Развитие русской художественной культуры. Переход от Возрождения к Просвещению

07.03.2019

Литература. В первой половине XIX в. литература составила гордость русской культуры. В ней последовательно развивались различные художественные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм. В художественной культуре первых десятилетий происходит постепенный отход от эстетики классицизма, когда мотивами действий героя являлись гражданский долг и общественное служение. Усиливается внимание к внутреннему миру человека; чувство, а не только долг, становится побудительным источником его поступков.

На рубеже XVIII-XIX вв. в русской литературе получил распространение сентиментализм. Для этого направления характерно эмоциональное восприятие окружающего мира, повышенный интерес к человеческом} чувству. Расцвет русского \ сентиментализма связан с творчеством Н.М.Карамзина (1766-1826). Героем художественных произведений стал простой человек, что особенно привлекало читателей его сентиментальных повестей. Слова Карамзина из его наиболее известной повести «Бедная Лиза» - «и крестьянки любить умеют» - воспринимались читателями как открытие собственного мира чувств и переживаний, способности любить и страдать. Карамзин идиллически изображал сельскую жизнь, быт. нравы простых «поселян». Большую роль Карамзин сыграл в формирова нии русского литературного языка, в освобождении его от архаичных вы ражений. Карамзин последовательно отстаивал свои взгляды в литератур ной полемике о путях развития русского языка. Он провозгласил сближение литературного языка с разговорным: «Писать, как говорят, и говорить, как пишут».
Его противники (А.С.Шишков, Д.И.Хвостов, П.А.Ширинский Шихматов) выступили за сохранение старых форм, за ориентацию на це;~ ковно-славянский язык. Они создали общество «Беседа любителей русского слова» (181 1-1816). Последователи Карамзина объединились в общее во «Арзамас» (1815-1818), в которое входили В.А.Жуковский. К.Н.Батюшков, В.ТГ.Пушкин, П.А.Вяземский, С.С.Уваров и др.
В первые десятилетия XIX в. в России утвердилось новое литературное направление - романтизм., Важный фактор, способствовавший его возникновению - Отечественная война 1812 г. Сутью романтизма является стремление противопоставить реальной действительности обобщенный идеальный образ. Особенностью русского романтизма был ярко выраженный интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение сильной, свободной личности. Возникновение романтизма в русской литературе связано с именем В.А.Жуковского (1783-1855). Его баллады несли в себе идеалы гуманизма, высокого человеческого достоинства. Лирика Жуковского наполнена элегичностью, созерцательностью, романтическими настроениями. Широкий спектр чувств и настроений - от лирики мечтательной до глубоко гражданственной - был характерной чертой романтической поэзии.
Поэты-романтики познакомили российское общество с произведениями античных и современных западноевропейских писателей. В.А.Жуковский перевел произведения Гомера («Одиссея»), Байрона, Шиллера. Н.И.Гнедич довел до русского читателя «Илиаду».
В 30-40-х гг. XIX в. в русской литературе утверждаете^ реализм. В развитии этого направления большую роль сыграло творчество И.А.Крылова (1768-1844) и А.С.Грибоедова (1795-1829). Крылов поражает своей способностью обобщать черты характера людей и человеческие отношения в образах животных. Басни Крылова привлекают живостью, народностью, колоритностью языка. Комедия Грибоедова «Горе от ума» - наиболее раннее в русской литературе обращение к проблеме конфликта поколений. В ней дана яркая критика высшего общества времени Александра I.
В развитии русской литературы и культуры особое место принадлежит великому русскому поэту и писателю А.С.Пушкину (1799-1837). С его творчеством связано утверждение современного литературного языка. «Евгений Онегин», опубликованный отдельным изданием в 1833 г., явился первым реалистическим романом в русской литературе. Выдающимися произведениями Пушкина стали историческая драма «Борис Годунов», поэма «Полтава», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина».
Традиции Пушкина продолжил М.Ю.Лермонтов (1814-1841). Его творчество отразило состояние русского "общества в 30-е гг., мучительные поиски молодым поколением своего предназначения. Роман «Герой нашего времени» (1841) был во многом созвучен с пушкинским «Евгением Онегиным», поскольку ставил животрепещущие вопросы современности.

