Расин жан. Жан расин - биография, информация, личная жизнь

07.03.2019

РАСИН (Racine ) Жан (1639-99), французский драматург, поэт, представитель классицизма. В трагедиях "Британник" (постановка 1669, издана 1670), "Береника" (постановка 1670, издана 1671), "Митридат" (постановка и издана 1673), "Федра" (постановка и издана 1677) - масштабное поэтическое изображение трагической любви, конфликта между монархическим деспотизмом и его жертвами, противоборства страстей в человеческой душе, утверждение необходимости следовать требованиям нравственного долга.

РАСИН (Racine ) Жан (крещен 22 декабря 1639, Ла Ферте-Милон, графтство Валуа, ныне департамент Эн, в 80 км к северо-востоку от Парижа - 21 апреля 1699, Париж), французский драматург.

Пор-Рояль

Подобно Корнелю, Расин происходил из семьи провинциальных судейских чиновников. В 1641 он лишился матери, которая умерла при родах его единственной сестры, а в три года потерял отца. Детей взяла на воспитание бабушка. Расину было девять лет, когда его отдали в пансион, связанный с аббатством Пор-Рояль, оплотом янсенистов (см. янсенизм). Это близкое к протестантизму религиозное движение было осуждено Римом еще в 1642, а в 1656 были закрыты королевским указом все школы Пор-Рояля. Стержень учения янсенистов составляла идея предопределения - "благодати", от которой зависит спасение души. В Пор-Рояле Расин получил великолепное эллинистическое образование - одновременно он унаследовал от своих учителей-янсенистов обостренный интерес к "греховным" движениям души и искусство анализа сокрытых психологических состояний.

Начало творческого пути

В 1658 Расин начал изучать право в Париже и завел первые связи в литературной среде. В 1660 он написал поэму "Нимфа Сены", за которую получил пенсию от короля, а также создал две пьесы, никогда не ставившиеся на сцене и не дошедшие до наших дней. Семья матери решила подготовить его к религиозному поприщу, и в 1661 он уехал к дяде-священнику в Лангедок, где провел два года в надежде получить от церкви денежное содержание, которое позволило бы ему целиком посвятить себя литературному труду. Эта затея окончилась неудачей, и около 1663 Расин вернулся в Париж. Круг его литературных знакомств расширился, перед ним открылись двери придворных салонов. Первые из его сохранившихся пьес - "Фиваида" (1664) и "Александр Великий" (1665) - были поставлены . Сценический успех побудил Расина вступить в полемику со своим бывшим учителем - янсенистом Пьером Николем, который провозгласил, что любой писатель и драматург является публичным отравителем душ.

Триумфальное десятилетие

В 1665 Расин разорвал отношения с театром Мольера и перешел в театр Бургундский отель вместе со своей любовницей, прославленной актрисой Терезой Дю Парк, сыгравшей в 1667 заглавную роль в "Андромахе". Это был первый шедевр Расина, имевший колоссальный успех у публики. Широко известный мифологический сюжет уже был разработан Еврипидом, но французский драматург изменил суть трагедийного конфликта с тем, чтобы "образ Андромахи соответствовал тому представлению о ней, которое утвердилось у нас". Сын Ахилла Пирр помолвлен с дочерью Менелая Гермионой, но страстно любит вдову Гектора Андромаху. Добиваясь ее согласия на брак, он угрожает в случае отказа выдать грекам сына Гектора Астианакса. Греческое посольство возглавляет Орест, влюбленный в Гермиону. В "Андромахе" отсутствует конфликт между долгом и чувством: отношения взаимной зависимости создают неразрешимую дилемму и ведут к неизбежной катастрофе - когда Андромаха соглашается выйти замуж за Пирра, Гермиона приказывает Оресту убить своего жениха, после чего проклинает убийцу и кончает с собой. В этой трагедии показаны раздирающие душу человека страсти, которые делают "разумное" решение невозможным.

