Здания м ф казакова. Казаков, Матвей Фёдорович

27.02.2019

А рхитектор Матвей Казаков - один из основоположников русского классицизма. Благодаря ему Москва превратилась из «большой деревни», как называли ее жители Петербурга, в город с прекрасной архитектурой. Зодчий возвел здесь около 100 зданий, при том что у него не было высшего архитектурного образования.

«Прапорщик архитектурии» Матвей Казаков

Матвей Казаков родился в 1738 году в небогатой семье в Москве. Начальное образование мальчик получил в местной Космодемьянской церкви. С раннего детства он интересовался архитектурой: часами сидел на строительных лесах и делал зарисовки зданий. После смерти отца мать подала в Сенат прошение принять сына в московскую архитектурную школу. В ответ последовал указ: «К обучению архитектуре Главного комиссариата умершего подканцеляриста Казакова сына Матвея определить с награждением жалования против младших учеников по рублю в месяц» .

Так в 1751 году 13-летний Матвей Казаков поступил в архитектурную школу князя Дмитрия Ухтомского. Основы архитектуры ученики постигали по трактатам известных итальянских архитекторов Марка Витрувия, Андреа Палладио , Жакома да Виньолы и сочинениям французского теоретика XVIII века Франсуа Блонделя. Вместе с тем воспитанникам прививали и любовь к древнерусскому зодчеству. Так формировалась характерная черта творческого стиля Казакова - сочетание классической и древнерусской архитектуры.

Тверской императорский путевой дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1764-1766. Фотография: Andres_rus / wikipedia

Дом союзов (Благородное Собрание). Архитекторы: Матвей Казаков, Алексей Бакарев, Александр Мейснер. Первая половина XVIII века. Фотография: A.Savin / wikipedia

В школьные годы Казаков начал на практике применять свои знания: он обмерял древние постройки, реставрировал обветшавшие здания Кремля, составлял чертежи и сметы, работал на стройках, которыми руководили его учителя. Вскоре Казакова заметил сам Ухтомский и назначил его своим младшим помощником. В то время князь много строил для Москвы: возводил Кузнецкий мост, достраивал Арсенал в Кремле и «запасной дворец» у Красных ворот, реконструировал Главную аптеку и приспосабливал здания бывших присутственных мест для Московского университета. Казаков во всем помогал своему учителю.

В 1760 году Дмитрий Ухтомский ушел в отставку, и школу возглавил его помощник, Петр Никитин. На свое бывшее место новый руководитель назначил Казакова - молодой зодчий только закончил школу и получил чин «прапорщика архитектурии». Одним из первых крупных заданий команды Никитина стало восстановление Твери после пожара 1763 года. Вместе с другими архитекторами Казаков спроектировал в почти полностью сгоревшем городе провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест на главной площади, «деловые» и жилые дома, торговую контору Никиты Демидова. Также по поручению Екатерины II они возвели на руинах архиерейского дома Путевой дворец императрицы - главное здание в городе.

Храм вознесения на Гороховом поле. Архитектор Матвей Казаков. 1788-1793. Фотография: Solundir / wikipedia

Здание мэрии Москвы. Архитектор Матвей Казаков. 1782. Фотография: arch-house.ru

Работа Казакова по восстановлению Твери сразу выдвинула его в ряды первых архитекторов империи - к нему стали поступать частные заказы. Его первой крупной самостоятельной работой стала церковь в подмосковной усадьбе Павла Нащокина Рай-Семеновское . За этим проектом последовал следующий: по просьбе Ивана Бецкого архитектор составил план фасада и всего участка для московского Воспитательного дома.

Самостоятельные проекты зодчего

Пожар в Твери привел к крупным градостроительным реформам в стране. Старые деревянные здания, плотная застройка, извилистые улицы и переулки были главными причинами крупных пожаров во многих городах. Поэтому в империи началась масштабная реконструкция, в первую очередь в Москве.

В 1768 году Матвей Казаков устроился в «Экспедицию по строению Кремлевского дворца», которая выполняла в Москве государственные заказы. Вместе с главным архитектором экспедиции, Василием Баженовым , Казаков возводил Большой Кремлевский дворец. Позже они разработали проект праздничного оформления Ходынского поля в честь победы в русско-турецкой войне. Работа с маститым архитектором стала для Казакова высшей школой: выпускник Петербургской академии художеств и ученик европейских архитекторов многому научил своего помощника. В 1775 году Казаков получил звание самостоятельного архитектора, однако продолжал сотрудничать с Баженовым.

