Жизнь леонардо да винчи - юность. История Леонардо да Винчи

01.03.2019

Леонардо рисовал буквально все вокруг — людей, анатомию, растения, животных, природу, здания, воду — все! Все, только не лица?!

Современники Леонардо регулярно рисовали лица, и свои собственные, анфас и с поворотом на три четверти, так что можно не сомневаться — такой страстный рисовальщик, как Леонардо, не мог периодически не рисовать автопортреты. Я думаю, что, если отсмотреть все изобразительные работы Леонардо в поисках автопортрета, можно найти и его лицо, смотрящее прямо на нас. Я отсмотрел все его работы, более семи сотен, и искал на них мужские портреты, таковых обнаружилось около 120.

Какие из них могут быть автопортретами? Только те, которые сделаны в той же манере, что мы видели только что — анфас или с поворотом на три четверти. Все профили мы можем поэтому отбросить. Рисунок также должен быть достаточно подробным — поэтому мы можем отбросить все размытые и нечеткие изображения, а также все чересчур стилизованные. И еще: от современников Леонардо мы знаем, что он был очень красивый мужчина, даже прекрасный, поэтому мы можем отбросить всех уродов и любые заведомые карикатуры.

Осталось ровно три кандидата, соответствующие нашим условиям. И вот остается вышепоказанный старик, равно как и знаменитый «Витрувианский человек», и наконец единственный портрет мужчины руки Леонардо, написанный маслом, — знаменитый музыкант. Прежде чем рассмотреть эти лица подробно, я должен объяснить, почему у меня есть право рассказывать вам обо всем этом. Я сам нарисовал более тысячи портретов для газет в течение тридцати лет, поэтому я кое-что смыслю в том, как рисуют лица и как анализируют портреты.

Давайте посмотрим на эти три лица подробнее. Как только мы увеличим эти лица, мы сразу заметим: у всех троих один и тот же широкий лоб, те же брови в одну линию, тот же длинный нос, те же изогнутые губы и тот же, небольшой, но резко очерченный подбородок. Я глазам своим не поверил, когда впервые это увидел — заранее предсказать столь разительное сходство этих портретов было решительно невозможно, тому нет никаких причин. Ведь мы просто отсеивали лишние портреты — выбирали лишь те, которые технически могли бы быть автопортретами. Эти трое действительно похожи друг на друга. Теперь проверим: правилен ли хронологический порядок написания этих работ? Скажем, музыкант должен быть написан первым, все так и есть, портреты выполнены в нужном хронологическом порядке. А сколько было Леонардо лет, когда он писал эти портреты, совпадает ли его возраст с возрастом лиц на портретах? Да, совпадает — ему было 33, 38 и 63 в момент написания этих работ.

И вот у нас три изображения — потенциально одного и того же человека, в разное время его жизни, примерно тех самых лет, сколько было Леонардо, когда он их писал. Но как нам доказать, что это в самом деле Леонардо, а не кто-либо другой? Нам нужно сравнить их с каким-то четвертым, референтным изображением. Единственное изображение Леонардо, относительно подлинности которого, как правило, не спорят, — это статуя Давида работы Вероккио, для которой Леонардо позировал в 15 лет. И теперь, если мы сравним лицо статуи с лицом музыканта, мы снова увидим те же черты. Статуя — наш отправной пункт, и она связывает личность Леонардо с тремя другими лицами. Самый знаменитый человек в истории наконец обрел лицо.

Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] Алферова Марианна Владимировна

Как выглядел Леонардо

Как выглядел Леонардо

Прежде чем начать рассказ о достижениях Мастера, об удивительном гении, пытавшемся объять весь удивительный и огромный мир, скажем немного о нем самом как о человеке.

Он был очень высокого роста даже по нашим меркам – 1 метр 90 сантиметров, а по средневековым – вообще гигант. Он был удивительно красив, пропорционально сложен, очарователен в общении, обладал необыкновенной силой, мог сгибать подковы, как если бы они были сделаны из свинца, а не из железа. Он обладал удивительным зрением – его рисунки летящих птиц и потоков воды, проанализированные современными методами, говорят о том, что он мог видеть такие детали, которые доступны лишь при рапидной съемке. Обычный человек просто не способен разглядеть столь мелкие подробности. При этом у него была поразительная зрительная память – как ни быстра рука рисовальщика, она не может поспеть за летящей птицей или за бурным потоком воды.

Он владел обеими руками почти одинаково – делал записи и рисовал левой, а картины писал правой. Благодаря своей поразительной одаренности и ореолу таинственности, который всегда окружал Леонардо, он еще при жизни превратился в легенду. А после смерти рассказы о нем стали приобретать все более фантастический характер. В своих заметках Леонардо почти ничего не рассказывает о себе или о близких и друзьях, он вообще не дает характеристик людям. Единственный художник, чье имя упомянуто в его записях, – это Сандро Боттичелли.

Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» постоянно называет Леонардо божественным, как будто вместе с античным искусством эпоха Ренессанса вернула и практику обожествления, только места императоров в новом пантеоне заняли художники и ваятели – и среди них первое место несомненно принадлежит Леонардо.

Мы точно не знаем, как мог выглядеть Леонардо в молодости. Свойственная ему тяга к таинственности отразилась и в нежелании оставить потомкам свой образ в рисунках и картинах. Сохранилось лишь одно более или менее достоверное изображение – автопортрет, рисунок, сделанный, когда Мастеру исполнилось 65 лет, и он в это время выглядел древним стариком. Есть еще рисунок Франческо Мельци, на котором мы видим Леонардо в профиль – но это опять же изображение Леонардо-старика.

А как выглядел Мастер в молодости?

Рафаэль изобразил его на своей фреске «Афинская школа» в образе Платона, и у нас есть все основания считать, что Рафаэль, современник Леонардо, стремился к портретному сходству. Также считается (хотя с оговоркой «вероятно»), что Андреа Вероккио создал статую Давида, используя в качестве модели лицо юного Леонардо. Многие полагают это красивой легендой, но трудно не заметить на лице «Давида» Вероккио улыбку, столь схожую с загадочными улыбками персонажей Леонардо. Да и лицо юного героя очень напоминает те, что потом появлялись на картинах Леонардо. Вряд ли Мастер пытался повторить лицо, придуманное его учителем. Скорее, в картинах Мастера то и дело появлялся он сам, вольно или невольно. Таким образом, не исключено, что его ангелы и сама Мона Лиза улыбаются нам улыбкой Леонардо.

