Биография и мировоззрение мишеля де монтеня. Мишель де монтень - биография, информация, личная жизнь

11.04.2019

Мишель Монтень не был профессиональным ученым, философом или богословом, но в процессе своей деятельности (был мэром города Бордо), он обратился к проблеме человека, поставив в центр внимания анализ его личности.

«Опыты». Главное произведение, книгу своей жизни – «Опыты» – Монтень начал писать в начале 70-х годов, удалившись от дел и уединившись в башне родового замка. После первого издания книги в 1580г. он продолжал работать над ней всю жизнь.

В своей книге философ продолжает традиции гуманизма, когда главной проблемой является человек, поднятый на пьедестал наукой и культурой эпохи Возрождения. Но здесь он рассматривается не как центральное звено космической иерархии, а как живое природное существо со своими достоинствами и недостатками. Монтень особенно исследует внутренний мир человека вплоть до анализа собственной личности – в этом и заключается смысл его философской системы. Он рассуждает о человеческой жизни и ее смысле, о смерти и ее неизбежности, о трусости и мужестве, о труде и праздности, о правдивости и лжи, о счастье и несчастье, о богатстве и умеренности, о совести и бесчестии. Кроме того, по жанру книга Монтеня противостоит официальной учености того времени: написана не на латыни, а на французском языке, а значит предназначена широкому кругу читателей.

Критика прежней философии и теологии. В своем философском произведении Монтень выступает против «общепринятой» схоластической философии, которая доходит до уровня пустых словопрений, и потому является, по его мнению, бессмысленной и бессодержательной. Причина такой ситуации – власть привычки, традиции, авторитета, и это приводит к тому, что «люди идут одной дорогой…, изучение наук ведется по распоряжению властей, все школы на одно лицо и придерживаются одинакового способа воспитания и образования». Подлинные же истоки разумного философствования можно найти, считал он, лишь в свободе мнений, господствовавших в античности, когда человек сам мог выбирать между различными подходами и школами.

Главный порок схоластики – власть философского авторитета, поэтому Монтень отвергает даже культ Платона и Аристотеля (но не сами их учения), выступая за исторически конкретный подход к оценке мыслителей. Сейчас же, – пишет он, – «Платону приписывают и у него находят все новейшие взгляды, какие только существуют на свете, его противопоставляют ему самому». Подлинная философия, – утверждает автор «Опытов», – в отличие от схоластической, требует свободного и непредвзятого отношения к учениям прошлого.

В учении о человеке Монтень критикует теологический подход, согласно которому человек – венец творения. С точки зрения схоластики, он – бессилен и ничтожен, и будучи греховен, нуждается в божественном искуплении для достижения вечного спасения. Также автор «Опытов» подвергает критике позицию, когда человек является центром мироздания, главным звеном космической иерархии.

Этой критикой Монтень не принижает человеческого достоинства. Он отказывается видеть в человеке объект божественного промысла и призывает понять, что человек – часть природы, ее порождение. И потому истинное достоинство человека – не в возвышении его от природного до божественного состояния, а в осознании себя частицей величественной, вечной и постоянно изменчивой природы. Человек подчинен «общим законам» природы, и свобода его может осуществиться лишь в том, чтобы признавая законы природы, действовать согласно понятой естественной и неизбежной необходимости, а не «случайной и безрассудной свободе».

Такой подход ведет к пересмотру всей картины мира, к новому пониманию бога: по мнению Монтеня нельзя не только обожествлять человека, но и очеловечивать бога, то есть приписывать ему человеческие черты. Не выступая явно против религии, так как, по его мнению, это данность, с которой нужно считаться, философ направляет свою критику на ортодоксальное католическое богословие. По его мнению, бог не имеет никакого отношения к делам и поступкам людей, а божественный промысел существует лишь в виде самого общего природного закона. Поэтому Монтень слова «бесконечное могущество бога» часто заменяет словами «бесконечное могущество природы», как бы уточняя формулировку своей позиции.

Считая, что религия является обычаем страны, общественной традицией, Монтень особенно подчеркивает нравственный смысл христианских идей и пишет, что действительным признаком истинной веры может быть христианская добродетель, нравственное учение христианства.

Проблемы познания в философии Монтеня

В теории познания Монтень отводит центральное место принципу скептицизма и сомнения, возрождая философскую традицию рассмотрения сомнения как одной из предпосылок достижения истинного знания. Подвергнув критике схоластику и теологию за забвение этого принципа, Монтень считает, что «новая философия» должна быть основана на скептицизме – то есть на стремлении все проверить, все подвергнуть самостоятельной оценке разума, не доверяясь никаким догмам и общепринятым положениям. И чем более традиционны эти положения, тем больше они нуждаются в проверке, так как раньше в них никто не сомневался.

Обоснованию скептицизма у Монтеня посвящена специальная XII глава 2-ой книги «Опытов», которая называется «Апология Раймонда Себона». Этот испанский теолог XV века пытался обосновать истины католической веры естественным, рациональным путем, а не доводами Священного писания. Монтень приходит к выводу, что своей цели он не мог достигнуть, так как разум не может дать нам убедительные и неоспоримые доказательства истин веры, но иного пути познания, кроме деятельности разума, у нас нет. Философ утверждает, что не существует также сверхразумных или внеразумных (интуиция, сон, религиозный, мистический экстаз) доказательств божественных истин, так как и они в конечном счете связаны с человеческим разумом. А иного орудия познания у человека нет.

Монтень задается вопросом, как же разум, признанный непригодным в качестве орудия познания бога, окажется состоятельным в процессе познания мира? Пытаясь ответить на него, автор «Опытов» предлагает использовать скептицизм для проверки всех человеческих знаний, и утверждает, что разум должен подвергнуть анализу сам себя. В этом суть знаменитого сомнения Монтеня, направленного на достижение достоверности наших знаний о мире.

Сомнению подвергается прежде всего знание существующее, наличное, именно оно подлежит контролю разума. Это связано с тем, что общепринятое знание никогда не проверяют, «никогда не добираются до основания, где коренится ошибка или слабое место», а «уверенность в несомненности есть вернейший показатель неразумия и крайней недостоверности».

Сомнение в изначальной достоверности знания есть изначальное «незнание», которое устанавливает ограниченность знаний о мире до тех пор, пока они не прошли строгой критической проверки разума. Это говорит о том, что в наших повседневных знаниях существует много предрассудков и непроверенных положений, к которым и необходимо относиться с сомнением. Незнание есть, таким образом, не отказ от разумного познания, а его предпосылка: только признав свое незнание, мы можем что-то познать, отбросив предвзятые и принятые на веру представления.

В то же время незнание у Монтеня есть также итог познания мира, который нельзя воспринимать как данность и как совершенный конечный результат. Он пишет: «В начале всякой философии лежит удивление, ее развитием является исследование, ее концом незнание». Констатируя ограниченность, несовершенство нашего знания на каждом конкретном этапе познания, Монтень приходит к выводу, что познание – это процесс, а процесс познания бесконечен.

Взгляды Монтеня на процесс познания

Обращаясь к процессу познания, Монтень говорит, что всякое знание начинается с ощущений, с показаний органов чувств, но это лишь предпосылка знания. При этом мы не всегда можем установить точность этих показаний: они могут противоречить друг другу, зависеть от физического состояния, сна или бодрствования, здоровья или болезни; кроме того, постоянно изменчив и объект познания. Философ отмечает: «Поэтому нельзя установить ничего достоверного ни в одном предмете на основании другого, поскольку и оценивающий, и то, что оценивается, находятся в непрерывном изменении и движении».

Монтень задается вопросом «Что я знаю?» и приходит к выводу, что не может быть совершенного, абсолютного, полного знания, оно в каждый данный момент относительно. Но это вовсе не должно вести к религиозному смирению или отказу от познания мира. Тем самым философ подчеркивает существование трудностей в процессе познания и необходимость приложения усилий в достижении знания.

