Тема чести в произведении мастер и маргарита. Понтий Пилат и Иешуа

13.04.2019

Описание презентации Опыт и ошибки в романе М. А. Булгакова по слайдам

В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта. Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических. Характеристика направления

Методические рекомендации: «Опыт и ошибки» – направление, в котором в меньшей степени подразумевается четкое противопоставление двух полярных понятий, ведь без ошибок нет и не может быть опыта. Литературный герой, совершая ошибки, анализируя их и приобретая тем самым опыт, меняется, совершенствуется, встает на путь духовного и нравственного развития. Давая оценку действиям персонажей, читатель приобретает свой неоценимый жизненный опыт, а литература становится настоящим учебником жизни, помогающим не совершить собственных ошибок, цена которых может быть весьма высока. Говоря о совершаемых героями ошибках, следует отметить, что неверно принятое решение, неоднозначный поступок могут повлиять не только на жизнь отдельной личности, но и самым роковым образом сказаться на судьбах других. В литературе мы встречаем и такие трагические ошибки, которые затрагивают судьбы целых наций. Именно в этих аспектах можно подойти к анализу данного тематического направления.

1. Мудрость есть дочь опыта. (Леонардо да Винчи, итальянский живописец, ученый) 2. Опыт - полезный подарок, которым никогда не пользуются. (Ж. Ренар) 3. Согласны ли вы с народной пословицей «Опыт - это слово, которым люди называют свои ошибки» ? 4. Так ли нам нужен собственный опыт? 5. Почему нужно анализировать свои ошибки? Чему можно научиться на ошибках героев романа «Мастер и Маргарита» ? 6. Можно ли избежать ошибок, опираясь на чужой опыт? 7. Скучно ли жить, не ошибаясь? 8. Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть, набираться опыта? 9. Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути? 10. Ошибка – это очередная ступень к опыту 11. Какие ошибки нельзя исправить? Варианты тем

Вот чего нам в этой жизни не избежать, так это ошибок и заблуждений, которые будут преследовать нас в течении всей нашей жизни. Это ключевой момент в психологической установке каждого человека – вы всегда будете допускать ошибки, всегда будете ошибаться и заблуждаться. И поэтому дорогие друзья, вы должны относиться к этому нормально, не делать из этого катастрофы, как нас тому учили, а извлекать из каждой подобной ситуации очень ценный и полезный урок. Почему вы всегда будете ошибаться и заблуждаться, да потому, что кем бы, вы не были, вы знаете об этом мире далеко не все, и всего вы не узнаете никогда, это закон жизни, и вся ваша жизнь, это процесс познания. Но вы можете существенно сократить количество допускаемых вами ошибок, вы можете меньше заблуждаться, по крайне мере, не ошибаться и не заблуждаться в очевидных ситуациях, и для этого вы должны учиться. Учиться в этой жизни можно на своих, либо на чужих ошибках. Первый вариант намного эффективнее, второй перспективней. Психология человека Сайт Максима Власова

Но все же главное на что я хочу обратить ваше внимание заключается в другом, главное сводится к вашему отношению ко всему этому. Многие из нас любят жить по однажды принятым понятиям, держась за них как за спасительный круг, и чтобы там не происходило, не менять своего мнения ни за что. Вот это и есть главная ошибка, в психической установке, в результате которой человек перестает расти. И это также оказывает негативное воздействие на представление о самом себе, о своих ошибках, заблуждениях и своих способностях… Мы все ошибаемся и заблуждаемся, мы все можем видеть одну и ту же ситуацию по-разному, исходя из ряда собственных представлений о действительности. И это на самом деле нормально, в этом нет ничего страшного, как обычно это преподносится. Вы знаете, что Эйнштейн ошибался касательно скорости света, теорию о которой он выдвинул. Световой луч может развивать скорость в три раза превышающую ту скорость, которую он считал предельной, то есть 300 тыс. км/сек.

Гёте утверждал: - Ошибка относится к истине, как сон к пробуждению. Пробуждаясь от ошибки, человек с новой силой обращается к истине. Л. Н. Толстой считал, что ошибки дают разум. Однако… Разум даёт ошибки: происходит - то ли взаимообмен, то ли взаимообман. Величайшая ошибка, которую люди делают в жизни, это когда они не пытаются жить, делая то, что им больше всего нравится. (Малькольм Форбс) В жизни каждый должен совершать свои собственные ошибки. (Агата Кристи)Афоризмы

Единственная настоящая ошибка - не исправлять своих прошлых ошибок. (Конфуций) Если бы не ошибки молодости, то о чём бы мы воспоминали в старости? Если ошибся дорогой, то можно вернуться; если ошибся словом - ничего сделать уже нельзя. (Китайская посл.) Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает. (Теодор Рузвельт) Опыт - это имя, которое каждый дает своим ошибкам. (О. Уальд) Совершить ошибку и осознать её - в этом заключается мудрость. Осознать ошибку и не скрыть её - это и есть честность. (Цзи Юнь)

Горький опыт. Непоправимые ошибки. Цена ошибок. Тезис Порой человек совершает поступки, которые приводят к трагическим последствиям. И, хотя он в конце концов понимает, что сделал ошибку, исправить уже ничего нельзя. Часто цена ошибки – чья-либо жизнь. Опыт, предотвращающий ошибки. Тезис Жизнь – лучший учитель. Порой возникают непростые ситуации, когда человек должен принять верное решение. Делая правильный выбор, мы приобретаем бесценный опыт – опыт, который поможет в дальнейшем избежать ошибок. Тезисы

Ошибки, без которых невозможно движение по жизненному пути. На некоторых ошибках люди учатся. Тезис Возможно ли прожить жизнь, не совершив ошибок? Думается, нет. Человек, идущий по жизненному пути, не застрахован от неверного шага. И порой именно благодаря ошибкам он приобретает ценный жизненный опыт, многому учится.

