Валерий мулявин биография. Мулявин Владимир: биография, личная жизнь, фото

17.02.2019

В 70-е годы сразу трое представителей советской эстрады ушли из жизни при таинственных обстоятельствах. Расскажем о каждом из них по отдельности.

Артистов популярного ВИА «Песняры» народная молва хоронила неоднократно. Чаще всего в роли «погибших» выступали два солиста: Анатолий Кашепаров и Леонид Борткевич. Но волею судьбы оба этих человека благополучно дожили до наших дней, а вот младший брат руководителя «Песняров» Валерий Мулявин действительно погиб при весьма странных обстоятельствах. Произошло это летом 1973 года. Дело было так.

«Песняры» принимали участие в фестивале «Крымские зори», который проходил в Ялте. Устроители фестиваля должны были предоставить братьям два номера «люкс» в одной гостинице, но что-то напутали и в результате развели Мулявиных в разные гостиницы. Между тем вечером того рокового дня у одного из «Песняров» – Николая Пучинского – был день рождения. Весь коллектив отмечал это событие в ресторане гостиницы и только под утро стал расходиться. Валерий уходил одним из последних.

– Там убили парня, кого-то из ваших. Некоего Мулявина. Вам нужно пойти на опознание.

Мы с Толей быстро оделись и спустились вниз, все еще не веря. Нас повели к месту происшествия.

Валера лежал ничком на парапете, лицо – в ссадинах, а под головой – кровь. Эта ужасная картина до сих пор стоит у меня перед глазами. Но осознание происшедшего и весь ужас от того, что случилось, пришли позднее.

Нам в этот день нужно было работать два концерта. Из Москвы позвонила Фурцева, министр культуры, и сказала, чтобы обязательно хоть один концерт отработали, потому что по городу идет молва, будто мы напились и чуть ли не поножовщину устроили. Мне до сих пор непонятно, почему многие детали этого дела замалчивались и почему оно стало обрастать нелепыми слухами. Хотя были свидетели. Последним видел сидящего на скамейке Валеру живым водитель поливочной машины, которая проезжала по набережной. Рядом стоял чемоданчик, а недалеко от скамейки кучковалась группа молодых людей. Когда поливальщик ехал обратно, их уже не было. Чемоданчик стоял там же, а Валера лежал рядом мертвый.

Потом мы узнали – какие-то подонки проиграли одного из «Песняров» в карты, и на месте Валеры могли оказаться хоть я, хоть Толя Кашепаров… Так что получилось, Валера прикрыл собой кого-то из нас. И почему-то все это пытались замять – может, боялись сорвать фестиваль…

Но весь город знал, что убили одного из «Песняров». А концерт-то надо работать. И я помню этот битком набитый зал. Обычно мы завершали концерт песней «Березовый сок», предпоследней была «Хатынь». И в ней я выходил вместе с Валерой, чтобы сыграть проигрыш на трубе. Он с одной стороны, я с другой. Когда работаешь концерт, как-то забываешь про все. А тут машинально выхожу и смотрю – нет Валерки. Он же должен выходить… И потом вдруг понимаю, что его уже никогда не будет. Все.

С большим трудом я тогда доиграл этот проигрыш на трубе. Песню «Березовый сок» я пел, глотая слезы. Весь зал нам хлопал стоя, но мы этого не слышали. Выдержав весь концерт, мы сразу уехали.

Потом были похороны в филармонии и цинковый гроб. У Валеры остались двое маленьких детей.

Володя Мулявин был в шоке. Он замкнулся и долгое время просто не мог говорить…»

В 1979 году советская эстрада потеряла одного из своих самых талантливых композиторов – Владимира Ивасюка. С 1966 года он жил в Западной Украине, в Черновцах, и писал песни. Правда, ему некоторое время приходилось скрывать свое подлинное имя под псевдонимом Весняный. Почему? Дело в том, что Ивасюк оказался замешан в националистическом движении, которое в Западной Украине всегда было достаточно сильным. За это его исключили из медицинского института, где он учился, после чего ему пришлось устроиться рабочим на завод «Легмаш». Там Ивасюк руководил хором, а также продолжал писать песни. Однажды он послал на областной конкурс под псевдонимом Весняный две песни – «Отлетали журавли» и «Колыбельная для Оксаночки», – и одна из них («Журавли») завоевала первую премию. Вскоре после этого надобность в псевдониме отпала.

Всесоюзная слава пришла к Ивасюку в 1971 году, когда он написал свой самый знаменитый хит – «Червона рута», который вскоре стал визитной карточкой Софии Ротару. Однако первым исполнителем этой песни был именно Ивасюк – он исполнил ее в первом выпуске «Песни года», в том самом 71-м. Став сотрудничать с Ротару и ее коллективом «Червона рута», Ивасюк за несколько лет написал множество хитов (самый известный – «Водограй»). Однако, даже несмотря на это, его творческую судьбу нельзя было назвать гладкой. Например, осенью 1975 года Ивасюк записал с Ротару долгоиграющий диск под названием «Песни Владимира Ивасюка», куда вошли 12 песен Ивасюка: «Я твои крило», «Баллада о мальви», «Писня буде помиж нас», «У доли своя весна», «Колиска витру», «Нестримна течия», «Лишь раз цвите любов», «Кленовий вогонь», «Запроси у сни», «Два перстни», «Далина», «Писня про тебе». Эта пластинка должна была помочь молодому композитору пробиться в Союз композиторов Украины. Но этого не случилось. Выход диска «заморозили» украинские власти. Более того, в начале 1976 года Ивасюка… исключили из Львовской консерватории с формулировкой «за прогулы» – причем прогулом было объявлено его пребывание в Киеве на записи того самого диска.

Уже в наши дни в США бывший сотрудник КГБ Украины Михаил Крыжановский поведал миру о том, что Ивасюк являлся… негласным осведомителем КГБ. Отметим, что сам Крыжановский в 1977–1982 годах учился на факультете иностранных языков Черновицкого университета (доцентом филфака там был отец Ивасюка – Михаил Григорьевич Ивасюк), после чего стал сотрудником контрразведывательного отдела Ивано-Франковского областного управления КГБ. Именно тогда ему и стала известна информация о том, что Ивасюк-младший стал агентом органов в 1976 году, видимо, в силу все той же своей невостребованности в творчестве.

В композиторских верхах Украины Ивасюка считали композитором одной песни, да и ту якобы он украл. Речь идет о мегахите «Червона рута», мелодия которой очень напоминала одну народную чешскую песню. На основе этого Ивасюка называли плагиатором, всячески зажимали. Видя, в какой депрессии находится молодой композитор (а после своего отчисления из консерватории ему пришлось даже лечь в психоневрологическую клинику), КГБ предложил ему сделку: он становится негласным осведомителем Комитета в националистических кругах Западной Украины, а чекисты взамен помогают ему в его карьере. В итоге уже спустя два года после заключения сделки свет увидел тот самый диск Софии Ротару «Песни Владимира Ивасюка» (и это после почти трехлетнего лежания «на полке»), а также в издательстве «Музична Украiна» вышел первый поэтический сборник Ивасюка с девятью песнями. Короче, все шло к тому, что следующим шагом будет прием Ивасюка в члены Союза композиторов Украины. Но этому событию помешает трагическая смерть композитора. Но расскажем обо всем по порядку.

Все началось 24 апреля 1979 года, когда Ивасюк зашел в здание Львовской консерватории и позвонил оттуда своему отцу, сообщив ему, что скоро приедет домой, в Черновцы. После этого свидетели видели, как Владимир сел в автомобиль, который дожидался его у входа. С этого момента в живых молодого композитора (а в марте ему исполнилось ровно 30 лет) больше никто не видел.

