Писатель доде. Альфонс доде биография

20.02.2019

Альфонс Доде (фр. Alphonse Daudet; 1840—1897) — французский романист и драматург, автор ярких рассказов из жизни Прованса, создатель знакового образа романтика и хвастуна Тартарена из Тараскона.

Биография

Альфонс Доде родился 13 мая 1840 г. в (прованском) городе Ниме в семье владельца небольшой фабрики шелковых тканей Винсена Додэ (1806—-1875). В 1848 году отец разорился, фабрику продали, и семья переехала в Лион. Не имея материальной возможности получить высшее образование, будущий писатель по окончании средней школы поступает на должность помощника учителя в провинциальный колледж, но вскоре оставил это занятие и в возрасте семнадцати лет вместе со старшим братом Эрнестом переехал в Париж, чтобы зарабатывать себе на жизнь журналистским трудом. Об этом периоде его жизни повествует автобиографический роман «Малыш» (Le Petit Chose, 1868). Однако известность к писателю пришла раньше — с публикацией прозаического сборника «Письма с моей мельницы» (1866).

Альфонс Доде с 1859 года начинает сотрудничать в нескольких газетах как репортер и театральный критик. В 1860 году он был представлен герцогу де Морни, который занимал пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Доде получил должность одного из секретарей, что не помешало Альфонсу заниматься журналистской и литературной деятельностью. На службе у де Морни Доде провел почти пять лет, до самой смерти герцога в 1865 году.

В 1867 году молодой писатель женился и стал жить исключительно литературным трудом.

Творчество

В период 1866—1868-х годов печатались регулярно в газетах его оригинальные лирические новеллы о природе и людях Прованса. Они были опубликованы в 1869 году отдельной книгой, названной «Письма с моей мельницы». Почти в то же время публиковался в прессе текст первого романа Альфонса Доде «Малыш», который вышел отдельной книгой в 1868 году. Эти два произведения принесли писателю славу и деньги.

С декабря 1869 года по март 1870 года в газетах печатается его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», который выходит отдельной книгой в 1872 году.

К 30 годам Альфонс Доде стал одним из самых знаменитых французских писателей, сблизился с кругом ведущих литераторов страны, подружился с Флобером, Золя, братьями Гонкур и с Тургеневым, живущим тогда в Париже.

Выход в свет романов «Фромон младший и Рислер старший» (1874) и «Джек» (1876) вызвал новый прилив его популярности.

Главные произведения писателя, которые принесли ему мировую известность, были написаны в течение одного десятилетия (1866—1876), но он жил еще более 20 лет (умер в 1897 году) и почти ежегодно выпускал по роману, большинство из которых, хотя и не поднимались до уровня его первых книг, но обладали высокими художественными качествами, позволявшими числить его в первой «пятерке» самых крупных писателей Франции конца XIX века.

В позднем периоде творчества Доде усиливаются критические тенденции, он пишет острые социально-разоблачительные романы («Набоб» — 1877; «Короли в изгнании» — 1879; «Нума Руместан» — 1881; «Евангелистка» — 1883; «Бессмертный» — 1888). В 80-е годы писатель вновь обращается к образу Тартарена из Тараскона и пишет еще два романа о нем: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» — (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890).

Вместе с тем, примерно к середине 80-х годов, у Доде наблюдается все более явный интерес к психологическому анализу, к изображению не столько социальных, сколько внутренних, даже чисто биологических побуждений, толкающих человека на те или иные поступки («Сафо» — 1884); «Роза и Нинетта» — 1891; «Маленький приход» — 1895; «Опора семьи» — 1897.

Из пьес Доде самая известная — драматургическая переделка его собственного рассказа «Арлезианка» (L’Arlesienne, 1872), успехом немало обязанная музыке Жоржа Бизе. Но главное в творчестве Доде — проза. Здесь можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна натуралистическая точность наблюдений, предельная реалистичность. К первой категории относятся провансальские «Письма с моей мельницы» (Lettres de mon moulin, 1869) и «Тартарен из Тараскона» (Tartarin de Tarascon, 1872) — самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат, в основном, большие реалистические романы, в которых он, не показывая особой фантазии, списывает характеры с реальных лиц, а местом действия чаще всего выбирает Париж.

Произведения Альфонса Доде переводились и переводятся на множество языков.

