Меценаты России и мира — спонсоры искусства и науки. История развития и проблематика меценатства, спонсорства и благотворительности в россии

17.03.2019

Всякое явление имеет свою историю и всякая деятельность людей непременно опирается на опыт предшествующих поколений. История развития меценатства, благотворительности и особенно спонсорства невозможна без истории развития предпринимательства. То есть ни один из этих видов деятельности невозможен без существования развитой предпринимательской деятельности. Предпринимательство здесь - это самостоятельная деятельность людей, организующих производство или торговлю, то есть имеющих свое дело, которое приносит им определенный доход.

Исторический путь развития предпринимательства большинство народов мира прошло в поступательном развитии. В истории России этот путь пытались пройти неоднократно на витке предпринимаемых реформ, но по ряду исторических причин не довели ни один цикл этих реформ до конца.

Предпринимательство в нашей стране имеет сложную судьбу с самого начала образования Киевской Руси. Обстоятельства, влияющие на предпринимательство и торговлю, оказывали на них в основном негативное влияние, поэтому особенно интересно, что эта деятельность всё же развивалась и достигала определенных высот в различные исторические периоды.

Преодолевая сложности исторической судьбы, третье сословие в России формировало традиции своей среды, ориентиры одобряемого поведения, сословные идеалы. Среди этих традиций наиболее заметными на недолгий срок существования русской буржуазии сумели стать благотворительность и меценатство. Благотворительность является одной из древнейших русских традиций, которая пришла на Русь вместе с христианством. Аналогичные этому явлению формы также существовали также в мусульманстве и других религиях. Частная благотворительность была реакцией сострадательных людей по отношению к тем, кто переживает трудности, несчастья, лишения. Добро ближнему делают многие, но в ком есть эта потребность, но у состоятельных людей всегда больше для этого возможностей. Среди этих людей известны и такие, кто и работал-то для кого-то, чтобы эти возможности были. Достаточно спорным является вопрос - нужно ли забирать деньги у одних, обеспечивая себе как бы нетрудовую прибыль, когда деньги делают деньги и т.д., и раздавать на благотворительные цели в виде милостыни? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Действительно, с точки зрения оплаты по труду, некоторых норм морали в такой благотворительности есть спорные моменты, но предпринимательство, прибыль, накопление состояний больших, чем требуется для жизни человека - это реальности уже существующие. И вопрос заключается в том, как сделать их более цивилизованными.

В то время как государство должно обязательно оказывать помощь нуждающимся, иногда оно даже мешало частным благотворителям проявлять своё желание помочь попавшим в беду.

Например, было запрещено М. Горькому организовать, обращаясь западным писателям, кампанию помощи голодающим в Поволжье в 1921 г., не разрешалось американским благотворительным организациям оказывать помощь людям продуктами и медикаментами, а во время голода 1933 г. отправлялись обратно грузы, посланные европейской общественностью в виде помощи.

Частная благотворительность имеет глубокие исторические корни в России, практические навыки такой деятельности воспитывались в старину. Древнерусское общество, принимая христианство, с пониманием восприняло вторую из основных заповедей - о любви к ближнему. Своё выражение это получило в раздаче милостыни. Идея этой милостыни лежала в основании практического нравоучения, потребность в этом воспитывалась всеми тогдашними средствами духовно-нравственной педагогики.

Любить ближнего - это прежде всего накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Благотворительность была не столько вспомогательным средством общественного благоустройства, сколько необходимым условием личного нравственного здоровья. Древнерусский благотворитель менее помышлял о том, чтобы добрым делом поднять уровень общественного благосостояния, а более о том, чтобы возвысить уровень собственного духовного совершенствования. Древняя Русь ценила и понимала только личную, непосредственную благотворительность, подаваемую из руки в руку, втайне от постороннего взгляда. Благотворителю нужно было воочию видеть людскую нужду, которую он облегчал, чтобы получить душевную пользу; нуждающийся должен был видеть своего благодетеля, чтобы знать, за кого молиться. Как и повсюду в Европе, в Древней Руси дело призрения бедных находилось в руках Церкви и особенно монастырей, располагавших обширными фондами. Именно при монастырях возникли богадельни, бесплатные больницы. Через Церковь, куда передавали свои пожертвования доброхоты, благотворительность осуществлялась практически до конца XVII в.

Древнерусские цари накануне больших праздников, рано по утрам, делали тайные выходы в тюрьмы и богадельни, где из собственных рук раздавали милостыню арестантам и призреваемым, также посещали и отдельно живших убогих людей.

Нищенство считалось на Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из средств нравственного воспитания народа. Как живое орудие душевного спасения, нищий нужен был древнерусскому человеку во все важные минуты его личной и семейной жизни, особенно в минуты печальные. Трудно сказать, в какой степени такой взгляд на благотворительность содействовал улучшению древнерусского общества.

Невозможно вычислить, какое количество добра вливала в людские отношения эта ежедневная, молчаливая тысячерукая милостыня, насколько она приучала людей любить человека и отучала бедняка ненавидеть богатого. Явственнее всего обнаруживалось значение такой личной милостыни, когда нужда в благотворительной помощи вызывалась не горем отдельных несчастливых людей, а народным бедствием.

Такое бедствие случилось во время трехлетнего голода 1601-03 гг. при Борисе Годунове. Царь не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы доставить заработок нуждающимся. Прослышав об этом, народ толпами повалил в Москву из неурожайных провинций, чем усилил нужду в столице, началась сильная смертность. При первых же признаках неурожая началась хлебная спекуляция. Царь принимал строгие и решительные меры против этого. Благотворительность власти, - хорошо, что она была, но в период такого бедствия помогала мало. Смягчить положение голодающих могли бы накопленные людьми частные средства, но население было чрезвычайно вредно, и, возможно, помогла бы свободная продажа хлеба по вольным ценам, так как никакие реквизиции всё равно народ не кормили.

Ульяна Устиновна Осорьина, вдова-помещица, жена зажиточного провинциального дворянина, отличалась чрезвычайной скромностью и жалостью к бедным и убогим. Когда мужа отсылали на 2-3 года на царскую службу куда-нибудь в Астрахань, Ульяна Устинова шила и пряла, рукоделье своё продавала и выручку тайком раздавала нищим.

Эта любовь к ближнему помогла Ульяне Устиновне легко переступить через самые закоренелые общественные предрассудки Древней Руси. Глубокая юридическая пропасть лежала между барином и его холопом: последний был для первого по закону не лицом, а простой вещью. Десятками наполняющая дворы зажиточных домовладельцев, плохо одеваемая и всегда содержимая впроголодь, челядь составляла толпу домашних нищих, даже более жалких сравнительно с вольными, публичными нищими. Древнерусская церковная проповедь указывала на них господам как на ближайший предмет для сострадания.

В усадьбе Ульяны Устиновны было много челяди. Она её хорошо кормила и одевала, не баловала, но щадила, не оставляла без дела, но задавала каждому работу по силам и что могла, всё делала сама, не допускала себя разувать и подавать воды умыться. При этом она не позволяла себе обращаться к крепостным по кличкам, какими домовладельческая Русь вплоть до 1861 г. окрикивала своих «людей»: Ванька, Машка. Она каждого и каждую называла своим настоящим именем. Во время великого голода она последнее имущество продавала и раздавала голодающим, особенно заботясь о прокормлении своей челяди. Предания нашего прошлого не сохранили нам более возвышенного и более трогательного образца благотворительности и любви к ближнему. Видимо, таких благотворителей было много, потому что Русская земля пережила эти страшные годы и обманула ожидания своих врагов.

