Методика Макото Шичида: карточки, отзывы родителей. Стоит отдельно упомянуть математику по методу Шичиды. Методы развития Макото Шичиды

30.01.2019

Макото Шичида – японский профессор, член Международной Академии образования, разработавший уникальную методику раннего развития детей. В 1998 году он был удостоен Всемирной премии мира за вклад в исследования головного мозга. Его методика пользуется огромным спросом за границей (открыто более 460 центров в Японии, Тайланде, Сингапуре, США), и напротив, у нас в России совсем не популяризирована.

В Интернете вы не найдете ни одной мало-мальски полной статьи, посвященной его методике, или хотя бы печатного перевода книги. В распоряжении есть лишь книги на японском, английском и испанском языках. Одну из книг группа активных мамочек перевела буквально по отрывкам и это все, на что может опираться российский родитель.

Попробуем вкратце рассказать про профессора Макото Шичида и описать его методику. Тем более, однажды узнав ее, вы либо полностью включите ее в дошкольное образование своего ребенка, либо позаимствуете какие-то упражнения и занятия из нее – но безразличным она никого не оставит, это точно.

Основные принципы методики Макото Шичида

Нынешнее дошкольное образование имеет один существенный недостаток – оно основано исключительно на активации левого полушария мозга, ответственного за логику и анализ. Правое полушарие, ответственное за все бессознательное, интуитивное, эзотерическое, не удостаивается должного внимания. Существует ряд учебников по правополушарному развитию, но в классических детских садах или школах вы их не найдете.

Вразрез с общепринятой доктриной Макото Шичида утверждает, что у детей до 6 лет доминирует правое полушарие. В этом есть существенные плюсы. Если левое полушарие постоянно избавляется от старой информации, попросту говоря – удаляет ее, то в правом полушарии ничего не исчезает бесследно. Оно как архив, которым всегда можно воспользоваться. Более того, заимствуя термины из музыковедения, темп работы левого полушария можно определить как adagio (медленно), темп правого полушария – как prestissimo (очень быстро). Соответственно последнее намного эффективнее усваивает информацию.

Макото Шичида однако говорит, «когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной». Это подтверждают исследования ученых Гарвардского университета, обнаруживших, что у выдающихся деятелей оба полушария развиты одинаково.

Кроме этого, все дети, по мнению Макото Шичида, от рождения гении и в них скрыт глубокий потенциал. Занимаясь обучением детей до шести лет и развивая у них правое полушарие головного мозга, можно способствовать их развитию в творческом направлении, развить интуицию, быстрое чтение, математические способности, фотографическую память, способность к изучению нескольких языков.

То, что подвластно детям, не подвластно взрослым. Как известно, все в мире имеет свои сигналы. Даже вещи испускают сигналы с определенной частотой. Дети могут ловить «другие», альфа сигналы, на которых основана телепатия, ясновидение и другие паранормальные явления. Макото Шичида приводит простой пример.

Девочка после болезни собирается идти в детский сад. При этом сообщает родителям, что ее лучшей подруги в саду не будет, а придет новенькая воспитанница. Все так и вышло.

Условно говоря, событие, заключающее в себе эти действия, уже сложилось в мире и подавало сигнал. Девочка лишь уловила нужный сигнал.

Помимо известных нам пяти органов чувств левого полушария (зрение, вкус, слух, обоняние, осязание), есть еще и шестое чувство, относящееся к правому полушарию. Оно включает в себя:

  • телепатию (возможность передавать мысли или чувства на расстоянии другим существам, без использования технических средств);
  • ясновидение (получение информации о событии, объекте без участия традиционно известных органов чувств);
  • психометрию (предполагаемая способность сообщать сведения о предмете или его владельце через контакт с ним);
  • предвидение (способность, уменье предвидеть будущее, предугадать то, что должно произойти, наступить);
  • духовную силу (энергия).

Если у ребенка развито в полной мере правое полушарие, то ему подвластны:

  • запоминание информации посредством образов,
  • скорочтение,
  • уникальные вычислительные способоности,
  • способность точного определения высоты звуков без соотнесения их с другими звуками известной высоты (музыкальная особенность правого полушария)
  • способность к овладению языком (языковая способность правого полушария)

Сыграть музыкальный отрывок по памяти, лишь однажды услышав его! Прочитать том «Войны и мира» менее, чем за час! Освоить к 6 годам пару-тройку иностранных языков!

Это все становится понятно и легко объяснимо с помощью методики Макото Шичида.

Развитие правого полушария направлено не только на учебные успехи. Главное заключается в том, что дети развивают спокойный, восприимчивый ко всему новому ум.

Задача родителей по Шичида — запустить в работу правое полушарие, с помощью которого ребенок в дальшейшей жизни сможет учиться чему угодно быстро и легко, практически не прилагая усилий.

Как пишет Шичида,

— Ребенок младше пяти лет может легко впитать огромное количество информации.

— Ребенок младше четырех лет сделает это легче и эффективней.

— Ребенок младше трех лет сделает это намного легче и гораздо эффективней.

— Ребенок младше двух лет сделает это самым эффективным способом и ему будет легче всего.

Как строится урок в школе Макото Шичида

Обычный урок в школе Макото Шичида длится около 50 минут. Группа состоит из 4-6 детей.

Каждое занятие включает в себя подготовительный этап, направленный на активизацию правого полушария. Эти приемы хорошо знакомы тем, кто занимается йогой. Они помогают снять доминанту левого полушария.

Подготовительный этап состоит из работы с:

  • созерцанием – дети должны расслабиться, успокоиться, закрыв глаза;
  • дыханием – дети должны настроить дыхание на глубокое и медленное;
  • внушением и позитивным настроем.

Активности быстро, менее чем за 5 минут, сменяют друг друга. На занятиях обязательно присутствует один из родителей.

Ученики принимают участие более чем в десяти различных играх за занятие, а именно, приветствие, различные игры, пение и танцы, загадки, изучение алфавита и чисел и т.д. Детям помогают мамы.

Упражнения на налаживание гармоничных отношений с ребенком

Ввести элементы методики Макото Шичида в дошкольное образование могут абсолютно все. Но при этом важно помнить, что без любви ничего не получится. Сам Шичида признает, что «любовь – самый главный элемент в воспитании и развитии детей». Мы все об этом знаем, но порой забываем.

Макото Шичида предлагает простые упражнения для родителей и детей, которые помогут первым – правильно выражать свою любовь, а вторым – чувствовать ее в полном объеме.

Крепкие 8-секундные объятия

Попросите ребенка помочь вам, например, помыть посуду. После того, как малыш справится с этим заданием, крепко обнимите его и похвалите: «Спасибо за то, что помог! Ты мне действительно помог! Я тебя очень сильно люблю!» И держите в своих объятиях 8 секунд. Как только вы это сделаете, ваша любовь дойдет до сердца ребенка. Вот увидите, от былых капризов не останется и следа. Правда, упражнение на 8-секундные объятия является одним из множества на развитие гармоничных взаимоотношений между вами, родителем, и ребенком.

Внимательно слушать,что вам говорит ребенок

Вслушайтесь в ваш разговор с ребенком, кто в нем доминирует? Макото Шичида подчеркивает, разговор не должен быть односторонним. В противном случае ребенок может почувствовать себя ненужным и замкнуться. Умейте не только слушать, но и слышать. Детям важно быть понятыми. Примените тактику «метода эха», основанного на том, что взрослый пытается поставить себя на место ребенка, пытается почувствовать его переживания.

Возьмем для иллюстрации простой разговор:

— Мама, Катя плохая.
— Да, Катя плохая. Что она тебе сделала?
— Она ударила меня.
— Она тебя ударила. Почему она тебя ударила?

Таким образом, родитель повторяет за ребенком слова как эхо. Назидательных слов и нравоучений в разговоре быть не должно.

Метод настроя «5 минут»

Метод настроя под названием «5 минут» поистине палочка-выручалочка для родителей, которые хотят скорректировать поведение ребенка, избавиться от каких-то негативных моментов: нежелание ходить в детский сад, сосание пальца, лень и прочее.

5 минут – это время после того, как ребенок заснул и заснул его сознательный разум. Но подсознание-то бодрствует и работает. Поэтому, очень эффективно воспользоваться этим временем и работать на подсознательном уровне.

Например, ребенок не хочет ходить в детский сад. Тогда мама только что заснувшему дошколенку начинает нашептывать следующие слова: «….(имя ребёнка),ты теперь большая девочка, тебе уже целых 2 года. Тебе 2 годика и поэтому ты больше не будешь плакать, когда идешь в детский сад. Ты послушная и жизнерадостная, ты слушаешь маму и мама тебя очень сильно любит. Сейчас спи крепко-крепко. Ты чувствуешь себя прекрасно. Спи здоровым сном до завтрашнего утра, проснись в хорошем настроении, завтра будет хороший день. Вот видишь,ты можешь крепко спать, ты можешь спать таким сладким сном.»

В своей книги Макото Шичида отмечает успехи этого упражнения. Все мамы, обращавшиеся к нему с теми или иными проблемами, которые их тревожили, вскоре сообщали о положительной динамике. Один ребенок в течение недели прекратил сосать палец, другой – через три дня с удовольствием пошел в детский сад.

