Жизненный и творческий путь федора михайловича достоевского. Творчество Достоевского

20.04.2019

1821 г. – родился 30 октября (11 ноября) в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных. Детство прошло на Новой Божедомке.

1837 г. – смерть матери Марии Федоровны.

1838 1843 гг. – учеба в Петербургском военно-инженерном училище.

1839 г. скоропостижная смерть отца Михаила Андреевича.

1843–1844 гг. – служба в чертежной инженерного корпуса при Санкт-Петербургской инженерной команде.

1844 г. – выход в отставку, начало литературной деятельности.

1846 г. – роман "Бедные люди". Необычайный успех. Положительный отзыв Некрасова и Белинского. В романе впервые возникают образы, темы и проблемы, которые пройдут через все творчество писателя (образ Петербурга, образ "маленького" человека, тема психологической двойственности человеческой личности. Эта тема продолжается в произведениях 40-х годов: "Двойник", "Господин Прохарчин" (1846), "Белые ночи" (1848), "Неточка Незванова" (1846–1849).

1847 г. – становится участником кружка М.В.Петрашевского.
Апрель–июнь – в «Санкт-Петербургских ведомостях» публикуются фельетоны Достоевского «Петербургская летопись».

1848 г. – Сентябрь–октябрь – на собрании у Петрашевского Достоевский читает отрывки из «Бедных людей».
Декабрь – в «Отечественных записках» опубликована повесть «Белые ночи». Секретный агент П. Д. Антонелли начинает наблюдение за петрашевцами; Достоевский сближается с Н. А. Спешневым.

1849 г. 15 апреля – Достоевский читает на собрании у Петрашевского нелегальное "Письмо Белинского к Гоголю".
23 апреля , 4 часа утра – вместе с другими членами кружка арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости. Восемь месяцев следствия и приговор военного суда – смертная казнь.
22 декабря – ожидание на Семеновском плацу приведения приговора в исполнение. Замена смертной казни 4-летней каторгой.
25 декабря – путь в кандалах в Сибирь. Встреча в Тобольске с женами декабристов.

1850–1854 гг. – годы каторги в Омском остроге.

1854–1859 гг. – служба рядовым в Семипалатинске.

1859 г. – отставка и возвращение в Петербург. Возобновление литературной деятельности. Повести "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково и его обитатели".

1860 г. конец января – вышло двухтомное собрание сочинений.
Весна – становится постоянным посетителем кружка А. П. Милюкова при журнале «Светоч».
14 апреля – участвует в спектакле «Ревизор» в пользу Литературного фонда в роли почтмейстера Шпекина.

1861 г. – январь – выходит первый номер журнала «Время», где начинается печатание романа «Униженные и оскорбленные». Достоевский участвует в литературных чтениях в пользу воскресных школ.
19 февраля – подписан Манифест об освобождении крестьян.
Апрель – «Время» начинает публикацию «Записок из Мертвого дома».

1861–1865 гг. – издание вместе с братом журнала "Время" (1861–1863), а после его запрещения – журнала "Эпоха" (1864–1865).

1860–1880 гг. – создание крупнейших произведений:
"Преступление и наказание" (1866)
"Идиот" (1868)
"Бесы" (1871–1872)
"Подросток" (1875)
"Братья Карамазовы" (1879–1880).

1873–1881 г. – печатается "Дневник писателя" в журнале "Гражданин", редактируемом Достоевским по 1874 г.

1880 г. – открытие «Книжной торговли Ф. М. Достоевского».
8 июня – заседание Общества любителей российской словесности. Достоевский выступает с речью о Пушкине. Призыв к объединению враждующей партии русского общества и совместной работе на "родной ниве".

1881 г. 28 января (9 февраля) – смерть писателя в Петербурге. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

ОСНОВНЫЕ ВЕХИ. Роман “Преступление и наказание” даже чисто хронологически занимает центральное место в творчестве Достоевского, являясь одной из его вершин, однако далеко не единственной.

Исключительный успех и славу принесло ему еще самое первое из написанных произведений - роман “Бедные люди”, появившийся в печати в 1845 г., когда автор только что закончил Главное инженерное училище и почти тут же порвал с военной карьерой, решив целиком посвятить себя литературе. Вслед за Гоголем Достоевский дал в “Бедных людях” реалистические зарисовки петербургского быта и продолжил галерею “маленьких людей”, возникшую в русской литературе 30-40-х гг. (“Станционный смотритель” и “Медный всадник” Пушкина, “Шинель” и “Записки сумасшедшего” Гоголя). Но Достоевский сумел вложить в этот образ новое содержание. Макар Девушкин у Достоевского, в отличие от Акакия Акакиевича и Самсона Вырина, наделяется ярко выраженной индивидуальностью и способностью к глубокому самоанализу. Благодаря “Бедным людям” Достоевский сразу вошел в круг литераторов “натуральной школы” и сблизился с Белинским - общепризнанной главой движения.

Однако следующая повесть Достоевского, “Двойник” (1846), несмотря на оригинальное и изощренное по психологизму изображение в ней раздвоения сознания, не понравилась Белинскому своей затянутостью и явной подражательностью по отношению к Гоголю. Еще холоднее была принята критиком третья, романтическая повесть - “Хозяйка” (1847), что вместе со ссорой Достоевского с Некрасовым и Тургеневым послужило поводом к разрыву Достоевского со всем литературным кружком, объединившимся как раз в это время вокруг журнала “Современник”.

