Поэты и писатели эпохи просвещения. Литература просвещения

18.02.2019

XVIII век вошел в историю человечества как эпоха величайших социальных преобразований и классовых битв. Столетиями накапливавшиеся противоречия феодальной эпохи вырвались наружу, и в ряде стран закипела беспримерная до тех пор борьба утесненного народа со своими угнетателями.

Народные движения стали важным фактором общественной жизни многих государств. В порядок дня истории встали революции, которые должны были уничтожить феодальный режим.

Во второй половине XVIII в. крепостнический гнет в России приобрел особо жестокий и бесчеловечный характер. Самодержавие полностью отдало крестьян «на милость» и «попечение» помещиков, закрепив особым указом их права и беспредельную власть. Поддерживаемые правительством, русские помещики превращали крепостное право в дикое, никакими законами не ограниченное рабство.

Ответом на эту политику самодержавия и дворянства явились крестьянские бунты. Царствование Екатерины II проходило в зареве малых и больших восстаний, вылившихся в конце концов в Крестьянскую войну 1773—1775 гг., возглавленную Пугачевым. Крестьянская война потерпела трагическое поражение, крепостнический гнет не был уничтожен, но феодальному государству и крепостническим порядкам был нанесен серьезный удар.

Вопрос о крепостном праве и борьбе с ним станет центральным во всей общественной жизни России в последующие десятилетия. Память о восстании Пугачева сохранит не только народ — его грозный призрак будет долго внушать страх многим поколениям помещиков и царей.

В 1776 г. в далекой Америке вспыхнула первая в XVIII в. буржуазная революция. До 1783 г. шла революционная борьба американского народа против колониального владычества англичан, за ходом которой напряженно следила вся Европа — от Парижа до Петербурга. Победоносно завершившаяся революция за океаном не только привела к созданию республики — Соединенных Штатов Северной Америки, она, по словам Маркса, «прозвучала набатным колоколом» для буржуазной Европы.

Этот набат услышан был во Франции, где социальные противоречия обострились до предела. В 1789 г. французский народ совершил свою революцию, сверг короля, уничтожил феодальный режим, господство дворянства.

В XVIII в. родилась оптимистическая вера в торжество разума и свободы. Передовые общественные деятели понимали, что наступила великая эпоха крушения феодального режима угнетения и порабощения миллионов людей, эпоха освобождения народов. Выражая думы и чувства своих современников, Радищев писал: «О незабвенно столетье! радостным смертным даруешь Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек».

Антифеодальная борьба народов породила крупное идейное движение века — движение Просвещения. Просвещение, сложившееся на Западе, где гегемоном народной борьбы с феодальной неволей выступала буржуазия, вошло в историю под именем буржуазного; оно было последовательной и боевой антифеодальной идеологией. Просветители подвергали уничтожающей критике религию и церковь, господствующие взгляды на государство, на роль и место сословий в обществе, объявив все существовавшие феодальные порядки неразумными, подлежащими уничтожению.

Не будучи революционерами, просветители, отстаивая свободу народа и человека, все надежды возлагали на мирные преобразования. Идеалисты в объяснении общественной и социальной жизни, они искренне верили, что существующий социальный строй неравенства и порабощения народа произошел от неразумности людей.

Потому своей главной целью просветители поставили просвещение нации, просвещение богатых и бедных, ибо, как они считали, одни по неразумности угнетали, другие примирялись с угнетением. Критика феодального строя была одновременно пропагандой великих истин свободы. Ее осуществляли своими средствами философы и писатели, издатели и социологи, юристы и художники, историки и актеры.

Доказывая несправедливость существующего общества, просветители открыли зависимость морали, убеждений и взглядов людей от условий их жизни. Если условия жизни неразумны, говорили они, то следует их изменить и тогда люди изменят свои убеждения, станут лучше, в обществе восторжествует справедливость. Просвещение умов помогало этому изменению, но оно требовало много времени.

Тех же результатов быстрее можно было достичь при помощи законов. Именно законы создают существующий порядок. Его несправедливость определена несправедливыми законами. В монархическом государстве источник законов — монарх, следовательно, если просветить монарха, он начнет издавать справедливые законы, под влиянием которых наступят желанные перемены в обществе.

Так была выработана политическая теория просвещенного абсолютизма. Отсюда тактика просветителей — осуществлять свои цели с помощью монархов, оказывать на царей воздействие, «учить» их царствовать.

Развитие просветительской идеологии в каждой стране зависело от обострения социальных противоречий между крестьянством и дворянами, от борьбы народа со своими угнетателями, от роли буржуазии в этой борьбе. В России эта борьба с особой силой развернулась с конца 1760-х гг. Наивысшим ее выражением было Пугачевское восстание.

Эпоха русского Просвещения связана с деятельностью целой плеяды писателей, ученых и публицистов. Ранние русские просветители — Кантемир, Тредиаковский и Ломоносов — выступили на общественном поприще в первую половину XVIII в., когда крестьянский вопрос еще не стал главным в жизни нации и государства.

Потому представители раннего Просвещения, отстаивая интересы народа, не боролись с крепостным правом. В их деятельности на первое место выдвигались общие задачи просвещения отечества.

В 1760—1770-е гг., когда вооруженная борьба крепостных против помещиков потрясла государство Екатерины II, русское Просвещение окончательно сложилось как широкое и богатое идейное движение. На общественную арену выступили: журналист и писатель Николай Новиков, драматург и прозаик Денис Фонвизин, философ Яков Козельский. Наряду с ними активно работали ученые С. Десницкий, Д. Аничков, пропагандист и популяризатор просветительской идеологии профессор Н. Курганов, составитель одной из самых популярных книг века «Письмовника».

В 1780-е гг. Новиков создал в Москве на базе арендованной им типографии Московского университета крупнейший просветительский центр. В конце 1780-х гг. в литературу вступил молодой писатель, ученик русских просветителей, талантливый прозаик Иван Крылов. Тогда же вышли из печати и произведения Александра Радищева. Своеобразие социально-исторического развития России определило особенности русского освободительного движения.