Тело Ивасюка было обнаружено 18 мая. Солдаты местной воинской части проводили учения в Брюховичском лесу и наткнулись на тело мужчины, повешенного на дереве. Следствие вынесло заключение: самоубийство. Однако родители погибшего были не согласны с этим выводом, поскольку лицо их сына было сильно избито, а пальцы на обеих руках переломаны. То есть перед смертью Ивасюка, судя по всему, пытали и только после этого повесили с целью имитации самоубийства. На основе этих данных в народе пошли слухи о том, что с композитором расправился… местный КГБ за его националистические взгляды.

О том, как проходили похороны В. Ивасюка, на сайте его памяти в Интернете написано следующее: «Хоронили Володю 22 мая, в день, когда прах Великого Тараса Шевченко перевезли на родину. Дубовый гроб, который украсили веточками калины и вышили рушником, люди отказались класть на автомобиль и на плечах несли от квартиры до самого Лычаковского кладбища. Это была невиданная в те годы процессия, это была акция непослушания власти, администрации, судебным обманам. Про место и время похорон нигде не сообщалось. Некролог появился только в одной газете, которая выходила маленьким тиражом, – в «Львовском железнодорожнике». В вузах именно на этот день назначены комсомольские собрания с обязательной явкой. Были даны указания не идти на похороны. Ни одного живого цветка не найти было во Львове, все они там – для Володи, последние живые цветы его последней весны.

Впереди процессии шла в национальном строю и несла на руках портрет Володи в миртовом венке дочка известного львовского художника Патика – Оксана. Позади нее Назарий Яремчук вместе с Левкой Дутковским несли большой венок живых белых цветов, присланный Софией Ротару (отметим, что певицу ждали до последнего, надеясь, что она приедет, но она так и не приехала – певица гастролировала по Дальнему Востоку и не могла отменить концерты. Зато она просила зрителей на своих концертах почтить память Ивасюка вставанием, перед тем как исполнить его песни. – Ф. Р .)…

Когда гроб поставили возле ямы, все ждали какого-то мгновения: кто выйдет и скажет первое слово. Этот шаг сделал и первое печальное слово сказал Ростислав Братунь. Голос его постоянно дрожал и срывался, ощущалось, что хочет сказать то, что знают все, но еще не время. Когда закончил, тысячи мысленно поклонились ему за то, что не побоялся, не предал, не отступил. А это стоило Ростиславу Андреевичу должности председателя Львовской организации Союза писателей…»

Фраза «знают все, но еще не время» расшифровывается просто: речь идет о все той же «руке КГБ» в этом деле. Во Львове тогда усиленно курсировали слухи о причастности к гибели Ивасюка местной госбезопасности, с которой якобы у композитора были давние «непонятки». Однако мы уже упоминали на этих страницах имя сотрудника того же КГБ Михаила Крыжановского, который в наши дни объявил, что Ивасюк сам был… негласным осведомителем госбезопасности с 1976 года. И на этом основании никак не мог быть убит своими кураторами, которые считали его ценным осведомителем в националистической среде. Скорее с Ивасюком могли расправиться именно националисты, которые отомстили ему за его сотрудничество с чекистами. Этим можно было объяснить и сломанные пальцы композитора – их могли сломать в отместку за то, что покойный писал агентурные доносы. После пыток композитора повесили.

Была еще криминальная версия этой трагедии. Якобы на Ивасюка «наехали» некие рэкетиры, которые требовали с него 40 тысяч рублей, которые лежали у него на сберкнижке. Но эта версия мало похожа на правду, учитывая то, что рассказал Крыжановский – сотрудничество Ивасюка с КГБ.

Рассказывает С. Ротару: «Никто толком не знает, что с ним случилось. Володя пропал без вести на самом пике своей популярности. Видели, как вышел из Львовской консерватории, сел в какую-то машину и уехал. Нашли его месяца через полтора повешенным в лесу. Экспертиза утверждала, что он покончил с собой, но я в это не верю. Я знала Володины планы, я с ним очень часто встречалась. Почти все, что он писал, было написано для меня, и после его гибели я стала меньше петь украинских песен, а если и пела, то возвращалась к его «Червоной руте», «Водограю». Его смерть стала трагедией для Украины. Кто-то говорил, что его убили националисты, требуя, чтобы он написал для них гимн. Националисты говорят, что КГБ… Одно могу сказать: второго такого композитора на Украине уже не будет…»

Отметим, что у тогдашней соперницы Ротару на советской эстраде – Аллы Пугачевой – была похожая история, которая случилась в том же самом году, но чуть позже – в сентябре 1979-го. И там тоже речь шла о композиторе, с которым Алла сотрудничала. Речь идет о Леониде Гарине (кстати, в репертуаре Ротару тоже звучала его песня – «Расскажи мне сказку», которая вошла в ее первый диск «Баллада о скрипках» 1973 года выпуска). С Гариным Пугачева познакомилась несколько лет назад, и с тех пор он считался одним из самых преданных ее друзей. Вместе они написали несколько песен, в том числе и самую первую пугачевскую «нетленку» (имеется в виду ее композиторское поприще) – проникновенную балладу «Женщина, которая поет». Версий гибели Гарина существует две: бытовая и криминальная. Согласно первой, все вышло из-за случайности. Будучи в Сочи, Гарин перебрал со спиртным и с кем-то сильно повздорил. Обидчик толкнул Гарина, тот упал, но весьма неудачно: ударился затылком об асфальт. Смерть наступила мгновенно.

Согласно другой версии, все выглядело несколько иначе. В конце сентября Гарин и Пугачева приехали в Сочи. Первый должен был участвовать в очередном Всесоюзном конкурсе на лучшее исполнение советской песни в качестве члена жюри, вторая приехала в роли рядового зрителя. Среди конкурсантов была молодая известная певица Жанна Г. (одно время она вела на ТВ передачу «Артлото»), у которой тогдашний супруг был весьма влиятельным криминальным авторитетом. Он заслал к Гарину гонцов: мол, если моя благоверная не получит первого места, ты об этом пожалеешь. Гарин почему-то отнесся к этой угрозе без подобающего внимания. В результате певица хоть и стала лауреатом, но только с краю – она заняла 3-е место. Спустя пару дней после этого и произошла драка, в которой Гарин погиб. Видимо, все было обставлено так профессионально, что следствие не нашло прямых виновников преступления и списало смерть Гарина на роковую случайность.

