Биография. Произведения Михаила Афанасьевича Булгакова

08.04.2019

РЕФЕРАТ

На тему:Киев в творчестве Михаила Булгакова

Студентки І курса, 2 группы

Института математики, экономики и механики

Факультета психологии

Калустовой Анны

Одесса 2015


ВВЕДЕНИЕ

ДЕТСТВО М. БУЛГАКОВА………………………………..........................4

ТВОРЧЕСТВО М. БУЛГАКОВА…………………………………………..6

ВЫВОДЫ……………………………………………………………………..10

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………11


ВВЕДЕНИЕ

Место, где родился человек, - это самое дорогое для него. Будь это город, село или деревня, оно навсегда останется в сердце человека. Ведь это маленькая родина, где прошли самые счастливые дни жизни. Всегда с любовью и нежностью мы вспоминаем этот милый сердцу уголок. Узы, связывающие человека с родиной, могут лишь ослабевать, но они никогда не рвутся.

Вот и Михаил Афанасьевич Булгаков был тем человеком, который всем сердцем любил свою родину. Писатель родился в 1891 году в Киеве. Михаил Булгаков был одним из немногих классиков, обессмертивших Город в своих книгах. О Киеве писали и Куприн, и Паустовский, но лишь Булгаков смог описать родной город с такой любовью и юмором.


ДЕТСТВО МИХАИЛА БУЛГАКОВА

Его родители снимали дом на тихой улице Воздвиженской 10. Улица не просыхала и была практически непроездной - мостовой в 90-х годах XIX века еще не было, и весной и осенью пыльные дороги превращались в сплошное болото. Очень долго улица оставалась заброшенной. А при ее реконструкции в начале столетия, дом № 10 снесли. Сейчас на этом месте располагается коттеджный городок с домами-новоделами, стилизованными под киевское барокко. Недалеко находилась Воздвиженская церковь, где и был крещен маленький Булгаков. Будущий писатель был наречен в честь архангела Михаила, покровителя Киева. Родители Булгакова съехали с Воздвиженской улицы, когда ему был один год. И поэтому прекрасная Воздвиженская не запечатлелась в произведениях Булгакова. Одним своим концом Воздвиженская выходит на Андреевский спуск, но об этом позже.

Потом семья Булгаковых переехала в дом 9 на ул. Кудрявской, где располагается Музей Пушкина, именно там жил Михаил Афанасьевич. Этот дом принадлежал Вере Николаевне Петровой, дочери крестного отца Булгакова Николая Ивановича. В этом доме Булгаковы прожили восемь лет - с 1895 по 1903 годы. Семья разрасталась: у Михаила вскоре появилось три брата и три сестры, и Афанасий Булгаков, начиная с 1900 года, искал более просторный дом для своих домочадцев.

Отсюда они переехали на Госпитальную, 4, - но дом до нашего времени не сохранился. Сейчас в здании по бул. Тараса Шевченко, 14, располагается «желтый корпус» Национального университета им. Шевченко. А с 1857 года здесь находилась первая мужская гимназия. Сюда будущий писатель поступил в 1901 году, и на занятия ходил с Кудрявской улицы. Кроме Булгакова, в гимназии учились авиаконструктор Игорь Сикорский, художник Николай Ге, писатель Константин Паустовский. Первую киевскую гимназию писатель увековечил в своих бессмертных произведениях в пьесе «Дни Турбиных» и романе «Белая гвардия».

В церкви Николы Доброго (ул. Покровская, 6) весной 1913 года Булгаков обвенчался со своей первой женой Татьяной Лаппа. Венчал их отец Александр Глаголев, близкий друг Афанасия Булгакова. «Почему-то хохотали под венцом ужасно…», - вспоминала жена писателя. Первое время они жили на Рейтарской, потом переехали на Андреевский спуск, 38. Кстати, в этой же церкви в 1922 году провожали в последний путь мать Булгакова, Варвару Михайловну. Церковь была разрушена в 1936 году, до наших дней сохранился только малый храм с колокольней.

Внимание к творческому наследию М. Булгакова ныне огромно: его книги изданы миллионными тиражами, появились 10-томное, 5-томное собрания сочинения, Институт мировой литературы имени М. Горького объявил о подготовке академического собрания сочинений, произведения писателя экранизируются, инсценируются, пьесы его идут во многих театрах, десятки книг и тысячи статей посвящены творчеству и жизни Мастера — М. Булгакова.

Детские и юношеские годы Михаила Афанасьевича Булгакова прошли в Киеве. Здесь он родился 15 мая 1891 года в семье преподавателя Киевской Духовной Академии Афанасия Ивановича Булгакова и его жены Варвары Михайловны. После него в семье появились еще два сына и четыре дочери: Вера (1892), Надежда (1893), Варвара (1895), Николай (1898), Иван (1900), Елена (1901).

Однокашник М. Булгакова писатель Константин Паустовский вспоминал: "Семья Булгаковых была хорошо известна в Киеве — огромная, разветвленная, насквозь интеллигентная семья… За окнами их квартиры постоянно слышались звуки рояля,.. голоса молодежи, беготня, смех, споры и пение. Такие семьи… были украшением провинциальной жизни".

В 1907 году отец — Афанасий Иванович — умер, однако Академия выхлопотала семье Булгаковых пенсию, и материальная основа жизни была достаточно прочной.

После окончания гимназии в 1909 году М. Булгаков поступил на медицинский факультет Киевского университета. Учась в университете, в 1913 году женился на Татьяне Николаевне Лаппа (дочери управляющего Казенной палатой в Саратове).

Университет закончил в 1916 году. После нескольких месяцев службы в качестве госпитального врача был направлен в Никольскую земскую больницу Смоленской губернии, а через год был переведен в Вязьму, в городскую земскую больницу заведующим инфекционным и венерологическим отделением; по отзывам начальства, "зарекомендовал себя энергичным и неутомимым работником".

