А. в. петровский, м. г. ярошевский. основы теоретической психологии. Петровский А. Словарь. Общая психология - файл n1.doc

08.02.2019

НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Термин направленности личности восходит к работам В.Штерна (Richtungsdipositionen) и переводится как «доминирующее правильное отношение». Решение вопроса направленности всегда предполагает указание того, на что направлена личность, поэтому говорят о направленности интересов, вкусов, взглядов, желаний человека, что указывает на избирательность, индивидуальность и неповторимость индивида.

Направленность выступает в качестве ведущей содержательной характеристики личности, ее системообразующим свойством, определяющим весь ее психологический склад.

В разных концепциях направленность раскрывается по-разному: как «динамическая тенденция» (Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (Леонтьев), «доминирующее отношение» (Мясищев), «субъективные отношения личности» (Ломов), «динамическая организация сущностных сил человека» (Прангишвили), «основная жизненная направленность» (Ананьев).

В изучении направленности личности в отечественной психологии сложились различные научные школы и направления :

1) понимание направленности через потребности и мотивы (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Ю.М.Орлов);

2) теория значимости (Н.Ф.Добрынин);

3) теория отношений личности (В.Н.Мясищев, Б.Ф.Ломов);

4) теория установки (Д.Н.Узнадзе).

А. В. Петровский и М. Г. Ярошевский (словарь)

В психологическом словаре под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского дается следующее определение направленности личности: «Направленность личности – это совокупность устойчивых мотивов , ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Направленность личности характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека» (Психология. Словарь./Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. – М., 1990. – с. 230).

В этом же словаре раскрываются составляющие направленность личности компоненты.

Интересы – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами. Интерес может перерасти в склонность.

Склонности – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Основой склонности является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать умения и навыки, связанные с данной деятельностью.

Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме убеждения, отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.) совокупность убеждений выступает как мировоззрение личности.

  • Просекова В.М. Динамика профессионального самосознания психологов-практиков (Психосемантический аспект) (Документ)
  • Сборник словарей биржевых и экономических терминов (Документ)
  • Бурганова И.Ф. Психологические барьеры в интеллектуальном творчестве (Документ)
  • Филиппова Г.Г. Перинатальная психология и психология родительства (Документ)
  • Словарь терминов по курсу Общая хирургия (Справочник)
  • Горшков Е.А. Становление социальной психологии США (Документ)
  • Алеев Равиль. Юридический этимологический словарь (Документ)
  • Словарь - Криштофович А.Н. (ред.). Геологический словарь. Том 2 (М - Я) (Справочник)
  • n1.doc

    Общая психология .

    Словарь / Под. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон . Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. - М.: ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.

    В словаре "Общая психология" освещены теоретико-методологические аспекты психологического познания, включая самые последние исследования на эту тему. Даны характеристики исторических предпосылок развития психологии, направлений, отраслей, концепций; представления о важнейших психических свойствах, процессах и состояниях; психологии языка и речи; наиболее общих методах психологии. Пять разделов словаря соответствуют предметной структуре Общей психологии. В таком качестве он может быть полезен как студентам, так и преподавателям факультетов психологии вузов, а также всем, кто интересуется психологией.

    Абстракция [лат. abstractio - отвлечение] - одна из основных операций мышления, состоящая в том, что субъект, вычленяя какие-либо признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Результатом этого процесса является построение умственного продукта (понятия, модели, теории, классификации и др.), которое также обозначается термином "А.".

    М.Г. Ярошевский

    Авиационная психология - отрасль психологии, изучающая психологические закономерности трудовой деятельности авиационных специалистов. Предмет А. п. - психика человека, управляющего сложными авиационными системами. Объект А. п. - деятельность индивида и коллектива, ее содержание, условия, организация. Субъект А. п. - летный и инженерно-технический состав, авиационные диспетчеры.

    В.А. Бодров

    Австрийская (Грацкая) школа - группа исследователей (Х. Эренфельс, С. Витасек, В. Бенусси и др.), работавших в 1880-1910-е гг. в основном в Грацком университете под руководством философа и психолога А. Мейнонга, основавшего первую в Австрии лабораторию экспериментальной психологии (1894) и развивавшего в теоретическом плане идеи своего непосредственного учителя Ф. Брентано. Известна прежде всего постановкой и теоретико-экспериментальной разработкой поставленной Эренфельсом проблемы целостности сознания. Именно Эренфельс ввел в психологическую науку термин "гештальт-качество" для обозначения целостности психического образа (т. е. несводимости его свойств к сумме свойств составляющих его ощущений) и сознания в целом. В А. ш. были исследованы (в том числе экспериментально - на материале оптико-геометрических иллюзий, патологии восприятия) свойства некоторых целостных психических образований. Тем самым А. ш. подготовила почву для перехода психологии от элементаристской стратегии познания, характерной, например, для ассоциативной психологии, к целостному подходу, предложенному и развивавшемуся гештальтпсихологией и лейпцигской школой, хотя представители А. ш. в целом не вышли за пределы элементаристского способа познания. Они считали качество целостности ("гештальт-качество") - например мелодию, форму - еще одним элементом восприятия, присоединяющимся к исходной сумме звуков или зрительных ощущений как еще один новый элемент - "автоматически" (Эренфельс) или в результате особого "продуктивного" духовного акта (Мейнонг). Отсутствием или наличием такого акта объяснялись в А. ш. отсутствие или возникновение оптико-геометрических иллюзий и особенности восприятия музыки, в частности амузия (Витасек, Бенусси). Вместе с тем А. ш. поставила проблему иных единиц анализа сознания, нежели в ассоциативной психологии, проблему целостнообразующих факторов и проблему активности субъекта в построении целостного образа (что впоследствии неправомерно игнорировалось гештальтпсихологией). А. ш. также внесла свой вклад в разработку проблем восприятия пространства, оптико-геометрических иллюзий, кажущегося движения, философских, гносеологических и этических вопросов.

    Е.Е. Соколова

    Автокинетический эффект - один из иллюзорного движения феноменов, наблюдаемый в ситуации длительной фиксации взора на неподвижном объекте маленького размера на однородном, "неструктурированном" фоне. Например, если в темной комнате пристально смотреть на неподвижную светящуюся точку, то через некоторое время (1-3 мин.) это пятно воспринимается хаотически движущимся в разных направлениях. А. э. может иметь парадоксальный характер: ощущение движения возникает одновременно с восприятием этого же объекта неподвижным. Проявление А. э. зависит от освещенности и структурированности стимульного поля, движения глаз, позы тела, инструкции, установки испытуемого, социальных норм и других факторов. Амплитуда движений при А. э. может достигать нескольких десятков градусов, не совпадая при этом ни по амплитуде, ни по направлению с движениями глаза. Поэтому А. э. не может объясняться смещением изображения по сетчатке или собственными движениями глаза. Общепринятого объяснения А. э. в настоящее время не имеет.

