Традиции италии. Италия: традиции и обычаи, культура страны

24.04.2019

Итальянскому этносу как таковому трудно дать емкую и однозначную характеристику - это народ противоречий, народ контрастов, как бы банально это ни звучало. Местная культура представляет собой сложнейшую смесь из нескольких десятков этнических традиций. В течение многих тысяч лет территория Апеннинского полуострова населялась людьми, причем многие народы оставили после себя удивительную культуру и памятники архитектуры, другие же прошли как будто бы незаметно для мировой истории, однако все племена в той или иной степени внесли свой вклад в формирование местного этноса и характерных черт современного итальянского народа.

Семейный уклад

Если потребуется найти что-то действительно важное для итальянца, то без сомнения на первое место можно ставить семью. Даже вера и любовь к родине, столь ярко выражающиеся в обыденной жизни, обычно отступают, когда речь заходит о семье. В течение многих столетий непростой итальянской истории семья здесь была зачастую единственным источником стабильности и силы в непредсказуемом мире, где правительства и границы постоянно менялись. Столь же важное значение она имеет и в наши дни, хотя реалии современной жизни наложили отпечаток и на этот аспект. Главное отличие современной итальянской семьи - её размер. Если в середине XX века идеалом считалась большая семья, по сути - клан, то сейчас местные семьи все ближе приближаются к общеевропейской пропорции "двое родителей - 1-2 ребенка". Коэффициент рождаемости в Италии понизился приблизительно до 1,2 ребенка на каждую женщину, хотя на юге сохраняется пропорция в 2,1 ребенка (для сравнения - в начале XX века этот параметр составлял 4,6 и 5,1 соответственно). Это означает, что население страны растет только за счет эмигрантов и нация стареет, однако во всем остальном местные семьи остались точно такими же, как и 200-300 лет назад.

Визитная карточка любой итальянской семьи - дети. Ими восхищаются, их балуют, ими гордятся и позволяют делать все что угодно. Тут трудно что-либо добавить - достаточно хоть раз увидеть выход итальянского семейства "в люди", чтобы понять - кто здесь главный. При этом местные жители умудряются совместить полную свободу отпрысков в пределах своей общины или семьи с достаточно серьезной мотивацией их на успех в жизни и социализацию в обществе. Дети посещают вместе с родителями рестораны и мессы, участвуют во всех семейных и общинных праздниках и при этом достаточно рано получают определенную финансовую самостоятельность. О большинстве младенцев заботятся бабушка с дедушкой или матери, если они не работают (последнее достаточно редко на севере и вполне распространено на юге). Обед или ужин - настоящий "час семьи", когда все проживающие совместно (или даже рядом) родственники собираются за столом. После обеда все обычно выходят на "пасседжиата" (passeggiata, вечерняя прогулка), чтобы расслабиться и поболтать с соседями или друзьями. Дети тоже имеют в рамках этого ритуала свою свободу - после "отбытия необходимого срока" они могут провести время в своей компании, пока родители пьют кофе где-нибудь в кафе поблизости.

Здесь, кстати, проявляется и суеверность итальянцев - на людях хвастать успехами ребенка в учебе или спорте, равно как и жаловаться на его здоровье, не принято. Действует целая система методов, призванная оградить чадо от сглаза, за которым, как водится, следят обычно бабушки, но исполняют ритуалы сами родители. Поэтому расспрашивать итальянца о его детях следует осторожно, не переходя границ местного этикета. Характерно также, что чем старше ребенок, тем меньше ему потворствуют все члены семьи, и тем большую нагрузку он несет в общих делах. Руководят такими "общественными работами" обычно старшие члены семьи, не брезгуя физическими наказаниями, но в пределах разумного - насилие над ребенком здесь попросту немыслимо. Однако социологи отмечают, что итальянские мужчины до сих пор больше привязаны к своей "первой семье" (матери, отцу, братьям-сестрам и даже к родственникам по материнской линии), чем к собственной семье - так велико влияние исконных методов воспитания.

Cоциальные вопросы

Итальянцы традиционно придают очень большое значение образованию, особенно высшему. Многие столетия положение человека в обществе определялось либо знатностью, либо его образованностью. И если первое преимущество можно было получить только по наследству, то второго человек мог добиться сам. Соответственно, и уровню обучения здесь всегда уделялось повышенное внимание. В стране действует множество признанных во всем мире учебных заведений, в том числе старейшие университеты Болоньи и Салерно. Однако парадоксальным является факт, что в наши дни Италия занимает последнее место среди "старых" членов Евросоюза по уровню расходов на образование.

В Италии принято обращаться к человеку по его должности, к педагогу любого уровня - "профессор", к врачу - "доктор", к тренеру - "маэстро" и даже "инженер" - очень уважительный титул для человека с техническим образованием. В этом есть элемент традиционной итальянской игры, призванной подчеркнуть статус собеседника, но есть и искреннее уважение к чужим знаниям. Бросается в глаза и отличное знание хороших манер практически всеми итальянцами - даже в глухой горной деревне стол будет сервирован по всем правилам этикета, а придержать дверь перед женщиной не забудет и самый расхристанный тинэйджер.

В итальянской культуре мужчины традиционно имели более высокий статус и влияние. Женщина обычно воспринималась лишь как мать и "душа семейства", в то время как мужчина был, если можно так выразиться, "головой". В южных районах страны, а также на Сицилии и Сардинии, эта традиция ярко наблюдается и сейчас, войдя во многие поговорки и расхожие штампы. Однако Италия не была бы Италией, если бы это правило соблюдалось всегда и везде. В действительности женщины здесь всегда имели гораздо больше "власти", чем принято считать. Причем это касается не только управления домашними делами, но и общей жизнью семьи, как на севере, так и на юге. В промышленно развитых провинциях самодостаточность женщин видна ярче, но на юге они часто имеют гораздо больше "полномочий". В настоящее время итальянских женщин считают наиболее эмансипированными и независимыми в Европе. Однако прилюдный спор женщины с мужчиной или открытое неповиновение ему считается верхом неприличия - все спорные внутренние вопросы принято решать в семье, не вынося их на улицу. Это нисколько не избавляет от достаточно характерных уличных сценок - тут просто следует иметь в виду, что если женщина на повышенных тонах разговаривает с мужчиной посреди площади, значит либо она имеет на это право (например мать или сестра - тут все просто - они "гораздо важнее" жены), либо супруга специально выстраивает "театральную сценку" с работой на публику с целью быстрее добиться своей цели.

Благосостояние

До сих пор наблюдается определенное неравенство в уровне доходов между севером и югом Италии, заметно и социальное разделение, характерное для индустриального общества. Италия имеет достаточно высокий уровень безработицы и столь же высокий уровень иммиграции, особенно с территории Балканского полуострова и Африки. Некогда обширная социальная поддержка государства в последнее время была значительно сокращена в соответствии с требованиями Евросоюза, и имущественное неравенство постоянно растет. Хотя благодаря своей находчивости и легкости нрава итальянцы способны приспосабливаться к любым условиям, что отражается в абсолютной незаметности многих внутренних проблем в глазах незнакомого с местными реалиями туриста.

