Откуда пошли башкиры. Народ башкиры

03.05.2019
Южного Урала , Южного Пред- и Зауралья. Численность 1 миллион 673 тысячи человек. По численности башкиры занимают четвёртое место в Российской Федерации после русских, татар и украинцев. Говорят на башкирском языке . Верующие - мусульмане-сунниты .

Великий историк С. И. Руденко в фундаментальной работе «Башкиры» соотносит башкир с племенами, которые жили на Урале еще во II тысячелетии до нашей эры. На Урале, судя по письменным источникам, древнебашкирские племена проживали более тысячи лет тому назад, о чём свидетельствуют сообщения путешественников. К -X векам восходят первые письменные сведения о башкирах. Около 840 г. земли башкир посетил арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, который указал примерные пределы страны башкир. Другой арабский автор - ал-Масуди (умер около 956 г.), повествуя о войнах вблизи Аральского моря, среди воюющих народов упоминает башкир. О башкирах как основном населении Южного Урала писали и другие авторы. Ибн Русте (903 г.) сообщал, что башкиры - «народ самостоятельный, занимавший территорию по обеим сторонам Уральского хребта между Волгою, Камою, Тоболом и верхним течением Яика». Достоверные данные о башкирах содержит книга Ахмеда Ибн Фадлан , который в 922 г. в составе посольства багдадского халифа посетил Волжскую Булгарию. Он описывает их как воинственный тюркский народ, поклоняющийся различным силам природы, птицам и зверям. В то же время, сообщает автор, другая группа башкир исповедовала более высокую форму религии, включающую пантеон из двенадцати божеств-духов во главе с небесным богом Тенгри.

Территория современного Башкортостана была зоной взаимодействия финно-угорских, тюркских и индоевропейских народов. Наиболее распространенная этимология самоназвания «башкорт» - от «баш» - «голова» и тюрко-огузкого «гурт», «курт» - «волк» (влияние огузских племен (печенеги) в этногенезе древних башкир несомненно). Ибн Фадлан, который оставил первые достоверные сведения о башкирах, четко указывает на тюркскую принадлежность башкир.

Эпоха Золотой Орды

Принятие московского подданства

Установление московского сюзеренитета над башкирами не было единовременным актом. Первыми (зимой 1554 г.) московское подданство приняли западные и северо-западные башкиры, подвластные ранее казанскому хану. Вслед за ними (в 1554-1557 гг.) связи с Иваном Грозным установили башкиры центральной, южной и юго-восточной Башкирии, которые сосуществовали тогда на одной территории с Ногайской Ордой . Зауральские башкиры были вынуждены пойти на соглашение с Москвой в 80-90-х годах XVI века, после развала Сибирского ханства .Разгромив Казань , Иван Грозный обращается к башкирскому народу с призывом добровольно прийти под его высочайшую руку. Башкиры откликнулись и на народных собраниях родов решили перейти под московский вассалитет на основе равноправного соглашения с царем. Это был второй случай в их многовековой истории. Первым был договор с монголами (XIII в.) . В соглашении чётко были оговорены условия. Московский государь сохранял за башкирами все их земли и признал вотчинное право на них (примечательно: кроме башкир, ни один народ, принявший российское подданство, не имел вотчинного права на землю). Московский царь обещал также сохранять местное самоуправление, не притеснять мусульманскую религию («…дали слово и поклялись башкир, исповедующих ислам, никогда не насиловать в другую религию…»). Таким образом, Москва пошла на серьёзные уступки башкирам, что, естественно, отвечало её глобальным интересам. Башкиры, в свою очередь, обязались нести военную службу за свой счёт и платить казне ясак - поземельную подать.

Сбор налогов с территории Башкортостана был поручен Приказу Казанского дворца. Территория Башкортостана в XVI-XVII вв. в царских документах обозначалась как «Уфимский уезд», который делился на Ногайскую, Казанскую, Сибирскую и Осинскую дороги (даруги). Зауральские башкиры были в составе Сибирской дороги. Дороги состояли из родоплеменных волостей, которые, в свою очередь, подразделялись на роды (аймаки или тюбы).

В 1737 г. зауральская часть Башкортостана была приписана вновь созданной Исетской провинции, территория которой охватывала современную Курганскую, северо-восточную часть Челябинской, южную - Тюменской, восточную - Свердловской областей. В 1744 г. императрица Елизавета Петровна высочайшим указом повелела «быть в Оренбурге губернии и именоваться Оренбургская губерния и в ней быть губернатором Тайному советнику Неплюеву». Оренбургская губерния была образована в составе Оренбургской, Уфимской и Исетской провинций.

Башкирские восстания

При жизни Иоанна Грозного условия соглашения всё же соблюдались, и он, несмотря на свою жестокость, в памяти башкирского народа остался как добрый, «белый» царь. С приходом к власти дома Романовых в XVII в. политика царизма в Башкортостане сразу же стала меняться в худшую сторону. На словах власти заверяли башкир в своей верности условиям соглашения, на деле - встали на путь их нарушения. Это выразилось, в первую очередь, в расхищении вотчинных башкирских земель и строительстве на них застав, острогов, слобод, христианских монастырей, линий. Видя массовое расхищение своих земель, нарушение исконных прав и свобод, башкиры поднимались на восстания в 1645, 1662-1664 гг., 1681-1684 гг., 1705-11/25 гг. Царские власти были вынуждены удовлетворить многие требования восставших. После башкирского восстания 1662-1664 гг. правительство ещё раз официально подтвердило вотчинное право башкир на землю. В период восстания 1681-1684 гг. - свободу исповедания Ислама.После восстания 1705-11 гг. (посольство от башкир вновь присягнуло на верность императору только в 1725 г.) - подтвердило вотчинные права и особый статус башкир и провело судебный процесс, закончившийся осуждением за превышение полномочий и казнью правительственных «прибыльщиков» Сергеева, Дохова и Жихарева, требовавших с башкир налоги, не предусмотренные законодательством, что и послужило одним из поводов к восстанию.В ходе восстаний башкирские отряды достигали Самары, Саратова, Астрахани, Вятки, Тобольска, предместий Казани (1708 г.) и гор Кавказа (при неудачном штурме своими союзниками - кавказскими горцами и русскими казаками-раскольниками, Терского городка, был пленен и позже казнен один из предводителей башкирского восстания 1705-11 г., Султан Мурат). Людские и материальные потери были огромны.

