Анна павлова-удивительная балерина - история в фотографиях. Анна Павловна Павлова

24.04.2019

Анна Павлова – великая балерина, символ эпохи, творческая личность, без которой русский балет никогда не обрел бы многочисленных поклонников по всему миру. Эта хрупкая женщина пожертвовала всем во имя любви к искусству, а ее занятие благотворительной деятельностью спасло немало человеческих жизней.

В ее честь голландцы вывели прекрасный сорт ослепительно белых тюльпанов, а австралийцы создали восхитительный десерт под названием «Анна Павлова»; Павлова стала музой известного скульптора, вдохновительницей многих поколений танцоров. Она умела впитывать культуру других стран и воплощать ее через свой танец, не отступая от канонов классического балета. Балерины с таким широким диапазоном являются настоящим сокровищем мирового танцевального искусства.

Детство великой примы

Несмотря на известность, Анна Павлова не любила рассказывать о себе, считая, что ее личная жизнь должна оставаться тайной для окружающих. Балерина старалась не давать интервью, жила достаточно закрыто, считая смыслом своей жизни только балет. Самую известную книгу о ней напишет неофициальный муж Виктор Дандре – «Анна Павлова. Биография», где раскроет благородство души и самопожертвование великой примы русского балета.

Точная дата рождения Анны Павловой неизвестна – согласно церковной книге записей, это было 12 февраля 1881 года, а метрики о рождении содержат дату 31 января того же года. С отчеством балерины также нет определенности: по одним данным, она была Лазаревна, по другим – Матвеевна. Матерью Анны Павловой была Любовь Федоровна Павлова, женщина невероятно красивая, умная, служившая прачкой у богатого банкира Лазаря Полякова.

Плодом незаконной страсти стала маленькая Аня, однако во избежание позора официально признать ее банкир не мог, а потому разрешил дать дочери только свое отчество. Поэтому отцом балерины по документам стал супруг Любови Федоровны – простой солдат Матвей Павлович.

Анечка родилась слабой, недоношенной девочкой, часто болела, а потому была невероятно бледной и худенькой. В своих воспоминаниях о детстве Анна Павлова говорит, что жили они с матерью крайне бедно, однако та всегда находила способ обрадовать любимую дочурку. Однажды, когда балерине исполнилось восемь лет, они с мамой отправились в Мариинский театр на чудесный спектакль «Спящая красавица». Происходившее на сцене действо так очаровало Павлову, что та решила непременно стать танцовщицей, связать свою жизнь с балетом навсегда.

Когда мама привела юную Анну в балетную школу, директор решительно заявил о том, что примет девочку только тогда, когда ей исполнится десять лет. По воспоминаниям балерины, это время ожидания стало для нее настоящим испытанием: мечта быть на сцене и танцевать, как волшебная фея, ни на минуту не оставляла ее.

Вскоре Анна Павлова была зачислена в Императорскую школу балета, где провела девять лет, без устали занимаясь на пределе сил по девять часов в сутки. Тяжелый режим, больше похожий на монастырский, не только не сломил волю великой балерины, но помог ей окончательно определиться с будущей профессией.

Слабое здоровье балерины давало о себе знать не лучшим образом, однако бойцовский характер не позволял Анне сдаться и отказаться от танцев. В 1898 году состоялся выпускной концерт, на котором балерина вдохновенно танцевала в балете «Мнимые дриады» партию дочери дворецкого.

Экзаменаторы были очарованы необычностью, точностью ее движений, умением в рамках классического подхода выразить свою индивидуальность. Овладев классической техникой балетного танца, Павлова по окончании училища получила диплом с титулом лучшей танцовщицы, а затем была зачислена штатной балериной в Мариинский театр.

Творческий путь примы

Дебют на большой сцене состоялся в балете «Тщетная предосторожность», где Павлова танцевала вместе с двумя другими балеринами. Анна Павлова была чудесно сложена: длинные руки и ноги, высокий подъем, невероятная хрупкость балерины очаровывали, восхищали поклонников, а ее мастерские па на сцене заставляли замирать даже самых требовательных ценителей балета.

Балет стал смыслом ее жизни, однако чтобы танцевать первые партии, ей нужно было овладеть техникой «стального носка». Занимаясь частным образом с известными хореографами Э. Чекетти и К. Беретта, Павлова значительно повышает свое мастерство, что позволяет ей обойти знаменитых итальянских балерин и получить первые роли в спектаклях Петипа.

Не имевшей протекции Анне Павловой приходилось добиваться всего самой, пробивать путь на сцену собственным упорством и мастерством. И вот в 1900 году ей доверяют исполнить партию Флоры в «Пробуждении Флоры», где ее партнером становится известный хореограф Фокин. Балет имел оглушительный успех, и предложения исполнить ведущие женские роли следовали одно за другим:

  • Павлова станцевала партию Никии («Баядерка») таким образом, что судьба героини обрела особую трагичность и смысл.
  • Жизель Анны была так хороша, что публика аплодировала стоя.
  • Пахита, исполненная Павловой, сделала этот балет мировым достоянием.
  • Китри стала одной из самых удачных танцевальных партий для балерины, благодаря этой роли Павлову назвали первой балериной Мариинского театра.

