Третьяковская галерея собрание картин. Московская Государственная Третьяковская галерея: произведения, выставки

16.04.2019

Один из самых известных, популярных и востребованных музеев среди москвичей и гостей города - это Государственная Третьяковская Галерея. Основана она была в далеком 1856 г. Павлом Третьяковым. Именно в честь этого купца учреждение и получило свое название. На настоящий момент - это крупное культурное учреждение государственного уровня. Оно объединяет сразу несколько отдельных составляющих, крупных и мелких объектов. Но центральным среди них остается крупнейший корпус, который находится в Лаврушинском переулке столицы.

Здания галереи

На сегодняшний день Государственная Третьяковская Галерея и ее основные произведения находятся в доме купцов Третьяковых, а также ряде мелких построек, которые находятся в непосредственной близости от него.

В начале ХХ века музей получил новый фасад, который украшает его и по сей день. Эскизы для него были созданы небезызвестным художником Васнецовым. Чтобы сделать акцент на том, что в музее представлены преимущественно произведения русского искусства, был выбран особый неорусский стиль. Так, украшает фасад здания.

В рамках единого комплекса собраны изображения Георгия Победоносца, керамический фриз, а также оригинальная надпись, сделанная вязью. Именно она доносит до каждого из посетителей Московской Государственной Третьяковской Галереи, кто выступил первоначальными дарителями для музея, то есть, Сергея и Петра.

Уже в 1930-х годах правее основного строения возвели ещё одно помещение по проекту Щусова. Левее от него находится дополнительный инженерный корпус.

Роль купца Третьякова в создании галереи

Дом Государственной Третьяковской Галереи, где и сейчас хранятся многие произведения, первоначально принадлежал семье Третьяковых.

Сам был не только купцом, он и меценатом, который изначально собирал собственную коллекцию. Среди её экспонатов присутствовали только произведения, созданные русскими художниками. Собирать её он начал с далекого 1856 г. Уже к концу столетия все свои уникальные экспонаты купец передал в собственность города. На тот момент в его составе уже присутствовало 518 графических образцов наряду с 1287 живописной категории, а также 8 рисунков, созданных мастерами европейской школы, и 75 картин от зарубежных авторов. Помимо этого, в коллекцию входило несколько ценных икон и скульптур.

Первоначально собрание государственной Третьяковской Галереи обязано именно безупречному вкусу купца. Собранные им экспонаты даже в настоящее время входят в золотой фонд искусства всей страны.

История Галереи

Третьяков начал собирать произведения, которые в дальнейшем стали основой государственной Третьяковской галереи, еще в начале 50-х гг. XIX века. Но за официальную дату основания музея принят 1856 г., когда он приобрел для своей коллекции небезызвестные творения Худякова и Шильдера.

В последующие годы по мере расширения коллекции купца, к ней всё возрастало внимание со стороны общественности.

Павел владел огромным домом, неподалеку от которого располагался ряд дополнительных построек. Но в их стенах разместить все имеющиеся у него произведения искусства не представлялось возможным. Уже в ХХ веке все комнаты некогда жилого дома были переделаны мастерами под отдельные залы просторной галереи. Но и это решило проблему лишь на некоторое время.

Всё новые произведения поступали в Государственную Третьяковскую Галерею, поэтому через несколько десятилетий было принято решение переместить часть экспонатов в строение, расположенное на При этом в первоначальном доме остались все произведения, датированные периодом до 1910 года. Более современные экспонаты переехали в новый корпус.

Коллекции галереи

Современная Государственная Третьяковская Галерея, коллекции которой известны во всём мире, располагает сотней тысяч собственных экспонатов. Помимо постоянных произведений в её стенах регулярно проводятся и временные выставки. В последние годы музей продолжает активно развиваться, предлагая своим гостям всё новые направления, в том числе и в виде творческих студий для детей и других.

Предметы искусства, которые датированы XI-началом ХХ века, находятся в первоначальном здании государственной Третьяковской галереи. Собрание включает в себя работы ряда мастеров с мировыми именами, а также малоизвестных творцов. В стенах галереи представлены творения Рублева и Феофана Грека, а также Дионисия.

Отдельно выделены в музее залы с произведениями XVIII-XIX вв. Здесь расположились картины таких именитых мастеров, как Левицкий и Рокотов, Брюллов, Боровиковский и многих других.

Особое внимание уделено реалистичному направлению русского искусства, которое получило особое развитие к концу XIX века. К этой категории относятся картины руки Репина и Шишкина, Левитана и Крамского, Сурикова и иных более и менее известных авторов.

Также в музее создана выставка, охватывающая творчество, пришедшееся на рубеж столетий и начало ХХ века. Преимущественно здесь представлены Серов, Врубель, мастера из Союза Русских Художников и прочие.

На сегодняшний день в стенах Государственной Третьяковской Галереи представлены не только картины. Одна из наиболее ярких и запоминающихся частей в рамках действующей экспозиции - это «Сокровищница». Тут можно увидеть всевозможные художественные изделия, созданные в XII-XX вв. Для их изготовления применялись как драгоценные камни, так и благородные металлы, а также прочие материалы.

Графика, которая нуждается в создании особых условий хранения, вынесена в музее в отдельный раздел. В залах, где находятся такие произведения, создано специальное мягкое освещение.

Известные картины галереи

Сегодня выставки Государственной Третьяковской Галереи располагаются в огромном количестве залов. Причем в каждом из них обнаруживаются настоящие шедевры своего времени. Особое место сам Павел Третьяков отводил для творений Петрова, поэтому в стенах музея хранятся его лучшие картины - «Тройка» и многие другие.

С другой стороны, первоначальный хозяин коллекции всегда увлекался пейзажами. По сей день в галерее по картинам прослеживается история России. Соседствуют с такими собраниями портретные залы, в которых представлены самые известные художники, писатели и композиторы различных времен - это Даль, Тургенев, Островский, Некрасов и многие другие лица.

Популярные произведения русских художников

Первоначально Третьяков оказывал активную поддержку товариществу, организовывавшему художественные выставки передвижного типа. Именно на них он сам часто приобретал очередные шедевры для своей коллекции. Из числа наиболее известных в таких условиях были куплены картины «Грачи прилетели», «Сосновый бор» и многие другие, названия которых не менее известны, чем сами творцы.

С течением времени в коллекции купца оказались произведения, написанные рукой Репина и Сурикова, Шишкина и прочих.

Собрание музея

Перечислять действующие экспонаты данного музея можно очень долго ввиду их огромной численности. Гордостью галереи были и остаются произведения, классифицирующиеся как лучшие картины в рамках золотого века живописи российских художников.

Помимо этого, здесь выставлено творчество художников-передвижников. Это и Нестерова, Бенуа, Рериха, Серова и Врубеля.

Позднее, после свершения революции, число экспонатов музея продолжало расти. Во многом этому способствовала национализация собранных коллекций, а также активное творчество художников в те годы. В залах музея можно проследить развитие и основные направления, характерные для искусства советского периода.

