Абхазский национальный женский костюм раскроить. Обычаи и традиции в Абхазии

19.02.2019

СУХУМ, 23 июл - Sputnik, Астанда Ардзинба. В последнее время интерес к традиционной абхазской одежде в республике возрастает как среди женщин, так и среди мужчин, родители часто покупают национальные костюмы и своим маленьким детям, рассказала в интервью Sputnik модельер детского традиционного костюма Эсма Чолокуа.

По ее словам, большим спросом пользуются не только традиционные костюмы, но и стилизованная одежда.

"Людям нравится, они заказывают и для повседневной жизни, и на торжественные мероприятия, а мы шьем с удовольствием. Число заказов ко Дню флага значительно увеличивается. Я выбираю ткань в зависимости от фасона платья. Для девочек можно придумать массу моделей, а для мальчиков вариантов меньше, это всегда черкеска, шаровары, блузка и башлык", — отметила Чолокуа.

Художник-модельер Мадина Чанба отметила, что разнообразие национальных костюмов достигается не столько за счет кроя и фасона одежды, сколько за счет тканей, отделки и аксессуаров.

"Орнамент костюма в старину рассказывал о социальной принадлежности его обладателя. У каждой фамилии были свои родовые знаки, изображения которых использовали при пошиве одежды. Большое значение имел пояс и застежки, которые раньше всегда были металлические, они говорили о статусе и происхождении человека, сейчас пуговицы зачастую плетут сами мастера", — отметила Чанба.

По ее словам, княжеский костюм и традиционная одежда крестьян отличались в большей степени фурнитурой, но не фасоном. Князья шили одежду из бархата, парчи и кружев, простые крестьяне могли себе позволить лишь лен или хлопок, которые украшались вышивкой, добавила она.

1 / 4

© Фото: предоставлено Эсмой Чолокуа

В настоящее время модельеры часто используют готовые аппликации, однако ручная вышивка делает костюм ценней, считает художник-модельер. В этом году, по ее словам, у девушек популярно использовать атрибуты мужского традиционного костюма.

"В своей новой коллекции я создала платья, где используются мужские ремни, газыри, и даже кинжалы. Девушкам нравится это носить. Среди новинок и стилизованные под традиционный костюм пиджаки, удобные для офисной работы", — отметила Чанба.

© Sputnik Астанда Ардзинба

Современный Государственный флаг Абхазии был утвержден сессией Верховного Совета Республики Абхазия 23 июля 1992 года после принятия решения о прекращении действия Конституции Абхазской АССР 1978 года и восстановлении Конституции ССР Абхазии 1925 года.

Ежегодно в честь празднования Дня флага в республике проходят торжественные и массовые мероприятия. Один из основных атрибутов праздника - абхазский национальный костюм, в который в этот день облачаются многие жители страны.

Аннотация серии статей

Немного об авторах и самой книге. Роджер Джесси - англичанин, несколько лет назад приехавший в Абхазию как турист, и решивший поселиться в этой стране постоянно. Он преподает в Абхазском Госуниверситете. Перевел на английский язык несколько книг об Абхазии, что дало ему возможность теснее познакомиться с историй страны, ее традициями. Идея создания книги возникла из любви Роджера к составлению всякого рода списков по любому поводу. Республика Абхазия становится объектом все более пристального интереса со стороны мирового сообщества. В этой книге мы хотели показать страну с разных сторон, включив в наше исследование материалы по 10 темам (традиции, достопримечательности, растительность, кулинария и т.д.) и затем 10 наиболее значимых, с нашей точки зрения, разделов в каждой из тем. Хотя такой выбор дает только поверхностные сведения, мы надеемся, что читатель почувствует интерес к удивительной древней стране - Абхазии и у него появится желание к дальнейшему исследованию. Максим Гвинджия - абхаз. С 1999 он работал в МИДе Республики Абхазия, с апреля 2010 года по октябрь 2011 - в качестве министра. Его увлечение историей древних цивилизаций (особенно культурами майя и инков) помогли ему писать об Абхазии. Галина Джесси - белоруска, гражданка России, супруга Роджера Джесси.

По мнению ученых, древнейшим видом одежды абхазов была бурка (ауапа) - своего рода плащ-накидка из черного косматого войлока. Наиболее характерной частью мужскогo комплекта всегда являлась черкеска (ахтырпал). В качестве головного убора служили башлыки, войлочные шапки и папахи. Важной принадлежностью экипировки была «алабашьa» - деревянная палка с заостренным (металлическим) концом. Но главным атрибутом мужского туалета считалось оружие.

АБХАЗСКИЙ ЭТНОС

Находясь на границе Европы и Азии, Абхазия представляет собой перекресток, где в разные времена сталкивались интересы могущественных государств и проходили пути цивилизации, что наложило свой отпечаток на формирование этноса. Был ли Шабан Абаш, житель села Адзюбжа, потомком чернокожих рабов, завезенных в Абхазию морем, или его предки сами добрались сюда с африканского континента - это до сих пор загадка для этнографов.

Hарод Абхазии представляет собой уникальное многонациональное образование (русские, армяне, менгрелы, сваны, грузины, евреи, греки и т.д.), ядро которого формируют абхазы со своей философией “апсура”, включающей в себя понятие “аламыс” как национальную житейскую систему взглядов и норм морали.

