Проблема чести в произведении мастер и маргарита. Понтий Пилат и Иешуа

15.03.2019

Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» посвящен борьбе добра и зла. Автор в одной книге описывает события 20-х годов прошлого века и события библейских времен. Действия, происходящие» в разное время, объединены одной идеей – поисками истины и борьбой за нее. Перенесемся в далекий Ершалаим, во дворец прокуратора Иудеи Понтия Пилата. «В белом плаще с кровавым подбоем» появляется он пред человеком лет двадцати семи, у которого «руки связаны за спиной, под левым глазом синяк, в углу рта – ссадина с запекшейся кровью». Человек этот – звали его Иешуа – обвиняется в подстрекательстве к разрушению ершалаимского храма. Арестант хотел было оправдаться: «Добрый человек! Поверь мне…» Но его «научили» соблюдать этикет: «Крысобой вынул бич и ударил арестованного по плечам… связанный мгновенно рухнул наземь, как будто ему подрубили ноги, захлебнулся воздухом, краска сбежала с его лица, и глаза обессмыслились».

Трудно не согласиться с тем определением, какое дал себе прокуратор: «свирепое чудовище». Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема, значит, он господин всех и вся. И вдруг появляется человек, который думает иначе! «…Рухнет храм старой веры, и создастся новый храм истины». Более того, этот «бродяга» смеет предлагать: «Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более, что ты производишь впечатление очень умного человека». Он не боится возражать прокуратору и делает это столь искусно, что Понтий Пилат приходит на некоторое время в замешательство. У Иешуа своя жизненная философия: «…злых людей нет на свете, есть люди несчастливые». Арестант показался Пилату интересен. В его невиновности прокуратор убедился сразу. Конечно, он чудаковат и наивен, его речи несколько крамольны, но зато «бродяга» обладает чудесным свойством снимать головную боль, которая так мучает прокуратора! И у Понтия Пилата уже сложился план действий: он объявит Иешуа сумасшедшим и вышлет его на остров в Средиземное море, туда, где находится его (Пилата) резиденция.

Но это оказалось невозможным. Иуда из Кириафа представил такие сведения о «безумце», что наместник кесаря не имеет права не казнить его. Прокуратор хотел и даже пытался спасти новоявленного «пророка», но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины». «В числе прочего я говорил, что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть».

Всесильный прокуратор во власти страха теряет остатки гордого достоинства: «Ты полагаешь, несчастный, что римский прокуратор отпустит человека, говорившего то, что говорил ты? Или ты думаешь, что я готов запять твое место? Я твоих мыслей не разделяю!» Обнаруживается постыдное малодушие умного и почти всесильного правителя: из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник! Преступник! Преступник!». Иешуа казнен. Почему же мучается прокуратор? Почему ему снится сон, будто он не послал на казнь бродячего философа и целителя, будто они идут вместе по лунной дорожке и мирно беседуют, и он, «жестокий прокуратор Иудеи, от радости плакал и смеялся во сне»? Могущество Понтия Пилата оказалось мнимым. Он трус, верный пес кесаря. Совесть мучает его. Ему никогда не будет покоя – он понимает, что прав Иешуа. У Иешуа остался ученик и последователь – Левий Матвей. Он продолжит дело своего Учителя. В евангельской легенде заложены вечные истины, которые, будучи забытыми, непременно напомнят о себе нравственной деградацией общества.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются фразой «Я не люблю», а всего этот повтор звучит в тексте одиннадцать раз, завершаясь еще более резким отрица­нием «Я это никогда не полюблю». С чем же никогда не сможет смириться лирический герой стихотворения? Какие же...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще живы их непосредственные участники и свидетели. Произведение поэта обращено не только к современникам, но и к потомкам. Главная идея в нем - стремление предупре­дить общество от ошибок переосмысления истории. «Осто­рожно с...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин писал на различные темы современной ему русской жизни: быт русского дворянства и крестьян, судьба уходящего в прошлое дворянского уклада жизни, любовь. Легкая грусть пронизывает творчество Бунина, идущая от несколько...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после падения Трои основал Римскую державу.Поэма полна пафоса величия и гордости за Великий Рим. Эней изображен суровым воином, основная цель которого - построить новое, мощное государство. Основание Рима Энеем подается как воля...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся и действительных противоречий в отношении к любви, дружбе, ищет истинный смысл жизни, решает для себя вопросы предназначения человека, выбора пути.Порой главный герой малопривлекателен для нас – он заставляет страдать...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки раскрыт “в динамике”. Впервые он предстает в образе несимпатичного, подлизывающегося к матери и подслушивающего ребенка. В конце же книги читатель видит перед собой вызывающее содрогание, отвратительное создание. Образ Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель"

