Символическое значение смерти Базарова.

04.04.2019

И литературы

Тема: «Испытание любовью. Евгений Базаров и Анна Одинцова».

Эпиграф к уроку: «...За одну минуту любви больше узнаёшь о человеке, чем за месяц наблюдений...» Р. Роллан

Оборудование:

Творческие работы учеников (дневники Базарова и Одинцовой);

Свеча (лампада);

Магнитофон;

Иллюстрации к роману;

Высказывания на доске:

1.Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

2 Болезнь любви неизлечима.

3.Известно, что пламенное чувство изъясняется кратко, но сильно.

4.Люблвь столь всесильна, что перерождает и нас самих.

5.Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить.

6.Да разве можно объяснить, почему кто-то в кого-то влюбляется? Р. Роллан

7.Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил. Ж. Мольер

8.Разлука для любви – что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Р. Бюсси

Ход урока.

-Господа, будемте говорить о любви...

-Нет, зачем говорить о любви, а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы её назвали? Кто эта барыня?

Вспомните, кому принадлежат эти слова. Где они произносятся и в какой сцене? (Кукшина и Базаров, в доме мадам Кукшиной)

Вопреки желанию главного героя романа не говорить о любви, мы с вами сегодня на уроке об этом говорить будем. И тема нашего урока будет звучать так: «Испытание любовью». (Записываем в тетрадь). Эпиграфом к теме я взяла слова самого писателя – : «Только ею, только любовью держится и движется жизнь». Обращаю ваше внимание также на высказывания известных русских и зарубежных писателей, философов о любви. Вы можете использовать их в ваших рассуждениях на уроке.

Способность глубоко любить считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». А как вы понимаете смысл этого выражения? Что значит испытание? (Проверка).

-Что проверяется в человеке любовью? (Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...) Словом, любовью в человеке проверяется человек!

Какие произведения вы можете назвать, где герои проверяются этим чувством? («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Ася» и другие.)

А кого в романе «Отцы и дети» испытывает этим чувством? (Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых, Аркадия, Фенечку, Катю, Базарова, Одинцову.)

Мы с вами говорили о Павле Петровиче, о его любви к княгине Р. К какому выводу пришли на уроке? Прошёл он испытание любовью? (как человек светский – нет: сломался, бросил к ногам княгини Р. всё: блестящее положение в обществе, службу, карьеру; как просто человек – да.)

Обратимся теперь к Базарову и Одинцовой.

Цель нашего урока - выяснить, какие взаимоотношения между ними? Выдерживает ли Евгений испытание любовью.

Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну . Нарисуйте её словесный портрет. (Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и поклонения.) Напоминает ли она вам какую-нибудь героиню из классической русской литературы ? (Татьяна Ларина из «Евгения Онегина» на балу в Петербурге.)

-Какое впечатление производит Одинцова на Базарова? Вспомните его слова в её адрес. (Гл. 14 текста)

Тургенев пишет: «Аркадия покоробило от цинизма Базарова». Как это понять? Базаров – пошлый человек? Циник?

Словарная работа.

Цинизм – пренебрежение к нормам общей морали, нравственности, наглость, бесстыдство.

Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.

Примерные ответы ребят: Базаров не циник, не пошлый человек по отношению к женщинам. В силу своих убеждений он не может говорить по-другому, он – нигилист. Красивые слова не для него! В грубой форме Базаров выражает свои негрубые мысли о красоте женщины.

А вот, что по этому поводу пишет исследователь творчества Овсянико-Куликовский в своей книге «». 1890г. (чтение фрагмента учеником. См. хрестоматию со слов: «Описывая сцену у Одинцовой............................. .Одно пошлое её (Одинцову) отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова».

Итак, Базаров оказался неравнодушным к женской красоте, хотя считал себя противником всякой красоты.

Кто же такая Одинцова, вызвавшая интерес Базарова и заставившая его «сконфузиться»? (Гл. 15)

Давайте представим себя в имении Анны Сергеевны – Никольском (см. иллюстрации) и понаблюдаем за гостями и хозяйкоц дома.

15 дней гостили Базаров и Аркадий («Как по рельсам катишься...» – говорит Базаров Аркадию о жизни здесь.)

-Какие изменения вы замечаете в Базарове? Гл.27. (Легко раздражается, говорит с неохотой, глядит сердито, не может усидеть на месте, проявляется небывалая прежде тревога, мало говорит с Аркадием, избегает его и даже как будто стыдится.)

Давайте по тексту найдём описание странного поведения героя и объяснение ему. (Чтение отрывка учеником гл. 21)

Что же произошло с Евгением Васильевичем? (Базаров полюбил Одинцову, не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного.)

Значит «романтика существует»? Да, и Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте. Это ему урок, и в то же время – проверка характера. (Вот оно, испытание любовью!)

Как вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это расценивает? (Шиллер: «Любовь возвышает великие души»)

Сам Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же глазах любовь его возвышает. Базаров становится нам ближе, человечнее.

Давайте попробуем подобрать эпитеты к базаровской любви . Какая она у него? (Глубокая, сильная, мучительная, безответная, страстная, гордая; любовь – испытание, терзание, страдание, пытка...

Вспомним страницы романа, сцену объяснения в любви.

Чтение учеником : «Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него...........Баззаров закусил губы и вышел». Гл.28.

Кусали ли вы когда-нибудь себе губы? Попробуйте. Что чувствуете? Боль физическую, а какую боль чувствует Базаров? - душевную, сердечную. Если физическая боль проходит, то душевная - никогда, к ней просто привыкаешь и живёшь с ней.

Мы подошли к дневнику Базарова, к вашей творческой домашней работе. --Что мог бы написать Евгений Васильевич после обьяснения в любви Анне Сергеевне? Вам надо было «войти» в образ героя, через себя пропустить психологическое и эмоциональное состояние его, передать стиль, манеру изложения, употребив соответствующую лексику. Вы должны были почувствовать время, век, эпоху.

Чтение дневника Базарова.

После сцены объяснения в любви, ночь тревожной была не только для Базарова, но и для Анны Сергеевны. Проанализируем её поведение.

- Что лежало в основе её отношений к Базарову?

Любопытство → заинтересованность → увлечение → любовь.

Почему же Одинцова не ответила на чувства Базарова? Конец гл. 18. Дневник Одинцовой поможет нам это понять. (Чтение творческих работ)

Выдерживает ли испытание любовью эта героиня? (Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)

«Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил!» - говорил великий французский драматург.

И всё же не будем столь суровы к ней. Вспомним одну из последних сцен романа – смерть Базарова. Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает.

А что вы скажете о Евгении Васильевиче, не слабость ли характера проявилась в нём в этот момент? (Нет! Доказательство тому слова Д. Писарева из статьи «Базаров».) Чтение фрагмента учеником См. хрестоматию со слов: «...это не признак слабости................чем был в полном здоровье.»

Вспомним сцену прощания героев.

Чтение отрывка из текста подготовленным учеником наизусть (музыка, свеча (лампадка).

Так как же мы ответим на вопрос, заданный темой: выдерживает ли Базаров испытание любовью?

Как нигилист – нет!

Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

Домашнее задание: творческая работа. Написать предсмертную записку Базарова Аркадию. Что бы в ней мы прочли?

Открытый урок по произведению И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Тема: «Испытание любовью. Евгений Базаров и Анна Одинцова».
Эпиграф к уроку : «...За одну минуту любви больше узнаёшь о человеке, чем за месяц наблюдений...» Р.Роллан

Цели урока: Образовательная - углубление знаний учащихся о характере главного героя на основе сопоставления его с другими персонажами романа через раскрытие их сложных взаимоотношений; Воспитательная - воспитание культуры чувств, серьезного отношения к жизненным ценностям; воспитание интереса к искусству слова, к познанию человека.