Практические занятия по методике Макото Шичида

Показ картинок

Каждый день вы показываете ребенку порядка 100-150 картинок/слайдов с разными изображениями. На одну картинку отводится не более полсекунды. Мама должна озвучить, что изображено на картинке. Существует три вида изображений:

  • изображение без подписи,
  • изображение с подписью,
  • изображение только со словом – им отводится не более 10% от общей презентации.

Надо сказать, что это упражнение требует больших физических затрат — карточки изо дня в день не должны повторяться! Минимум, через который можно возобновить показ уже знакомых карточек составляет 4 месяца.
Макото Шичида обнаружил, что быстрое мелькание карточек/слайдов помогает отключиться от обычного восприятия информации и перейти на другой уровень – интуитивный. Чуть замешкались, и мозг перебрасывает информацию в левое полушарие, которое начинает анализировать поступившую информацию.

Игра в телепатию

Маленькие дети имеют телепатические способности. Макото Шичида предлагает ряд упражнений на поддерживание этих уникальных возможностей ребенка.

Прижмите ребенка крепко к себе и скажите: «Я тебя люблю. Ты и я одно целое».

Затем представьте у себя в уме красный квадрат и мысленно пошлите его ребенку, прокомментировав: «Мама представила цвет у себя в голове и посылает его тебе. Ты можешь его увидеть. Теперь закрой глазки, поймай этот цвет и назови его мне». Ребенок с легкостью угадывает задуманный цвет.

В следующий раз играйте в телепатию не соприкасаясь с ребенком. Результат будет такой же.

Игры на память

Вам понадобятся карточки с разными картинками. Можно использовать элементы из лото. Начните с двух карточек – придумайте какую-нибудь абсурдную историю. Например, «собака ехала на велосипеде». Затем перемешайте карточки и предложите ребенку восстановить цепочку событий. То есть нужно первой положить карточку с изображением собаки, вторую — с изображением велосипеда. Постепенно вы можете увеличить количество карточек до 50. В этот момент ребенок сможет запоминать последовательность как единый образ – с первого взгляда, без слов.

Другое упражнение называется «мандара» (мгновенная память). Ребенок смотрит на карточку мандара около 5 секунд, закрывает глаза на 5 секунд. Снова смотрит на карточку – снова закрывает глаза.

Ребенок должен схематически отметить, какие цвета присутствовали на картинке.

Этот метод строится на том, что сетчатка глаза некоторое время сохраняет увиденный образ.

Упражнения на то, чтобы видеть образы

Один из способов, который поможет ребенку ВИДЕТЬ образы, называется «напряжение — расслабление». Этот метод используется широко в театральных студиях. Ребенка просят представить себя тем или иным предметом. Например, стать твердым, как бревно. Затем стать мягким, как перышко.

Как отмечает Макото Шичида, ребенок через некоторое время показывает удивительные результаты: он может визуализировать и слышать различные образы, такие как цвет, звук и т.д.

Развивать способность видеть образы можно также с помощью оранжевых карточек. Для этого нам понадобится оранжевый лист бумаги. В центре листа наклеиваем синий круг диаметром 2 сантиметра. Пусть ребенок закроет глаза и успокоится. Сначала пусть дышит медленно и глубоко. Затем сделает глубокий вдох на восемь секунд, задержит дыхание на восемь секунд и сделает глубокий выдох в течение восьми секунд. Эти дыхательные упражнения следует повторить три раза. После этого ребенок дышит спокойно – он расслаблен.

Расположите оранжевый лист на расстоянии 30 сантиметров от глаз ребенка. Скажите ему, чтобы он пристально смотрел на лист в течение 30 секунд.

После того, как он закроет глаза, он увидит послеобраз. 4 вида послеобразов которые он увидит:

  1. синий цвет в центре будет выглядеть как оранжевый;
  2. увидит только синий цвет;
  3. увидит вместо синего цвета в центре другой цвет, другую форму (например, квадрат) ;
  4. увидит синий цвет в центре и сможет менять его произвольным образом.

Цель обучения — увидеть себя в образе. Ребенок добьется этой цели, если сможет представить сам себя.

Игры на обучение скорочтению

Пример рассказа. Северный ветер и солнце.

Однажды северный ветер и солнце поссорились. И они договорились: кто заставит путешественника снять одежду, тот и победил. Задул северный ветер, но напрасно. Солнце светило изо всех сил. «Так жарко, я не выдержу», — сказал путешественник. Снял с себя одежду и прыгнул в воду.

Когда ребенок закончит писать, проверьте, правильно ли он написал, проверяя также пунктуацию.

Возможно, что он запомнит не все сразу. Тогда пусть прочитает еще раз в течение одной минуты и запишет то, что прочитал.

Для большинства российских мам методика Шичиды – это нечто неизвестное, в отличие от методик раннего развития по Доману, Монтессори, Никитиным и других, находящихся на слуху в среде «продвинутых» родителей. Но сей факт не может умалить достоинств метода Шичиды, который получил широкое распространение по всему миру. Недаром в Японии (а также в некоторых других странах – Таиланде, Сингапуре, США) открыто уже около 460 развивающих детских центров, пользующихся большим спросом. Информация о методике еще только начинает появляться в России, однако «завоевание» уважения родителей и педагогов происходит серьезными темпами. И это при том, что никаких школ развития по Шичиде в нашей стране пока нет, как нет и мало-мальски серьезной литературы и русскоязычных сайтов, посвященных данной методике раннего развития. Чем же метод Шичиды так увлекает молодых мам?

Профессор Макото Шичида: «Все дети рождаются гениями»

Макото Шичида (Makoto Shichida, 1929-2009) – японский профессор, обладатель докторской степени в области образования, член Международной Академии образования, советник Японской ассоциации по математике. За существенный вклад в изучение головного мозга и его возможностей Макото Шичида был удостоен в 1997 году высшей Почетной премии Всемирного научного совета, а в 1998 году – Всемирной премии мира.


Шичида посвятил жизнь исследованиям и практической деятельности в области обучения и образования, написав более 100 книг (некоторые из них были переведены на английский язык) и создав собственную уникальную методику раннего развития детей. Сайт Макото Шичиды: shichida.co.jp

По мнению Макото Шичиды, дети от рождения гениальны и обладают уникальными способностями. Задача родителей – не дать малышу «растерять» данные от природы таланты. Как и многие другие специалисты в области раннего развития, Шичида считает, что все новорожденные имеют одинаково высокий потенциал. Однако в отличие, например, от Домана, Макото Шичида утверждает, что родителям не стоит увлекаться академическим обучением крохи. Главное – обеспечить ребенку такие условия, чтобы его мозг в них максимально развивался.

Правополушарное развитие по методу Макото Шичида

Современное дошкольное образование направлено на развитие левого полушария мозга, отвечающего за логику и аналитическое мышление. Правому же полушарию, связанному с бессознательным, интуитивным, практически не уделяется внимания.


Основная идея Шичиды, отличающая его методику от других – это необходимость развития правого полушария головного мозга. Японский профессор говорит о «высокой емкости памяти» правого полушария, которое быстро обрабатывает и накапливает информацию, поступающую в виде изображений. В отличие от левого полушария, представляющего собой что-то типа оперативной памяти (быстро «скидывающего» ненужное), правое, по аналогии, является неким неограниченным по объему жестким диском, информация на котором сохраняется навсегда в виде зрительных образов. Левое полушарие развивается благодаря медленному обучению, с многократными повторами. Правое же полушарие, напротив, связано с подсознанием и интуицией, и информация в нем усваивается очень быстро.

Для нормального функционирования мозга человеку, разумеется, необходимы оба полушария. Они работают синхронно: правое хранит огромное количество информации, а левое в нужные моменты извлекает, обрабатывает и использует ее.

Шичида утверждает, что у детей до 3 лет именно правое полушарие доминирует (у них не развито аналитическое мышление и логика), и в силах родителей создать вокруг ребенка среду, которая будет стимулировать правополушарное развитие – основу будущих способностей. Тем более, что малыши очень любят и хотят учиться.


Уже с 3 лет левое полушарие начинает проявлять себя – у ребенка появляется логика и лингвистические навыки. К 6 годам мозг ребенка сформирован примерно на 80%, а левое, логическое полушарие окончательно «подчиняет» себе правое. Поэтому Шичида и считает идеальным для правополушарного развития возраст с полугода до 6 лет.

Макото Шичида говорит о важности развития правого полушария в раннем возрасте следующее:

«Когда ребенок рождается, его правое и левое полушария соединены несколькими триллионами временных нервных связей. Если в первые три года жизни ребенка они не используются (не заполняются информацией), то попросту исчезают. Это не значит, что после 3 и 33 лет с человеком не нужно заниматься, но эффект снижается в несколько раз».

В книге «Дети гениев» Шичида называет правое полушарие «изображением мозга», объясняя это тем, что именно правое полушарие ответственно за фотографическую память и способность видеть сны. Люди с хорошо развитым правым полушарием мозга, а значит, обладающие фотографической памятью, легко восстанавливают в памяти любую когда-либо увиденную картинку. Они грамотно пишут, обладают огромным багажом знаний, поскольку сохраняют в голове информацию из множества книг, имеют абсолютный слух, могут видеть проблему с разных сторон. Таким людям легко учиться, в школе и университете им не приходится заниматься зубрежкой. По мнению Макото Шичиды, «когда правое и левое полушария будут хорошо развиты, у ребенка будет высокий уровень потенциала, ребенок сможет превзойти все наши ожидания и показать свои самые сильные стороны. Такие дети быстрее запоминают огромные объемы информации и вспоминают прочитанное или увиденное с точностью, причем вся информация является им понятной, а также они способны улучшить свои спортивные возможности».