Говоря об относительности знания, в качестве примеров Монтень приводит представления о геоцентрической системе мира, которые перевернуты открытием Коперника, и эволюцию представлений о Земле в связи с великими географическими открытиями. Исходя из этого, Монтень убежден, «что то, чего не удалось достичь одному, удастся другому, что то, что осталось неизвестным одному веку, разъяснится в следующем».

Таким образом, по мнению Монтеня, познание представляет собой не готовый результат, а непрерывный процесс, и истина всегда носит относительный характер.

Этика Монтеня

Рассматривая этику как учение о разумной, добродетельной жизни, Монтень предлагает новый гуманистический нравственный идеал, противопоставляя его религиозному, схоластическому, основанному на обычаях и традициях. Целью всякой истинной философии является, по его мнению, добродетель, и она должна быть «прекрасной, торжествующей, любвеобильной, кроткой, но вместе с тем и мужественной, питающей непримиримую ненависть к злобе, неудовольствию, страху и гнету».

В своем учении о нравственности Монтень исходит из единства души и тела, физической и духовной природы человека, что означает счастье человека как целого. Считая, «что бессмертие души обещают нам только бог и религия, ни природа, ни наш разум не говорят нам об этом», философ убежден, что человек не должен уповать на загробную жизнь, а проявлять свою нравственность, разумное поведение в отведенное человеку короткое время в земной жизни. Человек должен принимать жизнь во всей ее сложности, достойно переносить страдания духа и тела, мужественно исполнять свое земное предназначение, и образцом такого нравственного поведения для него служит жизнь крестьян. Эта позиция Монтеня особенно восхищала Льва Толстого, и «Опыты» были одной из его любимых книг.

Таким образом, главное в этике Монтеня – признание самодостаточности человеческой жизни, прожитой достойно, соединяющей в себе интересы самой личности и других людей, а ее цель и смысл – в самой жизни.

Значение философии Монтеня:

Продолжая традицию античности, рассматривает ряд теоретико-познавательных проблем и подчеркивает важность принципа гносеологического скептицизма и сомнения;

Подчеркивает значимость проблем нравственности, утверждая, что человек должен стремиться к счастью и прожить достойно земную жизнь;

Акцентирует внимание на анализе внутреннего мира личности, подчеркивая его природное, а не божественное происхождение;

Утверждает, что процесс познания должен служить как достижению достоверного знания, так и формированию нравственности человека.

Писатель, философ и педагог Мишель де Монтень жил в эпоху, когда уже завершался Ренессанс и началась Реформация. Родился он в феврале 1533 года, в местности Дордонь (Франция). И жизнь, и труды мыслителя являются своего рода отражением этого «серединного» периода, межвременья. А некоторые взгляды этого удивительного человека приближают его к современной эпохе. Недаром историки философии спорят о том, не стоит ли вообще отнести к Новому времени такого оригинала, как Мишель де Монтень.

Биография

Изначально семья будущего философа была купеческой. Его отец, немец, даже не говорящий по-французски, звался Пьером Эйкемом. Мать же, Антуанетта де Лопез, была из семьи беженцев из испанской провинции Арагон - они покинули эти места во время преследований евреев. Но отец Мишеля сделал прекрасную карьеру, и даже стал мэром Бордо. Город этот сыграл впоследствии огромную роль в жизни философа. За выдающиеся заслуги перед Бордо Пьер Эйкем был введен во дворянство, и поскольку он владел землей Монтень и замком, к его фамилии была сделана соответствующая приставка. В замке родился и сам Мишель. Отец сумел дать сыну самое лучшее домашнее воспитание, которое только было возможно в то время. Он даже в семье говорил с Мишелем только по-латыни, чтобы мальчик не расслаблялся.

Карьера

Итак, будущий философ поступил в коллеж в Бордо, а затем сделался юристом. С молодых лет его впечатлительное воображение поражали зверства, на которые были способны люди ради религии. Может быть, поэтому во времена гугенотских войн во Франции он пытался посредничать между борющимися сторонами. По крайней мере его искренность дала свои плоды, и к его мнению прислушивались лидеры как католиков, так и протестантов. О нем тоже можно было сказать стихами: «А я стою один меж них…». Он также был известен как практикующий судья, пытающийся заключать мировые соглашения. Но в 1565 году он женился, и невеста принесла ему большое приданое. А еще через три года умер его отец, оставив сыну родовое имение. Теперь Мишель де Монтень имел достаточно денег, чтобы заниматься своими увлечениями и не работать. Так он и поступил, выгодно продав к тому же свою судейскую должность.

Философия

Выйдя в отставку в 38 лет, Мишель наконец-то отдался любимому делу. В имении он написал свою самую известную книгу - «Опыты». После публикации первых двух томов труда в 1580 году, философ отправился путешествовать и посетил несколько европейских стран - Италию, Германию, Швейцарию. Как и отца, его дважды избирали мэром Бордо. Город был доволен правлением Монтеня, хотя философ в это время находился вдали от Франции. Писал он также дневники и путевые заметки. Жил он скромно и умер в возрасте пятидесяти девяти лет, в 1592 году, прямо в церкви, во время службы в родном замке. Писал философ свои труды не только на французском и латыни, но и на итальянском и окситанском языках.

Работа всей жизни

Главный труд Монтеня представляет собой эссе. Собственно говоря, сам этот жанр появился благодаря философу. Ведь перевод слова «эссе» с французского и означает «опыт». Его книга не похожа на те, которые были популярны в эпоху Возрождения. Это не строгий научный или философский трактат. Она не имеет ни плана, ни структуры. Это размышления и впечатления о жизни, сборник цитат, кладезь живой речи. Можно сказать, что Мишель де Монтень просто искренне излагал свои мысли и наблюдения, как Бог на душу положит. Но этим заметкам суждено было пережить столетия.

«Опыты». Краткое содержание

Эссе Монтеня является чем-то средним между размышлениями и исповедью. В книге много личного, в чем он признается окружающим. В то же время анализируя себя, Мишель де Монтень пытается понять природу человеческого духа как такового. Он выставляет себя напоказ, чтобы постичь других. Монтень является своего рода скептиком, разочаровавшимся в человечестве и его идеях, а также в возможностях познания. Он пытается оправдать разумный эгоизм и стремление к счастью, опираясь на стоиков. В то же время философ критикует как современную ему католическую схоластику, так и скептицизм, подвергающий сомнению все добродетели.

Существуют ли настоящие идеалы?

Философы всего мира подчиняются авторитетам, - рассуждает Монтень. Они опираются на Фому Аквинского, Августина, Аристотеля и так далее. Но ведь эти авторитеты тоже могут ошибаться. То же можно сказать и о нашем собственном мнении. В чем-то оно верно, но не может служить авторитетом для других. Просто мы должны всегда понимать, что наше знание ограничено. Философ Мишель де Монтень замахнулся не только на авторитеты прошлого, но и на идеалы настоящего. Он критически рассматривает вопрос о добродетелях, альтруизме и моральных принципах вообще. Монтень полагает, что все это лозунги, которые используют власть имущие для манипулирования людьми. Человек должен жить свободно и достойно, как ему хочется, получать удовольствие. Тогда он будет любить других. Тогда он будет проявлять свое мужество, несовместимое со злобой, страхом и унижением.

