Произведения д кабалевского. Автобиография

04.04.2019

Кабалевский - русский советский композитор, музыкальный писатель и общественный деятель. В негласной музыкальной иерархии страны он занимал четвертое место - сразу после крупнейших советских композиторов того времени Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, был лауреатом многих Сталинских и Ленинской премий, кавалером высших орденов страны - ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени, Героем Социалистического Труда, академиком, депутатом Верховного Совета СССР.

Кабалевский работал во многих жанрах. Им написаны оперы «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси»), «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «Сестры»; оперетта «Весна поет», Реквием на стихи Р. Рождественского, 4 симфонии, 3 концерта для фортепиано с оркестром, Концерт для скрипки с оркестром, 2 концерта для виолончели с оркестром, огромное количество инструментальных, чаще всего - фортепианных пьес, в том числе инструктивных, романсов и песен для детей. Его музыка отличается хорошим вкусом, профессиональным мастерством,национальным колоритом, преимущественным обращением к традиционным для XIX века средствам выразительности.

Дмитрий Борисович Кабалевский родился 17 (30) декабря 1904 года в Петербурге, в интеллигентной семье. Его отец был математиком, выпускником Петербургского университета, мать, посвятившая свою жизнь семье, детям - прирожденным педагогом, воспитателем. С ранних лет мальчик проявил разнообразные способности, которые поощрялись и развивались в семье. В числе их была и музыкальная одаренность, но строгая учительница, пресекавшая желание юного Кабалевского импровизировать, надолго отвратила его от музыки. Вместо этого появилось желание рисовать, стремление к выражению себя в живописных и пластических образах, настолько сильное, что через несколько лет оно привело юношу в училище живописи и ваяния.

В 1918 году семья переехала в Москву. Именно там, когда ему исполнилось 14 лет, Кабалевский, по его собственному выражению, «взял второй музыкальный старт», теперь не по желанию родителей, не потому, что так было принято в семьях их круга, а по непреодолимому душевному влечению. Он поступил в музыкальную школу, где напряженным трудом стал наверстывать упущенные годы. Через год его приняли в Музыкальный техникум имени Скрябина, в класс фортепиано директора - В. Селиванова. Одновременно он стал заниматься сочинением, принося своему педагогу все новые и новые опусы, и тем самым вынудил директора открыть в техникуме новое - композиторское - отделение. Преподавать композицию был приглашен видный музыкальный ученый, автор трудов по музыкальному анализу и гармонии Г. Катуар. Жизнь в те годы, после большевистского переворота, была крайне тяжелой. Приходилось думать не только о занятиях, но и о заработках. Юноша перепробовал множество занятий: рисовал плакаты, служил почтальоном, был тапером в кино и, наконец, стал заниматься с малышами в открытой при техникуме музыкальной школе. Так он пришел к детям, с которыми остался связанным до конца дней. Появились первые инструктивные пьесы.

В 1925 году Кабалевский поступил в Московскую консерваторию на фортепианный и композиторский факультеты и окончил ее в 1929 году по классу композиции Н. Мясковского и в 1930-м по классу специального фортепиано А. Гольденвейзера.

За годы пребывания в консерватории юноша показал себя активным общественным деятелем. Он принял горячее участие в работе так называемого Проколла - производственного коллектива студентов-композиторов, которые отрицательно относились к старому художественному наследию, считая его отжившим дворянским искусством, и призывали к созданию нового, понятного рабочим, крестьянам и красноармейцам. Основное внимание уделялось хорам, массовым песням. Кабалевский бывал на заводах, фабриках, в воинских частях, занимался с кружками самодеятельности, при этом продолжал работать с детьми и писать для них. К окончанию консерватории им были написаны струнный квартет и Первый концерт для фортепиано с оркестром.

На протяжении 30-х годов появляются сочинения в разных жанрах - «Поэма борьбы» на слова пролетарского поэта А. Жарова, три симфонии, из которых Первая посвящена «15-летию Великой Октябрьской революции», а Третья - Реквием памяти Ленина. Он пишет музыку к нескольким фильмам. Наиболее интересной и потом широко зазвучавшей по всей стране стала музыка к комедии «Антон Иванович сердится», в которой снялся знаменитый тенор С. Лемешев. Создается и много музыки к драматическим спектаклям, что стало подступом к самому значительному произведению предвоенных лет - опере «Мастер из Кламси» («Кола Брюньон») по повести Ромена Роллана.

Одновременно с сочинением все эти годы Кабалевский занимался педагогикой, и не только детской: с 1932 года он стал преподавать в Московской консерватории, в 1935 году без защиты диссертации получил ученую степень кандидата искусствоведения, в 1939 году стал профессором. В 1940 году он вступил в единственную в стране правящую Коммунистическую партию.

После начала Великой Отечественной войны, как и многие другие столичные учреждения, Союз композиторов был эвакуирован. Кабалевский вместе с ним оказался в Свердловске (раньше и ныне - Екатеринбург). Там он преподавал в Уральской консерватории, организовывал концерты и беседы об искусстве в ремесленных училищах. В 1942 году музыкант несколько раз ездил в действующую армию. Вместе с поэтом Е. Долматовским он писал песни, задумал сюиту «Народные мстители» для смешанного хора и симфонического оркестра - о партизанах, действовавших в тылу врага, оперу «В огне». Осенью 1943 года Кабалевский побывал в осажденном Ленинграде, а вернувшись оттуда приступил к созданию одного из лучших своих сочинений. Этим сочинением стали «24 прелюдии для фортепиано» - цикл небольших пьес, в основе каждой из которых лежит народная мелодия, по-своему оригинально претворенная автором. Законченные осенью 1944 года, они впервые были исполнены Я. Флиером уже после окончания войны. «Более четверти века я исполняю его 24 прелюдии, - вспоминал пианист. - Я выступал с ними у нас, в Японии, в Америке и в большинстве стран Европы. ... Ряд крупных музыкантов обратился к ним, их включили в свой репертуар Горовиц, Смит, Магалов и другие. ... Это не обработка песен. Это совершенно новое, оригинальное, очень органичное произведение, цикл, в котором каждая из двадцати четырех его частей в то же время имеет самостоятельное значение. В каждой прелюдии - свой смысл, свое настроение, своя образность. В целом - это одно из наиболее глубоких и мастерски сделанных сочинений Кабалевского».