Булкина Татьяна

«Беловежская пуща», «Олеся», «Вологда», «Косил Ясь конюшину» и многие другие песни, звучавшие в исполнении легендарного ансамбля «Песняры», давно признаны лучшими хитами ХХ века. Нельзя называть «Песняров» только белорусским ансамблем. «Они наши», — с восторгом скажут в России, во всех бывших республиках Советского Союза и далеко за их пределами. «Песняры» долгое время оставались одной из самых популярных групп Советского Союза. В 90-х годах о них почти забыли. Постперестроечное пространство заболело другой музыкой. Но ансамбль сумел вернуться на российскую сцену. В 2001 году в Москве на Аллее Звезд состоялась закладка звезды Владимира Мулявина. Вскоре руководитель «Песняров» попал в автомобильную аварию, получил сложнейшую травму позвоночника. Через полгода он скончался в московском институте хирургии имени Бурденко. О Владимире Мулявине ходило и ходит много легенд. Каким все-таки был главный песняр в жизни? Чем увлекался? Как создавал полюбившиеся всем песни? Кого он любил? Об этом рассказывает его дочь - Марина Мулявина. Наша беседа состоялась в белорусском центре национального музыкального искусства имени Мулявина. ПОЛИТЗАКЛЮЧЕННЫЙ УЧИЛ МУЗЫКЕ Марина Владимировна, вы так на папу похожи. Мне всю жизнь говорят: «Папина дочка». Детство Владимира Мулявина было счастливым? Я бы так не сказала. Его родители рано развелись. В семье было трое детей: папа, брат Валерий, сестра Наташа. Маме, моей бабушке, было тяжело их растить. Она работала швеей, зарплата маленькая. Папа увлекся музыкой с детства. Его учителем в музыкальной школе был бывший политзаключенный. Он разглядел в папе талант. Занимался с ним ежедневно по 5-7 часов. Потом папа учился в Свердловском музыкальном училище по классу гитары. В 15 лет он создал ансамбль. Всех девятерых его участников отчислили из училища за увлечение западной музыкой. Ансамбль начал самостоятельно гастролировать по Свердловской области. В 18-летнем возрасте на одном из концертов папа познакомился с мамой. Моя мама Лидия Кармальская была яркой красавицей. Она выступала на эстраде, была мастером художественного свиста. Какое-то время работала с Кобзоном. Потом выступала как конферансье с «Песнярами». Папа в нее страстно влюбился. Мама была старше его на 3 года. Как папа завоевывал маму? Цветы не дарил. В то время это было не по карману. На свиданиях он ей пел. Жили они тогда в Свердловске. После женитьбы они с мамой приехали на гастроли в Минск. Пришли в магазины, а там прилавки полные. Петр Миронович Машеров тогда многое делал для своей республики. Мама удивилась: «Наверное, в этот магазин комиссия приехала». Зашли в другой - там то же самое. В третий… Мама сказала: «Володя, мы будем жить только здесь». Переехали. Сначала в Минске снимали частную квартиру, потом молодой семье дали комнату в коммуналке. Папу взяли в армию, служил в Уручье, там в роте создал вокальный квартет. Во время армейской службы судьба свела с музыкантами Леней Тышко, Валерой Яшкиным и Владом Мисевичем, а чуть позже с Сашей Демешко. СНАЧАЛА «ЛЯВОНЫ», ПОТОМ «ПЕСНЯРЫ» Интересно, как у музыканта с Урала появилась такая любовь к белорусской песне? Он услышал белорусские песни и полюбил их навсегда. Полюбил за мелодичность, многоголосие. Папа любил встречаться с артистами фольклорных ансамблей. С композитором Лученком он много ездил по полесским глухим деревням, собирал песни. Потом делал потрясающую аранжировку. Песня звучала современно, но не теряла свою душу. Сначала ансамбль назывался «Лявоны», но перед конкурсом в Москве им предложили поменять название. После конкурса папа хотел вернуть название, но было поздно. О «Песнярах» уже всерьез заговорили. Незадолго до кончины папа мне говорил: «Песняры» для меня не только название. Я не хотел бы, чтобы оно стало торговой маркой. Песняр — это Янка Купала. Песняр — это Якуб Колас. И Максим Богданович». БЫЛ СТИЛЯГОЙ Мулявина называли «битлом». Наверно, он и внешне выглядел супермодным? По молодости он был стилягой. Классическую одежду не очень любил. Больше всего ему нравились модные штаны, какие-нибудь мокасинчики, всегда на нем была кепка. Одежду он покупал на гастролях. Я помню смешной случай, когда папа, собираясь на встречу с Машеровым, надел мамины полосатые модные брючки. Мама с него их содрала силком, заставила надеть костюм. Вообще-то у нас дома всегда было весело. Когда папа начинал шутить, все просто покатывались от смеха. Развод родителей был для меня шоком. Почему вдруг? Ведь все было так хорошо. Самым сердитым словом в нашем доме было серьезно сказанное слово «Лидия». Обычно папа обращался к маме со словами «Лидушенька», «Лидочка». Родители вообще никогда не ругались. Мама пере живала. Не за себя, а за сына, который рос без отца, да и за папу. Часто она говорила: «Вот тут наш Муля не так поступил. Вот здесь он ошибся». Они созданы были друг для друга. Я уверена, папа никогда бы не развелся с мамой, если бы был жив его брат Валерий, который очень уважал и ценил маму. Папа всегда прислушивался к мнению брата. Что случилось с Валерием Мулявиным? Валерий погиб в Ялте во время гастролей «Песняров». Странная смерть. Сидел поздно вечером на парапете и опрокинулся, упал на гальку. Как мог упасть? Парапет такой широкий. Валерий был абсолютно трезвым. ЛЮБОВЬ К ФОЛЬКЛОРУ Когда появился ансамбль «Лявоны», чем радовал он слушателей? «Лявоны» впервые засветились в 68-м году в составе Владимира и Валерия Мулявиных, Демешко, Тышко, Мисевича, Яшкина и Гурдзиани. Репертуар был пестрым. Папа по природе был фольклористом. Любил народную музыку, особенно славянскую. Сначала он в своих программах пытался связать в один узел фольклорные мелодии Беларуси, России, Украины. Но это была немыслимая задача. Все эти мелодии очень отличаются друг от друга. Папа занялся музыкальными сокровищами, которые хранила белорусская земля. Само красивое и самобытное понятие «песняр», народный певец-сказитель, ко многому обязывало: не то что шутник Лявон - скоморошный герой и балагур. Тогдашний министр культуры Михаил Минкович после гастролей по Украине вызвал «Лявонов» и предложил поменять название. Подумали и согласились, что название надо менять. Варианты были разные - «Полесские зубры», «Молодые голоса», «Орлы», что-то еще. Банальщина какая-то. Леня Тышко посидел пару дней в библиотеке, в каком-то поэтическом сборнике отыскал слово «песняр». Это слово встречается в ранних стихах Янки Купалы. Сначала многие недоумевали: что это за словцо такое, но папе оно понравилось. Впервые с таким названием они вышли осенью 1970 года в Москве. Тогда они стали лауреатами IV Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Ведущая концерта Светлана Моргунова объявила, что сейчас выступают «Песняры». И они даже в первый момент не поняли, кого она представляет. В антракте после выступления подошел Оскар Борисович Фельцман, член жюри конкурса, и поздравил. Успех был потрясающий. Папа говорил: «Эти овации москвичей стали самой дорогой наградой в моей жизни». Сбылась его мечта - он вывел на большую сцену классный профессиональный коллектив. В первое время не было хороших инструментов, пользовались самодеятельными, которые хрипели, даже дымились. Потом дело наладилось. Чтобы приобрести новую аппаратуру, экономили даже на питании. Работали как проклятые. Песни папа писал на рассвете. Его время с 4-х до 9-ти утра. Именно в эти часы сочинялись лучшие песни. Как белорусы воспринимали его творчество? Любили. Правда, кое-кто не мог простить отцу, что он не белорус. Как же так, русский, а сумел поднять образ белорусской народной песни до такого высочайшего уровня. Кто-то просто говорил: «Они мамку превращают в обезьянку». Имелось в виду, что «Песняры» искажают народную песню. Свой коллектив папа называл фолк-бит-ансамблем. Его противники не учитывают законы этого стиля. Но папа не обращал на них внимания. Его мысли занимала работа, новые песни. Он всегда говорил: «Мы хотим вести зрителя за собой, а не плестись у него в хвосте. Можно не любить «Песняров». Только не надо делать вид, что белорусская песня так просто, сама собой вырвалась на просторы Родины, зазвучала в других странах. Это сделали «Песняры». Особенность «Песняров» — тембровое сочетание голосов, использование старых и современных музыкальных инструментов. Солисты подбирались так, чтобы их голоса, разные по диапазону, почти не отличались по тембру. Голоса сливались не только друг с другом, но и с инструментом, что характерно для народной музыки. Использовались подлинные народные инструменты (дудочки, цимбалы, скрипки) в сочетании с электрогитарами, трубой и ударными, что создавало некую новую акустическую реальность. Кто в ансамбле был ведущим солистом? Солистом некоторое время папа был один. Потом из ансамбля «Золотые яблоки» пришел Леня Борткевич. Через какое-то время появился Толя Кашепаров, который пел по вечерам в ресторане «Юбилейный». В конце 70-х Борткевич замечательно спел «Александрину», а Толя стал особенно популярным после исполнения «Спадчины». Папе