Русские бани. Место омовения или разврата? Они наддают жару

26.02.2019

Русские бани долгое время не давали покоя иностранцам. Так что все-таки делают там русские? Моются или развратничают? И чему способствует такая простота нравов: развращению народа или, напротив, его целомудрию? Мнения разделились.

Казанова, всемирно известный покоритель женщин, чье имя стало нарицательным, высказался следующим образом.
«По субботам я ходил с ней (с любовницей – К-К) в русские бани, дабы помыться в обществе еще человек 40, мужчин и женщин, вовсе нагих, кои ни на кого не смотрели и считали, что никто ни них не смотрит. Подобное бесстыдство проистекало из чистоты нравов».
Дж. Казанова «Воспоминания»

Ж. Делабарт Вид Серебренических бань в Москве (или «Серебренические бани на берегу р. Яузы с изображением обряда русской свадьбы») 1796. Русский музей.

Венесуэлец Франциско де Миранда, посетивший Россию в 1786-1787 гг., похоже, был не в большом восторге от увиденного и происходящее его шокировало. Хотя, судя по частому упоминанию в мемуарах походов к дамам легкого поведения, особым целомудрием путешественник не страдал.
"Оттуда поехали в Большие бани, мужские и женские, что на Москве-реке. Зашли сначала в мужские, где увидели великое множество голых людей, которые плескались в воде безо всякого стеснения. Через дверцу в дощатой перегородке проследовали в женскую часть, где совершенно обнаженные женщины прохаживались, шли из раздевальни в парильню или на двор, намыливались и т.д. Мы наблюдали за ними более часа, а они как ни в чем не бывало продолжали свои манипуляции, раздвигали ноги, мыли срамные места и т.д. ...

В конце концов, пройдя сквозь толпу голых женщин, из коих ни одна не подумала прикрыться, я вышел на улицу и дошел до другого входа в ту же баню, откуда все было видно как на ладони, а потом снова зашел внутрь, и банщицы, взимавшие плату у входа, даже не подумали меня остановить. Тела беременных из-за огромного живота напоминали бесформенную массу. Поистине, разглядывая всех этих обнаженных женщин, всех возрастов и с самыми разнообразными формами, я не смог отыскать в них большого сходства с «Венерой» из собрания Медичи... В этой бане бывает более 2 тысяч посетительниц, главным образом по субботам, и с каждой берут всего две копейки; однако меня уверяли, что хозяин получает большой доход. Оттуда мы вышли наружу и проследовали к реке, чтобы посмотреть на женщин, которые после бани идут туда купаться. Их было очень много, и они спускались к воде без малейшего стыда. А те, что были на берегу и еще мылись, кричали нам по-русски: «Глядеть гляди, да не подходи!» Мужчины там купаются с женщинами почти вперемешку, ибо, если не считать шеста, их в реке ничто не разделяет... В деревнях еще сохраняется обычай купаться вместе мужчинам и женщинам, и нынешняя императрица первой позаботилась о том, чтобы соблюдались приличия и купание было раздельным. "

Гравюра Эйхлера по картине Делабарта. 1799.

Внес свои пять копеек и наш соотечественник, А.Н.Радищев.
«Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пребывании своем с услужливою старушкою или
парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобожаемой Ладе. Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки. Отирают его утомленные члены; омывают его грязь. Сие производят, совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время. Бывало, сказывают, что оплошного и отягченного любовными подвигами и вином путешественника сии любострастные чудовища предавали смерти, дабы воспользоваться его имением. Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок сократилася. И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно.»

Высказал свое мнение по этому поводу и Ш.Массон.
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья. Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников и которому я не очень доверял... Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими. Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились...

С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны. Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий. Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков.

Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у недикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях - он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового…»

P.S. В посте отражено положение вещей во времена Екатерины II.

История бани началась ещё в глубокой древности, причём у всех народов баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!».

Бани всегда пользовались особым почётом на территории России. На Руси с баней были связаны все самые важные события: рождение, свадьба, выздоровление после тяжёлой болезни. Так, была такая традиция: обязательно необходимо было посетить баню перед венчанием и на следующий день после свадьбы. Наши предки полагали, что предназначение бани состоит не столько в очищении тела, сколько в очищении души. Считалось даже, что если больному не помогла баня, то ему уже ничто не поможет.

Парную баню на Руси называли мыльней, мовней или влазней. По данным историков (история русской бани), ещё в 5-6 веке на Руси были в ходу такие бани, причём ими пользовались как богатые, знатные люди, так и простой люд. Поэтому несправедливо считать русский народ нецивилизованным, отсталым и не имеющим никакого представления о личной гигиене. Русская баня – одна из самых древних, она появилась почти одновременно с самим возникновением славян. О бане упоминается в устном народном творчестве ещё тогда, когда даже не было письменности. Возможно, славяне придавали такое большое значение бане, поскольку в то время они были язычниками и привлекали в бане благосклонность таких важных стихий, как вода и огонь. Так или иначе, но бани всегда играли огромную роль в жизни русского народа.

Наши предки издревле верили в целебную и очистительную силу бань (возникновение русской бани), связывали здоровье с чистотой. Баня всегда считалась самым лучшим способом преодолеть хворь, сглаз и вообще всё плохое. Со временем предложение искупаться в бане стало признаком гостеприимства. Так, гостя сначала вели в баньку и лишь затем кормили и укладывали спать.

Кстати, было бы неверно связывать парную баню только со славянами. На самом деле такие бани появились впервые у многих народов Поволжья, Урала и Сибири – не только у славянских племён (история бани), но также у финских, угорских и других. Например, в тайге и в наши дни сохранились избушки охотников, построенные по принципу бань. Во времена великого переселения некоторые финские народы перенесли парную баню по-чёрному в Скандинавию и Европу. Есть мнение, что древнеиндийские бани темаскуали, в которых до сих пор парятся вениками из кукурузных стеблей и лечебных трав, принесли в Америку сибирские племена.