Темы и замыслы, связанные с военной тематикой, еще долго не оставляют композитора. Образами и событиями минувших грозных лет навеян Второй струнный квартет, некоторые из песен, Вторая и Третья фортепианные сонаты, наконец - опера «Семья Тараса» по повести Б. Горбатова «Непокоренные», создававшаяся на протяжении 1946-1950 годов.

Все эти годы продолжается работа над произведениями для детей. В 1944 году появляется сборник из 24-х легких фортепианных пьес, затем «Семь веселых песен» на стихи С. Маршака, «Четыре песни-шутки» на стихи С. Михалкова. В конце 40-х годов у композитора возник замысел создания триады инструментальных концертов для юных исполнителей. В 1948 году появился первый из них - для скрипки с оркестром, с посвящением молодежи, - также одно из самых удачных его сочинений. Задуманный как скромный педагогический опус, концерт широко зазвучал в исполнении многих музыкантов-мастеров, получил международное признание. В начале 1949 года был написан следующий - Концерт для виолончели с оркестром, а в 1952 году закончен последний из триады - Фортепианный концерт, основанный на интонациях детских, пионерских песен, рассчитанный на исполнение школьниками.1955 год приносит вокальный цикл «10 сонетов Шекспира» - произведение, о котором композитор мечтал много лет, не решаясь прикоснуться к великой поэзии; для московского Театра имени Вахтангова Кабалевский пишет музыку к спектаклю «Ромео и Джульетта» - так происходит еще одна встреча с Шекспиром. Из нее автор составил сюиту - «Музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра». В конце того же года состоялась премьера новой оперы Кабалевского «Никита Вершинин» по пьесе Вс. Иванова «Бронепоезд 14-69» из времен гражданской войны на Дальнем Востоке. В следующем году появляется Четвертая симфония; 1957 год приносит два крупных произведения - кантату «Песни утра, весны и мира», посвященную популярной в те годы жесткого противостояния двух систем теме борьбы за мир, и оперетту «Весна поет», продолжающую тему молодости в творчестве Кабалевского.

Много работает композитор в кино. «Первоклассница», «Академик Иван Павлов», «Мусоргский», «Вихри враждебные», «Вольница» - эти разные фильмы разных режиссеров одинаково профессионально «озвучены» Кабалевским. А в течение 1956-1959 годов он создает самую значительную из своих киноработ - музыку к трилогии «Хождение по мукам» по роману А. Толстого. На основе музыки к первой части трилогии - «Сестры» - позднее были написаны полная драматического накала Патетическая увертюра и симфоническая поэма «Весна», вобравшая в себя лирические, светлые образы киномузыки.

В 1962 году появляется Реквием Кабалевского на стихи Роберта Рождественского, посвященный «тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», как значится на первой странице партитуры. В советской музыке это не первое сочинение такого плана- еще в середине 30-х годов появился первый атеистический, не только не основанный на богослужебных текстах, но прославляющий борца за коммунизм Реквием памяти Кирова М. Юдина, затем, в 1946 году, - Реквием памяти павших героев Ю. Левитина. Так что Кабалевский лишь продолжил традицию советского атеистического реквиема. Однако его сочинение стало наиболее популярным в этом ряду. Вслед за Реквиемом появилось еще несколько сочинений, которые исследователями творчества композитора названы «спутниками Реквиема» - это траурная музыка к многочисленным памятникам павшим в боях, поставленным после великой войны в разных городах: Горловке, Брянске, Анапе, Волгограде (Сталинграде), Полоцке, Твери (тогда - Калинине), Артемовске и др.

Все эти годы в жизни Кабалевского продолжается «детская тема». Он давно уже не преподает, хотя продолжает писать инструктивные пьесы. Его работа теперь идет в другом русле: он председатель комиссии по эстетическому воспитанию детей и юношества, почетный президент Международного общества по музыкальному воспитанию детей и юношества. Он пишет статьи, посвященные молодым, ведет беседы, как в концертных залах, так и с экрана телевизора. Встречается с юными слушателями и исполнителями у пионерских костров: регулярно ездит в крупнейший в стране, показательный международный пионерский лагерь Артек в Крыму, в другие, менее известные, но также престижные лагеря. Наконец, пишет книгу «Про трех китов и про многое другое» - о песне, танце и марше, которые считает «тремя китами» музыки, о связи разных видов искусств. Обширна его переписка с детьми и их родителями, посвященная их музыкальным, и не только музыкальным проблемам. Наконец, в начале 60-х годов он дает свое имя конкурсу юных пианистов Поволжья, который зародился в Куйбышеве (Самаре) и стал традиционным, дожив до конца XX столетия. На первых конкурсах композитор неизменно присутствует, специально для них создает новые произведения, участвует в концертах лауреатов в качестве дирижера.

В конце 60-х годов композитор возвращается к опере своей молодости, которой теперь возвращено ее настоящее имя - перерабатывает «Кола Брюньон». Премьера второй редакции состоялась в начале 1968 года в Ленинградском Малом оперном театре. А через год в оперном театре Перми состоялась еще одна премьера - оперы «Сестры» по повести И. Лаврова «Встреча с чудом». Пермский спектакль - это не случайно. Композитора с этим городом связывает его общественная деятельность. Именно в Перми он в течение многих лет избирается в депутаты одной из палат Верховного Совета СССР - Совета национальностей (в нем, по выработанному в годы советской власти статусу, заседают самые крупные представители искусства и культуры). И надо отдать ему должное: Кабалевский делает очень много для своих избирателей, за что они платят ему искренней любовью. С 1970 года композитор становится председателем парламентской группы СССР, а с 1979 по 1984 год - заместителем председателя Совета Национальностей. Такого доверия со стороны всесильной власти не имел никто другой из деятелей культуры.