Современность

На сегодняшний день в залах музея представлены направления графики и русской живописи, объекты декоративно-прикладного искусства, созданные в период с XI по XXI вв., а также ряд старинных икон и творения именитых художников России.

Каждый год галерею посещают миллионы гостей. Помимо этого, из её стен выезжают сотни выставок различной направленности во всевозможные уголки большой страны.

Искусство

6690

Прогулка по Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке на протяжении уже многих десятилетий является одним из самых популярных культурных мероприятий в столице. Кто-то первый раз приходит сюда еще в юношеские годы (кажется, этого не избежал ни один московский школьник), а кто-то уже взрослым человеком, с целью увидеть давно знакомые по репродукциям шедевры русской живописи.

Надеюсь, что этот краткий гид поможет спланировать свой визит и тем, кто впервые собирается посетить один из самых главных музеев страны, и тем, кто бывал здесь уже не раз.


Традиционный визит в Третьяковскую галерею начинается с той самой части помещений, которая когда-то была жилым домом семьи ее основателя ‒ Павла Третьякова, залы №1-7 на втором этаже. Именно здесь расположены первые семь залов (всего современная Галерея насчитывает 62 зала), сквозь которые обычно быстренько пробегают, не уделяя им должного внимания. Рекомендуем вам задержаться. Ведь эти залы позволяют нам окунуться в атмосферу удивительного XVIII века. Здесь представлена очень ценная коллекция живописи и скульптуры эпохи, начавшейся в правление Петра I и завершившейся коротким пребыванием на российском престоле Павла I. Главную роль в то время в изобразительном искусстве играл портрет, поэтому со всех сторон на нас взирают самые разные представители времени больших перемен и грандиозных свершений в русской культуре. В силу особого, часто идеализированного исполнения, необходимости знать историю жизни изображенного и эпохи в целом, эти залы, как уже было отмечено, незаслуженно пропускаются большинством посетителей. Но если всмотреться в лица на портретах, то можно даже не зная подробностей их биографии, ощутить особое настроение, «дуновение века».

Гуляя по залам галереи не пропускайте скульптуру! Иногда она теряется за яркостью картин, но ее лучшие образцы, созданные Федотом Шубиным, Иваном Мартосом, Михаилом Козловским, определённо заслуживают должного внимания.

Читать полностью Свернуть


Перед осмотром зала №1 стоит вспомнить о том, что в России светский портрет (то есть изображение человека не на иконе) появился довольно поздно, лишь в XVII веке. Одним из ценных примеров того, как выглядели эти изображения, может послужить «Портрет Ивана Щепотева» кисти неизвестного художника конца XVII века. При всей оригинальности в нем еще нет глубины пространства, отсутствует тональность, фигура неподвижна. Но уже совсем скоро появляется первый художник, основатель новой русской портретной школы ‒ Иван Никитин. Здесь же, в первом зале, можно увидеть несколько его чудесных произведений. Например, «Портрет цесаревны Анны Петровны», созданный не позднее 1716 года. Юная дочь Петра I изображена на нем примерно в возрасте 7 лет, хотя выглядит взрослее. Верная передача возраста тогда еще не входила в задачи художника при написании портрета. Но необыкновенные живописные контрасты, выразительные, привлекательные черты лица притягивают взгляд к полотну и позволяют предположить, какой по характеру была цесаревна Анна.

Читать полностью Свернуть

зал №1; 2 этаж


Особую группу в искусстве XVIII века, называемую «россика», составляют произведения, созданные в России иностранными художниками. В зале №3 обратите внимание на работы Георга Христофа Гроота. Проведя в России 8 лет своей жизни, он создал прекрасные камерные портреты Елизаветы Петровны и других высокопоставленных лиц. Никто из русских художников тогда еще так не рисовал.

Читать полностью Свернуть

зал №3; 2 этаж


В зале №4 вас ждет встреча с работами самого загадочного русского художника-портретиста XVIII века ‒ Федора Рокотова. О его жизни мало что известно. Многие созданные им картины также хранят свои тайны. Обратим внимание на три портрета, связанные с семьей Струйских. Это портрет Николая Струйского, его жены и так называемый «Портрет неизвестного в треуголке». Николай Струйский ‒ придворный, почитатель Екатерины II, бесконечно посвящавший ей свои хвалебные стихи, очень ценил творчество Рокотова. Он изображен художником в 1772 году, тогда же был создан портрет его молодой супруги Александры, являющийся, на сегодняшний день, одной из жемчужин коллекции Третьяковки. Удивительный по колориту, нежным, дымчатым переходам цвета, образ Александры очаровывает красотой и таинственностью взгляда, оставляя нам лишь догадываться о том, что за душа скрывалась за этими необыкновенными глазами. Третий портрет ‒ настоящая загадка. Он также происходит из имения Струйских. Удалось установить, что за маскарадным костюмом скрывается другое изображение ‒ прекрасная девушка в платье и несколько иной позе. По неведомым причинам художник, полностью сохранив лицо, спустя время изменил одеяние. По одной из версий, перед нами первая жена Николая Струйского, изображение которой он решил сохранить, но замаскировать перед вторым браком.

Читать полностью Свернуть

зал №4; 2 этаж


Одним из самых знаменитых шедевров XIX века в Третьяковской галерее является картина Александра Иванова «Явление Христа народу» («Явление Мессии»), представленная в зале №10. Посвятивший работе над этим масштабным полотном двадцать лет своей жизни, художник очень внимательно прорабатывал каждую деталь, создав при этом большое количество рисунков и эскизов, многие из которых сами по себе являются чудесными картинами. Так, в зале №12 посмотрите живописные итальянские пейзажи: долины, горы, деревья. В творческих поисках Иванов не жертвует художественным мастерством и пишет волшебными изумрудно-зелеными и землисто-охристыми красками виды итальянской природы.

Читать полностью Свернуть

залы №10, 12; 2 этаж


Из художников-реалистов, чьи работы стали основой коллекции Павла Третьякова, тех живописцев, чье творчество без устали прославлял критик Владимир Стасов, хочется остановиться у полотен Василия Перова (зал №17). При всей обличительности русской действительности последней трети XIX века, в этих картинах, часто небольшого формата, не чувствуется однозначности, безапелляционности и категоричности. Художник воздействует на зрителя каким-то другим, более тонким образом, взывает к гуманизму и добру. Передавать словами сюжеты я не стану ‒ лучше один раз увидеть. Всмотритесь повнимательней, и, при желании, постройте аналогии с сегодняшним днем. Возможно, у вас появится новое видение истории и современности.

Читать полностью Свернуть

зал №17; 2 этаж


В зале №18, где выставлены работы Алексея Саврасова, в том числе и самая известная среди его полотен ‒ «Грачи прилетели», часто остается незамеченным творчество чудесного пейзажиста Фёдора Васильева, который за 23 года своей очень короткой жизни создал необыкновенные по воздействию, словно пропитанные ароматами земли виды России. Задержитесь возле этих картин. К примеру, одна из них ‒ пейзаж «Мокрый луг», написана в последние месяцы жизни художника и наполнена каким-то удивительным светом, дарящим зрителю особые ощущения. И дело здесь не только в красках.