В 1908 году начинается гастрольная деятельность балерины, вспоминая о которой она отмечала, что публика принимала их труппу чрезвычайно благосклонно, осыпала овациями и цветами. Анна Павлова исполнила главную роль в балете «Лебединое озеро», произведя небывалый фурор, а затем в Париже балерина присоединилась к труппе Дягилева и танцевала балет «Сильфида».

Однако надолго в «Русских сезонах» Павлова не задержалась, душа балерины требовала творческой свободы, и около 1910 года прима основала свою труппу. Начался новый этап в жизни балерины и сотрудничество с Фокиным, поставившим для нее спектакль «Дочери горного короля».

Психологическая наполненность и завершенность ролей, исполненных Павловой, давала спектаклям новую жизнь, как это произошло, например, с танцем умирающего лебедя. С гастролями великая балерина Анна Павлова объездила весь мир, побывав даже во многих городах Америки, где публика принимала ее с восхищением и осыпала дорогими подарками.

Финансовые разногласия с руководством Мариинки привели к разрыву контракта с балериной, однако в 1914 году после длительных уговоров Павлова возвращается в Россию и радует публику своими выступлениями. После отъезда за границу Павлова уже никогда не вернется домой, однако после революции прима не осталась безучастной к бедам родины: она отправляла благотворительные посылки, жертвовала значительные суммы на помощь нуждающимся, финансово помогала балетному училищу в Петербурге.

Последние годы примы

Личная жизнь Анны Павловой была насыщенной, однако мужчины никогда не были смыслом ее жизни. Доподлинно известно о четырех ее романах, однако официально Павлова никогда не была замужем и не имела детей.

Избранником Павловой стал некий Виктор Дандре, горный инженер, занимавший в обществе положение гораздо выше, чем у нее, а потому не помышлявший о женитьбе на простой мещанке. Когда власти обвинили его в растрате огромной суммы и посадили под арест, Павлова, узнав об этом, направила гонорар за спектакль на спасение любовника.

Дандре выехал тайно за границу без паспорта и жил долгое время в поместье Анны Павловой в Англии. В дальнейшем он стал импресарио балерины и добился немалых успехов на этом поприще, организовав выступления ее труппы в Америке и Европе. Для Дандре личная жизнь его спасительницы не была тайной, он знал о ее романах с танцовщиками, однако безропотно сносил многочисленные измены.

В 1931 году великая балерина прибыла с гастролями в Нидерланды, однако в поезде Павлова простудилась, к тому же в пути на нее упал кофр и сильно ударил по ребрам. Павлова никому не рассказала о травме, однако, прибыв в отель, чувствовала себя разбитой и потеряла сознание.

К ней сейчас же прислала своего личного врача королева Вильгемина, и тот поставил неутешительный диагноз – плеврит. Другой доктор, прибывший из Парижа, застал ее без сознания и пытался спасти, сделав дренаж легких, но 21 января 1931 года балерина погибает, не дожив до своего пятидесятилетия всего пару дней. Автор: Наталья Иванова

Анна Павловна Павлова (Матвеевна) (1881-1931), русская балерина. С 1899 в Мариинском театре, в 1909 участвовала в Русских сезонах (Париж), с 1910 гастролировала с собственной труппой во многих странах мира (1913-1914 в России). Утверждала за рубежом традиции русской танцевальной школы. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде «Умирающий лебедь» на музыку К. Сен-Санса.

Анна Павловна Павлова (по другим источникам, Матвеевна) , русская балерина, с которой начался классический балет 20 века; педагог, постановщик, продюсер. Знак зодиака - Водолей.

Истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству.
Подобно монахине, она не вправе вести жизнь,
желанную для большинства женщин.

Павлова Анна Павловна

Первые шаги в балете

Анна Павлова родилась в семье солдата и прачки (по другим источникам, внебрачная дочь еврейского банкира). В пятилетнем возрасте Павлова увидела в Мариинском театре балет «Спящая красавица», который и решил ее судьбу. В 1891 поступила на балетное отделение Петербургского театрального училища, где занималась у Е. О. Вазем, П. А. Гердта. В 1899, по окончании училища, была принята в труппу кордебалета Императорского балета Мариинского театра.

Высокая, стройная, с удлиненными по форме руками и ногами с высоким подъемом, в юности Анна Павлова не владела виртуозной техникой, не обладала «стальным носком». Чтобы исполнять партии, созданные М. И. Петипа для итальянских виртуозок, Павлова занималась частным образом с Э. Чекетти в Петербурге и с К. Беретта в Милане. В 1906 стала балериной, хотя и до того исполняла балеринские партии - Никию в «Баядерке» (1902), Жизель (1903), Пахиту и Медору в «Корсаре» (1904), Китри в «Дон Кихоте» (1905). В то же время воздушная, «сильфидная» Павлова благодаря природному темпераменту с огромным успехом танцевала испанские и демихарактерные партии классического репертуара (уличная танцовщица в «Дон Кихоте», панадерос в «Раймонде»).