Самым тяжелым по потерям для самих башкир является восстание 1735-1740 гг., в ходе которого был избран хан Султан-Гирей (Карасакал). По подсчетам американского историка А. С. Доннелли, из башкир погиб каждый четвёртый человек.Следующее восстание разразилось в 1755 г. Поводом послужили слухи о религиозных гонениях и отмена легкого ясака (единственного налога на башкир; ясак брался только с земли и подтверждал их статус вотчинных землевладельцев) при одновременном запрете бесплатной добычи соли, которую башкиры считали своей привилегией. Восстание было блестяще спланировано, но сорвалось из-за спонтанного преждевременного выступления башкир рода Бурзян, убивших мелкого чиновника - взяточника и насильника Брагина. Из-за этой нелепой и трагической случайности планы одновременного выступления башкир всех 4 дорог, на этот раз - в союзе с мишарями, и, возможно, татарами и казахами, оказались сорваны. Наиболее известным идеологом этого движения был ахун Сибирской дороги Башкирии, мишарь Габдулла Галиев (Батырша). В плену мулла Батырша написал свое знаменитое «Письмо императрице Елизавете Петровне», дошедшее до наших дней как интересный образец анализа причин башкирских восстаний их участником.

Последним башкирским восстанием принято считать участие в Крестьянской войне 1773-1775 гг. Емельяна Пугачёва , герой этого восстания Салават Юлаев также остался в народной памяти.

Результатом этих восстаний явилось установление сословного статуса башкир.

Башкиры в Отечественной войне 1812 года

До начала войны:1ый Башкирский полк был в составе казачьего корпуса атамана Платова, находящегося в городе Гродно2ой Башкирский полк входил в 1-ю бригаду полковника Иловайского 12-го, 5-й кавалерийской дивизии, 2-й Западной армии.Тептярский казачий полк майора Тимирова вошёл в состав авангарда 3-го пехотного корпуса генерал-лейтенанта Тучкова 1-го.Узнав о начале войны, башкиры немедленно сформировали 3-й, 4-й, 5-й Башкирские полки добровольцев.

Казачий корпус Платова, прикрывая отход армии Багратиона, 15 (27) июня 1812 года принял бой под Гродно, в котором активно участвовал и 1-й Башкирский полк. Особенно отличились рядовые Буранбай Чувашбаев, Узбек Акмурзин, есаул Ихсан Абубакиров, хорунжий Гильман Худайбердин.

Знаменит бой конницы Платова с французским авангардом 17 июня (9 июля). Бригада генерала Турно из шести полков была разбита наголову. В этом бою вместе с донскими казаками храбро сражались и башкирские конники. Вновь отличившийся рядовой Узбек Акмурзин за этот бой был произведен в урядники.

1 (13) июля корпус Платова прибыл в Романово2 (14) июля семь кавалерийских полков неприятеля были встречены казаками, башкирами, калмыками и после упорного боя опрокинуты. Получив подкрепление, враг предпринял вторую атаку, но, натолкнувшись на стойкую оборону, вынужден был вновь отступить. Опять отличившийся конник Буранбай Чувашбаев за отличную службу и проявленную храбрость был произведен в урядники.

Бородино. Особо отличился 3-й батальон Уфимского пехотного полка.

в Башкирии и из башкир прилегающих уездов Пермской и Оренбургской губерний было сформировано 28 (в том числе 6 ремонтных) башкирских, 2 мишарских (мещерякских) и 2 тептярских казачьих полка.

15 августа 1812 года башкиры, тептяри и мишари пожертвовали в пользу армии 500 тысяч тогдашних полновесных рублей царской чеканки.

Каждый полк имел свое знамя. Знамя 5-го Башкирского полка добровольцев до сих пор свято хранится в Национальном музее Республики Башкортостан

Башкиро-Мещерякское Войско. Кантонная система управления

Самой значительной из реформ по отношению к башкирам, проведённых царским правительством в XVIII в., было введение кантонной системы управления, действовавшей с некоторыми изменениями вплоть до 1865 года. По указу от 10 апреля 1798 года башкирское и мишарское население края было переведено в военно-служилое сословие и обязывалось нести пограничную службу на восточных рубежах России . В административном отношении были созданы кантоны . Зауральские башкиры оказались в составе 2-го (Екатеринбургский и Шадринский уезды), 3-го (Троицкий уезд) и 4-го (Челябинский уезд) кантонов. 2-й кантон находился в Пермской, 3-й и 4-й - в Оренбургской губерниях. В 1802-1803 гг. башкиры Шадринского уезда были выделены в самостоятельный 3-й кантон. В связи с этим изменились и порядковые номера кантонов. Бывший 3-й кантон (Троицкий уезд) стал 4-м, а бывший 4-й (Челябинский уезд) - 5-м.

Крупные изменения системы кантонного управления были предприняты в 30-х годах XIX в. Из башкирского и мишарского населения края было образовано Башкиро-мещерякское войско, включавшее 17 кантонов. Последние были объединены в попечительства. Башкиры и мишари 2-го (Екатеринбургский и Красноуфимской уезды) и 3-го (Шадринский уезд) кантонов входили в первое, 4-го (Троицкий уезд) и 5-го (Челябинский уезд) - во второе попечительства с центрами соответственно в Красноуфимске и Челябинске. Законом «О присоединении тептярей и бобылей к Башкиро-мещерякскому войску.» от 22 февраля г. тептярские полки были включены в кантонную систему Башкиро-Мещерякского Войска.Позднее название было изменено на Башкирское Войско Законом «О именовании впредь Башкиро-мещерякскаго войска Башкирским войском. 31 октября г.»

Провозглашение Республики Башкортостан и Соглашение об образовании БАССР

После революций 1917 года проходят Всебашкирские съезды (курултаи) на которых принимается решение о необходимости создания национальной республики в составе федеративной России. В итоге, 16 ноября 1917 года образованное Башкирское областное (центральное) шуро (совет) провозглашает создание на территориях с преимущественно башкирским населением Оренбургской, Пермской, Самарской, Уфимской губерний Республики Башкурдистан.

Теории этногенеза башкир

Этногенез башкир чрезвычайно сложен. Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.