Бог и философия

Монтень четко обозначил себя как агностика. "Я не могу ничего сказать о Боге, такого опыта у меня нет, - заявил он своим читателям. А если так, то в жизни прежде всего следует руководствоваться своим разумом. Те, кто говорят, что их мнение - самое лучшее, да еще и пытаются заставить других подчиняться себе, не заслуживают уважения. Потому лучше избегать фанатизма и уравнять в правах все религии. Философия должна подталкивать человека вести добрую жизнь и следовать хорошим обычаям, а не быть сводом мертвых и непонятных большинству правил. Тогда человек научится жить в реальности. К несчастьям следует относиться «философски», если не можешь изменить ситуацию. А чтобы меньше страдать, нужно прийти к такому состоянию духа, когда удовольствие чувствуется сильнее, а боль - слабее. Всякое государство надо уважать не потому, что оно идеально, а потому, что любая смена власти неизбежно приведет к еще большим проблемам".

Монтень посвятил также много размышлений воспитанию нового поколения. В этой области он следовал всем идеалам должен быть не узким специалистом, а разносторонней личностью, и уж ни в коем случае не фанатиком. В этом был совершенно непоколебим Мишель де Монтень. Педагогика, с его точки зрения, - это искусство развивать в ребенке сильную волю и твердый характер, позволяющий стойко переносить превратности судьбы и получать максимум удовольствия. Идеи Монтеня не только понравились современникам, а вдохновили последующие поколения. Такие мыслители и писатели, как Паскаль, Декарт, Вольтер, Руссо, Боссюэ, Пушкин и Толстой, используют его идеи, спорят с ним или же соглашаются. До сих пор рассуждения Монтеня не теряют популярности.

МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ

(Montaigne) Мишель (1533-1592) - фр. , писатель, политический деятель эпохи Возрождения; от увлечения стоицизмом (пирронизмом) пришел к греч. скептицизму Лукреция и Эпикура. Выступал против теологического догматизма и схоластического авторитаризма, утверждая, что познавательная человека всегда осуществляется между знанием и незнанием. Говорил о необходимости личной убежденности, вытекающей из индивидуального опыта; подчеркивал роль чувств в приобретении знаний, считая их «нашими господами». Широко трактуя , одновременно отвергал рационального познания Бога и разумного подтверждения религиозных догматов; в понимании Бога вслед за антич. мыслителями утверждал, что боги создаются людьми по своему образу и подобию, вместе с тем стремился освободить божественное существо от большинства антропоморфных характеристик. Взглядам М. свойственна натуралистически-пантеистическая ; в соответствии с ней всемогущество Бога заменяется всемогуществом природы, которая в свою очередь подчиняется некоему единому вселенскому порядку.
Центральное в философии М. принадлежит вопросам этики и вытекающим из нее социальным выводам. Противник и критик традиционной аскетической морали, М. проповедует в согласии с природой и разумом; и удовольствие являются основным двигателем человеческих поступков. В социальном учении М. - сторонник естественного равенства людей, идеализирующий « » человечества. Практически-философские воззрения М. изложены в «Опытах», в которых запечатлены ход и наблюдения и самонаблюдения их автора; благодаря этой работе в философии и литературе стал утверждаться жанр «эссе» - опыта, поставленного человеком на самом себе, являющимся одновременно и наблюдателем, и объектом наблюдения. Философия М. оказала влияние на философию фр. Возрождения, на формирование опытной методологии Нового времени, на Б. Паскаля, Ж.Ж. Руссо, феноменологическо-экзистенциалистскую философию 20 в.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

МОНТЕНЬ

(Montaigne) Мишель Эйкем де (28.2.1533, замок Монтень, близ Перигора,-13.9.1592, там же) , франц. философ эпохи Возрождения. М. вошёл в историю философии как сторонник скептицизма; однако его мировоззрению чужд . М. выступал с резкой критикой господствовавшего схоластич. догматизма, авторитаризма и фидеизма. Ядром его осн. филос. произв. , написанного пофранцузски («Опыты», v. 1-2, 1580 ; рус. пер. , кн. 1-3, 1954-60; 19792) , является вопрос: «что я знаю?». Выступая против закоренелых предрассудков и предубеждений, М. доказывал ограниченность и несовершенство человеч. познания, его историч. и необходимость постоянного совершенствования на основе объективного познания естеств. закономерностей природы. Согласно М., нельзя довольствоваться достигнутым: «философствовать - значит сомневаться». В воззрениях М. звучат материалистич. мотивы: жизнь и деятельность людей подчинены законам природы; зависима от тела. Не отрицая бытия бога, М. считал теологию ложной наукой, закабаляющей разум. Он отрицал души и посмертное воздаяние. Произв. М. было включено Ватиканом в 1676 в индекс запрещённых книг.

Этика М. близка к эпикурейскому гедонизму. Веротерпимость, лояльность, доброжелательность - непременные устои нравственности. Воззрения М. оказали большое влияние на философию франц. Возрождения и Просвещения.

Oeuvres completes, v. 1-12, P., 1924-41. История философии, т. 2, М., 1941 , с. 38-41; История философии, т. 1, М., 1957 , с. 312-15; Богуславский В. М., «Опыты» М. М., «ВФ», 1956 , № 5; Рыкова H., M. M., в кн. : Писатели Франции, М., 1964 ; Peursen С. A. van, M. de Montaigne, Amst., 1954 ; Moreau P., Montaigne, P., 19584; Joukovsky F., Montaigne et la probleme du temps, P., 1972.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

МОНТЕНЬ

MOHTEHЬ (Montaigne) Мишель Эйкем де ( . 28 февр. 1533, замок Монтень, в Перигоре – . 13 сент. 1592, там же) – франц. юрист, политик и философ, занимавшийся проблемами морали; блестящий писатель и очеркист, по своему мировоззрению ярко выраженный скептик (его постоянный вопрос: Что я знаю? – Que sais je?), о значительном влиянии которого свидетельствует вся франц. философия вплоть до Бергсона. Монтень разоблачал суетность людей и бесполезность человеческого разума, все вновь и вновь ссылаясь на сомнительность человеческого существования (при этом он опирался на идеи Стой). Природа – воспитатель. Большая часть традиционного слишком неважна, чтобы для ее ниспровержения подвергаться опасности. Благоразумие в жизни – самая необходимая . Осн. произв.: «Essais», 1580 (рус. пер. «Опыты», 1954).

