Русский народ: культура, традиции и обычаи. Пиры и охота в Древней Руси

18.02.2019

А. Терещенко

Быт русского народа

ВСТУПЛЕНИЕ

Невозможно представить все разнообразие наших забав: они так многочисленны и переменчивы, что трудно собрать их в одно, подвести под один уровень увеселений, чтобы вывести о них общее заключение. Простой народ, сохраняя поверья и обычаи предков, слил их с привычками своими. Иностранцы весьма превратно изображали наши игры; не зная нашего языка и мало заботясь о верности изложения, они включали в свои дневники все без разбора. Довольно взглянуть на несколько современных известий иноземцев, чтобы убедиться в их невежественном описании. Окружив себя книгами иностранными, не заслуживающими доверия, они выписывают из них, что им вздумается, и говорят, <будто> сами все видели. Забавы нашего народа, отражение истинного и неподдельного их веселия, могут быть описаны не иначе, как с действительной картины их жизни.

В теплое время собираются перед домом мужчины и женщины, молодые и девушки. Сначала мужчины приветствуют друг друга снятием шапки с головы, а женский пол встречает их улыбкою или вопросом о здоровье; потом садятся рядом на лавке у дома. Если бы недостало места для женщин, то сами старики встают и просят их садиться. Женщины уважаются повсюду, во всех состояниях. Молодые перешептываются между собою, старики усмехаются и говорят им с простосердечным хохотом, что их подслушали. Тогда начинается разговор живее, беседа откровеннее и перестают чуждаться, подступают ближе друг к другу и делают общий круг. Является балалайка, и все раздвигаются. Девушки ожидают с нетерпением приглашения. Везде девушки начинают первые, и везде они <имеют> свои права.

Молодец, который всех посмелее, выступает вперед и, сняв шапку, просит красавицу повеселиться с ним. Все общество в праздничных нарядах: мужчины в кафтанах, красной рубашке с отворотами и шапке набекрень. Девушки в сарафанах, белых рубашках с длинными рукавами и белым платком в руке. Еще не начинается пляска, а только заохочиваются к ней. Тут мальчики мешают всем: они отвлекают общее внимание своею беготнёю и играми, в коих нередко принимают участие и взрослые. Девушки расходятся, образуют свой круг и замышляют свои забавы; женатые отделяются от них, идут в сторону; одни старые остаются перед домом и ведут разговоры о своих занятиях: все расходятся и, казалось бы, веселию конец. Тут-то оно <и> начинается: резвые и беззаботные шалуны затевают своих лошадок и запуски, парни сбивают городки, девушки скачут на досках. Когда поразвеселятся, тогда затеваются общие игры, в которые не принимают только детей; последние не жалеют об этом, потому что они имеют свои собственные, им одним принадлежащие. Но девушки и мужчины, кроме общих забав, имеют также свои отдельные: тогда парни не вмешиваются в девические, а девушки в мужеские игры. Пол и возраст отделяется друг от друга, а потому проистекает само по себе естественное разделение игр.

ИГРЫ ДЕТСКИЕ

Детский возраст любит беззатейные, нехитрые игры, но в них скрывается или поучение, или выражение их возраста.

СОРОКА

Сорока - повсеместная забава. Ею веселят малышей и маленьких детей. Матери или няньки, посадив ребенка на свои колени или поставив его подле себя, перебирают по пальцам дитяти и ласкают, чтобы оно не плакало, приговаривая: «Сорока, ворона, детям кашку варила: одному дала, другому дала, - и, защекотав под мышкой, произносят скоро, - а третьему не дала. Сорока улетела!» В Малороссии говорят: «Сорока, ворона, на припичку сидила, дитям кашу варыла; одному дала, другому дала, сему дала, сему дала, а сему не дала - гай! гай! Сорока улитила». Защекотав ребенка, пробуждают в нем смех и после заставляют его повторять то же самое. При успешном повторении дитяти целуют его всякий раз. Эту забаву продолжают, пока дитя развеселится.