Это кажется чудом, не так ли? Однако множество исследований, проведенных Шичидой, свидетельствуют о том, что быстрый, мигающий показ различных изображений приносит реальную пользу в развитии детей дошкольного возраста. Кроме того, согласно исследованиям ученых из Гарвардского университета, выдающиеся люди действительно имеют одинаково развитые полушария головного мозга.

Методика раннего развития Макото Шичиды

Говоря кратко, система Макото Шичида базируется на следующих основных принципах:

  • дети гениальны с рождения;
  • ЛЮБОВЬ родителей к ребенку – это основа обучения;
  • в процессе развития важно задействовать все органы чувств малыша (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание);
  • в раннем возрасте необходимо уделять максимальное внимание развитию правого полушария мозга, которое доминирует у детей до 3 лет;
  • успех занятий зависит от их систематичности и последовательности.

Развитие по Шичиде направлено на развитие возможностей правого полушария: фотографической памяти, математических способностей, высокой скорости обработки информации, визуализации, способностей к изучению иностранных языков, музыкальных способностей, интуиции, экстрасенсорного восприятия. Дети, которых развивают по данной методике, учатся использовать правое полушарие осознанно, а не на бессознательном уровне, как это делает большинство взрослых людей.

Каковы же методы развития Шичиды?

  1. Создание теплой, благожелательной обстановки во время занятий . В школах Шичиды занятия с детьми проводятся в маленьких группах – не более 6 человек, причем с обязательным присутствием одного из родителей каждого ребенка. Ощущение связи с мамой или папой помогает малышам чувствовать свою защищенность, делает их более уверенными, стимулирует мозговую активность. Методика Макото Шичида подчеркивает важность гармоничных и любящих отношений с детьми в отношении их умственного развития. Занятия должны проходить в обстановке расслабленности, а не давления, поэтому время для них нужно подбирать с тем учетом, чтобы у ребенка было хорошее настроение.
  2. Продолжительность занятий в школе Шичиды – не более 50 минут . Но полчаса практических занятий в день Макото Шичида считает необходимыми для достижения мозгом ребенка максимального потенциала.
  3. Настрой на занятия . Как уже было сказано выше, для успеха занятий по Шичиде важно, чтобы малыш был в хорошем настроении, а также не был перевозбужден. Перед началом выполнения упражнений рекомендуется дать ребенку послушать музыку с альфа-волнами, которая активирует работу мозга. Что такое альфа-волны, или альфа-сигналы? Это некие вибрации, на которых основаны интуиция, телепатия и ясновидение. Альфа-волны испускает мозг в моменты расслабления и медитации. Шичида считает, что дети, в отличие от взрослых, умеют считывать альфа-сигналы, и эту способность необходимо развивать. Что касается конкретных примеров, примером музыки с альфа-волнами являются аудиозаписи «Волны Океана» (Ocean Waves) доктора Джеффри Томпсона, «Отдых и заземление» от Kelly Howell. Также в школах Шичиды практикуют дыхательные упражнения перед выполнением основных заданий.
  4. Динамичность и разнообразие форм занятий с ребенком . Методика Шичиды охватывает широкий спектр заданий – гуманитарных, музыкальных, математических, на изучение иностранных языков, физических. И, конечно, все задания должны быть интересными для ребенка. В идеале каждое упражнение по методу Шичиды выполняется за 1-2 минуты (максимум – 5 минут). Если процесс затягивается, ребенку нужно помочь и в дальнейшем использовать более простые задания.

В занятия по методу Шичиды входят следующие игры и упражнения:

  • игры на развитие воображения (представить себя кем-то другим, составить историю);
  • упражнения на развитие функции ESP (ясновидение, телепатия, психометрия, предвидение);
  • демонстрация флеш-карточек для развития фотопамяти;
  • игры с карточками (развивают память, фантазию);
  • игры с танграмами, пазлами, конструкторами (развивают воображение, творческие способности);
  • математика (распознавание количества точек на карточках, знакомство с цифрами);
  • музыка и физические упражнения;
  • творческие задания (лепка, рисование);
  • чтение книг.
  1. Не нужно ожидать моментального эффекта от занятий . Родители не должны требовать от малыша воспроизведения демонстрируемых изображений. Информация в процессе занятий откладывается на подсознательном уровне и будет извлечена тогда, когда действительно понадобится.

Принципы воспитания от Макото Шичида

Макото Шичида советует родителям верить в ребенка и его потенциал, не требовать от него невозможного, не сравнивать с другими детьми, как можно чаще хвалить и реже – указывать на недостатки. Учебные успехи ребенка не должны быть для вас главной ценностью. Помните, что все дети от рождения идеальны, и старайтесь проявлять любовь к малышу всеми возможными способами. К слову, когда профессор Шичида однажды побеседовал с группой детей, он услышал от них, что их родители любят их недостаточно. Поэтому не будьте столь уверены, что именно ваш ребенок получает достаточное количество внимания и любви. Советы Макото Шичида о том, как проявлять любовь к ребенку:

Крепкие 8-секундные объятия

После того, как малыш выполнил вашу просьбу или задание, похвалите его: «Спасибо тебе большое, ты мне так помог (так порадовал меня)! Я очень сильно тебя люблю!» и крепко обнимите. За 8 секунд объятий ваша любовь дойдет до сердца ребенка, считает Макото Шичида. Этот способ помогает справляться с капризами и плохим поведением. Похвала делает малыша более уверенным в себе, мотивирует на хорошие поступки.

Внимательно слушайте ребенка

Многие мамы стараются больше говорить с ребенком, но важно не только говорить самим, но и слушать малыша. Односторонние разговоры, особенно в назидательно-нравоучительном ключе, заставляют ребенка замкнуться и почувствовать себя нелюбимым. Слушайте и старайтесь СЛЫШАТЬ. Хорошо в разговоре с детьми действует практика «метода эха», при котором взрослый играет пассивную роль, повторяя, как эхо, слова ребенка, анализируя их и задавая вопросы. Например: «Мама, не хочу ходить в садик». – «Ты не хочешь ходить в садик… Что тебе там не нравится?». – «Саша меня обижает». – «Саша тебя обижает. А почему он так делает?».

Используйте метод 5-минутного настроя

Этот метод используется, когда есть необходимость коррекции каких-либо нарушений поведения малыша – сосание пальца, разбрасывание игрушек, нежелание идти в детский сад, истерики и т.п. Через 5 минут после засыпания, когда сознание ребенка уже спит, подсознание продолжает бодрствовать и реагировать на поступающую извне информацию. В это время можно эффективно воздействовать напрямую на подсознание малыша, шепотом рассказывая ему о том, каким станет его поведение.

Например, мальчик, 2 года, сосет палец. Мама через 5 минут после того, как он заснет, начинает говорить ему следующее: «Сыночек, ты уже такой большой, тебе целых два годика. Ты счастливый и спокойный, мы с папой тебя очень любим и всегда заботимся о тебе. Ты чувствуешь себя уверенным и любимым. Тебе не нужно сосать пальчик. Сейчас ты будешь спать крепко, сладким сном. Тебе очень хорошо. Завтра ты проснешься в радостном настроении, и мы вместе поиграем».

Макото Шичида рассказывает в своей книге, что все мамы, чьи дети имели те или иные нарушения поведения, заметили улучшения после использования данной методики. Один ребенок через три дня без слез пошел в садик, другой – менее чем через неделю перестал сосать пальчик.

Методика Шичида: за и против

Методы развития Шичиды, с одной стороны, подтверждены многолетними исследованиями японского профессора и имеют некоторые точки соприкосновения с другими методиками. А с другой – любые обещания развить экстрасенсорные способности, интуицию и прочие «эфемерные» материи зачастую воспринимаются как обман. Однако, независимо от вашей позиции на тему ясновидения, отрицать методику профессора Шичида не стоит.

Однозначными плюсами методики являются: упор на любовь и гармоничные отношения родителей и ребенка; стремление наполнить жизнь малыша разнообразными и интересными для него заданиями; наличие системы, облегчающей ежедневные занятия с ребенком; отсутствие у взрослых цели как можно скорее научить кроху читать и считать, т.е. развить у него академические навыки.

К недостаткам метода можно отнести уже упомянутые выше предположения автора о развитии сверхспособностей – не всем они нравятся. Однако кого-то именно эта часть методики Шичида и привлекает. А упражнения типа «Шар энергии», кажущиеся некоторым излишне магическими, можно сравнить с любыми другими детскими играми, где малыш просто тренирует воображение.

Некоторым в методике не нравится пункт о показывании огромного количества карточек, которые должны быть постоянно разными. Действительно, если следовать методу Шичиды досконально, распечатывание тысяч карточек может представлять проблему. А показ изображений на компьютере не слишком полезен для зрения малыша.

В любом случае, мамы, использующие методику Шичида в занятиях с детьми, отзываются о ней с восторгом. Они рассказывают о блестящих успехах своих малышей, имеющих хорошую память, рано начинающих говорить и с легкостью осваивающих чтение и счет. Можно ли считать это заслугой методики или же самих мам – сложно сказать. Одно можно утверждать наверняка: общение с ребенком, игры с ним и занятия точно не пропадут даром.