очень нравился 18-летний киевлянин Юра Денисов, который впервые великолепно исполнил «Беловежскую пущу». Он по образованию был скрипач, немного избалованный, из влиятельной номенклатурной семьи. Его мама - секретарь райкома партии в Киеве, отец работал руководителем на крупном авиационном предприятии. Юра был из «золотой молодежи». Но папа его очень ценил и любил. Как появился знаменитый шлягер «Вологда»? К одному из правительственных концертов в Москве срочно понадобилась русская песня. И тогда Володя Николаев, сам по профессии органист, предложил малоизвестную песню 50-х годов поэта Михаила Матусовского. Ее текст он разыскал в какой-то московской библиотеке. На концерте в Колонном зале Дома Союзов «Вологда» в исполнении Толи Кашепарова имела грандиозный успех. В 1985 году Николаев покинул коллектив из-за смерти отца и болезни матери. Уехал в деревню Чебсара Вологодской области. До сих пор эту песню повсюду поют. Сейчас люди нуждаются в ностальгических песнях. ПОСВЯЩАЕТСЯ КАЗАКАМ Последняя программа «Песняров» называлась «Вольность». Толчком к ее созданию послужили страницы истории белорусского казачества. Многие не знают, что на белорусской земле тоже жили казаки. Папа изучал историко-музыкальные памятники и пришел к выводу, что казаки на белорусской земле обосновались давно. Впервые здесь они появились в XVII веке, во времена Богдана Хмельницкого. После революции казачество в Белоруссии нещадно вырубалось, как вырубалось оно на Дону и Кубани. Алла Пугачева всегда подчеркивает, что благодарна Владимиру Мулявину. А за что? Папа во Франции очень выручил ее. После получения в Болгарии на фестивале «Золотой Орфей» премии за «Арлекино» Аллу пригласили в Канны на концерт, который проводился в рамках Всемирной музыкальной ярмарки грампластинок. В этом концерте принимали участие и «Песняры». Так получилось, что музыканты Пугачевой оказались невыездными. Певица приехала одна. Была расстроенная. Когда встретила папу, очень обрадовалась, попросила подыграть ей на концерте пару песен. Нот не было. «Песнярам» пришлось аккомпанировать по слуху. Все получилось хорошо. На 50-летие папы Алла прислала такую телеграмму: «Песняры», я все помню, а вы?» После удачного выступления в Каннах иностранные продюсеры предлагали Мулявину разные контракты. В Госконцерте не давали добро на гастроли. Только один продюсер из США Сидней Харрисон добился, чтобы ансамбль отправили в Америку. «Песняры» совершили гастрольное турне по американским штатам. Все концерты прошли с аншлагом. Тамошние газеты окрестили эти гастроли вторжением русского рока в Америку. Посол Анатолий Добрынин говорил: «Песняры» за 10 дней пребывания в Штатах сделали значительно больше, чем некоторые дипломаты за всю свою карьеру». У Мулявина не было желания уехать в другую страну, как это сделали Тышко, Борткевич, Кашепаров и многие другие песняры? Нет, никогда не было. Другие страны — это место гастролей, это работа, концерты. Он говорил: «Может быть, там и жить хорошо, но это не мое. Если бы я перебрался куда-нибудь в США, то скорее бы всего потерял себя как творческую личность». Более того, он отказался переехать в Москву. Ельцин давал ему трехкомнатную квартиру в престижном районе Москвы. Папа не поехал. Он мог жить только на белорусской земле. Как папа пережил раскол «Песняров»? Он тяжело пережил разрыв с бывшими коллегами по ансамблю, ставшими «Белорусскими Песнярами». Но свои чувства не афишировал, считал это божьим испытанием. Мулявин был верующим человеком? Да. Он нередко ездил в Жировичский монастырь. Однажды сказал мне: «Побывал в Жировичах и понял: перед Богом я никто». У Владимира Георгиевича были друзья? Он был одиноким человеком. Всегда говорил: «Спутник славы — одиночество. В нашем мире мало друзей. Это нормально. В компаниях я кажусь окружающим скучным. Я ухожу в себя, оставаясь как бы наедине со своими мыслями. Это не все понимают». В молодости дружил с песняром Яшкиным. Какое у вас образование? Я окончила дирижерское отделение музыкального училища. У меня есть опыт работы в музыкальных коллективах, школах. НА БОЕВОЙ ПОВОЗКЕ ЯНА ЖИЖКИ Когда Владимир Мулявин попал в аварию и лежал в реанимации, стало ясно: у «Песняров» в скором времени появится новый руководитель. Назначение Валерия Скороженка художественным руководителем прославленного коллектива для многих стало неожиданностью. Валерий поделился: Самое сложное в первое время было не сойти с ума от того, как на нас ополчилась пресса. Все пытались раздуть скандал. Но нас ничем разрушить невозможно. «Песняры» — единый кулак, поэтому и выстояли. Когда Владимира Георгиевича не стало, все растерялись. Что делать? Кто будет лидером? Леонид Борткевич был уверен, что он возглавит коллектив. Он же ветеран. Но Леня — солист, вокалист. Он не аранжировщик, не композитор. Ситуация в «Песнярах» стала контролироваться и нашим президентом, и нашим министерством культуры. Там тоже очень задумались о судьбе коллектива. Полгода продолжались раздумья. Музыкальным руководителем «Песняров» назначили меня, Валерий Мулявин, сын Владимира Георгиевича, стал директором коллектива. С фактом нашего назначения Борткевич не смирился, ушел из коллектива и увлек за собой еще двух человек. Мы же до этого с ним много дискутировали. Мы были за то, чтобы работать живьем, чтобы постоянно обновлялся репертуар. Мы-то находимся в репродуктивном возрасте, нам хочется доказать, что не зря пришли в «Песняры». Прекрасно понимаем: если мы не впишем какую-то новую страницу в историю ансамбля, нас не за что будет уважать. Где теперь работают ушедшие из вашего коллектива? В «Белорусских «Песнярах». Этот коллектив теряет мулявинскую традицию. У них другая музыка. Это хорошая и высокопрофессиональная музыка, но она другая. Известно, что «Белорусские «Песняры» были созданы еще при жизни Мулявина другими музыкантами, которые еще раньше Борткевича ушли от мэтра. Как создатель «Песняров» оценивал новый ансамбль? Владимир Георгиевич говорил: «Я не знаю такого коллектива «Белорусские «Песняры». Люди воспользовались его болезнью и решили свои собственные интересы. Мулявин мечтал, чтобы его сын работал в «Песнярах»? Не хотел этого. С лихвой наевшись своего эстрадного хлеба, он прочил сыну карьеру классического музыканта. Но жизнь распорядилась по-другому. Вы в «Песнярах» с какого года? С 2000-го. Раньше работал на телевидении в студии звукозаписи. Как вы познакомились с Мулявиным? Это произошло в 1988 году на всесоюзном фестивале польской песни в Витебске. До «Славянского базара» там проходил такой конкурс. Я был конкурсантом. Потом мне Георгиевич рассказывал, что положил на меня глаз. Хотел взять в коллектив, но не мог, не было свободных ставок. И вот прошли годы. Я уже не только пел, писал песни. После раскола в ансамбле Владимир Георгиевич набирал новый состав. Я позвонил по телефону, и он пригласил на прослушивание. Потом сказал: «Ты по всем параметрам нам подходишь, имеешь право работать в «Песнярах». Он передавал вам свое дело? Я это чувствовал подсознательно. У нас негласная связь сразу образовалась. Души наши потянулись друг к другу. Вместе храмы на гастролях посещали. Молча приходили и молча молились. У нас была интересная ситуация с нашим новым составом «Песняров». Накануне первого концерта в Минске решили съездить на кладбище к Учителю. Была сырая и очень ветреная погода. Мы зажгли свечи, они в руках гасли. Когда мы эти свечи поставили на могилу, ни одна не потухла, хотя ветер усилился. Я понял: сверху Владимир Георгиевич благословил этот коллектив. Значит, принял. Когда я выхожу на сцену, мне кажется, Владимир Георгиевич стоит за спиной и на нас смотрит. Особенно это бывает, когда проводятся концерты его памяти, когда на сцене стоит его гитара. Я чувствую: Мулявин рядом, наблюдает и проверяет. Он так обычно делал. Отходил вглубь сцены и смотрел. Он устраивал разносы в коллективе? За пять лет, которые я с ним работал, ни разу такого не было. Если кто-то в чем-то ошибся, подходил к Георгиевичу, каялся. А он в ответ говорил: «Ты же сам себя уже наказал». Это мастер, который позволял возле себя учиться. Какую публику он любил? Он любил больше на периферии работать. Про московских зрителей что говорил? Каждый концерт в Москве — это экзамен. В последнее время руководитель «Песняров» болел. Трудно ему было в дорогу отправляться? Нет. В дороге он был совершенно другим человеком. Веселым, жизнерадостным. Немножко и от нас, молодых, сил набирался. Не зря говорят, что сцена лечит. Иногда видишь, что неважно он себя чувствует, а выйдет на сцену - блеск в глазах. Артист всегда в дороге. По 600-800 километров в день приходилось преодолевать. Автобус давали не самый лучший. Чтобы быть рентабельным, надо экономить. Георгиевич шутил: Это не автобус, а боевая повозка Яна Жижки. На гастролях он никогда не требовал для себя привилегий. Отказывался от отдельной машины, всегда садился с нами в автобус, говорил: «Я с ребяточками, с ребяточками».
Фото из личного архива Марины Мулявиной