Первыми русскими революционерами, как известно, были в начале XIX в. лучшие люди из дворян. В дальнейшем освободительное движение шло по пути все большей демократизации. Дворянские революционеры, поднявшие в декабре 1825 г. восстание, опирались на традиции русского Просвещения XVIII в., начавшего борьбу с самодержавием Екатерины II и крепостничеством.

Радищев — деятель огромного исторического масштаба связал эти два этапа русской общественной мысли. Он — высшее достижение русской культуры XVIII в. и русского Просвещения и в то же время — первый революционер, идейный предтеча дворянских революционеров XIX в.

Просвещение в последнюю треть XVIII в. оказывало огромное влияние на всю идейную жизнь общества, и прежде всего на развитие литературы и искусства. Даже те крупные дворянские писатели, которые не принимали социальной программы просветителей (главным в которой было требование освобождения крестьян), испытывали влияние просветительской философии, усваивали просветительские представления о внесословной ценности человека и концепцию просвещенного абсолютизма.

Важнейшим этапом эстетического развития в западной Европе XVIII в. была «революция в искусстве». Классицизм, утвердившийся в XVII столетии во Франции как мощное литературное движение, и в следующем веке занимал господствующее положение в ряде стран. В 1720—1760-е гг. он был обновлен Вольтером, который сделал его рупором просветительских идей.

Но в то же время с каждым десятилетием нарастала неудовлетворенность классицизмом: его нормативностью, правилами, строжайшей регламентацией и, главное, его рационализмом и философским неприятием идеи личности. Нужда в новом искусстве способствовала развертыванию ожесточенной борьбы с классицизмом. В ходе этой борьбы сложились два новых направления в литературе, позже получивших определение — реализм и сентиментализм. Это и было революцией в искусстве, о которой писал Гете.

Реализм Просвещения не был прямым продолжением реализма Возрождения, хотя и выступал его историческим наследником и преемником. Он оказывался зависимым от времени, его сформировавшего, от особенностей социального развития в разных странах XVIII в., от других литературных направлений, ему предшествовавших, и прежде всего от классицизма, оттого реализм и боролся с ним, и формировался на почве его завоеваний.

Своеобразие реализма эпохи Просвещения и определялось характером его сложных отношений с классицизмом, особенностями просветительского понимания действительности и человека, поисками преодоления тех трудностей, которые возникли в эпоху кануна буржуазной революции во Франции.

«Революция в искусстве» захватила и Россию: в последней трети века начинается формирование просветительского реализма и сентиментализма, вдохновлявшихся гуманизмом Возрождения и Просвещения. В течение четырех десятилетий русский классицизм был господствующим направлением.

С середины 1760-х гг. положение начало меняться. Нараставшие из десятилетия в десятилетие социальные противоречия России, закипавшая общественная борьба выдвигали и перед поэтами-классицистами новые требования, ставили на обсуждение большие и больные вопросы социальной и политической жизни русского государства. Поэзия классицизма не могла на них ответить.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Эпоха Просвещения – под таким названием вошли в историю 17-18 века, время, когда разум и образование правили бал. Сердцем этой эпохи была Франция, хотя зародилось движение в Англии, но оно охватило также и Германию, Италию и Россию.

Идеология Просвещения и основные мыслители того времени

Рождение новой культуры было подготовлено буржуазными революциями и распространением философских знаний. Просветители считали, что человека можно изменить к лучшему – и это был принципиально новый подход.

Точно назвать годы эпохи Просвещения сложно, так как она в той или иной степени охватывала конец 17 и весь 18 век. Просветители были проникнуты идеей, что человеческое общество можно изменить путем просвещения людей, то есть они возлагали надежды на человеческий разум и творческое начало в людях, стремясь развивать и то, и другое.

18 век стал веком технологии, достижений и городской культуры, но именно природа рассматривалась философами как основа творческого начала. В ней они видели арену преобразующих идей. Еще одна важная философская мысль того времени заключается в том, что культура стала рассматриваться как духовное творчество человека.

Основные имена эпохи Просвещения во Франции – это такие мыслители, как Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и Вольтер. Немецкое Просвещение дало миру Гете, Шиллера и Канта, а английское – Кавендиша, Уатта и Филдинга. Свои просветители были и в России – Михаил Ломоносов и Александр Радищев.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Михаил Ломоносов.

Сущность просветительских идей

Религиозное мировоззрение, которое господствовало с Европе вплоть до 18 века, сменяется обращение к разуму. Знания считаются всеобщим богатством, так что ученые стремятся распространять их среди широких масс. Основные идеи, которые исповедовались в то время, были таковы: знания принадлежат всем и они должны приносить практическую пользу. Учеба стала доступна даже тем, кто долгое время был исключен из этого процесса – женщинам.

Практическим воплощением этих идей стала “Энциклопедия” под редакторством Дидро, в которой были собраны все знания, накопленные на тот момент человечеством.

Рис. 2. Энциклопедия Дидро.

Постепенно научные тексты перестают писаться на латыни – ученый мир переходит на национальные языки, и это также является важным шагом к тому, чтобы знания становились общедоступными.

Сущность этого процесса прекрасно описана Джонатаном Свифтом в сатирическом рассказе “Битва книг”.

Литература эпохи Просвещения

В этот исторический период зарождается сентиментализм, поскольку литература начинает уделять большое внимание чувствам человека, его переживаниям. Таким образом с помощью художественных произведений людям прививаются моральные ценности. Это вполне отвечает идее о том, что книга – это орудие. Просветители рассматривали литературу как средство, позволяющее воспитать их современников в новом духе, то есть она имела в себе сильное дидактическое начало. Однако господство определенного стилевого направления в литературе этого периода не прослеживается.

