Основные даты жизни и творчества д. д

04.05.2019

Родился гений музыки и будущий автор многочисленный музыкальных композиций в 1906 году в Санкт - Петербурге. Его любовь к музыке началась после того, как он побывал на оперы "Сказка о царе Султане". Впечатлений услышанным, Дмитрий Дмитриевич сообщил своим родным о своем желании заниматься серьёзно музыкой. Первым его учителем была мать, затем он продолжил свои занятия в частной школе. Далее успешно закончил Петербургскую консерваторию, хотя это было и нелегко, так как время его учебы выпали на годы войны. Было холодно зимой, без отопления, голод, плохо ходил транспорт. В послевоенное время умирает его отец, и теперь Дмитрий Дмитриевич был вынужден параллельно учебы и работать при кинотеатре пианистом.

В 1927 году в Польше он получил свою первую награду - почетный диплом. Это был Международный конкурс пианистов имени Шопена. Вскоре его симфонию исполняли многие знаменитости в Берлине, США, Италии. Но не все его работы встречали восторгом у себя на родине. Часто советская власть в газетах поддавала критике его работу, основной причиной тому была дружба с Западом. И в скорости его лишили званий и работы. Но, несмотря на всевозможные ложные обвинения, Шостакович посетил конференции посвященной миру в США. А в 1950 году был награжден Сталинской премией за кантату «Песнь о лесах». В 1962 году в Эдинбурге проходил фестиваль, программа, в котором была практически полностью посвящена исполнению сочинений Шостаковича.

Но, к сожалению, в 1975 году Дмитрий Дмитриевич умер от рака легких, и за собой оставил не малое влияние на дальнейшее развитие музыки. Ему были присуждены множество наград и премий не только у себя на родине, но и во многих других странах Европы. В память об этом великом композиторе британцами был снят фильм «Свидетельство», основанный на записанных воспоминаниях Шостаковича.

Биография Дмитрия Шостаковича о главном для детей

Дмитрий Дмитриевич Шостакович – выдающийся советский композитор, педагог и пианист. Он писал музыку практически во всех известных музыкальных жанрах. Будучи настоящим художником, через свои произведения он воспевал силу человеческого духа и обличал зло. Творчество Дмитрия Дмитриевича ярко отражает его мироощущение и тесно связано с его переживаниями, страстями и мыслями.

Детство и юность

Шостакович появился на свет 25 сентября 1906 года в Петербурге. Его отец был инженером-химиком, а мать до замужества училась в игре на фортепиано. В доме Шостаковичей часто собирались гости, они играли трио и квартеты. Именно тогда Шостакович познакомился с величайшими сочинениями Чайковского, Рахманинова, Бетховена. Мать начала обучать Дмитрия игре на рояле. Обучение шло очень легко – мальчик был очень музыкален и запоминал фортепианные произведения наизусть без заучивания. Поняв, что у сына большой талант, родители отдали его в музыкальную школу.

В музыкальной школе И. Гляссера Шостакович обучился азам фортепианного искусства. Там же были созданы первые сочинения – пьесы «Солдат» и «Гимн свободе». Позже композитор писал, что уже в своих детских сочинениях стремился «как-то отражать жизнь».

Годы обучения в консерватории

В 1909 году Шостакович поступил в консерваторию на фортепианный факультет в класс профессора А. Розановой, а позже перешел в класс профессора Л. Николаева. Параллельно он стал заниматься композицией с профессором М. Штейнбергом. Шостакович жадно поглощал знания, которые получал в консерватории. Годы обучения Дмитрия Дмитриевича в консерватории пришлись на Первую мировой войной, это было время голода и разрухи. Многие студенты и педагоги не ходили на занятия. Шостакович же регулярно посещал все занятия, а если педагог на занятии отсутствовал, композитор шел к нему домой.

Когда Шостакович был на 4-м курсе, умер его отец. Чтобы прокормить семью, Шостакович пошел на работу – он был тапером в кинотеатре. Там он оттачивал искусство импровизации. Работая в кинотеатре, композитор получил бесценный опыт, хотя эта работа казалась ему скучной. В 1925 году Шостакович закончил консерваторию в качестве композитора и как пианиста. Дипломным сочинением стала симфония №1 фа минор.

Творческий путь

После окончания консерватории Шостакович вел активную творческую жизнь и был членом объединения «Ассоциация современных композиторов». В эти годы композитор работает над циклом пьес для ф-но «Афоризмы» и симфонией «Посвящение Октябрю».

В 30-е годы состоялась постановка оперы Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Опера раскрывала трагическую судьбу главной героини и обличала насилие и произвол. Премьера имела успех, однако «вождю народов» она пришлась не по душе. Через время в одной из петербургских газет вышла разгромная статья, где оперу назвали «сумбуром вместо музыки».

Военные и послевоенные годы

После начала войныШостакович с семьей уехал из Ленинграда. Уже в Куйбышеве он закончил написание Ленинградской симфонии, которая прозвучала для слушателей в 1942 году и сделала композитора известным.

В 1948 году музыка Шостаковича была названа властями «чужой советскому народу», композитора лишили профессорского звания и уволили из консерватории. Годом позже понявший веяния времени Шостакович написал «Песнь о лесах» – гимн Советскому Союзу. Так он вернул расположение властей, а позже даже был удостоен Сталинской премии.

Последние годы

В конце жизни Шостакович очень болел, однако не переставал творить. Последним произведением композитора стала – Соната для альта и фортепиано. Дмитрий Дмитриевич умер от рака легких в 1975 году.

Интересные факты и даты из жизни

­Краткая биография Дмитрия Шостаковича

Шостакович Дмитрий Дмитриевич - выдающийся русский композитор, музыкальный и общественный деятель; талантливый педагог, профессор и народный артист. В 1954 году был удостоен Международной премии мира. Родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге в семье инженера-химика, который к тому же был страстным ценителем музыки. Мать Дмитрия была талантливой пианисткой и педагогом по музыке, а одна из его сестер впоследствии тоже стала пианисткой. Первое музыкальное произведение маленького Мити было связано с военной темой и называлось «Солдат».