Фотогалерея

Владимир Мулявин родился в 1941 в Свердловске (ныне Екатеринбург, Россия), учился в местном музыкальном училище, работал в сибирских филармониях.

В 1963 приглашен в Белгосфилармонию. В 1968 основал при ней ансамбль «Лявоны», который в 1970 стал «Песнярами».

Выучил белорусский язык, чтобы работать с народной песней. Благодаря «Песнярам» белорусский фольклор и классическая поэзия (Купала, Колас, Богданович, Танк) стали известны на весь СССР. Собрал золотой состав музыкантов: Мисевич, Борткевич, Кашепаров, Тышко, Демешко, Дайнеко, Поливода.

В 2002 Мулявин попал в жесткую автоаварию и 26 января 2003 скончался от полученных травм в больнице. Похоронен на Восточном кладбище Минска.

«Песняры» остаются одним из наибольших культурных достижений Беларуси в ХХ веке.

Предки Владимира Мулявина были состоятельными сибирскими купцами

Они имели свои магазины, были образованными. Советская власть репрессировала их. И уже отец Владимира, Георгий Мулявин, был простым рабочим на заводе «Уралмаш». Он был музыкально одаренным, хорошо играл на гитаре. Георгий ушел из семьи к другой женщине, оставив жену с тремя детьми.

Мулявин не имел законченного музыкального образования, так как его отчислили со второго курса

Его первым учителем музыки был политзаключенныйАлександр Навроцкий.

Как рассказывал Мулявин, этот выпускник Харьковского института культуры и бывший узник сталинских лагерей был необычайно талантливым музыкантом-педагогом. Он первым разглядел в Мулявине не только талант, но и колоссальную работоспособность. Навроцкий занимался со своим воспитанником по шесть-семь часов в сутки, и в результате Мулявин поступил в Свердловское музыкальное училище. Он учился на отделении народных инструментов, а самостоятельно освоил гитару, фортепиано и создал джаз-бэнд.

Мулявин не имел законченного музыкального образования, так как его отчислили со второго курса за «преклонение перед западной музыкой».

Рвал собственные ноты

Требовательность Мулявина к себе переходила всякие границы. Если на первом исполнении песни публика реагировала вяло, Мулявин после концерта рвал собственные ноты, и песня больше не исполнялась.

Песни писал на рассвете

между четырьмя и девятью часами утра.

Принимая на работу в «Песняры», Мулявин просил кандидата спеть куплет из «Беловежской пущи».

Если претендент брал верхние ноты, он мог рассчитывать на вхождение в состав группы.

Три жены, четверо детей

В 1959 18-летний Владимир Мулявин женился на артистке Лидии Кармальской, выступавшей в редком жанре художественного свиста. В 1961 у них родилась дочь Марина, а в 1975 - сын Владимир.

В том же 1975 брак с Кармальской распался, и Мулявин женился на Светлане Слизской. В 1976 у них родилась дочь Ольга.

Второй брак продержался до 1981, когда Мулявин, разведясь, женился на актрисе Светлане Пенкиной. (Познакомил их коллега по «Песнярам» Владислав Мисевич). В 1982 у Владимира и Светланы родился сын Валерий.

Брата убили, сын погиб от наркотиков

Смерть брата Владимира, Валерия Мулявина, так и не была расследована. Он погиб в Ялте в 1973-м, после концерта. Прокуратура и милиция сразу озвучили версию: упал на парапет и разбился. Но, как говорил в интервью «песняр» Владислав Мисевич, Валерия убили уголовники. «Его проиграли в карты. Причем, вероятно, преступники поставили на кон Володю. Но не очень разобрались, кто из братьев кто, а может, решили, что руководитель - тот, кто старше».

В день смерти брата Мулявин с «Песнярами» был вынужден спеть два концерта. Зрители сочувствовали, готовы были оставить на память билеты в случае отмены концерта. Но чиновники не разрешили отменить концерт. Уголовное дело закрыли «за отсутствием доказательств». Валерий Мулявин похоронен на Чижовском кладбище Минска.

Трагической была и смерть сына Владимира Мулявина - тоже Владимира. Как две капли воды похож на отца, он тоже был музыкантом и даже сотрудничал с государственными «Песнярами». Впоследствии был осужден за распространение наркотиков на тюремный срок и в 2006 скончался в заключении. Причиной смерти, как сообщалось, было длительное употребление наркотиков.

Что касается самого Мулявина, то его под конец жизни бывшие коллеги обвинили в злоупотреблении алкоголем. С этого и начались расколы в ансамбле, когда появились «Белорусские песняры» и другие осколки былого величия.

Наверняка многие в свое время слушали ансамбль "Песняры". А что вам известно о его создателе? Биография Владимира Мулявина, семья, интересные факты - все это будет представлено вашему вниманию в статье.

Детство

Свердловск, 12 января 1941 года. В семье Мулявиных, Георгия и Акулины, радость - родился сын Володя. Это второй ребенок, есть еще сын Валерий (1938 г. р.).