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

МОНТЕ́НЬ

(Montaigne), Мишель де (28 февр. 1533 – 13 сент. 1592) – . просветитель, философ-скептик. Выходец из купеческой семьи, мэр Бордо, депутат Генеральных штатов. Друг Генриха IV, политический деятель передовой буржуазии, боровшейся за страны, за прекращение гражд. войны и . В философии M. доминирует эпикурейская, материалистич. тенденция – "жизнерадостное , подготовившее XVIII века" (Энгельс Ф., Диалектика природы, 1955, с. 4). М. считал, что возникновение, и исчезновение сознания определяются состоянием человеч. тела, над к-рым не властно; люди, как и их братья, животные, – дети "нашей матери-природы"; объективным непреложным законам природы подчинены все вещи, все живые существа, в т.ч. и люди. Волюнтаризм и – вздорные иллюзии. Материальный – это все, что есть; никакого потустороннего мира не существует. Учение о бессмертии и воздаянии – такой же , как рассказы о сверхъестественном, о чудесах и прорицаниях. Все это противоречит здравому смыслу и законам природы. М. смело выступал против охоты за ведьмами, против зверских расправ с жертвами ср.-век. предрассудков. Решительно отвергая христ. этику с ее призывом к умерщвлению плоти и самоуничижению, критикуя этич. взгляды стоиков (влияние к-рых он испытал на себе), М. провозглашает и индивидуализм. По М., взгляд, будто и образ мыслей его соотечественников единственно и естественный, рушится при ознакомлении с античностью и с народом только что открытого Нового Света. М. провозглашал идею естеств. равенства людей и идеализировал "естественное " человечества, где счастливая жизнь и исключительно высокие моральные качества людей обусловлены отсутствием сословного и имуществ. неравенства, гос-ва и религии. Все эти преимущества были утрачены с развитием цивилизации. Общепризнанные политич., этич., эстетич. положения лишены, по М., разумных оснований, навязаны силой авторитетов, воспитания и обычаев. М. требовал отказа от мнений, принятых на веру, призывал представить все вопросы на суд разума. Несмотря на лойяльные декларации М. о том, будто его учение унижает разум и укрепляет веру, на деле проникнуто рационализмом и подрывает религию. Вера, по М., вовсе не нисходит на людей свыше: "... есть не что , как их собственное измышление..." ("Опыты", кн. 2, М.–Л., 1960, с. 292), созданное, "... чтобы налагать узду на и держать его в подчинении" (см. тамже, с. 353). Лежащий в основе всех религий взгляд, приписывающий богу разум, волю и вмешательство в судьбы людей, явно антропоморфный вымысел. М. доказывал, что все религии противоречат здравому смыслу (там же, с. 198). Поэтому "хорошими христианами" являются "простые умы, мало любознательные и мало развитые" (там же, кн. 1, с. 390), те же, кто способен здраво судить о религии, лишь притворяются верующими (см. тамже, кн. 2, с. 132). М. показывал, что религии, в особенности , с момента своего возникновения порождают нетерпимость, бесчеловечные расправы с инакомыслящими, преследование науки, уничтожение культурных ценностей. Бесчинства представителей раннего христианства "... причинили науке гораздо больше вреда, чем все пожары, произведенные варварами" (там же, с. 401). М. показывал огромный вред, наносимый религией обществу. "Наша религия создана для искоренения пороков, а на деле она их покрывает, питает и возбуждает" (там же, с. 134). Борьба против фидеизма и фанатизма средневековья – гл. задача скептицизма. Но, излагая доводы скептиков, М. заходил дальше, чем требовала эта задача; он часто был не в силах справиться со скептич. аргументацией и допускал агностич. утверждения. На деле, однако, его направлен не против науки, а против теологии и схоластики. М. обличал пустоту догматич. учености теологов, призывал свергнуть гнет авторитетов и поставить на место схоластич. умозрения, опирающееся на факты и разумное, естественное их . Ощущения, по М., это "... основа, ... всего здания нашей науки" (там же, с. 302). М. – один из первых в 16 в. выдвинул о важной роли опыта в познании, а также мысль об историч. характере возникающих на пути науки и преодолеваемых преград: "то, что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем... Поэтому ни трудность исследования, ни мое бессилие не должны приводить меня в отчаяние, ибо это только мое бессилие" (там же, с. 269).

М. выдвинул прогрессивные педагогич. идеи: школа должна не "начинять " учащегося, а развивать его разум; ни одно филос. учение не должно ему преподноситься как – ознакомившись с различными воззрениями "пусть сделает самостоятельно" (кн. первая, там же, кн. 1, с. 195–96). Изучаться должны не только книги, но прежде всего сама жизнь, и люди. При этом интеллекта должно сочетаться с физич. воспитанием.

М. оказал большое влияние на атеизма и материализма во Франции и за ее пределами. Наследниками и продолжателями его идей являлись Гассенди, Декарт, Бейль, "либертены", Р. Бэкон, а позднее Вольтер, Руссо и франц. материалисты 18 в. Для многочисл. трудов совр. бурж. историков философии характерно искажение взглядов М. В работах Г. Янсена "Монтень-фидеист" (H. J. J. Janssen, Montaigne fidéiste, 1930), M. Ситолё "Подлинный Монтень – теолог и солдат" (M. Citoleux, Le vrai Montaigne, théologien et soldat, 1937), К. Склафера "Религиозная душа Монтеня" (С. Sclafert, L"ame religieuse de Montaigne, 1951), а также в работах Ж. Коппена (1925), М. Дреано (1936, 1952), Г. Трюк (1945), Г. Фридриха (1949), Ж. Шевалье (1956) и др. M. изображается активным защитником религии, в особенности католицизма, реакционером в политике. Т. Сюран (1903), Р. Думик (1905), Р. Рихтер (1903–08), Э. Фор (1926), Э. Ауэрбах (1946), А. Крессон (1952), И. Гиршбергер (1955) и мн. др. приписывают М. , агностицизм, политич. .

В. Богуславский. Москва.

Соч.: "Опыты" ("Essais") – осн. соч. М. Издано впервые в Бордо в 1580. При жизни автора вышло еще три издания (Бордо, 1582, Париж, 1587 и 1588, последнее – в 3 книгах, значительно дополненное). Людовик XIV запретил печатание "Опытов" (1670), а Ватикан включил их в 1676 в "Индекс запрещенных книг". В один из экз. тиража 1588 М. внес большое поправок. В первом посмертном издании (Лион, 1593) они не учтены, но начиная с париж. изд. 1595 в какой-то мере принимались во . Текст 1595 многократно переиздавался без особых изменений. Лишь в начале 20 в. выяснилось, что париж. изданием 1595 правка М. учтена неудовлетворительно. В 1912 с пометками автора издан фотомеханич. способом, после чего в печати появляются новые, окончательные версии, в их числе изд. на франц. яз. – 1924–27. Переводы на англ. яз.: первый – 1603, 1685, новый – ; на нем.: первый – 1753–54, 1793–99, новый – 1915; на исп.: 1899, , 1941, 1948, 1947–51; на каталонском: 1930–35; на итал.: в отрывках 1590, полный 1633, новый – 1953; на голл.: 1674; на дат. – 1955; на венг. – 1803; на швед. – 1923; на фин.: 1955; на польском: 1909, . На рус. яз. частично переведено С. Волчковым – "Михайла Монтаниевы ...", СПБ, 1762. Затем вышел неполный перевод В. П. Глебовой ("Пантеон литературы", 1891, март, июнь, 1892, июнь, сент.). Взгляды на воспитание детей, "Женское ", 1891, No 6–7, 9. Мысли о воспитании детей. Избр. места из "Опытов", пер. с франц. Б. Смирнова, в кн.: Раблэ Ф. и Монтэнь М., Мысли о воспитании и обучении, М., 1896. Новое рус. издание: вступ. статьи Ф. А. Коган-Бернштейн и М. П. Баскина, изд. подготовили А. С. Бобович, Ф. А. Коган-Бернштейн, А. А. Смирнов, Н. Я. Рыкова, кн. 1–3, М., 1954–60.

Л. Азарх. Москва.

Oeuvres complètes, вступит. ст., комментарии и примечания Арменго, v. 7–6, Р., 1924–27; Journal du voyage en Italie par la Suisse et l"Allemagne en 1580 et 1581, P., ; Gesammelte Schriften, Bd 1–8, 2 Ausg., 1915.

Лит.: Миллер О., M. и его взгляд на народную словесность, "Отечеств. записки", 1864, т. 155, No 7; Л-кий И., Очерк развития скептич. во Франции в XVI и XVII вв., "Знание", 1873, No 1, 3, 8, 12; Mережковский Д., Монтань, "Рус. мысль", 1893, кн. 2; Пиков В., У истоков эмпиризма, "Под знаменем марксизма", 1933, No 5; История философии, т. 2, М., 1941 (см. Указатель имен); История философии, т. 1, М., 1957 (см. Именной указатель); Коган-Бернштейн Φ. Α., Μ. Монтень и его "Опыты" в кн.: Монтень М., Опыты, кн. 1, М.–Л., 1954; Баскин М. П., M. M. как философ, там же; Богуславский В. М., "Опыты" М. М.,"Вопр. философии", 1956, No 5; Коган-Бернштейн Φ. Α., Филос. воззрения М. М., в кн.: Монтень М., "Опыты", кн. 3, М.–Л., 1960; Кессель Л. M., M. и его "Опыты", "Вестн. истории мировой культуры, 1961, No 1; Воnnefon P., Montaigne, l"homme et l"oeuvre, P., 1893; Gide Α., Essai sur Montaigne, P., 1929; Ρlattard J., Montaigne et son temps, P., ; Villey P., Les sources et l"évolution des Essais de Montaigne, 2 éd., v. 1–2, Ρ., 1933; Strowski F., Montaigne. Sa vie publique et privée, P., ; Brunschvicq L., Descartes et Pascal, lecteurs de Montaigne, N. Y.–P., ; Weiler M., Pour connaitre la pensée de Montaigne, , 1948; Friedrich H., Montaigne, Bern, ; Сallоt Ε., Von Montaigne zu Sartre, Meisenheim, 1953; Schon P. M., Vorformen des Essays in Antike und Humanismus, Wiesbaden, 1954; Моreau P., Montaigne. L"homme et l"oeuvre 4 éd., P., ; Fraure D. M., Montaignes discovery of , N. Y., 1955; Tannenbaum S. Α., Μ. Ε. de Montaigne (A concise bibliography), N. Y., 1942.