Произведения

Романы

  • «Фромон младший и Рислер старший» (Fromont jeune et Risler an, 1874)
  • «Сафо» (Sapho, 1884)
  • «Джек» (Jack, 1876)
  • «Набоб» (Le Nabab, 1877)
  • «Короли в изгнании» (Les Rois en exil, 1879)
  • «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872)
  • «Тартарен в Альпах» (1885)
  • «Порт Тараскон» (1890)

Сборники рассказов

  • «Рассказы по понедельникам»
  • «Письма с моей мельницы»

Пьесы

  • «Арлезианка» (1872),
  • «Борьба за существование» (1889)

Литературные воспоминания

  • «Воспоминания литератора» (1888)
  • «Тридцать лет в Париже» (1888).

Библиография

  • Золя Э. Альфонс Доде // Э. Золя. Собр. соч., т. 25, М., 1966.
  • Пузиков А. И. Альфонс Доде и реалистические традиции // Пузиков А. И. Портреты французских писателей. — М., 1967.
  • Bornecque J.-H., Les annees d’apprentissage d’A. Daudet, P., 1951.
  • Dobie G.-V., A. Daudet, L., 1949.
  • Sachs М., The career of A. Daudet, Camb. (Mass.), 1965.

Экранизации

  • 1923 — Прекрасная нивернезка
  • Тартарен из Тараскона — ряд экранизаций

Оригинал: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%B4%D0%B5,_%D0%90%D0%BB%D1%8C%D1%84%D0%BE%D0%BD%D1%81

Альфонс Доде (фр. Alphonse Daudet; 1840–1897) - французский романист и драматург, автор ярких рассказов из жизни Прованса, создатель знакового образа романтика и хвастуна Тартарена из Тараскона.

Альфонс Доде родился 13 мая 1840 г. в (прованском) городе Ниме в семье владельца небольшой фабрики шелковых тканей Винсена Додэ (1806–1875). В 1848 году отец разорился, фабрику продали, и семья переехала в Лион. Не имея материальной возможности получить высшее образование, будущий писатель по окончании средней школы поступает на должность помощника учителя в провинциальный колледж, но вскоре оставил это занятие и в возрасте семнадцати лет вместе со старшим братом Эрнестом переехал в Париж, чтобы зарабатывать себе на жизнь журналистским трудом.

Наша эпоха опасно играет печатными силами, которые похуже взрывчатых веществ.

Доде Альфонс

Об этом периоде его жизни повествует автобиографический роман «Малыш» (Le Petit Chose, 1868). Однако известность к писателю пришла раньше - с публикацией прозаического сборника «Письма с моей мельницы» (1866).

Альфонс Доде с 1859 года начинает сотрудничать в нескольких газетах как репортер и театральный критик. В 1860 году он был представлен герцогу де Морни, который занимал пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Доде получил должность одного из секретарей, что не помешало Альфонсу заниматься журналистской и литературной деятельностью. На службе у де Морни Доде провел почти пять лет, до самой смерти герцога в 1865 году.

В 1867 году молодой писатель женился и стал жить исключительно литературным трудом.

Нельзя достаточно объяснить публике, сколько усилий, сколько скрытой работы заключается в искусстве актёра, с виду столь доступном и лёгком.

Доде Альфонс

Творчество

В период 1866–1868-х годов печатались регулярно в газетах его оригинальные лирические новеллы о природе и людях Прованса. Они были опубликованы в 1869 году отдельной книгой, названной «Письма с моей мельницы».

Почти в то же время публиковался в прессе текст первого романа Альфонса Доде «Малыш», который вышел отдельной книгой в 1868 году. Эти два произведения принесли писателю славу и деньги.

С декабря 1869 года по март 1870 года в газетах печатается его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», который выходит отдельной книгой в 1872 году.

К 30 годам Альфонс Доде стал одним из самых знаменитых французских писателей, сблизился с кругом ведущих литераторов страны, подружился с Флобером, Золя, братьями Гонкур и с Тургеневым, живущим тогда в Париже.

Презрение - маска, которою прикрывается ничтожество, иногда умственное убожество: презрение есть признак недостатка доброты, ума и понимания людей.

Доде Альфонс

Выход в свет романов «Фромон младший и Рислер старший» (1874) и «Джек» (1876) вызвал новый прилив его популярности.

Главные произведения писателя, которые принесли ему мировую известность, были написаны в течение одного десятилетия (1866–1876), но он жил еще более 20 лет (умер в 1897 году) и почти ежегодно выпускал по роману, большинство из которых, хотя и не поднимались до уровня его первых книг, но обладали высокими художественными качествами, позволявшими числить его в первой «пятерке» самых крупных писателей Франции конца XIX века.

В позднем периоде творчества Доде усиливаются критические тенденции, он пишет острые социально-разоблачительные романы («Набоб» - 1877; «Короли в изгнании» - 1879; «Нума Руместан» - 1881; «Евангелистка» - 1883; «Бессмертный» - 1888).