В феврале 1918 года М. Булгаков возвратился в Киев, где открыл частную врачебную практику; здесь пережил целый ряд переворотов: белых, красных, немцев, петлюровцев. Этот киевский год Булгакова отразился затем в его романе "Белая гвардия".

Осенью 1919 года мобилизуется Добровольческой армией, попадает на Северный Кавказ, становится военным врачом Терского казачьего полка.

В декабре того же года оставляет службу в госпитале, с приходом большевиков начинает работать журналистом в местных газетах, заведующим литературным отделом (Лито) подотдела искусств Владикавказского ревкома, выступает с докладами, читает лекции, преподает в Народной драматической студии Владикавказа, пишет несколько пьес и ставит их в местном театре.

В 1921 году начался новый период в жизни М. Булгакова — московский. В сентябре 1921 года журналист, начинающий драматург и писатель приехал в Москву — без денег, но с большими надеждами.

Работал некоторое время в московском Лито (Литературный отдел Главполитпросвета Народного комиссариата просвещения) в должности секретаря, сотрудничал в различных газетах, с 1922 года работал в железнодорожной газете "Гудок" штатным фельетонистом. Всего за 1922-1926 годы в "Гудке" им было напечатано более 120 репортажей, очерков и фельетонов.

В 1925 году М. Булгаков женился на Любови Евгеньевне Белозерской.

В 1932 году с Л.Е. Белозерской развелся и вступил в брак с Еленой Сергеевной Шиловской.

Булгаков сознавал, что журналистом, репортером он был поневоле; у него крепла уверенность, что его путь иной — изящная словесность.

Известность писателю принесли его сатирические повести в первой половине 1920-х годов — "Дьяволиада" (1923) и "Роковые яйца" (1924). Третья часть сатирической "трилогии" — повесть "Собачье сердце" (написанная в 1925 го ду) — опубликована при жизни автора не была. В мае 1926 го да у Булгакова был произведен обыск, в результате которого были изъяты рукопись повести "Собачье сердце" и дневник. В 1920-30-х годах были написаны "Записки на манжетах" (1923), автобиографический цикл "Записки юного врача" (1925-1926) — о работе в земской смоленской больнице, биографическая повесть "Жизнь господина де Мольера" (1932), "Театральный роман (Записки покойника)" (1937), "Тайному другу" (опубл. в 1987 г.).

Настоящий большой успех, слава пришла с романом "Белая гвардия" (1925-1927) и пьесой "Дни Турбиных" (1926), в центре которых — судьба интеллигенции в русской революции. О позиции М. Булгакова как писателя свидетельствуют слова из его выступления 12 февраля 1926 года на диспуте "Литературная Россия": "Пора перестать большевикам смотреть на литературу с узкоутилитарной точки зрения и необходимо, наконец, дать место в своих журналах настоящему “живому слову” и “живому писателю”. Надо дать возможность писателю писать просто о “человеке”, а не о политике".

Таланту М. Булгакова в равной мере были подвластны и проза, и драма (что не часто встречается в литературе): он — автор ряда произведений, ставших классикой драматургии: драматического памфлета "Багровый остров" (1927), пьес "Бег" (1928), "Адам и Ева" (1931), "Блаженство" ("Сон инженера Рейна") (1934), "Последние дни (Пушкин)" (1935), драмы "Кабала святош (Мольер)" (1936), комедии "Иван Васильевич" (1936), пьесы "Батум" (1939). М. Булгаковым написаны также инсценировки литературных произведений: по поэме Н. В. Гоголя "Мертвые души" (1930), по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" (1932), по роману Сервантеса "Дон Кихот".

Во второй половине 1920-х и в 1930-е годы М. Булгаков известен в основном как драматург, часть его пьес была поставлена в театрах, большая же часть была запрещена — в 1929 году Главреперткомом были сняты с репертуара все пьесы М. Булгакова. К концу 1930-х годов начинающими литераторами Булгаков воспринимался как писатель уже забытый, затерянный где-то в 1920-х годах, вероятно — умерший. О таком случае рассказывал сам писатель.

Тяжелая ситуация, невозможность жить и работать в СССР побудили М. Булгакова 28 марта 1930 года обратиться с письмом к Правительству СССР (далее это знаменитое в истории советской литературы письмо цитируется в сокращении):

"Я обращаюсь к Правительству СССР со следующим письмом:

1. После того, как все мои произведения были запрещены, среди многих граждан, которым я известен как писатель, стали раздаваться голоса, подающие мне один и тот же совет.

Сочинить “коммунистическую пьесу” (в кавычках я привожу цитаты), а кроме того, обратиться к Правительству СССР с покаянным письмом, содержащим в себе отказ от прежних моих взглядов, высказанных мною в литературных произведениях, и уверения в том, что отныне я буду работать, как преданный идее коммунизма писатель-попутчик.

Цель: спастись от гонений, нищеты и неизбежной гибели в финале.

Этого совета я не послушался. Навряд ли мне удалось бы предстать перед Правительством СССР в выгодном свете, написав лживое письмо, представляющее собой не опрятный и к тому же наивный политический курбет. Попыток же сочинить коммунистическую пьесу я даже не производил, зная заведомо, что такая пьеса у меня не выйдет.

Созревшее во мне желание прекратить мои писательские мучения заставляет меня обратиться к Правительству СССР с письмом правдивым.

2. Произведя анализ моих альбомных вырезок, я обнаружил в прессе СССР за десять лет моей литературной работы 301 отзыв обо мне. Из них: похвальных — было 3, враждебно-ругательных — 298.

Последние 298 представляют собой зеркальное отражение моей писательской жизни.

