Русский орнамент в одежде. Использование узоров в вышивке

04.03.2019

Люди с давних времен украшали свою одежду, жилище, орудия труда и предметы быта различными орнаментами. Это были не просто рисунки, а магические символы, которые должны были защищать их обладателей от нечистой силы. Кроме того, орнамент неизменно придавал вещам нарядный и праздничный вид.
Для древнерусского орнамента на ткани наиболее характерны растительные, зооморфные, бытовые, культовые мотивы. По древнерусским рукописным книгам также можно проследить историю орнамента на Руси. Орнаменты в них украшали заставки к каждой главе и инициалы (первые буквы глав и псалмов). С XII века в книжном орнаменте появляются новые мотивы – грифоны, драконы и другие мифические чудовища, переплетенные ветвями, ремнями, запутавшиеся в своих хвостах и шеях до такой степени, что ничего невозможно разобрать.

Резьба по дереву также с давних времен отличалась разнообразием орнаментов. Выделяют несколько техник резьбы по дереву: геометрическая, ажурная и художественная. В геометрической резьбе, выполненной в виде выемок различной формы, часто присутствовали языческие символы, например, так называемые «розетки» и «сияния», обозначавшие солнце. Такие изображения часто встречались на бытовых предметах: прялках, посуде, кухонной утвари. Художественная резьба представляла собой настоящий рисунок по дереву и украшала стены дома, конек на крыше, крыльцо. Как и в текстильных орнаментах в резьбе по дереву были распространены растительные, зооморфные и культовые мотивы, которые в глубокой древности должны были защищать дом от злых сил, а позже превратились просто в элементы украшения дома.

После принятия христианства в конце X века на Руси стала распространяться византийская культура, которая отразилась, в первую очередь, на архитектуре, языке и орнаменте. Даже само слово «орнамент» латинского происхождения и переводится как «украшение». С XII века в древнерусский орнамент стали проникать элементы, характерные для итальянских, персидских, индийских, а во время татаро-монгольского нашествия и орнаментов. Смешение всех этих стилей в XVI-XVII веках породило особенный, характерный только для русского народа орнаментальный стиль.

В нем присутствуют как геометрические формы, так и разнообразные растительные узоры, изображения животных, существующих и мифических, фантазийные узоры из переплетающихся лент, веток, листьев, вьющихся растений, образующих, несмотря на всю свою запутанность, различные фигуры животных, птиц и людей. В разные века для украшения различных предметов (будь то одежда или рукописная книга, шкатулка или полотенце) использовались различные орнаментальные мотивы, некоторые из них были характерны только для своего времени, другие сохранились с древнейших времен до наших дней.


До сих пор ярко сверкают, переливаются радужными красками узоры, выполненные на одеждах, скатертях, полотенцах безвестными мастерицами прошлых веков. Эти символические изображения должны были, по мнению наших прадедов, принести своим владельцам удачу и благополучие, спасти «от глада и мора», отвратить воздействие злых сил, защитить ратника от ран на поле брани, способствовать продолжению рода.

Вплоть до середины XIX столетия «украсы» не изменяли, дабы не нарушить и не исказить древний священный смысл, передавали из поколения в поколение, тщательно соблюдая «каноны». Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека тех далёких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Ещё в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых «считках»: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед «всем миром».

Кое-где в глубинке ещё можно услышать древние названия узоров: «водяник», «Перун», хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии. И, тем не менее, древние узоры живут. Живут и радуют своей красотой. Живут иногда вопреки убеждениям общества или отдельных его групп, вопреки установкам того или иного государственного режима. Как-то работая в архиве Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, я немало посмеялась, читая переписку рязанского градоначальника и Скопинского епископа (XIX век): оба корреспондента изощренно ругали «развратных» русских баб, которые, несмотря на великие церковные праздники, упрямо разгуливали по городу в «непристойно» расшитом «нижнем» белье - народной рубахе с вышивками по подолу. Обычай требовал, чтобы вышивки выставляли напоказ, а мастерицы изображали на них то рожающую женщину, а то и «узоры первой ночи».

