Романтика в литературе. Возникновение романтизма в искусстве и литературе

22.04.2019

Романтизм (1790-1830) – это направление в мировой культуре, которое появилось в результате кризиса века Просвещения и его философской концепции «Tabula rasa», что в переводе означает «чистый лист». Согласно этому учению, человек рождается нейтральным, чистым и пустым, как белый лист бумаги. Значит, если заняться его образованием, можно воспитать идеального члена общества. Но хлипкая логическая конструкция рухнула, соприкоснувшись с реалиями жизни: кровопролитные Наполеоновские войны, французская революция 1789 года и другие социальные потрясения разрушили веру людей в целительные свойства Просвещения. Во время войны образованность и культурность не играли роли: пули и сабли все равно никого не щадили. Сильные мира сего усердно учились и имели доступ ко всем известным произведениям искусства, но это не помешало им посылать своих подданных на смерть, не помешало плутовать и хитрить, не помешало предаваться тем сладостным порокам, которые испокон веков развращают человечество, независимо от того, кто и как образован. Никто не остановил кровопролития, никому не помогли проповедники, преподаватели и Робинзон Крузо со своим благословенным трудом и «Божьей помощью».

Люди разочаровались, устали от социальной нестабильности. Следующее поколение «родилось старым». «Молодые люди нашли применение своим праздным силам в отчаянье» — как писал Альфред де Мюссе, автор, который написал ярчайший романтический роман «Исповедь сына века». Состояние молодого человека своего времени он описал так: «Отрицание всего небесного и всего земного, если угодно, безнадежность» . Общество прониклось мировой скорбью, а следствием этого настроения являются основные постулаты романтизма.

Слово «романтизм» произошло от испанского музыкального термина «романс» (музыкальное произведение).

Основные признаки романтизма

Романтизм обычно характеризуют, перечисляя его основные характеристики:

Романтическое двоемирие – это резкое противопоставление идеала и реальности. Реальный мир жесток и скучен, а идеал – убежище от тягот и мерзостей жизни. Хрестоматийный пример романтизма в живописи: картина Фридриха «Двое, созерцающие луну». Глаза героев устремлены к идеалу, но черные крючковатые корни жизни как будто не отпускают их.

Идеализм – это предъявление максимальных духовных требований к себе и к реальности. Пример: поэзия Шелли, где гротескный пафос молодости – главный посыл.

Инфантилизм – это неумение нести ответственность, легкомыслие. Пример: образ Печорина: герой не умеет рассчитывать последствия своих поступков, он легко ранит себя и других.

Фатализм (злой рок) – это трагический характер отношений человека и злой судьбы. Пример: «Медный всадник» Пушкина, где героя преследует злой рок, отняв у него возлюбленную, а вместе с ней и все надежды на будущее.

Много заимствований у эпохи Барокко : иррациональность (сказки братьев Гримм, рассказы Гофмана), фатализм, мрачная эстетика (мистические повести Эдгара Аллана По), богоборчество (Лермонтов, поэма «Мцыри»).

Культ индивидуализма – столкновение личности и общества – основной конфликт в романтических произведениях (Байрон, «Чайльд-Гарольд»: герой противопоставляет свою индивидуальность косному и скучному обществу, отправляясь в путешествие без конца).

Характеристики романтического героя

  • Разочарованность (Пушкин «Онегин»)
  • Нонконформизм (отвергали существующие системы ценностей, не принимали иерархии и каноны, протестовали против правил) –
  • Эпатажность поведения (Лермонтов «Мцыри»)
  • Интуиция (Горький «Старуха Изергиль» (легенда о Данко))
  • Отрицание свободной воли (все зависит от судьбы) – Вальтер Скотт «Айвенго»

Темы, идеи, философия романтизма

Главная тема в романтизме – исключительный герой в исключительных обстоятельствах. Например, – плененный с детства горец, чудом спасенный и оказавшийся в монастыре. Обычно детей берут в плен не для того, чтобы развозить их по монастырям и пополнять штат монахов, случай Мцыри – единственный в своем роде прецедент.

Философская основа романтизма и идейно-тематическое ядро – субъективный идеализм, согласно которому мир представляет собой продукт личных ощущений субъекта. Примеры субъективных идеалистов – Фихте, Кант. Хороший пример субъективного идеализма в литературе – «Исповедь сына века» Альфреда де Мюссе. На протяжении всего повествования герой погружает читателя в субъективную реальность, как будто читает личный дневник. Описывая свои любовные коллизии и сложные чувства, он показывает не окружающую действительность, а внутренний мир, который как бы подменяет внешний.

Романтизм развеял скуку и меланхолию – типичные чувства в обществе того периода. Светская игра в разочарованность блестяще обыграна Пушкиным в поэме «Евгений Онегин». Главный герой играет на публику, когда мнит себя недосягаемым для понимания простых смертных. Среди молодых людей возникла мода подражать гордому одиночке Чайльд-Гарольду, знаменитому романтическому герою из поэмы Байрона. Над этой тенденцией посмеивается Пушкин, изображая Онегина – жертву очередного культа.

Кстати, Байрон стал кумиром и иконой романтизма. Отличаясь эксцентричным поведением, поэт привлек к себе внимание общества, а показными чудачествами и бесспорным талантом завоевал признание. Он даже погиб в духе романтизма: в междоусобной войне в Греции. Исключительный герой в исключительных обстоятельствах…

Активный романтизм и пассивный романтизм: в чем разница?