Красота не терпит дилетантства.

Павлова Анна Павловна

Содружество с Фокиным

Индивидуальность балерины, стиль ее танца, парящий прыжок натолкнули ее партнера, будущего знаменитого хореографа Михаила Михайловича Фокина на создание «Шопенианы» на музыку Фридерика Шопена (1907). Это - стилизации в духе изящной ожившей гравюры эпохи романтизма. В этом балете она танцевала мазурку и Седьмой вальс с Вацлавом Нижинским (Юноша). Летящий арабеск Павловой художник Валентин Александрович Серов увековечил на афише к первым «Русским сезонам » в Париже (1909).

Анна Павлова была не только прекрасной актрисой психологического театра, предложившей новое прочтение классических партий балетов 19 в., но и неоромантической балериной, тонко чувствующей стилистические особенности каждой постановки. Для нее Фокин сочинил знаменитого «Умирающего лебедя» на музыку К. Сен-Санса. Она танцевала в его «Павильоне Армиды» Н. Н. Черепнина, в «Египетских ночах» (оба 1907). Не помышляя о новаторстве и низвержении эстетики прошлого, одним своим обликом, манерой танца она реформировала балет, изменила отношение к нему во всем мире.

Когда ребенком я бродила среди сосен, я думала, что успех - это счастье.Я ошибалась.Счастье - это мотылек, который чарует на миг и улетеет.

Павлова Анна Павловна

Эгоцентричная, очень трудоспособная, несмотря на внешнюю ранимость, предприимчивая - после триумфов в Париже в 1910 Анна Павлова во главе собственной труппы отправилась в кругосветное балетное турне, выступая в самых отдаленных уголках мира с такими великолепными партнерами-москвичами, как М. М. Мордкин (с которым Павлова находилась в интимных отношениях несколько лет) и Л. Л. Новиков. Продюсером и администратором труппы стал ее муж В. Дандре (в течение некоторого времени они скрывали свои матримониальные отношения). В труппе танцевали не только русские исполнители.

В последние годы

В 1912 Анна Павлова, осев в Англии, купила дом «Айви-Хауз» (в Хэмпстеде, в одном из районов Лондона), где проводила короткий отпуск. Она обожала зверей, птиц, цветы, которых всегда было много в ее доме. В своей студии балерина начала обучать английских детей балетному искусству, в дальнейшем они вошли в состав ее труппы (своих детей у нее не было). Тоскуя по большим классическим спектаклям императорской сцены, во время бесконечных гастролей она была вынуждена танцевать миниатюры или небольшие балеты, которые для нее сочинял или возобновлял балетмейстер Н. И. Хлюстин («Коппелия», «Тщетная предосторожность», «Фрески Аджанты», «Фея кукол», «Гавот», русский танец и др.), Павлова поставила для себя ряд импрессионистических бесхитростных номеров, которые производили огромное впечатление только в ее проникновенном и элегантном исполнении («Калифорнийский мак», «Хризантема», «Осенние листья», «Японская бабочка», «Умирающая роза» и др.). Многие миниатюры Анны Павловой были созданы под воздействием танцев народов мира, которыми она интересовалась во время многочисленных путешествий. Эта хрупкая на вид женщина была неутомима. Она снималась в кино, в частности, сыграла Фенеллу в немом фильме «Немая из Портиччи» (1930). Раритетной является кинозапись, запечатлевшая Павлову в «Умирающем лебеде». Это был самый любимый ее номер. «Приготовьте мой костюм Лебедя» - сказала она перед смертью, пытаясь перекреститься, словно перед выходом на сцену. Символично, что она ушла из жизни в 50 лет мировой знаменитостью на исходе карьеры. Жизнь без танца была ей не нужна.

Артист должен знать все о любви и научиться жить без нее.

Павлова Анна Павловна

Анна Павлова уникальна. Она не имела громких званий, не оставила ни последователей, ни школы. После ее смерти была распущена ее труппа, распродано имущество. Осталась только легенда о великой русской балерине Анне Павловой, именем которой названы призы и международные премии. Ей посвящены художественные и документальные фильмы («Анна Павлова», 1983 и 1985). Французский балетмейстер Р. Пети поставил балет «Моя Павлова» на сборную музыку. Номера ее репертуара танцуют ведущие балерины мира. А павловский «Умирающий лебедь» увековечен в исполнении Галины Улановой, Ивет Шовире, Майи Плисецкой. В. А. Майниеце, энциклопедия Кирилл и Мефодий

Анна Павлова - "Русская балерина, выступала в Мариинском театре. Участвовала в "Русских сезонах" в Париже. Гастролировала с собственной труппой во многих странах мира. Выступала в главных партиях классического репертуара; прославилась в хореографическом этюде "Умирающий лебедь" на музыку К. Сен-Санса.