В 1915 году мальчик был отдан в коммерческую гимназию. Параллельно он занимался музыкой сначала под присмотром матери, затем в Петроградской консерватории. Там его учителями стали такие именитые музыканты, как Штейнберг, Розанова, Соколов, Николаев. Первым по-настоящему стоящим произведением стала его выпускная работа - симфония №1. В 1926 году в его творчестве наметился период смелых стилистических экспериментов. Каким-то образом он предвосхищал музыкальные открытия и новшества в сфере микрополифонии, сонорики, пуантилизма.

Вершиной его раннего творчества стала опера «Нос» по одноименной повести Гоголя, которую он написал в 1928 г., а на сцене представил двумя годами позже. К тому моменту в Берлине музыкальный бомонд уже был знаком с его 1-й симфонией. Воодушевленный успехом, он написал и 2-ю, и 3-ю, затем и 4-ю симфонии, а также оперу «Леди Макбет Мценского уезда». Сначала на композитора посыпалась критика, которая, однако, улеглась с появлением 5-й симфонии. Во время ВОВ он был в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) и работал над новой симфонией, которая прозвучала сначала в Куйбышеве (ныне Самара), а затем в Москве.

С 1937 года он преподавал в Ленинградской консерватории, но вынужден был перебраться в Куйбышев, куда его эвакуировали. В период 1940-хх гг. он получил несколько Сталинских премий и почетных званий. Личная жизнь композитора была сложной. Его музой стала ровесница Таня Гливенко, в которую он был горячо влюблен. Однако, не дождавшись решительных действий с его стороны, девушка вышла замуж за другого. С годами и Шостакович женился на другой. Нина Варзар прожила с ним 20 лет и подарила двух детей: сына и дочку. Но свои главные лирические музыкальные композиции он посвятил именно Тане Гливенко.

Шостакович умер в 68-летнем возрасте 9 августа 1975 года после продолжительной болезни легких. Он был похоронен в Москве не Новодевичьем кладбище. В сердцах поклонников он так и остался Заслуженным деятелем искусств и талантливым артистом.

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился 25 сентября (12 сентября по старому стилю) 1906 года в Санкт-Петербурге. Отец – Дмитрий Болеславович Шостакович (1875-1922) – работал в Палате мер и весов. Мать – Софья Васильевна (Кокоулина, 1878-1955) – окончила Петербургскую консерваторию и с раннего детства привила любовь к музыке своему сыну.
Первые уроки музыки Дмитрию давала мама, а уже в 1915 году начинается его серьезное музыкальное обучение с начала в Коммерческой гимназии Марии Шидловской и с 1916 года в частной школе И.А. Гляссера. К этому времени относятся его первые опыты сочинения музыки. В 1919 году поступает в Петроградскую консерваторию. После смерти отца в 1922 году Дмитрию приходится искать работу. Он подрабатывает пианистом в кинотеатре и продолжает обучение. В этот период большую помощь ему оказал директор консерватории А.К. Глазунов. В 1923 году оканчивает консерваторию по классу фортепиано, а в 1925 году по классу композиции, но продолжает обучение в аспирантуре, совмещая с преподаванием. Дипломной работой стала Первая симфония, которая приносит Шостаковичу мировую известность. Первое исполнение симфонии за рубежом состоялось в 1927 году в Германии. В этом же году на Международном конкурсе пианистом имени Шопена получает почетную грамоту.
В 1936 году Сталин посещает оперу «Леди Макбет Мценского уезда», после чего в газете «Правда» выходит критическая статья «Сумбур вместо музыки». Ряд произведений композитора попадают под запрет, который будет отменен только в шестидесятых годах. Это подталкивает Шостаковича отказаться от оперного жанра. Выход Пятой симфонии композитора в 1937 году комментирует Сталин словами: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику». С 1939 года Шостакович – профессор Ленинградской консерватории. Война застает Дмитрия Дмитриевича в Ленинграде, где он начинает писать Седьмую («Ленинградскую») симфонию. Первое исполнение состоялось в Куйбышеве в 1942 году, а в августе того же года и в Ленинграде. За эту симфонию Шостакович получает Сталинскую премию. С 1943 году преподает в Москве.
В 1948 году выходит постановление Политбюро, в котором резкой критике подвергаются видные советские композиторы: Шостакович, Прокофьев, Хачатурян и другие. И как последствие, обвинение в профнепригодности и лишения званий профессора Ленинградской и Московской консерваторий. В этот период Шостакович “пишет в стол” музыкальную пьесу «Антиформалистический раек», в которой высмеивает Сталина и Жданова и постановление Политбюро. Пьеса впервые исполняется только в 1989 году в Вашингтоне. Тем не менее Шостакович демонстрирует покорность власти и этим избегает более тяжких последствий. Пишет музыку к фильму «Молодая гвардия». И уже в 1949 году его даже выпускают в США в составе делегации в защиту мира, а в 1950 получает Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах». Но вот к преподавательской деятельности он возвращает только в 1961 году, занимаясь с несколькими аспирантами в Ленинградской консерватории.
Шостакович был трижды женат. С первой женой Ниной Васильевной (Варзар, 1909-1954) он прожил до ее смерти в 1954 году. У них было двое детей Максим и Галина. Второй брак с Маргаритой Кайновой быстро распался. С третьей женой Ириной Антоновной (Суспинская, родилась в 1934) Дмитрий Дмитриев прожил до своей смерти. Дети у него были только от первого брака.
Во многих европейских академиях и в США Шостакович был почетным членом (Королевская академия музыки Великобритании, Французская академия изящных искусств, Национальная академия США и другие).
Последние годы жизни Шостакович боролся с раком легких. Умер Дмитрий Дмитриевич Шостакович 9 августа 1975 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Дмитрий Шостакович

русский композитор советского периода, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор

Краткая биография

Дми́трий Дми́триевич Шостако́вич (12 сентября 1906, Санкт-Петербург - 9 августа 1975, Москва) - русский советский композитор, пианист, музыкально-общественный деятель, доктор искусствоведения, педагог, профессор. В 1957-1974 гг. - секретарь Правления Союза композиторов СССР, в 1960-1968 гг - председатель Правления Союза композиторов РСФСР.

