Рисуем дерево. Текстура карандаша при помощи дискретной кисти в Adobe Illustrator

28.02.2019

Когда я только начинала впервые рисовать текстуры, у меня под рукой не было никакой информации о том, как же это делать правильно: ни книг, ни уроков, ни даже доступа в Интернет. Но, в те славные времена мне все проблемы были нипочем и никакие трудности не останавливали на пути к решению поставленной задачи! С тех пор прошло много времени, и я уже точно никогда не сяду рисовать текстуры без развертки, без уже созданной модели, да еще и акварелью на бумаге! Но, тем не менее, было у меня и такое. Впрочем, именно текстуры стали для меня чем-то особым и любимым. Сейчас мне много приходится рисовать концепты – и это увлекательно, мне приходилось моделировать, и это тоже здорово, но текстуры для меня – как песня для соловья! В общем, очень люблю я эту работу, или даже этот вид творческой деятельности, если угодно.

Рисуя свои первые текстуры, я в первую очередь ориентировалась на текстуры реальные, взятые буквально из природы. В результате у меня дома накопилась приличная коллекция всяких камушков, палочек, коры, ржавого железа, наполовину истлевшей мешковины и прочего странного имущества. Также много приходилось и приходится фотографировать. Мой фотоаппарат оставляет желать лучшего, но снимки с изображениями реальных текстур – это бесценный материал для анализа.

Кстати, небольшая рекомендация: не ходите фотографировать текстуры в одиночку:). Всегда берите с собой кого-нибудь – так и веселей, и безопасней. Поскольку человек, который фотографирует мох, растущий на фундаменте какого-нибудь здания в центре города, при этом практически лежа на асфальте, вызывает нездоровый, но вполне объяснимый интерес у прохожих. Впрочем, если кто-то, все же решил детальней выяснить чем это вы занимаетесь, то пожалуй единственное что остается сделать, это приобрести творческий вид а-ля Сальвадор Дали, и произнести сакраментальную фразу: «Я – Художник!».


Ориентируясь на фотографии, можно создать замечательные текстуры. Всмотритесь в сложную структуру соломы, в переходы между светом и тенью, контрастность этих отношений.

Все собранные и сфотографированные материалы тщательно изучаются, рассматривая «живую» текстуру можно сделать не мало важных открытий. Однако самое главное, впоследствии, все эти свои наблюдения и выводы перенести в текстуры рисованные. Кстати, а почему именно рисованные текстуры? Ведь глядя на качественную фотографию соломы, так и хочется использовать ее в своей игре! Ответ довольно прост и сложен одновременно. С одной стороны, фототекстуры – это замечательно и на первый взгляд может здорово ускорить процесс работы. Но, с другой стороны, известен целый ряд нюансов, которые также необходимо учитывать. Например, использовать рисованные и фототекстуры одновременно – весьма сложно, из-за этого может «полететь» вся целостность игры.


Для игры «Легенды Аллодов», в свое время, были созданы несколько пробных текстур персонажей с использованием фотографий. Мы практически сразу отказались от этой идеи, так как, фотореалистичные физиономии героев слишком контрастно смотрелись с рисованными «аллодовскими» пейзажами и окружением.

Соответственно, нужно либо прилагать колоссальные усилия для создания гармоничного набора текстур (рисованные текстуры должны быть высочайшего уровня, необходим особый колористический контроль, чтобы цветность и светлотность текстур рисованных и фото, были одинаковыми), либо же использовать утрированный стиль, когда в стилизованном, рисованном мире вдруг встречаются реалистичные объекты с фототекстурой. Есть еще один момент, который часто наблюдается при использовании фототекстур новичками в играх – некая серость. Графика получается посредственно одинаковая, без изюминки. И то, что фототекстуры – это якобы спасательный круг и благодаря хорошему фотоаппарату можно горы своротить, на самом деле ничто иное, как миф. Повторюсь, чтобы из простой фотографии сделать текстуру, нужно поработать не меньше, а то и больше, чем, просто рисуя ее с нуля, а результат не всегда будет лучше.


Вглядитесь в фактуру старых красных кирпичей. Они крохкие, почти рыхлые. Подобное ощущение вызывает множество деталей на каждом кирпиче, трещинок, щербинок, а также «линялая» цветовая гамма.