Сенатский дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1776-1787. Фотография: rdh.ru

Петровский путевой дворец. Архитектор Матвей Казаков. 1776-1780. Фотография: arch-house.ru

В 1776 году по указу Екатерины II Матвей Казаков разработал проект Петровского путевого дворца . Это здание должно было стать резиденцией для отдыха знатных особ после долгой дороги из Петербурга в Москву, отсюда и название - «путевой». По форме дворец напоминал постройки в стиле классицизм: здесь были главный дом с флигелями, парадный двор и два хозяйственных флигеля. Но во внешней отделке сочетались элементы различных эпох и архитектурных стилей: высокое боярское теремное крыльцо соседствовало с барочными окнами, а белокаменные древнерусские пояски - со стрельчатыми готическими окнами.

Построив этот ансамбль, Матвей Казаков стал получать много заказов на возведение государственных и частных зданий в Москве. Одним из самых значительных творений Казакова стало здание Сената в стиле русский классицизм. Это здание гармонично вписалось в комплекс уже имеющихся построек Кремля. Композиционным акцентом Сената архитектор сделал круглый зал. Крышу для него он создал в виде огромного купола, который поддерживали коринфские колонны. Зал украшали барельефные портреты русских князей и царей, а также сцены, посвященные важнейшим деяниям Екатерины II. За пышное убранство современники называли его русским пантеоном. Работу Казакова высоко оценили современники и сама Екатерина Великая.

Московский университет. Архитектор Матвей Казаков. 1786-1793. Фотография: artpoisk.info

Храм святителя Филиппа, митрополита Московского. Архитектор Матвей Казаков. 1777-1788. Фотография: NVO / wikipedia

Следующим крупным творением Казакова стал Московский университет . Строительство заведения началось в 1782 году и шло более 10 лет. Зодчий стремился к простоте и величественности, поэтому отказался от сложных декоративных элементов и большого количества скульптуры. Здание университета напоминало крупную городскую усадьбу в стиле классицизм, органично вписавшись в ансамбль центра Москвы. Одновременно со строительством университета архитектор занимался перестройкой бывшего дома князя Михаила Долгорукого для Московского благородного собрания.

Главный архитектор Москвы

В 1786 году Казаков возглавил «Кремлевскую экспедицию» и фактически стал главным архитектором Москвы. По его проектам обустраивали центральные площади и улицы, дома и гостинные дворы. Среди них - Тверская площадь, Гороховский переулок, улицы Ильинка, Моховая и Лубянка. В отличие от зодчих Петербурга, возводивших город на пустом месте, Казаков вписывал целые ансамбли в уже построенные древние кварталы Москвы. Своими классицистическими зданиями с колоннами и фронтонами Казаков упорядочил хаос московских улиц и облагородил внешний облик бывшей столицы.

Усадьба Барышникова. Архитектор Матвей Казаков. 1793-1802. Фотография: svadebka.ws

В начале XIX века Матвей Казаков организовал в своем имении архитектурную школу. Здесь учились будущие известные зодчие и реставраторы Осип Бове, Алексей Бакарев, Иван Еготов, Иван Мироновский, Иван Таманский. Вместе со своими учениками архитектор в течение многих лет составлял «Генеральный атлас Москвы». На рисунках и чертежах запечатлел общий план, фасад и разрез самых значительных зданий древней столицы. Эти альбомы стали бесценным источником сведений о внешнем облике города на рубеже XVIII-XIX веков для реставраторов.

Во время Отечественной войны 1812 года родные Казакова вывезли больного зодчего в Рязань. Здесь он узнал о пожаре в старой столице и о том, что почти все, созданное им на протяжении жизни, сгорело.

Матвей Казаков умер 7 ноября 1812 года. Похоронили архитектора в Троицком монастыре на окраине Рязани.