Герой Социалистического Труда (1966). Народный артист СССР (1954). Лауреат Ленинской премии (1958), пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Государственной премии СССР (1968) и Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1974). Член КПСС с 1960 года.

Дмитрий Шостакович - один из крупнейших композиторов XX века, является автором 15 симфоний, 6 концертов, 3 опер, 3 балетов, многочисленных произведений камерной музыки, музыки для кинофильмов и театральных постановок.

Происхождение

Прадед Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по отцовской линии - ветеринарный врач Пётр Михайлович Шостакович (1808-1871) - в документах причислял себя к крестьянам; в качестве вольнослушателя окончил Виленскую медико-хирургическую академию. В 1830-1831 годах он участвовал в польском восстании и после его подавления вместе с женой, Марией-Юзефой Ясинской, был выслан на Урал, в Пермскую губернию. В 40-х годах супруги жили в Екатеринбурге, где 27 января 1845 года у них родился сын - Болеслав-Артур.

В Екатеринбурге Пётр Шостакович дослужился до чина коллежского асессора; в 1858 году семья переселилась в Казань. Здесь ещё в гимназические годы Болеслав Петрович сблизился с деятелями «Земли и воли». По окончании гимназии, в конце 1862 года, он отправился в Москву, вслед за казанскими «землевольцами» Ю. М. Мосоловым и Н. М. Шатиловым; работал в управлении Нижегородской железной дороги, принял активное участие в организации побега из тюрьмы революционера Ярослава Домбровского. В 1865 году Болеслав Шостакович вернулся в Казань, но уже в 1866-м был арестован, препровождён в Москву и привлечён к суду по делу Н. А. Ишутина - Д. В. Каракозова. После четырёх месяцев пребывания в Петропавловской крепости он был приговорён к ссылке в Сибирь; жил в Томске, в 1872-1877 годах - в Нарыме, где 11 октября 1875 года у него родился сын, названный Дмитрием, затем в Иркутске, был управляющим местного отделения Сибирского торгового банка. В 1892 году, в то время уже почётный гражданин Иркутска, Болеслав Шостакович получил право повсеместного проживания, но предпочёл остаться в Сибири.

Дмитрий Болеславович Шостакович (1875-1922) в середине 90-х годов отправился в Петербург и поступил на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета, по окончании которого, в 1900 году, был принят на работу в Палату мер и весов, незадолго до того созданную Д. И. Менделеевым. В 1902 году он был назначен старшим поверителем Палаты, а в 1906 году - заведующим Городской поверочной палаткой. Участие в революционном движении в семье Шостаковичей к началу XX века стало уже традицией, и Дмитрий не был исключением: по семейным свидетельствам, 9 января 1905 года он участвовал в шествии к Зимнему дворцу, а позже в его квартире печатали прокламации.

Дед Дмитрия Дмитриевича Шостаковича по материнской линии, Василий Кокоулин (1850-1911), родился, как и Дмитрий Болеславович, в Сибири; окончив городское училище в Киренске, он в конце 1860-х годов переселился в Бодайбо, куда многих в те годы влекла «золотая лихорадка», и в 1889 году стал управляющим приисковой конторой. Официальная пресса отмечала, что он «находил время вникать в нужды служащих и рабочих и удовлетворять их потребности»: он ввёл страхование и медицинское обслуживание рабочих, установил для них торговлю удешевленными товарами, выстроил тёплые бараки. Его жена, Александра Петровна Кокоулина, открыла школу для детей рабочих; о её образовании сведений нет, но известно, что в Бодайбо она организовала самодеятельный оркестр, широко известный в Сибири.

Любовь к музыке унаследовала от матери младшая дочь Кокоулиных, Софья Васильевна (1878-1955): игре на фортепиано она обучалась под руководством матери и в Иркутском институте благородных девиц, а после его окончания вслед за старшим братом Яковом отправилась в столицу и была принята в Петербургскую консерваторию, где училась сначала у С. А. Малозёмовой, а затем у А. А. Розановой. Яков Кокоулин учился на естественном отделении физико-математического факультете Петербургского университета, где и познакомился со своим земляком Дмитрием Шостаковичем; сблизила их любовь к музыке. Как превосходного певца Яков представил Дмитрия Болеславовича своей сестре Софье, и в феврале 1903 года состоялась их свадьба. В октябре того же года у молодых супругов родилась дочь - Мария, в сентябре 1906-го - сын, названный Дмитрием, а три года спустя - младшая дочь, Зоя.

Детство и юность

Дмитрий Дмитриевич Шостакович родился в доме № 2 по Подольской улице, где Д. И. Менделеев в 1906 году снял в аренду первый этаж для Городской поверочной палатки.

В 1915 году Шостакович поступил в Коммерческую гимназию Марии Шидловской, и к этому же времени относятся его первые серьёзные музыкальные впечатления: после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» юный Шостакович заявил о своём желании серьёзно заняться музыкой. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, и по прошествии нескольких месяцев занятий Шостакович смог начать обучение в частной музыкальной школе известного в то время фортепианного педагога И. А. Гляссера.

Обучаясь у Гляссера, Шостакович достиг некоторых успехов в фортепианном исполнительстве, однако тот не разделял интерес своего ученика к композиции, и в 1918 году Шостакович покинул его школу. Летом следующего года юного музыканта слушал А. К. Глазунов, который одобрительно отозвался о его композиторском таланте. Осенью 1919 года Шостакович поступил в Петроградскую консерваторию, где изучал гармонию и оркестровку под руководством М. О. Штейнберга, контрапункт и фугу - у Н. А. Соколова, параллельно также занимаясь дирижированием. В конце 1919 года Шостакович написал своё первое крупное оркестровое сочинение - Скерцо fis-moll .