Героя моей пьесы “Дни Турбиных” Алексея Турбина печатно в стихах называли “сукиным сыном”, а автора пьесы рекомендовали как “одержимого собачьей старостью”. <…>

Писали “о Булгакове, который чем был, тем и останется, новобуржуазным отродьем, брызжущим отравленной, но бессильной слюной на рабочий класс и его коммунистические идеалы” (“Комс. правда”, 14/X-1926 г.). <…>

И я заявляю, что пресса СССР совершенно права. <…>

3. Я не шепотом в углу выражал эти мысли. Я заключил их в драматургический памфлет и поставил этот памфлет на сцене. Советская пресса, заступаясь за Главрепертком, написала, что “Багровый остров” — пасквиль на революцию. Это несерьезный лепет. Пасквиля на революцию в пьесе нет по многим причинам, из которых, за недостатком места, я укажу одну: пасквиль на революцию, вследствие чрезвычайной грандиозности ее, написать невозможно. Памфлет не есть пасквиль, а Главрепертком — не революция. <…>

4. Вот одна из черт моего творчества, и ее одной совершенно достаточно, чтобы мои произведения не существо вали в СССР. Но с первой чертой в связи все остальные, выступающие в моих сатирических повестях: черные и мистические краски (я — мистический писатель), в которых изображены бесчисленные уродства нашего быта, яд, которым пропитан мой язык, глубокий скептицизм в отношении революционного процесса, происходящего в моей отсталой стране, и противупоставление ему излюбленной и Великой Эволюции, а самое главное — изображение страшных черт моего народа, тех черт, которые задолго до революции вызывали глубочайшие страдания моего учителя М. Е. Салтыкова-Щедрина. <…>

5. И, наконец, последние мои черты в погубленных пьесах — “Дни Турбиных”, “Бег” и в романе “Белая гвардия”: упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране. В частности, изображение интеллигентско-дворянской семьи, волею непреложной судьбы брошенной в годы гражданской войны в лагерь белой гвардии, в традициях “Войны и мира”. Такое изображение вполне естественно для писателя, кровно связанного с интеллигенцией.

Но такого рода изображения приводят к тому, что автор их в СССР, наравне со своими героями, получает — несмотря на свои великие усилия стать бесстрастно над красными и белыми — аттестат белогвардейца-врага, а получив его, как всякий понимает, может считать себя конченным человеком в СССР.

6. Мой литературный портрет закончен, и он же есть политический портрет. Я не могу сказать, какой глубины криминал можно отыскать в нем, но я прошу об одном: за пределами его не искать ничего. Он исполнен совершенно добросовестно.

7. Ныне я уничтожен. <…>

Все мои вещи безнадежны. <…>

8. Я прошу Советское Правительство принять во внимание, что я не политический деятель, а литератор, и что всю мою продукцию я отдал советской сцене. <…>

9. Я прошу Правительство СССР приказать мне в срочном порядке покинуть пределы СССР в сопровождении моей жены Любови Евгеньевны Булгаковой.

10. Я обращаюсь к гуманности советской власти и прошу меня, писателя, который не может быть полезен у себя, в отечестве, великодушно отпустить на свободу.

11. Если же и то, что я написал, неубедительно, и меня обрекут на пожизненное молчание в СССР, я прошу Советское Правительство дать мне работу по специальности и командировать меня в театр на работу в качестве штатного режиссера. <…>

Мое имя сделано настолько одиозным, что предложения работы с моей стороны встретили испуг, несмотря на то, что в Москве громадному количеству актеров и режиссеров, а с ними и директорам театров, отлично известно мое виртуозное знание сцены. <…>

Я прошу о назначении меня лаборантом-режиссером в 1-й Художественный Театр — в лучшую школу, возглавляемую мастерами К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.

Если меня не назначат режиссером, я прошусь на штатную должность статиста. Если и статистом нельзя — я прошусь на должность рабочего сцены.

Если же и это невозможно, я прошу Советское Правительство поступить со мной как оно найдет нужным, но как-нибудь поступить, потому что у меня, драматурга, написавшего 5 пьес, известного в СССР и за границей, налицо, в данный момент, — нищета, улица и гибель.

С волнением ожидаемым и тем не менее неожиданным для писателя был отклик — звонок И. В. Сталина 18 апреля 1930 года.

Это был неожиданный вопрос. Но Михаил Афанасьевич быстро ответил: “Я очень много думал над этим, и я понял, что русский писатель вне родины существовать не может”. Сталин сказал: “Я тоже так думаю. Ну что же тогда, поступите в театр?” — “Да, я хотел бы”. — “В какой же?” — “В Художественный. Но меня не принимают там”. Сталин сказал: “Вы подайте еще раз заявление. Я думаю, что Вас примут”. Через полчаса, наверное, раздался звонок из Художественного театра. Михаила Афанасьевича пригласили на работу" 1 .

Однако принципиально положение М. Булгакова не изменилось, многие его вещи продолжали оставаться под запретом, умер он, так и не увидев очень многих своих произведений опубликованными.

До последних дней шла работа над главной книгой — "закатным" романом "Мастер и Маргарита". 13 февраля 1940 года писатель последний раз диктует поправки к тексту романа.

Умер М. Булгаков 10 марта 1940 года в 16 часов 39 минут. Урна с прахом писателя захоронена на Новодевичьем кладбище.

Михаил Булгаков родился 3 (15) мая 1891 года в Киеве в семье преподавателя духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова. С 1901 года будущий писатель получал начальное образование в Первой Киевской гимназии. В 1909 году поступил в Киевский университет на медицинский факультет. На втором курсе, в 1913 году, Михаил Афанасьевич женился на Татьяне Лаппе.

Врачебная практика

Окончив в 1916 году университет, Булгаков устроился на работу в один из киевских госпиталей. Летом 1916 года его направили в село Никольское Смоленской губернии. В краткой биографии Булгакова нельзя не упомянуть, что в этот период писатель пристрастился к морфию, но благодаря стараниям жены смог победить зависимость.

