Проблема возмездия аргументы. Аргументы из современной литературы для подготовки к егэ по русскому языку

28.02.2019

Нужно ли мстить тем, кто причинил тебе боль, нанёс жестокую обиду? Можно ли простить человека, нанёсшего тебе душевную травму? Именно эти вопросы возникают при чтении предложенного для анализа текста.

Раскрывая проблему прощения, автор опирается житейский случай, жизненный опыт своих героев. Повествование идёт от первого лица. Муж и жена живут по соседству с некой Нюшкой, которая убила домашнего питомца и любимца семьи – котёнка по прозвищу Афанасий. Жена рассказчика требовала от него, чтобы он отомстил соседке – застрелил её пса Рубикона. Герой пытался убедить свою супругу в том, что месть – это не выход, что будет только хуже.

Он предложил жене отнести соседке пачку дефицитных в то время дрожжей, которые он привёз из Москвы. После возмущения и долгих нравственных колебаний жена послушалась мужа и пошла к соседке с мировой. Не ожидая ничего доброго, Нюшка потянулась за ухватом, но, увидев, что соседка принесла ей дрожжи, пришла с миром, а не с войной, расплакалась. Так две женщины и плакали вместе на плече друг у дружки.

Позиция автора выражена прямо и чётко. В.Солоухин убеждён, что главное во взаимоотношениях людей не потерять человечности, не отвечать на зло злом. Сложнее всего переступить через себя, свои обиды и принципы и простить обидчика. Нужно суметь вовремя остановиться, вникнуть в суть проблемы и решить её правильно, по-человечески, с достоинством, а не как первобытный человек, с помощью когтей и дубины.

Попробуем доказать свою позицию, обратившись к литературным аргументам. Вспомним роман-эпопею Л.Н.Толстого «Война и мир» и его героев. Андрей Болконский не смог простить измены Наташе, он хотел отомстить Анатолю Курагину, который обольстил неопытную девочку. Князь Андрей всюду искал своего врага, чтобы вызвать его на дуэль. Оба героя были ранены в Бородинском сражении и оказались рядом в палатке на операционном столе. С трудом узнал князь Андрей в рыдающем человеке, которому только что ампутировали ногу своего обидчика. Болконский почувствовал жалость и сострадание к своему врагу, заплакал чистыми, детскими, любовными слезами и понял «счастье прощать», о котором говорила ему сестра княжна Марья.

Месть разрушает душу человека, делает его чёрствым, жестоким, эгоистичным.

Проблема прощения раскрывается и в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин пишет в своём журнале, что любит врагов, только не по-христиански, они горячат и волнуют его кровь. Никому не прощает он низости и подлости, вызывает Грушницкого на дуэль и убивает. Правда, потом солнце показалось ему тусклым. С помощью этой детали Лермонтов показывает, что даже у такого эгоиста, как Печорин, после мести на душе неспокойно. Совсем по-другому ведёт себя Вера – единственный человек, полностью понявший сущность Печорина, любящая его со всеми его недостатками и достоинствами. Он приносит ей одни только страдания, но она продолжает его любить, прощая снова и снова.

Мне кажется, что умение прощать – самое главное человеческое качество, ведущее к миру и согласию. Обида и месть – низкие чувства, которые разрушают личность. Нужно быть добрее и уметь понимать людей. Прощение – это великодушие.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2017-09-28

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Автор напоминает нам о том, что в порыве страсти, когда переполняют эмоции, единственное, что хочется сделать, это отомстить обидчику. Заставить его почувствовать то же самое, чтобы он осознал свою ошибку. Но В.А. Солоухин считает, что нет необходимости мстить человеку, который чем-то обидел. Искусственное разжигание уже забытой обиды может лишить человека радости, стать тяжким грузом. Я согласен с автором, но не во всем. Обиды бывают разных масштабов. На какую-то незначительную можно и закрыть глаза. Но бывает и так, что очень сильная обида не дает покоя и ни что не может ее усмирить кроме мести.

Достаточно вспомнить произведение М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова». Муж Алены Дмитриевны отомстил Кирибеевичу за то, что тот опозорил его жену.

Тем самым еще и отстоял честь своей семьи. Хотя и вся эта история закончилась плачевно, но месть была необходима. Подтверждением моей позиции может служить повесть Н.В Гоголя «Тарас Бульба». Отец отомстил сыну, убив его, за предательство не только своей Родины, но и семьи.

И в заключении хотелось бы сказать, что месть, конечно, не является положительным способом решения проблемы, но порой без нее трудно обойтись.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Требования к сочинению для ЕГЭ за последние годы менялись неоднократно, но одно оставалось неизменным - необходимость доказать правоту своих суждений. А для этого нужно правильно подобрать аргументы.

Проблема раскаяния будет интересовать нас в первую очередь. В этой статье мы представим несколько вариантов аргументов, подобранных из школьного списка литературы. Из него можно выбрать те, которые лучше всего подойдут для вашей работы.

Для чего нужны аргументы?

При написании сочинения для части С нужно высказать свое мнение относительно заданной тематики. Но ваш тезис нуждается в доказательствах. То есть необходимо не только высказать свою позицию, но и подтвердить ее.

Очень часто на экзаменах попадается проблема раскаяния, аргументы для нее подобрать довольно просто, если ученик хорошо знаком со школьной литературной программой. Однако не всем удается сразу вспомнить нужное произведение, поэтому лучше заранее подобрать несколько аргументов на самые распространенные темы.

Какие бывают аргументы

Для того чтобы полностью раскрыть проблему раскаяния, аргументы нужно подбирать, исходя из основных требований ЕГЭ по русскому языку. Согласно им, все доказательства делятся на три вида:

  • Личный опыт, то есть факты, взятые из своей жизни. Они не обязательно должны быть достоверными, т. к. никто не будет проверять, происходило ли это на самом деле.
  • Сведения, которые были получены учеником из школьной программы. Например, из уроков географии, истории и пр.
  • Литературные аргументы, которые и будут нас интересовать в первую очередь. Это читательский опыт, который экзаменуемый должен приобрести за время обучения.

Аргументы из литературы

Итак, нас интересует проблема раскаяния. Аргументы из литературы будут нужны обязательно, если вы хотите получить высокий балл за сочинение. При этом, подбирая аргументы, нужно приоритетное внимание уделить тем произведениям, которые входят в школьную программу или считаются классикой. Не стоит брать тексты малоизвестных авторов или популярную литературу (фэнтези, детективы и пр.), так как они могут быть незнакомы проверяющим. Поэтому нужно заранее освежить в памяти основные произведения, которые были изучены в школьные годы. Обычно в одном романе или повести можно найти примеры практически на все темы, встречающиеся в ЕГЭ. Оптимальным вариантом будет сразу выбрать несколько произведений, которые хорошо вам знакомы. Итак, давайте разберем классику, в которой поднимается проблема раскаяния.

«Капитанская дочка» (Пушкин)

В русской литературе очень часто встречается проблема раскаяния. Аргументы поэтому подобрать довольно просто. Начнем с самого известного нашего писателя А. С. Пушкина и его романа «Капитанская дочка».

В центре произведения находится любовь главного героя Петра Гринева. Это чувство широко и многообъемлюще, как жизнь. Нас в этом чувстве интересует то, что именно благодаря ему герой осознал то зло, которое причинил близким, осознал свои ошибки и смог раскаяться. Благодаря тому что Гринев пересмотрел свои взгляды на жизнь и отношение к окружающим, он смог изменить будущее для себя и своей возлюбленной.

Благодаря раскаянию, в Петре проявились самые лучшие его качества - щедрость, честность, бескорыстие, смелость и пр. Можно сказать, что оно изменило его и сделало другим человеком.