Читать полностью Свернуть

зал №18; 2 этаж


Просторный зал №20 знакомит нас с работами замечательного художника, идеолога передвижников, друга и соратника Павла Третьякова и учителя уже знакомого нам Фёдора Васильева ‒ Ивана Крамского. Особое место в его творчестве всегда занимал жанр портрета. В Галерее представлены очень точные по свидетельствам современников (как по внешнему сходству, так и по психологической характеристике) портреты Николая Некрасова, Льва Толстого, Михаила Салтыкова-Щедрина и самого основателя Галереи Павла Третьякова. Стоит отметить, что коллекция Третьяковки не случайно так богата изображениями деятелей российской культуры XIX века. Такую цель ‒ сохранить в памяти потомков образы прославленных поэтов, писателей, музыкантов, художников и т.д. ‒ Третьяков поставил перед собой еще в 1860-е годы. Над пополнением собрания такими работами, помимо Ивана Крамского, усердно трудились и другие знаменитые художники: Василий Перов (зал №17), Илья Репин (залы №29-30), Николай Ге (зал №31). Возвращаясь к творчеству Крамского, обратите внимание на два портрета Николая Некрасова. Первый из них, где поэт изображен со скрещенными на груди руками, довольно типичен и является документальным свидетельством, созданным по заказу Третьякова. Второй портрет более интимен. Художник рисует Некрасова в привычной для него обстановке «в период последних песен». Лицо написано с натуры и вставлено в общую композицию. Обе картины созданы почти в одно время, но сильно отличаются друг от друга. Третьяков выбрал первую. А какая больше понравится вам?

Третьяковская галерея – самый большой музей русской живописи в мире. История которого началась с частной коллекции Павла Третьякова.

Художники мечтали, чтобы их работы покупал именно он. Хотя Третьяков не всегда готов был платить много. Потому что многих подкупал этот меценат со скромным характером и демократичными взглядами.

Когда Третьяков передал свою галерею в дар Москве, Александр III пожаловал ему дворянский титул. Но Третьяков отказался, считая себя недостойным этого!

Его вкус был тоже особым. Он хотел видеть в картине правдивость, искренность и душевность. Игнорировал работы академические и пафосные, созданные с целью поразить публику.

Поэтому многие купленные им работы выдержали проверку временем и признаны шедеврами. О нескольких из них я и расскажу.

1. Иван Шишкин. Рожь. 1878 г.


Иван Шишкин. Рожь. 1878 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва. Приобретена П. Третьяковым.

На картине «Рожь» мы видим невероятное сочетание желтой низкой ржи и высоченных старых сосен. А ещё много интересных деталей. Очень низко летающие стрижи. Идущие по дороге люди с косами.

Шишкина часто упрекали в чрезмерном фотографичности. И в самом деле, если вы приблизите изображение, то разгладите чуть ли не каждый колосок.

Но не все так просто. Среди величавых сосен стоит сосна погибшая, возможно от ударившей молнии. О чем нам хочет сказать художник? О том, что любая сила может быть в одночасье сломлена?

Пережив смерть жены и двоих детей, Шишкин вполне мог такое настроение перенести на холст. Но даже если так, он при этом делал все, чтобы показать красоту русской природы.

Качественную репродукцию этого шедевра можно заказать

2. Архип Куинджи. После дождя. 1879 г.


Архип Куинджи. После дождя. 1879 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

Главный герой всех картин Куинджи – это свет. Причём обычный свет художник непостижимым образом превращал в волшебный. Выбирая самые красочные явления природы. Как и на картине «После дождя».

Только что прошла страшная гроза. Коричнево-фиолетовое небо выглядит устрашающе. Но пейзаж уже освещается первыми лучами. Вот-вот созреет радуга. Трава после дождя – чистого изумрудного цвета.

Нет уверенности, что Куинджи писал только с натуры. Вряд ли бы лошадь оставалась на открытом пространстве в сильную грозу. Скорее всего, ее фигура добавлена для усиления контраста. Между грозовым небом и освещённой солнцем травой.

Куинджи был оригинален не только, как художник. Но и вообще, как человек. В отличие от многих своих не очень обеспеченных коллег, он разбогател благодаря удачным сделкам с недвижимостью. Но жил очень скромно, все свои деньги раздавая нуждающимся.

3. Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г.


Виктор Васнецов. Три царевны подземного царства. 1881 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила в 1910 г. по завещанию М. Морозова

Картину «Три царевны» заказал Савва Мамонтов специально для конторы каменноугольной железной дороги. Васнецов взял за основу народную сказку о золотой, серебряной и медной царевнах.

Но сильно ее видоизменил. Оставив лишь золотую царевну. Добавив двух других от себя. Царевну драгоценных камней и Царевну угля. Все три прославляют богатства недр русской земли.

Девица в чёрном – самая младшая, ведь уголь стали добывать позже золота и драгоценных камней. Поэтому и платье на ней более современное.

А ещё платье Царевны угля более скромное. Ведь ее назначение – приносить пользу людям. А не служить людской алчности, что приходится делать двум старшим сестрам.

Третьяков любил покупать работы у Васнецова, они были хорошими приятелями. И не мудрено. Художник был крайне скромным человеком.

Когда он поступал в Академию художеств, то узнал о том, что выдержал экзамен, лишь через год. Когда пришёл заново сдавать экзамен, уверенный, что провалился в первый раз.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

4. Илья Репин. Стрекоза. 1884 г.


Илья Репин. Стрекоза. 1884 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

«Стрекозу» невольно можно принять за работу импрессиониста из Парижа. Ведь она такая жизнерадостная, светлая.

Ребёнок сидит на перекладине на фоне светлого неба и качает ножкой. Так и слышится стрекотание сверчков и жужжание шмелей.

Самое удивительное, что Репин не особо любил импрессионистов. Считая, что им не хватает сюжетности. Но ничего не мог с собой поделать, когда брался нарисовать ребёнка. Другая манера письма никак не шла к детской непосредственности.

На картине Репин изобразил свою старшую дочь Веру. Причём он сам и назвал ее «Стрекозой». Ведь голубое платьице так похоже на расцветку стрекозы, присевшей на бревнышко на пару секунд, чтобы вскоре взмыть с легкостью в небо.

Вера проживала с отцом до конца его жизни. Замуж так и не вышла. О ней мало, кто лестно отзывался. В том числе хорошо знавший семью Репиных Корней Чуковский.

По его воспоминаниям Вера Ильинична не задумываясь продавала картины отца, а на вырученные деньги покупала себе серёжки. Была «лжива, труслива… и тупа умом и сердцем». Вот такая резкая критика…

5. Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г.


Валентин Серов. Девушка, освещённая солнцем. 1888 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

Ещё одна картина в импрессионисткой манере хранится в Третьяковке. Но написанная уже Валентином Серовым.