1970-1980-е годы приносят «Пражский» фортепианный концерт, кантату «О родной земле», вокальный цикл «Время» - шесть романсов на стихи Маршака, - созданные произведения можно перечислить по пальцам, так как все больше времени уходит на другие дела. Наряду с депутатскими это деятельность в ИСМЕ - Интернациональном обществе по музыкальному воспитанию, - в котором Кабалевский принимает участие с 1960 года, а в последние годы выступает в качестве члена Совета директоров. Композитор был на конгрессах ИСМЕ в Париже, Токио, Будапеште, Интерлохене (США), Дижоне, Стокгольме, Перте (Австралия), Монтрё (Швейцария), Варшаве. Везде он выступает с сообщениями, докладами, речами.

Есть у него и еще одно, совершенно неожиданное занятие: в 1973 году он становится учителем музыки в общеобразовательной школе и ведет свой единственный класс с первого по седьмой, создавая новую программу музыкальных занятий в собственной лаборатории, где ему помогают энтузиасты. Кажется, что Кабалевский - человек абсолютно ясный: открытый, доброжелательный, демократичный. Однако в личной жизни он очень закрыт. В 70-80-е годы о нем появляется много книг, к нему обращаются авторы за теми или иными сведениями, но никогда композитор не говорит ни о чем, кроме как о творчестве и другой разнообразной деятельности. О нем известно очень немногое: довольно рано женился, но брак, от которого остался сын, был недолгим. На всю жизнь он соединился со второй женой, Ларисой Павловной, которая стала его другом, помощницей, матерью любимой дочери Марии. Даже с теми, кого он сам избирал в качестве своих биографов, Кабалевский не был откровенным. Он сумел в несвободной стране добиться максимальной свободы для себя. Кто знает, чем он пожертвовал, что делал для этого. Во всяком случае его, человека того же происхождения и воспитания, что и Прокофьев, и Шостакович, не коснулись выпавшие на их долю, как и на долю многих музыкантов меньшего ранга, гонения и издевательства. Напротив, он всегда был среди тех, кто определял художественную политику. «Кабалевский - магнит, который притягивает к себе, Кабалевский - полюс, который концентрирует вокруг себя», - так писал о нем один из его помощников по «детским делам». Но подчеркивал при этом, что Кабалевский был «трудным» человеком, и работать с ним было не просто.

Последние годы проходили сложно: кипучая деятельность, часто связанная с поездками, как по стране, так и за рубеж, чередуется с долгим пребыванием в больницах и санаториях. Основные силы теперь композитор вкладывает в продвижение своего любимого детища - программы по музыкально- эстетическому воспитанию, которая встречает упорное сопротивление Академии педагогических наук. Много надежд возлагает Кабалевский на объявленную новым Генеральным секретарем ЦК КПСС М. Горбачевым перестройку: одна из его статей, посвященная изнурительной борьбе с НИИ художественного воспитания Академии педагогических наук, даже названа «О перестройке с оптимизмом, но без прикрас». О том же композитор не устает говорить в Союзе композиторов СССР, одним из руководителей которого уже давно являлся.

В начале 1987 года в Москве собрался международный форум «За безъядерный мир, за выживание человечества». Руководство страны просило Кабалевского непременно принять в нем участие - таким международным авторитетом он обладал. И композитор отменил из-за этого намеченные поездки. 14 февраля он был на открытии форума, встретился со многими знакомыми из разных стран мира. На пути домой в машине разговаривал с шофером, но внезапно умолк. Шофер оглянулся, остановил машину: сердце его пассажиру билось. Так ушел из жизни, словно на лету, в кипении дел, этот человек - в Москве 14 февраля 1987 года. Его хороны были торжественными и официальными, как и полагалось при советской власти по статусу крупнейшего композитора и общественного деятеля.

