Презентация к уроку литературы на тему "А.С.Пушкин "Борис Годунов". Словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)

22.02.2019

Одним из существеннейших показателей «народности» исторической драмы Пушкина стал ее слог. Будучи слогом драматургического произведения, он требовал максимальной объективности, т. е. исключал возможность непосредственного вторжения в словесную ткань авторского голоса.

Поэтому единственным средством психологической и социальной характеристики действующих лиц «Бориса Годунова» служит их собственная речь.

Она свободна в «Борисе Годунове» от каких бы то ни было жанрово-стилистических ограничений и обладает неведомым до того русской драматургии многообразием своих социальных, национальных и эмоциональных регистров, начиная от самых «высоких», царственных и трагедийных и кончая самыми «низкими» — простонародными и просторечными.

Вторжение народного просторечия в самый «высокий», согласно эстетике классицизма, драматургический жанр явилось для своего времени величайшей и весьма перспективной «поэтической дерзостью» Пушкина, иронически подчеркнутой им: первоначальное, сохранившееся в рукописи наименование «Бориса Годунова» — «комедия».

В отношении слога создатель первой в русской литературе «народной драмы» намного превзошел автора «Истории государства Российского» и непосредственно следовал Шекспиру.

Но следовал по-своему и учитывая опыт Карамзина, обильные в его историческом повествовании перевыражения — пересказы различных летописных свидетельств. Модернизируя синтаксис, грамматику, лексику этих источников сообразно нормам современного ему литературного языка, Карамзин дает, однако, почувствовать их стилистическую тональность и «древний» национальный колорит.

Чтобы убедиться в том значении, какое имел этот опыт для Пушкина, достаточно сопоставить перечисление примет Отрепьева в «указе», читаемом в корчме Варлаамом, с описанием наружности Отрепьева у Карамзина и с приведенной им в Примечаниях соответствующей выдержкой из «Летописца» Кубасова.

Кубасов: «Росстрига возрастом мал, груди широкие имея, мышцы толсты, лице не царского достояния, препростое обличение, тело вельми помраченно; остроумен же паче и в научении книжном доволен; дерзостен и велеречив вельми».

Карамзин: «Имея наружность не красивую — рост средний, грудь широкую, волосы рыжие, лицо круглое, белое, но совсем непривлекательное, глаза голубые без огня, взор тусклый, нос широкий, бородавку под правым глазом, также на лбу, и одну руку короче другой — Отрепьев заменял сию невыгоду живостью и смелостью ума, красноречием...».

Пушкин: «А ростом он мал, грудь широкая, одна рука короче другой, глаза голубые, волосы рыжие, на щеке бородавка, на лбу другая...».

Следуя, как во многом и Карамзин, в изображении «страстей» «истине» объемных драматургических характеров Шекспира, Пушкин отказался от свойственной Шекспиру гиперболичности их словесного выражения, подчас витиевато возвышенного, в других случаях низменно грубого.

Во всех русских сценах «Бориса Годунова» слог остается верен народному, по убеждению Пушкина, стилистическому принципу «благородной простоты и безыскусственности». В этом отношении драматургический слог «Бориса Годунова» ближе к повествовательному слогу Карамзина-историка, нежели к драматургическому же слогу Шекспира, и неизмеримо более экономен, информативен, чем тот и другой.

Примером последнего может служить сравнение монолога царя Бориса («Достиг я высшей власти») с близким ему по мысли монологом Архиепископа в хронике «Король Генрих IV» (ч. 2, акт 1, сц. 3).

Исступленной, изощренно-грубой экспрессии, выражающей возмущение Архиепископа неблагодарностью «толпы тупой», противостоитв эмоционально сдержанном монологе Бориса обилие точных исторических деталей, свидетельствующих о той же «неблагодарности».

Благородной простоте слога русских сцен трагедии Пушкина резко и демонстративно противостоит, однако, галантно-риторический стиль ее польских сцен. По верному наблюдению П. В. Анненкова, доказательно развитому А. Г. Гуковским, в этих сценах осуществляется одно из существеннейших творческих заданий «народной драмы» Пушкина — контрастное сопоставление национальной культуры допетровской Руси с современной ей возрожденческой культурой «панской» Польши.

