«Отдаленная близость»: особый театр, особые актеры. Педагогический проект «Интегративный театр как средство социализации и реабилитации детей с особенностями развития

26.02.2019

Спектакль, в котором участвовали вместе с профессиональными актерами люди с ограниченными возможностями, показала в Москве немецко-российская труппа. В рамках обширной культурной программы, посвященной «перекрестному» году Германии в России и России — в Германии, этот проект — особенный. Интегративный театральный проект — так он называется. Определение «интегративный», привычное для немецких детских садов, неформальных групп, школ, означает, что в них вместе с обычными детьми учатся, играют и так далее дети с ограниченными возможностями здоровья. Так и здесь: участвуют как профессиональные актеры, так и актеры с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот «особый» театр — явление для России уникальное, в отличие от Германии и европейских стран, где таких театров немало и они, как правило, получают бюджетные дотации.

Проект называется «Отдаленная близость». К его реализации были приглашены профессионалы из Германии, где искусство людей с ОВЗ уже давно органично вплетено в культурную жизнь страны. В обществе (во всяком случае, российском) инвалидам приходится нелегко. Но, чтобы люди с проблемами ментального или психического здоровья создавали нечто культурно и общественно значимое, надо искать способы включить их в жизнь социума. В последние 15-20 лет творческая деятельность таких людей в странах ЕС признана профессиональной. Но в России человека с ОВЗ воспринимают как объект приложения социальной помощи, а не как личность, способную к труду и творчеству.

Возможность пробовать

Проект «Отдаленная близость», демонстрирующий один из возможных путей решения проблемы, инициирован руководителем отдела культурных программ Института Гете в Москве Вольфом Иро (Wolf Iro). Спектакль поставлен театральной студией «Круг II». Премьерные показы состоялись на сценической площадке московского театра «Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина». Почему был выбран именно он?

ЦДР со дня своего основания являлся центром театрального эксперимента. «Людям надо давать возможность пробовать», — говорил его основатель Алексей Казанцев. В этом плане проект «Отдаленная близость» созвучен миссии Центра драматургии и режиссуры.

В России, где только началась борьба за признание людей с ОВЗ равноправными членами общества, подобный проект немыслим без основательной подготовки. Еще в апреле была организована творческая мастерская, где отобрали трех профессиональных артистов (двух актеров и танцовщицу), которые стали работать со студией «Круг II». Так что спектакль — результат восьмимесячного интенсивного сотрудничества режиссеров Герда Хартмана (Gerd Hartmann) и Андрея Афонина. Они знакомы друг с другом больше десяти лет, с тех пор как Афонин стал знакомиться с европейским опытом и новыми подходами к интегративному театру и пригласил Хартмана и двух его коллег из театра «Тиква» (Thikwa), одного из самых оригинальных интегративных театров на всем немецкоязычном пространстве, на мастер-класс в Россию. Театр «Тиква» (в переводе с иврита — «надежда») расположен в Берлине и дает более 100 спектаклей в год.

Герд Хартман родился в Мюнхене. Последователь Ежи Гротовского и Джорджа Табори, с творчеством которых его связывает многое (жесты, пластика, пантомима), он представляет одно из авангардных направлений немецкого театра. С 2010 года вместе с Николь Хюммель (Nicole Hummel) руководит театром «Тиква». Что касается Андрея Афонина, худрука студии «Круг II», то у него — более чем двадцатилетний опыт социокультурной реабилитации. Афонин-режиссер — это синтез театра пластической драмы и современного русского «особого театра».

Спектакль «Отдаленная близость» начинается с вопроса, с одной стороны, банального, с другой — реально волнующего многих: «Почему я живу?» Контекст — то есть то, что речь идет о людях с ограниченными возможностями, — ставит этот вопрос в совершенно иное измерение. Кстати, весь текст написан людьми с особенностями ментального или психического здоровья. Впрочем, в сущности, весь литературный авангард — это попытка избавиться от привычного строя фраз и «заданного», проторенно-логического хода мыслей, добиться особого звучания, которое у авторов с ОВЗ естественно вытекает из особенностей их восприятия мира.

