Кто такие гетеры в военное время. Женщины в истории: гетеры

28.03.2019
6 августа 2011, 11:28

Прежде всего следует разобраться, кто такие гетеры. Сейчас их часто приравнивают к проституткам, но это не совсем так, а иногда и совсем не так. Гетеры по своему функционалу всегда были ближе к гейшам. Они вовсе не обязаны были дарить мужчинам сексуальное наслаждение (а могли и подарить. но "покровителей" выбирали сами). Их главная задача была развлечь мужчин интеллектуально. Это вам не нынешние девочки, кадрящие олигархов ради замужества с баблом. Там был совсем другой уровень и другой подход. Гетеры были женщинами выдающегося образования и способностей, достойными подругами величайших умов и деятелей искусства того времени. Не стоит путать их с проститутками, те тоже существовали в Греции и назывались «порнайи». Социальный статус гетер был достаточно высок. "Нам даны гетеры для удовольствия, наложницы для повседневных нужд и жены, чтобы давать нам законных детей и присматривать за хозяйством" - это высказывание Демосфена полностью определяло отношение свободного гражданина Эллады к женщинам того времени. Гетеры развлекали, утешали и образовывали мужчин. Гетеры не обязательно торговали телом, а скорее щедро обогащали знаниями. Хотя Лукиан Самосатский, известный писатель древности, пошло осмеивал многие древние обычаи и выставил гетер как вульгарных блудниц, однако гетера могла отказаться от близости с мужчиной, если он ей не нравился. В Афинах существовала специальная доска - Керамик (по некоторым сведениям, стена с предложениями), где мужчины писали гетерам предложения о свидании. Если гетера была согласна, то она под предложением подписывала час свидания. Но гетеры тоже знали себе цену и высоко несли своё звание, а потому покровителями их были только те мужчины, которые были им по душе. Взамен же возлюбленные получали щедрые подношения и дорогие подарки. Известен случай, когда гетера получила от одного из своих поклонников богатые земли с виноградниками.
Одной из выдающихся древнегреческих гетер была Аспазия (V в. до н. э.). Умна, красива и образованна – эта незаурядная женщина не только покоряла, но и подчиняла себе людей, занимавших первые места в государственной машине. В неё были влюблены скульптор Фидий и правитель Афин Перикл (он впоследствии женился на Аспазии). Как и пристало супруге правителя, молодая жена была не только ангельски красива, но и умна настолько, что одна сумела заменить своему возлюбленному и правителю Афин целый арсенал советников и советчиков, составляя речи для его выступлений, помогая в принятии важных политических решений, сопровождая любимого даже в военных походах, как и положено советнику вождя. Это был исключительный случай за всю историю античной Греции, когда философы и политики следовали советам женщины. По свидетельствам современников, Перикл страстно любил свою жену. Он целовал её и при уходе и по возвращении, и привязанность эта была искренней! Перикл и Аспазия прожили вместе двадцать лет, но когда на Афины обрушилась страшная эпидемия чумы, пришедшая с Востока, не обошла она и дом Перикла. Ушло из жизни множество родственников счастливой супружеской пары. Потом заболел и умер сам правитель… Аспазия недолго была вдовой, вскоре после смерти мужа повторно выйдя замуж за народного вождя Лизикла, торговца скотом. Своими познаниями в риторике и философии эта умнейшая женщина не уступала учёным мужам. Сам Сократ восхищался её умом, слушая ее рассуждения. Но, покоряя мужчин умом, Аспазия не забывала и об искусстве красоты. Она не только с успехоим использовала знания в косметологии и искусстве макияжа на практике, но и воплотила их в «Трактате о сохранении красоты» в двух частях, где привела множество рецептов масок для лица и волос, средств для омолаживания, и другие способы для ухода за лицом и телом. У дам «из благородных» в Древней Греции краситься было не принято. В арсенале «порядочных» знатных (и не очень) женщин были массаж, уход за волосами, притирания редчайшими благовониями, привозимыми из Азии, но «боевая раскраска» лица не допускалась и считалась дурным тоном. И всё же не исключено, что и благородные женщины тайком почитывали косметические советы Аспазии. Бюст Аспазии Гетера и танцовщица Фрина (IV век до н.