Легенды о происхождении человечества. обзор

07.04.2019

Сегодня очень многие, пожалуй, знают, что наши домашние питомцы не только услаждают взор и слух. Кошка, уютно расположившаяся на хозяйском животе, с успехом заменит визит врача и горсть лекарств, а пес, млеющий у порога при встрече с вами, снимет стресс лучше валерьянки.

И все же болеутоляющими и психотерапевтическими способностями возможности братьев наших меньших не исчерпываются. Их миссия в мире людей куда серьезней.

ПРО ЛЮБИНУ МАМУ И КОШКУ МУРКУ

Мы неплохо ориентируемся в реальном, материальном мире. Работаем, растим детей, строим дома, любим, гневаемся, плачем или ругаемся, когда случаются несправедливые с нашей точки зрения события.

Но как быть, если мы неверно мыслим, неправильно поступаем? Ведь наши заблуждения, ошибки, обиды, злость и чувство вины подтачивают здоровье. Вот тут-то и выходят на сцену нашей жизни четвероногие друзья. Это помощь самой судьбы. Но человек всегда сам решает, принять ее или отказаться.

Любина мама окончательно вышла из себя. И все из-за Мурки. Раз десять она выставляла кошку из детской, но та упорно возвращалась обратно. А ведь Мурка всегда была спокойным и покладистым созданием. Потому ее теперешнее поведение и выглядело особенно возмутительным.

Когда в очередной раз кошечка грациозно прыгнула на детскую кроватку, мама схватила ее за шкирку, сердито потрясла пальцем у кошачьего носа и, сдавленно прошипев: «Вон отсюда!», с удовольствием выпихнула дикарку в форточку. Форточку она закрыть забыла — к счастью, как потом оказалось.

А дальше было вот что. Мама посадила Любочку на теплый коврик у кроватки, выдвинула ящик с игрушками — и оцепенела. На плюшевом мишке лежала... змея. Дальнейшее заняло считанные секунды, но для мамы время остановилось, а мир погрузился в ватную тишину.

Змея повернулась, вытянулась, потом сжалась, из приоткрытой пасти показалась длинная тонкая лента. Понять, что сейчас последует бросок, было не сложно. И вдруг словно упал рыжий снаряд, и прямо на змею. Мир снова обрел звуки и вписался в привычный ритм. Кошка! Змея извивалась, пытаясь освободиться, потом вдруг обмякла и затихла. Мурка, задрав пушистый хвост, с достоинством удалилась. Больше Любочкина кровать ее не интересовала.

Впоследствии, сколько бы потрясенная мама ни рассказывала эту леденящую душу историю, она неизменно повторяла: «А ведь я хотела отдать Мурку кому-нибудь, толку-то от нее никакого. Но что-то останавливало».

Конечно, случай неординарный. Но у каждого любителя домашних животных найдется в запасе хотя бы одна удивительная история о своем любимце. А то и несколько. Пусть они не столь ярки, но, если вглядеться в них повнимательнее, придется признать очевидное: каждое животное в свой час совершает то важное, что, кроме него, не сможет сделать никто другой.

НЕЗВАНЫЙ ГОСТЬ

Иногда животные приходят в дом сами. Бывает, мимо девяти уличных собак пройдешь, а десятая почему-то остановит тебя. Вроде и не собирался, а вдруг протянешь руку помощи, заглянув в растерянные собачьи глаза. Кажется — случай. Но случайных встреч не бывает. Вера Алексеевна теперь абсолютно уверена в этом. А дело было так.

Она, как всегда, проводила вечер в одиночестве. Муж еще не вернулся, да и жил он давно уже по собственному графику, было слегка тоскливо, немного обидно и скучно, привычно болела голова, покалывало сердце — словом, все как всегда. Вдруг в дверь постучали. Вера Алексеевна прислушалась: стук был какой-то странный. Пошла, посмотрела в глазок — никого. Она приоткрыла дверь. На лестничной площадке сидел большой пес. Какой попал на третий этаж, почему скребся в ее квартиру?

Вера Алексеевна собаками, кошками и прочей живностью никогда не интересовалась, а потому закрыла дверь и снова села у телевизора. Но странное ощущение, что ее ждут, не проходило, и она чувствовала себя не в своей тарелке.

Она снова пошла в коридор и снова приоткрыла дверь. Пес терпеливо сидел на площадке. Он казался неподвижным как статуя, и только глаза были живые и влажные, словно в слезах.

И тогда Вера распахнула дверь и сказала: «Заходи, покормлю». Тот осторожно вошел, осторожно поел и, покружив на месте, свернулся калачиком и уснул. До глубокой ночи сидела женщина рядом с чудной собакой, собираясь, но так и не решившись выпроводить ее.

Пришел муж, выразил недовольство. И Вера Алексеевна поклялась завтра же пристроить пса... Однако он и теперь живет в этом доме. У хозяйки стало реже болеть сердце, куда-то ушло тоскливое чувство одиночества, а с ним и депрессия, а главное — супруги почему-то стали реже ссориться.

Так что же произошло? Вера Алексеевна искренне считала себя одинокой и уже никому не нужной. Устойчивое убеждение в том, что «я сама во всем виновата», облегчения не приносило. Пришли болезни, отношения с мужем разладились. Но вот появился пес, и она поняла, что кому-то нужна. Подсознательно у нее стало формироваться новое убеждение: «Меня любят, я хорошая». Неприятности отступили, здоровье стало налаживаться, как и отношения с мужем.

СЛУЧАЙНОСТЕЙ НЕ БЫВАЕТ

Нормальное состояние человека — радость и счастье. Человек живет в гармонии с миром — и душа его здорова. Болезнь, депрессия, тоска, просто дискомфорт — это все сигналы неблагополучного состояния души. Человека информируют: «Ты ошибаешься, ты выбрал не тот путь». И если на эти сигналы внимания не обращать, ситуация будет постепенно ухудшаться.

У каждого человека есть свой запас прочности, но, когда он исчерпан, разом рушится все: здоровье, взаимоотношения, судьба... Выход один: срочно осознать, что в твоей жизни не так, и исправить. И самую большую помощь в этом порой оказывают вовсе не колдуны и бабки, а наши домашние питомцы. Они добровольно берут на себя проблемы и болезни своих хозяев и этим как бы дают нам возможность выиграть время, прочувствовать и исправить свое заблуждение.