В 20 в. исследованиями Руденко, Р. Г. Кузеева, Н. К. Дмитриева, Дж. Г.Киекбаева и др. обоснована точка зрения, согласно которой в происхождении башкир, формировании их этнокультурного облика решающую роль сыграли тюркские племена южносибирско-центральноазиатского происхождения при участии местного (приуральского) населения: финно-угорского (в том числе угро-мадьярского), сармато-аланского (древнеиранского). Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южный Урал кочевали на юге Западной Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С кон. 9 - в нач. 10 в. башкиры живут на Южном Урале с прилегающими с запада, юга и востока степными и лесостепными пространствами. С 9 в. становится известным этноним «башkорт». По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и затем начали осваивать современную территорию расселения. Другое название башкир («иштэк»/«истэк») предположительно также было антропонимом. На Южном Урале башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное (финно-угорское, иранское) население, вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири.

Угорская теория

Тюркская теория

Теория комплексного происхождения

Традиционные занятия и ремёсла

Основным занятием башкир в прошлом было кочевое (джяйляуное) скотоводство ; были распространены охота , бортничество , пчеловодство, птицеводство, рыболовство. собирательство. Из ремёсел - ткачество, выделка войлока , производство безворсовых ковров , шалей, вышивка, обработка кожи (кожевничество), обработка дерева.

Курганские башкиры

Курганские башкиры - этнотерриториальная группа башкирского народа, компактно проживающая на западе Курганской области .Общая численность - 15470 человек. Расселены в основном в Альменевском, Сафакулевском, Щучанском районах области. Наиболее крупные населенные пункты с преобладанием башкирского населения в Курганском Зауралье - Танрыкулово, Сарт-Абдрашево, Шарипово,Субботино, Сухоборское, Сулейманово, Мир, Юламаново, Азналино, Тунгуй и др. Абсолютное большинство курганских башкир - сельские жители. Верующие - мусульмане (сунниты)

Язык курганских башкир относится к ялано-катайскому подговору восточного диалекта башкирского языка. В подговоре немало русизмов. Большинство курганских башкир владеет также и русским языком.

Антропологические типы, распространённые среди курганских (ялано-катайских) башкир занимают промежуточное место между европеоидной и монголоидной большимим расами (южносибирский, субуральский, памиро-ферганский, понтийский, светлый европеоидный)

Народная культура данной группы башкир характеризируется большой сохранностью многих элементов традиционной семейной обрядности, старинных образцов фольклора, народной одежды. Характерными в традиционной одежде являются женские нагрудные украшения «яга», головные покрывала «кушъяузык».

Небольшая часть выходцев из курганских башкир являются ныне жителями городов Челябинск,Сургут, Екатеринбург, Курган, Тюмень. Некоторые семьи с 1960-1970ых годов (в результате миграций) проживают также в регионах Узбекистана и Казахстана.

Оренбургские башкиры

Башкиры Оренбургской области считаются коренными его жителями. По данным переписи 1989 года башкиры проживают компактно в следующих районах - Красногвардейский (5378 человек), Гайский (2734 человек), Саракташский (1881 человек), Кувандыкский (1864 человека). В целом башкиры проживают во всех районах области, а также в городах - Оренбург (6211 человек), Орск (4521 человек), Медногорск (2839 человек), Гай (1965 человек)и пр. В Оренбурге расположен памятник истории и культуры башкирского народа Караван-сарай (Карауанhарай), сооруженный в 1838-44 годах по инициативе представителей башкирских родов под попечительством военного губернатора Василия Алексеевича Перовского. Оренбургский край дал башкирскому народу выдающихся людей - Мухаметша Бурангулов (народный сэсэн, знаменитый фольклорист, впервые оформивший рукопись башкирских устных народных эпосов «Урал-батыр», «Акбузат», «Карасакал и Салават» и др., из деревни Верхне-Ильясово Красногвардейского района), Даут Юлтый (писатель, из деревни Юлтыево Красногвардейского района), Сагит Агиш (писатель, мастер коротких рассказов, из деревни Исянгильдино Шарлыкского района), Равиль Бикбаев (поэт, из деревни Верхне-Кунакбаево Покровского района), Габдулла Амантай (писатель, из деревни Верхне-Ильясово Красногвардейского района), Хабибулла Ибрагимов (драматург и композитор, из Оренбурга), Валиулла Муртазин-Иманский (актёр, режиссёр и драматург, из деревни Имангулово Октябрьского района), Амир Абдразаков (актёр и режиссёр, из деревни Каипкулово Александровского района).

Пермские башкиры

Башкирская родоплеменная организация Гайна в XIII веке занимала обширные территории по берегам Камы - от устья реки Сива до устья реки Очёр, а далее граница земель шла по реке Сылва до верхнего течения затем р. Иргинка выходила к верховьям реки Быстрый Танып.

После разгрома Казани царем Иваном Грозным в 1552 году, башкиры-гайнинцы в 1557 году приняли его подданство и получили от царя «владельную грамоту», по которой они оставались хозяевами земель между рек Кама, Сылва и Белая. Позднее они, как и остальные башкиры, были определены в военное сословие наподобие казачьего, платили небольшой общинный налог, ибо должны были охранять границу и участвовать в войнах, которые вела Россия. Когда установилась кантонная система, гайнинцы вошли в 1-й башкирский кантон. Самым знаменитым для них выло участие в войне против Наполеона (Франции). 13 пермских башкир за боевые заслуги в войне были награждены серебряной медалью «В память войны 1812 года».

После принятия гайнинцами московского подданства, правительство начало проводить политику колонизации края. Сначала, согнав гайнинцев с коренных земель, построили Ново-Никольскую слободу, которая позднее превратилась в Осинскую крепость. в 1618 году Андрей Крылов строит дачу, которая потом превратилась в с. Крылово. В 1739 году у реки Шермейка генерал-аншеф Александр Глебов строит медеплавительный завод. Гайнинцы не раз поднимались для сохранения своих территории, но восстания жестоко подавлялись. Гайнинцы участвовали во всех башкирских восстаниях. По свидетельству Батырши, в период восстания 1735-40 гг. 400 гайнинских воинов уничтожили 1000-ную команду «вольницы» при 4 пушках и «только после перемирия отдали пушки». В период восстания 1755 г. на них возлагалась очень важная роль, но выступление башкир Гайны было в зародыше пресечено могущественным тарханом гайнинских башкир, рудопромышленником и старшиной Туктамышем Ишбулатовым (в будущем - депутатом от башкир в екатерининской Уложенной комиссии и пугачевским полковником). Самым значительным восстанием было их участие в Пугачевском восстании 1773-1775 гг., где участвовало более 9000 гайнинцев. Они дали этой войне 9 полковников, 7 атаманов и 16 походных старшин. После этого их земли остались в пределах Гайнинской волости.