    В.И. Панов

    Автоматизм (в психологии) [греч. automatos - самодействующий] - действие, реализуемое без непосредственного участия сознания. Различаются "первичные" А., представляющие собой функционирование врожденных, безусловно-рефлекторных программ, и "вторичные" А., образующиеся прижизненно. При "вторичных" А. устанавливается жесткая однозначная связь между определенными свойствами ситуаций и серией последовательных операций, требовавших прежде сознательной ориентировки.

    А.И. Подольский

    Агапе - античное понятие, обозначающее любовь к ближнему. В греческой философии было введено различение понятий "А.", выражавшего деятельную, одаряющую любовь, ориентированную на благо ближнего, и "эрос", представлявшего страстную любовь, ориентированную на удовлетворение собственных потребностей. С начала распространения христианской культуры понятие "А." получило новый импульс для развития: в раннехристианских общинах для формирования любви к ближнему устраивались специальные вечерние трапезы для всех членов общины (получившие такое же название), целью которых было выражение братских чувств друг другу. Во многих философских системах понятие "А." заняло центральное место, например в философии Плотина ("Эннеады") или Ч.С. Пирса (1839-1914), который видел в нем творящую энергию эволюции природы.

    И.М. Кондаков

    Адаптация - приспособление строений и функций организма к условиям среды. Процессы А. направлены на сохранение гомеостазиса. Понятие А. применяется в качестве теоретического в тех психологических концепциях, которые трактуют взаимоотношения индивида и его окружения как процессы гомеостатического уравновешивания (например, гештальтпсихология, теория интеллектуального развития Ж. Пиаже). Наряду с сенсорной А. (т. е. с приспособительным изменением органов чувств к действующему раздражителю) в психологии говорят об А. к социальным условиям, об А. к детскому учреждению, школьной А. (или дезадаптации) и пр.

    Б.М. Величковский

    Адаптация сенсорная (от лат. adaptatio - приспособлять и sensus - чувство, ощущение) - приспособительное изменение чувствительности к интенсивности действующего на орган чувств раздражителя; может проявляться также в разнообразных субъективных эффектах (см. Последовательный образ). А. с. может достигаться за счет увеличения или уменьшения абсолютной чувствительности (например, зрительная темновая и световая адаптация).

    Б.М. Величковский

    Ажитация [фр. agitation - сильное волнение, возбужденное состояние] - аффективное состояние человека, возникающее в ответ на угрозу для жизни, аварийную ситуацию и другие психогенные факторы. А. проявляется в форме сильного двигательного возбуждения, сопровождается тревогой, страхом, потерей целенаправленности в действиях, ускоренной малопонятной речью.

    Л.А. Карпенко

    Активность - 1) "причинность причины" (И. Кант); 2) деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире. Активное существо не просто пребывает в движении, оно содержит в себе источник своего собственного движения, и этот источник воспроизводится в ходе самого движения. Речь при этом может идти о восстановлении энергии, структуры, свойств, процессов и функций живого существа, его места в мире, вообще говоря, о воспроизведении любых измерений его жизни, если только они рассматриваются как существенные и неотъемлемые. Имея в виду это особое качество - способность к самодвижению, в ходе которого индивид воспроизводит себя, - говорят, что он выступает как субъект А. В становлении и существовании человеческого индивида как субъекта представлены такие проявления А., как активация, безусловно- и условно-рефлекторные акты, поисковая А., произвольные акты, воля, акты свободного самоопределения и самополагания субъекта. В соотнесении с деятельностью А. субъекта определяется как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения. А. характеризуется здесь следующими свойствами: спонтанностью, т. е. обусловленностью производимых актов спецификой внутренних состояний индивида в момент действования, в отличие от реактивности как их обусловленности предшествующей ситуацией; произвольностью, т. е. обусловленностью того, что совершается актуальной целью субъекта, в отличие от полевого поведения; надситуативностью, т. е. выходом за границы предустановленного, в отличие от приспособительности как ограниченности действий рамками заданного; действенностью, т. е. устойчивостью по отношению к реализуемой цели, в отличие от пассивности как тенденции непротивления обстоятельствам, с которыми надлежит встретиться в будущем. Феномен А. как единства спонтанности, произвольности, надситуативности и действенности не может быть осмыслен в рамках традиционной "причинно-следственной" схемы, а также схемы "целевой причинности". По-видимому, необходимо выделить особый тип причинности, определяемый спецификой актуального состояния индивида в момент действования. Такая причинность может быть названа актуальной. В отличие от детерминации со стороны прошлого (обычные причинно-следственные отношения) или со стороны возможного будущего (целевая детерминация), в данном случае подчеркивается детерминирующее значение "момента". Корректная форма описания такого типа причинности содержится в работах Канта - в его представлениях о "взаимодействии" (или "общении") субстанций.

    В.А. Петровский

    Актуализация [лат. actio - действие, деятельность] - процесс и результат произвольных (преднамеренных) или непроизвольных (непреднамеренных) психических действий, заключающихся в извлечении из памяти усвоенной информации или опыта и подготовки их к немедленному использованию. Например, для узнавания, припоминания, воспоминания или непосредственного воспроизведения какой-либо информации необходимо извлечь (актуализировать) из долговременной или кратковременной памяти соответствующие мысли, образы, чувства, желания, движения, которые уже были в опыте субъекта. При этом А. может быть легкой или трудной, полной или неполной, обобщенной или избирательной в зависимости от уровня сохранности в памяти извлекаемой информации. По современным представлениям, процесс А. обеспечивается за счет возбуждения ранее образовавшихся систем временных связей в нервной системе.