На следующий год Шостакович поступил в класс фортепиано Л. В. Николаева, где среди его однокурсников были Мария Юдина и Владимир Софроницкий. В этот период сформировался «Кружок Анны Фогт», который ориентировался на новейшие тенденции западной музыки того времени. Активным участником этого кружка стал и Шостакович, он познакомился с композиторами Б. В. Асафьевым и В. В. Щербачёвым, дирижёром Н. А. Малько. Шостакович написал «Две басни Крылова» для меццо-сопрано и фортепиано и «Три фантастических танца» для фортепиано.

В консерватории учился прилежно и с особым рвением, несмотря на трудности того времени: Первая мировая война, революция, гражданская война, разруха, голод. В консерватории зимой не было отопления, плохо ходил транспорт, и многие бросали музыку, пропускали занятия. Шостакович же «грыз гранит науки». Почти ежевечерно его можно было видеть на концертах Петроградской филармонии, вновь открывшейся в 1921 году.

Тяжёлая жизнь при полуголодном существовании (консерваторский паёк был очень мал) привела к сильному истощению. В 1922 году умер отец Шостаковича, семья осталась без средств к существованию. А через несколько месяцев Шостакович перенес тяжёлую операцию, чуть не стоившую ему жизни. Несмотря на пошатнувшееся здоровье, он ищет работу и устраивается пианистом-тапёром в кинотеатр. Большую помощь и поддержку в эти годы оказывает Глазунов, который сумел выхлопотать Шостаковичу дополнительный паёк и персональную стипендию..

1920-е

В 1923 году Шостакович окончил консерваторию по классу фортепиано (у Л. В. Николаева), а в 1925 году - по классу композиции (у М. О. Штейнберга). Его дипломной работой была Первая симфония. Обучаясь в аспирантуре консерватории, преподавал чтение партитур в музыкальном техникуме имени М. П. Мусоргского. По традиции, восходящей к Рубинштейну, Рахманинову и Прокофьеву, Шостакович собирался продолжить карьеру и как концертирующий пианист, и как композитор. В 1927 году на Первом Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве, где Шостакович исполнил также сонату собственного сочинения, он получил почётный диплом. К счастью, необычный талант музыканта ещё раньше, во время своих гастролей в СССР, заметил знаменитый немецкий дирижёр Бруно Вальтер; услышав Первую симфонию, Вальтер немедленно попросил Шостаковича прислать партитуру ему в Берлин; зарубежная премьера симфонии состоялась 22 ноября 1927 года в Берлине. Вслед за Бруно Вальтером Симфонию исполняли в Германии - Отто Клемперер, в США - Леопольд Стоковский (американская премьера 2 ноября 1928 г. в Филадельфии) и Артуро Тосканини, тем самым сделав русского композитора знаменитым.

В 1927 году произошли ещё два значительных события в жизни Шостаковича. В январе в Ленинграде побывал австрийский композитор Нововенской школы Альбан Берг. Приезд Берга был обусловлен российской премьерой его оперы «Воццек» , что стало огромным событием в культурной жизни страны, а также вдохновило Шостаковича приняться за написание оперы «Нос» , по повести Н. В. Гоголя. Другим важным событием явилось знакомство Шостаковича с И. И. Соллертинским, который во время своей многолетней дружбы с композитором обогащал Шостаковича знакомством с творчеством великих композиторов прошлого и настоящего.

Тогда же, в конце 1920-х и начале 1930-х гг., были написаны следующие две симфонии Шостаковича - обе с участием хора: Вторая («Симфоническое посвящение Октябрю» , на слова А. И. Безыменского) и Третья («Первомайская» , на слова С. И. Кирсанова).

В 1928 году Шостакович знакомится с В. Э. Мейерхольдом в Ленинграде и по его приглашению некоторое время работает в качестве пианиста и заведующего музыкальной частью Театра имени В. Э. Мейерхольда в Москве. В 1930-1933 годах работает заведующим музыкальной частью Ленинградского ТРАМа (ныне - театр «Балтийский дом»).

1930-е

Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова (написана в 1930-1932 годах, поставлена в Ленинграде в 1934-м), первоначально принятая с восторгом, уже просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати (статья «Сумбур вместо музыки» в газете «Правда» от 28 января 1936 года).

В том же 1936 году должна была состояться премьера Четвёртой симфонии - произведения значительно более монументального размаха, чем все предыдущие симфонии Шостаковича, сочетающего в себе трагический пафос с гротеском, лирическими и интимными эпизодами, и, возможно, долженствовавшего начать новый, зрелый период в творчестве композитора. Шостакович приостановил репетиции Симфонии перед декабрьской премьерой. Четвёртая симфония была впервые исполнена только в 1961 году.

В мае 1937 года Шостакович закончил Пятую симфонию - произведение, драматический характер которого, в отличие от предыдущих трёх «авангардистских» симфоний, внешне «спрятан» в общепринятую симфоническую форму (4 части: с сонатной формой первой части, скерцо, адажио и финалом с внешне триумфальным концом) и другие «классичные» элементы. Премьеру Пятой симфонии Сталин на страницах «Правды» комментировал фразой: «Деловой творческий ответ советского художника на справедливую критику».

С 1937 года Шостакович вёл класс композиции в Ленинградской консерватории. В 1939 году он стал профессором.

1940-е

Боец добровольной пожарной команды профессорско-преподавательского состава Консерватории Д. Д. Шостакович во время дежурства. Архивировано 26 мая 2013 года.

Находясь в первые месяцы Великой Отечественной войны в Ленинграде (вплоть до эвакуации в Куйбышев в октябре), Шостакович начал работать над 7-й симфонией - «Ленинградской». Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года, а 29 марта 1942 года - в Колонном зале московского Дома Союзов. 19 июля 1942 Седьмая симфония (впервые) прозвучала в США под управлением Артуро Тосканини (радиопремьера). И наконец, 9 августа 1942 симфония была исполнена в блокадном Ленинграде. Организатором и дирижёром выступил дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета Карл Элиасберг. Исполнение симфонии стало важным событием в жизни сражающегося города и его жителей.