Сказки иногда все-таки становятся былью, что бы там ни говорили скептики. История балерины, дочери прачки и отставного солдата, чудом вознесенной на вершину славы, богатства и успеха - чем ни святочный рассказ, признанный дать нам надежду на милосердие и благодать Провидения. А ведь этот сюжет - подлинная схема жизни гениальной балерины Анны Павловой. Схема - потому что все волшебное и простое бывает только в сказке.

О детстве Анны Павловой мало известно. Любимым воспоминанием балерины был сладенький рассказ о том, как в возрасте восьми лет на Рождество матушка Нюры (так звали дочку домашние) повезла дочку в Мариинский театр на балет "Спящая красавица". Безусловно, это было эпохальное событие не только в жизни бедной Нюры, но и, как выяснилось позже, в истории балета, ибо девочка немедленно решила, что она будет танцевать и непременно лучше всех.

1881 года в Санкт-Петербурге. Девочка была незаконнорожденной, ее мать работала горничной у известного банкира Лазаря Полякова, он и считается отцом ребенка. Сам финансист свою причастность к ее рождению не признал, однако не возражал против того, чтобы девочка была записана как Анна Лазаревна.

Мать Ани покинула дом Полякова с ребенком на руках и поселилась в пригороде Санкт-Петербурга. Девочка росла и развивалась под присмотром матери, которая всячески старалась привить дочери любовь к искусству.

Творческая биография Анны Павловой

Однажды мама отвела Аню в Мариинский театр. Давали "Спящую красавицу" Петра Ильича Чайковского. С первыми звуками оркестра Аня притихла. Потом не отрываясь смотрела балет, затаив дыхание, сердце ее трепетало от восторга, как от прикосновения к прекрасному.

Во втором акте мальчики и девочки на сцене танцевали вальс.

Ты хотела бы так танцевать? - спросила мать Аню в антракте, имея ввиду танец кордебалета.

Нет... Я хочу танцевать так, как это делала спящая красавица... - ответила девочка.

После посещения сказочного места под названием Мариинский театр Аня стала мечтать о балете. Все разговоры в доме отныне были только на тему хореографического искусства, девочка с утра до ночи танцевала перед зеркалом, ложилась и вставала с мыслью о балете. Увлечение выглядело совсем не по-детски, танцы стали частью ее жизни.

Мать, видя это, отвела Аню в балетную школу. На тот момент девочке едва исполнилось восемь лет. Педагоги посоветовали прийти через два года, отметив при этом несомненные способности Ани. В 1891 году будущая балерина была принята в Петербургское училище театрального искусства на балетное отделение.

Учеба носила спартанский характер, все было подчинено строжайшей дисциплине, занятия длились по восемь часов в день. Но в 1898 Анна окончила училище с отличием. Выпускной спектакль назывался "Мнимые дриады", в нем девушка станцевала партию дочери дворецкого.

Анну сразу приняли в состав Мариинского театра. Ее дебют состоялся в балете "Тщетная предосторожность" в па-де-труа (танец втроем). Уже через два года Анна Павлова станцевала главную партию в постановке на музыку Цезаря Пуни "Дочь Фараона". Затем начинающая балерина выступила в партии Никии в "Баядерке", которую поставил сам Мариус Петипа, патриарх русского балета. В 1903 году Павлова уже выступила в главной роли в балете "Жизель".

Развитие

В 1906 году Анна была назначена ведущей танцовщицей балетной труппы Мариинского театра. Началась по-настоящему творческая работа по поиску новых форм. Русский балет требовал обновления, и Павловой удалось создать несколько образов в духе современности, сотрудничая с балетмейстером-новатором Александром Горским, который стремился к драматизации сюжета и был убежденным сторонником некоторой трагичности в танце.

Анна Павлова и Михаил Фокин

В начале 20 века русский балет был под влиянием реформаторских течений. Одним из самых ярых сторонников радикальных перемен в балетном искусстве был хореограф Михаил Фокин. Он отказался от традиционного отделения танца от пантомимы. Следующей целью реформатора Фокина была отмена использования в балете готовых форм, движений и комбинаций. Он предлагал импровизацию в танце как основу всего балетного искусства.

Анна Павлова выступила первой исполнительницей основных партий в постановках Это были "Египетские ночи", "Береника", "Шопениана", "Виноградная лоза", "Эвника", "Павильон Армиды". Но главным результатом сотрудничества стал балет "Умирающий лебедь" на музыку Сен-Санса, которому суждено было стать одним из символов русского балета 20 века. История балерины Павловой неразрывно связана с этим шедевром хореографии. Балетная сцена об умирающем лебеде потрясла весь мир.