Л. Михеева

Сочинения: оперы - Кола Брюньон (Мастер из Кламси, по Р. Роллану, 1938, Ленингр. Малый оперный театр; 2-я ред. 1968, пост. 1970, Ленингр. Малый театр оперы и балета, одноврем. в театре «Эстония», Таллин), В огне (Под Москвой, 1943, Большой театр), Семья Тараса (по повести «Непокорённые» Горбатова, 1950, Ленингр. театр оперы и балета им. Кирова), Никита Вершинин (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» Вс. Иванова, 1955, Большой театр), Сёстры (по повести «Встреча с чудом» Лаврова, 1969, Пермский театр оперы и балета); балет - Золотые колосья (1940, не оконч.); оперетта - Весна поёт (1957, Моск. театр оперетты); для симф. орк. и хора - Поэма борьбы (1930), Родина великая (кантата, сл. разных поэтов, 1942), Народные мстители (сюита, 1942), Песня утра, весны и мира (кантата, 1958), Ленинцы (кантата, 1959), Реквием (посв. «Тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», сл. Р. И. Рождественского, 1962), О родной земле (кантата, 1965); для орк. - 4 симфонии (cis-moll - 1932, c-moll - 1934, b-moll - Реквием памяти Ленина для оркестра и хора - 1933, c-moll - 1956); сюиты - из оперы Кола Брюньон (1941), Комедианты (из музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» Даниэля, 1946), Ромео и Джульетта (муз. зарисовки, 1956); симф. поэма Весна (1960), Патетическая увертюра (I960); для фп. с орк. - 3 концерта (1929, 1936, 1952), рапсодия на тему песни «Школьные годы» (1964), концерт для скр. с орк. (1948); для влч. с орк. - 2 концерта (1949, 1964); камерно-инстр. произв. - 2 струн. квартета (1928, 1945); для фп. (всего ок. 150), в т.ч. - 3 сонаты (1928, 1947, 1948), 2 сонатины (1932, 1934), 24 прелюдии (1945), рондо (для 1-гоМеждунар. конкурса им. Чайковского, 1958), Из пионерской жизни (5 детских пьес, 1931), 30 детских пьес (1938), 24 лёгкие пьесы для детей (1944), 4 рондо (1958), 6 прелюдий и фуг (1959) и др.; для скр. и фп. - Импровизация (из музыки к фильму «Петербургская ночь»), рондо (для 2-го Междунар. конкурса им. Чайковского, 1962), 20 лёгких пьес для скр. и фп. (1965); для влч. и фп. - соната; для голоса с фп. - 10 сонетов Шекспира (1955, пер. С. Я. Маршака), романсы на сл. Р. Гамзатова и др.; песни - 7 весёлых песен (сл. С. Я. Маршака, 1945), 4 песни-шутки (сл. С. Я. Маршака и С. В. Михалкова, 1945), Четвёрка дружная ребят (сл. С. Я. Маршака), Наш край (сл. А. Пришельца), Пионерское звено (сл. О. И. Высоцкой), Про вожатую (сл. О. И. Высоцкой), Школьные годы (сл. Е. А. Долматовского), Спокойной ночи (сл. В. И. Викторова), Часовые стоят (сл. В. Шляхова), Не только мальчишки (сл. В. И. Викторова), Счастье (сл. О. И. Высоцкой), Артековский вальс (сл. В. И. Викторова) и др.; музыка к драм. спектаклям (15) - «Земля и небо» бр. Тур (1932, МХАТ 2-й), «Мстислав удалой» Прута (1932, Центр. театр Красной Армии, Москва), «Шутники» Островского (1933, там же), «Гибель эскадры» Корнейчука (1934, там же), «Дорога цветов» Катаева (1934, Т-р им. Вахтангова), «Слава» Гусева (1936, Центр. театр Красной Армии), «Весёлый портняжка» (1935, Центр. кукольный театр), «Мера за меру» Шекспира (1940, Т-р им. Вахтангова), «Чёртов мост» А. Толстого (1939, Моск. театр Сатиры), «Школа злословия» Шеридана (1939, МХАТ), «Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Моск. Камерный театр), «Севильский цирюльник» Бомарше (1940, Моск. театр им. Ленсовета), «Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ), «Ромео и Джульетта» Шекспира (1956, Т-р им. Вахтангова); музыка для кино - «Петербургская ночь» (1933), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1938), «Антон Иванович сердится» (1941), «Первоклассница» (1946, совместно с М. П. Зивом), «Сёстры» (1957), «Восемнадцатый год» (1958), «Хмурое утро» (1959) и др.; музыка к радиопостановкам. Лит. соч.: Б. В. Асафьев, М., 1954; Избранные статьи о музыке, М., 1963; Из воспоминаний разных лет, «СМ», 1964, No 12; Про трех китов и про многое другое (книжка о музыке), М., 1970; Прекрасное пробуждает доброе, М., 1973.

  • Семья Тараса, соч. 47 (по повести «Непокорённые» Б. Л. Горбатова , либретто С. А. Ценина , 1950, ЛАТОБ имени С. М. Кирова),
  • Никита Вершинин, соч. 53 (по повести и пьесе «Бронепоезд 14-69» В. В. Иванова , либретто С. А. Ценина , 1955, Большой театр),
  • Сёстры, соч. 83 (по повести «Встреча с чудом» И. М. Лаврова , 1969, Пермский театр оперы и балета);
  • Оперетты

    • Весна поёт, соч. 58 (1957, МТО).

    Балеты

    • Золотые колосья, соч. 28 (либретто В. Помещикова и А. Ермолаева по мотивам кинофильма «Трактористы », 1939-1940). Не окончен.

    Для симфонического оркестра и хора

    • Поэма борьбы, соч. 12 (1931)
    • Музыка к радиокомпозиции «Галицийская жакерия» для оркестра, хора и солистов, соч. 15 (1931)
    • «Парад молодости». Музыкальное представление для детского хора и оркестра, соч. 31 (1941)
    • Вокальные монологи для голоса с оркестром, соч. 33 (1941)
    • Родина великая, соч. 35 (кантата, слова разных поэтов, 1942)
    • Народные мстители, соч. 36 (сюита, 1942)
    • Песня утра, весны и мира, соч. 57 (кантата, 1958)
    • Ленинцы, соч. 63 (кантата, 1959)
    • Реквием, соч. 72 («Посвящается тем, кто погиб в борьбе с фашизмом», слова Р. И. Рождественского , 1962)
    • О родной земле, соч. 82 (кантата, 1965)

    Для симфонического оркестра

    • 4 симфонии (cis-moll, соч. 18 - 1932; c-moll, соч. 19 - 1934; b-moll «Реквием» для оркестра и хора, соч. 22 - 1933; c-moll, соч. 54 - 1956)
    • 4 концерта для фортепиано с оркестром (соч. 9 - 1928; соч. 23 - 1935; соч. 50 - 1952; соч. 99 - 1979)
    • Концерт для скрипки с оркестром, соч. 48 (1948)
    • 2 концерта для виолончели с оркестром (соч. 49 - 1949; соч. 77 - 1964)
    • Походный марш для духового оркестра (1932)
    • Сюита из оперы «Кола Брюньон», соч. 24а (1941)
    • Сюита «Комедианты», соч. 26 (на основе музыки к пьесе «Изобретатель и комедиант» М. Даниэля, 1938-1940)
    • Сюита из балета «Золотые колосья», соч. 28а (1940)
    • «Ромео и Джульетта». Музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира для большого симфонического оркестра, соч. 56 (1956)
    • «Патетическая увертюра» для большого симфонического оркестра, соч. 64 (1960)
    • Симфоническая поэма «Весна», соч. 65 (1960)
    • Рапсодия на тему песни «Школьные годы» для фортепиано с оркестром, соч. 75 (1963)
    • «Памяти героев Горловки» - симфоническое посвящение es-moll, соч. 78 (1965)
    • Симфоническая поэма «К Вечному огню в Брянске», соч. 85 (1968)
    • «Героям Революции 1905 года» для духового оркестра, соч. 95 (1974)
    • Фанфары ИСМЕ для симфонического оркестра, соч. 96 (1974)