Через год Шостакович написал Восьмую симфонию (посвящена Мравинскому), в которой отдал дань неоклассицизму - III её часть написана в жанре барочной токкаты, IV - в жанре пассакалии. Эти две части как образец специфически «шостаковичевского» преломления жанра до сих пор остаются наиболее популярными в Восьмой симфонии.

В 1943 году композитор переехал в Москву и до 1948 года преподавал композицию и инструментовку в Московской консерватории (с 1943 года профессор). У него обучались В. Д. Биберган, Р. С. Бунин, А. Д. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. А. Караев, Г. В. Свиридов (в Ленинградской консерватории), Б. И. Тищенко, А. Мнацаканян (в аспирантуре Ленинградской консерватории), К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский, А. Г. Чугаев.

Для выражения своих сокровенных идей, мыслей и чувств Шостакович использовал жанры камерной музыки. В этой области им были созданы такие шедевры как Фортепианный квинтет (1940), Второе фортепианное трио (памяти И. Соллертинского, 1944; Сталинская премия, 1946), Струнные квартеты № 2 (1944), № 3 (1946) и № 4 (1949). В 1945 году, после завершения войны, Шостакович написал Девятую Симфонию.

В 1948 было опубликовано постановление Политбюро в котором Шостакович, наряду с другими советскими композиторами, был обвинён в «формализме», «буржуазном декадентстве» и «пресмыкательстве перед Западом». Шостакович был обвинён в профнепригодности, лишён звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволен. Главным обвинителем был секретарь ЦК ВКП(б) А. А. Жданов. В 1948 году композитор написал вокальный цикл «Из еврейской народной поэзии», но оставил его в столе (в стране в это время развернулась кампания по «борьбе с космополитизмом»). Написанный в 1948 году Первый скрипичный концерт также не был тогда опубликован. В том же 1948 году Шостакович начал писать не предназначенную для публикации сатирическую пародийную музыкальную пьесу «Антиформалистический раёк» на собственный текст, где высмеивал официальную критику «формализма» и высказывания Сталина и Жданова об искусстве.

Несмотря на обвинения, Шостакович уже в следующем после Постановления году (1949) посетил США в составе делегации всемирной конференции в защиту мира, которая проходила в Нью-Йорке, и выступил на этой конференции с продолжительным докладом, а в следующем (1950) году получил Сталинскую премию за кантату «Песнь о лесах» (написана в 1949) - образец патетического «большого стиля» официального искусства тех времён.

1950-е

Пятидесятые годы начались для Шостаковича очень важной работой. Участвуя в качестве члена жюри на Конкурсе имени Баха в Лейпциге осенью 1950 года, композитор был настолько вдохновлён атмосферой города и музыкой его великого жителя - И. С. Баха, - что по приезде в Москву приступил к сочинению 24 Прелюдий и Фуг для фортепиано.

В 1952 году написал цикл пьес «Танцы кукол» для фортепиано без оркестра.

В 1953 году после восьмилетнего перерыва вновь обратился к симфоническому жанру и создал Десятую симфонию.

В 1954 году написал «Праздничную увертюру» к открытию ВСХВ и получил звание Народного артиста СССР.

Многие произведения второй половины десятилетия проникнуты оптимизмом. Таковы Шестой струнный квартет (1956), Второй концерт для фортепиано с оркестром (1957), оперетта «Москва, Черёмушки». В том же году композитор создал Одиннадцатую симфонию, назвав её «1905 год», продолжил работу в жанре инструментального концерта (Первый концерт для виолончели с оркестром, 1959). В те же годы началось сближение Шостаковича с официальными органами власти. В 1957 году он стал секретарём СК СССР, в 1960 - СК РСФСР (в 1960-1968 - первый секретарь). В том же 1960 году Шостакович вступил в КПСС.

1960-е

В 1961 году Шостакович осуществил вторую часть своей «революционной» симфонической дилогии: в пару к Одиннадцатой Симфонии «1905 год» пишет Симфонию № 12 «1917 год» - произведение «изобразительного» характера (и фактически сближающее симфонический жанр с киномузыкой), где, словно красками на холсте, композитор рисует музыкальные картины Петрограда, убежища В. И. Ленина на озере Разлив и самих октябрьских событий. Несмотря на ярко выраженную «идеологическую» программу, Двенадцатая симфония не получила в СССР громкого официального признания и не была (в отличие от Одиннадцатой симфонии) удостоена правительственных премий.

Совсем иную задачу Шостакович поставил перед собой годом позже в Тринадцатой симфонии, обратившись к поэзии Е. А. Евтушенко. Первую её часть образует «Бабий Яр» (для солиста-баса, хора басов и оркестра), за которой следуют ещё четыре части на стихи, описывающие жизнь современной России и её недавней истории. Вокальный характер композиции сближает её с жанром кантаты. Симфония № 13 впервые была исполнена в ноябре 1962 года.

В том же 1962 году Шостакович посетил (совместно с Г. Н. Рождественским, М. Л. Ростроповичем, Д. Ф. Ойстрахом, Г. П. Вишневской и другими советскими музыкантами) Эдинбургский фестиваль, программа которого была составлена преимущественно из его сочинений. Исполнения музыки Шостаковича в Великобритании вызвали большой общественный резонанс.

После отстранения от власти Н. С. Хрущёва, с началом эпохи политического застоя в СССР музыка Шостаковича вновь приобрела сумрачный тон. Его квартеты № 11 (1966) и № 12 (1968), Второй виолончельный (1966) и Второй скрипичный (1967) концерты, Скрипичная соната (1968), вокальный цикл на слова А. А. Блока, проникнуты тревогой, болью и неизбывной тоской. В Четырнадцатой симфонии (1969) - снова «вокальной», но на сей раз камерной, для двух певцов-солистов и оркестра, состоящего из одних струнных и ударных - Шостакович использовал стихи Г. Аполлинера, Р. М. Рильке, В. К. Кюхельбекера и Ф. Гарсиа Лорки, которые связаны одной темой - смертью (в них повествуется о несправедливой, ранней или насильственной смерти).