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее значение для многих поколений русских писателей.Рассказ в «Шинели» ведется от первого лица. Мы замечаем, что рассказчик хорошо знает жизнь чиновников. Герой повести - Акакий Акакиевич Башмачкин, маленький чиновник одного из...

    • "Маленький человек" в произведениях Гоголя

      Н. В. Гоголь раскрыл в своих «Петербургских повестях» истинную сторону столичной жизни и жизни чиновников. Он наиболее ярко показал возможности «натуральной школы» в преображении и изменении взгляда человека на мир и на судьбы «маленьких людей».В «Петербургских записках» 1836 года Гоголь с реалистических позиций выдвигает идею социально значимого искусства, которое замечает общие элементы...

    • "Судьба человека" главные герои

      Андрей Соколов – главный герой рассказа «Судьба человека» Шолохова.Его характер – по-настоящему, русский. Сколько бед он пережил, какие муки вынес, знает только он сам. Герой говорит об этом на страницах рассказа: «Зa что же ты, жизнь, меня тaк покaлечилa? Зa что тaк искaзнилa?» Он не спеша рассказывает свою жизнь от начала до конца встречному попутчику, с которым сел прикурить у дороги.Много...

    • 1812 ГОД В ИЗОБРАЖЕНИИ Л. Н. ТОЛСТОГО

      Сочинение "Война и мир" Толстой. Л. Н. Толстой был участником Севастопольской обороны. В эти трагические месяцы позорного поражения русской армии он многое понял, осознал, как страшна война, какие страдания она несет людям, как ведет себя человек на войне. Он убедился в том, что истинный патриотизм и героизм проявляется не в красивых фразах или ярких подвигах, а в честном выполнении долга, военного и...

Описание презентации Честь и бесчестие в романе М. А. Булгакова по слайдам

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. «Честь и бесчестие» (проблема нравственного выбора)

Когда-то дружили Вода, Ветер, Достоинство и Честь. Они всегда были вместе, но пришлось и им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Лишь Честь и Достоинство стояли молча. Все спросили, почему они не называют своих признаков. Они сказали: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а нам это не позволено. Тот, кто однажды расстался с нами, расстался навсегда и уже никогда не встретится» Притча

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже — как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. 1983 Юрий Левитанский Каждый выбирает для себя

Закон чести, кодекс чести – обязательные правила поведения, оберегающие достоинство и порядочность человека или группы людей С честью выйти из затруднительного положения – поступать мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, найти достойный выход из трудного положения. С честью выполнить порученное вам дело — сделать его очень хорошо, добросовестно. Судом чести называется разбирательство чьей- либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей. Жить по чести, по совести — поступать в соответствии с представлениями о чести. Устойчивые словосочетания

Честь – внутренний сторож, а не указание сверху Позор и бесчестье только то, что выплывает наружу? О нет! Тайное бесчестье, которое в тиши грызет душу человека и заставляет его не уважать себя, куда страшнее! Томас Манн Беспощаднее инквизитора нет, как совесть. А. И. Герцен Тезисы

Честного человека можно преследовать, но не обесчестить. Франсуа Вольтер Честь - это достоинство нравственно живущего человека. Д. С. Лихачев Честь - вот истинная красота! Роллан Ромен Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Шекспир У. Всяк честен своими заслугами (пословица) Всякому своя честь дорога (пословица) Всяк бесчестится делами своими (от дел своих) (пословица) Честь определяет жизнь человека