«Сотник» (Быков)

Теперь поговорим о произведении Быкова, в котором представлена совсем другая сторона проблемы раскаяния. Аргументы из литературы могут быть разными, и выбирать их нужно в зависимости от вашего утверждения, поэтому стоит запастись разнообразными примерами.

Так, тема раскаяния в «Сотнике» совсем не похожа на пушкинскую. В первую очередь потому, что отличаются и сами герои. Партизан Рыбак попадает в плен, чтобы выжить, ему нужно выдать немцам товарища. И он совершает этот поступок. Но проходят годы, и мысль о предательстве не покидает его. Раскаяние настигает его слишком поздно, это чувство уже не может ничего исправить. Более того, оно не дает Рыбаку спокойно жить.

В этом произведении раскаяние не стало для героя возможностью выйти из порочного круга и избавиться от страданий. Быков не счел Рыбака достойным прощения. С другой стороны, за подобные преступления человек должен отвечать всю свою жизнь, так как он предал не только своего друга, но и свою и близких.

«Темные аллеи» (Бунин)

Может предстать и в другом свете проблема раскаяния. Аргументы для сочинения на ЕГЭ должны быть разнообразными, поэтому возьмем для примера рассказ Бунина «Темные аллеи». В этом произведении герою так и не хватило сил признать свои ошибки и раскаяться, однако возмездие настигло его. Когда-то в молодости Николай соблазнил и бросил девушку, искренне его любившую. Прошло время, но она так и не смогла забыть первую любовь, поэтому отказывалась от ухаживаний других мужчин и предпочла уединение. Но и Николай не обрел счастья. Жизнь жестоко наказала его за проступок. Жена героя постоянно изменяет ему, а сын стал настоящим негодяем. Однако все это так и не приводит его к мыслям о покаянии. Здесь раскаяние предстает перед читателем как поступок, требующий невероятных духовных усилий и смелости, которые может найти в себе не каждый. Именно за нерешительность и безволие расплачивается Николай.

В качестве аргумента пример из «Темных аллей» подойдет только для тех, кто в своем тезисе обратился к проблеме расплаты и возмездия для тех, кто не раскаялся в своих злодеяниях. Только тогда упоминание этого произведения будет уместным.

«Борис Годунов» (Пушкин)

Теперь давайте поговорим о проблеме запоздалого раскаяния. Аргументы для этой темы будут немного отличаться, т. к. интересовать нас будет только один из аспектов раскаяния. Итак, отлично эта проблема раскрыта в трагедии Пушкина «Борис Годунов». Этот пример не только литературный, но и отчасти исторический, так как писатель обращается к описанию эпохальных событий, произошедших в нашей стране.

В «Борисе Годунове» очень ярко представлена проблема позднего раскаяния. Аргументы для письменной работы по этой теме обязательно нужно подбирать с учетом пушкинской трагедии. В центре произведения история Годунова, который взошел на царский престол. Однако за власть ему пришлось заплатить страшную цену - убить младенца, настоящего наследника, царевича Дмитрия. Прошло несколько лет, и вот настало время раскаяться. Герой уже не в состоянии исправить содеянного, он может лишь страдать и мучиться. Совесть не дает ему покоя, повсюду Годунову начинают мерещиться кровавые мальчики. Приближенные к царю понимают, что тот слабеет и сходит с ума. Бояре решают скинуть незаконного владыку и убивают его. Таким образом, Годунов погибает по той же причине, что и Дмитрий. Такова расплата героя за кровавое преступление, раскаяние за которое настигло его только по прошествии нескольких лет.

Проблема человеческого раскаяния. Аргументы из романа Достоевского «Преступление и наказание»

Тема раскаяния стала основой еще для одного великого произведения, снискавшего немалую популярность и любовь у читателей.

Главный герой совершает преступление, чтобы доказать свою бесчеловечную теорию о низших и высших людях. Раскольников совершает убийство и начинает мучиться, но всячески старается заглушить голос своей совести. Он не хочет признавать своей неправоты. Раскаяние становится переломным моментом в жизни и судьбе Раскольникова. Оно открывает ему дорогу к вере и истинным ценностям, заставляет пересмотреть свои взгляды и осознать, что поистине дорого в этом мире.

Достоевский на протяжении всего романа вел своего героя именно к раскаянию, признанию своей вины. Это чувство заставило проявиться самые лучшие черты характера Раскольникова и сделало его намного притягательнее. Хотя наказание за свое преступление герой все-таки понес, и оно оказалось очень суровым.

Проблема раскаяния: аргументы из жизни

Теперь поговорим о другом типе аргументов. Подобные примеры подобрать очень просто. Если даже в вашей жизни не случалось ничего подобного, это можно придумать. Однако такие аргументы оцениваются ниже, чем литературные. Так, за хороший книжный пример вы получите 2 балла, а за жизненный - только один.

Аргументы, основанные на личном опыте, опираются на наблюдения за своей жизнью, жизнью родителей, родственников, друзей и знакомых.

Необходимо помнить

Существует несколько общих требований для любых сочинений, включая и те, что раскрывают проблему вины и раскаяния. Аргументы должны обязательно подтверждать высказанный вами тезис и ни в коем случае не противоречить ему. Также необходимо учесть следующие моменты:

  • Проверяющие учитывают и оценивают только два первых аргумента, поэтому нет смысла приводить больше примеров. Лучше уделить внимание не количеству, а качеству.
  • Помните о том, что литературные аргументы оцениваются выше, поэтому постарайтесь включить хотя бы один подобный пример.
  • Не стоит забывать о примерах, взятых из фольклора или народных сказок. Подобные аргументы также учитываются, но оцениваются всего одним баллом.
  • Помните о том, что за все аргументы можно набрать 3 балла. Поэтому лучше всего следовать следующей схеме: один пример из фольклора или личного опыта, второй - из литературы.

Теперь несколько слов о том, как правильно написать литературный аргумент:

  • Обязательно указывайте фамилию и инициалы автора и полное название произведения.
  • Мало назвать писателя и название, нужно описать главных героев, их слова, поступки, мысли, но только те, которые связаны с темой сочинения и вашим тезисом.
  • Примерный объем текста на аргумент - одно-два предложения. Но эти цифры зависят в конечном счете от конкретной темы.
  • Начинайте приводить примеры только после того, как выскажете свою позицию.

Подводя итоги

Таким образом, широко представлена проблема раскаяния в литературе. Аргументы для ЕГЭ по русскому языку поэтому подобрать не составит труда. Главное, чтобы все ваши примеры подтверждали тезис и смотрелись лаконично и гармонично. Зачастую основной проблемой экзаменуемых становится не выбор произведения, а описание его. Выразить в нескольких предложениях мысль не всегда просто. Для того чтобы избежать подобной проблемы, нужно заранее потренироваться. Возьмите лист бумаги и постарайтесь лаконично и четко описать свои суждения, не выбиваясь из заявленных объемов.

Главное - не терять уверенность и как можно лучше подготовиться, тогда получить будет несложно.

Аргументы из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок»

1. Проблема воспитания.

Родители маленькой Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» много работали и были очень занятыми людьми, но у них всегда находилось время, чтобы организовывать для ребенка интеллектуальные игры, обучать девочку языкам, рисованию и пению. На всю жизнь она запомнила важные правила «хорошего человека», который не боится трудностей, «развязывает все узлы сам» и умеет терпеть. Всё это помогло Стелле стать по-настоящему сильной, смелой и свободной.