В середине XVII в. был ещё один человек, он показал, как можно соединить частную благотворительность с общественной, построить устойчивую систему благотворительных учреждений. Это Ф. М. Ртищев, ближний постельничий, обер-гофмейстер при дворе царя Алексея Михайловича, а потом его дворецкий. Во время Польского похода он сопровождал царя и, несмотря на болезнь ног, по дороге во множестве собирал раненых и больных, устраивал содержание и уход за ними. Всё это он устраивал на сои деньги, не без материальной помощи жены царя - Марьи Ильиничны. В свои госпитали они принимали даже пленных врагов, нуждающихся в помощи, подобная помощь повторилась еще и в Ливонском походе. Ртищев выкупал из плена тысячи русских, используя личные средства и средства из казны. В Москве он также устроил госпиталь, где лечили больных и вытрезвляли пьяных. Этот дом под именем «Больницы Фёдора Ртищева» существовал и после смерти, поддерживаемый пожертвованиями.

Известно, что занималась частной благотворительностью знаменитая раскольница, боярыня Морозова, вдова приближенного царя боярина Глеба Морозова, богатейшая женщина того времени. По ночам, переодевшись в простое платье, чтобы быть неузнанной, она ходила по темницам и богадельням, подавая щедрую милостыню, кормила, лечила. У неё в доме был целый приют для странников и калек. Вся многочисленная прислуга была заодно с госпожой.

Частная благотворительность таких людей, как Ульяна Осорьина, Фёдор Ртищев, боярыня Морозова, не останавливала голода и не прекращала несчастий, но улучшала нравы. Общество, благодаря им, делало шаг в сторону гуманности отношений, благотворители помогали многим людям не пропасть. Но эта нерасчётливая благотворительность Древней Руси создала ремесло нищенства, стала средством поддержания праздности и сама нередко превращалась в холодное исполнение церковного приличия, вместо помощи нуждающимся. Ртищев и Ульяна восстанавливали истинное христианское значение милостыни, источник которой - тёплое сострадательное чувство, а цель - уничтожение нужды, нищеты, страдания.

В этом же направлении начинает действовать и законодательство. Со времен царя Фёдора Алексеевича идёт длинный ряд указаний против праздного ремесленного нищенства и частной ручной милостыни. В то же время устраиваются благотворительные заведения. Беспомощных велено было содержать на казённый счёт в особом приюте, а здоровым нищим нуждающимся дать работу. Предложено было построить в Москве больницу и богадельню для бродящих и лежащих по улицам нищих.

Предприниматели Древней Руси - купцы и промышленники, жертвовали деньги больше на строительство храмов и сами строили церкви. Так в сознании русских отражалась идея искупления за богатство, которое всегда было связано с грехом. В их действиях была не столько благотворительность в виде помощи ближнему, эта помощь на их пожертвования шла опосредованно через Церковь, сколько желание спасти свою душу в той жизни, которую православие считало главной и которая начиналась после физической смерти.

Петр Великий был первым, кто попытался запретить частную благотворительность, считая, что она только плодит бездельников. Он боролся против праздного нищенства, поддерживаемого частной милостыней. Теперь подающие милостыню подвергались штрафу, нищие наказывались. Благотворители должны были доставлять свои подаяния в богадельни, существовавшие при церквах. Но эта борьба не увенчалась успехом, так как велась насильственными методами и пыталась искоренить следствие, а не причину бедственного положения людей.

При Императрицах Елизавете и Екатерине II благотворительность снова входит в моду. Частная благотворительность развивается в высших слоях общества. Например, по инициативе Бецкого, который всю жизнь посвятил воспитательной работе в России, был заложен Смольный институт благородных девиц.

Во время Александра I, частная благотворительность получает особый расцвет. Большей частью благотворительностью занимались женщины, в первую очередь императрицы. Например, жена Павла I, императрица Мария Фёдоровна выступала за женское просвещение и основала благотворительную организацию «Ведомства учреждений императрицы Марии». Жена Александра I также создала Императорское Человеколюбивое и Женское патриотическое общества. Первейшей заботой обществ было «выводить из нищеты тех, кто трудами своими и промышленностью себя пропитать могут».

После войны 1812 г., когда сгорела Москва и люди бедствовали, в петербургском кружке великосветских дам родилась мысль о создании Патриотического общества. При Александре I целые сословия и многие частные лица жертвовали большие суммы на основание учебных заведений и обществ. Профессиональным благотворителем в начале века был принц П. Г. Ольденбургский: он отдал служению обездоленным людям 42 года жизни. Он открыл первый детский ночной приют. До революции было много благотворительных обществ, и все они были упразднены. Практическая ситуация в России складывалась так, что честный, но на беду хорошо обеспеченный человек любыми способами старался скрыть следы своего благополучия, мораль не позволяла подниматься над уровнем нищеты. Жертвование, благотворительность - при всём различии побуждающих к ним причин - являлись искуплением за нажитое богатство.

Интуитивная тяга к грамоте, книге, знанию вообще, возникнув в начале XIX в. у переселившихся в город крестьян, через 2-3 поколения породила в среде купечества не только покровителей искусств и науки, но и ученых, врачей, художников, публицистов. Необходимость же благотворения становилась одним из ценностных и поведенческих стереотипов, постепенно закреплявшихся в пореформенные десятилетия в сознании российской буржуазии.

Благотворительность тесно связана с предпринмательством ещё и потому, что при переходе России к капиталистическому способу производства происходит важный сдвиг в структуре народонаселения: крестьянство, переселявшееся в города, порождало как богатейших капиталистов-фабрикантов, банкиров, домовладельцев, так и наиболее обездоленных людей, часть которых неизбежно пополняла ряды воров, проституток и бродяг.

На этом этапе исторического развития благотворительность стала приобретать характер частных и общественных добровольных пожертвований, известный нам и сейчас. Одновременно изменялась политика государства по отношению к неимущим, не только оттого, что репрессиями уже не удавалось удержать нищавшие слои населения в спокойном состоянии, но и в связи с укоренением в общественном сознании гуманистических идей, порожденных эпохой Просвещения, в частности, таких, как природное равенство людей, пробуждение достоинства личности и искоренение грубости нравов через распространение образования и правильного воспитания. Именно при капитализме, который свободу предпринимательства должен был сочетать со свободой идей, благотворительность стала значительным общественным явлением.

В этих условиях, при крайней поляризации богатства и бедности, благотворительность становилась неким регулятором социального равновесия, часто неосознанным средством устранения общественного эмоционального дискомфорта, возникавшего в результате несправедливого соотношения труда и присвоения.

С конца XVIII в. открываются и другие проявления благотворительности в виде меценатства - покровительства наукам, искусству, собирания больших библиотек, коллекций, создания художественных галерей, театров и т.д., то есть всего того, что входит в широкое понятие культуры. Культура во все времена оказывалась тесно связанной с богатством и без его поддержки не могла полноценно существовать. Меценатство на Западе - явление, которое, наряду с нравственными, имело и юридические основания (снижение налогов или освобождение от них). В России оно чаще было связано с религиозными, нравственными понятиями, подчинялось требованиям общественного мнения. Среди предпринимателей, как и среди других слоёв населения, были люди, желавшие жить какой-то другой, более духовной жизнью, начинавшие понимать в ней смысл, желавшие подняться над течением обыденной жизни, найти в ней какие-то другие отношения. Сначала молельни и домашние церкви купцов превращались в настоящие музеи. Да и само музейное дело было поставлено купцами-промышленниками.

