Русская литература зеркальное отражение жизни. Литература — художественное отражение жизни человека и общества

23.03.2019

Цель: дать понятие литературы как вида искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Материал к уроку:

  • А.П. Чехов “Дома”.
  • В.В.Вересаев “Состязание”.
  • Р.Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”.
  • Музыкальный ряд:
  • ♪ И. Крутой. Музыка из к/ф “Долгая дорога в дюнах”.
  • ♪ Г. Свиридов. “Время, вперед!”.
  • ♪ Бетховен “Лунная соната”.

Зрительный ряд:

  • Слайды на тему “МЫ”(Слайды можно взять у автора).
  • “Портрет Джиневры де Бенчи” Леонардо да Винчи.

Конспект урока

Эпиграф:

  • "Прекрасное пробуждает доброе". Д.С. Лихачев.
  • Прекрасное пленяет навсегда.
    К нему не остываешь. Никогда
    Ему не впасть в ничтожество…
    С.Наровчатов.

Пролог: <♪ Звучит инструментальная композиция И.Крутого из к/ф “Долгая дорога в дюнах”>.

− Огромная Вселенная. В ней дуют космические ветры, бушуют космические вьюги, века в ней пролетают как один день. В этой огромной холодной Вселенной есть голубая планета с названием Земля. Здесь шумят леса, текут реки. Зима сменяет осень, а вслед за весной всегда приходит лето. И вслед за днем наступает ночь, а вслед за ночью неизменно наступает день.

На этой огромной голубой планете есть один день. В этот день на свет появился ты. И любящие женские глаза роняли слезы счастья. А сердце материнское тебе пожелало доброго пути. И материнские руки благословили твои первые шаги по этой земле. И загадали звезду с твоим именем. И в ту же секунду в небе зажглась новая звезда. Твоя звезда. Она светит тебе всю жизнь, даже если ты об этом не знаешь. Это звезда твоей любви, твоего счастья, твоей жизни. Ты не выбирал её. Она дана тебе от рождения, как жизнь. А все остальное в своей жизни ты выбираешь сам. Это твое право. Право человека. И если ты выберешь правильный путь, то твоя звезда осветит его. И только от тебя зависит, не погаснет ли она раньше времени.

Пусть твоя звезда горит долго, ты можешь и должен сделать это!

Постановка проблемы:

<♪ Г. Свиридов “Время, вперед!”; слайдовый ряд “МЫ”>

XXI век. Начало столетия. Мы живем в веке, когда один диктатор угрожает: "Я утоплю вас в крови!". Когда другой политик обещает: "Я подниму Россию с колен!"

А где-то там, в сибирской глуши, районный детский врач выписывает рецепт. Он выписывает рецепт… на яблоко, на молоко. Так было. Так есть. Так будет?!

XXI век называют веком науки и техники. Прогресс создаёт иллюзию, что именно наука и техника, уровень их развития, стали мерилом человеческих ценностей. Так ли это? А каково наше отношение к культуре? Искусству? Литературе?

Разработка I. Ввод.

Да, книги уходят из жизни современных школьников. И страшно представить осуществление той ситуации, которая смоделирована в фантастической антиутопии американского писателя Рея Дугласа Брэдбери “451◦ по Фаренгейту”. В этой антиутопии изображен город, в котором чтение и хранение книг является страшным преступлением. Там уже давно уничтожены все книги. И теперь, если у кого-то находят хоть одну книгу, её сжигают вместе с домом, а хозяина предают смертной казни. Там нельзя сохранить книги, не погибнув самому. Пожарные в этом городе существуют не для того, чтобы тушить пожары. А для того, чтобы сжигать книги и дома, в которых они найдены. Герой романа Гай Монтег – пожарный. Десять лет он добросовестно и даже с удовольствием выполнял свою страшную работу. Но вот однажды во время дежурства он приехал в дом старой женщины, которая. Не желая расставаться со своими книгами, сгорела вместе с ними. С того дня все изменилось в жизни Монтега. Его стал мучить вопрос: что же написано в этих книгах. Если из-за них люди идут на смерть? И чтобы получить ответ, он начинает читать…

Экспресс-анкета:

  1. С кем были бы вы, если бы оказались в этом фантастическом городе:
  • с теми, кто спокойно обходится без книг;
  • с теми, кто тайно читал книги и хранил их в памяти;
  • с теми, кто уничтожал книги.
  1. Признайтесь себе честно, нужны ли вам книги, когда есть телевидение, кино, компьютер?