Сильно задетый резкими отзывами, Достоевский тем не менее продолжил активную литературную деятельность и создал ряд рассказов и повестей, из которых самыми яркими являются “Белые ночи” (1848) и “Неточка Незванова” (1849).

В это же время Достоевский вошел и революционный кружок Буташевича-Петрашевского и увлекся социалистическими теориями Фурье. После неожиданного ареста всех петрашевцев Достоевский был приговорен в числе прочих сначала к "смертной каши расстрелянием", а затем, по “высочайшей амнистии” Николая I, к четырем годам каторжных работ с последующей отдачей в солдаты.

На каторге Достоевский пробыл с 1850 по 1854 г., после чего был зачислен рядовым в пехотный полк, размещенный в г. Семипалатинске. В 1857 г. его производят в офицеры и возвращают потомственное дворянство вместе с правом печататься. Начав вновь писать, Достоевский работает сначала в сугубо комическом роде, во избежание всяких цензурных нареканий. Так возникают две комические “провинциальные” повести - “Дядюшкин сон” и “Село Степанчиково и его обитатели” (1859), написанные в традициях Диккенса.

За время пребывания Достоевского в Сибири коренным образом меняются его убеждения. От прежних социалистических идей не остается и следа. Во время следования по этапу Достоевский встретился в Тобольске с женами декабристов, которые подарили ему Новый Завет - единственную книгу, разрешенную на каторге, и в течение последующих страшных пяти лет он его вдумчиво читал, и с тех пор идеал Христа стал на всю жизнь для него нравственным ориентиром. Кроме того, опыт общения с каторжниками не только не озлобил Достоевского против людей из народа, а, наоборот, убедил в необходимости для всей дворянской интеллигенции “возврата к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного”.

В 1859 г. Достоевский получает разрешение вернуться в Петербург и сразу по приезде развивает бурную общественную и литературную деятельность. Вместе со своим братом М.М. Достоевским он начинает издавать журналы “Время” (1861-1863) и “Эпоха” (1864-1865), где проповедует свои новые убеждения “почвенничества” - теории, очень близкой к славянофильству, заключавшейся в том, что “русское общество должно соединиться с народной почвой и принять в себя народный элемент”, по словам самого Достоевского. Образованные классы общества мыслились носителями ценнейшей западной культуры, но при этом оторванными от “почвы” - национальных корней и народной веры, что лишало их правильных нравственных ориентиров. Лишь при условии соединения европейской просвещенности дворянства с народным религиозным мировоззрением стало бы возможным, по мнению почвенников, преобразование русского общества на христианских, братских началах, упрочение будущего России и осуществление ее национальной идеи.

Для журнала “Время” Достоевский пишет в 1861 г. роман “Униженные и оскорбленные”, затем там же печатаются его знаменитые “Записки из Мертвого дома” (1860-1861), где Достоевский художественно осмыслил все увиденное и пережитое им на каторге. Эта книга явилась новым словом в русской литературе того времени и вернула Достоевскому его былую литературную репутацию.

В 1864 г. умирает от чахотки жена Достоевского, а через два месяца и его брат М.М. Достоевский, с которым у писателя была особая близость. Достоевский вынужден прекратить издание “Эпохи”. Трагические переживания этого года отразились в повести “Записки из подполья” - исповеди “подпольного парадоксалиста”, неожиданной и необычной по своему мрачному, злому и насмешливому тону. В этом произведении Достоевский окончательно находит свой стиль и своего героя, характер которого станет затем психологической основой для героев всех его поздних романов.

В 1866 г. Достоевский работает одновременно над двумя романами: “Игрок” и “Преступление и наказание”, из которых последний, по признанию самого Достоевского, “удался чрезвычайно” и сразу выдвинул его в первый ряд русских романистов наравне с Толстым, Гончаровым и Тургеневым. В 1867 г. Достоевский женится вторично на А.Г. Сниткиной и уезжает с ней за границу, где вскоре пишет роман “Идиот” (1868-1869), главной идеей которого становится изображение “положительно прекрасного человека” в условиях современной российской действительности. Так создается образ князя Мышкина (“князя Христа") - носителя идеалов смирения и всепрощения. Но исход романа оказывается трагичным: герой гибнет в захлестнувшем его море необузданных страстей, зла и преступлений, царящих в окружающем его мире. В 1871 г. появляются “Бесы” - антинигилистический роман-памфлет, в основу сюжета которого легло нашумевшее убийство студента Иванова, совершенное группой революционеров-анархистов под руководством С.Г. Нечаева. В 1875 г. в “Отечественных записках” H.A. Некрасова печатается роман “Подросток” - “роман воспитания”, своего рода “Отцы и дети” Достоевского.

С 1875 г. Достоевский начинает единолично выпускать оригинальное периодическое издание - “Дневник писателя”, состоявший из фельетонов, публицистических статей, очерков, мемуаров и художественных произведений. “Дневник писателя” стал для него своеобразной трибуной, с которой он выступал по всем злободневным вопросам европейской и русской общественно-политической и культурной жизни. В “Дневнике писателя” Достоевский по-прежнему развивал идеи почвенничества, однако с течением времени его взгляды все больше “правели”, сближаясь, с одной стороны, со славянофильством, а с другой - с официальной идеологией. Это издание имело огромный общественный резонанс и упрочило славу Достоевского и как писателя, и как общественного деятеля. Внешним свидетельством этого явилась дружба Достоевского с К.П. Победоносцевым, будущим оберпрокурором Священного синода.