    Л.А. Карпенко

    Аллюзия [лат. alludere - подшучивать, намекать] - выражение, при помощи которого говорящий намекает на известное историческое событие, литературное произведение, образ и т. п., т. е. "отсылка к культурной традиции" (Р. Барт). А. может заключаться в прямом упоминании ("настоящий Вильгельм Телль", "требуется новый Моисей" и т. п.), в намеке посредством сходно звучащего слова ("Гениалиссимус" у В. Войновича) и быть скрытой. Скрытые А. часто являются перифрастическими ("подобно библейскому силачу, поднял на себе Газские ворота" (А.П. Чехов) - имеется в виду Самсон) или устроены как загадка (например: "Другой поэт роскошным слогом / Живописал нам первый снег" (А.С. Пушкин) - речь идет о П.А. Вяземском). По цели создания различаются А. нейтральные и пародийные (иронические); по сфере распространения - общеизвестные и контекстные. Последние понятны лишь в определенную эпоху, в определенном кругу и т. п., как например, "кудреватые Митрейки, мудреватые Кудрейки" - намек В.В. Маяковского на поэтов-современников К.Н. Митрейкина и А.А. Кудрейко. Прием А. широко использовался для маскировки смысла в условиях подцензурной печати ("эзопов язык"). Возможен случай, когда воспринимающий видит А. там, где по замыслу автора ее нет: например, поговорка "Вот тебе, бабушка, и Юрьев день" может быть воспринята как намек на крепостное право.

    С.А. Шаповал

    Амбивалентность чувств [греч. amphi - вокруг, около, с обеих сторон, двойственное + лат. valentia - сила] - внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся одновременным принятием и отвержением (например, переживание ревности, в котором может сочетаться чувство любви и ненависти). Термин А. ч. был предложен швейцарским психологом и психиатром Э. Блейлером для обозначения свойственных шизофреникам противоречивых отношений и реакций, которые быстро сменяют друг друга. Этот термин вскоре получил более широкое употребление в психологии и психиатрии. Амбивалентными стали называть сложные противоречивые чувства, появляющиеся у человека в связи с многообразием его потребностей и в связи с многогранностью самих явлений окружающей действительности, которые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, вызывают одновременно и отрицательные, и положительные чувства. А. ч. достаточно рано появляется у детей по отношению к окружающим предметам и людям. В частности, А. ч. проявляется в феномене амбивалентного поведения, которое наблюдается у многих детей раннего возраста.

    Е.О. Смирнова

    Анализ [греч. analysis - разложение, расчленение] - процесс расчленения целого на части. А. включен во все акты практического и познавательного взаимодействия организма со средой. У человека на основе практической деятельности развилась способность осуществлять А. на уровне оперирования понятиями. А. как необходимый этап познания неразрывно связан с синтезом и является одной из основных операций, из которых слагается реальный процесс мышления.

    О.К. Тихомиров

    Анализ через синтез - термин позднего С.Л. Рубинштейна, характеризующий исследованный им и его учениками исходный всеобщий "механизм" (или основную форму) мышления. А. ч. с. означает, что в процессе мышления познаваемый объект включается во все новые связи и потому выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях; из объекта т. о. как бы вычерпывается все новое содержание; он как бы поворачивается каждый раз другой своей стороной, в нем выявляются все новые свойства. Например, один и тот же отрезок прямой, включаемый в различные геометрические фигуры, выступает в соответственно разных качествах: как биссектриса, медиана, диагональ параллелограмма и т. д. А. ч. с. обеспечивает непрерывность мышления и вообще психического как процесса, поскольку по ходу последнего познающий субъект непрерывно взаимодействует именно с объектом, а не с самими по себе знаками, словами, понятиями, значениями, смыслами и т. д. (все они в разной степени выражают содержание этого объекта). Тем самым А. ч. с. обеспечивает не только преемственность мышления как процесса ("тот же" объект включается во все новые связи), но и психические новообразования (он же выступает в новых качествах). Один и тот же познаваемый объект - неразрывное единство уже известных (для данного субъекта) и еще неизвестных, новых свойств и их отношений, т. е. старое и новое принадлежат соответственно не двум разным объектам, а одному объекту. А. ч. с. и все мышление в целом как процесс формируются человеком преимущественно неосознанно, бессознательно внутри и по ходу мышления как деятельности, осуществляемой субъектом преимущественно осознанно (под контролем всегда осознаваемых целей и т. д.). А. ч. с. - это механизм мышления как процесса не только индивидуального, но и группового субъекта. Когда в ходе группового решения задачи объект, включаясь в разные системы связей, выступает в соответственно новых качествах, то эти системы объективных существенных отношений вначале вычленяются соответственно разными индивидами. Тогда между последними может возникнуть дискуссия. Следовательно, различные системы отношений и выступающие в них качества объекта как бы персонифицируются разными индивидами и потому соотносятся (синтезируются) друг с другом в субъектах и через субъектов. В состав этих отношений входит и изменяющееся в процессе мышления отношение человека к познаваемому объекту, потому что, открывая новые качества объекта, субъект вместе с тем все более адекватно определяет их значение для своей деятельности и общения. По ходу мышления как процесса формируется мотивация для его дальнейшего протекания. При таком подходе к проблеме значение и смысл выступают прежде всего как в разной степени раскрываемые и переживаемые субъектом различные качества одного и того же объекта. Тем самым А. ч. с. - это мыслительный, а не собственно речевой механизм человеческого мышления, всегда неразрывно связанного с языком и речью. Такова альтернативная позиция по отношению к той, согласно которой не только общение, но и мышление есть функция речи, а потому последняя и является механизмом мыслительной деятельности. Нет оснований так сильно абсолютизировать речь, хотя она, не отторжимая от мышления, бесспорно, есть важнейшее средство общения. Мышление и его механизм "А. ч. с." - это функция не речи, а субъекта, осуществляющего деятельность (в т.ч. познавательную), общение, поведение, созерцание и т. д.

    А.В. Брушлинский

    Аналитическая психология - система взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшего ей это имя с целью отграничить ее от родственного направления - психоанализа З. Фрейда. Придавая, как и Фрейд, решающее значение в регуляции поведения бессознательному, Юнг выделил наряду с его индивидуальной (личной) формой коллективную, которая никогда не может стать содержанием сознания. Коллективное бессознательное образует автономный психический фонд, в котором запечатлен передающийся по наследству (через структуру мозга) опыт предшествующих поколений. Входящие в этот фонд первичные образования - архетипы (общечеловеческие первообразы) лежат в основе символики творчества, различных ритуалов, сновидений и комплексов. В качестве метода анализа скрытых мотивов Юнг предложил тест на ассоциацию слов: неадекватная реакция (или задержка реакции) на слово-раздражитель указывает на наличие комплекса. Целью психического развития человека А. п. считает индивидуацию - особую интеграцию содержаний коллективного бессознательного, благодаря которой личность реализует себя как уникальное неделимое целое. Хотя А. п. отвергла ряд постулатов фрейдизма (в частности, под либидо понималась не сексуальная, а любая бессознательная психическая энергия), однако методологическим ориентациям этого направления присущи те же особенности, что и другим ответвлениям психоанализа, поскольку отрицается социально-историческая сущность побудительных сил человеческого поведения и преобладающая роль сознания в его регуляции. Предложенная Юнгом типология характеров, согласно которой имеются две главные категории людей - экстраверты (направленные на внешний мир) и интроверты (направленные на внутренний мир), получила независимо от А. п. развитие в конкретных психологических исследованиях личности.