Творчество Н.В.Гоголя (1809-1852) отразило идейные споры русского общества в 30-40-е гг. Что такое Россия? В чем историческое предна значение русского народа? Гоголь пытался поставить эти вопросы и найти на них ответы в своей великой «поэме» «Мертвые души». Он задумал это монументальное произведение не только для того, чтобы критически отразить современную российскую действительность, духовное омертвление поместного дворянства и чиновников губернского города, но и для того, чтобы попытаться заглянуть в ее завтрашний день, раскрыть положительные начала русской жизни, указать Родине путь к спасению.
Интерес к реалистическим, социальным произведения во многом вызывала так называемая «натуральная школа». Этим понятием обозначался существовавший в 40-50-х гг. вид русского критического реализма, преем ственно связанный с творчеством Н.В.Гоголя и развивший его художест венные принципы. К «натуральной школе» относились ранние произведе ния И.А.Гончарова, Н.А.Некрасова, И.С.Тургенева, А.Н.Островского и др В художественном плане писателей этого направления отличало стремле ние к правдивости, пристальное внимание к жизни народа. В своих произ ведениях они отражали жизнь крепостной деревни, ее быт и нрав! (повести Д.В.Григоровича, очерки из крестьянской жизни В.И.Даля, цик рассказов «Записки охотника» И.С.Тургенева).
Художественная литература оказала большое влияние на духовну жизнь русского общества. Этому способствовал художественный талан писателей, которые в своих произведениях остро ставили вопросы о на значении личности, о духовном подвижничестве и многие другие.
Театр. Театр начинает играть все более заметную роль в культурной жизни страны. На смену крепостному театру приходит театр государственный и частный. Центрами театральной жизни являлись Малый театр в_ Москве (с 1824 г.) и Александрийский в Петербурге (с 1832 г.). Больше театр с 1825 г. предназначался для оперных и балетных спектаклей. Театры существовали и во многих провинциальных городах.
Основу репертуара драматического театра начала XIX в. составляли трагедии. Пробуждению интереса к трагедии в немалой степени способствовало творчество В.А.Озерова. Его пьесы отличались занимательностью и трогательностью сюжета. В период противостояния России и наполеоновской Франции драматург обращается к сюжетам из национальной истории. В 1807 г. им была написана трагедия «Дмитрий Донской», имевшая невиданный успех. Среди актеров, играющих трагедии, выделяются именя И.А.Дмитриевского, Е.С.Семеновой.
В 20-30-е гг. на российской сцене начинает утверждаться романтическое направление, для которого была характерна героическая тематика,
а в сценическом воплощении актеров большое внимание обращалось на внутренние переживания героя. Актерская игра В.А.Каратыгина П.С.Мочалова потрясала зрителей своим темпераментом и чувством. Каратыгина - актера Александрийского театра - особенно привлекали роли исторических персонажей, легендарных героев - королей, полководцев, вельмож. Исполнительской манере П.С.Мочалова - премьера московской сцены - была свойственна бурная эмоциональность и экспрессия.
Появление в театральном репертуаре реалистической драматургии связано с именами А.С.Грибоедова («Горе от ума») и Н.В.Гоголя («Ревизор»). Произведения реалистического жанра настоятельно требовали коренного изменения актерского мастерства. Традиции игры классицистических трагедий (театральность актерского мастерства, выразившаяся в патетичности речи, искусственной изящной пластике) становились неуместными. Авторы реалистических драм уже призывали к изменению исполнительской манеры. Необходимость этого была очевидна и наиболее талантливым артистам.
Реформатором актерского мастерства стал великий актер, педагог и теоретик театрального искусства М.С.Щепкин (1788-1863). Господствовавшей тогда театрализации чувств, слов и движений Щепкин противопоставил на сцене натуральность, жизненное правдоподобие создаваемого образа. «Быть, а не казаться» - таково было кредо М.С.Щепкина. В ролях Щепкин передавал внутреннее движение души человека. Щепкин призывал актеров отказаться от традиционных штампов в «представлении» на сцене того или иного персонажа и воссоздавать реальные человеческие характеры. Лучшими ролями Щепкина стали Фамусов в «Горе от ума» и городничий в «Ревизоре». Новое направление сценического искусства, первоначально возникшее на сцене московского Малого театра и представленное творчеством Щепкина и его учеников, в 50-60-е годы XIX в. распространяется и на другие театры страны, прежде всего петербургские.
Литературная и театральная жизнь страны не замыкалась только в столичных городах. Она существовала и в провинции. В Казани в начале века литературная жизнь была тесно связана с университетом. В 1806 г. в университете было создано Казанское общество любителей словесности. Это было первое объединение литераторов. Организатором его явился Нигмат Ибрагимов - педагог, поэт, переводчик, преподаватель латинского языка, российской словесности, арифметики и геометрии в Первой Казанской гимназии. В 1817 г. вышел альманах этого общества, в котором были представлены произведения 20 авторов.
Большим событием в культурной жизни Казани стал поиезд Л.С.Пушкина. Он встречался и беседовал с поэтом Е.А.Боратынским, писателем Э.П.Перцовым, с профессором К.Ф.Фуксом.
Идет развитие и татарской художественной литературы. Обратили на себя внимание современников лирико-эпические поэмы Г.Кандалыя под названием «Мулла и абыстай», «Сахибжамал» и др., в которых были даны образы типичных людей татарского общества. Большую роль в собрании и публикации произведений народного творчества сыграли М.Иванов, С.Кукляшев, М.Г.Махмудов. М.Махмудов и И.Халфин издавали на татарском языке произведения русских писателей.
В первой половине XIX п. в Казани на смену любительским спектаклям приходит профессиональный театр. В основном ставились пьесы народно-бытового и патриотического характера. Большой популярностью пользовались пьесы П.Плавильщикова «Бобыль», Я.Княжнина «Сбитеншик», «Мельник» и др. Крупным событием в истории Казанского театра явилась постановка в 1836 г. «Горя от ума» А.С.Грибоедова. В 1835 г в Казани был*.: построено новое деревянное здание театра. Здесь. кроме драматических, ставились балетные и оперные спектакли.
К середине XIX в. завершился один из крупных этапов в истории русской литературы. Первая половина XIX в. - формирование и развитие русской литературы, а вместе с ней и театра. В рассматриваемый период произошло становление русского языка, определилась тесная связь русской литературы с развитием общественный мысли.

3.3 Литература и театр

Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, то есть историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, то есть проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.

Особенности развития греческой литературы

Архаический и классический периоды греческой литературы - это время создания выдающихся произведений, вошедших в сокровищницу мировой литературы. Греческую литературу отличала взаимосвязь отдельных литературных направлений и художественных стилей с исторической эпохой, и теми особенными условиями, в которых она создавалась. Родовое общество собирало и хранило предания о своих сородичах, совершивших подвиги, проявивших чудеса ловкости и смелости. Позднее они превратились в мифы и песни передаваемые из поколения в поколение. Такой тип эпоса получил название героического. Позже родовые традиции уступили место новым полисным принципам; на смену песням о богах и воинах пришел дидактический эпос, посвященный простому человеку. Такой жанр воспевал поистине героический труд земледельца. На смену родовой собственности пришла частная, родовое сознание было вытеснено индивидуальным, эпос сменила лирика, отразившая период становления классового общества и полиса. Лирический герой уже ясно осознавал как свое единство с полисным коллективом, так и свое собственное «я». Развитие экономики и торговли привело к появлению первых научных трудов, что создало основу для возникновения прозаической литературы. Усиление борьбы между аристократией и демосом, образование внутриполитических группировок под готовило почву для возникновения драмы. Греческий театр зародился в Афинах, где наиболее широкое распространение получил культ бога Диониса, воплотивший в себе чувства веселья, свободы от условностей и повседневных забот. Таким образом, в греческой литературе VIII - IV вв. до н. э. оформились те жанры, на основе которых впоследствии выросла европейская литература.