В. Богуславский. Москва.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

МОНТЕНЬ

МОНТЕНЬ (Montaigne) Мишель Эйкемде (28 февраля 1533, замок Монтень в Перигоре, Франция - 13 сентября 1592, там же) - французский философ-скептик, писатель-гуманист и просветитель эпохи Возрождения. Происходил из купеческой семьи Эйкемов, получившей “дворянство мантии” в конце 15 в. Окончил Коллеж в Бордо (1546). В 1558-71 - советник бордоского парламента (судебного учреждения), в 1581-85 - мэр Бордо. В 1588 - депутат Генеральных штатов, на короткое был заключен в Бастилию, освобожден благодаря Екатерине Медичи; друг Генриха IV. Как общественный деятель Монтень выступал за примирение различных политических сил, сильную центральную , единство нации и государства, прекращение гражданских войн, свободу вероисповедания (осудил Варфоломеевскую ночь и преследование гугенотов).

Главным делом своей жизни Монтень считал написание “Опытов” (“Les Essais”, кн.1-2,1580; рус. пер. 1954-60), над которыми работал до самой смерти и выпустил при жизни еще три издания (1582,1587,1588; последние два - в трех книгах). Владея виртуозной техникой интроспекции, Монтень - через описание самого себя - воссоздал в “Опытах” обобщенный образ философствующего аристократа эпохи Возрождения - мыслителя-скептика, гуманиста, моралиста и вольнодумца.

Провозгласив, что “философствовать - значит сомневаться” (здесь и далее цит. по изд.: Опыты в трех книгах, кн. 2. M., 1980, с. 307), Монтень выступает с критикой схоластики, всякой отвлеченной философии, догматической теологии, притязаний разума на “всеведение”. Однако этот критический не мешает ему придерживаться четких позиций натурализма, эмпиризма и эпикуреизма. В отличие от философов-рационалистов он видит не только силу разума, но и его слабость, ограниченность и тенденциозность: вместо “неподкупного разума” имеет “инструмент из свинца и воска, который можно удлинять, сгибать и приспособлять ко всем размерам” и благодаря которому легко составить “сто мнений об одном и том же предмете” (кн. 2, с. 498). Вслед за Монтенем Паскаль будет учить о “разуме-флюгере”, который вращается во все стороны под влиянием чувств, воображения, памяти, интереса и вообще всякой выгоды. Схоластическому разуму Монтень противопоставляет “естественный ум” и человека, схоластической науке, “богом которой является Аристотель”, и “колючим хитросплетениям диалектики” - “новое знание” и “новую науку”, опирающиеся на жизненный , фактическое изучение объектов, свободное исследование. Он признает, что “знание и являются уделом только Бога” (кн. 2, с. 389), человек же постепенно продвигается в познании, и то, “что осталось неизвестным одному веку, разъясняется в следующем” (с. 493); т. о., Монтень занимает гибкую позицию между “чистым неведением” (агностицизмом) и “самомнением всезнания”.

Смелый критик исторического христианства с его религиозным фанатизмом, обличитель эмпирических нравов, бытующих в Церкви, Монтень обвиняет современных ему христиан в религиозном нечестии и сетует на то, что “божественное и небесное учение” находится в “столь порочных руках” (кн. 2, с. 383). В 1676 Церковь внесла “Опыты” в Индекс запрещенных книг. Все последующие вольнодумцы опирались на Монтеня в их оппозиции религии и Церкви. Вместе с тем Монтень считал “чудовищным и противоестественным учением”, обличал “безумие человеческого самомнения”, гордыню “атеистического ума”. Монтень намерен обуздать эти “высокомерные притязания” средствами самого разума, просветленного возвышающей верой в Бога-творца, “великого зодчего” вселенной. Он одобряет замысел испанского богослова Раймунда Сабундского обосновать в “Естественной теологии” (в духе Фомы Аквинского) “все положения христианской религии с помощью естественных доводов и доводов человеческого разума” (кн.2, с. 381).

Монтень видит в философии (не умозрительно-схоластической, а “живой античной мудрости”) “умного наставника”, высвечивающего главные жизненные ценности и дарующего духовное и физическое здоровье человеку. “Душа, ставшая вместилищем философии, непременно наполнит здоровьем и тело” (кн. 1, с. 150). Культ “естественного человека”, счастья и радостей жизни - основа гуманизма Монтеня, заостренного против христианского аскетизма, стоицистского нравственного ригоризма (“пугала, устрашающего человеческий”) и всяческого насилия над личностью. Ему больше по душе “мягкий эпикуреизм”, “этика наслаждения”, в которой он видел избавления от страдания и трагизма жизни. Где для человека , там должны быть для него и радость, и здравый . Не “ходульный аскетизм”, а жизнь в соответствии с разумом и простыми требованиями нашей “матери-природы” - такова, по Монтеню, основа человеческого достоинства и “естественной добродетели”. Этой “великой простоте”, малодоступной людям высшего света, вращающимся в “зачумленном мире” сословного лицемерия, суеты показной жизни, следует учиться у простых крестьян или даже у “дикарей” Нового Света, живущих в согласии и гармонии с природой. Несовершенному человеку, “полному лжи и слабости”, Монтень противопоставляет “естественного человека”, считая даже, что “уменье достойно проявить себя в своей природной сущности есть совершенства и почти божественное” (кн. 3, с. 311). Монтень развенчивает схоластическую трактовку человека как “царя природы” и считает его “сыном природы”, как бы “забывая” о его сотворении Богом “по своему образу и подобию”. Отсюда его “естественные размышления” о жизни и смерти (“ни природа, ни разум ничего не говорят нам о бессмертии”), душе и теле и т. д.

“Опыты” оказали влияние на развитие философии и культуры в Европе. Они способствовали развенчанию одностороннего рационализма и утверждению принципов натурализма и эмпиризма (Бэкон , Гассенди, Паскаль , Локкидр.), скептицизма (Декарт , Паскаль), вольнодумства (Паскаль , Бейль, Вольтер , Юм, французские материалисты), гуманизма в педагогике (Локк , Руссо). После Монтеня в Европе был подорван “строгого трактатного философствования” и стал популярным свободный размышлений в форме “опытов”, или “эссе”, получивший наименование “эссеистского стиля философствования”. Этой изящной форме в философии отдали дань Бэкон, Паскаль, Вольтер, Юм, Шопенгауэр, Ницше и многие другие.

Соч.: Oeuvres complètes, ν. 1-6. R, 1924-27; Essais, v. 1-3. P., 1992; в рус. пер. : Опыты в трех книгах. M.-Л„ 1954-60; 2-е изд., М., 1979-80.