Просвещение дало литературе новые жанры – это роман воспитания, семейная драма и философская повесть. Наиболее известными произведениями того времени являются “Новая Элоиза” Руссо, “Путешествия Гулливера” Джонатана Свифта, “Кандид” Вольтера и “Робинзон Крузо” Даниэля Дефо. Основная тема каждого из них – это человек как существо, рожденное добрым и стремящееся вернуться в это состояние.

Рис. 3. Робинзон Крузо.

18 век также можно с полным правом назвать золотым веком утопии, так как просветители увлекались конструированием как идеального государства, так и идеального человека.

Историческое значение периода

Идеи просвещения породили реформы, которые улучшили положение людей, хотя утопическая идея о том, что общественная жизнь должна быть перестроена полностью, воплощения не получила.

Но самыми значительными последствиями распространения просветительских идей стали Американская революция и Великая французская революция.

Также идеи этого исторического периода в значительной степени повлияли на философскую мысль более поздних эпох и даже на современную политическую науку – именно они лежат в основе демократии.

Что мы узнали?

Были рассмотрены основополагающие идеи эпохи Просвещения, а также ее главные черты. Поговорили кратко о культуре эпохи Просвещения, ее деятелях и о том, как развивалась и эволюционировала общественная мысль. Были также определены основные мысли, на которых базировалась литература, и рассмотрено, какие характерные черты она имела – дидактическое начало, рационализм и в то же время внимание к эмоциональной сфере человека. Указаны основные имена философов и мыслителей, которые есть в учебнике за 7 класс, и то, какое влияние эпоха Просвещения оказала на события начала 19 века и Нового времени.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 367.

Министерство культуры Украины

Харьковская государственная академия культуры

Кафедра культурологии

По курсу « История мировой художественной культуры»

На тему: Эвропейское Просвищение.

Выполнила:

Студентка заочногоотделения

Факультета хореографического искусства

Группа 5С

Василенко Виктория

    Введение

2. Влияние общественной и научной мысли на духовную культуру.

3. Литература эпохи просвещения.

4. Драматургия и театр просвещения.

5. ИскусствоXVIIIвека.

6. Заключение.

7.Список использованной литературы.

Введение

Эпоха европейского Просвещения занимает исключительное место в истории человеческой цивилизации благодаря мировому масштабу и долговременному значению.

Эпоха Просвещения завершила переход к новому типу культуры. Источник света (во французском языке слово «просвещение» звучит как свет - «lumiere»)новая культура видела не в Вере, в Разуме. Знания о мире и человеке призваны были давать науки, опирающиеся на эксперимент, философия и реалистически ориентированное искусство.

Люди XVIII века называли свое время столетием разума и просвещения. Средневековые представления, освящаемые авторитетов церкви и всесильной традицией, были подвергнуты неумолимой критике. В XVIII в. стремление к знанию, основанному на разуме, а не на вере, овладело целым поколением. Сознание, что все подлежит обсуждению, что все должно быть выяснено средствами разума, составляло отличительную черту людей XVIII столетия.

В эпоху Просвещения завершился переход к современной культуре. Складывался новый образ жизни и мышления, а значит, изменялось и художественное самосознание нового типа культуры. Название «Просвещение» хорошо характеризует общий дух этого течения в области культурной и духовной жизни, ставящего себе целью заменить воззрения, основанные на религиозных или политических авторитетах, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.

Просвещение увидело в невежестве, предрассудках и суеверии главную причину человеческих бедствий и общественных зол, а в образовании, философской и научной деятельности, в свободе мысли - путь культурного и социального прогресса.

Идеи общественного равенства и личной свободы овладели, прежде всего, третьим сословием, из среды которого и вышла большая часть гуманистов. Среднее сословие состояло из зажиточной буржуазии и людей либеральных профессий, оно обладало капиталами, профессиональными и научными знаниями, общими идеями, духовными стремлениями. Мировоззрение третьего сословия ярче всего выразилось в просветительском движении - антифеодальном по содержанию и революционном: по духу.

Феодальная культура перестает быть господствующим монолитом. Ее мировоззренческие, ценностные, нравственные основы больше не соответствовали новым условиям жизни, новым идеалам и ценностям людей, живущих в атмосфере кризиса феодально-абсолютистского строя.

Радикальные изменения происходили и на уровне эстетического сознания. Основные творческие принципы XVII века - классицизм и барокко - обрели в эпоху Просвещения новые качества, потому что искусство XVIII века обращалось к изображению реального мира. Художники, скульпторы, писатели воссоздавали его в картинах и скульптурах, повестях и романах, в пьесах и спектаклях. Реалистическая ориентация искусства побуждала к созданию нового творческого метода.

Духовное течение Просвещения раньше всего зародилось в Англии. Благодаря историческим условиям просветительские начала выразились в Англии раньше, чем в других странах. Здесь раньше всех произошла эмансипация интеллигентной буржуазии в культурной и политической жизни, что проявилось в формировании либеральных взглядов в обществе. Именно в Англии рационалистические стремления были сформулированы, приведены в систему, которая выработала определенное самостоятельное отношение к главным вопросам философии, политики и морали. Мыслителей раннего английского Просвещения (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Юм) стали называть вольнодумцами (англ. -free thinkers).Это название прочно вошло во все европейские языки.

Родоначальником всей просветительской философии был Джон Локк (1632-1704), философ-материалист, создатель доктрины либерализма, психолог и педагог, сам выросший под влиянием религиозного и политического движения своей родины во второй половине XVII в. Джон Локк создал теорию познания на основе учения психологии сознания, положив начало педагогике как науке, изучающей личность. Он первым сформулировал идею безусловной личной свободы на основе естественного права человека.

ВЛИЯНИЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ И НАУЧНОЙ МЫСЛИ НА ДУХОВНУЮ КУЛЬТУРУ

Великая идея века овладела всеобщим вниманием, прежде всего через литературу. Просветительская литература вела к появлению нового читателя, она увеличила его стремление к самообразованию. Писатели Просвещения называли себя философами.