Речь - наиболее яркий "маркер" социального статуса в Италии. Чем более образованный и преуспевающий человек, тем ближе его язык к литературному национальному и тем меньше в нем диалектного. Второй яркий элемент - стиль одежды, выбор продуктов питания и мест отдыха. Однако следует отметить, что все итальянцы, независимо от уровня достатка, стараются одеваться модно, поэтому на первый взгляд выделить статус человека бывает непросто - хороший костюм и галстук от престижного бренда есть практически у всех. У бедняков это будет, скорее всего, китайская подделка, но попробуй отличить это с одного взгляда! Впрочем, в последнее время принят ряд законов, жестко карающих за приобретение и ношение контрафактной продукции.

Другой стороной этой тенденции является явное стремление итальянцев экономить везде, где это можно сделать без потери престижа. Мотороллеры и велосипеды в ходу даже у достаточно обеспеченных горожан, а машины с дизельными двигателями зачастую преобладают в транспортном потоке. Однако никогда итальянец не позволит себе экономить на насущном - у каждой категории населения понятия о мере насущности, естественно, свои, но встретить неопрятно одетого человека здесь проблематично.

Менталитет

В то время как большинство итальянцев трудолюбиво и очень упорно трудится, при посещении страны постоянно складывается ощущение, что у всех каникулы! Однако это не совсем так - большинство местных жителей работает в среднем 36 часов в неделю, а в случае "авралов", как и во всем мире, трудится с полной самоотдачей. Впрочем, итальянцев нельзя назвать и трудоголиками - многие работают ровно столько, сколько нужно для выполнения насущных задач, и ни минутой больше. Этому способствует и достаточно либеральное законодательство в области охраны прав трудящихся, и профсоюзы, и общая обстановка в стране.

Есть и достаточно продолжительные перерывы в работе на завтрак и обед, в ходе которых вся организация обычно оккупирует окрестные кафе, создавая иллюзию праздности - офисов то много, а график работы у всех разный, плюс туристы. В промежуток между 12.00-13.00 и 16.00 большинство заведений бывает просто трудно застать открытыми - у всех сиеста, часто сопровождаемая "пенинкелла" (la pennichella - послеобеденный сон). Правительственные учреждения и офисы обычно работают по более жесткому графику, но сиеста соблюдается и здесь. Некоторые крупные магазины вообще открываются только в 11.00, в 13.00-14.00 уже закрываются на сиесту и открываются лишь к 16.00, однако часто работают при этом до 20.00 и даже 22.00. Рабочий день в частном секторе может быть очень длинным (с 8.00 до 19.30) и иметь всего получасовой перерыв на обед, но согласно итальянским законам и оплачивается такая работа совсем иначе.

Период отпусков почти у всех приходится на июль-август, когда многие предприятия в северных городах закрываются, а на юге работают только оживленные туристические центры. Жизнь в этот период значительно осложняется: многие магазины закрыты, и не всегда можно найти даже самое необходимое.

Хотя известная итальянская непунктуальность и "легкий" взгляд на любую проблему действительно могут попортить нервы кому угодно. Неуважение к распорядку здесь проявляется буквально во всем - от часов работы магазинов до графика движения поездов, от достаточно неупорядоченного дорожного трафика до полночного рева музыки из чьих-то окон. Однако эта проблема не так страшна, как кажется - сами итальянцы к своим вечно опаздывающим автобусам и поездам относятся философски, да и найти магазин взамен закрытого не составляет проблем. А шумные вечеринки с пьяными компаниями характерны, скорее, для крупных туристических центров и курортных районов - в небольших итальянских городах уже после 21.00 царят мир и покой.

Этикет и общение

Итальянская экспансивность прослеживается во всех сферах общественного поведения. Вполне допустимы объятия и поцелуи на публике, причем не только между лицами разных полов. Также допускается не просто прикасаться к собеседнику во время беседы, но и держать его за руку или обнимать за плечи. Вполне допустимо называть малознакомых людей "каро" или "кара" ("дорогой", "дорогая") и даже "белло" или "белла" ("милый", "милая"), хотя обычно обходятся неофициальной формой приветствия и прощания - "чао".

Итальянцы с детства вырабатывают особый стиль коммуникации, наиболее ярко проявляющийся во взгляде - это целая система мимики, жестов, закатывания и округления глаз, поз и интонаций, призванная подчеркнуть мнимые или истинные эмоции "исполнителя". Причем тут важно не столько донести свои мысли до собеседника, сколько почувствовать себя центром внимания и подчеркнуть свою значимость. Крайне важно показать окружающим свою уверенность и отсутствие слабостей, жизнерадостность и умение управлять своей жизнью. Причем зачастую это граничит с наглостью, но только не в глазах итальянца! Если он чего-то не знает - он будет уверенно вещать об этом как завзятый профессор, если он застрял в пробке - объедет её по бордюру, если видит собеседника в первый раз в жизни - будет обнимать его за плечи и заглядывать в глаза как лучшему другу. И в этом нет ничего надуманного - веками живущие с репутацией этаких мачо и секси, в прекрасной стране с уникальной историей и культурой, они искренне считают, что весь этот флер и пантомима придают образности и душевности беседе.

Впрочем, эта тенденция характерна, пожалуй, только для центральных районов Апеннинского полуострова - южане и северяне гораздо более сдержанны, а на Сицилии проявление своих эмоций на людях и вовсе могут посчитать неприемлемым. Но и здесь весьма ценится умение довести свои мысли до собеседника максимально доходчивым по местным меркам образом.

В беседе принято смотреть в глаза собеседнику, поскольку считается, что тот, кто не может смотреть в глаза, что-то скрывает. Отсюда и так настораживающая многих привычка людей на улицах всматриваться в глаза встречных или манера продавцов стараться заглянуть в глаза покупателя - для итальянца это вполне привычное дело. И при этом итальянец никогда не будет извиняться, если действительно не чувствует за собой вины, даже если обрызгал кого-то грязью из-под колес ("дороги такие!") или толкнул локтем ("а ты сам куда смотрел?"). И тут же можно увидеть трепетное, почти детское, отношение к друзьям. Для местного мужчины друзья - чуть ли не смысл жизни, с ними проводят большую часть свободного времени, у них ищут поддержки в трудные времена, их честь и достоинство отстаивают с не меньшим пылом, чем свои. У женщин все немного сложнее, но мнение подруг зачастую значит много больше, чем весь остальной мир - только мать и отец, пожалуй, имеют для итальянки больший авторитет. Причем чем дальше на юг - тем более ярко прослеживается эта черта.