Язык и письменность. Древнегреческий язык принадлежит к индоевропейской языковой семье. Сами греки выделяли в нем три основных диалекта: ионийский, эолийский и дорийский. На основе ионийского позднее сформировался аттический диалект. Язык древнегреческой литературы не был единым, так как литературные жанры создавались на основе различных диалектов. Так, большинство авторов периода архаики творили на ионийском диалекте, тогда как в период классики их постепенно вытеснили произведения на аттическом диалекте.

В VIII в. до н. э. в Грецию проник финикийский алфавит, который в видоизмененном, приспособленном к местной фонетике виде лег в осноыу греческой письменности. Этот процесс совпал с формированием у греков понятия «этнической общности». Отныне всех, кто говорил или писал на чуждом грекам языке, именовали «варварами». В различных областях Греции могло существовать одновременно несколько алфавитных систем. Будучи однородными по существу, они различались по количеству и на писанию отдельных букв. В Vв. до н. э. установилось написание строки слева направо. Греки писали на папирусе, не делая интервала между строчкaми. Классический греческий алфавит, состоящий из 24 букв, окончательно сформировался и повсеместно утвердился только в IV в. до н. э.

Эпическая поэзия

Ведущим поэтическим жанром в греческой литературе архаического периода был героический эпос. Это объясняется в первую очередь тесной связью между эпической поэзией и мифотворчеством. Сказания о богах и героях облекались в форму песен, исполнявшихся специальными певцами – аэдами, которые заучивали их наизусть и передавали устно из поколенья в поколенье. Из богатого морфологического материала выбиралась центральная тема, связанная с каким либо героем или событием, часто имевшим реальную историческую основу. Такие песни о героях и легли в основу масштабных эпических поэм. Форма большого эпоса позволяла автору последовательно и подробно излагать те или иные события, что способствовало расширению границ пространства сюжета и глубине его показа. Эпические поэмы декламировались специальными исполнителями - рапсодами, между которыми устраивались состязания по мастерству. В VI в. до н.э. афинский тиран Писистрат специально для состязаний рапсодов, проходившем на празднике Великие Панафинеи, приказал записать тексты гомеровских поэм.

Древнейшими произведениями эпической поэзии античности являются поэмы «Илиада» и «Одиссея», авторство которых приписывается слепому поэту Гомеру, жившему на рубеже lX- VIll вв. до н.э.

«Илиада» и «Одиссея» по праву считаются величайшими памятниками греческой литературы. Личность Гомера со временем превратилась в легенду, а имя стало символом поэзии. Многие греческие города боролись за право считаться родиной Гомера. С изучения гомеровского эпоса начиналось классическое греческое образование. Знаменитый философ Платон отмечал, что именно Гомеру Греция обязана своим духовным развитием.

Послегомеровский эпос. К жанру эпической поэзии относятся так называемые киклические поэмы (кикл дкл, круг), сгруппированные по содержанию в мифологические циклы пександрийскими учеными в III в. до н. э. Каждая из поэм продолжает предыдущую, замыкая, таким образом, всю тему. Наибольшей популярностью пользовался Троянский кикл. Троянский кикл начинался с поэмы «Кипреи», включавшей в себя сюжеты о «яблоке раздора», рождении Ахилла, похищении Елены Парисом и начале войны с Троей. Таким образом, события, изложенные в поэме, предшествовали сюжету «Илиады». После «Илиады» следовала поэма «Эфиопию» о помощи амазонок и эфиопского царя Мемнона троянцам, а также о смерти Ахилла. Поэмы «Малая Илиада» и «Разрушение Илиона» включали в себя эпизоды смерти Париса, по тройки деревянного коня и взятия Трои. Завершался троянский кикл поэмами «Возвращение» о судьбах героев после по беды над троянцами.

Гесиод. Рождение дидактического (поучительного) эпоса связано с личностью поэта Гесиода (VIII в. до н. э.). В его поэме «Труды и дни» речь идет не о богах и героях далекого прошлого, а о тяжелом труде земледельцев и пастухов. В основу эпоса легла судьба самого поэта, обделенного родным братом и вынужденного своим трудом добиться благополучия. Идею о тяжелом и необходимом людям труде как основе их жизни Гесиод воплотил в мифе о пяти поколениях (веках) человечества. Золотой, серебряный, медный, героический и железный века последовательно сменяли друг друга и могли привести людей к гибели, если между ними исчезнет Любовь и Справедливость. Кроме того, Гесиоду приписывают поэму «Теогония» О происхождении мира и богов, включающую их подробную родословную.

Лирическая поэзия

Под термином «лирика» в Греции подразумевали поэтическое произведение небольшого объема, исполняемое под аккомпанемент лиры. Лирический поэт, описывая события современной ему жизни, часто давал им субъективную оценку, которая отражала его личную позицию и настроение. Сформировавшаяся на основе народных песен лирика использовала литературные приемы и художественные средства эпической поэзии. На основе различий стихотворного размера греки выделяли три вида лирических произведений: элегию, ямб и мелику (мелос - мелодия).

Элегия и ямб. Тематика греческой элегии охватывала все стороны общественной жизни человека. Патриотическими мотивами и призывами защищать родину наполнены элегии Каллина и Тиртея. Последний особенно прославился в Спарте маршевыми песнями - эмбатериями. Проблемам социальной и политической борьбы были посвящены элегии Солона и Феогнида. Поэзия Солона раскрывает подлинную картину бедствий простого народа, которые можно преодолеть только став на путь закона.

Одновременно с элегией развивалась и ямбическая поэзия, носящий шутливый и язвительный характер Древнейшим ямбическим поэтом был Архилох. Будучи наемником и проведя всю жизнь в сражениях, Архилох подробно описал тяжелый и скудный быт воина.