Также существует версия, будто голову ангела – ту самую, что принесла славу молодому художнику, – на картине Вероккио молодой художник написал с самого себя.

Есть еще рисунок в архиве Леонардо, на котором изображен молодой мужчина. Его обнаружили недавно, когда с помощью компьютера удалили написанный поверх текст. Автопортрет это или нет – остается загадкой.

В 2008 году был найден в частной коллекции портрет, который теперь экспонируется в музее древнего народа Лукании (Италия). Ныне он считается автопортретом Леонардо, относящимся к 1505 году.

Так что, читая книгу о Леонардо, вы можете выбрать сами, каким представить себе великого итальянца. Юным Давидом, умудренным стариком или зрелым мужем в образе Платона – каким увидел его Рафаэль.

Из книги Мои воспоминания (в пяти книгах, с илл.) [очень плохое качество] автора Бенуа Александр Николаевич

автора Дживелегов Алексей Карпович

Леонардо и Возрождение «Современное исследование природы, как и вся новая история ведет свое летосчисление с той великой эпохи, которую мы, немцы, называем, по приключившемуся с нами тогда национальному несчастью, Реформацией, французы - Ренессансом, а итальянцы -

Из книги Жизнь Леонардо. Часть вторая. [с иллюстрациями] автора Нардини Бруно

Друзья Леонардо Леонардо и Джакомо Андреа были старыми друзьями. Они познакомились в 1482 году, почти сразу после приезда Леонардо в Милан. Джакомо Андреа да Феррара был приглашен герцогом в Милан двумя годами раньше. Джакомо был не только архитектором и ученым, но и

Из книги Леонардо да Винчи автора Шово Софи

Заметки Леонардо О первом пребывании Леонардо да Винчи в Милане мы многое знаем благодаря его заметкам, в которых отразились его интеллектуальная жизнь, проекты, мечты, повседневные траты на ведение хозяйства, его афоризмы, чертежи машин, эскизы скульптур, рисунки вещей,

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Леонардо По приглашению "Вся-Индия Радио" Святослав сделает радиопередачу 21 Октября в Лагоре - "Мона Лиза". Святослав знает эту тему. Материалы: Вазари, Зейдлиц, Аллаш и многие другие. Но вот беда! Год смерти Леонардо варьируется разными авторитетами на шесть лет. И все это

Из книги Художники в зеркале медицины автора Ноймайр Антон

ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ ВВЕДЕНИЕ «В истории искусства Леонардо стал Гамлетом, которого каждый для себя открывал по-новому». Эти слова Кеннета Кларка, одного из глубоких знатоков этого загадочного явления на небосклоне итальянского Ренессанса, очень метко подчеркивают

Из книги Леонардо да Винчи [Настоящая история гения] автора Алферова Марианна Владимировна

Фантастический щит Леонардо Без рассказа об этом щите не обходится ни одна биография Леонардо. Именно этот щит называют порой первой живописной работой Леонардо (к сожалению, не сохранившейся). Историю эту приводит Джорджо Вазари в своем жизнеописании Мастера. Она

Из книги автора

Рисунки Леонардо Рисовальщик да Винчи не менее талантлив, чем живописец (если эти два его таланта вообще можно сравнивать).В рисунках Леонардо был и остается непревзойденным мастером – здесь он совершенно свободен. Его рука движется как бы сама по себе. На одних листах он

Из книги автора

О дневниках Леонардо Дневники Леонардо содержат не только записи о его изобретениях, но и описания чужих находок или цитаты из интересовавших Мастера трудов. Так что исследователям приходится разбираться, что придумал Леонардо лично, что переписал и заимствовал

Из книги автора

Математик Леонардо Как у Леонардо-механика не было необходимых материалов и технологий, чтобы изготовить большинство его механизмов, так и у Леонардо-математика не было необходимого математического аппарата, чтобы описать идеи, которые его занимали.В математике еще не

Из книги автора

Механика Леонардо Занимаясь машинами и механизмами, конструируя и ставя опыты, Леонардо нигде так и не сформулировал общих принципов механики, честь открытия которых принадлежит английскому ученому Исааку Ньютону, – три основных закона механики и закон всемирного

Из книги автора

Топология Леонардо После того как были изучены дневники Мастера, исследователи с уверенностью могут сказать, что именно Леонардо стоял у истоков такой науки, как топология.Топология – раздел математики, который занимается изучением в самом общем виде явления

Из книги автора

Анатомия Леонардо Значение работ Леонардо Если бы в свое время Леонардо издал свои рисунки по анатомии, они послужили бы фундаментом для исследователей в этой области – так считают современные ученые. Работы Мастера – огромный шаг вперед в изучении человеческого тела

Из книги автора

Астрономия Леонардо Записи о наблюдениях за Луной относятся к 1508 году. Леонардо объяснил, почему растущая Луна видна вечером целиком, и при этом ее большая часть имеет сероватый оттенок. Также он показал, что в это время Луна светится отраженным светом Земли. О последнем

Из книги автора

Оптика Леонардо Леонардо проводил исследования распределения света как от одного источника, так и от нескольких.На одном из рисунков да Винчи нарисовал шар, освещенный светом из окна. Мастер показал, как идущие из окна лучи освещают поверхность сферы. Он определил четыре

Из книги автора

«Автомобиль» Леонардо Чертеж самодвижущейся повозки, который сохранился в Атлантическом кодексе, обычно называют «автомобилем» Леонардо.Как именно работает эта схема, долгое время не удавалось понять, пока к разгадке не подключили компьютеры. Прежде считалось, будто в

Леонардо да Винчи – итальянский художник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естествоиспытатель), изобретатель, писатель и музыкант, один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения.

Итак, перед вами биография Леонардо да Винчи .

Биография Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 г. в маленьком городе Винчи, неподалеку от Флоренции. Он появился на свет вследствие любовной связи нотариуса Пьеро и крестьянки Катерины.

Официальный союз этих двух людей был невозможен по причине того, что девушка происходила из низшего сословия.


Особые приметы Леонардо да Винчи

Детство и юность

Вскоре отец да Винчи женился на состоятельной женщине, в результате чего первые годы жизни Леонардо жил вместе с родной матерью.

Однако когда у Пьеро и его супруги долго не рождались дети, отец решил усыновить своего первенца, забрав его у Катерины.

Детская привязанность Леонардо к матери, которой он лишился в столь ранние годы, навсегда запечатлелась в его памяти.

Впоследствии он во многих своих картинах пытался передать тот материнский образ, который он бережно хранил в своем сердце.