Но было совсем не смешно вспоминать слышанные в экспедициях рассказы стариков о том, как в годы Великой отечественной войны, а порою - и совсем ещё недавно, варварски уничтожались сотни народных «украс» с изображением свастики - одного из любимейших славянских орнаментов. А уж передовые технологии XXI века грозят окончательно стереть с лица Земли русские народные промыслы с их малой производительностью и примитивными технологиями.

И всё же, несмотря ни на что, орнамент живёт. По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры - один другого затейливее, украшая ими свою «сряду», чтобы потом, на празднике, щеголять перед «обчеством». Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное - нам, нынешним, неведомое?

Впервые мне пришлось столкнуться с необычными свойствами народного орнамента в юности, когда я работала в Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике. Нужно было сфотографироваться в старинном народном наряде. В соборе, где проходили съемки, из-за холода приходилось носить меховую поддёвку, но... стоило надеть расшитые льняные одежды, как вдруг стало тепло: тонкая ткань грела! Непостижимым образом! Позднее, ожидая рождения ребёнка, я поняла, что народные узоры, которые выполняли русские женщины, помимо красоты дарили будущей матери также спокойствие и терпение. Когда я рисовала орнаменты для намеченных работ - самочувствие моё чудесным образом улучшалось, проходили отёки. Позже, овладев ремеслом ручного ткачества, стала замечать, как меняется моё настроение в процессе изготовления по-разному орнаментированных изделий.

Удивительно, но орнамент народных, «украс» одинаков по всему миру: несколько отличается графика, меняются цвета и оттенки, но облик, ритм, смысл вполне узнаваемы. Известен случай, когда мексиканская ткачиха признала своим национальным узор нолика женской рубахи Архангельской губернии. Что это? Случайность? Или в основе разных народных традиций лежат одни и те же глубокие знания, подчас недоступные нам, ибо изложены они непривычным нам языком - гармонии, красоты и любви - и прежде чем их понять, необходимо овладеть самим языком?

Эта книга - результат моего стремления поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на «носителя» украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Может быть, это не совсем правильно: можно ли объять необъятное? Но русская народная культура всегда казалась мне настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать её, на мой взгляд, необходимо лишь комплексно, прочувствовав сам образ мышления наших предков.

Полагаю, лучше всего иллюстрирует сказанное процесс прорисовки народных текстильных узоров. Поначалу на выполнение такого рисунка с сохранением всех конструктивных особенностей я тратила месяц (и это при наличии линованной бумаги, карандаша, корректирующих средств). И каждый раз вставал вопрос: а как же без них? На ткацком-то станке? И не с середины, откуда чётко разворачивается узор, а с краю? А вместо рисунка, в лучшем случае, схема, процарапанная гвоздём по дощечке. Какое же пространственное воображение, какие скоординированные межполушарные связи головного мозга надо иметь, чтобы вот так? Видеть надо! Но ведь умела же это рядовая ткачиха...

И ещё. Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Хочется верить, что затронутые в моём рассказе темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения. Ну что, попробуем начать?


Изучение народных «украс» началось ещё в XIX столетии. Первые описания текстильных узоров и попытки поиска скрытого в них смысла предпринимали люди знаменитые: члены Императорского археологического общества и многочисленных учёных архивных комис¬сий Российской империи. Им удалось зафиксировать бесценный материал, ныне - увы! -утраченный безвозвратно: исконные народные названия отдельных элементов орнамента, более-менее ещё не искажённые исчезновением патриархального крестьянского быта. В 1920-х годах их труд продолжили областные общества краеведов. Относительно систематизированные материалы были опубликованы в областных изданиях или осели в архивах. Из доступных наиболее интересными показались мне труды смоленского этнографа Е.Н. Клет-новой , рязанского этнографа Н.И. Лебедевой , известного археолога В.А. Городцова (И.001) и материалы уникального исследования Сапожковских краеведов П. и С. Стахановых .

