Сколько детей было у доктора живаго. «Доктор Живаго» главные герои

08.04.2019

ХХ век со своими трагическими событиями стал для многих людей временем суровых испытаний. Особенно тяжело пришлось представителям интеллигенции, которые видели весь ужас положения, но ничего изменить не могли. Не случайно ХХ век был назван «веком-волкодавом».

Одним из ярких произведений, раскрывающих отношения человека с эпохой, стал роман Бориса Леонидовича Пастернака «Доктор Живаго» . Написанный в 1955 году, он был напечатан на родине только в 1988 году, спустя 33 года. Почему же произведение вызвало такую реакцию властей? Внешне сюжет вполне традиционен для начала ХХ века: речь идет о судьбе человека в эпоху революционных преобразований. События романа показаны сквозь призму восприятия главного героя, поэтому сюжет, в первую очередь, связан с судьбой молодого врача Юрия Живаго.

Судьба человека, по мысли Пастернака, не связана напрямую с исторической эпохой, в которой ему приходится жить. Главный герой романа не боролся с обстоятельствами, но и не приспосабливался к ним, оставаясь личностью при любых условиях. Живаго - широкий специалист, терапевт, при этом скорее диагност, чем лечащий врач. Он способен предугадывать и ставить точный диагноз, но не стремится исправлять или лечить, то есть вмешиваться в естественный ход вещей. При этом такой своеобразный фатализм Живаго не мешает ему сделать необходимый нравственный выбор, в котором и проявляется истинная свобода человека.

С самого начала романа действуют мальчики - Юра Живаго , Миша Гордон, Ника Дудоров и девочки - Надя, Тоня. Только Лара Гишар - «девочка из другого круга» . Автор хотел назвать роман «Мальчики и девочки» . И хотя события романа разворачиваются вокруг повзрослевших героев, подростковое восприятие сохраняется и у самого Юрия, и у Лары, и даже у ставшего другим человеком Антипова. Ведь все, происходящее в годы Гражданской войны, станет для него игрой.

Но жизнь не игра, это реальность, которая вмешалась в судьбы главных героев. Начинается роман с самоубийства отца Юрия - разорившегося «богача, добряка и шалопута» Живаго, причем толкнул его на этот страшный шаг не кто иной, как адвокат Комаровский, который впоследствии сыграл трагическую роль и в судьбе Лары.

В возрасте 11 лет став круглым сиротой, Живаго оказался в семье профессора Громеко, у которого была дочь Тоня - ровесница Юрия. «У них там такой триумвиат: Юра, его товарищ и одноклассник гимназист Гордон и дочь хозяев Тоня Громеко. Этот тройственный союз начитался „Смысла любви“ и „Крейцеровой сонаты“ и помешан на проповеди целомудрия» .

Весной 1912 года все молодые люди завершили получение высшего образования: Юра стал медиком, Тоня - юристкой, а Миша - филологом. Но накануне этого года умирающая Тонина мать умоляла их пожениться. Выросшие вместе и любившие друг друга как брат и сестра, молодые люди исполнили волю умершей Анны Ивановны - поженились после получения диплома. Но именно перед смертью Тониной мамы на елке у Свентицких Юрий увидел Лару Гишар, стрелявшую в соблазнившего ее любовника матери адвоката Комаровского. Молодой человек был потрясен красотой и горделивой осанкой этой девушки, не представляя себе, что их судьбы в будущем соединятся.

Действительно, в их жизни еще не раз произойдет «судьбы сплетенье». Например, став врачом, Юрий отправится на первую мировую войну, а Лара, выйдя замуж за Павла Антипова и отправившись с ним по распределению в уральский город Юрятин, будет потом разыскивать его, пропавшего без вести, на фронте, и встретится там с Живаго.

Вообще, все события истории герой встречает с воодушевлением. Например, его как врача восхищает «великолепная хирургия» Октябрьской революции, которая может «разом вырезать все вонючие язвы общества» . Однако вскоре герой понимает, что вместо раскрепощения советская власть поставила человека в жесткие рамки, навязав при этом свое понимание свободы и счастья. Такое вмешательство в человеческую жизнь пугает Юрия Живаго, и он принимает решение вместе с семьей отправиться подальше от эпицентра исторических событий - в бывшее имение Громеко Варыкино в окрестностях Юрятина.

Именно там, в Юрятине, встретятся вновь Юра и Лара и полюбят друг друга. Юрий мечется между двумя любимыми женщинами, но история в лице товарища Лесных освобождает его от двойственного положения: партизанам нужен врач, и они насильно забирают доктора Живаго к себе в отряд. Но даже там, в условиях неволи, Живаго оставляет за собой право выбора: ему дают в руки винтовку, чтобы он стрелял во врагов, а он стреляет в дерево, он должен лечить партизан, а он выхаживает раненого колчаковца Сережу Ранцевича.

В романе есть другой герой, который тоже сделал свой выбор. Это муж Лары, Паша Антипов, сменивший фамилию на Стрельникова, решивший начать жизнь с чистого листа. Он пытается делать историю по-своему, принеся в жертву не только свою семью (жену Лару и дочь Катеньку), но и свою судьбу. В результате, оказавшись жертвой и истории, и своих чувств, он осуществляет последнюю попытку противостоять судьбе, неприемлемой для него, - пускает себе пулю в лоб.

Живаго же совершает воистину волевой поступок - сбегает из партизанского лагеря и, истощенный, полуживой, возвращается в Юрятин к Ларе. А его жена вместе с отцом и детьми за это время эмигрировали в Европу, и связь с ними оборвалась. Но на этом испытания для Юрия не закончились. Понимая, что Лару будут преследовать, он уговаривает ее уехать с Комаровским, который может обеспечить ей безопасность.

