Кто такие жрецы и друиды. М

03.03.2019

В наши дни существует большое разнообразие гороскопов, вы без труда, воспользовавшись интернетом, сможете определить, какому цветку вы соответствуете, какой планете, какому времени года и так далее. Оказывается, существует и ещё один гороскоп, которому лет и даже веков гораздо больше, чем можно себе вообразить. Это гороскоп друидов – он насчитывает более двух тысяч лет. Впервые гороскоп друидов, или иными словами - галльский гороскоп, упоминается в хрониках христианских монахов, которым зачем-то понадобилось фиксировать хронику язычников. Так что, вопреки расхожему мнению, друиды это вовсе не мифические существа, а вполне реально существовавшие люди, жрецы кельтских племён.

Друиды, как и их «коллеги» шаманы и колдуны из разных стран совершали магические обряды, жертвоприношения и занимались предсказанием будущего. Земные люди верили мудрецам безоговорочно. Для того, чтобы получить почётное звание друида, человек должен был провести двадцать лет в полном одиночестве, в лесу – так что неудивительно, что молодых друидов среди кельтов не наблюдалось.

Лес колдуны считали святым местом, где открывается условный портал для общения с неземными существами. С деревьями жрецы обходились как с живыми существами, наделяя их душой и даже характером. Они утверждали, что каждое дерево, как и человек, имеет свои определенные черты, достоинства и недостатки. Каждое требует определенных условий жизни. Было у друидов и излюбленное растение - омела. Оно использовалось и во врачевании, и в предсказаниях, и в управленческих делах, и в обрядах жертвоприношения, поэтому к сбору омелы готовились заранее. Жрецы верили, что снадобья из омелы нейтрализуют любой известный яд. Любовь к этому волшебному растению, кстати, сохранилась и до наших дней, венками из листьев омелы европейцы украшают свои дома на Рождество.

Кельты в своё время занимали колоссальную по размерам территорию, по большому счёту – всю современную и хорошо знакомую туристам западную Европу. Именно они заложили фундамент западноевропейской цивилизации. Как у всяких уважающих себя язычников, каждое отдельное поселение нуждалось в собственном жреце, способном разговаривать с богами без особых затруднений. Но помимо общения с высшими силами, друиды так же обязаны были фиксировать героические подвиги кельтов, желательно в стихотворной форме, поэтому брали в друиды только поэтов – иначе ничего бы не получилось. В те далёкие времена «должность» друида считалась крайне почётной, что неудивительно. За советом к жрецам обращались как мелкие правители, так и короли, они так же были освобождены от воинской службы и уплаты налогов.

Правда, например, у ирландцев друиды быстро утратили поэтические способности и превратились в аналог современных деревенских знахарей, зато галлы – предки нынешних французов, – к своим жрецам относились куда более трепетно, возводя своих мудрых старцев практически в разряд полубогов, ну или, по крайней мере, небесных посланников. Вспомните хотя бы знаменитые истории про Астерикса и Обеликса – предки французов к своим «волшебникам» относились крайне почтительно. У галлов даже существовали праздники, посвящённые друидам - Самайне и Белтайне. Под руководством жрецов участие в празднованиях принимали жители всех ближайших поселений. Считалось, что в дни этих праздников грань между мирами истончалась, и в гости могли прийти посланцы других миров.

Что же касается непосредственно гороскопа, то вдохновение для его создания друиды черпали опять-таки из деревьев. Согласно их науке, дата рождения каждого человека связана с определённым растением. Большое значение друиды при этом придавали зимнему и летнему противостоянию Солнца, весеннему и летнему равноденствию. Собственно, положение Солнца относительно Земли и служит основой их гороскопа. В соответствии с ним, судьба человека, его будущее, характер и способности зависят от удаления Солнца от Земли в день его рождения. Поэтому каждый знак гороскопа друидов имеет два периода действия.

Друиды верили: чтобы изменить свою судьбу к лучшему, нужно наладить связь со своим деревом: общаться с ним при помощи прикосновений. Считалось, что в лихое время человек должен пойти в лес или сад, найти дерево, соответствующее дате рождения, и поговорить с ним, прислониться к его стволу и физически представить себе, как энергия дерева перетекает в его тело. После чего полагалось поклониться дереву, поблагодарить его и напоследок украсить ленточкой.

Вот так выглядит гороскоп друидов (в скобках указаны периоды, в которые владычествует данное дерево). Считалось, что наибольшую магическую силу и, как следствие, наибольшую помощь своему человеку дерево оказывает в периоды своего верховенства.

Яблоня (25 июня – 4 июля, 22 декабря – 1 января)
Пихта (5 июля – 14 июля, 2 января – 11 января)
Вяз (6 июля – 25 июля, 12 января – 24 февраля)
Кипарис (26 июля – 4 августа, 25 января – 3 февраля)
Тополь (5 августа – 13 августа, 4 февраля – 8 февраля)
Кедр (14 августа – 23 августа, 9 февраля – 18 февраля)
Сосна (24 августа - 2 сентября, 19 февраль – 28/29 февраля)
Ива (3 сентября – 12 сентября, 1 марта – 10 марта)

Друиды жили в древней Британии и Франции, их деятельность была самой разнообразной. Как пишет Барри Канлифф в своей книге «Друиды: очень короткое введение», это были «философы, учителя, судьи, хранители народной мудрости о природе и человеческих традициях, а также посредники между людьми и богами». Он отмечает, что, как ни странно, древние тексты напрямую не называют их священниками.

Почти все, что мы знаем о друидах, ― это знание из вторых рук. Уцелевшие тексты, в которых они упоминаются, были написаны недоброжелателями, что создает проблемы для современных историков, пытающихся понять, кто они и как менялась их роль с течением времени. Действительно, завоевавший Галлию, является одним из основных источников информации о друидах. Например, из его сочинений мы знаем, что свои тексты друиды предпочитали не записывать, а заучивать наизусть.