(Обработка результатов экспресс-анкеты и подведение итогов).

Разработка 1I. Литература как вид искусства.

Литература – не просто учебный предмет, дающий определенную сумму знаний, но, прежде всего, литература – это вид искусства.

Словарь литературоведческих терминов:

Литература (от латинского litera – буква, письменность) – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии.

(Запись определений в словарик)

Как искусство слова художественная литература возникла в устном народном творчестве. Её источниками стали песня, народные эпические сказания. Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду. Недаром поэт Вадим Шефнер так сказал о слове:

Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать и предать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

Разработка III. “Литература – учебник жизни”.

Но слова в человеческой речи и в художественной литературе не живут порознь. Их объединяет и согласует мысль, идея произведения и одушевляет человеческая речь. Простое привычное человеческое слово. Но силой своего таланта, как волшебной палочкой, писатель или поэт поворачивает к нам слово неожиданной стороной, заставляя нас чувствовать, мыслить, сопереживать.

У Антона Павловича Чехова есть рассказ: он называется “Дома”. Вот его краткое содержание: “Евгению Павловичу Быковскому, прокурору окружного суда, только что вернувшемуся из заседания, гувернантка его семилетнего сына пожаловалась, что Сережа курит, и что табак он берет из письменного стола отца.

− Пришлите его ко мне, - сказал Евгений Петрович.
− Я на тебя сердит, и больше тебя не люблю, - оборвал приветствие мальчика отец. – Сейчас Наталия Семеновна мне жаловалась, что ты куришь. Это правда?
− Да, я раз курил, это верно.
− Вот видишь, ты еще и лжешь вдобавок, - сказал прокурор. – Наталия Семеновна два раза видела, как ты курил. Значит, ты уличен в трех нехороших поступках: куришь, берешь из стола чужой табак и лжешь. Три вины!
− Ах, да-а, - вспомнил Сережа. И глаза его улыбнулись. – Это верно, верно! Я два раза курил: сегодня и прежде.

Евгений Петрович стал объяснять сыну, что брать чужое нельзя, что человек имеет право пользоваться только своим добром. Он стал объяснять ему, что значит собственность, о вреде табака, о том, что табачный дым производит чахотку и другие болезни, от чего умирают.

Евгений Петрович мучительно думал о том, что ещё сказать сыну, чтобы овладеть его вниманием. Он видел, что Сережа его не слушает. Мальчик сначала ковырял пальцем дырку в суконной обивке стола, а потом залез на стул, стоявший сбоку стола, и начал рисовать.

И Евгению Петровичу казалась странным и смешным, что он, опытный правовед, полжизни упражнявшийся во всякого рода пресечениях, предупреждениях и наказаниях, не мог убедить мальчика в том, что он поступил дурно. Пробило десять часов. Евгений Петрович устало опустился в кресло. А Сережа, удобно устроившись на коленях отца, попросил: """" Папа, расскажи сказку".

Как и большинство деловых людей, Быковский не помнил ни одной сказки, так что всякий раз ему приходилось импровизировать.

Слушай, - начал отец, поднимая глаза к потолку. – В некотором царстве, в некотором государстве жил-был старый, престарый царь… Жил он в стеклянном дворце, который сиял и сверкал на солнце, как большой кусок чистого льда. Дворец стоял в громадном саду, где росли апельсины, черешни, цвели тюльпаны, розы, пели разноцветные птицы. На деревьях висели стеклянные колокольчики, которые, когда дул ветер, звучали так нежно, что можно было заслушаться…

У старого царя был единственный сын и наследник царства, мальчик, такой же маленький, как и ты. Но этот царевич начал курить, заболел и умер, когда ему исполнилось 20 лет.

Дряхлый и болезненный старик остался без всякой помощи. Пришли враги, убили царя, разрушили дворец, и уже в саду ни черешен, ни птиц, ни колокольчиков.

Сережа напряженно слушал. Его глаз подернулись печалью и чем-то похожим на испуг; минуту он глядел задумчиво на темное окно, вздрогнул и сказал упавшим голосом: "Не буду я больше курить…”

Беседа с учащимися:

− Что произошло? Почему в рассказе А.П. Чехова сказка оказалась лучшим воспитателем, чем вся логика фактов и убеждений?

Релаксация

− А сейчас сядьте удобнее. Закройте глаза. Ваши руки лежат спокойно и свободно…(звучит инструментальная музыка “Водопад”).