    Камерно-инструментальные произведения

    Скрипка
    • Импровизация для скрипки и фортепиано, соч. 21 (из музыки к фильму «Петербургская ночь», 1934)
    • Рондо для скрипки и фортепиано, соч. 69 (для 2-го Международного конкурса им. Чайковского, 1961)
    • Пьесы для скрипки и фортепиано, соч. 80 (1965)
    Виолончель
    • Две пьесы для виолончели и фортепиано, соч. 2 (1927)
    • Мажорно-минорные этюды для виолончели соло, соч. 68 (1961)
    • Соната для виолончели и фортепиано B-dur, соч. 71 (1962)
    • Рондо для виолончели и фортепиано «Памяти Сергея Прокофьева», соч. 79 (1965)
    • Два концерта для виолончели с оркестром

    Для фортепиано

    • 3 прелюдии, соч. 1 (1925)
    • Сборник детских пьес, соч. 3 (1927-1940)
    • 4 прелюдии, соч. 5 (1927-1928)
    • 3 сонаты (соч. 6 - 1927; соч. 45 - 1945; соч. 46 - 1946)
    • 2 сонатины (соч. 13 № 1 - 1930, соч. 13 № 2 - 1933)
    • «Из пионерской жизни», пьесы для фортепиано, соч. 14 (1931)
    • 4 прелюдии, соч. 20 (1934)
    • 30 детских пьес, соч. 27 (1938)
    • 3 пьесы, соч. 30 (1939)
    • 24 прелюдии, соч. 38 (1944)
    • 24 лёгкие пьесы, соч. 39 (1944)
    • Лёгкие вариации, соч. 40 (1944)
    • Лёгкие вариации, соч. 51 (1952)
    • Рондо a-moll (для 1-го Международного конкурса им. Чайковского , 1958)
    • 4 лёгких рондо, соч. 60 (1958)
    • 6 прелюдий и фуг, соч. 61 (1959)
    • Весенние танцы, соч. 81 (1965)
    • Речитатив и рондо, соч. 84 (1967)
    • «В пионерском лагере», 6 пьес для фортепиано, соч. 3/86 (1927-1968)
    • Вариации на народные темы, соч. 87 (1976)
    • 6 пьес, соч. 88 (1971)
    • 35 лёгких пьес, соч. 89 (1974)
    • Лирические напевы, соч. 93 (1971)

    Для голоса и фортепиано

    • 10 сонетов Шекспира, соч. 52 (1953-1955, перевод С. Я. Маршака)
    • 3 восьмистишия Р. Гамзатова, соч. 74 (1963, перевод Н. Гребнева)
    • 5 романсов на слова Р. Гамзатова, соч. 76 (1963-1964, перевод Н. Гребнева)

    Песни

    • 7 весёлых песен (слова С. Я. Маршака , 1945)
    • 4 песни-шутки (слова С. Я. Маршака и С. В. Михалкова , 1945)
    • Четвёрка дружная ребят (слова С. Я. Маршака)
    • Наш край (То берёзка, то рябина…) (слова А. Пришельца)
    • Пионерское звено (слова О. И. Высотской)
    • Про вожатую (слова О. И. Высотской)
    • Школьные годы (слова Е. А. Долматовского)
    • Спокойной ночи, «Артек» (слова В. И. Викторова)
    • Часовые стоят (слова волгоградского школьника В. Шляхова)
    • Не только мальчишки (слова В. И. Викторова)
    • Счастье (слова О. И. Высотской)
    • Артековский вальс (слова В. И. Викторова) и др.

    Музыка к драматическим спектаклям

    • «Земля и небо» братьев Тур (1932, МХАТ 2-й),
    • «Мстислав Удалой» И. Л. Прута (1932, ЦТКА, Москва),
    • «Шутники» А. Н. Островского (1933, там же),
    • «Гибель эскадры» А. Е. Корнейчука (1934, там же),
    • «Дорога цветов» Катаева (1934, театр имени Е. Б. Вахтангова),
    • "«Слава» В. М. Гусева (1936, ЦТКА),
    • «Весёлый портняжка» (1935, ЦКТ),
    • «Мера за меру» Шекспира (1938, театр имени Е. Б. Вахтангова),
    • «Чёртов мост» А. Н. Толстого (1939, Московский театр Сатиры),
    • «Школа злословия» Р. Шеридана (1939, МХАТ),
    • «Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Московский Камерный театр),
    • «Севильский цирюльник» Бомарше (1940, МАДТ имени Моссовета)
    • «Домби и сын» (по Диккенсу, 1949, МХАТ),
    • «Ромео и Джульетта » Шекспира (1956, театр имени Е. Б. Вахтангова)

    Музыка к кинофильмам

    • Зори Парижа (1936) (совместно с

    Один из ярких периода - Дмитрий Кабалевский. Биография этого значимого для культурного наследия нашей страны человека представлена подробно в данной статье.

    Кратко о Д.Б. Кабалевском

    Дмитрий Борисович написал семь пять опер, четыре симфонии, множество вокальных и камерных произведений, а также музыку для театра и кино. Композитор, пианист, профессор, дирижёр, доктор искусствоведения, педагог - всё это Дмитрий Кабалевский. Краткая биография его, пожалуй, должна начинаться со следующих фактов:

    • дата рождения - 30 декабря 1904 года;
    • место рождения - Санкт-Петербург.

    С Москвой связаны самые основные факты из жизни исключительно талантливого человека. Биография Кабалевского, фото композитора и интересные факты о нем представлены в данной статье.