2. Проблема роли литературы в жизни человека.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, что важной частью жизни их семьи были книги. У них была прекрасная библиотека и традиция вечернего чтения вслух. Так складывались у ребенка представления о том, что книга – друг, советчик и поддержка в любых ситуациях. В дальнейшем в ссылке, в киргизском селе, эти чтения возобновятся для людей, объединенных общей бедой. Они будут слушать и стихи и поэмы А.С. Пушкина, и киргизский эпос «Манас». Так литература объединит людей разных национальностей и возрастов с различным жизненным опытом, образованием.

3. Проблема преодоления жизненных трудностей, стойкости и терпения.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла Нудольская вместе с матерью подверглись репрессиям: их отправили в ссылку как членов семьи врага народа. Сложно было женщине, перенесшей костный туберкулез, справляться с тяжелой физической работой, страшно за судьбу дочери, но она ни разу не пожаловалась на боль или усталость. Именно стойкость, мужество и упорство матери помогли ей и Стелле выжить в нечеловеческих условиях и при этом остаться гордыми, внутренне свободными людьми.

4. Проблема милосердия.

Главная героиня книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок» Стелла помнит, как Южаковы, рискуя своей свободой, бескорыстно помогали выжить ссыльным, просто потому, что видели, как тяжело было женщине и ее дочери справляться с нуждой и болезнью. Южаковы приняли на себя заботу о Стелле и ее матери: лечили, кормили, помогали с переездом, привозили продукты. Это и есть пример сострадания.

5. Роль родительской любви.

Вспомним биографию Стеллы Нудольской из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Женщина, перенесшая в жизни много бед, несправедливости и жестокости, с благодарностью вспоминает своих родителей, которые с любовью относились к ней, всегда поддерживали. В детстве они всегда уделяли дочери много времени: играли с ней, читали ей книги, учили её языкам. С детства усвоила Стелла многие истины, которые помогли воспитать характер, главная из них – «Рабство - это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя».

6. Проблема трудолюбия.

Примером трудолюбивого человека может служить Савелий Южаков из книги Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Этот человек всю свою жизнь посвятил тяжелому крестьянскому труду и детей с детства приобщал к работе: мальчики наравне с отцом пахали, сеяли, косили, девочки во всем помогали матери по дому. Кроме этого Савелий прекрасно вырезал по дереву, валял обувь, а жена и дочери пряли, шили. Усилия всей семьи давали свои плоды: хозяйство «южаков» было крепким, несмотря на трудности, коллективизацию, сложный климат.

7. Проблема поиска смысла жизни.

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок», повествующую о судьбе репрессированной семьи. Стелла, главная героиня произведения, не раз задумывается, в чем смысл жизни, каковы ориентиры, которым стоит следовать на жизненном пути. Воспитанная, несмотря на все трудности, свободным человеком, Стелла считает главной жизненной целью умножение добра. Перенесшая множество лишений, она и в пожилом возрасте не отказывается от активной жизненной позиции и участвует в сборе средств гуманитарной помощи пострадавшим от землетрясения людям.

8. Проблема борьбы за правду, справедливость

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре внимания которой находится судьба репрессированной девочки Стеллы Нудольской. Девочка даже под угрозой исключения из пионеров, что считалось в те годы позором, отказывается закрашивать чернилами в учебнике портреты Блюхера и Тухачевского, так как считает их достойными людьми, внесшими свой вклад в историю нашей страны. Это достойный поступок, показывающий силу характера героини произведения.

9. Проблема патриотизма

Вспомним книгу Ольги Громовой «Сахарный ребенок». Стелла Нудольская, главная героиня этого произведения, несмотря на трудности судьбы репрессированного еще в детстве и объявленного членом семьи изменника родины человека, остается верна своей Отчизне. У нее даже мысли не возникает об эмиграции, ведь она понимает, что страна – это не только вожди, правительство, но и народ, поэтому оставлять родную землю в трудную для Отечества пору нельзя, нужно служить людям и творить добро.

10. Проблема ответственности за нравственный выбор.

Ольга Громова в книге «Сахарный ребенок» размышляет о том, как правильно сделать нравственный выбор, чтобы не утратить самоуважения и не потерять человеческое достоинство. Стелла Нудольская, главная героиня произведения, беседует с матерью о том, почему врагами народа и кулаками объявляют честных и трудолюбивых людей, которые служили народу. В конце разговора девочка понимает, что при оценке людей нужно «слушать сердце» и думать самой, а не слепо верить громким словам, лозунгам, обвинениям и славословиям. Стелла приходит к выводу, что каждый сам должен выбирать, чью сторону он принимает, и отвечать за собственное решение.

11. Проблема дружбы

Обратимся к книге Ольги Громовой «Сахарный ребенок», в центре повествования которой находится судьба Стеллы Нудольской. Будучи репрессированной и оказавшись с матерью в далекой Киргизии, главная героиня произведения понимает ценность дружбы. Когда девочку за то, что она отказывается зачеркивать портреты Блюхера и Тухачевского в учебнике, исключают из пионеров, товарищи не оставляют её в беде. Сапкос и Фрида поддерживают Стеллу и остаются верными друзьями, несмотря на то, что их могли тоже осудить общение с ней.

Аргументы из повести Бориса Львовича Васильева «Летят мои кони…»

    Проблема любви к малой родине.

Проблему любви к малой родине поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что ему «сказочно повезло» родиться в Смоленске. С чувством гордости рассказывает прозаик об истории города, о людях, которые в нём живут, о дубе, сохранившем «вечно живую теплоту» прошлого. Рассказчик понимает, что на земле есть города краше, но именно Смоленск стал дорог, потому что он «колыбель детства».

    Проблема патриотизма

Проблему патриотизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор признаётся в том, что его любовь к Отечеству началась с уважения к истории родного города, с умения ценить традиции своей семьи и своего народа. Именно за Смоленск, где прошло детство, идет сражаться молодой лейтенант Васильев, понимающий, что «колыбель детства» невозможно отдать врагу.

    Проблема доброго отношения к окружающим людям

Проблему доброго отношения к окружающим людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, рассказывая о своём детстве, вспоминает, что оно было «насыщено Добром». Помогать соседям, которым приходилось трудно, было нормой, за это не ждали похвалы или награды. Эта «простейшая форма добра» помогла рассказчику сформировать нравственные ценности, сохранить гуманность до пожилых лет.

    Проблема воспитания

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор, рассказывая о своём детстве, демонстрирует, как его воспитывали родители, прививая ему «великое чувство повседневного бытового интернационализма», трудолюбие, трепетное отношение к книге, умение жертвовать необходимым ради людей. Родители своим примером показывали мальчику, как нужно жить, чтобы быть «вполне хорошим» человеком. Например, отец ни разу не позволил себе использовать служебную машину в личных целях, потому что считал такой поступок бесчестным.

    Влияние природы на человека

Проблему воспитания поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает об огромном старом дубе, «самом древнем жителе» Смоленска. Красоту и величие этого дерева, хранящего историю веков, мальчик запомнил на всю жизнь. Именно этот дуб заставил его задуматься о роли истории в жизни каждого человека.

    Проблема роли детства, детских воспоминаний в жизни человека

Проблему роли детства, детских воспоминаний в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор, человек многое переживший, с трепетным чувством вспоминает тех, кто «одарил его детством и согрел собственным сердцем», потому что именно в детстве были заложены те черты, которые помогали выжить в трудные годы войны, которые сделали его творцом и человеком, ценящим превыше всего духовность.

    Проблема самопожертвования, любви к людям

Проблему самопожертвования, любви к людям поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор рассказывает о судьбе доктора Янсена, «святого города Смоленска». Этот человек посвятил свою жизнь бескорыстному служению людям. Врач в районе, где жила беднота, он работал без выходных и праздников, был всегда вежлив и терпелив. Доктор Янсен пожертвовал собой ради спасения двух мальчишек, которые во время игры провалились в канализационную шахту и могли задохнуться. На похороны этого достойного человека пришел весь Смоленск.