Слог «Бориса Годунова» имеет также свои социальные и индивидуальные градации. Чем выше место в общественной иерархии действующего лица, тем более его речь отмечена печатью древнерусской «книжности»; речь же представителей народа максимально приближена к просторечию современного Пушкину разговорного языка.

Последнее заставляет усомниться в справедливости представления о речевой характеристике Самозванца как человека западной, чуть ли не возрожденческой культуры. Во-первых, слог, которым изъясняется Самозванец, вполне отвечает его летописной приведенной выше характеристике. Кроме того, Пушкин подчеркивает «народность» его ярко индивидуализированного характера. Самозванец не разделяет «веселия» Курбского при виде русской границы:

Кровь русская, о Курбский, потечет!

Вы за царя подъяли меч, вы чисты.

Я ж вас веду на братьев; я Литву

Позвал на Русь, я в красную Москву

Кажу врагам заветную дорогу!..

Народности характера Самозванца Пушкин посвятил даже целую — только для того и нужную ему — сцену «Лес». Непонятное ополяченному предку поэта (Гавриле Пушкину) сожаление Самозванца

Об лошади! когда все наше войско

Побито в прах!

— заставляет увидеть в Самозванце нечто родственное Вещему Олегу, о котором по поводу своей только что написанной баллады о нем Пушкин в январе 1825 г. писал: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия».

В сцене «Равнина близ Новгорода-Северского» народность характера Самозванца оттеняется враждебностью простонародныхвоинов Годунова к своим иноземным начальникам и сочувствием к «царевичу». Сцена заканчивается репликой Самозванца, названного здесь Димитрием:

«Ударить отбой! Мы победили. Довольно; щадите русскую кровь. Отбой!».

Во дворце Мнишка, с панами, с Мариной, с поэтом, подносящим ему стихи, Самозванец разговаривает совершенно иным, чем на поле боя, галантным языком, — но, подразумевается, уже не на русском, а на польском же языке. На то он «в научении книжном доволен и велеречив вельми». Кстати, поднесенные ему польским поэтом «латинские стихи» — не измышление Пушкина, а исторический факт, отмеченный Карамзиным.

В силу уже присущей ему национально-исторической и социальной выразительности «слог» народной драмы Пушкина явился существенным приближением к повествовательному слогу его художественной прозы 30-х гг.

В процессе создания драмы, изучения соответствующих томов труда Карамзина, а также хроник Шекспира Пушкин начинает задумываться над общими законами и движущими силами истории. Карамзин касается их лишь мимоходом.

Так, его рассуждение о том, что стало бы с Московским государством, если бы Стефан Баторий не умер еще до воцарения Годунова, заканчивается следующей сентенцией: «Столь зависима судьба государства от лица и случая или Провидения». Провидение тут появляется по традиции, а мысль Карамзина выражает зависимость «от лица и случая».

Аналогичная мысль броско выражена и в одной из хроник Шекспира, использованной и Пушкиным, и Карамзиным:

Как шутят

Случайности, как в чашу перемен

Превратность льет различные напитки...!

Никакого отражения эта проблема в «Борисе Годунове» не получила. Но она вставала перед Пушкиным в процессе работы над «народной драмой».

Непосредственно вслед за ее окончанием Пушкин написал шуточную поэму-пародию «Граф Нулин».

«Мысль пародировать Историю и Шекспира, — свидетельствует Пушкин, — мне представилась, я не мог воспротивиться двойному искушению и в два утра написал эту повесть».

Пародия нередко была для Пушкина первым шагом или первоначальной формой его творческого самоопределения по отношению к предмету пародии (см. выше о «Руслане и Людмиле»). В данном случае она диктовалась потребностью выразить собственныйвзгляд на историю и предполагала не отрицание фактора случайности, а иное и более сложное, чем у Карамзина и Шекспира, его понимание.

Вопреки утверждению Г. А. Гуковского, Пушкин никогда не отрицал вмешательства случая в ход истории. В 1830 г., критикуя «Историю русского народа» Н. Полевого, Пушкин писал: «Ум человеческий, по простонародному выражению, не пророк, а угадчик, он видит общий ход вещей и может выводить из него глубокие предположения, часто оправдываемые временем, но невозможно ему предвидеть случая — мощного мгновенного орудия провидения».