Импровизация и школа

Два наивных персонажа ведут спектакль, погружая зрителей в серьезный разговор, затем вдруг рассказывают пасторальную сказочку. Они пытаются соединить разрозненные части целого, придавая обсуждаемым глобальным темам простой жизненный смысл. Актеры с ОВЗ дают прекрасный импровизационный материал, профессионалы органично подводят под него русскую классическую школу, танцовщица предлагает полный спектр выразительных средств — от аутентичного танца до танца буто. Весь этот сложный набор участников и определяет оригинальность смыслов и художественного выражения. С точки зрения актерского мастерства можно сказать, что используется своего рода синтез систем Брехта и Станиславского: прохладная отчужденность диалогов по Брехту и одновременно удивительная ангажированность актеров в каждый момент действия.

На пресс-конференции Хартман признался: «Мой театральный учитель Джорж Табори сказал однажды, что его задача — не в том, чтобы делать из людей актеров, а в том, чтобы делать из актеров людей. Наши неординарные коллеги многому нас научили. Просто быть на сцене, не сбиваясь на стереотипные приемы и клише, — это большое искусство. Здесь актеры с академическим образованием могут многому поучиться у своих особенных партнеров».

Надо сказать, что дарование «особенных» авторов и артистов бесспорно. Свобода от штампов, искренность восприятия и страсть быть услышанным и понятым производят сильное впечатление. Есть люди, которые это давно понимали, как, например, замечательный поэт Дмитрий Кедрин:

«Был слеп Гомер, был глух Бетховен
И Демосфен косноязык.
Но кто поднялся с ними вровень?
Кто к музам, как они, привык?..»

Владимир Анзикеев

Перечень дополнительных общеобразовательных программ
и платных дополнительных образовательных услуг, реализующихся
в 2016-2017 гг.

Занятия проводят педагоги дополнительного образования: Попова Наталья Тимофеевна, Егорова Вера Анатольевна.

Образовательные услуги на бюджетной основе
1. «Азбука пластического выражения. Коррекционно-развивающие занятия», возраст 10-18 лет, срок реализации - 2 года, социально-педагогическая направленность, базовый уровень.
2. «Интегрированная театральная студия «Круг I» (базовый уровень), педагог Попова Н.Т., возраст 10-18 лет, срок реализации - 2 года, социально-педагогическая направленность;
3. «Интегрированная театральная студия «Круг I» (углубленный уровень), педагог Попова Н.Т., возраст 12-18 лет, срок реализации - 3 года, социально-педагогическая направленность.
4. «Музыкальное развитие» (занятия в интегрированной группе), педагог Егорова В.А., возраст 8-18 лет, срок реализации - 3 года, социально-педагогическая направленность, базовый уровень.

Платные дополнительные образовательные услуги
1. «Творческая мастерская «Театральные проекты «Круг I», педагог Попова Н.Т.,
возраст от 18 лет, срок реализации - 1 год;
2. «Мастерская импровизации», педагог Попова Н.Т., возраст от 18 лет, срок реализации-
1 год;
3. «Мы играем и поем» (музыкально-ритмические игры для молодежи
с ограниченными возможностями здоровья), краткий и полный курсы, педагог Егорова В.А., возраст от 18 лет, срок реализации - 1 год.

В составе групп театральной студии «Круг-I» -- дети и молодежь (11-18 лет) с выраженными нарушения психофизического развития (ДЦП, аутизм, шизофрения, соматические, генетические заболевания и другие), а также дети из неполных и многодетных семей, ослабленного здоровья, имеющие психотравматический опыт.

Цель образовательной программы: развитие личности в процессе творческой деятельности в театральном коллективе; создание современных, красивых спектаклей; содействие формированию положительного образа человека с инвалидностью в культуре.
Деятельность интегрированной театральной студии направлена на решение реабилитационных, образовательных и эстетических задач. Она включает в себя следующие виды занятий:
Коррекционно-развивающие упражнения
Освоение языка аутокоммуникации
Сценическое движение
Сценическая речь
Актерское мастерство
«Азбука импровизации»
Танцевальная импровизация
Развитие зрительного и других видов восприятия
Освоение основ динамической композиции в коллективной импровизации
Знакомство с историей театра
Хор
Вокальные тренинги
Музыкальная импровизация

Отличительными особенностями программы являются: наличие коррекционно-формирующего аспекта педагогической деятельности -- направленность на коррекцию сенсомоторного уровня как базового уровня развития высших психических функций; использование музыкально-пластического импровизационного языка (язык движения и звучания тела -- «язык, понятный для всех», его использование как средства создания сценического образа позволяет объединить в театральном действии актеров разного уровня психофизического развития -- создать условия для их интеграции; деятельностный подход к обучению, развитию, воспитанию: участники театральной студии в процессе обучения оказываются вовлеченными в созидательную деятельность, позволяющую им, с одной стороны, выступать в качестве исполнителя, а с другой -- автора-творца, что требует от них самостоятельности, внутренней свободы, оригинальности мышления.