Дом, в котором жил Леонардо да Винчи в детстве

Через 10 лет первая жена нотариуса Пьеро умерла, после чего он вторично вступил в брак.

Всего у Леонардо да Винчи было 4 мачехи, а также 12 сестер и братьев по отцовской линии.

Творчество Леонардо да Винчи

Когда Леонардо да Винчи немного подрос, отец отдал его на обучение к мастеру Андреа Верроккьо, который научил его разным ремеслам.

Это стало первым важным этапом биографии Леонардо да Винчи. Уже в детстве у него проявились способности в самых разных областях деятельности.

Предполагаемый автопортрет Леонардо да Винчи

Он быстро научился писать картины, создавать скульптуры, выделывать кожу, обрабатывать металлы и познавать различные . В будущем все эти знания пригодились да Винчи.

Когда юноше исполнилось 20 лет, он продолжил работать у своего учителя. Верроккьо, конечно, видел, насколько одарённым был его ученик.

Он часто доверял Леонардо дописывать на своих полотнах какие-либо фрагменты, например, второстепенных героев, или .

Интересно, что своя мастерская появится у Леонардо да Винчи уже через 4 года.

В 1482 г. Лоренцо Медичи отправил Леонардо да Винчи в Милан к герцогу Лодовико Сфорцо, который остро нуждался в талантливых инженерах.

Ему срочно были нужны качественные оборонительные устройства, а также приспособления для увеселения своего двора.

Леонардо да Винчи не подвел герцога, сумев соорудить необходимые приспособления, оказавшиеся намного лучше тех, что предлагали другие изобретатели.

Неудивительно, что Сфорцо очень дорожил необыкновенно талантливым художником и ученым. В итоге Леонардо да Винчи пробыл при дворе Лодовико Сфорцо приблизительно 17 лет.

За этот период своей биографии ему удалось создать много гениальных картин и скульптур, и выполнить массу анатомических набросков. Кроме этого великий Леонардо начертил множество чертежей разных аппаратов.

Ему хотелось сконструировать машины, которые бы могли ездить не только по земле, но также плавать под водой и летать в небе.

В 1499 г. Леонардо да Винчи возвратился обратно во Флоренцию, где стал работать при дворе Чезаре Борджиа. Герцога прежде всего интересовало создание военной техники, с помощью которой можно было вести эффективную войну с противником.

На службе у Борджиа Леонардо да Винчи пробыл 7 лет, после чего решил возвратиться в Милан. К этому моменту биографии ему уже удалось написать знаменитую «Джоконду», которая сегодня находится во французском Лувре.

После приезда в Милан он пробыл в этом городе 6 лет, а затем переехал в Рим. В данный период биографии он по-прежнему продолжал писать картины и изобретать разные устройства.

В 1516 г., за 3 года до смерти, Леонардо да Винчи поехал во Францию, где пробыл до конца своей жизни. В этой поездке его сопровождал один из учеников и главный последователь его художественного стиля – Франческо Мельци.

Личная жизнь

О личной жизни Леонардо да Винчи известно не так много. Несмотря на то, что он вел личный дневник, все свои записи он зашифровывал.

Однако даже после того, как их удалось расшифровать, исследователи получили крайне мало информации о подлинной биографии великого ученого.

Некоторые биографы высказывали предположения, что причиной скрытности Леонардо да Винчи могла быть его нетрадиционная ориентация.

Более того, существуют версии, что возлюбленным художника мог быть его ученик Салаи, имеющий женоподобный вид. Однако никаких доказательств такого рода заявлениям не существует.

К слову сказать, Салаи позировал для нескольких картин Леонардо да Винчи. Например, он был натурщиком для знаменитой картины «Иоанн Креститель». Существует версия, что «Мона Лиза» была также написана с Салаи, поскольку многие искусствоведы видят очевидное сходство персонажей, изображенных на обоих полотнах.

Тем не менее, как уже говорилось ранее, никаких фактов о связях с мужчинами или даже женщинами в биографии Леонардо да Винчи попросту не существует.

Ряд исследователей небезосновательно утверждают, что Леонардо вообще никогда не знал плотской близости, прожив всю жизнь девственником.

Смерть и могила

Великий Леонардо да Винчи умер 2 мая 1519 г. в возрасте 67 лет, в замке Кло-Люсе. Он завещал похоронить свое тело в храме Сен-Флорантен.

Исследователи предполагают, что вероятной причиной его кончины мог быть инсульт. До наших дней сохранились воспоминания его современников утверждавших, что Леонардо да Винчи был частично парализован. Например, за 2 года до смерти, он не мог двигать правой рукой по причине перенесенного им инсульта.

В последние годы жизни он продолжал творить с помощью ученика Франческо Мельци. Однако с каждым днем состояние его здоровья ухудшалось, в результате чего он уже не мог передвигаться без посторонней помощи.

Жизненный путь флорентийского гения завершился после повторного инсульта в 1519 г.

При этом стоит подчеркнуть, что все предположения о том, как проходили последние годы биографии Леонардо да Винчи не подтверждены достоверными фактами, а являются лишь догадками.


Памятник Леонардо да Винчи в Милане, Италия

В разгар гугенотских войн могила Леонардо да Винчи была разорена. Лишь по прошествии трехсот лет, ученые предприняли попытки идентифицировать его останки.

Сегодня, на месте разрушенной церкви, в которой он был похоронен, установлен гранитный монумент с бюстом великого Леонардо.

Тайны Леонардо да Винчи

Произведения Леонардо да Винчи серьезно изучаются учеными, искусствоведами, и даже религиозными деятелями. Многие предполагают, что при написании своих картин художник якобы использовал некий графический код.

Например, при помощи нескольких зеркал, ученые смогли разгадать тайну взглядов «Джоконды» и «Иоанна Крестителя».

Как оказалось, оба персонажа устремляют свои взгляды на загадочное существо в маске. Секретный код в дневниках да Винчи также удалось раскрыть посредством зеркал.


Чертежи и наброски некоторых изобретений Леонардо да Винчи

Одновременно с этим американский писатель Дэн Браун написал не одну книгу, связанную с творчеством художника. В 2006 г. по мотивам произведения Брауна был снят фильм «Код да Винчи», который получил огромную популярность во всем мире.

Многие религиозные лидеры и просто верующие люди критиковали фильм, называя его кощунственным. Интересен факт, что такого мнения придерживались как христиане, так и мусульмане.

Несмотря на это фильм посмотрело рекордное количество зрителей. Это в свою очередь привело к тому, что масса людей начали живо интересоваться личностью и биографией Леонардо да Винчи, а также его гениальными произведениями.

