Мулявин биография личная жизнь. Мулявин Владимир: биография, личная жизнь, фото

03.02.2019

Мулявин Владимир Георгиевич (1941-2003) – белорусский музыкант, гитарист, аранжировщик, композитор, певец эстрады. С 1970 года был художественным руководителем ВИА «Песняры», эту группу называют явлением в мире музыки, аналогов у неё не было ни до, ни после. Спустя почти полвека многие музыкальные композиции «Песняров» до сих пор пользуются огромной популярностью: «Беловежская пуща», «Вологда», «Берёзовый сок», «Я всё тот же». В 1991 году Мулявину было присвоено звание Народного артиста Советского Союза.

Детство

До революции его дедушка с бабушкой были зажиточными сибирскими купцами с хорошим образованием и своими продуктовыми магазинами. Но советская власть предков раскулачила, и уже отец Владимира, Мулявин Георгий Арсеньевич, трудился на строительстве завода «Уралмаш» обыкновенным разнорабочим. У него были хорошие музыкальные способности, Георгий здорово играл на гитаре. Но он оставил семью, ушёл к другой женщине.

Мама, Акулина Сергеевна, воспитывала сама троих детей, у Владимира ещё были брат Валерий и сестра Наташа. Жили в тесном бараке. Мать трудилась в швейном цеху, её маленькой зарплаты не хватало, и, чтобы прокормить семью, она постоянно где-то подрабатывала. Дети практически не видели её дома, росли самостоятельными.

У Владимира музыкальный талант стал проявляться ещё в раннем детстве, сказались отцовские гены. Да и сам Георгий Арсеньевич, пока не ушёл из семьи, любил обучать детей музыке. Когда маленький Володя побывал в театре на опере «Травиата», долгое время ходил потом потрясённый и восхищённый увиденным представлением.

В двенадцатилетнем возрасте мальчик стал осваивать музыкальные инструменты, сам научился играть на балалайке и гитаре. Музыкальная школа была платная, а лишних денег в семье не было, поэтому Мулявин занимался в детском секторе в Доме культуры Сталина со струнным оркестром.

Руководителем в кружке работал бывший политический заключённый Навроцкий Александр Иванович, в своё время он окончил Институт культуры в Харькове и был очень талантливым педагогом. С детьми он проходил ту же самую программу, которую преподавали в музыкальной школе, Навроцкий учил их пению, нотной грамоте, дирижированию. Педагог сразу же оценил музыкальный талант Мулявина, как только мальчик впервые сыграл ему на балалайке. Именно здесь пропадал Володя после школьных уроков и до позднего вечера.

Образование

Мама только была недовольна его увлечением, говорила: «Шёл бы лучше работать. Сколько можно брынчать на гитаре?» И Владимир её послушал, начал подрабатывать, но всё равно с гитарой в руках. Он играл на улице у подъездов и в переходах, в лесу возле костров и в поездах.

Кроме гитары и балалайки подросток освоил ещё несколько струнных инструментов. А на своих импровизированных концертах выкладывался по полной программе. Пассажирам и прохожим нравилась такая отдача юного артиста, и Владимир получал щедрые вознаграждения. Домой парнишка возвращался с полными сумками продуктов, купленных на первые гонорары.

В 1956 году Мулявин окончил восьмилетнюю школу и продолжил учёбу в свердловском музыкальном училище. Он поступил на отделение струнных инструментов по классу гитары. Преподаватели сразу обратили внимание на талантливого и бойкого парня.

Одновременно с учёбой Мулявин играл в оркестре народных инструментов, который собрал из своих учеников Александр Иванович Навроцкий. Владимиру досталась партия контрабаса, и он сам писал для себя партитуры, хотя для всех остальных участников оркестра их разрабатывал руководитель.

Вскоре Володя решил заняться современной музыкой, сильно увлекал его джаз. С ребятами из училища он создал группу, но руководители учебного заведения отчислили парней за «подражание западной музыке».

Тогда Владимир вместе с братом поехал в соседнюю Челябинскую область и предпринял попытку поступить в музыкальное училище Магнитогорска, но провалил экзамен по литературе. Вернувшись в Свердловск, узнал, что его восстановили в училище, походатайствовал первый наставник Навроцкий. Но через два месяца у Володи пропала вся тяга к учёбе, и он сам забрал документы из учебного заведения.

Начало эстрадного пути

Несмотря на неоконченное музыкальное образование, в 1958 году Мулявина с охотой приняли в Тюмени в областное концертно-эстрадное бюро в качестве артиста-инструменталиста. В течение следующих пяти лет ему довелось работать в филармониях многих городов: Томск, Петрозаводск, Кемерово, Оренбург, Чита, Минск. В родном Свердловске во Дворце культуры при заводе «Уралмаш» он играл в Неаполитанском ансамбле.

Когда Владимира призвали в армию, он попал служить под Минск, где в роте сразу же создал вокальный квартет, а потом участвовал в организации ансамбля Белорусского военного округа.

Окончив службу, получил приглашение от Белорусской государственной филармонии работать гитаристом в коллективе Юрия Антонова. В 1968 году Владимир со своим братом Валерием и ещё четырьмя участниками создали при филармонии аккомпанирующую группу «Лявоны», которая выступала с певицей Нелли Богуславской.

«Песняры»

В сентябре 1969 года группа «Лявоны» получила право выступать с собственными программами и называться вокально-инструментальным ансамблем. Мулявин стал художественным руководителем коллектива.

Спустя год они отправились на Всесоюзный конкурс артистов эстрады, но им посоветовали сменить название. Здесь они впервые выступили как «Песняры» и заняли второе место, которое разделили с певцом Львом Лещенко. В этом же году «Песняры» победили в Москве на Всесоюзном конкурсе политической песни.

Популярность группы была сумасшедшей.

  • 1971 – выпустили первый виниловый диск и оправились за границу в польский город Сопот на Международный фестиваль песни.
  • 1973 – победа на Всесоюзном конкурсе советской песни.
  • 1976 – «Песняры» стали первым советским ансамблем, который отправился на гастроли в США. На следующее утро в американской прессе написали: «Эта группа заслужила, чтобы им аплодировали стоя».
  • 1977 – за активную пропаганду патриотических песен среди молодёжи коллектив награждён премией Ленинского комсомола.
  • 1979 – всем участникам ВИА «Песняры» присвоено звание Заслуженных артистов Белорусской ССР, а Владимиру Мулявину – Народного артиста.

