Особенности жанра произведения герой нашего времени. Определение жанра произведения Лермонтова “Герой нашего времени”

27.02.2019

Жанр романа "Герой нашего времени"

Образ одинокого, разочарованного человека, враждующего с обществом, проходит через все творчество Лермонтова. В лирике и в ранних поэмах этот образ дан в романтической манере, вне социальной среды и реального быта. В "Герое нашего времени" проблема сильной личности, не знающей покоя и не находящей применения своим силам, решена реалистическими средствами письма.

В романтических произведениях обычно причины разочарования героя не раскрывались. Герой носил в своей душе "роковые тайны". Нередко разочарование человека объяснялось столкновением его мечты с действительностью. Так, Мцыри мечтал о вольной жизни на родине, но вынужден был томиться, в мрачном монастыре, напоминающем тюрьму.

Вслед за Пушкиным, давшим образцы реалистических художественных произведений, Лермонтов показал, что на характер человека влияют социальные условия, среда, в которой он живет. Не случайно Лермонтов изобразил "водяное общество" Пятигорска, заставляя Печорина вспоминать о жизни петербургских великосветских салонов. Печорин не родился нравственным калекой. Природа дала ему и глубокий, острый ум, и отзывчивое сердце, И твердую волю. Он способен к благородным порывам и гуманным поступкам.

После трагической гибели Бэлы "Печорин был долго нездоров, исхудал". В истории ссоры с Грушницким особенно рельефно выступают положительные качества его характера. Вот он случайно узнает о подлом замысле драгунского капитана. "Если б Грушницкий не согласился, я бросился б ему на шею", — признается Печорин. Перед дуэлью он снова первый выражает готовность примириться с противником. Больше того, он предоставляет "все выгоды" Грушницкому, в душе которого "могла проснуться искра великодушия, и тогда все устроилось бы к лучшему".

Печорина живо тронули нравственные мучения княжны Мери. Неподдельно его чувство к Вере, которая одна поняла его "совершенно со всеми... мелкими слабостями, дурными страстями". Его очерствевшее сердце горячо и страстно откликается на душевные движения этой женщины. При одной мысли, что он может навеки потерять ее, Вера стала для него "дороже всего на свете, дороже жизни, чести, счастья". Как безумный мчится он на взмыленной лошади за уехавшей Верой. Когда загнанный конь "грянул о землю", Печорин, не дрогнувший под дулом пистолета, "упал на мокрую траву и, как ребенок, заплакал".

Да, лермонтовскому герою не чужды глубокие человеческие привязанности. Однако во всех жизненных столкновениях хорошие, благородные порывы в конечном счете уступают место жестокости. "С тех пор, как я живу и действую, — рассуждает Печорин, — судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм, как будто без меня никто не мог бы ни умереть, ни прийти в отчаяние. Я был необходимое лицо пятого акта: невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя".

Печорин руководствуется лишь личными желаниями и стремлениями, нимало не считаясь с интересами окружающих его людей. "Первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает", — говорит он. У Печорина слово не расходится с делом. Он действительно играет "роль топора в руках судьбы". Погублена Бэла, обижен добрый Максим Максимыч, нарушен покой "мирных" контрабандистов, убит Грушницкий, разбита жизнь Мери!

Кто же виноват в том, что прекрасные задатки Печорина погибли? Почему он стал нравственным калекой? На этот вопрос Лермонтов отвечает всем ходом повествования. Виновато общество, виноваты социальные условия, в которых воспитывался и жил герой.

"Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом, — говорит он, — лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца; они там и умерли".

"В первой моей молодости... — рассказывает Печорин Максиму Максимычу, — я стал наслаждаться бешено всеми удовольствиями, которые можно достать за деньги, и, разумеется, удовольствия эти мне опротивели". Войдя в большой свет, он влюблялся в красавиц, но его сердце "оставалось пусто"; занялся науками, но скоро понял, что "ни слава, ни счастье от них не зависят нисколько, потому что самые счастливые люди —т невежды, а слава — удача, и, чтоб добиться ее, надо только быть ловким". "Тогда мне стало скучно", — признается Печорин и приходит к выводу: "...во мне душа испорчена светом". Одаренному человеку тяжко, как и Онегину,

Глядеть на жизнь как на обряд И вслед за чинною толпою Идти, не разделяя с ней Ни общих мнений, ни страстей.