Во время гражданской войны в 1919 году Булгаков был мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной республики, а затем в армию Южной России. В 1920 году Михаил Афанасьевич заболел тифом, поэтому не смог покинуть страну с Добровольческой армией.

Москва. Начало творческого пути

В 1921 году Булгаков переезжает в Москву. Он активно занимается литературной деятельностью, начинает сотрудничать со многими периодическими изданиями Москвы – «Гудок», «Рабочий» и др., принимает участие в заседаниях литературных кружков. В 1923 году Михаил Афанасьевич вступает во Всероссийский Союз писателей, в котором также состояли А. Волынский, Ф. Сологуб, Николай Гумилев , Корней Чуковский , Александр Блок .

В 1924 году Булгаков развелся со своей первой женой, и уже через год, в 1925 году, женился на Любови Белозерской.

Зрелое творчество

В 1924 – 1928 годах Булгаков создает самые известные свои произведения – «Дьяволиада», «Собачье сердце» , «Вьюга», «Фатальные яйца», роман «Белая гвардия» (1925), «Зойкина квартира», пьеса «Дни Турбиных» (1926), «Багряный остров» (1927), «Бег» (1928). В 1926 году во МХАТе была премьера пьесы «Дни Турбиных» – произведение поставили по личному указанию Сталина .

В 1929 году Булгаков посещает Ленинград, где знакомится с Е. Замятиным и Анной Ахматовой . Из-за острой критики революции в своих произведениях (в частности, в романе «Дни Турбиных»), Михаила Афанасьевича несколько раз вызывали на допросы в ОГПУ. Булгакова перестают печатать, его пьесы запрещено ставить в театрах.

Последние годы

В 1930 году Михаил Афанасьевич лично написал письмо И. Сталину с просьбой предоставить ему право покинуть СССР либо разрешить зарабатывать на жизнь. После этого писатель смог устроиться режиссером-ассистентом во МХАТ. В 1934 Булгакова приняли в Советский союз писателей, председателями которого в разное время были Максим Горький , Алексей Толстой , А. Фадеев.

В 1931 году Булгаков расстается с Л. Белозерской, и, в 1932 году женится на Елене Шиловской, с которой был знаком уже несколько лет.

Михаил Булгаков, биография которого была насыщена разными по характеру событиями, последние годы сильно болел. У писателя диагностировали гипертонический нефросклероз (болезнь почек). 10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич скончался. Похоронили Булгакова на Новодевичьем кладбище в Москве.

Мастер и Маргарита

«Мастер и Маргарита» – самое главное произведение Михаила Булгакова, которое он посвятил своей последней жене Елене Сергеевне Булгаковой, и работал над ним более десяти лет до самой смерти. Роман является наиболее обсуждаемым и важным произведением в биографии и творчестве писателя. При жизни писателя «Мастер и Маргарита» не публиковался из-за запрета цензуры. Впервые роман издали в 1967 году.

Другие варианты биографии

  • В семье Булгакова было семеро детей – три сына и четыре дочери. Михаил Афанасьевич был старшим ребенком.
  • Первым произведением Булгакова был рассказ «Похождения Светланы», который Михаил Афанасьевич написал еще в семилетнем возрасте.
  • Булгаков с ранних лет отличался исключительной памятью и очень много читал. Одной из самых крупных книг, которую будущий писатель прочел еще в восьмилетнем, возрасте был роман В. Гюго «Собор Парижской Богоматери».
  • На выбор Булгаковым профессии врача повлияло то, что большинство его родственников занимались медициной.
  • Прототипом профессора Преображенского из повести «Собачье сердце» стал дядя Булгакова – врач-гинеколог Н. М. Покровский.

Глава первая. Детство и юность

1.1 Семья Булгаковых

Михаил Афанасьевич Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии. Его отец Афанасий Иванович был очень образованным человеком, много читал, владел несколькими иностранными языками. Он даже пробовал свои силы в писательстве, хоть и писал «в стол». Вероятно, писательский талант Булгакову-младшему достался именно от отца. Несмотря на то, что Афанасий Иванович был глубоко верующим человеком, он стремился дать свободу своим детям в вопросах религии и отдавал их в светские школы.

Мать Булгакова Варвара Михайловна была учительницей в гимназии. Она происходила из семьи священника, в то же время обладала широким кругозором и получила в своё время более чем достойное образование. Благодаря неиссякаемой энергии матери семья смогла достойно пережить и преждевременную кончину отца, и первую мировую войну. В семье Булгаковых было всего семеро детей. Хоть они не были богаты, на жизнь им хватало. Родителям удалось всем детям дать хорошее образование и обустроить их дальнейшую жизнь.

Всё детство Михаил провёл в компании своих сестёр и братьев-погодок, более обособленно себя вела только самая младшая сестра - Елена, которую в семье ласково называли Лёлей. Из-за разницы в возрасте в 11 лет она не могла принимать полноценного участия в играх старших, хотя и она нашла себе това?рку - дочку хозяина дома, где жили Булгаковы. Из воспоминаний Елены, записанных её дочкой, впрочем, не заметно никакого дискомфорта из-за сложившейся ситуации с родными, атмосфера в семье была для всех одинаково тёплой, потому даже будучи более одинокой, чем сёстры и братья, Лёля чувствовала себя комфортно.

Родился Михаил Афанасьевич Булгаков 3 мая 1891 года в Киеве, где и провёл практически всё своё детство. Именно этот город станет для него ещё и бесконечным источником вдохновения и будет задавать атмосферу даже самым поздним его произведениям. Интеллигентная семья, в которой рос Булгаков, не могла не оставить следа в его последующей судьбе. Атмосфера дружного семейного очага будет часто мелькать в его произведениях. Так же часто в творениях Булгакова будет появляться и Киев, который во многих романах и пьесах станет не просто местом разворачивания событий, но символом интимности семейного круга и родины.