    М.Г. Ярошевский

    Аналогия [греч. analogos - соответственный, соразмерный] - сходство между объектами в некотором отношении. Использование А. в познании является основой для выдвижения догадок, гипотез. Рассуждения по А. нередко приводили к научным открытиям. В основе рассуждений по А. лежат образование и актуализация ассоциаций. Возможен и целенаправленный поиск А. Задания на установление А. входят в содержание психодиагностических обследований. Затруднения в нахождении сходства между объектами по абстрактному признаку могут служить показателем недостаточного развития мышления или его нарушения.

    О.К. Тихомиров

    Анкета [фр. enquкte - список вопросов] - методическое средство для получения первичной социологической и социально-психологической информации, оформляемое в виде набора вопросов, логически связанных с центральной задачей исследования. Анкетные опросы проводятся в целях выяснения биографических данных, мнений, оценок, ценностных ориентаций, установок, диспозиций и т. п.

    В.И. Слободчиков

    Антиципация [лат. anticipatio - предвосхищение] - способность системы в той или иной форме предвидеть развитие событий, явлений, результатов действий. В психологии различают два смысловых аспекта понятия "А.": 1) способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления (В. Вундт), а также возможность его мышления представить способ решения проблемы до того, как она реально будет решена; 2) способность организма человека или животного подготовиться к реакции на какое-либо событие до его наступления. Это ожидание (или "опережающее отражение") обычно выражается в определенной позе или движении и обеспечивается механизмом акцептора результатов действия (П.К. Анохин). А. особенно значима в творческой, научно-исследовательской деятельности.

    Л.А. Карпенко

    Апперцепция [лат. ad - к, perceptio - восприятие] - зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей. Термин А. предложен немецким философом Г. Лейбницем, трактовавшим ее как отчетливое (осознанное) восприятие душой определенного содержания. По В. Вундту, А. - универсальный объяснительный принцип, "внутренняя духовная сила", обусловливающая ход психических процессов. В противовес этим представлениям об А. как о внутренней спонтанной активности сознания, современная научная психология трактует А. как результат жизненного опыта индивида, обеспечивающего выдвижение гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, его осмысленное восприятие. Различают устойчивую А. - зависимость восприятия от сложившихся особенностей личности (мировоззрения, убеждений, образованности и т. п.) и временную А., в которой сказываются ситуативно возникающие психические состояния (эмоции, экспектации, установки и т. п.).

    А.В. Петровский

    Аристотеля опыт (иллюзия Аристотеля) - иллюзия осязания, суть которой заключается в том, что, если между двумя скрещенными пальцами руки (указательным и средним или другими) поместить маленький круглый предмет (например, горошину), то возникает ощущение прикосновения не одного, а двух объектов. Иллюзия усиливается от легкого скольжения скрещенных пальцев по объекту. Известны упоминания об этом феномене в XVII - XIX вв. Со временем А. о. был описан и для других участков тела: губ, языка, ушей. А. о. объяснялся непривычностью, искусственностью, неестественностью положения пальцев. В современных исследованиях, рассматривающих модифицированный вариант А. о., осуществляется поиск точки перехода от нормального положения пальцев к скрещенному, т. е. границы, где адекватные тактильные ощущения сменяются иллюзорными. В настоящее время нет убедительных объяснений А. о. Не выяснено также, на каком уровне нервной системы (периферическом или центральном) возникает эта иллюзия.

    Н.Л. Морина, Т.С. Погорельцева

    Артефакт [лат. artefactum - искусственно сделанное] - факт, не характерный для естественного течения данного процесса и вызванный искусственно. В экспериментальной психологии под А. подразумеваются данные, порождаемые самой методикой или условиями изучения процесса и на деле ему не свойственные. В криминальной психологии А. называют искусственно вызываемые (например, с целью симуляции) процессы и состояния.

    А.А. Брудный

    Архетип [греч. archetypos - первообраз, дословно "древнейший образец"] - способ организации психики посредством форм, переходящих из поколения в поколение. А. - центральное понятие аналитической психологии.Согласно К. Юнгу, А. представляет собой структурные элементы человеческой психики, которые скрыты в коллективном бессознательном, общем для всего человечества. Они наследуются подобно тому, как наследуется строение тела. А. задает общую структуру личности и последовательность образов, всплывающих в сознании при пробуждении творческой активности, поэтому духовная жизнь несет на себе архетипический отпечаток.

    А.А. Брудный

    Ассоциативная психология (ассоцианизм) - общее название для целого ряда концепций и школ, которые считали ассоциацию главным (или даже единственным) механизмом функционирования сознания и психики, стремясь к строго детерминистскому способу объяснения психических феноменов. В развитии А. п. можно выделить следующие этапы. 1. Предпосылки возникновения А. п.: выделение ассоциации как объяснительного принципа для ограниченного круга психических явлений и процессов поведения (IV в. до н. п. - начало XVIII в.). Механизмом ассоциации объясняли процессы припоминания Платон и Аристотель. Впоследствии принцип ассоциации использовался для объяснения процессов овладения своими страстями (Р. Декарт), приобретения опыта (Т. Гоббс), некоторых особенностей "движения мысли" (Б. Спиноза), образования предрассудков и "ложных идей" (Дж. Локк), восприятия пространства (Дж. Беркли). У Д. Юма ассоциация становится объяснительным принципом всей познавательной сферы психики. В этот период возникает и сам термин "ассоциация" (Локк). 2. "Классический ассоцианизм" (середина XVIII - начало XIX в.). В этот период возникают законченные системы А. п., в которых ассоциация становится объяснительным принципом всей психики вообще (Д. Гартли, Т. Браун, Джеймс Милль). Назвав свою ассоциативную концепцию "ментальной механикой", Милль тем самым подчеркнул наиболее характерную черту ассоциативных теорий этого времени: стремление вывести все законы душевной жизни из механических по своей сути связей (ассоциаций) далее неделимых элементов (ощущений или представлений). 3. Середина XIX - начало ХХ в. Начало кризиса А. п. в теории и разработка отдельных идей А. п. в экспериментальных и практических исследованиях. В теории закрепляется положение о невозможности свести "законы духа" к механическим законам и выдвигается требование "обратного" введения в концепцию А. п. активности субъекта, Я ("ментальная химия" Джона Стюарта Милля, "творческие ассоциации" А. Бэна); предпринимаются попытки рассмотреть ассоциации в биологическом (эволюционном) аспекте (Г. Спенсер). В экспериментальных исследованиях и практике идеи А. п. использутся для объяснения законов памяти (Г. Эббингауз), в диагностике патологических изменений психики (Э. Крепелин, З. Блейлер), в исследованиях мотивации (З. Фрейд), в практике судебной экспертизы (ассоциативный эксперимент) и др. 4. 1920-е гг. Окончательное исчезновение А. п. как направления и ассимиляция его идей в различных отраслях психологической теории и практики. Общепризнанной становится мысль о том, что "ассоциация - это вообще не столько "механизм", сколько явление, конечно, фундаментальное, которое само требует объяснения и раскрытия его механизмов" (С.Л. Рубинштейн). Критический анализ различных идей А. п. содержался практически во всех основных психологических направлениях XX в.