Мелическая поэзия. Родиной монодийной (сольной) мелики был о. Лесбос, а наиболее яркими представителями его уроженцы - Алкей и Сапфо (VII- VI вв. до н.э.). Стихи Алкея в большей степени посвящены политической борьбе, а главной темой Сапфо была – Любовь. Его поэзия имела множество подражаний как в античной, так и в Европейской литературе.

Поэзия малых форм. В греческой литературе получили распространение произведения малых форм. Эпиграмм - первоначально являлась объяснительной или осветительной подписью под каким либо предметом. Позже получили развитие эпиграммы в форме шитафий (Архилох, Феогнид, Солон).

Греческий театр и развитие драмы

В основу греческой драмы (буквально «действие») легли древние обрядовые игры, связанные с культом бога Диониса.

Театрализованные шествия с пением посвященных этому богу гимнов, дали развитие драматическому диалогу и сценическому движению. Согласно Аристотелю, из дифирамбов выросла греческая трагедия, а из веселых фаллических песен, исполняемых сельской процессией - комедия. Растущая популярность драматических представлений привела к выделению их из религиозных церемоний и превращению в самостоятельный вид искусства, занявший важное место в общественной жизни древних греков. К VI в. до н. э. они были включены в культурную программу многих греческих тиранов. По приказу Писистрата в 534 г. до н. э. на празднике Великой Дионисии впервые была поставлена трагедия. Первым драматургом был Феспид, который ввел в трагедию одного актера.

Организация театральных представлений. Главная особенность греческого театра состояла в том, что драматические представления устраивались в форме состязаний. Три трагических поэта оспаривали друг у друга пальму первенства в форме тетралогий (три трагедии и одна драма сатиров, объединенные единым сюжетом), а три комедиографа представляли по одной пьесе. Судейская коллегия из 10 человек выносила свое решение, которое затем в виде надписи на каменной плите выставляли у здания театра. Победитель получал венок из плюща.

Большая роль в постановке пьесы принадлежала хорегу - богатому гражданину, который в качестве общественной повинности должен был раз в год на свои средства провести драматические состязания. Лица актеров спрятаны под масками, что не давала актерам использовать мимические средства игры, но этот недостаток с лихвой восполнялся высокой техникой движений и жестов, а также прекрасно поставленным голосом.

Устройство театрального здания

Первоначально театральные действия разыгрывались на временных деревянных площадках. Популярность драматических соревнований превратила их в периодически повторяемые зрелища, которые настоятельно требовали постоянного места для их проведения и специального здания. Таким место стал юго-восточный склон афинского Акрополя, а зданием - театр Диониса, классический образец греческого театрального строения.

Публика – проводила в театре целый день – с рассвета до заката, прихватив с собой еду и питье. Сначала посещение театра было бесплатным, позже государство было вынуждено ввести «зрелищные деньги», а из-за бурной реакции публики ввели специальных надсмотрщиков.

Важнейшие вопросы, которые поднимали греческие драматурги, - место человека в этом мире, взаимоотношения людей и богов, проблемы нравственности и безнравственности - делали театр значительным явлением общественной жизни, дающим большую роль в воспитании и образовании.

Эсхил. Первым трагическим поэтом, драмы которого сохранились до наших дней, был Эсхил (525-456 гг. до н. э.), которого прозвали отцом греческой трагедии. Первую победу он одержал в 484 г. до н. э., после чего в течение почти двадцати лет оставался не превзойденным. Только через 10 лет, в 458 г. До н. э., он взял реванш и одержал блестящую победу с трилогией «Орестея». После триумфа Эсхил переехал на Сицилию, где и умер.

Софокл. После смерти Эсхила ведущее положение в афинском театре занял Софокл (496-405 г. до н.э.). Софокл провел ряд театральных реформ: ввел третьего актера, увеличил количество участников хора, нарушил принцип связной тетралогии. Дожив до 90 лет, Софокл умер, так и не узнав горечи поражения на сцене.

Наибольшую известность в мировой литературе получили его драмы, основанные на фиванской мифологическом. Проблема «место человека в обществе» благодаря Софоклу стала одной из ведущих в мировой литературе. В XIX в. появилось целое направление так называемых «трагедий рока».

Еврипид. Тройку великих греческих трагиков замыкает Еврипид (480 406 п. до н. э.), судьба которого была драматична. Расцвет творчества Еврипидa попал на эпоху кризиса полисной идеологии, когда общественные взгляды и моральные устои подвергались пересмотру. Еврипид отразил в своих трагедиях, однако успеха они ему не принесли. Только 4 раза поэт одерживал победу, причем одну из них посмертно. Его трагедии с успехом шли на сцене эллинистического театра, благодаря чему из 90 пьес сохрани лось 18.

Творчество Эсхила, Софокла и Еврипида стало величайшим достижением греческой литературы.

Аристофан. В 486г. до н. э. на Великих Дионисиях была поставлена первая греческая комедия Особенностью так называемой «древней» комедии была ее яркая политическая направленность. В условиях полисной демократии личные насмешки в рамках комедии превратились в описание злободневных событий и карикатуру на видных деятелей. Смехом и шуткой комедия была призвана лечить и исправлять болезни общества.

Подлинным мастером древней комедии был Аристофан (446 - 385 г. до н. э.), сын богатого афинского гражданина. Полученное образование помогло ему великолепно ориентироваться в вопросах политики и права, философии и литературы. Из 40 комедий Аристофана сохранилось 11.

Злобной критике в комедии была подвергнута личность Сократа, школа которого представлялась Аристофану сборищем проходимцев и сумасшедших, а сам философ понимал широко распространенный и по сей день тип ученого шарлатана, за деньги готового исцелить любого от всех болезней. Итогом размышлений комедиографа стала сцена, где Дионис бросал стихи Эсхила и Еврипида, выбирая между ними лучшего поэта. Интересно, что злободневные сюжеты политической комедии автор помещал в некую фантастическую реальность. Герои Аристофана и по сей день вызывают симпатию своими решительными поступками и смех над тем, как они их воплощают в жизнь.