НАРОДНЫЕ СХОДЫ

Богатые традиции устной речи дали обширный материал для развития ораторского мастерства. Искусство владения речью, убеждения, в чем абхазы традиционно преуспевали, играло важную роль на многочисленных собраниях, которые являются неотъемлемой частью народной культуры. Исторические сходки и собрания, на которых обуждались судьбы страны, обычно проводились на знаменитой поляне “Лыхнашта”. Сегодня там регулярно проводятся празднества с конными соревнованиями. Так что “поло” - развлечение не только британского высшего общества.

Аналогичная ему игра была популярна в Абхазии с незапамятных времен.

ПОСЕЛЕНИЯ

Старинные абхазские поселения обычно располагались в глубине страны вдали от моря. Они состояли из отдельных семейных усадеб - хуторов, разбросанных на значительном удалении друг от друга. Там до сих пор во многом сохранился неторопливый традиционный уклад жизни. С другой стороны, первые греческие города (Диоскурия, Питиунт, Гиенос и др.) возникли на побережье около 2500 лет тому назад и их основатели постепенно ассимилировались в местную среду. Диоскурия (Сухум) занималa лидирующее положение в списке исторических поселений городского типа.

В Яштухе, пригороде Сухума, первые обитатели появились полмиллиона лет тому назад (согласно Л. Соловьеву и др.).

Типичный абхазский дом представляет собой двухэтажное строение с галереей по фасаду. Традиционная усадьба включает жилые и хозяйственные постройки, двор, огород, пашню, пасеку. Двор в усадьбе должен быть просторным: в больших семьях жизнь не замирает - свадьбы, поминки, рождение. Под сенью старых деревьев, оплетенных виноградными лозами, в летний период проходит жизнь семьи, там же справляются семейные торжества и обряды, которые требуют присутствия всех родственников, близких и далеких, а это порой около тысячи человек.

Около одной из стен в земляном полу устраивался открытый очаг, над которым подвешивали сплетенную из прутьев и обмазанную глиной трубу.

Этические нормы семейной жизни, базирующиеся на обычаях, подразумевают подчинение младших старшим и женщин мужчинам на основе принципа взаимного уважения и неразрывной связи поколений. Мужья в Абхазии никогда не опускались до побоев или проклятия жен, рассматривая такое поведение, как противоречащее обычаям. Веками выработанные традиции устанавливают взаимоотношения в семье, регламентируют поминки, свадьбы, рождение, крещение, сопровождающиеся обычно пиршествами, на которых присутствуют все члены рода и множество гостей.

Самый важный момент свадебной церемонии - “Приход невесты в новую семью”. По современной традиции - либо в экипаже, либо в лимузине. Традиционная колыбель передается от поколения к поколению.

ПРАЗДНЕСТВА

В течение столетий население находилось под постоянной угрозой нападения, угона скота, похищения людей, и нужно было отстаивать это в кровавых стычках. В традиционных фестивалях поэтому доминируют конноспортивные соревнования, дающие возможность показать мастерство владением лошадью и оружием. Это нашло отражение и в фольклоре (сказания о богатырях-нартах), в песнях и танцах. Скачки в Абхазии очень популярны, накал страстей на абхазских конных состязаниях “Лыхнашта” не меньше, чем на английских “Royal Ascot” (королевских скачках).

Интересно: танцевальное движение "проход на носочках" по преданию, появилось потому, что возле старинных печей для выплавки железа земля так раскалялась, что вытащить изделие можно было, только подбежав на носочках.

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА

По мнению ученых, древнейшим видом одежды абхазов была бурка (ауапа) - своего рода плащ-накидка из черного косматого войлока. Наиболее характерной частью мужскогo комплекта всегда являлась черкеска (ахтырпал). В качестве головного убора служили башлыки, войлочные шапки и папахи. Важной принадлежностью экипировки была «алабашьa» - деревянная палка с заостренным (металлическим) концом. Но главным атрибутом мужского туалета считалось оружие. Оно издревле ценилось у абхазов превыше всего и являлось предметом особой гордости.

В женском комплекте преобладали приталенные платье с клинообразным вырезом и металлическими застёжками на груди и кафтаны-бешметы.

Особенности быта, одежды, жилища, утвари, орудий труда и т.д. определяют этническую принадлежность народа. Производство меди, бронзы и позже железа было неотъемлемой частью местной промышленности. Гончарное производство даже предшествовало этому периоду. Большая часть одежды в старину изготовлялась дома из местных материалов. Трудовому воспитанию девочек придавалось большое значение, в частности, они осваивали шитье, кройку, вышивание, ткачество и т.д.

/ Обычаи и традиции абхазов

Обычаи и традиции в Абхазии. Характер абхазов

Как и у любой другой страны Закавказья, в Абхазии, существует много древних обычай и традиций. В основе абхазской культуры заложено почитание старших. Именно отсюда идут все традиции: гостеприимство, почитание природы и бережное отношение к ней, любовь к родным местам, защита интересов страны, почитание родственных связей, верность слову, достоинство и честь…

Абхазы, в большинстве своём, очень дружелюбный и гостеприимный народ, но, неуважение к своим традициям воспринимают весьма болезненно.