Непосредственно о самих занятиях по методике Шичиды речь пойдет в следующей статье – .

Профессор Шичида считает, чтобы стать гением нужно всего лишь заниматься с ребенком буквально с рождения, развивая в нем правое полушарие, постепенно вводя игры и для развития левого полушария. Если ребенок сможет развить оба полушария, ему будет легко учиться, запоминать любую информацию и решать сложные задачи.

Метод Шичиды только начинает обретать популярность в России и школ раннего развития, использующих этот метод не так много. Поэтому предлагаем родителям начать развивающие занятия по методу Шичиды дома.

Для начала определитесь, когда вы будете заниматься с малышом. Лучше, чтобы постоянно в одно и то же время дня. Хорошо, если занятие начинается с любимой песенки. Поете с малышом, а потом можете сказать, какой сегодня день недели и какая погода. Далее выполняем пункт за пунктом:

1. Релаксация под музыку с "альфа" волнами.

Включаем музыку (она звучит на протяжении всего занятия), садимся удобнее, а малыша сажаем на колени лицом к себе.

2. Дыхательное упражнение

Ребенку нужно подуть на бумажную пчелку или бабочку. Эти игрушки лучше периодически обновлять, чтобы малыш не потерял интерес. А со временем можно просто дуть на воображаемые вещи: пусть ребенок представит одуванчик или снежинки и дует на них.

3. Упражнение «шар энергии»

В ладони берем шар энергии, катаем как ком снега и словно выливаем себе на макушку. Потом снова берем шар энергии, катаем между ладонями и выпиваем эту энергию. Звучит очень странно, но именно так делают в школах Шичиды. Лучше посмотреть, как это делается на видео, выложенном на youtube.

4. «Внушение»

Улыбаясь, тихо говорим ребенку три фразы «Ты – особенный», «Ты любим», «Ты можешь все» или что-то подобное. Не обязательно говорить именно так. Главное, донести до ребенка, как вы его любите

5. Тренировка воображения (Image training).

С самыми маленькими можно просто поиграть в ролевую мини-игру: показать как гномик гуляет, как ест, как спит. С детьми постарше можно помечтать: представь, что мы сели в паровозик и поехали к бабушке. Какой бабушка пирог испекла? С морковкой?.. Вкусный, наверное! И так далее.

6. Тренировка экстрасенсорики (ExtraSensoryPerception)

Упражнение на телепатию – (ребенок к этому времени до сих пор сидит у вас на коленях или очень близко) – маме нужно представить фигуру любого цвета и мысленно послать ее своему ребенку, а потом спросить малыша, что он увидел. Например: «Я посылаю тебе кружок, какого он цвета?». Похвалите ребенка в любом случае. Со временем можно телепатировать самые разные предметы.
Упражнение на интуицию – начинаем с самого простого: просим малыша угадать, в какой руке сидит зайчик? Под которым листочком спрятался жучок? Потом усложняем: предлагаем три киндер-яйца и спрашиваем, в котором сидит мишка и тому подобные задания. Количества яиц или картинок со временем увеличиваем. Для начала выбор может делать родитель. Таких упражнений может быть сколько угодно по желанию малыша.

7. Гимнастика для глаз

Для самых маленьких берем колокольчик и водим и звеним им вверх-вниз, влево-вправо. Для детей постарше гимнастику можно скачать в интернете.

8. Флэш-карточки – это картинки на самые разные темы (например, цветы, транспорт, дикие животные).

Шичида советует начинать со 100 штук. Каждую карточку показываем не больше 1 секунды. Оптимальный вариант - 0.5 секунд, что, конечно, нелегко, потому что нужно обязательно успеть назвать карточку. Быстрый показ важен, потому что именно при большой скорости активизируется правое полушарие мозга. А называть карточку нужно для истовременного подключения и левого полушария - так происходит синхронизация полушарий мозга.

Необходимо помнить, что целью флэш-карточек не являются энциклопедические знания. Одни и те же наборы карточек можно показывать не ранее, чем через полгода и не больше трех раз. В школах Шичиды карточки бумажные, но в домашних условиях одной семье было бы тяжело заниматься изготовлением такого количества карточек. Поэтому сегодня многие родители флэш-карточки делают в виде компьютерных презентаций.

Стоит отдельно упомянуть математику по методу Шичиды

Она сделана по аналогии с пособием Гленна Домана , но есть некоторые важные отличия. Например, Шичида советует показывать карточку не более 0.5 секунды, а в примерах показывать только карточку-ответ. Так, учитель говорит: «два плюс два равно (быстро показывает карточку с четырьмя точками) четыре». А еще Шичида считает, что можно показывать в качестве точек что угодно – бабочек, слонов и т.п. В общем, делать все, чтобы поддержать интерес ребенка.

9. Игры на развитие фотографической памяти.

Похожие картинки (Photo memory). Для этой игры нужны картинки, которые немного отличаются друг от друга. Например, на одной нарисован гномик в синей шапочке, а на другой – в красной. На доли секунды демонстрируем ребенку одну из картинок (лучше А4 формата), а затем показываем обе и спрашиваем, какую он уже видел.

Размести правильно(Spacememory). Нужно показать любые картинки (маленького размера), размещенные на «сетке»: для начала это могут быть три картинки, помещенные на полоске, разделенной на три равные части. Показываем не более 1 секунды, а затем просим ребенка разложить те картинки по местам. Для самых маленьких: покажи мишке его домик и т.п.

Найди новую картинку(Flashmemory). Очень быстро показываем и называем несколько картинок (начните с трех). А затем раскладываем перед ребенком эти картинки + еще одну, которую малыш еще не видел. Задача – указать на эту картинку или назвать ее.

Кто спрятался? Также очень быстро показываем картинки, потом все, кроме одной, раскладываем перед ребенком, а он пробует вспомнить, какой картинки не хватает.

Мандала. Это картинка обычно в виде любой геометрической фигуры. Мандала может быть простой – синий треугольник с желтым кругом внутри, а может быть очень сложной – например, круг, внутри которого нарисованы разные фигуры. Ребенок в данном случае 1-5 секунд смотрит на мандалу, а затем на такой же, но уже бесцветной мандале, отмечает карандашами, как она была окрашена.

Абсурдная история или память «цепочкой» (Linkingmemory) .Требуется воссоздать смешную историю в картинках. Мама из набора карточек (для начала 3 штук) сочиняет сюжет типа: ворона прыгнула в речку, которая пахла как роза. Соответственно, перед ребенком лежат картинки – ворона, река и роза. Сначала мама 1-2 раза рассказывает историю, а потом перемешивает карточки, и ребенок пытается вспомнить сюжет. В школах Шичиды со временем дети начинают запоминать расположение сотен картинок лишь один раз взглянув на них. И делают это уже без какой-либо истории.

10. Занятия на цветовосприятие, музыкальный слух, развитие тактильных ощущений, игры на узнавание запахов, поэзия и творческие занятия.

Всем этим можно заняться сразу после основного блока. В интернете можно найти массу примеров, как можно развивать слух, обоняние, цветовосприятие и осязание.

11. «Внушение», описанное выше, завершает занятие.

В конце можно снова спеть вместе любимую песенку. Шичида советует заниматься так по 30-40 минут в день. А остальное время позволить ребенку играть.

Профессор Шичида считал, что самое главное в этих уроках – занятия, описанные в пунктах с 1 по 6 включительно. И особое значения для развития правого полушария имеет тренировка воображения. А когда последнее развито, можно с легкостью развить и фотографическую память, и уникальные математические, и даже экстрасенсорные способности.

Также очень важным условием успеха являются доверительные и близкие отношения между малышом и родителями, потому, что перед занятием очень важно расслабиться.

Оставьте на более зрелый возраст (3-4 года) изучение цифр и букв и другие подобные занятия, стимулирующие преждевременное развитие левого полушария мозга . Научите ребенка играть в ролевые игры с игрушками-заменителями (например, кубик может на время стать паровозиком, а карандаш - ложкой) – это развивает воображение, что очень полезно.

Чаще мечтайте с ребенком, представляя, как вы поедите на море или пойдете в зоопарк. Используйте простые предложения, описывая, что вы будете делать и что увидите. Ребенок будет представлять, а это ни что иное, как – тренировка воображения или image training.

Также очень полезно с рождения давать ребенку предметы, как в правую, так и в левую руку . Учите малыша есть и рисовать и левой, и правой рукой. Для синхронизации полушарий мозга можно рисовать сразу обеими руками. Например, в этом плане очень полезна игра на фортепиано.

Слушайте музыку, пойте, танцуйте, играйте с тактильными мешочками, вдыхайте разные запахи, пробуйте разные вкусы, изучайте оттенки цветов, занимайтесь творчеством – это позволит хорошо развить правое полушарие мозга.

Материалы для одного занятия по Шичиде

Методика раннего развития разработанная профессором Макото Шичидой набирает всё большую популярность. Среди тех, кто о ней читал равнодушных остается мало. Часть уже по ней занимаются, другие планируют, третьи критикуют. И это при том, что серьёзные русскоязычные ресурсы по этой методике отсутствуют. В рунете бродит одна единственная книжка с любительским переводом. В этом посте я расскажу вам о причинах ажиотажа.