Бани были настолько важны для наших предков, что даже в договоре с Византией в 907 году было специально оговорено, что русские послы в Константинополе могут посещать бани в любое время (возникновение русской бани). Описание бани встречается ещё в «Повести временных лет» и иностранных летописях. Русские бани удивляли большинство иностранцев. Особенно их поражало то, как русские парились в бане, обливаясь квасом или ледяной водой и, и били друг друга веником. Иностранные путешественники даже считали парение в бани добровольным мучением, пыткой. Они очень боялись парения, однако после посещения русской бани чужеземцы чувствовали себя замечательно. Впечатления от русской бани были настолько сильными, что слух об оздоровительном эффекте русских бань распространился по всему свету.

Между тем, целебный эффект бани был известен ещё древним грекам. Наши монахи, изучив немало трудов древнегреческих греков, решили проверить, какой на самом деле эффект производит баня на больных. Эти наблюдения подтвердили, что банная процедура является отличным лекарством от многих болезней. Повсеместно при банях стали появляться своего рода больницы.

О русских банях писали многие европейские и азиатские путешественники (история русской бани). Сами иностранцы привыкли мыться в купальнях с тёплой водой, поэтому, увидев, как разгорячённые после бани русские, ныряли в ледяную прорубь или обтирались снегом, чужеземцы приходили в ужас. После такого зрелища русские казались им настоящими богатырями.


В древности русские бани представляли собой небольшой деревянный срубовой домик с единственным окошком, находящимся под потолком. Щели между брёвнами обычно были законопачены древесной смолой и мхом. В углу стояла большая печка-каменка, в которой разжигают огонь, отапливающий саму баню и нагревающий камни, положенные сверху на печь. В бане также стояла бочка или чан с водой. Когда камни раскалятся, огонь тушили, а раскаленные камни поливали водой. При этом двери и окно плотно закрывали и парились, сидя или лёжа на полках. На верхней полке могут париться только выносливые и опытные парильщики, так как температура там может достигать 100 градусов. Как правило, бани ставили недалеко от водоёмов. Зимой после бани люди выбегали нагими на улицу и ныряли в прорубь или обтирались снегом, как мочалкой. Летом же после бани просто обливались холодной водой или прыгали в водоём.

Первые бани строились исключительно из брёвен. Лишь в одной из летописей 1090 года было упомянуто о кирпичной бане, построенной в Переславле.

Баню мог построить любой человек, имеющий достаточно для этого земли. В середине 17 века даже вышел указ, в соответствии с которым бани разрешалось строить только на расстоянии от жилых домов, видимо, во избежание возгорания. Традиционно бани топили по субботам, поэтому субботы назывались банными днями, не работали даже присутственные места. В домашних банях мылись всей семьёй, и мужчины, и женщины парились все вместе, без какого-либо стеснения. Общественные бани отличались лишь тем, что женщины мылись на одной половине, а мужчины – на другой. Лишь с 1743 года стало запрещено в общественных банях мужчинам старше 7 лет заходить в женскую баню, а женщинам входить в мужскую баню.

Стоит отметить, что в древности люди ходили в баню не для того, чтобы просто мыться, а чтобы прогреть тело и пропотеть. Прогревание полезно для успокоения нервной системы, кроме того, парение в и прогревание в бане повышает умственные способности. О целительных свойствах русской бани писал ещё португальский врач императрицы Елизаветы Петровны Санчес (1778г.). Он считал, что русская баня вполне может заменить почти все лекарства. Когда Санчес покинул Россию, он содействовал открытию парных русских бань в крупных городах Европы.

Распространению русских бань в Европе поспособствовал и Петр I, который приказал построить бани для своих солдат в Париже и Амстердаме во время своего пребывания там. А после войны с Наполеоном солдаты русской армии построили бани во всех освобождённых странах и научили «баниться» местное население.

Древний трактат описывал 10 преимуществ бани: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

В начале 19 века в Москве было уже 1500 частных и 70 казённых бань. В начале 20 века при каждой больнице и лечебнице имелась парная баня, которую прописывали больным, страдающим ревматизмом, подагрой, водянкой, ожирением и т. д.

В наши дни русские парные бани пользуются огромной популярностью и за пределами нашей страны. Оздоровительный эффект и полезные свойства русской бани сегодня являются общепризнанными.

Источник: http://probany.ru/history/

Почему иностранцы боялись русской бани?

Представить Россию без бань трудно. Даже в наши дни, когда распространилась мода на сауны, почти в каждом деревенском дворе или дачном участке есть русская баня, где можно поддать крепкого парку и от души похлестать себя ароматным веничком.

В конце XVII века в свите шведского посла графа Христиана Горна Россию посетил Ганс Айрманн, оставивший записки о и Московии. Вот что его поразило в русском банном мытье: «Они не пользуются, как мы, скребком для очистки нечистоты с тела, а есть у них так называемый веник, он из прутьев березы, которые высушивают. Летом, пока веники еще зелены, их на бесчисленных телегах привозят в города на продажу, каждый хозяин закупает их во множестве и развешивает для просушки. Ими московиты дают себя хорошенько отхлестать другим. Этот веник предварительно размачивают в теплой воде, которая у знатных людей бывает проварена с хорошими травами, а затем гладят и растирают ими себя по всему телу вверх и вниз, пока вся пакость не отстанет от кожи. Это они делают столько раз, пока не увидят, что совсем чисты. При этом московиты имеют в бане особо здоровое обыкновение обливаться ледяной водой с головы до пят, и только после этого они готовы».
Для цивилизованной Европы, предпочитавшей очищать грязь с себя скребками, запах немытого тела маскировать духами, а для борьбы с насекомыми навешивать под одежду блохоловки, были удивительны банные процедуры русских. То, что у европейцев с телесной чистотой было плоховато, не преувеличение. «Венецианки ходили в дорогих шелках, мехах, щеголяли драгоценностями, но не мылись, а нижняя одежда у них была или чудовищно грязна, или ее не было вовсе» – это свидетельство путешественника Марко Поло. А испанская королева Изабелла Кастильская заявляла, что за всю свою жизнь мылась дважды – при рождении и перед свадьбой.