Независимо от того, кем именно были друиды, ясно, что это некая почитаемая каста. Друидов можно найти в Британии и Галлии (современная Франция), а также в других частях Европы и, возможно, даже на Ближнем Востоке. Писатель Дио Златоуст, живший около 1900 лет назад, сравнивал друидов с волхвами и брахманами Индии. «Кельты почитали тех, кого они называют друидами, и они также поклонялись пророческому искусству и мудрости в целом», ― писал он. Также древние источники намекают на то, что друиды имели большую власть.

Когда появились друиды?

Когда начинается эпоха друидов, неизвестно. Канлифф, почетный профессор европейской археологии в Оксфордском университете отмечает, что самое раннее письменное упоминание появилось примерно 2400 лет назад. Но конечно друиды возникли гораздо раньше, и неизвестно насколько. Древняя друидическая традиция исчезла около 1200 лет назад, постепенно вытесненная . Существует движение возрождения современных друидов, однако Канлифф, наряду с другими учеными, осторожно указывает, что разрыв между исчезновением древних друидов и появлением этой современной группы исчисляется более чем тысячелетием.

Сегодня друидическая традиция часто ассоциируется со Стоунхенджем. Однако основная часть Стоунхенджа была построена 4000-5000 лет назад, тогда как самое раннее письменное упоминание друидов появилось примерно 2400 лет назад. И вновь мы сталкиваемся с пробелом во времени, а также остается открытым вопрос, существовали ли друиды тогда, когда был построен Стоунхендж, и если да, то в какой форме.

В одном отрывке Плиний Старший (который жил почти 2000 лет назад) рассказывает о значении омелы и шестого дня луны: сбор омелы сопровождался религиозными обрядами и проходил в шестой лунный день. Еще он говорит о важности животных: «[они] приводят туда двух белых быков, рога которых связаны впервые. Одетый в белое священник поднимается на дерево и срезает омелу золотым серпом. Она падает в белый плащ, который держат остальные. Затем они с молитвами приносят быков в жертву», ― пишет Плиний Старший. Также считалось, что питье, приготовленное из омелы, вылечит от бесплодия домашний скот и спасет от всех ядов.

Насколько широко распространена религия друидов?

Распространенность друидов в древнем мире ― тоже загадка. Они, несомненно, процветали на Британских островах и в Галлии. Юлий Цезарь утверждал, что религия друидов зародилась в Британии и оттуда перекочевала в Галлию; и теперь те, кто хочет изучить тему более глубоко, обычно едут в Британию.

Неизвестно, действительно ли родиной друидов является Британия. Есть сведения, что следы друидов зафиксированы намного дальше. Часто их ассоциируют с народностью, известной как кельты: их поселения были найдены на востоке, например, на территории современной Турции. Кроме того, кельтские наемники служили в Египте (во времена правления Клеопатры VII) и даже в Иудее.

Использовали ли друиды человеческие жертвы?

Сегодня часто говорят, что друиды практиковали человеческие жертвоприношения. Сведения эти, скорее всего, неточны. Древние источники указывают, что друиды существовали наряду с несколькими другими кастами, которые также выполняли функции духовенства. Идентичность и роль их менялись в зависимости от культуры и времени.

Человек по имени Диодор Сикулус, который жил более 2000 лет назад, писал, что, хотя друиды и присутствовали при человеческих жертвоприношениях, сам обряд совершала другая группа, называемая «ваты».

Насколько широко распространены человеческие жертвоприношения в культурах с друидской религией ― это еще одна загадка. Важно отметить, что большая часть сохранившихся письменных источников созданы римскими писателями, которые, возможно, были негативно настроены по отношению к друидам и тем сообществам, в которых они служили.

Например, в 60-м году друиды присоединились к восстанию против римлян на острове Мона (современный Англси) в Уэльсе. Корнелиус Тацит сообщает, что после того, как римляне разгромили повстанцев, они нашли много свидетельств человеческих жертвоприношений, которые, возможно, были преувеличены, чтобы выставить друидов в негативном свете.

«После у завоеванных был поставлен гарнизон, и их священные рощи для бесчеловечных суеверных обрядов были уничтожены. Они считали, что это действительно благочестие ― поливать жертвенные алтари кровью пленников и просить совета у их божеств через человеческие внутренности», ― писал Тацит.

Закат друидов

По мере распространения христианства по всей Европе друидическая религия постепенно исчезала. Канлифф отмечает, что в VIII веке друиды все еще существовали в Ирландии, но их оставалось крайне мало.

«Все, чем теперь занимались друиды, ― это создание любовных зелий и чтение заклинаний, не более», ― пишет Канлифф. «Настроение отражено в одном гимне VIII века, где поется о просьбе к Богу защитить от заклинаний женщин, кузнецов и друидов!»

Друиды как религия исчезли в средние века, но возродились в наше время, хотя прошло около тысячи лет после того, как вымерла их древняя культура.

Друиды

ДРУИ́ДЫ -ов; мн. [кельт.] Служители культа, прорицатели, врачеватели у древних кельтов (осуществляли судебные функции, были советниками вождей, хранителями преданий).

Друи́д, -а; м.

друи́ды

(лат. druides), жрецы у древних кельтов; ведали жертвоприношениями, выполняли также судебные функции, были врачами, учителями, прорицателями.