Ван Бездомный (он же — Иван Николаевич Понырев) — персонаж романа «Мастер и Маргарита» , поэт, становящийся в эпилоге профессором Института истории и философии. В судьбе поэта Ивана Бездомного, превратившегося к финалу романа в профессора Института истории и философии Ивана Николаевича Понырева, Булгаков говорит о том, что созданные большевизмом новые люди окажутся нежизнеспособными и, естественно, погибнут вместе с породившим их большевизмом, что природа не терпит не только пустоты, но и чистого разрушения и отрицания и требует созидания, творчества, а истинное, положительное творчество возможно только при утверждении начала национального и при ощущении религиозной связи человека и нации с Творцом Вселенной». Иван Бездомный

При встрече с Иваном, тогда еще Бездомным, Воланд призывает поэта сперва поверить в дьявола, рассчитывая, что тем самым И. Б. убедится в истинности истории Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри, а затем поверит и в существование Спасителя. Поэт Бездомный обрел свою «малую родину», сделавшись профессором Поныревым (фамилия происходит от станции Поныри в Курской области), как бы приобщаясь тем самым к истокам национальной культуры. Однако нового И. Б. поразила бацилла всезнайства. Этот человек, поднятый революцией на поверхность общественной жизни, сначала — известный поэт, после — известный ученый. Он пополнил свои знания, перестав быть тем девственным юношей, который пытался задержать Воланда на Патриарших прудах. Но в реальность дьявола, в подлинность истории Пилата и Иешуа И. Б. верил, пока сатана и его свита были в Москве и пока сам поэт общался с Мастером, чей завет И. Б. выполнил, отказавшись в эпилоге от поэтического творчества.

Иван Николаевич Понырев убежден, что нет ни Бога, ни дьявола, а он сам в прошлом стал жертвой гипнотизера. Прежняя вера оживает у профессора только раз в год, в ночь весеннего полнолуния, когда он видит во сне казнь Иешуа, воспринимаемую как мировую катастрофу. Видит Иешуа и Пилата, мирно беседующих на широкой, заливаемой лунным светом дороге, видит и узнает Мастера и Маргариту. Сам же И. Б. к подлинному творчеству не способен, а истинный творец — Мастер — вынужден искать защиты у Воланда в последнем приюте. Так проявился глубокий скептицизм Булгакова относительно возможности перерождения к лучшему тех, кто был привнесен в культуру и общественную жизнь Октябрьским переворотом 1917 г. Автор «Мастера и Маргариты» не видел в советской действительности таких людей, появление которых предсказывали и на которых надеялись князь Н. С. Трубецкой и другие евразийцы. Взращенные революцией, вышедшие из народа поэты-самородки, по мнению писателя, были слишком далеки от ощущения «религиозной связи человека и нации с Творцом Вселенной», и утопией оказалась идея, что они смогут стать творцами новой национальной культуры. «Прозревший» и превратившийся из Бездомного в Понырева Иван ощущает подобную связь лишь во сне.

Череда гостей, которые проходят перед Маргаритой на В. б. у с. , подобрана неслучайно. Шествие открывает «господин Жак с супругой», «один из интереснейших мужчин», «убежденный фальшивомонетчик, государственный изменник, но очень недурной алхимик», который «прославился тем. . . что отравил королевскую любовницу». Последние мнимые отравители на В. б. у с. оказываются современниками Булгакова. «По лестнице подымались двое последних гостей. — Да это кто-то новенький, — говорил Коровьев, щурясь сквозь стеклышко, — ах да, да. Как-то раз Азазелло навестил его и за коньяком нашептал ему совет, как избавиться от одного человека, разоблачений которого он чрезвычайно опасался. И вот он велел своему знакомому, находящемуся от него в зависимости, обрызгать стены кабинета ядом. — Как его зовут? — спросила Маргарита. — А, право, я сам еще не знаю, — ответил Коровьев, — надо спросить у Азазелло. — А кто с ним? — А вот этот самый исполнительный его подчиненный». Гости Воланда

Во время В. б. у с. перед Маргаритой проходят не только мнимые отравители и убийцы, но и подлинные злодеи всех времен и народов. Интересно, что если все мнимые отравители на балу — мужчины, то все истинные отравительницы — женщины. Первой выступает «госпожа Тофана». Следующая отравительница на В. б. у с. — маркиза, которая «отравила отца, двух братьев и двух сестер из-за наследства». На В. б. у с. Маргарита видит знаменитых развратниц и сводниц прошлого и современности. Тут и московская портниха, организовавшая в своей мастерской дом свиданий (Булгаков ввел в число участниц В. б. у с. прототипа главной героини своей пьесы «Зойкина квартира»), и Валерия Мессалина, третья жена римского императора Клавдия I (10 -54), преемника тоже присутствующего на балу Гая Цезаря Калигулы (12 -41).

То, что на В. б. у с. перед Маргаритой проходит вереница убийц, отравительниц, палачей, развратниц и сводниц, совсем не случайно. Булгаковская героиня мучается из-за измены мужу и, пусть подсознательно, свой проступок ставит в один ряд с величайшими преступлениями прошлого и настоящего. Обилие отравителей и отравительниц, подлинных и мнимых, — это отражение в мозгу Маргариты мысли о возможном самоубийстве вместе с Мастером с помощью яда. В то же время, последующее отравление их, осуществленное Азазелло, можно счесть мнимым, а не действительным, поскольку практически все отравители-мужчины на В. б. у с. — отравители мнимые. Другое объяснение этого эпизода — самоубийство Мастера и Маргариты. Воланд, знакомя героиню со знаменитыми злодеями и развратницами, усиливает муки ее совести. Но Булгаков как бы оставляет и альтернативную возможность: В. б. у с. и все связанные с ним события происходят лишь в больном воображении Маргариты, мучающейся из-за отсутствия известий о Мастере и вины перед мужем и подсознательно думающей о самоубийстве. Особую роль на В. б. у с. играет Фрида, показывающая Маргарите вариант судьбы того, кто переступит определенную Достоевским грань в виде слезы невинного ребенка. Фрида как бы повторяет судьбу Маргариты гетевского «Фауста» и становится зеркальным отображением Маргариты.