Оставшись один, Живаго возвращается в Москву, где перестает следить за собой, внешне совсем опускается, духовно деградируя и умирая в расцвете лет, по сути, в одиночестве. Но такие внешние метаморфозы говорят об изменении внутреннего мира. Он творит, и результат творчества - последняя глава романа «Стихотворения Юрия Живаго».

Таким образом, роман «Доктор Живаго» становится духовной биографией его автора, ведь судьба Юрия Живаго вплетена в канву жизненного и духовного пути его создателя.

  1. Юрий Живаго — главный герой романа, доктор, на досуге занимается написанием стихов.
  2. Тоня Живаго (в девичестве Громеко ) — супруга Юрия.
  3. Лара Антипова — сестра милосердия, супруга Антипова.
  4. Павел Антипов — революционер, муж Лары.
  5. Виктор Ипполитович Комаровский — видный московский адвокат.
  6. Александр Громеко — профессор, занимается агрономическими вопросами, отец Тони.
  7. Анна Громеко — мать Тони.
  8. Михаил Гордон — филолог, лучший друг Юрия.
  9. Иннокентий Дудоров — учился вместе с Живаго в гимназии.
  10. Осип Галиуллин — генерал «белых».
  11. Евграф Живаго — генерал-майор, единокровный брат главного героя.

Юрий Живаго и семейство Громеко

Юрия Живаго воспитывал его дядя, Николай Николаевич Веденяпин. После его отъезда в Петербург, Юра жил в семье образованных и интеллигентных людей Громеко. Александр Александрович был профессором, занимался вопросами сельского хозяйства.

Его жена, Анна Ивановна, была доброй и милой женщиной. Юра прекрасно ладил с их дочерью Тоней, а Миша Гордон был его лучшим другом. В доме Громеко, часто собиралось общество людей, близких к ним по интересам.

Когда в их доме был концерт, Александра Александровича попросили сходить на срочный вызов. Амалия Карловна Гишар, его хорошая знакомая, пыталась свести счеты с жизнью Несмотря на досаду за то, что его так внезапно вызвали, Громеко соглашается.

Мальчики, Юрий и Миша, уговаривают его взять их с собой. Профессор дает согласие, и, когда они прибывают в номера, оставляет их дожидаться его в прихожей.

Мальчикам, были слышны жалобы Гишар о подозрениях, которые вынудили ее решиться на такой шаг, но они оказались надуманными. В это время из-за перегородки, выходит статный мужчина 40 лет, и подходит к креслу, и будит девушку. Юрий завороженно следит за их общением, которое похоже на заговорщическое. Ему кажется, что этот мужчина — кукольник, а девушка — его марионетка.

Выйдя на улицу, Гордон сообщает своему другу, что он однажды видел этого мужчину, когда ехал со своим отцом в поезде. Тот мужчина был с Юриным отцом, и все время спаивал его, тогда же Живаго-старший сбросился с поезда.

Елка у Свентицких

Девушка эта была дочерью Амалии Карловны, Лара Гишар. Ей было 16 лет, но выглядела она старше своего возраста, и ей было тягостно чувствовать, что к ней относятся как к ребенку. Мужчина, был известный адвокат Виктор Ипполитович Комаровский. Он был нужен матери девушки не только как помощник в ее делах, и Лара прекрасно об этом знала.

Комаровскому приглянулась девушка и он начал ухаживать за ней. Лара уступила его ухаживаниям, но потом пожалела об этом, потому что ей казалось, что он поработил ее. Юре и Ларисе было суждено встретиться при необычных обстоятельствах.

Живаго и Тоня были приглашены на елку к Свентицким. Анна Ивановна тяжело болела, поэтому перед их отъездом, она позвала их к себе и сказала, что они созданы друг для друга.

Это была правда — Тоня понимала Юру как никто другой. Когда они ехали на праздник, молодой человек увидел, как в окне горит свеча. Увиденное им стало формироваться будущее стихотворение «Свеча горела…».

Эту свечу зажгла Лара, говорившая в этот момент влюбленному в нее Паше Антипову, что им нужно обвенчаться как можно скорее. После этого разговора, девушка пошла к Свентицким, где уже танцевали Юра и Тоня. Среди гостей был и Комаровский, игравший в карты.

Когда времени было около 2-х ночи, раздался выстрел. Это Лара стреляла в Комаровского, но промахнулась и пуля задела высокопоставленное лицо. Когда девушку вели через зал, Юрий был потрясен тем, что это оказалась та самая, которую он видел тогда в прихожей.

И тут же был этот адвокат, который как-то причастен к гибели его отца. Когда Юра и Тоня вернулись домой, Анны Ивановны уже не было в живых.

Лару, благодаря заступничеству Комаровского, удалось спасти от суда, но из-за произошедшего, у нее случилось сильное нервное потрясение. К ней никого не пускали, но Кологривову, в доме которого она работала гувернанткой, удалось к ней пройти и передать ею заработанные деньги.

У девушки все было благополучно, но ее легкомысленный брат Родя проиграл большую сумму и готов был застрелиться, если сестра его не выручит. Ее выручили Кологривовы, и отдав нужную сумму брату, Лара забрала у него револьвер.

Но девушка никак не могла вернуть долг благодетелям, потому что тайно от Паши, она отправляла деньги его отцу и оплачивала его комнату.

Лара мучилась от того положения у Кологривовых, которое ей казалось неправильным. Она ничего другого не смогла придумать, кроме как занять денег у Комаровского.

Ей стало тягостно жить. Когда она прибыла на праздник Свентицких, адвокат делал вид, что не замечает бедную девушку, и одаривал знакомыми Ларе улыбками, другую девушку. Это было выше того, что могла вынести Лара, поэтому и произошел тот неприятный случай на балу.