Печорин не раз говорит о том, что в обществе, в котором он живет, нет ни бескорыстной любви, ни истинной дружбы, ни справедливых, гуманных отношений между людьми, ни осмысленной общественной деятельности.

Разочарованный, сомневающийся во всем, нравственно страдающий лермонтовский герой тянется к природе, которая успокаивает его, дает ему истинное эстетическое наслаждение. Пейзажные зарисовки в "Журнале Печорина" помогают понять сложный, мятежный характер главного героя романа. Они усиливают мотив одиночества, глубокой опустошенности Печорина и в то же время указывают на то, что в глубине его сознания живет мечта о прекрасной жизни, достойной человека. Окинув пристальным взором горы, Печорин восклицает: "Весело жить в такой земле! Какое-то отрадное чувство разлито во всех моих жилах. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине, — чего бы, кажется, больше? — зачем тут страсти, желания, сожаления?" Глубоким лиризмом окрашено описание утра, в которое произошла дуэль Печорина с Грушницким. "Я помню, — замечает Печорин, — в этот раз, больше чем когда-либо прежде, я любил природу".

Лермонтов создал правдивый, типичный образ, в котором отразились существенные черты целого поколения. В предисловии к роману автор пишет, что Печорин — "это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии". Образом Печорина Лермонтов выносит приговор молодому поколению ЗО-х годов. "Полюбуйтесь, каковы герои нашего времени!" — говорит он всем содержанием книги. Они "не способны более к великим жертвам ни для Блага человечества, ни даже для собственного... счастья". Это и упрек лучшим людям эпохи, и призыв к гражданским подвигам.

Лермонтов глубоко и всесторонне раскрыл внутренний мир своего героя, его психологию, обусловленную временем и средой, рассказал "историю души человеческой". "Герой нашего времени" — это социально-психологический роман.

“Герой нашего времени” не имеет авторского определения жанра (повесть, роман). Лермонтов как бы не хотел заключить “биографию души” Печорина в строгие жанровые рамки. Это давало автору большую свободу в развитии сюжета, разрешало вольную манеру изложения. Едва ли можно подозревать, что особенности построения лермонтовского романа были подсказаны преднамеренными “приемами” и “способами”, “игрой с формой”. Перестановка событий, нарушение их хронологии не вызваны какими-либо соображениями по поводу особых “приемов сюжетосложения”. Автору нужна была не хронология, а “диалектика души”. На первом плане психологическая задача, которой подчинено все остальное.

При чтении романа Лермонтова создается впечатление, что он вылился непосредственно из взволнованной груди в едином порыве вдохновенья. Это – тот случай, когда форму произведения менее всего можно сводить к сумме приемов, к голой технике. Белинский, как бы предвидя суждения некоторых современных исследователей и полемизируя с ними, писал о “Герое нашего времени”: “Содержание не во внешней форме, не в сцеплении случайностей, а в замысле художника, в тех образах, в тех тенях и переливах красот, которые представлялись ему еще прежде, нежели он взялся за перо, словом, – в творческой концепции.. . Он не обдумывает, не расчисляет, не теряется в соображениях: все выходит у него само собою, и выходит так, как должно… Этого нельзя сделать, сперва придумавши отвлеченное содержание, то есть какую-нибудь завязку и развязку, а потом уже придумавши лица и волею ж неволею заставивши их играть сообразные с сочиненною целью роли”.

Форма романа Лермонтова родилась вместе с идеей, как п стиль, и манера повествования, и “естественность рассказа, так свободно развивающегося, без всяких натяжек, так плавно текущего собственною силою, без помощи автора… Автор не погоняет обстоятельств, как лошадей, а дает им самим развиваться”.

“Герой нашего времени” в толковании Белинского – не,”сборник” или “сцепление” повестей, куда “вмонтирована” “авантюрная новелла” (“Тамань”), Это все критик относил к “внешней форме” – перед нами роман, “в котором один герой и одна основная идея”. Во внешней фрагментарности Белинский видел внутреннюю строгую завершенность, монолитность, “законченность, полноту и замкнутость целого”.

Лермонтов в “Герое нашего времени” создал не “гибридный жанр” “путевого очерка

С вставной драматической новеллой”, а классический образец лирического, психологического романа. Исходной точкой автору служило его убеждение в том, что “история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и полезнее истории целого народа, особенно когда она – следствие наблюдении ума зрелого над самим собою и когда она писана без тщеславного желания возбудить участие или удивление”.