Развивающая - развитие навыков сопоставления, умений вести дискуссию, аргументировать сказанное, развитие навыков анализа художественного образа по его портрету, речи, развитие у учащихся наблюдательности, устной и письменной речи, навыков отбора материала для сочинения;

Методическое обеспечение : на партах тексты романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», тетради, видеозапись фрагментов из х/ф по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети», творческие работы учеников (дневник Одинцовой); презентации к уроку; высказывания И.С. Тургенева на доске.

Методы проведения урока : тесты, фронтальный опрос, работа со словарём, беседа по видеофрагментам и текстам романа, запись в тетрадь.

Тип урока – комбинированный.

Ход урока.

1.Оргмомент.

2.Опрос по предыдущей теме:

- Работа с тестами. (Приложение 1)

-Опережающее задание по тексту (Приложение2)

3.Вступительное слово учителя.
В центре повествования фигура Базарова, и в романе нет ни одного сколько-нибудь значительного эпизода, в котором бы он не участвовал. Умирает Базаров – кончается роман. (Цепочка сопоставлений на экране.) Сегодня мы затронем самое интимное звено этой цепочки сопоставлений Базаров - Одинцова

- Господа, будемте говорить о любви... - Нет, зачем говорить о любви, а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы её назвали? Кто эта барыня?
- Вспомните, кому принадлежат эти слова. (Кукшина и Базаров).

4. Запись в тетрадях новой темы.

5. Работа по плану анализа художественного образа (в сильных группах можно дать предварительное задание на дом и на уроке использовать уже подготовленные цитаты; темп урока от этого выигрывает, объём изученного материала увеличивается):

- Итак, тема нашего урока : «Испытание любовью». (Записываем в тетрадь). Эпиграфом к теме я взяла слова самого писателя – И.С.Тургенева: « Тайны человеческой жизни велики, а любовь – самая недоступная из этих тайн ». Обращаю ваше внимание также на его высказывания о любви, о счастье, о человеке. (Приложение3)

Вы можете использовать их в ваших рассуждениях на уроке. Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью».

А как вы понимаете смысл этого выражения? Что значит испытание? (Проверка). -Что проверяется в человеке любовью? (Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...) Словом, любовью в человеке проверяется человек! -А кого в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев испытывает этим чувством? (Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых, Аркадия, Фенечку, Катю, Базарова, Одинцову.)
-
Глава 7 , 3 аб .(как человек светский – нет: сломался, бросил к ногам княгини Р. всё: блестящее положение в обществе, службу, карьеру; как просто человек – да.) - Обратимся теперь к Базарову и Одинцовой.

Цель нашего урока - выяснить, какие взаимоотношения сложились между героями? Выдерживают ли Евгений и Анна испытание любовью?

Самостоятельная работа с текстом.
-
Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну ? Нарисуйте её словесный портрет, используя цитаты

Одинцова глазами

Аркадия Кирсанова

Евгения Базарова

Ласковая и мягкая сила; спокойно и умно глядели глаза; достоинство осанки, высокий рост, милое, важное и умное лицо; снисходительна; успела передумать и перечувствовать много; мила, но холодно и строго себя держит

"Эта госпожа - ой-ой-ой" Это что за фигура? На остальных баб не похожа; …холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое? У нее такие плечи, каких я не видывал давно. «Экое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр»

Итак, впервые Одинцова появляется на балу у губернатора. Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и поклонения, спокойна, вежливо учтива, снисходительна, холодна, строга.

- Тургенев пишет: «Аркадия покоробило от цинизма Базарова».

Можно ли назвать Базарова – пошлым человеком? Циником? Словарная работа.

Цинизм – пренебрежение к нормам общей морали, нравственности, наглость, бесстыдство. Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый. - Что думает и говорит Базаров-нигилист о любви в 7 главе?

Примерные ответы ребят:

Базаров не циник, не пошлый человек по отношению к женщинам. В силу своих убеждений он не может говорить по-другому, он – нигилист. Красивые слова не для него! В грубой форме Базаров выражает свои негрубые мысли о красоте женщины.

- А вот, что по этому поводу пишет исследователь творчества И.С.Тургенева Овсянико-Куликовский в своей книге «И.С.Тургенев» есть такие слова: «Одно пошлое её (Одинцову) отталкивало, а в пошлости никто бы не упрекнул Базарова». Итак, Базаров оказался неравнодушным к женской красоте, хотя считал себя противником всякой красоты. Он живет своими теоретическими рассуждениями.

Сообщение учащегося:

-

15 дней гостили Базаров и Аркадий («Как по рельсам катишься...» – говорит Базаров Аркадию о жизни здесь.) С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

- Давайте представим себя в имении Анны Сергеевны – Никольском и понаблюдаем за гостями и хозяйкоц дома. - Как ведет себя Базаров в присутствии Одинцовой?

(по тексту найдите

- Какие изменения вы замечаете в Базарове?

Запись в тетрадь: Легко раздражается, говорит с неохотой, глядит сердито, не может усидеть на месте, проявляется небывалая прежде тревога, мало говорит с Аркадием, избегает его и даже как будто стыдится, "топал ногою, скрежетал зубами, грозил себе кулаком" .
-
Может, потому раньше и отрицал любовь, что не знал ее? Как, не зная, отрицал и Пушкина? После встречи с Одинцовой он сознавал романтика в себе самом; видел в выражении ее лица что-то особенное . Любовь раскалывает душу героя надвое, ставит под сомнение его идеи, а он понимает отступничество от своей теории как слабость, как жизненный крах, поэтому и ведет внутреннюю борьбу, поэтому и стыдится Аркадия. Внешним проявлением этой борьбы являются изменения, происходящие с Базаровым. - Базаров полюбил Одинцову, не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного.) - Значит «романтика существует»? Да, и Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте. Это ему урок, и в то же время – проверка характера. (Вот оно, испытание любовью!)

Ребята, перед вами слова, показывающие изменения в Базарове. Эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходили изменения в герое.

Цинизм – любопытство –– досада – испуг – преувеличенная развязность – стремление понравиться – смущение (покраснение) – интерес – мучительное чувство.

Таким образом, Базаров незаметно меняется. Постепенно исчезает цинизм, появляется смущение, перерастающее в мучительное чувство.

Шиллер: «Любовь возвышает великие души».

Как вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это расценивает?
-
Сам Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же глазах любовь его возвышает. Базаров становится нам ближе, человечнее. - Давайте попробуем подобрать эпитеты к базаровской любви . Какая она у него?

Глубокая, сильная, мучительная, безответная, страстная, гордая; любовь – испытание, терзание, страдание, пытка...

Как вы думаете, почему Базарову так мучительно даётся признание в любви?

Принципы Базарова не выдерживают испытания жизнью. Происходит внутреннее столкновение идеи и неподвластного разуму чувства любви. Это приводит к конфликту с самим собой.

Вспомним страницы романа, сцену объяснения между героями (гл. 27 стр.192«

Чтение учениками по ролям : « Базаров встал и толкнул окно»)

- Окно символизирует готовность выпустить на волю чувства.

Просмотр фрагмента фильма «Объяснение в любви»

Одинцова не ответила Базарову, но эти свидания происходили по ее инициативе, она жаловалась на скуку жизни, на потерю интереса к ней, она хотела этого признания от Базарова. - Обратим внимание на поведение Одинцовой после объяснения с Базаровым. Она останавливается "то перед окном, то перед зеркалом"? (Окно символизирует готовность отдаться чувству, в зеркале мы видим себя, думаем о себе, рассматриваем себя; зеркало, по мнению Л. Н.Толстого, делает нас эгоистами) Значит, Одинцова выбирает: отдаться ли ей любви, выбрать путь и радости, и страдания, или остаться прежней, самой собой, выбрать комфорт, спокойствие, прежний образ жизни. "Остановилась и увидела себя в зеркале".

Что же выбирает Одинцова? - Она выбирает зеркало, а значит - покой: "Спокойствие все-таки лучше всего на свете". То равнодушие, холодность, что мы видели в ней с самого начала, победили.