Сочинения писателей-философов постоянно перепечатывались в громадном количестве экземпляров.

Литература опиралась на общественное мнение, которое формировалось в кружках и салонах. Двор перестал быть единственным центром, к которому все стремились. В моду вошли философские салоны Парижа, где бывали Вольтер, Дидро, Руссо, Гельвеций, Юм, Смит. Образованное общество с жадностью набрасывалось на вновь изданные тогда просветителей. С 1717 по 1724 г. было напечатано более полутора миллионов томов Вольтера и около миллиона томов Руссо.

Вольтер, настоящее имя Франсуа Мари Аруэ (1694-1778), был признанным вождем просветителей всей Европы. В его творчестве полнее и ярче, чем в чьем-нибудь другом, выразилась общественная мысль века. Все рационалистическое движение часто отождествляют с деятельностью Вольтера и называют общим именем - вольтерьянство. В знаменитый замок Ферне, где он жил последние 20 лет, стекались, как на богомолье, все образованные люди Европы. Отсюда Вольтер рассылал философские и литературные манифесты, руководил кружками в Париже. Еще при жизни философы и литераторы воздвигли ему памятник.

Вольтер был действительно великим литератором - он умел осмыслить и объяснить просто и общедоступно на прекрасном изящном языке самую серьезную тему, привлекающую внимание современников. Он имел громадное влияние на умы всей просвещенной Европы. Его злого смеха, способного разрушить в прах вековые традиции, страшились более чьих-либо обвинений.

Он всячески подчеркивал ценность культуры. Историю общества он изображал как историю развития культуры и образования человека. Эти же идеи Вольтер проповедовал в своих драматических произведениях и философских повестях («Кандид, или Оптимизм», «Простодушный», «Брут», «Танкред» и др.).

В низших сословиях общества просветители аристократического направления не видели объекта своего воздействия. По их мнению, просвещение недоступно для людей, обреченных на ручной труд. Народ страшил даже радикально настроенного Вольтера: «Когда чернь принимается рассуждать, все погибло ».

Демократическое направление в Просвещении получило название «руссоизм» по имени одного из наиболее радикально настроенных просветителей - Жан-Жака Руссо (1712-1778). Он был одним из тех, кто духовно подготавливал Французскую революцию. Руссо видел причину социального неравенства в частной собственности («Рассуждение о начале и основаниях неравенства»). Он защищал республиканские демократические порядки, обосновывал право народа на свержение монархии. Его общественно-политические трактаты легли в основу деятельности якобинцев.

В своих литературных произведениях - стихах, поэмах, романах, комедиях - Руссо идеализировал «естественное состояние» человечества, прославлял культ природы. Руссо выступил как провидец издержек зарождавшейся буржуазной культуры. Он первым заговорил о ставшей сейчас реальностью высокой цене прогресса цивилизации. Руссо противопоставлял испорченности и развращенности цивилизованных наций жизнь общества на патриархальной стадии развития, ошибочно предполагая в ней идеальную чистоту нравов естественного человека. Его лозунг «Назад к природе» был использован потом натурализмом, недооценивающим значение социальных связей между людьми. Мечта о естественном существовании естественного человека в естественной среде хорошо выражает общее настроение эпохи Просвещения.

Руссо считал, что все, что тормозит естественное развитие человека, должно устраняться с помощью воспитания. Педагогические взгляды, проникнутые гуманизмом и демократизмом, выражены в его знаменитом романе-трактате «Эмиль, или О воспитании», Сочинения Руссо способствовали становлению психологизма в европейской литературе. Его роман в письмах «Юлия, или Новая Элоиза» и «Исповедь» стали настольными книгами для многих поколений образованных людей по всей Европе.

Крупнейшим событием века стало издание «Великой Энциклопедии». Оно собрало все разрозненные знания и стремления просветителей в одно целое. В деле участвовали сотни популяризаторов и пропагандистов идей Просвещения. Энциклопедия сплачивала вокруг себя умнейших людей Франции.

Цель многотомного издания - подвести итоги познания человечества по всем отраслям знания с новой просветительской точки зрения. Энциклопедия стала кодексом французского Просвещения. Она была не просто сводом научных знаний, но активным общественным предприятием, орудием философской пропаганды. Она вела борьбу с общественными предрассудками и предназначалась не для одних ученых, а для всего общества.

Первый том вышел в 1751 г. под заглавием «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел...» под редакцией д"Аламбера и Дидро. За 20 лет вышло 17 громадных томов текста и 11 томов с пояснительными таблицами, 5 томов приложений и дополнений. Два раза издание приостанавливалось правительством, редакторы постоянно подвергались нападкам властей. Успех у публики был колоссальный, книги быстро разошлись по всей Европе.

Главным редактором и душой предприятия был Дени Дидро (1713-1784) -представитель демократического направления просветителей. Для Толкового словаря он писал статьи самого разнообразного содержания: по философии, политике, грамматике, риторике, морали, эстетике, механике. Более тысячи его статей посвящено вопросам техники и технологии, которые ему приходилось изучать на практике, в мастерских. Дидро первым поставил технологию в зависимость от культурного развития общества. В свои статьи он вносил новый дух - дух уважения к труду.

С 60-х годов XVIII в. начался промышленный переворот (переход мануфактурного производства на машинную стадию, создание материально-технической основы крупного капиталистического производства). Он оказал могущественное воздействие на все стороны общественной жизни: промышленность, политику, идеологию, культуру. В этот период впервые начинается систематическое приложение достижений науки к производству.

В деятельности просветителей было отчетливо видно стремление перестроить общество и производство на основе научных выводов. Общие представления об успехах физики и химии сильно воздействовали на общество. Масса нового материала обогатила естественные науки. Множество новых видов растений и животных, открытых благодаря эпохе путешествий, дали возможность широкого сравнительного изучения.