э.) была родом из греческого города Феспия. Настоящее её имя – Мнесарет («помнящая о добродетелях»). Имя же Фрина означает в переводе с греческого «жаба». Но этим именем девушка была награждена вовсе не за какие-то провинности. Как утверждают историки, в Древней Элладе так называли женщин с оливковым – более светлым, по сравнению с привычным для смуглых греков, – оттенком кожи. Дочь состоятельного врача Эпикла, девушка получила хорошее образование. Но основным её достоинством была необыкновенная красота. Фрина изумляла совершенством своего лица, и особенно фигуры, не только окружающих, но и собственных родителей. Рано осознав себе цену, умная и честолюбивая красавица поняла, что благодаря внешности она сможет многого добиться. Её совершенно не привлекал удел обычной провинциальной домохозяйки, к чему сводилась судьба многих гречанок. Раннее замужество, куча детей, тяжёлая бесконечная домашняя работа пугали её и были ей отвратительны. И, чтобы избежать серой участи своих соотечественниц, девушка отправилась в Афины, дабы приблизиться к столичной светской жизни и, в конечном счете, осуществить свою давнюю затаённую мечту – стать гетерой, ведь этим вольным светским львицам разрешалось многое из того, что для остальных женщин Эллады было под запретом. В Афинах женщины обладали не большими политическими и гражданскими правами, чем рабы, в течение всей жизни они находились в полном подчинении у ближайшего родственника мужского пола. Она не могла завести знакомства ни с одним посторонним мужчиной. Особенностью Древней Греции было то, что вплоть до III века до н. є. греки считали всех женщин неразумными-поскольку их лишили образования, сексуально озабоченными, так как их мужья редко делили с ними ложе (настолько редко, что Солону пришлось в законодательном порядке обязать мужей делить семейное ложе не менее трех раз в месяц). Главную задачу своего законодательства о нравственности Солон видел в защите и укреплении брака, причем во всех своих действиях придерживался точки зрения так называемой «двойственной» морали, то есть мужчине разрешал добрачные и внебрачные отношения, а женщине запрещал. Свободная и насыщенная жизнь гетер влекла и манила. Эти женщины могли появляться на всех важных собраниях, даже на политических. Они могли, не стесняясь, демонстрировать свою исключительную красоту и подчёркивать её откровенными нарядами, могли позволить себе свободное обращение с мужчинами, даже и с незнакомыми, – разговаривать с ними, спорить, кокетничать. В их арсенале были и косметика, и духи, и парики, и шиньоны. Они могли украшать себя, как только им вздумается, что было неприемлемо для благородных замужних дам. И Фрина не прогадала. В Афинах её прелести были оценены по достоинству: её поклонниками стали многие высокопоставленные и знаменитые мужи – как от политики, так и от искусства. В том числе Апеллес и Пракситель, оставившие нам в своих нетленных шедеврах-произведениях образ прекрасной куртизанки-гетеры. Великий скульптор Пракситель, прославившийся ещё при жизни своим талантом, влюбился в неё с первого взгляда и робко просил её позировать ему для знаменитой впоследствии статуи – Афродиты Книдской. Апеллеса же, знаменитого художника, гетера вдохновила на изображение «Афродиты, выходящей из моря» (Афродиты Анадиомены) По мере того, как росла слава прекрасной гетеры, росли и размеры её вознаграждений, и, соответственно, аппетиты самой красавицы. Ночь для жаждущих ее любви стоила целое состояние, и Фрина, ставшая уже настолько богатой и свободной, что вполне могла бы оставить свое ремесло, стала назначать цену своим клиентам только в зависимости от того, как она сама лично к ним относилась. Если поклонник ей не нравился, то не могло быть речи ни о каких отношениях. Историки донесли до наших времён свидетельства того, что, будучи совершенно не расположенной к царю Лидии, она назвала ему абсурдную и баснословную сумму за свою любовь, надеясь, что это охладит его пыл. Но одержимый страстью влюблённый правитель, тем не менее, согласился и заплатил Фрине эту невообразимую сумму, что потом немалым образом отразилось на бюджете страны, для восстановления которого ему пришлось поднять налоги. Противоположный пример, так же известный историкам, рассказывает, что, восхищаясь умом философа Диогена, Фрина снизошла к нему без всякой платы. Став «самой желанной женщиной Эллады», тщеславная гетера хотела как можно дольше сохранять за собой право так называться. И потому она продолжала вести бурную светскую жизнь, полную остроты и любовных приключений, не отвергая своих ставших уже постоянными высокопоставленных любовников. К 25-ти годам у Фрины