ДРУИДЫ

ДРУИ́ДЫ (лат. druides от кельтского druidae, древне-ирландское druid), социальная группа, образованная учеными жрецами, толкователями законов в кельтской Британии и в Галлии. Самое раннее свидетельство об их существовании относится к 3 в. до н. э.
Жреческое сословие друидов представляло собой замкнутую аристократическую корпорацию, которая занималась не только религиозными культами, но и пользовалась большим политическим влиянием, гораздо большим, чем слой всадников (см. ВСАДНИКИ) . Этот институт был общекельтским, известным на британских островах и в Галлии, и, очевидно, имел в течение определенного периода влияние и в Центральной Европе; только в Испании и в Северной Италии о нем нет ни письменных упоминаний, ни археологических данных. Мнение Цезаря (см. ЦЕЗАРЬ Гай Юлий) , что этот институт возник первоначально на Британских островах, является лишь его личным предположением. Древние источники (Цезарь, Плиний (см. ПЛИНИЙ Старший) ) приписывают друидам очень обширную сферу деятельности, но в настоящее время трудно проверить, насколько это соответствовало действительности. Среди друидов были предсказатели, колдуны и барды (см. БАРДЫ) .
Какова была сущность их учения, философских и религиозных представлений, нам известно лишь отчасти. Они верили в бессмертие души, смерть, по их представлениям, означала не конец, а лишь середину долгой жизни. Под их покровительством находились священные дубовые рощи, и само название их возникло якобы от слова «дуб» («дрис»). Жертвы (например, белые быки) не приносились без ветви этого дерева, так как все, растущее на дереве, они считали даром небес, а производимые в связи с этим действия - указаниями богов. Большим почетом пользовались также лунные эмблемы, так как галлы исчисляли время не по дням, а по ночам, и приносили священные жертвы ночью при свете луны. Кроме совершения жертвоприношений, иногда якобы и человеческих, друиды предсказывали будущее; они оказывали давление путем неблагоприятных предсказаний и определяли, какое время более подходит для решения важных вопросов - это позволяло им удерживаться на верхушке иерархической пирамиды. Кельты явно воспринимали сверхъестественное как основную, базовую сторону их жизни, а потусторонний мир как превалирующий.
Друидам также поручалось воспитание мальчиков, из которых и выбирались достойные для пополнения их собственных рядов. Обучение длилось около двадцати лет и заключалось в изучении наизусть тайн вековой мудрости и знаний друидов. Письмом они не пользовались и оставили ничтожно малое количество письменных памятников: все обучение велось устно.
В более поздний период друиды уже не были ни столь замкнутой кастой, ни чисто жреческой корпорацией. В начале римской оккупации друидизм был еще в полном расцвете, позже настал его упадок. Друиды боролись с романизацией, участвовали в восстаниях, и потому римская власть была особо заинтересована в ликвидации этого института. Особенно долго этот институт удержался в Ирландии. Преемниками друидов там были филиды (см. ФИЛИДЫ) .
Религия друидов
Основные положения о Боге можно найти в триадах ирландских бардов. В них постулируются основные положения мировоззрения кельтов:
Существуют три первичных единства, и каждое из них возможно лишь единым: единый Бог, единая Истина и единая точка Свободы, т.е. точка равновесия всех противоположностей в мире. Символом этого равновесия были так называемые качающиеся камни, которые при огромном весе могли быть сдвинуты простым прикосновением рук.
Три вещи проистекают из трех первичных единств: всякая Жизнь, всякое Благо, всякое Могущество.
Бог необходимо троичен: Он составляет большую часть Жизни, большую часть Знания, большую часть Могущества, и не может в нем быть больше этой большей части каждой вещи.
Три Божьих величия: совершенная Жизнь, совершенное Знание, совершенное Могущество.
Три вещи обязательно возобладают: высшее Могущество, высший Разум, высшая Любовь Бога.
Три гарантии того, что Бог делает и совершит: Его бесконечное Могущество, Его бесконечная Мудрость, Его бесконечная Любовь, так как нет ничего, что не могло быть свершено и стать истинным без этого.
Три вещи, которыми Бог не может не быть: тем, в чем должно заключаться совершенное Благо; тем, что должно желать совершенное Благо; и что должно выполнить совершенное Благо.
Три вещи, которые Бог не может не совершить: самое полезное, самое необходимое, самое прекрасное для каждой вещи.
Три главные цели деятельности Божества, как творца всякой вещи: уменьшить зло, усилить добро, сделать явным всякое различие таким образом, чтобы дать возможность узнать то, что должно быть и чего быть не должно.
Три Божьих необходимости: быть бесконечным в самом себе, быть конечным по отношению к конечному, быть в согласии со всем сущим.
Три круга бытия: круг пустоты (Аннун), где кроме Бога нет ничего ни живого, ни мертвого, и никто, кроме Бога, не может его пройти; круг перевоплощения (Абред), где всякое одухотворенное существо рождено смертью, и человек проходит его; круг блаженства (Гвинфид).
Три вещи с каждым днем усиливаются вследствие возрастающего к ним стремления: Знание, Любовь, Справедливость.
Три вещи постоянно уменьшаются: Мрак, Заблуждение, Смерть.


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • дросселирование
  • дружина

Смотреть что такое "друиды" в других словарях:

    ДРУИДЫ - (лат. кельт. druides, от ирл. draio, draiodh, druidh). Жрецы древне кельтских народов в Галлии и Британии, державшие свою науку в тайне от народа. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДРУИДЫ древние… … Словарь иностранных слов русского языка

Философами и пророками, магами и целителями называли древние авторы друидов — могущественных обладателей тайного знания, на протяжении многих веков полновластно хозяйничавших в бескрайних лесах Европы. И это вполне справедливо, ведь друиды — не просто «древесные ведуны», владеющие секретами целебных сил растений.

Их учение — уникальное смешение естественной философии, магии и религии. А созданные этими жрецами магические системы настолько уникальны, что человечество до сих пор продолжает размышлять над ними.

Около 400 г. до н.э. состоялась великая Битва Деревьев — так гласит древняя кельтская легенда. Эту дату уже давно принято считать годом появления величайших магов человечества — друидов. Слово «друид» в кельтских языках означает «человек дуба». Корень «дру» соответствует слову «дуб» — наиболее почитаемому дереву у кельтов, которое они называли «королем всего».