Импрессионизм здесь выражен в невероятной игре света и тени. Солнечные блики, ярко освещённая полянка противопоставлены темной коре дерева и юбке глубокого синего цвета.

Серов считал «Девушку, освещенную солнцем» лучшей своей картиной, несмотря на то, что написал ее в 23 года. Он признавался друзьям, что всю жизнь пытался создать нечто подобное, но никак не выходило.

Серову позировала его кузина Мария Симонович. Целых три месяца по несколько часов каждый день. Художник работал над картиной так долго и тщательно, что даже очень терпеливая Мария не выдержала. На четвёртый месяц работы она сбежала в Петербург под предлогом начала занятий.

Не только потому, что устала. Потом она призналась, что боялась, как бы брат не перестарался. Сама будучи скульптором, она знала, что если бесконечно вносить в работу поправки, то можно все испортить.

Возможно, она поступила правильно. И в том числе благодаря ей картина стала шедевром. Уступая по популярности лишь картине Серова .

6. Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г.


Исаак Левитан. Над вечным покоем. 1894 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Приобретена П. Третьяковым

«Над вечным покоем» – один из самых русских и философских пейзажей Левитана. Вселенский масштаб речного простора противопоставлен человеческой хрупкой жизни. Символом которой является еле заметный огонёк, горящий в церквушке.

Сам Левитан считал эту картину очень важной, видя в ней отражение своего характера и души. Но при этом она его страшила. Ему казалось, что от неё веет холодом вечности, которая «поглотила немало поколений и ещё больше поглотит».

Левитан был человеком меланхоличным, склонным к мрачным мыслям и поступкам. Так, через год после написания этой картины он совершил демонстративную попытку самоубийства. Будучи в удрученном состоянии из-за перепитий личной жизни. В то время в него влюбились сразу две женщины, мать и дочь.

А вообще эта картина – катализатор вашего мироощущения. Если вы человек оптимистичный, то скорее вы почувствуете воодушевление от созерцания простора. Если вы пессимист, то ждите иных эмоций. Вам наверняка станет не по себе от всепоглощающего пространства.

7. Михаил Врубель. Сирень. 1900 г.


Михаи́л Врубель. Сирень. 1900 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва. Поступила из музея И.Остроухова в 1929 г.

На картине Врубеля мы видим поразительно красивую сирень. Она написана мастихином*, поэтому грозди соцветий похожи на объёмные кристаллы необыкновенного цвета, от светло-голубого до фиолетового. Вообще этих цветов на картине так много, что можно ощутить запах сирени.

На фоне куста выступают очертания девушки, души сирени. Мы видим только большие темные глаза, темные густые волосы и изящные руки. Девушка в отличие от сирени написана кистью. Что подчеркивает ее ирреальность.

Картина может вернуть нас в детство. Ведь именно тогда мы были склонны видеть потустороннее. Вот идёшь по тропинке среди сиреневых кустов в поздние сумерки и вглядываешься в зелень. А воображение рисует нам неведанное: чьи-то глаза или силуэты.

Врубель в отличие от обычного человека сохранил это особое видение на всю жизнь. В своём воображении он погружался в иные миры и потом демонстрировал их нам. В виде демонов, серафимов или душ деревьев.

Но однажды он «не нашёл дорогу» назад. Вскоре после написания «Сирени» у Врубеля начало прогрессировать психическое расстройство. Он медленно угасал в плену других миров и скончался в 1910 г.

В Третьяковке так много шедевров русской живописи, что мне было сложно выбрать только семь картин. Наверняка кому-то не угодила. Ведь я не включила самые раскрученные шедевры вроде . А ещё не рассказала о Верещагине и .

Руководствовалась собственным вкусом, выбрав те работы, которые лично мне очень импонируют. Если вы их раньше не замечали, то надеюсь, что смогли сделать для себя новые открытия.

* Тонкая лопаточка, которую художники используют для нанесения грунта на холст (основа под красочный слой картины). Но иногда этот инструмент используется и для нанесения красок.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест

Вконтакте

Бесценное сокровище русской культуры, хранилище самых дорогих русскому сердцу картин, Третьяковская галерея – светлая радость России.

История «Третьяковки»

Наверное, даже весьма далёкий от искусства человек почувствует щемящую грусть при виде «Алёнушки» Виктора Васнецова или тихое умиротворение от картины Михаила Нестерова «Видение отроку Варфоломею». В этом, наверное, и есть основное предназначение этого музея – не только тщательно собрать и бережно хранить золотой фонд живописи Руси, но и выступать в качестве объединяющего звена для, к сожалению, в большой степени разобщённого в наши дни народа. Культура скрепляет и даёт уверенность в том, что и дальше будет существовать нечто, характеризуемое сердцевиной, стержнем Руси.

Как известно, галерея была основана в 1850 годы человеком, в честь которого она впоследствии и была названа - Павлом Третьяковым. Будучи высокообразованным и дальновидным меценатом, Павел Михайлович умел находить жемчужины среди работ тогда ещё неизвестных художников. Именно его стараниями получили признание многие гении того времени. Скупая понравившиеся ему картины, некоторых мастеров он даже спасал от бедности, как, например, Саврасова. Год за годом Павел Михайлович отбирал по крупицам самые лучшие, самые важные картины, заранее решив для себя, что в будущем передаст всё накопленное Москве.

Старания Третьякова не прошли даром: в наши дни Третьяковская галерея, наряду с Московским Кремлём, двуглавым орлом и Медным всадником стала символом России, памятником неиссякаемого дара русского человека видеть и переносить на холст красивое.

В стенах Третьяковской галереи можно почувствовать дух старого времени, силу и мощь русского духа и мысли. Счастье переполняет от созерцания той скромной красоты нашей Родины, что вместили в себя великие полотна. Сколь умело и с любовью передал Исаак Левитан настроение родной природы, её неяркие краски и задумчивость. Какие золотые нивы и лазурное небо на картинах Мясоедова. Насколько точны и исполнены жизненности работы Шишкина.

Неотрывно связана русская живопись и с другими видами искусства, «Демон сидящий» Врубеля, например, вызывает в памяти произведения Михаила Лермонтова, а «Богатыри» Виктора Васнецова - русские былины, эпос, в котором отражена рать и доблесть Древней Руси.

Всё, что можно увидеть в Третьяковской галерее - это отражение целых веков, навсегда вписанное кистью и красками в причудливое переплетение истории. Быт крестьян и пейзажи, изображения святых и портреты великих дворян и знаменитых людей, военные панорамы и футуристические натюрморты начала XX века - всё это летопись народа русского. Нельзя не упомянуть и то, что помимо живописи, в фонде галереи также хранятся и скульптуры, графика и иконы древнерусских мастеров. Наверняка каждый русский человек помнит хотя бы из уроков истории в школе известнейшую икону Андрея Рублёва «Троица», а ведь это ещё один из столпов русской культуры - православное христианство, святая вера народа, живое и трепетное чувство.