В некоторых местах говорят: «Сорока, ворона, детям кашу варила, на пороге студила. Тому дала, тому дала, тому шейку урвала, и полетела! - Суха, суха!..» Забавляют еще так; «Сорока, сорока, кашку варила, на порог скакала, гостей смекала. Гости на двор - кашку на стол; гости со двора - кашка со стола. Этому дала, этому не дала; этому досталось, этому не досталось: который мал, который дрова не таскал, который печку не топил, который щи не варил, который за водой не ходил. Шу, полетела! И хвостиком завертела».

«Ладушки, ладушки! Где были?» - «У бабушки! Кушали оладушки». - «Что ели?» - «Кашку». - «Что пили?» - «Бражку». - «Кашка слатенька (сладенька), бражка пьяненька». При укачивании детей поют протяжным голосом:

Воркуй, воркуй, голубчик,
Воркуй, сизенькой.
Двором летишь, воркуешь;
Шатром летишь, слушаешь.
А кто в шатре говорит?
Говорит в шатре
Брат со сестрой,
Родимой со родимой.
- Сестрица моя родимая!
Пойдем гулять во зеленой сад.
Сорвем в саду по цветку,
Совьем себе по венку.
Понесем венки к батюшке,
К родимой матушке.
- Сударь ты мой, батюшка,
Сударыня ты моя, матушка,
Который венок алее?
Который из нас милее?
- Дитя мое милое!
Все венки алые,
Все дети милые.

Иногда забавляют детей причитаниями:

У котика, у кота,
Была мачеха;
Она била кота,
Приговаривала;
На все стороны
Кота оборачивала.
Дайте коту папы
На задние лапы.
- Ешь, котик, не кроши;
Больше папы не проси

ЛОШАДКА

В праздничные дни, особенно летом, всегда и повсюду встретите мальчишек с веревочками в зубах, бегущих по два или по три, схватись за руки, представляя из себя лошадок. Ими правит бой - кучер, который неумолчно хлопает плетью да кричит на них. Эта игра есть одна из любимых для крестьянских детей. В деревне едва станет ходить мальчик, уже он возит истоптанный лапоть или ездит верхом на палочке; поит своего коня, ставит его в конюшню, дает ему овса и чистит его. Когда может уже бегать по улице, тогда он с восторгом снаряжает тройку, которая иногда впрягается в тележку, и на ней помещается кучер. Тройка бежит сначала тихою рысью, потом несется, бьет и опрокидывает повозку. Ушибленный кучер забывает о своей боли: он бежит за лошадьми, останавливает их, гладит каждую по головке и внимательно рассматривает: не засеклась ли которая? Мочит им ноги водою, а о себе не думает. Эта игра выражает страсть ямщиков к своему занятию.

Играют в лошадки еще проще: садятся мальчики и девочки верхом на палочке и, воображая себе, что они едут на лошадке, зануздывают ее шнурочком или веревочкою, хлещут плетью, а за неимением ее - тонким прутиком, сворачивают свою головку на сторону, скачут галопом или во всю прыть и кричат: «Пошел! Пади!» Девочки не так охотно разъезжают на лошадке, как мальчики, обнаруживая собою с детства, что это не свойственно их полу, - потому они предоставляют ездить мужчинам.

ПЕРЕГОНКА

У детей более взрослых составляет любимую еще забаву - беганье в перегонку. Играющие перегоняют друг друга, и кто кого перегонит, тот хвалится с самодовольствием. В этой игре принимают участие девушки. Перегонка служит к телесному укреплению и развитию проворства. Эта игра называется в Малороссии выпередки.

КЛЁЦКИ

Дети, которым запрещено отлучаться от дома, собираются подле ворот и играют в клёцки. Образовав из большого и указательного пальцев круг, пропускают сквозь него свою слюну. Кто, пропуская слюну, уронит ее на какой-либо палец, тот получает название клёцки. Тогда все начинают дразнить его: «Клёцка, клёцка; прокислая клёцка, клёцка!» Он бегает за ними и ловит; кого поймает, тот делается клёцкою, который потом ловит их точно так же, как и первый. Игра продолжается, пока не набегаются вдоволь. Она составляет одну шалость детей.