“Прочь тревоги и заботы. Погрузитесь в раздумья: музыка и звуки волшебницы природы унесут вас к сверкающему горному потоку. Нигде не найдете такого спокойствия и безмятежности – только здесь, близ прохладных, чистых вод., легко сбегающих по зеленому бархату замшелых камней. Берега потока устланы многоцветным ковром ярчайших цветов, а легкое дыхание ветерка разносит их восхитительные ароматы. В листве высоких деревьев распевают разнообразнейшие птицы. Вы лежите на берегу, глядя в небо, где проплывают пышные облака самых разных очертаний. Это чудное мгновенье может повториться лишь Сверкающей Порой Весны…”.

– Открой глаза. Улыбнись себе, соседу. Вам хорошо и спокойно. У.вас хорошее настроение. Итак, вы готовы слушать дальше.

Разработка IV. “Мир спасет красота”

Что есть красота?
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота?
Или огонь, мерцающий в сосуде? -

ответ на эти вопросы - в рассказе В.Вересаева “Состязание”.

Пересказ учителя с выборочным чтением конца рассказа на фоне музыки <♪ Бетховен “Лунная соната”> и репродукции картины Леонардо да Винчи.

Вывод:

Искусство – великий волшебник и своеобразная машина времени. Любой писатель, наблюдая, изучая жизнь, воплощает при помощи слов, все, что он увидел, почувствовал, понял. Литература обладает особой силой воспитания в человеке человеческого. Оно обогащает нас совершенно особыми знаниями – знаниями о людях, об их внутреннем мире. Литература как искусство слова обладает удивительной способностью влиять на умы и сердца людей, помогает раскрыть подлинную красоту человеческой души.

Эпилог.

<♪ Инструментальная музыка>

Ты входишь в жизнь, как в двери мастерской.
В твоем распоряжении отныне
Прекрасный мир прекрасного, людской
Трагедией построенный в пустыне.
И на тебе горит его тавро
Ответственности, действия и слова.
В нем многое из нового старо,
И старое – значительно и ново.
Входи в него хозяином смелей!
Он ждет тебя и требует ответа.
Согрей его трагедией своей,
Прибавь ему ещё любви света!

− Сегодня на уроке вы приоткрыли художественный мир литературы, услышали произведения великих писателей, ощутили любовное внимание и уважение к живой жизни и человеку, природе, миру в целом.

Урок по литературе в 5 классе

Тема. Литература как художественное отражение действительности

Цель: ввести учащихся в мир литературы; понятие о литературе как науки,

литературы; понятие художественного образа; соотношение реального и

вымышленного в литературе; роль книг и чтения в жизни человека.

Ход урока

    Оргмомент.

    а) готовность класса к уроку (книги, тетради)

    б) подписать тетради

    Новая тема.

    Есть только одно средство стать

    культурным человеком – это чтение.

    1. Слово учителя.

Ребята, до сих пор в начальной школе вы учились читать. предмет, который вы изучали, назывался «Чтение».

Это волшебный предмет. Не удивляйтесь! Самое древнее волшебство – это волшебство – СЛОВА. Доказать?

Закройте глаза и слушайте меня.

Красная смородина. Вот она блестит, переливается на солнце, сквозь её прозрачную кожуру вы можете увидеть мякоть ягоды. Вы срываете кисть смородины и берёте её в рот. Вы чувствуете, как ягоды перекатываются у вас во рту. Вы давите их языком, ягоды лопаются... И вы ощущаете...

Что вы ощутили?

Совершенно верно кисло-сладкий вкус коасной смородины, но ведь мы её не едим.

Мы с вами создали образ красной смородины и память тут же услужливо подсказала вам вкус ягоды и запах.

Вы согласны, что слово – это волшебство.

Вы тоже сможете стать магами, если будете старательно изучать свой родной язык и литературу.

2. Теория литературы.

Слово «литература» произошло от латинского языка.

Литера – буква, то есть это всё то, что записано, напечатано, что можно прочесть или пересказать.

Художественная литература – вид искусства, отражающий жизнь при помощи слова, письменного или устного (до развития письменности). В центре литературы стоит изображение человека во всей его материальной и духовной жизни в процессе общественного развития.

3. Работа с учебником.

Чтение и обсуждение вступительной статьи (стр. 3)

4. Учитель.

В древние-древние времена (ещё когда люди не умели писать, а литература была устной (УНТ, фольклор), существовали люди, которые ходили по земле и рассказывали обо всём, что происходило на свете. Этих сказителей (рассказчиков) называли баянами (от древнерусского баяти – говорить). И только гораздо позже их стали называть писателями – мастерами слова.