Внуки крестьян и мещан - отпрыски богатейших купеческих семей, пройдя через университет, а также деловые и увеселительные путешествия по Европе, становились ценителями литературы и искусства.

Поддержка всякого рода культурных начинаний была особенностью русской торгово-промышленной среды: Третьяковская галерея, Щукинский и Морозовский музеи современной французской живописи, Бахрушинский театральный музей, собрание русского фарфора А. В. Морозова, собрания икон С. П. Рябушинского, собрания картин В.С. Гиршмана, Частная опера С. И. Мамонтова, Опера С. И. Зимина, Художественный театр К. С. Алексеева-Станиславского и С. Т. Морозова.

Наибольшего размаха достигла меценатская деятельность со второй половины XIX в. Именно к этому времени российская буржуазия осознала свою экономическую мощь, стала искать своё место в общественной жизни. Поскольку от политической деятельности царское правительство держало предпринимателей на расстоянии, а профессиональной деятельностью заслужить признание было трудно, учитывая усиливающиеся настроения против эксплуататоров, буржуазия пыталась уходить в иные области, пользовавшиеся большим общественным престижем: меценатство и благотворительность. Меценаты хотели не только спасти свою душу, сделать добро людям, но и оставить память о себе среди людей.

Со второй половины XIX в. все крупнейшие российские предприниматели занимались благотворительностью и меценатством.

Торговые и промышленные дела Третьяковых шли очень успешно. Тем не менее при создании Третьяковской галереи и на другие пожертвования Павел Михайлович (1832-1898 гг.) тратил огромные по тому времени деньги, может быть, в ущерб семье. В частности, им было создано в Москве Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых. Сергей Михайлович занимался общественной деятельностью, много работал по городскому самоуправлению, был городским головой, собирал картины как любитель. Павел отдал себя целиком собиранию картин. Сначала он купил картины старых голландцев. Потом он начал покупать картины русских художников и развешивал их в своем кабинете, а потом и по всему дому. В 1872 г. было принято решение о постройке галереи. Он не только собирал картины, но становился как бы историком русской живописи, а также активным участником её истории. В своём заявлении в Московскую городскую думу о передаче его галереи Москве он писал, что делает это, «желая способствовать устройству в дорогом мне городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России, и, вместе с тем, сохранить на вечное время собранную мной коллекцию».

Из всех Мамонтовых самой выдающейся фигурой был Савва Иванович (1841-1918 гг.). Промышленник, строитель железных дорог, музыкант, режиссёр, писатель, скульптор - человек, который говорил, что его главный талант - это находить таланты. Он не столько коллекционировал и поддерживал искусство, сколько «двигал его вперед». Участвовал в его развитии, созидал. Он участвовал в театральных постановках, занимается пением, скульптурой. Строит Донецкую железную дорогу, расширяет вагоностроительный завод в Мытищах. В то же время он поддерживает художников, интересуется живописью. В Москве он открыл свой тестр - Русскую оперу. Её путь к успеху был нелёгким, но в конце концов она снискала всеобщее признание. В 1899 г. Савва Иванович был арестован и посажен в тюрьму, там он лепил бюсты. Выйдя из тюрьмы, занялся скульптурой и керамикой. Про него сказал Васнецов: «Нужны личности…творящие ту атмосферу, в которой может жить производить, развиваться и совершенствоваться искусство».

Бахрушины торговали скотом и сырыми кожами. Потом была куплена маленькая кожевенная фабрика. Они широко и щедро жертвовали на благотворительные цели, возвели приют для брошенных детей. Были построены дом бесплатных квартир для нуждающихся, Народный дом для досуга детей и подростков. Приняли финансовое участие в создании Московского Коммерческого института, помогали рабочим во время Первой мировой войны. 30 октября 1894 г. Бахрушин в третьем поколении организовал в родительском доме в Кожевниках выставку коллекции для желающих - этот день считается официальной датой открытия музея. Вскоре музей был передан Российской академии наук.

Морозовы были хлопчатобумажными фабрикантами. При фабрике была оборудована больница, ясли, библиотека. Десятки тысяч тратили Морозовы на культурные программы: поддерживали Московский Художественный театр, построили Кустарный музей, жертвовали на нужды культуры и искусства.

Также были известные и значимы династии: Харитоненко , Прохоровы , Найденовы , Щукины , Алексеевы , Солдатенковы , Абрикосовы , Боткины, Шелапутины , Абрикосовы , Вишняковы и другие.

В целом с полным основанием можно сказать, что именно российские предприниматели материально подготовили расцвет национальной культуры в конце XIX - начала XX века. По сути дела, третье сословие в России выполняло те функции, которые в других странах лежали на интеллигенции и образованном слое. А русская интеллигенция в это время бунтовала народ, строила невыполнимые проекты. В меценатстве многие предприниматели видят также способ рекламы своей деятельности.

Искусство, культура, как «непроизводительные» сферы деятельности людей, не могут существовать без поддержки, и чем больше будет меценатов, тем больше талантов они смогут открыть и сохранить. Искусство всегда является продажным, в смысле продажи работы на заказ. Но чаще всего меценат или покупатель не подавляют индивидуальность художника, а помогают ему лучше проявить себя через более высокую оплату.

Меценатство, и в ещё большей степени благотворительность, позволяют решить и более насущные задачи. Богатеть одновременно все не могут, и опыт России подтвердил этот вывод практически. Значит, в истории любого общества есть период, когда более богатые должны помогать менее состоятельным, решая в то же время и свои нравственные и другие проблемы. В России, при почти невозможных для частного предпринимательства обстоятельствах, третье сословие использует всякие возможности для создания своих предприятий, ведению своих дел. В таких условиях в более ранние времена возникало желание как-то искупить свои грехи. В более позднее время - желание как-то компенсировать обществу потери. С одной стороны, необходимо создать условия и воспитывать общественное уважение к самим предпринимателям, чтобы они избрали более цивилизованный путь своей деятельности, честным, законным путём смогли приобретать свои богатства; а с другой стороны - поддерживать их стремление совершенствовать общество, в котором они сами живут, в частности, через благотворительность и меценатство. Если поляризация общества - это присущее ему состояние, то следует поддерживать стремление людей к сотрудничеству, а не к противостоянию. В истории России накоплен определённый опыт взаимодействия групп, слоёв населения, и общество заинтересовано в его более полном использовании.

Спонсорство (лат. spondeo -- ручаюсь, гарантирую) - это, как правило, деятельность юридических лиц и основано (при отсутствии посредника) на соглашении между организаторами события или деятельности, с одной стороны, и коммерческой компанией, с другой. Спонсорская поддержка отличается от других видов материальной помощи именно тем, что в обязательном порядке предусматривает встречную услугу. Средства вкладываются в обмен на ожидаемую пользу.

Напрашивается нелестная для спонсорства мысль о том, что благотворители, меценаты, филантропы и покровители действуют исключительно из благих побуждений, не требуя ничего взамен, наслаждаясь самой возможностью творить добро. А спонсоры во всем блюдут собственную выгоду и тщательно считают доход на вложенный рубль. То есть поступают из коммерческого расчета, столь ненавистного иной широкой душе… Да, это так! Спонсорство - это реальный бизнес.