Дети обоего пола взбираются на новые избы, имеющие один только потолок, или на другое какое-либо здание с одним потолком. Вскарабкавшись по лестнице, становятся четверо по углам, а пятый, став посредине, прыгает на обеих ногах и поет:

Пень, пень, дай конопель.
Трошку, горошку -
Масла с ложку.

При последнем слове все меняются местами, пень же старается захватить чье бы то ни было место, потерявший же его играет пня. Игра продолжается, пока она не наскучит; но кто остался в последний раз пнем, тот долго носит это название. Игра в пень хотя есть детская резвость, однако ею выражается дурачок.

ТЕРЕБИТЬ НОС

Дети-шалуны, наскучив какой-либо игрою, бросаются друг на друга, толкают, кричат, бегают, падают, ушибаются - этого мало, этого им не довольно: они ищут других ощущений. Кто порезвее, тот вызывает к новой забаве - теребить нос. Становятся друг против друга и кричат: «Начинай!» - «Нет, ты начинай». Тут один начинает спрашивать, а другой отвечает ему: «Чей нос?» - «Савин». - «Где был?» - «Славил». - «Что выславил?» - «Копейку». - «Куда дел?» - «Пряник купил». - «С кем съел?» - «Один». При этом слове спрашивавший хватает за его нос, подергивает во все стороны, приговаривая: «Не ешь один, не ешь один». Если подергиваемый скажет тогда: «Съел с тобой», - то нос его оставляют в покое. Случается, что неотвязчивые шалуны до того наклеивают носы, что долго-долго помнят их. И кто забывает носы? Многие водят за носы, а многие натягивают их так длинно - что ваш немецкий!

Человека всю его жизнь - с рождения и до самой смерти - окружают предметы быта. Что входит в это понятие? Мебель, посуда, одежда и многое другое. С предметами народного быта связано огромное количество пословиц и поговорок. О них идет речь в сказках, о них пишут стихи и придумывают загадки.

Какие предметы народного быта в России мы знаем? Всегда ли они так назывались? Есть ли вещи, которые исчезли из нашей жизни? Какие интересные факты связаны с предметами народного быта? Начнем с самого главного.

Русская изба

Невозможно представить предметы народного быта россиян без самого важного - их жилища. На Руси избы строились на берегах рек или озер, ведь рыболовство с давнейших времен было одним из важных промыслов. Место для постройки выбиралось очень тщательно. Новая изба никогда не строилась на месте старой. Интересен тот факт, что ориентиром для выбора служили домашние животные. Место, которое они выбирали для отдыха, считалось самым благоприятным для строительства дома.

Жилище делали из дерева, чаще всего из лиственницы или березы. Правильнее говорить не "построить избу", а "срубить дом". Делалось это с помощью топора, а позднее и пилы. Избы чаще всего делались квадратными или прямоугольными. Внутри жилища не было ничего лишнего, только самое необходимое для жизни. Стены и потолки в русской избе не красили. У зажиточных крестьян дом состоял из нескольких помещений: основное жилище, сени, веранда, чулан, двор и постройки: стайка или загон для животных, сеновал и другие.

В избе находились деревянные предметы народного быта - стол, лавки, колыбелька или люлька для малышей, полки для посуды. На полу могли лежать цветные половики или дорожки. Стол занимал центральное место в доме, угол, где он стоял, назывался "красным", то есть самым важным, почетным. Его покрывали скатертью, и за ним собиралась вся семья. У каждого за столом было свое место, самое удобное, центральное занимал глава семьи - хозяин. В отводилось место для икон.

Добра речь, коли в избе есть печь

Без этого предмета невозможно представить жизнь наших далеких предков. Печь была и кормилицей, и спасительницей. В сильные холода только благодаря ей многим людям удавалось согреться. Русская печь была местом где готовили пищу, также на ней спали. Её тепло спасало от многих болезней. Благодаря тому, что в ней были различные ниши и полочки, здесь хранилась различная посуда.