Много литературы, посвящённой описанию узоров народной вышивки и ткачества по всей территории СССР, издаётся в 1950-1970-х гг. Выходит ряд художественных альбомов и каталогов народного костюма. Изучая орнаменты народов Сибири, С. Иванов разработал схемы образования орнаментальных форм в зависимости от вида используемой симметрии . Растёт интерес историков, археологов, искусствоведов к смыслу изображений: специальные исследования предпринимают Г.П. Дурасов , Г.С.

Маслова , Б.А.Рыбаков (И.002), А. Амброз .

В 90-е годы прошлого века вновь появились материалы изучения местных традиций. Новые исследователи музейных фондов и коллекционеры-любители обратили внимание на пропущенные прежде детали украшений народной одежды, что позволило проследить в народном костюме отражение славянской языческой культуры и социально-родовую информацию о владельце . Появилась возможность изучения истории древнего и распространённого у славян символа - свастики. Многочисленные попытки практической реконструкции применения и смысла народного орнамента были предприняты сторонниками возрождающегося язычества. А. Голан в своей капитальной работе проследил единую мифологическую основу символов орнамента у народов мира , а работы М.Ф. Пармона исчерпывающе осветили особенности кроя и формы народной одежды.

Печатаются исследования, поднимающие вопросы восприятия символов сознанием человека, а также воздействия знака на наше физическое состояние - с этой точки зрения изучает рунические символы В.И. Лошилов . Психологи и представители альтернативной медицины накопили немалый опыт оценки воздействия тех или иных нематериальных факторов на человеческий организм, а наши представления о свойствах сознания постоянно расширяются. Но никто пока ещё не пытался рассмотреть народный орнамент с этой точки зрения.

Немногим известно, что первой в мире страной по распространению свастики является... Россия. Это ключевой орнамент вышивки и ткачества Русского Севера, мы даже обгоняем Индию, где свастики-обереги до сих пор украшают городские дома. Согласитесь, учитывая идеологический контекст событий XX века, это воспринимается, по меньшей мере, как ирония судьбы.

Именно на наших землях сохранились многосложные солярные мотивы, которые, порой, являются материнскими даже по отношению к мотивам индийским (об этом можно почитать работы С.В. Жарниковой). Это головокружительная архаика.


«ковыль» (Тульская губ.), «конь», «коневая голяшка» (Рязанская губ.), «заяц» (Печора), «рыжик» (Нижегородская губ.), «вьюн» (Тверская губ.), «кривонога» (Воронежская губ.) и т. д. На территории вологодских земель название свастики было еще более разнообразным. «Крючья», «крюковец», «крюк» (Сямженский, Верховажский районы), «огниво», «огнивец», «конегонь» (конь-огонь?) (Тарногский, Нюксенский районы), «сверь», «сверчок» (Великоустюгский район), «вожок», «вожак», «жгун», (Кичм.-Городецкий, Никольский районы), «ярко», «косматый ярко», «космач» (Тотемский район), «гуськи», «чертогон» (Бабушкинский район), «косарь», «косовик» (Сокольский район), «перекрест», «враток» (Вологодский, Грязовецкий районы), «вращенец», «вращенка», «вращун» (Шекснинский, Череповецкий районы), «углый» (Бабаевский район), «мельник» (Чагодощенский район), «крутяк» (Белозерский, Кирилловский районы), «пылань» (Вытегорский район). Наиболее архаичным из них, несомненно, является «огнивец». В этом названии отражено первоначальное значение магического символа свастики: «живой огонь» - «огнь» - «огниво» - «огнивец».