Как справедливо заметил измученный нарзаном монтер из театра Колумба, герой романа Ильфа и Петрова, «согласие есть продукт при полном непротивлении сторон». Как говорится, «утром деньги…». По сути, спонсорство - это взаимовыгодное сотрудничество, построенное на реализации совместных проектов. Недаром спонсорская поддержка оформляется договором, содержащим взаимные обязательства сторон - спонсора и получателя. Спонсорство обязано быть выгодным как самому спонсору, так и его адресанту.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня роль купечества в истории России нельзя ограничить теми сторонами его деятельности так характерными для прежних исследований: экономика, торговля, транспорт, городское самоуправление и т.п. В наше время отчетливо просматривается еще одна существенная черта деятельности этого сословия – вклад в его формирование. Весьма значительная часть купечества проявила творческую энергию как особый тип русского человека, характеризующийся высокими морально-психологическими качествами, часто связанные с искренним, чистым отношением не только к своему делу, но и с глубоким, духовным освоением мира культуры, активному творчеству ее. Такие люди соединяли высокие идеалы христианства с активной позицией в жизни, в профессиональной деятельности, руководствуясь талантом организаторов дела, а в последствии и высшим образованием европейского уровня. Эта деятельность, которой они часто посвящали всю свою жизнь, была связана с традиционными формами поощрения и поддержки искусства и культуры - благотворительностью и меценатством.

Благотворительность – творение блага, добра. Это пласт духовно- нравственной культуры русского народа, характерная черта его менталитета.

С давних пор, с принятием христианства на Руси, проявлялось милосердие к бедным, нищим, больным, убогим, детям-сиротам. Древнерусские князья, по свидетельству летописцев, отличались «нищелюбием». Самой стародавней и распространенной формой благотворительности русского православного человека является подача милостыни первому встречному с протянутой рукой.

С 1895-го до января 1903 года центральным управлением приютов издавался в Петербурге журнал « Вестник Благотворительности». В 1901 году вышел сборник «Благотворительные учреждения Российской империи» в трех томах, а в 1912 году – книга «Благотворительные учреждения России».

Конституция Российской Федерации 1993 г. поощряет благотворительность и она сегодня возрождается в нашей стране.

В связи с этим особый интерес представляет богатейший опыт меценатства и благотворительности, которым располагает дореволюционная Россия.

В России было немало выдающихся меценатов-благотворителей, чье подвижничество, бескорыстие и милосердие могут служить и сегодня замечательным вдохновляющим примером в этом благородном деле.

Меценатство и благотворительность – это духовно-нравственные ценности, великие проявления гуманизма и человеколюбия.

В Сибири особенно широкое распространение благотворительность получила во второй половине XIX века. Это связано с появлением здесь большого количества крупных золотопромышленников, пароходовладельцев, винокуренных заводчиков, владельцев торговых домов и других предприятий, приносивших большие доходы.

Как щедрые меценаты-благотворители проявили себя купцы-предприниматели Сибиряковы, Баландины, Гадаловы, Даниловы, Кузнецовы, Кытмановы, Щеголевы и другие.

По выражению русского философа Н. О. Лосского, среди богатых промышленников и купцов были такие, которые как бы стыдились своего богатства и поэтому среди них было много меценатов и жертвователей больших сумм на различные общественные учреждения. И он назвал такие имена: Третьяковы, Морозовы, Мамонтов, Серебряков, Рябушинские. Стыд за свое богатство, свое благополучие, угрызения совести за бедность народа, сознание необходимости вернуть долги народу – эти настроения в среде крупной буржуазии побуждали к меценатству и благотворительности.

Все же благородные, духовно-нравственные, человеколюбивые мотивы в меценатстве и благотворительности преобладали.

Благотворительность всегда являлась престижным делом.

Купцы-предприниматели в своих завещаниях предусматривали крупные средства на благотворительные цели.

Объектом исследования является благотворительность.

Предметом исследования является сословная благотворительность.

Цель данной работы – раскрыть купеческую благотворительность в Сибири. И показывается она в основном на примере купцов-предпринимателей Енисейской губернии второй половины XIX- начала XX веков.

Исходя из поставленной цели, основными задачами исследования являются: 1) изучить взаимосвязь благотворительности купцов и моральных принципов, норм;

2) проанализировать благотворительную деятельность сибирских купцов-предпринимателей.

Мы не видим принципиальной разницы в понятиях «меценатство» и «благотворительность». Термин «меценатство» употребляется применительно к пожертвованиям на науку и искусство, т. е. на учебные заведения, библиотеки, театры и издание научных трудов, поддержку писателей, ученых, художников. А термин «благотворительность» употребляется применительно к пожертвованиям на богадельни, приюты и т.п. заведения, т.е. на помощь престарелым, немощным, убогим, детям-сиротам.

Таким образом, опыт сибирских меценатов и благотворителей досоветского периода может быть использован сегодня, но, разумеется, с учетом социально-экономических и культурно-духовных реалий конца XX века и начала грядущего столетия.

1.СИБИРСКОЕ КУПЕЧЕСТВО: БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ И

МОРАЛЬ

Примечательно, что именно российское купечество, происходящее из недр народа, стало подлинным благотворителем и поднялось к вершинам подлинного меценатства.

Купечество, как сословие, социальный слой, происходило в основном из посадских людей и крестьян уже в конце XVIII века и заняло большой удельный вес в общей численности уездных городов.

Становясь купцами, обретая капитал и свое «дело», эти выходцы из народа крепко держались традиционных семейных устоев, религиозных моральных предписаний, сохраняли родовые и фамильные связи. В эту пору это было неудивительно для дворянства, класса с глубокими родословными традициями наследования, титулами, привилегиями, гербами и пр.

Дворянство – это роды, насчитывающие десятки поколений; купечество – это семьи-фамилии, сохраняющие связи в 3 – 5 поколениях.

Купечество Российской империи, окончательно сформировавшееся под действием петровских и екатеринских реформ, делилось на три гильдии, где 1-я была высшей. Гильдии различались имущественным цензом, заявленным капиталом купца и давали определенные привилегии – правовые и экономические.

Крупное богатое купечество жило и действовало в столичных, губернских городах – крупных торговых центрах. Провинция и уездные города характерны для деятельности мелкого купечества. Благотворительность сибирских предпринимателей-купцов вызвана к жизни не только крупными капиталами и стабильными доходами. Она обусловлена такими причинами, как нравственные убеждения, благородное желание внести свой личный вклад в изучение природных богатств, истории и этнографии народов Сибири, развитие экономики и культуры родного края, христианское милосердие, человеколюбие (помощь нищим, слабым, убогим). Нельзя игнорировать и такие мотивы, как личные амбиции, тщеславие, желание увековечить себя в благих делах, в сознании общества, в исторической памяти потомков. Был и расчет – благотворительностью заслужить звание почетного гражданина города или орден, а также благими деяниями в какой-то мере отмолить грехи за не всегда праведным путем нажитые богатства.

Вся история благотворительности свидетельствует о том, что явление мирового порядка, оно существует вне классовых, этнических или религиозных, временных или территориальных и любых других ограничений. Благотворительность является объективным, необходимым и закономерным фактором общественного развития.