Еда приготовленная в русской печи необычайно вкусная и ароматная. Здесь можно приготовить: вкусный и наваристый суп, рассыпчатую кашу, всевозможную выпечку и многое другое.

Но самое главное, что печь - это было то место в доме, вокруг которого постоянно находились люди. Не случайно в русских сказках, главные герои то ездят на ней (Емеля), то спят (Илья Муромец).

Кочерга, ухват, помело

Эти предметы народного быта имели непосредственное отношение к Кочерга была первой помощницей при работе. Когда прогорали дрова в печи, этим предметом сдвигали угли и смотрели, чтобы не было недогоревших поленьев. О кочерге русский народ сложил немало пословиц и поговорок, вот лишь некоторые из них:

  • В бане веник господин, в печи кочерга.
  • Ни богу свечка, ни к черту кочерга.
  • Черной совести и кочерга виселицей кажется.

Ухват - второй помощник при работе с печкой. Обычно их было несколько, разных размеров. С помощью этого предмета в печь ставили и вынимали чугунки или кастрюли с пищей. Ухваты берегли и старались обращаться с ними очень аккуратно.

Помело - специальный веник, с помощью которого сметали с печи лишний мусор, и для других целей он не использовался. Русский народ об этом предмете придумал характерную загадку: "Под полом, под середой, сидит Обычно помело использовали перед тем, как собирались печь пироги.

Кочерга, ухват, веник - непременно должны были быть под рукой, когда готовилась пища в русской печи.

Сундук - для хранения самых ценных вещей

В каждом доме обязательно должно было быть место, куда складывали приданое, одежду, полотенца, скатерти. Сундук - предметов народного быта Они могли быть как большими, так и маленькими. Самое главное, что они должны были соответствовать нескольким требованиям: вместительность, прочность, художественное оформление. Если в семье рождалась девочка, то мать начинала собирать ей приданое, которое складывалось в сундук. Девушка, выходящая замуж, забирала его с собой в дом мужа.

Существовало большое количество любопытных традиций, связанных с сундуком. Вот некоторые из них:

  • Девушкам нельзя было свой сундук кому-то дарить, в противном случае можно было остаться старой девой.
  • Во время Масленицы открывать сундук было нельзя. Считалось, что так можно было выпустить на волю свое богатство и удачу.
  • Перед замужеством родственники невесты садились на сундук и требовали выкуп за приданое.

Интересные названия предметов народного быта

Многие из нас даже и не предполагают, что привычные вещи, которые окружают нас в повседневной жизни, когда-то назывались совсем по-другому. Если на несколько минут представить, что мы попали в далекое прошлое, то некоторые предметы народного быта, остались бы нами неузнанными. Предлагаем вашему вниманию названия некоторых, привычных нам вещей:

Веник - голик.

Чулан или маленькая закрытая комната назывались клетью.

Место, где жили крупные домашние животные - стайка.

Полотенце - рукотерник или утирка.

Место, где мыли руки - рукомойник.

Ящик, где хранилась одежда - сундук.

Место для сна - полати.

Деревянный брусок с короткой ручкой, предназначенный для глажки белья в старину - рубель.

Большая чашка для разлива напитков - ендова.

Народные предметы быта России: любопытные факты

  • Город Тула считается родиной самовара. Этот предмет был одним из любимых у россиян, трудно было найти избу, в которой его не было. Самовар был предметом гордости, его берегли и передавали по наследству.
  • Первый электрический утюг появился в начале 20 века. До этого времени были чугунные утюги, в которые складывали угли или нагревали их длительное время над пламенем печи. Держать их было очень неудобно, они могли весить более десяти килограмм.
  • Одним из самых престижных предметов народного быта был патефон. В деревнях за него можно было корову выменять.
  • Со столом связано большое количество народных традиций и обрядов. Перед венчанием жених и невеста обязательно должны были обойти вокруг стола, новорождённого обносили вокруг стола. Эти обычаи, по народным верованиям, символизировали долгую и счастливую жизнь.
  • Прялки появились ещё в Древней Руси. Их делали из дерева: березы, липы, осины. Этот предмет дарил отец дочери на свадьбу. Прялки принято было украшать и расписывать, поэтому ни одна из них на другую не походила.
  • Предметы народного быта для детей - тряпичные самодельные куклы, мячи из лыка и шерсти, трещотки, глиняные свистульки.