Поэтому полагать, что в «Графе Нулине» «произвол предположений о возможных случайностях в истории обнаруживает свою бессмыслицу, несерьезность, смехотворность в том, что этот произвол мог породить только забавный анекдот и ничего более», вряд ли основательно.

Скажем прямо: целенаправленность шутливой по форме и весьма, конечно, серьезной по мысли поэмы Пушкина остается во многом загадкой. Но можно предположить, что в ней выражены размышления поэта о превратностях «судьбы человеческой» и «судьбы народной», а в этой связи и своей собственной, — превратностях, в равной мере часто зависимых от случая, далеко не всегда «угаданного» историками.

Истинная суть анекдотического «происшествия», описанного в поэме, неожиданно обнаруживается только в ее предпоследней строфе, фактически — только двумя заключительными стихами этой строфы:

Смеялся Лидин, их сосед,

Помещик двадцати трех лет.

«Смеялся» «более всего» и вместе с Натальей Павловной, зная истинный смысл ее рассказа мужу и «всему соседству» о приключившемся с ней происшествии. И смысл этот — лицемерие.

Лицемерие — одна из существеннейших черт характера Бориса Годунова в его одинаковой психологической интерпретации Карамзиным и Пушкиным. Ярко выраженное лицемерие присуще и подавляющему числу активных героев исторических хроник и трагедий Шекспира. Кроме того (и главное): лицемерный деспот — таким был прежде всего Александр I в глазах Пушкина и декабристов.

Нам представляется, что политическое лицемерие и есть та проблема, которая связывает в единый узел все волновавшие Пушкина в работе над «Борисом Годуновым» и «Графом Нулиным» вопросы истории и современности. И не на это ли осторожно намекает сам Пушкин в рукописной заметке о «Графе Нулине»?

Она начинается словами: «В конце 1825 года находился я в деревне»; а заканчивается так: «Я имею привычку на моих бумагах выставлять год и число. „Граф Нулин“ писан13 и 14 декабря. Бывают странные сближения».

Спрашивается: чего с чем? Очевидно, побуждений, заставивших Пушкина наиисать «Графа Нулина», начатого накануне и законченного в день декабрьского восстания, с его исходом, о котором Пушкин, находясь тогда «в деревне», ничего знать не мог, и «случаем» — перебежавшим дорогу зайцем, который помешал поэту быть среди восставших и разделить их участь.

В противоположность шекспировской Лукреции, Наталья Павловна дала «пощечину» незадачливому Тарквинию — графу Нулину. Рассказывая об этом мужу и соседям, Наталья Павловна говорит чистую правду. Но в устах Натальи Павловны — любовницы Лидина — та же правда оборачивается изощренным лицемерием, лжесвидетельствуя о ее нерушимой якобы супружеской верности.

И «смеялся» Лидин вместе с Натальей Павловной совсем не над своим потерпевшим фиаско соперником, а над недогадливым мужем, разгневанным незадачливым «подвигом» Нулина и убежденным в супружеской верности своей неверной жены.

Теперь мы можем справедливо

Сказать, что в наши времена

Супругу верная жена,

Друзья мои, совсем не диво.

Такова цена приговору истории, непредвиденные случайности которой часто скрыты от глаз людей лицемерием тех, кто ее творит.

Через четыре года Пушкин напишет «Полтаву» (1829), где уже не комической, а трагической жертвой лицемерия Мазепы, изменившего Петру, станут верным ему Кочубей и Искра. А еще через несколько лет Пушкин посвятит феномену политического лицемерия специальную поэму — «Анджело» (1833), перелицевав в ней на свой лад трагедию Шекспира «Мера за меру».

Говоря в одной из заметок того же времени о преимуществе многогранных характеров Шекспира перед однолинейными характерами Мольера, Пушкин так определит психологическую сущность своего заимствованного у Шекспира героя: «Анджело лицемер — потому что его гласные действия противуречат тайным страстям».

Это полностью применимо к Наталье Павловне и другим лицемерам Пушкина — Борису Годунову, Мазепе, а также и к «плешивому деспоту» Александру I, что и было для Пушкина важнее всего.