«У друидов нет ничего более священного, чем омела и дуб, на котором она растет. Только по этой причине они избирают дубовые леса и не совершают никакого обряда без листвы этого дерева... Они в самом деле полагают, что все, что произрастает на дубе, послано небом и означает, что это дерево было выбрано самим богом...» — писал Плиний в своей «Естественной истории».

Кельтские друиды были знатоками необъятного девственного леса, его свойств и возможностей. Они считали, что деревья связывают небо и землю. По их представлениям, листья и ветви «ловили» энергию солнца и переправляли ее вниз по стволу к корням. Благоговение перед этой формой жизни привело даже к тому, что кельтский народ, обращаясь к духовенству, использовал термин: «люди-деревья».

Друиды, обладая огромными познаниями во всех сферах деятельности человека, имели в жизни кельтов первостепенное значение. Целители, ученые, судьи — для простых смертных они были «посредниками между людьми и богами». Друиды держали в подчинении всех, включая королей, и пользовались безграничной властью.

Вот что писал о друидах Диодор Сицилийский: «Друиды мудры и являют собой верховную власть в Кельтии. Все государственные дела обязательно вершатся при их участии, а правят они железной рукой. Жрецы сохраняют за собой полный авторитет благодаря своим сверхъестественным предписаниям».

Первоначально же друидами называли отшельников-ведунов, общественной обязанностью которых была забота о духовных ценностях кельтских общин. Кельты — группа самобытных племен — в течение нескольких веков владели едва ли не половиной всего известного тогда мира. Это были люди с романтической и суеверной душой, бесстрашные и искусные.

Древнеримский историк Полибий писал о кельтах: «Это люди рослые и выносливые, красивые и голубоглазые... Они стремятся развивать культуру и основывают в своих городах центры для образования. Они прирожденные всадники, храбрые, преданные и сильные».

В первой половине последнего тысячелетия до н.э. на территории севернее от Альп кельтские племена первыми выделились из массы безыменных первобытных народов. Начальные страницы писаной истории кельтов были отмечены опустошительными набегами на богатейшие центры того времени. Образованный южный, в частности греческий и римский, мир был ошеломлен мужеством и отвагой кельтов.

Поэтому уже в IV в. кельты, которых римляне называли «галлами», считались одним из крупнейших варварских народов тогдашнего мира наряду с персами и скифами. Народ этот не достиг полного этнического единства и не создал единого государственного образования — державы, которая объединила бы различные племена в организованное целое.

Зато он создал уникальную культуру, одной из важнейших составляющих которой были особые знания жреческого сословия — учение мудрых друидов.

Основной аспект этого учения — вера в бессмертие души. Диодор Сицилийский утверждал, что среди друидов было широко распространено учение Пифагора, согласно которому души людей бессмертны и способны обретать жизнь в другом теле. Это убеждение друиды всячески стремились укрепить в своих соплеменниках. Они полагали, что такая вера устранит страх смерти и возбудит храбрость в воинах.

Основным предметом забот друидов были духовные ценности кельтского народа: обряды, жертвоприношения, врачевание, предсказание будущего, устное сохранение преданий. Можно сказать, что община возлагала на отшельников ответственность за все основные знаковые системы их существования: друидам необходимо было следить за системами мер и весов, гаданиями и предзнаменованиями, календарем, обрядами и приметами.

Каждый друид являлся членом своеобразного ордена посвященных, во главе которого стоял жрец, пользовавшийся среди своих собратьев наибольшим авторитетом. Верховные друиды составляли верхушку всего сословия жрецов-отшельников.

Им было противопоказано заниматься физическим трудом, община обеспечивала их всем необходимым. Они обитали в священных дубовых рощах, а жилищем им служили пещеры. Каким бы то ни было имуществом друидам владеть не полагалось.

У друидов было принято объединяться в дружеские союзы (гетерии), чтобы совместно постигать секреты мастерства. Друиды наблюдали за правильностью проведения общественных жертвоприношений и толковали все вопросы, имевшие отношение к религии. Диодор Сицилийский свидетельствовал, что кельты приносили жертвы только при участии друидов.

Прибегать к посредничеству друидов было просто необходимо, поскольку кельты верили, что те знали нрав богов и умели говорить на их языке. Присутствие друида позволяло надеяться на то, что благодарственные жертвы будут приняты благосклонно и позволят добиться высшей милости. До христианизации кельтских народов их традиционное королевское жертвоприношение состояло из ритуального «спаривания» друида с конем, после чего животное приносили в жертву.

Нередкими были и человеческие жертвы. Обычно в жертву приносили преступников и военнопленных, но когда таковых не было, убивали и соплеменников. Несчастных сжигали, убивали стрелами или закалывали мечом. Это оставляло неизгладимое впечатление, заставляло безраздельно повиноваться воле жрецов.

Кровавые жертвоприношения, совершение которых являлось одной из главных функций друидов, были несовместимы не только с римскими представлениями о богослужениях, но и со сменившим их христианским культом. Поэтому уже в середине IV в. н э. епископы и пресвитеры Испании, Галлии и Британии стали запрещать обращенным в христианство кельтам проводить традиционные жертвоприношения.

А ведь как мы уже говорили, без участия друида в жизни кельта не обходился ни один обряд: начиная с рождения человека и до его погребения. Даже имена родившимся младенцам давали мудрецы-отшельники (они же называли реки, озера, города и даже деревья).

Обряд наречения младенца сопровождался предсказанием его будущего. В зависимости от открывшихся перспектив друид налагал на жизнь малыша запреты, призванные скорректировать неблагоприятные предзнаменования. Ритуальные табу — гейсы — имели право налагать только друиды. Они умело манипулировали запретами, чтобы подчинить жизнь своих соплеменников целой системе строгих правил.

Например, кому-то было предсказано, что он погибнет в схватке с собакой. Ясно, что такой человек всю жизнь избегал встречи с запретным животным. Бывало, что человек всю сознательную жизнь избегал путешествовать в повозке или переходить вброд реку.