«Русское название свастики - «коловрат» т. е. «солнцеворот» («коло»- древнерусское название солнца, «врат» - вращение, возвращение). Коловрат символизировал победу света (солнца) над тьмой, жизни над смертью, яви над навью. Свастика, направленная в противоположную сторону, именовалась «посолонью». По одной из версий «коловрат» обозначал прирастание светлого времени суток или восходящее весеннее солнце, в то время как «посолонь» - убыль дневного света и заходящее осеннее солнце. Существующая путаница в названиях порождена неверным пониманием направления вращательного движения русской свастики. «Правой» или «прямой» свастикой нередко называют крест с концами, загнутыми в правую сторону. Однако в русской языческой традиции смысловое значение свастики максимально приближено к древнейшему (символ «живого огня»), и потому загнутые концы ее следует рассматривать именно как языки пламени, которые при вращении креста в правую сторону естественным образом отклоняются влево, а при левостороннем его вращении - вправо. Отклонение языков пламени в обоих случаях происходит под воздействием встречного потока воздуха. Поэтому «коловратом», или «левосторонней», свастикой в России именуют крест, концы которого («языки пламени») загнуты в правую сторону, и наоборот, «посолонью», или «правосторонней», свастикой называют крест с концами, загнутыми влево (в этом случае свастика вращается по часовой стрелке, по солнцу, отсюда ее название - «посолонь»). В старообрядческой «посолони» - обрядовому обходу церквей по солнцу - легко угадывается древний языческий ритуал. (М.В. Суров «Всё и всяк вернётся»)»

Орнаменты сродни древним письменам и подобно им способны многое поведать о миросозерцании человека далеких эпох. Долгое время люди помнили о назначении орнаментов. Еще в 20-30-х годах XX века жительницы некоторых северных русских деревень демонстрировали свои знания смысла изображаемого узорочья перед старейшей мастерицей села на особых считках: молодые девушки приносили на посиделки готовые работы и рассказывали о них перед всем миром. Кое-где в глубинке еще можно услышать древние названия узоров: водяник, Перун, хотя объяснить их смысл мастера чаще всего не в состоянии.

По сию пору находятся люди, умеющие украшать и желающие носить традиционные русские одежды. Долгими зимними вечерами славянские девушки и женщины при лучине вышивали и ткали узоры - один другого затейливее, украшая ими свои сряды, чтобы потом, на празднике, щеголять перед обчеством. Только ли красоту они ощущали? Только ли желание творческого самовыражения руководило ими? Или было и продолжает бытовать сегодня в древних символах что-то очень важное - нам, нынешним, неведомое?

Эта книга - результат стремления автора поставить вопросы, связанные со смыслом народного текстильного орнамента и особенностями его действия на носителя украшенной ими одежды или смотрящего на узоры человека. В ней используется информация многих, порой нетрадиционных источников: истории, этнографии, мифологии, биоэнергетики, современной альтернативной медицины и т.п. Русская народная культура всегда была настолько всеобъемлющей и многогранной, что изучать ее необходимо лишь комплексно, прочувствовав образ мышления предков.

Очень хочется, чтобы древнее искусство орнамента сохранилось, не исчезало, чтобы навыки, традиции и красота народной культуры продолжали жить, радовать и приносить пользу людям. Ведь эта красота обладает невероятной доброй энергетикой (так и хочется сказать - душой), способной помогать людям. Верится, что затронутые в книге темы заинтересуют новых исследователей, и тогда такое удивительное явление, как русский народный текстильный орнамент, действительно можно будет осмыслить с разных сторон. Пока же древние образы-письмена продолжают ждать своего полного прочтения.

Вторая книга , позволяющая не просто понять место народного текстильного орнамента в нашей культуре, но подтвердить предположения автора о механизмах энергоинформационного воздействия орнамента на человека. Народный орнамент является частью невероятно древней системы духовных знаний, позволяющей человеку гармонично строить свои взаимоотношения с окружающим миром. В его строгих формах заключены и повесть о развитии нашей Вселенной, и готовые биотехнологии, и конкретные рецепты выживания рода и человека.

В книгу включены разделы о ткацком станке и типологии форм ткачества узоров, о том, как появился узор, о работе оберегов, обработанных структурированной водой, о духовных узорах, о знаках рода-племени, об энергетике кроя одежды.