Нет ничего прекраснее, чем осознавать, что Третьяковская галерея - одна из самых известных в мире, что она привлекает множество путешественников со всего земного шара, желающих не просто посетить музей по программе, но прикоснуться к таинственной русской душе. У Парижа есть Лувр, у Нью-Йорка - Музей Метрополитен, у России – Третьяковка, как принято её немного фамильярно называть: это наша общая гордость, отличительный знак, культура, воплощённая в собрании предметов искусства.

Вячеслав Подгорный

Третьяковская галерея

Посещение Москвы туристами и «командировочными», как принято говорить, не обходится без знакомства с Третьяковкой. Она является лицом столичного мира искусств и лакмусовой бумажкой культурного развития россиян.

Биография Третьяковки началась с 1856 года. К тому моменту музей нельзя было назвать музеем в полном смысле. Третьяков Павел Михайлович представил на своей первой экспозиции судное собрание экспонатов – это «Стычка с финляндскими контрабандистами» работы Шинлера, «Искушение» Василия Григорьевича Худякова и несколько полотен голландских мастеров и литографий, приобретенных им собственноручно. Спустя какое – то время коллекцию пополнили полотна русского живописца Якоби Валерия Ивановича, Клодта старшего и русского пейзажиста Алексея Саврасова.

Свою экспозицию Павел Михайлович планировал расширять и дальше, для чего мечтал приобрести дорогостоящее собрание полотен Прянишникова Федора Ивановича, – общественного деятеля и библиофила. Цена была непомерной, поэтому Румянцевская галерея с удовольствием приобрела работы Прянишникова, но впоследствии они все же вошли в коллекцию Третьяковки.

Все последующее время Третьяков пополнял выставочные экземпляры, полагаясь на собственный интерес и вкус. Художникам-передвижникам Павел Михайлович уделял особо много внимания. Скупал их работы, разбавив уже существующее собрание жанровых и исторических работ пейзажами Шишкина, Саврасова и Крамского. Причем, последний написал портрет Третьякова.

Кроме приобретения бесценных полотен меценат Третьяков занимался благотворительностью, помогая все тем же передвижникам. Иные нашли даже кров в стенах дома Третьяковых, например Иван Крамской, ставший впоследствии лучшим другом Павла.

С трепетом относился основатель музея к работам Владимира Перова. Он покупал готовые полотна художника («Сельский крестный ход на Пасхе», «Дилетант» и «Тройка»), а после смерти Владимира Васильевича устраивал выставки в память о творчестве великого мастера. Примерно в 1964 году Третьяковскую коллекцию разбавила «Княжна Тараканова» Флавицкого, а спустя несколько лет Бронников написал одно из любимейших произведений Веры Николаевны Третьяковой, – супруги Павла Михайловича, – «Гимн пифагорейцев восходящему солнцу».

И так, пейзаж. Ему Третьяков посвятил много времени, внезапно полюбив именно этот жанр в период шестидесятых голов позапрошлого столетия. Однако портреты снискали к себе достойное внимание, и, как свидетельствует современное собрание работ, изображения именитых людей населили экспозицию Третьяковки. Так, неимоверными усилиями Павел Михайлович уговорил позировать Льва Толстого для написания его же портрета. Это был 1783 год.

Спустя год Павел Михайлович приобрёл коллекцию Верещагина за девяносто две тысячи рублей. Художник только что вернулся из Туркестана, представив зрителю необычные образцы работ с восточным колоритом. Новое приобретение Третьяков планировал отдать в дар Московскому училищу живописи. Однако училище дар не приняло, по причине отсутствия свободной площади. Следующим на очереди в одариваемых было общество любителей художеств в Москве, откуда спустя три года, собрание вернулось к Павлу Михайловичу.

Случилась так, что к 1872 году экспозиция картин с тала объёмной и не умещалась боле в доме на Лаврушинском переулке. Было принято решение о строительстве другого здания, которое вмещало бы выставочные залы. Возведение нового корпуса завершилось к 1874 году. Но судьба музея на этом не закончилась и девяностых годах позапрошлого столетия Галерея расширилась за счет новых шести залов.

В 1892 году Павел Третьяков передал своё детище в дар столице. Предвидя трудности с содержанием здания и пополнением собрания, Третьяков составил завещание о передаче после своей смерти 150 тысяч рублей в Галерею для её ремонта и содержания и 125 тысяч – для приобретения новых шедевров и предметов искусства. К завещанию прилагались древние иконы – бесценное древнерусское собрание, в том числе часть недвижимого имущества Павла Михайловича. Вплоть до 1898 года, вплоть до своей смерти.

Завещание вступило в законную силу в 1899 году, тогда же Галерея попала под покровительство самого императора Николая II и, созданного по решению Московской Думы, Совета, которому надлежало управлять теперь уже Городской художественной галереей братьев Третьяковых. Александра Боткина, живописцы Остроухов и Серов, коллекционер Иван цветков и главный хранитель музея, – Хруслов Е. М. – вошли в состав Совета. А последний настолько был предан коллекции Третьяковской Галереи, что покончил жизнь самоубийством после вандализма свершенного над полотном «Иван Грозный убивает своего сына». За время своего руководства Хруслов внес новаторское предложение о систематизации собрания братьев Третьяковых в хронологическом порядке. Теперь коллекция имела четкую градацию по эпохам, начиная с древнерусской иконописи вплоть до современного искусства. При этом было создано подробное научное описание каждого экспоната.

В период советского времени Третьяковская галерея стала называться Музеем имени Третьяковых. Теперь её хранителем стал Грабарь Игорь Эммануилович. В его бытность коллекция Галереи пополнилась полотнами и экспонатами, конфискованными из частных собраний знати и переданными другими музеями. Авангардные работы Татлина, и Казимира Малевича вдохнули новую жизнь в классическое собрание музея. А расширение Галереи за счет дому в Малом Толмачевском переулке позволило расположить в нём третьяковскую библиотеку, фонды графики, сокровищницу, научные и архивные отделы.

В период Второй Мировой войны галерея спасала экспонаты, извлекая из рам, запаивая в металлических тубусах холсты. Коллекцию вывозили частями в Новосибирск, начиная с лета 2014 года. Всего было 4 этапа эвакуации, а к 1942 году, когда немецкие войска были откинуты далеко от Москвы, экспозиция вернулась из Новосибирска в родные стены. Часть зданий музея была разрушена, но это не помешало проведению юбилейной выставки.

Послевоенная жизнь Третьяковки был плодотворной на приобретение новых экспонатов. Галерее были подарены произведения Бенуа, Рериха, Петрова – Водкина, Саврасова, Врубеля и других живописцев. В 1956 году, когда собрание работ уже не вмещалось на площади музея, было принято решение о расширении Галереи за счет строительства нового здания на берегу Москвы-реки.