Отец Володи трудился на крупнейшем заводе Зауралья - «Уралмаше» - рабочим. Работа была не из легких, но она не мешала Георгию увлеченно заниматься гитарой. Он обладал хорошим музыкальным слухом, так что музыка в жизни Володи была с самого детства. Мать работала швеей. Особого достатка в семье не было, жили, как все: от зарплаты до зарплаты. Предки родителей были образованными людьми, имели свое дело, но с приходом к власти Советов их, как и многих купцов, раскулачили.

Несмотря на то что у Георгия и Акулины было уже трое детей (Валерий, Володя, Наташа), отец ушел из семьи. Матери пришлось содержать семью, работая и днем, и ночью. Дети рано привыкли к самостоятельности, хоть так облегчая жизнь маме.

Владимир Мулявин, фото которого вы имеете возможность увидеть в статье, любил слушать музыку, понимал ее, поэтому смог освоить игру на балалайке самостоятельно. Потом освоил гитару и другие инструменты.

Возможности посещать музыкальные спектакли у семьи не было, поэтому концерты на гитаре и балалайке устраивались дома, во дворе. Когда Володе удалось посмотреть оперу «Травиата», он был настолько впечатлен увиденным, что это, пожалуй, стало одним из самых ярких впечатлений детства.

Юношеские годы

Можно считать большим везением встречу с Навроцким Александром Ивановичем, окончившим Институт культуры Это был замечательный музыкант, разглядевший в юноше талант и давший толчок к развитию этого таланта. Заниматься музыкой им так нравилось, что они, иногда не замечая времени, трудились по несколько часов день. Музыкальное образование он продолжил в музыкальном училище в Свердловске, поступив туда в 1956 году. Музыка, новые музыкальные увлечения, игра на гитаре и пианино - все это захватило и увлекло Владимира. Ему нужен выход для идей, хотелось творить, и вместе с друзьями он создает джазовую группу. Но джаз в те годы в нашей стране не признан, такой музыки в СССР не должно быть! Его и всю джазовую группу исключают, но все же позднее он был восстановлен в училище.

Творческий путь

Учеба закончена, желаний и устремлений море, душа требует полета! И без гроша в кармане, в грузовом отсеке под вагоном он уезжает из Свердловска. Видно, судьбе было угодно, чтобы он оказался в Калининграде. Там Мулявин собрал коллектив, в котором выступал как эстрадный артист - играл на гитаре. К тому времени он уже женился на артистке Лизе Кармальской. В концертах принимали участие оба: Володя аккомпанировал на гитаре, Лиза выступала в художественного свиста. В 1961 году в молодой семье рождается первенец - дочь Марина.

В начале 60-х годов Володя как музыкант много выступал, работал в Петрозаводске, на Кузбассе, в Оренбурге. В 1963 году переезжает в Минск, получив приглашение Белорусской филармонии. Музыку он играл разную, но интересы его все больше склонялись к народной. Ему интересен был фольклор народов Украины, России, Болгарии, Белоруссии. Это находило отражение в музыке, которую он играл.

Живя в Белоруссии, музыканту невозможно не знать музыки этого края, поэтому Мулявин собирал фольклор по стране, слушал исполнения местных жителей, занимался аранжировкой народной музыки, знакомился с произведениями белорусских классиков.

В 1965 году его призвали в армию. Служил недалеко, под Минском. Годы службы оказались в его творчестве, можно сказать, решающими, потому что он продолжил заниматься музыкой: была создана вокальная группа в части, а при его участии организован ансамбль Белорусского военного округа. В это же время (так вот счастливо все совпало) проходили службу в этой части, только в других ротах, Леонид Тышко, Владислав Мисевич, Александр Демешко, Валерий Яшкин, которые потом вошли в первоначальный состав «Песняров». Во время службы они выступали в Доме офицеров на концертах, на дискотеках, репетировали при любой возможности.

После армии у ребят не было возможности выступать вместе, работали все в разных коллективах, но не теряли связи друг с другом. Мулявин тоже работал в коллективе как гитарист, музыкант и о певческой карьере даже не помышлял. Но однажды их коллектив работал на концерте Нелли Богуславской, народной артистки Белоруссии, и она, услышав его голос на репетиции, сказала, что ему обязательно надо петь, имея такие данные. Возможно, это дало ему повод подумать о себе как о певце.

Создание ансамбля «Песняры»

В 1968 году участники армейского коллектива создают ВИА «Лявоны». Сначала они выступали как аккомпаниаторы к танцевальному ансамблю «Лявошха», но, выступив в 1969 году со своим концертом и получив заслуженный успех, поняли, что могут выступать по своей программе и быть самостоятельным коллективом. В то время к ним присоединился брат Владимира - Валерий (труба, гитара). Ансамбль с этим именем просуществовал до октября 1970 года и сменил название на «Песняры», потому что название «Лявоны» не нравилось ни руководству, ни им самим. Слово «песняры» (перевод с белорусского - "певцы", "поэты", "сказители") они нашли в белорусской литературе, и оно казалось ребятам более созвучным с их творчеством.

Ансамбль много гастролировал по городам, по отдаленным деревням и селам, где еще сохранилась истинно белорусская музыка, народные песни, местный фольклор. Ими было собрано около 150 песен. Мулявину не нравилась эстрада того времени, его многое не устраивало, хотелось чего-то другого, настоящего. А вот народная тематика была интересна, нравились напевные белорусские песни, звучание белорусского языка. Он занялся его изучением, чтобы понимать народные песни, понимать то, о чем они пели.

Выступление в Москве

В 1970 году «Песняры» добились разрешения выступить в Москве на IV Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Разрешение получили не сразу, потому что руководство считало, что их внешний вид не соответствует стандартам того времени: строгие костюмы, короткие прически. А у них длинные волосы, усы, бороды, яркие костюмы - все не как у всех. Мулявину пришлось доказывать, что для ансамбля, поющего народные песни, это часть образа.

На конкурсе «Песняры» выступали с забытой белорусской народной песней «Ты мне весною приснилась». К ней была сделана оригинальная аранжировка, голоса у солистов звучные, красивые, и песня полилась над залом, захватывая слушателей. «Песняры» просто произвели фурор.

После конкурса о них узнала вся страна. Белорусские песни стали популярными: их пели, их учили наизусть, их стали печатать в песенных сборниках, они звучали по радио, а истинные ценители даже знакомились с белорусским языком, чтобы быть ближе к творчеству любимых исполнителей.

Черная полоса

В 1973 году группа была на гастролях в Ялте, и там незадолго до начала концерта с братом Володи, Валерием, произошло несчастье, можно сказать, нелепая случайность: упал и ударился о камни. Узнав о смерти брата, Володя концерт не отменил, хотя всем было неимоверно тяжело. Зал был полон, зрители ждали, и группа вышла, отыграла концерт. Володя петь не смог, он только играл на гитаре.

Вскоре еще одно горе постигло Мулявина: умерла сестра Наташа.

Популярность на всех просторах СССР

В 1970-х ансамбль приобретает в СССР все большую популярность, его стали сравнивать с «Битлз», начали транслировать по Центральному телевидению, приглашали на гастроли по всей стране. Народная песня «Касив Ясь канюшину» в необычной рок-обработке стала неимоверно известной.

Видя такую популярность ансамбля, партийное руководство решило использовать его для пропаганды патриотизма, патриотических чувств и заказывало песни идейного содержания. Песни эти исполнялись искренне, с душою, не лукавя, поэтому слушали их с удовольствием, их перепевали, хотя находились люди, которые довольно скептически относились к заказным песням. Многие даже считали, что «Березовый сок» и «Молодость моя - Белоруссия» - это переработки народных песен, хотя написаны они были по заказу.