Украшение жилища

Декор предметов народного быта включал в себя резьбу по дереву и художественную роспись. Многие вещи в доме были украшены руками хозяев: сундуки, прялки, посуда и многое другое. Конструирование и декор предметов народного быта касалось в первую очередь и самой избы. Делалось это не только для красоты, но и как оберег от злых духов и разных бед.

Для украшения дома использовали кукол, сделанных своими руками. У каждой из них было свое предназначение. Одна отгоняла нечистую силу, другая приносила мир и благополучие, третья не допускала склок и скандалов в доме.

Предметы, которые исчезли из повседневной жизни

  • Сундук для хранения одежды.
  • Рубель для глажки белья.
  • Лавка - предмет, на котором сидели.
  • Самовар.
  • Прялка и веретено.
  • Патефон.
  • Чугунный утюг.

Несколько слов в заключение

Изучая предметы народного быта, мы знакомимся с жизнью и обычаями наших далеких предков. Русская печь, прялка, самовар - без этих вещей невозможно представить русскую избу. Они объединяли семьи, рядом с ними и горе легче переносилось, и любая работа спорилась. В наши дни предметам народного быта уделяется особое внимание. Покупая дом или дачный участок, многие владельцы стремятся приобретать их с печкой.

Изба

Слайдов: 19 Слов: 969 Звуков: 0 Эффектов: 0

Изба. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты). В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Такая структура сохранялась длительное время. С XV века получают распространение печи с трубами. Но, в основном, у князей, бояр, купцов и т. д. и только в городах. Некоторые такие избы сохранились и по сию пору. Полы в крестьянской избе были земляные, то есть земля просто утаптывалась. Полы изготавливали из колотых пополам брёвен, в богатых домах - из досок. Полы настилались вдоль избы от входа. Как уже было сказано, окон как таковых изба не имела. Изба устанавливалась прямо на грунт или на столбы. - Изба.pptx

Русская изба

Слайдов: 10 Слов: 589 Звуков: 0 Эффектов: 0

Русская изба. Изба на территории музея в Покровском монастыре в Суздале. ИЗБА, срубное жилище у русских; отапливаемое жилое помещение в доме. Постройка избы. Строительство дома для крестьянина было знаменательным событием. При строительстве было важно место расположения дома. Общий вид избы. К избе нередко пристраивали своего рода прихожую - сени около 2 м шириной. Использовали сени и по-другому. Клеть служила летней спальней, круглогодичной кладовой, а зимой - своеобразным "холодильником". Внутреннее пространство избы. Мебель, утварь и убранство русской избы. Главное украшение домов составляли иконы. - Русская изба.ppt

Дома на Руси

Слайдов: 53 Слов: 8000 Звуков: 0 Эффектов: 2

Учебно - методическое пособие «традиционный быт в русском доме». Главная страница. Традиционный быт в русском доме. Выход. Строительство начиналось с валки леса и на расчищенной земле появлялось поселение - «деревня». Строились не день и не два. Сначала надо было освоить участок. Готовили землю под пашню, рубили, корчевали лес. Именно рубили, а не пилили: считалось, что так дерево лучше сохранится. Таков был опыт многовекового деревянного строительства. Назад. Таблица. ИЗБА – деревянный (бревенчатый) срубный жилой дом. Сруб складывался из «венцов». От земли до крыши таких «венцов» надо было собрать около 20. - Дома на Руси.ppt