Наряду с друидами у галльских племен существовали еще две группы людей, пользовавшихся особым уважением в обществе: барды и предсказатели. Барды были певцами и поэтами, прославлявшими подвиги знаменитых мужей; предсказатели ведали священными обрядами и изучали природу божественного.

Но друиды, по мнению Аммиана Марцеллина, образованностью и проникновением в тайны мироздания превосходили всех. Вот что писал Посидоний об этом: «Друидов признают наиболее чтимыми среди других жрецов и имеющими большой авторитет в вопросах мира и войны».

Действительно, кельтские отшельники, опытные в искусстве «прорицания и всякой другой мудрости», оказывали огромное влияние на политическую жизнь Галлии, в частности на институт королевской власти. Часто они не только ритуально санкционировали выбор нового короля, но и сами выдвигали кандидатов на королевскую должность.

При ирландском королевском дворе друидов окружали величайшим почетом. Старинный ирландский гейс воспрещал королю говорить прежде, чем свое слово скажет друид. Без совета друидов правители не осмеливались принять ни одно важное решение. Поэтому истинными правителями стран Кельтии были именно друиды, а короли, восседавшие на роскошных тронах, являлись лишь исполнителями их воли.

Друиды нередко исполняли роль послов и вели внешнеполитические дела своих племен и общин. Так, современник Цезаря друид Дивитиак просил помощи у римского сената в войне против секванов, союзников германцев. Обычно друиды не принимали участия в войне (они вообще были освобождены от всех служб и повинностей). Их основные функции на войне сводились к гаданию об исходе сражений и применению так называемой боевой магии: охранительной — для своего племени и вредоносной — для противников.

Имеются документальные подтверждения того, что друиды не раз предотвращали войну, просто прохаживаясь между двумя стоящими друг против друга армиями и шепча заклинания. Одним из самых эффективных средств в арсенале друида считалось проклятие, которое колдун направлял врагам перед решающим сражением: «Врагов прокляну я и стану хулить да порочить, отниму у них властью своей стойкость в сражении».

Однако не стоит представлять друидов исключительно как немощных благообразных старцев, не державших в руках ничего тяжелее ритуального жезла. Многие друиды, попавшие в анналы истории, прославились как отважные воины, возглавлявшие отряды и целые дружины.

Друиды являлись главными вершителями человеческих судеб у кельтских племен и в мирное время. Народ считал жрецов справедливейшими и мудрейшими из людей, поэтому на них возлагали рассмотрение всех возникающих споров. Было ли совершено мелкое преступление или убийство, шла ли тяжба о наследстве — решение по всем этим вопросам выносили друиды.

Разрешая споры, жрецы преимущественно полагались на три вещи: «котел правды», дерево и прикосновение к жертвеннику. Котлом правды называли серебряный или золотой сосуд, который, как считалось, позволял отличить правду от лжи.

Его наполняли кипящей водой и погружали в нее руку подсудимого. Если тот был виновен, рука оказывалась ошпаренной, если же на нем не было вины, то кипяток не причинял ему никакого вреда. Можно было поклясться в правоте своих слов, прикоснувшись к дереву или жертвеннику. По звукам или другим знакам, исходившим от этих предметов, сведущие друиды судили о невиновности или вине подсудимого.

Славились друиды и как великолепные лекари. Ходили легенды, будто они обладали способностью распознать недуг человека по одному лишь дыму, струившемуся из его жилища. Только им, утверждали жрецы, были известны целебные свойства 350 растений: деревьев, кустарников и трав.

В течение года ученики друидов каждый день лунного месяца знакомились с новым целебным растением. Они стремились распознать целебные свойства растения, освоить разнообразные способы сбора, сушки, отваров и настоев лекарственных трав. Считается, что свой знаменитый эликсир забвения друиды получали исключительно на основе растений.

Всего друиды практиковали три архаических вида врачевания — огнем, железом и лекарством, — непременно сопровождая лечебные процедуры заговорами и колдовством. Так же, как и многие другие целители древности, друиды прибегали к лечению с помощью сна, вызванного особой музыкой.

В совершенстве владели друиды и искусством прорицания. Чаще всего общинников интересовали перспективы развития событий накануне войны, собственная судьба и прогнозы о том, кто станет очередным королем. Наилучшим способом для предсказания исхода битвы у друидов считался огонь из рябиновых дров: если пламя костра обращалось в сторону одного из участвующих в бою войск, ему следовало спешно отступать.

Друиды умели узнавать будущее также по приметам и предзнаменованиям, связанным с животным миром. Считалось, например, что полет и крики птиц имеют предвещающий характер. Друидам также приписывалась способность налагать заклятия на воды и «связывать» их так, что повсюду мелели водоемы, иссякали источники, пересыхали колодцы.

Иные умельцы, наоборот, могли «развязывать» воды: ударом острия копья они выводили подземные источники на поверхность и наполняли водоемы живительной влагой. Среди историй о могущественных друидах, повелевающих стихиями, особое место занимают легенды об их господстве над ветрами. К этому искусству друиды могли, например, прибегнуть, чтобы попытаться предотвратить приближение вражеских войск.

Пораженные страшным заклятием — «дуновением друидов» — воины врага переставали отличать своих от чужих и могли в ослеплении перебить друг друга.

У друидов, хранителей и толкователей древней мудрости, было не принято записывать какие бы то ни было знания, которыми они обладали. Священные тайны дендрологии, астрологии, природы и человеческой жизни мудрецы веками передавали из уст в уста. Свои тайные знания они раскрывали ученикам вдали от людей, в глубине пещер и лесов.

Отшельники много рассказывали о светилах и их движении, о мире, о природе, о могуществе и власти богов. Своими школами и университетами друиды были известны по всей Европе. Считалось, что лучшими среди этих учебных заведений были Тара в Ирландии, а также Оксфорд, Англси и Айона. Получать образование в таких заведениях могла лишь наиболее способная молодежь, преимущественно из высших классов.