История Леонардо да Винчи

Интересен факт, что сегодня любой желающий может посетить музей в Риме, названный в честь Леонардо, и собственными глазами увидеть устройства, построенные по его чертежам.

Также там находятся копии гениальных картин да Винчи и фотографии подлинных его рукописей. Другими словами, посетив этот музей вы сможете реалистично представить историю жизни великого флорентийца.

Изобретения Леонардо да Винчи

Леонардо да Винчи уделял большое внимание инженерному и архитектурному искусству. Он является автором множества изобретений, опередивших свое время на несколько столетий.

Краткая биография Леонардо да Винчи не позволяет подробно описать все изобретения этого великого гения. Вот лишь некоторые их них: первый в мире танк, летательный аппарат и катапульта, пулемет и ножницы, велосипед и т. д. и т.п.

Вдумайтесь только, все эти изобретения Леонардо да Винчи спроектировал в 15 веке, более 500 лет назад!

Более того, первый в мире парашют также изобрел гений да Винчи. Интересен факт, что недавно современные ученые смогли создать по чертежам да Винчи точную копию такого парашюта. Испытания показали, что он вполне неплохо справляется со своей задачей.


Памятник Леонардо да Винчи в Амбуазе

При этом важно заметить, что на сегодняшний день многие чертежи и эскизы Леонардо да Винчи до сих пор остаются непонятными для ученых.

Возможно, в будущем мы сможем проникнуть в тайну биографии Леонардо да Винчи, и разгадать все загадки, которые он нам оставил.

Если вам понравилась краткая биография Леонардо да Винчи – поделитесь ею в социальных сетях. Если же вам нравятся биографии великих людей вообще, и в частности – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Многие историки и учёные считают, что Леонардо «Универсальный гений, Человек неутолимого любопытства и лихорадочно изобретательного воображения».

То, что сегодня производит наибольшее впечатление на людей — это широкий диапазон талантов и достижений Леонардо. Он переключал своё внимание на многие предметы и освоил почти всё. Его изобретательность, многосторонность и широчайшее интеллектуальное любопытство сделали Леонардо символом Ренессанса, отцом современной науки.

  • Леонардо да Винчи первым объяснил, почему небо голубое.
  • Лео Да Винчи мог писать одной рукой и рисовать в то же время другой рукой.
  • Контактные линзы впервые предложил Леонардо Да Винчи в 1508 году.
  • Леонардо набросал эскизы — первый парашют, первый вертолёт, первый самолёт, первый танк, первая винтовка, передвижной мост, гребная лодка и первый автомобиль; спроектировал колёсную косу, шкив, земснаряд и гидравлические насосы.
  • Он сделал карты Европы.
  • По речной эрозии Лео Да Винчи убедился, что Земля намного старше Библии.
  • Его увлекало всё, от воздухоплавания и гидравлики до анатомии и ботаники. Однако он мало интересовался литературой, историей и религией. Он заботился о том, что может видеть глаз, а не об абстрактных понятиях.
  • Несмотря на то, что он один из самых выдающихся художников в истории, известно только 15 картин Леонардо да Винчи.
  • Нет никаких доказательств того, что какое-либо из его изобретений было когда-либо построено, и ни одно из его сочинений не было опубликовано в течение его жизни.
  • В 2003 году машины Леонардо да Винчи были построены и испытаны в соответствии с его оригинальными проектами по документам. Некоторые из них были успешными, другие оказались непрактичными.
  • Билл Гейтс купил Кодекс Лестера Леонардо Да Винчи в 1994 году за 30 миллионов долларов США. Несколько страниц были использованы в качестве экранной заставки в Windows 95.

Леонардо да Винчи был сыном богатого флорентийского нотариуса Пьеро да Винчи и крестьянки Катерины, рожденный вне брака (15 апреля 1452). До пяти лет он рос в доме своей матери (деревня Анчиано, Тоскана), а затем переехал и жил в доме своего отца (с 1457 года). Он поддерживал отношения со своей матерью на протяжении всей своей взрослой жизни, обмениваясь с ней письмами время от времени. Его сочинения предполагают более тесную связь с отцом, смерть которого да Винчи глубоко оплакивал.

Дом матери. Здесь родился Леонардо

Во Флоренции, внебрачные дети юридически являются такими же законными, как рождённые в браке. Он был единственным сыном своих общих родителей, зато сводных братьев и сестёр у него было 17-ть (12-ть по линии отца и 5-ть по линии матери) — все они были много младше его; последний младший брат родился, когда Леонардо было 40 лет. Во Флоренции в то время правили Медичи.

Леонардо да Винчи обучался на дому и не имел формального образования. Латынь и греческий, геометрия и математика — были предметами его домашнего образования. Отец оценил его художественный талант и устроил в возрасте 15 лет к известному скульптору и художнику Андреа дель Вероккио, выдающемуся флорентийскому живописцу. Ученику не потребовалось много времени, чтобы стать мастером — Леонардо стал оплачиваемым сотрудником студии Верроккио. Во время своего пребывания там Леонардо познакомился со многими самыми значительными художниками Флоренции конца пятнадцатого века, включая Боттичелли, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино.

Леонардо да Винчи имел риск быть убитым за содомию. В XV веке во Флоренции содомия была преступлением, наказуемым смертью. Однако обвинения были сняты из-за отсутствия свидетелей и свидетельств, дело было отклонено. Ему было 24 года, когда Леонардо был арестован вместе с несколькими молодыми товарищами по обвинению в содомии. Часто подобные анонимные обвинения выдвигались против людей просто из-за неприязни. Леонардо конкретно обвинили в гомосексуальном взаимодействии с Джакопо Салтарелли. На какое-то время Леонардо и другие подсудимые находились под пристальным наблюдением «офицеров ночи» Флоренции. Да Винчи, возможно, испугался за свою жизнь. Вскоре после того, как его освободили, он уехал из Флоренции в Милан.

В Милане Леонардо получил покровительство Людовико Сфорца, герцога Милана. В Милане для правящего клана Сфорца, он работал инженером, художником, архитектором, дизайнером по костюмам для придворных фестивалей и скульптором. Когда в 1499 году в Милан вторглись французы, и семья Сфорца сбежала, да Винчи переехал в Венецию. Знаменитый математик Фра Лука Паоли, переехавший тогда же в Милан, подружился с Леонардо и научил его высшей математике. В 1499 году, когда французы завоевали Ломбард и Милан, они вместе отправились в Мантую.