Романтизм по своей природе неоднороден. Активный романтизм – это протест, мятеж против того обывательского, мерзкого мира, который так пагубно влияет на личность. Представители активного романтизма: поэты Байрон и Шелли. Пример активного романтизма: поэма Байрона «Путешествие Чайльд-Гарольда».

Пассивный романтизм – это примирение с действительностью: приукрашивание реальности, уход в себя и т.д. Представители пассивного романтизма: писатели Гофман, Гоголь, Скотт и т.д. Пример пассивного романтизма – «Золотой горшок» Гофмана.

Особенности романтизма

Идеал – это мистическое, иррациональное, недопустимое выражение мирового духа, нечто совершенное, к чему надо стремиться. Меланхолию романтизма можно назвать «томлением по идеалу». Люди жаждут его, но получить не могут, иначе полученное перестанет быть идеалом, так как из абстрактного представления о прекрасном он превратится в реальную вещь или реальное явление с погрешностями и недостатками.

Особенности романтизма – это…

  • созидание на первом месте
  • психологизм: главное не события, а чувства людей.
  • ирония: возвышение над реальностью, подтрунивание над ней.
  • самоирония: такое восприятие мира снижает напряжение

Эскапизм – бегство от реальности. Виды эскапизма в литературе:

  • фантастика (уход в вымышленные миры) – Эдгар Аллан По («Красная маска смерти»)
  • экзотика (уход в необычную местность, в культуру малоизвестных этносов) – Михаил Лермонтов (Кавказский цикл)
  • история (идеализация прошлого) – Вальтер Скотт («Айвенго»)
  • фольклор (народная фантастика) – Николай Гоголь («Вечера на хуторе близ Диканьки»)

Рациональный романтизм зародился в Англии, что, наверное, объясняется своеобразием ментальности англичан. Мистический романтизм появился именно в Германии (братья Гримм, Гофман и т.д.), где фантастический элемент тоже обусловлен спецификой менталитета немцев.

Историзм — это принцип рассмотрения мира, социальных и культурных явлений в закономерном историческом развитии.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Романтизм – понятие, которому трудно дать точное определение. В разных европейских литературах оно трактуется по-своему и в творчестве различных писателей-«романтиков» выражено различно. И по времени, и по существу, это литературное направление очень близко к ; у многих писателей эпохи оба эта направления даже сливаются совершенно. Подобно сентиментализму, романтическое направление было со всех европейских литературах протестом против псевдоклассицизма .

Романтизм как литературное направление

Вместо идеала классической поэзии – гуманизма, олицетворения всего человеческого, в конце XVIII – начале XIX века явился идеализм христианский – стремление ко всему небесному и божественному, ко всему сверхъестественному и чудесному. При этом главной целью человеческой жизни поставлялось уже не наслаждение счастьем и радостями земной жизни, а чистота души и спокойствие совести, терпеливое перенесение всех бедствий и страданий земной жизни, надежда на жизнь будущую и приготовление к этой жизни.

Псевдоклассицизм требовал от литературы рассудочности, подчинения чувства разуму; он заковывал творчество в те литературные формы, которые заимствованы были у древних; он обязывал писателей не выходить из пределов древней истории и древней поэтики . Псевдоклассики внесли в литературу строгий аристократизм содержания и формы, внесли исключительно-«придворные» настроения.

Сентиментализм выставил против всех этих особенностей псевдоклассицизма поэзию свободного чувства, преклонение перед своим свободным чувствительным сердцем, перед своей «прекрасной душой», и природой, безыскусственной и простой. Но если сентименталисты подорвали значение ложного классицизма, то не они начали сознательную борьбу с этим направлением. Эта честь принадлежала «романтикам»; они выставили против ложных классиков большую энергию, более широкую литературную программу и, главное, попытку создать новую теорию поэтического творчества. Одним из первых пунктов этой теории было отрицание XVIII века, его рассудочной «просветительской » философии, форм его жизни. (См. Эстетика романтизма , Этапы развития романтизма .)

Такой протест против правил устаревшей морали и социальных форм жизни отразился на увлечении произведениями, в которых главными героями были протестующие герои – Прометеи, Фаусты , затем «разбойники», как враги устаревших форм социальной жизни... С легкой руки Шиллера , возникла даже целая «разбойничья» литература. Писателей заинтересовали образы «идейных» преступников, людей падших, но сохраняющих высокие чувства человека (таков был, к примеру, романтизм Виктора Гюго). Конечно, эта литература уже не признавала дидактизма и аристократизма, – она была демократична, была далека от назидательности и, по манере письма, приближалась к натурализму , точному воспроизведению действительности, без выбора и идеализации.

Таково одно течение романтизма, созданное группой протестующих романтиков. Но была другая группа – мирных индивидуалистов, которых свобода чувства не привела к борьбе социальной. Это мирные энтузиасты чувствительности, ограниченные стенками своего сердца, убаюкивающие себя до тихих восторгов и слез анализом своих ощущений. Они, пиетисты и мистики , могут пристроиться ко всякой церковно-религиозной реакции, ужиться и с политической, ибо отошли от общественности в мир своего крошечного «я», в уединение, в природу, вещающую о благости Творца. Они признают только «внутреннюю свободу», «воспитывают добродетель». У них «прекрасная душа» – schöne Seele немецких поэтов, belle âme Руссо , «душа» Карамзина ...