было уже изрядное состояние. Она обзавелась собственным домом, рабами и всем необходимым убранством с обстановкой, демонстрирующими её высокий статус. В богатом доме, полном роскоши, украшенном галереей из колонн, скульптурами и картинами, с садом и бассейном, знаменитая и обожаемая гетера Афин устраивала пиры, на которые приглашались исключительно только знаменитые и влиятельные личности. «Афродита Книдская» (копия) Несмотря на постоянное участие в пирах, на текущие потихоньку года, Фрина оставалась всегда неизменно свежей и молодой и выглядела идеально. Известно, что она была небезразлична к рецептам омолаживающих мазей и притираний, и у неё был специально обученный секретарь, который находил и записывал секреты чудодейственных и эффективных средств, выведанных разными путями то ли самой гетерой, то ли секретарём. Прежде чем применять средства на себе, Фрина опробовала их на своих рабынях. Она также придумала собственный крем от морщин и, как гласит предание, до самого почтенного возраста отличалась гладкостью кожи и долго сохраняла привлекательность и стройность. Конечно, жизнь такой женщины не могла обойтись без драматических событий. В гетеру влюбился оратор Евфий. За её любовь он был готов выложить все свое состояние. Чтобы помолодеть и понравиться возлюбленной, он даже сбрил бороду и домогался благосклонности изо всех сил. Но неблагодарная куртизанка высмеяла его. И тогда Евфий подал на гетеру жалобу в афинский суд с обвинением в безбожии, что было серьёзным обвинением по тем временам и влекло к изгнанию или к смертной казни. Причиной всему стала статуя Афродиты Книдской – та, которую скульптор Пракситель изваял некогда по подобию тогда только начинавшей малоизвестной гетеры-чужестранки. Это изваяние впоследствии завоевало славу самой знаменитой статуи богини любви и, установленное в святилище города Книда, привлекало к себе толпы паломников. Тысячи паломников, молитвенно простирая руки к статуе богини, восклицали: «О, прекрасная Афродита, божественна твоя красота!» За это-то и обвинил гетеру в безбожии и кощунстве оратор Евфий, отвергнутый ею. Якобы, позволяя поклоняться себе, как богине, куртизанка тем самым оскорбляла величие богов, а также постоянно развращала самых выдающихся граждан республики, «отвращая их от службы на благо отечества». На суде Фрину защищал оратор Гиперид, давно добивавшийся ее благосклонности. За это она пообещала ему стать его любовницей. Но, несмотря на всё красноречие адвоката и показания свидетелей, судьи были настроены крайне сурово, и дело принимало всё худший оборот. Тогда Гиперид произнёс свои знаменитые слова: – Благородные судьи, посмотрите вы все, поклонники Афродиты, а потом, приговорите к смерти ту, которую сама богиня признала бы своею сестрой! – и резким движением сдернул с плеч стоявшей перед судом Фрины покрывала, обнажив подсудимую. 200 судей были восхищены красотой обнаженной Фрины, и все как один провозгласили ее невиновность «Судей объял священный трепет, и они не осмелились казнить жрицу Афродиты», – писал историк Афиней, ведь по представлениям греков того времени, в таком совершенном теле не могла скрываться несовершенная душа. Гетеру оправдали, а Евфия суд наказал крупным штрафом. Пракситель пережил Фрину. После смерти своей музы он чистым золотом заплатил ей за минуты вдохновения и блаженства, отлив ее золотую статую и поставив её в храме Дианы Эфесской. В постскриптуме хочется особо отметить, что Фрина была наиболее стыдливой из гетер. В отличие от своих товарок, она не носила прозрачные одежды, а всегда была закутана в хитон из плотной ткани, закрывая даже руки до кисти и волосы. Самая известная гетера, пожалуй, Таис Афинская , чьим покровителем был сам Александр Македонский (вот и верь после этого слухам о его гомосексуализме!). Кстати, она одевалась противоположно Фрине - не только не прятала своё тело, но гордо выставляла его напоказ, дерзко проезжая обнаженной по улицам покоренных персидских городов. Став возлюбленной царя и военачальника, Таис сопровождала его даже в военных походах и однажды, когда Александр и его свита во главе с Таис праздновали очередную победу над персами, пируя в захваченном царском дворце в Персеполе, именно Таис пришла в голову мысль поджечь дворец, дабы отомстить «варварам». Во многих исторических источниках того времени упоминается это событие. Особенно красочно описывают его Диодор Сицилийский и Плутарх, рассказывая о том, как во время пиршества