Ученые уже не отрицают, что каждого человека окружает биоэнергетическое поле (аура). Оно несет всю информацию о нас, наших мыслях, чувствах, отношении к миру. Наши поля взаимодействуют всегда и повсюду, но особенно интенсивно между близкими людьми, в кругу семьи. Так что дурные мысли, отрицательные эмоции, негативный настрой, увы, не наше личное дело. Все это становится достоянием тех, кто с нами общается.

Наиболее восприимчивыми, а стало быть, и беззащитными оказываются дети и животные, то есть те, кто абсолютно нам доверяет. Они-то порой и становятся козлами отпущения, и заслуженные нами наказания подчас получают именно они.

У Натальи умер нестарый пес. Жалко, но что делать: он долго болел. Наталья взяла еще одного щенка. Вскоре он погиб от острого отравления. Две последовательно взятые собаки также последовательно сбежали. Собачья эпопея длилась четыре года. Все это время день за днем повторялись мелкие неурядицы с дочерью. Постепенно они переросли во вражду. Девушка закрылась, отдалилась, а потом и вовсе ушла жить к подруге.

Удручающе очевидная последовательность: сначала — собаки, потом — люди. Нетрудно понять, что животные пытались, но не смогли помочь своим хозяевам, поскольку все собачьи неурядицы мать и дочь упорно относили к разряду случайностей.

Но случайностей нет, есть закономерности. Любая травма, полученная домашним животным, любая беда и болезнь, случившаяся с ним, — сигнал о неблагополучии внутреннего мира его хозяина. А если лохматый друг погиб, то только затем, чтобы отвести беду от вас. Хотя бы на время. Чтобы вы очнулись и заглянули внутрь себя.

Более того, часто сам характер болезни вашего четвероногого друга или место полученной им травмы четко указывают на вид заблуждения, которое мешает жить его хозяину. Если ситуация упорно повторяется или болезнь становится хронической — это говорит о том, что хозяин не изменил своего мировоззрения и сделанные ошибки его ничему не научили.

Например, травмы задних лап у собаки — свидетельство того, что хозяин упрямо держится за свои старые идеи и не желает двигаться вперед. Передние лапы страдают в том случае, если любимый хозяин недооценивает себя, робеет, пасует и упускает благоприятные возможности. Глаза и уши часто болят у животных, вынужденных находиться в атмосфере вечного недовольства и обид, зависти или вранья.

ЭКЗАМЕН НА ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

Конечно, очень неприятно сознавать, что наши мысли и наши чувства влияют на судьбу тех, кто с нами рядом, что безвинные наши близкие отвечают за наши заблуждения. И как быть, если ваш любимец пострадал? Смириться или мучиться угрызениями совести? Нет. Надо постараться понять и исправить ошибку.

И еще — сказать ему спасибо за урок. Конечно, словесной благодарностью здесь не обойдешься. Пожалуй, гораздо важней, как вы поступите со своим спасителем в дальнейшем. Будете терпеть и лечить своего стареющего зверя или однажды сломаетесь и пожелаете избавиться от него? Выбор всегда остается за вами.

У молодых супругов, Кати и Виктора, не было детей. Они прошли не один курс лечения — и все без толку. «Заведите собаку, но такую, которая никому не нужна, и заботьтесь о ней», — посоветовала им знакомая бабка-знахарка. Что ж, подобрали первого попавшегося щенка. А когда он вырос и окреп — ребенок родился.

В это время соседи старательно избавлялись от надоевшей им стареющей овчарки. Супруги пожалели — и взяли ее к себе. Соседскую квартиру вскоре обокрали, потом соседку скрутил радикулит. Случай или совпадение, но Виктор с Катей убеждены: это плата за предательство.

Посмотрите в глаза своей беззаботной кошке или безалаберному псу. Они целиком зависят от вас, они полностью в вашей власти. Но, как знать, быть может, мы больше нуждаемся в них, чем они в нас?

Сергей БОРОДИН


  • Вопрос 7. Важнейшие характеристики человека как субъекта социально-экологического взаимодействия. См тетрадь
  • Вопрос 8. Потребности человека и их категории. См тетрадь
  • Вопрос 9. Понятие о среде и экологических факторах. См тетрадь
  • Вопрос 10. Среда человека и ее элементы как субъекты социально-экологического взаимодействия.
  • Вопрос 11. Состав и свойства биосферы. Учение Вернадского о биосфере. См тетрадь
  • Вопрос 12. Социально-экологическое взаимодействие.
  • Вопрос 13. Основные этапы становления взаимоотношений природы и общества. Эпоха охотничье-собирательской культуры.
  • Вопрос 14. Эпоха аграрной культуры.
  • Вопрос 15. Эпоха индустриального общества. Особенности масштабного влияния общества на природу. Развитие научных представлений.
  • Вопрос 16. Постиндустриальная эпоха. Особенности взаимодействия с природой. Экологический кризис.
  • Вопрос 17. Концепция ноосферы Вернадского. Оптимизация взаимодействия общества и природы.
  • Условия, необходимые для становления и существования ноосферы.
  • Ноосфера и развитие общества.
  • Вопрос 18. Глобальные социально-экологические проблемы. Парниковый эффект.
  • Отрицательные экологические последствия парникового эффекта
  • Положительные экологические последствия парникового эффекта
  • Вопрос 19.Проблема сохранения озонового слоя планеты.
  • Вопрос 21. Агрессивность окружающей среды и факторы, ее определяющие.
  • Вопрос 22. Проблема сохранения генофонда живых организмов и человека.
  • Вопрос 23. Нтр и глобальный экологический кризис.
  • Вопрос 24. Современные экологические катастрофы и их причины. Чернобыльская авария.
  • Вопрос 25. Реальные и потенциальные экологические последствия взаимодействия общества и природы. Региональные экологические проблемы стран снг.
  • Реальные экологически негативные последствия
  • Вопрос 26. Поведение человека. Уровни регуляции поведения. Активность и реактивность. Поведение человека. Уровни регуляции поведения
  • Вопрос 28. Адаптация человека к естественной и социальной среде.
  • Вопрос 29. Поведение человека в естественной и социальной среде.
  • Вопрос 30. Поведение человека в критических и экстремальных ситуациях.
  • Вопрос 31. Элементы жизненной среды человека. Социально-бытовая среда.
  • Социально-бытовая среда
  • Вопрос 32. Трудовая и рекреационная среда. Взаимоотношения человека с элементами его жизненной среды. Трудовая среда
  • Рекреационная среда
  • Вопрос 33. Нравственный аспект взаимоотношений человека, общества и природы.
  • Вопрос 34. Природа как ценность. Антропоцентризм, натуроцентризм, экоцентризм.
  • Вопрос 35. Экологический гуманизм и его принципы.
  • Вопрос 36. Экологическая идеология. Гармонизация отношений человека, общества и природы
  • Вопрос 37. Понятие экологической культуры личности. Типы экологической культуры.
  • Вопрос 38. Экологическое образование и воспитание. Экологизация образования.
  • Экологизация образования
  • Вопрос 39.Социально-природный прогресс.
  • Вопрос 40. Экологическое общество как тип общественного устройства.
  • Вопрос 41. Устойчивое развитие природы и общества.
  • Вопрос 42. Национальная стратегия устойчивого развития рб.
  • Вопрос 43. Экологические движения на современном этапе.
  • Вопрос 44. Взаимодействие социальной экологии и социальной работы.
  • Вопрос 45. Международное экологическое сотрудничество на современном этапе.
  • Вопрос 1. Развитие экологических представлений людей с древнейших времен до наших дней.