Матвей Фёдорович Казаков (умер 1738, Москва; - умер 1812, Рязань) - русский зодчий, представитель стиля классицизм , работал также в стиле псевдоготики. Матвей Казаков родился в 1738 в Москве, в семье мелкого чиновника. С 1751 по 1760 учился в архитектурной школе Д. В. Ухтомского. С 1768 работал под руководством В. И. Баженова в Экспедиции кремлёвского строения, в частности с 1768 по 1773 участвовал в создании Большого Кремлёвского дворца, а в 1775 - в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле. В 1775 Казаков был утверждён в звании архитектора. Наследие Казакова включает множество графических работ - архитектурных чертежей, гравюр и рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774-1775; ГНИМА), «Строительство Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; ГНИМА).

Казаков проявил себя и как педагог, организовав при Экспедиции кремлёвского строения архитектурную школу; его учениками были такие архитекторы, как И. В. Еготов, А. Н. Бокарев, О. И. Бове и И. Г. Таманский, а также собственные сыновья - М. М. Казаков и Р. М. Казаков. В 1805 школа была преобразована в Архитектурное училище. Во время Отечественной войны 1812 г. родственники увезли Матвея Фёдоровича из Москвы в Рязань. Там зодчий узнал о пожаре Москвы - это известие ускорило кончину мастера. Казаков скончался 26 октября (7 ноября) 1812 в Рязани и был похоронен на кладбище (ныне не сохранившемся) Рязанского Троицкого монастыря. Его именем в 1939 названа бывшая Гороховская улица в Москве. Также его именем названа бывшая Дворянская улица в Коломне.

Известные сооружения:
Здание Сената в московском Кремле (1776-1787);
Здания университета на Моховой (1786-1793, после пожара 1812 г. перестроены Доменико Жилярди);
Дом архиепископа Платона впоследствии Малый Николаевский дворец (1775)
Путевой дворец (Тверь);
Дом Козицких в Москве (1780-1788)
Церковь Вознесения (1790-1793, Москва);
Церковь Косьмы и Дамиана (1791-1803, Москва);
Мавзолей в Николо-Погорелом (Смоленская обл., 1784-1802);
Голицынская больница (1796-1801);
Павловская больница (1802-1807);
Дом-усадьба Демидова (1779-1791);
Дом-усадьба Губина (1790-е);
Дом-усадьба Барышникова (1797-1802);
Генеральный план Коломны 1778 года;
Вознесенская церковь Коломны;
Церковь Спаса в селе Рай-Семеновское, достраивал в 1774-1783
Петровский путевой (подъездной) дворец (1776-1780);
Здание мэрии Москвы (1782).

Белецкая Е. А. Архитектурные альбомы М. Ф. Казакова. М., 1956.
Бондаренко И. Е. Архитектор Матвей Федорович Казаков (1738-1813). М., 1938.
Власюк А. И., Каплун А. И., Кипарисова А. А. Казаков. М., 1957.
Михайлова М.Б. Казаков в ряду европейских зодчих - своих современников // Матвей Федорович Казаков и архитектура классицизма / Ред. Н.Ф.Гуляницкий. - М.: РААСН, НИИТАГ, 1996. - С.69-81.
ru.wikipedia.org

Казаков Матвей Федорович – выдающийся русский архитектор, один из основоположников русского классицизма. Родился в 1738 году в московской семье подканцеляриста Главного комиссариата Федора Казакова – выходца из крепостных. Семья Казаковых жила около Кремля,в районе Боровицкого моста. Когда в 1750 году умер глава семейства, мать, Федосья Семеновна, решила отдать сына в архитектурную школу известного зодчего Д. В. Ухтомского. Мальчик так поразил педагогов своим талантом, что его сразу взяли в класс, где учились молодые люди значительно старше его по возрасту. Школа Ухтомского славилась тем, что наряду с теорией изучения принципов классической архитектуры студенты имели возможность заниматься живой практикой, а также осваивать основы классики на примерах памятников древней русской архитектуры. Именно отсюда берет начало характерная особенность творчества Матвея Казакова: синтез классики и традиций русского зодчества, помноженных на громадный талант.