Жанровые границы всегда условны, особенно в эпоху романтизма. Нет в это время жанров в абсолютно чистом виде: Здесь неизбежны переходы, стыки, моменты взаимопроникновения, взаимного обогащения. Это, однако, не исключает возможности определить жанр произведения, исходя из преобладающего значения в нем того или иного начала. Специфика содержания имеет огромное значение в искусстве применительно к его родам и жанрам. Родовые, жанровые границы выразительных возможностей условны. Но тем не менее эти границы существуют.

“Герой нашего времени” – роман лирический не только потому, что в нем один герой, что содержание его составляет “внутренний человек”, но и потому, что в повествовании преобладает личное начало. За каждой строкой ощущается присутствие автора. Роман Лермонтова с самого появления его в печати вызвал ожесточенную полемику.

(No Ratings Yet)

Определение жанра произведения Лермонтова “Герой нашего времени”

Другие сочинения по теме:

  1. М. М. Ю. Лермонтов – поэт поколения 30-х годов XIX века. “Очевидно,- писал Белинский,- что Лермонтов поэт совсем другой эпохи...
  2. Роман Г. Лермонтова “Герой нашего времени” стал важной вехой на пути становления реалистической литературы ХІХ столетие. Цель, которую ставил перед...
  3. “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” – первый в русской прозе лирико-психологический роман. Лирический потому, что у...
  4. Проза Лермонтова – и в особенности “Герой нашего времени” – сейчас хорошо освещенная область его творчества. Работу исследователя первым начал...
  5. Пейзаж в романе “Герой нашего времени” выполняет сложную идейно-композиционную роль (показывает место действия, фон для человеческих переживаний и т. д.)....
  6. Сочинения по литературе: Тема судьбы в романе М. Ю. Лермонтова Герой нашего времени печорин и вулич. В судьбе каждого великого...
  7. В основу психологического портрета Печорина Лермонтовым положенная “теория страстей”, когда душевные силы, если не найдут положительного выхода, портят хорошую природу...
  8. Раздумья о жизни и смерти, наверное, чуть ли не важнейшие в творчестве любого писателя. От способности правильно оценивать эти вопросы...
  9. Роман Лермонтова был не только “грустной думой” о времени, но и “грустной думой” о судьбе героя времени. Белинский лучше других...
  10. В. Г. Белинский писал: “Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в...
  11. Полемика вокруг романа Лермонтова легко может превратиться в бесплодный догматический спор, если у спорящих отсутствует определенность понятий. Понятие “романтизм” всегда...
  12. В “Предисловии” к “Герою нашего времени” нет этого доверительного тона. Автор как бы сомневается в существовании “читателя-друга”. Есть ли он...
  13. Первое, на что обращает внимание читатель при чтении “героя нашего времени”, – нарушение хронологической последовательности в ходе повествования. Роман состоит...
  14. Роман состоит из пяти частей – повестей, каждая из которых имеет свое название, свой сюжет и жанрово отличается от остальных....

1. Особенности композиции романа.
2. Черты различных жанров.
3. Цель совмещения жанров.

Композиция романа «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова достаточно сложна: события подаются не в хронологической последовательности, а по мере того, как автор узнает что-то новое о жизни своего героя. Источники этих сведений различны: это и рассказ Максима Максимыча, и личные наблюдения автора и, наконец, записки Печорина. Обстановка, в которой ведется повествование, также различна: Максим Максимыч рассказывает о Печорине своему случайному спутнику, наблюдения автора являются своего рода путевыми впечатлениями, дневниковые записи Печорина изначально не предназначались для чтения посторонними лицами. Множественность рассказчиков и способов повествования о событиях жизни героя, естественным образом повлекла необходимость использования элементов различных прозаических жанров.

Каждая из пяти глав романа представляет собой относительно законченное произведение — повесть. Уже в первой главе «Бэла» мы обнаружим черты сразу нескольких прозаических жанров. Та часть повествования, которая ведется от лица автора, в значительной степени характеризуется чертами путевого очерка. Пейзажные зарисовки, беглое описание нравов народов Кавказа, с представителями которых встречаются в пути автор и Максим Максимыч, само знакомство двух офицеров-попутчиков — все это яркие признаки путевого очерка. Автор поэтично описывает окружающий ландшафт, которым он имел возможность любоваться достаточно долго, учитывая небольшую скорость продвижения: «Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

Романтический пейзаж оттеняет реалистичное изображение бедной жилища: «...широкая сакля, которой крыша опиралась на два закопченные столба, была полна народа. Посередине трещал огонек, разложенный на земле, и дым, выталкиваемый обратно ветром из отверстия в крыше, расстилался вокруг такой густой пеленою, что я долго не мог осмотреться; у огня сидели две старухи, множество детей и один худощавый грузин, все в лохмотьях».