Романтики этого второго типа почти ничем не отличаются от «сентименталистов». Они любят свое «чувствительное» сердце, знают только нежную, грустную «любовь», чистую, возвышенную «дружбу», – они охотно проливают слезы; «сладкая меланхолия» – их любимое настроение. Они любят грустную природу, туманные, или вечерние пейзажи, кроткое сияние луны. Они охотно мечтают на кладбищах и около могил; им по душе грустная музыка. Их интересует все «фантастическое» вплоть до «видений». Следя внимательно за прихотливыми оттенками различных настроений своего сердца, они берутся за изображение сложных и неясных, «смутных» чувств, – они пытаются на языке поэзии выразить «невыразимое», найти новый стиль для новых настроений, неизвестных псевдоклассикам.

Вот это именно содержание их поэзии и выразилось в том неясном и одностороннем определении «романтизма», которое сделал Белинский : «это – желание, стремление, порыв, чувство, вздох, стон, жалоба на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастье, которое Бог знает в чём состояло. Это мир, чуждый всякой действительности, населённый тенями и призраками. Это унылое, медленно текущее… настоящее, которое оплакивает прошедшее и не видит перед собой будущего; наконец, это любовь, которая питается грустью и которая без грусти не имела бы, чем поддержать своё существование».

Сообщение о романтизме расскажет Вам об идейном и художественном направлении конца XVIIIначала XIX века.

«Романтизм» сообщение кратко

Что такое романтизм?

Романтизм является идейным и художественным направлением, которое возникло в американской и европейской культуре конца XVIII века — начале XIX века, в качестве реакции на эстетику классицизма. Вначале романтизм сложился в 1790 –тые годы в немецкой поэзии и философии, позже распространился во Франции, Англии и остальных странах.

Особенности романтизма

В искусстве романтизма новыми критериями стали повышенное внимание к неповторимым, индивидуальным чертам человека, свобода самовыражения, искренность, раскованность и естественность. Представители нового течения отвергали практицизм и рационализм, прославляя вдохновение и эмоциональность выражения.

Молодежь особенно поддалась влиянию романтизма, ведь она получила возможность много читать и учиться. Молодые люди вдохновились идеями самосовершенствования и индивидуального развития, идеализации личной свободы, которые сочетались с отвержением рационализма. Символом воплощения новых романтических идей в Европе стала картина «Странник над морем тумана».

В живописи романтизма преобладали объемная пространственность, динамичность композиции, светотень и насыщенный колорит. Среди художников-романтиков выделяют Жерико, Тернера, Делакруа, Мартина и Фузели. Излюбленные мотивы – старинные руины и пейзажи.

В литературе романтики обратились к загадочному, таинственному, ужасному: сказкам и народным поверьям. Среди новых возникших литературных движений были «Буря и натиск» (Германия), примитивизм (Франция). Особенной популярностью пользовался готический роман, баллады и старые романсы.

Главные черты романтизма в литературе:

  • Полная свобода творчества
  • Разнообразие жанров
  • Личное, лирическое начало произведений
  • Необыкновенные и фантастические события
  • Перемещение героев в острые ситуации
  • Характер главных героев был ярким
  • Очень часто действия книги происходили в далеких странах с диковинными условиями

В философии же романтиками себя объявили братья Новалис и Шлегель, Колридж. Они «проповедовали» трансцендентальную философию Фихте и Канта, основанную на творческих возможностях разума. Философские новые идеи широко распространились во Францию и Англию и оказали влияние на дальнейшее развитие американского трансцендентализма.

2.1 Романтизм в русской литературе

Русский романтизм, в отличие от европейского с его ярко выраженным антибуржуазным характером, сохранял большую связь с идеями Просвещения и воспринял часть из них - осуждение крепостного права, пропаганду и защиту просвещения, отстаивание народных интересов. Огромное воздействие на развитие русского романтизма оказали военные события 1812 года. Отечественная война вызвала не только рост гражданского и национального самосознания передовых слоев русского общества, но и признание особой роли народа в жизни национального государства. Тема народа стала очень значительной для русских литераторов-романтиков. Им казалось, что, постигая дух народа, они приобщались к идеальным началам жизни. Стремлением к народности отмечено творчество всех русских романтиков, хотя понимание "народной души" у них было различным.

Так, для Жуковского народность - это, прежде всего, гуманное отношение к крестьянству и вообще к бедным людям. Сущность ее он видел в поэзии народных обрядов, лирических песен, народных примет и суеверий.

В творчестве романтиков-декабристов представление о народной душе связывалось с другими чертами. Для них народный характер - это характер героический, национально-самобытный. Он коренится в национальных традициях народа. Наиболее яркими выразителями народной души они считали таких деятелей, как князь Олег, Иван Сусанин, Ермак, Наливайко, Минин и Пожарский. Так, понятному народному идеалу посвящены поэмы Рылеева "Войнаровский", "Наливайко", его "Думы", повести А. Бестужева, южные поэмы Пушкина, позднее - "Песнь про купца Калашникова" и поэмы кавказского цикла Лермонтова. В историческом прошлом русского народа поэтов-романтиков 20-х годов особенно привлекали кризисные моменты - периоды борьбы с татаро-монгольским игом, вольного Новгорода и Пскова - с самодержавной Москвой, борьбы с польско-шведской интервенцией и т. п.