Кто имеет дурную репутацию тот наполовину повешен. Раны совести никогда не зарубцовываются Публилий Сир, . Вытерплю несправедливость только не бесчестье. Цецилий - . Отнимите у меня честь и моей жизни придет конец. Шекспир У. . Честь дороже жизни Шиллер Ф, . Мы не вправе жить когда погибла честь Корнель Пьер (.) Бесчестья больше пули бойся посл, (.) Вода все смоет только бесчестье не может смыть посл (.) Смерть лучше бесчестья посл, Кто утратил свое доброе имя тот для мира мертв Отними у меня доброе имя и отними у меня жизнь. Потеря чести равносильна смерти

1. ? В чем различие между честью и честностью 2. ? Как вы понимаете слова честь и бесчестие 3. ? Может ли честь противостоять бесчестию 4. ? Что значит идти дорогой чести 5. ? Откуда берутся бесчестные люди 6. – Дорога чести единственный путь к счастью 7. Как выбрать в сложную минуту между честью и? бесчестием 8. . Честь истинная и ложная 9. ? Есть ли в наши дни люди чести 10. ? Какие герои живут по чести 11. . Бесчестный человек готов на бесчестное дело 12. ? Есть ли право на бесчестье 13. - . Каждая нечестность шаг к бесчестью. Возможные темы

ЧЕСТЬ 1 , 1. толькоед. Моральное или социальное достоинство, т о, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). Чувство чести. Кляну сь своей честью. || Целомудрие, непорочность (женщины; устар.). Покуситься на честь девушки. 2. толькоед. Почет, уважение. 3. толькомн. Почести, почетные звания, чины (устар.). Честь — ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Словарь

Бесчестие — всякое действие, противное чести, наносить бесчестье, стыд, срам, позор, поношение, поругание. Поругание чести [честь I 1. ], достоинства; оскорбление, позор. 2. Утрата целомудрия. 3. Отсутствие чести [честь I 1. ], достоинства. Толковый словарь Ефремовой. Т. Словарь

Афоризмы Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего. (Ф. М. Достоевский) Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов) Только незапятнанный может победить бесчестных. (Самед Вургун) Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)

– , Честь это та высокая духовная сила которая удерживает, . человека от подлости предательства лжи и трусости Это, стержень который укрепляет в выборе поступка когда. , судьей является совесть Жизнь часто испытывает людей – ставя их перед выбором поступить по чести и принять на, себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже. смерти Выбор у человека есть всегда и от его нравственных, . принципов зависит как он будет поступать Труден путь, чести но отступление от него потеря чести еще. . , мучительнее Бесчестие всегда бывает наказано Так видимо. распоряжаются высшие силы, Нравственное разложение падение моральных устоев ведет, . к краху как отдельной личности так и целого народа Поэтому так огромно значение великой русской, классической литературы являющейся нравственным. фундаментом и помощником для многих поколений людей, Яркие образы сотворенные писателями с любовью и. жизненной силой как бы обретают материальность Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и. чести «Общие фразы»

СОВЕСТЬ| Толковый словарь Ожегова, — , . и ж Чувство нравственной ответственности за свое, . поведение перед окружающими людьми обществом. . -. Люди с чистой совестью С нечиста у кого н Со спокойной -. (совестью делать что н будучи уверенным в своей). . (правоте Угрызения совести Поступить по совести как). () требует совесть Этот поступок лежит остается на его (). совести он несет за это моральную ответственность Надо. (-. : , и с знать о чем н предосудительном нельзя так делать; .). пора прекратить разг И как только у него совести! (,). хватило как он не постыдился не постеснялся Для (.) — очистки совести разг чтобы не обвинять потом себя в -. , . — чем н По совести по совести говоря вводи ел говоря. || . , — (.). откровенно прил совестный ая ое устар Что определяет грань между честью? и бесчестием Что выступает мерилом? человеческих поступков

СОВЕСТЬ| Большой Энциклопедический словарь (БЭС) — — , понятие морального сознания внутренняя, убежденность в том что является добром и, злом сознание нравственной. — ответственности за свое поведение Совесть выражение способности личности, осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя, нравственные обязанности требовать от себя их выполнения и производить самооценку. совершаемых поступков