Владимир Мулявин, интересные факты о котором вы можете прочесть в статье, использовал «потребность в них» и в своих целях: помогал улаживать солистам бытовые вопросы, требовал для них хороших условий в гостиницах, хорошей аппаратуры, но в творчестве от своих принципов не отступал: никогда не пел в ресторанах, не платил за то, чтобы ансамбль отправили на гастроли за границу. Он так и говорил: «Я за творчество не плачу!» Их и так ждали везде, приглашали на туры за границу. Попасть на гастроли за рубеж в то время было очень сложно, практически невозможно, но они поехали. Из советских групп «Песняры» были первыми, кто выступил в Америке. Публика аплодировала им стоя, в газетах писали о группе из Советского Союза.

Поскольку ансамбль белорусский, то руководство хотело, чтобы пели они только на белорусском языке, но Мулявин пойти на это не мог. Он не любил и не хотел, чтобы вмешивались в творческий процесс, не шел на компромиссы из-за текста песен. Были случаи, когда он не захотел менять слова в песне, а ансамбль из-за этого долгое время не выпускали на гастроли. Но несмотря ни на что, «Песняры» были самой гастролирующей группой в СССР.

Мулявин Владимир (биография и фото - в статье) был замечательным аранжировщиком, хорошо играл на разных инструментах, но у него еще и голос был уникальный: чистый и высокий тенор. Вокального образования он не получил, но музыку он не только слышал, он ее чувствовал, ощущал, обращал внимание на любые неточности. К себе был очень требователен, не допускал недоработок в исполнении, показывая своим отношением к делу пример всему коллективу. На репетициях от солистов требовал такой же точности, не терпел фальши, заставлял работать до нужного результата, до нужной ноты. На концертах он не терпел неуважительного отношения к зрителям, требовал отдачи от артистов, а зрители платили за это любовью. И когда зал вставал, аплодируя, это было заслуженно.

Талантливых солистов для группы искал везде, где только можно. Услышав нужный ему голос, приглашал обязательно на репетицию, чтобы соискатель понял, каким требованиям он должен удовлетворять. Без таланта там делать было нечего. Так в группе появились и Анатолий Кашепаров. В группе за все годы сменилось около пятидесяти музыкантов, постоянного состава, конечно, не могло быть. Кто-то приходил, кто-то уходил.

Через десять лет деятельности ансамбля Борткевич ушел из группы, женился на гимнастке Ольге Корбут и уехал в Америку. Следом ушел Кашепаров и тоже уехал в Америку, создал там свой бизнес. Позже он встречался во Флориде с Мулявиным, они строили совместные планы, но разговоры так и остались разговорами. Постепенно ушли и основатели ансамбля: Леонид Тышко и Александр Демешко.

Трудный период

Это был трудный период для них, для всей страны. Концертов было мало, материально очень тяжело. Ансамбль гастролировал со старым репертуаром, пел песни, которые полюбились народу, хотя Мулявин за годы деятельности «Песняров» написал более десяти оригинальных программ, несколько рок-опер, много песен за период с 1985 года. Но диск он смог записать только лишь в Голландии в 1994 году, а в России и Белоруссии эти произведения тогда так и не были услышаны.

Репетировать музыкантам приходилось даже в школах для глухонемых, на любых площадках, которые смогли найти, со старыми инструментами. Владимир Мулявин ("Песняры") не бездействовал, писал руководству и довольно резко, за что его отстранили от управления группой, оставив на должности художественного руководителя. В этой ситуации сыграло немаловажную роль и его увлечение спиртным. Назначили вместо него Владислава Мисевича (солист группы). Когда дело дошло до президента Лукашенко, Мулявина вернули на прежнюю должность. Мисевич ушел из группы, ушли и все музыканты. Спасти ансамбль не удалось, хотя Владимир Георгиевич прилагал все усилия.

Постепенно он набрал новый состав группы, и юбилей в тридцать лет был отмечен в «Олимпийском» большим концертом, а на "Аллее славы" заложена звезда Мулявина. В 2001 году он награжден орденом Франциска Скорины (самая высокая награда Белоруссии).

Биография Владимира Мулявина: личная жизнь

Кармальская гастролировала вместе с мужем, хотя с ребенком это было совсем не просто. Музыканты зарабатывали не так уж и много, а она, исполняя сложные классические произведения (художественный свист), хорошо. Для группы Лиза была спасением во время поездок: решала какие-то бытовые вопросы, готовила на всех. Володю она с любовью называла «Летя». Их любовь нашла отражение во многих песнях, которые исполнялись на концертах.

Есть ли дети у Владимира Мулявина? Да. Дочь Марина Мулявина в память об отце вместе с Ольгой Брилан написала книгу «Недосказанное…». В книге она поделилась своими воспоминаниями, рассказала, какой он был на самом деле, как тяжело она пережила развод родителей, как простила отца и о многом другом, о чем могла знать только она.

В 1975 году родился второй ребенок в семье Володи и Лизы - сын Володя, но брак это не спасло. Узнав об изменах мужа, Лиза подала на развод.

Второй женой музыканта стала Светлана Слизская. В браке родилась дочь Ольга в 1976 году. Светлана вела свободный образ жизни, на гастроли с мужем не ездила. Как свидетельствует биография Владимира Мулявина, семья распалась в 1981 г. Как дальше сложилась личная жизнь Владимира?

На съемках фильма «Хождение по мукам» знакомится будущая пара - Владимир Мулявин и Они поженились в 1981 году. Через год родился второй сын Владимира Мулявина. Назвали его в честь брата Валерием. Ради семьи Света оставила театр, занялась воспитанием сына. Валерий получил музыкальное образование, но не захотел связать свою жизнь с музыкой, занялся компьютерами.

Кое-кто считал, что Светлана сыграла определенную роль в том, что группа распалась. Все знали, что Володя советовался с ней, что она вмешивалась в его дела, в дела ансамбля, но, тем не менее, Владимир Мулявин и Светлана Пенкина любили друг друга и прожили вместе 20 лет.

Последние годы жизни артиста

В 2002 году, 14 мая, Мулявин, управляя автомобилем, попал в серьезную аварию на крутом повороте под Минском, хотя был хорошим водителем (более четверти века за рулем), и получил очень тяжелые травмы (повреждение спинного мозга, перелом позвонков, ушибы и др.). Какое-то время он находился в Минске, потом его перевезли в Москву, в больницу имени Бурденко, на реабилитацию. У него были парализованы руки, ноги, но, как писали в газетах, он работал над собой. Рядом с ним была жена - Светлана Пенкина.

Восемь месяцев боролись врачи за его жизнь, боролся он сам, но чуда не произошло. 26 января 2006 года Владимира Георгиевича Мулявина не стало. Прощание с ним в Москве состоялось 27 января, а в Минске - 28 января. Похоронили белорусского песняра русского происхождения на Восточном кладбище в Минске.

В память о Мулявине назван бульвар в центре Минска, открыта скульптурная композиция на Московском мемориальном кладбище Минска, в Екатеринбурге на его доме установлена мемориальная доска, в Белоруссии выпущена марка, посвященная ему.

Песняры не часто выступали за границей. Но когда это происходило, это было событием! В 1976 году "Песняров" приглашают в Канны, где выступают только те группы и исполнители, которые за год в своей стране выпустили самое большое число пластинок.

СССР представляли "Песняры", "Ромен" и Алла Пугачева.