Почему Одинцова решила «не шутить этим»?(с чувствами Базарова)

Основа ее жизни – спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия.

Могла ли Одинцова пойти с Базаровым в его «горькую терпкую вольную жизнь»?

Цель жизни Анны Сергеевны – материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен.

Базаров нигилист, был человеком чуждого ей мира. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении – бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. Она не пугалась резкости выражения Базаровского чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».)

Чем явился для Базарова новый приезд в имение Одинцовой? Ведь был принцип, определяющий смысл его жизни? «Я только этим и горжусь. Сам себя не сломал, так и бабенка меня не сломает»

Он нарушил этот принцип: знал, что «толку» от Одинцовой не добьется, а все равно опять к ней поехал; полюбил ее очень, поэтому, может быть, тешил себя надеждой, что мог обмануться в ее холодности… вдруг она окажется лучше и тоже его полюбит…).

Что же произошло во время этой встречи?

Теперь Базаров пробыл у Одинцовой недолго. Но он был бы рад пожить здесь дольше, затем и ехал. Он понял, что Одинцова не изменит своего отношения к нему.

Дневник Одинцовой поможет нам это понять.

- Вам надо было «войти» в образ героя, через себя пропустить психологическое и эмоциональное состояние его, передать стиль, манеру изложения, употребив соответствующую лексику. Вы должны были почувствовать время, век, эпоху. (Чтение творческой работы)

- Что лежало в основе её отношений к Базарову? Любопытство → заинтересованность → увлечение → любовь.

И всё же не будем столь суровы к ней. Вспомним одну из последних сцен романа – смерть Базарова. Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает. (просмотр фрагмента фильма)

Почему?

Скажите, для чего нужна была последняя встреча с Одинцовой? Как герой прошел испытание? (

Он решителен и мужествен. Но силы покидают, и Евгений это ощущает. Все испытания выдерживает с честью. Теперь не нужно притворяться. Он просит задуть свечу и подарить прощальный поцелуй.

А что вы скажете о Евгении Васильевиче, не слабость ли характера проявилась в нём в этот момент?

Нет! Доказательство тому слова Д.Писарева из статьи «Базаров».) Чтение фрагмента учеником См. хрестоматию со слов: «...это не признак слабости....»

6.Закрепление материала.

Диспут (класс делится на защитников Одинцовой, Базарова и их обвинителей)

Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)

Анна Сергеевна же формально остается в победителях. Она сумела совладать со своими чувствами, что укрепило ее уверенность в себе. В дальнейшем она неплохо пристроит сестру, да и сама удачно выйдет замуж. Но Одинцова оказывается гораздо менее живой, чем сам Базаров. Она оказалась неспособной на глубокие чувства и обожглась о страсть человека, который к любви не стремился и презирал романтические чувства, боясь "рассыропиться"; человека, который прятал в нигилизме свое тревожное, любящее, "бунтующее" сердце.

- Так как же мы ответим на вопрос, заданный темой: выдерживает ли Базаров испытание любовью? -Как нигилист – нет! -Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

Почему в финальной встрече Базарова с Одинцовой не стесняется говорить красивые слова. «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет»

Кажется, что в этом испытании Базаров терпит поражение. Во-первых, отвергнуты его чувства и он сам. Во-вторых, он попадает во власть отрицаемых им самим сторон жизни, теряет почву под ногами, начинает сомневаться в своих взглядах на жизнь. Его жизненная позиция оказывается позой, в которую, правда, он искренне верил. Базаров начинает терять смысл жизни, а вскоре теряет и саму жизнь. Но это и победа: любовь заставила Базарова иначе взглянуть на себя и на мир, он начинает понимать, что ни в чем жизнь не желает укладываться в нигилистическую схему.

В чём сходство и в чём отличие отношения к любви Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова?

Скажите, изменилось ли ваше отношение к Евгению? Почему Базаров погибает?
Итог урока

Перед нами единственное произведение И. С.Тургенева, в котором мужчина и женщина меняются местами. Раньше герой был слаб, пассивен и нерешителен, героиня же тверда и бескомпромиссна. Теперь же герой способен к сильной и самоотверженной любви, а героиня боится жизненных тревог и осложнений.

Домашнее задание: творческая работа.

Написать предсмертную записку Базарова Аркадию. Что бы в ней мы прочли?

Что мог бы написать Евгений Васильевич после обьяснения в любви Анне Сергеевне в своем дневнике?

Приложение3

1.Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
2. Но природа не справляется с логикой, с нашей человеческой логикой; у нее есть своя, которую мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет.

3. В любви одно лицо – раб, а другое – властелин, и недаром толкуют поэты о цепях, налагаемых любовью. Да, любовь – цепь, и самая тяжелая.

4. Непонятыми остаются только те люди, которые либо еще сами не знают, чего хотят, либо не стоят того, чтобы их понимали.

5. Брак, основанный на взаимной склонности и на рассудке, есть одно из величайших благ человеческой жизни.

6. Всякая любовь счастливая, равно как и несчастная, настоящее бедствие, когда ей отдаешься весь.

7. Жалок тот, кто живет без идеала!

8. Женщина не только способна понять самопожертвование: она сама умеет пожертвовать собой.

9. Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

10. Природа… будит в нас потребность любви…

11. Хочешь быть счастливым? Выучись сперва страдать.

Приложение2

1. Мы с вами говорили о Павле Петровиче, о его любви к княгине Р. К какому выводу пришли на уроке? Прошёл он испытание любовью? Глава 7 , 3 аб

2.Анна Сергеевна . Нарисуйте её словесный портрет, используя цитаты.

- Составляем таблицу: (глава16,аб. 5) с174,176

3.Что думает и говорит Базаров-нигилист о любви в 7 главе?

Примерные ответы ребят:

- «Человек, который всю жизнь поставил на карту женской любви, раскис, распустился - не мужчина, не самец.» «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться загадочному взгляду.»

4 - Кто же такая Одинцова, вызвавшая интерес Базарова и заставившая его «сконфузиться»? (Гл. 15)

Сообщение учащегося:

- Мать Анны Сергеевны умерла рано. Отец её – Сергей Николаевич Локтев – проигрался и вынужден был поселиться в деревне. Через некоторое время скончался и он, оставив своим дочерям крошечное наследство. Анна Сергеевна, чтобы суметь прожить в деревне, выписала к себе тётушку.

Однажды Анну увидел очень богатый человек 46 лет – Одинцов. Он предложил ей свою руку, она дала согласие. Через 6 лет он скончался, оставив всё наследство супруге. 15 дней гостили Базаров и Аркадий («Как по рельсам катишься...» – говорит Базаров Аркадию о жизни здесь.) С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она – герцогиня, он – лекарь; она – холодная и безмятежная, он – неравнодушный и страстный. Анна Сергеевна

была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и его испытать, и себя изведать. Но в итоге Одинцова испугалась. Основа её жизни – спокойствие.