Русский быт

Слайдов: 38 Слов: 297 Звуков: 0 Эффектов: 0

Русская изба. Быт русских людей. Музей «Канавино на рубеже веков». Русские пословицы (доскажи): Любишь кататься:…… Поспешишь:….. Что посеешь, то……. Семь раз отмерь:…. Делу – время:….. Не красна изба углами:…… Русская печь. Предметы русского быта. Жернова. Горшки, кринки, миски. Самовары, кувшины, кринки… Бабий кут. Посуда. Обстановка избы. Загадки: Под крышей четыре ножки, На крыше суп да ложки. Стол. Стоит бычок, подбоченивши бочок, Шипит и кипит, всем чай пить велит. Самовар. Ходит, ходит А в избу не заходит. Дверь. Межи деревянные А поля стеклянные. Окна. В избе – изба, на избе – труба. - Русский быт.ppt

Быт русского народа

Слайдов: 10 Слов: 342 Звуков: 0 Эффектов: 33

Проект. Представлены также фотографии предметов быта, костюмов, орудий производства. З и м а. ГАДАНИЯ об одном из наиболее древних обрядов русского народа. Гадания чаще всего проходили на Рождество, Крещение и Васильев день. Рождество христово. Весна. Благовещение праздник Благовещения - один из самых почитаемых для русского народа. ПОСЕВ о правилах и этапах посева зерновых. Лето. Сенокос. Осень. Сбор ягод и грибов. ВОЗДВИЖЕНИЕ о празднике Возвдижения Честного и Животворящего Креста Господня. Прядение. Древо Истоки и корни русского народа Традиции и обряды русского народа. - Быт русского народа.ppt

Культура и быт Руси

Слайдов: 77 Слов: 2942 Звуков: 0 Эффектов: 187

Культура и быт Древней Руси. Европейцы называли Русь «Градарики»- страна городов. Средневековые города были центрами куль- туры. Крупнейшими в Европе были Киев, Новгород, Галич. За крепостными стена-ми развивались ремесла которых нас-читывалось ок.70. Многие товары шли на продажу. Развитие городов. Торжок. Гравюра 16 века. План Киева в середине 12 века. Как правило на въезде строили Золотые ворота. На стенах, на бересте ученые находят множество надписей. Золотые ворота во Владимире. Реконструкция. Типичный вид боярских хором. Большинство зданий Киевской Руси были деревянными. - Культура и быт Руси.ppt

Русская национальная кухня

Слайдов: 15 Слов: 921 Звуков: 0 Эффектов: 0

Русская национальная кухня. Древнерусская кухня IX-XVI вв.1. Древнерусская кухня IX-XVI вв.2. Кухня Московского государства XVII в. Кухня петровско-екатерининской эпохи XVIII в. Петербургская кухня конец XVIII в.-60-е годы XIX в. Общерусская национальная кухня 60-е годы XIX - начало XX вв. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 1. Главное место на русском столе, особенно на народном, занимал и занимает хлеб. Первенствующее значение в истории русской кухни сохраняли супы. Ложка была всегда главным столовым прибором русских. Современная кухня с 1917 г. по настоящее время 2. - Русская национальная кухня.ppt

Народный костюм

Слайдов: 6 Слов: 21 Звуков: 1 Эффектов: 16

Тульский народный костюм. Курский народный костюм. Орловский народный костюм с поневой и с красным передником. Тамбовский народный костюм с навершником. Воронежский народный костюм с поневой. Нижегородский народный костюм. - Народный костюм.pps

Национальные костюмы

Слайдов: 6 Слов: 115 Звуков: 0 Эффектов: 0

Национальные костюмы. Национальный мужской костюм. В прошлом киргизский костюм имел территориальные отличия, связанные с расселением племен. Женский национальный костюм. Вывод. Мы познакомились с киргизскими национальными костюмами. Узнали названия женских и мужских головных уборов. Все костюмы красиво украшены орнаментами. - Национальные костюмы.ppt

Русский народный костюм

Слайдов: 16 Слов: 444 Звуков: 0 Эффектов: 9

Русский народный костюм. В одежде отражается душа народа. Русский костюм удивляет своим разнообразием. У каждого узора и покроя есть своя история. По одежде можно узнать о традициях и обычаях своего народа. Крестьяне шили одежду из простых тканей- льна, шерсти. Боярский костюм мог весить 15-20 кг.. На Руси основной одеждой для женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. Сверху одевали душегрею. Если рукава опускали, то сделать какую либо работу было невозможно. Отсюда выражение - делать спустя рукава. Сарафаны могли быть разного цвета: красные, синие, коричневые… В то время для ткани использовали только натуральные красители. - Русский народный костюм.pps

