Своеобразие русской архитектуры. Особенности русской архитектурной реставрационной школы

23.04.2019

Эти стили можно не только назвать "русскими", но и сказать, что они повлияли на международную сцену. Хорошая возможность вспомнить нашу архитектуру, возможно, актуализировать саму школу... ну и избавиться от комплекса неудачников в архитектуре.

Деревянное зодчество Русского Севера

Время: испокон веков – до XIX века

Место: Русский Север

Сейчас уже никто не скажет, откуда взялось это зодчество: шатровые церкви, похожие на космические ракеты; избы-дворы размером с полпятиэтажки; серебристая осиновая "чешуя"- лемех на крышах и главках. Что-то, конечно, выковал суровый северный климат – хоть те же дома-дворы, где все, от жилья до хлева, убирали под одну крышу для защиты от снегов и морозов. Что-то, наверное, позаимствовали в незапамятные времена у соседей: клетские церкви отдалённо напоминают варяжские ставкирки, а изобретение шатра пытаются оспорить татары. Как бы то ни было, всем этим типам построек более тысячи лет, и например первая София Новгородская, срубленная в год Крещения Руси, была шатровым храмом. Порожденные той землей, где стоят, её природой и историей, эти постройки столь же естественны, как окрестные рощи, холмы и реки.

Семь ярких примеров

  • Погост и музей Кижи в Карелии – самая совершенная (Преображенская) и самая старая уцелевшая (Воскрешения Лазаря) деревянные церкви в России.
  • Кимжа и другие сёла реки Мезени – самая цельная и подлинная деревянная Русь.
  • Малые Корелы близ Архангельска – самый большой русский музей деревянного зодчества.
  • Часовни Кенозерского национального парка – самый удобный для отдыха и экскурсий заповедник деревянной старины.
  • Сретенско-Михайловская церковь на месте исчезнувшего села Красная Ляга – самое зачарованное место.
  • Варзуга и другие сёла Терского берега в Мурманской области – самые северные старые русские сёла.
  • Невский лесопарк под Петербургом – воссозданная церковь Вытегорского погоста, самая большая и сложная из уцелевших до ХХ века, но сгоревшая в 1960-е годы.

Московское барокко и узорочье

Время: XVII-XVIII века

Место: Средняя Россия, Русский Север и Поволжье

Услышав словосочетание "русская церковь", чаще всего представляешь себе образцы именно этого стиля. Эти ни то пряничные, ни то игрушечные церквушки с пышными формами, непременной бело-красным расцветкой, фейерверком кокошников над крышей, разноцветными главками и вычурными крестами. В Москве и окрестных городах в середине XVII века этот стиль пришёл на смену суровой, холодной византийской архитектуре, господствовавшей со времён Древней Руси. Более раннее узорочье отождествляют с маньеризмом, но провести границу между ним и собственно московским барокко не так-то просто – один стиль плавно вырос из другого. У их истоков стояли купцы. Они ходили торговать в Европу и видели там новые веяния… но создали нечто совершенное иное. Скорее всего, им просто захотелось новизны.

Семь ярких примеров:

  • Церковь Троицы в Никитниках (Москва) – самый первый образец стиля.
  • Успенский собор в Рязанском кремле – самый внушительный в размерах образец стиля.
  • Теремной дворец в Московском кремле – самый большой узорочный дворец.
  • Высоко-Петровский монастырь в Москве – самый целостный ансамбль русского барокко.
  • Церковь Иоанна Предтечи в Ярославле – самый причудливый образец стиля, и к тому же она изображена на купюре в 1000 рублей.
  • Петропавловский собор в Казани – самый совершенный образец стиля.
  • Троицкий собор и другие церкви в Соликамске (Пермский край) – лучший ансамбль этого стиля вдали от Москвы.

"Ложная готика"

Время: конец XVIII – начало XIX века.

Место: окрестности Москвы и Петербурга.

…Устав от строгости классицизма и безумия барокко, европейцы в XVIII веке вдруг вспомнили о готике, первом архитектурном стиле, который они изобрели сами, без оглядки на греков и римлян. Европейские города, а в России – усадьбы самых просвещенных купцов и аристократов тогда украсили многочисленные стилизации под ту эпоху. Но вышло то же, что и с барокко полутора веками ранее: Казаков, Баженов, Фельтен, скорее всего сами не заметив как, создали совершенно русский архитектурный стиль, который и называют теперь даже не "неоготикой", а "ложной готикой". В сущности, это просто русское барокко удачно замаскировалось под готику. Показательно и то, что старообрядцы, хранители Руси Допетровской, которым в те годы Екатерина II даровала недолгую оттепель, свои храмы строили именно в этом стиле, предпочтя его "латынянскому" классицизму.