Интерес к отечественной истории у поэтов-романтиков порождался чувством высокого патриотизма. Расцветший в период Отечественной войны 1812 года русский романтизм воспринял его как одну из своих идейных основ. В художественном плане романтизм, подобно сентиментализму, уделял большое внимание изображению внутреннего мира человека. Но в отличие от писателей-сентименталистов, которые воспевали "тихую чувствительность" как выражение "томно-горестного сердца", романтики предпочитали изображение необыкновенных приключений и бурных страстей. Вместе с тем безусловной заслугой романтизма, прежде всего его прогрессивного направления, стало выявление действенного, волевого начала в человеке, стремления к высоким целям и идеалам, которые поднимали людей над повседневностью. Такой характер носило, например, творчество английского поэта Дж. Байрона, влияние которого испытали многие русские писатели начала XIX века.

Глубокий интерес к внутреннему миру человека вызывал у романтиков равнодушие к внешней красивости героев. В этом романтизм так же кардинально отличался от классицизма с его обязательной гармонией между внешностью и внутренним содержанием персонажей. Романтики же, наоборот, стремились обнаружить контрастность внешнего облика и духовного мира героя. В качестве примера можно вспомнить Квазимодо ("Собор Парижской богоматери" В. Гюго), урода с благородной, возвышенной душой.

Одним из важных достижений романтизма является создание лирического пейзажа. Он служит у романтиков своего рода декорацией, которая подчеркивает эмоциональную напряженность действия. В описаниях природы отмечалась ее "духовность", ее соотношение с судьбой и участью человека. Ярким мастером лирического пейзажа являлся Александр Бестужев, уже в ранних повестях которого пейзаж выражает эмоциональный подтекст произведения. В повести "Ревельский турнир" он так изображал живописный вид Ревеля, соответствовавший настроению персонажей: "Это было в мае месяце; яркое солнце катилось к полудню в прозрачном эфире, и только вдали серебристой облачной бахромой касался воды полог небосклона. Светлые спицы колоколен ревельских горели по заливу, и серые бойницы Вышгорода, опершись на утес, казалось, росли в небо и, будто опрокинутые, вонзались в глубь зеркальных вод".

Своеобразие тематики романтических произведений способствовало использованию специфического словарного выражения - обилию метафор, поэтических эпитетов и символов. Так, романтическим символом свободы представало море, ветер; счастья - солнце, любви - огонь или розы; вообще розовый цвет символизировал любовные чувства, черный - печаль. Ночь олицетворяла зло, преступления, вражду. Символ вечной изменчивости - волна морская, бесчувственности - камень; образы куклы или маскарада означали фальшь, лицемерие, двуличность.

Родоначальником русского романтизма принято считать В. А. Жуковского (1783-1852). Уже в первые годы XIX века он приобретает известность как поэт, воспевающий светлые чувствования - любовь, дружбу, мечтательные душевные порывы. Большое место в его творчестве занимали лирические образы родной природы. Жуковский стал создателем в русской поэзии национального лирического пейзажа. В одном из ранних своих стихотворений элегии "Вечер" поэт так воспроизводил скромную картину родного края:

Все тихо: рощи спят; в окрестности покой,

Простершись на траве под ивой наклоненной,

Внимаю, как журчит, сливался с рекой,

Поток, кустами осененный.

Чуть слышно над ручьем колышется тростник,

Глас петела вдали уснувши будит селы.

В траве коростыля я слышу дикий крик...

Эта любовь к изображению русской жизни, национальных традиций и обрядов, легенд и сказаний выразится и в ряде последующих произведений Жуковского.

В поздний период своего творчества Жуковский много занимался переводами и создал ряд поэм и баллад сказочного и фантастического содержания ("Ундина", "Сказка о царе Берендее", "Спящая царевна"). Баллады Жуковского исполнены глубокого философского смысла, в них отразились и его личные переживания, и раздумья и черты, присущие вообще романтизму.

Жуковскому, как и другим русским романтикам, в высокой степени было присуще стремление к нравственному идеалу. Этим идеалом для него были человеколюбие и независимость личности. Их он утверждал и своим творчеством, и своей жизнью.

В литературном творчестве конца 20-30-х годов романтизм сохранил прежние позиции. Однако развивающийся в иной общественной обстановке, он приобрел новые, своеобразные черты. На смену задумчивым элегиям Жуковского и революционному пафосу поэзии Рылеева приходит романтизм Гоголя и Лермонтова. Их творчество носит отпечаток того своеобразного идейного кризиса после разгрома восстания декабристов, который переживало общественное сознание этих лет, когда измена прежним прогрессивным убеждениям, тенденции своекорыстия, обывательской "умеренности" и осторожности обнаружились особенно явственно.

Поэтому в романтизме 30-х годов возобладали мотивы разочарования в современной действительности, критическое начало, присущее этому направлению по его социальной природе, стремление ухода в некий идеальный мир. Наряду с этим - обращение к истории, попытка осмысления современности с позиций историзма.

Романтический герой выступал часто как человек, утративший интерес к земным благам и обличающий сильных и богатых мира сего. Противостояние героя обществу рождало трагическое мироощущение, свойственное романтизму этого периода. Гибель нравственных и эстетических идеалов - красоты, любви, высокого искусства предопределяла личную трагедию человека, одаренного большими чувствами и мыслями, по выражению Гоголя, "полным ярости".