С постановки "Андромахи" начался самый плодотворный период в творчестве Расина: вслед за его единственной комедией "Сутяги" (1668) появились трагедии "Британник" (1669), "Береника" (1670), "Баязет" (1672), "Митридат" (1673), "Ифигения" (1674). Драматург находился на гребне славы и успеха: в 1672 он был избран во Французскую Академию, а благоволивший к нему король даровал ему дворянский титул. Поворотным пунктом этой чрезвычайно успешной карьеры стала постановка "Федры" (1677). Враги Расина предприняли все усилия, чтобы провалить пьесу: незначительный драматург Прадон использовал тот же сюжет в своей трагедии, которая была поставлена одновременно с "Федрой", и величайшая трагедия французского театра (которую сам драматург считал своей лучшей пьесой) на первом представлении провалилась. Беззаконная любовь жены афинского царя Тесея к пасынку Ипполиту в свое время привлекла внимание Еврипида, для которого главным героем был чистый юноша, жестоко наказанный богиней Афродитой. Расин поставил в центр своей трагедии Федру, показав мучительную борьбу женщины со сжигающей ее греховной страстью. Существует по крайней мере две трактовки этого конфликта - "языческая" и "христианская". С одной стороны, Расин показывает мир, населенный чудовищами (одно из них губит Ипполита) и управляемый злобными богами. Вместе с тем здесь можно обнаружить существование "сокрытого Бога" янсенистов: он не подает людям никаких "знаков", но только в нем можно обрести спасение. Не случайно пьесу с восторгом принял учитель Расина Антуан Арно, которому принадлежит знаменитое определение: "Федра - это христианка, на которую не снизошла благодать". Героиня трагедии обретает "спасение", обрекая себя на смерть и спасая честь Ипполита в глазах отца. В этой пьесе Расину удалось сплавить воедино понятие языческого рока с кальвинистской идеей предопределения.

Уход из театра

Интрига вокруг "Федры" вызвала бурную полемику, в которой Расин не стал принимать участия. Внезапно оставив сцену, он женился на набожной, но вполне заурядной девушке, родившей ему семерых детей, и занял должность королевского историографа вместе со своим другом Буало. Единственными его пьесами за этот период стали "Эсфирь" (1689) и "Гофолия" (1690), написанные для школы девочек в Сен-Сире по просьбе их патронессы маркизы де Ментенон, морганатической супруги Людовика XIV.

Творчество Расина представляет собой высший этап французского классицизма: в его трагедиях гармоническая строгость построения и ясность мысли сочетается с глубоким проникновением в тайники человеческой души.

Сочинение

Жан Расин родился в небольшом провинциальном городке Ферте-Милом в буржуазной семье, представители которой на протяжении нескольких поколений занимали различные административные должности. Такое же будущее ожидало и Расина, если бы не ранняя смерть родителей, не оставивших после себя никакого состояния. С трёхлетнего возраста он находился на попечении бабушки, весьма ограниченной в средствах. Однако он получил превосходное образование сначала в школе при Пор-Рояле, потом в янсенистском коллеже.

Пребывание в коллеже имело важное значение – как для духовного развития Расина, так и для его будущей судьбы. Янсенисты были прекрасными педагогами. Кроме обязательной в ту пору латыни они обучали древнегреческому языку и литературе, большое значение придавали изучению родного языка, риторике, основ поэтики, а также логики и философии.

Отпечаток философских и нравственных идей янсенизма мы находим почти во всех трагедиях Расина. Знание древнегреческой литературы во многом определило выбор источников и сюжетов.

Среди знатных питомцев коллежа у Расина были друзья, они и ввели его в высшее общество. В дальнейшем эти связи сыграли немалую роль в его литературной карьере.

В 1660 году Расин написал по случаю бракосочетания короля оду «Нимфа Сены». Она была напечатана и обратила на себя внимание влиятельных лиц и литераторов.

Несколько лет спустя, в 1664 году, труппа Мольера поставила трагедию Расина «Фиваида, или Братья-соперники». В основе сюжета «Фиваиды» лежит эпизод из греческой мифологии – история непримиримой вражды сыновей царя Эдипа.

Постановка второй трагедии Расина «Александр Великий» вызвала большой скандал в театральной жизни Парижа. Представленная труппой Мольера в декабре 1665 г. она через две недели неожиданно появилась на сцене Бургундского отеля – официально признанного первого театра столицы. Это было вопиющим нарушением профессиональной этики. Поэтому понятно возмущение Мольера, поддержанное общественным мнением.