Помимо художественной литературы существуют научно-популярные книги, рассказывающие о растениях, о животном мире, об исторических событиях, научных открытиях.

Чем отличается художественная литература от научно-популярной?

В научно-популярной литературе излагаются факты, гипотезы, а в художественной литературе наряду с реальными событиями присутствует авторский (художественный) вымысел.

Художественный вымысел – одна из важнейших особенностей художественного творчества, связанная со способностью писателя представить, вообразить то, что могло бы быть в действительности. Изображая судьбы людей, характерное для них, писатель не всегда встречает в самой жизни человека, воплощающего черты времени, или находит ситуацию, в которой может проявиться характер его героя.

    Работа над стихотворением М. Цветаевой «Книги в красном переплёте»

    а) чтение стихотворения

    Как вы понимаете выражение «книги в красном переплёте»?

    С чем связаны незабываемые впечатления детства, о которых рассказала М. Цветаева?

    О каких пережитых во время чтения чувствах помнит поэтесса всю жизнь?

А какое значение книги и чтение имеют для белорусского поэта Петруся Бровка и немецкого поэта И. Гёте?

Вы правы, книги учат жизни, раскрывают перед нами мир. Учимся мыслить, думать, чувствовать, переживать, любить близких нам людей, нашу историю, страну, помогают открыть в себе что-то новое, неизвестное.

А вот как об этом сказал Дмитрий Кугультинов

В моём шкафу теснится к тому том.

И каждый том на полке – словно дом

Обложку – дверь, откроешь второпях -

И ты вошёл, и ты уже в гостях.

Как переулок – каждый книжный ряд.

И весь мой шкаф – чудесный книгоряд

Когда ты будешь в этот город вхож,

Из Прошлого в Грядущее пройдёшь.

4. Осмысление.

Вывод: итак, литература – это:

    Все художественные произведения того или иного народа, эпохи или

    всего человечества.

    Литература – это искусство слова, художественное творчество

Истоки литературы: УНТ, исторические летописи (лето – год)

Основа литературы: жизнь и быт народа, его история, культура.

    Работа с таблицей.

    Отличительные черты

    Литература

    1. Устная форма существования

    1. Письменная форма существования

    2. Предполагается непосредственный контакт между тем, кто воспроизводит текст, и тем, кто этот текст воспринимает.

    4. Литература использует художественный потенциал УНТ

    В литературе в отличие от других видов искусств присутствует художественный образ.

Художественный образ – словесное отображение событий, людей, явлений,

предметов и представления писателя;

словесное рисование на основе художественного вымысла.

Разница между художественным вымыслом и неправдой в том, что неправда искажает представление о реальных людях, событиях, а художественный вымысел создаёт целый мир, оживающий в представлении рассказчика и слушателя.

Создание художественного мира, в котором живут люди, существуют по своим законам, называется искусством.

Литература – вид искусства , в котором мир создаётся с помощью языка

жизнеподобные фантастика

произведения художественная литература

И жизнеподобные произведения и фантастические – разные способы художественной условности, правилам которой подчиняется художественный мир произведения.

Условность (художественная) – существенная черта литературы (как и искусства), состоящая в том, что создаваемые писателем образы воспринимаются читателями не как тождественные действительности. (Например, Шерлок Холмс).

1. Что вы узнали о литературе?

    Что такое художественная литература? Её основа и истоки?

    Раскройте понятие художественного вымысла? Чем он отличается от неправды?

    Отличительные черты УНТ?

    Отличительные черты художественной литературы?

    Что такое художественный образ? Условность? Для чего они служат?*

6. Д/з. Стр. 3-6, записи в тетради выучить.

Художественным образом можно назвать любое явление, которые было творчески воссоздано автором в предмете искусства. Если мы подразумеваем литературный образ, то это явление отображено в художественном произведении. Особенностью образности является то, что она не просто отражает реальность, но и обобщает ее, одновременно раскрывая в чем-то единичном и определенным.

Художественный образ не только осмысливает действительность, но и создает иной мир, вымышленный и преобразованный. Художественный вымысел в данном случае необходим для усиления обобщенного значения образа. Нельзя говорить об образе в литературе, только как об изображении человека.

Яркими примерами здесь послужат образ Андрея Болконского, Раскольникова, Татьяны Лариной и Евгения Онегина. В данном случае, художественный образ представляет собой единичную картину человеческой жизни, центром которой является личность человека, а главными элементами – все события и обстоятельства его существования. Когда герой вступает в отношения с другими героями, возникает многообразие образов.