Семь ярких примеров:

  • Усадьба Царицыно в Москве – самый первый и самый большой ансамбль в этом стиле.
  • Петровский дворец в Москве – менее известный, чем Царицыно, но не менее красивый.
  • Никольская башня Московского кремля – самый известный пример стиля, так как стоит прямо на Красной площади.
  • Рогожский и Преображенский монастыри в Москве – как "ложную готику" полюбили староверы.
  • Чесменская церковь в Санкт-Петербурге – самая красивая церковь в этом стиле.
  • Ново-Никольский собор в Можайске – самая большая церковь в этом стиле.
  • Вокзал Новый Петергоф – а это, для сравнения, классическая, не "ложная" неоготика.

Сибирское барокко

Время: XVIII – начало XIX века.

Место: Сибирь

Собственная готика в России тоже есть, и искать её надо в Сибири. Вообще, "московское барокко" оказалось не близко купцам Русского Севера – самым деловитым и патриархальным – и они создали совсем другой стиль. Северные церкви – белые, тонкие и высокие – напоминают парусные корабли. От города к городу они порядком отличались, и церкви Тотьмы не спутаешься с церквями Устюга и Вятки, а церкви Вятки – с церквями Урала. Чем дальше на восток – тем их облик был самобытнее, достигнув апофеоза где-то между Уралом и Байкалом. Сибирские церкви незабываемы. Их устремлённость к небу, пламенеющие силуэты крыш и наличников, маленькие главки, похожие на огоньки свечей – среди приземистых деревянных городов, к которым в старину вплотную подступала тайга, они казались застывшим сиянием.

Семь ярких примеров:

  • Троицкий собор в Верхотурье (Свердловская область) – еще не сибирское барокко, но его прототип.
  • Спасо-Преображенская церковь в Верхней Синячихе (Свердловская область) – самый западный и самый оригинальный образец стиля.
  • Церкви Подгоры (Тобольск) – несколько в основном заброшенных барочных церквей потрясающе смотрятся среди деревянного старого города у подножья кремлёвской горы; а вот сам кремль – это еще московская, а не сибирская, архитектура.
  • Воскресенская церковь в Томске – самый красивый образец стиля.
  • Церкви Иркутска – помимо всего прочего, украшены буддийскими (!) орнаментами.
  • Одигитриевский собор в Улан-Удэ – сердце города, самый восточный образец стиля и первое в России сейсмостойкое здание.
  • Успенская церковь под Нерчинском – это скорее узорочье, но почти что на Дальнем Востоке! Самая дальняя от Москвы русская церковь XVIII века.

Деревянный модерн

Врем я: конец XIX – начало XX века.

Место: вся бывшая Российская империя.

Да и, на самом деле, не только модерн – и эклектика, и отголоски классицизма: в полвека перед революцией русское деревянное зодчество переживало настоящий ренессанс. Причём если в допетровские времена задавали тон деревянные церкви, в XIX веке лидерство перешло к особнякам. Самым разным: городские дома, усадьбы, дачи… Зачастую – с деревянным кружевами. Как бывало в России не раз, законодателями этого стиля были купцы и промышленники из числа освободившихся крестьян, и лишь затем эту пришедшую из глубины России моду восприняли столичные интеллигенты. Огромные районы-ансамбли резных деревянных домов – одна из самых уникальных достопримечательностей России.

Семь ярких примеров:

  • Дачи начала ХХ века в окрестностях Москвы и особенно Петербурга.
  • Деревянные кварталы Вологды, в первую очередь Нижний посад и Заречье.
  • Козьмодемьянск на Волге – самая обильная и изящная резьба.
  • Солигалич на Костроме – самый цельный и подлинный деревянный старый город, где из рубленые даже торговые ряды.
  • Деревянные кварталы Астрахани, что особенно удивительно, если вспомнить, что вокруг пустыня.
  • Деревянные кварталы Томска, в первую очередь Татарская слобода и Воскресенская гора – пожалуй, лучший заповедник этого стиля.
  • Деревянные кварталы Иркутска – вместе с Томском и Вологдой завершает "большую тройку" русских деревянных городов.

В современной россии архитектура находятся на переломном этапе. Широкие возможности применения разнообразнейших конструкций и материалов позволяют осуществить самые смелые архитектурные идеи, радикальные социальные и политические перемены стремительно меняют уклад жизни, отражаясь в искусстве и архитектуре. Поэтому в современной российской архитектуре стала формироваться тенденция поиска художественного языка, способного выразить национальный характер.