В «Анджело» Пушкин раскрывает в высшей степени сложный психологический механизм политического лицемерия, пародией на историческое действие которого явилась шуточная поэма «Граф Нулин». Суть пародии в ее горькой и скрытой иронии.

История русской литературы: в 4 томах / Под редакцией Н.И. Пруцкова и других - Л., 1980-1983 гг.

Одним из второстепенных персонажей произведения является пожилой монах Пимен, живущий в келье Чудово монастыря, расположенного в Москве.

Пимен представляется поэтом в образе летописца, описывающего важнейшие события, происходившие в стране. Монах изображен в виде поседелого старца в строгой рясе с высоким челом смиренного, величавого облика, напоминающего дьяка, отличающегося смиренным, кротким нравом. В образе Пимена отмечаются сочетающиеся между собой черты младенчества и мудрости, наделенные определенным творческим талантом.

Бурная молодость Пимена проходит в шумном веселье и радости при царском дворе, где юноша успевает насладиться прелестями жизни, даже участвуя в боевых сражениях. Однако ощущает долгожданное блаженство Пимен лишь приняв монашеский обет, понимая всю мелочность мирской суетной жизни.

За свою долгую жизнь Пимен является непосредственным участником многих исторических событий в России, застав период правления царя Ивана Грозного, став невольным свидетелем убийства молодого царевича Дмитрия в Угличе и обвинения Бориса Годунова в покушении на жизнь царевича, участвуя в битвах под казанскими башнями и отражая нападение литовцев во время Шуйского сражения.

Поэт характеризует Пимена как неравнодушного человека, хорошо понимающего последствия злых коварных поступков и считающего благо в качестве величайшего человеческого счастья. Он негативно относится к Борису Годунову, утверждая, что его восхождение на царский престол является деянием, совершенным против божьей и народной воли человеком, переступившим через убийство. Отображая в летописи трагические события, Пимен старается описать их максимально правдиво и сдержанно.

Основа блаженства для Пимена лежит в верной службе божественному началу, размышляя о вечном мире и сосредоточено выполняя работу по написанию летописи, в создании которой он видит свое истинное человеческое предназначение, поскольку православные потомки должны знать судьбу своей родной земли. Свою летопись Пимен создает с особым вдохновением, испытывая необычайную творческую радость.

В образе Пимена поэт раскрывает собирательные черты русских летописцев, характеризующихся простодушием, умилительной кротостью, трогательным добродушием, набожностью, создающих дышащие драгоценные памятники минувших времен для благодарных потомков.

Вариант 2

Пимен – важный персонаж произведения Александра Сергеевича Пушкина «Борис Годунов». Это смиренный старец, монах с дворянским происхождением. В молодости Пимен, вероятно, служил в войске Ивана Грозного, так как в драме можно заметить слова о том, что Пимену в свое время довелось видеть «двор и роскошь Иоанна».

Пимен, по всей вероятности, был не простым воином. Образование заметно выделяло его из прочих. Игумен говорит, что Пимен человек грамотный, читающие монастырские летописи, писал каноны святым. Всё это прямо говорит читателю о том, что перед ним человек непростой, образованный, интеллигентный, имеющий писательский талант.

Пимен занят летописью, написание которой он считает своей обязанностью перед Господом. Однако летопись остаётся недописанной, окончившейся сказанием о гибели царевича Дмитрия. Совесть и добросердечность не позволяют монаху писать дальше, так как он мало, по его же словам, «вникал в дела мирские». А доверять слухам Пимен не согласен.

Пимен наполнен любовью к своему труду, благодаря ей он будто бы снова ожил, почувствовал некий новый смысл жизни в свои преклонные годы. И, разумеется, его волнует дальнейшая судьба летописи, ему бы хотелось дать ее в умелые руки для продолжения. И выбор падает на Григория. Пимен дает ему наставления, советы о том, как продолжить его летопись, но Григорий не рад своему положению. Пимен по-отечески успокаивает послушника, мол, роскошь и богатство может пленять людей лишь издали, в мире нельзя найти истинного покоя.