Уважение к старшим всеобъемлюще - они первыми входят в комнату, первыми садятся за стол, да и вообще обычно руководят всеми церемониями. У них принято спрашивать совета по малейшему поводу, причем в случае, если за столом сидит несколько пожилых людей, ориентируются на самого старшего, даже если он не является членом семьи. Дети обычно выполняют всякие мелкие поручения или прислуживают старшим в меру приличия (открытое подобострастие здесь не поощряется). Традиция заставляет более молодых женщин публично подчиняться мужчинам и не противоречить им, однако старшие женщины в семье могут прерывать разговор мужчин без опасения. При этом для всех характерно обязательное сохранение "белла-фигура" (bella figura, образный перевод - "чуство собственного достоинства") как своего, так и собеседника. Это целый кодекс норм и принципов публичного поведения, включающий манеру одеваться, умение подать и представить себя в выгодном свете, а также умение создать о себе мнение, нужное именно в данной ситуации. Нанесение урона чьему-либо самомнению в Италии - достаточно опасная деятельность, поскольку именно оно обычно определяет статус человека в глазах общины. Именно это сложное сочетание иерархических элементов и традиций придает общению с местными жителями особый оттенок, запоминающийся обычно всем иностранцам.

В любой компании все быстро разделяются по половому и возрастному принципу - мужчины образуют свой круг, женщины - свой, бабушки обычно судачат отдельно от дедушек, даже дети разделяются на группки. Общительность итальянцев потрясающа - шумный и образный разговор, где зачастую никто не слышит друг друга, начинается практически сразу после дифференциации компании, да и просто при встрече знакомых людей. Эмоциональность и образность многих дискуссий завораживают даже несмотря на то, что обсуждаются зачастую вполне обыденные вещи. Есть у этой "говорливости" и отрицательная черта - водитель такси может всю дорогу болтать по телефону или с водителями соседних машин (в Италии возможно и такое), а водитель автобуса - с первым попавшимся пассажиром, полицейский может долго "лечить" проштрафившегося водителя, а остановить поток речи итальянской дамы, решившей вдруг объяснить продавцу потребный цвет и фасон новой шляпки, попросту невозможно.

Одежда и мода

Отношение к одежде здесь достаточно своеобразное. С одной стороны, Италия - строгая католическая страна, и в том же Риме слишком фривольная одежда не приветствуется. В шортах и футболке могут не пустить даже в магазин или отель, а уж на территорию музеев или соборов и подавно. При посещении храмов резкую неприязнь вызовут мини-юбки и открытое декольте. К явному отторжению приведут такие виды одежды и на юге, особенно на островах. Спортивный костюм считается атрибутом только стадионов и арен, а никак не улиц и площадей. Искреннее удивление вызывает также неопрятная или просто неглаженная одежда. Даже швейцары, полицейские и военные здесь выглядят как картинка из модного журнала - дизайн формы для них обычно разрабатывают лучшие кутюрье страны. Италия, пожалуй, единственная страна в Европе, где женщины предпочитают брюкам юбки, а мужчины носят галстук без стенаний по поводу его неудобства.

С другой стороны - улицы Италии полны людей в одежде самых невообразимых фасонов, начиная от изделий лучших домов высокой моды и заканчивая различными этническими костюмами, и никого это не смущает. В барах и ресторанах можно встретить как господ в строгих "тройках", так и людей в кожаных "косухах" или невообразимых рваных джинсах, за рулем дорогого "бугатти" может восседать едва прикрытая какими-то полосками ткани дама, а из битого жизнью и итальянскими дорогами ФИАТа запросто может выйти человек в костюме от Версаче. Тут многое зависит от статуса района и отношения к жизни самого носителя костюма, поэтому по большому счету в Италии можно не беспокоиться относительно одежды - главное, чтобы она была приличной с точки зрения самого хозяина. Ну и, естественно, не нарушала норм тех мест, которые он собирается посетить.

Не у всех путешественников получается увидеть и понять Италию такой, какой она является здесь и сейчас. Страну не истории, не достопримечательностей, а ту, в которой живут люди. Вот так просто и прозаично - не все понимают особенную культуру и особенный менталитет жителей этой страны. Какие же они, эти итальянцы?

  • Приезжим в Италию в глаза сразу же бросается расслабленность итальянцев. Двухчасовая сиеста, когда на отдых уходят даже магазины, и восхищает, и раздражает одновременно. Дескать, мы же тут работаем сутками, а итальянцы себе сидят в кафе-ресторанах, балуют себя вином и кофе, едят, расслабляются и вообще тунеядствуют. Но это особенность итальянской культуры - жизнь в удовольствие. Удовольствие от хорошей еды, удовольствие от хорошей одежды, от хорошего отдыха.
  • Европейцы из других стран, например немцы или англичане, порой «выпадают в осадок» от поведения итальянцев. Последние громко разговаривают, бурно жестикулируют, и, чего греха таить, часто наглеют. Подрезать на дороге, втиснуться в середину или вообще в начало очереди, не уступать дорогу на узкой тропинке - это, в общем-то, нормально. Для итальянцев это показатель уверенности в себе, решительности, твердости характера. Хотя в той же Англии это считалось бы чуть ли не преступлением перед общественностью.
  • В своем стремлении «держать марку» итальянцы похожи на славян. В Германии женщины одеваются так, чтобы было практично: низкий подъем обуви, штаны, спортивный верх, минимум косметики и аксессуаров. То же касается, например, английских женщин. А в Италии все не так. Здесь дамы надевают юбки, даже когда выходят в магазин за продуктами. И мужчины в стремлении к красоте от них не отстают.
  • В итальянцах многих гостей из других стран особенно удивляет культ семьи. Само по себе его наличие - очень даже неплохо, даже похвально. Итальянский феномен состоит в том, что около 70% мужчин в возрасте 30 лет живут дома с мамами… Мы, жители СНГ, привыкли к тому, что брак в 22 и даже раньше - это совершенно нормально. А в Италии ранних браков практически нет. Лет до 35 мужчина живет в родительском доме. Как справляются женщины с такими «маменькиными сыночками», остается вопросом. Итальянкам приходится быть сильными, властными и настойчивыми. Даже несмотря на то, что в итальянцах, покинувших матерей ближе к 40, все-таки включается это самое «Я мужчина! Я сильный!» в отношении того же быта.
  • Кстати, про отношение к женщинам. В Италии будут раздавать комплименты даме любого возраста, с практически любой фигурой и внешностью. Психологи даже советуют женщинам, переживающим тяжелый разрыв, ехать именно в Италию. Это страна, в воздухе которой разливается любовь в ее лучших проявлениях: любовь к женщинам, к отдыху, вкусной еде и… к футболу.
  • К слову, футбол можно смело называть национальной религией. Там фанатеют абсолютно все - и стар, и млад.

Вот такие они, итальянцы. Вряд ли можно до конца понять их, не родившись в Италии. Однако тем интереснее общаться с итальянцами, такими странными и не похожими на нас.