Сколько таких господ, на библиотеках которых можно было бы наклеить, как на аптечных склянках, надпись: «Для внешнего употребления».

Доде Альфонс

В 80-е годы писатель вновь обращается к образу Тартарена из Тараскона и пишет еще два романа о нем: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» - (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890).

Вместе с тем, примерно к середине 80-х годов, у Доде наблюдается все более явный интерес к психологическому анализу, к изображению не столько социальных, сколько внутренних, даже чисто биологических побуждений, толкающих человекка на те или иные поступки («Сафо» - 1884); «Роза и Нинетта» - 1891; «Маленький приход» - 1895; «Опора семьи» - 1897.

Из пьес Доде самая известная - драматургическая переделка его собственного рассказа «Арлезианка» (L’Arlsienne, 1872), успехом немало обязанная музыке Ж. Бизе. Но главное в творчестве Доде - проза. Здесь можно выделить два главных направления: одно отличают юмор, ирония и яркость воображения; другому свойственна натуралистическая точность наблюдений, предельная реалистичность.

К первой категории относятся провансальские «Письма с моей мельницы» (Lettres de mon moulin, 1869) и «Тартарен из Тараскона» (Tartarin de Tarascon, 1872) - самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат в основном большие реалистические романы, в которых он, не показывая особой фантазии, списывает характеры с реальных лиц, а местом действия чаще всего выбирает Париж.

«Письма с моей мельницы»

О, великая чаша популярности, сладко пить из нее, но как тяжело, когда она опрокидывается!

Доде Альфонс

В этом произведении Доде показывает, что существует и совсем иная жизнь, что есть люди, живущие по естественным и справедливым законам природы. Они не делают деньги, не гонятся за богатством и роскошью, не погрязают в пороках, а честно трудятся, умеют искренне и горячо любить, довольствуются малым, радуются прекрасной природе Прованса и мужественно переносят трудности.

Рассказы о таких людях строятся на фольклорной основе народных преданий и сказов. Действие разворачивается на фоне сказочно прекрасной природы юга Франции.

Патриархальный, глубоко человечный мир Прованса противостоит бесчеловечному Парижу как символу жестокого прогресса цивилизации, что и привело к книге Доде миллионы читателей, особенно из числа непреуспевших.

Романы Альфонса Доде известны многим французам и особенно в Лангедоке. Родина Доде-известного французского писателя 19 века это Прованс, был в то время одной из самых отсталых французских провинций, где еще чтился патриархальный уклад жизни.Несмотря на это Прованс отличался своеобразием, о котором писал Э. Золя в очерке о Доде: «Надо

знать Прованс, чтобы понять оригинальную прелесть поэтов, посылаемых им к нам. Они вырастают там, среди тмина и лаванды, полугасконцами, полуитальянцами,
убаюкиваемые ленивыми гре­зами и пленительной ложью. У них в крови солнце, а в голове песни птиц. Они являются в Париж, чтобы завоевать его, с такой наивной смелостью, что это одно уже наполовину обес­печивает за ними успех… В неумолимой парижской среде, истирающей характеры, точно жернов, они остаются самими собой, сохраняют характер родины, впечатлительность натуры и картинность языка, по которой их всегда отличишь от других. Это - природные поэты, и в сердце у них всегда живут песни родины».
Альфонс Доде родился 13 мая 1840 г. в древнем городе Ниме в семье владельца небольшой фабрики шелковых тканей Винсена Додэ. Предки писателя были крестьянами, но родители относились уже к буржуазной среде. Его отец, владелец фабрики по производству шелка, был всецело занят обогащением. Мать была набожной женщиной и много времени посвящала церкви, а не воспитанию детей. Альфонс был предоставлен самому себе и все время проводил на фабрике или в огромном саду, который отделял ее от родительского дома. Но в 1848 г. революция всколыхнула даже самые отдаленные уголки страны. Патриархаль­ность Прованса начинает отступать под натиском капитализма, обостряет­ся конкуренция, в результате чего многие мелкие предприниматели разо­ряются, и среди них отец Альфонса Доде. Обедневшее семейство переезжает в город Лион, где по окончании лицея шестнадцатилетний Альфонс поступает служить воспитателем в кол­леж для детей местных богатеев. Но после 7 месяцев работы в возрасте семнадцати лет вместе со старшим братом Эрнестом переезжает в Париж, чтобы зарабатывать себе на жизнь журналистским трудом.

Об этом периоде его жизни повествует автоби ографический роман «Малыш» (Le Petit Chose, 1868). Так пришел в литературу молодой Альфонс Доде, щедро принеся в дар читателям всего себя - свою непосредственность южанина, свой верный глаз и доброе сердце. Таким его узнали и полюбили современники.