1970-е

В эти годы композитором созданы вокальные циклы на стихи М. И. Цветаевой и Микеланджело, 13-й (1969-1970), 14-й (1973) и 15-й (1974) струнные квартеты и Симфония № 15, сочинение, отличающееся настроением задумчивости, ностальгии, воспоминаний. В ней Шостакович прибегнул к цитатам из известных сочинений прошлого (техника коллажа). Композитор использовал, в том числе, музыку увертюры Дж. Россини к опере «Вильгельм Телль» и тему судьбы из оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга», а также музыкальные аллюзии на музыку М. И. Глинки, Г. Малера и, наконец, свою собственную прежде написанную музыку. Симфония была создана летом 1971 года, премьера состоялась 8 января 1972 года. Последним сочинением Шостаковича стала Соната для альта и фортепиано.

В последние несколько лет своей жизни композитор сильно болел, страдая от рака лёгких. У него было очень сложное заболевание, связанное с поражением мышц ног. В 1970-1971 гг. он приезжал в город Курган три раза и в общей сложности провел здесь 169 дней на лечении в лаборатории (при Свердловском НИИТО) доктора Г. А. Илизарова.

Дмитрий Шостакович умер в Москве 9 августа 1975 года и был похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 2).

Семья

1-я жена - Шостакович Нина Васильевна (урожд. Варзар) (1909-1954). Была по профессии астрофизиком, училась у знаменитого физика Абрама Иоффе. Она отказалась от научной карьеры и полностью посвятила себя семье.

Сын - Максим Дмитриевич Шостакович (р. 1938) - дирижёр, пианист. Ученик А. В. Гаука и Г. Н. Рождественского.

Дочь - Галина Дмитриевна Шостакович.

2-я жена - Маргарита Кайнова, сотрудница ЦК ВЛКСМ. Брак быстро распался.

3-я жена - Супинская (Шостакович) Ирина Антоновна (родилась 30 ноября 1934 г. в Ленинграде). Дочь репрессированного ученого. Редактор издательства «Советский композитор». Была женой Шостаковича с 1962 по 1975 гг.

Значение творчества

Высокий уровень композиторской техники, способность создавать яркие и выразительные мелодии и темы, мастерское владение полифонией и тончайшее владение искусством оркестровки, в сочетании с личной эмоциональностью и колоссальной работоспособностью, сделали его музыкальные произведения яркими, самобытными и обладающими огромной художественной ценностью. Вклад Шостаковича в развитие музыки XX века общепризнан как выдающийся, он оказал существенное влияние на многих современников и последователей.

Жанровое и эстетическое разнообразие музыки Шостаковича огромно, в ней сочетаются элементы музыки тональной, атональной и ладовой, в творчестве композитора переплетаются модернизм, традиционализм, экспрессионизм и «большой стиль».

Стиль

Влияния

В ранние годы Шостакович испытал влияние музыки Г. Малера, А. Берга, И. Ф. Стравинского, С. С. Прокофьева, П. Хиндемита, М. П. Мусоргского. Постоянно изучая классические и авангардные традиции, Шостакович выработал свой собственный музыкальный язык, эмоционально наполненный и трогающий сердца музыкантов и любителей музыки всего мира.

В творчестве Д. Д. Шостаковича заметно влияние любимых и почитаемых им композиторов: И. С. Баха (в его фугах и пассакалиях), Л. Бетховена (в его поздних квартетах), П. И. Чайковского, Г. Малера и отчасти С. В. Рахманинова (в его симфониях), А. Берга (отчасти - наряду с М. П. Мусоргским в его операх, а также в использовании приёма музыкального цитирования). Из русских композиторов наибольшую любовь Шостакович питал к Мусоргскому, для его опер «Борис Годунов» и «Хованщина» Шостакович сделал новые оркестровки. Влияние Мусоргского особенно заметно в отдельных сценах оперы «Леди Макбет Мценского уезда », в Одиннадцатой симфонии, а также в сатирических работах.

Жанры

Самыми заметными жанрами в творчестве Шостаковича являются симфонии и струнные квартеты - в каждом из них он написал по 15 произведений. В то время как симфонии писались на протяжении всей карьеры композитора, большую часть квартетов Шостакович написал ближе к концу своей жизни. Среди самых популярных симфоний - Пятая и Десятая, среди квартетов - Восьмой и Пятнадцатый.

Специфика музыкального языка

Наиболее узнаваемая черта музыкального языка Шостаковича - гармония. Хотя в её основе всегда лежала мажорно-минорная тональность, композитор последовательно, на протяжении всей жизни использовал особые звукоряды (модализмы), которые придавали расширенной тональности в авторской реализации специфическую характерность. Российские исследователи (А.Н Должанский, Ю. Н. Холопов и др.) описывали эту звуковысотную характерность обобщённо как «лады Шостаковича».

Тёмный, мрачно сгущённый колорит минорного лада у Шостаковича, с точки зрения техники композиции реализуется, прежде всего, в 4-ступенных звукорядах в объёме уменьшённой кварты («гемикварты»), которая символически содержится в самой монограмме Шостаковича DSCH (es -h в d-es-c-h ). На основе 4-ступенной гемикварты композитор выстраивает 8- и 9-ступенные лады в диапазоне уменьшённой октавы («гемиоктавы»). Какого-либо одной, особенно предпочтительной, разновидности гемиоктавного лада в музыке Шостаковича не выделяется, поскольку автор от сочинения к сочинению изобретательно комбинирует гемикварту с разными диатоническими и миксодиатоническими звукорядами.

Общее для всех разновидностей «ладов Шостаковича» - безошибочная идентификация слухом уменьшённых кварты и октавы в контексте минорного лада. Примеры гемиоктавных ладов (разной структуры): Прелюдия для фортепиано cis-moll, II часть Девятой симфонии, тема пассакалии из «Катерины Измайловой» (антракт к 5-й картине) и мн. др.