Русская архитектура имеет множество культурных корней, поэтому ответить на вопрос что такое русский дом порой не так просто. Но, можно увидеть, по крайней мере, два архитектурных направления составляющих основу русской архитектуры: дворянское, и народное. Первое представлено архитектурой дворянских усадеб, второе воплощено в затейливой резьбе деревянных теремов.

Стоит обратиться к архитектурно-художественным традициям, на базе которых сформировался «русский стиль». Изначально на формирование русского стиля оказало значительное влияние использовании форм Византийского искусства, соединенного с традициями древнерусского зодчества и народного искусства. Стоит вспомнить, что первые русские храмы строили по византийским канонам. Все постройки на Руси строились поначалу из дерева и обладали самобытностью: фасад терема не имел чёткой организации, зато снаружи дома богато украшали позолотой и инкрустацией, использовали национальные орнаменты в карнизах, колоннах и фризах. Кровли красили яркими красками. В этот период русские зодчие овладели приёмами мастерства, которые давали возможность возводить сложные постройки высокого художественного уровня.

Нужно добавить примеры объектов современного девелопмента, выполненных в такой манере.

На рубеже XVII и XVIII вв. русская архитектура пошла в унисон с общеевропейской. Но резкость совершившегося перехода с одной стороны, и национальной самобытности с другой. Европейские тенденции переосмысливались, органически усваивались и вводились в контекст национальной культуры, давая начало новой традиции. Таким образом, происходил процесс формирования второй ветви русского национального стиля, который нашел свое отражение в классической русской усадьбе XVIII - XIX века. Архитекторам удавалось создавать особый мир, в соответствии с запросами и возможностями владельца, в котором детали классического русского стиля подчеркивали, объединенные с последними тенденциями европейской архитектуры, были призваны подчеркнуть статус хозяина дома. Так формировалось "родовое гнездо", обиталели которого гордились своей историей и происхождением.

"В проектах компании "Канадский дом" выделена целая линейка домов, спроектированных в русском стиле. Архитекторы действительно позволяли себе некоторые вольности, но в деталях были точны без всяких компромиссов, реализовывая свойственные для русского дома композиционные приемы. В нем не наблюдается "стандартных заготовок". Специально прод проект создавались именно те конструктивные узлы, которые необходимы. То есть объединялись архитектурное творчество с осмыслением конструкции, что создает свой особенный стиль. Современный – и безошибочно русский.

Осмысление национальных особенностей и традиций становление «русского стиля» в архитектуре XVIII– нач. ХХ в. связано с патриотическими настроениями в обществе и «национально-романтическими» тенденциями в мировой культуре. Под влиянием романтического направления в архитектуре России сформировалось стремление продолжить в современном искусстве русские национальные традиции, что отразилось в различных формах и деталях в русской архитектуре XIX в. и развитии «русского стиля», выраженного в различных художественных системах: русско-византийском стиле, русском (псевдорусском) стиле, неорусском стиле. В этот период архитектура направлена на признании самобытности и неповторимости русского искусства и имела теснейшую связь с архитектурно-строительной практикой. Теоретические представления и воззрения рассматриваемого периода позволяют заключить, что первоначально понятие «русский стиль», связывали с обращением к формам и приемам древнерусского (допетровского) зодчества и народного (крестьянского и городского) искусства.

Следующий этап развития России приходится на конец XIX - нач. XX в. и связан с осмыслением новых социальных и нравственных проблем: личность и общество, искусство и жизнь, место художника в обществе и пр., что привело к поиску новых изобразительных методов и средств путем анализа и исследования русской национальной культуры. «Русский стиль» в этот период ориентирован на условность, тяготеет к синтезу, новаторскому способу интерпретации. Поиски новой образности повлекли за собой формирование новых стилевых направлений: неорусский стиль, модерн, неоклассицизм, которые различным образом проявились и получили свое наиболее полное выражение в архитектуре.

Но для реализации данных стилей необходимо творческое переосмысление задачи архитектором, его умение гармонично объединить разные стили и детали, что бы получить как раз яркий пример неорусского стиля. Но практика последних десятилетий доказывает, что для типичных русских строителей пригородных поселков и малоэтажных домов в пригороде архитектор с его творческими способностями не востребованы. Исключения были, но дом, спроектированный известным архитектором, – это экстра-роскошь, за которую должны платить богачи. Но всегда существует идея и найдутся люди, способные ее реализовать. Так появился проект "Шведские пруды" компании ПРСУ. Перед компанией стояла задача сделать экономичное жилье: дома с квартирами по 30-60 м?, но избежать строительства "бетонных коробок" и построить здание в классической манере. "Главное, наверное, в нашем решении обратиться именно к неорусскому стилю было то, что дом небольшой площади в классической архитектуре смотрится бедновато, а в стиль модерн или хай тек, в окружении деревьев... скажем, странновато. А архитектура в неорусском стиле, с его простыми, лаконичными, но в тоже время такими привычными формами, маленькие размеры решает" - говорит директор по продажам компании Кулишов Виктор. Дома небольшие, стоят плотно, участки не имеют ограды, здесь нет шика, но создалась особая спокойная, культурная среда, контрастирующая с угарным пейзажем типичного пригородного поселка, или городских бетонных коробок!