Уже в 1858 году, он работал в различных газетах и опубликовал свой первый сборник стихов Amoureuses. Альфонс ведёт богемный образ жизни. И даже заболевает сифилисом. Чтобы вылечиться, он отправился на Корсику, Алжир и в Прованс, где он будет черпать вдохновение для своих шедевров.Таким является «Письма с моей мельницы» опубликованном только в 1869 году.

В 1860 году Альфонс был представлен герцогу де Морни, который занимал пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Доде получил должность одного из секретарей, что не помешало Альфонсу заниматься журналистской и литературной деятельностью. На службе у де Морни Доде провел почти пять лет, до самой смерти

герцога в 1865 году.После этого Альфонс оказывается в сложном финансовом положении. В 1867 году он женится на богатой парижанке Юлии Аллард и у них будет 3-е детей. Эта женщина была музой для него, так как она чувствовала как он муж вдохновлялся и писал романы после посещения своего любимого Прованса.Такая поддержка жены даёт заниматься ему исключительно писательским трудом. На тему любви, творчества и вдохновения у Альфонса появятся рассказы под названием , которые актуальны и сейчас.

С декабря 1869 года по март 1870 года в газетах печатается его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона», который выходит отдельной книгой в 1872 году.

Любопытна история появления этого романа.В 1868 году роман стал печататься в газете «Пти монитор» без подписи,под заголовком «Барбарен из Тараскона». Но после опублоикования нескольких фельетонов этого романа выпуск прекратили. Сам Доде объяснял это отсутствием успеха у читателя, однако его сын Люсьен
приводит более правдоподобную причину: «Подтрунивание над администрацией [алжирской] было плохо воспринято в высших сферах». Доде передал «Барбарена» в «Фигаро», однако и тут ему не повезло. «Секретарем редакции «Фигаро» был в ту пору Александр Дювернуа… По странному стечению обстоятельств, я встретил Александра Дювернуа девять лет назад во время моей веселой экспедиции: он был тогда скромным чиновником гражданской администрации в Милианахе и с тех пор сохранил воистину благоговейное отношение к нашей колонии. Раздраженный, рассерженный тем, как я описал дорогой его сердцу Алжир, он, хотя и не мог помешать публикации «Тартарена», устроил так, что вещь была разорвана на куски, которые под ужасающим стереотипным предлогом «обилия материала» печатались так редко, что маленький роман растянулся в газете на столько же времени, что и «Три мушкетера»… Потом новые волнения. Герой моей книги именовался тогда Барбарен из Тараскона. И надо же так случиться, что в Тарасконе жило старинное семейство Барбаренов, которое пригрозило мне жалобой в суд, если я не изыму их имя из этого оскорбительного фарса. Мой суеверный страх перед судами и правосудием заставил меня согласиться заменить Барбарена на Тартарена уже в корректуре, которую пришлось пересматривать строчку за строчкой, скрупулезнейшим образом охотясь за литерой «Б». Несколько штук на трехстах страницах, должно быть,ускользнуло от моего взгляда, и в первом издании можно найти и Бартарена,и Тарбарена…» («История моих книг»).Отдельной книгой «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» вышли после франко-прусской войны, в 1872 году, в издательстве Дантю с посвящением нимскому приятелю Доде Гонзагу Прива. Книга расходилась хорошо, хотя и не имела сначала такого шумного успеха, как последующие романы Альфонса Доде. Далеко не все читатели поняли то, что составляло предмет гордости автора — типичность главного героя. Именно это Доде подчеркнул эпиграфом и об этом писал в «Истории моих книг: «Должен признаться, что, при всей моей любви к красивому слогу, к гармонической и яркой прозе, я не считаю, что в них заключено для романиста все. Ею истинной радостью остается иное: создавать живые существа, силой правды пустить по земле типы, которые потом сами начинают бродить среди людей с тем именем, с теми жестами и ужимками, которыми наделил их автор и которые заставляют говорить о них, — любимы ли они или презираемы, — вне связи с их создателем. Я сам всегда испытываю одно и то же чувство, когда при мне говорят об одном из прохожих на жизненном пути, об одной из марионеток в комедии политической, художественной или светской.»

К 30 годам Альфонс Доде стал одним из самых знаменитых французских писателей, сблизился с кругом ведущих литераторов страны, подружился с Флобером , Золя , братьями Гонкур и с Тургеневым , живущим тогда в Париже.