    Детство и юность

    Как уже было сказано выше, родился композитор в Санкт-Петебурге, там же начал обучаться в городском трёхклассном училище при 1-й классической гимназии (в наше время такие учебные заведения заменяют начальные классы общеобразовательной школы). Дальнейшая биография Кабалевского Д.Б. связана уже с Москвой. Вместе с родителями будущий композитор переехал жить в столицу. Там он продолжил своё образование и окончил школу № 35. Год выпуска - 1922. Музыке Дмитрий Борисович обучался в музыкальной школе № 3. Затем окончил музыкальный техникум имени А.Н. Скрябина. Высшее образование Д. Кабалевский получил в Московской Государственной консерватории имени Петра Ильича Чайковского. Его педагогами были А.Б. Гольденвейзер по фортепиано и Н.Я. Мясковский - по композиции.

    Профессиональная деятельность

    В 1930 году окончил обучение в консерватории композитор Кабалевский. Биография его, которая рассказывает о периоде жизни после получения образования, даёт представление о том, насколько талантлива и многогранна была личность Дмитрия Борисовича. Он был дирижёром, концертмейстером, выступал со своими произведениями. Через два года после окончания консерватории композитор уже являлся преподавателем в своей альма-матер. А в 1939 году он уже стал профессором. Но и до этого он уже имел опыт так как совмещал получение высшего образования с преподаванием в музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина, который также ранее окончил. Большую часть своей жизни композитор занимал ведущие должности в Союзе композиторов и Министерстве культуры нашей страны. В течение 21 года был депутатом. Он представлял Советский Союз в международных культурных организациях. Д.Б. Кабалевский был членом Всемирного совета и вице-президентом рабочего хорового общества в Англии, являлся почётным профессором консерватории в городе Мехико, заведовал музыкальным сектором Института истории искусств Советского Союза. Он председательствовал в комиссии по принимал активное участие в создании музыкальной школы №65 в городе Магнитогорске. Также Кабалевский был организатором и руководителем Лаборатории музыкального образования и являлся главным редактором нескольких советских журналов, один из которых сам основал.

    Произведения композитора

    Дмитрий Борисович Кабалевский, биография и творчество которого изучаются во всех начальных, средних и высших музыкальных учебных заведениях нашей страны, писал музыку в основном на патриотическую тематику. Он дал миру 5 опер: «В огне», «Кола Брюньон», «Никита Вершинин», «Семья Тараса», «Сёстры»; балет «Золотые колосья»; оперетту «Весна поёт»; кантату «Песня утра, весны и мира», а также «Реквием» на стихи Роберта Рождественского, посвящённый погибшим в борьбе с фашизмом; симфоническое посвящение «Памяти героев Горловки»; музыкальные зарисовки к трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта». Д. Кабалевский является также автором большого количества произведений для симфонического оркестра, среди которых: концерты, 4 симфонии, патетическая увертюра, пьесы для фортепиано, а также для виолончели, скрипки. Он написал симфонические поэмы «К Вечному огню в Брянске», «Весна»; кантаты «Ленинцы», «Родина великая», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле»; сюиты «Народные мстители», «Комедианты», музыку к пьесе «Изобретатель и комедиант», а также 10 сонетов У. Шекспира, цикл романсов на стихи Расула Гамзатова, песни для детей. В

    годы войны он написал много военных песен: «По суровым морям», «На родную землю нашу враг напал», «Сын героя», «Четверка дружная ребят», «Кличет Гитлер Риббентропа», «Новый школьный год» и другие. Д. Кабалевский является автором музыки к спектаклям и кинофильмам «Петербургская ночь», «Зори Парижа», «Мусоргский», «Щорс», «Вихри враждебные», «Восемнадцатый год», «Ромео и Джульетта», «Чёртов мост», «Вольница», «Домби и сын», «Академик Иван Павлов», «Весёлый портняжка», «Гибель эскадры», «Сёстры», «Слава», «Первоклассница», «Шутники», «Школа злословия», «Мстислав Удалой» и многие другие.

    Музыка Д.Б. Кабалевского отличается хорошим вкусом, профессионализмом, национальным колоритом, в своих произведениях композитор обращается преимущественно к традиционным для XIX века средствам выразительности.

    Награды и звания

    Д.Б. Кабалевский, биография которого значима для нашей страны, был удостоен большого количества наград. В 1954 году он получил звание Народного артиста РСФСР, а в 1963 - СССР. Был награждён четырежды (в 1964, 1971, 1974 и 1984 годах). Заслужил орден Трудового Красного Знамени в 1966 году. За свои произведения получил в 1972 Ленинскую премию, несколько призов за лучшую музыку к кинофильмам. В 1946, 1949 и 1951 годах был удостоен за свои произведения. Являлся За заслуги в воспитании детей награждён Премией Ленинского комсомола в 1984 году.

    Д. Кабалевский - детям

    Большой вклад в музыкальное воспитание подрастающего поколения внёс Дмитрий Борисович Кабалевский. Биография для детей, знакомящихся с его произведениями, а также и для взрослых действительно важна и интересна, ведь ее факты помогают лучше узнать личность прославленного композитора. Д.Б. Кабалевский верил в светлое будущее: в то, что дети разучатся плакать и будут только звонко смеяться. Он сочинил много пьес для ребятни. Большинство из них исполняют учащиеся музыкальных школ во всём мире и по сей день. Очень много он написал для детей песен. Все они о дружбе, о пионерах, о школе, о доброте, о взаимопомощи, о Родине. Все мы знаем такие песни, как «Школьные годы» на слова Е. Долматовского, «Наш край» на слова А. Пришельца. Они уже стали классикой. Цикл песен создан композитором о лагере «Артек», что в Крыму. Дмитрий Борисович написал много книг по музыке для детей: «Прекрасное пробуждает доброе», «Про трех китов и про многое другое. Книга о музыке», «Воспитание ума и сердца. Книга для учителя», «Как рассказывать детям о музыке?» и многие другие. Они актуальны до сих пор. В 1973 году композитор вёл уроки музыки у первоклассников в московской общеобразовательной школе под номером 209, хотя в то время он уже был профессором консерватории. Дмитрий Борисович возглавлял конкурс юных дарований в Поволжье, поддерживал создание хоровой студии в городе Железнодорожный, активно участвовал в проведении фестивалей искусств в пионерском лагере «Орлёнок».