Культура Италии во 2-й пол. 20 века.
Содержание:
Введение………………………………………………………… ………………...3
Постановка проблемы и актуальность темы…………………………………….4
Цели и задачи исследования……………………………………………… ……...5
Источниковая база исследования……………………………………………… ...6
Глава I. Искусство Италии и сохранение культурного наследия во 2й половине XX века. Города Италии – составная часть культуры………………7
Глава II. Итальянская культура во 2й пол. XX века
2.1 Кинематограф и театральное искусство……………………………………12
2. 2 Музыка……………………………………………………………… ……….19
2.3. Литература…………………………………………………… ……………..22
Глава III. Праздники и фестивали в Италии 2й пол. XX века………………...27
Заключение…………………………………………………… ………………….31
Примечания…………………………………………………… …………………32
Список используемой литературы……………………………………………... 34

Введение.

Италия находится на Юго-западе Европы, в бассейне Средиземного моря. Она занимает Апениннский полуостров, острова Сицилия, Сардиния и ряд мелких островов. Территория – 301,2 тыс. км2. Столица – Рим. Крупнейшие города – Милан, Неаполь, Турин, Генуя и др. В пределах Италии находятся два государства – Ватикан и Сан-Марино, окруженные со всех сторон её территорией. Административно- территориальное деление – 20 областей. Население 57,8 млн. (1995 г.). 94% - Итальянцы. Официальный язык – итальянский. Господствующая религия – католицизм. Денежная единица – лира. Национальный праздник – первое воскресенье июня – День провозглашения Республики (2 июня 1946г.).
Итальянцы – очень веселый и жизнерадостный народ. Об итальянском характере трудно сказать что-либо определенное. Кроме того, они, безусловно талантливы. Исходя из качеств характера этой нации, их культура является почитаемой во многих странах Европы. (1)

Италия – одна из немногих стран, обладающих огромным культурным наследием. Богатая история повлияла на развитие искусства. История и культура Италии самым тесным образом переплетаются с наследием всего мира, то возникает желание хотя бы один раз в жизни увидеть эту прекрасную, удивительную и единственную в своем очаровании страну, сумевшую вдохновить на творчество бесчисленную вереницу поколений человечества.

На территории Италии трудились многие великие мастера: художники, скульпторы, ученые, поэты и писатели, композиторы и архитекторы и многие другие. Среди них есть и наши соотечественники. Многие великие русские люди жили и трудились в Италии.
Культура Италии имеет довольно разносторонний характер. XX век, а в частности его 2-я половина отличается новыми праздниками, новым кино, музыкой и литературой от предыдущих столетий.
Постановка проблемы и актуальность темы.

Одна из причин популярности Италии среди туристов это ее богатейшая история, состоящая из множества этапов, пронизанных интригами, закулисными историями и предательствами, богатых архитектурными постройками, произведениями искусства и литературы, отличающимися своей развитостью во всех сферах жизни общества. Безусловно, история Италии повлияла на развитие культуры и искусства этой страны. Трудно поверить, но более 50% мирового культурного наследия сконцентрировано именно в Италии.

Искусство Италии занимает одно из ведущих мест в мировой культуре.
Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад, оно прошло путь заимствования и освоения культур соседних государств, достигло в своем развитии исключительных высот, умирало и возрождалось, достигая высот еще более невиданных, и оказало на мировое искусство самое значительное влияние среди всех стран мира.

2-я половина XX века является переломным моментом в жизни итальянцев, который повлиял на культуру.

Цели и задачи исследования.

Целью данной работы является исследование культуры Италии во 2-й половине XX века. Но для этого требуется более обширное изучение Италии с самого зарождения её культуры.
В связи с поставленной целью, были сформулированы следующие задачи:

    Исследование начать с изучения городов Италии как культурного наследия;
    Изучить кинематограф и музыку как составляющие культуры 2-й половины XX века; обратить главное внимание на новые жанры в этих отраслях;
    Рассмотреть праздники и фестивали в Италии, а в частности во 2-й половине XX века;
    Найти особенности итальянской литературы во 2-й половине 20 века.

Источниковая база исследования.

Исследование культуры, прежде всего, затрагивает источники, которые являются работами, как зарубежных путешественников, так и монографиями местных исследователей, в частности итальянцев. Но, так как мы затрагиваем культуру 2-й половины XX века, необходимо привлечь Интернет-ресурсы, из которых можно выявить огромное количество нужного материала по культуре Италии (например: международные сайты, библиотеки, туристические порталы и т.п.). Во многих научно-популярных журналах тема культуры очень актуальна, что даёт возможность опираться и на такие источники.

Глава I. Искусство Италии и сохранение культурного наследия во 2й половине 20 века. Города Италии – составная часть культуры.

На наш взгляд, Италия в сравнении с другими странами Европы, первая приступила к выработке концепции охраны национального достояния. Это объясняется хотя бы таким фактом, что эта страна владеет 40 процентами мирового культурного наследия. 40 объектов включены в Список всемирного наследия. В Италии, наряду с такими признанными культурными центрами, как Рим, Неаполь, Флоренция, существуют и другие не менее известные широкой общественности центры - Милан, Венеция, Модена и т.п.. Италия сосредоточила на своей территории наследие разных исторических эпох – Античности, Средневековья, Возрождения, что обуславливает особенности культурной политики в данной сфере. (1)
Уже в 1974 году в Италии создается Министерство культурного наследия и окружающей среды (Декрет-закон №657 от 14 декабря 1974 года), но видимо выполнение нескольких функций (охрана культурного наследия и окружающей среды) стало слишком сложной задачей, несмотря на преобладание комплексного подхода к охране наследия. И в 1975 году министерство было преобразовано в Министерство культурного достояния
(Министерство по вопросам охраны памятников культуры) (Закон №5 от 29 января 1975 года.
В ведение Министерства по вопросам охраны памятников культуры из министерства внутренних дел была передана архивная служба, из министерства народного просвещения – антиквариат, изобразительное искусство и библиотеки. И в результате этой реорганизации в министерстве была сосредоточена деятельность по охране археологического, исторического, библиотечного и художественного наследия. Министерство по вопросам охраны памятников культуры включает в себя четыре центральных управления. (2)
Существую и другие субъекты государственной культурной политики в области охраны национального достояния. Например, Министерство общественных работ. С 1950 г. Оно осуществляет реставрационные работы. Ему предписано заниматься работами чисто технического характера - художественные и исторические работы находятся в ведении соответствующих структур министерства культурного достояния. Еще один субъект – Министерство туризма, ответственное за разработку «туристических и культурных маршрутов в Италии". (1)
Регионам с особым статусом было предоставлено значительно больше полномочий. Они получили право даже на собственное законодательство. В административно- территориальном отношении Италия разделена на 20 областей, включающих 94 провинции. Почти все области приняли законы, касающиеся культурной деятельности, библиотечной деятельности (16 областей), музеев (10), охраны культурных ценностей (16), исполнительского искусства (17), молодёжной политики (6).(3)