Последним крупным произведением Достоевского, завершающим его великое романное “пятикнижие”, стали “Братья Карамазовы” (1879-1880), где получили окончательное и гениальное художественное воплощение все важнейшие идеи зрелого творчества писателя. Особенно широкое распространение получила “Поэма о Великом инквизиторе”, часто бытующая отдельно от романа и породившая благодаря своему неисчерпаемо глубокому содержанию, множество философских и литературоведческих интерпретаций (см. сб. “О Великом инквизиторе”, сост. Ю. Селиверстовым. М., 1991).

Последним, уже предсмертным триумфом Достоевского стала его речь о Пушкине на Пушкинских празднествах в Москве 1880 г., встреченная всеми слушателями с необыкновенным энтузиазмом. Ее можно воспринимать как завещание Достоевского, последнее исповедание его заветной мысли о “всечеловечности, всепримиримости” русской души и о великой исторической миссии России - объединении во Христе всех народов Европы.


Подписи к слайдам:

(1821 – 1881)
Писательпублицисткритик
В.Перов. Портрет Ф.М.Достоевского
Федор Михайлович Достоевский Я скажу вам про себя, чтоя - дитя века, дитя неверияи сомнения. Каких страшных мучений стоило и стоиттеперь эта жажда верить. Ф.М.Достоевский
В Достоевском, действительно, сочетались самые противоречивые качества: доверчивость и простота - с болезненной мнительностью, замкнутость - с искренностью и откровенностью, сердечность и участие - с отчужденностью, принимаемые подчас за высокомерие, неудержимая страстность - с непроницаемостью, серьезность - с легкомыслием. Э.М.Румянцева Флигель Мариинской больницы
Отец писателя -Михаил АндреевичДостоевский
Ф.М.Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве, в семье врача Мариинской больницы для бедных.
Мать писателя –Мария Федоровна Нечаева (Достоевская)
1789 -1839
1800 -1837
Часто по вечерам в доме Достоевских устраивались семейные чтения. Читали Н.М.Карамзина, Г.Р.Державина, В.А.Жуковского, А.С.Пушкина, И.И.Лажечникова, сочинения западноевропейских писателей. Любовь к Пушкину Достоевский пронес через всю свою жизнь. Первоначальным обучением детей занимались родители и приходящие учителя. 1833 г. – полупансион Сушара, через год – пансион Л.И.Чермака. «Меня с братом свезли в Петербург в Инженерное училище и испортили нашу будущность… по-моему, это была ошибка…»
1838 – 1843 г.г. – учеба в Главноминженерном училище в Петербурге. Первые литературные опыты (исторические трагедии «Борис Годунов», «Мария Стюарт»- не сохранились)
1843 – 1844 г.г. – служба в инженерном корпусе при Санкт-Петербургской инженерной команде. Отставка.
1845 год – роман «Бедные люди»(высокая оценка романа В.Г.Белинским)
Образ Петербурга, образ «маленькогочеловека», тема психологической двойственности человеческой личности,противоречий мечты и действительности, возникшие в «Бедных людях», продолжаются в произведениях:«Двойник» (1846 г.), «Белые ночи» (1848 г.),«Неточка Незванова» (1846-1849 г.г.).
С 1847 года Достоевский сближается с социалистом-утопистом М.В.Буташевичем-Петрашевским, посещает «пятницы» петрашевцев. Критика правительства, свобода и социальная справедливость, отмена крепостного права, революционный переворот- идеи петрашевцев. В апреле 1849 года Достоевский прочитал на собрании запрещенное «Письмо Белинского к Гоголю», исполненное «дерзкого вольнодумства» (по словам тайного агента). 23 апреля 1849 года тридцать семь участников кружка, в т.ч. Достоевского, арестовали и отправили в Петропавловскую крепость (Алексеевский равелин). После семи месяцев следствия последовал приговор – «подвергнуть смертной казни расстрелянием». 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге над петрашевцами был совершен обряд подготовки к смертной казни.«Момент этот был поистине ужасен. Сердце замерло в ожидании, и страшный момент этот продолжался полминуты». Но выстрелов не последовало…- Его Величество … повелел вместо смертной казни … в каторжную работу в крепостях на четыре года, а потом рядовым…
25 декабря 1849 года Достоевскогозаковали в кандалы и отправили в дальний путь…Тобольск. 6 дней в пересыльной тюрьме. Встреча с женами декабристов – Ж.А.Муравьевой, П.Е.Анненковой,Н.Д.Фонвизиной, которые навещалиссыльных, помогали с продуктами и одеждой, каждому подарили Евангелие. Книгу эту Достоевский берег всю жизнь, как святыню.Омский острог – 4 года каторги.
«Это был ад, тьма кромешная». Грабители, убийцы, насильники, воры, фальшивомонетчики… Достоевский был в остроге чернорабочим: обжигал и толок алебастр, вертел точильное колесо в мастерской, таскал кирпич с берега Иртыша, разбирал старые барки, стоя по колено в холодной воде. Духовное «перерождение». Достоевский увидел на каторге всю меру страдания простого человека, его бесправное положение, покорность. «И в каторге между разбойниками, я, в четыре года, отличил наконец людей. Поверишь ли: есть характеры глубокие, сильные, прекрасные… Что за чудный народ! Если я узнал не Россию, так русский народ хорошо, и так хорошо, как, может быть, не многие знают его».(из письма брату Михаилу) На каторге Достоевский, впервые близко столкнувшись с народом, был поражен, когда увидел, с какой ненавистью обитатели острога относятся к дворянам. Мысль о трагическом разъединении с народом стала одним из основных аспектов духовной драмы Достоевского. Постепенно писатель приходит к мысли о том, что передовая интеллигенция должна отказаться от политической борьбы, от попыток пробудить сознательность народных масс, поднять их до уровня понимания прогрессивных политических программ. Интеллигенция сама должна пойти на выучку к народу и воспринять его взгляды и моральные идеалы, главными из которых он считал глубокую религиозность, смирение и способность к самопожертвованию. Политическую борьбу он стал считать величайшим заблуждением и противопоставлял ей морально-этический путь перевоспитания человека. 1854 -1859 г.г. – солдатская служба в Семипалатинске.В 1855 году произведен в унтер-офицеры.В 1857 году – венчание с М.Д.Исаевой.
1859 г. – «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его обитатели» (изображение русской провинции и деревни)
Возродить Россию, спасти угнетенный народ можно, лишь возвратившись «к высшим духовным ценностям добра, любви и милосердия, известным еще с библейских времен». Объединить людей может христианская религия с её идеями братства и взаимного сострадания. «Нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа» (Достоевский). 1859 год – возвращение в Петербург. Издание журналов «Время»(1861-1863), «Эпоха»(1864-1865), «Гражданин»(1873).
1861год – «Униженные и оскорбленные»Своеобразная личная исповедь Достоевского, его воспоминания о начале своеготворческого пути, неутихающая больза униженного и поруганного человека.Через весь роман проходит мысль о том, что в мире, где господствует власть денег, жестокость и угнетение, единственной защитой «униженных и оскорблённых»от всех жизненных невзгод является братская помощь друг другу, любовь и сострадание.Писатель призывает бедных людей не к борьбе с социальным злом, а к отстранению от участия в неправедной жизни, к уходу в свой замкнутый мир и руководствоваться христианским учением о любви к ближнему и всепрощением.