Среди особенностей семьи Булгаковых стоит отметить владение обширной библиотекой, которая и стала первым открытием для маленького Михаила. Именно благодаря отличной коллекции книг он познакомился со своими литературными кумирами ещё в довольно раннем детстве. Также в семье будущего писателя очень любили оперу, в особенности, «Фауста», которого Булгаков потом собственноручно поставил в театре. С раннего детства будущему писателю прививали любовь к музыке, литературе, театру и архитектуре. Он очень любил посещать киевские театры, также изучал рисунки и древние надписи в церквях Киева.

Культурная среда и интеллигентное окружение Михаила Булгакова с ранних лет воспитали в нём человека, который превыше всего ценил честь, а также обладал всеми качествами, необходимыми для успешного писателя.

Из книги Воспоминания и размышления автора Жуков Георгий Константинович

Глава первая. Детство и юность На склоне лет своих трудно вспомнить все, что было в жизни. Годы, дела и события выветрили из памяти многое, особенно относящееся к детству и юности. Запомнилось лишь то, что забыть нельзя. Дом в деревне Стрелковке Калужской губернии, где я

Из книги Саша Чекалин автора Смирнов Василий Иванович

Часть первая Детство и юность

Из книги Тухачевский автора Соколов Борис Вадимович

Глава первая ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ Михаил Тухачевский родился 4/16 февраля 1893 года в помещичьем имении Александровское Дорогобужского уезда Смоленской губернии - 200 десятин заложенной-перезаложенной, не слишком плодородной земли. Тухачевские были сильно обедневшими

Из книги Царевич Алексей автора Павленко Николай Иванович

Глава первая. Детство и юность царевича Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, был женат дважды. Первая его супруга, Мария Ильинична Милославская, хотя и умерла в 1669 году сравнительно молодой, не достигнув 44-летнего возраста, успела нарожать кучу детей,

Из книги Воспоминания автора Достоевская Анна Григорьевна

Часть первая Детство и юность

Из книги Жизнь Джека Лондона автора Лондон Чармиан

Глава первая ДЕТСТВО, ОТРОЧЕСТВО И ЮНОСТЬ Джек Лондон родился в Сан-Франциско 12 января 1876 года. В то время отец его занимался подрядами и жил с женой и двумя маленькими дочерьми от первого брака Элизой и Идой в большом хорошем доме на Третьей улице. Так как Джон и Флора

Из книги Гвардейцы в боях автора Козин Нестор Дмитриевич

Глава первая. Детство и юность. Начало службы Сколько лет ни пройдет с тех пор, как человек уедет из родных краев, где потом он ни живет, а отчего дома, своей деревни он никогда не забудет. С годами память все чаще уводит на родину, наверное, оттого, что первые, детские

Из книги Фрунзе автора Лебедев Вячеслав Алексеевич

ГЛАВА ПЕРВАЯ ДЕТСТВО и ЮНОСТЬ

Из книги Витте автора Ильин Сергей Викторович

Глава первая ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ. СЕМЬЯ. НОВОРОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Сергей Юльевич Витте родился 17 июня 1849 года в городе Тифлисе. Его отец, Христоф-Генрих-Георг-Юлиус Витте (1814–1868), уроженец Лифляндской губернии, окончил курс Дерптского университета по естественному

Из книги Вахтангов автора Херсонский Хрисанф Николаевич

Глава первая Детство и юность 1Саркис (Сергей) Абрамович Вахтангов, по профессии маляр-подрядчик, покинул родной Тифлис в 70-е годы XIX века.Незадолго до этого у стареющего Саркиса умерла жена. Он запил, бросил собственный дом, работу, друзей и решил навсегда уехать из

Из книги Талейран автора Нечаев Сергей Юрьевич

Глава первая ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ Происхождение и проблема с датой рожденияШарль Морис де Талейран-Перигор родился в Париже в 1754 году.Создается впечатление, что точная дата его рождения неизвестна. В разных источниках приводятся разные даты: чаще всего 2 февраля и

Из книги Анна Достоевская. Дневник автора Андреев Иван

Глава первая Детство и юность

Из книги Страна последних рыцарей автора Мусаясул Халил-бек

Книга первая Детство и юность Старые, пожелтевшие от времени фотографии, немые свидетели ушедших времен и событий, с изображенными на них гордыми, прекрасными женщинами в роскошных нарядах прошлого столетия и красивыми мужчинами, одетыми в кольчуги и расшитые шнурами

3 мая (15 мая по новому стилю) 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков - русский советский писатель, драматург и театральный режиссёр. Автор романов, повестей, рассказов, фельетонов, пьес, инсценировок, киносценариев и оперных либретто.

Детство и юность

Михаил Булгаков родился в семье профессора Киевской духовной академии Афанасия Ивановича Булгакова (1859-1907) и его жены Варвары Михайловны (в девичестве - Покровской) (1869-1922) на Воздвиженской улице, 28 в Киеве. В семье Булгаковых было семеро детей: Михаил (1891-1940), Вера (1892-1972), Надежда (1893-1971), Варвара (1895-1954), Николай (1898-1966), Иван (1900-1969) и Елена (1902-1954).

Михаил Булгаков с детства отличался артистичностью, любовью к театральным постановкам. В семье часто разыгрывались домашние спектакли, автором шутливых пьес-водевилей и комических сценок выступал Михаил. В 1909 году он закончил киевскую Первую гимназию и поступил на медицинский факультет Киевского университета. 31 октября 1916 года Булгаков получил диплом об утверждении «в степени лекаря с отличием со всеми правами и преимуществами, законами Российской Империи сей степени присвоенными».

Профессию врача будущий писатель выбрал исключительно из материальных соображений. После смерти отца он остался старшим мужчиной в семье. Правда, мать во второй раз вышла замуж, но отношения с отчимом, в отличие от его младших братьев и сестёр, у Михаила не сложились. Он стремился, прежде всего, к финансовой независимости. К тому же в момент окончания университета Булгаков был уже женатым человеком.