Таким образом, в путевом очерке присутствуют и черты романа-описания нравов. Но внутри путевого очерка содержится рассказ Максима Максимыча, который имеет ярко выраженные черты бивуачного рассказа. Этот рассказ не ведется плавно и непрерывно, так как Максим Максимыч и его собеседник путешествуют, то и рассказ временно прерывается, а затем возобновляется: «...теперь вы мне доскажете вашу историю про Бэлу; я уверен, что этим не кончилось». В то же время рассказ Максима Максимыча имеет черты кавказской новеллы — здесь есть и описание нравов местного населения, и любовная история, и упоминание о войне русских с чеченцами.

Черты романа — описания нравов — характеризуют как повесть «Бэла», так и весь роман «Герой нашего времени» в целом. Речь идет и о нравах жителей Кавказа, но главным образом, конечно, о нравах светского общества, представителем которого является Печорин.

В следующей главе-повести «Максим Максимыч» снова обнаруживаются черты нескольких жанров. Повествование ведется от лица автора, чьи дорожные впечатления, соответственно, составляют основу путевого очерка. В характеристике, которую автор дает Печорину, ярко проступают черты описания нравов: Лермонтов не просто описывает внешность героя и его встречу с Максимом Максимычем, но знакомит читателя с собственными выводами относительно некоторых личностных особенностей героя, а также наглядно показывает его в процессе общения с другим человеком.

В главе «Тамань» повествование ведется от лица Печорина. Примечательно, что здесь, как и в первых двух повестях, путевые впечатления играют весьма заметную роль. Однако «Тамань» имеет признаки и другого жанра — авантюрного романа или романтической повести о разбойниках. Волею случая герой вынужден остановиться на квартире, где он то и дело сталкивается со странным поведением хозяев. Таинственный разговор слепого и дочери хозяйки, подслушанный Печориным на берегу моря, необычные выходки и внешняя привлекательность девушки, приглашающей офицера на ночную прогулку в лодке — все это создает атмосферу приключения, заставляет напряженно следить за развитием сюжета. То, что любовник хозяйской дочери оказывается контрабандистом, также усиливает авантюрный колорит повести; истории из жизни разбойников нередко использовались писателями-романтиками.

В главе-повести «Княжна Мери», в которой рассказ также ведется от лица самого героя романа, объединены черты дневника, светской повести, авантюрного романа и описания нравов. Личный, исповедальный характер этой повести проявляется в многочисленных раздумьях героя, анализирующего мотивы собственных поступков. Дневниковая форма повествования позволяет передать не только хронологическую последовательность событий, но и последовательность сменяющих друг друга мыс-лей и переживаний героя: «Перечитываю последнюю страницу: смешно! Я думал умереть; это было невозможно: я еще не осушил чаши страданий и теперь чувствую, что мне еще долго жить».

Как и полагается в авантюрном романе, в повести «Княжна Мери» возникает причудливая любовная коллизия, в которой, впрочем, не такое уж больше место отводится любви как таковой. Грушницкий пытается привлечь внимание Мери, но быстро надоедает ей и злится на Печорина, который без труда завоевал любовь девушки. Попутно развивается линия давней привязанности Печорина и Веры. Кульминационным моментом повести является дуэль между Печориным и Грушницким: авантюра закручена таким образом, что внешне кажется, будто причиной дуэли является Мери, но не она и не Вера, а подспудная неприязнь героев, которая наконец нашла выход. Несмотря на то что Печорин и Грушницкий какое-то время поддерживали иллюзию дружбы, мотив этой неприязни проскальзывает уже при первом упоминании о Грушницком: таким образом автор акцентирует внимание на конфликте, пока тот существовал лишь в виде неопределенной перспективы.

Как и во всех главах романа, в «Княжне Мери» сильно нравоописательное начало; не только характер Печорина, но и характеры других персонажей описаны с психологической убедительностью. Печорин делает и смелые обобщения, например, когда рассуждает о нравах женщин, приводит замечания относительно воззрений представителей светского общества: «Грушницкий, как тень, следует за княжной везде; их разговоры бесконечны: когда же он ей наскучит?.. Мать не обращает на это внимания, потому что он не жених. Вот логика матерей!»