Вступление Клише Общие материалы Памятка по написанию Итогового сочинения. 1. Вступление. Тема представляет несомненный интерес для меня, потому что ее формулировка является призмой, сквозь которую я попытаюсь раскрыть свое видение, подтвердив его примерами из художественных произведений отечественной и мировой литературы. ____________________________________ Комментарий к теме. Тема относится к «вечным» , поскольку раскрывает суть…. К ней обращаются писатели мировой литературы (например, ….) и отечественной литературы, так как для нашего народа (общества) эта тема во все времена являлась важной: касаясь ее, мы задумываемся о духовной нравственности человека, о поисках смысла жизни, о том, как важно воспитать в себе чувство ответственности перед потомками, о цели в жизни. Вспомним героев повести…, в которой (ФИО автора) поднимает проблемы …. (сформулировать проблемы, поднятые в произведении). ____________________________________ Актуальность этих вопросов очень важна, потому что …Дорога чести – единственный путь к счастью

ПРИМЕР из лит-ры, ____________________________ Сущность основной проблемы сводится к тому, что (это комментарий проблемы) _______________________________________________________ 2. Позиция автора. Важность проблем, по мнению автора, как мне кажется, состоит в том, …. 3. Я-позиция. Полностью согласен с автором, потому что его герои (назвать героев) несут в себе жажду свершить подвиг во имя своего народа. Собственная позиция

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению Эпиграф Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед каждым человеком ставят нравственный выбор: жить так, как подсказывает совесть, следовать моральным принципам или идти по пути бесчестия, добиваться всего в жизни путем предательства, лжи и лицемерия. В своем сочинении мне хочется поразмышлять над темой (высказыванием ФИО, ответить на актуальный во все времена вопрос) ….

Я думаю, что … Мне кажется, что…. Доказать мою точку зрения поможет мой читательский опыт. Ведь многие писатели обращали свое внимание нравственные качества человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения Мое мнение по данной теме

Вспомним ……………. . Писатель рисует …………. . Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять …………… Ответ нас поражает: ………… Понять авторскую позицию ………………. Читая это произведение, я вспоминаю слова …. (пословицу)…. + микровывод. Аргументация

Герои чести Поступк и Герои бесчести я Поступк и. Главные герои романа: что движет их поступками?

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая Внутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. Понтий Пилат и проблема совести

У Иешуа своя жизненная философия: «. . . злых людей нет на свете, есть люди несчастливые» . Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины» . Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!» . Иешуа казнен. Иешуа

Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Пилат

Пилат видит только один способ искупить свою вину — убийство Иуды, предателя. Он в самом деле совершает убийство, но и это не приносит облегчения. Эта попытка искупить преступление, совершенное из трусости, запоздала. Главной ошибки не исправить никогда. Пилат знает: Иешуа был ни в чем и никогда не повинен, он был прав во всем. Из его уст звучала истина. Прокуратору нет покоя ни днем ни ночью. Девятнадцать веков он ждет прощения. И он будет прощен однажды «в ночь на воскресенье» , ибо Бог прощает всех. Снова подтверждается библейская истина: «Раскаянием — очистимся» . Спор Иешуа с Пилатом, по большому счету, не был противостоянием. Прокуратор верил заключенному. Иешуа знал истину, любил людей, философия его была проста и незамысловата. За это он принял свой крест. А что же прокуратор, погрязший в трупах, не знавший жалости и пощады? Он поверил Иешуа и тоже был распят (только сам собой), и крест его был еще тяжелее. Пилат ведь наказан не за то, что послал осужденного на казнь, а за то, что совершил поступок, идущий вразрез с его совестью. Долг повелевал сделать совсем другое. Малодушный поступок был совершен вопреки собственной воле и желаниям, из одной только трусости. Пилат

◦ Иуда — молодой человек родом из города Кириаф. Он работает в меняльной лавке в городе Ершалаим: «. . . знаешь ли ты некоего Иуду из Кириафа. . . » ◦ «. . . Он работает в меняльной лавке у одного из своих родственников. . . « ◦ Самая большая страсть Иуды — это деньги: «. . . У него есть одна страсть, прокуратор. – Гость сделал крохотную паузу. – Страсть к деньгам. . . » ◦ Иуда тайно встречается с замужней женщиной Низой: «. . . он видел в лавке у ревнивого мужа Низы. . . » @Сайт www. literaturus. ru. Иуда из Киринфа