  • Книга Макото Шичиды «Малыши – гении» (скачать)

Метод Шичиды | Краткое описание

Методика названа в честь её разработчика — японского профессора Макото Шичиды (1929-2009). В основе методики лежит акцент на развитии правого полушария мозга. Напомню, что правое полушарие ответственно за творчество, левое — за логику. Развитие правого полушария, в соответствии с трудами Шичиды, предоставляет безграничные возможности интеллекта и памяти.

По мнению Шичиды, возможности каждого человека безграничны. Все ограничения (плохая память, медленное протекание мыслительных процессов) во взрослом возрасте — это упущения родителей в своевременном и правильном развитии ребенка с самых ранних лет.

Шичида предлагает развитие правого полушария за счет цикла коротких разнообразных заданий. На решение одного задания должно уходить не более 5 минут. Самый важный возраст для развития по этой методике — с 3 месяцев до 3 лет.

В России на данный момент отсутствуют развивающие центры по методике Шичиды, в то же время в других странах их насчитывается более 400. Стандартная программа по методу Шичиды в развивающем центре включает ежедневные занятия протяженностью около 1 часа. Возраст рекомендуемый для обучения от 3 месяцев до 6 лет. При этом самая важная категория учеников — это малыши от 3 месяцев до 3 лет. Именно этот возраст считается самым эффективным для развития.

Это очень краткое описание, на самом деле если копнуть поглубже Шичида — это целая философия. Философия использования безграничных возможностей, которая больше похожа на сказку. Шичида утверждает, что правильная техника поиска и принятия решений не сопровождается стрессом. Выполнение подавляющего большинства интеллектуальных заданий должно происходить при расслабленном состоянии с использованием правого полушария. В противном случае, нервное состояние затормаживает работу мозга, так как выполнение операций происходит в основном за счет левого полушария.

Своей загадочностью одних методика отталкивает, других наоборот привлекает. Я, как настоящая зануда, долгое время осторожничала — присматривалась к методике, читала дневники других мам о занятиях и результатах развития, размышляла логически о пользе каждого типа заданий. В итоге я подобрала ряд заданий, эффективность которых, не подвергнет сомнению даже самый консервативный педагог. Дополнительно включила в наш список некоторые сомнительные задания, не требующие больших затрат на подготовку. Ниже о заданиях более подробно.

Метод Шичиды | План и материалы

К использованию этой методики я шла долго, пробуя то одно, то другое задание. И, наконец-то, решилась на проведение регулярных полноценных занятий. Сразу предупреждаю, что мы используем не все задания методики. Некоторые из них я пропустила. Ниже я привела наш список заданий с подробным описанием.


Подборка материалов для одного занятия

Шичида методика, которая требует большого разнообразия материалов и как следствие большой подготовки. Все материалы надо найти/приготовить, распечатать, приобрести. Я постаралась так подобрать материалы, чтобы минимизировать их количество. Взамен одноразовых распечаток с лото можно максимально использовать карточки, развивающие пособия, которые есть у вас под рукой.

Метод Шичиды | С какого возраста заниматься

Практически все задания методики предлагаются к выполнению с 3 месяцев до 3 лет. Если из-за возраста малыш не может справиться с заданием, то задание выполняет мама. Малыш в этом время находится у мамы на руках, чтобы чувствовать максимальную сопричастность к происходящему. По мере роста он принимает всё большее участие в занятиях:

  • на первых этапах просто рассматривает,
  • затем трогает материалы для заданий,
  • пробует выполнить различные действия,
  • выполняет задания вместе с мамой,
  • выполняет задания самостоятельно.

Итак, для развития по методике Шичида, Вы должны проводить регулярные занятия длительностью 30-60 минут. Чем чаще занятия тем лучше. В центрах по Шичиде проводят ежедневные занятия для малышей от 3 месяцев. Многие мамы, практикующие эту методику в домашних условиях, ежедневно выполняют только несколько самых важных заданий и 1-2 раза в неделю полный спектр.

Давайте познакомимся со списком заданий, которые я включила в наш план занятий на 2 года (с полным списком вы можете познакомится в книге) . Дополнительно я приведу информацию об используемых нами материалах для заданий.

Метод Шичиды | Задания

Главная особенность заданий по Шичиде — они должны быть короткими и разнообразными. Длительность выполнения одного задания максимум 5 минут, но лучше 1-2 минуты. Если время затягивается Вы должны помочь ребенку справиться с заданием побыстрей и в следующий раз упростить задание.

Настройка на занятия

  • Перед занятиями убедитесь, что ребенок не перевозбужден. Перевозбуждение — первый признак, что занятие не удастся. В таких случаях лучше занятие немного перенести.
  • Для более эффективной активизации мозговой деятельности включите фоном музыку с добавлением альфа волн. Это еще одна большая и интересная тема, которую должны знать мамы заинтересованные в развитии памяти и я обязательно о ней в будущем напишу. Для тех, кто незнаком с этой темой, можете просто скачать композиции в альфа-обработке Джеффри Томпсона , которые слушаем мы. Тем, кто знаком с Шичидой, эта фамилия, возможно, известна. Но я хочу обратить внимание на то, что Томпсон занимается обработкой музыки волнами разного типа. Не стоит включать любую его композицию, думая, что она альфа. Внимание , несмотря на то что, это музыка кажется успокаивающей, она активизирует работу мозга, поэтому слушать её целыми днями или во время сна нельзя. Я включаю обычно её за 10 минут до начала занятия и оставляю играть фоном все занятие.

1. Дыхательные упражнения

Это упражнение нацелено на расслабление, потому что правое полушарие предпочитает для своей деятельности расслабленное состояние. Оно является частью настройки на занятие. Во время задания ребенок должен делать глубокие вдохи и выдохи в течении 5 минут.

Примеры дыхательных упражнений:

  • задуть свечи,
  • дуть на подвешенные на нитки предметы, чтобы заставить их летать или кружится (перышки, помпоны с глазками, бумажные поделки, небольшие игрушки с шарообразным телом),
  • бурлить в стакане с водой,
  • пускать пузыри.

2. Образы. Шар энергии

Это одно из заданий, которые подвергаются сомнениям. Его суть состоит в том, чтобы вызвать у ребенка максимально яркое представление создания и поглощения энергетического потока. На первый взгляд, это может показаться бредом, а если вдуматься, то это задание ничем не хуже обычной сказки — вызываем у ребенка визуальные фантазии.

Пример шара энергии. Для малыша, который может повторять движения рук: Садимся с ребенком друг перед другом. Трем ладошки друг о друга с комментариями о том, что вы сейчас собираете положительную энергию из окружающего пространства. Затем обнаруживаем, что сейчас у вас между ладошек уже маленький шарик с энергией и он продолжает плавно расти. По мере роста шара ладошки расходятся в стороны по размеру шара. После того как ваши энергетические шары стали такими большим, что их сложно удержать энергию можно вылить на себя. Еще есть вариант с большим шаром — его уменьшение. Сжимаем шар с усилиями до размера горошины, затем кушаем.

Малышей, которые затрудняются с повторением движений, берем на руки и делаем все то же, при этом ладошки ребенка в ваших ладонях. В этом варианте у вас получится один шар энергии, в первом варианте получается шар и для мамы и для малыша.

3. Образы. Воспоминания

Суть задания в том, чтобы обратиться к памяти — восстановить какие-либо события. Задания на образы являются один из самых важных по мнению Шичиды.

Примеры воспоминаний. Предлагаем что-нибудь вспомнить (события вчерашнего дня, выходного, праздника). Если малыш совсем маленький просто описываем воспоминание вслух. Подросшему малышу задаем вопросы о воспоминании. В более старшем возрасте ребенок сам рассказывает о воспоминании.

4. Образы. Фантазия

Предлагаем ребенку вообразить себя кем-нибудь. Представить себя бабочкой, кошкой и т.п. Как эта бабочка летает по небу или кошка карабкается по деревьям… Важно заставить работать фантазию ребенка, а не просто слушать фантазии мамы. Если ребенок разговаривает можно ребенку предложить, что-нибудь додумать при помощи вопросов: «Какого цвета у бабочки крылышки?», «Мимо чего она пролетает», «Как высоко она взлетает?» В более старшем возрасте ребенок может сам фантазировать.

Пример задания на фантазию: Представляем себя бабочкой. Представляем какие цветом у нас крылышки. Как мы летали на лугом с травкой и выбирали самый красивый цветочек. А какой он был цветом? А кто бродил рядом? и т.п.

5. Память и внимательность. Карточки

Показываем набор карточек в течении 3 секунд и убираем. Показываем его второй раз, но при этом забываем одну из карточек. Ребенок должен угадать, что забыто. Для не говорящих выбрать изображения, которые ребенок может показать жестами или звуками.

Пример: Мне очень нравятся игры с карточками. Они дают бОльшую гибкость, чем готовый материал в развивающих книжках. Например, для того чтобы сделать акцент на объекте можно выделить его тематически, как в подборке ниже. Суть задания: 1. раскладываю карточки максимально быстро. 2. собираю карточки в стопочку. 3. убираю ежика. 4. раскладываю оставшиеся карточки. 5. спрашиваю какой карточке не стало. Мы пока только начали практиковать такие задания и с этим Яна справилась моментально. В следующий раз я значительно увеличу число карточек.

6. Конструирование

На первых этапах предлагаем собрать из частей конструктора или мозайки заготовку по образцу.