В пьесе «Александр Великий» Расин отошёл от мифологического сюжета и обратился к

Историческому. Источником послужили на этот раз «Сравнительные жизнеописания» Плутарха. В своей трагедии Расин показал Александра не столько политической фигурой, сколько типичным любовником, рыцарственным, учтивым и великодушным. Расина упрекали в искажении исторического образа Александра.

Пьеса «Андромаха» (1667) знаменует наступление творческой зрелости драматурга. На этот раз Расин использует трагедию Еврипида, самого близкого ему по духу греческого трагика. Пьеса вызвала бурный восторг у зрителей, но одновременно и ожесточённую полемику. Янсенистское понимание человеческой природы отчетливо проступает в расстановке четырех главных персонажей трагедии. Трое из них - сын Ахилла Пирр, его невеста греческая царевна Гермиона, влюбленный в нее Орест - становятся жертвами своих страстей, неразумность которых они сознают, но которые не в силах преодолеть. Четвертая из главных героев - вдова Гектора, троянка Андромаха как моральная личность стоит вне страстей и как бы над ними, но как побежденная царица и пленница оказывается втянутой в водоворот чужих страстей, играющих ее судьбой и жизнью ее маленького сына.

Андромаха не властна принять свободное и разумное решение, так как Пирр навязывает ей в любом случае неприемлемый выбор: уступив его любовным притязаниям, она спасет жизнь сына, но предаст память любимого супруга и всей своей семьи, павшей от руки Пирра во время разгрома Трои. Отказав Пирру, она сохранит верность мертвым, но принесет в жертву сына, которого Пирр угрожает выдать греческим военачальникам, жаждущим истребить последнего отпрыска троянских царей.

Парадоксальность построенного Расином драматического конфликта заключается в том, что внешне свободные и могущественные враги Андромахи внутренне порабощены своими страстями. На самом деле их судьба зависит от того, какое из двух решений примет она, бесправная пленница и жертва чужого произвола. Они так же несвободны в своем выборе, как она. Эта взаимная зависимость персонажей друг от друга, сцепление их судеб, страстей и притязаний определяет удивительную спаянность всех звеньев драматического действия, его напряженность. Такую же «цепную реакцию» образует развязка трагедии, представляющей собой ряд мнимых решений конфликта: Андромаха решается пойти на обман - формально стать супругой Пирра и, взяв с него клятву сохранить жизнь ее сыну, покончить с собой у алтаря. Этот нравственный компромисс влечет за собой другие «мнимые решения» конфликта: по наущению ревнивой Гермионы Орест убивает Пирра, надеясь этой ценой купить ее любовь.

Но она проклинает его и в отчаянии кончает с собой, а Орест лишается рассудка. Однако и благополучная для Андромахи развязка несет на себе печать двусмысленности: обязанная своим спасением убийству Пирра, она по долгу супруги берет на себя миссию отомстить его убийцам.

Парадоксальным выглядит и несоответствие внешнего положения героев и их поведения. Для современников Расина огромное значение имел устойчивый стереотип поведения, закрепленный этикетом и традицией. Герои «Андромахи» ежеминутно нарушают этот стереотип: Пирр не просто охладел к Гермионе, но ведет с ней унизительную двойную игру в надежде сломить этим сопротивление Андромахи. Гермиона, забыв о своем достоинстве женщины и царевны, готова простить Пирра и стать его женой, зная, что он любит другую. Орест, посланный греческими военачальниками требовать от Пирра жизни сына Андромахи, делает все, чтобы его миссия не увенчалась успехом.

Осенью 1668 г. он поставил весёлую и озорную пьесу «Сутяги». Современники узнавали в некоторых персонажах реальных прототипов. После «Сутяг» Расин вновь обратился к трагическому жанру. В 1669 г. был поставлен «Британию) – трагедия на тему из римской истории. Следующая трагедия Расина «Береника» (1670) тесно примыкает к «Британику» по историческому материалу «Береника» окончательно закрепила главенствующее положение Расина в театральном мире Франции. Две следующие трагедии «Баязид» и «Митридат» (1673) появились в период всеобщего признания автора. Обе пьесы связаны с темой Востока.

Расину было 33 года, когда его избрали во Французскую Академию. Это было высшее признание его литературных заслуг. Расин вновь возвращается к мифологическому сюжету. Он пишет «Ифигению» (1674).