Во время Франко-прусской войны писатель вступил солдатом в пехотный полк. В «Рассказах по понедельникам» он обличал бездарное командование и прославлял патриотизм и благородство простых людей. К Парижской Коммуне 1871 г. Доде отнесся враждебно.

Главные произведения писателя, романы Альфонса Доде,которые принесли ему мировую известность, были написаны в течение одного десятилетия (1866-1876), но он жил еще более 20 лет (умер в 1897 году) и почти ежегодно выпускал по роману, большинство из которых, хотя и не поднимались до уровня его первых книг, но обладали высокими художественными качествами, позволявшими числить его в первой «пятерке» самых крупных писателей Франции конца XIX века.

В позднем периоде творчества Доде усиливаются критические тенденции, он пишет острые социально-разоблачительные романы («Набоб» - 1877; «Короли в изгнании» - 1879; «Нума Руместан» - 1881; «Евангелистка» - 1883; «Бессмертный» - 1888). В 80-е годы писатель вновь обращается к образу Тартарена из Тараскона и пишет еще два романа о нем: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» - (1885) и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» (1890).

Из пьес Доде самая известная - драматургическая переделка его собственного рассказа «Арлезианка» (L’Arlesienne, 1872), успехом немало обязанная музыке Жоржа Бизе. Вы можете включить это видео и продолжать читать, эта музыка носит неповторимую атмосферу того времени…

Но главное в творчестве Доде - проза. Здесь можно выделить два главных направления: одно отличают юмор,ирония и яркость воображения; другому свойственна натуралистическая точность наблюдений, предельная реалистичность. К первой категории относятся провансальские «Письма с моей мельницы» (Lettres de mon moulin, 1869) и «Тартарен из Тараскона» (Tartarin de Tarascon,1872) - самые оригинальные и известные его произведения. Ко второй группе принадлежат, в основном, большие реалистические романы, в которых он, не показывая особой фантазии, списывает характеры с реальных лиц, а местом действия чаще всего выбирает Париж.

Писатель высоко ценил русскую литературу, особенно Толстого и Тургенева, с которыми он поддерживал дружеские отношения, внимательно прислушивался к советам последнего. Он имел читательский успех в России, где много раз переводилась история Тартарена. По рекомендации Тургенева, роман «Короли в изгнании» печатался в русском переводе в «Новом времени» в июле 1879 г., на месяц раньше, чем во Франции.

Отличается Доде от своих современников в области романа преимущественно тем, что вовсе не претендует на спокойствие и бесстрастие, на научную объективность или артистическое служение форме, одной только форме. Подобно Диккенсу, с которым его часто и не без основания сравнивают, он любит или ненавидит своих героев, живет их жизнью и часто говорит не только их устами, но прямо от своего лица, вопреки одному из главных правил натуралистического кодекса.

Герой писателя носит образ «маленького человека», взятого из различных слоев общества и показанного с любовью и юмором. Автор делает акцент на его душевной жизни, его мечтах и устремлениях, но жизнь зло смеется над мечтой героя Доде, терпящего душевный крах в силу обстоятельств, глубоко враждебных светлому гуманистическому началу.

Последние годы жизни Доде переживал творческий кризис. Умер Доде в Париже в 1897 году и похоронен на кладбище Пер-Лашез.

В этом видео Вы можете посмотреть экранизацию знаменитого романа Альфонса Доде “Тартарен из Тараскона”.

Тартарен – маленький толстенький человек из провинциального французского городка позапрошлого века. Каждый день он собирается в свое Большое Путешествие. При этом ни разу в жизни ему так и не удалось покинуть Тараскон. Собираясь спасать экспедицию в Альпах, он слишком долго тренируется и проверяет снаряжение — и экспедиция уже спасена без него. Намереваясь вызволять пострадавших от лавины, он никак не может решиться, и доброе дело совершает кто-то другой. Наконец, подготовившись к очередной миссии, он встречает молодую приезжую барышню, которая влюбляется в него – и уж какая теперь экспедиция!Жители Тараскона бесконечно подтрунивают над Тартареном. И череда комических ситуаций, случайных совпадений, розыгрышей соседей приводит к тому, что Тартарен…наконец совершает подвиг своей жизни. И весь город восхищается им…

Основные произведения: романы Альфонса Доде «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона» (1872), «Тартарен в Альпах» (1885), «Порт Тараскон» (1890), «Малыш» (1868), «Фромон младший и Рислер старший» (1874), «Джек» (1876), «Набоб» (1877), «Короли в изгнании» (1879), «Нума Руместан» (1881), «Евангелистка» (1883), «Сафо» (1884), «Бессмертный» (1885) и другие; сборники рассказов «Письма с моей мельницы» (1869), «Рассказы по понедельникам» (1873); книги воспоминаний; пьесы.