Это собирательный образ, который рисует Булгаков. Он сатирически передает нам портреты своих современников. Смешно и горько становится от образов, нарисованных автором. В самом начале романа мы видим Михаила Александровича Берлиоза, председателя МАССОЛИТа (союза литераторов). На самом деле, этот человек не имеет ничего общего с настоящим творчеством. Б. полностью подделывается под время. Под его руководством весь МАССОЛИТ становится таким же. Туда входят люди, умеющие подстраиваться под начальство, писать не то, что хочется, а то, что нужно. Там нет места истинному творцу, поэтому критики начинают гонение на Мастера. Москва 20 -х годов — это еще и Варьете, которым руководит любитель плотских развлечений Степа Лиходеев. Он наказан Воландом, так же, как и его подчиненные Римский и Варенуха, вруны и лизоблюды. Наказан за взяточничество и председатель домоправления Никанор Иванович Босой. Вообще, Москву 20 -х годов отличают очень много неприятных качеств. Это жажда денег, желание легкой наживы, удовлетворение своих плотских потребностей в ущерб духовным, вранье, подобострастие перед начальством. Воланд и его свита не зря явились именно в этот город и в это время. Безнадежных они наказывают сурово, еще не совсем погибшим нравственно дают шанс исправиться. Москва 20 -х годов

Как мы помним, в начале романа литераторы Берлиоз и Бездомный убеждают друга в том, что никакого Иисуса не было и что вообще все боги — выдуманы. Нужно ли доказывать, что это был «атеизм со страха» (особенно у редактора Берлиоза)? И вот, в тот самый момент, когда Иван Бездомный «на все сто» соглашался с Берлиозом, появляется Воланд и спрашивает: если Бога нет, то кто же управляет жизнью человеческой? Иван Бездомный «сердито» (потому что подсознательно не уверен в своих словах) ответил: «Сам человек и управляет». Так вот: никто в «московских» главах ничем не «управляет». Тем более — собою. Ни один человек, начиная с Берлиоза и Бездомного. Все они — жертвы страха, лжи, трусости, глупости, невежества, стяжательства, похоти, корысти, жадности, ненависти, одиночества, тоски. . . И от всего этого готовы броситься в объятия хоть самого дьявола (что и делают на каждом шагу. . .). Нужно ли отдавать нечистой силе Михаила Булгакова? (И. Акимов)

Лиходеев Степан Богданович – директор Варьете, в котором Воланд, назвавшись профессором магии, планирует «выступление» . Лиходеев известен как пьяница, бездельник и любитель женщин. Босой Никанор Иванович – человек, занимавший должность председателя жилтоварищества на Садовой улице. Жадный вор, который накануне присвоил часть денег из кассы товарищества. Коровьев предлагает ему заключить договор о сдачи «нехорошей» квартиры гастролеру Воланду и дает взятку. После этого полученные купюры оказываются иностранной валютой. По звонку Коровьева взяточника забирают в НКВД, откуда он попадает в сумасшедший дом. Алоизий Могарыч – знакомый Мастера, который написал на него ложный донос, чтобы присвоить его квартиру. Свита Воланда выгнала его из квартиры, а после суда сатаны он покинул Москву, оказавшись у Вятки. Позже вернулся в столицу и занял должность финдиректора Варьете. Аннушка – спекулянтка. Именно она разбила емкость с купленным подсолнечным маслом на переходе через трамвайные рельсы, что и послужило причиной смерти Берлиоза.

Может ли человек прожить без ошибок? Попробую разобраться, а что же такое ошибка? Мне кажется, что ошибка – это непреднамеренное отклонение человека от правильных действий и поступков. Вероятность того, что человек сможет прожить жизнь не совершив ни одной ошибки ничтожно мала, поэтому мне кажется, что без ошибок человек просто не может существовать, ведь в нашем мире все настолько сложно, что человек живет получая опыт не только от своих ошибок, но и от чужих. Недаром говорят:”На ошибках учатся”.

Поэтому я думаю, что ошибки допустимы в жизни человека, главное, чтобы последствия этих ошибок можно было устранить.

Почему же мы так часто совершаем ошибки? Мне кажется, что все-таки по незнанию. Но совершив ошибку раз, мы должны извлечь из нее урок, чтобы впредь ее не совершать. Не зря ведь говорится в пословице:”Кто в своих ошибках не кается – больше ошибается”.

Так, главный герой повести Александра Сергеевича Пушкина “Капитанская дочка” Петр Гринев, будучи юным парнем, совершил ошибку. Когда Петруше исполнилось шестнадцать лет, отец решил отправить сына

на службу в Белгородскую крепость. Путь был неблизким, поэтому отец отправил с ним Савельича – человека, с которым буквально рос мальчик. Когда Савельич оставил мальчика одного, неопытность Петруши сыграла свою роль. Мальчик, находившийся всю жизнь под строгим контролем, почувствовал себя свободным и не отказался выпить с мужчиной, с которым познакомился бродя по комнатам. Через некоторое время Петруша уже согласился играть в бильярд, где проиграл сто рублей. Не зная меры, юноша напился так, что еле стоял на ногах, обидел Савельича, а наутро чувствовал себя плохо. Своим поступком мальчик подставил Савельича перед своими родителями и долго корил себя за это. Петруша Гринев осознал свою ошибку и впредь ее не совершал.