Здесь присутствует достаточно сложный морально-этический кодекс – «апсуара» («абхазство», «абхазский этикет»). Это древний набор правил, которому здесь следуют, практически, во всех сферах отношений между людьми. В апсуаре делается упор на честь и совесть, благородство и галантность, мужество и человеколюбие, гостеприимство и уважение к старшим, скромность и терпение. Совесть («аламыс») здесь в большом почёте. В Абхазии есть очень известная поговорка «Смерть абхаза в его же совести», означает, что, совершив несовместимый с совестью поступок, абхаз «умирает живым».

Другое важное качество для абхазов – человечность («ауаюра»). Незыблемое правило – уважение любого человека. Здесь говорят «уважение к другому есть мера уважения к самому себе». Но, уважение и снисходительность («еихацгылара») абсолютно разные, несовместимые понятия. На улице к Вам может подойти абсолютно незнакомый человек и поинтересоваться, как Вам отдыхается в Абхазии, как у Вас дела и как здоровье – и это, всего лишь, демонстрация уважения к гостю. И вот здесь срабатывает вновь неписанный кодекс «апсуара». Согласно закону гостеприимства, приезжая на море, Вы попадаете в гости не только к конкретной семье (у которой снимаете жильё), а являетесь гостями для всего посёлка, а все жители, по отношению к Вам, считаются, как бы, хозяевами. И пока Вы на отдыхе в Абхазии, Вы – их гость, а гость должен находиться в центре внимания всего семейства, родственников и соседей...

Абхазы очень редко повышают голос. Крик или просто излишне громкий голос в общественном месте, воспринимается, как признак бескультурья или желания поссориться. Даже на базаре жители Абхазии сохраняют спокойствие и не повышают голоса для привлечения покупателей! Здесь, также, редко можно услышать громкую музыку на улицах, лишь открытые кафе и ресторанчики позволяют себе пустить её негромким фоном, но не более. Но, в случае какого-то ни было праздника эта традиция на время забывается.

Абхазы весьма сдержаны в проявлении своих эмоций, но, очень улыбчивы и дружелюбны. Они очень ценят скромность в общении. Дорогие подарки принимаются только в отношениях между равными, а указания, что в чужом доме что-то не так сделано, посчитают как бестактность. Здесь, также, не принято хвалиться своим достатком.

В силу добродушия людей здесь довольно ярко существует и процветает элемент ложной скромности. Абхазы часто извиняются по делу, и без дела, например, за причинённые неудобства, за незнание языка или незнакомство с кем-то из присутствующих, в общем, – за любую мелочь.

Стыд («пхашьароуп») имеет весьма важное значение для абхазов. Детей этому учат с малолетства: от лексики и жестикуляции, до сдержанности и предупредительности в отношении других людей. Возможно, именно поэтому, воспитанность и сдержанность абхазов, зачастую просто бросается в глаза. Местный житель скорее умолчит о какой-то проблеме или вежливо откажется от предложения, чем будет выпячивать своё мнение или просить о помощи. Споры при посторонних здесь большая редкость и абсолютно непродуктивны!

Абхазы обращаются друг к другу на «ты», но, в местном этикете присутствует огромное количество дополнительных форм почтительного обращения, возвышающих собеседника, и демонстрирующих покорность, например: «Вместо тебя», «Твои болячки на меня», «Чтоб я умер раньше тебя». Назидательный тон при разговоре абхазов неуместен. Если вдруг собеседник случайно прервал говорящего, он моментально воспользуется, искупающей вину, фразой: «Твою речь золотом я режу», в которую вкладывается максимум уважения к человеку, к его живому слову.

Обмен приветствиями является важным элементом абхазского этикета. Первым приветствует входящий – хозяина, мужчина – женщину, старший – младшего, всадник – пешего. Не поздороваться или не отвечать на приветствие считается верхом невоспитанности, даже, оскорблением. Традиционными формами приветствия являются: «Доброе утро!» («Шьжьыбзиа!»), «Добрый день!» («Мшыбзиа!») или «Добрый вечер!» («Хулыбзиа!»). Отвечают словами: «Добро тебе видеть!» («Бзиа убеит!») или «Добро пожаловать!» («Бзаала уаабеит!»). Мужчины, приветствуя друг друга, поднимают правую руку перед собой до уровня груди, слегка сжав при этом пальцы в кулак. Рукопожатие между мужчинами не обязательно. Принято взаимно осведомляться о здоровье и делах собеседника и его семьи.

У абхазов, как и у других народов Кавказа, принято вставать, если пришёл любой взрослый мужчина, это считается признаком глубокого уважения к нему. «Даже корова поднимается с места, когда другая подойдёт к ней, а как же человеку не почтить человека вставанием», – говорят абхазы. При появлении женщины мужчины, также, могут встать, но, это не обязательно. В общественных местах, например, в кафе, все входящие в помещение игнорируются, если они незнакомы и не собираются присоединиться к компании. Но, если пришёл знакомый человек, эта традиция приветствия вставанием соблюдается неукоснительно. Не встать, когда заходит человек, значит проявить к нему неуважение и, даже, в известном смысле, оскорбить его.