Одежда финнов

Слайдов: 10 Слов: 221 Звуков: 0 Эффектов: 25

Народная одежда финнов. Народная одежда – результат творчества многих поколений – является неотъемлемой частью культурного наследия финнов. Одежда отличалась составом, способом ношения, покроем, материалом, цветовой гаммой, орнаментом. Местные особеннности существовали в каждом уезде, а зачатую и в отдельном церковном приходе (кирхшпиле). На рубеже XIX – XX веков финская народная одежда почти повсеместно вышла из употребления. Народная одежда финнов Выборгской губернии. -

Фольклор

Важной составной частью древнерусской культуры являлся фольклор -- песни, сказания, былины, пословицы, поговорки, афоризмы, сказки. В свадебных, застольных, похоронных песнях отражались многие черты жизни людей того времени. Так, в древних свадебных песнях говорилось и о том времени, когда невест похищали, «умыкали» (как правило, с их согласия) или выкупали, а в песнях уже христианского времени шла речь о согласии и невесты, и родителей на брак. Целый мир русской жизни открывается в былинах. Их основной герой -- богатырь, защитник народа. Богатыри обладали огромной физической силой. Так, о любимом русском богатыре Илье Муромце говорилось: «Куда ни махнет, тут и улицы лежат, куда отвернет -- с переулками». Одновременно это был очень миролюбивый герой, который брался за оружие лишь тогда, когда другого выхода не было. Народные богатыри обладали также огромной чародейской силой, мудростью, хитростью. Так, богатырь Волхв Всеславович мог обернуться сизым соколом, серым волком. В былинных образах врагов угадываются и реальные внешнеполитические противники Руси, борьба с которыми глубоко вошла в сознание народа. Под именем Тугарина Змеевича просматривается обобщенный образ половцев с их ханом Ту-горканом. Под именем Жидовина выводится Хазария, где государственной религией был иудаизм. Русские былинные богатыри верно служили былинному же князю Владимиру. Его просьбы о защите Отечества они выполняли, к ним он обращался в решающие часы. Непросто складывались отношения богатырей и князя. Были здесь и обиды, и непонимание. Но все они -- и князь, и герои -- в конце концов решали одно общее дело -- дело народа. Ученые показали, что под именем князя Владимира слился обобщенный образ и Владимира Святославича -- воителя против печенегов, и Владимира Мономаха -- защитника Руси от половцев, и облик других князей -- смелых, мудрых, хитрых. А в некоторых былинах отразились легендарные времена борьбы предков восточных славян с киммерийцами, сарматами, скифами. Былины, повествующие о древних богатырях тех времен, сродни эпосу Гомера, эпосу других индоевропейских народов.

Быт народа

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседневной жизнью, а быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами. Люди жили как в больших для своего времени городах, насчитывавших десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов, и деревнях, в которых группировалось по два-три двора. Самым большим городом долго оставался Киев. По своим масштабам, множеству каменных зданий -- храмов, дворцов -- он соперничал с другими тогдашними европейскими столицами. Недаром дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж во Францию и приехавшая в Париж XI в., была удивлена убогостью французской столицы по сравнению с Киевом. Здесь сияли куполами златоверхие храмы, поражали изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволода Ярославича, удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота -- символ победы русского оружия.