Неорусский стиль прослеживается в работах сторонников «национального стиля», которые ориентировались на использование декоративных приемов и форм национальной (а зачастую народной) архитектуры, рассматривая их как символ национальной выразительности, а также идей государственности, что нашло выражение в создании выставочных павильонов и художественных выставок народов СССР. Такой подход обеспечивал выразительность, национальную характерность, самобытность и неповторимость архитектуры, однако, хотя все мастера советской архитектуры настаивали на том, что учиться у архитектуры прошлого (в том числе и национальной) надо через познание методов и приемов работы ее творцов, на практике попытки освоения и использования национального наследия порой приводили к формальному копированию форм и деталей зодчества прошлых веков.

В процессе эволюции русской национальной культуры в архитектуре сформировалось понятие «русского стиля» как отражения совокупности осознанных традиций, черт, особенностей свойственных русской культуре не в конкретный исторический период, а со времени формирования единой русской нации и по сей день. Развитие «русского стиля» в искусстве проходило циклично, отразив все события происходившие в стране и в обществе. Несмотря на различие формальных признаков «русского стиля», отвечавших разным этапам его эволюции, образно-содержательный аспект его оставался неизменным, а самобытность, национальная характерность являлись идейно-художественной доминантой.

Так сложилось русская архитектура, которая не только не уступает зарубежной, но и представляет лучшие произведения в мировом искусстве. Памятники русской архитектуры говорят о национальном своеобразии (характере), традициях и преемственности на всех этапах развития Русской культуры.

March 2nd, 2017 , 03:00 pm

Разумеется, сегодня есть много книг, где расписаны до деталей все исторические периоды, вся история отечественной архитектуры, все стили и направления.
Но специфика интернета такова, что многие хотят понять общие проблемы в одной короткой заметке.
Именно такой обзор я предлагаю читателям журнала Архитектурный стиль -


Коротко о периодах и стилях Русской архитектуры

1. Древнерусская архитектура
X - XVII в.
История Древнерусского зодчества насчитывает семь веков. Даже простое перечисление всех периодов развития Древнерусского зодчества является огромной исследовательской работой. Настолько сложен и многообразен был этот путь.
Архитектура Киева и Чернигова, архитектура Новгорода Великого и Пскова, Смоленска и Полоцка. Самостоятельная и очень яркая Владимиро-Суздальская архитектура сложилась в Северо-Восточной части Руси, в Залесской земле. К концу XII в. на Руси слагается несколько архитектурных направлений, хотя общие принципы на всей территории Руси были одинаковы. В XIII в. Владимиро-Суздальская школа разделилась на две самостоятельные, одна строила в Суздале, Нижнем Новгороде и Юрьеве-Польском, другая - во Владимире, Ростове и Ярославле. И, наконец, эпоха централизованного Русского государства, в XV - XVI веках объединившая отдельные русские земли вокруг Москвы. Процесс объединения русских земель вокруг Москвы, складывание единого русского государства, повлияли на формирование общерусской архитектурной традиции. Архитектуре XVII века были присущи сложность и живописность композиций, разнообразие и насыщенность архитектурными деталями.
Среди произведений Древнерусской архитектуры нет копий с иноземных зданий, нет механического подражания архитектуре соседних стран.

2. «Нарышкинское» барокко
Конец XVII в.
Первый этап развития русского барокко относится ещё к эпохе Русского царства, с 1680-х по 1700-е годы, получившее название Московское, или «Нарышкинское» барокко Особенностью данного стиля (?) является его тесная связь с уже существовавшими русскими традициями. Стремившееся к узорочью, живописности и нарядности, своеобразное связующее звено между древнерусской архитектурой и новым стилем Барокко.

Церковь Покрова в Филях, в Москве, 1694 г.

3. Стиль Барокко
1-я половина XVIII в.
Основание Санкт-Петербурга дало мощный толчок к развитию архитектуры России, начинается новый этап в развитии русского барокко - петровское барокко. Это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на западные образцы. Крупнейшим сооружением этого времени является Петропавловский собор. И несмотря на обилие иностранных архитекторов, в России начинает формироваться собственная архитектурная школа. Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. Позднее в России получает развитие новое направление - елизаветинское барокко. Его появление чаще всего связывают с именем выдающегося архитектора Растрелли. Отличие данного стиля от петровского заключается в его тесной связи с традициями московского барокко. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях - Зимний дворец, Екатерининский дворец, Петергоф. Архитектору свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, отделка фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века. Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII века — во главе с Д.В.Ухтомским и И.Ф.Мичуриным. Основная идея барокко - красота, торжественность, высокопарность, преувеличенный пафос и театральность.