«И сколько в этих стенах погребено напрасно молодости,сколько великих сил погибло здесь даром!... Ведь это,может быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из всего народа нашего. Но погибли даром могучие силы, погибли ненормально, незаконно, безвозвратно. А кто виноват? То-то, кто виноват?»
1860-1861 г.г. –«Записки из Мертвого дома» Картины русской каторги. Мир закоренелых преступников, в которых автор сумел найти что-то человеческое. «Записки…» - «страшная книга»(А.И.Герцен) Летом 1962 года Достоевский впервые выехал за границу (Германия, Италия, Франция, Швейцария. Лондон). Свои впечатления от заграничного путешествия Изложил в цикле очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» (1863), в которых высказал мысль, что Европа утратила способность к развитию, что у неё нет будущего, что там никогда не восторжествуют идеи социальной справедливости, поскольку люди, живущие на Западе, в силу господства в их среде эгоистических и индивидуалистических начал, лишены стремления к братству. Такие стремления, считал писатель, есть только в России, где народные массы, не утратив своего исконного тяготения к общинным началам, сохранили «всемирное боление за всех», и поэтому только Россия может указать Западу путь к общечеловеческому единению и братству. Герой романа мучается при виде преступлений, безнаказанно совершающихся у него на глазах. Остаться безучастным он не может. И вот у него появляется мысль, осуществление которой требует переступить через закон…
В романе поставлены социальные,нравственные, философские проблемы.
1866 год – «Преступление и наказание» Роман Достоевского – суровый приговор общественному строю,основанному на власти денег, на унижении человека, страстноевыступление в защиту человеческой личности.
Жанровое своеобразие романа
социальный
философский
психологический
петербургский
роман - опровержение
Анна Григорьевна Сниткина
«Я убежден, что ни единый из литераторов наших, бывших и живущих, не писал под такими условиями, под которыми я постоянно пишу…» (Достоевский) В 1864 году не стало жены, старшего брата Михаила, друга и единомышленника. В 1867 году Ф.М.Достоевский женился на А.Г.Сниткиной. 1871-1872 г.г. – «Бесы» 1875 год – «Подросток»
1868 год – «Идиот» Книга о прекрасном человеке князе Мышкине, оказавшемся в мире, где царит беспредел, культ денег, где люди не знают жалости, не понимают добро. Князь готов помочь страждущим, но, к сожалению, ничего не может сделать, он бессилен перед окружающим злом. 1879-1880 г.г. – «Братья Карамазовы» Философский роман о смысле человеческой жизни, добре и зле, атеизме и религии. Духовная биография автора, его идейный и жизненный путь от атеизма в кружке Петрашевского (Иван Карамазов) до верующего человека (Алеша Карамазов). Отрицание идеи «вседозволенности» (Смердяков). Последнее крупное событие в жизни и творчестве Достоевского – «Речь о Пушкине» на заседании Общества любителей российской словесности, посвященном открытию памятника Пушкину в Москве (8 июня 1880 года). Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих талантов они потрясли весь мир,они обратили на Россию изумленное внимание всей Европы, и оба всталикак равные в великие ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес, Руссо, Гете. М.Горький
В сегодняшнем мире … тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.Ч.Айтматов
Ф.М.Достоевский умер 28 января (9 февраля) 1881 года. Похоронен на кладбище Александро -Невской лавры в Петербурге.
А любил он прежде всего живую человеческую душу во всем и везде, и верил он, что мы все род Божий, верил в бесконечную силу человеческой души, торжествующую над всяким внешним насилием и над всяким внутренним падением. Приняв в свою душу всю жизненную злобу, всю тяготу и черноту жизни и преодолев все это бесконечной силой любви, Достоевский во всех своих творениях возвещал эту победу. Изведав божественную силу в душе, пробивающуюся через всякую человеческую немощь, Достоевский пришел к познанию Бога и Богочеловека. Действительность Бога и Христа открылась ему во внутренней силе любви и всепрощения, и эту же всепрощающую благодатную силу проповедовал он как основание и для внешнего осуществления на земле того царства правды, которого он жаждал и к которому стремился всю свою жизнь. В.С.Соловьев. Три речи в память Достоевского. 1881-1883