В декабре 1907 года на одном из благотворительных концертов Анна Павлова исполнила "Умирающего лебедя". Композитор Камиль Сен-Санс, присутствовавший при этом, был потрясен трактовкой своей музыки и выразил глубокое восхищение талантливым исполнением миниатюры. Он лично благодарил балерину за доставленное удовольствие, преклонив колена со словами: "Благодаря вам я понял, что мне удалось написать прекрасную музыку".

Лучшие балерины на всех континентах пробовали исполнить знаменитую балетную миниатюру. После Анны Павловой в полной мере это удалось Майе Плисецкой.

Зарубежные гастроли

В 1907 Императорский Мариинский театр выехал за границу. Выступления прошли в Стокгольме. Вскоре после возвращения в Россию Анна Павлова, балерина с мировым именем, ушла из родного театра, значительно пострадав при этом материально, поскольку ей пришлось выплатить огромную неустойку за срыв контракта. Однако это не остановило танцовщицу.

Личная жизнь

Анна Павлова, балерина с обширными творческими планами, уехала в Париж, где начала участвовать в "Русских сезонах" и вскоре стала звездой проекта. Тогда же она встретилась с Виктором Дандре, большим ценителем балетного искусства, который сразу взял шефство над Анной, снял ей апартаменты в Парижском пригороде, оборудовал танцкласс. Однако все это стоило достаточно дорого, и Дандре растратил казенные деньги, за что был арестован и отдан под суд.

Тогда Павлова Анна Павловна заключила очень дорогой, но кабальный договор с лондонским агентством "Брафф", по условиям которого она должна была выступать ежедневно, причем дважды в день. Полученные деньги помогли вызволить Виктора Дандре из тюрьмы, так как его долги удалось погасить. Влюбленные обвенчались в одной из парижских православных церквей.

Лебеди в жизни балерины

После того как Павлова частично отработала по контракту с агентством "Брафф", она создала собственную балетную труппу и стала с триумфом выступать во Франции и Великобритании. Полностью рассчитавшись с агентством, Анна Павлова, личная жизнь которой уже была налажена, поселилась вместе с Дандре в Лондоне. Их домом стал особняк Айви-Хауз с прудом неподалеку, где обитали прекрасные белые лебеди. Отныне жизнь Анны Павловой была неразрывно связана и с этим замечательным домом, и с благородными птицами. Балерина находила успокоение, общаясь с лебедями.

Дальнейшее творчество

Павлова Анна Павловна, натура деятельная, вынашивала планы по своему творческому развитию. Ее супруг, по счастью, вдруг обнаружил способности к продюсированию и занялся продвижением карьеры жены. Он стал официальным импресарио Анны Павловой, и великая балерина могла уже не беспокоиться о своем будущем, оно было в надежных руках.

В 1913 и 1914 годах танцовщица выступала в Москве и Петербурге, в том числе и в Мариинке, где она в последний раз станцевала партию Никии. В Москве Анна Павлова вышла на сцену Зеркального театра в саду "Эрмитаж". После этого выступления она уехала в длительное турне по Европе. Далее последовали многомесячные гастроли в США, Бразилии, Чили и Аргентине. Затем, после небольшого перерыва, Дандре организовал турне по Австралии и азиатским странам.

Стремление к реформам

Еще в первые годы работы в Мариинском театре, после окончания училища, Анна Павлова почувствовала потенциальные возможности для изменения устоявшихся канонов в балетном искусстве. Молодая балерина испытывала острую потребность в переменах. Ей казалось, что хореография может быть расширена и обогащена за счет новых форм. Классика жанра представлялась чем-то устаревшим, требующим кардинального обновления.

Репетируя свою партию в "Тщетной предосторожности", Павлова предложила Мариусу Петипа сделать революционный шаг и заменить короткую юбку-кринолин на длинную облегающую тунику, сославшись при этом на знаменитую Марию Тальони, представительницу балета эпохи романтизма, которая ввела в обиход балетную пачку и пуанты, а потом отказалась от короткой юбки в пользу ниспадающей одежды.

Балетмейстер Петипа прислушался к мнению Анны, ее переодели, и Мариус просмотрел танец от начала до конца. После этого стала атрибутом спектаклей типа "Лебединое озеро", где короткая юбочка уместна по стилю постановки. Многие посчитали введение туники как основного вида балетной одежды нарушением канонов, но тем не менее длинная ниспадающая одежда балерины была позже отмечена в искусстве балетного костюма как необходимая часть спектакля.

Творчество и споры

Сама Анна Павлова называла себя первооткрывательницей и реформатором. Она гордилась тем, что ей удалось отказаться от "тю-тю" (юбочки-кринолина) и одеться более подобающим образом. Ей пришлось долго спорить с ценителями традиционного балета и доказывать, что балетная пачка подходит далеко не ко всем спектаклям. И что театральные костюмы должны подбираться в соответствии с происходящим на сцене, а не в угоду классическим канонам.