«Друиды обладают великой силой образования, — писал Цезарь. — Тот, кто не получил образования, не допускается к ведению каких-либо публичных занятий. Все люди из высшего класса стремятся послать своих детей в обучение и выказывают желание оставить их в ордене. Университеты похожи на монастыри.

Обучаемая друидами молодежь уводится в наиболее уединенные места, в пещеры, леса или скалистые ущелья. Полный срок получения законченного образования составляет не менее двадцати лет. Молодые друиды обучаются по индивидуальным или общим программам, но, независимо от этого, каждый должен выучить около двадцати тысяч стихов».

Поскольку друиды никогда не записывали секретов своей мудрости,они оставили ничтожно малое количество письменных памятников, большинство из которых принадлежит Ирландии. В этой стране друидизм — исконная религия кельтов — сохранялся особенно долго, вплоть до Нового времени. На остальной же территории учение друидов просуществовало лишь до начала римской оккупации.

Друиды всячески боролись с романизацией, и поэтому римская власть была особо заинтересована в ликвидации кельтских мудрецов. Существует также предположение, что друиды исчезли не столько под давлением римской администрации или христианской религии, сколько в результате вырубки западноевропейских девственных лесов, служивших на протяжении многих веков пристанищем для друидов.

Кастовая система была свойственна большинству ранних цивилизаций. И не правители или воины, как ошибочно думают некоторые, а именно жрецы стояли во главе таких обществ. Они определяли направление развития, устанавливали законы, были хранителями традиций и духовными лидерами. В Древней Индии они Брахманами, у – волхвами, а у – древней европейской цивилизации, такими жрецами были друиды.

Стать друидом мог далеко не каждый кельт. Это звание не передавалось по наследству. Жрецы, внимательно наблюдая за подрастающим поколением, выделяли наиболее способных мальчиков, которым предстояло многолетнее обучение, прежде чем они смогут войти в круг жрецов. Определить, кто достоин стать учеником друидов, помогали знамения. Принимались во внимание также и душевные качества кандидата. Считалось, что только благородный и чистый сердцем человек достоин приобщиться к великим знаниям: он не сможет исказить их или использовать для корыстных целей.

Знания свои друиды передавали из уст в уста. Хотя у них существовала письменность, древняя мудрость не записывалась. Зашифрованная в и песнях, она передавалась от старших жрецов к ученикам, и непосвященным не было доступа к тайне.

У друидов существовала определенная иерархия, и стать жрецом можно было, лишь пройдя все ступени посвящения. Это был длительный и сложный . Согласно некоторым источникам, не менее 20 лет должно было проходить обучение жреца прежде, чем он получит звание друида.

Барды

Сначала ученики обучались слушать ритмы и природы, изучали формы и . Они овладевали магией звука, силой молчать и силой . Постигнув эти премудрости в полной мере, они получали звание барда. Барды изучали древние кельтские песни и сказания, прославляли богов и поднимали воинский дух сражавшихся во время боевых походов. Они облачались в одежды голубого цвета, что символизировало гармонию.

Оваты

Следующей ступенью жреческого обучения было познание тайн природы, овладение техниками врачевания и обретение власти над ментальным планом бытия. Силой мысли они могли остановить воина и возжечь священный огонь. Они осваивали предсказания будущего по знакам, известным и понятным только им. Такие ученики назывались оватами и носили одежду зеленого цвета, что символизировало знание.

Собственно, друидами, назывались те, кто поднялся до высшей ступени в овладении жреческими науками. Обладая знаниями и умениями оватов и бардов, друиды продолжали изучать тайны природы, анализировать эти знания и применять для служения своему народу. Они были доверенными лицами, наставниками и советниками и командующих армиями. Легендарный Мерлин, учитель и наставник короля Артура, также был не кем иным, как друидом.

Видео по теме

Друиды – жрецы кельтских племен, их магия была тесно связана с деревьями. Они были также королевскими советниками, знахарями, учеными, судьями и посредниками между богом и людьми. Важную роль для друидов играл посох. Он был не просто тростью, служившей опорой человеку, а магическим предметом, символом, означающим власть и силу.

Из какого материала создавался посох?

Посох был неотъемлемым атрибутом для мага. Жезл оказывал ему помощь и увеличивал духовную власть. В этот предмет вкладывались определенные заклинания. Друид определял дерево, которое ему нравилось, и сам занимался изготовлением посоха.

Материалом для создания посоха были деревья различных пород: ясень, орешник, дуб, бузина и другие. Больше для этой цели подходили деревья твердой породы. От древесного материала зависели магические свойства посоха.

Ясеню приписывали чародейство, с древности его применяли для гадания и волшебства. Трость из ясеня сравнивалась с жезлом бога Солнца. У главного бога Одина было копье, сделанное из этого светлого дерева. Оно способно отгонять темные силы, ясеневая опора считалась волшебной, хорошо помогала при лечении и использовалась для общей и солнечной магии.

Дуб – король среди деревьев, его считали священным многие народы, он был символом долголетия, огромной жизненной силы и мудрости. Ветви этого дерева служили сырьем для создания магического посоха.

Лещина (орешник) также считалась деревом мудрости и волшебства. Жезл из нее использовали как магическую защиту от злых духов. Орешник также рассматривают как символ справедливости.

Сосна считается деревом знаний, рябина служит защитой для дома, тис ассоциируют с вечной жизнью, бузина – хорошее средство от колдовства и зла. Ольха является деревом, которое защищает семью.

Порядок изготовления жезла

Основой для посоха было маленькое цельное дерево или ветка большого. У него надо было попросить позволения пожертвовать жизнью и стать помощником друида. Дерево срезалось с чувством сожаления и с уверенностью, что надобность в нем этого стоит. При потребности в ветви, у дерева просили разрешения срезать ее. Лишь получив согласие, дерево или ветвь срубали, приносили ему или земле дары в виде зерна, полудрагоценных камней или пива.