5.(по тексту найдите описание странного поведения Базарова и объяснение ему. Чтение отрывка учеником гл. 27)

6. Вспомним страницы романа, сцену объяснения между героями (гл. 27 стр.192«Базаров встал и толкнул окно»)

Чтение учениками по ролям : « Базаров встал и толкнул окно»)

7.(Чтение творческой работы)
На балу у губернатора я впервые увидела Базарова. Аркадий Николаевич Кирсанов представил нас друг другу. Базаров меня заинтересовал, и мне не терпелось узнать его поближе. Прощаясь с Аркадием и Базаровым, я пригласила их к себе в деревню. Часа три я провела с молодыми людьми в неторопливой беседе и заметила, что Базаров не интересуется ни искусством, ни музыкой. Мы толковали о ботанике, медицине и других хорошо известных ему науках. Я знакомлю их с сестрой Катей. Сообщаю, что Катя хорошо играет на фортепьяно, и тут же замечаю, что Базарова музыка не интересует. После чая Евгений играет с моим соседом в преферанс. Я в карты играла мастерски, Базаров остался в проигрыше. За ужином я снова завела разговор о ботанике. Лежа в постели, я долго думала о Базарове. Он мне понравился отсутствием кокетства и самою резкостью суждений, в нем было что-то новое, с чем мне не случалось встречаться. А я очень любопытна. Много времени я старалась проводить с Базаровым. Однажды, когда мы гуляли с Евгением по саду, он сообщил, что уезжает к себе домой, к родителям. Я побледнела, словно что-то в сердце кольнуло, да так кольнуло, что я удивилась и долго потом размышляла о том, чтобы это значило. Вечером того же дня я сидела у себя в комнате с Базаровым. Я очень хотела узнать о его семействе, говорили о счастье, о любви. Мне хотелось его удержать, и я говорила об уроках химии, которые Базаров обещал мне дать. Но, когда он ошеломлённый внезапным притоком ощущений и новых надежд, бросается ко мне и прижимает к груди, я отскакиваю с испугом и уверяю его, что он не так понял, что он ошибся. Так закончилась наша встреча.

Но как-то я узнаю, что Базаров приехал к Аркадию. Через дворецкого я пригласила их к себе, старалась держаться спокойнее. Мне было неловко, но я сама себя уверила, что всё позабыто. Наша беседа продолжалась недолго. На следующий день я велела позвать Базарова к себе, чтобы посоветоваться насчет помолвки Кати и Аркадия. Я предложила ему вновь остаться, но он отступил на шаг назад со словами: «Человек я бедный, но милостыни ещё до сих пор не принимал. Прощайте и будьте здоровы». Вскоре я и сама успокоилась.

И тут узнаю от наречного семьи Базаровых, что Евгений Васильевич при смерти и просит доктора. Я поехала в дом к Базаровым. Его родители бросились ко мне в ноги, горячо благодарили. Я первым делом пошла взглянуть на Базарова. На меня смотрело мертвенное лицо с устремлёнными на меня мутными глазами.

Я испугалась. Базаров говорил о смерти, благодарил меня, просил, чтобы я утешила родителей, начал бредить; он говорил: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Я, прижалась губами к его лбу.-

И довольно! – промолвил он и опустился на подушку.

Теперь… темнота…»

Это была наша последняя встреча. Я встала и тихонько вышла. На следующий день Базаров умер.

8. Диспут (класс делится на защитников Одинцовой, Базарова и их обвинителей)

Выдержала ли испытание любовью А. Одинцова?

- Выдерживает ли Базаров испытание любовью?

Приложение1 Тест.(1, 2 варианты)

1.В каком году возник замысел романа «Отцы и дети»?

А.1859

В.1860

С.1856

2. В каком году происходит действие романа «Отцы и дети»?

А.1859

В.1860

С.1856

А. «Современник»

В.»Русский вестник»

С. «Время»

4.Какова композиция романа «Отцы и дети»?

А. Линейная

В.Свободная

С. Кольцевая

5. Кто подразумевается под «отцами»?

А. Дворяне

В. Разночинцы

С. Купцы

6. Кто подразумевается под «детьми»?

А. Дворяне

В. Разночинцы

С. Купцы

7. Каков жанр романа «Отцы и дети»?

А. Семейно-бытовой

В. Социально-психологический

С. Нравственно-философский

8. Памяти кого посвящен роман?

А. Добролюбова

В. Белинского

С. Пушкина

9. Кто из героев является центральным персонажем?

А. Анна Одинцова

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров

10. По какому кругу Тургенев дважды проводит Базарова?

А. Марьино (Кирсановы), Никольское (Одинцова), родительская деревенька

В. Марьино (Одинцова), родительская деревенька, Никольское (Кирсановы)

С. Никольское (Кирсановы),Березовка (родительская деревенька), Марьино

11.С какой целью Тургенев дважды проводит Базарова по кругу?

А. Чтобы показать изменения в герое

В. Чтобы подтвердить нигилистическую философию

С. Чтобы выделить основные черты героя

12.Нигилизм – это

А. человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру

В. человек, который любит искусство, дорожит дружбой, родными людьми

С. человек, который борется за свободу и равенство народа

13.Чей портрет? Лицо его, длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами, выражало самоуверенность и ум.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров

14.Кто кому дал такую характеристику? Для нашей горькой, терпкой, бобыльной жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая смелость да молодой задор. Ваш брат, дворянин, дальше благородного смирения дойти не может, а это пустяки…Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич

А. Базаров - П.П. Кирсанову

В. Базаров - Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров – Ситникову

15.Какова причина дуэли П.П.Кирсанова и Е. Базарова?

А. П.П.Кирсанов защищал честь брата Н.П.Кирсанова

В. П.П.Кирсанову не понравились взгляды Е. Базарова

С. Евгений Базаров изначально враждебно относился к П.П.Кирсанову

16. Чей портрет? Похож на английского сэра, он щеголь, франт. Разговаривая с крестьянами, он морщится и нюхает одеколон. Его либеральные рассуждения – дань моде.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Ситников

17. Чей портрет? Барин лет сорока с небольшим... У него хорошее имение в двести душ, две тысячи десятин земли. Любит Пушкина, читает наизусть «Онегина», играет на виолончели.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Н.П. Кирсанов

18. Чей портрет? Человек небольшого роста, в славянофильской венгерке и чересчур элегантных перчатках. Тревожное и тупое выражение сказывалось в маленьких, впрочем, приятных чертах его прилизанного лица; словно вдавленные глаза глядели пристально и беспокойно

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Ситников

19. Чей портрет? Дама, еще молодая, белокурая несколько растрепанная, в шелковом, не совсем опрятном, платье. У нее были круглые глаза, между которыми сиротливо краснел крошечный вздернутый носик. В маленькой и невзрачной фигурке эманципированной женщины не было ничего безобразного…

А. А.Одинцова

В. А. Кукшина

С. Катя

20. Чей портрет? Умна, рассудительна, красива, спокойна. «Герцогиня». Холодная натура, слишком дорожит своим покоем.

А. А.Одинцова

В. А. Кукшина

С. Катя

21. Чьи слова? Народ полагает, что, когда гремит гром, это Илья –пророк на колеснице катается. Мне соглашаться с ним? Мой дед землю пахал.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров

22. Чьи слова? Нам дорога цивилизация. Я уважаю аристократов настоящих…Аристократия дала свободу Англии. Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе нет никакого прочного основания общественному благу.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров

23. Чьи слова? В силу чего вы действуете? Вы все отрицаете или, точнее, вы все разрушаете. Да ведь надобно же строить. Вам только в калмыцкой кибитке сидеть.

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров

24. Чьи слова? По-моему, и Рафаэль гроша ломаного не стоит. Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта…

А. П.П. Кирсанов

В. Аркадий Кирсанов

С. Евгений Базаров

Преподаватель: Куракина О.В.

Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Тема урока: «Испытание любовью. Евгений Базаров и Анна Одинцова».

Цели и задачи:

Обучающая: раскрыть сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; выяснить, какие взаимоотношения между Базаровым и Одинцовой, выдерживает ли Евгений испытание любовью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект урока литературы

Преподаватель: Куракина О.В.

Тема: И.С.Тургенев. Роман «Отцы и дети»

Тема урока: «Испытание любовью. Евгений Базаров и Анна Одинцова».

Цели и задачи:

Обучающая: раскрыть сущность любовного конфликта и его последствия для главного героя романа; выяснить, какие взаимоотношения между Базаровым и Одинцовой, выдерживает ли Евгений испытание любовью.

Развивающая: умение формулировать ответы на вопросы и аргументировать их, уверенное владение текстом; развивать читательский интерес учащихся, коммуникативные навыки, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательная:, способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся; формировать у них активную жизненную позицию.