Пимен – человек глубоко религиозный, и это чувство как нельзя хорошо сочетается с его внутренней кротостью. Он ни на кого не злится, никого не осуждает. Во всем видит желание на то Бога. Пимен не порицает грешных царей с их жестокими поступками, он, наоборот, молит Господа о снисхождении к ним. Причиной бедствий, происходящих во времена правления Бориса Годунова, Пимен видит в наказании Всевышнего, мол, не стоило выбирать в правители цареубийцу. Но, вместе с тем, по мнению Пимена, царь является помазанником Божиим, то человеком, выше которого только Бог. А раз так, то кто же посмеет указывать Царю? Царь может делать что угодно.

Пушкин отвел Пимену не самую большую роль. Но автор попал в цель – образ монаха надолго остается в памяти читателя.

Сочинение Образ монаха Пимена

С самых давних времён на нашей земле водились люди, которые записывали все события, происходящие со страной, а звались эти люди летописцами. Пушкина, по его словам, очень тревожил именно характер этих людей: смиренный, простодушный, искренний характер. Так и попытался он реализовать такого вот человека в своей трагедии «Борис Годунов».

Летописца нашего зовут Пимен. Пимен - старый монах, который давно уже бросил свою прежнюю жизнь и смиренно, как и говорил о характере всех летописцев Пушкин, пишет свои труды. Живёт Пимен в монастыре Чудовом, в Москве. Своим долгом Пимен как раз и считает писать летопись, он пишет её даже по ночам, совсем не засыпая.

Примечательно то, что во внешности Пимена и скрывается характеристика Пушкина, которую он хотел дать: Пимен смиренный, в его лице не понятно, о чём он думает, каких он взглядов и в каком состоянии. Старик-монах настолько, как будто нейтрален ко всему, безучастен, что в нём совсем не видно порывов эмоций, он сам себе на уме.

Как я сказал ранее, Пимен пришёл в монастырь не с молодых лет, а уже в зрелом возрасте, когда отжил большой кусок своей жизни в «миру». В молодости он отнюдь не был послушником или богословом. Молодость его была напротив, бурной и трепещущей. Монах-летописец служил при царской армии и даже был приближён к царскому двору. Он прошёл войну и военный режим в своей жизни, что часто является ему во сне, как напоминание о прошлых его похождениях. Сам Пимен считает, что в своей прошлой жизни он повидал много благ и наслаждений, но воистину обрёл он счастье тогда, когда пришёл в монастырь, когда бог его привёл в обитель его дальнейший и задал ему вектор в жизни, дал новый смысл этой жизни, позволил прикоснуться к великому - к вере и религии.

Пимен действительно имел бурную молодость, потому как застал и правление Ивана Грозного, о чём горячо рассказывает, и убийство царевича Дмитрия, что является неотъемлемой частью для главного сюжета, ведь именно Пимена назначают наставником Григорию Отрепьеву. Пимен и рассказывает своему ученику, что Борис Годунов убил царевича Дмитрия со своими подельниками. А Григорий решает этим воспользоваться и в силу того, что он по возрасту был сверстником Дмитрия, объявляется себя выжившим царевичем.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

А. С. Пушкин драма «Борис Годунов». Сцена в Чудовом монастыре. Урок литературы в 7 классе Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу – Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам А. С. Пушкин.

2 слайд

Описание слайда:

Цели: дать обзор драмы «Борис Годунов»; познакомить учеников с фрагментом драмы; углубить представление о драматических жанрах; развивать навыки анализа поэтического текста, сопоставительного анализа текста, навыки выразительного чтения, развивать творческие способности учеников. Методические приёмы: рассказ учителя, реализация межпредметных связей с историей, выразительное чтение, словарная работа, работа с иллюстрациями, элементы анализа текста. Оборудование урока: иллюстрации к драме «Борис Годунов».

3 слайд

Описание слайда:

В 1584 г. Умер русский царь Иван Грозный. На престол взошёл его сын Фёдор, отличавшийся кротким нравом, благочестием, не обладавший большими интеллектуальными способностями и мало подходивший на роль правителя огромной страны, разорённой опричным террором.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

После Ивана Грозного остался ещё один сын, маленький царевич Дмитрий, который с матерью был отправлен в город Углич на Волге.

6 слайд

Описание слайда:

Здесь в 1591 году произошли страшные события, тайна которых не разгадана до сих пор. Восьмилетний царевич, страдавший от припадков эпилепсии (падучей), играя с ребятишками в ножички, неожиданно стал биться, кататься по земле – и сам себя убил ножом (так гласит официальная версия). Но по стране поползли слухи, будто в смерти Дмитрия повинен Борис Годунов, подославший к нему убийц.