Дана классификация типов русского народного текстильного геометрического орнамента. Приведены крои мужской и женской рубах, а также схемы расположения узоров на женской и мужской одежде. Отдельную часть составляют красочные прорисовки узоров и их объяснение.

Эта книга - попытка собрать и систематизировать принципы использования символов народного текстильного орнамента для практического применения. Она будет полезна всем желающим возродить древние знания и красоту.

Орнамент всех времен и стилей

Уникальный труд Н.Ф.Лоренца , безусловно, расширит и обогатит наши представления о правилах упорядочения пространства, о стиле благородной и гармоничной жизни.

Автор со знанием дела сопровождает читателя в историю орнамента и декора, показывает многообразие этого особого вида искусства, знакомит с его внешней стороной и глубокой символикой, посвящает в практические тайны резьбы, фресок, витражей, эмали, ковров и мозаики.

Как уточнил Пётр в комментариях (см. ниже), книга Лоренца и книга Ракинье об орнаментах - это одно и тоже (Лоренц почти все взял у Ракинье, несколько видоизменив текст и рисунки в нем).

Эта книга наглядно показывает, какие средства и приемы приближают организованное и творчески преобразованное пространство к торжеству изысканного вкуса - в разные времена и в различных частях света. Богатое художественное оформление этого издания обращено к эстетическим чувствам и стимулирует творческое воображение читателя.

Народный орнамент ткачества и вышивки - древние письмена. Но в то же время это непривычная нам знаковая система передачи информации с жестко закрепленным значением каждого элемента, так как составляющие орнамента - всегда мифологический образ и целый комплекс представлений, с этим образом связанных. Возникшие у истоков времен, в глубинах пракультуры, где мышление еще не дифференцировано, орнаментальные символы в принципе одинаковы у всех народов мира, различаясь лишь видом графики или незначительными деталями. Так, известен случай, когда мексиканская ткачиха признала за свой национальный узор орнамент Архангельской губернии России. Элементы орнамента будут иметь разные названия (а иногда и смысл!) у разных народов, но везде будут обозначать близкий мифологический комплекс представлений, аналогичный архетип, оценка и осмысление которого могут быть полярно противоположными. Поэтому орнаментальную композицию нельзя читать как простую совокупность тех или других знаков: при ее расшифровке значение каждого символа приходится выбирать из ряда вариантов в зависимости от всех употребленных в ней элементов, а также цвета и места расположения, назначения орнамента, уточняющих те или иные оттенки описываемых образов.

Образы архетипов, лежащие в основе орнаментальных композиций, связаны с изображением двух основных схем космогонического процесса, известных древней мифологии.

Схема 1

Во времена, когда Небо и Земля не были еще отделены друг от друга , в центре Мирового Океана возвышалась Мировая Гора - Алатырь-камень русских народных заговоров и сказок - на вершине которой находился глубокий колодец, полный воды и ведущий в недра горы - потусторонний мир - где в подземном дворце - пещере - Лабиринте обитал Бог Земли - Подземного Мира - Медведь-Громовержец:

Большую часть времени Медведь спал во мраке и холоде, бдительно охраняя свое сокровище - огонь , в виде котла, полного расплавленного золота или драгоценного камня. Раз в году в Лабиринт, минуя водяной водоворот-туннель , спускалась Богиня Неба - Рогатая Оленуха: , окунала в золото свои рога и возвращалась назад в Небо. Жар и Свет, исходящий от рогов, топили снега и лед; вода проникала в Лабиринт и будила спящего Громовержца: .

Проснувшись, он сбрасывал медвежью шкуру , превращаясь в птицу , и бросался в погоню за похитительницей.

Настигнув беглянку, Бог Земли вступал с ней в брак, совершая грозу и проливая на Землю потоки животворных вод:

.

Могучие крылья поднимали огненные вихри , разносящие семена жизни в разные стороны: .

(Позднее вихрь трансформировался в самостоятельное божество ветра - Стрибога .)

Оленуха сбрасывала золотые рога, которые возвращались победителю как залог заключенного брака , и скрывалась в подземном дворце.