Самая знаменитая трагедия Расина «Федра» написана им в 1677 году. Она стала поворотным пунктом в его судьбе, фактически подвела черту под его творчеством как театрального автора. Завистники организовали провал премьеры «Федры».

По своей нравственной проблематике «Федра» ближе всего к «Андромахе». Сила и слабость человека, преступная страсть и одновременно сознание своей вины предстают здесь в крайней форме. Сквозь всю трагедию проходит тема суда над собой и высшего суда, творимого божеством. Мифологические мотивы и образы, служащие ее воплощением, тесно переплетаются с христианским учением в его янсенистской трактовке.

Преступная страсть Федры к ее пасынку Ипполиту с самого начала несет на себе печать обреченности. Мотив смерти пронизывает всю трагедию, начиная с первой сцены - вести о мнимой смерти Тесея вплоть до трагической развязки - гибели Ипполита и самоубийства Федры. Смерть и царство мертвых постоянно присутствуют в сознании и судьбе персонажей как составная часть их деяний, их рода, их домашнего мира: Минос, отец Федры, - судья в царстве мертвых; Тесей нисходит в Аид, чтобы похитить супругу владыки подземного царства и т. д. В мифологизированном мире «Федры» стирается грань между земным и потусторонним миром, отчетливо присутствовавшая еще в «Ифигении», а божественное происхождение ее рода, ведущего свое начало от бога солнца Гелиоса, осознается уже не как высокая честь и милость богов, а как проклятие, несущее гибель, как наследие вражды и мести богов, как великое нравственное испытание, которое не под силу слабому смертному. Разнообразный репертуар мифологических мотивов, которыми насыщены монологи Федры и других персонажей, выполняет здесь не сюжетно организующую, а скорее философскую и психологическую функцию: он создает космическую картину мира, в котором судьба людей, их страдания и порывы, неумолимая воля богов сплетаются в один трагический клубок.

На протяжении последних лет вокруг Расина сгущалась сеть интриг и сплетен, ему завидовали, считая его буржуазным выскочкой.

После «Федры» в драматическом творчестве Расина наступает длительный перерыв. Расин приходит к решению оставить театральную деятельность.

В 1677 году Расин получает почётную должность королевского историографа и женится на девушке из почтенной и состоятельной буржуазно-чиновничьей семьи. По словам сына Луи жена Расина никогда не читала и не видела ни одной пьесы своего супруга.

Следующие 10 лет Расин добросовестно исполняет обязанности историографа. Он собирает материалы для истории царствования Людовика XIV, сопровождает короля в военных компаниях. Написанный Расином труд погиб при пожаре в начале XVIII века.

Некоторое время Расин обращается к лирическим жанрам.

Последние пьесы Расина «Есфирь» (1688) и «Гофолия» (1691) написаны на библейские темы и предназначались для ученических спектаклей в пансионе для девиц благородного происхождения. В последние годы жизни отдаляется от двора, но это было его собственное желание. Трагедии Расина прочно вошли в театральный репертуар. В начале XIX века его много переводили на русский язык и ставили на сцене. Большой популярностью пользовались «Федра» и «Гофолия».

Жан Расин, произведения которого известны по всему миру, - знаменитый французский драматург, живший и работавший в 17 веке. Его работы ознаменовали начало классического национального театра и заслужили то же уважение, что и творения Мольера и Корнеля. Биографии и творчеству этого писателя будет посвящена наша статья.

Жан Расин: краткая биография

Ж. Расин родился в городе Ла-Ферте-Милон, расположенном в графстве Валуа, 21 декабря 1639 года. Отец его служил мелким чиновником в налоговой службе. Мать умерла при тяжелых родах сестры Жана, поэтому воспитанием мальчика занималась бабушка.

Будущего писателя отдают в школу при монастыре Пор-Руяль, где он быстро становится лучшим учеником. Жан Расин прекрасно учился, кроме того, ему повезло с преподавателем филологии, который помог сформироваться литературным вкусам мальчика. Завершил писатель свое блестящее образование уже в Парижском колледже Аркур.

В 1661 году Расин отправляется в городок Юзе, где ему должны были дать церковную бенефицию (земельный участок), что позволило бы ему посвятить все свое время литературе. Однако писатель получил отказ и был вынужден вернуться в Париж.