Первой самостоятельной работой Казакова стало восстановление Твери после страшного пожара в 1763 году. Матвей Федорович практически спроектировал новый город: провиантские магазины, фасады зданий присутственных мест. Старшие коллеги пристально наблюдали за молодым талантом, и совсем скоро его пригласили в качестве

соавтора для проектирования Большого Кремлевского дворца. Имя Казакова к тому времени приобретает уже мировую известность, он выступает как сложившийся архитектор со своим стилем, образом мышления и уникальным воплощением образов классики. Матвей Федорович знает, какой должна быть Москва... Он вплотную занимается проектами Петровского дворца, усадьбы Петровское Алабино, церкви Филиппа на 2-й Мещанской.Надо понимать, что Казаков был не только блестящим имперским архитектором и художником, но и выдающимся строителем, владевшим в совершенстве техникой этого дела. Он прекрасно разбирался в материале, лично выезжая для выбора камня или дерева.

Зодчий отлично понимал, что архитектурное дело требует не только постоянного развития и продолжения,
но и сохранения традиций русских классических форм, поэтому много сил и времени уделял своей педагогической деятельности. В Кремлевской экспедиции 1789 года Казаков организовал архитектурное художественное училище. В прошении Екатерине II о создании этого лицея мастеров строительного дела Матвей Федорович писал, что он нужен для того, чтобы «иметь совершенных мастеров российских... и потому не будет нужды в иностранцах, которые не сведущи ни в доброте здешних материалов, ни в том, что земля русская производить может!» Из стен училища вспоследствии вышли О. Бове, И. Еготов, Р. Казаков и другие известные художники, которые внесли весомый вклад в культурное наследие России.

Матвей Федорович много лет работал над составлением «фасадического» плана Москвы. Им и его
помощниками были разработаны проекты лучших зданий города и проводилось изготовление планов отдельных его частей. «Государственник по духу и патриот с горячим сердцем» – так характеризовали соотечественники качества выдающегося архитектора России. Матвей Казаков разработал ряд типов архитектурных сооружений самого различного назначения, характера и масштаба, начиная от огромных правительственных и общественных зданий, дворцов и усадеб и заканчивая небольшими жилыми домами и церквами-ротондами. Он решал задачу создания нового типа городского жилого дома, который отвечал бы экономическим, социальным и художественным запросам своего времени. Разработал и новый для эпохи тип «доходного» дома, где были торговые помещения и сдаваемые внаем квартиры. Прославился Казаков и как блистательный мастер интерьера. Им создан Колонный зал Благородного собрания с умелым использованием колонн, пилястр, карнизов. Он строил дворцы и купеческие особняки (дом-усадьба Демидова в Гороховом переулке, дом Губина на Петровке), многочисленные церкви (церковь Козьмы и Дамиана на Маросейке и др.), дом московского генерал-губернатора.

Матвей Казаков навсегда вошел в историю России как архитектор, который разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле, Московский университет (перестроенный потом после пожара 1812 года архитектором Д. Жилярди), Голицынская (1-я Градская) больница, Петровский дворец (1775-1782) и другие исторические и знаковые памятники архитектуры России.

Ясные и монументальные формы многочисленных зданий Матвея Казакова предопределили новый, классический облик архитектуры Москвы, создали ее настроение, тональность, узнаваемые черты в череде столетий.

Во время Отечественной войны 1812 года родные Казакова, узнав о приближении французской армии, увезли Матвея Федоровича из Москвы в Рязань. Когда зодчий услышал страшную весть о пылающей Москве, сердце великого художника, архитектора и патриота России не выдержало...

По словам его сына, «не мог без содрогания вообразить, что многолетние труды его превратились в пепел». Его похоронили на кладбище Рязанского Троицкого монастыря. К сожалению, сам погост Матвея Федоровича Казакова не сохранился...

. .

Казаков Матвей Федорович – русский архитектор, творивший во времена Екатерины II. Также Матвей Казаков известен как приверженец русского псевдоготического стиля.

Матвей появился на свет в семье писаря-копииста. Отец, Федор был родом из крепостных крестьян, его должны были отдать в матросы, но случайность позволила ему остаться при конторе Адмиралтейства.

Это помогло семье выбраться из крепостной неволи и жить в центре Москвы, недалеко от Боровицкого моста. Когда мальчику исполнилось 11 лет, его отец умер, и мать решила отдать Матвея в архитектурную школу.

Там он проучился девять лет, имел обширную практику, так как ученики основное время проводили, занимаясь ремонтом стареющих построек Кремля. Матвею были поручены обмеры с последующим составлением официальных бумаг, чертежей, смет.