Большой дворец в Царском селе, 1752-1757 гг., арх. В.В.Растрелли

4. Стиль Классицизм
2-я половина XVIII - нач. XIX в.

Классицизм - это обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции и сдержанность декоративного убранства. Русский классицизм - стиль в искусстве, возникший в России при Екатерине II, определенным образом стремившейся к европеизации России. Появлению нового стиля предшествовало более чем полувековое развитие отечественного искусства Нового времени, характерное преобладанием барокко. С 60-х годов XVIII века русские архитекторы проектируют и строят здания в стиле благородной простоты классицизма.


Дом Пашкова в Москве, 1784-1788 гг. арх. В.И.Баженов (?).

5. «Национально-романтический » этап
1780 - 1800 гг.
Во второй половине XVIII века, наряду с ведущим классическим направлением, был недолгий этап, который позднее чаще всего именовали «готическим стилем». Это время активного творчества В.И.Баженова и М.Ф.Казакова, и наиболее известным их сооружением является Царицынский ансамбль. Несмотря на поручение Екатерины, наши архитекторы взяли исходным моментом не готику, а древнерусские формы. Для Царицына характерна затейливая красочная игра белокаменных деталей на фоне краснокирпичных стен, напоминающая детали и мотивы русской архитектуры XVII века. В целом произведения этого этапа в классической архитектурной школе названы временем Национально-романтических исканий.


Дворец в Царицыно, в Москве, 1775 - 1785 гг., арх. В.И.Баженов и М.Ф.Казаков

6. Стиль Ампир
1800 - 1840 гг
«Имперский стиль» ампир является завершающим этапом классицизма, С массивными и монументальными формами, богатым декорированием, с элементами военной символики.


Главный штаб в Петербурге, 1819-1829 гг., арх. К.И.Росси

7. Эклектика
1830 - 1890 гг.
Направление в архитектуре, ориентирующееся на использование в одном сооружении любых форм прошлого в любых сочетаниях. Эклектика восстала против академических догм, требовавших следовать «вечным» законам античного зодчества. Эклектика сама по себе не может быть стилем, так как является смешением этапов и стилей прошлых лет.
Несколько слов об эклектике


Успенская церковь в Петербурге, 1896-1898 гг., арх. Г.Косяков

8. Стиль Модерн
Конец XIX в.- 1917 г.
Стилевое направление связано с использованием новых технико-конструктивных средств, свободной планировки для создания подчеркнуто индивидуализированных зданий. Термином «Модерн» определяется архитектура, резко восставшая против подражательности. Лозунг модерна - современность и новизна. Системы художественных форм, сколько-нибудь родственной ордеру или «стилям» эклектики - в модерне вообще не существует.
Свойственному прошлым стилям принципу проектирования здания «снаружи - внутрь», от формы плана и объема к внутреннему расположению помещений, в модерне противостоит противоположный принцип: «изнутри - наружу». Форма плана и фасада не задается изначально, она вытекает из особенностей внутренней планировочной структуры.
О модерне - http://odintsovgrigori.ucoz.ru/index/mod ern/0-255


Особняк Рябушинского в Москве, 1900 г., арх.Ф.О.Шехтель

9. Ретроспективизм
1905 - 1917 гг.
Очень сложное направление, своеобразная параллель позднему модерну. Направление, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от древнерусского зодчества до классицизма. Различия между поздним модерном и ретроспективизмом провести чрезвычайно трудно. Примеры трех основных течений в ретроспективизме -

9.1 - Неоклассицизм
Здание Киевского вокзала в Москве напоминает прославленные постройки русского классицизма и ампира. Симметрия этой торжественной композиции оживлена квадратной часовой башней, поставленной на правом углу. При достаточной строгости архитектурных форм декоративное убранство здания весьма разнообразно, с сочными «античными» мотивами.


Киевский вокзал. 1914-1924 гг., Арх. И.И.Рерберг, В.К.Олтаржевский, при участии В.Г.Шухова.