Неписанный закон абхазов – непоколебимое уважение старших. В присутствии старших надо стоять. Садится лучше не сразу после того, как старший попросит это сделать, а немного погодя; не допускается сидеть вразвалку, с раскинутыми по сторонам ногами или заложив ногу на ногу. Идя вместе со старшим, ни в коем случае нельзя обгонять их, или пересекать им дорогу. Закурить у старшего не попросят, и вообще не курят при нём. При этом, старшему подают огонь, если он курит, всячески помогают ему в его работе и труде. О любви, о женщинах и, даже, о своих детях в присутствии старших абхазы не говорят.

Сватовство – весьма колоритный обряд в Абхазии. Раньше о свадьбе сговаривались отцы, и часто это происходило после рождения жениха и невесты. Теперь молодые абхазы сами ищут свою вторую половинку. Но, до сих пор, свято чтится обычай просить благословение у родителей через самого младшего члена семьи или своего друга, но, не лично. Когда отцы жениха и невесты договорятся о свадьбе, они бросают друг другу под ноги пули или стреляют в воздух из револьвера или ружья. Этот обязательный ритуал сватовства называется «ашкаршва».

Интересно и то, что до сих пор, в Абхазии процветает такой восточный обычай, как похищение невесты женихом для последующего заключения брака. В Абхазии этот романтический обряд называется «амадзала».

Одна из новых черт жизни абхазской семьи – разрыв отношений с грузинским населением (или сильное сужение контактов с ним), в результате военного конфликта. 20 лет назад браки абхазов с грузинами были обычным явлением, в настоящее же время они сведены к минимуму. Более частыми стали браки с русскими, с представителями народов Северного Кавказа. Абхазы женятся на русских девушках, а абхазки выходят замуж за русских, адыгейцев и прочих. Всё это значительно повышает роль в обществе русского языка.

Честь и слава женщины в Абхазии тщательно оберегаются. В народе женщина пользуются большим уважением, её оскорбление приравнивается к кровной обиде. Не допускаются неприличные выражения в присутствии женщин, а мстить женщине считается позорным поступком, недостойным мужчины. Здесь не принято бить женщин, ни в каких ситуациях. Позором покроет себя тот, кто, поднимет руку на женщину, словом или действием оскорбит её честь. «Настоящий» мужчина считает это ниже своего достоинства. В Абхазии говорят: «Хорошая собака – и та на женщину не лает».

Жена – помощница мужа во всех делах, хранительница домашнего очага. Домашнее хозяйство – это святая обязанность абхазских женщин. В случае обиды или грубого обращения жена может потребовать развода, который иногда совершается без всяких формальностей, возвращением жены в дом её родных. Мужчины редко уходят от жён, бросить жену – значит нанести обиду всему её роду, и муж должен дать объяснение или взять её обратно.

Отношение к детям у абхазов особое. Здесь их очень любят и всячески балуют, но особого внимания на людях им уделять не принято. Стоит ребёнку зайти в дом, как старшие всегда встают в честь входящего. Здесь принято говорить: «Дети – будущее человечества, как мы себя поведём, так и они будут вести в дальнейшей жизни». И с этим не поспоришь. Проявление интереса к детям со стороны гостя будет воспринято с одобрением, но, до определённого предела. Сами малыши чувствуют себя во взрослом окружении весьма вольготно, но довольно стеснительно, особенно по отношению к незнакомцу.

Несмотря на то, что большинство абхазов, причисляют себя к одной из основных мировых религий (христианству или исламу), как правило, они не исполняют предписанные ритуалы. А единым Богом признают Анцва – Творца всего сущего.

Праздники здесь традиционно отмечают с семьёй и друзьями. Любое застолье сопровождается пожеланиями здоровья и удачи. В праздник Нового года гуляния длятся всю ночь и повсеместно можно услышать поздравления друг друга: «Чааныбзиала ашыкус чыц!», что по-абхазски означает «С Новым годом!».

Старый Новый год или Ажьырныхуа – связан в Абхазии с языческой традицией приносить жертву божеству – Шашве. В этот день на праздничном столе у абхазов обязательно присутствует блюдо из козьего мяса или зажаренный петух.

Ещё одна интересная особенность населения Абхазии – невероятное количество долгожителей. Одной и, пожалуй, самой главной причиной долгожительства в стране является воздух в Абхазии. Он богат отрицательно заряженными ионами, морскими солями, кислородом (41%), (для сравнения, содержание кислорода в Москве всего 8% (!)). Так, если в горах Абхазии количество отрицательных ионов около 20 000 (!!!) в 1 куб. см воздуха, то в лесах средней полосы России только 3 000 в 1 куб. см воздуха. В целом, на Кавказе проживают 42% всех жителей планеты, кто достиг ста и более лет.

Горно-морской климат и ионизированный воздух, ритмичное чередование труда и отдыха, психологическая устойчивость, сдержанность и чувство самоконтроля помогают многим абхазам, в хорошем здравии и крепкой памяти, дожить до весьма преклонных лет.

Несмотря на то, что местные жители живут под жарким южным солнцем, они все, практически, не имеют загара! Связано это с тем, что в Абхазии не принято показывать обнажённое тело. Местные мужчины здесь не носят шорты, а женщины, как правило, одеты в платья, закрывающие плечи, и имеющие юбки, подол которых должен обязательно закрывать колени. Открытые колени у женщин в Абхазии, до сих пор, считаются верхом неприличия, и такое бесстыдство терпят только со стороны отдыхающих. Хотя местная молодежь, всё чаще, старается одеваться на европейский манер.

