессионала из него уже не получится.
Надо начинать с младенчества…
К. Брюллов
Так спустя четыре года, после долгих раздумий, Федотов бросает гвардию, получив взамен офицерского содержания ежемесячную пенсию в 100 рублей ассигнациями.
Вначале Федотов занимался «баталистикой у профессора А. Зауервейда в Академии. Позднее бросил её по «научению» баснописца Крылова, призывавшего художника изображать «народную жизнь». Представив в 1848 году картину «Сватовство майора», Федотов получил звание академика живописи. А в 1849 году работы Федотова, экспонировавшиеся на выставке Академии художеств, произвели сенсацию. Этот памятный день сравнивали с триумфом «Последнего дня Помпей» самого Брюллова.
В 1850 году Павел Федотов оказался в гуще художественных событий. Уехав в Москву из-за материальных неурядиц в семье, художник показал свои картины «в частном порядке» у поэтессы Е. Растопчиной, а потом на ежегодной выставке Московского училища живописи и ваяния, его работы вызвали настоящий фурор. Здесь он познакомился с Шевыревым, Островским, Грановским, Буслаевым, Хомяковым, Чаадаевым, Погодиным, Гоголем.
Вернулся Федотов в Петербург весёлым, довольным и помолодевшим. Но изнутри его уже точила болезнь. И вечное безденежье было для художника мучительным. Его замыслом стало литографировать и продавать картины. Но денег на литографию не хватало, художник даже продал свою любимую картину «Сватовство майора» за тысячу рублей.
С 1852 года русского художника начинают мучить дурные предчувствия.
Я боюсь всего на свете, даже воробья… Кончено!
П. Федотов
В июне он посетил несколько домов, в каждом из которых сватался, получив какие-то деньги, пропал. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Обнаружили его в Царском Селе уже совершенно больным. Некоторое время Федотов провёл в частной психиатрической лечебнице, потом его перевели в казенную больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя, исповедался и причастился. На следующий день его не стало.
Известные произведения Федотова Павла Андреевича
Картина «Свежий кавалер» выполнена в 1846 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Над этой картиной Федотов работал почти год, сказывалась неопытность художника.
Это мой первый птенчик, которого я «нянчил» разными поправками около девяти месяцев
П. Федотов
Утром кавалер надел поверх халата свою обнову, напоминая о своей значимости кухарке. Накануне был праздник по случаю полученного ордена. Кухарка в свою очередь насмешливо показывает продырявленные сапоги, которые она несла чистить. Маленький жалкий петербургский чиновник радуется жалкому ордену. Художник не высмеивает, а сочувствует своему персонажу. Нагромождение предметов в комнате свидетельствует о скучной и беспорядочной жизни нового кавалера.
Античная поза персонажа в сочетании с поношенным халатом и закрученными в бумажки волосами придаёт ему комический вид.
Где завелась дурная связь, там и в великий праздник грязь
П. Федотов о располневшей служанке кавалера
О вчерашнем празднике нового кавалера свидетельствуют остатки убогого пиршества и беспорядок. Под стулом брошена раскрытая популярная в то время книга Фадея Булгарина «Иван Выжигин», которая также не говорит об умственных стремлениях героя картины.
Картина «Завтрак аристократа» выполнялась с 1849 по 1850 годы, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Картина обыгрывает сцену «пускания пыли в глаза»
Эх, русская барыня, на показ живёшь!
П. Федотов
Обедневший аристократ завтракает в своей изысканной комнате. Услышав шаги гостя, он торопливо накрывает свой скудный завтрак (кусок ржаного хлеба) книгой. Второе название картины – «Не в пору гость». Колорит картины выполнен в брюлловской манере – зелёных, синих и малиново-красных тонах.
Все предметы в комнате, обстановка указывают на изящный вкус хозяина. Его взгляд и взгляд его собаки напряжённо устремлены на входящего в комнату не прошенного гостя. Как-то нелепо рядом с куском ржаного хлеба выглядит афиша с надписью «Устрицы». Обедневший молодой человек явно принадлежит к крови знатного рода. Вся обстановка всё поведение его говорит о том, что он привык жить на показ.
Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. В 1850 году, когда русский художник ездил в Москву по делам своей овдовевшей сестры, возник замысел картины. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. Она ждала ребёнка и всё, что у неё осталось – это маленький домик, который грозились отобрать за долги. Искусствоведы, признали лучшим третий вариант картины, в нём уже не осталось и следа от семейных тягот Федотова.
Как это хорошо и как просто!
Лев Жемчужников
Да, будет просто, когда переделаешь раз со сто!
П. Федотов
Для того чтобы изобразить лицо «вдовушки» художник ходил по Смоленскому кладбищу, вглядываясь в лица вдов, искал его среди женщин на улицах. В написанном им лице есть в чертах что-то от Венеры Медицейской. На портрете, рядом с иконой, русский художник изобразил себя. Всё в доме осквернено сургучом, всё, что есть в нём и сам дом уже не принадлежат ей. Заботливо обёрнутые тряпицей пяльцы напоминают зрителю о мирных семейных досугах, когда-то неспешно протекавших в этой комнате.
Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. Эта картина была последней в творчестве Федотова, но о ней никто не знал, так как картина находилась в частном собрании. Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Считается, что тем самым они чтили память русского художника. Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим.
В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Предполагается, что центральная картина представляет собой зеркало, в котором не отражаются персонажи картины.
Шедевр Федотова П.А. – картина «Сватовство майора»
Картина выполнена в 1848 году, находится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве. «Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. То есть эта картина является визитной карточкой художника. Картина сразу же стала известной, её хотел купить за две тысячи рублей серебром меценат и вице-председатель Общества поощрения художников Ф. Прянишников. Устав от Ахиллесов и Гекторов, посетители выставки искренне зааплодировали мастеру, увидев в его картине отражение своего бытия. Всё было естественно и натурально.
Завтра вам покажется, что не картину видели, а что были у этого купца на его квартире в Таганке
М. Погодин
Федотова по праву можно считать родоначальником русской жанровой живописи. Зачатки её мы можем найти лишь в творчестве Венецианова. На Федотова оказали, однако, влияние не русские живописцы, а гравюры Хогарта – «Модный брак». После «Сватовства майора» русский художник собирался написать серию картин, продолжающую этот сюжет – жизнь супругов после свадьбы. По мнению друзей в «Сватовстве майора» Федотов превзошёл английского художника.
В картине изображается простой быт и нравы. Обязанности горничной и лакея выполняет в доме кухарка. Молодой человек нашёптывает ей что-то на ухо – это сиделец из лавки, вполне свой в доме. Мать невесты – обычная, простоватая и добрая, женщина, с притворной строгостью. Трудно сказать, просто ли жеманится – «по девичьему обычаю» - невеста или в самом деле растеряна и смущена поднявшегося вокруг неё переполоха. Купцу вот-вот предстоит встретить гостя. Он суетливо застёгивает сюртук и с некоторым испугом смотрит на сваху, приведшую сомнительного и одновременно соблазнительного жениха. В этом доме люди не успели привыкнуть к шампанскому. Бутылка сиротливо стоит на стуле с бокалами. В фигуре майора мало «жениховского», но кто попрекнёт его в том?