В новое здание планировалось перевезти большую часть коллекции, однако в 1959 году новенькую постройку подарили Картинной галерее СССР, недавно созданной. Зато в середине восьмидесятых прошлого столетия коллекция этой самой Галереи СССР слилась с третьяковским собранием. В тот период объединенные музеи стали именовать иначе – Государственная Третьяковская галерея, а корпус в Лаврушинском переулке закрыли на реконструкцию.

В начале восьмидесятых, когда Королев Юрий Константинович, – советский живописец, – возглавил Третьяковскую галерею, началось её грандиозное переустройство. В планы Королева входило создание огромного музейного комплекса с хранилищами, конференц-залами в тандеме с историческим обликом, который нужно было сохранить и продолжить. Появились реставрационные мастерские и хранилища образцов искусства – депозитарии.

Первых посетителей после реконструкции дом в Лаврушинском переулке встретил в 1986 году. Тогда же Третьяковская галерея объединилась с квартирой – музеем Васнецова А. М., домами – музеями В. М. Васнецова и Корина П. Д., мастерской – музеем Голубкиной А. С. Теперь этот союз носит название Всероссийского Музейного Объединения «Государственная Третьяковская галерея».

В середине девяностых (1995 год) перестройка завершилась появлением десяти новых залов. Площадь позволила расширить собрание древнерусской экспозиции, открыть выставки скульптурных произведений XVIII – XX веков, разместить панно Врубеля «Принцесса Греза» в отдельном помещении. Основным зданием стало считаться то, что находится на Крымском валу.

Ирина Никонова

Шедевры «Третьяковки»

Более ста лет Третьяковская галерея является одной из обязательных для посещения туристов достопримечательностью российской столицы, входящей в культурную программу. Но прежде, чем отправиться в этот храм искусства, следует хотя бы бегло ознакомиться с экспозицией художественного музея. Можно приобрести брошюру или «покопаться» в интернете.

Немного об истории музея

Российский меценат Павел Третьяков уже несколько лет собирал коллекцию живописи. В 1856 году в своём доме он открыл галерею, а в 1892 году передал её государству. Она насчитывала уже более 1000 картин в живописи и графике, а также нескольких скульптур. С того времени галерея развивалась уже как государственная галерея. Она неоднократно расширялась, появлялись новые корпуса, но оставалась на прежнем месте. В честь 100-летнего юбилея, в 1956 году, у здания установили памятник П. Третьякову.

Семь известных с детства картин, находящихся в экспозиции Государственной Третьяковской галереи

«Богатыри»

Полотно В. М. Васнецова «Богатыри» - настоящий шедевр и символ русского искусства. Картина была создана во II пол. XIX столетия. Именно в то время русские живописцы создавали много картин на тему русских сказок и былин. Многие из них написали всего по одной картине, но у Васнецова эта тема стала основой его творчества. Это произведение он писал около 30 лет. Картина символизируют силу русского народа. Размер полотна – 295 х 446 см.

«Иван Грозный убивает сына»

Известный всем эпизод российской истории, однако окутанный тайнами и загадками, изображён на трагическом полотне Ильи Репина. Ужас на лице царя и умирающий на его руках сын. Впечатление, от этой картины ошеломляющее. Ведь царь убивает сына Ивана, прерывая династию Рюриковичей, которая правила Русью с IX столетия. Это момент прозрения и царь изображен обезумевшим от содеянного им, не грозным самодержцем, а испуганным стариком с безумными глазами..

«Утро в сосновом бору»

Этот шедевр И. Шишкина, знаком нам с раннего детства. Нельзя не восхититься природой, которая оживает на ранней заре. Вот и шаловливые медвежата решили устроить качели. Наверное, уже никого не удивить фактом того, что легендарных мишек дорисовал К. Савицкий. Лес, освещённый лучами восходящего солнца, прописан очень детально, а семья медведей добавляет реалистичности этому замечательному произведению.

«Боярыня Морозова»

XVII, церковный раскол. Боярыня Морозова осталась верной старообрядческой вере, даже под угрозой ссылки. Картина условно разделена на две части. С одной стороны стоят старообрядцы, искренне переживающие и сочувствующие, именно им Морозова и показывает характерный жест. С другой стороны – новообрядцы, они злорадно насмехаются над боярыней, создавая яркий эмоциональный контраст.

Раскол... Вот главная идея этого полотна. В. Суриков писал это гениальное произведение более четырёх лет. И оно принесло ему не только славу, но и бессмертие.

«Тройка»

Одна из самых эмоциональных картин Перова, передающая всю тяжесть судьбы сирот того времени. Холодная зима, ветер, и трое маленьких детей, вынужденные тащить тяжёлый груз. Какой-то мужчина решил им помочь, по его усилиям можно судить о весе бочки. Измученные глаза детей невольно вызывают грусть или даже слёзы на лице.

«Неизвестная»

На небольшом полотне Крамского изображена незнакомка – это дворянка, разъезжающая в экипаже по Петербургу. Обратите внимание на её богатый костюм, состоящий из европейских элементов одежды и аксессуаров. Личность девушки и по сей день остаётся загадкой для искусствоведов.

«Явление Христа народу»

Грандиозное полотно на основе сюжета из Евангелия, над которым Иванов работал 20 лет. Здесь и апостолы, и старцы, и раб, и странник, и ещё много других людей, разных по своему социальному положению. Мастерски выполненная работа несёт большую эмоциональную нагрузку.

Кроме вышеперечисленных картин есть ещё много картин, которые по праву вошли в золотую летопись российского искусства. Это произведения: Грабаря, Крамского, Иванова, Репина, Врубеля, Айвазовского, Перова... Проведенный день в Третьяковской галерее подарит вам массу впечатлений и эмоций. Надолго запомнится день, когда вы прикоснулись не только к настоящему искусству, но и к русской истории.

Наталья Абдуллаева

Темы материала

У каждой уважающей себя мировой столицы обязательно есть свой музей искусств. Примеры? Пожалуйста! Метрополитен в Нью-Йорке, Прадо в Мадриде, конечно же, Лувр в Париже. В Лондоне есть Национальная, в Москве – Третьяковская галерея.

Она – жемчужина столицы, один из ее символов с настоящим лицом русского искусства. Тем более, что в стенах Третьяковской галереи хранится крупнейшая коллекция русского изобразительного искусства с XI и XXI века, от древней иконописи до современного авангарда.

Открыть для себя эту сокровищницу живописи стремятся туристы со всего мира: если не был в «Третьяковке» — не познал русскую душу!

В ее залы приходят и те, кто далек от искусства, и те, кто готов часами рассматривать великие полотна, игру света и тени, гениальные сюжеты и бесценные иконы. А Третьяковская галерея уже более 160 лет продолжает стоять на своих четырех китах: сохранение, исследование, представление и популяризация искусства России.

Как добраться, фото?