Практически одновременно с созданием специализированного государственного органа опеки над наследием в 70-х годах в Италии начался процесс децентрализации культуры, что подтверждается, например Декретом от 14 января 1972 г., президентским указом № 616 от 24 июля 1977 года, расширившим компетенцию регионов, оставляя за правительством контрольные функции.
В административно- территориальном отношении Италия разделена на 20 областей, включающих 94 провинции. Почти все области приняли законы, касающиеся культурной деятельности, библиотечной деятельности (16 областей), музеев (10), охраны культурных ценностей (16), исполнительского искусства (17), молодёжной политики (6).
Итальянская культурная политика в области охраны культурного и природного наследия, начала формироваться раньше чем в других странах Европы, что можно объяснить наличием значительного количества культурных ценностей, обладающих не только национальной значимостью, но и мировой и сосредоточенных в рамках данной территории. Италия, владеет 40 процентами мирового наследия, что естественно, требует от нее невероятных усилий по его защите. Оценка культурного наследия Италии в сумму около 2 триллионов евро, как раз и указывает на новые тенденции в отношении наследия. Конечно же, это приблизительная сумма, так как стоимость некоторых культурных объектов вообще трудно определить.
Итак, многие города заслужили своё культурное достояние с древних времён вплоть до интересующего нас времени – 20 века, а в частности 2-й его половины. Таким образом, можно выделить несколько наиболее культурно ярких и интересных городов Италии как основу культуры. (4)

Рим - столица Италии, административный центр одноименной провинции и области Лацио. Один из древнейших городов мира, получивший название «Вечный город». В Риме главным центром культурного наследия является площадь Св. Петра. Это место свято уже более 16 веков, когда император Константин возвел здесь грандиозную церковь, в которой находится гробница Св. Петра. Базилика Св.Петра – самая грандиозная в мире, она вмещает 60 тыс. человек и по размеру вчетверо превосходит Исаакиевский собор в Петербурге. После Второй мировой войны территория Рима стала быстро разрастаться во всех направлениях. Построенная к Олимпийским играм 1960 года магистраль Виа Олимпико, связавшая Форо Италико с районом ЭУР, а также восточные и южные отрезки скоростной кольцевой автострады, ряд тоннелей и пересечений в двух уровнях частично облегчили решение транспортной проблемы. Районы старой застройки сохранялись по возможности в первоначальном состоянии, здесь возводились лишь отдельные сооружения, нередко органично связанные с историческим окружением: вокзал Термини (1938-1950, архитекторы Ан джоло Мац-цони (1894-1979), Эудженио Монтуори (1907-1982)), посольство Великобритании (1 970, английский архитектор Бэзил Спенс (1907-1982)). Выделяются постройки известного итальянского архитектора и инженера Пьера Луиджи Нерви (1891 - 1979): Дворец спорта (1958- 1960, совместно с архитектором М. Пьяченти-ни), Олимпийский городок (окончен в 1960) с палаццетто (Малый дворец спорта; 1957, совместно с архитектором Ан-нибале Вителлоцци) и стадион Фламинио (1959). Новое строительство развивается главным образом на окраинах города. Район ЭУР превратился в 1960-1970-х годах в крупный деловой центр Рима, продолжающий далее расти на юго-запад.
Из последних архитектурных достижений следует назвать построенный в 1994-2002 годах крупнейшим современным итальянским архитектором Ренцо Пиано (р. 1937) концертный зал в Музыкальном парке Рима (Auditorium Parco della Musica).

Верона – один из старинных прекрасных городов Италии, сохранивший свой облик через века. Узкие улочки, старинные замки, древние монастыри – это как раз та Италия, которую хотелось увидеть. Живописные виды старой Вероны открываются с моста Ponte Pietro (1-й век до н.э) через реку Адиге и. В Вероне сохранился Колизей, он меньше римского, но 22 тысячи зрителей собирают ежегодные Шекспировские фестивали.
Самый знаменитый памятник Вероны – дом Джульетты. Трехэтажный дом, где жила семья Капулетти, был построен в 13-м веке. В маленький двор выходит балкон 2-го этажа, где и происходили встречи влюбленных. Джульетту можно увидеть на балконе во время костюмированных шествий, а в остальное время бронзовая статуя Джульетты встречает тысячи туристов. Все стены возле статуи оклеены записочками на всех языках мира, в том числе и на русском.
Равенна в 20 веке тихий городок на востоке Италии, а в далекие времена он был столицей Западной Византийской империи, поэтому только здесь сохранились уникальные средневековые мозаики в Базилике Сан Витале и самом старом памятнике города - Мавзолее Galla Placidia, построенный в 4-5-м столетии.
Милан - Город был основан в 6-5 веках до н . э. галлами. Это один из самых древних городов Италии. Центр Милана - площадь Пьяцца Дуомо, на которой стоит памятник Витторио Эмануилу II. Здесь же стоит Миланский собор. На площади можно увидеть и Королевский дворец, где сейчас располагаются Государственный Музей Современного Искусства и Музей Cобора Дуомо. Недалеко находится всемирно известный оперный театр Ла-Скала. В Милане очень много соборов и церквей - церковь Сант-Амброджио , церковь Святого Маурисио, замок Кастелло-Сфорцеско, монастырь Санта-Мария-делле-Грацие с росписью "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи. Многочисленные музеи Милана хранят в себе историю и культуру этого города. Наиболее популярны галерея Брера с коллекцией живописи, Музей Кастелло с античными скульптурами, фресками и майоликами, Картинная галерея Амброзиана, Национальный музей науки и техники, где выставлены научные проекты Леонардо да Винчи, Археологический музей. (2)

Италия - огромный музей. Каждый ее город мог бы быть серьезным культурным центром иной страны. Красота природы переплетена с историей. Архитектурные памятники разных эпох гармонично вписываются в пейзаж.

Глава II. Итальянская культура во 2й пол. 20 века.
2.1 Кинематограф и театральное искусство.

Во многих культурных отраслях XX век знаменуется неореализмом. Неореализм стал самым значительным явлением в итальянской художественной культуре 40-50-х гг., оказавшим влияние на развитие всего послевоенного кинематографа. Неореализм объединил самых разных кинематографистов, но в первую очередь молодых, по большей части дебютантов, единых в ненависти к фашизму, в стремлении правдиво рассказать о настоящей жизни Италии, её народа.

Первые фильмы неореализма ("Пайза" Р.Росселлини, "Солнце ещё всходит" А.Вергано) черпали сюжеты и образы в движении сопротивления. Следующие - "Трагическая охота", "Горький рис", "Нет мира под оливами", "Рим, 11 часов" Дж. Де Сантиса, "Похитители велосипедов", "Шуша", "Умберто Д" Де Сики, "Земля дрожит" Л.Висконти и др. Рассказывали о проблемах безработицы, нищеты, социальной несправедливости и послевоенной разрухи.