    Проблема роли искусства в жизни человека

Проблему роли искусства в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В этом произведении автор видит функцию искусства в том, чтобы насыщать человеческую жизнь смыслом, учить людей сомневаться, чувствовать и страдать. Всё это, по мнению писателя, продлевает жизнь физическую и духовную.

    Проблема поиска смысла жизни

Проблему смысла жизни поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о том, как, пытаясь постичь цель собственного существования, он обращается к отцу с вопросом: «Зачем человеку столько отпущено?» И получает короткий, но ёмкий ответ: «Для работы». Именно этот разговор помог юноше уверовать в «необходимость упорного, ежедневного, исступленного труда». В этом видел он высокую цель, умножающую добро в мире.

    Проблема роли труда в жизни человека

Проблему роли труда в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, в которой трудились все. С раннего детства рассказчик помнит руки, обожженные выполотой травой, отца, который в свободное от службы время что-то чинил, восстанавливал, мать и тётку, вечно что-то штопавших и перешивавших. Для них человек, не желавший работать, «заведомо воспринимался с отрицательным знаком, если он здоров».

11/ Проблема духовности, моральных ценностей

    Роль литературы и чтения в формировании личности

Проблему литературы и чтения в формировании личности поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей семье, главной ценностью в которой были книги. На всю жизнь мальчик запомнил, как по вечерам читали вслух классику, литературу, которую «читают, образно говоря, сняв шляпу». Так он открыл для себя Тургенева, Гончарова, Гоголя, Лермонтова… Произведения великих литераторов сформировали лучшие черты характера будущего писателя, при этом он «так и остался стоять на коленях перед Литературой».

    Проблема отношения к животным

Проблему отношения к животным поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор призывает читателей видеть в животном не забаву, не каприз, а помощников, необходимых людям и поэтому уважаемых. Именно тогда животные облагораживают человека, делают его добрее, требовательнее к себе самому. Главное – не забывать об ответственности перед братьями нашими меньшими и быть к ним милосердными. Именно таким можно назвать отца рассказчика, который кормил брошенных людьми собак, а те отвечали ему преданным служением.

    Проблема упорства в преодолении трудностей

Проблему упорства в преодолении трудностей поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, который никогда не бросал начатого дела, потому что верил: «всё дело лишь в желании да труде». Этому человеку всегда хватало сил преодолеть преграды. Например, он взял на себя обязанность чинить списанные автомобили, чтобы учить новичков водить машины. Не жалея времени, офицер работал, и ему удалось «вдохнуть жизнь в эти автотрупы».

    Проблема мужества и героизма

Проблему мужества и героизма поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который в экстремальной ситуации проявил силу духа и смелость. Когда из-за неосторожности мальчика в гараже возник пожар, грозящий перекинуться на жилые дома, отец рискуя жизнью, вытащил уже загоревшуюся бочку с бензином, чем спас людей от огня.

    Проблема совести

Проблему совести поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своём отце, скромном и немногословном человеке, который, несмотря на то что имел право на личный автомобиль и в его распоряжении были три машины, никогда не использовал их в личных целях, потому что ему было совестно перед людьми, ведь техника и бензин были государственной собственностью.

    Проблема милосердия, умения жить не для себя

Проблему милосердия, умения жить не для себя поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей бабушке, которая умела сочувствовать чужой беде. Например, когда она узнаёт, что одна из знакомых уже месяц живёт без света и примуса, отдаёт той свой керосин вместе с бидоном и нисколько не жалеет об этом.

    Проблема материнской любви

Проблему материнской любви поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор рассказывает о своей матери, которая подарила ему жизнь, рискуя собственной, ведь её «сжигала чахотка». Этот подвиг материнской любви, самоотречения и жертвенности рассказчик пронёс через всю свою судьбу. С благодарностью вспоминает писатель о том, что мама научила его не жаловаться на жизнь, дружить с людьми, не обращая внимания на их национальность, читать классическую литературу.

    Проблема исторической памяти

Проблему исторической памяти поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор делится своими взглядами на роль памяти о предках в жизни каждого из нас. Прозаик считает, что не потеряли своей актуальности слова А.С. Пушкина о том, что нужно гордиться славою своих предков, а не уважать её – постыдное малодушие. Именно история связывает поколения, хранит традиции и «не позволяет человеку остаться варваром».

    Проблема роли учителя в жизни человека

Проблему роли учителя в жизни человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». В ней автор с благодарностью рассказывает о своей первой учительнице, которая видела свой долг не в том, чтобы «нафаршировать» детей знаниями, изготовить из них будущих «роботов-специалистов», а в том, чтобы «воспитать Граждан Отечества своего». Именно она позволила детям прикоснуться к прошлому Родины, привила им любовь к истории.

21. Проблема влияния войны на судьбу человека

Проблему влияния войны на судьбу человека поднимали в своих произведениях многие писатели. Вспомним автобиографическую повесть Б.Л. Васильева «Летят мои кони…». Будучи участников ВОВ, Борис Васильев говорит о том, что тяжесть ее все равно невозможно сбросить с плеч. Это время называет обугленным листком биографии и считает своим долгом писать о том военном времени. Именно поэтому появляется повесть «В списках не значился». Это венок памяти на могилу самому близкому другу Николаю Плужникову. Военное поколение лишено было юности: ранняя ответственность сделала их молодыми взрослыми.

Аргументы из книги Дмитрия Сергеевича Лихачева «Письма о добром»

    Проблема поиска цели и смысла жизни

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «увеличивать добро в окружающем нас мире» - самая высокая и достойная цель человеческой жизни. Ошибается тот, кто считает главной ценностью карьеру или материальный достаток, ведь все это можно утратить в один момент. А человек, который радовался каждому своему доброму делу, не теряет, а приобретает уважение и благодарность окружающих.

    Проблема чести и достоинства

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что каждый человек должен следовать мудрой народной пословице и беречь честь смолоду. Ведь в памяти людей живут наши поступки. Достойные будут в старости согревать сердце, а дурные не дадут спокойно спать по ночам.

    Проблема любви

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что любовь необходима, так как именно она делает человека лучше, помогает ему обрести мудрость. Однако это чувство не должно быть безотчетным, слепым. Нужно видеть недостатки любимого человека и помогать ему бороться с ними.

    Проблема правды, честности

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что ложь, хитрость всегда обращена против обманщика. Верность истине и справедливости академик считает высшим чувством. Мудрый человек не будет изворачиваться, правда дает ему самое ценное в жизни – спокойную совесть.

    Проблема патриотизма и национализма

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что нужно быть патриотами, а не националистами. Нет необходимости ненавидеть другие народы, если ты любишь свой. Истинный патриот должен знать и ценить историю своей страны, стремиться сделать все возможное для процветания Отчизны.

    Проблема доброго отношения к людям

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что необходимо быть открытым, терпимым к чужим недостаткам. В людях нужно искать хорошее. Это умение видеть в человеке «заслоненную» красоту обогащает духовно.

    Проблема обиды и мести

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что не стоит опускаться до обиды, ведь излишняя обидчивость – признак закомплексованности, поэтому необходимо научиться прощать и никогда не мстить, так как это позволяет человеку уделять больше внимания добрым чувствам.

    Проблема алчности, жадности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что жадность – это «забвение собственного достоинства», отвратительное чувство, унизительное для человека, враждебное ему и окружающим. Алчность в отличие от разумной бережливости – болезнь, овладевающая умом.