Пример задания на конструирование

Я предоставила Яне заготовку и набор деталек Lego Duplo, как на фото. Попросила собрать такую же. Задание ей очень понравилось.

7. Внимательность. Картинки

Показать рисунок на несколько секунд, затем закрыть. Дать по отдельности фон рисунка и объекты. Предложить ребенку разместить объекты, так же как на рисунке.

Пример задания на память и внимательность. Используем две книги развивающие наклейки для малышей. В одной заранее приклеены цыпленок и ягоды — это наш образец. Показываем этот вариант в течении нескольких секунд 3-4 не более. Предлагаем малышу такую же книгу и наклейки и просим наклеить по памяти как в образце. На первых этапах лучше использовать минимум наклеек 1-2 и даем только те наклейки, которые приклеены на образце. Если ребенок будет справлять, количество наклеек в следующих занятиях увеличиваем.


8. Собираем разрезную картинку. Разрезные картинки — это дешевые аналоги пазлов, которые Вы можете сделать самостоятельно. Берете картинку разрезаете на несколько частей и развивашка готова! Если ребенок еще не знаком с такими картинками, то для первого знакомства выберите 2 ч асти. Лучше не просто собирать картинку, а приклеивать на лист бумаги, так как без клея картинки распадаются и этим огорчают малышей.

Пример задания на сбор разрезной картинки. Я предложила несколько заданий их развивающих пособий серии Кумон. Соб ира ем кораблик из 4 частей и приклеиваем к основанию. Помимо разрезных картинок, включила еще задание на сгибание бумаги и разрезание. Сгибаем ягодку по линиям. Разрезаем картинку с тигренком по направляющим.
Несмотря, на то, что Яна уже легко справляется с пазлами в 30 частей, кораблик вызвал трудности, он в отличие от пазлов распадался пока не был приклеен, чем очень огорчал. Пользоваться ножницами мы только учимся и процесс пошёл значительно лучше после приобретения ножниц Koopy с фиксатором открытого состояния .

9. ESP (интуиция). Телепатия

ESP это самые сомнительные задания методики, которые подвергают дискредитации всю методику. Я их включила из любопытства к статистике вероятности правильных ответов. В сети ходят слухи, что они невероятно высоки. Удивительно, но некоторые дети угадывают 99% загаданных карточек и спрятанных предметов. Опять же это всё со слов их мам 😀 . Яна же пока своими результатами подтверждает всю бредовость затеи.

Задания заключаются в передаче мыслей ребенку. Шичида считал, что все дети до 2-3 лет обладают этой способностью. Возможные варианты заданий:

  • Прячем объект в одну из коробочек, чашек и т.п. Мысленно подсказываем, где он находится. Просим ребенка найти где спрятан объект.
  • Демонстрируем ряд карточек. Загадываем одну из них. Мысленно передаем образ загаданной картинки. Просим ребенка показать картинку о которой вы думаете.

Примеры заданий на телепатию:

  1. Я прятала печенье, а Яна угадывала в каком они стаканчике.
  2. Затем показывала карточки с фигурами. Яна угадывала какую фигуру я загадала.


10. ESP (интуиция). Ясновидение.

В ясновидении, в отличии от телепатии, запрос информации идет не к чьим-то мыслям, а к глобальному информационному потоку, который содержит знания обо всем. Суть заданий: Берем два набора одинаковых карточек. Один набор отдаем ребенку. Другой переворачиваем рубашками вверх. Просим ребенка соотнести его карточки с перевернутыми карточками, не открывая их содержимого. Проверяем процент угадывания.

Пример задания на ясновидение: Выкладываем рубашками вверх 4 карточки с животными. Ребенку выдаем набор таких же карточек. Просим мысленно узнать, где какое животное спрятано в перевернутых карточках и положить рядом соответствующую карточку.

11. Мандалы

Для большинства пользователей методики Шичиды мандала — это кружок с ярким узором, используемый в играх на внимательность. Не буду вдаваться в значение мандал в буддийских и индуистских религиозных практиках, потому что сразу возникает множество вопросов и сомнений их использования. Тем более, что для малышей используются совсем не религиозные мандалы, а просто интересные узоры и красивые сочетания цветов.


Цвета. Пример задания: Задание для тех, кто различает цвета. Выдаем ребенку карандаши и черно-белый вариант мандалы. Для начала достаточно 3-4 карандаша. Затем показываем малышу цветной вариант на 2 секунды и прячем . Если малыш плохо справляется с карандашом, то просим отметить черточками участки цветов. Малышам постарше предлагаем раскрасить так же как цветной оригинал.

Внимательность. Формы. Пример задания: Показываем несколько мандал. Ребенок должен найти похожие узором. Для первых занятий достаточно 3-4 мандалы.


12. Балансиры. Предлагаем ребенку поиграть с игрушками на баланс.

13. Танграмы, пазлы, блоки деньеша. Все перечисленные игры имеют схожие развивающие моменты. Поэтому можно пользоваться любыми. Самыми доступными из них будут, пожалуй, танграмы.

Танграмы можно сделать самостоятельно из картона. Знакомство с ними у нас в ближайших планах, поэтому кому интересно, следите за обновлениями блога.

А мы пока играем в основном с пазлами. Они у нас очень востребованы и идут на «ура». Но их надо быть много, так как пользы в занятиях, с хорошо изученными пазлами, мало. Пазлы можно сравнить с книгами. Вы же не можете одну и ту же книгу читать месяц? Так и с пазлами.

Пример пазла. Так как 30-ти детальные пазлы мы на данный момент все раздарили, я предложила Яне 20-ти детальный . Этот вариант будет посложней многих 30-ти детальных, так как у него однообразная цветовая гамма — зелено-голубая. Подробней о первых пазлах до 7 частей читайте . Позже я подготовлю пост о наших пазлах от Castorland в возрасте от 1,9 до 2,3. А пока ответственно заявлю, что по соотношению цена/качество они лучшие.

14. Memory grid — сетка памяти

Ребенку выдаем несколько карточек. Затем показываем на несколько секунд 2-3 распечатку с определенной последовательностью таких же карточек. Свою заготовку прячем и просим ребенка разместить по памяти его карточки, как на заготовке. Пока количество используемых карточек небольшое можно выполнять задание 2-3 раза с различными последовательностями. Большинство последователей методики это задание выполняют иначе: выкладывают последовательность карточек, демонстрируют ребенку, переворачивают рубашками вверх. Затем ребенок угадывает где, какая спряталась карточка. На мой взгляд, это не совсем правильная техника выполнения задания, так как при таких условиях ребенку дается чересчур много времени на запоминание изображения. Пока вы разложите, назовете и перевернете 15-20 карточек у ребенка будет как минимум секунд 30 для запоминания, а для работы использования фотопамяти требуется не более 3 секунд. Поэтому вариант с регулярными распечатками я считаю единственно верным для тренировки фотопамяти.

Пример задания Memory grid:

15. Знакомство со звуками, развитие слуха. Задания могут быть следующего типа:

  • Звуковое лото. Готовим заранее подборку знакомых mp3 файлов. Звуков животных, знакомых мелодий, фраз из мультфильмов. Ребенку показываем ряд карточек. Он должен показать карточку на которой изображение связано с проигрываемым файлом.
  • Угадывание предмета или наполнителя по звучанию. Берем маленькие емкости — это могут быть контейнеры от шоколадных яиц или баночки из-под гуаши. Заранее в них насыпаем различные по звуку наполнители (крупу, бусины, гаечки/болтики). Образцы наполнителей выкладываем на тарелку или поднос. Ребенок по звуку, который издает емкость, должен узнать какой наполнитель внутри.


Пример задания на звуки. Вообще я противница гаджетов для детей, но при их разумном использовании они могут принести пользу. Вот такую книжку с песенками я приобрела на пробу. Ничего хорошего об этой конкретной книге я сказать не могу, но свою функцию — знакомство с песенками она выполняет. Я сделала задание по песенкам, которые содержаться в ней. Песни я воспроизводила на компьютере и просила Яну показывать персонажей, которые их поют. С заданием справились отлично и теперь я озаботилась покупкой детского планшета или плеера с возможностью закачки mp3 для возможности самостоятельного их прослушивания.

16. Развитие мелкой моторики. Лабиринты. Водим пальчиками или рисуем по заданным траекториям. Можно использовать готовые развивающие пособия с лабиринтами , Янушко «Говорящие дорожки» . Можно печатать или рисовать «дорожки» самим.

В этот раз мы водили зверей по дорожкам Янушко из книги «Говорящие дорожки»


17. Мемори. Раскладываем ряд карточек. Просим ребенка запомнить. Переворачиваем рубашкой вверх. Просим ребенка вспоминать, где какая карточка спряталась. Подробно о том как мы играем в мемори я писала .

18. Цветовосприятие. Варианты заданий: цветное лото, подбор цветов красок, карандашей, карточек для заданной картинки. Просим ребенка выбрать из карточек/карандашей цвета, которые присутствуют на заданной карточке. После того как

ребенок научится смешивать краски, получая желаемый цвет, цветные карточки заменяем на краски.

Пример нашего задания на цветовосприятие: Мы на данном этапе тренируем цветовосприятие карточками палитры. Искали «лишние» карточки с цветами для картин Ван Гога и Куинджа. Подробней о наших играх на развитие цветовосприятие читайте .