Переезд Антиповых и Живаго на Урал

Когда Лара поправилась, они с Пашей сыграли свадьбу. После церемонии, ночью, у них состоялся серьезный разговор, в котором Лара рассказывала все о своей жизни. Пашу это неприятно удивило. Они переехали на Урал в Юрятино.

В этом городе, муж и жена преподавали в одной гимназии. Лара была счастлива: ей нравилась семейная жизнь, хлопоты по дому. Вскоре у них родилась дочь Катенька. Паша же постоянно сомневался в любви своей жены. Их семейное счастье, казалось ему фальшивым.

Поэтому когда наступила война, Антипов записался на офицерские курсы. После их прохождения, он ушел на фронт и пропал без вести. Лара решила сама разыскать мужа, поэтому она стала санитаркой и отправилась за мужем.

Встреченный ею подпоручик Галиулин, который знал Пашу с детских лет, говорил, что видел, как погиб Паша.Тем временем поженились и Юра с Тоней. Но началась война, и Живаго забрали на фронт.

Он даже не успел побыть с новорожденным сыном. Юрий видел, как была разгромлена армия, как буйствовали дезертиры, а когда он вернулся в Москву, то застал упадок и разруху. Все увиденное им изменило его отношение к революции.

Выжить в Москве, семье Живаго не представлялось возможным, поэтому было решено ехать на Урал в Варыкино, где было имение матери Тони, которое находилось не далеко от Юрятина. Их поездка проходила через места, где хозяйничали разбойничьи банды.

Проезжали они и области, где были жестоко подавлены восстания неким Стрельниковым, чье имя внушало ужас и трепет жителям. Он был революционерным комиссаром, и войска под его командованием теснили армию «белых», которыми командовал Галиулин.

В Варыкине, им пришлось остановиться у управляющего имением Микулицына, а потом обустроиться в пристройке для челяди. Они занимались огородом, приводили в порядок свой дом, Живаго иногда принимал больных.

Неожиданно для всех, к ним приезжает сводный брат Юрия Евграф — это был молодой человек, деятельный и занимающий важно положение среди революционеров.

Он благодарен Юрию, что тот в свое время отказался от наследства в его пользу, и тем самым, спас его с матерью. Евграф помогает семейству Живаго улучшить их положение. Тем временем, выясняется, что Тоня находится в положении.

Спустя некоторое время, Юрий смог бывать в Юрятине и ходить в библиотеку. Неожиданно он так встречает Антипову, с которой до этого жизнь сталкивала его на фронте.

Лара рассказывает Живаго свою историю, и открывает ему то, что Стрельников на самом деле ее муж Антипов, спасшийся из плена, сменивший фамилию и прекративший все общение со своей семьей. Когда он сбрасывал на город снаряды, то даже не поинтересовался дальнейшими судьбами жены и дочери.

Юрий и Лара почувствовали друг в друге родственные души и они поняли, что полюбили друг друга. Но для каждого из них эта любовь осложнялась тем, что Антипова продолжала любить своего мужа, а Живаго любил свою жену.

Такая двойная жизнь тяготила его, он больше не мог обманывать Тоню, поэтому после очередного свидания с Ларой, Юрий принял твердое решение рассказать обо всем жене и больше не встречаться с Антиповой.

Плен у «красных» партизан и дальнейшая жизнь с Ларой

По дороге домой, ему преграждают путь трое вооруженных людей, которые ему сообщают, что его забирают в отряд Ливерия Микулицына, поскольку он — доктор. Работы для Юрия было много: зимой он лечил сыпняк, летом хлопоты доставляла дизентерия и постоянно — раненые.

Перед своим командиром Ливерием Живаго не скрывал своего отношения к революции. Он считал, что до воплощения идеалов еще далеко, а за возвышенные революционные речи, люди заплатили тысячами жизней и разрушений, и в конечном итоге, цель не оправдала средства. В течение двух лет находился Юрий у «красных», но все-таки ему удалось сбежать.

Когда доктор дошел до Юрятина, «белые» ушли из него, оставив «красным». Живаго был одичалый, без сил, немытый, но он все-таки смог дойти до дома Антиповой. Лары дома не оказалось, но в тайнике для ключей, доктор находит записку, в которой женщина сообщает, что она ушла в Варыкино, чтобы встретить его там. Живаго с трудом соображал, он смог только растопить печь, поесть и заснуть крепким сном.

Когда он проснулся, то понял, что кто-то его раздел, умыл и уложил в чистую постель. Живаго долго восстанавливал свои силы, но благодаря стараниям Лары поправляется. Но Юрий не может вернуться в Москву, пока не выздоровеет окончательно. Чтобы выжить в новом режиме, доктор устраивается на работу в губздрав, а Антипова — в губоно.

Но юрятинцы все равно воспринимают Живаго как чужака, в это время авторитет Стрельникова пошатнулся, а в городе начинают искать всех неугодных революции.

Юрий получает письмо от Тони, в котором она сообщает, что она с детьми (у них есть дочь Маша) и отцом находится в Москве, но их скоро высылают за границу. Но Живаго понимает, что он больше не испытывает той любви к Тоне, как раньше. Поэтому он отвечает, чтобы она строила жизнь как хочет.

Тем временем, Лара опасается, что ее заберут как неугодной революции, Живаго находится в таком же положении. Они стараются найти выход из сложной ситуации.

Приезд Комаровского и Стрельникова

Неожиданно в Юрятино приезжает Комаровский. Ему предложили стать во главе министерства юстиции, в Дальневосточной области. Он знает, какая опасность грозит Ларе и Живаго, поэтому предлагает им ехать с собой.

Юрий сразу отказывается: он давно уже знает о том, какую роль тот сыграл в жизни Лары и о его причастии к самоубийству его отца. Лара так же отказывается. Живаго и Антипова решили укрыться в Варыкине, потому что в селе давно никто не жил.