Купальники и плавки в Абхазии допустимы только на пляже. Здесь непринято ходить в таком виде по улицам города и в любых населённых пунктах, как правило, это вызовет довольно резкую негативную реакцию со стороны местного населения.

Большой интерес представляет национальный костюм абхазцев. К мужскому абхазскому национальному костюму можно отнести черкеску с газырями из оленьих рогов, бурку, башлыки, войлочные шапки, ноговицы из шерстяной материи со штрипками или позументами, обшитые чёрными шнурками, с красиво простроченными, чёрной ниткой, краями, а также, ременной пояс, украшенный металлическим набором – железными бляшками, выложенными узором из белого металла (количеством до десяти и более). Обязательным атрибутом национального костюма является оружие (кинжалы и кремневки) с костяными и металлическими инкрустациями, а также, палка-посох с железным наконечником («алабашьа»).

Бурка – плащ-накидка из чёрного косматого войлока прекрасно защищает от непогоды. Башлык абхазы носят по-разному: повязывают им голову в виде чалмы, а концы закидывают за спину или оставляют свободно свисать по бокам. На торжествах и в праздничные дни башлык носят, искусно обернув вокруг головы; на похоронах – он распущен и накинут на голову со свисающими спереди лопастями; в жару, его носят, перекинув через левое плечо, а зимой обвязываются, как платком, скрестив концы под подбородком и закинув за спину.

К женской абхазской национальной одежде относятся широкие длинные шаровары со сборкой у щиколоток, и корсет, или укрыватель груди, а также, различные рубахи, платья, кафтанчики и безрукавки. Головными уборами служат разной формы косынки и шали, на ногах – сафьяновые чувяки, сапожки, либо туфли на каблучке. Женщины должны одеваться так, чтобы кроме лица и кистей рук всё тело было закрыто.

Традиционный абхазский дом представляет собой двухэтажный дом, на первом этаже которого располагается хозяйственная часть жилища, кухня с плитой и домашняя столовая. Зал верхнего этажа является парадным помещением дома – сюда приглашают гостей. Как правило, рядом с абхазским домом располагается двор, который представляет собой обширную площадку, на которой красуется большое тенистое дерево (лавровишня, граб или грецкий орех), и под которым хозяева проводят свободное время в жаркие дни.

Рядом с домом располагаются хозяйственные постройки, например, подсобные помещения для хранения зерна, помещения для коз, сарай для скота, навесы для хлева. Всё реже встречаются зарытые в землю, в особых помещениях, огромные кувшины для вина. Если есть пасека, то, как правило, она располагается позади дома.

О гостеприимстве абхазов ходят легенды. Человек может обладать всякими добродетелями, но, если он не хлебосольный и не гостеприимный, как правило, он окажется морально осуждённым и
ущербным в своём обществе.

Раньше, для приёма гостей строился специальный дом во дворе «асасааирта», («место, куда приходят гости»). В наши дни гостя принимают в лучшем помещении, специально отведённом для него, обычно асасааиртой служит зал, так называемого, «большого дома».

И по сей день, гостя здесь любят и очень ценят, отношение к гостю самое безупречное. Главнейшим элементом ритуала гостеприимства являются всё-таки угощение, хлеб-соль («ачеиджика»). Гостю предлагается всё самое лучшее в доме – лучшее вино, еда, фрукты, для гостя здесь не жалеют ничего. Женщины и молодежь готовят на кухне угощение, в честь гостя режут кур, козла, барана. Ему подадут всё, что есть в доме, сделают всё возможное, чтобы он хорошо провёл время и спокойно отдохнул, а помощь соседей, как правило, сделает незаметным недостаток средств или отсутствие хозяина или хозяйки дома. Одним словом, всё лучшее, что имеется дома из продуктов питания, должно быть подано на стол, ибо «то, что укрыто от гостя, принадлежит дьяволу». Куда бы не спешил гость, его не отпустят без угощения, которое часто принимает характер целого пиршества.

Абхазское застолье начинается и кончается обрядом омовения рук, которое является одним из традиционных элементов церемонии гостеприимства. Кто-нибудь из молодых членов семьи, обычно дочь или невестка хозяина, берёт в одну руку кувшин с водой, а в другой – держит мыло, чистое полотенце перекинуто через плечо, и подходит к гостю. Все встают. Между почётным гостем и старшим в доме происходит сцена, во время которой они приглашают друг друга совершить омовение первым.

Гость первым садится за стол. Его усаживают на самом почётном месте за столом. Хозяева не сядут, пока этого не сделает гость. Это стояние перед гостем является проявлением к нему уважения. При госте не допускаются неуместные шалости и игры молодёжи и детей, присутствие которых, как и женщин, там, где находятся старшие, вовсе не обязательно.

Когда гость накормлен и напоен, ему готовят лучшую в доме постель. Как правило, гость раздевается и ложится в присутствии женщин, которые, поправят гостю одеяло, слегка пригасят лампу и, наконец, выйдут, пожелав гостю спокойной ночи.