в царском дворце гетера по имени Таис, уроженка Аттики, возлюбленная самого Александра Македонского, вела себя не только на редкость свободно и дерзко, но и очень умно и хитро… Она то прославляла Александра, то мило подшучивала над ним, заражая своим безудержным весельем и его, и всю честную компанию. Когда же и гости, и сама Таис изрядно захмелели, то она во власти эмоций вдруг обратилась к Александру и всем пирующим с воззванием сжечь царский дворец. Сказав, что из всех дел, совершенных Александром в Азии, этот смелый поступок будет самым прекрасным – как месть Ксерксу, предавшему некогда губительному огню Афины. Таис Афинская. Художник Артур Брагинский Воскликнув, что хотела бы почувствовать и себя тоже вознагражденной за все лишения, испытанные ею в скитаниях по Азии, она добавила, что не прочь сама, собственноручно, на глазах у всех поджечь дворец. – И пусть люди говорят, что женщины, сопровождающие Александра, сумели отомстить персам за Грецию лучше, чем знаменитые предводители войска и флота! – потрясая горящим факелом, закончила свою речь воинственная гетера. …И слова её потонули в громком гуле одобрения и рукоплесканий. После царя Таис первой метнула во дворец горящий факел. Огромное строение, возведённое из кедра, сразу занялось, и бушующее пламя пожара быстро охватило его. Впоследствии вторая жена египетского царя Птолемея I Сотера, от которого у неё были сын Леонтиск и дочь Ирана (Эйрена), вышедшая замуж за Эвноста, правителя кипрского города Солы. Элефантида - греческая гетера, предположительно жившая в Александрии в III в. до н. э. Она была известна как автор эротических руководств самого откровенного содержания, которые во времена Римской империи уже слыли библиографической редкостью. По сообщению Светония, у Тиберия на Капри имелось полное собрание её сочинений. Упоминается в Приапее и эпиграммах Марциала. До наших дней не сохранилось, а жаль. Говорят, что одна из византийских императриц - Феодора – в прошлом тоже была гетерой. Эта женщина была достаточно умна, она смогла силой своей женской мудрости остановить врага. Насмешливо бросив болгарскому королю только одну фразу, она предотвратила его нападение на своё государство. – Если одержишь победу, то все скажут, что ты победил женщину, а если ты потерпишь поражение, то все скажут, что тебя победила женщина! – сказала она, дав ему понять, что любой исход сражения станет для него позором. Другие известные гетеры, о которых мало информации: Археанасса - подруга философа Платона Белистиха - гетера фараона Птолемея II, которой в Египте воздавались божественные почести Вакхис - верная любовница оратора Гиперида, была известна своим бескорыстием и добротой Герпилис - любовница философа Аристотеля и мать его сына Гликерия - сожительница комедиографа Менандра Гнатена - замечательная своим умом и красноречием, долго была тиранической любовницей поэта Дифила Клеонисса - написала несколько, не дошедших, впрочем, до нас, работ по философии Лагиска - возлюбленная ритора Исократа и оратора Демосфена Лаиса Коринфская (Lais of Corinth) - объект страсти философа Аристиппа Лаиса Сицилийская (Lais of Hyccara) - предполагаемая натурщица художника Апеллеса, убитая в храме Афродиты Летала - любовница Ламалиона Леэна (Leaina) - откусила себе язык, чтобы не выдать заговор Гармодия и Аристогитона, за это ей была воздвигнута статуя Мания - её называли пчелкой за необыкновенно тонкую талию Мегалострата - муза поэта Алкмана Менатеира - подруга оратора Лисия Мильто - которую называли восточной Аспазией, родилась в Фокиде и отличалась в такой же мере красотой, как и скромностью Неэра (Neaira) - против которой выступал в суде Демосфен, его речь - важный источник сведений о сексуальной жизни в античной Греции Никарета - основательница знаменитой школы гетер в Коринфе Пигарета - была любовницей знаменитого философа Стильпона из Мегары. Сама отличный математик, она питала особую склонность ко всем, занимающимся этой наукой Питиониса - знаменита царской роскошью, которой окружил её Гарпал, представитель Александра в Вавилоне Сапфо - поэтесса, окончила школу гетер, но по профессии не работала Таргелия - отказалась предать свою родину Ксерксу. Она была любовницей чуть ли не всех греческих полководцев и, как пишет Плутарх, стала благодаря своему уму и красоте королевой Фессалии Теодетта - нежно любила блестящего Афинского полководца Алквиада и благоговейно воздала ему погребальные почести Источники.