Конечно, такая практика была бесценной и пригодилась несколько позже, когда зодчий восстанавливал сгоревшую Тверь. Он занялся восстановлением буквально из пепла Путевого дворца императрицы. Это здание было главным в городе и находилось в руинах. Стройка велась в жуткой спешке, в зимнее время, так как ожидался визит царствующей особы в Тверь.

Несколько позже Матвей стал работать вместе с другой звездой архитектуры того времени – В. Баженовым. Они трудились над возведением Большого Кремлевского дворца.

Основную работу делала Баженов, но Матвей был его правой рукой и также сделал гигантский объем работы. Через несколько лет проект провалился, но опыт, приобретенный архитектором, остался, ведь семь лет сотрудничества нельзя было забыть.

Произошло взаимное непонимание цели и используемых при постройке дворца художественных средств.

Первой масштабной работой, выполненной самостоятельно, стал Пречистенский дворец. После того, как императрица одобрила готовый проект, на зодчего свалился ворох предложений. К тому же ему пожаловали звание архитектора. Он занялся Путевым дворцом на Петербургской дороге. Не достроив его, он занялся проектированием Сената. Это здание стало гимном классицизму за свой потрясающий размер и архитектуру.

Их форм архитектору более всего по душе была ротонда. Очень многие его строения имели этот элемент в своем составе. Вскоре архитектору поступило предложение поучаствовать в застройке третьей столицы – в Екатеринославском наместничестве. Планировались огромные театр, здание суда, университет.

Вспомнив про неудачу с Кремлевским дворцом, зодчий категорически отказался, будто бы зная, что его ждет самый главный проект. Им по праву оказался Московский университет, который строился в три этапа, в течение десятка лет.

Еще одну непростую задачу в области проектирования предстояло решить при подготовке проекта дома для Благородного собрания.

Спланированные им в Москве оригинальные усадьбы становились образцами вкуса и достатка и признанными престижными местами для жительства. Множество их было выстроено на Тверской. Наверное, нет ни одного старого района столицы, где бы не было хотя бы одной усадьбы, нарисованной и возведенной Матвеем.

Именно он создал лицо города до знаменитого пожара 1812 года. С началом войны архитектора, находившегося в преклонном возрасте, эвакуировали в Рязань. Узнав о пожаре, он очень быстро сдал и вскоре скончался.

Достижения Матвея Казакова:

Создал облик Москвы до 1812 года
Стал автором многих зданий, дошедших до наших дней
Был педагогом дл множества талантливых архитекторов, творивших после него
Автор Петровского Путевого дворца и Сената

Даты из биографии Матвея Казакова:

1738 г. появился на свет
1749 г. смерть отца
1751 г. поступление в школу Ухтомского
1760 г. окончание архитектурной школы
1768 г. начал работу под руководством Баженова В.И.
1775 г. стал участником создания павильонов на Ходынке
1782 г. начал постройку университета Москвы
1812 г. скончался в Рязани

Интересные факты Матвея Казакова:

Архитектура России 18-го века связана со становлением эпохи классицизма, для которой характерны лаконичность, простота, следование традициям и легкость. Предшествующий стиль барокко, основными проявлениями которого были эксклюзивность и пышность, требовал колоссальных затрат. Поэтому понадобилось изменение направления архитектуры на более бюджетное и демократичное.

Предыстория

В начале 18-го века культура Российской империи продолжила выход на европейский уровень. Появилась возможность приглашать в Россию иностранных мастеров и выезжать за пределы страны в Германию, Англию, Италию.

Создание нового направления в архитектуре было необходимо для того, чтобы подчеркнуть индивидуальность страны и ее величие. Самые лучшие архитекторы занялись перестройкой городов. В Москве одним из зодчих был Матвей Федорович Казаков.

Биография архитектора

М. Ф. Казаков родился в 1738 году в Москве. Отец архитектора был крепостным крестьянином, которого по великой случайности направили работать в филиал в Адмиралтействе. Это обстоятельство позволило семье жить в центре Москвы и выбраться из крестьянской неволи.

Отец будущего архитектора погиб, когда мальчику было всего одиннадцать лет. После этого мать решила отдать Матвея в школу архитекторов. Девять лет учебы не прошли для мальчика даром - к двадцати годам он имел хороший и богатый опыт, потому что основное учебное время был занят в ремонте устаревших построек Кремля.