Ларе кажется, что она беременна. К ним еще раз приезжает Виктор Ипполитович, который привозит сообщение о том, что Стрельников приговорен к расстрелу. Теперь Лара должна позаботиться о дочери, если не хочет о себе. Живаго говорит Антиповой, чтобы она уезжала с адвокатом.

После их отъезда, Юрий начинал понемногу терять рассудок. Он пил, писал стихи, которые посвящал Ларе. Позже эти стихотворения переходили в рассуждения о человеке, революции, идеалах. В один из вечеров к нему внезапно приходит Стрельников.

Антипов рассказывает о том, что с ним случилось, как ему удалось сбежать, о Ленине, революции. Живаго рассказывает ему свою историю, о том, что Лара никогда его не забывала и любила. Павел в отчаянии, потому что теперь он понял, как ошибался в жене. Они закончили разговаривать только под утро, а проснувшись, Юрий увидел, что Стрельников застрелился.

Дальнейшая судьба Живаго

После самоубийства Стрельникова, доктор отправляется в Москву, в которой уже царит эпоха НЭПа. Его приютил бывший живаговский дворник Маркелов. Позже его дочь Марина, станет женой Юрия и подарит ему двух дочерей. Тем временем, Живаго постепенно теряет все свои врачебные навыки, практически перестает писать. Но иногда, он писал тоненькие книжечки, которые нравились любителям.

На помощь ему приходит брат Евграф, который устраивает его на хорошую работу и помогает упрочить его положение. Но однажды в августе, когда Юрий ехал в трамвае на работу, ему становится плохо и он умирает от сердечного приступа.

Попрощаться с ним приходят Евграф, все друзья и знакомые, среди которых появляется и Лара. Спустя несколько дней после похорон, Антипова неожиданно исчезает: скорее всего, ее арестовали. Больше Лару никто не видел.

В 43-м году на фронте генерал-майор Евграф Живаго находит дочь Юрия и Лары Таню. У девочки была непростая судьба: сирота, скитания. Дядя полностью берет на себя заботу о ней. Так же Евграф собирает все стихи, написанные его братом, и составляет сборник его сочинений.

Тест по роману Доктор Живаго

Борис Пастернак – это целая вселенная, галактика, которую можно изучать бесконечно. «Доктор Живаго» — планета, где собраны тончайшие сочетания поэзии и реальности. У этой книги особый дух, своя душа. Её надо читать как можно медленнее, размышляя над каждой фразой. Только тогда можно почувствовать возвышенность романа и найти поэтические искорки, которыми наполнена каждая страница.

К мыслям о создании романа Пастернака «подтолкнула» Анна Ахматова в мае 1944 года, когда предложила ему написать «Фауста» ХХ века. И Борис Леонидович согласился. Только он написал не так, как от него ожидали, а по-своему. Ведь Юрий Живаго тоже, как и Фауст, недоволен собой, своей жизнью и стремится изменить ее. Но не путем заключения сделки с дьяволом, а кропотливой работой над своей душой и ее нравственным началом.

Нравственное начало в те непростые годы было необходимо как никогда. Время диктовало свои условия, но далеко не все стремились молча принять их. Пастернака терзало ощущение какой-то затравленности и бессилия. Репрессии, аресты, самоубийства. Невыносимо. «Ненасытная машина» поглощала все на своем пути, не оставляя шансов на выживание. Именно поэтому в «Докторе Живаго» вся жизнь главных героев буквально пронизана страданием, душевными муками, неизвестностью и бедностью. Однако Пастернак искренне верил, что «красное чудовище» рано или поздно умерит свой пыл и сменит гнев на милость. Но все было только хуже. Вскоре оно добралось и до самого Бориса Леонидовича. Партийное руководство стало активно душить литературу. Пастернак не был репрессирован, но в 1946 году в его адрес стали поступать предупреждения как поэту, не признающему «нашей идеологии». В официозное послевоенное искусство он не вписывался ни как поэт, ни как прозаик.

Несмотря на всё происходящее, напряженная работа над романом продолжалась. Заглавия сменяли одно за другим: «Смерти не будет», «Мальчики и девочки», «Иннокентий Дудоров». Юрий Андреевич мог оказаться доктором Живультом. Интересно, что в романе нашли отражение и личные связи Пастернака. Прототипом Лары становится Ольга Ивинская, к которой автор испытывал нежные чувства.

Публицистическая судьба книги

«Через тернии к звездам». Этой фразой можно описать тот непростой путь, который проделал роман, чтобы оказаться в руках у его многочисленных читателей. Почему? Пастернаку отказали в публикации книги. Однако в 1957 году она была издана в Италии. В Советском Союзе ее опубликовали только в 1988 году, когда автор уже не мог узнать об этом.

История романа «Доктор Живаго» в некотором смысле особая. В 1958-м году Борис Леонидович был номинирован на Нобелевскую премию, от которой отказался. Кроме того, на публикацию книги был наложен запрет, и это еще больше подогрело интерес к произведению. Читатели ожидали от романа чего-то особенного. Но позже их постигло разочарование. Этого не скрывали даже близкие друзья Бориса Пастернака, среди которых были и довольно известные писатели А. И. Солженицын и Анна Ахматова, которая бросила реплику, посеявшую между поэтами отчуждение.

Жанр романа «Доктор Живаго»

Определить однозначно жанр романа сложно. Произведение можно считать автобиографичным, так как в нем имели место быть основные вехи жизни писателя. Можно смело утверждать, что оказавшийся в водовороте происходящих событий и тонко ощущающий окружающий мир во всех его изменениях и вибрациях герой романа – это второе «я» Бориса Пастернака.

В то же время роман является и философским, так как вопросы бытия занимают в нём не последнее место.