О гетерах ходит столько же легенд, сколько об античных богах и героях. Их называют то содержанками и проститутками, то самыми образованными и прогрессивными женщинами своего времени. Оратор Демосфен, выступая на суде в защиту гетеры Нееры, утверждал: «Гетеры каждому нужны для радости!». Какие же радости приносили мужчинам гетеры и чем они занимались на самом деле?




В переводе с древнегреческого, гетера – это «подруга». Эти женщины вели свободный образ жизни, в отличие от жен, которые становились затворницами сразу после замужества и занимались исключительно детьми и домашним хозяйством. Гетеры хорошо разбирались в музыке, литературе, философии и искусстве. Они могли поддержать диалог на любую тему, их интеллектуальное развитие не уступало мужскому.




Можно ли гетер назвать проститутками? Дело в том, что гетеры стояли на более высокой ступени социальной лестницы, чем проститутки из публичных домов, и пользовались уважением в обществе. С ними советовались видные государственные деятели, философы и писатели. Кроме того, они имели право выбирать своих спутников, отказывали тем, кто им не нравился, и подолгу оставались рядом с теми, кого любили.


Они становились для мужчин настоящими музами. Эпикур всю жизнь хранил верность гетере Леонтии и говорил о ней: «Она живет со мной и во мне». Афинский полководец Перикл был женат на гетере Аспасии, часто советовался с ней в решении государственных проблем, она помогала ему готовить речи для выступлений. Византийская императрица Феодора до замужества была гетерой. Гетера Таис Афинская – подруга Александра Македонского – после его смерти стала женой египетского царя Птолемея І.


Фрина, которую называли самой известной и красивой гетерой Афин, стала моделью для Праксителя, ваявшего статую Афродиты, за что ее обвинили в кощунстве. Она предстала перед судом, но ее оправдали – она обнажилась перед вынесением приговора и покорила судей. Фрина сама назначала цену за свои услуги – царю Лидии из-за выплаченного «гонорара» пришлось поднять налоги в стране, чтоб восполнить бюджет, а Диогену это не стоило денег, поскольку Фрина восхищалась его умом.




Конечно, вряд ли можно судить обо всех гетерах только по самым известным и достойным представительницам этого рода занятий. В эпоху античности к идее продажной любви относились без предрассудков. При храмах Афродиты в Греции и Венеры в Риме служили сотни гетер, оказывающих интимные услуги.


Впрочем, и в эпоху античности у гетер были противники. Киники (философская школа) часто выступали против них. Кратет говорил, что статуя Фрины – это памятник греческой распущенности, высмеивал ее любовь к золоту и холодность. Диоген в диалоге с другим философом возмущался: «Как ты можешь быть близок со шлюхой? Или становись киником, или перестань ею пользоваться».


Их можно называть как угодно, но нельзя отрицать роль, которую сыграли гетеры в античной истории и культуре. Большую или меньшую, чем , – решать вам.

При всей современной моде на толерантность, современному человеку крайне трудно понять психологию и социальные отношения, царившие в древнем обществе. Особенно, если для них нет никаких сегодняшних аналогов. Для этого мало знать сумму фактов, необходимо проникнуться духом времени, изучить верования и обычаи народа, иногда даже понять его язык.

Долгие годы эталоном древней культуры была Эллада, Древняя Греция. Это действительно так. Этот народ обогатил человеческую цивилизацию совершенно новыми взглядами на окружающий мир и общество. Греки изобрели демократию, в истории навсегда осталось имя правителя Афин великого демократа Перикла, и всегда рядом с ним упоминается его жена, знаменитая гетера Аспазия.

А ведь это странно. Если присмотреться к истории Древней Греции, то обнаружится явный дефицит реальных женских имен (персонажей Илиады и Одиссеи принимать в расчет не будем). В нашей памяти сразу всплывают Аспазия, Таис, Сафо – подруги великих ораторов, полководцев и философов.