Лишенная тепла и света Земля покрывалась снегом и льдом. Гигантская птица засыпала, постепенно поростая шерстью и мехом, вновь превращалась в Медведя.

Нетрудно заметить, что данная схема описывает чередование полярных дня и ночи в северных широтах Земли с характерным для этого региона отсутствием солнечных затмений. Проникновение носителей мифа в средние и южные широты, столкновение их с явлением солнечного затмения и соприкосновение с жителями южных регионов развивает миф...

Однажды, когда Оленуха с огненными рогами уже поднялась в Небо, а Медведь еще не проснулся, из глубин Бездны (Пекельного Мира) выполз Дракон (Лев, Барс, Кот, Кабан...) , напал на беззащитную Оленуху, и, разорвав ее на куски, овладел Золотыми Рогами. Не умея обращаться с огнем, Зверь устроил мировой потоп, а затем едва не стал причиной мирового пожара, но проснувшийся Громовержец в жестокой борьбе одолел соперника, приковал его вечным стражем у входа во дворец и вернул огонь.

Останки Оленухи Громовержец полил мертвой и живой водой , отчего Рога проросли в Мировое Дерево , отделившее Небо от Земли. На ветвях этого дерева поднялись в небо Руно и Рога Оленухи, превратившиеся в Солнце , Луну и Звезды. Громовержец же мог теперь подниматься в Небо и спускаться на Землю по стволу и ветвям Дерева, соединяющего миры в образе Месяца: .

Чтобы несчастье не повторилось, с четырех сторон света им были поставлены стражи , призванные защищать Дерево от проникновения тварей из Бездны.

Схема 2:

В начале времен Великая Богиня-Дева

упала в воды первозданного океана и нашла спасение на спине гигантского Змея (Ящера, Черепахи и т.д.):

Забеременев, она стала матерью двух сыновей-близнецов, один из которых был очень упрям (зол, жесток и т.д.), а другой справедлив (добр, сердечен и т.д.). Когда подошел срок рождения, упрямый ребенок, несмотря на предупреждения брата, проделал свой собственный выход из тела матери, умертвив ее, в то время как второй ребенок родился положенным образом. Душа Богини вознеслась на Небо по ветвям Мирового Древа, выросшего из ее тела, но так как с её смертью в мир вошло зло, - обитатели Небесного Мира окружили "пострадавший" участок пространства стражами, дабы смерть и зло не могли проникнуть в иные миры .

Родившиеся же братья-близнецы начали творить собственный мир, причем, один из них все время мешал другому - портя или разрушая сотворенное .

Вариантом этого же мифа выступает сказание о близнецах - брате и сестре, по неведению родства вступивших в любовную связь . Узнав о совершенном инцесте, один из них погибает (или брат убивает сестру), в результате чего мир оказывается осквернен.

К этому же типу относятся мифы о борьбе Девы-Солнца и Змея, или мифы о яростной Огнедеве-Солнце, мчащейся по небу на колеснице, запряженной двумя возничими .

***

Как бы ни возник этот мир, обитающим в нем людям традиционное мышление предписывало вести себя по образу и подобию сотворивших его прародителей-Богов: по раз и навсегда установленному образцу делались вещи, одежда, жильё, игрались свадьбы, оформлялись значимые события и даты. В орнаментальных композициях это отразилось употреблением одинаковых символов с разным значением в зависимости от их местоположения на одежде. Например, один и тот же знак "Орепей":
в зоне оплечья женского костюма будет читаться как мировая гора или Алатырь-камень с восседающим на нем Божеством: ;
в локтевой зоне как "предок" ;
на подоле - как вход в потусторонний мир , или также "предок".

Выделить изображения Богов позволяет характерный вспомогательный узор - изображение колесниц, в которых, по представлениям древних, Божества перемещались в пространстве. Везли эти колесницы возничии-животные, характерные для каждого Божества - змеи, птицы, кони, олени, звери...