Иностранцев поражало, что русские и их тянут в баню, считая её чуть ли не обязательным атрибутом общения. Курляндец Яков Рейтенфельс, посетивший Москву практически одновременно с Айрманном, писал, что «русские считают невозможным заключить дружбу, не пригласив в баню и не откушав затем за одним столом».
В это же время в Москве чешский путешественник Бернгард Таннер со спутниками решились по собственной инициативе посетить общественную баню. Получился конфуз. «По принятому у нас обыкновению мы пришли покрытыми, думая, что здесь моются так же как и в наших краях, но с первого же шага заметили разницу; дверь, увидели мы, отворена, окна не заперты, но в бане было все-таки очень жарко. Как увидели московитяне нас покрытыми, а они безо всякого стыда были голы совершенно – так и разразились хохотом. Прислуги тут нет, банщика и цирюльника тоже, кому надо воды, тот должен был сам спускаться к реке. Мы побыли там немного и ушли сухими, как пришли, поглядев на их способ мыться; как они, вместо того, чтобы тереться, начинали хлестать себя прутьями, орать, окатываться холодной водой. Так же моются, видели мы, и женщины, и тоже голыми бегают взад и вперед не стесняясь».


З.И. Летунов. Русские бани

Кстати, иностранцы дружно отмечали, что в русской бане моются или совместно мужчины и женщины, или же отделения для них разделены только небольшой перегородкой, а окунуться в снег или в речку без стеснения выбегают все вместе. Для них это было настоящей экзотикой. В России же только в 1743 году Сенат специальным указом запретил в торговых банях мыться мужчинам совместно с женщинами. Указ стали соблюдать, но только в крупных городах.

Немало удивляло иностранцев и то, что русские супружеские обязанности связывают с мытьем в бане. Перед свадьбой жених и невеста обязательно мылись в бане, что было продолжением своеобразного «мальчишника» и «девичника», а после первой брачной ночи они уже шли в баню вместе. Этому обычаю долго следовали и российские монархи. Более того, если в обычные дни царю «было угодно спать вместе с царицей», то утром они оба шли в баню, где мылись вместе или раздельно со своими приближенными. Любопытно, что по этому принципу бояре сразу же вычислили, что Лжедмитрий и его супруга явно «не свои для Руси», в баню-то вместе не ходят.

К чести иностранцев, многие понимали, что русские в вопросах гигиены обогнали их намного. Испанец Риберо Санчес, бывший врачом при дворе Елизаветы Петровны, искренне восхищался: «Всяк ясно видит, сколь бы счастливо было общество, если б имело нетрудный безвредный и столь действительный способ, чтоб оным могло не токмо сохранить здоровье, но и исцелять или укрощать болезни, которые так часто случаются. Я, с моей стороны, только одну российскую баню, приготовленную надлежащим образом, почитаю способною к принесению человеку столь великого блага. Когда помышляю о множестве лекарств из аптек и из химических лабораторий выходящих, приготовленных столькими иждивениями, и привозимых изо всех стран света, то желал я видеть, чтобы половина или три четверти оных, всюду великими расходами сооруженных зданий, превратилися в бани российские для пользы общества».

Ему вторит камерюнкер Берхольц, познакомившийся с русской баней в Петербурге. В записках о России он подробно описывает посещение парилки и все банные священнодействия, отмечая, что «по окончании всех этих операций чувствуешь себя как бы вновь рожденным».


Е. Корнеев. Русская баня. Гравюра

Стоит отметить, что многие иностранцы в России приживались, становясь по своим привычкам практически русскими. Естественно, что они привыкали и к русской бане. К XIX веку в крупных городах появились дорогие, богато обставленные бани с хорошей обслугой и прекрасными буфетами. Они быстро превратились в своеобразные клубы для людей состоятельных. В Москве такой баней-клубом стали знаменитые Сандуны, где бывал весь цвет российского дворянства и куда с удовольствием стали ходить иностранцы.

Интересно, что иностранцы, долго жившие в России, стали по возвращении на родину стоить у себя бани, чем немало изумляли соотечественников. Особенно быстро русская баня «завоевала» Германию. «Но мы, немцы, – писал немецкий врач Макс Плотен – пользуясь этим целебным средством, никогда даже не упоминаем ее названия, редко вспоминаем, что этим шагом вперед в культурном развитии обязаны нашему восточному соседу». Бани стали появляться и в других странах, а португалец Антонио Саншес даже издал книгу «Уважительные сочинения о русских банях».

В Европе любят рассуждать о загадочной русской душе и вспоминать великих писателей, философов, танцоров, поэтов, ученых, которых Россия дала миру. Но иногда забывают, что элементарному мытью просвещенную Европу тоже учила Россия.

18.01.2013

Замечательные целительные свойства банных процедур известны издавна. Из оздоровительной и гигиенической процедуры она превратилась в особый традиционный ритуал. Банные обычаи у каждого народа свои, но их объединяет всеобщее стремление людей к животворной энергии воды, которая как в виде пара, в горячем и в холодном состоянии исцеляет душу и тело.

Свадебная баня сопровождалась песнопениями и обязательными обрядовыми ритуалами

Самые первые бани создала сама природа. Водоемы, которые подогревались горячими термальными ключами - были и купальней, и парной. В странах, где таких источников не было, пар образовывали тем, что лили воду на раскаленные на огне камни. О благотворном влиянии бани на организм человека знают практически все народы мира.