Развитие экспериментальных исследований, установление количественных соотношений между явлениями природы, их точное математическое выражение, способность человеческого разума понять и использовать законы природы, создание новых техники и технологии приводили к изменениям в мироощущении людей того времени. Люди оказались настолько смелыми, что вторглись даже в сферу религии. Существование различных вероисповеданий они стали рассматривать как факт, противоречащий разуму. Традиционные формулировки лишь относительны, а не абсолютны, следовательно, нужно было создать рационалистическую религию. Стремление доказать существование Бога средствами разума - деизм - стало очень популярным. Отвергая церковно-религиозные догматы, деисты защищали бытие божества. В формировании рационалистической религии участвовала вся Европа: Юм, Бейль, Руссо, Вольтер, Дидро, Лейбниц, Лессинг и многие другие. Признанный враг веротерпимости - орден иезуитов, в руках которого находилось практически все образование,- потерял свои позиции и в 1773 г. был упразднен папой Климентом XIV. «Рационалистическая религия» успешно боролась с суевериями - в середине века суды большинства европейских стран отказывались разбирать дела по обвинению в колдовстве.

ЛИТЕРАТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Новые идеи, развившиеся в произведениях мыслителей XVIII в. - философов, историков, естествоиспытателей, экономистов, - жадно вбирались эпохой, получали дальнейшую жизнь в литературе.

Новая атмосфера общественного умонастроения приводила к изменению в соотношении видов и жанров художественного творчества. Значение литературы - «орудия просвещения» - по сравнению с другими эпохами необычайно выросло. Просветители в своей публицистической деятельности избрали форму короткой остроумной брошюры, которую можно было быстро и дешево издать для самых широких читательских кругов, - «Философский словарь» Вольтера, «Диалоги» Дидро. Но объяснить массовому читателю философские идеи должны были романы и повести, такие, как «Эмиль» Руссо, «Персидские письма» Монтескье, «Кандид» Вольтера, «Племянник Рамо» Дидро и др.

Главным художественным языком Просвещения был классицизм, унаследованный от XVII века. Этот стиль отвечал рационалистической природе просветительского мышления и его высоким нравственным принципам. Однако интерес к повседневной жизни третьего сословия не укладывался в жесткие рамки стиля.

Направление просветительского реализма получило успешное развитие в «рассудительной» Англии, которую мало привлекали мифологические сюжеты. Сэмюэл Ричардсон (1689-1761), создатель европейского семейно-бытового романа, ввел в литературу нового героя, который до того имел право выступать лишь в комических или второстепенных ролях. Изображая духовный мир служанки Памелы из одноименного романа «Памела», он убеждает читателя в том, что простые люди умеют страдать, чувствовать, мыслить не хуже героев классической трагедии.

Вся группа представлений и мечтаний о лучшем естественном строе получила художественное выражение в знаменитом романе Даниеля Дефо (1660-1731) «Робинзон Крузо». Им написано более 200 работ различных жанров: стихов, романов, политических очерков, исторических и этнографических произведений. Книга о Робинзоне это не что иное, как история изолированной личности, предоставленной воспитательной и исправительной работе природы, возвращение к естественному состоянию. Менее известна вторая часть романа, рассказывающая о духовном перерождении на острове, вдали от цивилизации.

Так же трезво, с материалистических позиций смотрит на мир автор не менее знаменитого произведения «Путешествие Гулливера» Джонатан Сбифт (1667-1745). Вымышленная страна лилипутов дает сатирическое изображение английского общества: интриги двора, подхалимство, шпионаж, бессмысленная борьба парламентских партий. Во второй части, изображающей страну великанов, сказываются мечты о мирной жизни и труде в стране, которой правит добрый и умный монарх, - идеал «просвещенного абсолютизма».

Немецкие литераторы, оставаясь на позициях просветительства, искали нереволюционные методы борьбы со злом. Главной силой прогресса они считали эстетическое воспитание, а главным средством - искусство.

От идеалов общественной свободы немецкие писатели и поэты перешли к идеалам свободы нравственной и эстетической. Такой переход характерен для творчества немецкого поэта, драматурга и теоретика искусства Просвещения Фридриха Шиллера (1759-1805). В своих ранних пьесах, имевших громадный успех, автор протестовал против деспотизма и сословных предрассудков. «Против тиранов» - эпиграф к его знаменитой драме «Разбойники» - прямо говорит о ее социальной направленности. Общественное звучание пьесы было огромным, в эпоху революции она ставилась в театрах Парижа.

Эстетическое направление романтики и идеальные стремления Шиллера разделял великий поэт Германии Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832). Как истинный представитель эпохи Просвещения, основоположник немецкой литературы Нового времени, он был энциклопедичен в своей деятельности: занимался не только литературой и философией, но и естественными науками. Его взгляды на жизнь и мировоззрение человека ярче всего выражены в поэтических произведениях. Итоговым сочинением Гете стала знаменитая трагедия «Фауст» (1808-1832), воплотившая поиски человеком смысла жизни. «Фауст» - наиболее значительный памятник культуры рубежа веков, в котором возникает новая картина мира. В «Фаусте» дана грандиозная картина Вселенной в ее понимании человеком Нового времени. Перед читателем предстает мир земной и потусторонний, человек, животные, растения, сатанинские и ангельские существа, искусственные организмы, разные страны и эпохи, силы добра и зла. Вечная иерархия рушится, время движется в любом направлении. Фауст, ведомый Мефистофелем, может оказаться в любой точке пространства и времени. Это новая картина мира и новый человек, который стремится к вечному движению, познанию и деятельной жизни, насыщенной чувствами.

ДРАМАТУРГИЯ И ТЕАТР ПРОСВЕЩЕНИЯ

Прямую дорогу от реализма просветителей к реализму XIX в. проложили драматурги. Главной задачей искусства деятели Просвещения считали перевоспитание людей; проповедь со сцены казалась им эффективной и удобной формой убеждения. Только Вольтером написано 54 драматических произведения. Но каноны классицизма, которых придерживались писатели раннего Просвещения, сковывали развитие драматургии, ограничивали круг тем и героев.