В Сибири благотворительная деятельность имеет свою историю, богатую примерами человеколюбия и свой путь развития. Хотя такие черты как децентрализация управления, самофинансирование, слияние частной и общественной формы присущи любому обществу и получили распространение на всей территории России, однако в нашем крае имелись особенности в деле милосердия, обусловленные конкретными историческими условиями, социально-культурными, национальными и субъективными факторами: индивидуальный подход при распределении помощи, преобладание благотворительных средств в просвещении и здравоохранении, соединение усилий частной и общественной благотворительности задолго до аналогичного события в целом по стране.

В ходе своего развития эта деятельность претерпела следующие изменения: из простейшей формы в виде милостыни перешла в культурную в качестве общественного призрения, организованно осуществляющую помощь со стороны общества в целом тем, кто в ней нуждается. Первичная форма благотворительности получила широкое распространение в Сибири в XVIII– XIX вв. Это было вызвано следующими обстоятельствами:

1) с развитием капитализма увеличилось количество ссыльных и переселенцев из Западной Сибири, все большее число нуждающихся в милостыни наполняет крупные города и привлекает к себе внимание общества;

2) прогресс золотодобывающей промышленности и торговли позволил сконцентрировать накопленный капитал в данном регионе. Субъектом его использования выступали частные лица, их мотивы были:

а) сострадание к ближнему;

б) гражданский долг

в) заботы о душе;

г) соблюдение религиозных заповедей.

Целью первичной формы (милостыни) выступала потребность оказания сиюминутной помощи тому, кто протягивал за ней руку. Часто такая помощь не поддавалась организации и влекла за собой диспропорции, например, - возникновение «профессиональных нищих», которые сделали промысел из своего бедного положения.

Вследствие реформ 60-х годов XIX в. сибирское общество охватил процесс формирования культурной формы благотворительности, которая в лице различных комитетов, фондов и организаций могла не только эффективно распределять помощь в виде материальных и денежных средств, но и, исключая шаблонность и формализм, через систему попечителей индивидуализировать свою работу.

Нам известны имена гениальных художников, ученых, писателей и изобретателей, внесших невероятный вклад в развитие культуры и общества, но кто внес вклад в их успех? Это меценаты России и мира.

Гениальность – явление редкое, но не настолько, чтобы людей, обладающих этим качеством, можно было бы пересчитать по пальцам. В Древнем Риме гениями назывались особые духи-покровители человека, наделяющие его талантами. Современная трактовка куда шире и подразумевает высокую продуктивность (часто врожденную) в определенной сфере деятельности. Стало ли количество людей, которых мы можем назвать гениями, сегодня больше? Не стоит доверять в этом отношении спискам, составленным для развлечения.

Нужно понимать, что за гениальностью практически всегда стояли и будут стоять деньги . Как сказал когда-то знаменитый немецкий композитор Роберт Шуман: «Талант работает, гений творит». Гениальность даёт человеку способности в одной области, но лишает возможностей во многих других (в коммуникации, восприятии реальности мира), в связи с этим вопрос банального существования («на что жить?») становится чрезвычайно актуальным. Это связано с тем, что у гения зачастую низкий уровень эмоционального интеллекта (способность распознавать эмоции, понимать свои желания и мотивацию), а значит, он ограничен в принятии практических решений. Человек, обладающий гениальностью, но не имеющий возможности её использовать – останется на обочине истории. Огромную роль в поиске и продвижении гениев на протяжении двух тысяч лет играло меценатство.

Зарождение меценатства

Члены семейства Медичи. Источник: Wikimedia.org

Покровительство искусству и науке получило своё имя от Гая Цильния Мецената (70 г. до н.э. – 8 г. до н.э.), который внес огромный вклад в укрепление величия только зародившейся Римской империи. Будучи другом императора Октавиана Августа, он имел доступ к финансам, которые активно вкладывал в развитие искусства. В частности, среди финансируемых им гениев были Вергилий и Гораций – «отцы золотого века» римской литературы. Для понимания значимости покровительства Мецената, нужно напомнить, что Александр Сергеевич Пушкин был восхищен его деятельностью («Царей потомок Меценат») и многое перенял у Горация.

Вторая волна меценатства пришлась на времена Каролингского возрождения (к. VIII – сер. IX вв.). Король франков Карл Великий был заинтересован в развитии искусства и науки, прежде всего, по прагматичным причинам. В частности, создание центра культурной и научной жизни позволяло подготавливать профессиональных административных служащих, привлекать финансы и внимание со стороны иностранных государств. Однако имела место и личная заинтересованность Карла в меценатстве, ведь он сам постоянно тянулся к знаниям. Приближенные короля также вносили огромный вклад как меценаты, в том числе и своими собственными работами. Среди них были: архитектор Эйнхард (около 770 – 840 гг.), ученый Алкуин (735 – 804 гг.), поэт Теодульф (750 – 821 гг.). Особое влияние они оказали на развитие церковного искусства, архитектуры, науки.

В период Возрождения меценатство начало соперничать с прямым спонсорством. Художник принимал заказ, заключал контракт, выполнял работу и получал деньги. Имущественные отношения вышли на первый план, однако особо талантливые люди приближались ко двору или фактически входили в знатные семьи. Как меценаты в это время прославилось целое семейство Медичи . Превратив свой дом, Флоренцию, в крупнейший культурный центр Италии, они тратили невероятные суммы (в том числе, и общественные) на развитие искусства и науки. В числе тех, кому посчастливилось быть в милости у Медичи – Микеланджело, Ботичелли, Рафаэль, Тициан и Леонардо да Винчи.

Меценаты России XVIII-XIX века

Щедрой русской душе также не чуждо меценатство. В России XIX века насчитывалось более 200 известных меценатов.

Голицын Дмитрий Михайлович (1721-1793 гг.)

После смерти своей жены, которая завещала значительную сумму на развитие акушерского дела в России, Дмитрий Михайлович прославился как меценат, оказывающий поддержку ученым и художникам. Он выделял средства на скупку произведений искусства, финансировал развитие медицины. На средства, оставшиеся после его смерти, была построена знаменитая Голицынская больница в Москве.

Демидовы Павел (1798-1840 гг.) и Анатолий (1812-1870 гг.) Николаевичи - выдающиеся меценаты XVIII века в России

Род Демидовых прославился не только тем, что обеспечивал армию Российской империи вооружением, благодаря заводу в Туле, но и невероятной любовью к своей Родине. Несмотря на то, что большую часть времени члены семьи проводили за границей, они жертвовали огромные суммы на благотворительность, развитие искусства и науки в России. Павел Демидов вносил более 25000 рублей в пользу Академии наук ежегодно, жертвовал деньги на содержание комитета инвалидов и приютов для бедных. Его брат, Анатолий, также выдающийся меценат России, снаряжал научные экспедиции в Южную Россию, расширял академические связи между странами.

Морозов Савва Тимофеевич (1862-1905 гг.) - меценат-революционер

Руководствуясь свои девизом «Работаю – значит существую», Савва Тимофеевич выплачивал стипендии студентам технических вузов России, спонсировал их обучение за рубежом. Его вклад в развитие промышленности нельзя переоценить. Особо стоит выделить поддержку Морозовым малообеспеченных слоёв населения, предоставление возможности поступить в престижные вузы. Искусство тоже не осталось незамеченным: Московский художественный академический театр многим обязан Морозову.