Однако бывают ошибки. цена которых может быть слишком велика. Любой непродуманный поступок, любое неверно сказанное слово могут привести к трагедии.

В романе Михаила Афанасьевича Булгакова “Мастер и Маргарита” такую непоправимую ошибку совершил прокуратор Понтий Пилат, убив философа Иешуа Га-Ноцри. Иешуа проповедовал людям зло власти и за это был арестован. Прокуратор разбирает дело Иешуа. После разговора с философом, Пилат считает, что тот невиновен, но все равно приговаривает его к казни потому, что надеется, что местные власти помилуют философа в честь праздника Пасхи. Однако местные власти отказываются помиловать Иешуа. Вместо него, они освобождают другого преступника. Понтий Пилат мог освободить странника, но он того не делает, ибо боится потерять свою должность, боится показаться легкомысленным. И за свое преступление прокуратор несет наказание в виде бессмертия. Понтий Пилат осознал свою ошибку, но изменить уже ничего не может.

Подводя итог, хочу сказать, что человек все-таки может совершить ошибки, но эти ошибки могут быть разными. Одни помогают набраться опыта, но существуют и такие, которые вредят людям. Поэтому, чтобы не совершать ошибок, нужно несколько раз подумать перед тем, как что-либо делать.


Другие работы по этой теме:

  1. Опыт – самый лучший учитель, но плата за учение слишком велика. (Т. Карлейль.) Каждому человеку свойственно ошибаться. Что же такое ошибка? Ошибка-это неправильность в действиях,...
  2. Опыт и ошибки. Это два понятия, которые тесно связаны между собой. Человек, проживая жизнь, накапливает определенный опыт. А опыт – это и есть ошибки. Такова...
  3. Людям свойственно совершать ошибки, ведь невозможно пройти свой жизненный путь абсолютно правильно. Нам не дано знать обо всех тонкостях жизни, и только со временем мы...
  4. Человек становится с самого рождения объектом для накопления огромного объема информации, связанной с ним самим, а также тем миром и людьми, что окружают его. Она...

Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению "Мастер и Маргарита"

Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению "Мастер и Маргарита" для всех направлений

Честь и бесчестие.

Герои: Воланд, Мастер, Маргарита

Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях. Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью. Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.

Победа и поражение.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Во сне прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека. Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе. Прокуратор перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса.
Стоит человеку обрести богатство, как сразу же он начинает бояться его потерять.
Сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни. Зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по «лунной дороге» как высшую победу человека над самим собой.

Ошибки и опыт.

Герои: Понтий Пилат

Литературный пример: Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: "Бессмертие... Пришло бессмертие... Чье бессмертие пришло?" Героя обрекли на вечные страдания. После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: "Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями".

Разум и чувства.

Герои: Мастер, Маргарита

Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного. Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.

Описание презентации Честь и бесчестие в романе М. А. Булгакова по слайдам

В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия. Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности. «Честь и бесчестие» (проблема нравственного выбора)

Когда-то дружили Вода, Ветер, Достоинство и Честь. Они всегда были вместе, но пришлось и им разойтись, чтобы каждый мог заняться своими делами. При расставании стали они рассуждать, как им потом вновь найти друга. Вода сказала, что её можно найти там, где растет камыш. Ветер сказал, что он всегда находится там, где трепещут листья. Лишь Честь и Достоинство стояли молча. Все спросили, почему они не называют своих признаков. Они сказали: «Вы можете и расходиться, и вновь сходиться, а нам это не позволено. Тот, кто однажды расстался с нами, расстался навсегда и уже никогда не встретится» Притча

Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку – каждый выбирает для себя. Каждый выбирает по себе слово для любви и для молитвы. Шпагу для дуэли, меч для битвы каждый выбирает по себе. Каждый выбирает по себе. Щит и латы, посох и заплаты, меру окончательной расплаты каждый выбирает по себе. Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже — как умею. Ни к кому претензий не имею. Каждый выбирает для себя. 1983 Юрий Левитанский Каждый выбирает для себя

Закон чести, кодекс чести – обязательные правила поведения, оберегающие достоинство и порядочность человека или группы людей С честью выйти из затруднительного положения – поступать мудро, сохраняя своё и чужое достоинство, найти достойный выход из трудного положения. С честью выполнить порученное вам дело — сделать его очень хорошо, добросовестно. Судом чести называется разбирательство чьей- либо вины, проступка не судебными органами, а членами какой-либо группы людей. Жить по чести, по совести — поступать в соответствии с представлениями о чести. Устойчивые словосочетания

Честь – внутренний сторож, а не указание сверху Позор и бесчестье только то, что выплывает наружу? О нет! Тайное бесчестье, которое в тиши грызет душу человека и заставляет его не уважать себя, куда страшнее! Томас Манн Беспощаднее инквизитора нет, как совесть. А. И. Герцен Тезисы

Честного человека можно преследовать, но не обесчестить. Франсуа Вольтер Честь - это достоинство нравственно живущего человека. Д. С. Лихачев Честь - вот истинная красота! Роллан Ромен Моя честь - это моя жизнь; обе растут из одного корня. Шекспир У. Всяк честен своими заслугами (пословица) Всякому своя честь дорога (пословица) Всяк бесчестится делами своими (от дел своих) (пословица) Честь определяет жизнь человека

Кто имеет дурную репутацию тот наполовину повешен. Раны совести никогда не зарубцовываются Публилий Сир, . Вытерплю несправедливость только не бесчестье. Цецилий - . Отнимите у меня честь и моей жизни придет конец. Шекспир У. . Честь дороже жизни Шиллер Ф, . Мы не вправе жить когда погибла честь Корнель Пьер (.) Бесчестья больше пули бойся посл, (.) Вода все смоет только бесчестье не может смыть посл (.) Смерть лучше бесчестья посл, Кто утратил свое доброе имя тот для мира мертв Отними у меня доброе имя и отними у меня жизнь. Потеря чести равносильна смерти