    М.Г. Ярошевский

    Ассоциативный эксперимент - термин, утвердившийся в психологии для обозначения особого проективного метода исследования мотивации личности. Предложен в начале ХХ в. К.Г. Юнгом и практически одновременно с ним М. Вертгеймером и Д. Кляйном. Испытуемый должен отвечать на определенный набор слов-стимулов как можно быстрее любым пришедшим ему в голову словом. Регистрируются тип возникающих ассоциаций, частота однотипных ассоциаций, латентные периоды (время между словом-стимулом и ответом испытуемого), поведенческие и физиологические реакции и др. По характеру этих данных можно судить о скрытых влечениях и "аффективных комплексах" испытуемого, его установках и т. п. В 1920-е гг. А.Р. Лурия предложил для диагностики "скрытых следов аффекта" т.н. сопряженную моторную методику, которая представляла собой модифицированный вариант.

    Е.Е. Соколова

    Ассоциация [лат. associatio - соединение] - возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, представлениями, мыслями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечет за собой и появление другого. Явление А. было описано еще Платоном и Аристотелем, однако сам термин "А." предложил Дж. Локк в XVII в. В ассоциативной психологии были выделены типы А., различающиеся путями их образования: одни авторы (Д. Юм, Дж.Ст. Милль) выделяли А. по сходству (голубое-синее), по контрасту (черное-белое), по смежности в пространстве и во времени (случайный испуг ребенка в темной комнате вызывает затем страх темноты), причинно-следственные (Юм): яркая вспышка света - болевое ощущение; другие (Д. Гартли, Дж. Милль) сводили все А. к ассоциациям по смежности в пространстве и времени, поскольку отрицали активность субъекта в процессе образования А. Кроме данных первичных законов образования А. были выделены "вторичные" законы (Т. Браун), т. е. факторы, способствующие возникновению конкретной А. из множества возможных в данный момент: сила впечатлений, объединяющихся в А., их новизна, способности или/и патологические особенности индивида и т. п. Впоследствии А. Бэн выделяет т.н. творческие А., образование которых объясняется "спонтанной активностью ума", а не сочетанием полученных в опыте представлений, что противоречит исходным принципам ассоциативной психологии. Можно выделить также две противоположные точки зрения на "механизмы" А.: одни авторы считали А. только "тенью" мозговых процессов, сочетающихся по определенным физиологическим законам (Т. Гоббс, Гартли, Милль, Бэн), другие приписывали возникновение А. исключительно законам сознания самого по себе (Дж. Милль). Некоторые ассоцианисты (Т. Браун) занимали промежуточную позицию. Впоследствии физиологические механизмы А. исследовались в школе И.П. Павлова, который объяснял А. по смежности во времени и пространстве образованием условных рефлексов, А. по сходству - их генерализацией. Павлов использовал также понятие "подкрепление" для объяснения избирательного образования А. Различались также точки зрения психологов на роль А. в психической жизни: одни считали А. единственным типом психических связей, другие выделяли наряду с А. еще другие типы связей ("разумные" у Локка, апперцептивные у В. Вундта и др.). Понятие А. до сих пор широко используется в психологической литературе, хотя ему больше не придается столь широкий объяснительный смысл.

    Е.Е. Соколова

    Аффект [лат. affectus - душевное волнение, страсть] - сильная, взрывного характера, относительно кратковременная эмоциональная реакция, сопровождаемая резко выраженными изменениями как в физиологическом состоянии организма, так и в поведении индивида, и развивающаяся в критических условиях при неспособности субъекта найти адекватный выход из опасных, чаще всего неожиданно сложившихся ситуаций. Обладая свойствами доминанты, А. тормозит не связанные с ним психические процессы и навязывает тот или иной стереотипный способ "аварийного" разрешения ситуации (оцепенение, бегство, агрессию), сложившийся в процессе биологической эволюции и поэтому оправдывающий себя лишь в типичных биологических условиях. Другая важная регулирующая функция А. состоит в образовании специфического опыта - аффективных комплексов (следов), эмоционально запечатляющих отдельные элементы породившей А. ситуации и в будущем предупреждающих о возможном ее повторении. У человека А. могут возникать при фрустрации как его биологических потребностей (например, при угрозе жизни), так и социальных ценностей (при оскорблении, столкновении с несправедливостью). Иногда А. возникает вследствие многократного повторения травмирующих событий, создающего у человека впечатление безысходности в отношении не конкретной ситуации, а всей жизни; в таких случаях происходит т.н. аккумуляция А., вследствие которой он может возникать и приводить к неуправляемому поведению при одном из многих столкновений с несправедливостью, т. е. в ситуации, не отличающейся исключительностью. Для состояния А. характерно сужение сознания, при котором внимание субъекта целиком поглощается породившими А. обстоятельствами и навязанными ими действиями. Нарушения сознания могут привести к неспособности впоследствии вспомнить отдельные эпизоды своего поведения и развития событий, к заметному притуплению чувствительности к боли, а в случае исключительно сильного А. - завершиться потерей сознания и полной амнезией. Поскольку А. предельно ограничивает возможность произвольной регуляции поведения, рекомендации по его преодолению, применяемые в педагогической и психотерапевтической практике, подчеркивают важность избегания порождающих А. ситуаций, представления нежелательных последствий, выполнения отвлекающих действий и т. п. Устойчивость к вовлечению в состояние А. зависит как от природной конституции человека, так и от уровня развития личности, ее моральной мотивации. Диагностика А. является типичной задачей в практике судебно-психологической экспертизы; при ее решении помимо физиологического состояния организма и расстройств сознания в качестве показателей служат также характер действий человека в состоянии А. (импульсивность, стереотипность, отсутствие приготовлений) и степень их расхождения с обычным его поведением.