Творчество Достоевского кратко описать очень трудно. Ведь этот писатель совершил настоящую революцию в литературе, сделав ее предметом познания человеческой души, всех ее тайных закоулков и хитросплетений.

Главные темы в творчестве Достоевского

Главной темой всех произведений писателя была судьба человека, а именно судьба его души, его пути к Богу, познание Истины.

Уже в первой из опубликованных своих работ – в повести «Бедные люди» писатель рассказывает о трагической судьбе своих героев – немолодого мелкого чиновника и девушки, в которую он влюблен, но не может жениться на ней из-за своей бедности. Эта повесть заставляет читателя задуматься о том, насколько тяжело человеку с живой душой выжить в холодном мире, где царит несправедливость.

В других своих романах описывает судьбы не менее несчастных людей, однако, в них уже есть место свету Христовой истины, которая дает надежду как самим героям, так и читателям, утешая их. Кроме того, творчество великого писателя содержит в себе еще несколько основных тем.

Кратко перечислим эти темы:

    судьба маленького и несчастного человека;

  • путь человека к познанию Бога;
  • история о богоотступничестве;
  • использование темы двойников героев;
  • судьба женщины из бедной среды;
  • предназначение России в истории человечества.

Итоги творчества Достоевского

Творчество Достоевского кратко позволяет нам понять, насколько было велико влияние писателя на мировоззрение его современников. Достоевский из рядового автора, публиковавшегося в толстых журналах, превратился в символ эпохи, выражающий собой поиски определенного числа интеллигентных людей своего пути в мире и понимания места России в мировой истории и культуре.

Писатель заставил многих своих современников отказаться от идей нигилизма и революционного бунтарства. Он во многом предчувствовал то безжалостное пламя всеобщей смуты, которое охватило нашу страну через 40 лет после его смерти. Поэтому роль Достоевского в русской литературы очень велика.

Постараемся кратко подвести итоги его творчества в каждом из его великих повестей и романов.

1. «Бедные люди» - судьба маленького и никому не нужного человека, продолжение размышлений, высказанных в гоголевской «Шинели».

2. «Униженные и оскорбленные» - продолжение темы бедных людей.

3. «Преступление и наказание» - история о духовной смерти и воскресении одной человеческой души, прошедшей через все испытания и обретшей смысл бытия в вере и надежде.

4. « » - история о прекрасном человеке, который не смог выдержать ударов судьбы.

5. «Бесы» - критика идей нигилизма, которые приводят их носителей к духовной гибели.

6. «Подросток» - история о душевых метаниях и взрослении юноши.

7. « » - центральное произведение творчества Достоевского, в котором он рассказывает об истории одной семьи.

Фёдор Михайлович Достоевский родился 11 ноября 1821 года в Москве. Отцом его был отставной военный лекарь Михаил Андреевич (участник Отечественной войны 1812 года), а матерью – Мария Фёдоровна (в девичестве Нечаева). Первым ребёнком в семье был Михаил, а Фёдор – вторым.

Всю жизнь два старших брата оставались самыми близкими людьми.

Всего в семье было 8 детей.

Отец семейства был строгим человеком. Он установил дома порядок и требовал, чтобы все неукоснительно его соблюдали. Но была добрая и ласковая мама. Была ещё няня, взятая из московских мещанок по найму, звали которую Алёна Фролова. Достоевский вспоминал её с такой же нежностью, как Пушкин вспоминал Арину Родионовну. Именно от неё он услышал первые сказки: про Жар-Птицу, Алёшу Поповича, Синюю Птицу. Часто по вечерам в семье Достоевских проходили семейные чтения.

Литературные интересы определились рано. Под влиянием Вальтера Скотта и А. Радклиф Федоров сочинял романы «из венецианской жизни». Журнал «Библиотека для чтения», выписанный для сыновей отцом, обеспечивал знакомство с новейшей иностранной литературой:

О. де Бальзаком, Э.Т.А. Гофманом.

Читались историк Карамзин, писатели и поэты Державин, Лажечников, Загостин, Жуковский и, конечно же, Пушкин. Младший брат Фёдора Михайловича Андрей Михайлович писал, что «брат Федя более читал сочинения исторические, серьёзные, а также попадавшиеся романы. Брат же Михаил любил поэзию и сам пописывал стихи… но на Пушкине они мирились, и оба, кажется, тогда чуть не всего знали наизусть…». Гибель Александра Сергеевича юным Федей была воспитана как личное горе.

Андрей Михайлович писал: «Брат Федя в разговорах со старшим братом несколько раз повторял, что ежели бы у нас не было семейного траура (умерла мать – Мария Фёдоровна), то он просил бы позволения отца носить траур по Пушкину».