    История возникновения и развития экологических представле­ний людей уходит корнями в глубокую древность. Знания об ок­ружающей среде и характере взаимоотношений с ней приобрели практическое значение еще на заре развития человеческого вида.

    Образ жизни первобытного человека давал ему сведения и о животных, на которых он охотился, и о пригодности или непри­годности собираемых им плодов. Уже полмиллиона лет назад предки человека имели немало сведений о пище, которую они до­бывали собирательством и охотой. Тогда же началось использо­вание природных источников огня для приготовления пищи, по­требительские качества которой в условиях термической обра­ботки существенно улучшались.

    Постепенно человечество накапливало сведения о свойствах различных природных материалов, о возможности их использо­вания для осуществления тех или иных целей. Примерно 150 тыс. лет назад люди сами научились разводить огонь, оборудовать примитивные жилища, освоили способы за­щиты от непогоды и врагов. Благодаря этим познаниям человек смог значительно расширить области своего обитания.

    начинают практиковаться различные методы обработки земли и выращива­ния сельскохозяйственных культур. В результате большое количество людей перешло к оседлому образу жизни, при котором возникла настоятельная не­обходимость в более глубоких наблюдениях за климатом, в уме­нии предсказывать смену времен года и изменения погоды. К это­му же времени относится и открытие людьми зависимости погод­ных явлений от астрономических циклов.

    Осознание своей зависимости от природы, теснейшей связи с ней играло важную роль в формировании сознания первобытного и древнего человека, преломляясь в анимизме, тотемизме, магии, мифологических представлениях. Несовершенство средств и спо­собов познания действительности подтолкнуло людей к созданию особого, более понятного, объяснимого и предсказуемого, с их точки зрения, мира сверхъестественных сил, выступающего в каче­стве своеобразного посредника между человеком и реальным ми­ром. Сверхъестественные сущности, антропоморфизируемые пер­вобытными людьми, помимо черт своих непосредственных носи­телей (растений, животных, неодушевленных предметов) наделя­лись чертами человеческого характера, им приписывались осо­бенности человеческого поведения. Это давало основания для пе­реживания первобытными людьми своего родства с окружающей их природой, чувства «сопричастности» к ней.

    Первые попытки упорядочить процесс познания природы, по­ставив его на научную основу, стали предприниматься уже в эпо­ху ранних цивилизаций Междуречья, Египта, Китая. Накопление эмпирических данных о протекании различных природных про­цессов, с одной стороны, и развитие систем счета и совершенство­вание измерительных процедур, с другой - позволили со все более высокой точностью предсказывать наступление тех или иных при­родных катаклизмов (затмений, извержений, разливов рек, засух и др.), поставить на строгую плановую основу процесс сельскохо­зяйственного производства. Расширение объема знаний свойств различных природных материалов, а также установление некото­рых ключевых физических закономерностей дали возможность архитекторам древности достичь совершенства в искусстве создания жилых строении, дворцов, храмов, а также строении хозяйст­венного назначения. Монополия на знания позволяла правителям древних государств держать в повиновении массы людей, демон­стрировать способность «управлять» неведомыми и непредска­зуемыми силами природы. Нетрудно видеть, что на данном этапе изучение природы имело четко выраженную утилитарную на­правленность.

    Наибольший прогресс в развитии научных представлений о действительности пришелся на эпоху античности (VIII в. до н.э -V в. н.э.). С ее началом наметился отход от утилитаризма в по­знании природы. Это нашло свое выражение, в частности, в появ­лении новых направлений ее изучения, не ориентированных на получение непосредственной материальной выгоды. На первый план стало выходить стремление людей к воссозданию непроти­воречивой картины мира и осознанию своего места в нем.

    древнегреческий философ, математик и астроном Анаксагор выдвинул одну из первых теорий проис­хождения известного на тот момент мира и населяющих его жи­вых существ. Согласно его представлениям основу существования реального мира составляет соединение неисчислимого множества бесконечно малых его элементов, «семян вещей». Будучи изначаль­но в беспорядке, они образовывали хаос.

    Древнегреческий философ и врач Эмпедокл большее внимание уделил описанию самого процесса воз­никновения и последующего развития земной жизни. По его пред­ставлениям сначала из земли проросли растения, потом возникли «животные» (отдельно живущие головы, туловища, ноги и т.д.). Соединяясь впоследствии друг с другом, они образовывали слож­ные организмы, из которых выживали и оставляли потомство лишь наиболее жизнеспособные творения. Точно таким же путем по мысли Эмпедокла произошел и человек.

    Величайший философ, ученый-энциклопедист Аристотель создал первую из известных классификаций жи­вотных, а также заложил основы описательной и сравнительной анатомии.

    Древнегреческий врач Гиппократ учил, что лечить больного необходимо, принимая во внимание индивиду­альные особенности организма человека и его взаимоотношения с окружающей средой. Он считал, что факторы внешней среды (климат, состояние воды и почвы, образ жизни людей, законы страны и т.д.) оказывают определяющее влияние на формирова­ние телесных (конституция) и душевных (темперамент) свойств человека. Климат, по мнению Гиппократа, во многом определяет также и особенности национального характера.