Внешность Иуды в романе «Мастер и Маргарита» описывается так: «. . . Очень красив. . . » «. . . молодой, с аккуратно подстриженной бородой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях. Горбоносый красавец, принарядившийся для великого праздника. . . « «. . . Обгоняя молодого красавца. . . » У Иуды высокий и чистый голос: «. . . своим, высоким и чистым молодым голосом. . . » Однажды Иуда знакомится с бродячим философом. Иешуа. Иуда приглашает Иешуа к себе в гости: «. . . позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил. . . « Ради денег Иуда предает бродягу Иешуа и помогает властям арестовать его: «. . . грязный предатель Иуда – все они добрые люди? . . » «. . . позаботиться об этом негодяе!. . » @Сайт www. literaturus. ru. Иуда

Власти Ершалаима арестовывают и казнят Иешуа. После этого Иуда из Кириафа получает 30 монет в награду за свое предательство: «. . . Тридцать тетрадрахм! Все, что получил, с собою. Вот деньги! Берите, но отдайте жизнь!. . » «. . . деньги будто бы получил за то, что так радушно принял у себя этого безумного философа. . . » После смерти Иешуа прокуратор Понтий Пилат приказывает убить Иуду. Почему? Пилат хочет отомстить Иуде за его предательство по отношению к Иешуа: «. . . я получил сегодня сведения о том, что его зарежут сегодня ночью. . . » Тайная полиция исполняет приказ Понтия Пилата и убивает Иуду: «. . . тот, кого именовали Иуда из города Кириафа, несколько часов тому назад зарезан. . . » «. . . Иуду этой ночью уже зарезали. . . » На этом заканчивается история Иуды из Кириафа, который ради денег предает доброго философа Иешуа. @Сайт www. literaturus. ru. Иуда

П. В. Палиевский: «Мы замечаем, что он (автор) посмеивается и над дьяволом. . . У Булгакова что-то совсем не то. Он смеётся над силами разложения, вполне невинно, но чрезвычайно для них опасно, потому что мимоходом разгадывает их принцип. После первого изумления безнаказанностью всей “клетчатой” компании глаз наш начинает различать, что глумятся-то они, оказывается, там, где люди сами уже до них над собой поглумились. . . Заметим: нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь тьмы, к тому, кто сознаёт честь, живёт ею и наступает. Но он немедленно просачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, что спрятались. . . Работа его разрушительна - но только среди совершившегося уже распада. Без этого условия его просто нет; он является повсюду, как замечают за ним, без тени, но это потому, что он сам только тень, набирающая силу там, где недостало сил добра, где честь не нашла себе должного хода, не сообразила, сбилась или позволила потянуть себя не туда, где - чувствовала - будет правда. Собственное же положение её (нечисти) остаётся незавидным; как говорит эпиграф к книге: “часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Воланд

Воланд и его свита наказывают людей за нехорошие поступки: «. . . Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил? . . » «. . . отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: – Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься? . . » Воланд справедлив с теми, кто этого заслуживает: «. . . Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я. «. . . заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь. . . » «. . . итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя? . . » Воланд добр к Маргарите и Мастеру: «. . . ответил Воланд. – Ну, желаю вам счастья. . . » @Сайт www. literaturus. ru. Воланд

Как понимает честь М. Булгаков? Какие герои действуют по чести? Что лежит в основе бесчестия по Булгакову? (поступки, персонажи) Как наказывает автор бесчестных персонажей? Как трактует проблему чести-бесчестия, добра- зла? Микровывод:

Сочинение (1 аргумент на основе романе) по одной из тем: 5. ? Откуда берутся бесчестные люди 6. – Дорога чести единственный путь к счастью 12. ? Есть ли право на бесчестье 13. - Каждая нечестность шаг. к бесчестью. Домашнее задание.

Наличие ошибок – непременное условие для получения жизненного опыта, без которого человек никогда не повзрослеет и не сможет развиваться, ведь без учета своих неудач, поражений и неправильных поступков он не исправится и не станет лучше. Нравится нам или нет, шишки, ссадины и шрамы – закономерности бытия, согласно которым существует цивилизация. Опыт, может, и не самый гуманный учитель, но нам не дано от него отказаться. Поэтому его уроки надо принимать если не с благодарностью, то, по крайней мере, мужественно, чтобы в трезвом уме принять новые знания к сведению.