С выделением новых Божественных ипостасей появляются оттенки в чтении тех или иных элементов орнамента, их графические изменения. Так, выделение из Архетипа Мирового Божества образов, персонифицирующих его отдельные качества - ветра (Стрибог), Грома (Перун), Водяного Царя (Водище), Владыки Потустороннего Мира - Сварги (Сварог), Божества Земли, Плодородия (Велес), Хранителя Зерна, Урожая, Зерновых Запасов, Плодоносящей силы Зерна (Яри), плодоносящего огня (Переплут, Ярило, Семаргл) - приводит к возникновению символов, в основе которых лежит один графический образ, подобно тому, как сами мифологические персонажи сохраняют общие свойства или атрибуты - способность управлять водами, вызывать вихрь, дождь и т.д., ковать, повелевать молниями:

С изменением ведущих социальных ролей в обществе - возникновением и развитием патриархального уклада - культурные герои меняют свою половую принадлежность и аналогично изменяется "половая" интерпретация символов:

А вот значение объединенного символа - восьмиконечного креста

остается прежним: соединение женского и мужского начала, монада, оплодотворенная яйцеклетка, жизнь и смерть - судьба. Не случайно с принятием христианства он получает народное название "Звезда Богородицы". Несколько выделяется интерпретация вследвствие варианта этого символа - . Ряд этнографов отмечает наличие в языках народов Северного Кавказа и Древней Скифии следов древнейшего представления о Вселенной как о пятиричной структуре: кроме привычных нам понятий трехмерного уровня - Небо, Срединный Мир, Земля (или Подземный Мир) - в ней присутствовали Пекло и Бок (Боковое пространство). Вместе с тем, древнейшие космогонические модели обычно характеризуют Вселенную как женское начало. Пятирядное пространство Вселенной - Великой Матери, раскинувшейся на четыре стороны света и порождающее Жизнь, - примерно так можно уточнить прочтение этого символа.

Как "работает" символика? Начнем с того, что любое графическое изображение имеет слабое торсионное поле, искривляющее окружающее пространство:

Энергетические (лептонные) модели (порча, сглаз и т.д.), попадая в зону искривленного пространства, либо отталкиваются или оказываются зафиксированными в зоне изображения, либо саморазрушаются в результате неравномерного искривления. Равномерная сетка из графических изображений на поверхности одежды или бытовых предметов, создаваемая при узорном тканье или вышивке, обеспечивает его энергетический эффект. При этом наиболее однородную сетку (и, следовательно, более сильный эффект) дает орнамент геометрического и геометризированного типа, в котором толщина всех линий одинакова (Справка: знаменитые Мезенские вязаные узоры всегда набирались по следующему принципу - в начале узора шел ряд из чередующихся 3-х петель употребляющихся цветов - орнаментальная сетка была изначально однородной). Другим важным принципом энергетической работы орнаментальной сети является принцип смены полярности в орнаментальной строке и в композиции в целом.

Вносит свою лепту и цвет. Например, на территории нашего Рязанского края ведущий элемент, по которому узор получал свое название, всегда выполнялся белым, а фоновое поле забивалось цветом, преимущественно оттенками красного; белый цвет орнамента пропускал к владельцу воздействие окружающих энергий или "отражал" негатив, как бы "переломленные" через призму формы и значения символа, рассеивая всё остальное; а фоновое поле - энергии определенной частоты...

Ну и, конечно, магическое значение символа...

В женском и мужском костюме можно выделить зоны соответствия Небу, Срединному Миру и Земле. В зависимости от расположения в конкретной зоне меняется магический эффект от нанесенного изображения.

Женский

Мужской

Кроме того, места нанесения наиболее плотной орнаментальной сетки совпадают с местами расположения крупнейших нервных сплетений человеческого организма, соответствующих основным энергетическим центрам или чакрам. Усиленно защищается зона сердечного центра - в буквальном смысле "с четырех сторон". Есть и еще одна тонкость - в женском костюме узор, расположенный по переду, всегда в первую очередь защищает его владелицу и ее ожидаемое дитя, а вот в мужском костюме - в первую очередь активно воздействует на окружающих (ту же женщину, к примеру), а собственно защитный узор идет со спины - этим и объясняется наличие "женской" символики на грудной вышивке мужских рубах, особенно праздничных, свадебных.