Оборудование. Творческие работы учеников, презентация, проектор.

Тип урока: урок открытых мыслей.

Технология: использование новых информационных технологий.

Основные методы обучения.

Методы стимуляции и мотивации учения: методы эмоциональной стимуляции.

Методы организации и осуществления учебных действий:

словесный – беседа, чтение наизусть;

наглядный – репродукции картин;

аудиовизуальный - использование музыкальных произведений;

Проблемный - индивидуальные задания, творческая работа.

Методы контроля и самоконтроля: метод устного контроля.

Подготовка к уроку

Учащиеся:

1. Прочитать роман И.С. Тургенева «Отцы и дети».
2. Знать жанровое своеобразие психологического романа.
3. Индивидуальные задания: чтение наизусть сцены прощания, чтение по ролям, письмо Базарова к Одинцовой, записи из дневников.

Учитель:

1. Компьютерная презентация.
2. Проектор.
Ход урока.

I. Оргмомент: эмоциональный настрой учащихся.
- Представьте себе, что у вас в ладошках солнечный зайчик. Улыбнитесь ему и подарите кому-нибудь из класса своего солнечного друга. Пожелайте им удачи.

II. Мотивационное начало. Выход на тему урока:

Господа, будемте говорить о любви...

Нет, зачем говорить о любви, а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы её назвали? Кто эта барыня?

Вспомните, кому принадлежат эти слова. Где они произносятся и в какой сцене? (Кукшина и Базаров, в доме мадам Кукшиной)

Вопреки желанию главного героя романа И.С.Тургенева не говорить о любви, мы с вами сегодня на уроке об этом говорить будем.

И тема нашего урока будет звучать так: «Испытание любовью». (Записываем в тетрадь).

Любовь... Что это такое? Это то, о чем, хихикая, догадываются дети. Любовь - трепет, охватывающий молодых девушек, нежность и истома счастья. Любовь - вдохновляющая сила, домашний очаг, защищенность, теплая радость. Любовь - страсть, разрывающая душу в клочья, смертельная тоска... А может, любовь - тягостное разочарование, похмелье сумасшедшего увлечения, ржавчина ревности, обжигающий огонь жестокой неразделенности.
Любовь - самый яркий цветок в букете наших чувств, самые мощные силы, самые яркие эмоции, самые серьезные уроки жизни. Как выдерживает ваша душа это огненное испытание?
- Что есть любовь для вас?

III. Постановка проблемного вопроса.

Обращаю ваше внимание на высказывания известных русских и зарубежных писателей, философов о любви. Вы можете использовать их в ваших рассуждениях на уроке. И.С.Тургенева: «Только ею, только любовью держится и движется жизнь».

  1. Болезнь любви неизлечима. А.С.Пушкин
  2. Известно, что пламенное чувство изъясняется кратко, но сильно. Г.Р.Державин
  3. Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих. Ф.М.Достоевский
  4. Когда любишь, то такое богатство открываешь в себе, столько нежности, ласковости, даже не верится, что так умеешь любить. А.П.Чехов
  5. Да разве можно объяснить, почему кто-то в кого-то влюбляется? Р.Роллан
  6. Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил. Ж.Мольер
  7. Разлука для любви – что ветер для огня: слабую она гасит, а большую раздувает. Р.Бюсси

Способность глубоко любить И.С.Тургенев считал одним из важнейших качеств человека. Почти все тургеневские герои проходят «испытание любовью». А как вы понимаете смысл этого выражения? Что значит испытание? (Проверка).

Что проверяется в человеке любовью? (Дух, сила воли, жизнеспособность, характер...) Словом, любовью в человеке проверяется человек!

А кого в романе «Отцы и дети» И.С.Тургенев испытывает этим чувством? (Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых, Аркадия, Фенечку, Катю, Базарова, Одинцову.)

Мы с вами говорили о Павле Петровиче, о его любви к княгине Р. К какому выводу пришли на уроке? Прошёл он испытание любовью? (как человек светский – нет: сломался, бросил к ногам княгини Р. всё: блестящее положение в обществе, службу, карьеру; как просто человек – да.)

Обратимся теперь к Базарову и Одинцовой.

Цель нашего урока - выяснить, какие взаимоотношения между ними? Выдерживает ли Евгений испытание любовью.

Вспомните, где мы впервые видим Анну Сергеевну. Нарисуйте её словесный портрет. (Аристократка, очень красива, царственна, величава, требует к себе почтения и поклонения.)

Какое впечатление производит Одинцова на Базарова? Вспомните его слова в её адрес. (Гл. 14 текста)

Тургенев пишет: «Аркадия покоробило от цинизма Базарова». Как это понять?

Базаров – пошлый человек? Циник?

Словарная работа.

Цинизм – пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство.

Пошлый – низкий в нравственном отношении, безвкусно-грубый.

Примерные ответы ребят: Базаров не циник, не пошлый человек по отношению к женщинам. В силу своих убеждений он не может говорить по-другому, он – нигилист. Красивые слова не для него! В грубой форме Базаров выражает свои негрубые мысли о красоте женщины.

Итак, Базаров оказался неравнодушным к женской красоте, хотя считал себя противником всякой красоты.

Кто же такая Одинцова, вызвавшая интерес Базарова и заставившая его «сконфузиться»? (Гл. 15)

Давайте представим себя в имении Анны Сергеевны – Никольском (см. иллюстрации) и понаблюдаем за гостями и хозяйкой дома.

15 дней гостили Базаров и Аркадий («Как по рельсам катишься...» – говорит Базаров Аркадию о жизни здесь.)

Какие изменения вы замечаете в Базарове? Гл.27. (Легко раздражается, говорит с неохотой, глядит сердито, не может усидеть на месте, проявляется небывалая прежде тревога, мало говорит с Аркадием, избегает его и даже как будто стыдится.)

Давайте по тексту найдём описание странного поведения героя и объяснение ему. (Чтение отрывка учеником гл. 21)

Что же произошло с Евгением Васильевичем? (Базаров полюбил Одинцову, не только красивую женщину, но и человека интеллектуально близкого ему, умного и сильного.)

Значит «романтика существует»? Да, и Базаров вынужден убедиться в этом на собственном опыте. Это ему урок, и в то же время – проверка характера. (Вот оно, испытание любовью!)

Как вам кажется, любовь к Одинцовой возвышает Базарова или унижает? Как он сам это расценивает? (Шиллер: «Любовь возвышает великие души»)

Сам Базаров расценивает то, что с ним произошло, как насмешку судьбы. В наших же глазах любовь его возвышает. Базаров становится нам ближе, человечнее.

Давайте попробуем подобрать эпитеты к базаровской любви. Какая она у него?

(Глубокая, сильная, мучительная, безответная, страстная, гордая; любовь – испытание, терзание, страдание, пытка...)

Вспомним страницы романа, сцену объяснения в любви.

Чтение по ролям: «Анна Сергеевна вопросительно посмотрела на него...........Базаров закусил губы и вышел». Гл.18.

Кусали ли вы когда-нибудь себе губы? Попробуйте. Что чувствуете? Боль физическую, а какую боль чувствует Базаров? - душевную, сердечную. Если физическая боль проходит, то душевная - никогда, к ней просто привыкаешь и живёшь с ней.

Мы подошли к дневнику Базарова, к вашей творческой домашней работе.

Что мог бы написать Евгений Васильевич после объяснения в любви Анне Сергеевне? Вам надо было «войти» в образ героя, через себя пропустить психологическое и эмоциональное состояние его, передать стиль, манеру изложения, употребив соответствующую лексику. Вы должны были почувствовать время, век, эпоху.

Чтение дневника Базарова.

Ненаписанное письмо Базарова к Одинцовой.

После сцены объяснения в любви, ночь тревожной была не только для Базарова, но и для Анны Сергеевны. Проанализируем её поведение.

Что лежало в основе её отношений к Базарову?