XVIII в. дал мировой культуре таких замечательных художников и теоретиков искусства театра, как Шеридан - в Англии, Волыпер, Дидро, Бомарше - во Франции, Лессинг, Гете, Шиллер - в Германии, Гольдони - в Италии. Господство разума привело к тому, что искусство просветителей страдало рассудочностью, рациональный анализ жизни требовал упорядоченных форм. Однако просветители, видевшие идеал человека в гармоничной личности, не могли пренебречь требованиями чувства, когда речь шла об искусстве. Театр эпохи Просвещения замечательно выразил и содержанием, и методом новый взгляд на мир, который был адекватен эпохе.

В качестве прямого последователя Дидро выступал крупнейший драматург Франции Пьер Огюстен Бомарше (1732-1799). Его необычайно популярные веселые комедии «Безумный день, или Женитьба Фигаро» и «Севильский цирюльник» несли заряд сатиры разрушительной силы. Фигаро выступал представителем оппозиции всего третьего сословия. Он сменил столько профессий, что его роль цирюльника была временным обличьем. Неприятие старых порядков основано на богатом, несмотря на молодость, жизненном опыте. Он активнее, энергичнее своего господина, но он - слуга. Фигаро стал символом простолюдина, который не просит, а берет свое в борьбе. Это не отвлеченное понятие буржуазной добродетели, а человек во плоти и крови на сценических подмостках.

В том же направлении, в русле Просвещения, происходит реформа итальянского театра, где до сих пор господствовала старинная комедия масок. Созданный знаменитым Карло Гольдони (1707-1793) тип комедии нравов оказался уникальным и нашел общеевропейское признание. Гольдони перевел комедию с диалекта на литературный язык, его пьесы изменили технику актеров. Гольдони недаром считают создателем национальной итальянской комедии - им создано 267 пьес. В пьесах Гольдони показаны картины городского быта, жизнь различных сословий. В них явно прослеживается пропаганда сословного равенства. Герои пьес «Трактирщица», «Слуга двух господ» и др. социально конкретны, они полны сознанием своих прав и умением отстоять их.

Дворянство, цепляющееся за свои привилегии, оказалось объектом насмешки и у английского драматурга Ричарда Бринсли Шеридана (1751-1816). Его «Школа злословия», «Дуэнья» обличают лицемерие английского общества. В его творчестве завершился переход от комедии положений к комедии характеров.

Лучшие произведения театра XVIII в. - не только достояние прошлого, они принадлежат и нам. Пьесы Шиллера, Шеридана, Бомарше, Гольдони прочно вошли в репертуар мирового театра.

ИСКУССТВО XVIII

Художественное искусство XVIII в. кажется странно не соответствующим идеологии Просвещения. Развитие философских идей шло по пути революционного пересмотра основных ценностей, а искусство XVIII века было мирным, уютным, гедонистическим. Кажется, Просвещение шло своим путем, а искусство - своим. Но искусство нельзя рассматривать как прямую иллюстрацию господствующих в обществе идей. У искусства свои способы взаимодействия с новыми формами мировоззрения.

Тем не менее, искусство тоже включилось в общие мечтания о естественном состоянии человека в естественной среде. В противовес господству застывших классических форм оно искало живые формы. В живописи видно стремление к непринужденности. На смену величественным музыкальным произведениям, рассчитанным на слушание в церкви, пришло камерное музицирование, живые интонации и мелодии. Развивалось садово-парковое искусство естественных английских парков. Архитектура XVIII в. более чем когда-либо сосредоточилась на соединении с природной ландшафтной средой и в загородных дворцовых ансамблях. На сцене произошел постепенный переход от условностей и патетики классицистического театра к естественной игре актеров.

Кроме общепринятых в Европе стилей - барокко и классицизма, - в XVIII веке появились новые: рококо, сентиментализм, предромантизм. В отличие от предыдущих веков нет единого стиля эпохи, единства художественного языка. Искусство XVIII века стало своего рода энциклопедией разнообразных стилевых форм, которыми широко пользовались художники, архитекторы, музыканты этой эпохи.

Во Франции художественная культура была тесно связана с придворной средой. Не случайно стилистические этапы французского искусства связывают с именами королей - стиль регентства, стиль Людовика XIV (1643-1715), стиль «Помпадур». Во Франции ярче и последовательнее, чем где-либо, развился стиль рококо - от французского слова «рокайль» - раковина, прихотливость и причудливость форм которой и дала название стилю. Некоторые искусствоведы считают его разновидностью барокко, отказавшейся от монументальности. Для других рококо - самостоятельный стиль, явившийся порождением барокко, но изменивший унаследованные черты. В любом случае рококо - стилевая система исключительно светской культуры, оставившая свой след в искусстве.

Рококо зародилось в среде французской аристократии. Слова Людовика XV (1715-1754) «После нас - хоть потоп» можно считать характеристикой настроения, царившего в придворных кругах. Строгий этикет сменился легкомысленной атмосферой, жаждой наслаждения и веселья. Аристократия спешила развлекаться до наступления потопа в атмосфере галантных празднеств, душой которых была мадам Помпадур. Придворная среда отчасти сама формировала стиль рококо с его капризными, прихотливыми формами.

Рокайльная живопись и скульптура сохраняла тесную связь с архитектурным оформлением интерьера и потому имела декоративный характер. Это интимное искусство, рассчитанное на украшение досуга частного человека, избегало обращения к драматическим сюжетам, носило откровенно гедонистический характер. Плоскость стены разбивалась зеркалами и декоративным панно в асимметричном причудливом обрамлении, состоящем из завитков - ни одной прямой линии, ни одного прямого угла. Искусство рококо строилось на асимметрии.