Наконец, в последней главе-повести «Фаталист» снова сочетаются черты нескольких жанров: авантюры, нравоописания, бивуачного рассказа и, пожалуй, философской притчи, ведь вопрос о предопределении так и остается открытым, хотя как будто имеются все доказательства его существования.

Но для чего Лермонтов использовал в своем романе элементы различных прозаических жанров? Вероятно, это связано с неоднозначностью, сложностью характера героя: словно в мозаичной картине, в его душе соединяется в причудливом узоре темное и светлое, рассудительность и авантюрность, скука и жажда деятельности, эгоизм высшей степени и страстное стремление быть любимым... Использование в романе элементов различных жанров позволяет добиться именно такой мозаичной картины, отражающей особенности души героя.

Вопрос о жанре «Героя нашего времени» всегда являлся важным для литературоведов, который занимались этим произведением, потому что сам роман М.Ю. Лермонтова представляет собой новаторское произведение русской классической литературы.

Рассмотрим жанр произведения «Герой нашего времени» и его основные композиционные и сюжетные особенности.

Жанровое своеобразие романа

«Герой нашего времени» был создан автором как роман, состоящий из ряда повестей. В начале позапрошлого века подобные произведения были популярным. В этом ряду стоит обратить внимание на «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя или «Повести Белкина» А.С. Пушкина.

Однако Лермонтов несколько видоизменяет эту традицию, объединив несколько повестей не образом единого рассказчика (как это было у Гоголя и у Пушкина), а с помощью образа главного героя – молодого офицера Г.А. Печорина. Благодаря такому писательскому ходу, автор создает новый для русской литературы жанр социально-психологического романа, который позже будет продолжен в творчестве его последователей Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других.

Для писателя на первый план выходит внутренняя жизнь его главного героя, внешние же обстоятельства его жизни становятся лишь фоном для развития сюжета.

Композиционные особенности произведения и их влияние на жанр романа

Жанр романа «Герой нашего времени» Лермонтова потребовал от автора отказаться от хронологической последовательности передачи сюжета, что повлияло на композиционную структуру произведения.

Роман открывается повествованием о том, как Печорин украл молодую черкешенку Бэлу, которая позже влюбилась в него, но эта любовь не принесла ей счастья. В этой части читатели видят Печорина глазами Максима Максимовича – русского офицера, штабс-капитана, который оказался командующим в крепости, в которой служил Печорин. Максим Максимович до конца не понимает странного поведения своего молодого подчиненного, однако, рассказывает о Печорине без осуждения, скорее, с сочувствием. Далее следует часть под названием «Максим Максимович», которая хронологически должна была бы завершать роман. В ней читатели узнают, что Печорин скоропостижно скончался по дороге в Персию, а рассказчику достался его журнал, в котором его автор признавался в своих тайных пороках и жизненных разочарованиях. В итоге следующими частями романа становится дневник Печорина, который рассказывает о событиях, произошедших с ним до встречи с Бэлой и знакомства с Максимом Максимовичем.

Жанровые особенности «Героя нашего времени» проявляются еще и в том, что каждая из повестей, входящая в роман, имеет свою направленность. Жанр и композиция «Героя нашего времени» позволяет заключить, что повести, составляющие роман, являются отражением тем и сюжетов, характерных для литературы той поры.

Повесть «Бэла» представляет собой классическую любовную историю с трагическим и острым финалом. Она чем-то напоминает романтические повести декабриста А.А. Бестужева, издававшегося под псевдонимом Марлинский. Повести «Тамань» и «Фаталист» являются остросюжетными произведениями, наполненными мистической предопределенностью, тайнами, побегами и характерным для этого жанра любовным сюжетом. Повесть «Княжна Мери» по жанру чем-то напоминает роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Здесь также присутствует описание светского общества, которое одинаково чуждо как главной героини произведения – княжне Лиговской, так и главному герою – Г.А. Печорину. Как и Татьяна Ларина, Мери влюбляется в мужчину, который кажется ей воплощением ее идеала, однако она, признавшись ему в любви, также получает от него отказ. Дуэль Печорина с Грушницким сюжетно близка дуэли, которая состоялась между Ленским и Онегиным. Более молодой и пылкий герой Грушницкий на этой дуэли погибает (также, как погиб Ленский).