Среди гайнинцев того времени появились знаменитые люди. Это Исмаил Тасимов , по инициативе которого было открыто Первое горное училище, ныне Горный университет. Вторым ярким представителем края был Туктамыш Ижбулатов, который 20 лет был старшинной Гайнинской волости, депутатом Уложенной комиссии, составил наказ башкир в Уложенную комиссию и 3 раза выступил на заседаниях комиссии. Третьим представителем был Мансур Гата-хазрет, депутат Государственной Думы, открывший прогрессивное медресе в с. Султанай .

Башкиры Самарской области

Башкиры стали заселяться в Самарской области с XVIII века, ими были основаны деревни ныне расположенные на территориях Большечерниговского и Большеглушицкого районов Самарской области (ранее Имелеевская волость Самарской губернии). Они также известны под названием иргизские башкиры, так как большая часть их деревень расположены в долине реки Иргиз . Самарские башкиры несмотря на их удаленность от исторической родины, говорят на литературном башкирском языке, так как их предки являются выходцами с юго-востока Башкортостана, а не с татароязычного северо-запада. Самарская земля дала башкирскому народу ряд знаменитых людей. Это писатели Рашит Нигмати (1909-1959, из деревни Дингезбаево Большечерниговского района), Хасан Башар (1901-1938, из деревни Утякаево Большечерниговского района), Хадия Давлетшина (1905-1954, из деревни Хасаново Большечерниговского района), Губай Давлетшин (1893-1938, из деревни Ташбулатово, ныне Таш-Кустьяново Большеглушицкого района), его двоюродный брат, языковед Габбас Давлетшин (1892-1937, из той же деревни), участник башкирского национально-освободительного движения, соратник Ахмад-Заки Валиди Харис Юмагулов (1891-1937, из деревни Хасаново), Фатима Мустафина (1913-1998, из деревни Дингезбаево) министр просвещения БАССР (1955-1971).

Башкиры Челябинской области

На территории Челябинской области проживает более 166 тысяч башкир. Башкирское население представлено в большинстве районов области. Компактные поселения башкир имеются в Аргаяшском, Кунашакском, Сосновском, Кусинском, Красноармейском, Нязепетровском, Октябрьском, Каслинском, Чебаркульском, Уйском, Кизильском, Агаповском, Ашинском, Кыштымском и некоторых других районах области. До Великой Отечественной войны на территории Челябинской области существовал Аргаяшский национальный округ Примечания

Самоназвание - башкорт, народ в России, коренное население Башкирии (Башкортостана). В России по данным Всероссийской переписи населения 2010 года проживает 1 584 554 башкир, в том числе в Самарской области – 7290 человек. Проживают на юго-востоке Самарской области, преимущественно в Большечерниговском и Большеглушицком районах. Ввиду того, что основной ареал традиционного расселения местных башкир находится в долине реки Большой Иргиз, зачастую в историографии они именуются «иргизскими башкирами». Часть башкир расселена в городах Самарской области, прежде всего в Самаре и в Тольятти.

Говорят на башкирском языке тюркской группы алтайской семьи. Распространены русский, татарский языки. Письменность на основе русского алфавита. Верующие башкиры - мусульмане-сунниты.

В формировании башкир решающую роль сыграли тюркские скотоводческие племена южносибирско-центральноазиатского происхождения, которые до прихода на Южный Урал значительное время кочевали в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами; здесь их в IX веке фиксируют письменные источники. С конца IX - начала X вв. жили на Южном Урале и прилегающих степных и лесостепных пространствах.

В X - начале XIII вв. башкиры были под политическим влиянием Волжско-Камской Болгарии. В 1236 были покорены монголо-татарами и присоединены к Золотой Орде. В XIV веке приняли ислам. После падения Казани (1552) башкиры приняли российское подданство (1552-1557) и оговорили право владеть на вотчинных началах своими землями, жить по своим обычаям и религии.

Традиционный тип хозяйства башкир - полукочевое скотоводство (главным образом лошади, а также овцы, крупный рогатый скот, в южном и восточном районах верблюды). Занимались также охотой и рыбной ловлей, бортничеством, сбором плодов и корней растений. Существовало земледелие (просо, ячмень, полба, пшеница, конопля). Земледельческие орудия - деревянный плуг (сабан) на колёсах, позднее соха (хука), рамная борона (тырма).

С XVII века полукочевое скотоводство постепенно утрачивает значение, возрастает роль земледелия, на базе бортничества развивается пасечное пчеловодство. В начале XX века переход башкир к ведению комплексного земледелия завершился, а полукочевое скотоводство уступило место пастушескому. Появляется огородничество.

Были развиты домашняя обработка животного сырья, ручное ткачество, обработка дерева. Башкиры знали кузнечное ремесло, выплавляли чугун и железо, местами вели разработки серебряной руды; из серебра выделывали украшения.

После присоединения к Русскому государству социальная структура башкир определялась переплетением товарно-денежных отношений с пережитками патриархально-родового быта. На основе родо-племенного деления (было около 40 племён и племенных групп: бурзян, усерган, тамьян, юрматы, табын, кыпчак, катай, минг, елан, еней, буляр, салйут и др., многие из которых представляли собой осколки древних племенных и этнополитических объединений степей Евразии) были образованы волости, которые делились на родовые подразделения, объединявшие группы родственных семей (аймак, тюба, ара), унаследовавшие от родовой общины обычаи экзогамии, взаимопомощи и др.

У древних башкир существовала большесемейная община. В XVI-XIX веках параллельно существовали и большие и малые семьи, последние постепенно утверждались как преобладающие. Семейный быт башкир строился на почитании старших.

Традиционный тип поселения - аул, расположенный на берегу реки или озера. В условиях кочевой жизни каждый аул имел несколько мест поселения: зимние, весенние, летние, осенние. Постоянные поселения возникли с переходом к оседлости, как правило, на местах зимников.

Традиционное жилище башкир - войлочная юрта со сборным решётчатым каркасом. В степной зоне ставили глинобитные, пластовые, саманные дома, в лесной и лесостепной зоне - срубные избы с сенями. На строительную технику башкир большое влияние оказали русские и соседние народы Урало-Поволжья.