    Вторая половина жизни

    Биография Кабалевского Д.Б., обрисовывающая его зрелые и преклонные годы, будет также освещена в нашей статье. Самым главным детищем композитора в то время стала Лаборатория музыкального образования, которую он создал и возглавил. Кабалевский составил образовательную программу по изучению музыки в школах. Педагоги-музыканты 7 лет занимались её проверкой. Постепенно она доказала свою эффективность и стала популярной. В последний год жизни композитора по его программе учили детей музыке в тысячах школ Советского Союза. И по сей день она используется в нашей стране. Композитор читал лекции об искусстве и музыке в Третьяковской галерее. Скончался Дмитрий Борисович Кабалевский 14 февраля 1987 года. Похоронен он в Москве, на Новодевичьем кладбище.

    Родители гения

    Биография Кабалевского Д. Б. неотделима от рассказа о его родителях. Мать композитора - Надежда Александровна Новицкая. Она окончила женскую гимназию в Царском селе (ныне город Пушкин) и получила диплом домашнего учителя. Такое образование помогало ей в воспитании собственных детей. Отец композитора, Борис Клавдиевич, был математиком и основал советскую систему страхования. Дед - Клавдий Егорович - военный инженер, первый начальник патронного завода в Луганске, за свои заслуги он получил дворянство. В семье Кабалевских всегда звучала музыка. Будущего композитора она сопровождала с самого рождения. Отец Дмитрия Борисовича пел народные песни и играл на гитаре. Мать была увлечена театром и играла на фортепиано. В. И. Бельский - либреттист великого композитора Н.А. Римского-Корсакова, был сослуживцем отца Д. Кабалевского и был частым гостем в их доме.

    Жёны

    Дважды женат был композитор Д. Кабалевский. Биография первой супруги - Эдварды Иосифовны Блюман, брак с которой продлился недолго, связана также с искусством. Родилась она в 1911 году, а скончалась несколькими годами позже Д. Кабалевского. На Эдварде Иосифовне он женился в очень молодом возрасте. Первая супруга композитора окончила институт иностранных языков и была преподавателем английского. Также она переводила художественную литературу. Всего насчитывается около сорока таких ее работ. Самый знаменитый пример - «Вино из одуванчиков» Рея Бредбери. Вторая супруга Д.Б. Кабалевского, с которой он прожил всю дальнейшую жизнь, - Лариса Павловна Чегодаева. Она была не просто женой композитору, а его помощницей и самым верным другом.

    Дети

    Композитор Дмитрий Кабалевский, биография которого представлена в данной статье, был отцом двоих детей. У него был сын от первого брака - Юрий Дмитриевич. А в супружестве со второй женой у него родилась дочь Мария. Она стала директором Музыкального культурно-образовательного центра имени Дмитрия Борисовича Кабалевского.

    Биография Кабалевского Д. Б. была бы неполной, если бы не было рассказа о том, чем увлекался этот гениальный композитор и педагог. Самым главным увлечением для него, безусловно, была музыка. Кроме неё, он очень любил играть в шахматы, а также коллекционировал почтовые марки. Был и такой период в его жизни, когда он был членом редакционной коллегии журнала «Филателия СССР». Среди друзей Дмитрия Борисовича было много видных деятелей искусства, в том числе и Арам Хачатурян и Дмитрий Шостакович. Примечателен тот факт, что серьёзно заниматься музыкой Д. Б. Кабалевский начал лишь в 15 лет. Но несмотря на это, он очень быстро добился успеха - техникум и консерваторию окончил на отлично.

    Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни То березка, то рябина), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время Десять сонетов Шекспира (1955).


    Родился в Петербурге 17 (30) декабря 1904. Окончил Московскую консерваторию по классу композиции Н.Я.Мясковского в 1929. С 1932 и до конца жизни преподавал там же, главным образом композицию. В 1940–1946 был главным редактором журнала «Советская музыка», в 1949–1952 руководил сектором музыки Института истории искусств в Москве. С начала 1950-х годов входил в руководящие органы Союза советских композиторов (после 1957 – Союз композиторов СССР), в частности, с 1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества, был действительным членом Академии педагогических наук СССР (с 1971).

    Композитор создал множество произведений в самых разных жанрах, в его наследии пять опер, из которых две – Кола Брюньон по Р.Роллану (1938, 2-я ред. 1968) и Семья Тараса (на сюжет из эпохи Второй мировой войны, 1950) достаточно широко ставились при жизни автора, а также балет, оперетта, четыре симфонии, оркестровые поэмы и сюиты, ряд кантат (из которых самая заметная – Реквием на слова Р.И.Рождественского, 1964), инструментальных концертов, камерных инструментальных ансамблей, очень много фортепианной музыки и романсов; он автор музыки к большому числу театральных постановок и кинофильмов.

    Наибольшей популярностью пользовались сочинения композитора для детей и подростков: триада инструментальных концертов (в том числе фортепианный концерт на тему песни То березка, то рябина), циклы фортепианных пьес и песен; в вокальной музыке выделяются часто исполнявшиеся в свое время Десять сонетов Шекспира (1955). Хорошо владея пером, Кабалевский много выступал в периодической печати, написал несколько книг о музыкально-эстетическом воспитании.