Очень редко Шостакович прибегал также к серийной технике (как, например, в I части Пятнадцатой симфонии), использовал кластеры как средство колористики («иллюстрация» удара в челюсть в романсе «Чистосердечное признание», op. 121 № 1, тт. 59-64).

Сочинения (выборка)

  • Симфонии № 5, 7, 8, 11 (всего 15)
  • Оперы «Нос» и «Леди Макбет Мценского уезда» («Катерина Измайлова»)
  • Балеты «Золотой век», «Болт» и «Светлый ручей»
  • Оратория «Песнь о лесах»
  • Кантата «Казнь Степана Разина»
  • Концерты (по два) для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром
  • Камерная инструментальная музыка, в том числе 15 струнных квартетов, Фортепианный квинтет, Фортепианное трио № 2 (памяти Соллертинского)
  • Камерная вокальная музыка, в том числе «Антиформалистический раёк», цикл «Из еврейской народной поэзии», Сюита на стихи Микеланджело (для баса и фортепиано)
  • «24 прелюдии и фуги для фортепиано», «Семь танцев кукол», «Три фантастических танца» и др. фортепианные сочинения
  • Музыка к кинофильмам (всего 35), в том числе Песня о встречном (из музыки к фильму «Встречный»), Романс (из музыки к фильму «Овод»), к фильму «Гамлет», музыка к драматическим спектаклям
  • Оперетта «Москва, Черёмушки»
  • «Таити-трот», для оркестра (по песне «Tea for two» В. Юменса)

Награды, почётные звания и премии

  • Герой Социалистического Труда (24.09.1966)
  • Три ордена Ленина (28.12.1946; 24.09.1956; 24.09.1966)
  • Орден Октябрьской Революции (02.07.1971)
  • Орден Трудового Красного Знамени (23.05.1940)
  • Орден Дружбы народов (1972)
  • Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942)
  • Народный артист РСФСР (1947)
  • Народный артист СССР (1954)
  • Народный артист БАССР (1964)
  • Сталинская премия 1 степени (1941) - за фортепианный квинтет
  • Сталинская премия 1 степени (1942) - за 7 («Ленинградскую») симфонию
  • Сталинская премия 2 степени (1946) - за трио
  • Сталинская премия 1 степени (1950) - за ораторию «Песнь о лесах» и музыку к фильму «Падение Берлина» (1949)
  • Сталинская премия 2 степени (1952) - за десять поэм для хора без сопровождения на стихи революционных поэтов (1951)
  • Ленинская премия (1958) - за 11 симфонию «1905 год»
  • Государственная премия СССР (1968) - за поэму «Казнь Степана Разина» для баса, хора и оркестра
  • Государственная премия РСФСР имени М. И. Глинки (1974) - за 14 струнный квартет и хоровой цикл «Верность»
  • Государственная премия УССР имени Т. Г. Шевченко (1976 - посмертно ) - за оперу «Катерина Измайлова», поставленную на сцене КУГАТОБ имени Т. Г. Шевченко
  • Международная премия Мира (1954)
  • Премия им. Я. Сибелиуса (1958)
  • Премия Леони Соннинг (1973)
  • Командор ордена Искусств и литературы (Франция, 1958)
  • Серебряный командорский крест ордена Почёта за Заслуги перед Австрийской Республикой (1967)
  • Медали
  • Почётный диплом на I Международном конкурсе пианистов имени Шопена в Варшаве (1927).
  • Приз I Всесоюзного кинофестиваля за лучшую музыку к фильму «Гамлет» (Ленинград, 1964).

Членство в организациях

  • Член КПСС с 1960 года
  • Доктор искусствоведения (1965)
  • Член Советского комитета защиты мира (с 1949 года), Славянского комитета СССР (с 1942 года), Всемирного комитета защиты мира (с 1968 года)
  • Почётный член Американского института искусств и литературы (1943), Шведской королевской музыкальной академии (1954), Итальянской академии искусств «Санта-Чечилия» (1956), Сербской академии наук и искусств (1965)

Улица Шостаковича, Самара. В доме № 5 работал композитор в годы войны. Слева здание института культуры

  • Почётный доктор музыки Оксфордского университета (1958)
  • Почётный доктор Северо-Западного университета в Эванстоне (США, 1973)
  • Член Французской академии изящных искусств (1975)
  • Член-корреспондент Академии искусств ГДР (1956), Баварской академии изящных искусств (1968), член британской Королевской академии музыки (1958).
  • Почётный профессор Мексиканской консерватории.
  • Президент общества «СССР-Австрия» (1958)
  • Депутат Верховного Совета СССР 6-9-го созывов.
  • Депутат Верховного Совета РСФСР 2-5-го созывов.

Память

  • Санкт-Петербургская государственная филармония имени Д. Д. Шостаковича
  • 28.05.2015 года открыт первый в Москве памятник Д. Д. Шостаковичу перед зданием Московского международного Дома музыки.
  • В память о Д. Д. Шостаковиче в 1977 году названа улица на севере Санкт-Петербурга. На ней в 2009 году установлен памятник Д. Д. Шостаковичу. Дополняет его музыка, написанная композитором, транслирующаяся через динамики.
  • Новороссийский музыкальный колледж им. Д. Д. Шостаковича.
  • С 1996 года Международным благотворительным фондом Юрия Башмета присуждается ежегодная премия имени Дмитрия Шостаковича за выдающиеся достижения в области мирового музыкального искусства.
  • Курганский музыкальный колледж им. Д. Д. Шостаковича.

В кино

В 1988 году вышел на экраны британский художественный фильм «Свидетельство» (англ. Testimony) по одноимённой книге Соломона Волкова, основанной, по заверению автора, на записанных им воспоминаниях Шостаковича. Роль композитора исполнил Бен Кингсли.


Приветствую моих дорогих читателей! В статье «Дмитрий Шостакович: краткая биография, факты, видео» — о главных этапах жизни выдающегося советского композитора, пианиста, педагога, доктора искусствоведения. Знаменитый композитор советского времени получил заслуженную известность далеко за пределами страны.