9.2 - Неорусский стиль
Исследователями архитектуры высказывалось мнение, что неорусский стиль стоит ближе к модерну, чем к эклектике, и этим отличается от «псевдорусского стиля» в его традиционном понимании.
Здание Ссудной казны сочетает деловую представительность с пластичностью палат XVII века. Форма парадного крыльца на фоне бриллиантовой рустовки стены усиливает декоративность здания. В декоре преобладают мотивы «Нарышкинского барокко». Однако полная симметрия фасада нарушает «принципы модерна» и придают зданию некоторую эклектичность....


Ссудная казна в Настасьинском пер. в Москве. 1913-1916 гг., Арх. В.А. Покровский и Б.М. Нилус

9.3 - Неоготика
Католический собор на Малой Грузинской улице в Москве - трёхнефная крестовидная псевдобазилика. Основной объём храма был построен в 1901—1911 годах, отделочные работы внутри продолжались до 1917 года. По различным свидетельствам, для архитектора прообразом фасада послужили некоторые европейские готические соборы. В этом католическом соборе находится самый большой в России орган и можно послушать концерты органной музыки.


Католический собор на М. Грузинской улице. 1901—1911 гг., Арх. Ф.О.Богданович-Дворжецкий.

Стили......
Вместить на один лист всю многовековую историю отечественной архитектуры невозможно.
Моя задача конкретнее - дать общее, очень схематичное понятие о том, как менялись стили архитектуры со второй половины XVII века и до 1917 года.

И важное уточнение о «Стилях» :
- В истории архитектуры само понятие «Архитектурный стиль» появилось сравнительно недавно, и относится только к периодам с XVIII века, со стиля Барокко. Иногда к стилям относят и «Нарышкинское» барокко второй половины XVII века.
- К Древнерусской архитектуре понятие «Стиль» вообще неприменимо, и выражение типа «церковь в Новгородском стиле» относится к разговорному жанру, и не более того!
........................................ ........................................ .................

Литература:
- История русской архитектуры. - М.: Академия архитектуры СССР, Институт истории и теории архитектуры, 1956.
- Е.И.Кириченко. Русская архитектура 1830-1910-х годов. - М.: Искусство, 1982.

Ансамбль Московского Кремля

Искусство конца 15 – 16 в.в.

Сложение Русского централизованного государства.

Столица – Москва, оплот православия, центр культурного наследия, «3-й Рим»

Государственное устройство – самодержавие, опора – дворянство.

Главная задача искусства – прославление Русского государства.

Конец 15 – начало 16 в.в.

I. Архитектура – строительство Московского Кремля, инженер Пьетро Солари; русские + итальянские традиции; красота, величие, прочность.

1. УСПЕНСКИЙ СОБОР (арх.Аристотель Фиорованти ),1475-1479 г.г.; древнерусские традиции + традиции итальянского ренессанса (внешний вид: 5 глав, (просторный, светлый интерьер перспективные порталы) светского характера).



2. БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ СОБОР «Златоверхий»

(арх.Марко Фрязин и Пьетро Солари ) 1484-89г.г, древнерусские традиции (подклет – высокий цокольный этаж, галерея, аркатурно-колончатый пояс на фасаде и апсиде);

ГРАНОВИТАЯ ПАЛАТА (арх. М. Фрязин и П.Солари ) – часть великокняжеского дворца; одностолпный зал S=500кв.м, h=9м.

3.
АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР (арх.Алевиз Новый ), 1505-1508г.г. – усыпальница московских государей (52 погребения); в стиле ренессансных 2-х этажных палаццо (пышный декор: аркады, резьба, роспись, позолота).

4. ХРАМ-КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО (арх. Бон Фрязин ), 1505-1508 г.г.; изящество и величие; толщина стен=5м., h=81м., 21колокол – вес – 4 тысячи пудов.

Сформировать представления о том, что Москва была не только политическим центром возрождения Руси, но и средоточием формирования общерусской культуры; развитие культуры опиралось на владимирское наследство; шедевры архитектуры - Успенский и Архангельский соборы, колокольня Ивана Великого, Теремной дворец, стены и башни Кремля являются синтезом художественных приемов зодчества Руси и итальянского Возрождения. Познакомить с легендой возникновения города. Рассмотреть старинный чертеж с изображением плана Московского Кремля XVI века.

Посмотреть документальный фильм «Московский Кремль». Обратить внимание на антропоморфный характер башен, напоминающих своим обликом богатырей в русских доспехах. Рассказать о том, что Кремль и его здания стали образцом, которому стремились подражать другие города Московского княжества.

Самостоятельная работа: подготовить сообщение об истории и святынях одного из соборов Московского Кремля.