На Руси вся жизнь человека была связана с баней. В бане человек рождался, в бане искал исцеления и очищения души и тела. По народному поверью, если больному не помогла даже баня, то ему уже ничто не поможет.

Банные традиции

Бани на Руси были неотъемлемой частью жизни людей. Никакое важное событие в жизни человека не обходилось без бани. Поэтому и сложились особые банные традиции и обряды. Баню почитали, уважали и любили. Туда шли, чтобы освободится от всего, что нарушает целостность тела и души, используя целебную силу жара и воды. В баню ходили каждую неделю, перед праздниками, перед венчанием и после свадьбы, в бане рождались и уходили из жизни.

Банные традиции предписывают, что перед свадьбой подруги невесты обязательно должны парить ее в бане. А на второй день после свадьбы отправляли в баню париться молодых, чтобы обеспечить им счастливую жизнь и многочисленное потомство. Вся свадебная банная процедура сопровождалась песнопениями и прочими обязательными традиционными обрядовыми ритуалами. С банным духом связан обрядовый хлеб, которым благословляют молодых. Название его говорит само за себя – «банник». Столовые приборы, зашивают в скатерть и отдают на хранение свахе. На второй день это угощенье отдается молодым, они едят его без присутствия посторонних, после посещения бани.

По народным поверьям банник приглашает к себе попариться чертей

Также бани натапливались в случае болезни. Баня излечивает практически все болезни, поэтому все хвори и недомогания люди лечили в ней и восстанавливали жизненные силы.

У каждой бани есть своя духовная сущность, хранитель и хозяин бани. Он строго следит за соблюдением правил поведения в бане. Нарушивших правила нещадно карает, а для соблюдающих его законы становится лекарем и духом-охранителем, оберегает от несчастий и берет под свою защиту. На Руси его звали банник, лазьник, баенник, байношко.

Все стараются расположить к себе банника, приносят ему угощение – ржаной хлеб с солью. Просят разрешения принять банные процедуры, а после них благодарят. Когда выстраивали баню, преподносили банному духу подарок, черную курицу, которую приносили в жертву и закапывали под порогом бани.

Баня была самым удобным местом для гадания

Считалось, кто вышел из бани обновленным, тот угодил хозяину бани. А кто вышел вялым, с больной головой – что-то да сделал не так, как положено. О болезни, неизвестно откуда взявшейся говорят: «Из бани вынес». Банник показывается крайне редко в виде лохматого старика. Он обожает тепло, поэтому живет за печкой, а когда сердится, прячется под полок. Он невидим благодаря шапке-невидимке.

Банник всегда давал защиту роженицам. Мать и дитя охранял банный дух, но все же, ее никогда не оставляли одну, боясь подмены ребенка.

По народным поверьям банник приглашает к себе попариться леших, домовых, овинников, как правило, их именовали одним словом «черти».

Знатным лекарем считался «банник», все верили, что не только жар и пар помогает, но и способности банного духа. Также домовой бани всегда принимал участие в Святочных гаданиях. В народе верили, что он может предсказывать судьбу. А баня с ее духами была самым удобным местом для гаданий, в ней также обучали колдовству и приворотам.

Девушки на Святки гадали в бане на суженого. Брали землю из-под девяти столбов, бросали на печку и приговаривали: «Банничек, девятиугольничек, скажи за кем замужем быть?». Ночью в полночь подходили к открытым дверям бани, заворачивали подол платья на голову и приговаривали: «Мужик богатый, хлопни по заду рукой мохнатой», и ждали прикосновения. Если банник касался голой рукой – будет бедный жених, если мохнатой – богатый, мокрой – будет пьяницей, а не дотронется – жениха не жди.

В банях незамужние девицы могли делать приворот на жениха. Брали хворостину от веника, клали на порог, для того, чтобы ее переступил суженый. После, на самом высоком месте в парной привязывали ее. По поверьям, после того, как хворостина высохнет – жених будет сохнуть по девушке.

Также девушки гадали с помощью зеркала. Ставили одну девицу в центр круга, вокруг нее очерчивали магический круг и призывали чертей и поочередно смотрели в зеркало. И ждали, когда черти покажут суженого. Такие гадания были чрезвычайно опасными, «нечистая сила» часто покидала очерченный круг и губила девушек.

В определенные дни в году, которые определяли по церковному календарю: накануне Пасхи, в понедельник Фоминой недели, Дмитрову субботу баню готовили для недавно умерших родственников и всех предков. Пекли обрядовый хлеб, приносили чистое белье и все, что необходимо для бани, звали попариться предков и с поклоном уходили. Также топили баню на сороковой день после смерти хозяйки или хозяина.

Традиционно на Руси использовались три разновидности , по-белому, а также баня в русской печи. Самая древняя баня по-черному. Стены ее были закопчены из-за отсутствия дымохода, отсюда и название. Она представляла собой бревенчатую избу, очень маленькую, с низким потолком. Крюки для одежды и лавки для отдыха обустраивались в предбаннике. В парной в углу имелась дровяная печь, над которой располагалось маленькое окошко и полок. Когда топили баню, дым заполнял парную и выходил в открытое окно. После того, как дрова сгорали, а весь угар выветривался, окно закрывали мокрым веником, обтирали потолок и стены от излишней копоти. Плескали на камни воду и получали отменный жар. Теперь можно париться, лежа на полке, хлестать себя веником, делая несколько заходов в парную, а в перерывах выходить на свежий воздух, окунаться в снег или воду. Мылись тоже в бане, в лохани или поливая на себя из ковша. Банька по-черному была самой распространенной на Руси, так как строилась очень легко, за считанные дни. Банька по-черному оказывает на организм человека более сильное воздействие, чем другие виды бань, температура в ней выше и жар держится дольше.