Пугачева залу понравилась; о "Ромен" сказали, что это похоже на смесь мексиканского джаза с африканским костром; а вот "Песняров" провожали стоя! Еще бы!

Требовательность Мулявина к себе в первую очередь переходила всякие границы! Если написанную им песню после долгих репетиций выносили на суд зрителей и публика реагировала мяло, то Мулявин после концерта тут же рвал на кусочки собственные ноты и песня больше никогда не исполнялась!

А ведь в истории музыки было немало случаев, когда музыкальные произведения, включая гениальные оперы Моцарта, проваливались во время первого выступления. Вот бы собрать и восстановить все порванное маэстро!

Второй день хожу больной от песни Владимира Мулявина и Максима Танка "Завушнiцы"...

Какая мелодийность, какая проникновенность и народность! Впечатление такое, что эта песня пришла к нам из глубины веков. Попробуйте понять о чем в ней говорится и получите дополнительное наслаждение от этого почти родного славянского языка. Привожу текст для облегчения понимания. Скажу только, что "завушнiцы " означает серёжки.


О, колькі раз прасіў я
Назначыць мне спатканьне,
О, колькі раз хацеў я
Прызнацца ёй у каханьні.

Ды ўсё перашкаджалі,
Калі дзяўчыне верыць,
То павадак вясновы,
То прымаразак-шэрань.

Але і я ўпарты,
І, каб свайго дабіцца,
Прасіў я шчыра майстра
Зрабіць ёй завушніцы.

На гэтых завушніцах
Я напісаў закляцьце -
Усё што не сказаў ёй,
А ў чым хацеў прызнацца.

Сягодня не ўцячэ ўжо
Ад слоў маіх гарачых,
Ні ў час калі сьмяецца,
Сьпявае, або плача.

Ні ў час, калі прыляжа,
Змарыўшыся ў зьмярканьне.
Зьвіняць ёй завушніцы
Усё пра маё каханьне.

14 мая 2002 года Владимр Мулявин попал в автокатастрофу. "Золотой голос" Песняров Леонид Борткевич потом рассказывал:

Сегодня многие говорят, что роковая автокатастрофа случилась из-за того, что Мулявин сел за руль своего "мерседеса" в нетрезвом состоянии. Ничего подобного! Просто Владимир Георгиевич перед этим сильно разругался с женой и, находясь на взводе, на полной скорости вылетел на встречную полосу, попал в кювет. Машина врезалась в дерево и перевернулась. После аварии автомобиль превратился в груду металлолома.

Одному лишь Богу известно, почему Володя не скончался на месте. У него был поврежден позвоночник, но благодаря мастерству нейрохирургов операция прошла успешно. Иосиф Давыдович Кобзон похлопотал о переводе Мулявина в московскую клинику, но последствия травмы были слишком серьезны. Помню, мне позвонили и сообщили, что ночью у Мулявина дважды останавливалось сердце и дважды его запускали. На третий раз не смогли...

Кажется, свое последнее интервью Владимир Мулявин дал "МК". Вот его текст:

ПАРАЛИЗОВАН, НО НЕ СЛОМЛЕН

Московский Комсомолец, 13.01.2003

Он — легенда поп-, рок-, фолк-... в общем, музыки во множественном числе. От песен мулявинских “Песняров” балдела вся советская молодежь, а старенькие осыпающиеся виниловые диски с записями до сих пор у многих лежат на полках среди особых семейных ценностей. Он — официально признанное “национальное достояние” Белоруссии, да и просто всенародный любимец. Трагические события приковали его к койке. Но Мулявин работает, пишет, анализирует, молится и верит в лучшее. Потому что оптимист.

Владимир Георгиевич говорит тихо-тихо. Мысли иногда сбиваются, но это от слабости. Он спокойно улыбается, дрожащей рукой придерживая одеяло. Глаза теплятся радостным светом. Цветы, которые мы принесли в день рождения Владимира Георгиевича, легли рядом еще с одной свежесрезанной розой.

— Я даже не знаю, что отвечать, — улыбается не без усилий именинник в ответ на наши поздравления.

— А ничего и не нужно, вы уж извините, что за день раньше положенного поздравили, вы с семьей ведь будете отмечать, решили не мешать.

— Все в порядке, я не суеверный. Я — оптимист. Вы присаживайтесь.

Это как будто не со мной было, — вспоминает Мулявин автомобильную аварию, случившуюся в мае прошлого года под Минском. — Как дурман, сказка нехорошая. Четыре месяца лечился в лучших клиниках. Казалось, все пройдет и начнется новая жизнь. Но не проходит. Я ведь по натуре шустрый, хочется все с кондачка, быстро. Не знаю, что бы со мной было, если б не поддержка друзей, семьи. Жена и сын навещают каждый день. Сейчас, кстати, они должны подойти. Поддерживают морально, физически. Представляете, каково это целыми днями смотреть в потолок? Три четверти организма плохи еще. Руки поправляются, за ноги пока не брался. Главное, мозги на месте.

— Значит, душа трудится.

— Да, наверное, так. Книги вот читаю. Сейчас сам, раньше супруга читала.

— Чему предпочтение отдаете?

— Беру все, что попадается под руки. “Антихриста” Мережковского недавно осилил. В больнице, как нигде более, ударяешься в религию.

— А каково сейчас живется “Песнярам”? Вы, насколько я знаю, продолжаете руководить ансамблем, несмотря ни на что.

— Конечно. Я отдаю указания по телефону. Ребята работают. Недавно они вернулись из Израиля, только что — из Германии.

— А как насчет вашего личного творчества, ведь в таком человеке, как Мулявин, оно просто не может угаснуть ни при каких обстоятельствах?

— Да, я живу планами... Хотя еще недавно было отчаяние. Лежу — а ждет столько работы! Не закончено девять альбомов. Мысли об осуществлении этой мечты, наверное, и дают какую-то силу, стимул, оптимизм. Эти альбомы — настоящие мюзиклы. Если не поставлю на сцене, хочу их возобновить хотя бы в записи. Музыку пишу постоянно. Напеваю на диктофон. Если это кому-нибудь пригодится... Надеюсь, что пригодится.

— В вашей жизни было немало негатива, хотя бы со стороны появившихся “лже-Песняров”, использующих ваши песни. А в жизни каких все же людей больше: хороших или плохих?

— Я не хочу затрагивать тематику, связанную с “Белорусскими Песнярами”. А по поводу хороших или плохих поделюсь маленьким секретом. Находясь сейчас здесь, в Москве, для себя открыл новый человеческий пласт. Это медработники. Они — люди, которые не меняются. Как чеховские медики. У них сохранена еще та неподдельная культура, доброта души, чувство сострадания. Если бы больше таких...

В дверь постучали. Беззвучно к койке подошла медсестра. Поинтересовавшись самочувствием, девушка измерила давление, оказавшееся после нашей беседы в пределах нормы, и деликатно намекнула, что разговор скорее всего придется прекратить, пора делать процедуры (у Владимира Георгиевича сильная спастика мышц, и их приходится постоянно массировать и разминать. Что весьма болезненно). Но Мулявин говорит об этом с улыбкой:

— Ну все: щас меня будут ломать.

Ульяна Калашникова

Через 13 дней после этого интервью Великого песняра не стало....

Анатолий Кашепаров, Владимир Мулявин и Леонид Борткевич: выдающийся музыкант и лидер группы в окружении своих божественных теноров. В 70-е годы исполнительское вокальное мастерство "Песняров" намного обошло остальные ВИА Советского Союза.

"Московский комсомолец" и Сосипатр Изрыгайлов



Похожие статьи
 
Категории