Народная одежда башкир объединяет традиции степных кочевников и местных оседлых племён. Основу женской одежды составляло длинное отрезное в талии платье с оборками, передник, камзол, украшенный позументом и серебряными монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из кораллов и монет. Головной убор женщин - чепец из коралловой сетки с серебряными подвесками и монетами, с длинной, спускающейся по спине лопастью, расшитой бисером и раковинами-каури; девичий - шлемовидная шапочка, также покрытая монетами, носили также колпачки, платочки. Молодые женщины носили яркие головные покрывала. Верхняя одежда - распашные кафтаны и чекмени из цветного сукна, отделанные позументом, вышивкой, монетами. Украшения - различного рода серьги, браслеты, перстни, косники, застёжки - изготовлялись из серебра, кораллов, бисера, серебряных монет, с применением вставок из бирюзы, сердолика, цветного стекла.

Мужская одежда - рубахи и штаны с широким шагом, лёгкие халаты (прямоспинные и расклешённые), камзолы, тулупы. Головные уборы - тюбетейки, круглые меховые шапки, малахаи, закрывающие уши и шею, шляпы. Шапки из меха зверя носили и женщины. Широкое распространение имели сапоги, кожаные ботинки, ичиги, бахилы, а в Приуралье - и лапти.

В питании преобладала мясная и молочная пища, употребляли продукты охоты, рыбной ловли, мёд, ягоды и травы. Традиционные блюда - мелконарезанная конина или баранина с бульоном (бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира (казы), различные виды творога, сыр (корот), каши из пшена, ячменной, полбяной и пшеничной крупы, толокно. Популярна лапша на мясном или молочном бульоне, крупяные супы. Хлеб (лепёшки) употребляли пресный, в XVIII-XIX вв. распространился кислый хлеб, в пищевой рацион вошли картофель, овощи. Напитки слабоалкогольные: кумыс (из кобыльего молока), буза (из проросших зёрен ячменя, полбы), бал (сравнительно крепкий напиток из мёда и сахара); пили также разбавленное кислое молоко - айран. На десерт почаще всего подают крепкий чай с молоком либо сливками, а к нему - мед, чак-чак, хворост, баурсаки, урами, коштеле.

Основные народные праздники отмечались в весенне-летнее время. После прилёта грачей устраивали Карга туй («грачиный праздник»). Накануне весенних полевых работ, а местами после них проводили праздник плуга (сабантуй), включавший общую трапезу, борьбу, конные скачки, соревнования в беге, стрельбе из лука, состязания с юмористическим эффектом. Праздник сопровождался молениями на местном кладбище. В середине лета проходил Йыйын, праздник, общий для нескольких деревень, а в более далёкие времена - волости, племени. Летом же происходят девичьи игры на лоне природы, обряд «кукушкин чай», в котором участвуют одни женщины. В засушливое время проводился обряд вызывания дождя с жертвоприношениями и молениями, обливанием друг друга водой.

Ведущее место в устно-поэтическом творчестве занимает эпос («Урал-батыр», «Акбузат», «Идукай и Мурадым», «Кусяк-би», «Урдас-би с тысячью колчанов», «Алпамыша», «Кузый-курпяс и Маянхылу», «Заятуляк и Хыухылу»). Сказочный фольклор представлен волшебными, героическими, бытовыми сказками, сказками о животных.

Развито песенно-музыкальное творчество: эпические, лирические и бытовые (обрядовые, сатирические, юмористические) песни, частушки (такмак). Разнообразны плясовые мелодии. Танцам свойственна повествовательность, многие («Кукушка», «Вороной иноходец», «Баик», «Перовский») имеют сложную структуру и содержат элементы пантомимы.

Традиционные музыкальные инструменты - курай (род свирели), домра, кумыз (кобыз, варган: деревянный - в виде продолговатой пластины и металлический - в виде дужки с язычком). В прошлом существовал смычковый инструмент кыл кумыз.

Башкиры сохраняли элементы традиционных верований: почитание объектов (рек, озёр, гор, лесов и т. п.) и явлений (ветров, буранов) природы, небесных светил, животных и птиц (медведя, волка, лошади, собаки, змеи, лебедя, журавля, беркута, сокола и др., культ грачей был связан с культом предков, умирающей и оживающей природы). Среди многочисленных духов-хозяев (эйе) особое место занимают домовой (йорт эйяхе) и водяной дух (хыу эйяхе). Верховное небесное божество Тенре слилось впоследствии с мусульманским Аллахом. Лесной дух шурале, домовой наделены чертами мусульманских шайтанов, Иблиса, джиннов. Переплетение традиционных и мусульманских верований наблюдается в обрядах, и в эпосе и сказках.

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических "степняков", и людей с восточным типом внешности, и русоволосых "европейцев". Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей".

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.

История башкирского народа представляет интерес и для других народов республики, т.к. исходя из тезисов о «коренности» башкирского народа на данной территории, делаются антиконституционные попытки «обосновать» выделение львиной доли бюджета на развитие языка и культуры этого народа.

Однако, как выясняется, не все так просто с историей происхождения и проживания башкир на территории современной Башкирии. Вашему вниманию предлагается еще одна версия происхождения башкирского народа.

"Башкир негроидного типа можно встретить и в нашем Абзелиловском районе почти в каждой деревне". Это не шутка... Там все это всерьез...

"Зигат Султанов пишет, что башкир один из других народов называл астеками. Я тоже поддерживаю вышесказанных авторов и утверждаю, что американские индейцы (астек) один из бывших древних башкирских народов. И не только у ацтеков, но и у народов майя философии о Вселенной совпадают с древними мировоззрениями некоторых башкирских народов. Народы майя жили в Перу, Мексике, и небольшая часть в Гватемале, она называется киче Майя (испанский ученый Альберто Рус).

Слово "киче" у нас звучит как "кесе". И сегодня у потомков этих американских индейцев, как и у нас, многие слова сходятся, например: кеше-человек, бакалар-лягушки. О совместной жизни на Урале сегодняшних американских индейцев с башкирами отмечено в научно-исторической статье М. Багумановой в республиканской газете Башкортостана "Яшьлек" на седьмой странице от 16 января 1997 года.

Этого же мнения придерживаются также и московские ученые, такие как составитель первого отечественного "Археологического словаря", известный археолог, доктор исторических наук Геральд Матюшин, где помещено почти семьсот научных статей ученых из разных стран.