В столице он становится завсегдатаем литературных салонов и клубов, знакомится с Мольером и другими писателями того времени. Сам Жан Расин (биография которого сейчас находится в центре нашего внимания) публикует свои первые пьесы, которые, впрочем, не имели особого успеха.

Более поздние произведения принесли писателю настоящий успех. Однако многие критики не отдавали должное творчеству Расина из-за его характера. Жан был честолюбив, раздражителен и заносчив.

В 1677 году он практически прекращает писать из-за провала «Федры» и становится королевским историографом. В этот же период он женится на религиозной и хозяйственной девушке, которая в будущем подарит ему семерых детей.

Скончался Жан Расин 21 апреля 1699 года в Париже. Он был похоронен неподалеку от церкви Сент-Этьен-дю-Мон.

«Андромаха»

Трагедия была поставлена в 1667 году в Лувре. На представлении присутствовал Людовик XIV. Это была первая пьеса, принесшая Расину успех и известность.

Действия произведения происходят после в столице Эпира. Царь Пирр, сын Ахилла, получает депешу о том, что греки оскорблены поведением его отца, который приютил Андромаху, вдову Гектора, с сыном. Донесение доставляет Орест, влюбленный в невесту Пирра. Самого же царя больше интересует скорбящая по мужу Анромаха. С этого момента и начинается гибель правящего семейства и их государства.

Обращается к классическому греческому сюжету, практически не отступая от канона Жан Расин.

Цитаты, наиболее наглядно отображающие сюжет пьесы, приведем здесь: «Войти в то сердце, где для всех не заперт вход!/ Завидной не могу принять такую долю», «… любовь повелевает нами/ И разжигает… и гасит страсти пламя. /Кого хотим желать, тот нам… не мил. /А тот, кого клянем… сердце полонил».

«Британик»

В этой пьесе, поставленной в 1669 году, Жан Расин впервые в своем творчестве обращается к истории Древнего Рима.

Агриппина, мать беспокоится о том, что утрачивает власть над сыном. Теперь он больше прислушивается к советам Сенеки и военачальника Бурра. Женщина опасается, что в Нероне проснется своенравие и жестокость - страшное наследие его отца.

Одновременно с этим Нерон приказывает похитить Юнию, невесту его брата Британика. Девушка нравится императору, и он начинает подумывать о разводе со своей бесплодной женой Октавией. Британик не может поверить в коварство брата и надеется на примирение. Это и губит юношу.

«Береника»

В этой пьесе вновь обращается к римской теме Жан Расин. Творчество этого периода считается наиболее выдающимся, и трагедия «Береника» стала одним из тех произведений, которое публика приняла с большим восторгом.

Тит готовится к свадьбе с Береникой, царицей Палестины. В это же время в Риме находится царь Коммагены Антиох, который давно влюблен в царицу. Ввиду приближающейся свадьбы он собирается покинуть столицу. Беренике жаль терять верного друга, но дать ему надежду на большее она не может.

В то же время Тит размышляет о том, что римский народ наверняка будет против иноземной царицы: «Сам Юлий (Цезарь)… своей назвать женой египтянку не мог…». Император не может открыто сказать об этом невесте и просит Антиоха увезти ее. Долг перед народом оказывается сильнее любви.

«Ифигения»

Для этой пьесы, премьера которой состоялась в 1674 году, Жан Расин взял сюжет из древнегреческой мифологии. История рассказывает о том, как во время Троянской войны для того, чтобы снискать покровительства богини Артемиды, пришлось принести ей в жертву собственную дочь.

Эта пьесы была словно бы не замечена критиками - не было ни восторгов, ни разгромных отзывов.

«Федра»

Эта трагедия была встречена публикой очень негативно: критика назвала произведение худшим сочинением Расина. Именно после премьеры «Федры» (1677) драматург перестает заниматься литературой. Целых десять лет после этого провала он ничего не писал. Хотя позднее именно эту пьесу назовут вершиной творчества Расина.

Трагедия была написана александрийским стихом. Основой сюжета стала безответная страсть Федры, жены Тесея, к своему приемному сыну Ипполиту. Итогом конфликта становится гибель как Федры, так и Ипполита.

Пьесы Расина, построенные на античных сюжетах, ознаменовали начало целого направления не только во французской, но и в мировой литературе. По сей день творчество драматурга высоко оценивается не только критиками, но и публикой.