Лит.: Богуславский В. М. У истоков французского материализма и атеизма. М., 1964; Он же. Скептицизм в философии. М., 1990; Рыкова Н. Я. Писатели Франции. М., 1964; Michel P. Continuité de la sagesse française (Rabelais, Montaigne, La Fontaine). P., 1965; Clauser A. Montaigne paradoxal. P., 1972; Norton G. Montaigne and the introspective Mind. P., 1975; Montaigne (1580-1980). Actes du Colloque international (USA- France-1980). P., 1983; Screech Μ.Α. Montaigne and melancholy: The Wisdom of the “Essais”. L., 1983; Konsiantinovic J. Montaigne et Plutarque. Gen., 1989; TortelJ. Montaigne. P., 1990; Montaigne et la révolution philosophique de XVI11 siècle. Brux., 1992.

Нострада?мус (14 декабря 1503 — 2 июля 1566) — французский провидец, врач и алхимик, знаменитый своими пророчествами.

Первоначальное образование Нострадамус получил дома под руководством деда, которому удалось пробудить в маленьком Мишеле интерес к тайнам звездного неба. Вскоре занятия Нострадамуса настолько вышли за рамки обычной детской любознательности, что ок-ружающие прозвали его «маленьким звездочетом».

Родовой герб Нострадамуса.

В 1534 году Мишель получил докторскую степень. С этого момента его фамилия пишется на латинский манер: «Nostradamus». В том же 1534 году он снова отправляется в странствия, в ходе которых знакомится с известным астрологом и учёным Жюлем Сезаром Скалигером. Вероятно по предложению Скалигера в 1536 году Нострадамус обосновался в Ажене. Вскоре в его жизни начинается чёрная полоса. В 1537 году от чумы в Ажене погибают жена и дети, в 1538 году его допрашивает Инквизиция по причине якобы имевших место нелестных высказываний о некой статуе Девы Марии, и в том же году по неясным причинам возникает смертельная ссора Нострадамуса со Скалигером. Нострадамус покидает Ажен. От Скалигера он получит впоследствии несколько ядовитых антисемитских эпиграмм, в которых тот намекает на скрытое иудейство Нострадамуса. Но младший сын Нострадамуса будет назван Сезаром — возможно в честь Скалигера. Следующие несколько лет Нострадамус проводит в странствиях по Италии и Германии. В 1544 году возобновляет врачебную практику в Марселе, а в 1546 году борется с чумой на юго-востоке Франции в Экс-ан-Провансе. За самоотверженный труд врача он был удостоен парламентом Экс-ан-Прованса пожизненной пенсии. Существуют легенды о чудодейственной силе созданных им лекарств, однако дошедшие до наших дней рецепты не выходят за рамки традиционной медицины XVI века. В 1547 г. Нострадамус женился на Анне Понсард, и от этого брака родится впоследствии шесть детей, в том числе Сезар де Нотрдам.

Нострадамус в Ажене с Ю.Ц. Скалигером и будущей женой, к/ф «Нострадамус», 1994


Сезар де Нотрдам

Портрет Нострадамуса в его рабочем кабинете. Из прижизненного издания


Автограф Мишеля Нострадамуса в регистрационной книге медицинского факультета университета города Монпелье.


Обращение знаменитого врача к астрологии и пророчествам выглядело неожиданным. В 1555 г. Нострадамус опубликовал свой первый астрологический альманах, и в том же году в Лионе выходит в свет первое издание Центурий, содержащее 353 катрена с предисловием сыну Сезару. Известно, что эти пророчества принесли ему неприятности. По прибытии в Париж Нострадамус был предупреждён, что власти готовятся допросить его о том, какие науки он практикует, и каким образом делает предсказания. Он срочно возвращается в Салон-де-Прованс, а затем в 1556 г. отправляется в Италию. При этом пророческая деятельность продолжается. В 1558 г. в заключительной части Центурий Нострадамус обращается к королю Генриху II, называя того повелителем мира и раскрывая ему историю человечества в туманной форме на столетия вперёд. Неизвестно, успел ли король, погибший на турнире уже в 1559 году, ознакомиться с письмом предсказателя. После гибели Генриха II, по приглашению сестры покойного, Нострадамус встречается при дворе с королевой Екатериной Медичи. В 1561 г предсказателю едва удалось спастись от крестьян-католиков, обвинивших его в симпатии к гугенотам. В том же году власти на пару дней взяли Нострадамуса под домашний арест, требуя описать судьбу короля Карла IX. Ответ Нострадамуса не сохранился. В 1564 г. Екатерина Медичи и Карл IX навещают предсказателя в Салоне и затем приглашают на встречу в Арль, где назначают его королевским медиком и советником. Однако уже 2 июля 1566 г. Нострадамус умер в Салоне от осложнений подагры. На мраморной плите над его могилой высечена надпись

«Здесь покоятся кости знаменитого Мишеля Нострадамуса, единственного из всех смертных, который оказался достоин запечатлеть своим почти божественным пером, благодаря влиянию звёзд, будущие события всего мира»

Бюст М. Нострадамуса в г. Салоне

Известна легенда, как однажды Нострадамус предсказал судьбу двух поросят: белого поросёнка, сказал он, съест волк, а чёрного подадут на обед. Чтобы посрамить провидца, хозяин велел заколоть белого поросёнка, но тот уже был съеден волком, и повар заколол чёрного, в чём затем признался. К периоду итальянских путешествий относится легенда о предсказании папского престола молодому монаху Felice Peretti (будущий Папа Сикст V). В 1820 и 1839 гг. были опубликованы «Пророчество Филиппа Оливариуса» и «Пророчество Орваля, записанное Филиппом Оливариусом», датированные якобы 1542 и 1544 гг. соответственно. Возникли слухи, что на самом деле они сделаны Нострадамусом во время его остановки в ходе странствий в аббатстве Орваль. Старая легенда, пересказанная Шавиньи, первым исследователем творчества Нострадамуса, утверждает, что однажды провидец помог королевскому слуге найти потерянную породистую собаку. Самая громкая легенда связана с предсказанием гибели на турнире короля Франции Генриха II. Вероятно, она имеет под собой основания, так как после этих событий Нострадамус получил признание при королевском дворе. . Ранее Шавиньи для обоснования этой легенды использовал более сложные рассуждения. Тот же Шавиньи пишет, что был свидетелем, как Нострадамус заранее предсказал день и час своей смерти.

Критика

И при жизни и после смерти пророчества Нострадамуса подвергались критике. Основной аргумент критиков заключается в том, что катрены слишком туманны и неконкретны, чтобы их можно было считать настоящими предсказаниями — каждую фразу можно интерпретировать десятками разных способов и в конце концов «подогнать» интерпретацию под реально произошедшие события. Этим, по мнению критиков, и занимаются поклонники Нострадамуса. Действительно, до сих пор никто публично не смог предсказать ни одно событие в будущем, пользуясь так называемыми «пророчествами». Все интерпретации текстов Нострадамуса являются наложением «предсказаний» на уже прошедшие события с целью доказательства их истинности. В современный период лагерь скептиков возглавил представитель Образовательного фонда Джеймса Рэнди и разоблачитель парапсихологии Джеймс Рэнди (James Randi). Сотрудники Образовательного фонда (Форт-Лодердейл, Флорида) регулярно опровергали газетные публикации о кажущейся связи поэзии Нострадамуса с современными событиями. Наиболее ожесточённые споры велись в 1999 году и сразу после событий 11 сентября 2001 года.

Пусть тот, кто будет читать эти стихи, зрело обдумает их.
Да не коснётся их непосвящённая и невежественная толпа.
И все астрологи, сопляки, варвары пусть держатся от них подальше.
Тот, кто поступит иначе, да будет проклят согласно обряду.
(Приписка после 6 центурии)
Более 500 лет будут его рассматривать,
Того кто был орнаментом своего времени,
Потом в один миг будет дарована большая ясность,
Что сделает их очень довольными этим веком.
(Катрен 3:94)

Варфоломеевская ночь

Две злых [планеты] соединятся в Скорпионе,
Великий Сеньор убит в зале,
Чума в церкви, благодаря новому королю,
Нижняя и Северная Европа.