Наиболее ярко и эмоционально умонастроения эпохи отразились в поэзии, и особенно в творчестве крупнейшего поэта XIX века - М. Ю. Лермонтова. Уже в ранние годы свободолюбивые мотивы занимают важное место в его поэзии. Поэт горячо сочувствует тем, кто активно борется с несправедливостью, кто восстает против рабства. В этом плане значительны стихотворения "Новгороду" и "Последний сын вольности", в которых Лермонтов обращался к излюбленному сюжету декабристов - новгородской истории, в которой они видели образцы республиканского вольнолюбия далеких предков.

Характерное для романтизма обращение к национальным истокам, к фольклору проявляется и в последующих произведениях Лермонтова, например, в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". Тема борьбы за независимость Родины - одна из излюбленных тем лермонтовского творчества - особенно ярко освещается она в "кавказском цикле". Кавказ воспринимался поэтом в духе вольнолюбивых стихов Пушкина 20-х годов - дикая величественная природа его противопоставлялась "неволе душных городов", "жилище вольности святой" - "стране рабов, стране господ" николаевской России. Лермонтов горячо сочувствовал вольнолюбивым народам Кавказа. Так, герой повести "Измаил-бей" отказался от личного счастья во имя освобождения родной страны.

Эти же чувства владеют героем поэмы "Мцыри". Образ его исполнен таинственности. Подобранный русским генералом мальчик томится пленником в монастыре и страстно тоскует по свободе и отчизне: "Я знал одной лишь думы власть, - признается он перед смертью, - Одну, но пламенную страсть: Она как червь во мне жила, Изгрызла душу и сожгла. Она мечты мои звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв. Где в тучах прячутся скалы. Где люди вольны как орлы...". Тоска по воле сливается в сознании юноши с тоской по родине, по вольной и "мятежной жизни", к которой он так отчаянно стремился. Таким образом, любимых героев Лермонтова, как романтических героев декабристов, отличает активное волевое начало, ореол избранников и борцов. В то же время герои Лермонтова, в отличие от романтических персонажей 20-х годов, предчувствуют трагический исход их действий; стремление к гражданской деятельности не исключает у них личного, часто лирического плана. Обладая чертами романтических героев предшествующего десятилетия - повышенной эмоциональностью, "пылом страстей", высоким лирическим пафосом, любовью как "страстью сильнейшей" - они несут в себе приметы времени - скепсис, разочарование.

Историческая тема стала особо популярной у писателей-романтиков, которые видели в истории не только способ познания национального духа, но и действенность использования опыта прошлых лет. Наиболее популярными авторами, писавшими в жанре исторического романа, были М. Загоскин и И. Лажечников.


Людей, борющихся со стихией, морские сражения; А.О. Орловский. Теоретические основы Романтизма сформировали - Ф. и А. Шлегели и Ф. Шеллинг. Живопись эпохи «передвижников». Влияние общественной среды на работу и тенденции творчества русских художников второй половине XIX века. Осознанный поворот новой русской живописи к демократическому реализму, национальности, современности обозначился в...

Его картины очень печальны («Анкор, еще анкор!», «Вдовушка»). Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв крепостнической России - основная тема творчества Павла Андреевича Федотова. Русская живопись второй половины XIX века. Вторая половина XIXв. ознаменовалась расцветом русского изобразительного искусства. Оно стало подлинно великим...

Литературы и отблеск трагичности в портретной живописи этого художественного направления. Критический настрой мышления русской интеллигенции не мог оставаться в рамках романтизма, и бурное развитие русского искусства в XIX веке привели его к реализму. Мастерство гениев, которыми насыщен этот период культуры, требовало устремления к реальности, более верного и тщательного ее воспроизведения, к...

Время русская музыкальная культура поднялась на невиданную еще высоту. Литература. Именно рассвет литературы позволил определить первую половину 19 века как «золотой век» русской культуры. Писатели, отражавшие русскую действительность, занимали разные общественно-политические позиции. Существовали различные художественные стили (методы), сторонники которых придерживались противоположных убеждений...

– (фр. romantisme , от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание

правил“, но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее – непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана

, А.Мюссе , Дж.Байрона , А.Виньи , А.Ламартина , Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в «драме рока», или «трагедии рока», – З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана , Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», – прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма – это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация – лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан

, В.А.Жуковский ). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли , Ш.Петефи, А.Мицкевич , ранний А.С.Пушкин ). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность

в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф.Купер , А.Виньи , В.Гюго ), основоположником которого считается В.Скотт ,и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно – и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце

18 – нач. 19 вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке – например, на Востоке и в Америке, или, для русских – на Кавказе или в Крыму. Так, романтические

поэты – по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов – также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады – заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм 19 в. – склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие «субъективного человека».

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель

, Д.Юм , И.Кант , Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа – одно из одеяний Бога, «живое одеяние Божества»).

Романтизм – культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

Германию можно считать страной классического романтизма. Здесь события Великой французской революции были осознаны скорее в области идей. Общественные проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики. Воззрения немецких романтиков становятся всеевропейскими, оказывают влияние на общественную мысль, искусство других стран. История немецкого романтизма распадается на несколько периодов.

У истоков немецкого романтизма стоят писатели и теоретики иенской школы (В.Г.Ваккенродер, Новалис , братья Ф. и А.Шлегели, В.Тик). В лекциях А.Шлегеля и в трудах Ф.Шеллинга концепция романтического искусства приобрела свои очертания. Как пишет одна из исследовательниц иенской школы Р.Хух, иенские романтики «выдвигали в качестве идеала объединение различных полюсов, как бы последние ни назывались – разумом и фантазией, духом и инстинктом». Иенцам же принадлежат и первые произведения романтического направления: комедия Тика Кот в сапогах (1797), лирический цикл Гимны к ночи (1800) и роман Генрих фон Офтердинген (1802) Новалиса. К этому же поколению принадлежит поэт-романтик Ф.Гёльдерлин , не входивший в иенскую школу.