Рано остался сиротой.

С 1649 года Жан Расин поступает школу при монастыре Пор-Рояль.

Жан Расин часто брал темы в античной мифологии.

«Теперь - раз уж принято проникать во внутренний мир избранных гениев, которых потомки окружают почитанием,- заглянем в его домашнюю жизнь. Мы увидим, что Мольер был человек простой, приветливый, всегда готовый помочь в беде и проложить дорогу таланту. Известно, что юный Расин принёс автору «Мизантропа» первую свою трагедию. Пьеса была непригодна к постановке; однако Мольер почувствовал силу нарождающегося гения; он уговорил молодого писателя принять от него значительную сумму и посоветовал ему сюжет «Фиваиды», в которой сам, как говорят, распределил действие по актам и сценам. Как знать, быть может, этому ласковому приему, этой благородной поддержке Мольера Франция - обязана Расином».

Оноре Бальзак , Мольер / Собрание сочинений в 24-х томах, Том 24, М., «Правда», 1960 г., с. 8.

«Жизнь и деятельность этого человека представляют большой интерес не только для истории литературы, но и для характеристики отношений между поэтами и женщинами. Каждая литература пережила период, известный под именем ложного классицизма. Странный это период: взрослые люди как бы превращаются в детей и начинают показывать, что они - взрослые.
Чего тут только не проделывается! Из старых фамильных сундуков вытаскивается старинное платье, оставшееся ещё со времён Очакова и покорения Крыма; со стен снимается устарелое оружие, уже сотни лет висящее на них; выуживаются из далёких времен забытые слова, застывшие на страницах истории формулы. И когда всё это сделано, взрослые люди, неожиданно превратившиеся в детей, начинают напяливать на себя старомодные костюмы, бряцать вышедшим из употребления оружием и говорить языком, для понимания которого нужен опытный филолог. Всё ходульно, всё вычурно, ни единое слово не говорится в простоте, а всё с ужимкой.
Об истинных чувствах, о настоящем языке страстей и речи быть не может.
Слова готовы заранее, формулы выработаны давно, и, чтобы выразить то или другое чувство, достаточно выбрать только любую фразу из богатой коллекции готовых оборотов, хранящихся под стеклом витрин в обширном музее национального лжеклассицизма.