Впрочем, я не буду углубляться в проблемы изготовления фототекстур, а сразу перейду к рисованию. Здесь, наверное, стоит сказать, что в рисовании текстур, как и вообще в рисовании не существует какого-то универсального способа, который можно было бы назвать самым лучшим и удобным. В своей статье я расскажу о том, как это делаю непосредственно я, и, надеюсь, что читатель найдет для себя здесь полезную информацию. Однако не стоит удивляться тому, что существует еще великое множество других способов рисования текстур. И более простых, и более сложных.


Очень интересная природная фактура земли. Подобные трещины, но только маленькие, можно наблюдать на поверхности, где раньше была пересохшая в сильную жару лужа. Эти крупные, живописные трещины мне удалось отыскать на пустынном острове, на месте пересохшего лимана.

Традиционно текстуры рисуют в Adobe Photoshop, но так сложилось, что я делаю это при помощи другого графического редактора, а именно – Corel Photo-Paint. В принципе, это ничего не значит. Не суть важно, где будут рисоваться текстуры, важен результат, а также комфорт в работе. Мне, например, очень нравится интерфейс Photo-Paint’а. И еще один немаловажный момент: графический планшет, это, конечно, очень хорошо, но и рисуя мышкой можно создавать замечательные текстуры. Я пишу об этом на тот случай, если у вас нет планшета, это не должно вставать на пути к созданию хороших, качественных текстур. И текстуры, рисованные мышкой и рисованные пером, оцениваются одинаково. Во многом такая «несправедливость» имеет сходство с традиционной живописьюхороший художник напишет хорошую картину даже на плохой бумаге и плохими красками. И наоборот, лучшая бумага и самые лучшие краски не «вытянут» слабую живопись.

Итак, как из обычной развертки получается текстура? Для начала нужно «набрать» локальные цветовые пятна. Как правило, существует заранее сделанный концепт-художником цветной эскиз, который очень помогает текстурщику разобраться с цветами и общей идеей. Закрасите вы сразу всю развертку, либо же будете детально прорабатывать всю кожу персонажа, и только потом возьметесь, например, за одежду, не существенно.

Впрочем, лучше всего проиллюстрировать поэтапно каждый шаг. Для начала, на достаточно простом примере, таком, как обычный (точнее не совсем обычный, а настоящий эльфийский!) лук.


Для начала нам нужна развертка, но в этом примере будет немного не так, поэтому вместо развертки использовался просто рендер модели. Это вполне допустимо для простого объекта, такого как, например, лук или меч. Впрочем, использование развертки – это еще и в некоторой степени – признак хорошего тона, о чем также не стоит забывать.


Теперь набирается цвет, определяется расположение декора.


Прорабатывается структура материала, в данном случае – древесины. Также прорабатываются элементы декора.


Ну, и, наконец прорабатывается объем, решаются тени и свет. Времени у меня на такую простую текстуру уходит не больше 10 минут.




Еще один пример превращения развертки в текстуру. При наличии хорошей развертки, проблем с рисованием не возникает и на такую текстуру уходит совсем немного времени. Главное помнить о швах и стыках на текстуре/модели. Поэтому, рисуя, следует немного заходить за края развертки.


На этом скриншоте мы можем видеть орков уже в игре.

По такому же принципу рисуются и более сложные текстуры. Основные отличия заключаются только в том, что элементов, деталей в текстуре гораздо больше. Правда не все так просто, как может показаться на первый взгляд. Как и в любой графической работе от художника по текстурам потребуется много старания и практики. А творческая часть потребует проявления фантазии и находчивости. Ведь текстуры, это бесспорно очень интересно, но многие начинающие художники не принимают во внимание тот факт, что текстур для игры потребуется ОЧЕНЬ много, и многие из них будут довольно однообразны.


Еще одна текстура лука. Для игры «Легенды Аллодов: Наследие Некромансера» было нарисовано более десяти текстур луков – причем на протяжении одного дня. А это требует от художника определенной усидчивости и умения выполнять монотонную, но при этом еще и творческую работу в течение длительного времени.