С 1834 года юных Фёдора и Михаила определяют в частный пансион Л.И. Чермака, один из лучших в Москве, где они учились до 1837 года. Пансион располагался на Басманной улице.

О Достоевском-пансионате рассказывал его соученик В.М.Каченовский: «…Это был серьёзный, задумчивый мальчик, белокурый, с бледным лицом. Его мало занимали игры: во время рекреаций он не оставлял он не оставлял почти книг, проводя остальную часть свободного времени в разговорах со старшими воспитанниками пансиона…».

Достоевский рос в семействе «русском и благочестивом», где знакомились с Евангелием «чуть не с первого детства».

«Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории из Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец. Каждый раз посещение Кремля и соборов московских было для меня чем-то торжественным», - вспоминал писатель.

Каждую пасху мать возила сыновей на богомолье в Троице-Сергиеву Лавру.

Зимой 1837 года умерла мать Фёдора Михайловича, и этот период принято считать окончания детства писателя. А ровно через год он вместе с братом Михаилом едет в Санкт-Петербург поступает в Инженерное училище. Но Михаила не могут туда зачислить по состоянию здоровью, и он вынужден был поступить в инженерные юнкера в Ревене (ныне Таллинн).

Впервые Федор был надолго разлучен с братом. Однако связь между братьями не прерывалась благодаря оживлённой переписке, где обсуждалось творчество Гомера и Расина, Гёте и Бальзака. Гюго и Шиллера, которым юный Достоевский «бредил» и которого «вызубрил всего наизусть». В этих письмах высказаны мысли, определившие духовный поиск всей жизни:»Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком».

В начале лета 1839 года умер отец.

Будущий писатель очень тяжело перенёс эту трагедию, тем более что упорно ходили слухи о том, что Михаила Андреевича убили свои же крестьяне в селе Даровое (Тульская губерния), которое они купили в 1831 году и в котором маленький Федя проводил каждое лето.

И именно со смертью отца связан первый приступ эпилепсии, который преследовал Фёдора Михайловича до конца жизни.

Инженерное училище находилось в Михайловском замке, где был убит царь Павел 1. в будущем писателе зарождалось недоверие к «дивному граду», воспетому его кумиром А.С. Пушкиным. однако Петербург властно притягивал Достоевского к себе. Но это был Петербург Мещанских и Подьяческих улиц, где он и поселил своих будущих героев.

Один из счастливых моментов в первые годы жизни и учёбы Достоевского в Петербурге являлось общение с поэтом-романтиком И.Н. Шидловским.

Вот что он писал брату Михаилу: «…О, кокая откровенная, чистая душа!... О, ежели бы ты знал те стихотворения, которые написал он прошлою весною…».

Григорович, который учился вместе с ним: « Фёдор Михайлович уже тогда выказывал черты необщительности, сторонился не принимал участия в играх, сидел, углубившись в книгу, и искал уединённого места… В реакционное время его всегда можно было… найти… с книгой». И ещё: «Его начитанность изумляла меня».

Достоевский читал в то время Шиллера и Шекспира, Гёте и Бальзака. И именно в годы учёбы он научился понимать Гоголя, вернее, подмечать те жизненные ситуации, которые так умел воплощать на бумаге Гоголь. Ещё юнкером он сочинил не дошедшие до нас произведения «Бориса Годунова» и «Мария Стюард».

После окончания училища, в 1843 году, Достоевский был зачислен на службу в чертёжную инженерного департамента, но через год уволился, вместе с Д.В.Григоровичем (уже известным писателем) снял квартиру и занялся писательским трудом..

В мае 1845 года написаны «Бедные люди».

Достоевский прочитал роман «Бедные люди» Григоровичу, который в свою очередь показал его Н.А.Некрасову, а тот со словами «Новый Гоголь явился!» отнёс книгу В.Г.Белинскому.

Восхищённый В.Г.Белинский позвал к себе автора и сказал: «Да вы понимаете ли сами-то, …что вы такое написали! Но может быть, чтобы вы, в ваши двадцать лет, уже это понимали… Вам правда открыта и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным «ему» и будете великолепным писателем!».

Впоследствии Фёдор Михайлович вспоминал: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни».

Восторг был всеобщим, и Достоевский стал один из участников так называемой 2натуральной школы». 15 января 1856 года его роман открылся «Петербургский сборник», второй по счету альманах натуральной школы, где были собраны произведения Некрасова, Тургенева, Панаева, Герцена, Соллогуба, Белинского.

Достоевский остался верен своему дару, но пути с Белинским у него разошлись.(См. критические статьи В...Белинского о творчестве Ф.М.Достоевского: о длиннотах, не одобряемом Белинским «фантастическом колорите» и пр.).

Однако в последствии Достоевский не раз вспоминал с благородностью великого критика.

«Бедные люди» открывают целый цикл произведений, показывающих жизнь различных слоёв общества. Достоевский пишет повести «Двойник», «Хозяйка», «Роман в десяти письмах», «Господин Прохарчин», «Ползунков» и, к радости многих, несколько повестей о «мечтателях». Появлению произведений о «мечтателях» предшествовала публикация Достоевским ряда фельетонов под общим названием «Петербургская летопись» (1847), в которых он объяснил причину появления «мечтателей» в жизни. Не чувствуя в себе сил для борьбы, они («мечтатели») уходят в свой вымышленный мир, фантазий и мечтаний.

Самым «главным» мечтателем у Достоевского был главный герой повести «Белые ночи».