1. ? В чем различие между честью и честностью 2. ? Как вы понимаете слова честь и бесчестие 3. ? Может ли честь противостоять бесчестию 4. ? Что значит идти дорогой чести 5. ? Откуда берутся бесчестные люди 6. – Дорога чести единственный путь к счастью 7. Как выбрать в сложную минуту между честью и? бесчестием 8. . Честь истинная и ложная 9. ? Есть ли в наши дни люди чести 10. ? Какие герои живут по чести 11. . Бесчестный человек готов на бесчестное дело 12. ? Есть ли право на бесчестье 13. - . Каждая нечестность шаг к бесчестью. Возможные темы

ЧЕСТЬ 1 , 1. толькоед. Моральное или социальное достоинство, т о, что вызывает, поддерживает уважение (к самому себе или со стороны окружающих). Чувство чести. Кляну сь своей честью. || Целомудрие, непорочность (женщины; устар.). Покуситься на честь девушки. 2. толькоед. Почет, уважение. 3. толькомн. Почести, почетные звания, чины (устар.). Честь — ж. внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть. Словарь

Бесчестие — всякое действие, противное чести, наносить бесчестье, стыд, срам, позор, поношение, поругание. Поругание чести [честь I 1. ], достоинства; оскорбление, позор. 2. Утрата целомудрия. 3. Отсутствие чести [честь I 1. ], достоинства. Толковый словарь Ефремовой. Т. Словарь

Афоризмы Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего. (Ф. М. Достоевский) Честь нельзя отнять, ее можно потерять. (А. П. Чехов) Только незапятнанный может победить бесчестных. (Самед Вургун) Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. (Артур Шопенгауэр)

– , Честь это та высокая духовная сила которая удерживает, . человека от подлости предательства лжи и трусости Это, стержень который укрепляет в выборе поступка когда. , судьей является совесть Жизнь часто испытывает людей – ставя их перед выбором поступить по чести и принять на, себя удар или смалодушничать и пойти против своей совести чтобы получить выгоду и уйти от неприятностей или даже. смерти Выбор у человека есть всегда и от его нравственных, . принципов зависит как он будет поступать Труден путь, чести но отступление от него потеря чести еще. . , мучительнее Бесчестие всегда бывает наказано Так видимо. распоряжаются высшие силы, Нравственное разложение падение моральных устоев ведет, . к краху как отдельной личности так и целого народа Поэтому так огромно значение великой русской, классической литературы являющейся нравственным. фундаментом и помощником для многих поколений людей, Яркие образы сотворенные писателями с любовью и. жизненной силой как бы обретают материальность Они живут среди нас и являют собой пример нравственности и. чести «Общие фразы»

СОВЕСТЬ| Толковый словарь Ожегова, — , . и ж Чувство нравственной ответственности за свое, . поведение перед окружающими людьми обществом. . -. Люди с чистой совестью С нечиста у кого н Со спокойной -. (совестью делать что н будучи уверенным в своей). . (правоте Угрызения совести Поступить по совести как). () требует совесть Этот поступок лежит остается на его (). совести он несет за это моральную ответственность Надо. (-. : , и с знать о чем н предосудительном нельзя так делать; .). пора прекратить разг И как только у него совести! (,). хватило как он не постыдился не постеснялся Для (.) — очистки совести разг чтобы не обвинять потом себя в -. , . — чем н По совести по совести говоря вводи ел говоря. || . , — (.). откровенно прил совестный ая ое устар Что определяет грань между честью? и бесчестием Что выступает мерилом? человеческих поступков

СОВЕСТЬ| Большой Энциклопедический словарь (БЭС) — — , понятие морального сознания внутренняя, убежденность в том что является добром и, злом сознание нравственной. — ответственности за свое поведение Совесть выражение способности личности, осуществлять нравственный самоконтроль самостоятельно формулировать для себя, нравственные обязанности требовать от себя их выполнения и производить самооценку. совершаемых поступков

Вступление Клише Общие материалы Памятка по написанию Итогового сочинения. 1. Вступление. Тема представляет несомненный интерес для меня, потому что ее формулировка является призмой, сквозь которую я попытаюсь раскрыть свое видение, подтвердив его примерами из художественных произведений отечественной и мировой литературы. ____________________________________ Комментарий к теме. Тема относится к «вечным» , поскольку раскрывает суть…. К ней обращаются писатели мировой литературы (например, ….) и отечественной литературы, так как для нашего народа (общества) эта тема во все времена являлась важной: касаясь ее, мы задумываемся о духовной нравственности человека, о поисках смысла жизни, о том, как важно воспитать в себе чувство ответственности перед потомками, о цели в жизни. Вспомним героев повести…, в которой (ФИО автора) поднимает проблемы …. (сформулировать проблемы, поднятые в произведении). ____________________________________ Актуальность этих вопросов очень важна, потому что …Дорога чести – единственный путь к счастью

ПРИМЕР из лит-ры, ____________________________ Сущность основной проблемы сводится к тому, что (это комментарий проблемы) _______________________________________________________ 2. Позиция автора. Важность проблем, по мнению автора, как мне кажется, состоит в том, …. 3. Я-позиция. Полностью согласен с автором, потому что его герои (назвать героев) несут в себе жажду свершить подвиг во имя своего народа. Собственная позиция

Вступление, исходя из комментариев ФИПИ к направлению Эпиграф Честь… Бесчестие… Жизнь и общество перед каждым человеком ставят нравственный выбор: жить так, как подсказывает совесть, следовать моральным принципам или идти по пути бесчестия, добиваться всего в жизни путем предательства, лжи и лицемерия. В своем сочинении мне хочется поразмышлять над темой (высказыванием ФИО, ответить на актуальный во все времена вопрос) ….