Наиболее известные высказывания и афоризмы Альфонса Доде:


Биография писателя

Описать биографию Альфонса Доде кратко вряд ли получится, потому как жизнь писателя была наполнена огромным количеством интереснейших событий.

Родился писатель 13 мая 1840 года в Провансе. Отец Альфонса Доде был владельцем маленькой шелковой фабрики. Через восемь лет после рождения сына семья полностью разорилась. Семейное производство пришлось продать, а семья Альфонса Доде была вынуждена переехать. Город, в котором они поселились, назывался Лима.

Образование

Окончив среднюю школу, Альфонс Доде лишился материальной поддержки. Это создало тяжелые препятствия для того, чтобы получить высшее образование. Со средним образованием у Альфонса был лишь один выход - устроиться на работу. Именно так он и поступил, заняв место помощника преподавателя в одном из небольших колледжей маленького городка.

Первые шаги в карьере

На своем месте Альфонс Доде проработал недолго. Уже в свои 17 лет Доде принял важное решение: переехать со старшим братом в Париж и пробовать свои силы в журналистике.

Известность к писателю Альфонсу Доде пришла после написания рассказов «Письма с моей мельницы». Именно это стало первым серьезным шагом в творчестве писателя.

С 1859 Доде начал работу в нескольких парижских газетах на должности репортера. В это же время Альфонс начал увлекаться театром и вскоре стал театральным критиком.

Уже в 1860 году Альфонса приставили к очень серьезной и важной личности во Франции - герцогу де Морни, который на тот момент занимал должность президента Корпуса Законодательств Второй империи. Писатель получил должность секретаря, однако столь хорошее и важное место не смогло помешать Доде заниматься журналистикой и литературой. На этом поприще Альфонс проработал до смерти графа в 1865 году.

Семейные узы

В 1867 году писатель принял важное решение о женитьбе. Женился Альфонс Доде на Юлии Аляр, с которой впоследствии у писателя было трое прекрасных детей.

После женитьбы Альфонс оставил журналистику и стал заниматься исключительно литературой. Именно после свадьбы из-под его руки вышли легендарные произведения, которые пользуются успехом и в наши дни.

Ранний рассвет творчества

В 1866 году Альфонс начал публиковать свои первые новеллы в газетах. Еще в самом начале его творчество полюбилось французским читателям. Его новеллы рассказывали о жизни обычных людей, живущих в Провансе. В 1869 году все новеллы были напечатаны в одном сборнике, который назывался «Письма с моей мельницы». Примерно в это же время впервые в печать выходит произведение Альфонса Доде «Малыш». Именно эти две книги принесли успех писателю, который продолжил творить.

В том же 1869 году в парижских газетах начал публиковаться самый известный роман «Приключения Тартарена из Тараскона» Альфонса Доде. Уже в 1872 году произведение полностью было напечатано отдельной книгой.

Литературные связи

К тридцати годам своей жизни Альфонс Доде начал общаться и с другими выдающимися писателями, поскольку известность писателя разлетелась не только по всей Франции, но и по всему миру. Среди его литературных друзей можно выделить таких талантливых людей, как Иван Тургенев, Эмиль Золя, братья Гонкур и другие.

Дальнейшее творчество

Если говорить обо всем творчестве Альфонса Доде, то можно выделить лишь одно десятилетие, которое принесло писателю широкую мировую известность. Несмотря на то, что писатель творил на протяжении всей своей жизни, в одну декаду он написал самые лучшие свои произведения, которые вошли в ряды мировой классической литературы.

Однако творчество Доде было очень разнообразным и многочисленным по своему содержанию. Писатель издавал по роману в год, но новым произведениям не удавалось добиться такого успеха, как первым книгам Альфонса. Но важно отметить, что все произведения писателя были написаны правильным литературным языком, всегда были высокого художественного качества и содержали в себе крайне интересный и необычный сюжет.

Позднее творчество писателя

Последние произведения Альфонса Доде были критичными по отношению к французской власти. Уже спустя годы произведения Доде, написанные в позднее время, стали называть разоблачительными. Романы, которые выходили из-под пера Доде, рассказывали об истинном лице многих великих людей. События, о которых умалчивали и долгое время скрывали, стали выходить наружу и становились общедоступными.

В 1880-е годы Альфонс написал также еще два романа-продолжения приключений всем полюбившегося персонажа - Тартарена. Книги стали известны, однако такого успеха, как первая часть, уже не имели.