Выдающиеся писатели и мыслители на протяжении всего исторического процесса задумывались над этой темой так же, как и я сегодня задумываюсь над этим письменным столом. Мне вспоминается роман Михаила Шолохова «Тихий Дон», где главный герой Григорий Мелихов, пережив многочисленные потрясения и боевые походы под разными знаменами, наконец, осознает, что война, на чьей бы стороне она не была, это гибель ни в чем неповинных людей и опустошение земель. Он начинает свой жизненный путь, не задумываясь о сущности ратных подвигов. Молодой казак – отличный боец и, что называется, в рубашке родился. Ему легко дается наука побеждать, но за каждой победой стоит смерть, разъедающая человеческую душу. Бравому молодцу не дано это понять. Только горький опыт научил Григория, что правду надо искать не на поле брани, не в лозунгах провокаторов и интриганов, а в кругу любящей семьи, в честном труде, среди братьев по духу. Он все-таки нашел правду, которую искал, пусть даже путем лишений и страданий. Без этого страшного опыта казак, как сотни его однополчан, извел бы свою душу ненавистью и злобой.

Михаил Булгаков тоже коснулся этой темы в своем романе «Мастер и Маргарита». Понтий Пилат, один из самых сложных его героев, совершает фатальную ошибку, которая определила ход мировой истории в последующие столетия. Он отдал распоряжение о казни проповедника Иешуа, понимая, что руки его будут запятнаны кровью невинного человека. Прокуратор с безупречной репутацией и хорошим авторитетом оказался обладателем самого страшного порока – трусости. За это решение Пилат понес суровую кару, ожидая прощения и терзаясь муками совести не одну тысячу дней. Какой урок вынес римский чиновник? Свою роковую ошибку он точно исправить не смог, да и случаев ему больше не представится. Нет, его опыт не был столь поверхностным и буквальным, это не мораль в басне. Герой осознал, что он — не бог, и не может выносить приговоры, где решается вопрос жизни и смерти. Его власть – земная, эфемерная, кажущаяся. Но он, похоже, единственный владыка, который понял свое бесправие и принял его. Это прозрение можно почувствовать лишь ценой опыта, ведь иные власть имущие умирают, так и не узнав истину. Взамен иллюзии они отдали душевный покой и независимость. Пилат, в отличие от них, пережив испытания, стал свободным.

Таким образом, я делаю вывод, опираясь на опыт великих русских писателей. Они не раз задумывались над этой темой и были гораздо опытнее меня в философских изысканиях. Судя по тому, что они написали, я понял, что жизнь не бывает без ошибок. Сам процесс жизнедеятельности предполагает методику проб, экспериментов, падений, последствия которых во многом формируют духовную сущность человека. Без них люди просто не становятся людьми в полном смысле слова.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!


Может ли человек прожить без ошибок? Попробую разобраться, а что же такое ошибка? Мне кажется, что ошибка- это непреднамеренное отклонение человека от правильных действий и поступков. Вероятность того, что человек сможет прожить жизнь не совершив ни одной ошибки ничтожно мала, поэтому мне кажется, что без ошибок человек просто не может существовать, ведь в нашем мире все настолько сложно, что человек живет получая опыт не только от своих ошибок, но и от чужих. Недаром говорят:"На ошибках учатся".

Поэтому я думаю, что ошибки допустимы в жизни человека, главное, чтобы последствия этих ошибок можно было устранить.

Почему же мы так часто совершаем ошибки? Мне кажется, что все-таки по незнанию. Но совершив ошибку раз, мы должны извлечь из нее урок, чтобы впредь ее не совершать. Не зря ведь говорится в пословице:"Кто в своих ошибках не кается- больше ошибается".

Так, главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка" Петр Гринев, будучи юным парнем, совершил ошибку. Когда Петруше исполнилось шестнадцать лет, отец решил отправить сына на службу в Белгородскую крепость. Путь был неблизким, поэтому отец отправил с ним Савельича- человека, с которым буквально рос мальчик. Когда Савельич оставил мальчика одного, неопытность Петруши сыграла свою роль. Мальчик, находившийся всю жизнь под строгим контролем, почувствовал себя свободным и не отказался выпить с мужчиной, с которым познакомился бродя по комнатам.