Любопытство → заинтересованность → увлечение → любовь.

Почему же Одинцова не ответила на чувства Базарова? Конец гл. 18.

(«Нет, - решила она наконец, - бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете»).

Дневник Одинцовой поможет нам это понять. (Чтение творческих работ)

Выдерживает ли испытание любовью эта героиня? (Как помещица – барыня – да! Как женщина – нет! Предпочла любви спокойствие, уют, комфорт, порядок...)

«Кто не знал любви, тот всё равно, что не жил!» - говорил великий французский драматург Ж.Б.Мольер.

И всё же не будем столь суровы к ней. Вспомним одну из последних сцен романа – смерть Базарова. Перед своей кончиной он просит послать за Анной Сергеевной. Она приезжает.

Почему?

Вспомним сцену прощания героев.

Чтение отрывка из текста подготовленным учеником наизусть (музыка, свеча).

Так как же мы ответим на вопрос, заданный темой: выдерживает ли Базаров испытание любовью?

Как нигилист – нет!

Как человек – да! Любовь сделала его лучше, сильнее и глубже сердцем.

Домашнее задание: творческая работа. Написать предсмертную записку Базарова Аркадию. Что бы в ней мы прочли?


Роман «Отцы и дети» И.С. Тургенев заканчивает гибелью главного персонажа. Понимание причин, по которым автор завершает свое произведение именно так, возможно через анализ эпизода «смерть Базарова». «Отцы и дети» - роман, в котором смерть главного героя, безусловно, неслучайна. Возможно, такой финал говорит о несостоятельности и убеждений этого персонажа. Итак, попробуем разобраться.

Кто такой Базаров?

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без понимания того, каков этот персонаж. Благодаря тому, что рассказано о Евгении в романе, мы представляем себе умного, уверенного в себе, циничного молодого человека, который отрицает общепринятые моральные устои, идеалы. Любовь он считает «физиологией», по его мнению, человек не должен зависеть от кого-либо.

В последующем, правда, Тургенев открывает нам в своем герое такие качества, как чуткость, доброта, способность на глубокие чувства.

Базаров является нигилистом, то есть человеком, который отрицает все общепринятые ценности, в том числе он не разделяет восторгов любителей По его мнению, значимо лишь то, что приносит практическую пользу. Все прекрасное он считает бессмысленным. Своей главной Евгений обозначает "труд на пользу общества". Его задача — "жить для великой цели обновления мира".

Отношение к окружающим

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Тургенева «Отцы и дети» нельзя осуществить без понимания того, как выстраивались отношения главного героя с людьми, составлявшими его круг общения. Нужно отметить, что Базаров относился к окружающим с презрением, он ставил других ниже, чем себя. Это проявлялось, например, в том, какие вещи он говорил Аркадию о нем самом и его родственниках. Привязанность, сочувствие, нежность - все эти чувства Евгений считает неприемлемыми.

Любовь Базарова

Анализ эпизода смерти Базарова требует упомянуть о том, что при всем его пренебрежении к возвышенным чувствам он, по иронии судьбы, влюбляется. Его любовь необыкновенно глубока, о чем свидетельствует объяснение с Анной Сергеевной Одинцовой. Поняв, что он способен на такое чувство, Базаров перестает относиться к нему как к физиологии. Он начинает считать возможным существование любви. Такая перемена взглядов не могла пройти бесследно для Евгения, который жил идеями нигилизма. Его прежняя жизнь разрушена.

Объяснение Базарова в любви - это не просто слова, это признание собственного поражения. Нигилистические теории Евгения разбиты.

Тургенев считает нецелесообразным заканчивать роман переменой во взглядах главного героя, а решает завершить произведение его смертью.

Смерть Базарова - случайность?

Итак, в финале романа главное событие - смерть Базарова. Анализ эпизода требует вспомнить о причине, по которой, согласно тексту произведения, умирает главный герой.

Его жизнь становится невозможна из-за досадной случайности - небольшого пореза, который получил Базаров при вскрытии тела крестьянина, умершего от тифа. По иронии судьбы, он, доктор, занимающийся полезным делом, не может ничего поделать, чтобы спасти свою жизнь. Осознание того, что он умрет, дало главному герою время оценить свои достижения. Базаров, знающий о неизбежности своей смерти, спокоен и силен, хотя, конечно, будучи молодым и энергичным человеком, сожалеет, что жить остается так немного.

Отношение Базарова к смерти и к себе

Анализ эпизода смерти Базарова невозможен без более глубокого понимания того, как герой относится к близости своего конца и смерти вообще.

Ни один человек не может спокойно осознавать приближение финала своей жизни. Евгений, будучи человеком, безусловно, сильным и уверенным в себе, не является исключением. Он сожалеет о том, что не выполнил свою главную задачу. Он понимает силу смерти и говорит о приближающихся последних минутах с горькой иронией: "Да, поди, попробуй отрицать смерть. Она тебя отрицает, и баста!"

Итак, близится смерть Базарова. Анализ эпизода, который является одним из ключевых в романе, нуждается в понимании того, как изменился характер главного героя. Евгений становится добрее и сентиментальнее. Он хочет встретиться с любимой, еще раз сказать о своих чувствах. Базаров мягче, чем раньше, относится к родителям, понимая теперь их значимость.

Анализ эпизода смерти Базарова показывает, насколько одинок главный герой произведения. У него нет близкого человека, которому он мог бы передать свои убеждения, следовательно, нет будущего у его взглядов.

Понимание истинных ценностей

Перед лицом смерти меняются. Приходит понимание того, что в жизни действительно важно.

Анализ эпизода «смерть Базарова» по роману И. С. Тургенева требует понимания того, какие ценности главный герой теперь считает истинными.

Самое важное для него теперь - родители, их любовь к нему, а также его чувство к Одинцовой. Он хочет с ней попрощаться, и Анна, не побоявшись заразиться, приезжает к Евгению. С ней Базаров делится сокровенными мыслями. Он приходит к пониманию, что совсем не нужен России, ей нужны те, кто каждый день выполняет обычную работу.

Базарову тяжелее примириться со своей смертью, чем любому другому человеку, потому что он атеист и не верит в жизнь после смерти.

Тургенев завершает свой роман смертью Базарова. Принципы, по которым жил герой, разрушены. Более сильных, новых идеалов у Базарова не появилось. Тургенев отмечает, что главного героя погубила именно глубокая приверженность к нигилизму, который заставил его отказаться от общечеловеческих ценностей, позволяющих жить в этом мире.

У идей нигилизма нет будущего;

Пусть позднее, но прозрение героя, пробуждение: человеческая натура одерживает верх над ошибочной идеей;

Базаров стремится не показать своих страданий, утешить родителей, помешать им искать утешения в религии.

Упоминание о Ситникове и Кукшиной – подтверждение абсурдности идей нигилизма и его обреченности;

Жизнь Николая Петровича и Аркадия – идиллия семейного счастья, далекая от общественных споров (вариант дворянского пути в будущей России);

Судьба Павла Петровича итог жизни, загубленной пустыми любовными хлопотами (без семьи, без любви, вдали от Родины);

Судьба Одинцовой – вариант состоявшейся жизни: героиня выходит замуж за человека, являющегося одним из будущих общественных деятелей России;

Описание могилы Базарова – декларация вечности природы и жизни временности пустых социальных теорий, претендующих на вечность, тщетности человеческого стремления познать и изменить мир, величии природы по сравнению с суетностью человеческой жизни.

Евгений Васильевич Базаров – главный герой романа. Первоначально читатель знает о нем только то, что это студент-медик, приехавший в деревню на каникулы. Сначала Базаров гостит в семье своего друга Аркадия Кирсанова, затем вместе с ним едет в губернский город, где знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, живет некоторое время в ее усадьбе, но после неудачного объяснения в любви вынужден уехать и, наконец, попадает в родительский дом, куда направлялся с самого начала. В усадьбе родителей живет недолго, тоска гонит его прочь и заставляет еще раз повторить тот же самый маршрут. В конце концов выясняется, что места ему нет нигде. Базаров опять возвращается домой и вскоре умирает.