19. Цепочка памяти (Linking memory). Суть задания состоит в выкладывании последовательности карточек и составлении фантастичной истории по этим карточкам путем связывания объектов их функциями.

Примеры задания Цепочка памяти (Linking memory). Например, мы выложили ряд из карточек: птица, кукла, кровать. По этим карточками озвучиваем примерно такую историю: кукла летала на птице, а потом она легла спать в кровать. Затем карточки собираем и последовательно задаем наводящие вопросы для того чтобы ребенок по вопросам восстановил придуманную историю. Примеры вопросов:

  1. С кем кукла летала по небу?
  2. Что кукла стала делать после этого?

Когда ребенок отвечает правильно, то карточку с ответом выкладываем. В результате у нас должна получится такая же цепочка как в начале задания. Это задание тренирует не только память, но и очень быстро знакомит со свойствами и функциями предметов, объектов и явлений.

Мамы занимающиеся продолжительное время отметили, что со временем ребенок сам начинает придумывать истории. Т.е. это задание стимулирует фантазию и речевую активность.

Игра рассчитана на малышей, которые умеют говорить. В раннем возрасте мы играли в .

Я использовала всего 9 карточек, так как эта игра в полном варианте Яне еще мало знакома. Я решила, что наш словарь жестов достаточно богатый, чтобы попробовать поиграть и не ошиблась. Все карточки были угаданы и в следующий раз я увеличу их количество.

20. Запахи. Предлагаем познакомиться с натуральным ароматом. Вспоминаем, что нюхали в прошлый раз и обсуждаем планы на остаток дня/завтра.

Размышления о развитии обоняния . Мамы взялись развивать детей разносторонне и всё бОльшую популярность получают игры с ароматами — угадывание аромата. СтОит знать, что у детей очень хорошо развито обоняние. Именно с его помощью даже новорожденные малыши чувствуют мамину грудь. С возрастом по мере невостребованности оно утрачивается. На мой взгляд, целенаправленное изучение 30-40 запахов значимых результатов развития не даст, поэтому в лото с запахами мы не играем. Так же мне не нравятся эти игры потому, что я помню свои ощущения после выбора очередного аромата в магазине и они далеко не самые приятные, вплоть до головокружения граничащего с тошнотой. Обилие ярких запахов вызывает дезориентацию, сбивает с толку. Другое дело использование ароматов для дополнения образов событий в памяти. Например, практически у всех запах мандарин вызывает воспоминания о новом годе. А ведь на самом деле ярких ароматов не так много — ваниль, гвоздика, корица, мускат… Надо их использовать разумно, например, привязывать ими воспоминания традиционных семейных событий, чтобы они закреплялись в памяти более ярко и прочно. Например, по выходным плюшки с ванилью, по праздникам печенье с корицей, выезды на природу с мятным чаем и т.п.

У нас на этом наш список заданий завершается. Мне кажется еще дольше удерживать ребенка уже преступление.

У нас получилось примерно сорокаминутное очень насыщенное занятие, которое мы завершили чаепитием. После чаепития перешли к рисованию, а затем пошли на прогулку.

Метод Шичиды | Подготовка к занятию

Самое сложное в Шичиде считается подготовка. Итак, готовимся к занятию:


Коробочка с материалами к занятию по Шичиде

1. Составляем список заданий, которые планируем включим в занятие.

2. Печатаем необходимый материал для заданий.

3. Ищем подходящий контейнер или коробку для материалов. Также вам пригодятся ручка, стикеры и файлики, чтобы подписывать и упаковывать мелочь.

3. Материалы для каждого из заданий складываем в коробку.

В этой таблице я привела перечень заданий с описанием подготовки материалов.

Задания О подготовке материалов к заданиям
1. Дыхательные упражнения Достаточно приготовить что-нибудь одно из этого списка: свечи, мыльные пузыри, коктейльная трубочка, игрушка на нитке.Регулярная подготовка не требуется. Можно использовать один материал, пока у ребенка есть интерес.
Пример из нашего занятия: Кладу в коробку для материалов свечи.
2. Образы. Шар энергии Подготовка не требуется
3. Образы. Воспоминания
Пример из нашего занятия: Подробно вспоминаем вчера.
4. Образы. Фантазия Подготовка не требуется. Можно насочинять «на ходу».
Пример из нашего занятия: Представляем себя бабочкой. Представляем какие цветом у нас крылышки. Как мы летали на лугом с травкой и выбирали самый красивый цветочек. А какой он был цветом? А кто бродил рядом? и т.п.
5. Память и внимательность. Карточки Перед занятием можно сделать подборку карточек для игры. Возможно сделать подборку тематической или в пределах определенной цветовой гаммы.
Пример из нашего занятия: Отобрала 5 карточек. Приклеила стикер «Внимательность». Положила в коробочку для материалов.
6. Конструирование Потребуется конструктор или мозайка. При подготовке собираем заготовку и набор деталей для выполнения подобной.
Пример из нашего занятия: Сделала заготовку из Lego Duplo и подборку деталей для сбора точно такой же второй заготовки. Положила в коробочку.
7. Внимательность. Картинки Проще всего купить пару одинаковых книг с многоразовыми наклейками. При подготовке к очередному занятию на паре разворотов одной из книг наклеиваем наклейки. Затем берем разворот с наклейками из второй книги и проверяем, что наклейки, которые должны участвовать в игре были все рядышком. Не участвующие в игре, наклейки лучше ребенку не показывать.
Пример из нашего занятия: Приклеила цыпленка и ягоды в книжку. Их вторые экземпляры приклеила на отдельный ламинированный лист, который выдавала Яне вместе со вторым экземпляром книги при выполнении задания. Положила в коробочку.
8. Собираем разрезную картинку Выдаем любую картинку разрезанную на несколько частей, в зависимости от подготовки ребенка, клей, основу на которую клеить.
Пример из нашего занятия: Используем задания из серии Кумон. Отобрала задания из Кумонов. Дополнила необходимыми инструментами. Получился файлик с заданиями, клеем и ножницами. Положила в коробочку.
9. ESP развитие чувств. Телепатия Для варианта 1 нужна вкусняшка или мелкая игрушка. Что-то способное вызвать интерес ребенка. Для варианта 2 нужны несколько картинок, с ясными формами и простым ярким цветом. Опять же если есть наборы карточек с картинками можно использовать их.
Пример из нашего занятия:
  • Прячем печенье
  • Используем карточки с фигурами

Напечатала и разрезала карточки. Положила в коробочку. Забыла положить стаканчики и печенье, исправилась на ходу при проведении занятия.

10. ESP развитие чувств. Ясновидение Требуется подготовка к каждому занятию. Готовим 2 набора одинаковых карточек.
Пример из нашего занятия: Используем карточки с животными . Напечатала и разрезала карточки. Упаковала в файлик. Положила в коробочку.
11. Мандалы
  • Формы
Требуется подготовка к каждому занятию. Заранее печатаем мандалы, отбираем несколько карандашей.
Пример из нашего занятия:
  1. Первые занятия с мандалами на цвет — 3 мандалы.
  2. Мандалы на подбор по узору 3-4 пары.

Напечатала и разрезала мандалы. Положила в коробочку.

12. Балансиры Требуется игрушка. Отдельная подготовка к каждому занятию не требуется. Пока я решаюсь приобрести балансиры кактус или обезъянок это задание мы пропускаем. Владельцы других хороших балансиров, посоветуйте. Стандартный «на качельке» с небольшим набором деталей не интересен.
13.
  • танграмы
  • пазлы
  • блоки деньеша
Требуется контролировать, чтобы в арсенале постоянно были свеженькие варианты. Их должно быть много, так как пользы в занятиях с хорошо изученными пазлами мало. Пазлы можно сравнить с книгами. Вы же не можете одну и ту же книгу читать месяц? Так и с пазлами.Значительно дешевле использовать танграмы. При использовании танграммов перед каждым заданием необходимо подготовить (нарисовать или распечатать) шаблон.
Пример из нашего занятия: В коробочку с материалами добавлен 20-ти детальный пазл
14. Memory grid — сетка памяти Требуется подготовка к каждому занятию. Понадобятся распечатки с различными вариантами расположением карточек.
Пример из нашего занятия: Напечатала и нарезала карточки с морскими обитателями (Разрезать материал необходимо так, чтобы получилось 6 карточек морских обитателей и 3 полоски с 6-ью карточками). Упаковала в файлик, отправила в коробочку.
5. Восприятие звуков Требуется подготовка к каждому занятию:
  • Подготовить подборку mp3 и карточек. есть вариант подборки mp3 с карточками, но с ними надо до занятий ребенка познакомить.
  • Берем маленькие емкости — это могут быть контейнеры от шоколадных яиц или баночки из-под гуаши. Заранее в них насыпаем различные по звуку наполнители (крупу, бусины, гаечки/болтики). Образцы наполнителей выкладываем на тарелку или поднос.

Пример из нашего занятия: Я заранее подобрала минусовки песен , которые Яна изучила по этой книжке.