    Знаменитый философ-идеалист Платон обращал внимание на изменения (преимущественно негативного характера), происходящие с течением времени в окружающей че­ловека среде, и на влияния, оказываемые этими изменениями на образ жизни людей. Платон не связывал факты деградации жиз­ненной среды человека с осуществляемой им хозяйственной дея­тельностью, считая их признаками естественного упадка, переро­ждения вещей и явлений материального мира.

    Римский поэт и философ Лукреций Кар вслед за своим духовным учителем, древнегреческим философом Эпикуром , утверждал, что природой управляют определенные законы, познание которых призвано избавить людей от страха перед смертью, богами и силами при­роды и открыть дорогу к счастью и блаженству. Он оставил после себя незавершенную поэму «О природе вещей», в которой, в част­ности, изложил естественную историю происхождения и развития человеческого рода. Рост могущества человека Лукреций связы­вал с развитием у него особых механизмов приспособления к ус­ловиям существования, делающим людей более конкурентоспо­собными по сравнению с другими разновидностями живых су­ществ (ранее сходные мысли высказывал Эмпедокл). Основой ми­ровоззрения Лукреция был своеобразный эпикурейский атомизм, согласно которому все сущее в мире составлено из одних и тех же мельчайших частиц - атомов. Все складывается из них и со време­нем распадается на них. Атомы, необходимые живому организму для поддержания существования, черпаются им из внешней среды, в то же время ненужные либо утратившие связь с другими части­цами отторгаются вовне.

    Наступление эпохи Возрождения неразрывно связано с именем знаменитого итальянского живописца, скульптора, архитектора, ученого и инженера Леонардо да Винчи . Он считал основной задачей науки установление закономерностей явлений природы, исходя из принципа их причинной, необходимой связи.

    Конец XV - начало XVI в. по праву носит название эпохи Ве­ликих географических открытий. В 1492 г. итальянский морепла­ватель Христофор Колумб открыл Америку. В 1498 г. португалец Васко да Гама обогнул Африку и морским путем достиг Индии. В 1516 г. португальские путешественники впервые достигли Китая морским путем. А в 1521 г. испанские мореплаватели во главе с Фернаном Магелланом совершили первое кругосветное путешествие. Обогнув Южную Америку, они достигли Восточной Азии, после чего возвратились в Испанию. Эти путешествия яви­лись важным этапом в расширении знаний о Земле.

    В 1543 г. был опубликован труд Николая Коперника (1473-1543) «Об обращениях небесных сфер», в котором излагалась гелиоцен­трическая система мира, отражающая истинную картину миро­здания. Открытие Коперника произвело переворот в представле­ниях людей о мире и понимании ими своего места в нем.

    Расширению границ известного мира в значительной мере спо­собствовало изобретение новых средств изучения звездного неба. Итальянский физик и астроном Галилео Галилеи (1564-1642) сконструировал телескоп, при помощи которого исследовал строение Млечного Пути, установив, что он является скоплением звезд, наблюдал фазы Венеры и пятна на Солнце, открыл четыре больших спутника Юпитера. Последний факт примечателен тем, что Галилей своим наблюдением фактически лишил Землю по­следней привилегии по отношению к другим планетам Солнечной системы - монополии на «владение» естественным спутником. Немногим более полувека спустя английский физик, математик и астроном Исаак Ньютон (1642-1727), основываясь на результатах собственных исследований оптических явлений, создал первый зеркальный телескоп, который и по сей день остается основным средством изучения видимой части Вселенной. С его помощью были сделаны многие важные открытия, позволившие существен­но расширить, уточнить и упорядочить представления о космиче­ском «доме» человечества.

    Значительным вкладом в дело формирования истинного пред­ставления о месте человека в природе стало составление швед­ским естествоиспытателем Карлом Линнеем (1707-1778) системы классификации растительного и животного мира, по которой че­ловек включался в систему животного царства и относился к классу млекопитающих, отряду приматов, в результате человече­ский вид получил название Homo sapiens.

    Особую роль в становлении экологии сыграли труды английско­го естествоиспытателя Чарлза Дарвина (1809-1882), создавшего теорию происхождения видов путем естественного отбора. К числу важнейших проблем экологии, исследованных Дарвином, принад­лежит проблема борьбы за существование, в которой согласно предложенной концепции выигрывает отнюдь не сильнейший вид, а тот, который сумел лучше приспособиться к специфическим об­стоятельствам жизни. Он обратил особое внимание на влияние образа жизни, условий существования и межвидовых взаимодей­ствий на их морфологию и поведение.

    В 1866 г. немецкий зоолог-эволюционист Эрнст Геккель (1834-1919) в своей работе «Общая морфология организмов» предложил весь круг вопросов, связанных с проблемой борьбы за существо­вание и влияния на живые существа комплекса физических и био­тических условий, назвать термином «экология». В своей речи «О пути развития и задаче зоологии», произнесенной в 1869 г., Гек­кель определил предмет новой отрасли знания следующим обра­зом: «Под экологией мы подразумеваем науку об экономии, домаш­нем быте животных организмов. Она исследует общие отношения животных как к их неорганической, так и к их органической среде, их дружественные и враждебные отношения к другим животным и растениям, с которыми они вступают в прямые или непрямые контакты, или, одним словом, все те запутанные взаимоотношения, которые Дарвин условно обозначил как борьбу за существование». Следует отметить, однако, что предложение Геккеля несколько опередило его время: прошло более полувека, прежде чем слово «экология» прочно вошло в научный обиход как обозначение но­вой самостоятельной отрасли научного знания.

    В течение второй половины XIX в. сложилось несколько круп­ных, относительно автономно развивающихся направлений эко­логических исследований, своеобразие каждого из которых опре­делялось наличием у него специфического объекта изучения. К таковым с известной долей условности можно отнести экологию растений, экологию животных, экологию человека и геоэкологию.

    Впервые человек стал задумываться о своём происхождении очень давно, в доисториче­ские времена. Каждое племя имело свой тотем - священное животное, от которого, как счита­лось, оно вело свой род. Это могли быть птица, олень, медведь и т. д. Почитание тотемов и те­перь сохранилось у некоторых племён, живущих по обычаям предков. Очевидно, что на заре своей истории человек не видел ничего зазорного в том, что произошёл от животных, и это даже являлось предметом своеобразной гордости.