Я думаю, что … Мне кажется, что…. Доказать мою точку зрения поможет мой читательский опыт. Ведь многие писатели обращали свое внимание нравственные качества человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения Мое мнение по данной теме

Вспомним ……………. . Писатель рисует …………. . Задавая ряд риторических вопросов, автор пытается понять …………… Ответ нас поражает: ………… Понять авторскую позицию ………………. Читая это произведение, я вспоминаю слова …. (пословицу)…. + микровывод. Аргументация

Герои чести Поступк и Герои бесчести я Поступк и. Главные герои романа: что движет их поступками?

Булгаков писал «Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях. На страницах романа Булгаковым представлено множество проблем. Булгаков выдвигает идею, что каждому воздается по заслугам, во что верил - то и получишь. Затрагивает он в связи с этим и проблему человеческой трусости. Автор считает трусость самым большим грехом в жизни. Это показывается через образ Понтия Пилата. Одним из тех, кого он судил, является Иешуа. Тему трусости автор развивает через вечную тему несправедливого суда над Христом. Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула «раб подчиняется господину» незыблема. И вдруг появляется человек, который думает иначе. Понтий Пилат прекрасно понимал, что Иешуа не совершил ничего такого, за что его необходимо казнить. Но для оправдательного приговора мало было одного мнения прокуратора. Он олицетворял власть, мнение многих, и для того, чтобы быть признанным невиновным, Иешуа должен был принять законы толпы. Для того чтобы противостоять толпе, нужна большая Внутренняя сила и мужество. Такими качествами обладал Иешуа, смело и бесстрашно высказывая свою точку зрения. Понтий Пилат и проблема совести

У Иешуа своя жизненная философия: «. . . злых людей нет на свете, есть люди несчастливые» . Таким несчастливым был и Пилат. Для Иешуа мнение толпы ничего не значит, он, даже находясь в такой опасной для себя ситуации, стремится помочь другим. В невиновности Га-Ноцрп Пилат убедился сразу. Тем более, что Иешуа смог снять сильнейшую головную боль, которая мучила прокуратора. Но Пилат не послушался своего «внутреннего» голоса, голоса совести, а пошел на поводу у толпы. Прокуратор пытался спасти упрямого «пророка» от неминуемой казни, но тот решительно не хотел отказываться от своей «истины» . Оказывается, всесильный правитель тоже зависим от мнения других, мнения толпы. Из-за боязни доноса, боязни погубить собственную карьеру Пилат идет против своих убеждений, голоса человечности и совести. И Понтий Пилат кричит так, чтобы слышали все: «Преступник!» . Иешуа казнен. Иешуа

Не за жизнь свою боится Пилат - ей ничто не угрожает, - а за карьеру. И когда приходится ему решать, рискнуть ли карьерой или отправить на смерть человека, который успел покорить его умом, удивительной силой своего слова, еще чем-то необычным, он предпочитает последнее. Трусость - вот главная беда Понтия Пилата. «Трусость, несомненно, один из самых страшных пороков» - слышит во сне Понтий Пилат слова Иешуа. «Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!» - неожиданно вмешивается и говорит уже в полный свой голос автор книги. Булгаков осуждает трусость без пощады и снисхождения, потому, что знает: не так опасны люди, поставившие своей целью зло, - таких, в сущности, немного, - как те, что словно бы и готовы поспешествовать добру, но малодушны и трусливы. Страх делает неплохих и лично храбрых людей слепым орудием злой воли. Прокуратор понимает, что совершил предательство, и пытается оправдаться перед самим собой, обманывая себя, что его действия были правильными и единственно возможными. Понтий Пилат за свою трусость был наказан бессмертием. Пилат

Пилат видит только один способ искупить свою вину — убийство Иуды, предателя. Он в самом деле совершает убийство, но и это не приносит облегчения. Эта попытка искупить преступление, совершенное из трусости, запоздала. Главной ошибки не исправить никогда. Пилат знает: Иешуа был ни в чем и никогда не повинен, он был прав во всем. Из его уст звучала истина. Прокуратору нет покоя ни днем ни ночью. Девятнадцать веков он ждет прощения. И он будет прощен однажды «в ночь на воскресенье» , ибо Бог прощает всех. Снова подтверждается библейская истина: «Раскаянием — очистимся» . Спор Иешуа с Пилатом, по большому счету, не был противостоянием. Прокуратор верил заключенному. Иешуа знал истину, любил людей, философия его была проста и незамысловата. За это он принял свой крест. А что же прокуратор, погрязший в трупах, не знавший жалости и пощады? Он поверил Иешуа и тоже был распят (только сам собой), и крест его был еще тяжелее. Пилат ведь наказан не за то, что послал осужденного на казнь, а за то, что совершил поступок, идущий вразрез с его совестью. Долг повелевал сделать совсем другое. Малодушный поступок был совершен вопреки собственной воле и желаниям, из одной только трусости. Пилат

◦ Иуда — молодой человек родом из города Кириаф. Он работает в меняльной лавке в городе Ершалаим: «. . . знаешь ли ты некоего Иуду из Кириафа. . . » ◦ «. . . Он работает в меняльной лавке у одного из своих родственников. . . « ◦ Самая большая страсть Иуды — это деньги: «. . . У него есть одна страсть, прокуратор. – Гость сделал крохотную паузу. – Страсть к деньгам. . . » ◦ Иуда тайно встречается с замужней женщиной Низой: «. . . он видел в лавке у ревнивого мужа Низы. . . » @Сайт www. literaturus. ru. Иуда из Киринфа