Открытие стоянки раннего палеолита на озере Карабалыкты (территория опять же нашего Абзелиловского района - прим. Аль Фатих.) имеет большое значение для науки. Оно говорит не только о том, что история населения Урала восходит к очень древним временам, но и позволяет по-иному взглянуть на некоторые другие проблемы науки, например, на проблему заселения Сибири и даже Америки, так как до сих пор нигде на территории Сибири не находили такой древней стоянки, как на Урале. Раньше считалось, что Сибирь впервые была заселена откуда-то из глубин Азии, из Китая. А уже потом из Сибири эти люди переселились в Америку. Но известно, что в Китае и в глубинах Азии живут люди монголоидной расы, а Америку заселили индейцы смешанной европеоидно-монголоидной расы. Индейцы с орлиным крупным носом неоднократно воспеты в художественной литературе (особенно в романах Майна Рида и Фенимора Купера). Открытие на озере Карабалыкты раннепалеолитической стоянки позволяет высказать предположение, что заселение Сибири, а потом и Америки шло и со стороны Урала.

Кстати, при раскопках у города Давлеканово в Башкирии нами в 1966 году обнаружено погребение первобытного человека. Реконструкция М. М. Герасимова (известного антрополога и археолога) показала, что этот человек был очень похож на американских индейцев. На озере Сабакты (Абзелиловский район) еще в 1962 году при раскопках поселения позднего каменного века - неолита - мы обнаружили небольшую головку из обожженной глины. У нее, как и у давлеканского человека, был большой, крупный нос, прямые волосы. Таким образом, и позднее население Южного Урала сохранило сходство с населением Америки. ("Памятники каменного века в башкирском Зауралье", Г. Н. Матюшин, городская газета "Магнитогорский рабочий" от 22 февраля 1996 года.

В древности с одним из башкирских народов на Урале кроме американских индейцев жили и греки. Об этом говорит скульптурный портрет кочевника, изъятый археологами из древнего могильника возле деревни Муракаево Абзелиловского района. Скульптура головы греческого человека установлена в музее археологии и этнографии в столице Башкортостана.

Вот почему, оказывается, совпадают орнаменты древнегреческих Афин и римлян с сегодняшними и башкирскими орнаментами. К этому следует добавить также сходство сегодняшних башкирских и греческих орнаментов с клинописными орнаментами и надписями на древних глиняных горшках, найденных археологами на Урале, возраст которых насчитывает более четырех тысяч лет. На дне некоторых этих древних горшков нарисована древняя башкирская свастика в виде креста. А по международным правам ЮНЕСКО, найденные древние вещи, археологами и другими исследователями являются духовным наследием коренного населения, на территории которого они и найдены.

Это относится и к Аркаиму, но в то же время давайте не забудем и об общечеловеческих ценностях. И без этого постоянно приходится слышать или читать, что их народ - уран, гайна или юрматы - самый древний башкирский народ. Бурзянский или усерганский народ - самые чистокровные башкиры. Тамьянцы или катайцы - самые многочисленные из древнейших башкир и т. д. Все это присуще каждому человеку любого народа, даже аборигену из Австралии. Потому что в каждом человеке сидит свое никем непобедимое внутреннее психологическое достоинство - "Я". А у животных этого достоинства нет.

Когда знаешь о том, что первые цивилизованные люди ушли с Уральских гор, не будет сенсаций, если на Урале археологи найдут даже австралийский бумеранг.

О расовом родстве башкир с другими народами свидетельствует также стенд в республиканском музее Башкортостана "Археология и этнография" под названием "Расовые типы башкир". Директором музея работает башкирский ученый, профессор, доктор исторических наук, член Совета Президента Башкортостана Раиль Кузеев.

Присутствие среди башкир нескольких антропологических типов говорит о сложности этногенеза и формирования антропологического состава народа. Наиболее крупные группы башкирского населения образуют субуральский, светлый европеоидный, южносибирский, понтийский расовые типы. Каждый из них имеет свои исторический возраст и специфическую историю происхождения на Урале.

Древнейшие типы башкир - субуральский, понтийский, светлый европеоидный, а южно-сибирский тип более поздний. Памиро-ферганский, закаспийский расовые типы, также присутствующие в составе башкир, связаны с индоиранскими и тюркскими кочевниками Евразии.

Но башкирские ученые по антропологии почему-то забыли живущих и сегодня о башкирах с признаками негроидной расы (дравидской расы - прим. Aryslan). Башкир негроидного типа можно встретить и в нашем Абзелиловском районе почти в каждой деревне.

На родство башкирских народов с другими народами мира указывает также научная статья "Мы евро-азиато-язычный древний народ" историка, кандидата филологических наук Шамиля Нафикова в республиканском журнале "Ватандаш" № 1 за 1996 г. под редакцией профессора, академика Российской Федерации, доктора филологических наук Гайсы Хусаинова. В этом направлении кроме башкирских филологов удачно работают и преподаватели иностранных языков, открывая сохранившиеся родственные связи башкирских языков с другими народами издревле. Например, у большинства башкирских народов и всех тюркских народов слово "aпa" означает тетя, а у других башкирских народов дядя. И у курдов дядю называют "апо". Как выше
писал, мужчина на немецком языке звучит "ман", а на английском "мен". Это звучание имеется и у башкир в виде мужского божества.

Курды, немцы, англичане относятся к одной индоевропейской семье, куда относятся и народы Индии. Ученые всего мира древних башкир ищут еще со средних веков, но их не могли найти, потому что до сегодняшнего дня башкирские ученые не смогли самовыразиться еще со времен ига Золотой Орды.

Читаем семьдесят восьмую страницу книги "Археологический словарь" Г. Н. Матюшина: "... Более четырехсот лет ученые ищут прародину индоевропейцев. Почему их языки так близки, почему культура этих народов имеет много общего? Видимо, они произошли от какого-то древнего народа, считали ученые. Где жил этот народ? Одни думали, что родина индоевропейцев - Индия, другие ученые находили ее в Гималаях, третьи - в Месопотамии. Однако большинство их прародиной считали Европу, точнее - Балканы, хотя каких-то материальных подтверждений не было. Ведь если индоевропейцы откуда-то переселились, то должны остаться материальные следы такого переселения, остатки культур. Однако археологи никаких общих для всех этих народов орудий, жилищ и т. д. не находили.

Единственное, что объединяло всех индоевропейцев в древности, так это микролиты и позднее, в неолите - сельское хозяйство. Только они появились в каменном веке везде, где до сих пор живут индоевропейцы. Они есть и в Иране, и в Индии, и в Средней Азии, и в лесостепи, и степях Восточной Европы, и в Англии, и во Франции. Точнее, они есть везде, где живут индоевропейские народы, но их нет нам, где нет этих народов.