С Татьяной Николаевной Лаппа (1892-1982) медицинский студент Булгаков обвенчался в 1913 году. Некоторые родственники М.А. Булгакова (в частности муж его сестры Варвары Леонид Карум) впоследствии упрекали его в том, что первый брак, как и выбор профессии, также был продиктован корыстным расчётом. Татьяна Лаппа оказалась «генеральской дочкой» (её отец являлся действительным статским советником). Однако Л. Карум имел все основания для предвзятого отношения к своему знаменитому родственнику: Булгаков вывел его в роли отрицательного персонажа (полковник Тальберг в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбиных»).

По воспоминаниям самой Татьяны Лаппа, денежные трудности Булгаковых начались уже в день их свадьбы:

«Фаты у меня, конечно, никакой не было, подвенечного платья тоже - я куда-то дела все деньги, которые отец прислал. Мама приехала на венчанье - пришла в ужас. У меня была полотняная юбка в складку, мама купила блузку. Венчал нас о.Александр …Почему-то хохотали под венцом ужасно. Домой после церкви ехали в карете. На обеде гостей было немного. Помню, много было цветов, больше всего - нарциссов…».

Отец Татьяны присылал ей в месяц 50 рублей (по тем временам достойная сумма). Но деньги в их кошельке быстро растворялись, так как Булгаков не любил экономить и был человеком порыва. Если ему хотелось проехаться на такси на последние деньги, он без раздумья решался на этот шаг.

«Мать ругала за легкомыслие. Придем к ней обедать, она видит - ни колец, ни цепи моей. «Ну, значит, всё в ломбарде!», - вспоминала Т.Н. Лаппа.

После начала Первой мировой войны М. Булгаков несколько месяцев работал врачом в прифронтовой зоне, затем был направлен на работу в отдалённое село Никольское Сычёвского уезда Смоленской губернии. Именно здесь были написаны первые рассказы («Звёздная сыпь», «Полотенце с петухом» и др.). В Никольском, по словам Т. Лаппа, Михаил Афанасьевич пристрастился к наркотикам. В начале 1917 года он настойчиво ходатайствовал перед начальством о переводе в более крупный населённый пункт, где можно было скрыть от посторонних глаз его наркозависимость. В противном случае, Булгаков рисковал лишиться диплома врача. 20 сентября 1917 года Булгаков перешёл на работу в Вяземскую городскую земскую больницу заведующим инфекционным и венерическим отделениями.

Гражданская война

В конце февраля 1918 года супруги Булгаковы возвратились в Киев, поселившись вместе с младшими братьями и сёстрами Михаила в родительской квартире. Булгаков работает частнопрактикующим врачом-венерологом. К весне 1918 года ему удаётся полностью излечиться от морфинизма, однако, по воспоминаниям близко знавших его людей, в этот период Михаил Афанасьевич начинает злоупотреблять алкоголем.

Трагические события 1918 года в Киеве и участие в них Булгакова отчасти отражены в его рассказе «Необыкновенные приключения доктора» (1922) и романе «Белая гвардия» (1924). В последний день гетманства Скоропадского (14 декабря 1918 года) врач М.А. Булгаков был то ли мобилизован в его армию, то ли пошёл добровольно в качестве военного врача в один из офицерских отрядов. Отряды, состоявшие из добровольцев-офицеров и юнкеров, как известно, были распущены под свою ответственность заместителем главнокомандующего генералом Ф.А. Келлером. По воспоминаниям Т. Н. Лаппа, в тот день Булгаков ни в каких военных действиях не участвовал, а просто приехал домой на извозчике и «сказал, что всё кончено и будет Петлюра». Тем не менее, бегство доктора Турбина от петлюровцев, описанное потом в романе, вполне автобиографично. Этот эпизод биографы писателя относят к февралю 1919 года, когда М. Булгаков был насильно мобилизован как военный врач в армию Украинской Народной Республики. Петлюровцы уже покидали город, и на одном из переходов Булгакову удалось сбежать.

«Он потом рассказал, что как-то немножко поотстал, потом ещё немножко, за столб, за другой и бросился в переулок бежать. Так бежал, так сердце колотилось, думал инфаркт будет,» – вспоминала жена писателя Т.Н.Лаппа.

В конце августа 1919 года, по одной из версий, М. А. Булгаков был мобилизован в Красную армию, опять же в качестве военного врача. 14-16 октября он вернулся в Киев и в ходе уличных боёв перешёл на сторону Вооружённых Сил Юга России, став военным врачом 3-го Терского казачьего полка. По версии жены писателя, Булгаков вплоть до прихода белых (август 1919 года) безвыездно находился в городе. В августе-сентябре 1919 года он был мобилизован как врач в Добровольческую армию и отправлен на Северный Кавказ. Участвовал в походе на Чечен-аул и Шали-аул против восставших горцев. 26 ноября 1919 года в газете «Грозный» был опубликован знаменитый фельетон Булгакова «Грядущие перспективы».

В конце 1919 - начале 1920 годов М.А. Булгаков работал врачом в военном госпитале во Владикавказе, но в феврале 1920 года он делает свой окончательный выбор в пользу литературы, оставляет медицину и становится постоянным сотрудником газеты «Кавказ».

В феврале 1920 года белые оставляют Владикавказ. Супруги Булгаковы не смогли уйти вслед за отступающей армией: Михаил тяжело заболел сыпным тифом. Ему удалось скрыть факт своей службы в белой армии и избежать расправы, но впоследствии Михаил Афанасьевич неоднократно упрекал жену за то, что она не нашла возможности вывезти его из города. Если бы это произошло, Булгаков бы, вне сомнения, эмигрировал. И кто знает? Возможно, русская литература лишилась бы одного из гениальных прозаиков и драматургов XX века. Вряд ли эмигрант-Булгаков смог бы состояться как писатель в условиях беженской жизни, тем более – приобрести столь широкую известность.