Каждую вещь рококо наряжает, покрывает гирляндами завитков, инкрустациями, узорами. Стены особняков знати и богатой буржуазии, выстроенных в классицистическом духе со строгими ордерными формами, внутри разбиты нишами, обильно украшены шелковыми обоями, декоративными тканями, живописью, лепниной. Единство интерьера не нарушала вычурная мебель с инкрустациями. К изящным столикам и пуфикам на тонких гнутых ножках удивительно шли фарфоровые безделушки, ларчики, табакерки, флакончики. В моду вошли фарфор и перламутр. Во Франции возникла Севрская фарфоровая мануфактура, в Германии - не менее знаменитая Мейсенская. Произведения прикладного искусства заняли важное место в культуре рококо.

В эту эпоху одежда, прически, внешность человека стали произведением искусства. Неестественные фигуры дам в кринолине, фижмах, париках приобрели силуэт, не свойственный человеческому телу, и казались драгоценной игрушкой в фантастическом рокайльном интерьере.

Основоположником рококо в живописи можно считать Антуана Ватто (1684-1721) - придворного живописца, любимца короля и маркизы Помпадур. (Одним из самых аристократических художников стал сын кровельщика - и в этом тоже веяние времени.) Ватто наполовину создал, наполовину блестяще истолковал вкусы своей эпохи. Для нас его картины кажутся наивными, но современники были в восторге от той идиллической Аркадии, в которую превратил двор Людовика Ватто. Он изображал искусственный прелестный мир театра и любовных похождений в сказочной обстановке. Герои Ватто - хорошенькие живые актрисы в широких шелковых платьях, франты с томными движениями, амуры, резвящиеся в воздухе. Даже названия его произведений говорят сами за себя: «Капризница», «Праздник любви», «Общество в парке», «Затруднительное положение» .

Произведения Ватто - шедевры утонченной живописи неярких нежных оттенков, которым давали названия в духе галантной стилистики: «цвет потерянного времени». Ватто обладал особенными рецептами красок, производящих удачные художественные эффекты. Как живописец Ватто был гораздо глубже и сложнее своих многочисленных последователей. Он усердно изучал природу, много писал с натуры. Искусство Ватто открывало мир человеческих чувств. Оно освободилось от напыщенности барокко и отчасти реабилитировало естественные чувства, что было в духе времени. Отсвет его сильной творческой индивидуальности, его художественных открытий лег на весь XVIII века Сила Ватто в том, что и в царстве мечты он изображал реальные переживания и чувства человека.

Не все художники, называвшие себя его учениками, обладали этой глубиной чувств. После смерти Ватто его место при дворе занял Франсуа Буше (1704-1770). Очень искусный мастер, он много работал в области декоративной живописи, делал эскизы для гобеленов, для росписи по фарфору. Слава его быстро росла, произведения усердно раскупались. Его мифологические и пасторальные сюжеты очень подходили к убранству рокайльных апартаментов. Буше первый ввел в моду небольшие рисунки и эскизы, которые раньше художники хранили только для себя. Эти наброски, изображающие пастушеские идиллии, кокетливые мифологические сцены с нимфами и амурами, разбирались нарасхват. Типичные сюжеты - «Триумф Венеры», «Туалет Венеры», «Купание Дианы» . В произведениях Буше манерность и эротизм эпохи рококо выразились с особой силой, в чем его постоянно обвиняли просветители-моралисты.

ГУЛИСТАНСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ КОМПЬЮТЕРНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Зарубежная литература

ЭПОХИ

ПРОСВЕЩЕНИЯ

Зарубежная литература эпохи Просвещения



Робинзон Крузо , который прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Лемюэль Гулливер , любимый герой детства, страстный путешест­венник, побывавший в удивительных странах - лилипутов и великанов, на летающем острове и в стране говорящих лошадей;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Кандид , философ, размышляющий о судьбах мира и месте человека в нем, путешественник, увидевший, «что творится на самом деле на нашем печальном и смешном земном шаре», и последними словами которого были: «Надо возделывать свой сад, ибо мир наш безумен и жесток... установим границы нашей деятельности и попробуем выполнить наше скромное дело как можно лучше»;


Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения: Фигаро , слуга в доме у графа, который во всех ситуациях обводит вокруг пальца своего хозяина, смеется над ним, а вместе с ним и над всем сословием феодалов, показывая преимущество своего сословия, свою силу, свой ум, свою энергию и решительность;




Даниель Дефо (1660-1731) Он не читал «Робинзона Крузо» с детства... Посмотрим, поразит ли его «Робинзон Крузо» теперь! У. Коллинз

Ты становишься просто Человеком, пока читаешь его. С. Колридж


Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.). Ее компромиссный характер сохранял многие пережитки феодального строя, и английские просветители видели свой долг в закреплении уже достигнутых революцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей. Среди них - Д. Дефо.

Даниель Дефо - английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа и после окончания духовной академии пуритан, где он получил прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.



Когда книга была опубликована, она имела совершенно неожиданный успех. Ее быстро перевели на основные европейские языки. Читатели, не желая расставаться с героем, требовали продолжения. Дефо написал еще два романа о Робинзоне, но ни один из них не сравнится с первым по художественной силе.

Несмотря на огромный успех у современников, истинная оценка романа пришла все же позднее, после смерти писателя. Исследователи литературы утверждают, что, являясь зеркалом своего времени, роман «Робинзон Крузо» оказал большое влияние на общественную мысль и художественную культуру XVIII , XIX и даже XX столетий.


Джонатан Свифт

И взор я бросил на людей,

Увидел их надменных, низких,

Жестоких, ветреных друзей,

Глупцов, всегда злодейству близких...

А. С. Пушкин

Доставьте мне удовольствие говорить о вас так же, как будет говорить потомство.

Вольтер в письме Свифту


Современником и соотечественником Д. Дефо был Джонатан Свифт, соотечественниками и современниками их герои Робинзон и Гулливер. Они жили в одной стране - Англии, при одних правителях, читали произведения друг друга, хотя не были лично знакомы. Несомненно, было много общего в их творчестве, но талант каждого из них был ярко своеобразен, уникален, как уникальны их личности и судьбы.