Гораздо позднее появилась . В ней имелся дымоход и более совершенное устройство печи. Дым уже не попадал в помещение, а выходил наружу через печную трубу. Заслонку в печи закрывали после того, как прогорали угли, и приступали к банной процедуре. На раскаленные камни плескали воду, травяные настои, квас. А дальше все, как и в баньке по-черному.

Также была распространена баня в печи. Устья печей в то время имели очень широкие своды. После приготовления еды, прогоревшие угли полностью выгребались, стены обтирались от излишней копоти и сажи, и парная была готова. Человеку помогали забраться внутрь с помощью широкой деревянной лопаты, подавали ему лоханку с водой и веник, и закрывали заслонку. Плеснув водой на стены, получали хороший жар. Вместо мыла использовали разведенную золу – щелок.

В банях на полках настилали обданные кипятком ароматные травы: мяту, чабрец, шалфей, листья черной смородины, донник, лапник ели и многие другие. На лавках лежали заготовленные веники, стояли тазы со щелоком, большие туеса, наполненные подогретым на мяте квасом, лохани с чистой водой.

В бане в качестве напитка был популярен квас. Наши предки были очень искусны в приготовлении этого напитка. Квас готовился на основе ягод и фруктов, с добавлением разных трав и меда. За время пребывания в бане выпивались целые жбаны кваса. Очень любили наши предки парной квас – ядреный и шипучий.

Заключение!

Банная процедура – это священнодействие, давняя банная традиция и магический ритуал. Это животворящий комплекс, где из Воды, Огня, Дерева и Камня происходит творение жизненной энергии. Силы этих стихий, взаимодействуя, создают гармоничную среду, именуемую Ладом. Поэтому так велика любовь человека к Бане!

В России до сих пор баня – это не просто процесс мытья и очищения, а целый культ со своими традициями и правилами.


Блуд на Руси (Устами народа) - 1997 Манаков Анатолий

В БАНЕ (рассказ)

В БАНЕ

(рассказ)

Фроська тихо вошла в баню и нерешительно остановилась. Барин лежал на диване животом вниз, а две девки, Мелашка и Наташка, тоже голые, стоя с боков, по очереди ожесточенно хлестали его мокрыми березовыми вениками по распаренной, багрово-красной спине.

Барин блаженно жмурился и одобрительно крякал при особенно сильных ударах. Наконец, он подал им знак остановиться и, громко отдуваясь, опустил широко раздвинутые ноги.

Квасу, - хрипло сказал он.

Быстро метнувшись в угол, Наташка подала ему ковш. Напившись, барин заметил тихо стоявшую у двери Фроську и поманил ее пальцем. Медленно переступая мокрыми ногами по скользкому полу и стыдливо прикрывая наготу руками, она приблизилась и стала перед ним, опустив глаза. Ей было стыдно еще и оттого, что их обоих без тени смущения разглядывают стоявшие рядом девки, отнюдь не стыдясь своей наготы.

Новенькая! Хороша, ничего не скажешь! Как зовут? - скороговоркой бросил барин, ощупывая ее живот, ноги, зад.

Фроська, - тихо ответила она и вдруг вскрикнула от неожиданной боли: барин крепко защемил пальцами ее левую грудь.

Наслаждаясь ее упругостью, он двигал рукой вверх и вниз, перебирая пальцами вздувшуюся между ними поверхность груди, туго обтянутую гладкой и нежной кожей. Фроська дернулась, отскочила назад, потирая занывшую грудь. Барин громко засмеялся и погрозил пальцем. Вторя ему, засмеялись угодливым смехом Мелашка и Наташка.

Ну, ничего, привыкнешь, и не то еще будет, хихикнула Наташка и метнула озорными глазами на барина. А он, улыбаясь, запустил себе между ног руку, почесывая и пребирая все свои мужские принадлежности, имеющие довольно внушительный вид.

Ваша, девки, задача, - обратился он к Мелашке и Наташке, - научить Фроську всей нашей премудрости. Пока же пусть смотрит и ума набирается. А ну, Мелашка!

Мелашка вышла на свободную от лавок середину помещения и, согнувшись, уперлась руками в пол. Он подошел к ней, громко похлопал по мокрому ее заду с отливающей белизной упругой кожей и, вдруг заржал как конь. От охватившего его вожделения лицо его налилось кровью, рот перекосился, дыхание стало громким, прерывистым, а полусогнутые колени дрожали. Плотно прижавшись к крутому заду девки, он снова заржал, но уже победно.

Мелашку тоже, видимо здорово разобрало, она сладостно стала стонать и помогать барину. Наташка смотрела на эту живую картину, целиком захваченная происходящим действием, большие ее глаза расширились, рот приоткрылся, а трепетное тело непроизвольно перегибалось в такт движений тел барина и Мелашки. Она как бы сама принимала барина на месте подружки.

А Фроська, вначале ошеломленная, постепенно стала реально воспринимать окружающее ее очень откровенное бесстыдство действий перед нею голых барина и девок. Она знала что это такое, но так близко и откровенно видела половой акт между мужчиной и женщиной впервые. Когда барин прилип к Мелашке, Фроська от смущения отвернулась, но любопытство пересилило и она искоса кинула быстрый взгляд, а увидев, что на нее никто не обращает внимания, стала смотреть на них во все глаза. Не испытав еще на себе всю полноту мужской ласки, она воспринимала это сначала спокойно, затем стала чувствовать какое-то сладостное томление, и кровь горячими струями разлилась по всему телу, дыхание стало прерывистым, для нее все перестало существовать.

Вдруг барин судорожно задергался, его глаза закатились и он со стоном выдохнул из груди воздух.