Новые жанры

Кроме того, примерно в 1885 году у Альфонса заметили явный интерес к психологическому анализу, что, несомненно, повиляло на творчество писателя. В это время в свет вышли такие произведения, как «Сафо», «Маленький приход» и другие. Эти произведения отличались от других тем, что в них Доде на первое место ставил человеческие потребности. Однако, несмотря на то, что все писатели отмечали внутренние качества человека, Альфонс выдвинул на первый план физиологические нужды. Писатель считал, что они так же, как и духовные потребности, способны толкнуть человека на тот или иной поступок, исход которого мог быть как и благополучен, так и неприятен окружающему обществу.

Драматургия

В последние годы своего творчества Альфонс также увлекался написанием театральных пьес и постановок. Самой известной пьесой драматурга и писателя стала постановка «Арлезианка», Вообще, говоря именно об этой пьесе, нужно сказать, что изначально «Арлезианка» была рассказом, но потом Доде переделал свое произведение под театральную пьесу. Произведение, уже с изменениями, стало очень популярно, а вскоре ставилось и во французских театрах.

Смерть писателя

Умер писатель в Париже, там и был похоронен. Для Франции это была тяжелая потеря, потому как Альфонсу удалось показать свой врожденный литературный талант, который и открыл ему путь к известности и успеху.

«Письма к мельнице»

Произведение Альфонса Доде «Письма к мельнице» стало одним из самых важных в творчестве писателя. Именно благодаря этому сборнику новелл к Доде пришла известность и признание читателей сначала со всей Франции, а затем и со всего мира.

Новеллы рассказывали о жизни людей, живущих в Провансе, о великолепной природе этих земель. Люди, ставшие героями, вели непорочную жизнь, их не интересовали ни слава, ни деньги. Они были счастливы от того, что имеют.

Все новеллы подкреплены фольклорной основой. Писатель включил в рассказы множество преданий и легенд, с которыми познакомился еще в раннем детстве.

В сборнике можно заметить один интересный факт: каждая новелла о жизни в Провансе является противоположностью жизни в Париже. Париж - испорченный пороками город, в котором все строится лишь на интересах каждого из людей. В Провансе же жизнь измеряется добрыми поступками, учитывая интересы всех окружающих.

«Маленький шпион»

Произведение Альфонса Доде «Маленький шпион» рассказывает о жизни обычного мальчика, который пытается найти деньги для участия в одной игре. В поисках ему помогает еще один любитель этой игры. Вместе они идут во вражеский лагерь, который осадил их родной город. Мальчик доверяет своему другу и даже не подозревает, что тот - шпион вражеских войск, который докладывает всю информацию. После того как главный герой понимает, что его спутник все это время его использовал, он отчаивается и приходит к своему отцу за помощью. Тот принимает решение рассказать все своим сослуживцам. После того как отец главного героя уходит, чтобы сообщить о засаде, он больше никогда не возвращается домой.

«Тартарен из Тараскона»

Произведение «Невероятные приключения Тартарена из Тараскона» Альфонса Доде состоит из трех частей.

Главный герой - тщеславный романтичный мужчина, который имеет в своем характере черты Дон Кихота и Санчо Пансы одновременно. Слегка трусоватый, но постоянно ищущий приключений - именно таким и выглядит наш главный герой. В первой части Тартарен отправляется на поиски приключений в Африку, в Алжир. Во второй он совершает небывалую ходку на Монблан. В третьей же описаны ужасные трагические события, которые терпит Тартарен во время своего путешествия на неизвестный остров, затерявшийся в водах Тихого океана.

Трилогия о Тартарене принесла Альфонсу мировую известность. Черты характера и поведение главного героя способствовало тому, что «Тартарен» сегодня стало

Альфонс Доде является французским романистом и драматургом. Годы жизни - 1840-1897. Писателя по праву считают талантливым автором рассказов из будней Прованса, творцом знакового романтичного персонажа и хвастуна по имени Тартарена из Тараскона.

Биография Альфонса Доде начинается с даты - 13 мая, 1840 года. Родился будущий литературный творец в городе Ниме в семье Винсена Додэ, собственника небольшого производства шелковых тканей (1806-1875). Семья вынуждена была переехать в Лион в 1848 году, вследствие разорения. Фабрику пришлось продать. Альфонс не имел материальной возможности обучаться в высшем заведении. После окончания средней школы он поступил в провинциальный колледж на должность помощника преподавателя. Но вскоре Доде оставляет данное задание и в 17 лет вместе со старшим братом Эрнестом отправляется в Париж на заработки. Зарабатывать на жизнь он решил журналистским трудом. О данном жизненном периоде повествует автобиографический роман под названием «Малыш» (1868, Le Petit Chose).