Солодовников Гаврила Гаврилович (1826-1901 гг.)

Он известен самым большим пожертвованием в более чем 20 миллионов рублей. Столь большая сумма не осталась лежать без дела: взнос на строительство Большого зала Московской консерватории, создание театров разной величины, спонсирование театрального искусства, медицины и женского образования.

Мамонтов Савва Иванович (1841-1918 гг.)

Человек с трагической судьбой и волевым характером. Он тратил немалые суммы на спонсирование художников, музыкантов, актеров театра, различных организаций культуры. Его имение в Абрамцеве превратилось в настоящий центр культурной жизни, в котором собирались И.Е. Репин, В.А. Серов, М.В. Нестеров и другие великие творцы того времени. Под конец жизни Савва Иванович был осужден и затем оправдан, но остался лишенным всего имущества.

Меценаты современности

thetaxhaven / Flickr (CC BY 2.0)

Баффет Уоррен

На протяжении нескольких лет американский бизнесмен не сходит с первых строк рейтинга самых щедрых меценатов мира. Баффет направил свои финансы в образовательную сферу, спонсировал гранты и программы обучения для иностранных студентов, оказал немалую поддержку развитию науки в области продовольственной безопасности. Как правило, этот щедрый меценат отправляет средства через фонд супругов Гейтс.

Гейтс Билл и Мелинда

Средства создателя Microsoft и его жены направлены на целый спектр жизненно необходимых исследований: лечение болезней (малярия, туберкулез, анемия), вакцинация, санитария, экологическая и энергетическая безопасность. Созданный ими фонд «Bill and Melinda Gates Foundation» разрабатывает образовательные программы, спонсирует гранты, организовывает саммиты, а самое главное – способствует качественной организации сбора средств других меценатов.

Цукерберг Марк и Чан

Основатель Facebook Марк Цукерберг является одним из крупнейших филантропов. В 2013 году он пообещал отдать на благотворительность и меценатство более 45 млрд долларов после продажи акций своей компании. В 2015 году Цукерберг вместе со своей женой запустил «Инициативу Чан-Цукерберга», направленную на персонализированное обучение, лечение болезней, объединение людей перед лицом общих проблем, развитие человеческого потенциала.

Из современных российских меценатов России можно выделить Алишера Усманова , который занимает первое место по величине пожертвований. Его благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт», что ясно из названия, занимается равномерным развитием трех областей. Главное достижение фонда заключается в предоставлении и спонсировании диалоговых площадок, а также инициатив деятелей культуры, специалистов, профессионалов и научных деятелей.

Зимин Дмитрий Борисович заслуживает особого упоминания в связи с тем, что его деятельность близка идеям SciencePop. Созданный благодаря его организаторским способностям фонд «Династия» активно способствовал развитию фундаментальной науки и её популяризации, а учрежденная премия «Просветитель» стала первой наградой для писателей, публицистов и исследователей за популяризацию науки. К сожалению, деятельность фонда была остановлена после отнесения его к «иностранным агентам».

Несмотря на то, что в современном мире благодаря упорству и старанию можно достичь многого, финансовый вопрос продолжает оставаться одним из наиболее острых углов развития искусства и науки. Молодые художники, писатели и ученые нуждаются в поддержке, которую государство не всегда способно оказать по причине, например, «не перспективности» той или иной отрасли, экономической ситуации в стране. Поэтому нужно сказать «спасибо» людям, которые не жалеют отдавать свои заработанные деньги на благо всего человечества.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Меценатство… Слово не совсем привычное для нас. Все его слышали хотя бы раз в жизни, но правильно объяснить суть этого термина под силу далеко не каждому. И это печально, поскольку Россия всегда славилась тем, что благотворительность и меценатство составляли неотъемлемую часть ее давних традиций.

Что такое меценатство?

Если спросить любого встречного, что такое меценатство, мало кто сможет вот так, сходу, дать вразумительный ответ. Да, все слышали о состоятельных людях, оказывающих финансовую помощь музеям, детским детским спортивным организациям, начинающим художникам, музыкантам и поэтам. Но вся ли оказанная помощь является меценатством? Есть ведь еще благотворительность и спонсорство. Как отличить эти понятия друг от друга? Разобраться в этих непростых вопросах и поможет данная статья.

Меценатство - это материальная или иная другая безвозмездная поддержка физических лиц, оказываемая организациям, а также представителям культуры и искусства.

История возникновения термина

Своим происхождением слово обязано реальному историческому лицу. Гай Цильний Меценат - вот чье имя стало нарицательным. Знатный римский вельможа, соратник императора Октавиана, прославился тем, что оказывал помощь талантливым поэтам и писателям, преследуемым властью. Он спас от смерти автора бессмертной «Энеиды» Вергилия и многих других деятелей культуры, чьи жизни находились под угрозой по политическим мотивам.

Были в Риме и другие покровители искусства, кроме Гая Мецената. Почему же именно его имя стало нарицательным и превратилось в современный термин? Дело в том, что все остальные богатые благотворители отказались бы заступаться за опального поэта или художника из-за страха перед императором. Но Гай Меценат имел на Октавиана Августа очень сильное влияние, и не боялся идти против его воли и желания. Он спас Вергилия. Поэт поддерживал политических противников императора и из-за этого впал в немилость. И единственный, кто пришел ему на помощь, - Меценат. Поэтому имя остальных благодетелей затерялось в веках, а он навсегда остался в памяти тех, кому бескорыстно помогал всю жизнь.

История возникновения меценатства

Точную дату появления меценатства назвать невозможно. Неоспоримым является лишь тот факт, что потребность в оказании помощи представителям искусства со стороны наделенных властью и богатством людей была всегда. Причины оказания такой помощи были различными. Кто-то действительно любил искусство и искренне пытался помочь поэтам, художникам и музыкантам. Для других богачей это было или данью моде, или желанием показать себя щедрым дарителем и покровителем в глазах остального общества. Власть же старалась оказывать покровительство представителям искусства с целью держать их в подчинении.

Таким образом, появилось меценатство в период после возникновения государства. И в эпоху античности, и в Средние века поэты и художники находились в зависимом положении от представителей власти. Это было практически домашнее рабство. Сохранялось такое положение вплоть до распада феодального строя.

В период абсолютной монархии меценатство приобретает форму пенсий, наград, почетных званий, придворных должностей.

Благотворительность и меценатство - есть ли разница?

Существует некоторая путаница с терминологией и понятиями меценатства, благотворительности и спонсорства. Все они предполагают оказание помощи, но разница между ними все-таки довольно существенная, и проводить знак равенства будет ошибкой. Стоит подробнее рассмотреть вопрос терминологии. Из всех трех понятий наиболее отличаются друг от друга спонсорство и меценатство. Первый термин означает оказание помощи на определенных условиях, или вложение средств в какое-либо дело. Например, оказание поддержки художнику может осуществляться при условии создания портрета спонсора или упоминания его имени в СМИ. Проще говоря, спонсорство предполагает получение какой-либо выгоды. Меценатство - это бескорыстная и безвозмездная помощь искусству и культуре. Меценат не ставит во главу угла получение для себя дополнительной выгоды.

На очереди следующая тема - благотворительность. Она очень близка понятию меценатства, а разница между ними едва заметна. Это оказание помощи нуждающимся, и главным мотивом здесь выступает сострадание. Понятие благотворительности очень широко, и меценатство выступает в качестве ее специфического вида.