Если вы хотите выразить свое мироощущение через видение окружающей вас жизни, например в городском пейзаже (рис. 26), то вам нужно научиться имеющимися в арсенале художника средствами отразить на бумаге или холсте стены домов, асфальтовые дороги, кустарники, деревья, водную гладь реки, скованной каменными или чугунными парапетами набережных, небо, облака и т.п.

рисунок 26 А.Е. Алексеев. Городской пейзаж (г. Краков). Бумага. Фломастер. 1974

В натюрморте очень важно передать материальность предметов быта из стекла, металла, кожи, пластмассы, а также добиться «живости» изображения цветов, фруктов и т.п.

В портрете индивидуальность личности существенно дополняют (а иногда и выражают ее глубинную сущность, открывая тайны, тщательно спрятанные под маской сдержанности), костюм, платье, драгоценности, другие аксессуары, к которым художники всегда относятся с большим вниманием, техническими средствами своего ремесла и стиля передавая фактуру ткани, кожи, металла, драгоценных камней.

Чтобы ярко и эмоционально передать фактуру и текстуру различных предметов, необходимо использовать те законы изображения предметов в пространстве, которые мы изучили выше - это законы линейной и воздушной перспективы, расположения светотени на предметах, их тональность.

Если в рисунке правильно передана тональность, то и фактура предмета будет показана наиболее выразительно. Например, в одном из портретов, написанных великим русским художником Ильей Ефимовичем Репиным (рис. 27), на переднем плане, на столе лежат книги. Та, что ближе к нам, - старое издание с потрепанным корешком. Но если мы приглядимся внимательнее, то увидим, что корешок книги написан одним широким мазком кисти, без прорисовки деталей (см. врезку на рис. 27). Мастерство художника заключается в правильном определении и выражении тональности предмета, что позволило одним мазком кисти выразить и фактуру, и материальность корешка старинной книги.


рисунок 27 И.Е. Репин. Портрет И.М. Сеченова. Холст. Масло. 1889

В графической технике, начиная с рисунка-наброска, также очень важно умение художника-графика правильно выразить материальность объекта на бумаге.

Наглядное представление о материале дает фактура - состояние поверхности массы материала.

Фактура может быть зеркальной или матовой, гладкой или шероховатой и т.д. Например, отличие поверхности стекла от поверхности бетона. Также имеет значение структура массы, ее строение - то, что художники называют текстурой .

Например, текстура дерева отличается от текстуры мрамора. В графическом рисунке характерные признаки материалов подчеркиваются с помощью различных технических средств изображения. Так, например, для изображения стекла применяют технику акварельной живописи и мягкой кисти (рис. 28), для растительности - палочку, для бетона - сух) кисть и тушь или масляную краску. Кроме того, широко используются графические карандаши. Мягким карандашом хорошо передавать различную фактуру камня на зернистой (акварельной бумаге), более твёрдым, длинными штрихами на гладкой бумаге, можно показать прозрачность стекла или гладь воды.


рисунок 28 Изображение фактуры в технике акварельной живописи

Итак, для того чтобы передавать различные фактуры и структуры (текстуры) предметов и материалов, надо уметь пользоваться различными техническими средствами: карандаш, фломастер, перо, сухая игла и др. (рис. 29).


рисунок 29 Изображение фактуры и текстуры материала различными техническими средствам

Штриховка в рисунке имеет немалое значение. Поэтому кроме умения рисовать форму предмета и передачи её объёма, художник должен владеть карандашом так, чтобы ещё передавать фактуру поверхности или материальность предмета. В академическом рисунке есть свои традиции в плане культуры штриха. Например, штриховка геометрических тел, таких как шар или куб, делается по форме поверхности. О том, какие виды штриховки существуют в классическом рисунке я писал в . Сейчас же, мне хочется обратить внимание на то, как с помощью простого карандаша можно передать фактуру поверхности листвы, травы, коры деревьев… Как часто начинающие художники задаются такими вопросами: как рисовать стекло, воду, облака, шерсть животных или волосы в портрете? Как штриховать драпировку или плетёную корзину в натюрморте? Ответ на подобные вопросы частично заключается в технике создания фактуры посредством штриховки карандашом. Этот процесс образно можно назвать «живописью карандашом», потому что карандаш способен на многие «фокусы», подобно кисти и краскам.