Джонатан Свифт называл себя «шутником, чрезвычайным шутником», которому грустно и горько от своих шуток. Многие сатирики XVIII , XIX и XX вв. называли его своим предшественником.


Англичанин по происхождению, Свифт родился в 1667 г. в Ирландии, в Дублине, куда в поисках заработка переехал отец будущего писателя. После окончания Дублинского университета в 1789 г. Свифт получил место секретаря у влиятельного вельможи Уильяма Темпля.

Эта служба тяготила Свифта, но его удерживала в Мур-Парке обширная библиотека Темпля и его юная воспитанница Эстер Джонсон, нежную привязанность к которой Свифт пронес через всю свою жизнь.

После смерти Темпля Свифт отправился в ирландскую деревушку Ларакор, чтобы стать там священником. Стелла, как называл Свифт Эстер Джонсон, последовала за ним.



Главным трудом жизни Свифта стал его роман «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга, а потом капитана нескольких кораблей» - так звучит его полное название. Чрезвычайной таинственностью Свифт окружил свой труд, даже издатель, получивший в 1726 г. от неизвестного лица рукопись романа не знал, кто его автор.

Книгу о Гулливере ждала судьба, похожая на книгу о Робинзоне: она скоро стала всемирно известной, любимейшей книгой как взрослых, так и детей.



ВОЛЬТЕР (1694-1778)

Освистывайте меня без стеснения, я вам отвечу тем же, собратья мои.

Он был более чем человек, он был эпоха.




Важной частью художественного наследия Вольтера являются философские повести. Философская повесть - литературный жанр, созданный XVIII веком. Излагая философские идеи, проблемы, рассуждая на политические и социальные темы, автор облекает повествование в художественную форму. Вольтер нередко прибегает к фантастике, иносказанию, вводит экзотический колорит, обращаясь к малоизученному Востоку.






Иоганн Вольфганг Гете

Кто в силах, однако, выразить всю полноту признательности великому поэту, драгоценнейшей жемчужине нации!

Л. Бетховен о Гете


Свой национальные черты имело творчество немецких просветителей.

Главной задачей передовых людей Германии того времени была задача объединения Германии, а это значит пробуждения чувства национального единства, национального самосознания народа, воспитания нетерпимости к деспотизму и надежд на возможные перемены.

Расцвет немецкого Просвещения приходится на вторую половину XVIII в. Но уже в первой половине века над растерзанной Германией поднимается гигантская фигура И.С. Баха, творчество которого заложило важнейшие основы для самосознания немецкого народа.





Запись в тетради

Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.).

Они стремились перевоспитать человека в духе буржуазных добродетелей.


Даниель Дефо (1660-1731)

Английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа, получив прекрасное образование, стал заниматься коммерцией.


«Робинзон Крузо»

Самый знаменитый роман «Робинзон Крузо», герой которого прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства.


Джонатан Свифт (1667-1745)

Английский писатель, политик, философ.

Наиболее известные произведения: «Сказка бочки» (в ее основе лежит история о трех братьях, в которой заключена резкая сатира на три основные направления христианской религии: католическую, протестантскую и англиканскую);

«Путешествие Гулливера».


ВОЛЬТЕР (1694-1778)

Великий французский поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, был символом и первой фигурой просветительского движения всей Европы.

В своей самой известной философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.


Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832)

Все лучшее, чего достигло немецкое Просвещение, воплотилось в творчестве Иоганна Вольфганга Гете.

Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просвещения стал «Фауст» - произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» - монументальная философская трагедия, которая писалась на протяжении 60 лет.

Литературное течение Просвещение обрело широкое распространение и высокую популярность на территории Европы в начале восемнадцатого столетия. Данное идейное движение было пропитано духом борьбы против любых проявления и порождений феодализма. Просветители создавали и отстаивали идеи общественного равенства, прогресса и свободного развития личности.

Мыслители Просвещения отталкивались от мнения, что все люди рождаются добрыми и наделенными чувством справедливости, красоты и равенства. Несовершенное общество с жестокими законами, противными «естественной» человеческой натуре, формирует человека и его сущность. Поэтому они считали своим долгом напомнить человеку, что такое добро и зло, и что он может самостоятельно отвечать за свою жизнь и поступки. Важно просветить людей и пробудить их сознание. Просветители искренне верили во всесилие разума, поэтому для них эта категория наполнялась очень глубоким смыслом.

Поэты, писатели и драматурги восемнадцатого столетия пытались изо всех сил доказать, что не только наука, но и творчество может способствовать перевоспитанию человека, достойного жить в идеальном и гармоническом будущем, выстроенном на законах разума.


Театр эпохи Просвещения

Шаг вперед

В период установившегося Просвещения зародились новые тенденции, которые предвещали появление сентиментализма. Значительным образом усиливается внимание к чувствам, обычным переживаниям человека, утверждаются моральные ценности.

Своеобразное выражение литературный гуманизм Просвещения находил в Германии. Там на этой почве возникло литературное движение с громким названием «Буря и натиск». Приверженцы этого течения решительно отвергали любые классицистические нормы, сковывающие творческую индивидуальность и неординарность писателя. Они боролись за идеи национального своеобразия литературы и требовали изображения ярких характеров, героических деяний, сильных страстей и вместе с тем создавали новые методы психологического анализа.


Фридрих Шиллер, Вильгельм Гумбольд и Иоганн Гетте

Литература в период Просвещения сделала огромный шаг вперед как в художественной практике, так и в теоритическом осмыслении задач и целей искусства. Значительно пополнился «ассортимент» жанров: философские повести, роман воспитания и семейная драма. Гораздо больше внимания стало уделяться моральным ценностям и утверждению самосознания человеческой личности. Все это в комплексе стало невероятно важным этапом в истории искусства и литературы в частности.



Похожие статьи
 
Категории