Почему люди занимаются меценатством?

Русские благотворители и меценаты всегда отличались от западных своим подходом к вопросу оказания помощи представителям искусства. Если говорить о России, то здесь меценатство - это материальная поддержка, которая оказывается из чувства сострадания, желания помочь без извлечения какой-либо выгоды для себя. На Западе же присутствовал момент извлечения пользы от благотворительности в виде снижения налогов или освобождения от них. Поэтому говорить здесь о полном бескорыстии невозможно.

Почему же с XVIII века российские меценаты все активнее начинают покровительствовать искусству и науке, строить библиотеки, музеи и театры?

Главной движущей силой здесь выступали следующие причины - высокая нравственность, мораль и религиозность меценатов. Общественное мнение активно поддерживало идеи сострадания и милосердия. Правильные традиции и религиозное воспитание привели к такому яркому явлению в истории России, как расцвет меценатства в конце XIX - начале XX веков.

Меценатство в России. История возникновения и отношение государства к такого рода деятельности

Благотворительность и меценатство в России имеют давние и глубокие традиции. Связывают их в первую очередь со временем появления в Киевской Руси христианства. В то время благотворительность существовала в качестве личной помощи нуждающимся. В первую очередь такой деятельностью занималась церковь, открывая странноприимные дома для престарелых, инвалидов и немощных, и больницы. Начало благотворительности положил князь Владимир, официально обязав заниматься церковь и монастыри общественным призрением.

Следующие правители России, искореняя профессиональное нищенство, вместе с тем продолжали заботиться об истинно нуждающихся. Продолжали строиться госпитали, богадельни, детские дома для незаконнорожденных и душевнобольных.

Благотворительность в России успешно развивалась благодаря женщинам. Особенно отличились в деле оказания помощи нуждающимся императрицы Екатерина I, Мария Федоровна и Елизавета Алексеевна.

История меценатства в России начинается с конца XVIII века, когда оно становится одной из форм благотворительности.

Первые русские меценаты

Первым меценатом в был граф Александр Сергеевич Строганов. Один из крупнейших землевладельцев страны, граф больше всего прославился как щедрый благотворитель и коллекционер. Очень много путешествуя, Строганов увлекся составлением коллекции картин, камней и монет. Много времени, средств и сил граф уделял развитию культуры и искусства, оказывал помощь и поддержку таким знаменитым поэтам, как Гавриил Державин и Иван Крылов.

До конца своей жизни граф Строганов состоял бессменным президентом Императорской Академии художеств. Одновременно он курировал Императорскую Публичную библиотеку и был ее директором. Именно по его инициативе началось строительство Казанского собора с привлечением не иностранных, а русских архитекторов.

Такие люди, как Строганов, открыли путь последующим меценатам, бескорыстно и искренне помогающим развитию культуры и искусства в России.

Знаменитая династия Демидовых, основоположников металлургического производства России, известна не только огромным вкладом в развитие промышленности страны, но и своей благотворительностью. Представители династии опекали Московский университет и основали стипендию для студентов из Ими было открыто первое коммерческое училище для купеческих детей. Постоянно помогали Демидовы Воспитательному дому. Одновременно они занимались собранием художественной коллекции. Она стала самой крупной в мире из частных собраний.

Еще один знаменитый покровитель и меценат XVIII века - граф Он был настоящим ценителем искусства, особенно театрального.

В свое время он был скандально знаменит женитьбой на собственной крепостной, актрисе домашнего театра Прасковье Жемчуговой. Она рано скончалась и завещала своему мужу не бросать дело благотворительности. Граф Шереметев выполнил ее просьбу. Часть капитала он потратил на помощь ремесленникам и бесприданницам-невестам. По его инициативе началось строительство Странноприимного дома в Москве. Также он вкладывал деньги в строительство театров и храмов.

Особый вклад купечества в развитие меценатства

Многие сейчас имеют совершенно неправильное мнение о русском купечестве XIX-XX веков. Оно сформировалось под влиянием советских фильмов и литературных произведений, в которых упомянутый слой общества выставлен был самым неприглядным образом. Все купцы поголовно выглядят малообразованными, сосредоточенными исключительно на получении прибыли любым путем людьми, при этом начисто лишенными сострадания и милосердия к ближним. Это в корне неверное представление. Конечно, исключения всегда есть и будут, но в большинстве своем купцы составляли самую образованную и информативную часть населения, не считая, конечно же, дворянства.

Но среди представителей знатных родов благодетелей и меценатов можно было пересчитать по пальцам. Благотворительность в России - целиком и полностью заслуга именно купеческого сословия.

Выше уже кратко упоминалось, по какой причине люди начинали заниматься меценатством. Для большинства купцов и фабрикантов благотворительность превратилась практически в образ жизни, стала неотъемлемой чертой характера. Здесь играл роль тот факт, что многие зажиточные купцы и банкиры являлись потомками старообрядцев, для которых характерно было особое отношение к деньгам и богатству. И отношение русских предпринимателей к своей деятельности было несколько иным, чем, например, на Западе. Для них богатство - это не фетиш, торговля - не источник наживы, а скорее некая обязанность, возложенная Богом.

Воспитанные на глубоких религиозных традициях, русские предприниматели-меценаты считали, что богатство дается Богом, а значит, за него нужно нести ответственность. Фактически они полагали, что обязаны заниматься оказанием помощи. Но это не было принуждением. Все делалось по зову души.

Знаменитые русские меценаты 19 века

Этот период считается расцветом благотворительности в России. Начавшийся бурный экономический рост способствовал поражавшему воображение размаху и щедрости богатых людей.

Известные меценаты XIX-XX веков - сплошь представители купеческого сословия. Самые яркие представители - Павел Михайлович Третьяков и его менее известный брат Сергей Михайлович.

Надо сказать, что купцы Третьяковы не обладали значительным богатством. Но это не мешало им бережно собирать картины знаменитых мастеров, тратя на них серьезные суммы. Сергей Михайлович больше интересовался западноевропейской живописью. После его смерти завещанная брату коллекция вошла в собрание картин Павла Михайловича. Появившаяся в 1893 году художественная галерея носила имя обоих замечательных русских меценатов. Если говорить только о коллекции картин Павла Михайловича, то за всю жизнь меценат Третьяков потратил на нее около миллиона рублей. Невероятная по тем временам сумма.

Начал собирать свою коллекцию русской живописи Третьяков еще в молодости. Уже тогда у него была точно поставленная цель - открыть национальную общественную галерею, чтобы любой желающий мог бесплатно посетить ее и приобщиться к шедеврам русского изобразительного искусства.

Братьям Третьяковым мы обязаны великолепным памятником русскому меценатству - Третьяковской галереей.

Меценат Третьяков был не единственным покровителем искусства в России. Савва Иванович Мамонтов, представитель известной династии, является основателем и строителем крупнейших железнодорожных магистралей России. Он не стремился к известности и совершенно равнодушно относился к наградам. Единственной его страстью была любовь к искусству. Савва Иванович сам был глубоко творческой натурой, и занятие предпринимательством его очень тяготило. По мнению современников, он сам мог стать и великолепным оперным певцом (ему даже предлагали выступать на сцене итальянского оперного театра), и скульптором.