Хотя афинское общество было на тот момент самым демократичным в мире, но это была демократия для мужчин. Только они имели избирательные права, только они занимались гимнастикой и философией, только они владели имуществом. Афинские женщины воспитывались, как продолжательницы рода, и больше ничего. После замужества они жили на женской половине дома, в гинекее, не общаясь с другими мужчинами. Эта жизнь не добавляла им ни красоты, ни ума. Такое отношение к женщине у греков прекрасно уживалось с культом женской красоты и чувственной любви, олицетворением которой была богиня Афродита, персонально отвечавшая за эти стороны бытия. Греческая религия практиковала и ритуальную проституцию, и пьяные оргии под видом служений богу вина Дионису. Но греки первыми, пожалуй, поняли какое утонченное наслаждение доставляет общение с умной, тонкой, внимательной женщиной. И ввели в социальную структуру своего государства институт гетер.

Для этой цели специально отбирали девочек, способных к музыке и танцам. Их обучали в специальных школах при храме Афродиты пению, игре на музыкальных инструментах, литературе. Они занимались гимнастикой. И множеству женских секретов, помогающих понять мужчин и поднять их самооценку. Гетера вовсе не обязана была отдаваться за деньги, для снятия сексуального напряжения существовало множество других способов. Им платили за общение, тонкую и умную беседу, прекрасный танец и песню. Мужчины оттачивали свой ораторский дар, демонстрировали глубину и остроту ума. В гетер влюблялись без памяти и от любви кончали с собой. Не было ничего зазорного в том, чтобы жениться на гетере, но очень немногие решались на это. Соседство с яркой и талантливой женщиной обязывает ко многому, не каждому по силам такая ноша. Надо было быть Периклом, чтобы не побояться такого соседства. Современники с удивлением вспоминали, что, уходя из дома, он непременно целовал жену. Для его времени это было просто сенсацией. Кстати, когда неблагодарные афиняне изгнали его, Аспазия уехала с ним, хотя никто ее к этому не принуждал. Она осталась верна своему предназначению – поднять и поддержать дух мужчины в самые сложные моменты его жизни.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова гетера

гетера в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

гетера

гетеры, ж. (греч. hetaira, букв. подруга).

    В древней Греции - незамужняя Женщина, ведшая свободный образ жизни, привлекавшая мужчин своими артистическими способностями и образованием (истор.).

    Женщина легкого поведения, кокотка (книжн., эвф.).

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

гетера

[тэ], -ы, ж. В Древней Греции: незамужняя женщина, обычно с артистическими -способностями, ведущая свободный образ жизни.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

гетера

    Незамужняя образованная женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни (в Древней Греции).

    перен. устар. Женщина легкого поведения.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

гетера

ГЕТЕРА (от греч. hetaira - подруга, любовница) в Др. Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. Позднее гетерами назывались также проститутки.

Гетера

(греч. hetaira ≈ подруга, любовница), в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни. Некоторые Г. играли значительную роль в общественной жизни. В домах Г. собирались многие выдающиеся древнегреческие политические деятели, поэты, скульпторы и т. д. Термином «Г.» обозначались также и проститутки.

Википедия

Гетера

Гете́ра - в Древней Греции женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни, публичная женщина, куртизанка . Первоначально главным образом из рабынь, позже также свободные женщины. Известные гетеры были, как правило, хорошо образованы.

Первоначально термин относился к древнегреческому социальному явлению, позже в переносном смысле распространился на другие культуры. В Древней Греции термин применяли к образованной незамужней женщине, ведущей свободный и независимый образ жизни. Некоторые из них играли значительную роль в общественной жизни. В своих домах гетеры устраивали встречи многим выдающимся древнегреческим политическим деятелям, поэтам, скульпторам и т. д. Как правило, гетера находилась на содержании у богатого покровителя. За их благосклонность платили большие деньги. Сохранились каменные плиты, на которых мужчины высекали цену, предлагаемую той или иной. Но это не было проституцией в традиционном понимании, т. к. гетеры жили половой жизнью только с теми покровителями, которых любили, параллельно с ними существовали и проститутки. Древнегреческий оратор и политический деятель Демосфен говорил, что уважающий себя грек имеет трёх женщин: жену - для продолжения рода, рабыню - для чувственных утех и гетеру - для душевного комфорта.