Мулявин никогда не забывал свою родину, на Урале «Песняры» гастролировали чаще всего. Но и Белоруссию Владимир полюбил всей душой, их народного классика Янку Купалу музыкант просто боготворил. Когда ему было грустно на душе, брал томик стихов поэта и искал в них ответы на свои вопросы. По творчеству Купалы Мулявин создал несколько концертных программ.

Он был невероятно требовательным к участникам коллектива, но в противном случае и не получился бы такой уникальный ансамбль, которому нет аналогов. Ещё более требовательным он был к себе. Если написанную им песню на первом концерте слушатели воспринимали вяло, то Мулявин сразу же рвал ноты и не вспоминал больше об этом произведении.

На Аллее Славы в Москве заложена звезда Владимира Мулявина. А Президент Беларуси Александр Лукашенко в 2001 году вручил музыканту высшую в стране награду – орден Франциска Скорины.

ВИА «Песняры» признан одним из наибольших культурных достижений Белоруссии ХХ века.

Личная жизнь

Первый раз Владимир женился в восемнадцать лет. Его супругой стала очень красивая женщина Лидия Кармальская. Она была старше Мулявина на три года, выступала на эстраде в необычном жанре – художественный свист. В браке родилось двое детей – дочь Марина (1961) и сын Владимир (1974). Но вскоре после рождения мальчика супруги развелись, так как у Мулявина завязался новый роман.


Владимир Мулявин и его первая жена – Лидия Кармальская

В 1975 году он женился второй раз на актрисе Светлане Слизской. В 1976 году у них родилась дочь Ольга. Но этот брак оказался ещё менее продолжительным, чем первый.

В 1981 году Владимир третий раз скрепил себя узами брака с актрисой Светланой Пенкиной, известной зрителям по главным ролям в советских фильмах «Хождение по мукам» и «Берегите женщин». Супруги прожили вместе более двадцати лет, в 1982 году у них родился мальчик, которому дали имя Валерий в честь трагически погибшего родного брата Мулявина.

Сын Владимир от первого брака был очень похож на отца внешне и также стал музыкантом. Но его музыкальный жизненный путь переплёлся с криминальным. Он получил тюремный срок за распространение наркотиков, умер в заключении в 2006 году.

Авария, болезнь и смерть

14 мая 2002 года Владимир попал в автомобильную катастрофу, в результате которой получил травму позвоночника и оказался прикованным к постели. Реабилитацию проходил в Минске, потом при содействии Иосифа Кобзона был переведён в Москву в клинику Бурденко. Очень мечтал встать на ноги и вернуться на сцену. Но, несмотря на все старания медиков, 26 января 2003 года Владимир ушёл из жизни. Любители его творчества прощались с ним в Москве, и по просьбе огромного количества людей – в Минске. Похоронили музыканта на Восточном кладбище города Минска.

Осенью 2014 года на родине Владимира в городе Екатеринбурге был открыт памятник «белорусскому песняру с сибирскою душою». Монумент Мулявину установили и в Минске возле филармонии, в которой он проработал более 40 лет.

Словно злой рок преследует семью создателя легендарной группы "Песняры" Владимира Мулявина, умершего после автокатастрофы почти четыре года назад. В выходные стало известно, что в минской тюрьме скончался его сын, тоже Владимир Мулявин. Он отбывал наказание за распространение и употребление наркотиков.

Владимир Мулявин-младший стал третьим в роду Мулявиных, умершим при трагических обстоятельствах. Еще в 1973 году Валерий Мулявин, брат самого известного песняра, также игравший в знаменитом ансамбле, погиб в Ялте. Его нашли мертвым с пробитой головой. Почти через 30 лет Владимир Мулявин-старший попал в страшную автокатастрофу под Минском. Музыкант около года провел на больничной койке и 26 января 2003 года умер в клинике имени Бурденко.

Владимир Мулявин-младший — второй ребенок Мулявина, рожденный в браке с первой женой Лидией Кармальской (она работала в редком, даже по тем временам, жанре художественного свиста). Рожать Володю врачи Лидии не советовали — боялись, что она может не выжить при родах. Но любящая жена решила рискнуть. По ее возвращении из роддома Мулявин-старший ушел к другой женщине.

Володя с детства увлекался музыкой. После школы он поступил в музыкальное училище при Минской консерватории. Но училище не закончил — за участие в драке его приговорили к одному году и 7 месяцам. Мулявин-младший утверждал тогда, что вступился за девушку.

В 2004-м, уже после смерти отца, Володю взяли в государственный ансамбль "Песняры". Он проработал там год. Играл на альте. А потом уволился. О причинах расставания ни руководитель государственных "Песняров", ни сам Мулявин-младший ничего не говорили. Но уже тогда пошли разговоры о чрезмерном увлечении Владимира то ли алкоголем, то ли наркотиками. С тех пор о нем ничего не было слышно. В прошлом году его видели в Минской филармонии на концерте, посвященном дню рождения отца. Он ходил за кулисы, общался с музыкантами, с которыми еще недавно работал в одном коллективе, но на сцену не вышел.

Как выяснилось, за этот год Владимира Мулявина-младшего осудили за употребление и распространение наркотиков (по одной из версий, его снова арестовали за драку, а потом нашли и наркотики). А в выходные стало известно, что его нашли мертвым в СИЗО № 1 в Минске. Ему шел 32-й год.

Каких-либо подробностей в белорусском департаменте исполнения наказаний не сообщают. Утверждают лишь, что в смерти заключенного ничего криминального не выявлено.

— Смерть сына Мулявина наступила в результате длительного употребления наркотиков, которое оказывает на организм человека необратимое и разрушающее воздействие.

Впрочем, сестра Володи Марина уверяет, что он умер в больнице и болел до последнего дня. Очень мучился. Был обманутым и покинутым всеми.

Владимир Георгиевич МУЛЯВИН

Национальная культура Беларуси понесла тяжелую и непоправимую утрату. В ночь с 25 на 26 января 2003 г. после тяжелой болезни остановилось сердце выдающегося музыканта и композитора, народного артиста СССР и Беларуси, заслуженного деятеля культуры Польши, создателя и бессменного художественного руководителя Белорусского государственного ансамбля "Песняры" Владимира Георгиевича Мулявина.