    См. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1990.
    Автоматизм - действие, реализуемое без непосредственного участия сознания.
    Авторитарность - социально-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению.
    Алгоритм - предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение которых позволяет решать задачи определенного класса.
    Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей.
    Атрибуция - приписывание социальным объектам (человеку, группе, социальной общности) характеристик, не представленных в поле восприятия.
    Атрибуция каузальная - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.
    Аттракция - понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.
    Аутизм - крайняя форма психологического отчуждения, выражающаяся в уходе индивида от контактов с окружающей действительностью и погружении в мир собственных переживаний.
    Аффект - сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств.
    Вербальный (словесный) - термин, применяемый в психологии для обозначения форм знакового материала, а также процессов оперирования с этим материалом.
    Влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.
    Внушаемость - степень восприимчивости к внушению, определяемая субъективной готовностью подвергнуться и подчиниться внушающему воздействию.
    Внушение - процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушающего содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта.
    Диспозиция - готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.
    Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, составляющие природную основу развития способностей.
    Заражение - процесс передачи эмоционального состояния от одного индивида к другому на психофизиологическом уровне контакта помимо собственно смыслового воздействия или дополнительно к нему.
    Защита психологическая - специальная регулятивная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.
    Идентификация - 1) опознание чего-либо, кого-либо; 2) уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо.
    Инновация - создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.
    Интеллект - относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
    Интенция - направленность сознания, мышления на какой-либо предмет.
    Интуиция - знание, возникающее без осознания путей и условий его получения.
    Иррадиация - способность нервного процесса распространяться из места своего возникновения на другие нервные элементы.
    Коммуникация - смысловой аспект социального взаимодействия.
    Конформность - податливость человека реальному или воображаемому давлению группы, проявляющаяся в изменении его поведения и установок в соответствии с первоначально не разделявшейся им позицией большинства.
    Лидер - член группы, за которым она признает право принимать ответственные решения в значимых для нее ситуациях, т. е. наиболее авторитетная личность, реально играющая центральную роль в организации совместной деятельности и регулировании взаимоотношений в группе.
    Локус контроля - качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам (экстернальный), либо собственным способностям и усилиям (интернальный).
    Мозговая атака (брейнсторминг) - методика стимулирования творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возникновению новаторских идей препятствуют контрольные механизмы сознания, которые сковывают поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решения.
    Намерение - сознательное стремление завершать действие в соответствии с намеченной программой, направленной на достижение предполагаемого результата.
    Невротизм - состояние, характеризующееся эмоциональной неустойчивостью, тревогой, низким самоуважением, вегетативными расстройствами.
    Негативизм - немотивированное поведение субъекта, проявляющееся в действиях, намеренно противоположных требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.
    Онтогенез - процесс развития индивидуального организма.
    Проблема - осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной ситуации, средствами наличного знания и опыта.
    Психоанализ - 1)совокупность способов выявления в психотерапевтических целях особенностей переживаний и действий человека, обусловленных неосознаваемыми мотивами; 2) направление в психологии, созданное 3) Фрейдом и его последователями.
    Психогении - расстройства психики, возникающие под влиянием психических травм.
    Психоз - глубокое расстройство психики, проявляющееся в нарушении отражения реального мира, возможности его познания, изменении поведения и отношения к окружающему.
    Психопатии - патология характера, при которой у субъекта наблюдается практически необратимая выраженность свойств, препятствующих его адекватной адаптации в социальной среде.
    Рейтинг - термин, обозначающий субъективную оценку какого-либо явления по заданной шкале.
    Релаксация - состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта вследствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
    Референтность - отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц.
    Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний.
    Ригидность - затрудненность в изменении намеченной субъектом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.
    Самоактуализация - стремление человека к возможно более полному выявлению к развитию своих личностных возможностей.
    Сензитивность - характерологическая особенность человека, проявляющаяся в повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т.п.
    Синдром - определенное сочетание признаков (симптомов) какого-либо явления, объединенных единым механизмом возникновения.
    Синестезия - явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает не только ощущение, специфичное для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств.
    Социализация - процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности.
    Стеничность - характеристика высокой работоспособности индивида, устойчивости к различным помехам, способности к длительной непрерывной деятельности, даже при лишении сна в течение нескольких суток. Противоположностью стеничности является астения.
    Толерантность - отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию.
    Харизма - наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности.
    Эгоцентризм - неспособность индивида, сосредоточиваясь на собственных интересах, изменить исходную познавательную позицию к некоторому объекту, мнению или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации.
    Эйфория - повышенное радостное, веселое настроение, состояние благодушия и беспечности, не соответствующее объективным обстоятельствам.
    Экспектации - система ожиданий, требований относительно норм исполнения индивидом социальных ролей.
    Экспрессия - выразительность; сила проявления чувств, переживаний.
    Экстраверсия - интроверсия - характеристика индивидуально-психологических различий человека, крайние полюсы которой соответствуют преимущественной направленности личности либо на мир внешних объектов, либо на явления его собственного субъективного мира.
    Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновение -вчувствование в переживания другого человека.
    Эрратическая система - сложная целеустремленная система, включающая человека (группу людей), техническое устройство (средств деятельности), объект деятельности и среду, в которой находится человек.
    Эргономика - общее название группы наук, занимающихся комплексным изучением человека в производственной деятельности и оптимизацией средств и условий труда.
    Этнические стереотипы - относительно устойчивые представления о моральных, умственных, физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей.
    Эффект края - явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.
    Эффект незавершенного действия (эффект Зей-гарник) - явление, характеризующее влияние на процессы памяти перерывов в деятельности.
    Эффект ореола - распространение в условиях дефицита информации о человеке общего оценочного впечатления о нем на восприятие его поступков и личностных качеств.

    — известный отечественный психолог Артур Владимирович Петровский родился 14 мая 1924 г. в Севастополе. Судьба его сложна и интересна. Когда началась Великая Отечественная война, он добровольцем ушел на фронт. После демобилизации Петровский, проработав некоторое время на военном заводе, поступил в ремесленное училище. Следующим этапом его образования была школа рабочей молодежи, где молодой Петровский увлекся филологией и по окончании школы поступил на филологический факультет Московского городского пединститута им В.П. Потемкина, а затем - в аспирантуру. Тема его кандидатской диссертации сочетала в себе аспекты двух наук: филологии и психологии, которой Петровский к тому времени увлекся, и в 1950 г. состоялась защита его первого научного труда Психологические воззрения А.Н. Радищева.