Оппоненты Павловой утверждали, что открытые ноги - это прежде всего демонстрация техники танца. Анна соглашалась, но при этом высказывалась за большую свободу в выборе костюма. Она считала, что кринолин давно стал академическим атрибутом и совершенно не располагает к творчеству. Формально правы были обе стороны, однако последнее слово решили оставить за публикой.

Анна Павлова сожалела только об одном недостатке длинной одежды - туника лишала балерину "порхливости". Это слово придумала она сама, термин означал, что складки сковывали летящие движения тела, вернее, они скрывали сам полет. Но потом Анна научилась использовать этот недостаток. Балерина предложила партнеру подбрасывать ее немного выше, чем обычно, и все стало на свои места. В танце появилась требуемая свобода движения и грациозность.

Серж Лифарь: впечатления

"Никогда не встречал такой божественной легкости, невесомой воздушности и столь грациозных движений". Так писал крупнейший французский хореограф Серж Лифарь о своей встрече с русской балериной Анной Павловой.

"С первой минуты был покорен естеством ее пластики, она танцевала, как дышала, легко и непринужденно. Никакого стремления к правильному балету, фуэте, виртуозным фокусам. Только природная красота естественных телодвижений и воздушность, воздушность..."

"Увидел в Павловой не балерину, а гения танца. Она подняла меня с земли ввысь, я не мог ни рассуждать, ни оценивать. Недостатков не было, как не может их быть у божества".

Гастроли и статистика

Анна Павлова вела активную гастрольную жизнь в течение 22 лет. За этот период она приняла участие в девяти тысячах спектаклей, две трети из которых прошли с исполнением главных ролей. Переезжая из города в город, балерина преодолела не менее 500 тысяч километров на поезде. Итальянский мастер по изготовлению балетной обуви шил для Анны Павловой по две тысячи пар пуантов в год.

В перерывах между гастрольными поездками балерина отдыхала вместе с мужем в своем доме, среди ручных лебедей, в тени деревьев, возле по-прежнему чистого пруда. В один из таких приездов Дандре пригласил известного фотографа Лафайетта, и тот сделал серию снимков Анны Павловой с ее любимым лебедем. Сегодня эти фотографии воспринимаются как память о великой балерине 20 века.

В Австралии в честь русской балерины Анны Павловой придумали из экзотических фруктов с добавлением безе. Кстати, новозеландцы утверждают, что это они создали фруктовое лакомство.

Однажды Анна Павлова станцевала на театральной сцене популярный мексиканский народный танец "харабе тапатио", что означает "танец со шляпой", в своей интерпретации. Восторженные мексиканцы забросали балерину и всю сцену шляпами. А в 1924 году этот танец был объявлен национальным танцем Мексиканской Республики.

В Китае Анна Павлова удивила публику, станцевав без остановки 37 фуэте на маленькой площадке, установленной на спине слона, шагающего по полю.

Голландские цветоводы вырастили особый сорт тюльпанов белоснежного цвета, который получил имя великой балерины Анны Павловой. Изящные цветы на тонких стеблях, как бы символизируют грацию.

В Лондоне воздвигли несколько различных памятников, посвященных балерине. Каждый из них относится к определенному периоду ее жизни. Три монумента установлены около дома Айви-Хауз, в котором Павлова прожила большую часть своей жизни.

Анна отличалась редким человеколюбием, она занималась благотворительностью, открыла несколько сиротских приютов и ночлежных домов для бездомных детей. Девочки и мальчики из постояльцев этих заведений, имеющие способности к танцу, отбирались и направлялись в школу детской хореографии, открытую в доме Айви-Хауз.

Отдельной акцией благотворительности Анны Павловой была ее помощь голодающим Поволжья. Кроме того, по ее поручению регулярно отправлялись посылки в Санкт-Петербургскую балетную школу.

Кончина великой танцовщицы

Анна Павлова умерла от пневмонии 23 января 1931 года в городе Гаага, во время гастролей. Балерина простудилась на репетиции в холодном зале. Прах ее находится в колумбарии "Голдерс Грин", в Лондоне. Урна расположена рядом с останками ее супруга Виктора Дандре.

Фильм, созданный в память Анны Павловой

Жизнь и судьба всемирно известной балерины была отражена в пятисерийном телефильме, поставленном по сценарию Эмиля Лотяну.