Гетера могла выходить замуж. Так, знаменитая гетера Аспасия, известная умом, образованностью и красотой, стала женой известного военачальника М. Перикла. Гетеру, как правило, воспитывала хозяйка из своей рабыни, она обучала её и отпускала на волю или отдавала достойному покровителю.

Примеры употребления слова гетера в литературе.

Две другие части рельефа изображают двух женщин слева обнаженная гетера играет на авлосе, справа - женщина, одетая в пеплос, совершает обряд жертвоприношения.

Собрании, будто Алкивиад потому погубил все дело и потерял суда, что с унизительным легкомыслием распорядился своими полномочиями, передав командование людям, которые заняли при нем самые высокие посты благодаря лишь умению выпивать и матросскому бахвальству, передал для того, чтобы самому беспрепятственно наживаться, плавая, куда вздумается, пьянствовать да распутничать с абидосскими и ионийскими гетерами , - и все это когда стоянка вражеских судов совсем рядом!

Среди многочисленных злоупотреблений и беззаконий, которые тогда творились, больнее всего, как сообщают, уязвил афинян приказ безотлагательно раздобыть двести пятьдесят талантов, ибо, увидев, что деньги собраны - а взыскивались они с неумолимою строгостью, - Деметрий распорядился передать все Ламии и другим гетерам на мыло, румяна и притирания.

Именно французские гетеры были застрельщицами кровавого карнавала, на три дня погрузившего все Макондо в состояние безумия и предоставившего Аурелиано Второму случай познакомиться с Фернандой дель Карпио.

Правда, обещать гетере за короткую связь талант серебра, подобно Филопатру, македонец не мог.

Нечто подобное случилось и с граммофонами, которые были привезены веселыми французскими гетерами на смену устаревшим органчикам и нанесли серьезный ущерб доходам местного оркестра.

В силу обязательности супружеской жизни мужчины убегают к гетерам и сладострастницам, чтобы восстановить свою сексуальную восприимчивость.

Обеих гетер , одетых в яркие хитоны, Таис - в золотисто-желтый, а спартанка - в черный, как ночь, удивительно оттенявший золотую рыжину ее волос, заметили сразу.

Главная гетера небес Урваши назначена соблазнять мудрецов, когда они достигают слишком высокого совершенства в могуществе с богами.

Он создал две статуи Афродиты с одной и той же модели, гетеры Фрины, - одетую в пеплос и нагую.

Если вокруг тебя много истинно храбрых и сильных мужчин, ты можешь считать себя в полной безопасности, - смеясь, отвечала ей гетера , - они ведь эллины и, особенно, спартанцы.

Среди учеников Анаксагора были трагик Еврипид, блестяще образованная гетера Аспазия и Перикл, с именем которого связана классическая эра афинской демократии.

Такие гетеры , как Аспазия и Леена, отличались, должно быть, далеко не дюжинными умственными способностями, если могли приобрести такое огромное влияние на политическую и эстетическую жизнь своей родины.

В эпоху Александра такой женщиной могла быть только гетера высшего класса.

Знаете ли вы, - поддразнил Гефестион, - что такое гетера высшего круга в самом высоком городе искусств и поэзии во всей Ойкумене?

В отличие от своих соседей, предшественников и последователей, не приветствовали друг друга в привычном понимании этого действа. Вместо знакомого «здравствуй» афиняне говорили «радуйся». В таком подходе к жизни, как считал Фридрих Ницше, в свое время увлекшийся изучением быта этой удивительной страны, и состоял феномен Древней Греции в которой появились гетеры.

Само существование ее граждан в эпоху «расцвета демократии» было подчинено единой цели – поиску наслаждения. Стоит ли удивляться, что именно в это время и в этом месте появились гетеры?

Хотя вплоть до XVII столетия этих женщин рассматривали исключительно как представительниц древнейшей профессии элитной категории, проститутками в полном смысле этого слова они не являлись. Гетеры стали источником удовольствия, музами, советницами величайших умов своего времени.

Кто такие гетеры

У них учились риторике, им внимали видные политические деятели. Даже жены покровителей выдающихся гетер-куртизанок с упоением слушали речи своих «соперниц». По мнению некоторых историков, эти пламенные выступления и заложили основу концепции равноправия полов. И это – в VII–VI веках до н. э. (эпоха расцвета культуры гетер).