Откуда взялись символы? Почему у всех народов они практически одинаковы? Символы - это информация. Наиболее древние из них имеют геометрическую или же геометризированную форму. Предположим, что в её основе лежат сведения о каких-то вселенских процессах.

Существует любопытная схема представления о строении Вселенной у древних славян-русов, опубликованная А. Иваницким в эссе "Путями великого россиянина" (альманах "Славяне") и с сокращениями приведенная М. Шатуновым ("Русская Здрава", М., 1998, с. 159). Продолжим эту схему, достроив ее в соответствии с перемещением Солнечной эклиптики по небосводу с позиции земного наблюдателя относительно смены времен года (Рис. 1). Получим матрицу яйцевидной формы (в соответствии с русскими традициями назову ее "яйцом Рода") и посмотрим на это яичко с торцевой стороны (Рис. 2). Сравнив обе проекции с рисунками Леонардо да Винчи и спиралями "золотого сечения" Друнвало Мелхиседека (Д. Мелхиседек. "Древняя тайна цветка жизни", т.1, с. 229-230, "София", 2001г.), увидим, что Яичко объясняет их происхождение. А теперь соединим все три рисунка. Получилась матрица, в которой легко увидеть все известные нам элементы русского (и не только) орнамента, разделенные к тому же по принадлежности к Мирам Прави (проекция фронтальная), Нави (проекция боковая) и Яви (геометризированная форма спиралей "золотого сечения").

Мара Минина

Орнамент одежды, конечно же, должен ее украшать, но, оказывается, изначально он выполнял и иную функцию. Орнамент в русском народном костюме являлся неким защитником от злых сил, оберегом, своеобразным талисманом. Именно поэтому рисунок орнамента располагается не где попало, а в местах, где края одежды переходят в открытую поверхность кожи, так сказать незащищенную. Это воротник, манжеты, подол. В этом орнаменте вышивальщицы заключали тайные знаки, идеограммы, которые они подбирали для каждого владельца индивидуально. Эти знаки должны были защищать носящего одежду от внешнего врага и от случайной беды. Отсюда и крылатое выражение «Он и своей рубахи не пожалеет». Так говорили о человеке крайне щедром, который готов отдать свою рубаху, а вместе с ней и всю свою защиту.

Значение узоров

Само слово «узор» является производным от слова «зоря» - устаревшее русское слово, означающее заход солнца и момент появления звезд на небе. Все , изображавшиеся на орнаменте народного костюма, очень символично отражали видение мира народа того времени. То, как они воспринимали космос, солнце, звезды и свое место во всем этом. Например, нередко изображался бегущий белый конь на фоне звезд. Конь символизировал собой солнце, поэтому он и был в звездном окружении. Также нередки изображения весеннего бога солнца Ладо.

Обряды, существовавшие у народов в то время, тоже получили отражение в орнаменте народного костюма. Например, весенний обряд – радуница, праздник Ивана Купалы и другие. Менялось орнаментального рисунка и в зависимости от того, где он располагался. Если это был подол, то есть часть одежды, располагающаяся ближе к земле, то на нем изображали ромбо- и крестообразные композиции, означающие землю, плодородие, огонь. Если же это были узоры на головных уборах, то есть, ближе к небу, то вышивали знаки, олицетворяющие солнце, небо, птиц и так далее.

Все эти факты дают основания для того, чтобы сделать вывод о сильной связи прошлой культуры, миропонимания с культом природы. А также орнамент отображает представления народа данной культуры о своем бытие. По сути, это был своеобразный продукт народного творчества, мироощущения и мыслей. Орнаментальная вышивка была одним из первых магических человечества, который передается из поколения в поколение и тем самым не дает забывать нынешнему поколению о своих предках и о том, как они жили, чувствовали и во что верили.



Похожие статьи
 
Категории