    Но в христианских странах вплоть до XIX в. подобные предположения считались абсолютно недопустимыми. Впрочем, смельчаков, риску­ющих опровергать теорию о сотворении человека Богом из глины на шестой день творения, почти и не находилось. Противники эволюционных идей даже создали особое учение - креацио­низм, научно обосновывавшее акт божественно­го творения. В XIX в. креационизм составлял вполне серьёзную научную оппозицию теориям эволюции. Виднейшим из биологов-креационис­тов был Жорж Кювье. Даже сейчас, согласно опросам, большая часть американских студен­тов, например, продолжает верить в то, что че­ловек сотворён Богом, как сказано в Библии.

    Среди биологов по этому поводу бытует такая шутка: «Десять тысяч лет спустя существа, на­селяющие Землю, будут с негодованием отрицать своё происхождение от человека».

    Чарлз Дарвин в своём прославленном труде «Происхождение видов» (1859 г.) весьма вскользь коснулся вопроса происхождения чело­века, заметив лишь, что на него также «будет пролит свет». Однако уже этот скромный намёк вызвал целый шквал негодования. Философ и историк Томас Карлейль назвал книгу Дарвина «евангелием грязи». Лишь 12 лет спустя Дарвин выпустил отдельную книгу «Происхождение че­ловека и половой отбор».

    Как же вопрос о происхождении человека решается современной наукой? Человек разум­ный (Homo sapiens) относится к семейству лю­дей, подотряду человекообразных обезьян отря­да приматов.

    Первые приматы появились около 70 млн. лет назад, первые человекообразные обезьяны - 34 млн. лет назад.

    В последнее время учёные предложили совер­шенно новый способ определения степени родст­ва любых живых организмов. Они сравнивают, насколько совпадает строение ДНК двух живых существ (см. ст. «Генетика и генетическая инфор­мация»). Чем меньше совпадений - тем дальше родство. Этот метод применили и к человекооб­разным обезьянам. После сравнения выясни­лось, что человек отличается от шимпанзе всего на 2,5%, немногим больше - от гориллы, а от низших обезьян - более чем на 10%.

    Но всё это отнюдь не означает, что ныне

    Сравнительный ряд скелетов, свидетельствующий о различии и сходстве в их строении (слева направо):

    гиббон, орангутан, горилла, неандерталец, современный человек.

    живущие шимпанзе или гориллы - точные копии предков человека. Просто у человека с этими обезья­нами имеется общий предок. Учёные назвали его дриопитеком (по-латыни - «древесная обезья­на»), т. к. он обитал на деревьях. В 1856 г. во Франции отыскали части скелета этого пращура шимпанзе, гориллы и человека.

    Во времена жизни дриопитеков значительную часть суши затронуло изменение климата: тро­пические джунгли исчезали и сменялись прост­ранствами, лишёнными лесов. Это обстоятельст­во не могло не сказаться и на образе жизни животных. Иные отступали под прикрытие ис­чезающего леса, другие старались приспособить­ся к жизни на открытой местности. Так жизнь заставила дриопитеков «спуститься с деревьев на землю».

    Австралопитеки (по-латыни - «южные обезь­яны»), обитавшие в степях Африки, сделали ещё два шага от животного к человеку. Первым их «достижением» стало прямохождение, о чём сви­детельствует строение тазовых костей австра­лопитеков. Хождение на двух ногах, кстати го­воря, принесло человеку массу неудобств. Ско­рость его передвижения сразу замедлилась, роды стали мучительными (в отличие от четвероно­гих). Но, видимо, преимущества этого способа передвижения перевешивали. В чём же они за­ключались? Высвободились две передние конеч­ности - руки. Теперь в них можно было держать камни, палки, другие орудия. Орудия, как изве­стно, могут применять многие звери и птицы. (К примеру, стервятники разбивают страусиные яй­ца, бросая в них камни, - см. ст. «Дневные хищные птицы».) Но в жизни предков человека орудия стали приобретать всё большую, невидан­ную прежде роль.

    Австралопитеки, судя по всему, ещё не обра­батывали своих орудий, а просто использовали то, что находили: помимо палок и камней круп­ные кости, рога антилоп. Ими можно было, например, отбить от стада и убить антилопу, отогнать хищника от его добычи.

    Вторым «достижением» австралопитеков ста­ла постепенная утрата «шубы из густой шерсти». Уместная во влажных джунглях, в жаркой и

    сухой саванне она только мешала, затрудняя охлаждение организма.

    Первый череп австралопитека был обнаружен в Южной Африке в 1924 г., а наиболее полный скелет, в котором сохранилось 40% костей, - в 1974 г. в Эфиопии. Принадлежал он 40-летней женщине, жившей 3 млн. лет тому назад, кото­рую учёные прозвали «Люси».

    Следующий в эволюционной лестнице - уже «первый человек», первый представитель рода Homo. Это человек умелый (Homo habilis). Фран­цузский писатель Ж. Рони-старший в романе «Борьба за огонь» так описывает встречу своего героя Нао (современного человека) с «рыжими карликами»:

    «Что за крохотный народец! Самый высокий из них приходился по грудь Нао! У них были круглые головы, треугольные лица, кожа - цвета охры. Сын Леопарда рассматривал их с удивлением. Он принял бы их за детей, если бы не старческий вид некоторых из них, бороды, покрывавшие пучками их лица, если бы не оружие в их руках». «Рыжие карлики» вполне подходят под описание Homo habilis, данное учёными.

    В 1960 г. английский антрополог Луис Лики нашёл в ущелье Олдовай (Танзания) рядом с останками «человека умелого» самые древние орудия, созданные человеческими руками. Надо сказать, что даже примитивный каменный то­пор выглядит рядом с ними так же, как элект­рическая пила рядом с каменным топором. Эти орудия - всего лишь расколотая под определён­ным углом галька, слегка заострённая. (В при­роде таких расколов камня не встречается.) Воз­раст «олдовайской галечной культуры», как её назвали учёные, - около 2,5 миллионов лет!

    Человек делал открытия и создавал орудия труда, а эти орудия изменяли самого человека, оказывали решающее влияние на его эволюцию. Например, использование огня позволило корен­ным образом «облегчить» череп человека, умень­шить его вес. Приготовленная на огне пища в отличие от сырой не требовала таких мощных мышц для её пережёвывания, а более слабым мышцам для закрепления на черепе уже не требовался теменной гребень. Племена, изготов-

    Мозг обезьян и человека (слева направо): гиббон, шимпанзе, горилла, человек.