Своеобразие русской архитектуры

Глава, Крест

Главы в соответствии с русской православной традицией имеют, как правило, шлемовидную или луковичную форму. Количество глав, как правило, должно быть не менее количества престолов в храме. В традиции православного храмостроительства количество глав принимается равным 1, 3, 5, 7, 13 и т.д., что объясняется числовой символикой: 1 - единая глава Церкви - Христос; 3 - число лиц Святой Троицы; 5 - Христос и четыре Евангелиста; 7 - семь чинов ангельских, семь Таинств, семь Вселенских Соборов; 13 - Христос и 12 Апостолов и т.д.

Глава должна быть увенчана православным Крестом, ориентированным на запад. В русском православии принят 6-8-конечный Крест, который отличается от "латинского" наличием верхней и нижней косой перекладин. "Греческий" четырехконечный Крест - равноконечный. Размер и рисунок Креста определяются архитектурой храма..

Окна, решетки

Окна, устанавливаемые, как правило, в верхней зоне каменных стен храма, традиционно имеют полукруглые завершения и снаружи украшаются фигурными наличниками с завершениями в виде кокошников или иными в соответствии с архитектурным стилем фасадов.

На окна храмов, как правило, устанавливаются решетки, часть из которых должна иметь возможность открывания наружу помещений в целях пожарной безопасности. В рисунках решеток часто используется крестообразный мотив. Примеры решеток приведены на рис. 21.

В недавней статье мы рассказали о том, . В основном это разные типы классики, либо пришедшей к нам еще с античных времен, либо ее английский вариант. Так или иначе, назвать эти стили "родными" затруднительно. А ведь в истории России было создано и преобразовано из зарубежных множество архитектурных направлений, которые до сих пор влияют на строительство, а иногда и полностью воспроизводятся в загородных домах.

И начнем бы обзор с основных факторов, которые повлияли на особенности застройки в России, чтобы впоследствии не упоминать их по отдельности.

Особенности национальной застройки. Исторические.

Камень и дерево

В виду доступности дерева, камень и кирпич были малопопулярными материалами в России. Из "частников", только бояре, купцы и зажиточные крестьяне могли позволить себе дом из камня. Остальные постройки подобного типа регулировались на государственном уровне: замки, общественные заведения, церкви. Соответственно, архитектурное разнообразие индивидуального домостроения развивалось большей частью в рамках деревянных построек. Это оставило свой след как на ранней архитектуре Руси, так и на более поздней - и даже современной - манере строить дома.

Деревянная резьба

Связь этой особенности с предыдущей самоочевидна: при зодчие декорировали дома, но так как камень был совсем не "в ходу", активно развивалась художественная резьба по дереву.

Храмовые постройки

По сути своей, русский народ всегда был склонен скорее к функциональности, чем к декору - хотя любители "показать лицо" найдутся всегда. Потому основная часть архитектурных изысков развивалось в рамках храмовых построек - отрасль, в которой зодчие не жалели ни сил, ни вдохновения. Потому все "модные нововведения" доходили до индивидуального домостроения далеко не сразу и не в полном объеме - а то где ж это видано, чтобы купеческий дом напоминал часовню?

Особенности крыш

Эту черту нельзя назвать строго национальной и она встречается во многих странах. Но припомните, как выглядят крыши древних построек в южных странах? Плоскими. Причина в типе осадков: там, где выпадает снег, отделаться плоской крышей в лучшем случае сложно, а в худшем невозможно. Потому вытянутые силуэты даже самых ранних построек обусловлены именно этой совершенно бытовой особенностью.

История русских стилей

Когда речь идет об истории формирования у нас архитектурных традиций, принято вести речь о замках и храмах - индивидуальные постройки всегда оставались в тени. Это продлилось вплоть до XVII-XVIII веков, когда началось активное строительство усадьб дворян и зажиточных представителей иных сословий.

Но и до этого периода есть множество интересных находок индивидуальных домов, которые до сих пор находят отражение в нашей архитектуре.

Изба или сруб

Одной из самых первых построек, появившихся на Руси, была изба: небольшой дом из рубленых деревьев, с покатой крышей и минимумом декоративных украшений, а то и вовсе с их отсутствием. "Отрывались" строители разве что на оконных рамах - ну, когда те уже появились и не в виде бычьего пузыря, натянутого на проем.

Скучно, скажете вы? Как бы не так! Эта древняя и славная традиция нашла реализацию и в современности. Невзрачные одноэтажные постройки превратились в настоящих красавцев под влиянием новых архитектурных веяний. Конечно, многие отдают предпочтение кирпичным домам, но и из дерева сейчас создают настоящие произведения искусства - массивные, впечатляющие срубы.