16. Развитие моторики. Лабиринт Можно использовать готовые пособия с лабиринтами Кумон, Земцовой, Янушко «Говорящие дорожки». Можно печатать или рисовать «дорожки» самим.
Пример из нашего занятия: Коробочку с материалами к занятию дополнила книжкой Янушко «Говорящие дорожки».
17. Мемори Нужен большой набор карточек, чтобы они редко повторялись.
Пример из нашего занятия: Так как тематические выборки для этого задания я не делаю, то упаковывать их в коробочку не стала. Возьмем на х оду пачку близлежащих карточек (стопки карточек у нас повсюду, так как мы в них часто играем).
18. Цветовосприятие Подбираем картинку + выбираем несколько карточек/карандашей цветов, содержащихся на картинке + пара лишних, которые ребенок должен отфильтровать. Также можно использовать задания с лото, но этот вариант будет требовать распечатки материалов для каждого задания. Хотя для разнообразия, конечно же, и лото надо попробовать. Один из вариантов можно взять .
Пример из нашего занятия: Я заранее подобрала карточки палитры к картинам Ван Гога и Куинджа и добавила несколько «лишних». Упаковала в отдельный файлик, который отправила к другим материалам в коробочку.
19. Цепочка памяти (Linking memory) Регулярная подготовка материалов не требуется. Выбираем ряд карточек для игры.
Пример из нашего занятия: Я заранее выбрала ряд карточек, которые Яна может объяснить жестами. На карточки приклеила стикер и положила в коробочку.
20 Запахи Требуется заранее подготовить аромат для знакомства.

Пример из нашего занятия : Я использовала чайный базилик, который растет у меня в горшке на подоконнике.

Примерно так происходит подготовка к занятиям по Шичиде. Я, конечно, опустила подготовку печатных материалов. Их в сети появляется все больше и больше и это радует. Кстати, в Японии — Родине методики, практикуется, в том числе, собственноручная подготовка материалов без использования печатных устройств и покупки полиграфии.

Также же я пропустила задания на физическую активность, они в Шичиде тоже обязательны. Не буду об этом расписывать, так как специфических заданий нет. Используем свои привычные. Мы в последнее время много прыгаем, делаем гимнастику и, конечно, продолжаем заниматься на спортивном уголке.

Критика метода Шичиды | Сомнительные моменты

Выше я уже писала о своих сомнениях относительно заданий на развитие способностей телепатии и ясновидения. Еще одно уязвимое место методики — задание на демонстрацию большого количества карточек подобно методике . Считается, что это способствуют формированию фото-памяти. В день рекомендуется показ набора из 100-200 карточек. На демонстрацию одной карточки должно уходить 1-2 секунды. Причем каждый день должны быть новые наборы карточек. Повторение карточек допускается через только несколько месяцев и то не более 3 раз. Таким образом за год вам может потребоваться около 20 000 карточек. Разумеется, это возможно только с использованием компьютера. В сети уже появились сервисы, которые предлагают демонстрацию карточек в соответствии с методикой. Мы это задание пропускаем, так как достоверного подтверждения его эффективности я так для себя и не обнаружила, а захламлять память ребенка отрывками нераскрытых образов и давать лишнюю нагрузку на зрение мне не хочется.

Метод Шичида | книга

Ранее я писала размышления о важности работы с образами в посте . Именно в Шичиде я нашла больше, чем в любой другой методике заданий на работу с образами. Корни методики уходят в восточную философии, поэтому она вызывает диссонанс. Несмотря на это, я рекомендую даже заядлым скептикам изучить её элементы, так как среди них очень много интересных. Для более близкого знакомства с методикой в первую очередь советую прочитать книгу «Малыши – гении» . Она небольшая, читается всего за один вечер, но дает наиболее полное представление о методике.

И напоследок предлагаю попробовать собрать статистику по результатам игр на телепатию и ясновидение. Вопрос для тех, кто занимается Шичидой:

Запись опубликована

Наверное, каждый родитель хочет, чтобы его ребенок имел возможность быстро читать, легко осваивать иностранные языки, вспоминать давно полученную информацию и запоминать большие объемы новой информации. Но это кажется чем-то сверхъестественным? Ничуть. Благодаря занятиям и играм, входящим в методику Макото Шичиды, стимулирующим развитие фотографической памяти , а также многим другим играм, направленным на развитие правого полушария , все это становится реальностью.

Развитие и тренировка мозга – это процесс непрерывный, который требует постоянного участия родителей. Поэтому методика Макото Шичида предполагает ежедневные игры и занятия с ребенком дома. В результате этих игр врожденные уникальные сверхспособности правого полушария не только раскрываются, но и развиваются.

Что же это за игры, позволяющие добиться таких феноменальных результатов?

Игры Макото Шичиды

Макото Шичида разработал специальные занятия для развития правого полушария. Также в его занятия включены игры на развитие левого полушария. Таким образом, происходит гармоничное развитие мозга, что позволяет ему раскрыть весь свой потенциал.

В этой статье я расскажу вам о трех играх, разработанных Макото Шичидой.

Первые две игры относятся к ESP-играм (Extra Sensory Perceptron). Это игры для развития интуиции, а также телепатических и экстрасенсорных способностей детей. Многие взрослые относятся со скептицизмом к данной методике именно из-за большого внимания уделяемого Шичидой ESP-играм.

Большинство людей склонно отрицать то, что не может объяснить. Но практически все мамы замечают, что их маленькие дети могут без труда почувствовать, когда мама расстроена. Дети тогда становятся встревоженными и капризничают. Как же передаются эти чувства, как дети могут узнать о них?

Дело в том, что наш мозг состоит не только из двух полушарий, в нем также есть небольшой орган, находящийся в центре мозга, между полушариями – эпифиз (шишковидное тело). Он

регулирует выработку гормона мелатонина, отвечающего за биоритмы «Сон-Бодрствование». Иногда шишковидное тело называют «третьим глазом», так как в его строении имеются зачатки хрусталика, а также рецепторы для восприятия цвета. Десятки столетий эпифиз рассматривался во взаимосвязи с душой. Французский философ XVII века Рене Декарт, будучи убеждённым в уникальном местонахождении эпифиза назвал его «вместилищем души». И до сей поры функциональное назначение шишковидного тела для человека недостаточно изучено. Также интересен факт, что у детей этот орган имеет бОльшие размеры, чем у взрослых.

Применяя ESP-игры в развитии детей раннего возраста, метод Макото Шичиды помогает стимулировать также эпифиз, а не только правое и левое полушарии.

Итак, перейдем к играм:

1. Игра на развитие интуиции.

Вырежьте из зеленой цветной бумаги три листочка. Под один из них незаметно положите картинку с жучком. Скажите малышу, что под одним из листочков спрятался жучок. Ткните пальчиком ему между глаз и скажите, что тут у него спрятан третий глазик, который может увидеть, где жучок. Пусть ребенок не раздумывая укажет на листок. Чтобы ребенок не потерял интерес к этой игре, заменяйте листочки с жучком на тучки и солнышко, а затем на цветочки и бабочку. Проявите фантазию, и с каждым разом попаданий будет все больше, так как такие упражнения развивают врожденную интуицию.



2. Игра на развитие телепатии.

Положите перед ребенком 3 ярких цветка, вырезанных из цветной бумаги - синий, зеленый и желтый. А себе в конверте отдельный цветок, цвет которого ребенок не видит, например, синий. Вам надо посмотреть в конверт и представить себе цвет цветка. Скажите малышу, что у вас в голове один из этих цветов, пусть малыш третьим глазом посмотрит и увидит какой цвет у мамы в голове. При этом четко представляйте себе образ и цвет цветка, что в конверте. При выполнении задания сначала можно прикасаться своим лбом ко лбу ребенка, но со временем в этом отпадет необходимость, т.к. малыш будет читать ваши мысли на расстоянии.

Третья игра не относится к ESP-играм и не вызывает столь жарких споров. Напротив она описана во многих книгах по улучшению памяти. Это очень действенный метод для развития правого полушария в целом и фотографической памяти в частности.

3. Игра на запоминание цепочки слов (Linking Memory) или как ее часто называют – абсурдная история.

Для этой игры вы кладете последовательно карточки с картинками, и придумываете с ними неправдоподобную, абсурдную историю (чтобы не подключалась логика). Начинают в основном с трех карточек. Если вы взяли карточки с изображением лисы, стола и неба, то история может быть такой: однажды лисы съела стол и упала на небо. Затем нужно перемешать карточки и попросить ребенка разложить по порядку. То есть первой должна лежать карточка с изображением лисы, затем стола, а потом неба.

Постепенно количество карточек увеличивайте. Когда ребенок сможет запоминать пятьдесят карточек, он сможет видеть последовательность с первого взгляда как единый образ, без слов. В школах Макото Шичиды дети в процессе обучения запоминают сотни карточек без каких-либо историй, просто раз взглянув на них. А это, согласитесь, отличная тренировка мозга.

Природа наделила каждого ребенка необыкновенными способностями и наша задача дать шанс раскрыться этим способностям, чтобы помочь ребенку в будущем стать успешным и счастливым человеком.

Если вы решили помочь своему малышу раскрыть его природный потенциал, то мы приглашаем вас на наш курс Школы развития правого полушария , где вас ждут множество игр на развитие мгновенной, образной и фотографической памяти, врожденных лингвистических и математических способностей, телепатии и интуиции. А также подготовка, проведение и обсуждение трех полных комплексных занятий.

Не тратьте свои силы и время на поиски разрозненной информации в интернете – приходите к нам и вы проведете 3 готовых, полноценных занятия для развития мозга вашего малыша, но самое главное – научитесь правильно строить и проводить такие занятия самостоятельно! Успехов вам и вашему малышу!

Надежда Рыжковец



Похожие статьи
 
Категории