  • Метро: Третьяковская, Третьяковская, Полянка
  • Официальный сайт: tretyakovgallery.ru
  • Режим работы:
    • Пн — Закрыто;
    • Вт, Ср, Вс 10:00 - 18:00;
    • Чт, Пт, Сб10:00 - 21:00
  • Адрес: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10

Билеты, цены

Купить билеты можно на сайте ticket.tretyakovgallery.ru. Цены:

  • Третьяковская галерея
    • Взрослый — 500 руб.
    • Льготный — 200 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно
  • Комплексный входной билет (Лаврушинский пер., 10 и Крымский Вал, 10)
    • Взрослый — 800 руб.
    • Льготный — 300 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно
  • Комплексный входной билет (Лаврушинский пер., 10 и Лаврушинский пер., 12)
    • Взрослый — 800 руб.
    • Льготный — 300 руб.
    • До 18 лет — Бесплатно

Дни бесплатных посещений

  • 1 и 2 воскресенье каждого месяца - для студентов высших учебных заведений РФ при предъявлении студенческого билета («студент-стажер» не подходит);
  • для учащихся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет);
  • каждая суббота - для членов многодетных семей (граждане России и стран СНГ);

Для получения билета необходимо обратиться в кассу и предъявить необходимые документы.

План залов Третьяковской галереи

  • Первый этаж

  • Второй этаж

Виртуальная экскурсия по Третьяковской галерее

Отец-основатель галереи

Без сомнений, без купца Павла Третьякова не было бы картинной галереи. Именно ему Москва обязана открытием художественного музея. А ведь Павел Михайлович не имел ни малейшего отношения к культуре: его семья занималась коммерцией, и ему ничего не оставалось, как включиться в дело родителей. Известный купеческий род Третьяков продолжил, но и мысли об искусстве молодой фабрикант не оставил. В 24 года он приобрел две картины художников В. Худякова и Н. Шильдера, написанные маслом, о которых публика не слышала. Зато сегодня их имена известны ценителям и любителям живописи. С этого момента в 1856 году ведется начало коллекции Третьякова и будущей галереи.

Купец мечтал о том, как откроет музей русской живописи. Он изучал художественный рынок, и с конца 50-х годов приобрел лучшие картины.

Павел Третьяков был не просто коллекционером, а человеком с широкими культурологическими знаниями. Его чутье даже сами художники называли дьявольским, а сам Третьяков говорил, что работает исключительно для русского народа. Он не пропускал выставок в столицах, посещал мастерские и выкупал произведения искусства еще до того, как они появлялись на экспозициях. Говорили, что даже царь, подходя к картинам, которые ему приглянулись, видел табличку «Куплено П.М. Третьяковым».

Знаменитый меценат и коллекционер не только собирал полотна выдающихся художников, но и поддерживал начинающих, продвигал их творчество. Стараниями Павла Михайловича стали известны многие гении живописи конца XIX века.

Известно, что особо он интересовался передвижниками: его дом даже так и называли – домом передвижников. Собственно, в его стенах и жили некоторые из современных живописцев, например, И. Крамской. Именно его кисти принадлежит знаменитый портрет самого Третьякова. Он буквально спас от бедности А. Саврасова. Впрочем, скупая картины, которые ему понравились, Третьяков не дал кануть в безызвестности и нищете многим художникам. И он продолжал приобретать полотна В. Перова, И. Шишкина и других, ставшие их самыми известными на сегодняшний день.

Дорогим приобретением для галереи стала коллекция В. Верещагина. За восточный колорит в картинах и этюдах, которые запечатлели Туркестан, меценат выложил 92 тысячи рублей. Поистине, уникальное собрание портретов удалось собрать Третьякову. Некоторых героев ему приходилось уговаривать лично, как это произошло с Львом Толстым. Меценат специально заказывал художникам портреты тех, которые возвеличивали Россию. В галерее навсегда поселились изображения великих композиторов, писателей и музыкантов: Федора Достоевского, Николая Некрасова, Михаила Мусоргского.

Знатоки отдельно говорят о портрете Марии Лопухиной мастера В. Боровиковского, и называют его жемчужиной коллекции. Именно Третьякову удалось положить конец слухам, связанным с этой «нехорошей» картиной. После того как он приобрел произведение для своей коллекции, о портрете стали говорить как о предвестнике скорой кончины каждой молодой девушки, взглянувшей на него. Дело в том, что дурная слава тянулась за всеми изображениями прожившей несчастливую и короткую жизнь Марии по большей части из-за ее отца, мистика и масона.

Портрет Марии Лопухиной. Создатель Боровиковский Владимир

Но под заказ Третьякова художники писали не только портреты. Правдивые пейзажи русской жизни, исторические зарисовки также были страстью коллекционера. Вполне возможно, ни современники, ни потомки, никогда бы и не увидели картину «Гимн пифагорейцев», не закажи меценат это знаменитое теперь полотно Ф.А. Бронникову.

«Гимн пифагорейцев восходящему солнцу» 1869 Холст, масло 99,7 х 161. Ф.А. Бронников.

Картина украшала гостиную усадьбы Третьяковых, и была любимым произведением живописи супруги знатока искусства, Веры Николаевны. Она поддерживала мужа в том, что нужно избегать излишеств, несмотря на богатство. Ведь пожертвовав роскошью, можно было сэкономить в пользу приобретения произведений искусства. И, полагаясь на свой вкус и пристрастия, Третьяков продолжал пополнять коллекцию. К открытию городской галереи собрание уже было внушительным: скульптуры, более 1200 русских живописных полотен и более 80 – иностранных, полтысячи рисунков.

Плоды своего многолетнего труда П. М. Третьяков решил передать в дар Москве в 1892 году. Так появился первый общедоступный художественный музей.

Он находился в собственной усадьбе Третьякова. Коллекция расширялась, и вместе с ней разрастался особняк. Четырежды при жизни мецената семейное гнездо расстраивалось, новые стены были необходимы для богатой экспозиции. Конечно, деятель искусства, но и в первую очередь купец, Третьяков предполагал, какие трудности могут ожидать потомков при содержании такого большого фонда и пополнении коллекции. Поэтому завещал 275 тысяч рублей на ремонт и приобретение новых шедевров. К тому же он подарил поистине не имеющее цены собрание древнерусских икон. Ну, а при жизни он бессменно занимал пост распорядителя галереи.

После кончины Павла Третьякова благое дело по созданию музея подхватили другие неравнодушные к судьбе русского искусства благотворители. И каждый из них помнил, что отец-основатель галереи видел ее не простым хранилищем произведений искусства, а именно тех образцов, что передавали бы саму суть русской души. С тех пор Третьяковская галерея – главный музей национального искусства России.

«Третьяковка» без Третьякова

Завещанного капитала было достаточно для содержания галереи. Чего не хватало, так это залов для размещения коллекции. Купеческая усадьба Третьяковых перестраивалась, обрастала пристроями. Уже в начале девятисотых годов знаменитый художник Виктор Васнецов разработал эскизы, по которым появился уникальный фасад — теперь он является эмблемой музея. Неорусский стиль только подчеркивает, что здесь русский дух и Русью пахнет.

Весь советский период Третьяковка меняла названия, виды собственности, попечителей, но неизменно расширялась и пополнялась.