Хотя относительно немногие из картин и скульптур да Винчи сохранились, две из его сохранившихся работ относятся к числу наиболее известных картин мира: «Тайная вечеря» и «Мона Лиза» («Джоконда») — Портрет принадлежит Лизе Герхардини дель Джокондо. Одна из самых необычных гипотез заключается в том, что это как бы автопортрет Леонардо как женщины.

Да Винчи уехал из Италии навсегда в 1516 году, когда французский правитель Фрэнциск I великодушно предложил ему титул «Премьер-художника, инженера и архитектора короля», что давало ему возможность рисовать на досуге, жить в усадьбе возле замка Cloux, недалеко от Амбуаз во Франции. В сопровождении Мельци, которому он оставил своё имение, горький тон в черновиках того периода указывает, что последние годы жизни да Винчи, возможно, не были очень счастливыми. (Мельци женится и родит сына, чьи наследники после его смерти продадут имение да Винчи).

Последними словами Леонардо да Винчи были: «Я оскорбил человечество. Моя работа не достигла того качества, которого должна была достигнуть».

Да Винчи умер в Cloux (теперь Clos-Lucé, Франция) в возрасте 67 лет. Он был похоронен неподалеку во дворцовой церкви Сен-Флорентин. Французская революция почти уничтожила церковь, а её останки были полностью разрушены в начале 1800-х годов, что делает невозможным определить точное место захоронения да Винчи.

Несколько интересных фактов

  • Леонардо Ди Каприо был назван его матерью именем Леонардо в честь Леонардо да Винчи.
  • Да Винчи был левша. Известные леворукие люди — Наполеон, Микеланджело, Эйнштейн, Ньютон.
  • Лео Да Винчи покупал на рынке животных в клетке с тем, чтобы освободить их.
  • Леонардо да Винчи был шутником: он накладывал на ящериц поддельные крылья и рожки, чтобы пугать посетителей в Ватикане.
  • Да Винчи потребовалось 10 лет, чтобы нарисовать губы Моны Лизы.
  • Программное обеспечение распознавания лиц определило, что Мона Лиза на 83 % счастлива, на 9% испытывает отвращение, на 6% испытывает страх и 2% — она злится.
  • Леонардо да Винчи прописал свои инициалы на правом зрачке Моны Лизы.
  • Леонардо известен тем, как он использует свет в своих портретах.
  • Он установил современные методы научной иллюстрации с очень точной визуализацией, такой как «Embryo in the Womb».
  • Леонардо предпочитал носить розовый цвет, чтобы его лицо выглядело свежим.
  • Леонардо да Винчи никогда не был женат и не имел детей.
  • Да Винчи умер в 1519 году, оставил после себя более 6000 страниц рукописей, наполненных его личными размышлениями, наблюдениями и похабными шутками.

Его рукописи часто называются «кодексами» да Винчи, сегодня они размещаются в музейных коллекциях. Например, Codex Atlanticus включает план 65-футовой механической биты, по существу, летающей машины, основанной на физиологии летучей мыши и на принципах аэронавтики и физики. В других записных книгах содержатся анатомические исследования по скелету человека, мышцам, мозгу и пищеварительной и репродуктивной системам, которые принесли новое понимание человеческого тела широкой аудитории. Однако, поскольку они не были опубликованы в 1500-х годах, тетради да Винчи мало влияли на научное продвижение в эпоху Возрождения.

Из-за изобилия разнообразных интересов, да Винчи так и не смог завершить значительное число своих проектов. Он провёл много времени, погружаясь в природу, размышляя и записывая свои наблюдения. В какой-то момент начала 1490-х годов да Винчи начал заполнять тетради, связанные с четырьмя широкими темами: живопись, архитектура, механика и человеческая анатомия, создавая тысячи страниц аккуратно нарисованных иллюстраций и плотно написанных комментариев, некоторые из которых благодаря свойственной левшам «Зеркальной записи» были неразборчивыми для других, как бы зашифрованными.

Загадка Леонардо да Винчи

Мона Лиза (Джоконда). 1503-04 (Париж, Лувр)

«Прекрасная Ферроньера» , 1490-1496 / 1495-1497

Дама с горностаем (1484, Музей Чарторыйского, Краков)

Мадонна с гранатом. 1469

Мадонна Литта. 1490 (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж)

Мадонна в гроте. 1483-86 (Париж, Лувр)

Картина Мадонна с цветком (Мадонна Бенуа). 1478

Портрет Джиневры де Бенчи (1473-1474, Национальная галерея, Вашингтон)


Картина Мадонна. 1510


Благовещение. 1472-75 (Флоренция, галерея Уффици)

«Витрувианский человек»

Автопортрет

Леонардо да Винчи

Загадка Леонардо начинается ещё с его рождения, в 1452 году 15 апреля в городке к западу от Флоренции. Он был незаконно рожденным сыном женщины, о которой почти ничего не известно.

Мы не знаем ни ее фамилии, ни возраста, ни внешности, биографы называют молодой крестьянкой. Пусть это так и будет. Об отце Леонардо, Пьеро да Винчи, известно гораздо больше, но тоже недостаточно. Он был нотариусом и происходил из семьи, которая обосновалась в Винчи. Воспитывался Леонардо в доме отца. Его образование, очевидно, было таким, как у всякого живущего в маленьком городке мальчика из хорошей семьи.

Его почерк удивителен, Он пишет справа налево, буквы перевернуты так, что текст легче читать с помощью зеркала.

Первая датированная работа Леонардо (1473, Уффици) - маленький набросок долины реки, видимой из ущелья.

Леонардо да Винчи был не только великим художником-живописцем, скульптором и архитектором, но и гениальным ученым, занимавшимся математикой, механикой, физикой, астрономией, геологией, ботаникой, анатомией и физиологией человека и животных, последовательно проводившим принцип экспериментального исследования. В его рукописях встречаются рисунки летательных машин, парашюта и вертолета, новых конструкций и винторезных станков, печатающих, деревообрабатывающих и других машин, отличающиеся точностью анатомические рисунки, мысли, относящиеся к математике, оптике, космологии (идея физической однородности вселенной) и другим наукам.

К 1480 Леонардо уже получал крупные заказы, однако в 1482 он переехал в Милан. Леонардо написал несколько картин и знаменитую фреску Тайная вечеря, которая дошла до нас в полуразрушенном виде. Эту композицию он писал на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария делле Грацие. Стремясь к наибольшей красочной выразительности в стенописи, он произвел неудачные эксперименты над красками и грунтом, что и вызвало ее быстрое повреждение. А затем довершили дело грубые реставрации и... солдаты Бонапарта.