Внешность Иуды в романе «Мастер и Маргарита» описывается так: «. . . Очень красив. . . » «. . . молодой, с аккуратно подстриженной бородой человек в белом чистом кефи, ниспадавшем на плечи, в новом праздничном голубом таллифе с кисточками внизу и в новеньких скрипящих сандалиях. Горбоносый красавец, принарядившийся для великого праздника. . . « «. . . Обгоняя молодого красавца. . . » У Иуды высокий и чистый голос: «. . . своим, высоким и чистым молодым голосом. . . » Однажды Иуда знакомится с бродячим философом. Иешуа. Иуда приглашает Иешуа к себе в гости: «. . . позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил. . . « Ради денег Иуда предает бродягу Иешуа и помогает властям арестовать его: «. . . грязный предатель Иуда – все они добрые люди? . . » «. . . позаботиться об этом негодяе!. . » @Сайт www. literaturus. ru. Иуда

Власти Ершалаима арестовывают и казнят Иешуа. После этого Иуда из Кириафа получает 30 монет в награду за свое предательство: «. . . Тридцать тетрадрахм! Все, что получил, с собою. Вот деньги! Берите, но отдайте жизнь!. . » «. . . деньги будто бы получил за то, что так радушно принял у себя этого безумного философа. . . » После смерти Иешуа прокуратор Понтий Пилат приказывает убить Иуду. Почему? Пилат хочет отомстить Иуде за его предательство по отношению к Иешуа: «. . . я получил сегодня сведения о том, что его зарежут сегодня ночью. . . » Тайная полиция исполняет приказ Понтия Пилата и убивает Иуду: «. . . тот, кого именовали Иуда из города Кириафа, несколько часов тому назад зарезан. . . » «. . . Иуду этой ночью уже зарезали. . . » На этом заканчивается история Иуды из Кириафа, который ради денег предает доброго философа Иешуа. @Сайт www. literaturus. ru. Иуда

П. В. Палиевский: «Мы замечаем, что он (автор) посмеивается и над дьяволом. . . У Булгакова что-то совсем не то. Он смеётся над силами разложения, вполне невинно, но чрезвычайно для них опасно, потому что мимоходом разгадывает их принцип. После первого изумления безнаказанностью всей “клетчатой” компании глаз наш начинает различать, что глумятся-то они, оказывается, там, где люди сами уже до них над собой поглумились. . . Заметим: нигде не прикоснулся Воланд, булгаковский князь тьмы, к тому, кто сознаёт честь, живёт ею и наступает. Но он немедленно просачивается туда, где ему оставлена щель, где отступили, распались и вообразили, что спрятались. . . Работа его разрушительна - но только среди совершившегося уже распада. Без этого условия его просто нет; он является повсюду, как замечают за ним, без тени, но это потому, что он сам только тень, набирающая силу там, где недостало сил добра, где честь не нашла себе должного хода, не сообразила, сбилась или позволила потянуть себя не туда, где - чувствовала - будет правда. Собственное же положение её (нечисти) остаётся незавидным; как говорит эпиграф к книге: “часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”. Воланд

Воланд и его свита наказывают людей за нехорошие поступки: «. . . Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут. Нельзя ли сделать так, чтобы он больше не приходил? . . » «. . . отозвался Азазелло и обратился к Варенухе: – Хамить не надо по телефону. Лгать не надо по телефону. Понятно? Не будете больше этим заниматься? . . » Воланд справедлив с теми, кто этого заслуживает: «. . . Говорите! И теперь уж говорите без стеснения: ибо предложил я. «. . . заговорил Воланд, – не будем наживать на поступке непрактичного человека в праздничную ночь. . . » «. . . итак, это не в счет, я ведь ничего не делал. Что вы хотите для себя? . . » Воланд добр к Маргарите и Мастеру: «. . . ответил Воланд. – Ну, желаю вам счастья. . . » @Сайт www. literaturus. ru. Воланд

Как понимает честь М. Булгаков? Какие герои действуют по чести? Что лежит в основе бесчестия по Булгакову? (поступки, персонажи) Как наказывает автор бесчестных персонажей? Как трактует проблему чести-бесчестия, добра- зла? Микровывод:

Сочинение (1 аргумент на основе романе) по одной из тем: 5. ? Откуда берутся бесчестные люди 6. – Дорога чести единственный путь к счастью 12. ? Есть ли право на бесчестье 13. - Каждая нечестность шаг. к бесчестью. Домашнее задание.

Тема совести в романе "Мастер и Маргарита".

Характеризующая функция художественного слова. (Анализ 2 главы.)

Цели урока

Обучающая: определить место второй главы в художественной системе произведения, выявить смысловую нагрузку булгаковских реминисценций и отступлений от канонических евангельских текстов; анализируя текст 2 главы, показать, как раскрывается автором тема совести.

Воспитательная: воспитывать ответственность за свой нравственный выбор, милосердие.

Развивающая: развивать логическое мышление, умение выражать свое мнение и аргументировать его, умение извлекать и сопоставлять информацию из различных источников.

Оборудование урока: текст романа Булгакова «Мастер и Маргарита», тексты Евангелий.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Разминка - словарная работа (у доски 2 ученика дают толкование лексического значения слова).

Ирод Великий - ?

Понтий Пилат - ?

Ершалаим - ?

Галилея - ?

Сузские ворота - ?

Каифа - ?

Лысая Гора - ?

Иуда из Кириафа - ?

Левий Матфей - ?

Иешуа Га-Ноцри - ?

Прокуратор - ?

Гемикрания - ?

Синедрион - ?

Игемон - ?

Трибун когорты - ?

Мессия - ?

Легат легиона - ?

Арамейский язык - ?

Тетрарх - ?

Пасха у иудеев - ?

В это время проводится тестирование по текстам Евангелия от Матфея и романа Булгакова.

1 вариант

тексты Евангелий

2 вариант – роман Булгакова

1. Иисус родился в... (место?)

2. Земная жизнь Иисуса длилась... (сколько лет?)

3. Иисус прибыл в Иерусалим через Сузские ворота... (как?)

4. Иуда закончил жизнь... (каким образом?)