7 слайд

Описание слайда:

После того, как Фёдор Иоанович скончался, династия Рюриковичей пресеклась. Годунов, показавший себя как умелый правитель, был избран на царство. Многие были недовольны его избранием. Среди них бояре Романовы, князья Шуйские. К тому же царствование Бориса оказалось несчастливым. Из-за трёх неурожайных лет на страну обрушился страшный голод, вспыхивали крестьянские мятежи, устраивались боярские заговоры.

8 слайд

Описание слайда:

В 1603 году до Москвы дошёл слух, вскоре подтвердившийся, что в Польше объявился человек, выдающий себя за чудом спасшегося Дмитрия. Это был беглый инок Чудова монастыря Григорий Отрепьев.

10 слайд

Описание слайда:

С начала XIX века в России возрос интерес к собственной истории. Появилась «История Государства Российского» Н. М. Карамзина. Его труд А. С. Пушкин знал и ценил. Он не мог пройти мимо такого сюжета, как Смутное время– период гражданских войн и иностранных вторжений, начавшихся с появлением в Польше Самозванца. Н. М. Карамзин

11 слайд

Описание слайда:

Прочитайте статью учебника «Пушкин – драматург». Ответьте на вопросы: К какой теме обращается А.С. Пушкин в драме «Борис Годунов»? Почему слова Пимена о Борисе воспринимаются как отзвук грозного «мнения народного»? Что пишет о Борисе Годунове литературовед Г.Фридлендер? Какие черты характеры положены у Пушкина в основу образа Самозванца? Кто такой патриарх? (запишите в тетрадь толкование этого слова. Работа с учебником.

12 слайд

Описание слайда:

Сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре» – это пятый эпизод действия драмы. Она находится в самом начале произведения. Действующие лица – отец Пимен и Григорий. Пимен появляется только один раз – в этом эпизоде. Именно после разговора с Пименом Григорию приходит в голову крамольная и дерзкая мысль – выдать себя за погибшего царевича Дмитрия и свергнуть власть Бориса Годунова.

13 слайд

Описание слайда:

Углубление представления о драматических жанрах. ДРАМА – (гр. drama - действие) – один из четырёх литературных родов, предполагающий создание художественного мира литературных произведений в форме сценического воплощения (спектакля). В другом значении термин «драма» обозначает один из жанров драматургии (в отличие от комедии и трагедии). ДРАМАТУРГИЯ – собирательное название всех литературных произведений, предназначенных для сценического воплощения в театре. ТРАГЕДИЯ – вид драмы, противоположный комедии. Драматический жанр, который строится на трагическом (изначально неразрешимом) конфликте между героем и обстоятельствами или на столь же неразрешимом конфликте внутренних побуждений в душе героя.

14 слайд

Описание слайда:

Чтение фрагмента «Сцена в Чудовом монастыре» Словарная работа. ХАРТИЯ – старинная рукопись, документ. ВЕЧЕ – в Древней Руси собрание горожан. ДЬЯК – в Древней Руси должностное лицо, ведущее дела какого-нибудь учреждения. ПРИКАЗ – в Московском государстве 16-17веков учреждение. КРОМЕШНИКИ – здесь опричники (по старинным понятиям, грешники, чьи души после смерти будут помещены в ад). ИГУМЕН – настоятель монастыря. АЛКАТЬ – сильно желать. ОБЕТ – торжественное обещание, обязательство. СХИМА – монашеский чин, налагающий самые строгие правила. ЗАНЕ – потому что, так как. ДНЕСЬ – ныне, сегодня; теперь, в настоящее время. ПРИСНО – всегда, во все времена. ОТРОК – мальчик-подросток в возрасте между ребёнком и юношей. ИНОК – православный монах. КЕЛЬЯ – отдельная комната монаха в монастыре.