Начало пути

По выздоровлении М.А. Булгаков поступает на работу во Владикавказский ревком. Он был назначен заведующим секцией подотдела искусств, ставил на сцене революционные пьесы собственного сочинения: «Самооборона», «Братья Турбины», «Парижские коммунары», «Сыновья муллы». Особого успеха эти постановки не имели, а сам драматург чувствовал, что он способен на большее.

24 сентября 1921 года М. Булгаков переехал в Москву. Он начал сотрудничать как фельетонист со столичными газетами «Правда», «Гудок», «Рабочий» и журналами «Медицинский работник», «Россия», «Возрождение». В это же время он опубликовал главы из повести «Записки на манжетах» в «Литературном приложении» к эмигрантской газете «Накануне», выпускавшейся в Берлине. С 1922 по 1926 год в «Гудке», где М.А. Булгаков одно время работал разборщиком писем, было напечатано более 120 его репортажей, очерков и фельетонов.

В 1923 году М. Булгаков вступил во Всероссийский Союз Писателей, преобразованный впоследствии в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей).

В 1924 году на вечере издательства «Накануне» начинающий писатель знакомится с недавно вернувшейся из-за границы Любовью Евгеньевной Белозерской (1898-1987). Вскоре она стала новой женой Михаила Афанасьевича. Женитьба на Белозерской, у которой были обширные связи в литературном мире, сыграла роль необходимой «ступеньки» в карьере мало кому известного автора. По наблюдениям современников, супруги не были духовно близкими людьми, но благодаря Белозерской и её знакомствам увидело свет самое значительное на тот момент произведение Булгакова – роман «Белая гвардия». Сразу после выхода первой части романа автору поступило предложение от МХАТа написать современную пьесу. В 1925 году появляются «Дни Турбиных».

На титульном листе «Белой гвардии», как известно, Булгаков поместил посвящение своей новой жене, чем нанёс смертельную обиду Т.Н. Лаппа. Татьяна Николаевна оставалась его верной спутницей на протяжении всех самых трудных лет болезни, революции, гражданской войны. Она стала очевидцем и участником описанных в романе киевских событий, но оставленной супруге не нашлось места ни на страницах произведения, ни в новой московской жизни писателя. Михаил Афанасьевич в полной мере осознавал свою вину перед этой женщиной (он в 1916 году настоял на аборте, который не позволил Т.Н. Лаппа более иметь детей). Уже после расставания Булгаков неоднократно говорил ей: «Из-за тебя, Тася, Бог меня покарает».

Успех и травля

За всё в жизни приходится платить. Успех пьесы «Дни Турбиных» во МХАТе (1926 год) не отменил последующую травлю и практически полное запрещение произведений Булгакова в конце 1920-ых годов. Пьеса понравилась И.В. Сталину, но в своих выступлениях вождь соглашался: «Дни Турбиных» - «антисоветская штука, и Булгаков не наш». Одновременно в советской прессе проходит интенсивная и крайне резкая критика творчества М. Булгакова. По его собственным подсчётам, за 10 лет появилось 298 ругательных рецензий и только 3 благожелательных. Среди критиков были такие влиятельные чиновники и литераторы, как В.Маяковский, А.Безыменский, Л.Авербах, П. Керженцев и многие другие.

В конце октября 1926 года в Театре им.Вахтангова с большим успехом прошла премьера спектакля по пьесе «Зойкина квартира». Однако пьеса «Бег», посвящённая событиям Гражданской войны, так и не была разрешена к постановке. Булгакову было предложено внести в её текст ряд изменений идеологического характера, которые он категорически отверг. В 1928-1929 годах «Дни Турбиных», «Зойкина квартира», «Багровый остров» сняты с репертуара столичных театров.

Роман «Белая гвардия» и особенно пьеса «Дни Турбиных» получили широкую известность в среде российской эмиграции. Однако «советского» творчества писателя белоэмигранты не принимали. В 1929 году у Булгакова рождается замысел романа «Мастер и Маргарита». По утверждениям Л.Е.Белозерской, первая редакция романа существовала в виде рукописи уже в 1930 году. Вероятно, роман писался с перспективой его публикации за границей: резкая критика окружающей действительности и обращение к теме Иисуса Христа полностью исключали его появление на страницах советской печати.

Когда все произведения Булгакова в Советской России были запрещены и перестали печататься, писатель всерьёз собирался покинуть СССР, чтобы воссоединиться со своей семьёй (два его брата жили за границей). В 1930 году Михаил Афанасьевич писал брату Николаю в Париж о неблагоприятной для себя литературно-театральной ситуации и тяжёлом, даже отчаянном материальном положении.

Писатель и Вождь

Затравленный и гонимый, советский драматург Булгаков написал также письмо Правительству СССР, датированное 28 марта 1930 года, с просьбой определить его судьбу - либо дать право эмигрировать, либо предоставить возможность работать в советской стране.

18 апреля 1930 года М.А. Булгакову позвонил сам И.В. Сталин. В кратком телефонном разговоре вождь высказал искреннее недоумение по поводу желания драматурга покинуть страну: «Что, мы вам очень надоели?» Булгаков ответил, что он русский писатель, и хотел бы работать в России. Сталин настойчиво рекомендовал ему подать заявление во МХАТ.