Гейдельбергская школа – второе поколение немецких романтиков. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору. Этим интересом объясняется появление сборника народных песен Волшебный рог мальчика (1806–08), составленного Л.Арнимом и Брентано, а также Детских и семейных сказок (1812–1814) братьев Я. и В.Гримм . В рамках гейдельбергской школы оформилось первое научное направление в изучении фольклора – мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.

Для позднего немецкого романтизма характерны мотивы безысходности, трагизма, неприятие современного общества, ощущение несовпадения мечты и реальности (Клейст

, Гофман). К этому поколению относятся А.Шамиссо, Г.Мюллер и Г.Гейне, назвавший себя «последним романтиком».

Английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английским романтикам присуще ощущение катастрофичности исторического процесса. Поэты «озерной школы» (У.Вордсворт

, С.Т.Колридж , Р.Саути ) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке.

Романтические поэмы на средневековые сюжеты и исторические романы В.Скотта отличает интерес к родной старине, к устной народной поэзии.

Основная тема творчества Дж. Китса , члена группы «лондонских романтиков», куда помимо него входили Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант, – красота мира и человеческой природы.

Крупнейшие поэты английского романтизма – Байрон и Шелли, поэты «бури», увлеченные идеями борьбы. Их стихия – политический пафос, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в самой гуще «романтических» событий войны за независимость Греции. Образы героев-мятежников, индивидуалистов с чувством трагической обреченности, надолго сохраняли влияние на всю европейскую литературу, а следование байроновскому идеалу получило название «байронизма».

Во Франции романтизм утвердился довольно поздно, к началу 1820-х. Здесь были сильны традиции классицизма, и новому направлению пришлось преодолевать сильное противодействие. Хотя романтизм и принято сопоставлять с развитием антипросветительского движения, тем не менее он сам связан и с наследием Просвещения, и с предшествующими ему художественными направлениями. Так лирический интимно-психологический роман и повесть Атала (1801) и Рене (1802) Шатобриана, Дельфина (1802) и Коринна, или Италия (1807) Ж.Сталь, Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, Адольф (1815) Б.Констана – оказали большое влияние на формирование французского романтизма. Жанр романа получает дальнейшее развитие: психологический (Мюссе ), исторический (Виньи, раннее творчество Бальзака , П.Мериме), социальный (Гюго, Жорж Санд, Э.Сю). Романтическая критика представлена трактатами Сталь, теоретическими выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода. Здесь же, во Франции, блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш.О.Сент-Бёв, М.Деборд-Вальмор). Появляется романтическая драма (А.Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе).

Романтизм получил распространение и в других европейских странах. А развитие романтизма в США связано с утверждением национальной независимости. Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У.Ирвинг, Купер, У.К.Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э.По, Хоторн, Г.У.Лонгфелло , Г.Мелвилл и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р.У.Эмерсон, Г.Торо, Хоторн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.

Романтизм в России явление во многом отличное от западноевропейского, хотя и на него безусловное влияние оказала Великая Французская революция. Дальнейшее развитие направления связано прежде всего с войной 1812 и ее последствиями, с дворянской революционностью.

Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть 19 в., значительный и яркий период русской культуры. Он связан с именами В.А.Жуковского

, К.Н.Батюшкова , А.С.Пушкина , М.Ю.Лермонтова, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, Е.А.Баратынского , Н.В.Гоголя. Романтические идеи явственно проявляются к концу 18 в. Произведения, относящиеся к этому периоду, несут в себе разные художественные элементы.

В начальный период романтизм тесно переплетается с различными доромантическими влияниями. Так, на вопрос, считать ли Жуковского романтиком, или его творчество принадлежит эпохе сентиментализма, разные исследователи отвечают по-разному. Г.А.Гуковский считал, что тот сентиментализм, из которого «вышел» Жуковский, сентиментализм «карамзинского толка», уже был ранним этапом романтизма. А.Н.Веселовский видит роль Жуковского во внесении в поэтическую систему сентиментализма отдельных романтических элементов и отводит ему место в преддверии русского романтизма. Но как бы ни решался этот вопрос, имя Жуковского тесно связано с эпохой романтизма. Будучи членом Дружеского литературного общества и сотрудничая в журнале «Вестник Европы», Жуковский играл значительную роль в утверждении романтических идей и представлений.

Именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков – баллада. По мнению В.Г.Белинского, она позволила поэту привнести в русскую словесность «откровение тайн романтизма». Жанр литературной баллады возникает во второй половине 18 в. Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник», эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам. После Жуковского к жанру баллады обращаются многие поэты – А.С.Пушкин (Песнь о Вещем Олеге

, Утопленник), М.Ю.Лермонтов (Воздушный корабль , Русалка ), А.К.Толстой ( Василий Шибанов) и др. Другой жанр, прочно утвердившийся в русской литературе благодаря творчеству Жуковского, – элегия. Романтическим манифестом поэта можно считать стихотворение Невыразимое (1819). Жанр этого стихотворения – отрывок – подчеркивает неразрешимость вечного вопроса: Что наш язык земной пред дивною природой ? Если в творчестве Жуковского сильны традиции сентиментализма, то поэзия К.Н.Батюшкова, П.А.Вяземского , юного Пушкина отдают дань анакреонтической «легкой поэзии». В творчестве поэтов-декабристов – К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского и др. – ясно проступают традиции просветительского рационализма.