Историческая проза. Помимо лирики и драмы в VI - V вв. до н. э. развитие получила и греческая классическая проза - историческая и риторическая. Ранние греческие историки - логографы (логос - «рассказ») В своих произведениях обычно описывали историю отдельных городов и областей Греции, используя при этом материал эпоса и мифов, генеалогий и местных хроник. Таковы были работы Гекатея Милетского и Гелланика Митиленского. Однако прозвище «отец истории» по праву получил уроженец малоазийского г. Галикарнас Геродот (484-430 гг. до н.э.). Изгнанный из родного города, Геродот много путешествовал, изучая историю и культуру разных народов.

Это было первое серьезное историческое исследование. Геродот большое внимание уделял отбору источников, критически анализировал их, пытаясь ответить на главный вопрос: каким образом великая Персидская держава потерпела поражение от маленьких греческих полисов? Деловой стиль научного изложения «Истории» переплетался с художественным стилем новеллы. Впервые Геродот ввел в повествование речи действующих лиц, которые дали дополнительную характеристику его героям.

Другим выдающимся афинским историком был Фукидид, (ок. 460 – 396г. до н. э.), сочинение которого «История» было посвящено Пелопоннесской войне. Фукидид темой своего исследования выбрал внутригреческий конфликт между Афинами и Спартой, через призму которого он сумел показать историю всего эллинского мира.

Несмотря на четкий и сжатый стиль повествования, Фукидиду удалось создать целый ряд великолепных драматических картин. Критический метод Фукидида стал одним из величайших достижений греческой историографии, уровня которого ученым удалось достичь только в XIX в.

Ораторское искусство. Особенности полисной демократии создали условия для возникновения греческого красноречия. Активная политическая деятельность, регулярное участие в Народном собрании - все это требовало от граждан умения владеть словом, искусством убеждения и наставления. Этому искусству за умеренную плату учили софисты.

Мастером торжественного красноречия был Сократ (436-338 г. до н. э.), открывший в Афинах собственную школу риторики. Родоначальник системы периодов в речи, он стремился к плавности и ритмичности в ней; выработал принципы композиции и основных частей речи. В то же время единственный выход из политического кризиса видел в принятии помощи от Македонии. Противником такой позиции, которая могла привести к потере независимости Греции, был Демосфен (384 - 322 гг. до н.э.), лучшими речами которого являются четыре политические речи против македонского царя Филиппа, по лучившие название «филиппики». Яростная и непримиримая позиция Демосфена поставила его во главе анти македонской партии когда же борьба была проиграна, Демосфен предпочел смерть «македонскому рабству». Речи Демосфена необычайно эмоциональны; в них много обращений к слушателям, воззваний, риторических вопросов, сравнений и метафор. Большое значение оратор придавал манере произнесения речи, используя средства мимики, жестикуляции и высокой патетики.

Суть его составлял опять же банальный фактор веками несломляемого корыстолюбия правителей, что делало государство уязвимым не только внешне, но и внутренне. 2. Причины становления классических греческих государств – полисов 2.1. Осознание необходимости полиса древнегреческими мыслителями Прежде всего нужно заметить, что слово "полис" в древнегреческом языке означало одновременно и "город", и " ...

Форме носившего часто культовый характер. По сравнению с искусством Древнего Востока это было большим шагом вперед. Эстетическое совершенство и реалистическая жизненная сила искусства Древней Греции имели значение всемирно-исторического прогрессивного переворота в судьбах мировой художественной культуры. *** Памятники древнегреческого искусства доставляют нам огромное эстетическое наслаждение и...

Драматургия - особый род искусства. Она существует «на слиянии» литературы и театра, то есть в ней законы литературы и театра проявляются в своем взаимодействии.

История современной русской литературы начинает свой отсчет со второй половины XVIII века, с появления «Древней российской библиофи-лики», ознаменовавшей принципиально новое отношете читателя к отечественной литературе и литературы к самой себе как к самостоятеяьному и самодовлеющему явлению. Такой вывод сделал Д. С. Лихачев в работе «Поэтика древнерусской литературы»: «Древнерусская литература существует для читателя как единое целое, не разделенное по историческим периодам. <...> Коща в сознании читателя авторы и их произведения выстраиваются в хронологической последовательности, это означает, что появилось сознание исторической изменяемости литературы, и это значит, что процесс развития литературы начал совершаться единым фронтом. С каких пор мы можем наблюдать появление этой литературной памяти, этого сознания изменяемости литературы? <...> Его начинает собой грандиозная деятельность Новикова по собиранию и древних памятников в издании, подчеркивающем это историческое сознание в самом его названии: «Древняя российская библиофилика». Но сознание исторической изменяемости стиля и языка появляется только в начале XIX в. Пушкин был первым, кто ощутил в полной мере различие стилей литературы по эпохам, странам и писателям. Он был увлечен своим открытием и пробовал свои силы в различных стилях - разных эпох, народов и писателей. Это означало, что скачок закончился и началось нормальное развитие литературы, осознающей свое развитие, свою историческую изменяемость. Появилось историко-литератур-ное самосознание литературы. «Итак, с труда А. Ф. Новикова, появление которого доказало, что русской литературе, чтобы свободно развиваться, необходимо всмот-реться в свою историю, осознать всю длину пройденного ею пути, со второй половины XVIII века, начинается новая русская литература. Примерно тогда же начинается и русский театр: его зарождение связано с именем Федора Волкова. Таким образом, лишь к середине XIX века русская литература стала абсолютно самостоятельным фактором мировой культуры, и русская сценическая достигла серьезных высот, сформировала важнейшие принципы и постулаты драматического искусства. Но что из себя представлял репертуар русских театров? Самобытные, яркие пьесы отечественных авторов были явлением крайне эпизодическим на их сценах. «Горе от ума» лишь в 1862 году впервые увидел зритель; из всех пьес Н. В. Гоголя в театрах шел только «Ревизор»; драматургия Пушкина и Лермонтова русскому театру была вообще неизвестна. Основную массу постановок осуществляли на материале переводных французских пьес и подражательных русских; излюбленным жанром стал водевиль, и значение театра воспринималось как развлекательное, увеселительное.