Главная обязанность хозяина, принявшего гостя – это защита его жизни, чести и имущества от посягательств со стороны кого бы то ни было. Если же гость позволяет себе лишнее в некоторых своих словах и действиях, хозяева относятся к этому с максимальной снисходительностью и терпеливостью. И всё-таки злоупотреблять гостеприимством не стоит...

Читайте, также:

Климат Абхазии – когда лучше ехать в эту горную страну

Деньги в Абхазии – как и чем расплачиваться за покупки

Красное ароматное терпкое и вкусное – какое оно абхазское вино?

Почём отдых в Абхазии? Для Вас наши лучшие цены...

Туры в Абхазию - спецпредложения дня

Давно я не писала о Сванети и вот сейчас решила рассказать о сванских шапках.

Сванская шапка это очень нужная вещь в условиях сурового горного климата.
Зимой в ней тепло, а летом прохладно.
Издавна горцы были известны тем, что держали большие стада баранов, поэтому вопрос выбора материала для шапки никогда не стоял.
Сванская шапка еще была хороша тем, что из нее можно было пить воду в дороге. Кроме того, сваны говорят, что ношение шапки помогает снять головную боль и нервное напряжение. Такое универскильное изделие имеет древнее происхождение. Тогда форма шапки отличалась от той, которую мы привыкли видеть сейчас. Шапка была более вытянутая (куполообразная) с длинными полями, которые зимой защищали от ветра и снега, а летом от солнечных лучей.
Шапки в те времена делали не так как сейчас. Со времененм все меняется, усовершенствуется и упрощается, но вместе с этим теряется колорит изделия.
Я расскажу о старинном способе изготовления сванской шапки.
Сванские шапки бывают трех цветов (соответствуют цвету шерсти барана). Черные, белые и серые. Сервый цвет получается путем смешения шерсти черного и белого цвета.
У свана должно быть 3 шапки:
Черные шапки обычно носили, когда в семье было горе.
Серая была для повседневного ношения.
Белая надевалась на праздник.
Сванская шапка стоила не дешево, потому что на ее изготовление уходило много времени и сил.
Сначала с барана состригается шерсть. Затем она стирается и сушится. На сушку шерсти требовалась 1 неделя.
Дальше шерсть чещется. Но для этого в те времена использовали не такие чески http://pics.livejournal.com/svaneti/p ic/0002zrqa/ , приспособление называлось лабдзгына(сванское название). Это деревянное изделие около 60 см в высоту. На верху железные штыри. Объяснить процесс, не показывая его, почти не реально. Скажу только, что это довольно опасное действие и женщины часто ранили руки штырями. На расчесывание шерсти уходило 2-3 дня.
Стираную и чесаную шерсть выкладывали в круги толщиной 10 см. Полотно скручивали в рулон и при помощи тяжелой деревянной палки валяли ногами. Процесс этот занимал 4-5 дней.
Когда материал становился тонким и плотным, его надевали на деревянную балванку и деревянным молотком придавали форму. Стягивали веревками и оставляли сохнуть минимум на 2 недели.
Не снимая с балванки шапку брили и обрезали лишнее снизу. Затем снимали, обшивали низ шапки и делали крест из веревочки.
Раньше еще делали веревочку, которя шла с макушки шапки до плеч, ее использовали для фиксации шапки на голове, чтобы она не слетала. Сейчас уже этот элемент не делают.
Первый раз надевая шапку ее освещали, читали молитвы, для того, чтобы хозяин шапки был здоров и счастлив.
В изготовлением шапок занимались только женщины, самые умелые и уважаемые. Но женщинам строго запрещалось надевать шапку, это могли воспринять как оскорбление.
К шапке относились очень бережно и всегда складывали так, чтобы она не упала. А если шапка падала, говорили что это к несчастью.
Сванская шапка была дорогим подарком. Если человеку дарили шапку, это означало, что его очень уважают и доверяют.
Иногда шапки передавались по наследству, особенно шапки махши (властвующие персоны, главы кланов, старейшины).
Когда первый раз надеваешь шапку она кажется колючей, кажется, что в ней жарко. Но когда ее носишь постоянно, это совершенно не чувствуется. Потому-то наверное старики-сваны носят сванские шапки не снимая.
Настоящую сванскую шапку сейчас можно редко купить в Сванети. В 20 веке одной из самых известных мастериц в Сванети была Екатерина Пирцхелани.

Страна души – Абхазия – именно так отзываются туристы о курортах этого государства, с богатой культурой и традициями. Свежий воздух, горы, потрясающего вида пейзажи, гроты, горные озера, пещеры – природа этой страны поистине удивительна, почему и привлекает путешественников. Теплый климат, Черное море, атак же возможность безвизового въезда делают Абхазию заманчивым курортом.

Транспорт

Городской общественный транспорт в Абхазии развит только в столице государства, городе Сухуми. Здесь курсируют автобусы, троллейбусы и маршрутки. Несколько автобусных маршрутов функционируют в курортных местечках Пицунде и Гаграх.

В других городах и поселках общественный транспорт в широком его понимании отсутствуют. Здесь можно найти маршрутные такси, курсирующие между городами.

Стоимость проезда в Абхазии довольно дешевая, по сравнению с ценами на проезд в городах России. Проезд в автобусе будет составлять 5 рублей, проезд в маршрутном такси – 10 рублей. Троллейбусы курсируют по Сухуми с тарифом в 3 рубля.