    лявшие лучшие орудия (как позднее более развитые цивили­зации), побеждали отстающие в своём развитии племена и вытесняли их в бесплодную местность. Изготовление более совершенных орудий усложняло внутренние взаимоотношения в племени, требовало большего развития и объёма мозга.

    Галечные орудия «человека умелого» постепенно сменились ручными рубилами (камни, оббитые с двух сторон), а затем скребками и наконечниками.

    Другая ветвь эволюции рода Homo, стоящая, по оценкам биологов, выше «человека умелого», - человек выпрямленный (Homo erectus). К этому виду относят питекантропа (по-латыни - «обезьяночеловека»), синантропа («китайского челове­ка» - его останки были найдены в Китае) и некоторые другие подвиды. Их часто называют обезьянолюдьми. «Человек вы­прямленный» уже не бежал в панике от огня, как все остальные звери, а сам разводил его (впрочем, есть предположение, что и «человек умелый» уже поддерживал огонь в тлеющих пнях и термитниках); не только раскалывал, но и обтёсывал камни, в качестве посуды использовал обработанные черепа антилоп. Одеждой «человеку умелому», видимо, служили шкуры убитых зверей. Правая рука его была более развита, чем левая. Веро­ятно, он владел примитивной членораздельной речью. Пожа­луй, издалека его можно было бы принять за современного человека.

    И, наконец, вид, к которому принадлежат и живущие сейчас люди, - человек разумный (Homo sapiens). Биологи выделяют в нём два подвида. Менее развитый, ныне вымерший, - человек разумный неандертальский, или неандерталец, назван­ный так в честь долины Неандерталь в Германии, где в 1856 г. были впервые найдены останки этих людей. 100 тыс. лет назад неандертальцы широко заселяли Евразию и Африку. Рост их (около 155 см) уступал росту современных людей, у неандер­тальцев был скошенный низкий лоб, надбровья сильно выда­вались вперёд. Учёные не считают живущих ныне людей потом­ками неандертальцев. Последние неандертальцы жили 28 тыс. лет назад среди людей современного типа и, судя по всему, были истреблены ими. О неандертальцах и первобытных людях сов­ременного типа (этот подвид учёные называют человек разум­ный разумный) рассказано также в статье «Первобытный мир» тома I нашей Энциклопедии.

    Помимо перечисленных основных ветвей в эволюции чело­века, всегда существовали и второстепенные, «слепые», «тупи­ковые» ответвления эволюционного развития. Например, ог­ромные человекообразные обезьяны (гигантопитеки и мегантропы). Встречу с ними также описывает Рони-старший в своём произведении:

    «На полянку выскочило из серо-зелёного мрака сильное и гибкое существо. Никто не мог бы сказать.- передвигалось ли оно по-звериному, на четырёх ногах, или на двух, как люди и птицы. Лицо у него было огромное, челюсти, как у гиены, череп приплюснутый, грудь мощная, как у льва. ...Нао восхищался их силой, равной, пожалуй, только силе медведя, и думал, что, если бы они только захотели, они легко могли бы уничтожить и рыжих карликов, и кзаммов, и уламров...» (Кзаммы - так писатель назвал неандертальцев; уламры - племя современных людей, к которому принадлежит герой романа.)

    Писатель указывает, что поскольку эти существа «питались только растениями, а выбор их был более ограничен, чем у оленей или зубров, то поиски пищи требовали много времени и большой внимательности».

    Надо сказать, что мясная пища сыграла очень важную роль

    Подобно гиеновым собакам, древние люди, вероятно, были способны отбить от стада слабое животное.

    Учёные полагают, что с помощью угрожающих криков и размахивания палками они могли отогнать хищника от его добычи и завладеть ею.

    Вернувшиеся с охоты делятся пищей с женщинами и детьми.

    в развитии человеческого разума. Жизнь человекообразных обезьян, питающихся растениями (например, горилл), представляет собой почти непрерывный процесс добычи пропитания. Чтобы насытиться, горилле необходимо поглотить огромное количе­ство пищи. Этим животные заняты с утра до вечера. Мясная пища в сравнении с вегетариан­ской экономит гораздо больше «свободного вре­мени».

    Одним из результатов (надо сказать, довольно печальным) предпочтения человеком мясной пи­щи стало людоедство (каннибализм), сохраняв­шееся на протяжении почти всей истории человечества. На раскопанной археологами древней стоянке «человека разумного» на острове Ява, например, найдены 11 черепов с проломлен­ными основаниями, принадлежавшие предста­вителям вида «человек выпрямленный». Это - свидетельство каннибализма. Вот как, оказыва­ется, складывались взаимоотношения предста­вителей различных видов рода Homo. (Правда, надо заметить, что чаще древние люди поедали представителей собственного вида, а не других видов рода Homo.)

    Но и неандертальцы, питекантропы и пред­ставители других видов и подвидов этого рода тоже, судя по всему, были далеко не безобидны. Возможно, живущие в фольклоре многих наро­дов представления о диких косматых людоедах, обитающих в лесу, - слабый отзвук тех далёких схваток.

    РАСЫ

    Человеческие расы складывались в течение сотен тысяч лет. Смуглой и чёрной кожу людей жарких стран «сделало» солнце. Чем тем­нее была кожа, тем лучше защищала она от солнечных ожогов, позволяя её обладателям дольше прожить и оставить больше потомства. Курчавые волосы негров - тоже защита от солн­ца. «Подушка» из них предохраняет голову от перегрева.

    Узкий разрез глаз, возникший у представите­лей монголоидной расы, предохранял такие гла­за от засорения песком и пылью, приносимыми ветром пустынь Центральной Азии.

    У монголоидов и негроидов почти не встреча­ется пышной растительности на лице. Наоборот, у европеоидов, живших в холодной зоне, она делала чуть теплее вдыхаемый воздух, защища­ла от холода горло.

    ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РАСЫ:

    1. Монголоид. 2. Европеоид. 3. Австралоид. 4. Негроид.

    СКОЛЬКО ЛЮДЕЙ ЖИЛО НА ЗЕМЛЕ?