А неподалеку от княжеского дворца находились бронзовые кони, вывезенные Владимиром из Херсонеса; в старом Ярославовом городе стояли дворы видных бояр, здесь же на горе находились и дома богатых купцов, других видных горожан, высшего духовенства. Дома украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла сложная жизнь -- здесь располагались дружинники, слуги, толпилась челядь. Отсюда шло управление княжествами, городами, селами, здесь судили и рядили, сюда свозились дани и подати. В сенях, просторных гридницах нередко происходили пиры, где рекой текло заморское вино и свой, родной «мед», слуги разносили огромные блюда с мясом, дичью. Женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Женщины вообще принимали активное участие в управлении, хозяйстве, других делах. Известно немало женщин -- деятельниц такого рода: княгиня Ольга, сестра Мономаха Янка, мать Даниила Галицкого, жена Андрея Боголюбского и др. Одновременно происходила раздача пищи, мелких денег от имени хозяина неимущим. Любимыми забавами богатых людей были соколиная, псовая охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью русского быта, особенно на севере, являлась баня. Внизу, на берегах Днепра, шумел веселый киевский торг, где продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего света, включая Индию и Багдад. По склонам гор к Подолу спускались разноликие -- от хороших деревянных домов до убогих землянок -- жилища ремесленников, работных людей. У причалов Днепра и Почайны теснились сотни больших и малых судов. Храмы, дворцы, деревянные дома и полуземлянки на окраинах стояли и в других русских городах, там же шумели торги, а в праздники нарядные жители заполняли узкие улицы. Своя жизнь, полная трудов, тревог, текла в русских селах и деревнях, в рубленых избах, в полуземлянках с печками-каменками в углу. Там люди настойчиво боролись за существование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от «лихих» людей, а на юге -- от кочевников, вновь и вновь отстраивали спаленные после вражеских набегов деревянные жилища. При-чем нередко пахари выходили в поле вооруженные рогатинами, дубинами, луком и стрелами, чтобы отбиться от половецкого дозора. Долгими зимними вечерами при свете лучин женщины пряли пряжу, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минувшие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказительниц былин.

«Устное народное творчество» - Лирика – род литературы, в котором автор выражает свои чувства. (с)Максимова Г.Г. Учитель русского языка ГОУ СОШ №156 2007 год. Фольклор народов России. Под ред. Н.И.Кравцова. Содержание: Устная словесность, устное поэтическое творчество. Фольклорные жанры. Любое народное искусство (танцы, музыка, резьба по дереву и пр.).

«Русское народное творчество» - Пословицы и поговорки (сост. Основополагающий вопрос: Как в русском народном творчестве отражаются нравственные качества? Что такое потешки? Дидактические задачи: Авторы проекта: Кудрявцева Анастасия Николаевна Попова Ирина Вячеславовна. Работа детей по обсуждению задания каждого в группе. – 5 занятие.

«Быт русского народа» - Осень. ВОЗДВИЖЕНИЕ о празднике Возвдижения Честного и Животворящего Креста Господня. Сенокос. З и м а. Проект. ГАДАНИЯ об одном из наиболее древних обрядов русского народа. Весна. Директор школы «ВОЗМОЖНОСТЬ» г. Дубны Московской области Игнатович Светланы Николаевны. Прядение. Сбор ягод и грибов.

«Русские традиции» - Цель: Русские народные традиции. Итоги нашей работы. Какие традиции были у наших предков осенью? Фоторепортаж. Убранство русской избы. Колядки масленица. Большой стол Самовар Длинные лавки Домотканые половики Русская печь. Весенние традиции. Зимние традиции. Традиции. Мы узнали много нового о жизни наших предков и попытались рассказать вам.

«Русские былины» - Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Алёша Попович и красна девица. Авдотья-рязаночка. Вольга Всеславьевич. Герои русских былин. Святогор и Илья Муромец. Вольга и Микула Селянинович. Добрыня особождает Забаву от змия. Илья Муромец и Соловей-разбойник. Святогор. Садко и царь морской. Святогор и кузнец судьбы.

«Русские писатели» - Александр Сергеевич Пушкин. Самуил Яковлевич Маршак. Павел Петрович Бажов. Корней Иванович Чуковский. Анна Андреевна Ахматова. Владимир Владимирович Маяковский. Марина Ивановна Цветаева. Николай Николаевич Носов. Сергей Александрович Есенин. Лев Николаевич Толстой. Николай Алексеевич Некрасов. Агния Львовна Барто.

Всего в теме 11 презентаций



Похожие статьи
 
Категории