Программа позволяет объединить в театральном действии актеров разного уровня психофизического развития - (создать условия для их интеграции); использование приемов различных культурно-исторических форм (видов и жанров) театра для развития театральной деятельности обучающихся; формирование рефлексивного типа поведения у обучающихся, независимо от уровня их психофизического развития, при этом рефлексия понимается как такой показатель развития личности, который проявляется в умении интегрировать жизненный опыт, дать целостный и эстетический отклик на жизненное или сценическое событие, а также в умении к нему отнестись.

ИТС "Круг-I" выступает на театральных площадках г. Москвы, других городов, является участником различных российских и международных фестивалей, в том числе: Международный фестиваль «Солнечная волна» (Киев, 2003), Международный фестиваль «Непротоптанная тропа» (Люблин, Польша, 2006, 2010); Международная Биеннале театров с участием людей с инвалидностью (Лодзь, Польша, 2008); Фестиваль особых театров «Капаситарте» (Альмерия, Испания, 2008); Первый московский фестиваль творчества людей с особенностями психического развития «Нить Ариадны» (Москва, 2010); в рамках мероприятий перекрестного года «Франция - Россия 2010» спектакль «Взгляд» был представлен в Париже на сцене театра Les Chapiteaux Turbulents.

Постановки
«Король-Олень» - спектакль по пьесе К. Гоцци, 1996 г.
«Лодка» - фольклорный спектакль, 1997 г.
«Бродячий театр» - проект, 2002-2003 гг.
«Концертная мозаика» - концертная программа, 2005 г.
«Волшебная флейта» - музыкальный спектакль по мотивам оперы В.А. Моцарта, 2001-2006 гг.
«Перфоманс в музейном пространстве» -- совместный проект с ГТГ на Крымском Валу. Цель проекта - сделать музейное пространство доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья. Этот образовательный проект проводится в виде интерактивных экскурсий - перформансов, с 2007 г. - по настоящее время.
«Есть ли индивидуальность у мух?» -- спектакль-размышление, составленный по этюдам и импровизациям участников театральной студии, 2007-2009 гг.
«Взгляд» - музыкально-пластический спектакль, 2009-2012гг.
В настоящее время ведется работа над спектаклями "Уроки иностранных языков", "В мире животных", "Слеш".

Интегральный театр, созданный греками в начале нашей эры, стал особым способом измерения пространства в его социальном значении. Он предложил модель вербального проживания мистерии - высших форм переживаний, которые способен познать человек.

Вербальная форма приходит в противовес ритуализированной невербальной форме переживания пространства, и с этого момента мы можем говорить о начале периода осознания пространства в жизни людей, что было выражено в схеме вербального проживания, в процессе познания схемы, а не просто в следовании.

И хотя греки уже подарили миру великих мыслителей и математиков (один Аристотель чего стоит), на уровне общественного сознания можно говорить о коренном изменении мышления именно с приходом театра. И здесь греки, по сути, первыми задали некое условие, сформировали науку исследования меры человека в изменяющейся природе бытия, где было привнесено понятие принципа дополнительности, заложенного в природе рождения и смерти человека.

Театр задал идеологию трагизма человека, или переживание нового и переходящего в естественных законах рождения человека, его проживания и ухода. Греческий (он же интегральный) театр очерчивает, задает перед нами границы пространства и учит жить в законах этих границ, переживать законы этих границ. Он полагается на понимание пространственных связей (место, форма, архитектура) и их соотношение с поведенческим характером, а верней, настройкой человека через призму различных форм переживаний. То есть, к примеру, любовь была определенной мерой мысли, настройкой на природу Афродиты.