    Проблема сохранения чистоты русского языка

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что язык – это показатель человеческой культуры, степени психологической уравновешенности, духовной силы. «Плюющиеся словами» люди травмируют окружающих, уверенный в себе человек не будет ругаться, употреблять жаргонизмов: он знает, что его слово и так весомо.

    Проблема проявления совести

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что совесть всегда исходит из глубины души, ей «в той или иной мере очищаются». Именно это чувство «грызет» человека за совершенные им дурные поступки. К тому же совесть никогда не бывает ложной. Поистине честный человек считает ее своим жизненным ориентиром.

    Проблема интеллигентности

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек обязан быть интеллигентным при любых обстоятельствах. В чем же проявляется интеллигентность? Она не только в знаниях, но и в способности понимать других, толерантно относиться к чужому мнению, почитании всех лучших традиций прошлого.

    Проблема зависти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что зависть – это ужасное, разрушительное чувство, которое свойственно людям, не нашедшим свой путь в жизни, неуверенным и закомплексованным. Чтобы избавиться от зависти, необходимо развивать в себе неповторимые черты, стремиться быть самим собой.

    Проблема воспитания

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что воспитанный человек – это тот, «кто хочет и умеет считаться с другими». Мало прочесть и изучить книги о правилах этикета, нужно научиться заботиться об окружающем мире и людях, уважать прошлое своей страны.

    Проблема счастья

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что счастливым человека делает «духовная культура», ведь именно она наполняет жизнь людей смыслом. Самыми счастливыми можно считать тех, кто идет «дорогами добра».

    Проблема образования, просвещения

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что учиться нужно всегда, но особенно благоприятное время для получения хорошего образования – молодость. Знания растут и умножаются, поэтому необходимо самообразование, способствующее интеллектуальному росту и расширению кругозора.

    Проблема исторической памяти

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что молодые люди должны стремиться лучше узнать прошлое своей семьи, города, страны и всего мира. Однако этого мало: нужно еще и бережно хранить памятники культуры, предметы, оставшиеся от предков, чтобы донести до потомков историю. Ведь народ, забывающий о прошлом, не имеет права на будущее.

    Проблема влияния произведений искусства на человека

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что искусство облагораживает человека, раскрывает его душу для восприятия прекрасного, учит гуманности. Нужно только при обращении с великими произведениями быть «вооруженным знаниями», сведениями. Ведь знания – это сила, а искусство «недоступно бессильному».

    Проблема сохранения природы

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что законы экологии необходимо соблюдать, ибо их нарушение приведет к физической гибели людей. К тому же пейзаж каждой страны – это важный элемент национальной культуры, так как природа – «выражение души народа». Не беречь её – разрушать культуру своей страны.

    Вандализм, уничтожение памятников культуры

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что «запас памятников» культуры крайне ограничен и истощается с прогрессирующей скоростью. Поэтому, чтобы не быть «родства не помнящими», мы должны бережно относиться к культурной среде, иначе нам нечего будет оставить своим потомкам.

    Проблема милосердия и сострадания

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убеждает юных читателей в том, что человек должен быть заботливым, милосердным. Сострадание – это проявление нравственности, оно объединяет людей, заставляет их бороться за гуманность, справедливость, сохранение природы и прошлого своей страны. Это чувство помогает людям не очерстветь душой, поскольку оно было забыто, его необходимо возродить.

    Проблема ответственности ученого за открытие

Вспомним сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Академик убеждает юных читателей в том, что человек науки несет нравственную ответственность за свои открытия. В век машин и роботов, атомной энергии и биологического оружия ученые должны быть особенно осторожны и стараться не навредить окружающей среде и людям.

    Проблема памяти

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что память – это преодоление времени и смерти, поэтому «беспамятный – это неблагодарный, безответственный и неспособный на благородные поступки человек». Молодому поколению необходимо бережно относиться к памяти и знать, что она «наше богатство».

    Роль юности, молодости в судьбе человека

Другим примером может служить сборник публицистических статей Д.С. Лихачева «Письма о добром». Ученый убежден, что молодость – это время, когда человек обретает настоящих друзей, воспитывает в себе привычки, которые помогут или помешают ему в дальнейшем. Например, важно в юности привить трудолюбие, так как нет несчастнее «человека ленивого и избегающего усилий». Необходимо помнить, что совершенные в юности поступки будут греть сердце в старости, а дурные «не дадут спать».

Детство

Что может быть прекрасное воспоминаний детства! Сколько уже написано об этом классиками русской литературы! Но странное дело: каждое новое поколение писателей вновь обращается к воспоминаниям детства и находит в них только свое сокровенное… «Счастливая, счастлива пора детства…» Эти слова Л. Толстого могут быть отнесены и к данным воспоминаниям

Человек живет для себя только в детстве. Только в детстве он счастлив своим счастьем и сыт, набив собственный животик. Только в детстве он беспредельно искренен и беспредельно свободен. Только в детстве все гениальны и все красивы, все естественны, как природа, и, как природа, лишены тревог. Все – только в детстве, и поэтому мы так тянемся к нему, постарев, даже если оно было жестким, как солдатская шинель.

Благотворительность

Сенсационные заявление сделал известный российский бизнесмен и один из богатейших людей планеты Владимир Потанин. Глава холдинга «Интеррос» решил, что после смерти все его состояние, которое оценивается в миллиардов долларов будет передано на благотворительные цели, главным образом на поддержку образовательных проектов.

Радость

На такие мысли меня наткнула книга английской писательницы Э. Портер « Поллианна». Героиню отец научил находить во всем положительные стороны. Он показал ей, что даже в неприятной ситуации можно обнаружить повод для радости. Например, когда бедной девочке благотворительное общество подарило костыли вместо куклы, она утешилась тем, что эти костыли ей не нужны. С тех пор Поллианна включилась в увлекательную игру: она начала искать радость во всех жизненных испытаниях, даже тех, когда «радоваться вроде бы и нечему».

Писатель

По моему глубокому убеждению, писатели всегда должны быть на гребне важны, должны оставаться преданным своему делу до конца своей жизни. Преодолевая невыносимую боль не выпускали пера из костенеющих рук Н. А. Некрасов и М. Е. Салтыков-Щедрин. Все, чем жил поэт, с потрясающей силой прозвучало в его предсмертных стихах. В стихотворении «Сеятели» Некрасов призывает: Сейте разумное, доброе, вечное! Сейте!

Искренность писателя есть его единственный пропуск в читательскую душу.

Мне представляется, что Писатель – Творец. Он создает мир, который не существовал ранее, и населяет его людьми, рожденными не женщиной, а им самим. Он управляет событиями в этом созданном им мире, он вяжет из событий истории, он заставляет солнце светить, когда он этого хочет, и присылает дожди и ненастья по собственной воле. У него огромная, божественная власть в мирах, сотканных им из собственной бессонницы, и значит, он должен быть справедлив, как высший судья. А справедливость – это победа добра.

Одиночество

Одиночество – это страшное наказание для человека в любом возрасте, тем более, когда наступает «осень жизни». В связи с этим вспомнились полные горечи строки из известного рассказа К. Паустовского «Телеграмма» Устами Катерины Ивановны автор гласит: «Не дай вам бог дожить до такой одинокой старости!»

15 лет Рабизон Крузо прожил один на необитаемом острове. Почему он не разучился говорить? Почему выжил? Победил одиночества?! Крузо помогало общение. «То был самый счастливый год моей жизни на острове. Ведь теперь я уже был не один, со мной был Пятница, и от этого я сделался храбрее…»

Добро, добрые дела

В рассказе « Крыжовник» Чехов пишет о том, что за дверью каждого счастливого должен стоять человек с молоточком и своим стуком напоминать о тех, кто несчастен, обездолен, нуждается в помощи. Мне кажется, таким «человеком с молоточком» был сам писатель. Правда, он не стоял за дверью, а сам заботился о нуждающихся, стремясь переделать и изменить к лучшему жизнь каждого из нас.