Киноистория рассказывает о короткой, но полной событий жизни великой балерины и прекрасного человека по Павлова. 1983 год, время выхода сериала на экран, был годом 102-летия со дня рождения танцовщицы. В фильме участвует множество персонажей, а роль Павловой исполнила актриса

Сегодняшний рассказ про величайшую русскую балерину, не просто звезду, а сокровище мировой балетной сцены, Анну Павлову . Это танцовщица, которая перевернула мир русского балета — именно с неё началась новая эпоха чувственности и утонченности в балете. Отошло на второй план всё искусственное, напускное, душа стала выше гонки за мастерством. До появления Анны Павловой, в русском балете господствовала эпоха итальянских танцовщиц, которых ангажировали за границей. Их танец был столь же напыщенным, сколь и виртуозным. Анна Павлова сломала эту традицию не только безупречной хореографией, но и бесконечной искренностью своего танца.
О личной жизни Анны Павловой известно немного — она издала книгу воспоминаний, но мы почти ничего не узнаем о жизни танцовщицы из этого повествования: оно целиком и полностью посвящено искусству. Павлова родилась в феврале 1881 года в семье простой прачки Любови Федоровны Павловой, однако предполагается, что была внебрачной дочерью довольно богатого купца Лазаря Полякова. Именно этим можно объяснить тот факт, что мать была в состоянии оплачивать её учебу в императорском балетном училище, куда Анечка не без труда поступила — её не хотели брать из-за слабого здоровья. Девочка родилась семимесячной, страдала малокровием, частыми простудами и излишней сутулостью. Однако знаменитый Мариус Петипа уже тогда разглядел молодое дарование и не ошибся.

Анна отдавала учебе всю себя, её не страшили не тяжелые условия обучения, ни многочасовые тренировки, ни многочисленные запреты, ни разлука с родными — она была рождена для балета и грезила только им. О самоотречении Павловой ходят легенды — она выходила на сцену с температурой, больная, изможденная, с растянутыми связками, а в Америке даже выступала с поломанной ногой.

После окончания училища, Анна была принята в труппу Мариинского театра, а в 1906 году стала ведущей балериной труппы. У Анны был и кумир — Мария Тальони, итальянская танцовщица, на которую Павлова равнялась и которая вдохновляла её на творчество и тяжкий труд. Знала ли Анечка, насколько она превзойдет свою вдохновительницу?

Свою самую знаменитую партию — хореографическую миниатюру Умирающий лебедь , поставленную Фокиным, она впервые исполнила в 1907 году. Позже эта постановка станет безусловным символом русского балета.

В 1910 году Павлова уходит из Мариинки и создает свою собственную труппу, которая успешно и много гастролировала за рубежом. После 1914 года Анна переезжает жить в Англию и уже больше никогда не возвращается в Россию. Она связывает свою судьбу со скандальным русским адвокатом Виктором Дандре. Их взаимоотношения загадочны и скрыты пеленой тайны. Одни источники полагают, что Виктор страдал от выходок и капризов известной танцовщицы, но смиренно терпел их, будучи бесконечно влюбленным. Другие утверждают, что он был невероятным диктатором, не жалел здоровья и сил балерины, и будучи не только спутником жизни, но и импресарио Павловой, устраивал невероятные по нагрузке гастроли — бывало, что концерты следовали один за одним каждый день без выходных в течение месяцев! Что происходило на самом деле, кто был виновником такого изнурительного гастрольного графика: сама балерина или её беспощадный спутник, мы, похоже, уже не узнаем.

Умерла Анна Павлова в Голландии, во время гастрольного тура, 23 января 1931 года, от острого плеврита: по дороге из Франции она сильно простудилась и к тому же получила значительный ушиб грудной клетки. Врачи рекомендовали немедленную операцию, однако по каким-то причинам операция была отложена, и 19 января Анна Павлова дала свой последний в жизни концерт в Гааге, будучи очень слаба. Кто был инициатором отмены операции — сама балерина или её спутник Виктор, так и осталось неизвестным.

Выдающаяся русская балерина Анна Павлова запомнилась поклонникам балета XX века, как сильная личность с удивительной биографией. Одаренная звезда стала причиной огромного спроса на духи с названием Pavlova, которые раскупались на территории огромной страны. Затем в моду вошли манильские шали, которые обожала знаменитая артистка.

Но успешная в творчестве женщина, покорившая сердца народа, так и не сумела обрести счастья в частной жизни. Примадонна, чьи выступления собирали огромные залы в более чем 40 странах мира, показала истинную суть русской балетной школы. В настоящее время с именем Павловой связано множество примеров того, как нужно танцевать на сцене. Многие балерины стремятся достичь невероятных высот примадонны, но в настоящее время в сравнение по исполнению техники рядом с Анной Павловной ставят только Тамару Платоновну Карсавину.

Решила стать популярной

Знаменитая Анна Павлова Павлова родилась 12 февраля 1881 в городе на Неве. Отец гениальной балерины служил в российской гвардии и умер через несколько лет после появления в семье первого и единственного ребенка. Бремя воспитания легко на плечи матери Анны – прачки Любови Федоровны. Девочка Анна приняла решение поступать в школу балета в возрасте 8-ми лет, но осуществить мечту сумела только в 10, загоревшись идеей стать известной и популярной танцовщицей.

Именно такую историю артистка рассказывала прессе и поклонникам. Но позже девушка узнала, что ее отцом был банкир Лазарь Поляков, у которого мать Павловой служила горничной, выступая в роли любовницы. А затем получила «отступные» за которые купила дом и открыла собственную прачечную. Но семья балерины все равно оставалась бедной, и не могла содержать начинающую артистку.