Неореалисты заложили фундамент здания современного итальянского кинематографа, однако процесс развития традиций неореализма не был простым. Начало 50-х. гг. в Италии - время политического и экономического кризиса, наступления католической реакции. И хотя в стране продолжалось демократическое движение, часть итальянских художников, разочаровавшись в надеждах на прогрессивные преобразования общества, отошли от активной гражданской позиции. Некоторые режиссёры продолжали работать в традициях классического неореализма. Но в новых условиях их фильмы утеряли тот революционный порыв, которым были пронизаны первые неореалистические ленты. Кроме того, итальянские власти развернули кампанию по борьбе с неореализмом. (1)
Поиски новых путей развития итальянского кино в 50-е гг. шли по пути углубления анализа отношений между людьми, отчуждённости человека в современном мире. К этой теме обращаются и уже признанные классики - Р.Росселлини и Л.Висконти, и дебютировавшие в нач.50-х М.Антониони и Ф.Феллини - будущие крупнейшие мастера мирового кино, с творчеством которых связан следующий этап не только итальянского, но и мирового киноискусства в направлении философского, поэтического кинематографа. Именно в этих картинах отразилась одна из ведущих тенденций западноевропейского кинематографа конца 50-х - середины 60-х гг. - исследование психологии современного человека, социальных мотивов его поведения, причин смятения чувств и разобщённости между людьми. Об этом фильмы Феллини: «Дорога», «Маменькины сынки», "Ночи Кабирии", "Сладкая жизнь", "Восемь с половиной", картины Антониони "Хроника одной любви", "Крик"; так называемая "трилогия одиночества и некоммуникабельности" - "Приключение", "Ночь", "Затмение"; первая цветная картина режиссёра "Красная пустыня". (2)

Конец 50-х - 60-е годы - период преодоления экономического кризис, годы так называемого бума, "экономического чуда". Итальянская кинематография вновь набирает силу: её экономическая мощь выражается в рекордных цифрах годового производства картин. Это время дебютов, расцвета творчества ведущих мастеров, появления новых жанров. Многие режиссёры вновь возвращаются к антифашистской тематике, пытаясь глубже осмыслить недавнее прошлое. В таких картинах, как "Генерал Делла Ровере" Росселлини, "Долгая ночь1943 года" Ф.Ванчини, "Четыре дня Неаполя" Н.Лоя, вновь оживаю лучшие традиции неореализма. (1)

Но главными становятся остросоциальные ленты, посвящённые современности. Это уже упоминавшиеся картины Феллини и Антониони, в которых общество "всеобщего благоденствия" оказывается обществом всеобщей разобщённости и бездуховности. Это один из лучших фильмов Висконти - "Рокко и его братья", рассказывающий о трагической судьбе крестьянской семьи, перебравшейся в город. И, наконец, две первые картины П.П.Пазолини "Нищий" и "Мама Рома", открывающие новую страницу в истории итальянского кино, связанную с творчеством прославленного режиссёра, поэта, писателя, учёного и публициста, которые пришёл со своей особой темой, удивительно эмоциональным и выразительным языком, трагически-противоречивым, мятежным мироощущением.

В конце 60-х начале 70-х гг. наметилась общая тенденция к политизации искусства в связи с обострением политической борьбы, успехами левых сил, молодёжного движения протеста, всколыхнувшего высь западный мир. В картинах Пазолини, Б.Бертолуччи, Ф.Рози, М.Белоккьо, В. и П.Тавиани ещё ранее были затронуты темы молодёжного протеста против буржуазного общества, тема народной революции, разрабатывались новые принципы изображения: документализм в сочетании с метафорой, обобщением, символикой. В кон. 60-х.гг. начали складываться основные жанры и направления политического кино, которое в Италии достигло наивысшего расцвета в первой половине 70-х.гг. антифашистская направленность, критический социальный настрой сближают политической кино с произведениями неореализма. (1)
С Середины 70-х гг. начинается кризис итальянского кинематографа. Резко снижается посещаемость кинотеатров, кино не выдерживает конкуренции с телевидением, кинопроизводство попадает во всё большую зависимость от иностранного, прежде всего американского, капитала, резко возрастает число коммерческих чисто развлекательных картин.
Но в эти годы был создан и целый ряд картин, в которых критика капиталистической действительности прозвучала не менее остро, чем прежде. Уровень итальянской кинематографии в целом оказался высоким. Свидетельство тому - последние ленты Антониони и Феллини, картины так называемого "среднего поколения" режиссёров: Бертолуччи, братьев Тавиани, Рози, Скола и других. Такие фильмы, как "XX век" Бертолуччи, "Отец-хозяин", "Ночь святого Лоренцо", "Хаос" братьев Тавиани, "Дерево для башмаков" Э.Ольми, "Фонтамара" Лидзани, говорят о том, что режиссёры не утратили веру в возможность позитивных перемен, в силы, способные эти перемены осуществить. В названных картинах ставятся проблемы народной революции, оживают лучшие традиции неореализма, предпринимаются интересные попытки дальнейшего развития языка кино.(3)

Обнадёживающим являлось творчество режиссёров, дебютировавших в конце 70-х - начале 80-х гг.: Дж.Бертолуччи ("Я люблю тебя, Берлингуэр", "Секреты, секреты"), М.Т.Джордана ("Я люблю вас, проклятые", "Падение восставших ангелов"), Дж.Амелио ("Удар в сердце"), Н. Моретти ("Эчче Бомбо", "Золотые сны", "Бьянка", "Месса окончена"), комедиографов Р.Бениньи и М.Троизи, в фильмах которых реалистическое бытописание сочетается с эксцентрикой и бурлеском.
Наряду с политическими картинами так же с 50-60-х г.г. стали популярны мелодрамы, комедии и мафиозные детективы. К актёрам такого периода можно отнести: Нинетто Даволи, который играл в кино-картинах великого мастера итальянского кино - Пьера Паоло Пазолини, "Евангелие от Матфея" (1964),"Ястребы и воробьи" (1966), "Декамерон" (1971), "Рассказы Кентербери" (1972), "Арабские ночи" (1974). Советскому зрителю, пожалуй, этот актер, запомнился по роли Джузеппе в прекрасном итальяно-советском фильме Рязанова/Проспери "Невероятные приключения итальянцев в России" (1974). Актер с успехом продолжает играть в кино, хотя в последнее время все больше внимания уделяет телевизионной работе.
Марчелло Винченцо Доменико Мастроянни к середине 1950-х годов, снявшись более чем в 20 итальянских фильмах, Марчелло Мастроянни завоевал славу у себя на родине и приобрел всемирную известность. Роли в таких картинах, как `Белые ночи` (1957) Лукино Висконти, `Сладкая жизнь` (1960) и `Восемь с половиной` (1962) Федерико Феллини, `Вчера, сегодня, завтра` (1963) и `Брак по-итальянски` (1964) Витторио Де Сики, `Развод по-итальянски` (1962) Пьетро Джерми принесли Мастроянни звание одного из ведущих актеров мирового кинематографа.
Джина Лоллобрджида Снималась у знаменитых режиссёров, среди которых Витторио Де Сики, Джон Хьюстон, Марио Моничелли, Рене Клер, Жюль Дассен.