Через некоторое время Петруша уже согласился играть в бильярд, где проиграл сто рублей. Не зная меры, юноша напился так, что еле стоял на ногах, обидел Савельича, а наутро чувствовал себя плохо. Своим поступком мальчик подставил Савельича перед своими родителями и долго корил себя за это. Петруша Гринев осознал свою ошибку и впредь ее не совершал.

Однако бывают ошибки. цена которых может быть слишком велика. Любой непродуманный поступок, любое неверно сказанное слово могут привести к трагедии.

В романе Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита" такую непоправимую ошибку совершил прокуратор Понтий Пилат, убив философа Иешуа Га-Ноцри. Иешуа проповедовал людям зло власти и за это был арестован. Прокуратор разбирает дело Иешуа. После разговора с философом, Пилат считает, что тот невиновен, но все равно приговаривает его к казни потому, что надеется, что местные власти помилуют философа в честь праздника Пасхи. Однако местные власти отказываются помиловать Иешуа. Вместо него, они освобождают другого преступника. Понтий Пилат мог освободить странника, но он того не делает, ибо боится потерять свою должность, боится показаться легкомысленным. И за свое преступление прокуратор несет наказание в виде бессмертия. Понтий Пилат осознал свою ошибку, но изменить уже ничего не может.

Подводя итог, хочу сказать, что человек все-таки может совершить ошибки, но эти ошибки могут быть разными. Одни помогают набраться опыта, но существуют и такие, которые вредят людям. Поэтому, чтобы не совершать ошибок, нужно несколько раз подумать перед тем, как что-либо делать.

Обновлено: 2016-11-20

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» по праву считается не только величайшим произведением литературы, но и кладезем удивительных по своей глубине философских мыслей. Сам роман состоит как бы из двух частей. Это роман о Мастере и роман, написанный самим Мастером. Главный герой булгаковского произведения мечтал рассказать миру историю о пятом прокураторе Иудеи Понтии Пилате. В итоге он создал на историческом материале книгу огромной психологической выразительности. Этот «роман в романе» далек от известных нам трактовок библейской темы. Мастер и, соответственно, стоящий за этим образом Булгаков, видит все происходящее в те давние времена совершенно иначе, чем мы привыкли.

Главным героем этого произведения является не столько Иисус, которого мы можем явно увидеть в бродячем философе Иешуа Га-Ноцри, а скорее прокуратор Иудеи Понтий Пилат.

Он известен нам как человек, приговоривший Иисуса Христа к распятию. В Библии этот образ достаточно схематичен и не несет в себе какой-либо ярко выраженной нагрузки. Но Булгаков решил показать эту историческую личность во всей полноте, с ее страхами и противоречиями. Он предстает перед нами не как «свирепое чудовище», а как несчастный человек, ненавидящий город, которым он правит, и замученный страшной болезнью гемикранией: «Более всего на свете прокуратор ненавидел запах розового масла, и все теперь предвещало нехороший день, так как запах этот начал преследовать прокуратора с рассвета.... Да, нет сомнений! Это она, опять она, непобедимая, ужасная болезнь гемикрания, при которой болит полголовы. От нее нет средств, нет никакого спасения». При видимом величии, перед нами трусливый человек, который вечность будет мучиться за ту непоправимую ошибку, которую он совершил.

Впервые мы встречаемся с Понтием во второй главе романа, когда перед ним появляется «подследственный из Галилеи», которого игемон вынужден судить. Изначально бродячий философ не представляет собой необычного зрелища, наоборот, он показан как абсолютно нормальный человек, «одетый в старенький и разорванный голубой хитон. Голова его была прикрыта белой повязкой с ремешком вокруг лба, а руки связаны за спиной. Под левым глазом у человека был большой синяк, в углу рта - ссадина с запекшейся кровью. Приведенный с тревожным любопытством глядел на прокуратора...» Но по ходу развития событий данной главы, мы понимаем, кого подразумевает автор под бродягой Иешуа Га-Ноцри. Сам же Пилат не столько понимает, сколько чувствует, что перед ним стоит не простой оборванец, а человек совершенно необычный...