Основой поступков и поведения героя является его приверженность идеям нигилизма . Базаров называет себя «нигилистом» (от латинского nihil, ничего), т. е. человеком, который «ничего не признает, ничего не уважает, ко всему относится с критической точки зрения, не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип». Он категорично отрицает ценности старого мира: его эстетику, общественный уклад, законы жизни аристократии; любовь, поэзию, музыку, красоту природы, семейные связи, такие нравственные категории, как долг, право, обязанность. Базаров выступает беспощадным противником традиционного гуманизма: в глазах «нигилиста» гуманистическая культура оказывается прибежищем для слабых и робких, создавая красивые иллюзии, способные служить их оправданием. Гуманистическим идеалам «нигилист» противопоставляет истины естествознания, утверждающие жестокую логику жизни-борьбы.

Базаров показан вне среды единомышленников, вне сферы практического дела. Тургенев говорит о готовности Базарова действовать в духе своих демократических убеждений – то есть разрушать, чтобы расчистить место для тех, кто будет строить. Но автор не дает ему возможности действовать, потому что, с его точки зрения, Россия в таких действиях пока не нуждается.

Базаров воюет против старых религиозных, эстетических и патриархальных, представлений, беспощадно высмеивает романтическое обожествление природы, искусства и любви. Положительные ценности он утверждает лишь а отношении естественных наук, исходя из убеждения, что человек – «работник» в мастерской природы. Человек представляется Базарову как некий телесный организм и больше ничего. По мнению Базарова, в нравственных недостатках отдельных людей виновато общество. При правильном устройстве общества все нравственные болезни исчезнут. Искусство для героя – извращение, чепуха.

Испытание Базарова любовью к Одинцовой. «Романтической чепухой» считает Базаров и духовную утонченность любовного чувства. Рассказ о любви Павла Петровича к княгине Р. вводится в роман не как вставной эпизод. Он является предупреждением заносчивому Базарову

В любовной коллизии убеждения Базарова проходят испытание на прочность, и выясняется, что они несовершенны, не могут быть приняты как абсолютные. Теперь душа Базарова раскалывается на две половины – с одной стороны, мы видим отрицание духовных основ любви, с другой стороны – способность страстно и одухотворенно любить. На смену цинизму приходит более глубокое понимание человеческих взаимоотношений. Рационалист, отрицающий силу подлинной любви, Базаров охвачен страстью к женщине, чуждой ему и по общественному положению, и по характеру, охвачен настолько, что неудача повергает его в состояние подавленности и тоски. Отвергнутый, он одержал нравственную победу над эгоистичной женщиной из дворянского круга. Когда он видит полную безнадежность своей любви, ничто не вызывает у него любовных жалоб и просьб. Он мучительно ощущает потерю, уезжает к родителям в надежде исцелиться от любви, но перед смертью прощается с Одинцовой как с красотой самой жизни, называя любовь «формой» человеческого бытия.

Нигилист Базаров способен к любви истинно большой и самоотверженной, поражает нас глубиной и серьезностью, страстной напряженностью, цельностью и силой сердечного чувства. В любовном конфликте он выглядит крупной, сильной личностью, способной на настоящее чувство к женщине.

Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Павел Петрович Кирсанов – аристократ, англоман, либерал. По существу, такой же доктринер, как и Базаров. Первая же трудность – неразделенная любовь – сделала Павла Петровича ни на что не способным. Блестящая карьера и светские успехи прерваны трагической любовью, и дальше герой находит выход в отказе от надежд на счастье и в исполнении нравственного и гражданского долга, Павел Петрович переезжает в деревню, где пытается помочь брату в его хозяйственных преобразованиях и выступает в поддержку либеральных правительственных реформ. Аристократизм, по мнению героя – это не сословная привилегия, а высокая социальная миссия определенного круга людей, долг перед обществом. Аристократ должен быть естественным сторонником свободы и гуманности.

Павел Петрович предстает в романе человеком убежденным и честным. но явно ограниченным. Тургенев показывает, что его идеалы безнадежно далеки от реальности, а его жизненная позиция даже ему самому не обеспечивает душевного равновесия. В сознании читателя герой остается одиноким и несчастным, человеком несбывшихся стремлений и несостоявшейся судьбы. Это в известной мере сближает его с Базаровым. Базаров – порождение пороков старшего поколения, его философия – это отрицание жизненных установок «отцов». Тургенев показывает, что на отрицании нельзя построить абсолютно ничего, потому что суть жизни состоит в утверждении, а не в отрицании.

Дуэль Базарова и Павла Петровича. За оскорбление, нанесенное Фенечке, Павел Петрович вызвал Базарова на дуэль. Это и конфликтный узел произведения. Дуэль завершала и исчерпывала его социальную коллизию, ибо после поединка Базаров навсегда расстанется и с братьями Кирсановыми, и с Аркадием. Она же, ставя Павла Петровича и Базарова в ситуацию жизни и смерти, тем самым выявляла не отдельные и внешние, а сущностные качества того и другого. Истинная причина дуэли – Фенечка, в чертах которой Кирсанов-старший находил сходство с его роковой возлюбленной княгиней Р. и которую он также тайно любил. Неслучайно оба антагониста испытывают чувство к этой молодой женщине. Не в силах вырвать из сердца любовь настоящую, они пытаются найти некий суррогат этого чувства. Оба героя – люди обреченные. Базарову суждено умереть физически. Павел Петрович, уладив брак Николая Петровича с Фенечкой, тоже чувствует себя мертвецом. Моральная смерть Павла Петровича – это уход старого, обреченность отжившего.

Аркадий Кирсанов . В Аркадии Кирсанове наиболее открыто проявляются неизменные и вечные признаки юности и молодости со всеми достоинствами и недостатками этого возраста. «Нигилизм» Аркадия –это живая игра молодых сил, юное чувство полной свободы и независимости, легкость отношения к традициям, авторитетам. Кирсановы в равной мере далеки как от дворянской аристократии, так и от разночинцев. Тургенева эти герои интересуют не с политической, а с общечеловеческой точки зрения. Бесхитростные души Николая Петровича и Аркадия сохраняют простоту и житейскую непритязательность в эпоху социальных бурь и катастроф.

Псевдонигилисты Кукшина и Ситников. Базаров в романе одинок, у него нет истинных последователей. Нельзя считать продолжателями дела героя его мнимых соратников: Аркадия, который после женитьбы начисто забывает о юношеском увлечении модным вольнодумием; или Ситникова с Кукшиной – гротескные образы, начисто лишенные обаяния и убежденности «учителя».

Кукшина Авдотья Никитишна – эмансипированная помещица, псевдонигилистка, развязна, вульгарна, откровенно глупа. Ситников – псевдонигилист, рекомендующийся всем как «ученик» Базарова. Пытается демонстрировать такую же, как у Базарова, свободу и резкость суждений и поступков. Но сходство с «учителем» оказывается пародийным. Рядом с подлинно новым человеком своего времени Тургенев поставил его карикатурного «двойника»: «нигилизм» Ситникова понят как форма преодоления комплексов (он стыдится, например, своего отца-откупщика, который наживается на спаивании народа, в то же время он тяготится своей человеческой незначительностью).

Мировоззренческий кризис Базарова. Отрицая искусство и поэзию, пренебрегая духовной жизнью человека, Базаров впадает в односторонность, сам того не замечая. Бросая вызов «барчукам проклятым», герой заходит слишком далеко. Отрицание «вашего» искусства перерастает у него в отрицание искусства вообще; отрицание «вашей» любви – в утверждение, что любовь – «чувство напускное», объяснимое лишь физиологией полов; отрицание сентиментальной дворянской любви к народу – в презрение к мужику. Таким образом, нигилист порывает с вечными, непреходящими ценностями культуры, ставя себя в трагическую ситуацию. Неудача в любви повлекла за собой кризис его мировоззрения. Перед Базаровым возникли две загадки: тайна его собственной души и загадка мира его окружающего. Мир, казавшийся Базарову простым и понятным, становится полон тайн.