Все! - молвил он расслаблено и тяжелой походкой направился к лавке. Мелашка выпрямилась, блаженно потянулась и тоже села на лавку.

Наташка, водки, - приказал барин.

Та юркнула в предбанник и принесла на подносе водку, стакан и миску соленых огурцов. Барин налил себе полный стакан, выпил залпом и захрустел огурцом. Затем налил снова и поманил Мелашку. Она подошла и тоже привычным залпом осушила поданный ей стакан, за ней ту же порцию проглотила и Наташка.

Иди сюда, - приказал барин Фроське, наливая ей водки.

Фроська взяла стакан и, одолев первый глоток, закашлялась.

Ничего, научится, - произнес барин и налил себе еще полстакана.

Девицы угодливо подхихикивали, с хрустом жуя огурцы. Барин запел: Барыня, барыня, сударыня ты моя Мелашка стала ему вторить, и Наташка, подбоченившись одной рукой и вскинув другую над головой, медленно пошла по кругу, виляя крутыми бедрами и притоптывая в такт босыми ногами. Постепенно темп песни стал нарастать и вместе с ней движения девки стали быстрее, ее стройное тело с гибкой тонкой талией извивалось в непристойных движениях, которыми якобы она, барыня, якобы отдастся мужчине. Руками она как бы обнимала воображаемого партнера, а низом живота подмахивала навстречу ему, и одновременно выбивала дробь ритма.

Эх, поддай! Сиськами потряси, - воскликнул барин и еще быстрее повел песню.

Наташка стала подпрыгивать на месте, поводя белыми плечами, ее полные упругие чаши слегка отвисших грудей, заколыхались из стороны в сторону, дразняще покачивая тугими, крупными горошинами розовых сосков.

Давай жару! - не выдержал барин и сам пустился в пляс.

Темп пляски стал бешенный, теперь плясали под один голос Наташки, хлопая ладошками то поверху, то понизу живота. Вдруг она взвизгнула и прижалась к барину, схватив его за шею другой рукой, а он, обхватив девку обеими руками, впился страстными поцелуями в ее шею, схватил и понес ее к скамейкам. Наташка отдавалась умело и страстно. Фроська и Мелашка снова во все глаза наблюдали за происходившим, а Мелашка (вот нахальная девка) подошла к ним сбоку и, встав на колени, стала в упор рассматривать. Охваченная непреодолимым влечением, к ней присоединилась и Фроська, завороженная невиданным ею зрелищем.

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора

4.6. Месть Кримхильды-Хельхи и месть княгини Ольги Прибывшие послы убиты Воины, сгоревшие в подожжённом зале или подожжённой бане Прибыв ко двору Кримхильды, бургундские короли с вормсской дружиной располагаются во дворце гуннов. «Отвёл покои Этцель для знатных

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

4.6. Месть Кримхильды-Хельхи и месть княгини Ольги Прибывшие послы убиты Воины сгорают в подожженном зале или подожженной бане Прибыв ко двору Кримхильды, бургундские короли с вормсской дружиной располагаются во дворце гуннов. «Отвел покои Этцель для знатных пришлецов.

Из книги Тайна жрецов майя [с иллюстрациями и таблицами] автора Кузьмищев Владимир Александрович

Из книги Чудо света на Руси под Казанью автора Носовский Глеб Владимирович

3. Библейский рассказ о Моисее, сотворившем источник, и мусульманский рассказ об Ибрахиме, из-за которого был сотворен ключ Зам-Зам, - это два варианта одного и того же сюжета Хотя на первый взгляд библейское и мусульманское повествования различны, однако стоит

автора Носовский Глеб Владимирович

9.1. Рассказ Геродота Геродот рассказывает об интересном видении, данном Гиппию, вождю персов. Речь идет о вещем сне. Перед началом Марафонской битвы «Гиппий, сын Писистрата… вел варваров (то есть персов - Авт.) к Марафону. В МИНУВШУЮ НОЧЬ ГИППИЙ ВИДЕЛ ТАКОЙ СОН. ЕМУ

Из книги Завоевание Америки Ермаком-Кортесом и мятеж Реформации глазами «древних» греков автора Носовский Глеб Владимирович

6.1. Рассказ Геродота Мы уже цитировали Геродота, сообщившего, что молодой персидский царевич Камбис обещал своей матери «перевернуть Египет вверх дном», как только возмужает. Далее говорится следующее.«И вот, помня об этом (обещании - Авт.) Камбис, когда возмужал и вступил

Из книги 5000 храмов на берегу Иравади автора Можейко Игорь

Рассказ о пагодах Больше всего в Пагане пагод. Их тысячи, и они исключительно разнообразны. От метровых крошек до великанов, ростом с Ананду, от новеньких, кирпичик к кирпичику, до груд кирпича, в которых с трудом можно угадать первоначальную форму пагод. От известных на

автора Валаев Рустем

Юность Рассказ) Вам, славной украинской девушке, я посвящаю этот рассказ о нашем путешествии по астраханской степи. Вы, вероятно, помните о нем столько же, сколько и я. Неизвестным осталось вам лишь одно обстоятельство. Обстоятельство, из-за которого ваша жизнь могла тогда

Из книги Алмаз - камень хрупкий автора Валаев Рустем

Без промаха (рассказ) Оскар Ларсен, розовощекий двадцатисемилетний детина с голубыми глазами и копной золотых волос, зачесанных на косой пробор, работал в Стокгольме шофером ночного такси. Это занятие с четким, раз навсегда установившимся ритмом жизни было не слишком

Из книги Модернизация: от Елизаветы Тюдор до Егора Гайдара автора Маргания Отар

Из книги Загадка Розуэлла автора Шуринов Борис

Рассказ таксиста Как-то М.Хеземанну потребовалось отправиться в город Линкольн. Договорился с таксистом, поехали. Дорога предстояла длинная, разговоры были неизбежны. Слово за слово, Хеземанн сказал, что приехал в Розуэлл в поисках новой информации по катастрофе 1947 года.