Мы можем обозначить подобные соответствия и как зачатки познания мышления на уровне социального устройства. И это отличает их и от технического способа сосредоточения, который параллельно развивается в китайском театре, и от визуализации в индийском театре. Нас в данном случае интересует проявление дополнительности в мышлении, вербальное осмысление невербального, познание природы переживания мышлением. На смену невербальному подчинению сонму двенадцати богов приходит вербальное осмысление, переживание сил, заложенных или представленных этими богами. Греческий театр интегрирует в сознание невербальную схему подчинения пространству, становясь искусством взращивания мышления, запускающего процесс осмысления задаваемого на поведенческом уровне, которое до этого воспринималось невербально.

Осмысление - мера вербального усилия, удерживающая процессы в пространстве, так сказать, на вербальном плане, на плане сосредоточенности. Развитие этого мы впоследствии будем наблюдать уже не столько в римском театре, сколько в римской философии. Римский же театр перейдет на формы манипулирования человеческим сознанием, и связано это будет с резким развитием переживания властью. Он станет инструментом управления людьми и перестанет быть интегральным.

Задача же интегрального театра - это личностная вербальная определенность, которая проигрывается в головах, переходя в игру мысли со смыслом. Это резонирует, это действие, это поле боя для формирования мысли, а не только реагирование на импульсы (невербальное), это интегрирование своего сознания в природу не просто бытия, а переживания бытием. То есть не мозг реагирует на процессы, а процессы становятся усилием познания мозгом. Интегральный театр интегрирует человека в процесс резонанса с природой своего бытия, уводя от слепого подчинения, следования невербальности. Хотя надо признать, что в дальнейшем вербальность в мозге человека проиграла невербальности в самом главном - понижении частотности функционирования мозга.

Однако с приходом греческого театра человек стал участвовать в формировании своего миропорядка, а не просто следовать. Также можно сказать, что театр сформировал неизвестную прежде философию или даже политику жизни - политику совершенствования человеческих качеств, а не просто принятия той или иной заложенной от природы данности. Возможно, это была попытка простроить социальное существование людей по принципу «жизнь есть игра, жизнь есть театр». То есть театр изначально создавался как наука, а не как зрелище. Это была реальная кафедра древнегреческого Олимпа.

Возможна и другая, параллельная задача: греки хотели закрепить природу женского начала, культа Афины Паллады, предвидя уничтожение невербальных ценностей и умения настраиваться на высшие миры (что потом назовут язычеством). Это и произошло с приходом римского владычества, хоть и не сразу.

Таким образом, греческий театр пытался узаконить не только переживания, но и божественный статус женщины в социуме как основы переживаний - как по форме, так и по существу. Teatr - te atrium - atrium dei: театр как место для поддержания связи с богом. В общем, налицо смена лица, и невербальный статус Зевса заменяет первичная человеческая вербальность (она же чувственность) в лице Диониса. Интегральный театр вводит интересный штамп - обожествление переживаний. На смену штампу Зевса приходит штамп Диониса. А может, это не противовес, а смена интегрирования людей в природу макрокосмоса. Рождение Диониса из бедра Зевса - это изменение условий появления бога, следовательно, и его статусности.

Давайте проследим интересный факт. Сначала античных богов формировало пространство, затем они создавали сами себя, затем за счет парных связей, затем за счет отдельных сосудов тела, в которых заложен тот или иной вид переживания. Бедро - это переживание движением. Даже если рассматривать это не последовательно, а параллельно, где каждый бог - это то или иное интегральное поле, и где свой принцип рождения все равно выглядит любопытно.

И тогда Гея, Афина Паллада, Афродита, Деметра, Артемида, Геба, Персефона получают новое осмысление, порождение, где их также можно рассматривать как совершенных женщин по принципу греческих героев во главе с Аполлоном. Впрочем, также правильно было бы называть греческих героев Совершенными.

Геракл, Одиссей, Орфей, Ахилл - Совершенные, которых объединяет способ проникновения в то или иное пространство. Их отличительность заключается в том способе напряжения, которое могут создавать эти герои. Геракл, собственно, и являет собой знание о двенадцати напряжениях, а его двенадцать подвигов - это знание о проникновении в одно из двенадцати интегральных полей.