Является автором 6-ти альбомов жиссёр документальных фильмов об Индире Ганди и Фиделе Кастро.
Софи Лорен за фильм «Чочара» (1961) получила премию «Канского кинофестиваля» и «Оскар», став первой иностранной актрисой, завоевавшей его в номинации "Лучшая актриса".
В 1968 году Софи родила Карло Понти-младшего (дирижер Венского оркестра). А 1972 году - сына Эдуардо (режиссер). В 70-е годы актриса работала в Италии с Марчелло Мастроянни, в 1978 году снялась в двух голливудских фильмах, а в 1979-80 годах опубликовала автобиографическую книгу и выпустила телефильм. (4)

Джульетта Мазина подлинный успех и признание пришли после исполнения ролей Джельсомины и Кабирии в картинах Феллини «Дорога» (1954) и «Ночи Кабирии» (1957). Одной из лучших работ актрисы в 60-е годы стала главная роль в фильме Федерико Феллини «Джульетта и духи» (1964).
Ремо Джироне - итальянский киноактёр и режиссёр. Известен исполнением роли Тано Каридди в телесериале об итальянской мафии «Спрут» (1984-1999).

Всемирно известный итальянский кинорежиссер Микеланджело Антониони в своих фильмах расширил проблематику неореализма, включив в нее мотивы трагического одиночества людей, их духовной опустошенности, некоммуникабельности. Среди его фильмов такие известные, как «Приключение» (1960), «Ночь» (1960), «Затмение» (1961), «Красная пустыня» (1964), «Забриски-пойнт» (1970), «Профессия: репортер» (1975), «Идентификация женщины» (1982), «Над облаками» (1995).
Отметим фильмы режиссера Ренато Кастеллани (1913-1985) - «Ромео и Джульетта» (1954), «Жизнь Леонардо да Винчи» (1971) и «Жизнь Джузеппе Верди» (1982); а также режиссера Луиджи Коменчини (р. 1916) - «Хлеб, любовь ифантазия» (1953), «Мы ничего о ней не знаем» (1969), «Женщина на воскресенье» (1976), «Моя синьора» (1996).
Во всем мире известно имя выдающегося итальянского сценариста и кинорежиссера Федерико Феллини (1920-1993). Для стиля Феллини характерны масштабность образов, мифологический подтекст. Трагедийное и комедийное, рациональное и иррациональное образуют в творчестве Феллини художественный сплав, в котором доминирует захватывающая эмоциональность. Среди фильмов мастера отметим: «Дорога» (1954), «Ночи Кабирии» (1957), «Сладкая жизнь» (1959), «Восемь с половиной» (1963), «Амаркорд» (1974), «Город женщин» (1980), «И корабль плывет» (1983), «Голос луны» (1990). (3)

В 50-е годы в Европе началось движение за доступный и демократичный народный театр. В Италии оно слилось с борьбой за стационарный театр, которого в стране просто не было. Первым таким театром стал «Пикколо театро» в Милане, основанный при участии молодого итальянского режиссера и театрального деятеля Джорджо Стрелера, ставшего впоследствии одной из ключевых фигур в итальянском театре второй половины XX века.
Нельзя не назвать имена известных итальянских режиссеров периода 2-й половины 20 века, которые внесли большой вклад в театральное искусство. Это: Лукино Висконти, Орацио Коста, Франко Паренти, Кармело Бене.
Из выдающихся ныне живущих итальянских режиссеров старшего поколения назовем такие имена, как Дарио Фо - драматург, актер, режиссер, лауреат Нобелевской премии по литературе 1997 года, и Лука Ронкони, работавший в театрах Рима, Генуи, Флоренции, Вены, Цюриха. Они немало сделали для обогащения театрального языка, их открытия широко используются в современной театральной практике. В настоящее время они продолжают успешно работать в итальянском театре.
Интересные работы середины 20 века представили на суд театральной общественности режиссер и актер, сын Эдуардо де Филиппо, Лука де Филиппо, режиссер Федерико Тьецци, режиссер и актер Джорджо Барберио Корсетти, режиссер Марио Мартоне.
Среди ушедших от нас выдающихся итальянских театральных актеров и актрис XX века - Тото (Антонио де Куртис), Пеппино де Филиппо, Паоло Стоппа, Уго Тоньяцци, Витторио Гассман,Анна Маньяни, Рина Морелли, Пупелла Маджо, Мариза Фабри. (2)

2.2 Музыка.

Слава итальянской музыки начала распространяться в средние века и чуть позже в эпоху Возрождения, причем не только вместе с мелодиями, которые творили итальянские композиторы и дивными голосами итальянских певцов, но и с музыкальными инструментами, которые снискали известность как самые лучшие, которые человек когда либо делал. Сама атмосфера Италии способствовала рождению прекрасной музыки, и недаром такие имена как Вивальди, Россини, Паваротти широко известны во всем мире.
Итальянская музыка в xx веке как никакая другая претерпела ряд удивительных метаморфоз. Конец 50-х - 70-е годы уже совершенно иная "песня". И в годы 80-е итальянская эстрада вошла еще раз неузнаваемо изменившись. (1)

Развитие симфонической музыки, расширение и усложнение состава оркестра, стремление к большей выразительности и красочности игры потребовали освобождения дирижера от участия в общем ансамбле, сосредоточили его внимания только на управлении коллективом музыкантов. Постепенно складывается современный профессиональный тип дирижера-исполнителя, не являющегося одновременно композитором или исполнителем.
Италия дала миру целый ряд выдающихся дирижеров. Назовем лишь несколько имен. Это - Артуро Тосканини, Туллио Серафин), Виктор Де Сабата Вилли Ферреро, Фернандо Превитали. Многие из этих дирижеров известны также как авторы опер, балетов, инструментальной музыки, работ по истории и теории музыки. (2)
Отметим творчество всемирно известных итальянских музыкантов, «живых классиков» XX века. Это американский композитор итальянского происхождения Джан Карло Менотти, дирижер Карло Мария Джулини композитор, пианист, виолончелист и музыкальный критик Риккардо Мальпьеро композитор, пианист и дирижер Франко Маннино.
Среди выдающихся итальянских исполнителей XX века назовем имена пианистов Карло Цекки, Артуро Бенедетти Микеланджели Альдо Чикколини, Бруно Канино и Маурицио Поллини, скрипачки Джоконды Де Вито, скрипачей Уто Уги, Сальваторе Аккардо, виолончелиста Энрико Майнарди.
и т.д.................

Италия – это колыбель эпохи Возрождения. И, именно благодаря этой эпохе, культура Италии известна всему миру.

Эпоха Возрождения или Ренессанс – это расцвет итальянской культуры после падения Римской империи. Начался Ренессанс примерно в XIII веке. Принято условное разделение этого периода на четыре части: Проторенессанс, продолжение Проторенессанса, ранний Ренессанс, высокий Ренессанс.

Проторенессанс – это подготовительный этап перед возникновением настоящего Ренессанса. В это время средневековые готические традиции в искусстве озаряются более светлыми красками, надеждой на прекрасное.

Одно из выдающихся творений этого времени – «Божественная комедия» Данте. В этом произведении страх кругов ада, переплетается с унынием и надеждой душ на горе Чистилища и со светлой радостью и счастьем Рая.