В 1899 Павлова стала выпускницей Императорского театрального училища в центре Санкт-Петербурга, пройдя обучение у мэтров старой балетной школы. Сразу после получения диплома, Анна успешно дала показательное выступление в Мариинском театре города на Неве. Одаренная балерина с первых дней работы на сцене начала танцевать соло.

Руководитель театра увидел в девушке невероятный потенциал, и принял решение оттачивать драгоценный дар Павловой.

Громогласный успех пришел к балерине практически мгновенно, после показа анакреонитического балета в одном действии «Пробуждение Флоры» в дуэте с артистом и хореографом Николаем Фокиным. В 1902 Павлова получает первую партию, войдя в образ Никии в постановке в четырех действиях «Баядерке». Затем последовали новые выступления, позволившие девушке собрать первые плоды успеха.

На момент 1906 Анна Павловна заняла уверенную позицию среди ведущих танцовщиц труппы знаменитого театра. Выступления балерины были по достоинству оценены великим балетмейстером Мариусом Петипом. А в январе 1907 блистательная Анна исполнила миниатюру «Лебедь», поставленную специально для нее хореографом М. Фокиным, переименованную позже на «Умирающий лебедь». Далее балерину ждал романтичный Париж, куда звезда отправилась покорять французов исполнением новой постановки в легендарном театре «Шатле».

Вовлечение в скандальную историю

На пороге стоял 1909 год, а жители величественного культурного Петербурга обсуждали невероятный скандал. Барон Дандре получил тюремное заключение за растрату государственных денег, которые потратил на удовлетворение капризов содержанки Анны Павловой. Сам любимец светской жизни считал обвинения ошибочными и требовал возвращения балерины на родину для дачи свидетельских показаний. Узнав о разгоревшемся скандале с Виктором Эмильевичем Дандре, танцовщица поспешно покинула Париж, невзирая на то, что находилась на пике успеха. Но только отправилась она не на встречу с бывшим покровителем, а в Америку.

Успешная Анна Матвеевна подписала контракт с известным театром «Паласе», чтобы начать гастроли по миру, а затем отправиться на постоянное проживание в Лондон. Балерина больше не хотела оставаться в позорной участи любовницы богатого барона, находящейся на его полном обеспечении, и решила добиться признания собственными силами, начав самостоятельно зарабатывать на жизнь.

Ведь в определенный момент танцовщица поняла, что не ровня знатному барону, который решил жениться на другой женщине вопреки чувствам к Павловой.

Анна Матвеевна и партнер по танцам Михаил Мордкин отправились на гастроли вместе. Правда, вскоре дружеские отношения стремительно пошли на убыль. Эгоистичный Мордкин не мог смириться с тем, что большая часть славы достается Павловой, как женщине, вызывающей восхищение у мужской публики. Затем знаменитый танцор начал сходить с ума, часто ведя разговоры с портретом бывшей партнерши, который был наряжен в юбку и шаль балерины.

Необычный поворот событий

Экс-любовник Павловой был приговорен к нескольким годам заключения, которые могли быть аннулированы в случае, если барон уплатит в казну России украденную сумму, факт причастности к хищению которой был доказан в суде. Но Дандре не мог позволить себе такой роскоши, а друзья и родственники богатого ловеласа предпочли остаться в стороне от чужого несчастья. Анна Матвеевна, узнавшая о неприятном положении дел экс-любовника, внесла необходимую сумму. Таким образом, по мнению балерины, она рассчиталась с долгом перед Виктором Дандре.

Затем барон внезапно исчез из Петербурга. Позже выяснилось, что известный кутила отправился в Лондон к любящей и умеющей прощать Павловой, которая вскоре стала его законной супругой. После такого громкого скандала молодая семья не имела возможности вернуться на Родину, где общество порицало связь человека благородных кровей и безродной танцовщицы, которая ни при каких обстоятельствах не должна была стать супругой Дандре.

В последующие годы Анна Павлова сумела достичь невероятных успехов в карьере балерины, став узнаваемой артисткой мирового уровня, и заработав капитал, который не снился даже знатным российским господам. Но 17 января 1931 случилось несчастье. Примадонна балета, прибывшая в Гаагу, серьезно простыла после репетиции, а вскоре заболевание переросло в тяжелую форму пневмонии.

Врачи предложили вырезать одно ребро, чтобы откачать скопившуюся жидкость в легких, но муж Виктор отказался от проведения операции, аргументировав это тем, что Павлова не сможет завтра танцевать.

23 января 1931 вместо концерта свершилось прощание с легендарной Павловой. На сцене театра нарисовали силуэт лебедя и включили музыку Сен-Санса, погасив освещение во всем зале, но оставив свет прожектора на сцене. Позже рядом с урной Анны в Голдерс-Грин в Лондоне поставили прах барона Виктора.

Вы видели представления Анны?



Похожие статьи
 
Категории