Историю русского романтизма принято делить на два периода. Первый заканчивается восстанием декабристов. Романтизм этого периода достиг своей вершины в творчестве А.С.Пушкина, когда он пребывал в южной ссылке. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, – одна из основных тем «романтического» Пушкина. (Кавказский пленник

, Братья разбойники» , Бахчисарайский фонтан , Цыганы – цикл «южных поэм»). С темой свободы переплетаются мотивы заточения, изгнания. В стихотворении Узник создан чисто романтический образ, где даже орел – традиционный символ свободы и силы, мыслится как товарищ лирического героя по несчастью. Завершает период романтизма в творчестве Пушкина стихотворение К морю (1824). После 1825 русский романтизм изменяется. Поражение декабристов стало переломным моментом в жизни общества. Романтические настроения усиливаются, но акценты смещаются. Противопоставление лирического героя и общества становится роковым, трагическим. Это уже не сознательное уединение, бегство от суеты, а трагическая невозможность найти гармонию в обществе.

Творчество М.Ю.Лермонтова стало вершиной этого периода. Лирический герой его ранней поэзии – мятежник, бунтарь, личность, которая вступает в битву с судьбой, в битву, исход которой предопределен. Однако эта борьба неизбежна, потому что она и является жизнью (Я жить хочу! хочу печали… ). Лирическому герою Лермонтова нет равных среди людей, в нем видны и божественные и демонические черты (Нет, я не Байрон, я другой… ). Тема одиночества – одна из основных в творчестве Лермонтова, во многом дань романтизму. Но она имеет и философскую основу, связанную с концепциями немецких философов Фихте и Шеллинга. Человек – не только личность, ищущая жизнь в борьбе, но при этом сама полна противоречий, соединяющая в себе добро и зло, и во многом из-за этого одинокая и непонятая. В стихотворении Дума Лермонтов обращается к К.Ф.Рылееву, в творчестве которого жанр «думы» занимает немалое место. Ровесники Лермонтова одиноки, жизнь для них бессмысленна, они не надеются оставить свой след в истории: Его грядущее иль пусто, иль темно… . Но и для этого поколения святы абсолютные идеалы, и оно стремится к обретению смысла жизни, но ощущает недостижимость идеала. Так Дума из рассуждения о поколении становится размышлением о смысле жизни.

Поражение декабристов усиливает пессимистические романтические настроения. Это выражается в позднем творчестве писателей-декабристов, в философской лирике Е.А.Баратынского и поэтов-«любомудров» – Д.В.Веневитинова , С.П.Шевырёва, А.С.Хомякова). Развивается романтическая проза: А.А.Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В.Гоголя (Вечера на хуторе близ Диканьки

), А.И.Герцен . Завершающей романтическую традицию в русской литературе можно считать философскую лирику Ф.И.Тютчева . В ней он продолжает две линии – русского философского романтизма и классицистической поэзии. Ощущая противостояние внешнего и внутреннего, его лирический герой не отказывается от земного, но устремляется к бесконечному. В стихотворении Silentium ! он отказывает «земному языку» не только в способности передать прекрасное, но и любовь, задаваясь тем самым вопросом, что и Жуковский в Невыразимом . Необходимо принять одиночество, ибо истинная жизнь настолько хрупка, что не вынесет вмешательства извне: Лишь жить в себе самом умей – / Есть целый мир в душе твоей…А размышляя об истории, Тютчев видит величие души в способности отрешиться от земного, почувствовать себя свободным (Цицерон ). В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму. Но традиции романтизма напоминают о себе на протяжении всего 19 в.

В конце 19 – начале

20 вв. возникает так называемый неоромантизм. Он не представляет целостного эстетического направления, его появление связано с эклектичностью культуры рубежа веков. Неоклассицизм связан, с одной стороны, с реакцией на позитивизм и натурализм в литературе и искусстве, с другой, противостоит декадентству, противополагая пессимизму и мистицизму романтическое преображение действительности, героическую приподнятость. Неоромантизм – результат разнообразных художественных поисков, характерных для культуры рубежа веков. Тем не менее это направление тесно связано с романтической традицией прежде всего общими принципами поэтики – отрицанием обыденного и прозаического, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и фантастике и др.