Но, так или иначе, женских божеств и принципы демонстрировали в первую очередь мужчины, используя маски. И, разумеется, следовало выразить силу настройки на переживания, а не просто демонстрацию переживаний. Таким образом, мы имеем четкую структуру интегрального представления древних о функциональности пространства, разделенного на четыре условия, четыре уровня конуса, ведущего к алтарю, коим и являлась сцена, и куда сходилось двенадцать лучей (разделение по солнечному кругу). Внутри - девять уступов по принципу мистерии Диониса.

Особым являлся первый ряд театрона, предназначенный для жрецов и правителей. Зрители делились по номинальному принципу. По сути, можно назвать интегральный театр своеобразной лабораторией.

Но так как строительство интегрального театра продолжалось недолго, греки не смогли довести эту затею до завершения. На смену грекам пришли римляне. Театр стал зрелищем и потерял свою интегральность, все свелось к низким интегральным эквивалентам порождения и смерти.

И лишь благодаря кельтским бардам и окситанским трубадурам в средние века возрождается идея интегрального театра. И то не в полной мере, потому что понимание того, что такое невербальность, его соответствующая ритүализация - все это ушло в историю. Но опять мы видим идею дополнительности, женский принцип поиска высших переживаний. Правда, мистериальная драматургия уже строится вокруг христианских ценностей, если не считать такие интегральные эпизоды, как, к примеру, формирование танцевальных схем по принципу фламенко.

Мы замечаем, что интегральность и здесь выводит женщину на задачи, связанные со строительством внутреннего мира, и женщина закрепляет на все времена право самостоятельности, игры, обыгрывания своей природы, которую в той или иной степени на протяжении всего послеантичного мира узурпирует мужчина.

Интегральность действий при этом опирается, как и изначально, на мерность Олимпа, который только классифицирует природу бытия через призму двенадцати высших переживаний (героизм, трагизм, драматизм, лиризм, популизм, сатира, комедия, эротика, авантюризм и т. д). В средние века театр действий строился вокруг идеи двенадцати апостолов во главе с Иисусом Христом, и здесь мы видим уже попытку вернуться к невербальности, основой которой становится вера. Азиатские направления мы убираем в сторону, так как они основываются на .

Осмысливая переживание интегральности природы в интегральном театре, человек попытался вербально учиться переживать дела божественные, причем в разных формах восприятия и соучастия, и попытался разобраться в механизмах пространственного творения. Но какова мера этого соучастия? Мера эта уникальна, она формируется связью временных конечных и вневременных бесконечных процессов, в которых временное постоянно умирает или освобождает нас от себя, а вневременное воскрешает. Задается мера переживаний, вписанная в законы интегрированности пространства, которое представлено . В древнегреческом театре эта мера имела значение как дионисизм, мера проникновения в пространство за счет осознания, абсорбирования переживания.

Итак, мера переживаний, вписанная в законы интегрированности пространства называется дионисизм. Дионисизм - мера измерения между временным и вневременным, то есть это временно-пространственная характеристика, фиксирующая процесс переживания, если хотите, процесс возбуждения, при котором происходит абсорбция или усваивание энергии более высокого порядка. Это брожение - роль, которая отводится хору. Хор - это технологический процесс ферментации. Это способ увязывания нас с силами того или иного поля. Ведь привнести великую ноту мало, ее еще надо усвоить.

Это мера экстатичности, это определенное значение резонанса. Мера умирающего одного и воскрешаемого другого. И здесь, конечно, греки не новы - подобное проходили и египтяне, но они не предложили меру, связывающую вербальное с невербальным. И мы говорим уже не о мистерии, где основой культа является невербальность, а об интегральном театре, где основой культа стала вербальность, ментальность. Эталоном становится кровь неба, или кровь Диониса, или вино. Системная нагрузка здесь уникальна - кровь сопоставляется с вином.

И ведь какая глубина закладывается в идеи этого сопоставления! Кровь человеческая временная, и кровь пространственная вневременная, представленная лозой. Кровь великого виноградаря, которую символизирует тот же Дионис. Но здесь важно понимание смысла и временное пребывание, до статуса вневременного переживания пришпиливающего сознание к голове - подобно шпилькам «Эвтерпа» .