По этой причине я публикую 30 различных фактур и разновидностей штриховки в рисунке. Конечно же, это лишь примерные возможности карандаша. Таких фактур может быть гораздо больше — их число ограничивает только фантазия художника. Но этих примеров достаточно, чтобы наглядно увидеть то, что штриховка — это не просто движение карандаша влево-вправо. Это очень творческий процесс. Но при таком подходе важно не забывать — главная задача штриха заключается в передаче тона. Т. е. посредством штриха художник делает участки рисунка темнее или светлее. А уже потом, штрих создаёт фактуру и прочие эффекты.

  • Как видно в этих примерах, линия карандаша может быть то широкой, то узкой. Это достигается тем, что я рисовал то плоскостью грифеля карандаша, то его кончиком. В итоге, линия становилась то тонкой и острой, то широкой и мягкой.
  • Также на фактуру влияет направление линий штриха. Он может быть разнонаправленным, а может быть направлен только в одну сторону.
  • Линия штриха тоже, различается. В некоторых штриховках она прямая. В других изогнутая. В третьих «корявая». В четвёртых — овальная или волнистая…
  • Немалое значение имеет и соединение линий штриховки друг с другом. Поверхность рисунка заштриховывается частями или фрагментами. Форма и размеры этих кусочков могут быть разными. А следовательно, будет разным и соединение этих частей в единое целое. Это влияет на создание той или иной фактуры. Помимо стыковки этих «кусочков», на фактуру ещё влияет и соединение отдельных линий штриха. А оно тоже может быть разнообразным.
  • Различные способы наложения слоёв штриховки друг на друга, также влияют на формирование фактуры.
  • Касание карандаша может быть разным. Например, карандаш сильно нажат на бумагу, проводится линия и затем, карандаш плавно отрывается от поверхности листа — получается линия, похожая на запятую. Во втором случае линия проводится так, что карандаш вообще не отрывается от бумаги — получается зигзаг. А в третьем варианте карандаш плавно начинает касаться поверхности листа, далее проводится линия, а затем карандаш также плавно отрывается от рисунка. Кроме этого, линия может резко возникать и резко заканчиваться, что образует совсем другую штриховку.

Нанесение на различные поверхности фактуры дерева посредством лакокрасочных материалов практикуется долгое время профессиональными художниками и дизайнерами.

Но, как оказывается, на рынке есть специальная краска имитирующая дерево. О характеристиках этих ЛКМ и о способах применения мы расскажем в этой статье.

Превратить металл или пластик в дерево – легко

На фото — KAOWA SEMENTOL — «жидкое дерево»

В сети вы найдете немало видеороликов, в которых профессиональные художники, посредством специальных кистей, поролоновых тампонов и прочих средств на различных предметах воссоздают фактуру древесины. После покрытия лаком, аналогов.

Запаситесь необходимыми инструментами, терпением и попробуйте сделать что-нибудь подобное. К сожалению,нарисовать фактуру дерева от руки у вас, скорее всего, не получится. Но не отчаивайтесь, выход есть — это специальная краска имитирующая структуру дерева.

К примеру, в некоторых специализированных магазинах вы найдете лакокрасочные материалы, представленные торговой маркой KAOWA SEMENTOL. На банках с этой продукцией вы сможете увидеть такие обозначения как «краска красное дерево» или дуб, ясень, тик и т.д.

То есть, эти лакокрасочные материалы позволяют не просто имитировать на тех или иных поверхностях расположение волокон древесины, а воспроизвести фактуру ценных или экзотических пород дерева. Это преимущество особенно актуально при декорировании мебели и прочих элементов антуража.

Сфера применения

Специальные лакокрасочные материалы,реализуемые как краска жидкое дерево, предназначены для обработки различных поверхностей с высокой и средней степенью плотности. Данные ЛКМ могут быть применены как для в помещении, так и для отделки снаружи.

Краска с одинаковым успехом наносится на деревянные, пластиковые, металлические, керамические, стеклянные и прочие основания с матовой, гладкой и глянцевой поверхностью. Специализированные краски для имитации деревянной фактуры не содержат наполнителей на основе древесины, а потому устойчивы к негативному воздействию факторов внешней среды.