Произведение интересно и с исторической точки зрения. Пастернак соотносит свой роман с правдивой картиной жизни. «Доктор Живаго» - Россия, показанная нам такою, какая она есть на самом деле. С этой точки зрения книга художника – традиционное реалистическое произведение, раскрывающее историческую эпоху через судьбы отдельных людей.

По своей же метафоричности, образности, символике и поэтике «Доктор Живаго» — роман в стихах и прозе.

Для большинства — это «любовный роман» с занимательным сюжетом.

Таким образом, перед нами многожанровый роман.

Композиция «Доктора Живаго»

Как только мы начинаем знакомство с книгой, то с первой же главы сознание ставит галочку напротив пункта «структурные элементы композиции». Один из них – тетрадь главного героя, ставшая гармоничным продолжением его прозаического начала. Стихи подтверждают трагедийность восприятия действительности автором и доктором Живаго, обнаруживают преодоление трагедии в творчестве.

Важная композиционная черта романа – нагромождение случайных встреч, неожиданных поворотов судьбы, различных совпадений и стечений обстоятельств. Героям романа зачастую кажется, что подобные жизненные виражи в принципе невозможны и невероятны, что это какой-нибудь сон, мираж, который исчезнет как только они откроют глаза. Но нет. Все реально. Примечательно, что без этого действие романа не могло бы развиваться вовсе. «Поэтика совпадений» не зря заявляет о себе. Она обоснована художественным своеобразием произведения и мироощущением автора, стремящегося как можно точнее передать читателю свое видение той или иной ситуации.

Кроме того, в структуре романа действует принцип кинематографического монтажа, подбора независимых сцен — кадров. Фабула романа строится не на знакомстве героев и дальнейшем развитии их отношений, а на скрещении параллельных и независимо развивающихся судеб.

Темы романа Пастернака

Тема пути – еще одна из ведущих в романе. Один сбивается с этого пути и уходит в сторону, а дугой обретает здесь духовное возмужание, обрекая себя на трудные раздумья в одиночестве. К кому из них относится Живаго? Ко второму. Бегство доктора из полузамерзшей голодной Москвы на Урал – шаг вынужденный. Отправляясь в путь, Юрий не ощущает себя жертвой. Он чувствует, что найдет истину и откроет сокровенную правду о себе. Так и происходит. Творческий дар, подлинная любовь и жизненная философия – вот что получает человек, который вырвался за рамки своего сознания, покинул «тихую гавань», не побоявшись отправиться в неизведанное.

Автор возвращает нас к ещё одной стороне реальности – к человеку, возвышая любовь как одно из самых прекрасных явлений жизни. Тема любви – еще одна тема романа. Он буквально пронизан любовью: к детям, к семье, друг к другу и к Родине.

Темы, заявленные в романе, нельзя разделить. Они похожи на искусное плетение, которое тут же разрушится, если убрать хотя бы одну ниточку. Природа, любовь, судьба и путь словно кружатся в изящном танце, который дает нам понимание гениальности этого романа.

Проблемы в романе

Одна из основных проблем в романе - судьба творческой личности в революции.

Стремление к правде повлекло за собой столкновение идеалов с реальностью. Творчество столкнулось с революционной действительностью и отчаянно защищалось. Люди были вынуждены отстаивать свое право на индивидуальность. Однако их стремление к творческой самобытности жестоко подавлялось и отбирало какую-либо надежду на освобождение.

Примечательно, что в тексте говорится о физической работе, как о настоящем творческом деле. Проблема красоты, философии женственности и даже «царственности» человека, занятого простым трудом, связана в первую очередь с образом Лары. В будничных хлопотах – у плиты или корыта — она поражает «дух захватывающей притягательностью». С восхищением вглядывается Пастернак в «красивые здоровые лица» «людей из народа», всю жизнь трудившихся на земле. Писателю удалось показать национальный характер героев. Они не просто любят, думают, действуют – во всех поступках проявляется их глубокая национальная укоренённость. Они даже разговаривают, «как разговаривают одни только русские люди в России».

С главными героями в произведении связана проблема любви. Эта любовь судьбоносная, предназначенная героям свыше, но сталкивающаяся с преградами в виде хаотичности и неустроенности окружающего мира.

Интеллигенция в романе «Доктор Живаго»

В душах русской интеллигенции того времени жила готовность к подвижничеству. Интеллигенция ожидала революцию, представляя ее достаточно отвлеченно, не осознавая, к каким последствиям она может привести.

Благодаря духовной жажде и стремлению постичь окружающий мир, Юрий Андреевич Живаго становится мыслителем и поэтом. В основе духовных идеалов героя лежит чудо: на протяжении всей своей жизни он так и не утратил способности воспринимать мир, жизнь человека и природу – как чудо! Всё – в жизни, и всё – жизнь, лишь она была, есть и будет. В этой философии два момента обращают на себя внимание и объясняют причины трагического положения дел героя в современном ему обществе: неопределённое положение Юрия и неприятие «насильственности». Убеждение, что «надо привлекать добром», не позволяло Живаго прибиться к какой-то из двух враждующих сторон, потому что в основе программ их деятельности лежало насилие.

Стрельников выведен в романе антиподом Живаго. Он является безжалостным, незаменимым резонером, готовым подтвердить своим весомым пролетарским словом любой, самый жестокий приговор. Его бесчеловечность представлялась чудом классовой сознательности, которая в итоге привела его к самоубийству.

Интеллигенция сыграла в формировании революционной действительности далеко не последнюю роль. Стремление к новизне, переменам и к смене правящего слоя стерло с лица земли ту тоненькую прослойку настоящей интеллигенции, которую составляли ученые, творческие деятели, инженеры и врачи. На их смену стали приходить новые «особи». Пастернак заметил, как в гнилостной атмосфере нэпа начал складываться новый привилегированный слой с претензией на интеллектуальную монополию и на преемственность по отношению к старой русской интеллигенции. Вернувшись в Москву, Юрий Живаго зарабатывал на жизнь пилкой дров у состоятельных людей. Однажды он зашёл за расчётом. На столе лежали книжечки Юрия Андреевича. Желая походить на интеллектуала, хозяин дома зачитывался сочинениями Живаго, а самого автора не удостоил и взглядом.