В.Г.Мулявин родился 12 января 1941 г. в Свердловске * (Нынешний Екатеринбург). После окончания музыкального училища он приехал в Беларусь, с которой навсегда связал свою жизненную и творческую судьбу. С 1962 г. Владимир Мулявин работал артистом Белорусской государственной филармонии. А в 1969 г. стал художественным руководителем созданного им ансамбля "Песняры".

Неповторимый талант Владимира Мулявина, воплощенный в творчестве "Песняров", открыл новую эпоху в белорусском эстрадном искусстве. В его замечательных песнях богатое музыкальное и поэтическое наследие белорусского народа приобрело современное звучание. Владимир Мулявин был также прекрасным певцом, обладателем красивого драматического тенора, голос которого узнавали с первой ноты.

Навсегда вошли в историю музыкальной культуры написанные Владимиром Мулявиным "Песня пра долю", вокальный цикл "Я не паэта...", музыкальный спектакль "На увесь голас" по поэме В.Маяковского, композиции "Песня - бясцэнны дар", "Праз усю вайну", "Вянок М.Багдановiчу" и другие. Благодаря замечательному музыкальному таланту Мулявина обрели вторую жизнь белорусские народные песни "Касiу Ясь канюшыну", "Рэчанька", "Купалiнка", "Перапелачка". Многочисленные почитатели творчества "Песняров" с восхищением слушают вокальные произведения композитора на стихи классиков и современных поэтов: "Александрына", "Завушнiцы", "Марыся", "Чырвона ружа", "Ой, калядачкi" и многие другие.

Имя и творчество Владимира Мулявина широко известны далеко за пределами Беларуси. Вместе с "Песнярами" он побывал в разных странах мира, где искусство выдающегося композитора и исполнителя принимали с восторгом. Но самыми желанными и благодарными слушателями для Владимира Мулявина всегда были земляки-белорусы.

Заслуги выдающегося музыканта современности высоко оценены на Родине и за ее пределами. Владимир Мулявин был удостоен почетных званий СССР, Беларуси и Польши, награжден орденом Франциска Скорины, стал лауреатом премий ВЛКСМ и ЛКСМБ, многочисленных музыкальных конкурсов. В Москве на Аллее звезд сияет и звезда нашего знаменитого соотечественника.

Владимир Георгиевич Мулявин навсегда останется в памяти современников и потомков. Его уникальный талант и душевная щедрость будут служить людям, согревая их сердца светом красоты и доброты.

А.Г.Лукашенко, Г.В.Новицкий, А.П.Войтович, В.А.Попов, У.Р.Латыпов, В.Н.Дражин, С.Н.Князев, И.А.Корендо, Л.П.Гуляко, М.Я.Павлов, Г.С.Овсянников, Л.Л.Борткевич, И.И.Вашкевич, В.И.Гаевая, М.П.Дриневский, В.Н.Елизарьев, М.А.Козинец, А.И.Климова, И.М.Лученок, М.Я.Финберг, Ф.И.Шмаков, А.А.Шут, Р.И.Янковский.

СКОНЧАЛСЯ ЛИДЕР ГРУППЫ "ПЕСНЯРЫ" ВЛАДИМИР МУЛЯВИН

Художественный руководитель ансамбля "Песняры" Владимир Мулявин умер 26 января в госпитале им. Бурденко на 63-м году жизни. В мае прошлого года он попал в автокатастрофу под Минском и получил тяжелейшие травмы (см. МУЗЫКА от 15.05.02). Последние несколько месяцев у певца были полностью парализованы ноги и руки. Он проходил реабилитацию в московском военном госпитале им. Бурденко. За время лечения состояние здоровья пациента стабилизировалось, поступали даже сообщения о том, что он пытается "самостоятельно есть и двигать руками", однако спасти Мулявина врачи не смогли.
Выступая в эфире радиостанции "Эхо Москвы", художественный руководитель ВИА "Самоцветы" Юрий Маликов сказал: "Это выдающийся музыкант, артист и организатор вокально-инструментального жанра. Песни, которые создал его коллектив, войдут в историю не только белорусской культуры, но и российской, советской". Редактор ГЦКЗ "Россия", организатор последнего концерта Мулявина и "Песняров" Игорь Козырицкий считает Владимира величайшим музыкантом нашего времени, человеком уровня Джона Леннона и группы Pink Floyd. "Вклад Мулявина не только в отечественную, но и мировую культуру огромен и еще по-настоящему не оценен", - подчеркнул Игорь Козырицкий, выступая в эфире "Эха Москвы".
Игорь Козырицкий сообщил, что жена Владимира Мулявина Светлана Пенкина выразила пожелание, чтобы прощание с артистом состоялось в Москве. Однако пока вопрос находится в стадии обсуждения.
Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года в Свердловске. Учился в Свердловском музыкальном училище по классу гитары, затем переехал в Белоруссию, с которой связал всю свою жизнь и творчество. Русский по национальности, он стал основателем и лидером "Песняров", получивших статус государственного ансамбля Белоруссии. В 1968 году Мулявин создал в Минске группу "Лявоны", которая 1 сентября 1969 года была переименована в вокально-инструментальный ансамбль "Песняры". Группа была одной из самых популярных в СССР, ее хиты "Вологда", "Беловежская пуща", "Александрина" поют и поныне. "Песняры" записали множество интерпретаций народных песен, первыми совершили турне по США, а позднее обратились к крупным формам и сделали несколько масштабных музыкальных спектаклей, в которых успешно соединяли фольклор и современное звучание. 80-е и начало 90-х были не лучшими годами в биографии "Песняров", однако в середине 90-х Мулявин набрал в состав молодых талантливых музыкантов и ансамбль возобновил гастрольную деятельность, которая проходила с большим успехом. Однако в 1997 году в группе произошел раскол: большинство участников, обвинив Владимира Мулявина во всех смертных грехах, ушли из состава, организовав собственный коллектив "Белорусские песняры". Тем не менее лидер ансамбля вынес этот удар судьбы, в очередной раз возродив группу. 21 января 2001 года "Песняры" во главе с Владимиром Мулявиным дали праздничный концерт в ГЦКЗ "Россия" в рамках Дней белорусской культуры в честь закладки плиты-звезды ансамбля на "Площади звезд". Это выступление стало последним московским концертом "Песняров". В 2001 году президент Белоруссии Александр Лукашенко вручил Мулявину высшую белорусскую награду - орден Франциска Скорины.