    В дальнейшем Петровским ведутся серьезные исследования в области теории психологии, он работает на кафедрах психологии Волгоградского пединститута, Московского городского пединститута, МГПИ им. В.И. Ленина. Итогом его деятельности становится изданная в 1961 г. книга Беседы о психологии. Параллельно Петровский занимается изучением истории психологии; эта тема в течение всей жизни будет интересовать его, поэтому неслучайно его докторская диссертация, защищенная в 1965 г., носила название Пути формирования основ советской психологии. Исследуя историю развития психологической мысли в России, Петровский впервые ставит вопрос о необходимости объективной научной оценки педологии, столь популярной в начале нашего века, а также психотехники, рефлексологии, реактологии и трудов В.М. Бехтерева, В.А. Вагнера, П.П. Блонского и др.

    В 1966 г. происходит значительное событие в карьере Петровского: он получает звание профессора и становится заведующим кафедрой психологии МГПИ. В 1967 г. выходит книга Петровского История советской психологии. В 1968 г. он становится членом-корреспондентом АЛН СССР, затем - академиком-секретарем отделения психологии и возрастной физиологии и с 1971 г. - действительным членом АПН СССР. Параллельно он работает в редколлегиях журналов Вопросы психологии и Вестник МГУ. В 1972 г. Петровский уходит из МГПИ и становится руководителем лаборатории психологии личности НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР. Эта лаборатория будет работать под его руководством с 1972 по 1993 г. Проводя анализ трудов лаборатории, можно выявить два основных научных течения. Первое - это уже известное нам историко-психологическое направление, корни которого уходят в 60-е гг. XX в. Исследования в этой области продолжаются Петровским и его последователями по настоящее время. За этот период были изданы следующие книги А.В. Петровского: Вопросы истории и теории психологии (1984), История психологии (1994, в соавторстве с М.Г. Ярошевским), Вопросы истории и теории психологии (1984), История и теория психологии (1996, в соавторстве с И.Г. Ярошевским), Основы теоретической психологии (1997, в соавторстве с И.Г. Ярошевским). В течение этого времени было защищено свыше 20 кандидатских и докторских диссертаций, посвященных развитию этих идей.

    Второе направление связано с проблемами личности и межличностных отношений в группах разного типа и относится к области социальной психологии. Теория деятельностного опосредствования межличностных отношений, разработанная А.В. Петровским, точнее ее стратометрическая концепция легла в основу этого направления. Эта концепция позволяет дифференцировать группы по уровню развития и исследовать структуру внутригрупповых связей. Петровским были изучены связи между членами различных групп и показана неправомерность распространения зависимостей, выявленных в группах одного уровня развития, на другие группы. Сформулированная Петровским трехфазная концепция развития личности выявила закономерность смены этапов адаптации, индивидуализации и интеграции при вхождении в новую группу или при изменении статуса в прежней. На этой основе Петровский предложил возрастную периодизацию, суть которой заключается в том, что для каждой развивающейся индивидуальности путь к социальной зрелости проходит макрофазы детства (преимущественно адаптация личности), отрочества (преимущественно индивидуализация) и юности, ведущей к интеграции личности в обществе.

    Концепцию ведущей деятельности Петровский с этих позиций подверг критической переоценке. В общей теории межличностных отношений Петровский, исследуя факторы, определяющие для субъекта значимость другого человека, предложил трехфакторную модель значимого другого. В качестве базиса для этой модели Петровский рассматривает властные полномочия, аттракцию (привлекательность) и референтность (авторитетность). Сложные соотношения и количественные изменения этих факторов образуют отраженную субъектность значимого другого. В начале 1980-х Петровский разрабатывает концепцию персонализации, которая составляет теоретическую основу исследований лаборатории в области проблем развивающейся личности. На базе вышеизложенных концепций были созданы следующие труды: коллективная монография - Психологическая теория коллектива (1979) и книги Петровского Личность, деятельность, коллектив (1982), Популярные беседы о психологии (1981), Психология развивающейся личности (1987) и ряд других. Основные данные, полученные в исследованиях, вошли в содержание учебников и учебных пособий, выходивших под редакцией Петровского: Общая психология (1970), Возрастная и педагогическая психология (1973), Социальная психология коллектива (1978), Социальная психология (1987), Введение в психологию (1995).

    В 1976 г. Петровский получает звание вице-президента АПН СССР, а с 1978 по 1985 г. этот удивительно работоспособный человек, не прекращая управление лабораторией, становится также руководителем кафедры педагогики, психологии и методики преподавания в высшей школе на факультете повышения квалификации МГУ. Но все же главным его увлечением была лаборатория психологии личности, он отдавал ей большую часть своего времени и сил. Петровский создает ее, как художник пишет картину, тщательно отбирая сотрудников. В начале 1990-х гг. лаборатория подвергается существенному сокращению и в 1993 г. преобразуется в группу психологии личности, которая в январе 1999 г. снова получает статус лаборатории, но, изменив профиль научных исследований, называется теперь лабораторией теории и истории психологии. Акцент смещается на разработку основ теоретической психологии, и прежде всего категориально-понятийной системы психологического знания: ведь еще в 1996 г. Петровский начал разрабатывать особую область психологии - теоретическую психологию. Предметом этой науки стала рефлексия психологии, обнаруживающая в ее категориальной системе ключевые проблемы основных принципов исследования. С целью разрешения этих проблем Петровский предложил многоуровневую категориальную систему. С помощью такой системы можно полнее охарактеризовать психику человека на протопсихологическом, базисном, метапсихологическом и экстрапсихологическом уровнях, а также показать межуровневые и внутриуровневые связи. Таким образом, Петровскому фактически удалось построить систему психологических теорий, каждая из которых базируется на одной из категорий, входящих в общую категориальную систему.