Электричество на территории страны

Напряжение в электрической сети в Абхазии идентично Российскому, и составляет 220 вольт с переменным током в 50 Герц. В поездку в Абхазию желательно брать с собой необходимые бытовые приборы, такие, как фен, мини утюг, электрическая бритва. Так как они могут понадобиться, если турист будет отдыхать в недорогой гостинице или на съемной квартире.

Как правило, в крупных и дорогих гостиницах, все необходимые для комфортного отдыха бытовые приборы, имеются в номерах, либо их можно взять на ресепшене.

Праздники в Абхазии


28 Августа – Нанхуа. Этот религиозный праздник посвящен Успению Пресвятой Богородицы, а по-абхазски праздник называется Нанхуа. В этот день абхазы – христиане устраивают в своих домах поминальную трапезу. Христианство в Абхазии тесно переплелось с язычеством, поэтому христианскими святынями, посвященными Богородице и Христу часто связаны с предметами язычества, в особенности с священными камнями, пещерами, где проводились языческие обряды.

25 Октября – Курбан-Байрам – праздник жертвоприношения. Мусульманский праздник жертвоприношения отмечается ежегодно и в Абхазии. Абхазы называют этот праздник на свой манер – Курбанныхуа. Этот день во всей Абхазии является не рабочим днем. Христиане этот день не отмечают, зато абхазы – мусульмане начинают отмечать День жертвоприношения с самого утра. Надев чистую или новую одежду, мусульмане отправляются в мечеть, где проводят несколько часов в молитвах, после чего отправляются на жертвенный обряд. После обряда готовят пышный обед и разделяют трапезу со всеми верующими мусульманами.

11 Декабря - Международный день гор. Абхазия благодаря своему географическому положению неотрывно связана с горами, поэтому здесь международный день гор, несомненно, прижился. Этот день не является пышным праздником или выходным днем, но все любители гор 11 декабря совершают путешествие по окрестностям. Зачастую этот день с размахом отмечают скалолазы, спелеологи, устраивая соревнования по завоеванию горных вершин.

Национальная одежда в Абхазии

Национальная одежда Абхазии является частью культуры этой страны. У каждого абхазца в гардеробе находилось три пары костюмов, один для повседневной носки, второй для праздничных церемоний, а третий был необходим для всевозможных ритуалов, от религиозных праздников, до похорон.

Традиционным видом одежды у мужчин была черкеска – плотный длинный тулуп, с поясом. Праздничные вариации черкески предполагали богатую вышивку. Под черкеску надевали рубаху с плотно застегнутым воротом, штаны. На ноги надевали обувь из сафьяна или кожи, икры прикрывали гетрами, а на колени надевали наколенники. Традиционно мужской костюм дополняли меховой шапкой.

У каждого всадника была бурка – накидка из войлочного материала. Бурка имела очень высокие плечи, которые позволяли сделать образ всадника величественным.

Женский наряд был более сложным. Девушки и женщины носили две нижние юбки (чтобы сделать образ наряда более пышным), рубаху, платье, а поверх всего надевали длинный или короткий кафтан. Обязательно девушки подпоясывались ремнем, который являлся настоящим произведением искусства. В качестве головного убора использовались либо косынка, либо меховая шапка, на подобие мужской.

Национальная кухня в Абхазии

В рацион каждого абхазца входят злаковые, овощи, фрукты, большое количество молочных продуктов, а так же мясо. Абхазы делают ставку на блюда, содержащие много витаминов, микроэлементов. Благодаря здоровому питанию многие абхазы носят титул долгожителей.

Традиционно, вместо хлеба в Абхазии употребляют мамалыгу. Своего рода, мамалыга это кашица из кукурузной крупы, которую готовят на молоке, ореховом масле или с сыром.

Кукурузная мука играет большую роль в национальной кухне Абхазии. Из нее готовят лепешки, чебуреки с сыром, хлебцы. Из кукурузной муки так же готовят и халву по особому рецепту.

Пшеничную муку, как правило, используют для приготовления пирожков, сырных пирогов, а так же для приготовления сладостей.

Из мясных деликатесов можно выделить мясо молодого ягненка или козленка, жаренное на вертеле или сваренное в молоке.

Традиционными повседневными мясными блюдами являются жареные куры на вертеле, на печи, с аджикой, мятой, орехами. Абхазы любят не только жареное мясо, но вареное, обильно сдабривая его различными соусами, преимущественно аджикой, и ореховым соусом. В качестве пикантной добавки добавляют мяту.

Самая популярная приправа национальной абхазской кухни – аджика. Это густой, похожий на пасту соус. Отличается аджика особой остротой. Готовится из красного перца, чеснока, сушеных и свежих пряностей.

Очень популярны в Абхазии сыры. Бурдючный сыр, сыр с мятой, кисломолочный сыр и многие другие сорта, которые употребляются в большом количестве.

Излюбленным напитком Абхазии является кислое молоко – ахарцвы. Как правило, его едят с медом. Абхазы утверждают, что этот напиток – лучшее средство утолить жажду, в особенности в жаркий период.

Абхазы не особо жалуют спиртное, в особенности мусульмане. Но из алкогольных напитков абхазы предпочитают водку под названием «ча-ча», на основе винограда.