Свое имение Абрамцево он превратил в гостеприимный дом для русских художников. Здесь постоянно бывали Врубель, Репин, Васнецов, Серов, а также Шаляпин. Всем им Мамонтов оказывал финансовую помощь и покровительство. Но самую большую поддержку меценат оказывал театральному искусству.

Мамонтова его родственники и партнеры по бизнесу считали глупой блажью, но это не останавливало его. Под конец жизни Савва Иванович оказался разорен и едва избежал тюрьмы. Он был полностью оправдан, но заниматься предпринимательством уже не мог. До конца жизни его поддерживали все те, кому он в свое время бескорыстно помогал.

Савва Тимофеевич Морозов - удивительный по скромности меценат, который помогал Художественному театру с условием, что его имя не будет упоминаться по этому поводу в газетах. И остальные представители этой династии оказывали неоценимую помощь в развитии культуры и искусства. Сергей Тимофеевич Морозов увлекался русским декоративно-прикладным искусством, собранная им коллекция составила центр Кустарного музея в Москве. Иван Абрамович был покровителем никому не известного тогда Марка Шагала.

Современность

Революция и последующие за ней события прервали замечательные традиции русского меценатства. И после распада Советского Союза прошло немало времени, прежде чем появились новые меценаты современной России. Для них меценатство - это профессионально организованная часть деятельности. К сожалению, тема благотворительности, которая из года в год становится все популярнее в России, крайне скупо освещается в СМИ. Широкой публике становятся известны лишь единичные случаи, а большая часть работы спонсоров, меценатов и благотворительных фондов проходит мимо населения. Если сейчас спросить любого встречного: "Какие современные меценаты вам известны?", вряд ли кто-нибудь ответит на этот вопрос. А между тем таких людей нужно знать.

Среди предпринимателей России, активно занимающихся благотворительностью, в первую очередь стоит отметить президента холдинга «Интеррос» Владимира Потанина, который в 2013 году объявил о том, что все свое состояние завещает на благотворительные цели. Это было по-настоящему ошеломляющим заявлением. Он основал фонд, носящий его имя, который занимается большими проектами в области образования и культуры. Являясь Председателем попечительского совета Эрмитажа, он уже пожертвовал ему 5 миллионов рублей.

Олег Владимирович Дерипаска, один из влиятельных и богатейших предпринимателей России, является основателем благотворительного фонда «Вольное дело», который финансируется из личных средств бизнесмена. Фонд провел более 400 программ, бюджет которых составил в целом почти 7 миллиардов рублей. Занимается благотворительная организация Дерипаски деятельностью в сфере образования, науки и культуры, спорта. Также фонд оказывает помощь Эрмитажу, многим театрам, монастырям и образовательным центрам по всей территории нашей страны.

В роли меценатов в современной России могут выступать не только крупные бизнесмены, но также чиновники и коммерческие структуры. Благотворительностью занимаются ОАО "Газпром", АО "Лукойл", КБ "Альфа Банк" и многие другие компании и банки.

Особо хочется отметить Дмитрия Борисовича Зимина, основателя ОАО «Вымпел-Коммуникации». С 2001 года, добившись устойчивой прибыльности компании, он отошел от дел и полностью посвятил себя благотворительности. Им были основаны премия «Просветитель» и фонд «Династия». По словам самого Зимина, весь свой капитал он передал на дело благотворительности совершенно безвозмездно. Созданный им фонд занимается поддержкой фундаментальной науки России.

Конечно, современное меценатство не достигло того уровня, который наблюдался в «золотые» годы XIX века. Сейчас оно носит обрывочный характер, тогда как благотворители прошлых столетий оказывали культуре и науке планомерную поддержку.

Есть ли будущее у меценатства в России?

13 апреля отмечается замечательный праздник - День благотворителя и мецената в России. Дата приурочена ко дню рождения Гая Мецената, римского покровителя поэтов и художников, чье имя и стало нарицательным словом «меценат». Инициатором праздника стал Эрмитаж в лице его директора М. Пиотровского. Этот день получил и второе название - День спасибо. Впервые его отметили в 2005 году, и хочется надеяться, что и в дальнейшем он не потеряет своей актуальности.

Сейчас наблюдается двусмысленное отношение к меценатству. Одной из главных причин этого является неоднозначное отношение к состоятельным людям в существующих сегодня условиях все более сильного расслоения общества. Никто не оспаривает того, что зачастую богатство наживается не совсем приемлемыми для большинства населения способами. Но есть среди числа богатых людей и те, кто отдает миллионы на развитие и поддержание науки и культуры и другие благотворительные цели. И было бы замечательно, если бы государство озаботилось тем, чтобы имена современных российским меценатов стали известны широкому кругу населения.

Все в нашей жизни рано или поздно приобретает свое значение и название. Вот и такое явление, как безвозмездная помощь, покровительство и содействие развитию, современный человек называет меценатством, благотворительностью или спонсорством.

Все эти понятия объеденены единым смыслом, но все же есть особенности, которые различают их. В России с давних времен и по сей день присутствует каждое из этих направлений. Спонсор, благотворитель, меценат - это люди, оказывающие помощь, но можно ли назвать её абсолютно безвозмездной? Давайте разбираться вместе...

Терминология - луч света в дебрях понятий

Итак, есть люди, готовые отдавать свои «кровные денежки», чтобы поддержать и содействовать развитию литературы, музыки, другого искусства и просто людей, нуждающихся в помощи. Почему бы не объединить героев под одним названием? В чем тут нюансы?

Благотворитель - человек, оказывающий бескорыстную и безвозмездную помощь нуждающимся. Человек сам решает, где, как, кому и чем он может помочь. Взамен благотворители ничего не просят и часто оказывают помощь анонимно. Создаются целые благотворительные фонды, где неравнодушные люди могут внести свой вклад в беду (или развитие) посторонних людей: детей, беженцев, больных и т. д. Нередко благотворительные сборы идут на поддержку природы или животных. Кстати, не только деньги относятся к благотворительной помощи.

Меценат - это человек, добровольно и безвозмездно оказывающий содействие развитию науки и культуры. Привлекает он для этого благородного дела свои личные финансовые средства.

Спонсор - вкладывающий денежные средства в развитие и процветание кого-либо или чего-либо. Спонсором может выступать как человек, так и целая организация. Спонсорскую помощь также может получить конкретное лицо, компания, направление, идея или любая другая деятельность. Схоже по смыслу понятие «инвестор», но спонсор, в отличие от инвестора, не получает материальной выгоды от вложенных средств. Хотя свой интерес у него присутствует. Чаще всего спонсоры выделяют финансирование, чтобы «засветиться» в СМИ.

Так или иначе, оказывая безвозмездную помощь, каждый человек рассчитывает что-то получить взамен: благодарность, внимание, собственное душевное спокойствие или благоговейную радость от совершенного доброго дела.

История меценатства в России

В Риме при правлении Октавиана Августа помощником и доверенным лицом императора был Гай Меценат. Ему было многое дозволено, Август прислушивался к его мнению. Гай всячески помогал творческим людям, попавшим в немилость политической власти. Имя Мецената вошло в историю как нарицательное, обозначающее помощь, покровительство, финансовую поддержку деятелей науки и искусства.

Меценатство в России зарождалось еще в XIII веке как направление благотворительности. Меценаты России - богатые люди, достигшие успеха в разных областях. Но известность они получили в основном благодаря меценатству.



Похожие статьи
 
Категории