Основателю группы "Песняры" Владимиру Мулявину поставили памятник

12 января 2006 | 12:32
Подробности
По материалам: Интерфакс

В честь 65-летия со дня рождения основателя группы "Песняры" Владимира Мулявин установлен памятник на Восточном кладбище, где похоронен артист, сообщили в четверг, 12 января, в Министерстве культуры Беларуси.

"Сегодня в первой половине дня в Минске на Восточном кладбище состоится церемония открытия памятника основателю и бессменному руководителю ансамбля "Песняры" Владимиру Мулявину", - заявили в Министерстве культуры.

"Памятник, весом около 6 тонн и высотой 2 метра, изготовлен из редкого черного гранита, который привезли в Белоруссию из Карелии. Певец изображен на нем сидящим с гитарой", - сообщили в Минкультуры.

Средства на памятник, выполненный белорусским скульптором Александром Кострюковым, были выделены из президентского фонда поддержки деятелей культуры и искусства, уточнили в министерстве.

В церемонии открытия памятника на Восточном кладбище в Минске примут участие первый заместитель министра культуры Беларуси Владимир Рылатко, поклонники творчества белорусского песняра, известные музыканты и поэты, представители министерства культуры, а также вдова Мулявина Светлана Пенкина.

Владимир Мулявин родился 12 января 1941 года. Учился в Свердловском музыкальном училище по классу гитары. Работал на сцене с 14 лет. В 1967- 1968 годах выступал в минской группе "Лявоны". 1 сентября 1969 года группа "Лявоны" была переименована в вокально-инструментальный ансамбль "Песняры", который завоевал популярность как в Беларуси, так и далеко за ее пределами.

После автоаварии в мае 2002 года парализованный Мулявин был прооперирован в Беларуси в Институте травматологии и ортопедии известным белорусским нейрохирургом Иосифом Вороновичем. Осенью 2002 года артист был перевезен в Москву, где проходил курс реабилитации в отделении нейрохирургии больницы имени Бурденко. Скончался в Москве 26 января 2003 года, похоронен в Минске.

Последнее интервью Владимира Мулявина

Год назад ушел из жизни Владимир Мулявин - лидер легендарной группы "Песняры", автор музыки таких песен, как "За полчаса до весны", "Олеся", "Белоруссия". Последнее интервью, не опубликованное до сих пор, сегодня публикует ГАЗЕТА. С Владимиром Мулявиным беседовала Светлана Лепешкова.

Владимир Георгиевич вы редко бываете в Москве, а Белоруссия сейчас - отдельное государство. Когда вы приезжаете к нам, вы чувствуете себя иностранцем, или для вас все осталось по-прежнему?

Для всех нас все сегодня такое, как и прежде. Это политики меняют жизнь, а у нас ощущение такое, что когда мы в Москве - мы дома.

- «Песняры» - это культовая группа, вы всегда пользовались у зрителя любовью, славой, неимоверной популярностью. Вы ощущаете на себе эту "звездность"?

Я человек скромный. У меня никогда не было звездной болезни.

Поколение ваших первых слушателей уже в преклонном возрасте. А сегодняшняя молодежь вас слушает?

Я люблю наблюдать за публикой. Наша аудитория очень широкая - от пятнадцатилетних до глубоких стариков. И это нас очень радует.

Скажите, а откуда взялась другая группа «Белорусские песняры»?

Это проделки перестройки. Некоторые наши ребята захотели самостоятельности и отделились. Но меркантильные интересы меня не волнуют. Мне интересно творчество. Я не возмущался по этому поводу. Я всегда знал одно - нам надо работать, ведь лет осталось мало. А жить хочется даже из любопытства.

Солист "Песняров" Леонид Борткевич в свое время уехал в Америку. А у вас никогда не было таких мыслей?

У меня были сомнения на этот счет. Меня не раз приглашали туда. А в 1977 году даже предложили остаться. Я был в Америке и по приглашению Лени, жил у него какое-то время, но для себя понял, что уезжать поздно. Это надо делать лет в восемнадцать, чтобы встать на ноги.

А если говорить о месте под солнцем - где вам легче всего творится? Какой город самый любимый?

Я люблю Минск. А Москву не очень люблю. Она не соответствует моему характеру. Москва стала похожа на западный город: в двенадцать ночи у вас ходят люди. А у нас в Минске в десять вечера уже пустые улицы. И поведение вашей публики обязывает жить по вашим законам. А это не по мне.

Сегодня с развитием шоу-бизнеса, новых групп, новых направлений, музыка шагнула далеко вперед по сравнению с теми временами, когда вы начинали. Современная молодежная музыка как-то влияет на вас?

Конечно, влияет. Но наши базовые вещи мы сохраняем. Некоторым сегодня не нравится, как мы работаем, что поем. Но мы все равно стараемся придерживаться своего стиля. Для меня все новое - это будто не свою рубашку надел. Нам бы этого не хотелось. А перевернуть все и сделать по-новому - это уже поздно для нас. Надо поддерживать тот профессиональный уровень, с которого мы начали.

А для души какую музыку слушаете?

Слушаю западную музыку. Слушаю классику - в ней есть все.

Во всех ваших песнях очень хорошие стихи. А вы сами не пробовали писать?

Один раз пробовал. Больше не буду. Не нравится. Я абсолютно по-другому устроен, нежели поэт. Я должен заниматься тем, чем наградил меня Бог. Меня вполне устраивают те поэты, которые пишут для нас. Это и российские авторы, и белорусские.

Вам больше нравится петь по-белорусски или по-русски?

Одно время у нас были перегибы и нас заставляли петь по-белорусски. А когда нам приказывали, мы делали наоборот. В искусстве нельзя приказывать. Сегодня мы поем и на одном, и на другом языке.

Расскажите о своем детстве: как вы учились, росли, как вас воспитывали?

Я начал заниматься музыкой с четырнадцати лет. Играл сначала на балалайке, затем освоил гитару, потом другие струнные инструменты. Учился я самостоятельно. Маму видел редко. Нас было трое в семье, мама нас воспитывала одна. Было послевоенное время, и развиваться приходилось самостоятельно. Родом же я из Свердловска.

А как попали в Белоруссию?

Меня забрали в армию, так я и остался в Белоруссии.

Какое самое яркое воспоминание детства у вас сохранилось?