Недатированная картина Благовещение была приписана Леонардо только в 19 в.;

Зрелый период творчества. Принёс ему первый заказ в 1483, это было изготовление части алтарного образа для капеллы Непорочного зачатия - Мадонна в гроте

Деятельность Леонардо в первое десятилетие 16 в. была столь же разнообразной, как и в другие периоды его жизни. В это время была создана картина Мадонна с Младенцем и св. Анной, и около 1504 Леонардо начал работу над своей знаменитой картиной Мона Лиза, портретом жены флорентийского купца.

Леонардо изобрел принцип рассеяния (или сфумато). Предметы на его полотнах не имеют четких границ: все, как в жизни, размыто, проникает одно в другое, а значит, дышит, живет, пробуждает фантазию. Он специально окуривал дымом помещение, где работал, чтобы в клубах выискивать образы. Благодаря эффекту сфумато появилась мерцающая улыбка Джоконды, когда в зависимости от фокусировки взгляда зрителю кажется, что героиня картины то нежно улыбается, то хищно скалится. Второе чудо Моны Лизы в том, что она "живая". На протяжении веков ее улыбка изменяется, уголки губ поднимаются выше. Точно так же Мастер смешивал знания разных наук, поэтому его изобретения со временем находят все больше применений.

Леонардо никогда не спешил закончить произведение, ибо неоконченность - обязательное качество жизни. Окончить - значит убить.

Леонардо умер в Амбуазе 2 мая 1519; его картины к этому времени были рассеяны в основном по частным собраниям, а записки пролежали в разных коллекциях почти в полном забвении еще несколько веков.

Афоризмы

"Как хорошо прожитый день даёт спокойный сон, так с пользой прожитая жизнь даёт спокойную смерть"

"Если все кажется легким, это безошибочно доказывает, что работник весьма мало искусен и что работа выше его разумения

Кто мало думает, много ошибается. (Леонардо да Винчи)

Поистине всегда там, где недостает разумных доводов, их заменяет крик. (Леонардо да Винчи)

Тайная вечеря. 1498

Рисунки. 1503


Улыбка Джоконды - "самая странная улыбка в мире", одна из наиболее известных и неразгаданных тайн в истории живописи, суть которой точно не сформулирована по причине того, что восприятие картины "Джоконда (Мона Лиза)" носит чисто индивидуальный характер. Споры вокруг происхождения главного персонажа картины, о ее красоте, о смысле ускользающей улыбки не закончены до сих пор. Зрители и искусствоведы сходятся лишь в одном - взгляд красивой девушки и ее улыбка действительно производят на смотрящего неизгладимое впечатление. За счет чего - объяснения пока нет.

Точнее сказать, объяснения феномена появляются на свет с завидным постоянством. Так, например, совсем недавно профессор Маргарет Ливингстон из Гарвардского университета на ежегодном собрании Американской ассоциации за прогресс в науке, которое прошло в Денвере (штат Колорадо), представила свою теорию объяснения тайны улыбки Джоконды. По ее мнению, эффект мерцающей улыбки связан с особенностями человеческого зрения.

Маргарет Ливингстон заметила, что улыбка Моны Лизы очевидна только тогда, когда зритель смотрит не прямо на губы Джоконды, а на другие детали ее лица. Исследователь предполагает, что иллюзия исчезновения улыбки при смене угла зрения связана с тем, как человеческий глаз обрабатывает визуальную информацию.

Особенности зрения человека таковы, что прямое зрение хорошо воспринимает детали, хуже - тени. "Ускользающий характер улыбки Моны Лизы можно объяснить тем, что она почти вся расположена в низкочастотном диапазоне света и хорошо воспринимается только периферическим зрением", - заявила Маргарет Ливингстон.

Итак, если вам доведется быть в Париже, зайдите в Лувр - в эту сокровищницу мирового искусства. И не забудьте зайти в зал, где выставлена, наверное, самая знаменитая картина мира - шедевр великого флорентинца, титана Возрождения Леонардо да Винчи. Только было бы неплохо, если вы с "Джокондой" не были бы наедине.

Был случай, когда у картины надолго задержалась русская туристка вечером, когда музей закрывался. Посетителей в зале не было - можно без помех попытаться проникнуть в замысел автора. Через минуту ей стало не по себе, а затем и вообще возникла тоска, и стало страшно. Туристку избавило от обморока то, что она прервала контакт с картиной и поспешила на выход. Только на улице успокоилась, но тяжелое впечатление сохранялось долго...

Леонардо да Винчи, хотя ему исполнился 61 год, был полон физических и творческих сил, когда его призвал в Рим Джулиано Медичи - брат и ближайший соратник папы Римского Льва Х для написания портрета своей возлюбленной синьоры Пачифики Брандано. Пачифика - вдова испанского дворянина имела мягкий и веселый нрав, была хорошо образована и являлась украшением любой компании. Немудрено, что такой жизнерадостный человек, как Джулиано, сблизился с ней, свидетельством чему явился их сын Ипполито.

В папском дворце для Леонардо была оборудована прекрасная мастерская с подвижными столами, с рассеянным светом. Во время сеанса играла музыка, пели певцы, шуты читали стихи - и все это для того, чтобы Пачифика сохраняла постоянное выражение лица. Картина писалась долго, она поражала зрителя необыкновенной тщательностью отделки всех деталей, особенно лица и глаз. Пачифика на картине была как живая, что изумляло зрителей.

Правда у некоторых нередко возникало чувство страха, им казалось, что вместо женщины на картине может возникнуть чудовище, какая-нибудь морская сирена, а то и еще что-нибудь похуже. Да и сам пейзаж за ее спиной навевал что-то таинственное. Знаменитая с косиной улыбка Пачифики тоже никак не соответствовала понятию о праведности. Скорее здесь было некоторое ехидство, а может быть что-то из области колдовства. Именно эта загадочная улыбка останавливает, завораживает, тревожит и зовет проницательного зрителя, как бы вынуждая его вступить в телепатическую связь с изображением.

Кстати, подобная улыбка была присуща самому Леонардо. Об этом свидетельствует картина его учителя Вероккио "Товия с рыбой", при написании которой моделью архангела Михаила послужил Леонардо. Да и в статуе Давида учитель, несомненно, воспроизвел облик своего ученика с его характерным насмешливым выражением лица.