С 1930 по 1936 год М.А. Булгаков работал во МХАТе в качестве режиссёра-ассистента. В 1932 году на сцене МХАТа состоялась постановка спектакля «Мёртвые души» по инсценировке Булгакова. 16 февраля 1932 года возобновили спектакль «Дни Турбиных». В письме своему другу П. Попову Булгаков сообщил об этом так:

Конечно, «замечательное распоряжение» было отдано никаким не правительством, а Сталиным. В это время он посмотрел во МХАТе спектакль по пьесе Афиногенова «Страх», который ему не понравился. Вождь вспомнил о Булгакове и приказал восстановить «Дни Турбиных» - что и было мгновенно исполнено. Спектакль сохранялся на сцене Художественного театра вплоть до июня 1941 года. Однако ни на один театр, кроме МХАТ, разрешение ставить любимую Сталиным пьесу не распространялось.

В том же 1932 году М.А.Булгаков окончательно расстался с Л.Е. Белозерской. Его третьей женой стала Елена Сергеевна Шиловская, с которой он прожил всю оставшуюся жизнь.

В 1934 году Булгаков просит правительство СССР о предоставлении ему двухмесячной заграничной поездки «для поправки здоровья». Возможно, целью этой поездки являлось также и предложение эмигрантским издательствам очередного варианта «Мастера и Маргариты». В 1931 году, в виду своей несостоявшейся эмиграции, Булгаков начал писать роман заново и его вторую (далеко не последнюю) редакцию исследователи датируют именно 1934 годом.

Но Булгаков получает отказ. Товарищ Сталин прекрасно понимал: если Булгаков останется за границей, пьесу «Дни Турбиных» придётся снять с репертуара. Драматург становится «невыездным», но одновременно обретает и статус «неприкосновенного». В случае ареста Булгакова по какому-либо обвинению, вождь также мог лишиться любимого зрелища…

В 1936 году, после почти пяти лет репетиций, во МХАТе увидел свет спектакль «Кабала святош». Прошло всего семь представлений, и спектакль был запрещен, а в «Правде» помещена разгромная статья об этой «фальшивой, реакционной и негодной» пьесе. После статьи в «Правде», Булгакову пришлось покинуть МХАТ. Он стал работать в Большом театре как либреттист и переводчик. В 1937 году М. Булгаков работает над либретто «Минин и Пожарский» и «Пётр I», одновременно заканчивает последнюю редакцию рукописи «Мастера и Маргариты».

Казалось, что в конце 1930-ых годов шансы на публикацию романа в СССР были больше, чем в конце 20-х, когда Булгаков начал работу над ним. Снизился накал антирелигиозной пропаганды, а деятельность церкви усилиями властей была сведена к нулю. Оказались репрессированы или просто сошли со сцены многие булгаковские критики. РАПП был распущен, а в новый Союз писателей Булгакова приняли сразу же, в июне 1934 года. В 1937 году Михаилу Александровичу поступали предложения от многих известных издательств написать «советский авантюрный роман». Булгаков отказывался. Лишь однажды он решился предложить к публикации главы из «Мастера и Маргариты», но бывший редактор альманаха «Недра» Ангарский (впоследствии тоже репрессированный) чётко ответил: «Это напечатать нельзя.» «Почему?» – спросил Булгаков, желая услышать обоснованный ответ. «Нельзя,» – повторил Ангарский, отказавшись от каких-либо объяснений.

9 сентября 1938 года Булгакова посетили представители МХАТа. Они просили забыть прежние обиды и написать новую пьесу о Сталине. Булгаков был на многое готов, чтобы позволили напечатать его «Мастера и Маргариту». Пьеса «Батум» была написана в 1939 году, к 60-и летнему юбилею вождя. Конечно, Булгаков, вдохновившийся образом молодого Сталина, не мог получить ни материалов для пьесы, ни доступа к архивным документам. События «Батума» основаны на опубликованных в то время официальных источниках и представляют собой, в большинстве своём, художественный вымысел. Все, кому Булгаков читал пьесу, её хвалили (храбрецов ругать произведение о Сталине не нашлось). Сам Сталин тоже одобрил «Батум», но, вопреки ожиданиям автора, пьеса без лишнего шума тут же была запрещена к печатанию и постановке. Взявшись писать «заказную» пьесу, драматург и не подозревал, что Иосифу Джугашвили вовсе не нужны воспоминания о его дореволюционном прошлом. Непогрешимому Вождю народов, вне сомнения, было, что скрывать.

Болезнь и смерть

По воспоминаниям Е.С. Булгаковой (Шиловской), Михаил Афанасьевич с самого начала их совместной жизни часто говорил о своей скорой кончине. Друзья и близкие писателя воспринимали эти разговоры, скорее, как очередную шутку: несмотря ни на что, в жизни Булгаков был человеком весёлым и любил розыгрыши. В 1939 году, в 48 лет, он заболел нефросклерозом. Булгаков знал, что гипертонический нефросклероз – болезнь наследственная и смертельная. В прошлом врач, он, возможно, очень рано ощутил первые симптомы. В том же возрасте нефросклероз свёл в могилу отца Михаила Афанасьевича.

Состояние здоровья М. Булгакова быстро ухудшалось, он периодически терял зрение, продолжал употреблять морфий, прописанный ему в 1924 году, с целью снятия болевых симптомов. В этот период писатель начал новую, последнюю правку романа «Мастер и Маргарита». Когда окончательно ослеп, он диктовал жене последние варианты глав. Правка остановилась 13 февраля 1940 года на словах Маргариты: «Так, это, стало быть, литераторы за гробом идут?»

10 марта 1940 года Михаил Афанасьевич Булгаков скончался. 11 марта состоялась гражданская панихида в здании Союза Советских писателей. Перед панихидой московский скульптор С.Д. Меркуров снял с лица М. Булгакова посмертную маску.

Похоронен М.А. Булгаков на Новодевичьем кладбище. На его могиле, по ходатайству его жены Е.С. Булгаковой, был установлен камень, прозванный «голгофой», который ранее лежал на могиле Н. В. Гоголя.

Елена Широкова

По материалам книги Соколов Б. Три жизни Михаила Булгакова. – М.:Эллис Лак, 1997.

Похожие статьи
 
Категории