Мама говорила: «Что ты все время бренчишь? Когда делом займешься? Работой?» Однажды ко мне приехал друг и сказал: «Тебе надо работать в оркестре, ты будешь зарабатывать в два раза больше, чем токарь на заводе». Так я стал работать в оркестре, а было мне шестнадцать лет.

Надо было идти своим путем. Меня не устраивала эстрада в том виде, в котором она была тогда. Это был не наш путь. Мы взяли народные песни. Я их много слушал, впитывал в себя все лучшее. Мы добились успеха потому, что не были ни на кого похожи. Официально мы стали первой группой, с которой начался жанр ВИА.

Владимир Георгиевич, а что вы в жизни еще любите, кроме музыки?

Я люблю многое и хочу взяться за все. Но нет времени. Я люблю рыбалку. Люблю копаться в саду. У меня дом в деревне. Яблоки растут. На цветы, правда, не хватает терпения. Леня Борткевич ходит по грибы, а я это терпеть не могу.

Любите ходить на концерты ваших коллег?

Нет, не люблю. Люблю футбол. Я футбольный фанатик. Всегда болел за минское «Динамо». Сейчас это, правда, слабая команда, но они поднимаются. Я хожу на все матчи. Живьем это увидеть - не то что по телевизору. Здорово смотреть на стадионе - понимаешь сразу, как это тяжело дается людям.

А театр вы любите?

Я не могу не любить театр. У меня жена актриса. Мы часто ходим в театры, хотя я некоторые спектакли тяжело выдерживаю. Моя жена - Светлана Пенкина - снималась в кино.

Расскажите, как вы познакомились.

Нас познакомил поэт Александр Абрамович Мстиславский, это он "виноват". Он участвовал в съемках фильма «Хождение по мукам», и Светлана там играла. Саша передавал через Свету стихи для моих песен, так и познакомились. Через какое-то время мы поженились. Она бросила театр. Занималась с ребенком. Сейчас сын уже самостоятельный - ему за двадцать.

Чем он собирается заниматься? Не пойдет по вашим стопам?

Я хотел, чтобы он стал музыкантом, но не получилось. Он закончил музыкальную школу и сказал: «Я никогда в жизни больше не открою крышку рояля». Хотя учился хорошо и сдал все на "отлично". Руки у него прекрасные - как у настоящего пианиста. Но он стал компьютерщиком. Он это дело любит фанатично.

Вы помните, как впервые объяснились Светлане в любви?

Слов ведь не надо было. По глазам все стало ясно.

Почему вы именно ее выбрали в жены? Что в ней такого необычного?

В ней много уникального. Она не похожа на других женщин. Она имеет свой разум, свое мнение.

А как вы решаете семейные проблемы?

Все решается в спорах. Но все-таки я чаще уступаю ей.

Леонид Борткевич: "Мулявин вообще был гений"

«Муля был патологически скромен. Именно из-за этой его скромности в последние годы «Песняры» очень мало звучали, нигде не светились. Ведь чем скромнее человек, тем меньше он говорит о себе, пропагандирует сам себя. Мулявин вообще был гений, но он сам не понимал этого, не знал этого, не догадывался об этом. Он ощущал себя самым обыкновенным человеком. Образно говоря, гений одевается в простую одежду. И еще. Гений везде сеет добро. Он все делал для людей. Но так, чтобы люди этого не заметили. Да и звания ему были не нужны. Но именно с этого и начинается художник. Мулявин – это Высоцкий в своем жанре. Он работал на износ, работал всегда. На гастролях все идут на пляж, а он сядет в сторонке, берет бумагу и пишет, пишет, пишет… Отдыхал он мало. Поэтому у него было слабое здоровье. Дважды он перенес клиническую смерть, но врачи возвращали его...»

Его оценил Джон Леннон

Владимир Георгиевич Мулявин - лидер популярнейшего в Советском Союзе ансамбля «Песняры». Творчество большинства ВИА 70--80-х воспринимается теперь либо иронически, либо ностальгически, а песни Мулявина (например, такие шедевры, как «Александрина», «Белоруссия», «Вологда», «Беловежская пуща») по-прежнему сильно воздействуют на людей. «Песняры» соединили белорусский фольклор и поп-музыку, породив целое течение подобного рода, но они были в этом деле первыми и непревзойденными.

Владимир Мулявин родился в Свердловске 12 января 1941 года. Учился в Свердловском музыкальном училище, возглавлял школьную группу, и затем, в какой бы город он ни переезжал (Кузбасс, Петрозаводск, Оренбург), везде возникала группа под его предводительством. Службу в армии он заканчивал в оркестре Белорусского военного округа. Именно в армии стал писать первые вещи в стиле, который позже развил в «Песнярах». После службы остался в Минске, где с младшим братом Валерием собрал ансамбль. Это была группа «Лявоны» («Балагуры»), которая в 1969 взяла более эпическое название «Песняры» («Сказители»). За пару лет они выиграли множество конкурсов, и в 1972 году выпустили свой первый большой диск. «Песняры» стали известными не только в СССР, но и за его пределами. В 1976 году произошли триумфальные поездки во Францию и турне по США. Существует предание, что Джон Леннон называл «Песняров» величайшей группой в мире. В 1973 году при невыясненных до конца обстоятельствах погиб Валерий Мулявин. Считается, что это была автомобильная авария. Причиной гибели Владимира Мулявина также стала автокатастрофа, в которую он попал в мае 2002 года. После многочисленных операций и появившихся в конце концов надежд на выздоровление он скончался в клинике нейрохирургии им. Бурденко 26 января 2003 года. В 2003 году издательство "Вагриус" выпустило книгу Леонида Борткевича "Песняры" и Ольга".

Якова Науменко шокировала всех: страшно, дико, нелепо. Но и возникло ощущение дежа вю. Такое уже было: сорок лет назад трагически погиб артист ансамбля «Песняры» Валерий Мулявин, тридцать лет назад - певец Анатолий Подгайский. Об этих смертях до сих пор ходят легенды. Гибель Якова Науменко также уже успела обрасти слухами.

2012 год. Яков Науменко

О ЧП с Яковом Науменко разговоры ходили уже 23 августа. Однако по секрету, только «не для прессы». Сообщать всем миру о личном горе или нет - законное право семьи. Но поскольку и у нас сложилась традиция, что публичные люди делятся со СМИ подробностями о личной жизни, то молчание семьи Якова Науменко для некоторых стало поводом строить версии и догадки.