    Согласно подсчётам учёных, за всё время существования человека на Земле жило около 100 млрд. людей. Это значит, что каждый двадцатый из всех живших на нашей планете людей живёт в настоящее время. При этом, когда возводились египетские пирамиды (примерно 4 тыс. лет на-

    зад), в мире жило 50 млн. человек (сегодня столь­ко живёт в одной только Англии!), в начале нашей эры - 200 млн. Численность населения планеты в первой половине XIX в. перевалила за миллиард, а в XX в. она увеличилась более чем втрое.

    Животные с древних времен считались спутниками человека: они давали пищу, защищали, были друзьями или, наоборот, наводили своим видом ужас. У каждого...

    В некоторых древних племенах существовал тотем - животное, от которого велось происхождение племени. Считалось, например, что родоначальником данного племени был крокодил или медведь. Подобные тотемы существовали среди индейских племен и в африканских родовых общинах. До наших дней сохранились некоторые предания, связанные с происхождением первого человека от какого-нибудь животного.

    Так, в Китае были уверены, что предком человека является обезьяна - это так близко к теории происхождения человека, обоснованной Дарвином. На Тибете сохранилась древняя легенда, в которой рассказывается об обезьяне, сидящей на вершине горы и занимающейся самосозерцанием. В эту обезьяну влюбилась ведьма гор. Она превратилась в прекрасное существо и спустилась к обезьяне. Но обезьяна не заметила красоты ведьмы и осталась к ней равнодушна. Долго плакала ведьма, стоя у хижины обезьяны, и наконец они поженились. У них появилось шестеро детей, которые и стали родоначальниками шести племен, расселившихся по Тибету.

    Индейцы и австралийцы называли свои племена по имени тотема: род Волка или род Ящерицы и даже род Улитки. Все они почитали это животное своим богом. Охота на него была конечно же запрещена, и того, кто осмеливался нарушить этот запрет, подвергали жестоким пыткам или изгоняли с позором из племени.

    У многих восточных народов бык и корова - священные животные. В современной Индии до сих пор поклоняются этому существу, и неудивительно:

    корова дает молоко, сметану, творог, сыр и прочие молочные продукты.

    Особенно почитали корову и быка в Древнем Египте: ее молоко было не просто жидкостью, заменяющей воду, но нектаром, посланным людям богами. Быков и коров оберегали и чтили, а убийство это-

    го священного животного приравнивалось к самому страшному преступлению.

    В Древнем Египте казнили и за убийство кошки, даже если это произошло случайно. До сих пор сохранилась пословица: "Кто кошку убил, тому семь лет счастья не будет". Египтяне считали кошку воплощением бога Солнца на земле, возводили ей памятники и хоронили на отдельном кладбище со всеми почестями и надлежащими дорогими атрибутами. Ей приписывали необыкновенные магические свойства, верили, что кошка охраняет живых людей от душ мертвых.

    И в наше время полагают, что кошки приносят в дом счастье, особенно трехцветные. Стоит только погладить такую кошечку - и все твои мечты сбудутся.

    В Средние века кошки впали в немилость. Вероятно, потому, что действительно были загадочными существами. Особенно инквизиторов смущали фосфоресцирующие в темноте кошачьи глаза. Их называли дьявольскими.

    Черные кошки, по мнению отцов церкви, были напрямую связаны с дьяволом, с колдунами и ведьмами. Несчастных животных судили и приговаривали к смертной казни только за то, что те могли стать невольными свидетелями какого-то происшествия. Бедных кошек сжигали на кострах вместе с их хозяевами, которых обвиняли в колдовстве и других еретических действиях.

    Судили не только кошек, но и собак, лошадей, тараканов, муравьев и даже мух. Так, один средневековый священник отлучил муху от церкви и наложил на нее проклятие за то, что та не желала вылетать из церкви и назойливо жужжала у него над ухом. Но, к счастью, вся эта средневековая травля кошек да и некоторых других животных осталась в прошлом.

    Много примет было связано с черной кошкой. Если черная кошка перебежит человеку дорогу, с ним обязательно случится что-то неприятное. Конечно же, сохранились и в наше время некоторые приметы, связанные с недобрым влиянием на человека какого-нибудь существа, но в основном люди убеждены, что животные все-таки скорее помощники и приносят удачу, чем наоборот.

    У многих народов существуют поверья, что не только живое животное способно принести удачу, но и его останки. Так, англичане полагали, что зуб барсука гарантирует везение в карточной игре, поэтому барсучий зуб был талисманом многих картежников, виновных в гибели тысяч этих милых существ. Славянские народности также приписывали барсуку свойство приносить удачу, но для талисмана использовали не зуб, а барсучью шерсть. Считалось, что все начальственные особы будут к тебе благо-

    склонны, если носить при себе барсучью шерсть. У норвежцев бытует мнение, что коготь выпи, продетый в петлицу костюма, сделает любого ловким стрелком и удачливым охотником.

    Змеи во многих странах и по сей день занимают особое положение в поверьях. Влияние змеиных зубов и кожи зависит от вида змеи - ядовитая она или нет, а также от того, какой змее поклоняется именно этот род, племя или народ.

    Англичане полагают, что змеиная кожа, подвешенная над камином, приносит удачу всей семье, является залогом ее благополучия и процветания. Талисман из кожи гадюки надо делать собственноручно - только тогда он будет приносить удачу.

    В некоторых африканских племенах юноша, увидев змею сразу после посвящения в мужчины, должен изготовить из ее кожи талисман, который сделает его удачливым и непобедимым в схватке с любым врагом, даже если тот будет намного превосходить его в ловкости и силе.

    Славянские народности по-разному относятся к разным змеям: убийство гадюки может принести много несчастий, поэтому человек не должен посягать на ее жизнь. А вот если увидеть голубую змейку, она укажет место клада.

    Ирландцы верят, что паучок, спрятанный в кармане, поможет человеку приобрести богатство. На английском языке этот паучок так и называется - "денежный паучок".

    Древние греки и римляне любили носить при себе талисманы в виде фигурок животных, полагая, что так они склоняют богов к себе, поскольку каждого бога символизировало определенное животное. Например, Зевс олицетворялся с быком. Юпитер - с орлом, Гера - с павлином, Нептун - с лошадьми, а Афродита - с голубем. В христианской религии голубь является Божьим вестником на земле.

    У славян отношение к животным и птицам было разным: ворона, сова, галка, лиса, мышь, кот и ящерица были слугами нечистой силы. А петух, пчела, медведь и волк олицетворяли светлое начало. Эти животные как раз и оберегали человека от нечисти. Из всего этого можно заключить, что во все времена у всех народов были свои животные-талисманы.