Итак, к середине XIX века русская сцена испытывала настоятельную потребность в принципиальном обновлении репертуара; она стремилась обратиться к национальным образам и отечественным проблемам. Тяга к драматургии явственна у всех выдающихся русских писателей начала прошлого века. Но пьесы Пушкина, Лермонтова, Гоголя не образуют собой взаимосвязанных явлений. Они воспринимаются органично лишь взятые в контексте творчества их автора; объединение их в некий самостоятельный ряд выглядит механическим. Однако эти блистательные сами по себе пьесы, если и не сделали «русского театра», были необходимы становлению русской драматургии. И к середине века русская литература уже была готова к встрече с театром. Надо особо отметить, что не только культурная, но и общественная жизнь страны требовала нового театра и новой драматургии. Конец 50-ых - начало 60-ых годов - это ожидание, подготовка и осуществление важнейщих реформ. В обновленной пореформенной России особую силу обретает общественное мнение: большинство впервые за много лет обрело свой голос и активно стремилось, чтобы этот голос прозвучал и был услышан. Особенности этого периода нашей истории комментирует А. Аникст: «Пограничной датой, обозначающей конец одного периода и начало другого, является 1855 год - год смерти Николая 1, тридцатилетнее царствование которого ознаменовалось мрачнейшей реакцией в общественной и духовной жизни страны.

Отмена крепостного права в 1861 году и сопровождавшие его реформы являлись мерами половинчатыми, не решавшими всех противоречий. Тем не менее атмосфера в стране, по сравнению с временами Николая 1, несколько изменилась. Стало возможным более резко изображать зло предшествующего пери-ода. В соответствии с изменившимися условиями и в литературе появились новые веяния. Конец этого периода совпадает с убийством Александра II народовольцами в 1881 году. Время, подлежащее нашему рассмотрению, охватывает четверть века; это были годы весьма плодотворные для русской литературы и, в частности, для драмы. Именно в эти годы русская драма достигает полной зрелости и становится главной силой в театре. Теперь уже не единичные шедевры.., а десятки пьес свидетельствуют о том, что появилась своеобразная русская национальная драма, обладающая большим богатством идей и отличающаяся самобытной художественной формой «^Все эти десятки пьес, если и не написаны самим Островским, то созданы в соавторстве с ним, под его руководством. Островский один сделал то, что в других странах делали поколения драматургов. Целенаправленно и последовательно создавал он русский национальный театр. Уникальность дарования его в удивительном гармоническом сочетании таланта литератора и театрального деятеля. Он не просто создал театральный репертуар. Он сформировал школу актерского мастерства. Разработал устойчивую и необходимую классическому театру систему амплуа. И самое главное - он сформировал нового актера и нового зрителя. Театр Островского - явление целостное. Он характеризуется особым отношением к тексту, культом текста. В самой пьесе, по замыслу драматурга, заложено уже все: и трактовка каждой роли, и необходимые режиссерские приемы, и даже оформление сцены. Режиссер в этом театре - лицо третьестепенное; от актеров и художника требуется лишь максимальное внимание к авторскому тексту. Ведь основа любой классической пьесы - диалог. Все действие держится на разговорах персонажей, на монологах, обмене репликами. Герои - идеальные собеседники. Слово - уже само по себе действие. Жизнь - речь. Большинство пьес Островского отличается полной досказанностью: каждому персонажу для исчерпывающей его характеристики автор дает высказаться вполне.

Творчество зрителя в таком театре заключается в основном в сопереживании происходящему на сцене. Глубокого соразмышления от него еще не требуется. Но к 70-ым годам стремление персонажей Островского к полной откровенности со зрителем заменяется сдержанностью, замкнутостью. Откровенные признания уступают место наме-кам, иносказаниям, умолчанию. Свою роль в театре Островского начинает играть подтекст. В пьесах 70-80-ых годов возникают темы и образы, предвосхищающие принципиально новое явление русской драматургии - театр Чехова. Справедливо отмечает Л. М. Лотман: «Понимание драматизма жизни, которое выразил Островский, его представление о драматическом конфликте, как форме борения личности с порабощением человека «общим порядком бытия «, о речи персонажа как важнейшем элементе драматического действия, сложное соотношение стихий комического и трагического - все эти особенности его произведений готовили возможность революционного переосмысления законов драматургии и театра, происшедшего к концу XIX - началу XX века.

Если домашнее задание на тему: » Становление русского национального театра и русской драматургии оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Значение трагедии «Борис Годунов» в истории русской драматургии Велико значение «Бориса Годунова» в истории русской драматургии. Трагедия отличается историзмом, вниманием к
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Достояние, которое ведет свою историю с 17 века. Именно тогда началось формирование основных принципов театрализованных представлений и был заложен фундамент этого вида искусства в России.

Истоки русского театра

Русский народ всегда славился умением разнообразить свой досуг. Издавна на Руси проводились ярмарки и праздники, на которых главными действующими лицами становились скоморохи. Именно так в народе звались артисты, среди которых были и певцы, и музыканты, и актеры.

Обычно театрализованные представления были приурочены к какому-либо церковному или Однако с течением времени празднества могли устраивать без всякого повода. Скоморохи были людьми без крова и денег, часто они собирались в отдельные группы и ходили по городам и селам с целью заработка. В своих представлениях они использовали различные , гусли), кукол, самодельные костюмы.

Чуть позже артисты, приходя в новый город, воздвигали на его площади специальную постройку, где жили и принимали зрителей. Такая постройка стала называться балаганом, впоследствии и все театрализованные представления получили то же имя. В репертуаре скоморохов были социальная сатира, шутки, баллады, сказки.

И хотя с появлением настоящего театра отношение к балаганам стало резко отрицательным и негативным, нельзя забывать о том влиянии, которое оказали старорусские развлечения на становление театра.