Появление «мечтательства» у Достоевского совпадает с увлеченностью утопическим социализмом, участием в кружках бр. Бекетовых, М.В.Петрашевского, С.Ф.Дуров.

Главным авторитетом в кружке бр. Бекетовых был молодой критик В.Н.Майков, который выдвинул в качестве первой задачи современной ему литературы психологизм, изучение человеческой природы. Под влиянием его идей вокруг журнала «Отечественные записки» формируется т.н. «школа сентиментального натурализма», признанным главой которой стал Достоевский.

С весны 1847 года писатель становиться постоянным членом кружка петрашевцев. На собраниях обсуждались политические, социально-экономические, литературные и другие проблемы. Достоевский был сторонником отмены крепостного права и отмены цензуры над литературой. Но в отличие от остальных петрашевцев он был ярким противником настильного свержения существующей власти.

В кружке Петрашевского Достоевский сближается с Дуровым, Спешневым, Момбелли, они задумывают собственную типографию, но не успевают.

На одной из «пятниц» писатель читал знаменитое письмо Белинского к Гоголю с резкой критикой «Выбранных мест из переписки с друзьями». Чтение этого «преступного»» письма и стало одним из главных пунктов обвинения Достоевского.

Рано утром, в 4 часа 23 апреля 1849 года к Фёдору Михайловичу Достоевскому по личному приказу царя Николая 1 пришли жандармы, арестовали и заключи в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев.

По решению суд, Достоевский и десять других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и заключены в Петропавловскую крепость. Но этот арест никак не сломил его волю: «Вижу, что жизненности во мне сколько запасено, что и не вычерпаешь», - это строка из письма, написана из крепости брату.

Военный суд признал Достоевского «одним из важнейших преступников» и, обвинив в преступленных замыслах против правительства, приговорил к смертной казни.

Император Николай 1 приказа: «Объявить о помилование лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнение казни». Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. А через два дня Достоевского заковали в кандалы и отправили Омский острог, в котором он содержался до февраля 1854года.

Свою жизнь в сибирской тюрьме Фёдор Михайлович описал в произведении «Записки из мёртвого дома» (1860), где показал не романтических разбойников, а закономерную жизнь настоящих головорезов, потерявших всё человеческое; показал и тихих и кротких людей, не выдержавших мучений солдатской службы и убивших своего офицера. И вовсе невинных, обвиненных в преступлениях, которых не совершали.

В остроге Достоевский был одинок. Арестанты за частую не хотели с ним общаться, считая его человеком из другого мира. Там написана «Сибирская тетрадь», куда он вносил свои мысли, тюремные песни, пословицы и т.д. «Сибирская тетрадь» и стала основным материалом при создании «Записи мёртвого дома».

В феврале 1854 года Достоевского, по решению суда, определяют рядовым в Семипалатинский линейный батальон.

Достоевский уже известен и благодаря этому становиться другом областного прокурора Врангеля, которой присутствовал при инсценировке расстрела петрашевцев зимой 1849 года. Это давало Фёдору Михайловичу возможность бывать в высшем обществе (он познакомился и с Ч.Ч.Валихановым, видным казахским деятелем, с которым он поддерживал связь и после ссылки). Благодаря началу либерального правления Александра 2 рядовой Достоевский 1 октября 1856 года получил офицерский чин, а немногим ранее ему был возвращён дворянский титул.

В начале 1857 года Достоевский женится. Его первой женой становиться вдова отставного чиновника Мария Дмитриевна Исаева. Он влюбился в неё (ещё когда она была замужем) с первого взгляда. У Марии Дмитриевны был трудный характер, и поэтому брак оказался трудным.

Достоевского выручает литературная работа: он делает наброски к произведениям «Дядюшкин сон и «Село Степанчиково и его обитатели», которые были закончены уже после ссылки.

Семья поселяется в Семипалатинске, и спустя два года Достоевский всё-таки добивается отставки, уже в чине прапорщика. Ему не сразу разрешают жить в Санкт-Петербурге или в Москве, а поселяют в Твери (март 1859 года). Однако очень скоро Достоевский добивается переезда в северную столицу, и во второй половине декабря 1859 года, ровно 10 лет спустя после «казни» на Семёновском плацу, он снова оказался в Санкт-Петербурге.

По возвращению из Сибири Достоевский фактически начинает руководить политическим журналом «Время», который был основан братом Михаилом в 1861 году. Идеологическая платформа журнала – почвенничество: трагическую разорванность интеллигенции и народа – плод петровских реформ – необходимо преодолевать, опираюсь на самобытную национальную почву.

Православная идея братства позволит, по мнению Достоевского, русскому человеку осуществить в будущем свою национальную сверхзадачу – идею всечеловечности, то есть объединения и примирения всех народов мира в высшем синтезе. Почвеннические воззрения Достоевский развивал в течение всей жизни.

И первое крупное произведение, написанное после ссылке, было опубликовано именно в первых номерах «Времени» в начале 1861 года. Это был роман «Униженные и оскорблённые».

Почти в то же время выходит в свет «Записки из мёртвого дома», описывающие Сибирский острог. В 1863 году выпущен цикл очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» - о жизни в европейских странах, увиденной летом 1862 года.

В апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт цензурой за статью «Роковой вопрос», написанную Н.Н.Страховым и посвящённую польскому восстанию.

В 1864 году Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск нового журнала – «Эпоха», в этом же году он пишет «Записки из подполья».