Так нужна ли эта теория обществу и нужен ли ему такой тип героя , как Базаров? Над этим умирающий Евгений пытается с горечью размышлять. «Янужен России... нет. видно, не нужен», – и сам себе задаёт вопрос: «Да и кто нужен?» Ответ неожиданно прост: нужны сапожник, мясник, портной, потому что каждый из этих незаметных людей делает своё дело, работая на благо общества и не задумываясь при этом о высоких целях. К этому пониманию истины приходит Базаров на пороге смерти.

Главным конфликтом в романе оказывается не спор «отцов» и «детей», а внутренний конфликт , переживаемый Базаровым, требования живой человеческой натуры несовместимы с нигилизмом. Будучи сильной личностью, Базаров не может отрешиться от своих убеждений, но и от требований натуры он отвернуться не в состоянии. Конфликт неразрешим, и герой сознает это.

Смерть Базарова . Убеждения Базарова вступают в трагическое противоречие с его человеческой сущностью. Отказаться от своих убеждений он не может, но не может и задушить в себе проснувшегося человека. Для него нет выхода из создавшегося положения, и именно поэтому он умирает. Смерть Базарова – это смерть его доктрины. Страдания героя, его безвременная гибель – это необходимая плата за его исключительность, за его максимализм.

Базаров умирает молодым, не успев приступить к той деятельности, к которой готовился, не завершив своего дела, в одиночестве, не оставив после себя детей, друзей, единомышленников, не понятый народом и далекий от него. Его громадная сила погибает напрасно. Гигантская задача Базарова осталась невыполненной.

В смерти Базарова проявились политические взгляды автора. Тургенев, истинный либерал, сторонник постепенного, реформистского преобразования России, противник всяких революционных взрывов, не верил в перспективность революционеров-демократов, не мог возлагать на них больших надежд, воспринимал их как большую силу, но преходящую, считал, что они очень скоро сойдут с исторической арены и уступят место новым общественным силам -реформаторам-постепеновцам. Поэтому революционеры-демократы, даже если они были умны, привлекательны, честны, подобно Базарову, казались писателю трагическими одиночками, исторически обреченными.

Предсмертная сцена и сцена смерти Базарова – самый трудный экзамен на право называться человеком и самая блестящая победа героя. «Умереть так как умер Базаров, – все равно, что сделать великий подвиг» (Д. И. Писарев). Такой человек, который умеет умирать спокойно и твердо, не отступит перед препятствием и не струсит перед опасностью.

Умирающий Базаров прост и человечен, отпала надобность скрывать свои чувства, он много думает о себе, о родителях. Перед смертью он зовёт Одинцову, чтобы сказать ей с внезапной нежностью: «Послушайте, ведь я вас не поцеловал тогда... Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Сам тон последних строк, поэтическая ритмизированная речь, торжественность слов, звучащих как реквием, подчеркивают любовное отношение автора к Базарову, нравственное оправдание героя, сожаление о замечательном человеке, мысль о бесплодности его борьбы и стремлений. Тургенев примиряет своего героя с вечным бытием. Только природа, которую Базаров хотел превратить в мастерскую, да родители, подарившие ему жизнь, окружают его.

Описание могилы Базарова – утверждение вечности и величия природы и жизни по сравнению с суетностью, временностью, тщетностью социальных теорий, человеческих стремлений познать и изменить мир, смертности человека. Для Тургенева характерен тонкий лиризм, особенно это видно в описаниях природы. В пейзаже Тургенев продолжает традиции позднего Пушкина. Для Тургенева важна природа как таковая: эстетическое любование ею.

Критики о романе. «Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Яэтого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю я его или ненавижу!» «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». «Выпущенным мною словом «нигилист» воспользовались тогда многие, которые ждали только случая, предлога, чтобы остановить движение, овладевшее русским обществом...». «Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная – и все-таки обреченная на погибель потому, что она все-таки стоит еще в преддверии будущего» (Тургенев). Вывод. Тургенев показывает Базарова противоречиво, но он не стремится развенчать его, уничтожить.

В соответствии с векторами борьбы общественных течений в 60-е годы выстраивались и точки зрения на произведение Тургенева. Наряду с положительными оценками романа и главного героя в статьях Писарева, из рядов демократов прозвучала и негативная критика.

Позиция М.А. Антоновича (статья «Асмодей нашего времени»). Очень резкая позиция, отрицающая социальную значимость и художественную ценность романа. В романе «... нет ни одного живого лица и живой души, а все только отвлеченные идеи и разные направления, олицетворенные и названные собственными именами». Автор не расположен к молодому поколению и «отцам он отдает полное предпочтение и всегда старается возвысить их за счет детей». Базаров, по мнению Антоновича, и – и обжора, болтун, циник, пьянчужка, хвастунишка, жалкая карикатура на молодежь, а весь роман – клевета на молодое поколение». Добролюбов к этому времени уже умер, а Чернышевский был арестован, и Антонович, примитивно понявший принципы «реальной критики», принял первоначальный авторский замысел за конечный художественный результат.

Более глубоко восприняла роман либеральная и консервативная часть общества. Хотя и здесь не обошлось без крайних суждений.

Позиция М.Н.Каткова, редактора журнала «Русский вестник».

«Как не стыдно было Тургеневу спустить флаг перед радикалом и отдать ему честь, как перед заслуженным воином». «Если не в апофеоз возведен Базаров, то нельзя не сознаться, что он как-то случайно попал на очень высокий пьедестал. Он действительно подавляет все окружающее. Все перед ним или ветошь, или слабо и зелено. Такого ли впечатления нужно было желать?» Катков отрицает нигилизм, считая его общественной болезнью, с которой нужно бороться путем усиления охранительных консервативных начал, но отмечает, что Тургенев ставит Базарова выше всех.

Роман в оценке Д.И. Писарева (статья «Базаров»). Писарев дает наиболее подробный и обстоятельный анализ романа. «Тургенев не любит беспощадного отрицания, и между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильною и внушает каждому читателю невольное уважение. Тургенев склонен к идеализму, а между тем ни один из идеалистов, выведенных в его романе, не может сравниться с Базаровым ни по силе ума, ни по силе характера».

Писарев объясняет положительный смысл главного героя, подчеркивает жизненную важность Базарова; анализирует отношения Базарова с другими героями, определяет их отношение к лагерям «отцов» и «детей»; доказывает, что нигилизм получил свое начало именно на русской почве; определяет своеобразие романа. Мысли Д. Писарева о романе разделил А. Герцен.

Наиболее художественно адекватное истолкование романа принадлежит Ф. Достоевскому и Н. Страхову (журнал «Время»). Взгляды Ф.М. Достоевского. Базаров – «теоретик», находящийся в разладе с «жизнью», жертва своей сухой и отвлеченной теории. Это герой, близкий к Раскольникову. Не рассматривая теорию Базарова, Достоевский считает, что всякая отвлеченная, рассудочная теория приносит человеку страдания. Теория разбивается о жизнь. Достоевский не говорит о причинах, порождающих эти теории. Н.Страхов отметил, что И. С. Тургенев «написал роман не прогрессивный и не ретроградный, а, так сказать, всегдашний». Критик увидел, что автор «стоит за вечные начала человеческой жизни», а Базаров, который «чуждается жизни», между тем «живет глубоко и сильно».

Точка зрения Достоевского и Страхова вполне соотносится с суждениями самого Тургенева в его статье «По поводу „Отцов и детей"», где Базаров назван трагическим лицом.



Похожие статьи
 
Категории