Хотя сегодня некоторые башкирские народы и потеряли свое индоевропейское наречие, они тоже у нас есть везде, даже больше. Это подтверждает эта же книга Матюшина на странице 69, где на фотографии показаны древние каменные серпы с Урала. А первый древний хлеб человека Талкан и сегодня живет у некоторых башкирских народов. Кроме этого бронзовые серпы и пестик можете обнаружить и в музее райцентра Абзелиловского района. По животноводству сельского хозяйства много можно рассказать, также не забывая о том, что первые лошади были одомашнены несколько тысяч лет тому назад именно на Урале. И по количеству найденных археологами микролитов Урал не уступает никому.

Как видите, и археология научно подтверждает, о древних родственных связях индоевропейских народов с башкирскими народами. А гора Балкан находится со своими пещерами на Южном Урале в европейской части Башкортостана на территории Давлеканского района возле озера Асылыкуль. В древности еще на башкирских Балканах микролиты были и дефиците, так как эти Балканские горы находятся вдали от уральского яшмового пояса в километрах триста. Часть людей пришедших в Западную Европу в древности с Урал а назвали безымянные горы Балканами, дублировав по неписанному закону топонимики гору Балкантау, откуда они и ушли.

Башкиры или башкирцы – народ тюркского племени, живут преимущественно на западных склонах и предгорьях Урала и в окрестных равнинах. Но во второй половине 16 века им, за небольшими исключениями, принадлежала вся земля между Камой и Волгой до Самары, Оренбурга и Орска (тогда еще не существовавших) и на восток по Миассу, Исети, Пышме, Тоболу и Иртышу до Оби.

Башкир нельзя считать аборигенами этой обширной страны; несомненно, что они пришельцы, заместившие собой какой-нибудь другой народ, происхождения, может быть, финского. На это указывают ископаемые памятники страны, названия рек, гор и урочищ, которые обыкновенно сохраняются в стране, несмотря на смену племен, в ней обитавших; это подтверждается и преданиями самых башкир. В названиях рек, озер, гор, урочищ Оренбургского края встречается весьма много слов не тюркского корня, например, Самара, Сакмара, Уфа, Ик, Мияс, Изер, Ильмен и другие. Напротив, реки, озера и урочища южных Оренбургских и Киргизских степей часто носят названия татарские или , например, Илек (сито), Яик (от яикмак – расширяться), Иртыш (ир – муж, тыш – наружность) и т.д.

По преданиям самих башкир, они переселились в свои теперешние владения за 16-17 поколений, то есть лет за 1000. С этим сходятся и показания арабских и персидских путешественников IX-XIII веков, которые упоминают о башкирах как о народе самостоятельном, занимавшем почти ту же территорию, как и в настоящее время, именно, по обеим сторонам Уральского хребта, между Волгой, Камой, Тоболом и верхним течением Яика (Урала).

А. Масуди, писатель начала Х века, говоря о европейских башкирах, упоминает и о племени этого народа, обитающем в Азии, т. е. оставшемся на родине. Вопрос о племенном происхождении башкир является в науке весьма спорным. Одни (Штраленберг, Гумбольдт, Уйфальви) признают их за народ угро-финского племени, только впоследствии принявший тип; киргизы называют их истяк (остяк), из чего также выводят заключение о финском их происхождении; некоторые историки производят их от булгар. Д. А. Хвольсон производит башкир от вогульского племени, составляющего отрасль угорской группы народов или часть большой алтайской семьи и считает их родоначальниками мадьяр.

Заняв новый край, башкиры разделили землю по родам. Одним достались горы и леса, другим привольные степи. Страстные охотники до лошадей, они держали у себя и бесчисленные стада рогатого скота, а степные – и верблюдов. Кроме того, лесные башкиры занимались и звероловством, и бортничеством. Лихие наездники, они отличались смелостью и безграничным удальством; всего выше ставили личную свободу и независимость, были горды и вспыльчивы. У них были князья, но с весьма ограниченной властью и значением. Все важные дела решались не иначе как в народном собрании (джиин), где всякий башкир пользовался правом голоса; в случае войны или набега джиин никого не принуждал, а каждый шел по доброй воле.

Такими были башкиры до Батыя, такими остались и после него. Найдя в Башкирии соплеменников, Батый дал им тамги (знаки) и разные преимущества. Вскоре при хане Узбеке (1313-1326) в Башкирии утвердился ислам, который еще раньше проник сюда. Позднее, когда Золотая Орда распалась на отдельные царства, башкиры платили ясак различным властителям: одни, жившие по рекам Белой и Ику, - царям казанским, другие, кочевавшие по р. Узеню, - царям астраханским, а третьи, обитатели гор и лесов Урала, - ханам сибирским. Сбором одного ясака и ограничивались отношения ордынцев к башкирам; внутренний быт и самоуправление остались неприкосновенными.

Горные башкиры еще более развили свои силы и всецело сохранили свою независимость; степные обратились в мирных кочевников: а те из них, которые породнились с уцелевшими от татарского погрома болгарами (волжскими), начали даже привыкать к оседлой жизни. С русскими башкиры пришли в соприкосновение еще задолго до покорения Казани. Несомненно, что предприимчивые новгородцы завели торговые сношения с башкирами, так как соседняя Вятская страна стала заселяться новгородскими выходцами еще в XII веке, а реки Вятка, Кама и Белая служили лучшим естественным путем для сношений между народами, по ним обитавшими. Но чтобы новгородцы имели на берегах Камы постоянные селения - это сомнительно.

Затем имеется известие, что в 1468 г. в царствование Иоанна III воеводы его, «воюючи казанские места», ходили воевать и в Белую Воложку, т. е. проникли до р. Белой. После похода 1468 г. нет никаких указаний, чтобы русские вторгались в Башкирию, и только в 1553 г., по завоевании Казани, русская рать усмиряла народы, зависевшие от Казанского царства, и разоряла татарские жилища до отдаленных пределов башкирских. Тогда-то, вероятно, башкиры, теснимые набегами киргиз-кайсаков, с одной стороны, с другой же, видя усиливающуюся власть московского царя, добровольно приняли русское подданство. Но точных исторических данных о том, чтобы они явились в Москву с челобитной, как это сделали орские люди и луговая черемиса, не имеется. Как бы то ни было, но в 1557 г. башкиры уже платили ясак, а Иоанн Грозный в завещании, писанном в 1572 г., поручает сыну своему Казанское царство уже «с Башкирдою».
Вскоре после принятия русского подданства башкиры, находя обременительным доставлять ясак в и терпя от набегов соседних племен, просили царя построить на их земле город. В 1586 г. воевода Иван Нагой приступил к основанию города Уфы, которая была первым русским поселением в Башкирии, если не считать Елабуги, построенной на самой границе башкирских земель. В том же 1586 г., несмотря на противодействие князя Уруса, построена была и Самара. В воеводском наказе 1645 г. упоминается про острожек Мензелинск; в 1658 г. построен город для прикрытия слобод, раскинувшихся по р. Исети; в 1663 г. уже раньше существовавший Бирск возводится в укрепленный форт, занимающий середину пути от Камы к Уфе.