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Из книги Тайны русской водки. Эпоха Михаила Горбачева автора Никишин Александр Викторович

Глава первая «В кабаке и бане усе равны дворяне…» «Не пошла я нынче замуж, Не пошла – не каюся. С милым другом наживуся, С пьяницей намаюся». Частушка Рассуждения Горбачева о «сухом законе» не желают слушать. С позиций августа 2013 года – ну и что? Какое нам дело, пили или

Из книги Живущие дважды автора Голубев Анатолий Дмитриевич

Из книги Традиция, трансгрессия, компромисc. Миры русской деревенской женщины автора Лора Олсон, Светлана Адоньева.
Издательство: Новое литературное обозрение.

Рассказ как наставление Наш следующий пример дает прекрасную иллюстрацию ситуации разговора между умудренным опытом собеседником и несведущими интервьюерами, а также показывает сложность и подвижность динамического контекста подобной коммуникации. В интервью 2005

Из книги Зарубки на сердце автора Васильев Виктор Николаевич

МАРУСИН РАССКАЗ Дядя Коля повел нас своим путем – напрямик на деревню Ляды. Шли то полем, то лесом. То по тропинке, то по тележной до-роге. Шли медленно, так как вначале корова мотала головой, упрямилась. Потом ничего, разошлась. Мы почти не разговаривали. Только изредка

Каждый год в Чистый четверг, в канун Пасхи, православные смывают с себя накопившиеся грехи. Принято считать, что поход в баню в этот день — исконная отечественная традиция, которой русские следуют на протяжении многих веков. На самом деле это легенда, созданная иностранцами, не бывавшими на Руси нигде, кроме Москвы и крупных городов. Лишь самые зажиточные русские люди могли позволить себе собственную баню. Большинство же парилось в русских печах, рискуя при этом угореть и пачкаясь в саже. Даже на исходе XIX века были целые губернии, где жители столетиями мылись только два раза — при рождении и после смерти. Не меньше легенд создано позднее и вокруг общественных бань в городах. Но, судя по документам, семейными номерами, например, пользовались в легендарных банях не семьи, а проститутки для приема клиентов, семейные же люди не ходили туда из боязни заразиться дурными болезнями.

"Выходят, как их Бог создал"

Правда, немалое число жителей Российской империи решали проблему выбора между баней и печью куда проще — не мылись вовсе. В 1876 году Александр II поставил во главе Минской губернии камергера В. Чарыкова. К новому месту назначения новый губернатор прибыл из Вятки, где на протяжении шести лет не без успеха управлял обширным лесным краем. Так что можно было представить себе его удивление, когда он узнал, что жители подведомственных ему отныне территорий не имеют бань, не моются в печах и никогда не купаются в реках и иных водоемах. Причин тому называлось множество. Считалось, что помещики-католики, сами не имея привычки к баням, не приучили к ним и крестьян. Возможно, дело было в постоянной тяжелой усталости, из-за которой у крестьян не хватало сил не только на то, чтобы построить баню, но и попросту натаскать воды для помывки в сенях, как это делалось в южных частях страны. Купание же в реках и озерах не было распространено и за пределами Минской губернии. Ведь купальный сезон длился с 24 июня, с Ивана Купалы, до Ильина дня — 20 июля, да к тому же вода и в это время далеко не в каждом водоеме средней полосы прогревалась выше 15-17 градусов.

Впрочем, в деревнях русских староверов, бежавших от "никоновой ереси" за пределы Московского государства, все обстояло совершенно иначе: по субботам и перед праздниками топились бани, а дети летом плескались на речных отмелях.

Камергер Чарыков решил, что гигиена прежде всего, и издал строгий указ о повсеместном строительстве бань и организации мест купания на реках, озерах и прудах. Вот только с исполнением строгого указания власти в уездах не торопились. Как правило, все уездные начальники ссылались на отсутствие средств на покупку леса и строительство бань, а также на то, что дно рек топко и крестьян никакими силами не удается загнать в воду. А вот из Пинского уезда сообщали, что и в построенные бани никто ходить не хочет, а в свое оправдание приводили местную пословицу: "Пинчук моется два раза в жизни — при рождении и по смерти". Однако губернатор настаивал на своем, и бани со скрипом, но все-таки строились. Вот только это не принесло никаких результатов. Один из врачей, инспектировавших губернию, в 1890-х писал, что, проезжая по уездам, он постоянно встречал развалины бань, построенных по приказу Чарыкова. Уцелели лишь немногие, в уездных городках, которыми пользовались присланные из великорусских губерний чиновники и учителя.

Тот же автор констатировал, что водобоязнью в Минской губернии поражены не только крестьяне, но и представители других сословий. И в качестве примера рассказывал историю вдовы священника, у которой случился колтун — волосы от отсутствия ухода спутались и превратились в паклю, которую невозможно было расчесать. Проще всего было бы остричь волосы, но, по народным поверьям, в этом случае колтун проникал в голову, так что попадья сколько могла терпела, а потом, когда волосы стали слишком тяжелы и грозили сломать шею, слегла и находилась в таком состоянии 42 года. Причем, как отмечал врач, за нею ухаживали все это время две дочери, не вышедшие замуж, чтобы ухаживать за матерью. И подобных примеров в тех местах, как утверждал автор отчета, пусть и не таких гротескных, насчитывалось множество.