Вопросы и ответы

Человек явлен миру. Это – как появление нового действующего лица на сцене. Что представляют ЕСТЕСТВЕННЫЕ законы рождения человека в Древней Греции? Что представляют законы рождения человека в современных условиях? Что представляет предпосылка зарождения человека? Интересует история на тему: мне ВДРУГ(?) стали нужны те, кто мог бы меня породить и я пошел их искать.
Не все ответы должны быть явлены, но это не должно лишать нас проработки вопросов.

Глубину данной статьи предстоит оценивать не единожды. Считаю, ее одной из ключевых. Нас подводили к ней достаточной долгий промежуток времени. На мой взгляд в ней свели воедино моменты перехода, когда человек, чувствовал себя с пространством единым целым, частью пространства и когда он почувствовал себя отделенным от пространства, когда рухнула связь, мост, соединяющий человека и пространство. Именно тогда человек пошел по пути познания добра и зла, познания дуальности. И это только один из аспектов, затрагиваемых в статье. Насколько верны, не рискну написать выводы, но впечатления, касающиеся взаимотношений человека и пространства?
Да, именно так, но началось всё-таки это раньше. Да и, собственно, мистерии можно рассматривать как начало театра, только на невербальном уровне.

Уточнение по предыдущему вопросу. Считаю эти вопросы важными, т.к тема отцов и детей всегда актуальна, одно из сильнейших переживаний человека Иногда, в конфликтных ситуациях между родителями и детьми приходиться слышать диалог, в котором родители призывают детей больше уделять им внимания, денег, времени, заботы на том основании, что, когда дети были маленькими, родители заботились о них, кормили, поили, воспитывали. На что дети могли ответить, что они не просили родителей их рожать. Может ли быть выбор родителей при порождении делом случая, или существуют законы порождения человека на Земле и какие? Какую роль играет пространство при порождении человека?
Эта тема сложная, и вначале надо разобраться с образованием не только детей, но и родителей, что б даже порассуждать на тему данного вопроса!

Можно ли сказать что интегральный театр материализовал группу лантаноидов в таблице Менделеева во временном пространстве?
Приятно воспринимать, что люди могут видеть подобное сопоставление. Это сегодня редкость. Сам ход вашего мышления не менее интересен, чем идеи древних греков. Но, конечно, в прямую сопоставлять так не стояло в задачах той реальности.

Отправить эту страницу другу


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ФАКЕЛ» РАБОЧЕГО ПОСЕЛКА КОЛЬЦОВО

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Интегративный театр как средство социализации и реабилитации детей с особенностями развития»

Алефтина Павловна Тихонова

Кольцово–2009

Аннотация проекта

Проект реализуется МОУ ДОД ЦДТ «Факел» р. п. Кольцово в рамках работы интегративного театра детей-инвалидов «Кольцобинчик». Ведущая идея проекта – сделать жизнь детей-инвалидов не выживанием, а развитием. Целью же является социальная адаптация детей с особенностями развития средствами интегративного театрального искусства, формирование у общества адекватного отношения к людям с особенностями развития.

Идея реализации данного проекта возникла из-за той политической и социальной ситуации, которая сложилась в нашем обществе, поэтому положительные результаты реализации данного проекта имеют для общества может быть гораздо большее значение, чем для самих детей-инвалидов. Миссия детей-инвалидов на Земле – сделать этот мир добрее, и реализацией данного проекта автор вносит свой скромный вклад в великое дело гуманизации общества. Суть данного проекта состоит в подготовке детей-инвалидов к жизни в обществе через их занятия театральным искусством, знакомство общества с самобытным искусством инвалидов через участие театра «Кольцобинчик» в концертных программах и фестивалях, не ориентированных на инвалидов, через совместные постановочные номера. В результате реализации данного проекта дети-инвалиды не должны вырасти «социальными инвалидами», а общество должно быть готовым принять их.

Постановка проблемы

Проблема включения в микросоциальную среду людей с особенностями развития , как показывает мировой опыт, является общечеловеческой. Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается, как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, ослабляет его социальную значимость, обособляя его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми. Следствием ориентации общества и Государства на эту модель является изоляция ребенка с ограниченными возможностями от общества в специализированном учебном заведении, развитие у него пассивно-иждивенческих ориентаций. Тем не менее, проблемы социальной адаптации и реабилитации, в виду их актуальности, широко и разносторонне разрабатываются, в основном специалистами-дефектологами и социальными работниками.