5. Ученик Иисуса, бывший до встречи с ним мытарем... (имя?)

6. Отдав Иисуса на казнь, Понтий Пилат совершил ритуал... (какой?)

7. Одежду распятого Иисуса палачи...

делили, бросая жребий

бросили у креста, т. к. она представляла собой лохмотья

1. "Более всего на свете прокуратор ненавидел запах..."

2. "Мне пришли в голову кое-какие новые мысли, и я охотно поделился бы ими с тобой, тем более что ты производишь впечатление..."

3. "Никто не знает, что случилось с прокуратором Иудеи, но он позволил себе поднять руку, как бы заслоняясь от солнечного луча, и за этой рукой, как за щитом, послать арестанту какой-то... взор"

4. "...Согласно обычаю, одного из этих 2 преступников нужно будет отпустить на свободу в честь наступающего сегодня великого праздника..."

5. "Передать распоряжение прокуратора о том, чтобы Иешуа Га-Ноцри был отделен от других осужденных, а также о том, чтобы команде тайной службы было под страхом тяжкой кары запрещено..."

3. Целеполагание.

Слово учителя. Сравнивая канонические евангельские тексты со 2 главой булгаковского романа, мы обнаружили многочисленные расхождения. Сформулируйте вопросы, которые у вас возникли. (Каков их смысл? Какую смысловую нагрузку несут булгаковские реминисценции?)

4. Анализ текста с помощью эвристических вопросов

1. Как вы думаете, знал ли Булгаков Евангелие? Или это просто ошибка? Докажите свою мысль.

2. Очерчен ли характер Понтия Пилата в Евангелиях?

3. Какие средства создания характера, образа в художественной литературе вы знаете? (Портрет, речь героя, авторская характеристика, поступки, интерьер, отношение к нему действующих лиц)

4. Обратим внимание на портрет Понтия Пилата, в романе и попробуем определить смысловую функцию деталей (работа выполняется учеником письменно у доски).

5. Каким предстает Иисус в Евангелиях?

6. Какие детали обращают на себя внимание в портрете Иешуа в романе? (работа выполняется учеником письменно у доски).

7. Какую роль играет описание места действия?

8. О чем говорит тон прокураторской речи, слова, с которыми он обращается к Иешуа? Почему прокуратору захотелось узнать родословную Иешуа?

9. Охарактеризуйте речь Иисуса. Как он относится к людям? Каков тон его высказываний? Меняется ли он на протяжении беседы с Понтием Пилатом?

В ходе обсуждения составляется таблица.

Портрет Понтия Пилата

Портрет Иешуа

Воин и политик. Властность, значительность, торжественность образа прокуратора, оппозиция "человеческое-прокураторское".

Человечность, простота, нет оснований заподозрить в нем богочеловека

Окружающая обстановка

Подчеркивает важность, значительность социального статуса игемона.

Резко контрастирует с портретом Иешуа

Речь героев

"Разбойник, бродяга, преступник..." - властность, обращение с людьми согласно их социальному статусу.

"Добрый человек" - одинаковое отношение к людям, независимо от их социального статуса, гуманизм.

10. С какой целью автор последовательно и подробно описывает состояние, реакцию секретаря на происходящее? Какие чувства испытывает он? Почему так велико удивление секретаря? Попробуйте последовательно охарактеризовать чувства, которые переживает секретарь.

Наблюдение над текстом (выполняет ученик на доске)

Реакция секретаря

· ...удивление ("удивление выразилось на лице секретаря, ...перестал записывать и исподтишка бросил удивленный взгляд")

· растерянность ("не зная, что ответить на это, секретарь счел нужным повторить улыбку Пилата")

· изумление ("секретарь вытаращил глаза на арестанта и изумление не дописал слова")

· потрясение ("...ничего более не записывал, а только вытянув голову как гусь старался не проронить и одного слова")

· страх ("смертельно побледнел и уронил свиток на пол")

· неверие в происходящее, недоверие ("думал теперь об одном, верить ли ушам своим или не верить")

11. Как удалось Иешуа добиться того, что "кровавое чудовище" стало человеком? Чем он подействовал на прокуратора?

12.Почему Понтий Пилат запрещает Иешуа после заключения под стражу общаться с людьми? В чем власть Иешуа?

13. Почему читателю дано проникнуть в мысли прокуратора, но не во внутренний мир Иешуа? Почему прокуратор изображен "изнутри", Иешуа - "извне"?

14. Почему помилован разбойник, а не Иешуа? Кто из них опаснее для неправедной власти?

15. Какова роль еще одного портрета, который предстает перед затуманенным взором прокуратора, понявшего, что Иешуа умрет? Чей это портрет? (определить смысловую функцию деталей портрета Тиберия)

16. Можно ли Понтия Пилата назвать слепцом, фанатиком, преданным Тиберию?

17. Имеет ли значение тот факт, что в романе Булгакова Понтий Пилат одинок, а в Евангелии от Матфея упоминается о жене прокуратора? (Предание на казнь Иешуа можно было бы оправдать страхом прокуратора за судьбу близких, но Булгаков оставляет Понтия Пилата наедине со своей совестью, он боится только за свою жизнь.) Да Нет

Человек - совокупность обстоятельств Человек - существо духовное, он

Лишен духовности, мук совести ответствен и одинок перед своей совестью

Зло, заключенное в самой ситуации, требует изменения этой ситуации.

В чем высший нравственный смысл выбора Иешуа? Почему он не стремится избежать казни?

Человек не запрограммирован на добро, он не робот, ему предоставлено право выбора, и он может искупить вину покаянием.

1. Рефлексия.

Домашнее задание. Перечитать "московские" главы, биографию Булгакова. В чем для Булгакова современность истории Понтия Пилата и Иешуа? Кому из людей дается дар слова?



Похожие статьи
 
Категории