Таким образом, особенности жанра «Героя нашего времени», свидетельствуют о том, что Лермонтов положил начало новому направлению в отечественной романистике – это направление можно назвать социально-психологическим. Характерными особенностями его стало глубокое внимание к миру личностных переживаний героев, обращение к реалистическому описанию их поступков, стремление определить основной круг ценностей, а также поиск смысложизненных основ бытия человека на земле.

Тест по произведению

Вопрос о жанре «Героя нашего времени» всегда являлся важным для литературоведов, который занимались этим произведением, потому что сам роман М.Ю. Лермонтова представляет собой новаторское произведение русской классической литературы.

Рассмотрим жанр произведения «Герой нашего времени» и его основные композиционные и сюжетные особенности.

Жанровое своеобразие романа

«Герой нашего времени» был создан автором как роман, состоящий из ряда повестей. В начале позапрошлого века подобные произведения были популярным. В этом ряду стоит обратить внимание на «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В. Гоголя или «Повести Белкина» А.С. Пушкина.

Однако Лермонтов несколько видоизменяет эту традицию, объединив несколько повестей не образом единого рассказчика (как это было у Гоголя и у Пушкина), а с помощью образа главного героя – молодого офицера Г.А. Печорина. Благодаря такому писательскому ходу, автор создает новый для русской литературы жанр социально-психологического романа, который позже будет продолжен в творчестве его последователей Ф.М. Достоевского, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого и других.

Для писателя на первый план выходит внутренняя жизнь его главного героя, внешние же обстоятельства его жизни становятся лишь фоном для развития сюжета.

Композиционные особенности произведения и их влияние на жанр романа

Жанр романа «Герой нашего времени» Лермонтова потребовал от автора отказаться от хронологической последовательности передачи сюжета, что повлияло на композиционную структуру произведения.

Роман открывается повествованием о том, как Печорин украл молодую черкешенку Бэлу, которая позже влюбилась в него, но эта любовь не принесла ей счастья. В этой части читатели видят Печорина глазами Максима Максимовича – русского офицера, штабс-капитана, который оказался командующим в крепости, в которой служил Печорин. Максим Максимович до конца не понимает странного поведения своего молодого подчиненного, однако, рассказывает о Печорине без осуждения, скорее, с сочувствием. Далее следует часть под названием «Максим Максимович», которая хронологически должна была бы завершать роман. В ней читатели узнают, что Печорин скоропостижно скончался по дороге в Персию, а рассказчику достался его журнал, в котором его автор признавался в своих тайных пороках и жизненных разочарованиях. В итоге следующими частями романа становится дневник Печорина, который рассказывает о событиях, произошедших с ним до встречи с Бэлой и знакомства с Максимом Максимовичем.

Жанровые особенности «Героя нашего времени» проявляются еще и в том, что каждая из повестей, входящая в роман, имеет свою направленность. Жанр и композиция «Героя нашего времени» позволяет заключить, что повести, составляющие роман, являются отражением тем и сюжетов, характерных для литературы той поры.

Повесть «Бэла» представляет собой классическую любовную историю с трагическим и острым финалом. Она чем-то напоминает романтические повести декабриста А.А. Бестужева, издававшегося под псевдонимом Марлинский. Повести «Тамань» и «Фаталист» являются остросюжетными произведениями, наполненными мистической предопределенностью, тайнами, побегами и характерным для этого жанра любовным сюжетом. Повесть «Княжна Мери» по жанру чем-то напоминает роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

Здесь также присутствует описание светского общества, которое одинаково чуждо как главной героини произведения – княжне Лиговской, так и главному герою – Г.А. Печорину. Как и Татьяна Ларина, Мери влюбляется в мужчину, который кажется ей воплощением ее идеала, однако она, признавшись ему в любви, также получает от него отказ. Дуэль Печорина с Грушницким сюжетно близка дуэли, которая состоялась между Ленским и Онегиным. Более молодой и пылкий герой Грушницкий на этой дуэли погибает (также, как погиб Ленский).

Таким образом, особенности жанра «Героя нашего времени», свидетельствуют о том, что Лермонтов положил начало новому направлению в отечественной романистике – это направление можно назвать социально-психологическим. Характерными особенностями его стало глубокое внимание к миру личностных переживаний героев, обращение к реалистическому описанию их поступков, стремление определить основной круг ценностей, а также поиск смысложизненных основ бытия человека на земле.

Тест по произведению



Похожие статьи
 
Категории