    В конце 1990-х гг. Петровский и его ученики разрабатывают также особую область историко- психологического исследования - политическую историю психологии. Предметом изучения здесь является развитие психологической науки в зависимости от политической конъюнктуры, которая складывалась в тоталитарных государствах. Самостоятельным направлением в работе лаборатории теории и истории психологии стали исследования Л.А. Карпенко, посвященные проблемам анализа понятий многочисленных направлений психологии и междисциплинарным взаимосвязям. Одновременно с исследовательским трудом сотрудники лаборатории работают над словарно-справочными изданиями по психологии, которые выпускаются с 1983 г. За этот период изданы под общей редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского при составительстве Л.А. Карпенко следующие справочные издания: Краткий психологический словарь (1985); Психология. Словарь (1990). Ведется работа над созданием Психологической энциклопедии и серии справочных изданий Лексикон, представляющих собой серию из восьми словарей, составленных по тематическому принципу. На протяжении почти 30 лет исследований, проводящихся сотрудниками лаборатории под руководством А.В. Петровского, состоялись защиты 63 докторских и кандидатских диссертаций. Петровский явился редактором и соавтором ряда учебников по общей, социальной, возрастной, педагогической и теоретической психологии. Совместно с М.Г. Ярошевским этот ученый разработал многоуровневую систему психологической подготовки в вузах, за что в 1997 г. был награжден премией Правительства РФ в области образования. Он был консультантом таких известных фильмов, как Семь шагов за горизонт, Я и другие, Чучело. За время своей научной деятельности он опубликовал свыше 1500 статей, учебников, учебных пособий, монографий, справочных изданий, многие из которых были переведены на иностранные языки, и все это плоды деятельности великого российского ученого Артура Владимировича Петровского.

    НОВОЕ СПРАВОЧНОЕ ИЗДАНИЕ ПО ПСИХОЛОГИИ

    Н.Н. ПОДДЬЯКОВ

    Москва

    Краткий психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.

    В настоящее время в нашей стране ежегодно выходит в свет сотня книг, посвященных психологической проблематике, издаются три психологических журнала, ведется подготовка психологов на факультетах университетов и в других высших учебных заведениях, прошло шесть представительных всесоюзных психологических съездов, советские психологи принимают активное участие в деятельности международных научных организаций и играют заметную роль на международных психологических конгрессах и т.д. Все это порождает потребность в осмыслении и обобщении накопленных психологических знаний, оценке развивающихся научных концепций, критическом рассмотрении теоретических направлений и школ, сложившихся в западной немарксистски ориентированной психологии. Удовлетворению этой потребности во многом отвечают вышедшие за последние годы монографии ведущих советских психологов, посвященные историческим, методологическим и теоретическим проблемам психологической науки. Естественным и необходимым дополнением к этой важной для развития и дальнейшего оформления советской психологической науки является издание психологических словарей. В 1985 г. к уже вышедшим ранее справочным изданиям (Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических знаний. - М., 1981; Психологичний словн i к. - Ки i в, 1982; Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова и др. - М., 1983 и др.) присоединился «Краткий психологический словарь».

    В этом словаре получили отражение основные понятия современной психологической науки, дана характеристика ведущих отраслей психологии, теоретических направлений и концепций, представлена в кратком изложении история психологии, освещены методы психологического исследования. Само название «Краткий психологический словарь», как надо полагать, определило характер отбора материала. Более полно в нем представлены термины, относящиеся к социальной психологии. Кроме того, редакторы и составитель отказались от характерного для выходивших в прошлом словарных изданий стремления включить в текст по возможности все термины, более или менее часто встречающиеся в психологической литературе. В самом деле, находясь на стыке многих общественных и естественных наук, психология нередко использует в своем обиходе лексику, принятую в философии, медицине, педагогике, праве, социологии, этике и т.д. Однако надо учитывать, что эти смежные отрасли знания имеют свои словарно-энциклопедические издания, к которым читатель любой психологической монографии или статьи может легко обратиться. Нам кажется, что в рецензируемом словаре достаточно полно представлен тезаурус именно психологии как науки.

    Бесспорным достоинством словаря является четкость его методологических и теоретических позиций и вытекающая отсюда продуманная и убедительная трактовка категорий, понятий и методов психологии, обоснованная критика немарксистских психологических концепций и принятого ими понятийного аппарата, показ советской психологической науки как по своему существу идейно противостоящей психологическим направлениям и школам, господствующим в капиталистических странах. Критика немарксистской психологии в словаре не носит характера пустого отрицания - в ряде статей, в особенности относящихся к социальной психологии и психологии личности, доказательно выявляется, что личностные особенности людей, живущих, действующих и общающихся в буржуазном обществе, необоснованно рассматриваются как якобы общечеловеческие.

    Положительной оценки заслуживает то, как в словаре представлены достижения советской психологической науки, в особенности в области психофизиологии, нейропсихологии, общей и возрастной психологии, социальной психологии и др. Важно отметить, что при составлении словаря было уделено внимание фактически всем важнейшим концепциям, разработанным ведущими советскими психологами (Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Б.Г. Ананьевым, А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищевым, Д.Н. Узнадзе и др.), отражен использованный ими понятийный аппарат. Разумеется, редакторам, авторам и составителю

    словаря приходилось считаться с тем, что по отношению к некоторым психологическим феноменам и их интерпретации в отдельных случаях имеет место несовпадение позиций у разных ученых, высказываются различные, порою противоположные мнения. По-видимому, следует принять и одобрить стремление создателей словаря не затушевать, а отразить в статьях эти несовпадающие взгляды, дать, к примеру, не одну (невольно приобретающую таким образом канонический характер), а две и даже три дефиниции. Однако при чтении словаря у нас сложилось впечатление, что в нем в наибольшей степени отражается именно общее, что присуще принципиальным научным основам современной советской психологии - опора на марксистскую методологию. Принцип системности психологического исследования и деятельностный подход сквозной линией проходят через все статьи словаря, объединяя их в единое целое.

    Надо положительно отнестись и к организации материала в словаре, легко прослеживаемым межпредметным связям статей: переходя при использовании системы отсылок от одной статьи к другой, можно составить достаточно полное впечатление о круге проблем, интересующих читателя. Этому же во многом способствует хорошо организованный «Тематический указатель статей». Дефиниции, как правило, отличаются четкостью, в статьях при всей их лаконичности отобран содержательный материал, соответствующий современным научным психологическим представлениям. Словарь не лишен определенных недостатков. Некоторые статьи неправомерно, на наш взгляд, коротки и неконкретны. Так, очевидно, надо было не только развернуть статью «Служба психологическая», но и включить в словарь ряд «дочерних» статей, освещающих психологическую службу в школе, органах охраны правопорядка, на производстве и т.д. Не всегда выдерживаются пропорции по полноте изложения того или иного раздела словаря (к примеру, инженерная психология представлена в словаре всего 16 статьями). Можно отметить неоправданные пропуски отдельных терминов (правда, их немного), без которых, как нам кажется, просто нельзя было обойтись (например, нет статьи «Поступок»). Недостаточно содержательна статья «Возрастная психология». Вообще складывается впечатление, что создатели словаря были скованы ограничивающим словом «краткий» в большей мере, чем это было бы желательно и полезно.

    Издание «Краткого психологического словаря» весьма заметное явление в жизни советской психологической науки.



    Похожие статьи
     
    Категории