Башкиры разделены были на волости, которые образовали 4 дороги (части): сибирскую, казанскую, ногайскую и осинскую. По Волге, Каме и Уралу раскинута была сеть укрепленных мест, носивших названия городов, острогов, зимовий. Некоторые из этих городов делались центрами уездного или областного управления, которому подчинены были и инородцы, приписанные к этому уезду. Башкиры вошли в состав уездов Казанского, Уфимского, Кунгурского и Мензелинского.

В 1662 г. вспыхнуло восстание под предводительством Сеита. Своей конечной целью восстание имело возрождение мусульманской независимости во всем Казанском крае и Сибири. В 1663 г. воевода Зеленин подавил восстание. За усмирением следует строгое воспрещение притеснять башкир с предписанием «держать с ними ласку и привет» и «их государевою милостью обнадеживать». Спокойствие в крае водворено, но ненадолго. В 1705 г. вспыхнуло восстание еще более упорное.

В 1699 г. начали строить Невьянский завод, подаренный Петром в 1702 г. предприимчивому Демидову; затем явились заводы Уктусский, Каменский, Алапаевский, Сысертский, Тагильский, Исетский и др.; возник Екатеринбург - место главного управления горными заводами. К концу царствования Петра при одних казенных заводах было 5422 души мужского пола. Все эти заводы лежали вне башкирских земель, но они к ним уже подступали. В 1724 г. башкиры ограничены были в праве владения лесами, которые подразделены были на заповедные и незаповедные. В постройке г. Оренбурга они видели дальнейшую меру лишения их земельной собственности. Они решили сопротивляться.

В 1735 г. вспыхнуло восстание под предводительством Кильмяк-Абыза. По первым же слухам о восстании назначен был Александр Иванович Румянцев идти усмирять его. В июне 1736 г. большая часть Башкирии была выжжена и разорена. Указом 1736 г. русским разрешено приобретение башкирских земель, а мещерякам, оставшимся верными и в бунтах не участвовавшим, предоставлено было право собственности на те земли, которые они до того арендовали у башкир-бунтовщиков.

В 1742 г. командиром Оренбургской экспедиции, называвшейся в то время Оренбургской комиссией, назначен был Ив. Ив. Неплюев, государственный деятель петровской школы. Прежде всего, Неплюев принялся за развитие военных поселений, на важность которых для умиротворения края указывал и Петр. Центром этих поселений избран был Оренбург, который Неплюев перенес на р. Урал, где он находится в настоящее время. По его представлениям учреждена была в 1744 г. Оренбургская губерния, и в состав ее вошли все земли, которые ведала Оренбургская экспедиция, и кроме того Исетская провинция с зауральскими башкирами, Уфимская провинция со всеми делами, а также Ставропольский уезд и Киргизские степи.

К 1760 г. в Башкирии действовало уже 28 заводов, в том числе 15 медных и 13 железных, а население их доходило до 20000 душ мужского пола. Всего же к этому времени пришлого населения насчитывалось в Башкирии 200000 душ обоего пола. Распространение заводов, имевшее неизбежным своим последствием занятие земель, которые башкиры считали своей неотъемлемой собственностью, встретило с их стороны сильную оппозицию.

По Положению от 19 февраля 1861 года башкиры в правах и обязанностях не отличаются от прочего сельского населения империи. По делам хозяйственным башкиры составляют сельские общества, которые общественной землей владеют на началах общинных, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости (юрты). Сельское общественное управление состоит из сельского схода и сельского старосты, а волостное (юртовое) управление - из волостного (юртового) схода, волостного (юртового) старшины с волостным правлением и волостного суда. Волостное правление образуют: волостной старшина, сельские старосты и сборщики податей тех сельских обществ, в которых они имеются.

В конце 19 века башкиры в числе 575000 человек проживали между 50-57° сев. шир. и 70-82° вост. долг. в губерниях Оренбургской и Уфимской повсеместно и в уездах Бугульминском и Бузулукском Самарской губернии, Шадринском, Красноуфимском, Пермском и Осинском Пермской губ. и Глазовском и Сарапульском Вятской губ.

Начало 20 века характеризуется подъемом просвещения, культуры и этнического самосознания. После Февральской революции 1917 г. башкиры вступили в активную борьбу за создание своей государственности. В 1919 г. образовалась Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика. К концу 1926 г. численность башкир составляла 714 тысяч чел. Отрицательно сказались на численности башкир последствия засухи и 1932-33 годов, репрессий 1930-х годов, большие потери в Великой Отечественной войне 1941-45 годов, а также ассимиляция башкир татарским и русскими.

Доля башкир, живущих вне Башкирии, в 1926 г. составляла 18%, в 1959 – 25,4%, в 1989 –40,4%. Удельный вес горожан среди башкир составил к 1989 г. 42,3% (1,8% в 1926 г. и 5,8% в 1939 г.). Урбанизация сопровождается ростом числа рабочих, инженерно-технических работников, творческой интеллигенции, усилением культурного взаимодействия с другими народами, увеличением доли межнациональных браков. В октябре 1990 г. Верховный совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Башкирской АССР. В феврале 1992 г. провозглашена Республика Башкортостан.

В настоящее время основная масса башкир расселена в долине р. Белой и по ее притокам: Уфе, Быстрому Таныпу - на севере; Деме, Ашкадару, Чермасану, Кармасану - на юге и юго-западе; Симу, Инзеру, Зилиму, Нугушу - на востоке и юго-востоке, а также в верховьях р. Урал, по среднему течению р. Сакмары и ее правых притоках и по рекам Большой и Малый Кизил, Таналык. Численность в России 1345,3 тысяч человек, в т.ч. в Башкирии 863,8 тысяч человек.



Похожие статьи
 
Категории