С 1768 года архитектор Казаков стал работать с великим русским мастером - Василием Баженовым. Более семи лет они совместно работали над проектом Кремлевского дворца. В результате недопонимания проект провалился, но бесценный опыт сохранился на долгие годы.

Первой самостоятельной работой было возведение Пречистенского дворца. После одобрения проекта императрицей на архитектора Казакова посыпался ворох предложений. Зодчему было присвоено звание городского архитектора, и он начал работать над Путевым дворцом в Петербурге. Параллельно Матвей Федорович занялся проектированием здания Сената. Именно здание Сената в Московском кремле стало первым памятников классицизма.

Любимой формой построек архитектора становится ротонда - цилиндрическое здание, увенчанное куполом. Характерным приемом мастера является яркий контраст в строгом фасаде здания и пышном богатом убранстве залов внутри.

Затем архитектор Казаков занимается проектированием Пречистенского дворца, который после нашествия войск Наполеона горел и был перестроен. В конце 18 века архитектор Казаков возводит здание Голицынской больницы в Москве.

Главным проектом Матвея является участие в 1782 году в строительстве первого корпуса Московского университета, который строился более тридцати лет и многократно перестраивался. В каждом районе столицы России найдется хотя бы одна усадьба, построенная под руководством Казакова.

В связи с событиями, происходящими в стране в начале 19-го в., родственники увезли его из Москвы. Весть о пожаре нанесла сильный удар архитектору. Мысль о том, что созданные им шедевры навсегда разрушены, очень разочаровала его. В октябре 1812 года великий архитектор России скончался в Рязани.

Проекты выдающегося мастера

Многие памятники пострадали во время пожара 1812 года и были реконструированы. Среди них:

  • Пречистенский собор в Москве.
  • Церковь митрополита Филлипа.
  • Старый корпус МГУ.
  • Благородное собрание.
  • Храм Вознесения.
  • Павловская и Голицынская больницы.
  • Дома-усадьбы Губина, Демидова и Барышникова.

Сенатский дворец

Строительство здания Сената в московском Кремле началось по указу императрицы Екатерины в 1776 году.

Дворец представляет собой треугольник с небольшим двором внутри, который разделен на три части. По периметру внутреннего двора построены коридоры, соединяющие все части помещения между собой. Углы здания срезаны и украшены аккуратными балкончиками. Дворец состоит из трех этажей, стоящих на высоком широком цоколе. Первый этаж облицован рустовым камнем, второй и третий разделяются пилястрями. Арка, открывающая вход во внутреннюю часть двора, опирается на устойчивые колонны, украшенные четырехколесным мраморным портиком.

В вершине равнобедренного треугольника располагается Екатерининский зал с огромным куполом. Его диаметр 24 м. Существует легенда, которая утверждает, что для доказательства прочности такого широкого круглого купола архитектору Казакову пришлось подняться на вершину и стоять, приплясывая более тридцати минут. Внутри зал украшен гипсовыми и барельефными портретами великих русских князей и правителей, скульптурными панно на аллегорические сюжеты из жизни императрицы Екатерины. Высота зала до вершины купола составляет около 30 м. Купол был украшен цинковой скульптурой Георгия Победоносца, которая была разрушена наполеоновскими войсками.

Строительство дворца велось до 1787 года. Изначально предполагалось, что в здании будет находиться резиденция Сената - Высшего органа власти Российской империи. Во время правления В. И. Ленина здесь находился его кабинет. В настоящее время дворец является рабочей резиденцией В. В. Путина.

Строительство Пречистенского дворца

Оно началось в 1774 году по случаю приезда Екатерины II в Москву для празднования победы над Турцией. Государыня не любила селиться в Кремле, считая его непригодным для жизни. Получив осенью известие о том, что Екатерина навестит со всей своей свитой Москву, князь Голицын поднял суматоху. Архитектору Матвею Казакову было поручено преобразить дом для дорогой гостьи.

За основу покоев Екатерины был взят дом Голицыных на углу Волхонки, к нему надумали присоединить дома Лопухиных и князей Долгоруких. Объединить три здания в одно - нелегкая задача. К сожалению, хитроумный план не удался - государыня осталась недовольна постройкой. Холодные тесные помещения, круглосуточный запах из конюшен, длинные коридоры не привели никого в восторг. Екатерина прожила во дворце около пяти месяцев.