Революция и христианские мотивы

«Зерно не даст всхода, если не умрёт», — Пастернак любил эту евангельскую мудрость. Оказываясь в самом тяжёлом положении, человек всё равно лелеет надежду на возрождение.

По мнению многих исследователей, модель личности Б. Пастернака ориентирована на Христа. Юрий Живаго - не Христос, но «вековой прототип» отражен в его судьбе.

Для понимания романа необходимо разобраться в подходе автора к Евангелию и к революции. В Евангелии Борис Пастернак воспринял прежде всего любовь к ближнему, идею свободы личности и понимание жизни как жертвы. Именно с этими аксиомами оказалось несовместимо революционное мировоззрение, допускающее насилие.

В юности герою Пастернака революция казалась грозой, в ней чудилось «что-то евангельское» - по масштабности, по духовному наполнению. Стихийное революционное лето сменилось осенью распада. Кровавая солдатская революция пугает Юрия Живаго. Вопреки этому преклонение перед идеей революции прорывается искренним восхищением первыми декретами советской власти. Но он трезво глядит на происходящее, всё более убеждаясь, что реальность расходится с провозглашёнными лозунгами. Если вначале Живаго — врачу казалось оправданным хирургическое вмешательство ради исцеления общества, то, разочаровавшись, он видит, что из жизни исчезают любовь и сострадание, а стремление к истине подменяется заботами о пользе.

Герой мечется между двумя лагерями, отвергает насильственное подавление личности. Конфликт развивается между христианской и новой моралью, основанной на насилии. Юрий оказывается «ни в тех, ни в сих». Его отталкивают борцы своим фанатизмом. Ему кажется, что вне борьбы они не знают, чем заняться. Война же поглощает всю их сущность, и в ней нет места творчеству и не нужна истина.

Природа в произведении «Доктор Живаго»

Человек – часть природы. Мир природы в романе одушевлён и овеществлён. Он не возвышается над человеком, а как бы существует параллельно с ним: печалится и радуется, возбуждает и успокаивает, предупреждает о грозящих переменах.

Трагическая сцена похорон матери Юры открывает произведение. Природа вместе с людьми скорбит по хорошему человеку. Ветер поёт заунывную песню в унисон с прощальным пением похоронной процессии. И, когда Юрий Андреевич уходит из жизни, одни цветы становятся заменой «недостающего пения». Земля забирает «ушедшего» в мир иной.

Пейзаж в романе – это и живописная картина, рождающая в душе человека чувства восхищения, наслаждения прекрасной природой. «Не налюбуешься!» — как можно жить и не замечать этой красоты?

Любимый образ – Солнце, которое «застенчиво» освещает местность, являясь особой достопримечательностью. Или, «садящееся за домами», оно бросает красные мазки на предметы (флаг, следы крови), словно предупреждая о грозящей опасности. Другой обобщающий образ природы – спокойное высокое Небо, располагающее к серьёзным философским размышлениям, или, вспыхнув «розовым трепещущим огнём», сопереживающее событиям, происходящим в человеческом сообществе. Пейзаж уже не изображается, а действует.

Человек оценивается через природу, сравнение с ней позволяет составить более точную характеристику образа. Так Лара, с точки зрения других персонажей, «берёзовая роща с чистою травою и облаками».

Пейзажные зарисовки волнуют. Белые кувшинки на пруду, жёлтая акация, благоухающие ландышей, розовые гиацинты – всё это на страницах романа источает неповторимый аромат, который проникает в душу и наполняет её животрепещущим огнём.

Значение символики

Борис Пастернак – писатель тонкой душевной организации, живущий в согласии с природой и чувствующий нюансы жизни, умеющий наслаждаться каждым прожитым днём и принимающий всё происходящее как данное свыше. Человек, открывающий его КНИГУ, погружается в мир, наполненный звуками, красками, символами. Читатель будто перевоплощается в слушателя музыки, виртуозно исполняемой пианистом. Нет, это не торжественная музыка, звучащая в одной тональности. Мажор сменяется минором, атмосфера гармонии – атмосферой слома. Да, такова жизнь, и именно это её восприятие передаёт в романе художник. Как ему это удаётся?

Но на смену дню всегда приходит ночь, на смену теплу – холод. Холод, Ветер, Метель, Снегопад – неотъемлемая часть нашей жизни, важная составляющая, негативная сторона, с которой тоже надо научиться жить. Эти символы в романе Пастернака указывают на то, что окружающий человека мир может быть жестоким. Душевно необходимо готовить себя к этим трудностям.

Жизнь человека потому и прекрасна, что состоит не только из противоположностей, но и включает в себя множество самых разнообразных оттенков. Символом, олицетворяющим многообразие человеческих типов, является Лес, где в гармонии соседствуют самые разные представители животного и растительного мира.

Дорога, Путь – символы движения, стремления вперёд, символы познания неведомого, новых открытий. У каждого человека в жизни – своя Дорога, своя судьба. Важно, чтобы это не была дорога одиночества, которая непременно заводит в жизненный тупик. Важно, чтобы это был Путь, ведущий человека к Добру, Любви, Счастью.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Роман «Доктор Живаго» стал апофеозом гениального творчества Пастернака как прозаика. Он описывает шествие и трансформацию сознания русской интеллигенции сквозь драматические события сплошь пронизывающие первую половину 20-го века.