Наталья Яровикова

P омантизм в театре. Романтизм возник как протест против классицистской трагедии , в которой к концу 18 в. строго формализованный канон достиг своего апогея. Строгая рациональность, проходящая через все компоненты классицистского спектакля – от архитектоники драматургии до актерского исполнения – вступили в полное противоречие с основополагающими принципами социального функционирования театра: классицистские спектакли перестали вызывать живой отклик зрительного зала. В стремлении теоретиков, драматургов, актеров оживить искусство театра поиски новых форм явились насущной необходимостью. Sturm und Drang ), яркими представителями которого были Ф.Шиллер (Разбойники , Заговор Фиеско в Генуе , Коварство и любовь ) и И.В.Гете (в своих ранних драматических опытах: Гец фон Берлихинген и др.). В полемике с классицистским театром «штюрмеры» разрабатывали жанр свободной по форме тираноборческой трагедии, главным героем которой становится сильная личность, восстающая против законов общества. Однако эти трагедии еще во многом подчинены законам классицизма: в них соблюдены три канонических единства ; язык пафосно торжественен. Изменения скорее касаются проблематики пьес: на смену строгой рациональности нравственных конфликтов классицизма приходит культ неограниченной свободы личности, мятежный субъективизм, отвергающий все возможные законы: морали , нравственности, социума. В полной мере эстетические принципы романтизма были заложены в период т.н. Веймарского классицизма, тесно связанного с именем И.В.Гете , руководившего на рубеже 18 – 19 вв. придворным Веймарским театром. Не только драматургическая (Ифигения в Тавриде , Клавиго , Эгмонт и др.), но и режиссерская и теоретическая деятельность Гете заложила основы эстетики театрального романтизма: воображение и чувство. Именно в Веймарском театре того времени было впервые сформулировано требование к актерам вживаться в роль , а в театральную практику впервые введены застольные репетиции .

Однако особенно остро проходило становление романтизма во Франции. Причины этого двояки. С одной стороны, именно во Франции особенно сильны были традиции театрального классицизма: справедливо считается, что свое законченное и совершенное выражение классицистская трагедия приобрела в драматургии П.Корнеля и Ж.Расина . И, чем сильнее традиции, тем жестче и непримиримее протекает борьба с ними. С другой стороны, коренным преобразованиям во всех областях жизни дала толчок французская буржуазная революция 1789 и контрреволюционный переворот 1794. Идеи равенства и свободы, протеста против насилия и социальной несправедливости оказались чрезвычайно созвучными проблематике романтизма. Это дало мощный толчок развитию французской романтической драматургии. Ее славу составили В.Гюго (Кромвель , 1827; Марион Делорм , 1829; Эрнани , 1830; Анджело , 1935; Рюи Блаз , 1938 и др.); А. де Виньи (Жена маршала д"Анкр, 1931; Чаттертон, 1935; переводы пьес Шекспира); А.Дюма-отец (Антони, 1931; Ричард Дарлингтон, 1831; Нельская башня, 1832; Кин, или Беспутство и гениальность, 1936); А. де Мюссе (Лорензаччо, 1834). Правда, в своей поздней драматургии Мюссе отошел от эстетики романтизма, переосмыслив его идеалы в ироническом и несколько пародийном ключе и насыщая свои произведения изящной иронией (Каприз, 1847; Подсвечник , 1848; Любовью не шутят , 1861 и др.).

Драматургия английского романтизма представлена в творчестве великих поэтов Дж.Г.Байрона (Манфред , 1817; Марино Фальеро , 1820 и др.) и П.Б.Шелли (Ченчи , 1820; Эллада , 1822); немецкого романтизма – в пьесах И.Л.Тика (Жизнь и смерть Геновевы , 1799; Император Октавиан , 1804) и Г.Клейста (Пентесилея , 1808; Принц Фридрих Гомбургский , 1810 и др.).

Романтизм оказал огромное влияние на развитие актерского искусства: впервые в истории основой создания роли стал психологизм. На смену рационально выверенной актерской манере классицизма пришла бурная эмоциональность, яркая драматическая экспрессия, многогранность и противоречивость психологической разработки характеров. Сопереживание вернулось в зрительные залы; кумирами публики стали крупнейшие драматические актеры-романтики: Э.Кин (Англия); Л.Девриент (Германия), М.Дорваль и Ф.Леметр (Франция); А.Ристори (Италия); Э.Форрест и Ш.Кашмен (США); П.Мочалов (Россия).

Под знаком романтизма развивается и музыкально-театральное искусство первой половины 19 в. – как опера (Вагнер, Гуно, Верди, Россини, Беллини и др.), так и балет (Пуни, Маурер и др.).

Романтизм обогатил и палитру постановочно-выразительных средств театра. Впервые принципы искусства художника, композитора, декоратора начали рассматриваться в контексте эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики действия.

К середине 19 в. эстетика театрального романтизма, казалось, себя изжила; на смену ей шел реализм, вобравший в себя и творчески переосмысливший все художественные достижения романтиков: обновление жанров, демократизацию героев и литературного языка, расширение палитры актерских и постановочных средств. Однако в 1880–1890-х в театральном искусстве сформировалось и укрепилось направление неоромантизма – преимущественно как полемика с натуралистическими тенденциями в театре. Неоромантическая драматургия в основном развивалась в жанре стихотворной драмы, близкой лирической трагедии. Лучшие пьесы неоромантиков (Э.Ростан , А.Шницлер , Г.Гофмансталь, С.Бенелли) отличаются напряженным драматизмом и изысканным языком.

Несомненно, эстетика романтизма с его эмоциональной приподнятостью, героическим пафосом, сильными и глубокими чувствами чрезвычайно близка именно театральному искусству, принципиально строящемуся на сопереживании и ставящему своей главной целью достижение катарсиса. Именно поэтому романтизм просто не может безвозвратно кануть в прошлое; во все времена спектакли этого направления будут востребованы публикой.

Татьяна Шабалина

ЛИТЕРАТУРА Гайм Р. Романтическая школа . М., 1891
Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом . Л., 1962
Европейский романтизм . М., 1973
Эпоха романтизма. Из истории международных связей русской литературы . Л., 1975
Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Русский романтизм . Л., 1978
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX — XX вв. Очерки. М., 2001
Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма . М., 2001

Похожие статьи
 
Категории