С 1859 года Альфонс начал сотрудничать с несколькими газетами в качестве репортера и театрального критика. В 1860 году талантливый автор был представлен де Морни, герцогу занимающему пост президента Законодательного корпуса Второй Империи. У него Альфонс Доде работал секретарем, данное занятие ни коей мере не мешала заниматься ему журналистикой и литературой. На службе у герцога Доде пробыл 5 лет до самой смерти де Морни в 1865 году.

1867 год знаменуется торжественным событием для писателя, состоялась женитьба Альфонса и Юлии Аляр. От их брака родилось 3 детей: Ленно, Люсьен и дочка Эдме.

Творческая биография Альфонса Доде

В газетах постоянно печатались истинные лирические новеллы о людях и природе Прованса (1866-1868). Также они были опубликованы отдельной книгой в 1869 году. Она имела название «Письма с моей мельницы». В то же время опубликовали текст самого первого романа «Малыш» в прессе. В 1868 году произведение вышло отдельной книгой. Два творения принесли автору не только славу, но и деньги.

Декабрь 1869 - март 1870 в газетах напечатали его новый роман «Необычайные приключения Тартарена из Тараскона». В 1872 году творение вышло отдельной книжкой.

К тридцатилетию Альфонс Доде завоевал небывалую популярность и стал одним из наиболее известных писателей во Франции. Он смог сблизиться с ведущими литераторами государства, подружиться с Золя, Флобером, Тургеневым (на тот момент проживал в Париже), братьями Гонкур.

Новый прилив популярности приходится на 1874 и 1876 года после выхода в свет романов «Фромон младший и Рислер старший», «Джек».

Произведения, принёсшие Доде мировую славу, были написаны за одно десятилетие (1866-1876). Он прожил еще два десятилетия и умер в 1897 году. Каждый год, одарённый творец выпускал по роману. Большинство из этих произведений не отвечали уровню его первых книг, но все они обладали высочайшими художественными качествами. Благодаря данным показателям Альфонс Дидо числился в первой «пятёрке» самых заслуженных писателей конца 19 века во Франции.

Поздний период творчества характеризуется усилением критических тенденций. Автор делает упор на острые социально-разоблачительные произведения, такие как романы 1877 года - «Набоб», 1879 - «Короли в изгнании», 1881 - «Нума Руместан», 1883 - «Евангелистка», 1888 - «Бессмертный».

В 80-х годах Альфонс вновь возвращается к образу Тартарена из Тараскона и сочиняет еще 2 романа об этом персонаже: «Тартарен в Альпах. Новые похождения тарасконовского героя» - 1885 и «Порт Тараскон. Последние приключения знаменитого Тартарена» - 1890.

К середине 80-х у писателя наблюдается явный интерес к психоанализу, изображению внутренних, биологических побуждений, заставляющих человека делать те или иные поступки - «Сафо» (1884), «Роза и Нинетта» - 1891, «Маленький принц» - 1895, «Опора семьи» - 1897.

Самой известной пьесой Доде является драматургическая переделка его рассказа «Арлезианка» - 1872. На данное творение повлияла музыка Жоржа Бизе. Но всё-таки главной в биографии Альфонса Доде обнаруживается проза с двумя ответвлениями. Первое насыщено юмором, яркостью воображения, иронией, второе характеризуется точностью натуралистических наблюдений, предельной реалистичностью. К первому варианту принадлежат провансальские «Письма с моей мельницы» - 1869, «Тартарен из Тараскона» - 1872 - своеобразные и наиболее популярные творения писателя. Ко второму варианту относятся большие романы, отличающиеся реалистичностью. В них автор «срисовывает» характеры героев с реальных людей, местом действия обнаруживается зачастую Париж.

Произведения талантливого писателя переведены на множество языков.

В творении «Письма с моей мельницы» автор показывает, что имеется совсем другая жизнь, что существуют люди, проживающие отмеренный им промежуток времени только по справедливым и естественным законам природы. Они не стремятся заработать все деньги мира, не гонятся за славой и роскошью, не потворствуют порокам. Такие люди честно трудятся, искренне любят ближних людей. Они довольствуются малым, отдавая многое. Они умеют радоваться красивейшей природе Прованса и с особым мужеством встречают трудности. Рассказы о подобных героях основываются на фольклоре, народных сказках и преданиях. Действия раскручиваются на фоне волшебно сказочной природы юга Франции. Человечный мир Прованса противодействует бесчеловечному Парижу как атрибуту жестокого развития цивилизации, что и посодействовало привлечению к книге Альфонса миллионов читателей.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Доде Альфонса представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.



Похожие статьи
 
Категории