Две злых планеты — Марс и Сатурн — впервые с момента обнародования пророчества соединились в Скорпионе в августе 1572 года, что соответствует событиям Варфоломеевской ночи (24.авг.1572); апогей раскола церкви во Франции. Заговор, организованный матерью короля Карла IX, Екатериной Медичи, с целью устранения лидера французских протестантов, адмирала Колиньи, вышел из-под контроля. Адмирал был убит в отеле де Бетизи, но резня начала распространяться подобно чуме по Парижу, окрестностям, и перекинулась в соседние города. Королю Карлу IX оставалось только примкнуть к католикам и взять на себя ответственность за случившееся. После этого южные протестантские провинции со столицей в городе Ла Рошель заявили о своей политической независимости

Великая Северная война
Люди Восточные ведомые лунной силой,
В 1700 году [совершат] великие походы,
Почти покорив угол Аквилона.

1700 год известен в истории как начало Северной войны, начатой по инициативе России и её союзников против Швеции, в результате которой Россия вернёт Прибалтику («северный угол» империи) и захватит часть Финляндии, обеспечив себе надежный выход к Балтийскому морю. «Аквилон» — поэтический термин, обозначающий страну северного ветра; так можно назвать и Россию, и Швецию. Термин «лунная сила» понимается в контексте катрена 1:48: хронологические рамки Северной войны (1700—1721) приходятся на середину астрологической эпохи Луны (1535—1888).


Падение Персии

В третьем климате, под знаком Овна,
В год 1727, в октябре,
Царь Персии взят Египтянами,
Смерть, потеря, кресту посрамление.

3 октября 1727 года ставленник афганской знати Ашраф, шах Персидский, страна которого была расколота внутренними конфликтами, признал вассальную зависимость от Турции, а также передал туркам около половины территории Персии, включая и Тегеран (столица современного Ирана). Египет в 1727 году был частью Османской империи. Посрамление же потерпела Россия, отказавшаяся от возможности сместить узурпатора Ашрафа из опасений испортить отношения с турками. После смерти Петра I Россия перешла к осторожной внешней политике. Управляющий иностранными делами России, вице-канцлер Остерман, в 1727 году писал: «Наша система должна состоять в том, чтобы убежать от всего, что могло бы нас в какие проблемы ввести». Катрен исполнился лишь частично: шах не был взят в плен, а сама Персия, согласно Агапию Манбиджскому, находится под знаком Тельца.

Французская революция 1792 года
«Год 1792 будут полагать годом обновления века» (Письмо Генриху)

10.авг.1792 во Франции была свергнута монархия. Революционеры провозгласили указанный год началом новой эры, первым годом Французского республиканского календаря. Критики говорят, что здесь Нострадамус всего лишь указывает на теорию планетных циклов. Из трактата Р.Русса (1548): поговорим о великом и чудесном соединении, которое, как говорят господа астрологи, произойдет около 1789 года нашего Господа, через 10 оборотов Сатурна…Мы приближаемся к грядущему обновлению мира… через примерно 243 года от настоящего трактата»

Республиканский календарь на II год Республики

Рождение Гитлера

Потерянный найден, скрывавшийся долгий век,
Будет [этот] пастор почитаем как полубог,
Таким образом Луна, завершившая свой цикл,
Будет осквернена иными желаниями

В 1889 году, по завершении эпохи Луны, родился А.Гитлер. Остальные строки катрена могут быть поняты в контексте мифологии Третьего рейха. Маниакальной идеей Гитлера, навеяной философией Ницше, было вывести из «истинных арийцев» новую породу людей, «сверхчеловека» (полубога). Почести самому фюреру, как спасителю немецкой нации, были подобны почитанию божества, а книга «Майн кампф» заменила для немцев Библию. Гитлера называли аскетом и пуританином, гениальным архитектором и полководцем, новым Великим Фридрихом. Образ прусского короля Фридриха II (1712—1786), который был личным героем Гитлера, стал символом немецкого возрождения, «идеалом нордической красоты» (А.Розенберг). Исполнитель ролей Фридриха в кино актёр Отто Гебюр был лишён права играть другие роли, так как это, по мнению Геббельса, могло «очернить уже созданный образ Великого Короля». Таким образом, первая строка катрена может указывать, что Гитлер родился примерно через век после смерти Фридриха.

Образование и падение СССР
«И в месяце октябре произойдёт так, что случится некое великое перемещение, — такое, что подумают было, что махина Земли потеряла своё природное направление, и погрузилась в вечные потёмки. До этого, в весеннее время, и после этого будут исключительные перемены и смены власти, великие землетрясения, с разрастанием новой Вавилонии, презренной дщери, приращённой мерзостью первого холокоста, и продержится [она] лишь 73 года и 7 месяцев».

В 1984 году астролог П.Глоба попал в Лефортовскую тюрьму, поскольку цитата воспринималась властями как предсказание о падении советской власти. Здесь упомянут месяц октябрь, поэтому многие интерпретаторы принимают Октябрьскую революцию за дату образования Вавилонии. Однако юридически власть большевиков установилась 19.01.1918 с разгона Учредительного Собрания — высшего представительного и законодательного органа. Поэтому 73 года и 7 месяцев истекают 19.08.1991 — этот день известен в истории как Августовский путч, спровоцировавший окончательный распад СССР. Возможно, упомянутое Нострадамусом в начале абзаца «великое перемещение» касается замены в России в 1918 г Юлианского календаря на Григорианский календарь: в этот год после 31 января наступило сразу 14 февраля. «Перемена власти в весеннее время» — Февральская революция (начавшаяся 8 марта по григорианскому календарю).

Вторая мировая война

В состав Великой Германии войдут
Брабант, Фландрия, Гент, Брюгге и Булонь
В результате ложного перемирия.
Великий герцог Армении штурмует Вену и Кёльн.

Предсказана оккупация Нидерландов и Люксембурга (Брабант), Бельгии (Фландрия, Гент, Брюгге) и севера Франции (Булонь) немецкой армией в результате капитуляции французов. Затем оккупация Австрии (Вена) и Германии (Кёльн) войсками с Востока. К сожалению, не указана дата, однако описанные события имели буквальное исполнение в 1940—1945 гг. В период войны Германии с Францией и странами Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург) катрен был замечен и активно использовался министерством пропаганды Геббельса; однако последняя строка умышленно искажалась. Позднее интерпретаторы заметили, что «герцогом Армении» можно назвать Сталина, рождённого в Грузии (Закавказье), а Кёльном может быть и Берлин (старое название города Кёльн-на-Шпрее)

Холокост

После сожжения рубах
Погонщики ослов сменят различные одежды.
Люди Сатурна сожжены мельниками,
Кроме тех, кто не будет одет.