Или вот такие - небольшие и уютные домики, которые будто бы сами по себе растут из земли, но на деле: внутри удобный и современный интерьер:

Шатровый стиль

Назван этот стиль в честь манеры завершать здание церкви не куполом, а многогранным шатром. Зародился этот стиль в рамках храмовых построек, но настолько подходил нашему климату, что сначала крепко обосновался в барских домах, а потом во времена Ивана Грозного, перешел и на каменные постройки. Именно ему мы обязаны высоким, "псевдоготическим" очертаниям сохранившихся до наших дней памятников архитектуры.

И если вы считаете, что эта традиция канула в веках и не находит реализации в современности - спешим разуверить. Например, наши архитекторы создали дизайн-проект уютного и современного жилища по мотивам шатрового типа:

Хоромы и палаты

Это крупные, часто общественные постройки, где проживали как господа, так и обслуживающие их холопы. Отличие одного от другого в том, что хоромы строились из дерева, а палаты были уже каменными. Стили их бывали самыми разными: шатровым, упрощенной классики, прослеживались веяния и европейских стилей - часто архитекторы приглашались из-за рубежа.

Так как стилистически хоромы следовали за "трендами" той моды, нельзя сказать, что конкретно они повлияли на современное домостроение. Но благодаря ним популяризировалось

Усадьба

Усадьба пришла на смену хоромам в XVII. Под этим термином часто понимается не только жилое здание, но и весь комплекс построек на участке: дома для слуг, беседки, конюшни, всевозможные дополнительные строения и усадебный сад. Впрочем к тому истерическому периоду архитектура - в том числе и индивидуальных домов - почти потеряла яркие национальные черты: в большинстве своем русские усадьбы придерживаются классической стилистики или стилистики барокко, в зависимости от того на какой период приходилась постройка.

Впрочем, говорить о полной потере русской стилистики нельзя. Иногда дело было в простой нехватке финансов, иногда в сохранившимся утилитарном отношении к жилью, но русское барокко купеческих домов не такое помпезное и тяжелое, как итальянское. Также нельзя не упомянуть и о эклектическом сочетании классики, ампира и барокко, которое сформировалось в нашей стране.

Во что это вылилось сейчас? Многие, кто желает продемонстрировать свой достаток, но не хочет впадать в безмерную пестроту барокко, черпают вдохновение в более скромной усадебной эстетике - которая не только близка нам по менталитету, но и "обтесана" годами использования.

Вологодское деревянное зодчество

Удивлены, обнаружив эту категорию, как отдельную? Зря - ведь в Вологде сформировалась своя, острохарактерная манера постройки домов. Классическая вологодская усадьба возводилась из дерева, имела два этажа (второй иногда нависал над первым) и обязательная лоджия, нависающая над крыльцом.

Конечно со временем этот стиль разбавила классика: появились четырехскатные крыши, стали активно использовать колонны.

Влияет ли вологодский стиль на внешний вид сегодняшних ? Несомненно. Он отличался большой компактностью, что до сих пор ценится нашими соотечественниками: когда с практической точки зрения, а когда и с эстетической.

Например, проект особняка, которые наследует основные идеи вологодской стилистики:

Сельский стиль

Нельзя упомянуть и об этом стиле, появившимся относительно недавно - в советские времена. По статистике, редко кто сам строит такие дома, но они занимают парадоксально большой объем от всех построек загородного типа. Некоторые были возведены еще в советские времена, какие-то продолжают строиться в отдаленных деревнях. Чтобы понять о чем речь, просто вспомните классическую русскую деревушку.

В остальном, его характерные черты: использование дерева, резные оконные рамы; четырехскатная крыша со слуховыми окнами (более простой вариант - мансардная или двускатная крыша без каких либо ухищрений); один или полтора этажа в зависимости от типа крыши. И если взглянуть на форму, становится ясно, что вдохновением служили классические русски избы, но это бюджетная и очень скромная калька с усадебного стиля, со свойственной тому симметрией, элементами декора и особенностями оформления крыш.

Заключение

Как можно увидеть, помимо достаточно ярких и самобытных стилей, которые зародились в России, существует достаточно вариаций зарубежной классики или барокко, которые выглядят для нас ближе и роднее, чем их исходный вариант.

Сейчас они несправедливо отставлены в сторону, хотя многие элементы в современной интерпретации выглядели бы очень неплохо. Конечно, воспроизводить их один в один не имеет смысла - если вы выросли и живете в России, все эти здания вам наверняка уже приелись, но разумная эклектика вдыхает новую жизнь в привычные формы.

И если вам что-то приглянулось, или вы желаете себе уникальный, эстетичный и максимально русский дом - наши дизайнеры и архитекторы с радостью вам помогут. Команда профессионалов не только умеет, но и любит свое дело, потому выполнит ваши пожелания максимально бережно и изящно, оформив их в стильный архитектурный дизайн.



Похожие статьи
 
Категории