    В свое время имя Кабалевского называлось обычно в первой пятерке советских композиторов, после Прокофьева, Шостаковича и Хачатуряна, что вряд ли соответствовало реальной ситуации. Кабалевский был культурным человеком и образованным музыкантом; обладал несомненным, хотя и не слишком глубоким, мелодическим дарованием (отсюда – удачи в музыке для детей и в музыке для театра и кино); владел классическими формами. Роль же Кабалевского в истории советской музыки противоречива. В частности, до сих пор непонятно, почему его имя, фигурировавшее в списке обвиняемых в «формализме» в 1948 (разумеется, без всяких оснований к тому, как и у других жертв «ждановщины»), не появилось в опубликованном тексте печально знаменитого постановления Об опере «Великая дружба» (по одной из версий, Кабалевский успел «покаяться», и его имя была заменено именем другого музыканта). Во всяком случае, после 1948 Кабалевский, бывший в молодости некоторое время членом Ассоциации современной музыки, занимал исключительно ретроградные позиции, особенно в своей публицистике. Реформу школьного музыкального образования, осуществленную по его инициативе, также нельзя признать удачной. С окончанием советского периода музыка Кабалевского, ранее усердно насаждаемая, практически перестала звучать.

    Творческая деятельность Дмитрия Борисовича Кабалевского охватывает множество областей. Он был и композитором, и педагогом, и общественным деятелем, и доктором искусствоведения – и везде его вклад был очень значительным.

    Кабалевский родился в 1904 году в Санкт-Петербурге. Музыкой заниматься начал в детстве, и уже тогда почувствовал тягу к сочинению. По воспоминаниям композитора, учительница, поддерживаемая родителями, не поощряла его стремление импровизировать на фортепиано, презрительно называя это «бренчанием». Но скучные упражнения не могли удовлетворить способного, энергичного мальчика, и он продолжал тайком делать то, что ему запрещали. Однажды он шокировал родителей: его попросили исполнить какую-нибудь пьесу перед гостями – а мальчик вместо этого принялся импровизировать. Впоследствии композитор иронически вспоминал, что тогда вдоволь «набренчался», однако занятия музыкой прекратились на несколько лет. Но в четырнадцатилетнем возрасте Дмитрий вновь поступает в музыкальную школу, заканчивает ее, затем обучается в Музыкальном техникуме, где регулярно показывает своему педагогу собственные сочинения. Студент был так упорен, что директору пришлось открыть композиторское отделение. Закончив техникум, Кабалевский становится студентом Московской консерватории, где обучается сразу на двух факультетах – как пианист и как композитор. Сочинению он обучается у , а фортепианной игре – у Александра Гольденвейзера.

    Годы, на которые пришелся период творческого становления Кабалевского, были очень непростыми и для страны в целом, и для людей искусства. С одной стороны, молодые композиторы той эпохи получили прекрасную школу, имели музыкальное образование высокого уровня, с другой – власть требовала предельно демократичного музыкального языка, с одинаковым рвением зачисляя в разряд «вражеского влияния» и академические музыкальные традиции, и новаторские искания западных композиторов того времени. Подобные настроения господствовали в «Производственном коллективе» – объединении студентов-композиторов.

    В этой непростой обстановке композитор ищет свой собственный музыкальный язык. В его ранних фортепианных произведениях ощущается влияние Александра Скрябина, в симфониях – . Но непосредственно соприкоснуться с тем самым народом, от чьего имени действовала советская власть, Кабалевскому пришлось в силу обстоятельств еще в студенческие годы. Необходимость зарабатывать на жизнь заставляла работать с кружками самодеятельности на заводах и в воинских частях, а также преподавать в музыкальной школе при техникуме. Тогда Кабалевский написал свои первые произведения для детей, и впоследствии это стало весьма важной стороной его творчества.

    Композитор работал в разных жанрах: « », «Семья Тараса» и другие оперы, оперетта «Весна поет», кантаты «Родина великая», «Ленинцы», «Песня утра, весны и мира», «О родной земле», «Реквием», фортепианная музыка, концерты для скрипки, виолончели, фортепиано с оркестром, музыка к кинофильмам («Академик Павлов», «Первоклассница» и другие), симфоническая музыка. Вторая симфония Дмитрия Кабалевского была одним из любимых произведений . Отличительными чертами его творчества всегда оставались образная яркость, ясность музыкальных мыслей, логичность формы, а также жизнерадостность. В советскую эпоху к подобному настрою стремились многие композиторы – в особенности не очень одаренные, ведь существовавший в то время социальный заказ предполагал прославление свершений советского народа, но жизнерадостность музыки Кабалевского никогда не была фальшивой, наигранной, его музыка отличается искренностью чувств.

    Столь же искренней оставалась всегда его гражданская позиция. Она может показаться не вполне последовательной – он мог, например, с одинаковым энтузиазмом критиковать и за «формализм» и убеждать детей в гениальности их музыки. Но если Кабалевский и был иногда непоследовательным, то лицемером он не был никогда – он всегда оставался искренним и верил в то, что говорил и делал. Будучи активным общественным деятелем, Кабалевский никогда не стремился к самым высоким должностям – в частности, в Союзе композиторов он был одним из заместителей первого секретаря, на большее не претендуя.

    Композитором создано немало музыки для детей – например, его песни «Наш край» и «Школьные годы» знал каждый советский школьник. Многие его фортепианные произведения рассчитаны на исполнение детьми: «Сборник детских пьес», «Из пионерской жизни».

    Кабалевский является автором концепции музыкального воспитания детей, на которой и по сей день основываются уроки музыки в отечественных общеобразовательных школах. Он отказался от «уроков пения» в пользу «уроков музыки», на которых дети смогут постичь основные закономерности музыки, ее связь с другими видами искусства, а главное – с человеческой жизнью. Главной темой его программы – «сверхзадачей», как говорил композитор – является связь музыки и жизни, раскрываемая в двух ипостасях: отражение реальности в музыке и роль музыки в жизни каждого человека. Он много выступал перед детьми с лекциями о музыке, а с 1973 года сам работал учителем музыки, внедряя свою систему. Школьные программы по музыке, создававшиеся в последующие годы другими педагогами, могут преподноситься как альтернатива программе Кабалевского, но, в сущности, строятся на тех же принципах.

    Дмитрий Кабалевский умер в 1987 году, возвращаясь с международного форума «За безъядерный мир», на котором выступал по просьбе руководства страны – настолько высок был его авторитет.

    Музыкальные Сезоны



    Похожие статьи
     
    Категории