История создания

Роман создавался на протяжении десятилетия (с 1945 по 1955 год), судьба произведения была удивительно трудной - несмотря на мировое признание (вершиной его было получение Нобелевской премии), в Советском Союзе роман был разрешен к изданию лишь в 1988 году. Запрет романа объяснялся его антисоветским содержанием, в связи с этим на Пастернака началась травля со стороны властей. В 1956 году были предприняты попытки публикаций романа в советских литературных журналах, но они, естественно, не увенчались успехом. Заграничная публикация принесла поэту-прозаику славу и откликнулась в западном обществе небывалым резонансом. Первое русскоязычное издание увидело свет в Милане в 1959 году.

Анализ произведения

Описание произведения

(Обложка для первой книги, нарисованная художником Коноваловым )

Первые страницы романа раскрывают образ рано осиротевшего маленького мальчика, которого впоследствии приютит его родной дядя. Следующий этап - переезд Юры в столицу и жизнь его в семье Громеко. Несмотря на раннее проявление поэтического дара, юноша решает последовать примеру своего приемного отца - Александра Громеко, и поступает учиться на медицинский факультет. Нежная дружба с дочерью благодетелей Юрия, Тоней Громеко со временем переходит в любовь, и девушка становится супругой талантливого доктора-поэта.

Дальнейшее повествование представляет собой сложнейшее переплетение судеб главных героев романа. Незадолго после женитьбы, Юрий обретает страстную влюбленность в яркую и неординарную девушку Лару Гишар, впоследствии жену комиссара Стрельникова. Трагическая история любви доктора и Лары будет периодически появляться на протяжении всего романа - после множества мытарств они так и не смогут обрести свое счастье. Страшное время нищеты, голода и репрессий разлучит семьи главных героев. Обе возлюбленные доктора Живаго вынуждены покинуть родину. Остро звучит в романе тема одиночества, от которого главный герой впоследствии сходит с ума, а муж Лары Антипов (Стрельников) сводит счеты с жизнью. Последняя попытка доктора Живаго обрести семейное счастье также терпит неудачу. Юрий оставляет попытки научной и литературной деятельности и заканчивает свою земную жизнь вкрай опустившимся человеком. Главный герой романа умирает от сердечного приступа по пути на работу в центре столицы. В последней сцене романа друзья детства Ника Дудоров и…….. Гордон читают сборник стихотворений доктора-поэта.

Главные герои

(Афиша к\ф "Доктор Живаго" )

Образ главного героя глубоко автобиографичен. Пастернак через него раскрывает свое внутреннее «я» - свои рассуждения о происходящем, свое духовное мировоззрение. Живаго - интеллигент до мозга костей, эта черта проявляется во всем - в жизни, в творчестве, в профессии. Высочайший уровень духовной жизни героя автор мастерски воплощает в монологах доктора. Христианская сущность Живаго не претерпевает никаких изменений в связи с обстоятельствами - доктор готов помогать всем страждущим, независимо от их политического мировоззрения. Внешняя безвольность Живаго на самом деле является высшим проявлением его внутренней свободы, где он существует среди высших гуманистических ценностей. Смерть главного героя не ознаменует окончание романа - его бессмертные творения навсегда сотрут грань между вечностью и бытием.

Лара Гишар

(Лариса Федоровна Антипова) - яркая, даже в некотором смысле эпатажная женщина, обладающая большой силой духа и желанием помогать людям. Именно в госпитале, куда она устраивается сестрой милосердия, начинаются ее отношения с доктором Живаго. Несмотря на попытки убежать от судьбы, жизнь регулярно сталкивает героев, эти встречи с каждым разом укрепляют возникшие взаимные чистые чувства. Драматические обстоятельства в постреволюционной России приводят к тому, что Лара вынуждена пожертвовать своей любовью ради спасения собственного ребенка и уехать с ненавистным ей бывшим любовником адвокатом Комаровским. Оказавшаяся в безвыходном положении Лара, всю жизнь будет корить себя за этот поступок.

Преуспевающий адвокат, воплощение демонического начала в романе Пастернака. Будучи любовником матери Лары, подло соблазнил ее юную дочь, и впоследствии сыграл в жизни девушки роковую роль, обманом разлучив ее с любимым человеком.

Роман «Доктор Живаго» состоит из двух книг, которые в свою очередь содержат 17 частей, имеющих сквозную нумерацию. В романе показана целая жизнь поколения молодой интеллигенции того времени. Не случайно одним из возможных названий романа было «Мальчики и девочки». Автор гениально показал антагонизм двух героев - Живаго и Стрельникова, как человека живущего вне происходящего в стране, и как личность всецело подчиненную идеологии тоталитарного режима. Духовное обнищание русской интеллигенции автор передает через образ Татьяны- внебрачной дочери Лары Антиповой и Юрия Живаго, простой девушки, несущей лишь далекий отпечаток потомственной интеллигенции.

В своем романе Пастернак неоднократно подчеркивает двойственность бытия, события романа проецируются на новозаветный сюжет, придавая произведению особый мистический подтекст. Венчающая роман стихотворная тетрадь Юрия Живаго символизирует дверь в вечность, это подтверждает один из первых вариантов названия романа- «Смерти не будет».

Итоговый вывод

«Доктор Живаго» - роман всей жизни, итог творческих поисков и философских исканий Бориса Пастернака, по его мнению, главная тема романа - взаимосвязь равновеликих начал - личности и истории. Не менее важное место автор придает теме любви, ею пронизан весь роман, любовь показана во всех возможных ипостасях, со всей свойственной этому великому чувству многогранностью.