Памятен момент, когда всемогущий игемон, не способный более сопротивляться страшной болезни, мучающей его, малодушно помышляет о яде, а душевнобольной бродяга вылечивает его. Иешуа смеет не только указывать прокуратору на его бесконечное одиночество, замкнутость и скудость жизни, но и спорить по поводу своей дальнейшей судьбы. Это бред сумасшедшего философа или откровение знающего истину человека? «Согласись, что перерезать волосок уж наверно может лишь тот, кто подвесил». Всемогущий Пилат втягивается в беседу с бродягой, и вот он уже проникается к нему симпатией и хочет спасти от страшной, мучительной смерти... Игемон чувствует, что если он не убережет Иешуа от распятия, то совершит непоправимую ошибку, за которую будет проклят навеки: «мысли понеслись короткие, бессвязные и необыкновенные: «Погиб!», потом: «Погибли!...» Он ощущает дыхание бессмертия на своем лице. Но в данном контексте слово «бессмертие» равносильно вечным страданиям.

Прокуратор уже не может спасти Иешуа, ему мешают страх, трусость, он боится в дальнейшем оказаться на месте философа. Здесь Булгаков очень ярко показал противоречивость Пилата. Он жаждет спасти Га-Ноцри, но его положение и боязнь осуждения Синедрионом заставляет игемона пойти против голоса совести.

Последнюю слабую попытку отвести страшную смерть от Иешуа прокуратор делает в разговоре с Иосифом Каифой. в честь великого праздника пасхи один из приговоренных к распятию должен быть спасен. Вар-равван, бунтарь и убийца, или Иешуа Га-Ноцри, умалишенный философ? Синедрион принимает решение освободить Вар-раввана. Великий прокуратор Иудеи Понтий Пилат больше не в силах что-либо сделать. С неотвратимым ощущением совершения непоправимой ошибки, он объявляет решение Синедриона толпе. «Бессмертие... Пришло бессмертие... Чье бессмертие пришло? Этого не понял прокуратор, но мысль об этом загадочном бессмертии заставила его похолодеть на солнцепеке». Высшие силы обрекли его на вечные страдания.

После ужасной смерти ни в чем неповинного человека Пилат мучается, осознает свою ошибку, но уже не в силах ее исправить. Что может быть страшнее?.. На могущественного игемона нападает тоска: «ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями. Обман же самого себя заключался в том, что прокуратор старался внушить себе, что действия эти не менее важны, чем утренний приговор».

Понтий Пилат обрел бессмертие, а вместе с ним и вечное проклятие. Теперь как только прокуратор закрывает глаза, ему снится лестница, ведущая прямо к луне. Он смеется от счастья, взбираясь по ней, а рядом с ним идет бродячий философ. Они спорят о чем-то очень сложном и важном, разговор интересен и нескончаем. И свершившаяся казнь была не более, чем дурной сон. Игемон плачет во сне, говоря философу, что погубит свою карьеру ради спасения «ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача». И вечно будет просыпаться Пилат, осознавая, что вся эта легкость и безмятежность были ни чем иным, как сном. И опять на него навалится груз совести, а светящая луна будет вызывать чувство нестерпимой тоски.

Подводя итоги всему выше сказанному, стоит отметить, что проблема совести в романе особо ярко раскрывается Булгаковым через образ пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата. Тем самым автор, по всей видимости, хотел сказать, что все несут ответственность за свои ошибки, и плата будет выбираться в связи с совершенным человеком поступком.

    Судьба - загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить свою судьбу. Иногда у человека может появиться выбор: либо изменить свою жизнь,...

    Роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» - многоплановое произведение, в котором причудливо переплетаются три основные сюжетные линии: история Христа, одновременно являющаяся романом Мастера; взаимоотношения Мастера и Маргариты; события, связанные...

    К Маргарите и Мастеру любовь приходит в расцвете их жизни и к сожалению становится зависимой от книги Мастера. Когда на Мастера нападают критики из "Литературного общества", для него жизнь теряет всякий смысл - он человек для какого ничто...

    Гоголь стал основоположником ряда традиций в русской литературе, многие из которых впоследствии нашли отражение в произведениях писателей второй половины XIX-XX веков. Характерные художественной манере Гоголя черты можно увидеть в повести «Собачье сердце»...



Похожие статьи
 
Категории