Религия и обычии страны

В Абхазии из года в год меняется национальный состав, еще в период СССР в этой стране проживало большое количество русских, сейчас этнический состав изменился. Русских в Абхазии на данный момент всего 10% всего населения.

Абхазы проповедуют две основные религии, в стране около 60% христиан, и 16% мусульман. Остальные приверженцы язычества, иудаизма и прочих религий.

Абхазы с трепетом относятся к своей культуре, обычаям и традициям. Здесь почитают святыни, национальные праздники. Большая часть построек представляет собой архитектурные памятники, а горные пещеры изобилуют реликвиями.

Даже находясь за праздничным столом, абхазы стараются не разговаривать громко, чтобы всем было комфортно общаться. Если произносят тост, то все присутствующие приподнимаются со своих стульев.

Абхазы мужчины – любвеобильны, но проявляют уважение к местным женщинам, которые по традиции, обычно, всегда состоят при своем муже.

В Абхазии не принято проявлять эмоции на людях, целоваться или обниматься – здесь это считается аморальным поведением. Нежности по отношению друг к другу можно проявлять только в собственном доме.

Правила поведения в Абхазии

Посещая курортную Абазию, туристам следует быть аккуратными, так как здесь часто случаются кражи. Не следует оставлять кошельки и сумки даже в ресторанах на столе и отлучаться. По вечерам крайне не рекомендуется употреблять алкогольные напитки в компании малознакомых людей, и тем более соглашаться идти в гости – это самый распространенный способ краж.

Отдыхающим не стоит проявлять свои эмоции на людях, обниматься и целоваться, так как подобные действия перечат традициям данной страны и окружающие будут неодобрительно комментировать происходящее.

Женщинам, находящимся вне курортной зоны не следует носить открытые наряды, так как это будет привлекать нежелательное внимание со стороны абхазских мужчин. Знаки внимания могут доходить до навязчивости и даже преследования.

К персоналу отелей и гостиниц следует относиться доброжелательно, не проявлять высокомерия и необоснованного недовольства, так как в конечном итоге постоялец может обнаружить, что его номер и вовсе не убирали.

К туристам абхазы в целом относятся крайне дружелюбно и уважительно, зачастую это обусловлено тем, что финансовая составляющая страны зависит от того, сколько тратят на отдыхе туристы. Хотя в большинстве районов Абхазии весьма радушно принимают туристов из России.

Развлечения в Абхазии

Развлечений в Абхазии хватает. Не смотря на то, что в первую очередь, в Абхазию приезжают ради живописных местечек, гор, свежего воздуха, туристы приезжают отдохнуть на побережье. Пляжный отдых – самое распространенное развлечение. Самые известные курорты черноморского побережья – Гагра, Пицунда, Сухуми. На пляжах можно придаваться как неспешному и «ленивому» отдыху, так и заниматься активными видами водного отдыха.

В Абхазию так де приезжают и благодаря бальнеологическим курортам. Минеральные воды, лечебные источники – отличный способ совместить приятное с полезным. Минеральные источники Гагры привлекают тех, кто желает улучшить свои сердечнососудистые заболевания, болезни суставов, заболевания кожи и проч.

Курорт Гудаута ждет туристов, кто желает улучшить свое самочувствие. На этом курорте оптимальней всего проходить профилактику легочных заболеваний, заболеваний нервной системы.

В курортном Сухуме можно пройти оздоровительные курсы в грязелечебницах. Местная лечебная грязь изобилует витаминами и микроэлементами, столь полезных для здоровья.

В качестве развлечения туристы могут заняться активными видами отдыха, к примеру, горным туризмом. Можно отправиться в горы, организовав пеших поход, или верхом на лошадях. При желании можно освоить дельтаплан, спрыгнуть с парашютом и полюбоваться красотами природы с высоты птичьего полета.

Разница во времени

Если вы являетесь жителем Москвы, то отправляясь в курортную Абхазию, вам не придется испытывать на себе процесс адаптации смены часовых поясов. Разница во времени между Абхазией и Москвой равна 0. Часовые пояса абсолютно идентичны, поэтому туристы не будет испытывать ни малейшего дискомфорта. Для тех туристов, кто не помнит, какова разница между Москвой их родным городом, напоминаем:

Москва – Санкт – Петербург 0 часов
Москва - Новосибирск +3 часа
Москва – Екатеринбург +2 часа
Москва – Владивосток +7 часов
Москва – Краснодар 0 часов
Москва – Сочи 0 часов

Время перелета до Абхазии

Выяснить, сколько лететь до Абхазии оказалось довольно сложно. В Абхазии есть два аэропорта, в городе Сухуми и Гудауте. Аэропорт столицы Абхазии практически не функционирует. Здесь не производятся международные рейсы с 1992 года. Можно сказать, что аэропорт закрыт для посетителей. А аэропорт в городе Гудауте функционирует лишь в масштабах страны, производит перелеты на вертолетах в близлежащие деревни.

Максимально комфортным видом транспорта, на котором можно добраться до курортной Абхазии остается железнодорожный транспорт. По прибытию в Москву – столицу России, можно купить билет на поезд Москва – Сухум, ехать придется около 40 часов.



Похожие статьи
 
Категории