Как бы ни изменился окружающий мир, какие бы катаклизмы ни сотрясали наше общество, всегда будут существовать люди, которых Даль назвал праведниками. Такой является Матрена из рассказа «Матренин двор».

Всеми уважаемая Халима Ахматовна за годы работы в инспекции по делам несовершеннолетних многим подросткам помогла найти свое место в жизни. Где добрым словом и ласковым взглядом, где строгостью и безупречным своим поведением она вселяла в них надежду, заставляла их поверить в свои силы. Такие люди своим существом удерживают на должной высоте некую духовную планку, к которой всем нам тянуться и тянуться.

Культура языка

Считаю, надо сделать все, чтоб сохранить бессмертный дар природы. Во-первых, Правительство РФ должно заботиться о том, чтобы грамотно говорить по-русски стало престижно и выгодно. Во-вторых, ввести цензуру на отечественном телевидении, чтобы оно перестало тиражировать бескультурье. В третьих, наложить вето на издания, которые разрушают великий русский язык. В-четвертых, в семье, в детском саду и в школе воспитывать внимание, уважение к слову.

Слова К. Д. Ушинского: Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое.

В заключение обращаюсь к своим сверстникам: «Говорите по-русски, пожалуйста!»

Искусство

Леонардо до Винчи сказал, что хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представления его души. Думаю, оба мастера блестяще справились с данной задачей, вложив в портреты «Синтаксическая мадонна» и «Джоконда» весь свой опыт, всю свою мудрость. В этих шедеврах говорят не почерк, не удар кисти, а сердца великих художников. Они бессмертны, как бессмертны литературные герои: лучезарная Беатрисс, лучистая Джульетта и светоносная Татьяна Ларина…

Богатство

Отрадно то, что в истории России есть люди, которые запомнились не нажитом богатством, а истраченным. Это Савва Мамонтов, Третьяков, Щукин. Они жили не по принципу «кто кого переплюнет», их не распирало самодовольство. Все свое состояние они вложили в искусство. «Мое идея…-наживать для того, чтобы нажитое об общества вернулось бы также обществу (народу) в каких0либо полезных учреждениях…» - писал П. Третьяков. Разве это не пример, достойный для подражания для живущих «напоказ», для правителей, «напыщенных собой»?!

Одна из ведущих тем в повести О. де Бальзака «Гобсек» - власть денег над людьми. Располагая миллионами, не имея семьи, детей, Гобсек ведет аскетический образ жизни. Старому ростовщику деньги нужны не как средство приобретения а как способ проявить власть над окружающим

Ответственность

Проблеме ответственности родителей за своих детей много внимания уделяет ведущий телешоу «Пусть говорят» А. Малахов. Так, в одной из передач он озвучил историю трагической гибели двухлетней малышки. Девочка замерзла по вине родителей – пьяниц, по той же причине в другой семье повесился сын. Разве можно после этого их назвать родителями?!

Проблема ответственности нашла отражение и в русской литературе: в рассказе А. Платонова «Усомнившийся Макар», в повестях М. Булгакова «Собачье сердце» и «Роковые яйца». Чувство ответственности за монстра, созданного в результате операции на бездомную собаку, заставляет профессора Преображенского предпринимать все, чтобы вернуть Шарика в прежнее состояние.

Очень ответственным человеком, настоящим хозяином леса был старший Минниханов, отец Президента РТ Рустама Минниханова. В ознаменование заслуг ему поставлен памятник (единственный в России!), сложена песня.

«Ты всегда в ответе за всех…» - напоминает нам из далекого прошлого и А. де Сент – Экзюпери в повести – сказке «Маленький принц». Не забывайте эту истину!

Фамилия

Имя, фамилия человека всегда вызывали неподдельный интерес у писателей, журналистов. Об этом свидетельствуют говорящие фамилии Фонвизина, Грибоедова, повесть «шинель» Гоголя, прекрасные книги автора данного фрагмента «Слово о словах», «Ты и твое имя». Героиня Астафьева (Агафья), назвав своего младенца Агафьей, считает, что в старинном имени сохраняется память о бабушке, которой за ум и доброту кланялась в ноги вся округа. А в рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунина не упоминается ни имя, ни фамилия главного героя, не изображается его внутренний мир. По Бунину тот, кто не имеет внутреннего мира, не может существовать во внешнем, реальном мире. Зачем ему тогда имя, фамилия?

Подвиг

Спасая пассажиров троллейбуса из ледяной воды, Шаварш Карипетян рисковал своей жизнью. Но прославленный спортсмен думал не о личном благополучии, для него важнее было не «130 завоеванных медалей, а 20 спасенных жизней». Об этом статья Бочарова в журнале «Огонек». Сергей, герой повести В. Титова «Всем смертям назло», тоже рисковал жизнью, спасая товарищей по работе… Считаю, что самоотверженный поступок и Шаварша, и Сергея – это норма поведения людей с высоким чувством патриотизма, основанном на любви к своим близким, к своему дому, к своей стране, это подвиг.

Письмо, алфавит

Над проблемой будущего письменности размышляют в своих публицистических статьях и журналисты Казначеев, Костомаров, переводчица Н. Галь. Если первый обеспокоен тем, как бы не пришлось в близком будущем констатировать свершившийся факт словами Татьяны Бек: «До свидания, алфавит», то последние разделяют позицию автора данного текста.

Время

Да, сегодня цейтнот становится всеобщим. В публицистических статьях К. Паустовского, В. Солоухина, Жарикова и Кружельницкого, во многих средствах массовой информации даются советы, как сберечь время. Мне кажется, что все они сводятся к одному – только рациональное использование времени позволит человеку стать «властелином» своего дня.

Махонька, любимая героиня Ф. Абрамова, как раз из породы тех редких людей, которые научились преодолевать время. Оно может путешествовать из одной эпохи в другую…

Пониманием неумолимо бегущего времени наполнена и вся пьеса Чехова «Вишневый сад», начиная с первых слов Лопахина «который час?»

Мать

« О матерях можно рассказывать бесконечно!» писал М. Горький, рано лишившийся родительской ласки.

Тяжелую душевную драму переживала Катерина Ивановна, героиня рассказа Паустовского «Телеграмма». Она все ждала Настю, свою кровинушку. Боялась, что умрет, не приласкав её, не погладив её русые волосы «очаровательной красоты». Не дождалась она дочери. Только тусклая слеза, скатившаяся из-под закрытых век, свидетельствовала о её неутешном горе. Сможет ли Настя после этого жить спокойной совестью? Не знаю. Наверное, нет. Ведь именно она должна была сидеть у постели матери, она должна была проводить её в последний путь!

Шум

Недавно прочитал этюды заслуженного врача Айрапетова «Здоровье, эмоции, красота», где есть любопытный факт. Некий Качалкин 22 года спал, не просыпаясь. Известный умный Павлов, когда в городе стала тишина, подошел к больному и шепнул: «Вставай!» И что же вы думаете? Качалкин встал! Оказывается, он не выдерживал сильных раздражителей, любой шум вызывал активность тормозных структур. Эту тайну разгадал Павлов.

Историческая память

У кого нет памяти, у того нет жизни (В. Распутин). За последние годы меняет свой облик и Казань, превращаясь в современный мегаполис. Но сохранятся ли в городе памятники прошлого? К сожалению, факты показывают, что не всегда. Ярким примером бережного отношения к архитектуре начала 20 в. Является г. Троицк. В центре города прекрасно соседствуют старые одноэтажные купеческие дома и современные высотки, где расположены офисы, супермаркеты.