Кто-то говорил о пьяной драке в ресторане, другие уверяли, будто артист совместил отпуск с «чесом» по курортным ресторанам, а его выследили, ограбили и избили до смерти. Ходила и об инциденте с охранником во время концерта, где Науменко был зрителем. Позже сотрудники севастопольской милиции озвучили официальную версию, согласно которой певца избили в центре города во время выступления уличного музыканта.

В настоящее время пресс-служба УВД Севастополя от комментариев отказывается, ссылаясь на тайну следствия. Тайна всё - есть ли другие версии, нашли ли хоть одного свидетеля происшествия, которое произошло в людном месте. Достоверно известно только одно: возбуждено уголовное дело по факту умышленного убийства.

Тихон Науменко , сын певца, сам, кстати, потерпевший в том же инциденте, говорит: «Следствие идет полным ходом, всё, что в таких случаях нужно - делается. Однако делиться информацией со СМИ мы еще не считаем нужным. Результата расследования пока нет, хотя проводится большая работа, весь Севастополь стоит на ушах».

Версию о концерте и охраннике Тихон Науменко прокомментировал так: «Это ваш брат журналист что-то напутал. Всё случилось на площади. Никакой драки не было. Сперва кто-то ударил меня, я потерял сознание и не мог видеть, что происходило с отцом».

О слухах вокруг смерти отца Тихон знает и говорит, что «мы уже перестали обращать внимание на это. Пусть говорят и пишут, если больше заняться нечем».

Незадолго до смерти в одной из социальных сетей Яков Науменко указал время работы в Белгосфилармонии - до 2017 года. В администрации Национального академического народного оркестра им. Жиновича, солистом которого был Науменко, пояснили: в начале этого года с певцом продлили контракт на пять лет.

1973 год. Валерий Мулявин

В июле 1973 года «Песняры» приехали на гастроли в Ялту. Музыкантов поселили в гостиницу напротив морского вокзала, а братьям Мулявиным организаторы предложили гостинцу получше. Однако номер для старшего брата руководителя «Песняров» должен был освободиться только к вечеру. Что совсем неудивительно: курортный город, разгар отпускного сезона. Валерий Мулявин оставил свои вещи в одном из номеров гостинцы возле морвокзала и отправился в концертный зал имени Чехова, в котором выступали «Песняры».

«Мы отработали три концерта, последний закончился поздно, - вспоминает музыкант ансамбля «Белорусские песняры», заслуженный артист БССР Владислав Мисевич. - У Николая Пучинского, нашего звукорежиссера, был день рождения. После концертов прямо на сцене накрыли стол и поужинали. Не буду скрывать, выпили. Но символически, потому что устали, а завтра - еще два концерта. Из концертного зала шли пешком. Я шел один, время уже было после полуночи, кто-то, возможно, возвращался в гостиницу в компании коллег.

Рано утром нас разбудили и сообщили о гибели Валеры Мулявина. На опознание ездил Володя Мулявин. Прокуратурой и милицией сразу была озвучена версия: упал на парапет и разбился. Но мы не верили. Мы сами находили свидетелей, приводили их в милицию, а с ними никто даже не разговаривал.

Пропаганда уверяла, что в СССР преступности нет. Летом в Ялте отдыхали законопослушные граждане, а криминальный элемент совмещал отдых с «работой», и уровень преступности там был довольно высокий, но официально это не признавали.

Мы проводили свое расследование гибели Валеры Мулявина. Получалось так, что его проиграли в карты. Причем, вероятно, преступники поставили на кон Володю. Но не очень разобрались, кто из братьев кто, а может, решили, что руководитель - тот, кто старше.

Самое страшное: в день смерти Валеры Мулявина нас заставили отработать два концерта. Люди же все знали, хоть тогда и не было интернета. Зрители нам сочувствовали, даже готовы были оставить на память билеты, а не сдавать их в кассы в случае отмены концерта. Но чиновники и слышать ничего не хотели, даже угрожали: не выйдете на сцену - мало не покажется.

А уголовное дело закрыли «за отсутствием улик».

Думаю, эта история стала для нас эффективной прививкой против звездной болезни: мы поняли, что живем в обыкновенной жизни, по большому счету, такие же простые смертные, как все…»

Отработав два концерта, часть артистов уехала в Минск, в Ялте остались Владимир Мулявин, Александр Демешко, Леонид Борткевич и Владислав Мисевич . В сопровождении этих музыкантов цинковый гроб с телом Валерия Мулявина доставили на самолете в Минск.

У Валерия Мулявина отсталость двое детей-дошкольников. Его вдова несколько лет работала костюмером в «Песнярах». Теперь она вместе с детьми живет в Петербурге.

Валерий Мулявин похоронен на кладбище в Чижовке. Поклонники «Песняров» до сих пор приносят цветы на его могилу. А знатоки замечают, что день и год смерти указан не точно.

Музыканты считают, что датой смерти Валерия Мулявина нужно считать 14 июля, а на памятнике - 15-е. Вероятно, эта дата записана в свидетельстве о смерти. Год смерти указан 1974-й, хотя на самом деле - 1973-й. Скорее всего, это ошибка тех, кто изготавливал памятник.

1982 год. Анатолий Подгайский

В 70-е годы прошлого столетия имя заслуженного артиста БССР Анатолия Подгайского было хорошо известно белорусской публике. Обладатель сильного голоса с очень красивым тембром. Профессионал! Пению Подгайский учился в Белорусской консерватории.

Самые известные хиты в исполнении Анатолия Подгайского: «Если б камни могли говорить», «Комсомольская юность», «Мы идем по стране», «Верасы», «Песня о Минске», «Дом мой - столица» (в дуэте с Натальей Гайдой). Сегодня, увы, певец практически забыт, найти его фото даже в интернете - проблема. И только его голос можно иногда услышать по Первому каналу белорусского радио.

Певец гастролировал по СССР, бывал и за границей в составе творческих делегаций. А возглавлял нередко эти делегации композитор Игорь Лученок . Он же и автор многих песен из репертуара Анатолия Подгайского. Певца и композитора связывала не только профессиональная, но и человеческая дружба.

В июле 1982 года в возрасте 36 лет Анатолий Подгайский умер. О его гибели в то время много говорили на кухнях и за кулисами. На газетные полосы тогда такие новости не попадали. Отсутствие достоверной информации породило массу слухов и легенд.