Во все времена и у всех народов в качестве «средства исцеления» различных болезней и состояний использовались музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и ритуалы, мистерии и многое другое. Современные психологи и дефектологи все чаще используют арт-терапию как естественный и бережный метод исцеления и развития души и тела через художественное творчество. Многолетний опыт автора проекта по работе с детьми-инвалидами показал, что одним из самых эффективных способов социальной адаптации является интегративный театр. Под интеграцией здесь понимается совместное творчество детей-инвалидов и здоровых детей и взрослых. Кроме того, интегративный театр оказался и эффективным средством реабилитации, в том числе и медицинской. Ховард Бутен, писатель, врач, психиатр , всемирно известный клоун Буффо, один из руководителей французского интегративного театра «Турбулес» сказал: «Результаты столь поразительны, что через несколько лет занятий детей-инвалидов в таком театре, родители вообще начинают сомневаться, а правильно ли поставлен диагноз, был ли ребенок болен».

Совместное творчество дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и пси­хическим недостаткам, чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с особенностями развития совместное творчество ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Осенью 2001 и 2004 годов в Москве прошли I и II Всероссийские фестивали «Особых» театров России. («Особых» - значит с участием людей с особенностями развития). Эти фестивали показали, что движением «Особых» театров в нашей стране в основном охвачены дети-инвалиды интернатов и специализированных школ , а так называемые «домашние», «неорганизованные» дети-инвалиды находятся в социальной изоляции , что также является насущной проблемой.

Реализация проекта «Интегративный театр как средство социализации и реабилитации людей с особенностями развития» позволяет решить подобные проблемы. Актуальность подобной работы (организации интегративного театра) в рамках населенного пункта была обусловлена с одной стороны потребностью в ней со стороны семей с детьми-инвалидами, с другой стороны отсутствием на территории поселка специализированных учреждений для работы с детьми-инвалидами. Проект ориентирован, в основном, на работу с детьми-инвалидами, не посещающими учреждения общего образования, т. к. дети, посещающие школы, как правило, с большим трудом осваивают основные образовательные программы . Все их усилия в основном направлены на учебу и лечение, и уже не остается сил и времени на дополнительное образование. Для «неорганизованных» детей творческая работа – единственный способ реализовать себя.

В качестве отличительных особенностей данного проекта можно отметить следующие аспекты:

· Включение театральной деятельности (из опыта работы) в систему работы с детьми-инвалидами в рамках Новосибирской области ;

· Направленность деятельности интегративного театра на работу с общественностью;

· Объединение в театральном коллективе детей-инвалидов с различными диагнозами без ограничений по возрасту и здоровых детей и взрослых (родственники детей-инвалидов, профессиональные и любительские театральные коллективы, танцевальные коллективы, творческие группы, воспитанники Воскресной школы и т. п.);

· Адаптация театрального репертуара для постановок коллектива детей-инвалидов, а также авторские разработки сценариев и участие обучающихся в разработке сценариев;

В декабре 2007 года – «Кольцобинчик» - победитель в номинации «актерское мастерство» на XI Омском фестивале творчества детей с ограниченными возможностями «Преодоление».

В мае 2008 года – финалист VII международного театрального фестиваля «Непротоптана стежина» г. Львов (Украина).

В августе 2008 года театр «Кольцобинчик» представлял Новосибирскую область на Всероссийском фестивале «Вместе мы сможем больше», посвященном 20-летию Всероссийского общества инвалидов (г. Москва).

В октябре 2008 года театр «Кольцобинчик» награжден дипломом «За подвиг служения театру» экспериментального фестиваля мини и моно спектаклей «Малая Академия – 8» (г. Новосибирск).

В ноябре 2008 года – лауреат районного фестиваля детского творчества «Творение души и рук моих» и лауреат 15-го Городского фестиваля детского творчества «Мы талантливы» (г. Новосибирск).

В декабре 2008 года – «Кольцобинчик» - лауреат II степени в номинации «театральное искусство» XII Омского фестиваля творчества детей с ограниченными возможностями «Преодоление».