Их услугами пользовалась вся знать, богема Древней Греции. Среди поклонников – Платон, Демосфен, Гиперид, персидский царь Ксеркс, Александр Македонский, Аристипп. Философы, ораторы, первые юристы, управители, городские главы владели своей гетерой, многие хранили верность предмету обожания всю жизнь.

Что неудивительно. По уровню интеллектуального развития эти женщины намного опережали свое время. Среди основных признаков, привычек, умений гетер были:

  • хорошее образование (философия, ораторство, арифметика, политология, история);
  • исключительное чувство стиля и вкуса (многие стали авторами первых книг о моде и косметике);
  • владение навыками ведения дискуссии;
  • умение играть на нескольких музыкальных инструментах;
  • искусство эротического свойства.

Чем занимались гетеры Древней Греции

Понятие «гетера», heteria в переводе с древнегреческого означает «спутница» или «подруга». Изначально (VIII–VII вв. до н. э.) такими женщинами становились рабыни, освобожденные хозяйкой. Впоследствии возникла целая школа «куртизанок» – уважаемые гетеры отбирали из рабынь самых красивых и умных девушек, обучали их своему искусству.


Как правило, гетерами становились женщины, которые отрицали справедливость тогдашних условий брака. Потому большинство из них оставались незамужними. Хотя по своему желанию они могли выйти замуж, как это сделали известнейшие представительницы «профессии»:


Аспазия – вдохновительница Сократа и единственная возлюбленная правителя Афин Перикла. Она прибыла в столицу из Мегары, потому не могла стать законной супругой жителя города, а ее дети, рожденные от афинянина, не имели права на гражданство. Доподлинно неизвестно, заключили ли Аспазия и Перикл брак по всем канонам того времени, но для общества было очевидным, что живут они как муж и жена (Перикл развелся с первой женой Телезиппой по требованию Аспазии). Для их совместного сына Перикла младшего отец сумел добиться права гражданства, что было исключительным случаем.

Другая греческая гетера Феодора стала женой византийского императора Юстиниана и впоследствии правила страной мудро и строго.


Возлюбленная Александра Македонского Таис Афинская не стала женой полководца, но после его смерти вышла замуж за египетского фараона Птолемея I Сотера.

За покровительство над знаменитыми гетерами (содержание) боролись самые богатые дома Афин. Что объясняется не только качеством интимных услуг, которые содержанки оказывали исключительно по своему желанию.

По сути, дом гетеры, оплаченный ее воздыхателем, становился центром политической игры. Здесь собирались участники заговоров, богема, устраивали советы международного значения. Гетеры организовывали площадки для встреч самого большого значения, принимали в них самое активное участие и выступали гарантом сохранения тайны того, что на них обсуждалось.

Верность гетеры, несвойственная привычному пониманию женской натуры всех времен, – еще один феномен представительниц этой прослойки. Величайшие полководцы, политики, короли и императоры, заговорщики и смутьяны были абсолютно уверены в отсутствии ушей у стен в домах своих гетер.

Последние же могли отдать жизнь во исполнение этого «правила конфиденциальности». Так, Лиайна, согласно сохранившейся информации, не была любовницей ни Гармодия, ни Аристогитона, но откусила себе язык, чтобы не выдать их планов суду.

Знаменитая Фрина, муза многих живописцев и скульпторов своего времени. Она позировала Праксителю во время создания скульптуры Афродиты Книдской. Она же после и предстала перед судом вместе со скульптором, обвиненная в богохульстве. Но, когда ее правозащитник Гиперид сдернул с Фрины одежды, суд вынужден был признать божественную красоту ее тела – достойную, чтобы быть воплощенной в статуе Афродиты.


«Гетера Фрина перед ареопагом», Картина Ж.-Л. Жерома, 1861, Кунстхалле, Гамбург

Гетеры не были исключительно куртизанками – жрицами физической любви в Древней Греции. Они учили своих покровителей, общались, дискутировали. Тот же Перикл не скрывал, что просит совета супруги по особо важным политическим делам.

Кроме того, эти женщины развлекали гостей, выступали первыми профессиональными организаторами массовых закрытых мероприятий. Они учили игре на инструменте рабынь, повышали образованность жен своих любовников. А ложе они делили только с тем, кому готовы были отдать свое сердце.



Похожие статьи
 
Категории