Замечательным памятником многострадальным, стойким женщинам, перенесшим все тяготы войны, является роман Ф. Абрамова «Братья и сестры». Гимном материнской любви, победившей смерть, звучит замечательная повесть В. Закруткина « Матерь человеческая». Потеряв всех хуторян, в том числе самых близких, мужа и сына, Мария осталась одна на «испепеленной, искромсанной, изуродованной войной земле». Ничего: ни смерть, ни огонь, ни раны – не могло остановить жизнь на этой земле. Героиня не только выстояла сама, но и взяла под свою защиту блокадных детей, которых нашла на дальнем поле, более того – подарила жизнь новому человечку – сыночку. Только в финале, когда появился луч надежды на то, что дети и животные в надежных руках, Мария позволила себе расслабиться...

Ревность

Именно она становится одной из причин расторжения брачных уз, более того – страшных трагедий, которые часто показывают в телепередачах «Пусть говорят», «Федеральный судья». Несколько лет назад всю деревню обошла шокирующая весть: наш сосед, обвинив жену в

измене, нанёс ей одиннадцать ножевых ударов и труп её три дня прятал в подвале. От этого «постоянно грызущего душу подозрения» страдает и наша семья. Отец, честный и трудолюбивый человек, отличный плотник, начинает нервничать, если мать чуть задерживается на работе. Он никак не научится «властвовать собой», хотя прекрасно знает, что мама верна ему.

В том, что ревность, один из людских пороков, разрушающий жизнь, мы убеждаемся, и читая поэму А.С.Пушкина «Цыганы». Ревнивый и злой Алеко, в порыве гнева вонзает нож сначала в соперника, затем – в Земфиру…

Война

О бесчеловечности войны и рассказ Л.Н.Толстого «Севастополь в мае(55)», в котором есть поразительная сцена. Объявлено перемирие. Солдаты воющих сторон стремятся друг к другу. А между тем 10-летний ребенок, увидев обезглавленный труп, в ужасе бежит…Неужели солдаты не обнимутся, как братья? Нет, снова льется безвинная кровь. Как видим, и Толстой, и ­­­­­­­­­­­­­­­ ____ рисуют войну как безумие, заставляющее усомниться в разуме людей.

Экология

Проблема отношения к родной земле привлекла внимание В. Белова. Автор пишет о своем детстве, о жизни в родном доме, где все знакомо и привычно, где « вильнула хвостом тропа», по которой ходил он много – много раз, где по – особому шепчут березки, где повсюду чувствуется теплота земли. Каждое слово автора проникнуто любовью, но в них же чувствуется и боль, ведь на смену цветущим сёлам приходят многоэтажные коробки, а шепот травы заглушает гул реактивного самолета. Проблема в том, что принять эти метаморфозы так сложно! Вот и вопрошает

Сегодня человек потребительски относится к окружающей среде. В результате исчезают с лица земли ценные породы деревьев, редкие породы птиц и зверей в том числе и уссурийские тигры, загрязняется воздух, высыхают озера и реки. Видя, как Земле наносится огромный ущерб, писатели не могли остаться безучастными. Взаимоотношения человека и природы стали объектом размышлений С. Залыгина, В.Распутина, В.Астафьева, в.Белова. Писателем-заступником за природу стал и М.Алексеев, лауреат Государственной премии.

Честь

Учат жить по совести в известные литературные герои. Это Петр Гринев, свято выполняющий завет отца. Это Андрей Болконский, идущий своеобразной дорогой чести. Честь является святым понятием и для героев романа М. Булгакова «Белая гвардия». Как бы трудно ни было, они не сдают свои нравственные позиции, хотя дорогой ценой платят за возможность оставаться благородными людьми в сошедшем с ума мире.

казанец Асгат Галимзянов, который всю свою жизнь большую часть доходов семьи перечислял и перечисляет в детские дома, за что при жизни ему поставили памятник на одной из улиц столицы РТ. Считаю, что именно на таких людях держится мир, ибо для них понятие чести – главное качество человеческой души.

Знание, ограниченность

Человек, расширяя круг своих знаний, тем самым увеличивает мир неопознанного. Недаром великий Сократ сказал: «Теперь я знаю, что ничего не знаю, и многие этого не знают!»

Предательство, дружба

мне кажется, прекрасным подтверждением противоречивости человеческих поступков является повесть В. Быкова «Сотников» Сотникова и Рыбака отправляют на ответственное задание. Несмотря на очевидную опасность, Рыбак не бросает напарника, помогает ему идти. А попав в плен, он начинает думать лишь о том, чтоб выжить. Достойной смерти Рыбак предпочел жизнь ценою предательства.

Пусть дружба, одна из важнейших ценностей в жизни человека, не заканчивается предательством!

Талант

Талант – это как оружие, скажем, как топор или нож, или можно созидать, строить дом, вырезать прекрасные изделия или убивать. Возьмем хотя бы Шекспера. Он не боялся изображать темные стороны человеческой натуры, но при этом у него никогда не смешивалось доброе и злое, от чтения его произведений всегда остаются светлые ощущения, вера в то, что добро все ровно торжествует над злом. Высшее у него никогда не принимается за низшее. И вообще настоящий талант никогда не будет воспевать зло.

Не перевелись таланты и у нас. Элина, студентка I курса КГМУ, одержала победу в республиканской олимпиаде по химии «Будущее медицины». С 2008 года она получает специальную премию Благотворительного фонда «Русский стандарт» Она также стала обладательницей премии от «Татфонтбанка» в рамках республиканской акции «100 талантливых детей села».

Вера в себе

Недавно мы прослушали кассету с выступлением известного бизнесмена Прищепы. Когда его жена, сидящая с ребенком, заявила о своем желании ехать в Венгрию н7а бизнес - семинар, в семье разразился крупный скандал…Из Венгрии она приехала преобразившейся. Первая удача жены окрылила мужа-скептика, вселила в него вера в себя. Победив страх, пройдя через огонь, чета Прищепы сегодня добилась бриллиантового уровня и делится своим опытом работы. Елена, когда-то не умевшая произнести тост за столом, превратилась в бизнес – леди.

Жизненные испытания

ВИЧ–инфицированная Светлана Изамбаева, узнав о своей болезни, не ныла, не устраивала истерик. Мужественная девушка старалась настроиться на выздоровление и полноценную жизнь! Сегодня как руководитель группы «Настроение» Светлана оказывает помощь женщинам, попавшим в сложные ситуации, из которых трудно выбраться самим.

Недавно мой брат, самый близкий мне человек, серьезно заболел. Болезнь превратила его совсем в другого человека. Он научился любить себя! Болезнь научила его жить, отдыхая, а не бежать сломя голову мимо жизни. Она напомнила ему о существовании богатого мира оттенков, цвета, вкуса, отношений, природы и чувств. Научила радоваться жизни здесь и сейчас. Болезнь повернула его лицом к себе. Он понял простую истину: как можно сострадать другому, не научившись сострадать себе?

Спор

Примером высочайшего полемического мастерства служит переписка царя Грозного и князя Курбского. Между Бором и Эйнштейном шел 40 летний спор.

Моя мама – мудрый человек. Она лично для себя вывела правило трех «у»: убеди, уступи, уходи. В любом спорном случае попробуй убедить оппонента в своей правоте. Не можешь убедить - уступи, а вдруг он прав. Не хочешь уступить, уходи, дальнейшие общение с ним не принесет удовольствия.