Как уже было сказано, применение специальных составов актуально при декорировании своими руками мебели и прочих элементов в интерьере.

Эти краски нашли широкое применение в мастерских занятых усовершенствованием автомобильных салонов. Благодаря специальным лакокрасочным материалам,непрезентабельные пластиковые приборные панели, крышки различных ящичков и прочие поверхности в автомобиле можно сделать«деревянными».

Несмотря на то, что цена ЛКМ, имитирующих фактуру древесины, в разы выше стоимости традиционных эмалей, такой метод все равно доступнее, чем оплата услуг профессионального художника.

Особенности нанесения «жидкого дерева»

Применение специальных ЛКМ не сложнее, чем обычная окраска дерева. Но есть одно условие: необходимо применить правильно подобранный инструмент: жесткую плоскую кисть на основе натуральной щетины.

От длины щетины зависит то, насколько выраженной будет фактура дерева. То есть, если вам нужно чтобы волокна были хорошо прорисованы, используйте кисть с коротким ворсом.Чем длиннее будет ворс, тем более слабо выраженной будет фактура.

Краска применяется прямо из банки без особой подготовки и без применения растворителей.Необходимо заранее определиться с необходимой расцветкой, так как изменить тон или цвет краски в ходе применения не получится.

Важно: Специальная краска, предназначенная для имитации древесины, не перемешивается, а только встряхивается непосредственно перед тем как открыть банку.

Подготавливать поверхность перед декорированием необходимо точно также как перед нанесением любых ЛКМ на основе органических растворителей. То есть, основание зачищается от неровностей и загрязнений, .

Если декорируется глянцевое покрытие, его следует заматировать нулевой наждачкой для обеспечения максимальной адгезии.

Краска наносится длинными полосами от одного края изделия до другого. Растирать нанесенный слой, как это делается с обычными покрытиями, не следует, так как будет нарушена фактура имитации древесных волокон. Блестящая пленка появляется буквально через 15 минут после нанесения, а полное высыхание происходит через 1-3 часа в зависимости от температуры и влажности воздуха.

По мнению людей, применивших KAOWA SEMENTOL в соответствии с указанной инструкцией, готовое покрытие по качеству и по степени сходства со срезом дерева на порядок превосходит виниловый шпон.

Как обойтись без специальных красок

На фото — прорисовка фактуры вручную

Что делать, если специальных составов для имитации фактуры древесины в ближайших строительных магазинах нет, и вероятнее всего не появится, а декорировать ту или иную поверхность необходимо?

В этом случае придётся пробудить в себе творческий потенциал и приступить к работе.

  • Для того чтобы нарисовать деревянную поверхность нам понадобятся акриловые краски и лак на аналогичной основе . Краски подбираем двух цветов: одна тёмно-коричневая, другая — на несколько тонов светлее ближе к бежевой. Также применяем два вида плоских кистей с жесткой щетиной. Одна кисть с более длинным, а другая с более коротким ворсом.
  • Подготавливаем поверхность . Зачищаем от грязи и пыли, при необходимости грунтуем.
  • Первым слоем наносим темную краску . Слой должен быть равномерными наносить его следует кистью с длинным ворсом. Когда первый слой полностью высохнет,можно будет приступать к нанесению фактуры.
  • Светлую краску наносим вторым слоем, также используя кисть с длинным ворсом .

На фото — инструмент для имитации дерева с использованием простых красок

  • Затем выжидаем время, пока второй слой начнет подсыхать, берем кисть с коротким ворсом и проводим по покрытию из стороны в сторону одной линией . На поверхности окрашенного покрытия появятся прожилки,напоминающие волокна дерева.

Совет: Если кисть недостаточно жесткая, для нанесения фактуры можно применить одежную щетку.

  • После того как второй слой краски полностью высохнет, можно наносить лак .

Вывод

Как вы смогли убедиться, инструкция имитации дерева с помощью различных лакокрасочных материалов не представляет собой ничего сложного. Справиться с этой творческой работой наверняка сможет каждый желающий. Больше полезной информации вы обнаружите, посмотрев видео в этой статье.



Похожие статьи
 
Категории