При директорстве архитектора Игоря Грабаря экспозицию начали формировать по хронологии. Так называемому европейскому типу. Но главное — появился Государственный художественный фонд, и коллекция продолжила пополняться, в том числе и за счет конфискованных из богатых частных собраний экспонатов. Коллекция музея насчитывала около 4 000 экспонатов. Так называемый «щусевский» период славился расширением не только фондов, но и стен: Третьяковке перешла еще одна бывшая купеческая усадьба. Она разместила в себе научные отделы, в нем хранилась графика, а также библиотека. Книжный фонд Третьяковки можно считать настоящим достоянием: в нем более 200 тысяч изданий об искусстве и его направлениях.

Роковые сороковые внесли свои коррективы в жизнь галереи. Музеи столицы готовили к эвакуации, и Третьяковка не была исключением. Ее фонды вывозили больше года. Бесценные полотна вырезали из рам, перекладывали листами бумаги, закрывали в водонепроницаемые ящики и эвакуировали. 17 вагонов доставили экспонаты в столицу Сибири. А вот здание Третьяковки ничто не могло укрыть от бомбежек.

Но все-таки послевоенная жизнь оказалась насыщенной. Когда жизнь вошла в мирное русло, и картины вернулись в родные стены, администрация и культурные работники начали готовиться к 100-летию музея.

Приобретались новые произведения искусства, среди которых были картины Саврасова, Петрова-Водкина, Врубеля. Стало понятно, что существующих площадей не хватает катастрофически, ведь в 1956 году, юбилейном для галереи, в ней насчитывалось более 35 тысяч предметов культурной ценности!

Вопрос с расширением достался в наследство всем властям СССР. Так появился депозитарий и новый инженерный корпус. При директоре Ю.К. Королеве в музей вошел храм Св. Николая в Толмачах, а само основное здание закрылось на реконструкцию. Росло и собрание: государственные закупки к 1975 году расширили фонды до 55 тысяч картин и скульптур.

К середине 90-х, несмотря ни на какие волнения, Галерея прирастает сразу на 10 залов. Появляются выставки скульптур от средних веков до наших дней, отдельным картинам посвятили целые помещения. К тому же, расширение площадей позволило увеличить и сами экспозиции.

Сегодня Третьяковка – это более 170 000 экспонатов, среди которых особую гордость вызывают древнерусские иконы и русский авангард.

Коллекция работ художников-передвижников считается одной из самых полных, а представленная в музее русская живопись, начиная с XII века, уникальна и по содержанию, и по наполнению.

Лучшие экспонаты Третьяковской галереи

Пожалуй, о чем стоит рассказать сразу, так это о собрании древнерусской живописи. В его основе более 50 икон, собранных со всей Руси и некогда хранимых в Успенском соборе Кремля. Произведения духовного искусства датируются XII-XIII вв. и представляют лучшие образцы иконописи. В Третьяковской галерее нашла свое последнее пристанище и мозаика из разрушенного во время советской власти Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. И даже если посетители никогда не слышали о Греке и Дионисии, имя Андрея Рублева должно быть знакомо. Его иконы принадлежат к мировому духовному искусству.

Андрей Рублев. Картина «Святая троица».

Религиозная тематика, впрочем, не ограничивается коллекцией икон. Картина А. Иванова с сюжетом явления Христа народу стала одной из самых значимых в начале XIX века. Два десятилетия художник работал над грандиозным полотном в Италии, и сегодня для произведения искусства выделен отдельный зал, чтобы зрители в полной мере ощутили духовность и искания автора. Свои эмоции посетители могут запомнить, и лишь в памяти унести образы, поскольку в Третьяковке не разрешается использовать фотоаппараты.

Иванов, «Явление Христа народу».

В галерее есть и поистине уникальное полотно — изображение графа Головкина кисти первого профессионального русского художника. Иван Никитин был любимцем Петра I, который начал первым отправлять молодые таланты учиться за границу. Реформатору хотелось, чтобы русские живописцы не уступали в мастерстве европейским. Именно поэтому И. Никитин отправился учиться в Европу и оттачивал художественное ремесло во Флорентийской Академии.

Внимания стоит и творчество первых выпускников Академии художеств. Чтобы убедиться в даре портретистов, нужно лишь взглянуть на картины Ф. Рокотова и А. Лосенко.

Наиболее полно в Третьяковской галерее представлены «богатыри» русской живописи И. Репин, В. Суриков и В. Васнецов. Павел Третьяков почитал этих мастеров особо, ведь в своих произведениях они передавали дух страны, драматические события российской истории и богатый фольклор Руси. Целая россыпь шедевров ждет посетителей галереи.

Картина Три богатыря. Виктор Васнецов.

А вот с картиной, где Иван Грозный убивает своего сына, связана поистине драматическая история. В 1913 году вандал порезал полотно так, что реставраторам пришлось практически по-новому прорисовывать лица. На тот момент хранителем Галереи был Е. М. Хруслов, который так переживал из-за инцидента, что бросился под паровоз.

Картина Иван Грозный убивает своего сына

П. М. Третьяков был известен своей любовью к пейзажам, их правде и поэзии жизни. И специально для мецената лучшие художники писали картины, которые хоть и сделаны под заказ, но не лишены души. Среди лучших пейзажистов в Третьяковке представлены Ф. Васильев, А. Куинджи, А. Саврасов. Его произведение о прилетевших грачах современники называли не иначе как «душой русского народа». И, конечно, в Галерее представлен «богатырь русского леса» И. Шишкин. Романтическое направление русских художников Серова, Врубеля и Левитана не оставит равнодушными ни одного посетителя, и известно практически каждому — хотя бы по школьной программе.

Не стоит забывать и о том, что Третьяковская галерея хранит наиболее полное собрание авангарда. Художники, объединенные в такие общества как «Бубновый валет» и «Ослиный хвост» положили начало к авангардному искусству, и среди других имен художников особняком стоит К. Малевич. Принципы так называемого беспредметного искусства были открыты именно в русском искусстве. А «Черный квадрат» стал его символом. Кстати, именно этот образец супрематизма по сей день остается одним из самых обсуждаемых в Третьяковке. Сюрреализм М. Шагала и В. Кандинского, кубизм и футуризм «амазонок» русского авангарда, конструктивизм В. Татлина и А. Родченко – по ним можно проследить историю становления русской живописи и ее течений.

Третьяковская галерея сегодня – это не просто музей, это настоящий центр по изучению искусства. К голосу экспертов и реставраторов Третьяковки прислушиваются во всем мире. А они продолжают заложенные отцом-основателем музея традиции: сохранение, исследование и презентацию отечественного искусства. Ведь у русского человека есть дар не только переносить на холст увиденное, но и одушевлять.

За познанием русской души, ее широты, мощи и духовности, в Третьяковку приходят тысячи людей всех национальностей и вероисповеданий. А значит, старания Павла Михайловича Третьякова не прошли даром.



Похожие статьи
 
Категории