В 1864 году умерла жена Достоевского Мария Дмитриевна, а 22 июля того же года умер от болезни брат Михаил. Для Федора Михайловича это был тяжёлый удар, и к тому же все основные забыты, связанные с «Эпохой», свалились на его плечи, и в июне 1865 года редакция обанкротилась. Чтобы выйти из финансвого тупика, Достоевский заключает с издателем Стелловским договор о выпуске его собрания сочинения с обязательноством написать новый роман. Этим роман стал «Игрок».

Ещё до смерти первой жены (1862г) Достоевский познакомился с Аполлинарией Сусловой, которая очень тяготила ко всему революционному и сразу влюбилась в недавно отбывшего наказания по политическому делу Достоевского. Достоевский делает ей предложение, но она отклоняет его. Аполлинария – прототип Полины а романе «Игрок».

Роман «Игрок» - в некоторой степени автобиографичен, Достоевский сам был игроком и проиграл «до нитке». Роман был написан за 28 дней. Анна Григорьевна Снитникова, стенографировавшая роман, 15 февраля 1867 года стала второй женой писателя.

Анна Григорьевна вспоминала: «Фёдор Михайлович в первые недели нашей брачной жизни, гуляя со мной, завёл меня во двор одного дома и показал камень, под который его Раскольников спрятал украденные у старухе вещи».

Работа над «Преступлением и наказанием» была начата в 1865 году, в Висбадане, в Германии, куда Достоевский выехал для лечения. В центре романе – преступление, идеологическое убийство.

«Молодой человек, исключённый из студентов университета, …живучий в крайности бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» - убить и обобрать старуху-ростовщину, скверную «вошь», заедающую чужой век. На её деньги Раскольников мечтает сотворить тысячи добрых дел, а первую очередь спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру.

Второй брак писателя по-настоящему был счастливым.

С 1867 по 1871 год писатель вместе со своей женой, спасается от кредитов, проводит за границей, лишь изредка приезжает в Россию.

Они переменно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве, и Флоренции. И лишь в конце 1871 года, после того как писателю удалось расплатится с долгами (часть из которых он наделал, играя часто в казино, часть осталось от брата), он смог вернутся в Петербург.

Во время этого путешествия Достоевский заканчивает писать роман «Идиот», который был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1868 год.

Вот что писал Достоевский о замыслов этого произведения: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только не брался изобразить положительно прекрасного, - всегда пасовал. Потому что эта задача безмерная».

В 1871 году Достоевский написал роман «Бесы».

В 1873 году князь Мещерский, владелец консервативного журнала «Гражданин», предлагает стать Достоевскому стать редактором его журнала. Фёдор Михайлович. соскучившись по общественной жизни, с радостью принимает его предложение.

На строницах этого журнала печатается «Дневник писателя». Рассказы, например «Кроткая», «Мальчик у Христа на ёлке». В апреле 1874 года Достоевский ушел из журнала.

С 1872 года семья Достоевских каждое лето (и даже зиму 1874-75 годов) проводит небольшом городке Старая Русса, что в Новгородской губернии.

Здесь Достоевский с семьёй отдыхал от суетной Петербургской жизни, а позже он здесь приобрел дом. Один столичной знакомый Достоевского был крайне удивлён тем, что известный писатель бродит по городу и ищет свою не вернувшуюся домой корову.

Именно здесь были написаны многие главы «Братьев Карамазовых», роман «Подросток».

Н.А.Некрасов предложил напечатать «Подросток» в «Отечественных записках», на что Достоевский согласился с удовольствием, тем более что это стало возобновлением отношений между двумя писателями спустя 30 лет.

27 декабря 1877 года Н.А.Некрасов умер. И Достоевский с глубоким сожалением говорил, что они всю жизнь прошли врозь. Очень много писал о великом поэте Достоевский в своем дневнике.

В 1870-е годы Достоевский находится на пике своего таланта. Его избирают членом-корреспондентов Академии наук по отделению русского языка и словесности

В 1877 году семья Достоевских переезжает в дом на углу Кузнечного переулка и улицы Ямская (которая ныне носит имя великого писателя) – Кузнечный переулок, 5. здесь были написаны «Братья Карамазовы», роман, который является итогом творческого пути Достоевского.

Л. Гроссман заметил, что в большинстве произведений Достоевского прослеживается «путь человеческой души, нисходящий в подземный мир греховных блужданий для возрождения к новой жизни, просветленной до конца пережитым страданиям» (Творчество Достоевского. – Одесса, 1921. – С. 108). Это дало право говорить в связи с Достоевским о романе-мистерии, построение в определенном смысле по образу античной средневековой религиозной драмы. При этом писатель учился « у всех романов: бульварного и психологического, плутовского и сентиментального, авантюрного и философского, эпистолярного и мемуарного»(Гроссман Л.П.поэтика Достоевского).

Ещё в конце 1879 года врачи, осматривавшие Достоевского, отметили у него прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений.

26 января 1881 года Достоевский, часто работавший по ночам, случайно уронил ручки на пол. Пытаясь достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с книгами. физическое напряжение вызвало кровотечение из горла. Это привело к резкому обострению болезни. Кровотечение то прекращались, то возобновлялись вновь. Утром 28 января Достоевский сказал жене: «…Я знаю, я должен сегодня умереть!». В 20 часов 38 минут того же дня Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Проститься с великим писателем пришли тысячи людей.



Похожие статьи
 
Категории