Первое еврейское вооружённое формирование, созданное в 1915 году в Англии с целью освобождения Израиля от турок, называлось «Zion Mule Corps» — «отряд погонщиков мулов». Идентифицировать «народ мельников» позволяет текст К.Маркса: «Мельницы на козлах, так называемые немецкие мельницы, являлись до середины XVI века единственно известными». Сатурн в астрологии связывается с субботой, которая считается святым днём у евреев. С 1942 года большая часть евреев Европы была переодета в одежду узников концлагерей, из них около 6 млн чел. погибло в результате холокоста

Ленин, Гитлер и Сталин

В пророчествах Нострадамуса даны три хронологии со сроками жизни библейских предков от Сотворения мира до Иисуса Христа. Две хронологии размещены в Письме Генриху и имеют длины 4758 (4757) и 4173,666 лет соответственно. Третья хронология, длина которой 4056 лет, содержится в альманахе на 1566 год. Несоответствие длин хронологий позволяет предполагать, что они используются для предсказания событий будущего. А.Пензенский находит истоки этой идеи в концепции Иоахима Флорского о повторяемости истории, Д. и Н. Зима обращаются к иносказательным инструкциям Нострадамуса по ходу текста, другие интерпретаторы ссылаются на еврейские традиции толкования Торы. В была выдвинута гипотеза, что хронологии необходимо приложить к некоторой точке отсчёта (например, 1557,487 — дата написания Письма Генриху, или 1242 — конец 6000 лет от Сотворения Мира согласно I хронологии) и затем сжать, так чтобы конец 6000 лет в каждой из них совместился с датой 2033,02 от Р. Х. (см. пояснения ниже). Тогда возникают загадочные совпадения:
1557,487 + (2033,02 − 1557,487) × 4173,666 ÷ 6000 = 1888,273 (20 апреля 1889) родился Гитлер
1242,000 + (2033,02 − 1242,000) × 4758,000 ÷ 6000 = 1869,279 (22 апреля 1870) родился Ленин
1557,487 + (2033,02 − 1557,487) × 4056,000 ÷ 6000 = 1878,947 (21 декабря 1879) родился Сталин


С громкими мистификациями на тему предсказаний о разрушении башен Всемирного Торгового Центра можно познакомиться здесь. Из реальных пророчеств Нострадамуса к событию более других подходит

Где всё хорошо и прекрасно, Солнце и Луна, изобилие,
Там приближается разорение,
С неба придёт ввергнуть твою судьбу
В состояние седьмого камня.

Солнце и Луна — алхимические символы золота и серебра. «Седьмым металлом» алхимики называли ртуть, однако этот термин был запрещён церковью, признававшей существование только шести металлов. Неожиданная катастрофа, подобная падению метеора, приходит с неба, провоцируя экономический кризис в процветающей стране. Производится эффект обратный действию философского камня: золото и серебро этой страны обесцениваются, превращаясь в ртуть. К сожалению, катрен не имеет хронологической привязки


На протяжении столетий толкователи видят в пророчествах Нострадамуса нечто близкое и удивительное, часто глубоко личное, выходящее за рамки простой случайности. Однако проходит время, и новые поколения обнаруживают новое понимание ранее разъяснённых фраз. При этом их аргументы остаются в рамках субъективного восприятия вероятностей и носят в конечном итоге квазирелигиозный характер. Однако из вышесказанного всё же должно быть видно, являются ли усилия нострадамоведов банальной глупостью. Другими объяснениями являются: синхронистичность и магия, богодухновенность текстов, астрологическая повторяемость истории.

МОНТЕНЬ, МИШЕЛЬ ЭЙКЕМ ДЕ (Montaigne, Michel Eyquem de) (1533–1592), французский писатель и философ. Родился 28 февраля 1533 близ Бордо. Его отец, Пьер Эйкем, принадлежал к верхушке среднего класса.

В раннем детстве Монтень воспитывался по педагогической методе отца, схожей по духу со взглядами на воспитание Ф.Рабле . Наставник мальчика не говорил по-французски и беседовал со своим подопечным только по-латыни. В 6 лет Монтеня отдали в школу, а в 21 год, закончив изучение античных авторов, философии и права в Тулузском университете, он получил судейскую должность. Вскоре он подружился со своим коллегой – Этьеном де Ла Боэси. За всю жизнь у Монтеня не было человека ближе, и ранняя смерть Ла Боэси в 1563 оставила в его душе глубокий след.

Какое-то время Монтень был не лишен политического честолюбия. Франция в ту пору погружалась в пучину религиозных войн; Монтень хотя и принял сторону католиков, но и по складу характера, и по жизненному опыту был приверженцем веротерпимости. Среди его ближайших родственников и друзей было немало гугенотов, и сам он одно время склонялся к религиозному компромиссу. Позднее он пришел к выводу, что принимать какие-то части католической доктрины и отбрасывать другие невозможно, поскольку церковное учение представляет собой единое целое.

В 1565 Монтень женился на Франсуазе де Шассань; невеста принесла ему солидное приданое. После смерти отца в 1568 он получил в наследство родовое поместье Монтень. Здесь он поселился в 1571, продав свою судейскую должность и выйдя в отставку.

Первым литературным трудом Монтеня был предпринятый по просьбе отца перевод латинского трактата, автор которого, испанский теолог Раймунд Сабундский, искал доказательства истинности католической веры в доводах человеческого, естественного разума. Такой подход был противоположен тому, что отстаивал Монтень, а именно: что вера – за пределами разума и выше его. Анализу воззрений испанского богослова и изложению собственных важнейших мыслей о религии посвящена Апология Раймунда Сабундского – самое обширное эссе Монтеня; работа над ним началась через семь лет после публикации перевода.

Самые ранние из эссе Монтеня относятся к 1572 – году Варфоломеевской ночи и начала гражданской войны. Поначалу это были заметки о прочитанном. Любимые книги Монтеня в ту пору – послания Сенеки, Плутарх во французском переводе Ж.Амио, латинские поэты и несколько современных ему исторических и мемуарных сочинений. Более всего Монтеня занимали такие вещи, как управление государством, война и особенности человеческого поведения. Рассказы путешественников также вызывали его интерес. На одном из таких рассказов основано эссе О каннибалах , где Монтень за два века до Ж.Ж.Руссо развивает идею о «благородном дикаре».

Первые две книги Опытов были опубликованы в 1580 в Бордо. Уже в этих ранних сочинениях личная тема начинает уступать место более общим и литературным вопросам. В 1577 Монтень перенес первый приступ мочекаменной болезни, а спустя три года отправился лечиться на воды – в Германию и Италию. Плодом этого путешествия стал Путевой дневник (Journal de Voyage ).

Тем временем Монтеня вторично избрали мэром Бордо. Второй срок его пребывания на этой должности был отмечен возобновлением Гражданской войны и посещением Бордо наследником престола, Генрихом Наваррским. Монтень принимал принца и заслужил его расположение. Но к тому времени он уже утратил политическое честолюбие, стремился к уединению в своем замке, и мысли его были заняты работой над третьей книгой Опытов .

Третья книга и добавления, которые сделал Монтень к первым двум, носят в основном автобиографический характер. Более всего его интересует собственный опыт – не потому, что представляется ему уникальным, а потому, что это единственное свидетельство, на которое он может опираться.

В 1588 Монтень встретил в Париже Мари де Гурне, молодую девушку, пылкую почитательницу его идей. Она стала Монтеню как бы приемной дочерью и в 1595 выпустила посмертное издание Опытов .

Последние годы жизни Монтеня были омрачены болезнями – камни в почках, подагра, ревматизм. Еще не достигнув шестидесятилетия, он чувствовал себя стариком. Несмотря на все недуги, он старался поддерживать активный образ жизни, однако от приглашения Генриха IV приехать к нему, сделанного в 1590, отказался. Умер Монтень близ Бордо 13 сентября 1592.

Опыты Монтеня – это проверки, испытания, которым он подвергает собственные мнения по разным вопросам. Воспитание, дружба, родительская любовь, свобода совести, власть над собственной волей – все рассматривается с точки зрения личного опыта и подкрепляется цитатами. Монтень приходит к выводу об относительности всех вещей.

Популярность Монтеня, возникшая еще при его жизни, продолжалась более полувека после его кончины. Д.Флорио перевел его труды на английский в 1613, но Шекспир, возможно, познакомился с ним десятью годами ранее. Подход Монтеня к религии был вскоре осужден Церковью, и популярность его упала. Однако в 17 в. он был излюбленным автором и для либертинов, и для Паскаля, который всю жизнь вел спор со здравомыслием Монтеня. Даже в период спада интереса к Монтеню, между 1669 и 1724, среди его поклонников был, например, Ж.Лабрюйер . 18 в. вновь оценил воззрения Монтеня, а 19 в. – тонкость его психологических рассуждений.



Похожие статьи
 
Категории