Элементы театра, возникшие благодаря народным представлениям

Поскольку театр в 17 веке в России только начинал свой долгий путь, многие элементы и детали были переняты у скоморохов и взяты из народных представлений.

Во-первых, это театральные помещения. Первым таким залом стала Потешная палата, куда с 1613 года приглашали выступать скоморохов. В полной мере подобные представления нельзя было назвать театром, потому что они носили цирковой характер с обилием юмора и различных трюков.

Во-вторых, сценические подмостки. Во время своих выступлений скоморохи собирали вокруг себя большую толпу людей, и появилась необходимость демонстрировать свои таланты на каком-то возвышении, чтобы весь люд смог это увидеть. Первые подмостки были построены для показа кукольного театрального представления.

В-третьих, устные драмы. Скоморохи исполняли произведения, которые написал народ. Так родился знаменитый герой Петрушка.

Придворный театр 17 века

Еще царь во времена своего правления задумался о создании придворного театра. Однако для реализации этой идеи необходимы были зарубежные специалисты, поскольку на Руси не было еще знатных драматургов и артистов, способных с достоинством служить Мельпомене.

В 1644 году в Россию из Страсбурга прибыла труппа актеров, которая в течение месяца готовила свое выступление. Однако по неизвестным причинам они были высланы из страны.

Полноценный театр в 17 веке в России появился при Озвучил идею боярин Артамон Матвеев, который часто бывал в Европе и видел, каким может быть искусство. Первый русский театр 17 века начал свою работу в 1672 году.

Пастор из немецкой слободы Иоганн Готфрид Грегори по приказанию Матвеева за несколько недель собрал труппу актеров, состоящую из мужчин и юношей, и дал им уроки драматического искусства. Также он написал первую пьесу по мотивам библейских сказаний об Есфири.

В селе Преображенском была построена настоящая театральная сцена. Премьера спектакля состоялась 17 октября. Представление шло десять часов, но и царь, и бояре, и царица со своей свитой высидели до конца.

В 1673 году перенесли в Кремль. Драматург был хорошо вознагражден за свою работу и поспешил приступить к написанию новой пьесы. На этот раз он писал о Юдифи, также используя библейский сюжет. Театр в 17 веке в России стал главным развлечением царя.

После смерти Грегори в 1675 году во главе придворного театра стал его помощник Гивнер, который создал несколько удачных драматических постановок. Однако придворный русский театр 17 века прекратил свое существование в 1676 году, после смерти царя Алексея Михайловича.

Школьный театр

Театр в 17 веке в России только начинал свое бурное развитие, в том числе и при духовных учебных заведениях. Это стало возможно при посильном участии церкви, которая стремилась укрепить свои позиции в народе.

Первые школьные театры были открыты при Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академии. Основу репертуара составляли представления на религиозную тематику, однако там находилось место и для интермедии. Сатира затрагивала интересы духовенства, и в конечном итоге школьные театры прекратили свое существование ближе к 18 веку.

Школьный театр также оказал влияние на традиции. Интермедия стала прообразом современной комедии. Актеры подчинялись принципам классицизма в своих постановках, а также использовали символы, в том числе и в предметах одежды.

Иностранные гастроли

Театр в 17 веке в России перенял неоценимый опыт от иностранных гастрольных трупп Италии, Пруссии и Франции. Благодаря им вершилось торжество духовной мысли, они были источниками социального и творческого развития.

С приходом к власти театр, живопись, музыка 17 века были обречены на долгий застой, поскольку новый царь мало интересовался искусством. Но судьба распорядилась так, что век его правления был недолог.

Взошедший на престол Петр Первый дал новый виток развитию театра и искусства в целом в России.

Театральное искусство в современном мире является одной из самых распространенных отраслей культуры. По всему миру построено огромное множество зданий театров, в которых ежедневно играют постановки. С развитием инновационных технологий многие люди стали забывать об истинных ценностях искусства. Прежде всего, театр дает человеку возможность совершенствоваться и развиваться.

Театр в древние времена

Театральное искусство - одно из древнейших. Его истоки идут далеко из первобытного общества. Оно возникло из земледельческих и охотничьих игр, носящих таинственный и магический характер. Первобытное общество верило, что если перед началом определенного труда разыграть сценку, изображающую благоприятное завершения процесса, то результат будет положительным. Также они подражали животным, их повадкам и внешности. Древние люди считали, что так можно было повлиять на исход охоты, часто устраивали пляски, надевая при этом звериные шкуры. И именно в этих действиях начали проявляться первые элементы театра. Несколько позже начали использоваться маски как главные атрибуты вхождения жреца-актера в образ.

Театр в Древнем Египте

Театр в Египте начал свое развитие с самого начала зарождения Древнего мира. Это было под конец третьего тысячелетия до нашей эры. Каждый год при храмах устраивались небольшие театральные постановки, носящие драматический и религиозный характер.

Театр в Древней Греции

В Древней Греции же театры в основном строились под открытым небом и были рассчитаны на десятки тысяч зрителей. Зрители сидели на высоких каменных скамьях лицом к широкой круглой сцене, располагавшейся в центре, называлась она "орхестре". Большую роль в развитии греческого театра сыграл культ великого бога плодородия Диониса. Репертуар состоял из трех трагедий и комедий. Актерами были только мужчины, которые иногда играли и женщин. В комедии они должны были рассмешить зрителей, для этого они использовали самодельные маски, на которых были изображены приплюснутые носы, оттопыренные губы и выпученные глаза. Маски изготавливались из сухого дерева, а потом из материи, после чего их покрывали гипсом и красили разнообразными красками. Маски позволяли зрителям, сидящим вдали от древней сцены, видеть выражения лица, соответствующее действию. Широко открытый рот, вырезанный в маске, позволял актерам увеличивать громкость голоса, можно было даже сказать, что она служила в качестве рупора.

В Греции имели большую популярность выступления народного театра, которые древние греки называли мимами. Мимом считалась небольшая сцена бытового либо сатирического характера, в которой изображались актерами мифологические герои, смелые воины или простые рыночные воришки. В мимах могли выступать и женщины, во время представления не использовали масок.