Может быть, это обстоятельство позволило в наше время предположить, что моделью для "Джоконды" явился сам автор, т.е. картина - его автопортрет в женском одеянии. Компьютерное сравнение картины с известным автопортретом красным карандашом, хранящимся в Турине, не опровергло это предположение. Определенное сходство действительно имеется, но этого совершенно недостаточно для каких-то дальнейших выводов.

Непросто сложилась судьба Пачифики. Ее брак с испанским дворянином был недолгим - муж скоро умер. Джулиано Медичи не захотел взять в жены свою любовницу, а вскоре после женитьбы на другой умер от чахотки. Сын Пачифики от Джулиано скончался молодым, будучи отравленным. Да и здоровье самого Леонардо за время работы над портретом пришло в полное расстройство.

Судьба людей, приближающихся к Пачифике, оказалась трагической, подобно бабочке, летящей к огню. Видно она обладала силой притягивать к себе мужчин и, увы, забирать их энергию и жизнь. Вполне возможно, что ее прозвище было Джоконда, что означает Играющая. И она действительно играла людьми, их судьбами. Но игра с таким хрупким предметом всегда кончается одинаково - предмет разбивается.

Джулиано Медичи, желавший укрепить связь с французским королевским семейством, женился на принцессе Филиберте Савойской. Для того, чтобы не огорчать невесту изображением недавней возлюбленной, Леонардо был оставлен в Риме, продолжая вносить изменения в картину, с точки зрения любого стороннего наблюдателя являющейся совершенно законченной.

Но какая-то сила заставляет его продолжать работу, хотя на него нередко накатывается усталость и апатия, ранее никогда ему незнакомые. Правая рука его трясется все сильнее и сильнее. Хотя он с детства был левшой и часто попадал из-за этого под насмешки, связанные с суеверием, что левой рукой водит сатана или нечистая сила, работать ему было все трудней и трудней.

Леонардо часто развлекался причудливыми забавами. Когда однажды садовник поймал ящерицу странного вида, Леонардо на нее нацепил сделанные из кожи других ящериц крылья, наполненные ртутью, а также рога и бороду. Когда ящерица двигалась, то крылья ее трепетали. Это вызывало ужас у зрителей, которые пускались наутек.

В молодости, получив заказ на роспись щита, в одной из комнат Леонардо сотворил жуткое чудище, составленное из множества хамелионов, ящериц, змей, летучих мышей и прочих тварей. Чудище, как живое, выползало из расселины скалы, устроенной в комнате, брызжа ядом из пасти, огнем из глаз, дымом из ноздрей. Выбрав нужный ракурс, он изобразил это чудище на щите. Нужно было иметь очень крепкие нервы, чтобы остаться неподвижным около щита.

Изучая анатомию людей и животных, Леонардо как-то собрал полный скелет лошади и с помощью длинных веревок мог приводить его в движение, пугая своих помощников. А бараньи кишки он научился так очищать и утоньшать, что они помещались на ладони. Скрытым в другой комнате мехом его помощник надувал эти кишки так, что вся комната ими заполнялась, прижимая изумленных гостей к стенам.

Такие забавы для Леонардо имели большой смысл. На них он оттачивал свою идею - целью произведения искусства является способность поразить зрителя, заставив отшатнуться в ужасе, или заворожить. Многие его творения будят сильные эмоции, потрясают и волнуют людей. Это продолжается более четырех веков, полной мерой относясь к последнему его крупному детищу - к "Джоконде".

Джулиано ди Пьеро де Медичи .

Перед отъездом из Рима во Францию Леонардо посетил умирающего от чахотки Джулиано Медичи, вернувшегося скоро после свадьбы на родину. Джулиано оставил портрет Пачифики художнику, продавшему, в конце концов, портрет французскому королю за крупную сумму. "Медичи меня создали и разрушили" - заметил в дневнике Леонардо, сокрушаясь по поводу резко ухудшившегося здоровья. Но не Медичи, я полагаю, явились причиной разрушения мастера, а синьора Пачифика, роковые качества которой наложили отпечаток на его дальнейшую жизнь. Этому способствовало само общение с ней, а затем - ее живописное воплощение, произведенное Леонардо...

На службе французского короля Леонардо проектировал пышные празднества, новый дворец для короля, канал, но все это было совсем не того уровня, что раньше. За год до смерти он написал завещание. Прежде такой энергичный, Леонардо сильно сдал. Непривычным для человека, в молодости спокойно гнущего рукой подковы, было постоянное чувство усталости.

Еще недавно он писал, пытаясь разными словами выразить одну мысль: "Скорее лишиться движения, чем устать. Скорее смерть, чем усталость. Я не устаю, принося пользу. Все труды неспособны утомить меня". Он неделями не встает с постели, правая рука окончательно перестала ему повиноваться.

Такое состояние не могло продолжаться долго, и в возрасте 67 лет титан Возрождения угас. Так Пачифика явилась и причиной создания необыкновенного творения, и причиной быстрого угасания великого ученого и инженера, архитектора и художника...

Гоголь в повести "Портрет" упоминает портрет Леонардо да Винчи, над которым великий мастер трудился несколько лет и все еще считал неоконченным, хотя его современники почитали эту картину за совершеннейшее и окончательнейшее произведение искусства. Нет никаких сомнений, что Гоголь имеет в виду знаменитую "Джоконду", хотя и не называет ее. Но в связи с чем понадобилось Гоголю вспоминать Леонардо да Винчи?

Действие повести начинается с того, что молодой бедный художник Чартков на последние деньги покупает выбранный им из старья портрет старика в азиатском костюме, глаза которого не только были тщательно отработаны, но и странным образом казались живыми, оставляя у смотрящего на портрет неприятное, странное чувство. Так вот, придя домой, отмыв купленный портрет от грязи и повесив его на стену, Чартков пытается понять причину возникновения странного чувства. Именно в это время он вспоминает о "Джоконде", как о ближайшем аналоге необыкновенного приобретения.

Нельзя не процитировать ход дальнейших рассуждений Чарткова под впечатлением портрета старика: "Это было уже не искусство: это разрушало даже гармонию самого портрета. Это были живые, это были человеческие глаза! Казалось, как будто они были вырезаны из живого человека и вставлены сюда. Здесь не было уже того высокого наслаждения, которое объемлет душу при взгляде на произведение художника, как ни ужасен взятый им предмет; здесь было какое-то болезненное, томительное чувство... Почему же простая, низкая природа является у одного художника в каком-то свету, и не чувствуешь никакого низкого впечатления; напротив, кажется, как будто насладился, и после того спокойнее и ровнее все течет и движется вокруг тебя? И почему же та самая природа у другого художника кажется низкою, грязною, а между прочим, он также был верен природе? Но нет, нет в ней чего-то озаряющего. Все равно как вид в природе: как он ни великолепен, а все недостает чего-то, если нет на небе солнца". И еще о пугающем портрете: "Это уже не была копия с натуры, это была та странная живопись, которою бы озарилось лицо мертвеца, вставшего из могилы".