У посоха должны быть удобные вес, длина и форма. Жрецы могли нанести на него символы или оставить чистым. После срубания деревца или отрезания ветви нужно было сразу приступить к обработке дерева. Обдиралась кора с помощью ножа, затем посох шлифовался, его вывешивали в темном проветриваемом помещении для просушки в течение трех месяцев.

Посох украшался резьбой или на нем выжигались руны и другие письмена. В набалдашник посоха вставлялся камень, который обладал силой и помогал друидам. Они обязательно давали посоху имя, так как считали его живым и поэтому обращались к нему по имени.

Посох подсказывал жрецу, как лучше поступить конкретному человеку или как действовать для всеобщего блага.

Святой Грааль - символ достатка, бесконечной жизни и достатка. Предметы, схожие с ним по магическим свойствам, существуют в мифологии различных народов.

Символ Святого Грааля существует у многих , но легенды о нем разнятся. Общей для всех является Грааля. Эта чаша бессмертие, непрерывный источник жизни, плодородия и изобилия. Его обладатель обретает бесконечную жизнь и получает все, что пожелает. Испивший из Грааля излечивается от всех болезней. Он обладает даже способностью воскрешать.

Грааль в христианской традиции

По христианской легенде Грааль изготовили ангелы из изумруда, который упал со лба Люцифера, изгнанного с небес. Считается, что Грааль получил Адам, но оставил его в Эдеме после изгнания. Утрата Грааля потерю истинной духовности, внутренней целостности, чистоты и невинности. Считается, что нашедший в центре Райского сада чашу искупит человеческий грех и восстановит рай .

Также Святой Грааль трактуют как чашу, из которой пил Иисус Христос и во время Тайной Вечери, а после Иосиф Аримафейский собрал в нее кровь распятого Христа. Позже иудей перенес чашу в Англию, где спрятал ее на склоне холма. Веря в легенду и чудесные свойства чаши, многие авантюристы отправляются к возможным ее расположения. Для кого-то Грааль – это поиски вечной жизни, для кого-то – смысла существования.

Наследие древней религии кельтов

Прототипом Святого Грааля считают магический котел кельтского бога Дагды, «Доброго Бога», который являлся покровителем земли. Котел называли неиссякаемым и утолял голод всех страждущих.

Также у кельтов символом верховной власти являлась чаша, наполненная вином, пивом или медом, которую подносит молодая девушка королю, вступающему на престол. Позже это значение переносится на чашу Грааля, в поисках которой проводят долгие годы рыцари Круглого Стола. По преданию, найти его мог только самый достойный, с чистыми помыслами и сердцем.

В также есть , подобный Святому Граалю – это Рог изобилия. Миф гласит, что этот рог принадлежал козе по имени Амалфея, чье молоко пил Зевс во время того, как с матерью Реей скрывался на острове Крит от своего страшного отца Крона. Зевс Всемогущий позже придал рогу волшебное свойство наделять владельца всем, что можно пожелать.

Во времена, когда над кельтами в Британии правили друиды, их магическим предметом был котел. Они считали, что котел мог воскрешать умерших, дарить божественное озарение, являлся неиссякаемым источником пищи.

Тайна Святого Грааля всегда останется окутанной домыслами и вечно будет волновать воображение искателей приключений и исследователей.

Обычай наряжать елку уходит корнями в глубокую древность. Существовал такой обычай и у древних кельтов, и нёс в себе этот ритуал священный смысл. Как нарядить елку согласно доктрине друидов?

Инструкция

Еще в давние времена, чтоб умилостивить священных духов леса, друиды украшали растущие елки всевозможными дарами. Кстати, утверждение, что друиды наряжали на новый год любые деревья - современная выдумка, как и то, что Стоунхэндж - это друидское святилище. К слову, это круглое каменное сооружение считалось у друидов проклятым местом и логовом темных сил.

Первый ярус

На самую верхушку водружался тотем рода или друидского клана, в виде головы зверя или птицы. Но чаще всего елку украшали оленьими рогами, как главным тотемом, символизирующим дух всей природы в целом.
Со временем тотем заменила друидская пятиконечная звезда, или октограмма - крестострел. Эти символы были призваны охранять род и дом, а также они служили оберегами от темных и злых сил.

Второй ярус

Следующий, сверху вниз, ярус должен быть украшен тремя свечами на равном расстоянии друг от друга. Свечи - символы соответствующие Знанию, Природе и Правде. Об этих символах идет речь в одной из кельтских древних триад «Есть три свечи, которые разгонят любую тьму…»

Третий ярус

Третий ярус украшался шестигранниками в виде прозрачных кубиков, сделанных из тонких палочек с дном. Длина грани была примерно 25 см. Они подвешивались на равном расстоянии друг от друга и символизировали стихии, подвластные друидам. В «кубике» стихии воды была небольшая мисочка с водой, огня –зажженная свечка, земли - горстка чернозема или песка, и только «кубик» стихии воздуха был пустым.

Четвертый ярус

Четвертый ярус обильно украшался плодами природы – яблоками, орехами, гроздьями сушеных ягод. На ветках подвешивались пузырьки с разными винами. Вина были очень дорогим напитком, так как сами друиды вино не изготавливали, а закупали его или выменивали у других народов. Таким образом, друиды приносили дары своим духам-покровителям.

Пятый ярус

На пятом ярусе располагались многочисленные магические символы друидов, как правило - вырезанные из мягких пород деревьев.
Наиболее популярными были:
Большой палец (человеческий) – он символизировал дар предвидения, бабочка – жар солнца, кельтский топорик (миниатюрная деревянная копия кельтского оружия) – символ благодатного дождя, веревочные замысловатые узлы – символы долголетия, а также невероятное количество амулетов с резьбой знаменитых кельтских орнаментов на все случаи жизни.