Вместе в Корнелем Расин явился наиболее ярким, наиболее талантливым выразителем этого течения.
Герои его - как бы мраморные изваяния, но не те, с которыми сравнивали фигуры «Войны и мира» Толстого , а другие - безжизненные, неподвижные, мёртвые. Они, конечно, напоминали жизнь, но не больше, как искусственный бассейн, заключённый в гранитной рамке, напоминает море в его берегах.
Всё перепутывалось - природа с вымыслом, прошлое с настоящим. Когда выводился в пьесе француз, трудно было сказать, чего в нем больше, французского или древнеримского; когда выводился римлянин, в нём опять проглядывал тот же француз.
Ахилл галантно называет Ифигению «мадам» и читает ей написанный строгим александрийским стихом монолог о сердечных ранах, которые она причинила ему своими глазами.
Разве это не напудренный маркиз времён Людовика XIV ? Напрасно даже носят герои Расина имена: каждого из них можно назвать как угодно, и дело от этого не изменится. Душевные волнения изображались шаблонными приёмами. Вместо настоящего чувства были слова о чувствах. И люди не лгали, нет - время было такое. Чопорность обстановки, внешний лоск, наружное величие эпохи - всё воспитывало человека на внешних проявлениях. И уста с жаром шептали: «Люблю тебя!», в то время как сердце было пустынно и безмолвно.
Но жизнь предъявляла право.
Мужчины и женщины сходись, читая друг другу восторженные монологи, как это мы видели на характерном примере Шарлотты Штейн и Гёте ; но когда снимались напудренные парики и со щёк смывались румяна, люди оказывались лицом к лицу с голой действительностью. Не до монологов уже было, когда мужу приходилось выдавать жене на наряды больше, чем это было ему по средствам, или когда ребёнок пачкал пелёнки. Поэзия исчезала вместе с мишурой, из которой она была соткана, и начиналась сухая проза со всеми её неприглядными сторонами. Оттого так прекрасны бывали в то время отношения между мужчинами и женщинами вне семьи и так жалки и печальны в семейной обстановке, где более всего рельефно выступало неравенство между супругами, раньше сглаживавшееся одинаковостью париков и внешних приёмов.
Не избёг этой участи и Расин. Кто бы мог думать, что величавый, напыщенный, весь в кудрях и буклях Расин , всё существо которого, по-видимому, было строго проникнуто тремя единствами, как и его произведения, провёл жизнь с женщиной, во многих отношениях напоминавшей Матильду или Христину Гёте ?
Как и жена великого германского лирика-остроумца, жена Расина никогда не читала произведений своего мужа и даже не видела на сцене ни одной из его пьес.
Женитьба на такой особе могла быть следствием только каких-нибудь особых обстоятельств, какого-либо особого душевного настроения или запутанности понятий. И действительно, в судьбе Расина играли роль и то и другое. Он переживал душевный перелом в то время, когда встретился с женщиной, сделавшейся впоследствии его женой. Достигшему вершины славы, ему вдруг пришло в голову больше не писать драматических произведений, так как они будто бы приносят вред публике. Вместе с этим он решил вступить в суровый орден картезианцев.
Духовник, однако, посоветовал ему лучше жениться на серьёзной, благочестивой женщине, так как обязанности семейной жизни отвлекут его от нежелательной страсти к стихам лучше всяких религиозных орденов.
Расин послушался доброго совета и женился на Катерине де Романе, девушке из хорошей семьи, но, как сказано, не имевшей ни малейшего понятия о его произведениях, да и вообще не интересовавшейся литературой. Названия трагедий, прославивших имя её мужа во всей Европе, она узнавала только из бесед со знакомыми. Однажды Расин вернулся домой с тысячью луидоров, которые подарил ему Людовик XIV , и, встретив жену, хотел показать деньги, но она была не в духе, так как её ребёнок уже два дня подряд не готовил уроков.
Оттолкнув пристававшего мужа, она стала осыпать его упрёками.
Расин воскликнул:
- Послушай, об этом мы как-нибудь поговорим в другой раз, теперь же всё долой и будем счастливы!
Но жена не отставала, требуя, чтобы он тотчас же наказал ленивца. Выведенный из терпения, Расин воскликнул:
- Чёрт возьми! Но как даже не посмотреть на кошелёк, в котором тысяча луидоров?!
Однако это стоическое равнодушие к деньгам не объяснялось нравственными качествами жены Расина. Она просто была неумна. Молитвенник и дети были единственными предметами, представлявшими для неё интерес на белом свете. Всё это не раз заставляло Расина сожалеть, что он не пошёл в монастырь. Особенно негодовал он, когда заболевал какой-либо ребёнок - обстоятельство, не мешавшее ему, впрочем, быть превосходным отцом семейства, с удовольствием принимавшим участие в играх детей.
Если проследить отношения Расина к жене в связи с отношениями его героев к женщинам, то бросится в глаза удивительное сходство. Но иначе и не могло быть. XVII век во Франции ознаменовался, как мы увидим впоследствии, расцветом половых отношений, но в них и намёка не было на истинную любовь.
Женщина была только предметом удовольствия, и счастье её зависело от того, насколько она умела нравиться. С другой стороны, играла большую роль знатность происхождения женщины. Знатная женщина всегда могла рассчитывать на большой круг воздыхателей. И литература - это верное зеркало общественной жизни - оставила нам немало памятников, свидетельствующих об этой оригинальной полосе в истории женского вопроса.
Сам Расин не стеснялся навязывать своим героям пылкие чувства, в основе которых лежит только культ знатности. Об облагораживающем влиянии любви, о смягчении нравов не могло быть и речи. Наоборот, это скорее озлобляло сердца. Стоит, например, вспомнить хотя бы его Федру, которая посылает на смерть преданную служанку именно тогда, когда находится под обаянием любовного чувства. Мудрено ли, что сам Расин мало думал об искреннем чувстве, когда отдавал руку и сердце пустой, но знатной Катерине де Романе? Мудрено ли также, что впоследствии он не нашёл в ней не только истинной подруги жизни, но даже и читательницы своих произведений?».

Дубинский Н., Женщина в жизни великих и знаменитых людей, М., «Республика», 1994 г., с. 132-134.