Книга

Многие писатели только благодаря книгам «выжили» в обществе и стали великими личностями. Например, И. Бунин, М. Горький. Последний же, исходя из собственной жизни, писал: «Любите книгу, она облегчит вам жизнь, научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку». Любящие читать есть и сегодня. Например, выпускник нашей школы Азат с детства любил книги и посвятил им очень много времени. Результат такой деятельности не заставил ждать долго: он поступил в Казанский Государственный университет и продолжает хорошо учиться. Я стараюсь с него брать пример и в свободное время читаю книги, особенно занимательные.

Месть, прощение

Оскорбленное человеческое достоинство, жестокость способны вызвать ответную реакцию – месть. Что же такое месть? Это намеренное причинение зла с целью отплатить за оскорбление, обиду. Но не все так просто, ведь месть – это сложнейшее и противоречивое явление в жизни общества.

Однако стоит заметить, что проблема мести связана не только с военными событиями, и существует не только в мире взрослых. Месть или отказ от мести – это выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. В связи с этим вспоминается мне рассказ Солоухина «Мститель». В душе героя-рассказчика идет борьба между желанием отомстить и нежеланием бить доверчивого приятеля. В итоге ему удается разорвать порочный круг, и на душе становится легко.

Так, мстить или отказаться от мести. Я думаю, что поверженного, повинившегося врага стоит простить, памятуя, что «высушить одну слезу – больше доблести, чем пролить целое море крови».

Слабый никогда не прощает. Прощать - свойство сильного (М.Ганди индийский политик)

Писатель. Счастье писателя

Нет двух абсолютно одинаковых человеческих миров. Каждый человек по-своему переживает любовь, ненависть, зависть и по-разному истолковывает эти понятия. Та же история и с понятием счастье. Да, писатели, делясь своим жизненном опытом, страданиями и надеждами, учат читателей жить, предостерегают от ошибок, вселяют в них надежду… Разве не в этом писательское счастье?! Думаю в этом. А мы, читатели, усваивая крупицы счастливой души, получаем энергию для борьбы за собственное счастье. А. Грин, умирающий от голода, пишет феерию «Алые паруса» , которая до сих пор утверждает преданность мечте и способность человека творить чудеса собственными руками. Талантливый актер П. Луспекаев на двух протезах создает обаятельнейший образ весельчака Верещагина, лихо преодолевающего все препятствия на своём пути. Это примеры того, как преданность делу жизни делает людей счастливыми вопреки всем испытаниям.

Компьютер

Компьютер – одно из самых значительных достижений человеческой мысли. Его влияние на развитие научно-технического прогресса трудно оценить. Компьютеры незаменимы в банковском деле, в сфере образования, в правоохранительных органах. И это далеко не все сферы применения компьютеров. Сайтов во Всемирной книге много, любой желающий может разместить в ней свою информацию. Но любая информация, считаю, должна учитывать менталитет, национально обусловленную систему ценностей Может быть, в сайте политических деятелей автор увидел известного человека в неудобной позе? Или популярную артистку, выступающую в сауне? Или жестокое преступление? Вопрос остается открытым. Но я уверен, что Интернет помогает постичь мир. Я сам часто использую его в учебных целях: при подготовке к ЕГЭ, при ведении научно-исследовательской работы.

Не станет ли виртуальная жизнь будущей социальной нормой? Думаю, нет, не станет. Дело в том, что русский человек ко всему новому относится с подозрением, с опаской. Так было, когда появилась фотография. Думали, что фотография заменит картину. Один из героев художественного фильма « Москва слезам не верит» говорит из 60-х годов прошлого века о грядущем, в котором будет одно сплошное телевидение. Как видим, не оправдались прогнозы. Фотографии и картины, телевидение и книги существуют параллельно. Думаю, только единицы будут жить в нескольких виртуальных мирах. Уверен: большинство, разумно используя Интернет-ресурсы, не покинет мир подлинный ради мира призрачного.

Телевидение

Уверен, что телевидение никогда не вытеснит книгу, как фотография в свое время не вытеснила творения великих художников. Они будут существовать параллельно, взаимно дополняя друг друга.

Роль книги в развитии личности уникальна. Я люблю смотреть интеллектуальный шоу «Умницы и умники». Невольное восхищение вызывают у меня ведущий Вяземский и участники игры. Сколько литературы надо «перелопатить», чтобы быстро и точно ответить на поставленные вопросы! Зато победитель поступает в МГИМО без экзаменов! «Всем хорошим.. обязаны книгам» и участники игры «Что? Где? Когда?» - духовная элита страны. Это мой ответ тем легкомысленным людям, которые считают необязательным чтение книги, когда можно посмотреть экранизацию.

Наука

И среди нас есть люди, которые посвятили свою жизнь исследованиям, изучениям в разных областях науки. Например, наш земляк Низамов Гимай собирает архивные материалы об истории деревень Кукмора, их граждан, изучает быт и традиции народа, жившего в этой местности. Его деятельность вызывает у меня уважение и восхищение. А в школе работает кружок астрономии, где ученики могут с помощью телескопа наблюдать за звездами, смотреть на луну, изучать траекторию движения спутников. Одним словом, при желании условия созданы, чтобы начать свои «маленькие» исследования.

Интеллигентность

Думаю, что любой мыслящий человек хотя бы раз задумывался о том, кого следует считать истинно интеллигентным человеком. Если обратиться к словарю, то можно прочитать, что интеллигент – это человек, имеющий высшее или среднее специальное образование и работающий в сфере умственного труда. Однако Д. С. Лихачев в корне не согласен с таким определением. Он считает, что истинно интеллигентным можно назвать человека, который тонко чувствует другого и ведет себя так, чтобы всем рядом с ним было комфортно.

В какой бы ситуации я ни оказалась, постараюсь вести себя интеллигентно! Интеллигентно в понимании Лихачева: не проявляя грубости, злорадства, зависти, оценивая другого по достоинству. Этому учит текст.

Музей

Музей семьи Степановых здание специально построено. Перед ним – сквер. В сквере Вечный огонь, рядом бюст Героя Советского Союза Александра Степанова.

С цветами идем в музей. В музей ее семьи, Валентины Михайловны, что она сейчас чувствует?

Наверное, это единственный такой музей на земле, как единственна эта семья, девять сыновей из которой отдали жизнь за нас. Здесь, в окружении Степановых, нельзя фальшивить. Это значило бы обманывать их, предавать смысл их жизни и гибели, это значило бы, что ты живешь другими, потаенными чувствами, но тогда зачем приходить сюда?

Молодежь

Будущее любого общества зависит от молодежи. От того, научится ли молодое поколение самостоятельно решать свои проблемы, научится ли выступать в качестве полноправного субъекта политических отношений. Эта общественно значимая проблема часто поднимается в средствах массовой информации, в том числе и в данной статье. Нынешняя российская молодежь прагматична. Не менее четверти молодых людей в качестве своего жизненного кредо выдвигают карьерные устремления и приобретение богатства. Думаю, те, кто поддался «призам», акциям, карьерным продвижениям, не смогут быть надежной опорой той или иной политической партии. На них нельзя рассчитывать и на выборах, на которых каждая партия старается набрать как можно большее количество голосов.

Знание языка

Прочитав размышления Битова, я понял, что знание языков обогащает духовный мир человека, расширяет его кругозор и повышает культурный уровень. Невозможно полностью понять другой народ, его культуру, быт, традиции, не владея его языком. Вообще, знание языков ценилось во все времена и во всех государствах, даже в Древнем Египте. Толмачи занимали привилегированное положение, обеспечивали взаимопонимание между различными народами и способствовали развитию торговли. А в XVIII – XIX веках изучение иностранных языков превратилось привилегию дворянского сословия. Знание языков всегда будет востребовано, особенно в наше время, когда свободно можно пересекать границы государств. Владение другими языками поможет успешно вести свою профессиональную деятельность



Похожие статьи
 
Категории