В период продолжения Проторенессанса увеличиваются светлые и радостные мотивы в искусстве, человек становится венцом природы, единым целым с ней, а в центре всех композиций – эмоции человека, его чувства.

Примерно в XV веке начинается период раннего Ренессанса . В это время искусство в жизни итальянцев вышло на первые позиции, все в человеке и окружающем его мире все было невыразимо прекрасно, очаровательно, возвышенно. Художники, архитекторы, музыканты, писатели полностью отошли от мрачного, гнетущего готического искусства.

Все произведения проникнуты светлыми, радостными чувствами. Соборы, церкви этого периода поражают своим величием, возвышенностью и легкостью. Самые известные творцы эпохи раннего Ренессанса – это художник Мазаччо , скульптор Донателло и архитектор Брунеллески . Можно сказать, что эти люди стоят у истоков раннего Возрождения.

Культура Италии невообразима без великого Леонардо да Винчи , без его загадочной «Моно Лизы» или «Джоконды».

Творчество Леонардо да Винчи принадлежит высокому Ренессансу. Интересы этого великого человека были настолько разносторонни, что его труды и работы до сих пор используются не только в искусстве, но и в научных трудах.

Говоря о высоком Возрождении, невозможно не вспомнить о Рафаэле и Микеланджело . Принято считать, что Рафаэль олицетворял гармонию, Микеланджело –мощь эпохи высокого Ренессанса, а Леонардо да Винчи – интеллект.

Сложно опровергнуть это утверждение: самое грандиозное произведение монументальной живописи этой эпохи создал именно Микеланджело – картины на потолке Сикстинской капеллы, в трудах Леонардо да Винчи найдено множество описаний изобретений, намного опережающих свое время, а все произведения Рафаэля проникнуты необыкновенной гармонией, стремлением ко всему самому прекрасному и совершенному.

Культура Италии – это переплетение простых, «земных» тем с прекрасным и возвышенным. Художники, скульпторы, писатели, музыканты Италии превратили человека из низменного, зависимого существа в венец природы, самое прекрасное Божественное творение.

Италия одна из тех стран, которую можно назвать"живой галереей искусств", в которой хранится большое количество культурных ценностей. Культура и традиции в Италии многообразны и закладывались ещё с древних времён.

На улицах современной Италии можно увидеть римские развалины, греческие храмы и этрусские могилы. Всем известно, что в этой стране можно увидеть очаровательную Мадонну Тициана, крупные склепы, выполненные в стиле барокко, византийские мозаики, скульптуры Древнего Рима и др. Так что если вам необходимо будет написать реферат на тему: «традиции Италии», то можете не сомневаться, что информации по этой теме у вас будет предостаточно. Без труда можно отыскать огромный материал о традициях в Италии в Википедии, не говоря уже о других доступных источниках.

Среди традиций и обычаев Италии,в первую очередь, можно выделить народные традиции, семейные традиции, свадебные традиции, кулинарные, новогодние традиции этого европейского государства.

Народные традиции Италии

Издавна в Италии занимались керамикой. Причём в каждом регионе страны, изделия из керамики по-своему уникальны. Они существенно отличаются по художественной отделке и форме.

Богатую историю имеет производство стекла. Известны далеко за пределами Италии изделия, сделанные на острове Мурано (Венеция). Это, в основном, люстры, вазы, графины и т.д.

Во Флоренции и на острове Сардиния производят плетёные изделия - кошельки, сумки, шкатулки, пояса, флорентийские шляпы, имеющие широкие поля и т.д.

Стоит также отметить, чтокожевенное производство в Италии традиционнос давних времёнассоциируется с высоким качеством.

Стоит назвать только одну цифру – около 70 процентов изделий из кожи в Европейском Союзе сейчас производится в Италии. Эта страна настоящий лидер этой отрасли в Европе.

Семейные традиции Италии

Среди культурных традиций Италии на особом месте стоят традиции связанные с семейными ценностями. Итальянцы – это люди очень своеобразные. Это с одной стороны говоруны, которые весьма эксцентричны и всегда активно жестикулируют, а с другой – спокойные люди, которые ценят свою семью и свой дом.

По отношению ко всем женщинам мужчины в Италии очень галантны, но семья здесь на первом месте, и они всегда имеют при себе фото своей любимой жены и детей.

¾ населения не изменяют установившейся традиции обедать в семейном кругу. Дети в основном находятся дома под присмотром родственников – с дедушками и бабушками. И лишь только при отсутствии таковых их отдают в детский сад.

Свадебные традиции Италии

До 70-х годов 20 века разводы в Италии находились под запретом. Если брак был неудачным, то можно было лишь официально жить отдельно.

Во все времена ухаживание заключалось в вечернем и утреннем пении под окнами любимой девушки. Под гитару ухажёр исполнял традиционную серенаду (вечером) или маттинату (утром). Если девушка принимала ухаживания, то она должна была кинуть влюблённому в неё парню цветок.

В брак можно было вступать в любой из месяцев года, кроме мая. Запрещалось делать свадьбу также и во время поста. Основное время для браков в Италии – осень. Лучшие дни – выходные. Не приветствуется заключение брака в пятницу или во вторник.

Невеста должна иметь наряд, в котором должны быть зелёные или красные цвета (это могут быть элементы туалета).

После окончания венчания молодожёнов по традиции осыпают рисом, пшеном, крошками хлеба, цветами, монетами, солью, конфетами или орехами.

Завершается традиционная итальянская свадьба танцами, которые обязательно должна была начать невеста. Это символизирует крепкую связь молодожёнами между собой, а также с присутствующими на свадьбе гостями.

Новогодние традиции Италии

Празднование Нового года – самая настоящая национальная традиция Италии.

Естественно, что традиция Нового года в Италии – это, прежде всего заставленный различными блюдами праздничный стол. В этом итальянцы мало, чем отличаются от славян. Но, конечно, есть и свои особенности. Например, на Новый год в Италии традиционно бьют посуду ровно в 0:00, для того чтобы избавиться от накопившейся за год негативной энергии.

Также на Новый год в Италии принято надевать красное бельё (новое!), что должно принести личную удачу и любовь, а также плодородие всей стране, в целом. Для того чтобы все желание сбылось такое бельё должно быть выкинуто на следующий день.

Праздники и традиции Италии

Жители Италии обожают праздники и празднуют их с большим размахом. Если вы когда-нибудь попадёте на один из нижеперечисленных праздников, то сами сможете в этом убедиться.

Страстная пятница - осуществляется крестный ход от Колизея на Палатинский холм.
Пасха – благословление толпы от Римского папы.
1 мая - Festa del Lavoro (Праздник труда).
Первое июньское воскресенье - День Республики.

24 июня porchetta. В районе Сан-Джованни отмечают день святого Петра.
29 июня - в соборе Святого Петра проходит торжественное богослужение, посвящённое дню святого Павла и Петра.
Июнь - via dei Fori Imperiali. Военный парад в честь провозглашение Республики.
15 августа – Ferragosto (успение).



Похожие статьи
 
Категории