Биография Дмитрия Шостаковича

Этот вундеркинд родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Знак зодиака — В какой-то степени судьба Шостаковича была предопределена с детства. Отец был химиком, но страстно любил музыку, мать была пианисткой и преподавала уроки по классу фортепиано.

Родители: Софья Васильевна и Дмитрий Болеславович Шостакович

Дмитрий с детства впитывал в себя звуки фортепиано и получил в дар музыкальный талант на генетическом уровне. Кроме Димы, в семье воспитывались его сестры: старшая – Мария и младшая – Зоя.

В 1915 году девятилетний Шостакович поступает на учебу в Коммерческую гимназию Марии Шидловской. Примерно в это же время, под впечатлением от просмотра оперы «Сказка о царе Салтане», написанной Римским-Корсаковым, решает заниматься музыкой всерьез.

Первые уроки он получил, конечно же, от мамы. Позже он начал обучаться по классу фортепиано, выбрав для этого частную школу у известного педагога И.А. Гляссера. В занятиях были достигнуты определенные успехи. В 1918 году юноша решил прервать обучение и заняться сочинением музыки.

Творческий путь

Летом 1919 года Шостаковича прослушивал А.К. Глазунов, осенью того же года, юное дарование поступает Петроградскую консерваторию. Там он продолжил обучение у Штейнберга и Соколова, и брал уроки дирижирования. Свое первое сочинение написал уже к концу 1919 года – Скерцо fis-moll.

В 1920 году состоялось много новых знакомств в среде музыкантов и им были написаны такие произведения как «Две басни Крылова» и «Три фантастических танца».

Несмотря на тяжелое время, революцию, гражданскую войну, все тяготы Первой мировой войны, голодное и холодное время, Шостакович продолжал учебу в консерватории.

Когда вновь была открыта городская филармония в 1921 году, молодой человек практически посещал ее каждый вечер. Многие оставляли занятия музыкой, но не он.

Музыкант вел полуголодное существование, это повлияло на сильное истощение организма. А в 1922 году умер его отец, семье пришлось совсем плохо. В этом же году и Дмитрий перенес сложную операцию, чудом оставшись жить. Но все эти трудности не могли отбить у него любовь к музыке. С большими сложностями он нашел место пианиста в кинотеатре.

Дмитрий Шостакович, 1925 год

В 1923 Дмитрий закончил учебу в консерватории, изучив класс композиции и класс фортепиано. Первую симфонию он написал специально для дипломной работы. После этого он решает дальше получать образование в аспирантуре, полностью отдаваясь музыке.

Признание

В 1927 году в Варшаве проходил международный конкурс пианистов и Шостаковича пригласили принять участие. Там он представил собственное сочинение — сонату, за что был поощрен дипломом.

Талантливый музыкант был замечен немецким дирижером во время его гастролей в Советском Союзе. Это был Бруно Вальтер. Он заинтересовался Первой симфонией и попросил прислать ему партитуру.

Премьера симфонии состоялась в Берлине 22 ноября 1927 года, через год — премьера в Филадельфии (США). Дмитрий Шостакович стал знаменитым далеко за пределами СССР.

  • Конец 1920-х и начало 1930-х годов стали знаменательными написанием еще трех симфоний.
  • 1930-1932 гениальный композитор пишет оперу «Леди Макбет Мценского уезда», которую зритель встретил с восторгом.
  • 1936 — была окончена Четвертая симфония. Исполнена она была впервые, спустя много лет, лишь в 1961 году.
  • 1937 — закончилась работа над Пятой симфонией. И в этом же году Шостаковича удостоили звания профессора.
  • 1939 — Шестая симфония.

  • Написание Седьмой симфонии пришлось на первые годы Великой Отечественной войны. Но мир ее услышал в 1942 году в Америке.
  • Следующий год Дмитрий Дмитриевич посвятил написанию Восьмой симфонии.
  • В 1945 году была написана и исполнена Девятая симфония после завершения войны. (Всего 15 симфоний).
  • В 1943 — переезд Шостаковича в Москву;
  • 1943 — 1948 работа профессором в Московской консерватории.

В 1948 год был сложным для композитора. Политбюро ЦК КПСС предъявило ему несколько обвинений: «пресмыкательство перед Западом», «формализм», «буржуазное декадентство» и профнепригодность. Его лишили профессорского звания и уволили с занимаемых должностей.

Несмотря на это, Шостакович продолжал писать свои бессмертные произведения и бывать в других странах в составе делегаций. Сталинский «пресс» не смог раздавить этого человека! У Дмитрия Дмитриевича была возможность остаться на Западе, но он этого не сделал.

В 1950 году композитор был награжден четвертой по счету Сталинской премией. Всего было пять Сталинский премий и множество самых высоких наград, звание Героя Социалистического Труда. (Список заслуженных наград очень обширен).

Личная жизнь

Каким был великий Шостакович? Главные черты его характера:

  • Замкнутость,
  • Скромность,
  • Честность,
  • Стеснительность,
  • Тактичность,
  • Сила воли,
  • Смелость,
  • Независимость,
  • Благовоспитанность,
  • Честь.

Первый брак Дмитрий Дмитриевич заключил с Ниной Васильевной Варзар (годы ее жизни 1909-1954). По профессии она была астрофизик, но семья оказалась для нее важнее, чем научная карьера. В этом браке родились сын Максим и дочь Галина. Сын также стал музыкантом и дирижером.

Вторая жена — Маргарита Кайнова, сотрудница ЦК ВЛКСМ. Брак просуществовал недолго.

Третий раз Шостакович женился на Ирине Анатольевне Супинской. Она работала редактором журнала «Советский композитор» и оставалась женой музыканта до самой его смерти.

Последние годы жизни Шостакович боролся со сложным заболеванием – раком легких. Он очень много курил! Великий композитор закончил свои дни в Москве 9 августа 1975 года, похоронен на Новодевичьем кладбище.

Дмитрий Шостакович: краткая биография (видео)



Похожие статьи
 
Категории