Театр в Древнем Риме

В Древнем Риме театр был в первую очередь для развлечения толпы зрителей. А актеров считали одним из низших слоев населения, мало кто из римских актеров достиг уважения в театральном искусстве. Чаще всего актерами становились отпущенники и рабы. В римском театре, как и в греческом, места для зрителей располагались в зависимости от основного круга. Кроме трагедий и комедий, римские актеры играли антонимы, пиррихии, мимы и аттеланы. Посещение театра было бесплатно как для женщин, так и для мужчин, но не для рабов. Чтобы привлекать зрителей и удивлять их роскошью, организаторы игр украшали зал золотом, кропили в нем ароматнейшие жидкости и усыпали пол цветами.

Театр в Италии

В итальянском театре эпохи Возрождения спектакли очень сильно отличались, они были более жизнерадостными, насыщенными юмором и сатирой. Театральное зрелище устраивалось на специально изготовленных деревянных подмостках, вокруг которых всегда собиралась огромная толпа зрителей. Античные театры начали сосредотачиваться в крупных культурных и промышленных городах. Именно театральное искусство античности произвело революцию в целом и разделило театр на разновидности. С тех самых времен принципиальной перестановки и революционных нововведений по сегодняшний день не наблюдается.

Театр в 17-18 веке

Театральное искусство 17-18 века все больше наполнялось романтизмом, фантазией и воображением. В эти годы театр чаще всего создавался труппами, в которые входили объединившиеся бродячие актеры и музыканты. В 1580 годы его посещали простолюдины, но, начиная с 1610 года, данным искусством начали интересоваться более обеспеченные и элегантные жители Франции. Позже театр рассматривался уже как нравственное культурное учреждение, чаще всего его посещали аристократы. Французский театр в основном играл костюмированные пьесы, комедии и балет. Декорации приобретали более схожий вид с реальной обстановкой. Театральное искусство 17-18 века стало основой развития всего будущего мирового искусства. Многие театры с тех времен сохранились и до наших дней.

В Англии

Английское театральное искусство 18 века сыграло значимую роль в истории и развитии всего европейского театра. Оно стало родоначальником драматургии Просвещения. Также в те времена появился новый драматический жанр, который назывался мещанской драмой, или, как его называли зрители, буржуазной трагедией. Впервые именно в Англии возникли спектакли мещанской драмы, позднее они проникли в Германию, Италию и Францию.

Переход от Возрождения к Просвещению

Переход от Возрождения к Просвещению был очень бурным, долгим и достаточно болезненным как для актеров, так и для зрителей. Театр Возрождения из года в год постепенно умирал, но просто так умереть такому чуду человеческой мысли, как музыкально-театральное искусство, не удалось. Последний и один из сильнейших ударов ему нанесла пуританская революция. Англия, которая совсем недавно была полна жизни и радости, ярка и красочна, в один миг стала богомольной, одетой в темные одежды и чересчур благочестивой. В такой серой жизни театру не нашлось места. Их все закрыли, а чуть позже и здания сожгли. В 1688 году в Англии произошла долгожданная революция, после нее как раз случился переход от Возрождения к Просвещению.

Вернувшись к власти, Стюарты полностью восстановили театры, но теперь они значительно отличались от представителей прошлой эпохи. В 18 веке музыкальное и театральное искусство расцветает пышным букетом новых жанров. Огромной популярностью начинают пользоваться балладная опера, пантомима и репетиция. С того момента английский театр больше волновали доходы, чем проблемы. В 1737 году правительство Англии утвердило акт контроля над театральной жизнью, и с этого момента все написанные пьесы проходили жесткую цензуру.

Театр в Древней Руси

На территориях, бывших когда-то Киевской Русью, театральное искусство появилось в 17 веке. Начиналось оно со школьных и придворных выступлений. Первые студии театрального искусства были основаны при братских школах и дворах богатых людей. Пьесы писались преподавателям и учащимися. В них в основном использовались как житейский предания, так и евангельские сюжеты. Возникновение придворного театра было вызвано большим интересом придворной знати к искусству и западной культуре. Вельможам настолько нравились выступление воспитанников, которых выпускала первая студия театрального искусства, что они могли их смотреть более 10 раз. Изначально придворный театр не имел постоянного места, все костюмы, украшения и декорации переносились с одного места на другое. Со временем, ближе к 18 веку, театральные спектакли начали отличаться большой пышностью и сопровождались танцами и игрой на музыкальных инструментах.

В 19 веке российский театр впервые разделился на музыкальные труппы, драммгруппы, а также они были разделены на оперные и балетные группы. Именно в эти годы открылась одна из первых драматических сцен, которая в будущем назовется Малым театром. Хотя разделение произошло между труппами, они еще долгое время оставались неразрывными. Вскоре начали появляться такие учреждения, как академия театрального искусства, и актерами становились не бедняки, а достаточно состоятельные и образованные люди. Со временем число театров начало активно расти, управлялись они театральной конторой императора. Что касается актеров и работников, то они стали относиться ко всем театрам, а не конкретно к какой-либо труппе. В 20 веке произошло усовершенствование искусства в такой форме, какую мы можем наблюдать по сегодняшний день.

Одним из ярчайших представителей, развившихся в то время, является Большой Театр.

Роль в современном мире

Театр занимает важнейшее место в современном мире искусства, и поэтому он предназначен для широкой аудитории и изо дня в день собирает все больше новых зрителей. Очень часто в современных театрах идут пьесы, посвященные работам известных классиков, это позволяет получить новые знания и лучше ознакомиться с историей. На сегодняшний день существует множество академий и школ, где можно получить профессию актера.

Но, помимо большой академии, где обучают будущих актеров, есть и небольшие заведения, например студия театрального искусства, в которую может попасть любой талантливый человек, желающий проявить себя и обучиться всем тонкостям актерского мастерства. Некоторые современные театры поражают нас своей красотой и пластичностью архитектурных форм.



Похожие статьи
 
Категории