Напомним, что под влиянием этой картины у Чарткова начались галлюцинации и страшные сновидения. Привалившее богатство сделало Чарткова модным портретистом, но счастье не пришло. Золото давало ему обеспеченность и почет, но отнимало мастерство живописца и способность уважительно относиться к своим молодым коллегам. Утрата таланта привела к зависти по отношению к талантливым художникам, к озлоблению на весь мир, а в итоге - к потере богатства и к ужасной смерти. Он понял, что необыкновенный портрет, купленный им в пору бедной молодости, явился причиной его превращения.

После смерти Чарткова открылась история создания портрета. Оказалось, что замечательному художнику-самоучке заказал этот портрет ростовщик, которого многие считали дьяволом из-за того, что судьба всех людей, бравших у него деньги взаем, была ужасной. В них вместе с деньгами как бы вселялась злая сила, приводившая к гибели. Ростовщик, чувствуя близкую смерть, заказал портрет для того, чтобы сверхъестественной силой продолжать жить в этом портрете. Художник, желая попробовать себя в изображении дьявола, согласился, но чем ближе он приближался своим портретом к натуре, тем сильнее в нем возникала тягость, тревога. Глаза портрета "вонзались ему в душу и производили в ней тревогу непостижимую." Хотя художник не смог завершить свою работу, портрет казался законченным и после скорой смерти ростовщика оказался у него. Последующая за этим утрата таланта, смерть жены и двоих детей привела его к мысли, "что кисть его послужила дьявольским оружием, что часть жизни ростовщика перешла в самом деле как-нибудь в портрет, и тревожит теперь людей, внушая бесовские побуждения, совращая художников с пути, порождая страшные терзанья зависти".

Может быть Гоголь разгадал роковую сущность "Джоконды" и свою догадку закодировал повестью "Портрет", боясь быть непонятым современниками? Теперь можно сказать, что ростовщик Гоголя и Пачифика Леонардо в определенном смысле одно лицо.

Несколько веков женский портрет руки Леонардо да Винчи, хранящийся в Лувре, считался изображением 25-летней Лизы - жены флорентийского магната Франческо дель Джокондо. До сих пор во многих альбомах и справочниках портрет имеет двойное название - "Джоконда. Мона Лиза". Но это ошибка, и в ней виноват известный средневековый художник и писатель Джорджо Вазари, составивший жизнеописание многих великих художников и скульпторов Возрождения.

Именно авторитет Вазари затмил вдовью траурную вуаль на голове изображенной женщины (Франческо дель Джокондо прожил длинную жизнь), да и не дал возможность поставить вопрос: если это мона Лиза, то почему при живом заказчике портрет остался у живописца?

И только ХХ век прекратил этот гипноз. А.Вентури в 1925 году предположил, что на портрете изображена герцогиня Констанца д"Авалос - вдова Федериго дель Бальцо, другая любовница Джулиано Медичи. Основанием этой гипотезы является сонет поэта Энео Ирпино, в котором упоминается ее портрет работы Леонардо. Других подтверждений у этой версии нет.

И, наконец, в 1957 году К.Педретти выдвинул версию Пачифики Брандано. Именно эта версия вызвала новый прилив в исследованиях наследия великого флорентинца. Именно эта версия представляется самой верной, так как она подтверждается не только документами, но и сутью дополнительных обстоятельств, о которых говорилось выше.

ХХ век - век огромных достижений в области парапсихологии. Известный нейропсихиатр Ш.Карагулла в результате многих и надежных исследований в США, Канаде, Англии установила, что некоторые люди имеют уменьшенный по сравнению с остальными объем ауры и могут являться поглотителем жизненной энергии своих близких, вызывая их недомогания.

Сейчас такие люди часто называются энергетическими вампирами. Это явление подтверждено и другими исследователями. Утечка жизненной энергии на начальном этапе вызывает у жертвы энергетической агрессии апатию, ослабление иммунитета, а затем ведет к тяжелым нарушениям здоровья.

Так вот, очень похоже на то, что Пачифика являлась именно таким человеком, поглотителем жизненной энергии других людей - энергетическим вампиром или, как сказал бы Гоголь, излучала мертвенный свет. Именно поэтому ее необычайно реалистический портрет, подобно живой Пачифике, поглощает жизнь, излучает зло и не исцеляет, а повреждает душу зрителей до сих пор. При кратковременном контакте человека с подобными картинами может возникать проявление синдрома Стендаля, а при длительном - синдрома хронической усталости.

Здесь, в этой картине сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности. Это и результаты его анатомических исследований, позволявшие ему изображать людей и животных в совершенно естественных позах, это и знаменитое "сфумато" - рассеяние, давшее ему возможность правильно изображать границы раздела разных объектов, это и совершенное использование светотени, это и загадочная улыбка портретируемой женщины, это и тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей.

И, наконец, самое главное - верная передача нематериальной, точнее - тонкоматериальной сути объекта живописи. Своим необыкновенным талантом Леонардо создал действительно живое творение, дав долгую, продолжающуюся до наших дней, жизнь Пачифике со всеми ее характерными особенностями. И это творение, подобно творению Франкенштейна, погубило и пережило своего создателя.

Луврская "Джоконда" может приносить зло людям, пытающимся проникнуть в ее смысл, то, может быть, нужно уничтожить все репродукции и сам подлинник? Но это бы явилось актом преступления против человечества, тем более, что картин с подобным воздействием на человека в мире немало. Просто нужно знать об особенности таких картин (и не только картин) и принимать соответствующие меры, например, ограничивать их репродуцирование, в музеях с такими произведениями предупреждать посетителей и иметь возможность оказать им медицинскую помощь и т.д. Ну, а если у вас есть репродукции "Джоконды" и вам кажется, что они на вас плохо влияют, уберите их подальше или сожгите.

В повести Гоголя злополучный портрет исчез таинственным образом тогда, когда его тайна была публично раскрыта. Не удивляйтесь, если узнаете, что в скором времени и "Джоконда" непостижимо исчезнет из Лувра. Она уже исчезала оттуда в 1911 году, будучи похищенной, но тогда была найдена и вновь возвращена на место.



Похожие статьи
 
Категории