«Толя Подгайский - красивый здоровый парень. Пел блестяще, он - не попса. Если слышал фальшивую ноту - возмущался. Вообще, характер у Толи был взрывной,

Делится воспоминаниями народный артист СССР Игорь Лученок. - Погиб Толя трагически. А было вот что. Поздно вечером вместе с композитором Володей Будником Толя возвращался из воинской части, в которой давали шефский концерт. Конечно, гостеприимные военные накрыли стол и щедро угостили артистов. Толя вышел из машины недалеко от Дома офицеров, возле танка и пошел вниз к 9-му дому на улице Купалы - там была квартира его жены. Буквально возле дома Толю остановил милиционер. Вместо того чтобы довести его до квартиры, милиционер начал придираться. Толя, конечно же, не смолчал. Милиционер вызвал подкрепление, Толю усадили в машину, отвезли в Ленинский РОВД. Да, Толя был, пьян, буянил, к нему применили силу. И не рассчитали. Внешне Подгайский - высокий, крепкий мужчина. Но незадолго до этого инцидента был другой. При похожих обстоятельствах Толя участвовал в драке, правда, с гражданскими лицами, и получил серьезную черепно-мозговую травму. Знаю точно, потому что поднял на ноги всех своих знакомых врачей - возил Толю к ним, и они его спасли. Учитывая состояние после травмы, даже не сильный удар мог оказаться для него смертельным.

В райотделе Толя и умер. Знаю, что милиционеры пытались отвезти его тело в вытрезвитель, в больницу, но им отвечали: мы не берем покойников.

Я звонил тогдашнему министру внутренних дел, говорю, мол, да, Толя виноват: выпил, препирался, но это не повод его убивать! Министр ответил: «А что, твой артист не умеет прямо ходить?».

Я в то время был большой романтик, писал письма во все инстанции, в Москву. Было по этому делу служебное разбирательство, милиционера уволили из органов.

Много думал об этой трагедии. Наверное, я тоже частично виноват в гибели Анатолия Подгайского. Мы ведь часто вместе выступали, бывали на приемах. Никогда я не сказал Толе или другим певцам: на сегодня эта твоя последняя рюмка. Нет, не вмешивался… Если артист «зазвездился», тоже не опускал его на землю…

Я убежден в одном: каким бы человек не был - пусть пьяным, грубым, никто не имеет права его убивать.

Жаль, что только смерть Яши Науменко послужила поводом вспомнить Толю Подгайского. Забыли его, к сожалению».

Игорь Лученок отметил, что Анатолий Подгайский и Яков Науменко - представители разных поколений, у них разная манера исполнения, репертуар, характеры, но их объединяет одно - высокий профессионализм.

26 января исполняется 15 лет со дня смерти основателя ВИА «Песняры» народного артиста СССР Владимира Мулявина. Он в 2003-м, но по-прежнему интересен публике. О нем пишут книги, снимают фильмы, ему посвящают спектакли, поклонники и знатоки спорят на форумах.

Воспоминаниями о своем отце с Naviny . by поделится сын «песняра» Валерий Мулявин .

Валерий Мулявин

- Можете рассказать, с какого момента детства помните своего отца?

Давно готовился к этому вопросу, многое вспоминал, но вот такой яркой вспышки, когда я вдруг впервые осознал, что вот он, мой папа, наверное, не было. У меня ощущение, что родители рядом, видимо, с момента рождения. Как и ощущение, что я окружен их безусловной любовью.

А вообще отец подарил мне весь мир, мы много путешествовали. Только три раза он не взял меня на гастроли: в Африку, Монголию и Северную Корею. Из-за гастролей приходилось сдавать что-то вроде зачетов. Я учился в школе с углубленным изучением иностранных языков и еще в музыкальную школу ходил по классу фортепиано. Правда, на гастролях всегда просил у Володи Беляева разрешения поиграть на барабанах. Он уходил на антракт, отдавал мне палочки, я садился за барабанную установку. Публика недоумевала: барабанщик ушел, а звук есть. Меня тогда совсем маленького за барабанами не было видно.

- Но музыку своей профессией не выбрали…

Признаюсь, что меня даже заставляли родители ходить в музыкальную школу. Мне хотелось к мальчишкам во двор и поиграть в футбол. Папа говорил, что даже если не стану музыкантом, то потом буду ему благодарен за то, что научился. И он оказался прав, я действительно благодарен отцу за то, что он научил не только слушать музыку, но и самому музицировать. Я также благодарен родителям, что они не навязывали мне выбор профессии, предоставив свободу.

- Думаю, нашим читателям будет интересно узнать, кем вы работаете.

Работаю арт-директором, занимаюсь организацией шоу.

Но вернемся в детство. Летом «Песняры» выступали в курортных городах СССР, брали с собой семьи, и так получалось совмещать работу и отдых. Вы дружили с детьми других музыкантов?

Конечно, дети иногда вместе собирались, играли. Но все же артисты больше времени старались проводить именно со своими семьями. Удивительным образом сохранилась дружба со взрослыми, и сейчас я общаюсь с папиными коллегами: Анатолием Кашепаровым, Леонидом Борткевичем, Олегом Молчаном, Вадимом Косенко, Валерием Скороженком, Вячеславом Шараповым.

Владимир Мулявин (в центре), Анатолий Кашепаров (справа) в Америке в гостях у Леонида Борткевича (слева)

Немало читая о вашем отце, общаясь с музыкантами из «Песняров» и другими артистами, я так и не могу составить некий целостный портрет.

И вряд ли получится, потому что отец был разный. Мягкий, добрый, щедрый - в кругу семьи и с друзьями. Жесткий, требовательный - на работе. Со стороны иногда казалось, что «Песняры» - это хорошо дисциплинированная семья. В творчестве он был чрезвычайно требователен и к себе, и к коллегам. Не было такого, чтобы он сказал, мол, доволен на сто процентов. И даже его отношение к собственным песням: если публика не принимает на двух-трех концертах, они безжалостно исключались из репертуара. Хотя, возможно, с ними чуть поработать - и было бы отлично. Он знал, что напишет другие, лучшие…

- Практически на всех фотографиях Владимир Георгиевич с сигаретой. Как мне кажется, это не навредило голосу…

Открою секрет: папа не курил в затяжку. Небольшой период времени он увлекся трубкой - помню очень приятный запах табака с разными вкусовыми добавками. Но ему быстро надоело чистить и набивать трубку. У отца были удивительные данные от природы. Все певцы боятся простудиться, у папы был утренний ритуал: большая чашка молока из холодильника. Вокалистам нельзя семечки, но мы очень часто по вечерам щелкали их дома.