15 слайд

Описание слайда:

Характеристика героев. Вопросы по образу Пимена: - С помощью каких средств автор рисует образ летописца? - Как характеризуют Пимена его собственные слова? - Как Пимен относится к своему труду летописца? - Свойственны ли были Пимену в молодости грехи? - Можем ли мы кратко восстановить биографию Пимена? - Какое событие изменило судьбу Пимена? - Как Пимен относится к Григорию? - Как характеризует Пимена отношение к Григорию? - Как характеризуют Пимена раздумья и размышления Григория? - Прав ли Григорий, сравнивая Пимена с дьяком, который «не ведает ни жалости, ни гнева»? - Каковы особенности речи летописца? - Только ли царей винит в преступлениях Пимен? - Чем для вас интересен облик и характер летописца?

16 слайд

Описание слайда:

Характеристика героев. Вопросы по образу Отрепьева. - Можно ли назвать сон Григория вещим? - Как сон Григория раскрывает его честолюбивые замыслы? - Что послужило причиной решения Григория выдать себя за наследника престола Димитрия? - Какими чувствами проникнуто его отношение к прошлой блестящей жизни Пимена при дворе Ивана Грозного? - Какие слова Григория говорят о том, что он готов продолжать цепь преступлений - Как Григорий оправдывает своё желание стать самозванцем? Григорий. Художник В. Фаворский. 1944–1955

17 слайд

/ / / Словарь слов и словосочетаний, характерных для речи Пимена (по трагедии Пушкина «Борис Годунов»)

Летописец – важный персонаж в драме Александра Пушкина « ». Этот человек появляется лишь в одной сцене, но имеет большое значение. Его речь – кладезь историзмов и образных словосочетаний. Анализируя его речь, мы соприкасаемся с эпохой, которую описывает он в своей летописи. Представляем вам небольшой словарик слов и словосочетаний, характерных для речи центрального героя пьесы. Здесь вы найдете, как значения отдельных слов, так и значение отдельных выражений.

1. «Сказанье» - повествование в прозе, которое имеет легендарный или исторический сюжет. В данном случае подразумевается летопись, отображающая исторические события.

2. «Книжному искусству вразумил» - Подвел к пониманию, как правильно писать книгу.

4. «Пыль веков от хартий отряхнув» - буквально можно понять, как вытереть давнюю пыль с рукописи. Так как хартия – это важный документ, старинная рукопись или же материал, на котором она пишется. Пыль веков говорит о давности рукописи.

5. «Да ведают потомки» - чтобы узнали будущие поколения. Ведать – знать; потомки – люди будущих поколений.

6. «На старости я сызнова живу» - слово «сызнова» означает вновь, снова. Найти новый смысл жизни в старости.

7. «Минувшее проходит предо мною» - события прошлых лет возникают в виде образов перед ним.

8. «Море-окиян» – это народно-поэтическое выражение. Имеется в виду необозримый, необъятный водный простор.

9. «Младая кровь играет» - избыток жизненной энергии, характерный для молодых людей. В данном случае подразумевается, что молодой человек жаждет приключений.

10. «Безумные потехи юных лет!» - Безумные развлечения в молодости.

11. «Не сетуй» - Не жалуйся.

12. «Женская лукавая любовь» - Неискренняя любовь хитрой женщины.

13. «Ведаю блаженство» - Познать духовное счастье.

14. «Златый венец тяжел им становился: Они его меняли на клобук» - Златой венец – золотая корона, которую носили цари. В переносном значении подразумевается, что царская судьба может быть не простой, не все могут справиться с обязанностями царя. Меняли его на клобук – значит, что некоторые цари оставляли трон и уходили в монастырь. Так как клобук – это шапка монаха, шапка смирения.

15. «Ничтожность мирских сует» - повседневные заботы не имеют большой ценности. Для монаха такие заботы больше не имеют ценности, важны лишь духовные занятия.

16. «Владыка» - правитель, наделенный безграничной властью. В данном случае подразумевается русский царь.

17. «Нарекли» - назначили, дали полномочия.

18. «Описывай, не мудрствуя лукаво» - описывай без собственных комментариев. В произведении летописец так наставляет своего ученика. Он говорит, что летопись должна писаться беспристрастным языком, правдиво.

19. «Царские чертоги» - Роскошное здание, дворец, владения царей.

20. «Воздыхал о мирном житие Молчальника» - мечтал о спокойной жизни монаха.



Похожие статьи
 
Категории