Куда более эффективным средством внедрения бань в места, где их отродясь не бывало, оказался переход от рекрутского набора к срочной службе в армии. Солдаты и матросы за время службы приучались к бане и чистоте, и те из них, кто, отбыв службу, возвращался в родные места, нередко старались обзавестись собственной парильней. Но еще большую роль в распространении бань сыграл рост доходов крестьян. Ведь баня, как и в прежние времена, оставалась символом престижа и состоятельности. Из-за революции и войн процесс, правда, несколько затянулся, и во многих русских деревнях традиционные русские бани появились лишь многие десятилетия спустя — в эпоху развитого социализма.

"Эти номера — рассадники заразы"

Обзавестись собственной баней жителям городов было намного сложнее. Однако эти подданные империи всегда могли воспользоваться услугами общественных и производственных бань. Последние, при фабриках и заводах, подвергались постоянной критике прогрессивной российской общественности. Практически на всех предприятиях немалая плата за пользование баней — 5-7 копеек за сеанс — вычиталась из зарплаты рабочих, а собственники при этом норовили сэкономить на топливе или банном оборудовании, чего не случалось в частных банях. Петербургский художник М. Григорьев писал:

"При входе в вестибюль бани прежде всего бросался в глаза большой киот с лампадкой, долженствующий призвать благодать Божию на торговое дело. По бокам шли прилавки, на которых торговали вениками, мылом, губками, мочалками, полотенцами, носками, мочеными и морожеными яблоками, пряниками, леденцами, пивом, лимонадом, квасом. Тут же была расположена касса; в особых металлических футлярчиках были вложены катушки билетов, которые отрывал кассир".

Частные бани, как правило, отапливались и обслуживались гораздо лучше фабричных, но чаще всего оказывались и значительно дороже.

"Плата,— свидетельствовали петербургские бытописатели,— была по классам — 5, 10, 20, 40 копеек и семейные номера за 1 рубль. В дешевых классах (5 и 10 коп.) в раздевальнях скамьи были деревянные крашеные, одежда сдавалась старосте. В дорогих банях (20 и 40 коп.) были мягкие диваны и оттоманки в белых чехлах, верхняя одежда сдавалась на вешалку, а платье и белье не сдавались. В мыльных скамьи были деревянные, некрашеные. В семейных номерах была раздевалка с оттоманкой и мягкими стульями в белых чехлах и мыльная с полком, ванной, душем и большой деревянной скамьей".

Правда, во многих банях семейные номера назывались так чисто номинально.

"Для того чтобы можно было помыться всем семейством,— вспоминал Григорьев,— в банях были специальные номера и на вывесках писали: "Семейные бани". На самом же деле эти номера занимали проститутки со своими кавалерами да еще больные с явными признаками дурных болезней на теле. Считалось, что эти номера — рассадники заразы, и ходить в них избегали".

Состоятельные господа, как правило, предпочитали мытье с помощью банщиков:

дорогих классах,— свидетельствовал тот же источник,— для парения и мытья нанимали банщиков, которые были специалистами в своем деле: в их руках веник играл, сначала вежливо и нежно касаясь всех частей тела посетителя, постепенно сила удара крепчала до тех пор, пока слышались поощрительные междометия. Здесь со стороны банщика должно быть тонкое чутье, чтобы вовремя остановиться и не обидеть лежащего. Затем банщик переходил к доморощенному массажу: ребрами ладоней как бы рубил тело посетителя, затем растирал с похлопыванием и, наконец, неожиданно сильным и ловким движением приводил посетителя в сидячее положение".

Несмотря на тяготы работы, служба в бане была неплохим способом выйти в люди.

"Банщики жалованья не получали,— свидетельствовали Засосов и Пызин,— довольствовались чаевыми. Их работа была тяжелая, но в артели банщиков все же стремились попасть, так как доходы были хорошие, а работа чистая. К тому же при бане было общежитие для холостых и одиноких. Кочегары, кассиры и прачки были наемные и получали жалованье. Самое доходное место было у коридорных семейных номеров, там перепадало много чаевых за разные услуги".

Случалось, что путь от прислуживания в бане к собственному делу не всегда оказывался праведным. Петербургские бытописатели вспоминали прогремевшую в начале XX века историю кассира из бань братьев Тарасовых:

"Вначале, в молодые годы, он работал коридорным при номерах. Разбитной, очень услужливый, красивый ярославец вскоре обратил на себя внимание своей деловитостью и смышленостью и был выдвинут на должность кассира бань. Шли годы, Никита толстел и своим благообразным видом стал походить и лицом и фигурой па знаменитого композитора Глазунова. Но впоследствии было обнаружено, что сходство его с этим благородным, безупречным человеком исключительно внешнее. На самом деле он оказался большим "мазуриком": помимо билетов Тарасовых заказал рулоны собственных билетов и начал бойко ими торговать: один билет настоящий — Тарасова, другой — свой. Начала заметно уменьшаться доходность бань, а фигура кассира начала полнеть. Кассир стал одеваться по последней моде, носил булавку в галстуке и запонки с бриллиантами и двубортную золотую цепь, на одном конце ее золотые часы, а на другой золотой секундомер, необходимый ему при игре на бегах. А жалованье имел небольшое, рублей 70, и квартиру при бане с отоплением и освещением. Кроме этой аферы он делал коммерческие махинации при приемке угля и дров для бани и имел доход от поставщиков пива и лимонада. Художества его были вскрыты и доложены хозяину. Тарасов сказал: "Выгнать этого подлеца немедленно". Управляющий доложил: "У него семья, надо дать ему время пристроиться".— "Черт с ним, дайте ему срок две недели, а потом предоставить ему лошадь для вывозки имущества". Тарасов и его управляющий оказались наивными людьми: Никитка уже арендовал две бани в Петербурге, о чем ни Тарасовы, ни их управляющий ничего не знали. Собрался он в два дня, квартира у него уже была при арендуемых банях, и закатил такое новоселье с шампанским, что приглашенные только ахали".



Похожие статьи
 
Категории