- Еще один непростой вопрос: 1998 год, кризис в «Песнярах». Каким вы запомнили отца в то время?

Момент был тяжелый, что касается коллектива и человеческих отношений с бывшими коллегами. Папа перенес все это очень достойно и мудро. Я им горжусь.

В разных интервью не раз обсуждался вопрос, кто после аварии приходил в больницу к вашему отцу, кто не приходил. Есть такая устойчивая версия, что посетителей фильтровала ваша мама.

На самом деле все решали врачи: можно или нельзя посещать пациента. Конечно, и сам пациент решает: кого он хочет видеть, кого нет. Мама во всех больницах была рядом с папой, после переезда в Москву на реабилитацию оставалась ночевать с ним в одной палате. Я тоже много времени проводил рядом, помогал отцу. И в Минске, и в Москве двери были открыты для всех, и навещали папу известные артисты, чиновники, спортсмены, друзья, священники.

В Минске, когда из НИИ травматологии его перевели в лечкомиссию, мы всегда выезжали на прогулки во дворик, где мы могли спокойно поговорить по душам.

Знаете, в таком состоянии, когда человек вынужден перемещаться в инвалидной коляске, многие впадают в уныние. Папа был оптимистом, он верил, что в худшем случае будет ходить с тростью, но вообще надеялся полностью восстановиться. Операция у него была сложная и многочасовая, тяжело выходил из наркоза. Самое трудное - это период реабилитации.

Владимир Мулявин с сыном Валерием и супругой Светланой Пенкиной в Музее кока-колы в Атланте

Операцию папе делали белорусские врачи и сделали ее очень грамотно. Но и травма очень серьезная. Мама и врачи искали лучшие варианты реабилитации, так мы оказались в Москве, сперва в обычной больнице, потом благодаря Иосифу Давыдовичу Кобзону - в центре нейрохирургии имени Бурденко. В то время там были самые лучшие условия для реабилитации после такой травмы.

Помню такой неприятный момент, когда перевозили папу из больницы. Его везли на носилках, а в это время подбегает папарацци и прямо в лицо тычет камерой. Так ему хотелось сделать эту подлую фотографию. Любого человека, в том числе известно, фотографировать на больничной койке - подло и бессердечно.

- Были ли какие-то тревожные звоночки или смерть оказалась внезапной?

Да, были предвестники, папа лежал в реанимации из-за проблем с сердцем. А проблемы появились, потому что он давал себе очень большую нагрузку, он хотел быстрее встать на ноги. Поэтому можно сказать, что он истязал себя занятиями. В свой последний день рождения чувствовал себя хорошо.

Вечером 25 января у меня было предчувствие беды: я не находил себе места, очень плохо спал. С мамой договорились, что приду в больницу к 10 утра. Она позвонила рано утром и сказала: «Валера, приходи пораньше, папе плохо». Жаловаться - это не в традициях нашей семьи, и я понимал, что если это прозвучало, значит, очень плохо. Я шел и думал: только бы он был жив. Но когда я пришел, врачи подвели меня к маме, то понял, что папа умер.

Отец и сын Мулявины, по центру - Ричард Борткевич, сын Леонида Борткевича и Ольги Корбут

- Как прошли для вас эти 15 лет без отца?

Долго не мог смириться с его смертью. Я ведь и не прощался с ним ни в тот момент, когда сообщили, что он умер, ни во время отпевания и погребения. То есть физически я везде присутствовал, но сердце отказывалось верить в происходящее. Очень долго верил: он вернется. И только через несколько лет научился жить с этой потерей. Теперь мне кажется, что он где-то сверху, с других миров наблюдает за мной.

Мама пыталась пережить потерю, направив все силы на создание музея, организацию концертов в день рождения папы. Мама хлопотала и об открытии памятников папе. Тот, который на бульваре Мулявина, ведь тоже инициировала мама, она просто не успела довести дело до конца. Очень благодарен другу нашей семьи скульптору Александру Кострюкову, что на церемонии открытия памятника он вспомнил и маму.

Несколько лет подряд концерты в день рождения папы проводит Национальный академический народный оркестр Беларуси имени Иосифа Жиновича, и я хочу сказать спасибо всем музыкантам и руководителю коллектива народному артисту Беларуси Михаилу Антоновичу Козинцу.

Владимир Мулявин и Светлана Пенкина с Валерием Янкловичем - администратором Владимира Высоцкого

- Валерий, а у вас есть любимая песня из репертуара «Песняров», даже, думаю, правильно спросить, самая любимая.

Любимых очень много. Особо отмечу «Слуцкие ткачихи», благодаря этой песне я получил пятерку по белорусской литературе, и как-то запала она мне в душу.

Отец был таким локомотивом, который вел за собой публику, развивая ее музыкальный вкус, воспитывая на лучших образцах поэзии. К этому и мама приложила руку. Она тихонечко так, деликатно подкладывала папе книги. Хотя у него не было за плечами даже оконченного музыкального училища, он всегда тянулся к знаниям, всю жизнь занимался самообразованием.

Валерий, как вы относитесь к тому, что в том или ином виде существует несколько групп, использующих название «Песняры».

Кто и насколько правомерно использует название «Песняры»… Я не юрист и не эксперт в этой ситуации. Мое личное отношение такое: если исполняют песни отца, то чтобы не порочили его имя. И хочется, чтобы работали на достойном Мулявина уровне. В адрес БГА «Песняры» иногда высказывают претензию, что музыканты не то, что на одной сцене не стояли, что даже не видели живым моего отца. У меня иное отношение. Рад, что молодые ребята поют песни отца, а значит, они продолжают жить.

Я реалист и понимаю, что не все тинейджеры будут искать в интернете записи «Песняров» 1970-80-х годов. А придут на концерт нынешних «Песняров», таких же молодых ребят, и услышат папины песни. Папа оставил им большое музыкальное наследие, это песни и программы, которые стоит восстанавливать, но ребята создают и свою музыку в современной стилистике. Будь жив отец, он бы тоже создавал что-то новое.

Фото из личного архива Валерия Мулявина



Похожие статьи
 
Категории