    В мире издревле существовало множество народностей, почитавших и воспевавших животных как тотемных хранителей рода. Многие древние племена уверены, что ведут свое начало от стремительного орла, благородного волка, грациозной косули и других зверей. Однако существуют народы, которые, по их древним верованиям, произошли от брака человека с животным. Правильнее будет сказать - оборотнем, так как в мифических сказаниях животное, как правило, после определенных испытаний получает право стать человеком.

    С течением времени и изменением политической, а также религиозной ситуации, многие легенды корректировались под нужды нового режима

    Медвежьи потомки

    Корейцы, пожалуй, являются самой многочисленной и известной нацией, произошедшей от брака человеческого первопредка с животным. С самого детства любой кореец знает, что генеалогическое древо его семьи начинается с человека по имени Тангун.

    В Корее существует миф о Тангуне, который для самих корейцев и не сказка вовсе, а вполне реальная история, доказывающая очень древнее происхождение корейской нации. Согласно мифу, бог Хванун, который жил в небесном государстве, всегда очень хотел на землю, посмотреть что там и как. Однажды, спустившись вместе с огромной свитой, он встретил тигра и медведя, которые стали уговаривать его сделать их людьми, подобно ему самому. Согласился Хванун при условии, что будут они сидеть сто дней в пещере и питаться только чесноком и полынью.

    Не выдержал тигр такого испытания и вырвался из пещеры, а стойкая медведица продержалась до конца. В награду превратил ее Хванун в прекрасную девушку и женился на ней. Стали жить на горе Пэктусан и родили сына по имени Тангун, который основал корейскую нацию, став правителем в 2333 году до н.э.

    Почему корейцам медведь понравился больше тигра остается загадкой.

    Однако, интересен и тот факт, что в алхимии символ медведя олицетворяет первозданный хаос, который должен быть упорядочен. А корейский национальный флаг "Тхэгыкки" (флаг Великих Начал) несет в себе тот самый символ гармонии упорядоченности и хаоса «инь» и «ян». Возможно, что выбор именно медведя в качестве матери первого правителя Кореи на самом деле не случаен.

    Как Тенгри и Умай создали тюрков

    Современные тюрки уже давно расселились по миру и встречаются даже на разных континентах, но когда-то в глубокой древности это была более общая группа народностей, кочующих по Центральной Азии. Ныне к тюркским относятся такие народы, как азербайджанцы, казахи, узбеки, татары, турки, чуваши и многие другие.

    Верховным божеством древних тюрков был Тенгри, который обладал недюженной силой, мудростью и был человеком огромного роста. Для большинства тюрков Тенгри ассоциировался со всем небом и небесными явлениями. Была у тюркских народов в почтении и богиня Умай - лебедь, которая в образе птицы поднималась в небо и общалась с Тенгри. Умай стала супругой Тенгри.

    Во времена Великого океана и хаоса лебедь Умай плавала по его поверхности и ныряла глубоко, доставая со дна землю. На этой земле Умай снесла яйцо, из которого вылупился весь мир, растения, животные и люди.

    В браке Тенгри и Умай снова прослеживается некая гармония мироздания. Тенгри покровительствовал небесной бесконечности, а Умай олицетворяла земную жизнь, имеющую свое начало и конец.

    Волк также высоко почитался тюркскими народами. Один из мифов рассказывает о происхождении некоторых тюркских племен от сыновей, рожденных волчицей и человеческим первопредком. Легенда гласит, что в одном селении жил мальчик, род которого был истреблен врагами. Мальчик чудом остался жив и был сильно покалечен. Полуживого ребенка нашла добрая волчица, которая выходила его и вскормила своим молоком. Они убежали далеко в алтайские горы, где мальчик вырос, возмужал и в знак благодарности взял волчицу в жены. У них родились 10 сыновей, которые стали родоначальниками разных тюркских племен.

    Потомки разноцветного пса в Китае

    Китайские народы группы языков мяо-яо по религиозным верованиям также являются анимистами. Среди этих народов часто встречается легенда об отважном псе Паньху. В далекие времена один древнекитайский император вступил в войну с наступающим врагом.

    Враг был настолько силен, что в течение долгого времени император не мог его победить и его войско несло большие потери, а народ стал голодать. Отчаявшись, император стал искать помощь везде, где только можно, пообещав за победу над врагом отдать свою дочь во владение победителю. Через некоторое время войска врага стали сами отступать, а во дворце вновь появилась придворная пропавшая собака Паньху с головой врага в зубах.

    Император сдержал свое обещание и отдал свою дочь псу-победителю. Доблестный пес унес принцессу в горы на юге Китая, где в браке у них появились потомки - племена яо и мяо.

    Интересно, что у этих племен до сих пор в моде украшение для головы, напоминающее уши собаки.

    Считается, что шерсть собаки была пятицветной.

    Еще одно медвежье племя

    Медведь в фольклоре северо-американских индейцев фигура заметная и почитаемая. Еще с древних времен люди подметили схожесть медвежьих повадок с движениями человека. Таким народам, как индейцы квакиутл, проживающие на севере Канады, медведь не просто напоминал человека, а являлся для них матерью рода. Отдельные племена квакиутл верят в свое происхождение от медведицы и первопредка-мужчины.

    Верования индейцев также наполнены существами, способными надевать и снимать свою "маску", становясь по своему желанию человеком, или, наоборот, животным.

    Легенда о сорока девушках и собаке у древних кыргызов

    По одной исторической версии термин «кыргыз» ведет свое начало из древнетюркского «кырк-кыз», что означает «сорок девушек».

    Существует древняя легенда о сорока дочерях одного влиятельного хана, которые однажды отправились на прогулку. По возвращению домой, девушки обнаружили, что враги перебили всех жителей деревни, сожгли дома и разорили амбары. В живых осталась только одна красная собака. Через некоторое время пес обернулся прекрасным мужчиной, а у девушек стали рождаться дети. Так, по архаичной легенде, и появилась кыргызская нация.

    Схожая легенда гласит о сорока девушках-воительницах, доблестно защищавших родной город от врагов.

    В завершение хочется добавить, что отдельные племена каждого народа могли хранить свой вариант происхождения рода. С течением времени и изменением политической, а также религиозной ситуации, многие легенды корректировались под нужды нового режима.



    Похожие статьи
     
    Категории