О прототипе Живаго сам Пастернак в 1947 г. сообщал следующее: «Я пишу сейчас большой роман в прозе о человеке, который составляет некоторую равнодействующую между Блоком и мной (и Маяковским, и Есениным, быть может). Он умрет в 1929. От него останется книга стихов, составляющая одну из глав второй части. Время, обнимаемое романом, - 1903-1945 гг. По духу это нечто среднее между Карамазовыми и Вильгельмом Мейстером». О. Ивинская свидетельствует, что само имя «Живаго» возникло у Пастернака, когда он случайно на улице «наткнулся на круглую чугунную плитку с «автографом» фабриканта - «Живаго»… и решил, что пусть он будет такой вот, неизвестный, вышедший не то из купеческой, не то из полуинтеллигентской среды; этот человек будет его литературным героем».

По воспоминаниям Марины Цветаевой, Пастернак еще в 1918г. мечтал о «большом романе: с любовью, с героиней». В рукописях ранних набросков прозы начала 10-х гг. во фрагменте, носящем название «Смерть Реликвими-ни», встречается вариант имени - поэт Пурвит (от искаж. франц. - pour vie - ради жизни). В 30-х годах Пастернак создает фрагменты романа под названием «Записки Патрикия Жи-вульта» (смысловое значение этого имени можно понять как «рыцарь жизни»). Все эти имена - Пурвит, Живульт, Живаго - составляют эмблематическую триаду, символизирующую претворенную в творчестве Пастернака «философию жизни» (наиболее известный сборник стихов поэта - «Сестра моя, жизнь»). Существует также «историко-грамматическая» трактовка имени Живаго - как прилагательное в церковнославянском языке в родительном падеже. Название романа в таком случае приобретает также символический оттенок: «доктор живого», «доктор жизни», «лечащий жизнь».

Духовным прототипом Живаго является сам Пастернак, роман же - это «автобиография не внешних обстоятельств, но духа». Нельзя не учесть и тот факт, что начало работы над романом совпало у Пастернака с завершением перевода «Гамлета» Шекспира. (Февралем 1946 г. датируется первый вариант стихотворения «Гамлет», открывающего «Тетрадь Юрия Живаго».) Сам процесс написания романа был практически синхронен процессу перевода «Фауста» Гете. (Фауст - доктор и Живаго - доктор, врач.) Образ Ж. -- это образ человека, живущего в эпоху, когда «распалась связь времен», он близок Гамлету, понятому Пастернаком как жертва («драма долга и самоотречения»), волею судьбы избранная «в судьи своего времени и в слуги более отдаленного». Но в отличие от Гамлета у него нет желания «умереть, уснуть» - он осознает себя человеком, которому необходимо нести на себе всю тяжесть и радость жизни - не «шагать в ногу», а лечить больных духом и телом.

Многие исследователи романа ставят вопрос: был ли Живаго «слабым» или «сильным» героем, личностью? С точки зрения «физической активности», давления на мир, Ж., безусловно, «слабый» герой (например, Анна Ахматова упрекала Пастернака в том, что его Ж. является «мячиком между историческими событиями»). Однако сам Пастернак, по-видимому, исходит из философского и религиозного понимания силы - как силы прежде всего нравственного противостояния злу, силы, требующей осознания и принятия решения. В этом отношении Ж. «сильный» герой. Он выживает в двух войнах, не допустив при этом ничего безнравственного, после трех попыток все же уходит из отряда красных партизан, пишет книги, которых ему никто не заказывал (А. Газизова).

Пастернак, считавший, что «ничем, кроме движущегося языка образов… не выразить себя силе, длительной лишь в момент явленья», при создании образа Ж. обращается именно к слову, магическая и необъяснимая сила которого, как он полагал, помогла Гете создать образ своего Фауста. Пастернак, как и Гете, хочет, чтобы его герой «…чутьем, по собственной охоте» вырвался бы «из тупика». Соблазном здесь выступает не Мефистофель, а опасность спутать «свою, личную» революцию с революцией «другой, всеобщей». Этому соблазну поддается герой-антипод Живаго - Антипов-Стрель-ников-Расстрельников, погружающийся в хаос ненависти и мести, приводящий к самоубийству. (Некоторые исследователи усматривают в образе Антипова параллели с пастернаковской оценкой «позднего» В. Маяковского.)

Образ Живаго выражает пастернаковскую концепцию «витализма», «жизненности» («vitalism» - Guy de Mallac). Ж. воспринимает жизнь через жизнь каждого человека, каждой вещи, каждого места - и всей вселенной: «И не то, чтоб говорили одни только люди. Сошлись и собеседуют звезды и деревья, философствуют ночные цветы и митингуют каменные здания». В этом смысле Живаго не только эпический, но и лирический герой. В романе Ж. еще и поэт, «человек с очень сильным творческим началом, как у врача А. П.Чехова». Но Ж. считает, что «искусство не годится в призвание, как не может быть профессией прирожденная веселость или склонность к меланхолии». По-особому раскрывает автор характер своего героя в его взаимоотношениях с женщинами. Главным фактором здесь выступает не любовь, а непреодолимое никакими внешними обстоятельствами стремление Ж. к жизнеустройству, к созданию атмосферы дома, семьи (в фактическом, а не в формальном смысле), к появлению детей (у него дети и от жены Антонины, и от Лары, и от Марины). Сама смерть Ж. наступает именно после того, как он уходит от Марины по наущению своего «таинственного» двоюродного брата Евграфа Живаго (его образ имеет явные параллели с образом гетевского Мефистофеля).

Живаго становится обобщенным образом русской интеллигенции в революции и после нее, он олицетворяет ее продолжение и гибель. В нем нашли отражение и религиозно-философские искания в духе Л. Н.Толстого, и раздвоенность мечущейся души, по Ф. М.Достоевскому, наконец, он являет собой тип «чеховского врача» (Г. Гачев). Ж. стал своеобразным итоговым образом, замыкающим цепочку героев русской классики: Евгений Онегин, Печорин, Мышкин, братья Карамазовы, Андрей Болконский, Пьер Безухое, Левин, Обломов, герои Чехова и Бунина.



Похожие статьи
 
Категории