В 1860 году здесь расположился музей Голицыных, позднее был открыт Народный музей культуры города Москвы. Пречистенский дворец в настоящее время располагается по адресу Знаменский переулок, дом 1/14.

Храм Филиппа, Митрополита Московского

В 1777 году Матвей Федорович занялся обширной реконструкцией каменного здания. Строительство растянулось на десять лет. В настоящее время храм находится по адресу ул. Гиляровского, дом 35.

После революции 1917 года церковь пришлось закрыть, богослужения возобновились только в начале 1990-х годов. К счастью, внешний вид церкви не пострадал и является в настоящее время уникальным образцом классицизма в архитектуре.

Университет на Моховой в Москве

Это старый корпус Московского государственного университета. Был построен по указу императрицы Екатерины II. Проектированием занялся архитектор Казаков в 1782 году; строительство продлилось до 1793 года.

Архитектура здания замечательно вписалась в картину центра Москвы 18-го века. Матвей Федорович добился одновременно величественности и простоты, воссоздавая проект в стиле классицизма. Были возведены колонны с портиками, созданы огромные залы с высокими куполами, использовалась облицовка рустами.

К сожалению, корпус здания не сохранил первоначальный вид. За почти 250 лет существования здание многократно перестраивалось. В настоящее время в нем также обучаются студенты.

Благородное собрание

Построено по заказу князя Долгорукого в 1787 году в самом центре Москвы.

Двухэтажное здание, украшенное портиком с колоннами, опирающимися на цоколь и соединенные изящной аркой. Главной достопримечательностью проекта является Колонный зал. К сожалению, в 1812 году здание Благородного собрания ждала участь многих зданий столицы - оно тоже горело. Не обошлось без реставраций. Последняя проведена в начале 20-го века: был надстроен третий этаж, однако Большой зал остался нетронутым. В таком виде здание сохранилось до сегодняшнего дня.

Основное внимание архитектор Казаков уделил внутреннему убранству: большие хрустальные люстры, монументальные колонны вдоль белоснежных стен. Сначала стены и потолок украшали холсты известных художников, но после пожара они не были восстановлены.

Благородное собрание служило не только местом съезда князей и приближенных двора. Здесь также проводились балы, которые привлекали в свое время Пушкина, Лермонтова, Юсупова.

Храм Вознесения

Построен в начале 17-го века, а в 1793 году реконструирован Матвеем Федоровичем. Является одним из памятников русского раннего классицизма. Объемный круглый зал, опоясанный колоннами, широкий нависающий купол со шпилем - все, что характерно для работ архитектора Казакова.

В трапезной освящены два придела: Николая Чудотворца и во имя Моисея Боговидца. Последний появился в результате использования материалов разрушенного Моисеевского монастыря (располагался на месте Манежной площади).

После революции храм был закрыт и начал работу только в начале 1990-х годов.

Голицынская больница

Была открыта в начале 19-го века. Построена на средства князя Голицына выдающимся русским архитектором Казаковым Матвеем Федоровичем.

В 19-м веке входила в список лучших больниц Европы. В лечебнице располагалась клиническая база медицинского университета Москвы.

Здание больницы, как и остальные творения архитектора Матвея Казакова, является выдающимся памятником московской архитектуры эпохи классицизма. Портик, организованный из шести крупных колонн, создает своего рода парадный вход в больницу. Широкий купол с возвышающимся бельведером позволяет увидеть здание издалека.

В настоящее время входит в состав Городской больницы Москвы.

Усадьба Барышникова

Была построена Казаковым в 1802 году. В настоящее время располагается на Мясницкой улице.

Хозяин особняка - Иван Барышников - был большим ценителем архитектуры и искусства. В доме находилась большая коллекция картин известных художников. Купец уделял время самообразованию, по его инициативе строились учебные заведения в городах России. Дом чудом уцелел при пожаре, но был разграблен.

Усадьба построена архитектором Казаковым в форме буквы П, что позволило хозяевам считать свой дом настоящим дворцом. Выдвигающийся вперед портик, который широко использовался в эпоху классицизма, визуально увеличивает площадь внутреннего двора. Колонны, стоящие на высоком цоколе, придают торжественность фасаду здания.

Ныне в особняке разместился офис российской газеты «Аргументы и факты».



Похожие статьи
 
Категории