Жан Батист Расин (фр. Jean-Baptiste Racine). Родился 21 декабря 1639 года - умер 21 апреля 1699 года. Французский драматург, один из трёх выдающихся драматургов Франции XVII века, наряду с Корнелем и Мольером, автор трагедий «Андромаха», «Британик», «Ифигения», «Федра».

Жан Батист Расин родился 21 декабря 1639 года (крещён 22 декабря 1639) в городе Ла-Ферте-Милон, графство Валуа (ныне департамент Эн), в семье чиновника налоговой службы Жана Расина (1615-1643).

В 1641 году при родах второго ребёнка (сестры будущего поэта, Мари) умирает мать. Отец вторично женится, но через два года умирает в возрасте двадцати восьми лет. Воспитывала детей бабушка.

В 1649 году Жан-Батист поступает в школу в Бове при монастыре Пор-Рояль. В 1655 году его принимают учеником в само аббатство. Три года, проведённые там, оказали сильное влияние на литературное развитие Расина. Он учился у четырёх выдающихся филологов-классиков того времени (Пьер Николь, Клод Лансло, Антуан Ле Мэстр, Жан Гамон), благодаря кому он стал превосходным эллинистом. Источником вдохновения для Жана стал конфликт между любовью к классической литературе и янсенизмом.

После обучения в парижском коллеже Аркур в 1660 году знакомится с Лафонтеном, Мольером, Буало; пишет придворную оду «Нимфа Сены» (за которую получает пенсию от ), а также две не дошедшие до нас пьесы.

В 1661 году переезжает к дяде, бывшему священником в Юзесе, для переговоров о получении от церкви бенефиция, что дало бы ему возможность полностью отдаться литературному творчеству. Однако церковь отказала Расину, и в 1662 (по другой версии - в 1663) году он возвращается в Париж.

Считается, что первые его пьесы, дошедшие до нас, «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis), и «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand), были написаны по совету Мольера, поставившего их соответственно в 1664 и 1665 гг.

В последующие два года Расин приобрел связи при королевском дворе, в частности обрёл покровительство королевской любовницы мадам де Монтеспан, что открыло ему путь к личной дружбе с королём Людовиком XIV.

Драматург скончался 21 апреля 1699 года. Похоронен на парижском кладбище возле церкви Сент-Этьен-дю-Монт.

Будучи наследником классической традиции, Расин брал темы в истории и античной мифологии. Сюжеты его драм рассказывают о слепой, страстной любви. Его драмы обычно относят к неоклассической трагедии; в них соблюдён традиционный канон жанра: пять действий, единство места и времени (т.е. протяжённость изображаемых событий укладывается в один день, и они привязаны к одному месту).

Сюжеты пьес лаконичны, всё происходит только между персонажами, внешние события остаются «за кадром» и отражаются лишь в сознании героев, в их рассказах и воспоминаниях, они важны не сами по себе, а как психологическая предпосылка их чувств и поведения. Основные черты поэтики Расина - это простота действия и драматизм, строящийся целиком на внутреннем напряжении.

Количество слов, использованных Расином в пьесах невелико - около 4 000 (для сравнения, Шекспир использовал порядка 30 000 слов).

Произведения Жана Расина:

1660 - (фр. Amasie)
1660 - (фр. Les amours d’Ovide)
1660 - «Ода на выздоровление короля» (фр. Ode sur la convalescence du roi)
1660 - «Нимфа Сены» (фр. La Nymphe de la Seine)
1685 - «Идиллия мира» (фр. Idylle sur la paix)
1693 - «Краткая история Порт-Рояля» (фр. Abrégé de l’histoire de Port-Royal)
1694 - «Духовные песни» (фр. Cantiques spirituels).

Пьесы Жана Расина:

1663 - «Слава музам» (фр. La Renommée aux Muses)
1664 - «Фиваида, или Братья-враги» (фр. La thebaïde, ou les frères ennemis)
1665 - «Александр Великий» (фр. Alexandre le grand)
1667 - "Андромаха"
1668 - "Сутяги" («Челобитчики»)
1669 - "Британик"
1670 - "Береника"
1672 - "Баязет"
1673 - "Митридат"
1674 - "Ифигения"
1677 - "Федра"
1689 - "Эсфирь"
1691 - "Гофолия" («Афалия»).



Похожие статьи
 
Категории