Шестой ярус

Шестой, самый нижний, ярус украшался зодиакальными знаками - символами созвездий, или сухими веточками, связанными в пучки растений-символов. Если празднование было в узком кругу, то использовались только те символы, которые соответствовали дням рождений тех, кто присутствовал в доме.

Даты . Знаки. Деревья

15.03 - 24.03 Король. Бузина
25.03 - 4.04 Принцесса в цепях. Груша
5.04 - 14.04 Королева. Вяз
15.04 - 24.04 Треугольник. Дуб
25.04 - 4.05 Река жизни. Липа
5.05 - 15.05 Солнечный Герой. Пихта
16.05 - 25.05 Заяц. Бук
26.05 - 5.06 Охотник. Вишня
6.06 - 15.06 Возница. Омела
16.06 - 25.06 Медвежонок. Ель
26.06 - 5.07 Большая Собака. Инжир
6.07 - 16.07 Большая Медведица. Каштан
17.07 - 26.07 Щенок. Орех
27.07 - 6.08 Гидра. Ива
7.08 - 17.08 Корабль. Тис
18.08 - 27.08 Котёл. Рябина
28.08 - 6.09 Кентавр. Айва
7.09 - 17.09 Ворон. Можжевельник
18.09 - 27.09 Волопас. Ильм
28.09 - 7.10 Земной Герой. Тополь
8.10 - 17.10 Корона гипербореев. Лесной орех
18.10 - 27.10 Змей. Берёза
28.10 - 6.11 Дракон. Кизил
7.11 - 16.11 Волк. Ольха
17.11 - 26.11 Человек-Змей. Сосна
27.11 - 6.12 Алтарь. Самшит
7.12 - 16.12 Южная Корона. Боярышник
17.12 - 26.12 Лира. Граб
27.12 - 5.01 Орёл. Ясень
6.01 - 14.01 Стрела. Слива
15.01 - 24.01 Лебедь. Яблоня
25.01 - 3.02 Дельфин. Лиственница
4.02 - 13.02 Южная Рыба. Клён
14.02 - 23.02 Жеребёнок. Кипарис
24.02 - 4.03 Крылатый Конь. Мушмула
5.03 - 14.03 Кит. Дикий каштан

Значения этих символов можно легко найти в многочисленных публикациях интернет сети.

Украшение елки «по-друидски» - увлекательное и познавательное занятие, которое принесет массу удовольствия и незабываемые впечатления от встречи Нового Года.
Примечательно, что друиды старались в своих жилищах держать свежую хвою круглый год. Это способствовало хорошему здоровому сну, быстрому выздоровлению в случае болезни и - безусловным лекарством против головных болей, что подтвердила современная медицина.

Видео по теме

Источники:

  • Гороскоп друидов.// Звёзды и судьбы
  • Уранов В. Астрология древесных знаков
  • Ли Шин Го. Очарованный мир друидов
  • Ахрамович В. Какое вы дерево?// Наука и религия. - 1991.- №10
  • Патерсон Х. Кельтская астрология. 13-знаковый лунный зодиак древних друидов / Пер. с англ. О. О. Чистякова - М.; Киев: REFL-book; Ваклер, 1996

Особенности религии кельтов

В культурной жизни кельтского общества важную роль играли жрецы – друиды. Они представляли собой достаточно замкнутое сообщество, которое обладало серьезным политическим и религиозным влиянием. Считается, что друиды происходили из древнего рода аристократов, именовавшегося всадниками. Власть жрецов распространялась на многие стороны жизни общества.

В функции входило руководство религиозными церемониями и ритуалами. Жрецы отвечали за воспитание подрастающего поколения. Длительное время среди кельтов существовал религиозный запрет на письменность, поэтому информация обычно распространялась в виде сказаний, передававшихся от человека к человеку. Чаще всего сказания принимали форму древних и легенд о сказочных существах, наделенных сверхъестественной силой. С большим уважением кельты относились к силам природы, которые обожествляли.

Искусство древних кельтов

Наследие кельтов в области искусства нельзя назвать многочисленным. В более или менее хорошем состоянии до настоящего времени дошли изделия из бронзы, золота и серебра. А вот предметы из дерева и кожи сохранились лишь частично, поскольку сильно разрушены временем. Но и дошедшие до современности предметы художественной культуры очень хорошо отражают жизнь варварского племени кельтов.

Своими корнями художественная культура кельтов уходит в представления о полной зависимости человека от сил природы. В украшениях преобладают изломанные формы, состоящие из геометрических фигур: кругов, ромбов, завитков. Подобные же мотивы, дополненные растительным орнаментом, характерны для гончарных изделий. На посуде кельтов можно встретить украшения в виде листков пальмы и лотоса, что указывает на связь племен с южными областями.

Кельты богато украшали свое оружие и ножны мечей, используя гравировку и штамповку. В более поздний период при оформлении вооружения стали использоваться образы живых существ: льва, оленя, лошади или сказочного сфинкса. К IV веку до новой эры на утвари стали появляться изображения человеческой маски, которую венчал элемент, по виду напоминавший корону.

Кельты – народ мегалитов

Религиозные представления и суеверия кельтов, находившихся под влиянием жрецов-друидов, нашли отражение в обрядах, которые непосредственно связаны с погребением мертвых. После кельтов остались многочисленные мегалитические сооружения, являвшиеся захоронениями. Разбросанные по всей Европе, такие строения имели вид величественных курганов и дольменов. Только на территории современной Франции ученые насчитали около трех тысяч дольменов, сложенных из массивных камней.

Дольмен по своему виду отдаленно напоминает нечто вроде дома, стенами которого становились стоящие прямо камни, которые обычно не подвергались обработке. В качестве крыши кельты использовали большие цельные каменные плиты. В плане дольмен чаще всего имел клинообразную форму. Довольно часто встречаются кромлехи – круги из отдельно стоящих массивных камней, в центре которых располагается дольмен.



Похожие статьи
 
Категории