В 2007 году руководитель театра Алефтина Павловна Тихонова награждена дипломом III степени VII Всероссийского конкурса педагогов дополнительного образования детей «Сердце отдаю детям».

В 2007 году дети-инвалиды – артисты театра «Кольцобинчик» Скворцов Алексей, Семенов Михаил, Кирьянова Ольга, награждены именными премиями наукограда Кольцово за достижения в области культуры, Саша Литягин удостоен губернаторской стипендии детям-инвалидам, одаренным в области культуры и искусства, а Дима Тутов – стипендии благотворительного общественного фонда «Наш день». В 2008 году губернаторской стипендии одаренным детям-инвалидам удостоен Тутов Дима.

В среднем в течение года театр «Кольцобинчик» выступает от 15 до 20 раз.

Театр с участием актеров с ОВЗ – самобытное явление. И он должен искать собственные пути, а не имитировать привычные для современной культуры образцы театрального творчества. Как это ни парадоксально звучит, особый театр — это не театр ограничений, а театр возможностей, — ведя поиск дополнительных возможностей актеров, режиссер такого театра, его педагоги, по сути, ведут работу с резервами человеческого тела, психики, интеллекта. Такой театр возвращает нас к истокам театральной культуры, помогая вновь обрести забытые ценности, способствует обновлению современной культуры.

Всероссийский фестиваль особых театров Протеатр

Проходит раз в три года (2000, 2004, 2007, 2010, 2013, 2016) - это беспрецедентный проект в российской культуре.

Фестиваль представляет лучшие образцы театрального искусства людей с ОВЗ, существующие в настоящее время в России и за рубежом. Фестиваль собирает и анализирует информацию о многочисленных особых театрах России, не разделяя их по характеру инвалидности, степени профессионализма, жанрам исполнения.

Участниками фестиваля являются театральные коллективы, в работе которых принимают участие люди практически со всеми типами функциональных нарушений: с нарушением зрения, нарушением слуха, имеющих интеллектуальную недостаточность, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением эмоциональной сферы, с соматическими, генетическими и психическими заболеваниями, а также их здоровые сверстники, ищущие нового понимания жизни.

Цель фестиваля - создать площадку для творческого переосмысления реальности и активного созидания будущего. Мы стремимся объединить здоровые силы общества вне зависимости от национальных, политических, религиозных и любых принадлежностей для творческого переосмысления действительности.

Искусство людей с инвалидностью не является инвалидным. Особый театр возвращает нас к истокам культуры (театрального феномена), помогая вновь обрести забытые нами ценности; он приумножает сокровища культуры, а значит, способствует всеобщему обновлению.

Брат, Chang

Дай мне еще секунду, Danzamobile

Взгляд, ИТС Круг

А у нас в Новгородчине…, Жест

Имаджинариум, Надежда

Из глубины возвах, Лик

Наш Маршак, Радость моя

В ожидании Годо, Я и ТЫ

Другая земля, Недослов

На планете, Со-Бытие

Dan ando Com a Diferen`a

Фестиваль особых театров “Протеатр. Международные встречи”

С 2015 года реализуется ежегодный дочерний проект «Протеатр. Международные встречи» – это совместный проект Театрального Центра им Вс. Мейерхольда и РОО СТР «Круг».
В течении трех дней на сцене ЦИМа фестиваль представляет спектакли иностранных коллективов и мастер-классы от ведущих специалистов инклюзивных театров.

Реализуя международный диалог в сфере особого театра, мы подтверждаем, что технологии в работе инклюзивных коллективов отражают фундаментальные законы развития культуры – работая «на глубине» специалисты особых театров встречаются вне международных конфликтов и конкуренции.
В отличии от Всероссийского фестиваля здесь нет конкурса видеоверсий. В соответствии с темой года оргкомитет фестиваля приглашает коллективы для участия в этом диалоге. После каждого спектакля дискуссии со зрителями, в рамках фестиваля проводится международный семинар.

Dramaticules, Theater Du Cristal (Париж, Франция)

Слэш/Slash, ИТС Круг (Москва, Россия)

Obsolescencia programada, Fritsch Company & Fundacion Psico Ballet Maite Leon (Мадрид, Испания)

Miracle on Wheels, Ability Unlimited Foundation (Дели, Индия)



Похожие статьи
 
Категории