Образное отражение жизни в искусстве

Природа художественного образа, независимо от его назначения и сферы применения, многогранна и уникальная. Образом можно назвать целый внутренний мир, полный множества процессов и граней, который попал в фокус познания. Это основа любого вида творчества, основа любого познания и воображения.

Природа образа действительно обширна – он может быть рациональным и чувственным, может основываться на личных переживаниях человека, на его воображении, а может быть и фактографичным. И главное назначение образа – это отражение жизни . Какой бы она не представлялась человеку, и какой бы она не была, человек всегда воспринимает ее наполнение через систему образов.

Это главная составляющая любого творческого процесса, потому что автор одновременно отвечает на многие вопросы бытия и создает новые, более высокие и важные для него. Поэтому об образе и говорят, как об отражении жизни, потому что он включается в себя характерное и типичное, общее и индивидуальное, объективное и субъективное.

Художественный образ является той почвой, из которой взрастает любой вид искусства, в том числе и литература. При этом он остается сложным и порой непостижимым феноменом, ведь и художественный образ в литературном произведении может быть неоконченным, представленным читателю лишь как набросок – и одновременно исполнять его назначение и оставаться целостным, как отражение определенного явления.

Связь художественного образа с развитием литературного процесса

Литература, как культурное явление, существует уже на протяжении очень долгого времени. И совершенно очевидно, что главные ее составляющие до сих пор не поменялись. Это и относится к художественному образу.

Но меняется сама жизнь, литература постоянно трансформируется и преобразовывается, как и ее сквозные образы. Ведь художественный образ несет в себе отражение реальности, и система образов для литературного процесса постоянно меняется.

Усова Ирина Викторовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры «Социально-культурный сервис», Волгодонский филиал, Донской государственный технический университет, г. Волгодонск, Россия

Образ - понятие литературоведческое. Художественный образ является основной клеточкой, из которой вырастает система образов, составляющих целостное произведение. Обычно под художественным образом понимают воспроизведение типических явлений жизни в конкретно-индивидуальной форме. Такое воспроизведение или отражение жизни свойственно искусству, идеологии, художественно осваивающей мир. Художественный образ несет в себе «обобщение», поскольку выступает как специфический способ воспроизведения объективной реальности с позиции определенного эстетического идеала конкретно чувственной, непосредственно воспринимаемой зримой форме. Эстетическое создание художественного образа создается посредством воплощения реального содержания человеческой жизни .

Признание диалектической природы, многослойности художественного стало общепринятым в нашей эстетике. Но далеко не все составные, слагающие его, исследованы в полной мере. Одной из составляюзщих художественного образа является соотношение в нем общественно необходимого, выступающего как социально-детерминированное и художественно-обусловленное, с одной стороны, и неповторимого, уникального, новаторского, идущего от творческой индивидуальности художника, с другой стороны.

Однако мало признать наличие в художественном образе общественно необходимого и индивидуально неповторимого, задача заключается в том, чтобы обнаружить органический характер их взаимопроникновения, их диалектическое единство .

Индивидуальная неповторимость образа не означает какую-то оригинальность, принципиальную обособленность от общезначимого, общественно необходимого. Она лишь указывает на его единственность, невозможность равнозначного повторения, замещения другим образом. В то же время это не мешает художественному образу нести и в себе и в содержании, и в форме, всеобщее, близкое и понятное людям, выражающее общественные потребности, являющееся одной из форм общественной коммуникации .

Диалектическое единство индивидуально неповторимого и общественно необходимого проявляется на разных уровнях художественного образа, начиная с предмета искусства и включая содержание и форму. Непосредственно представить механизм этого сопряжения на уровне предмета искусства позволяет категория «общеинтересного», выдвинутая Н.Г. Чернышевским. Сознает это или нет художник, но его выбор темы, сюжета и т.д. обусловлен. Будучи сыном своего времени, представителем той или социальной группы, художник вольно или невольно воплощает в своем творчестве то, что волнует или только начинает волновать его современников. «Общеинтересное», выступающее как предмет искусства, формируется в ходе социального развития общества. Это те или иные проблемные вопросы общественного развития, взятые в аспекте их «человеческой» значимости. Безусловно, формы непосредственного проявления «общеинтересного» бесконечно разнообразны и всегда носят конкретно-исторический характер, но, тем не менее, можно выделить два уровня существования «общеинтересного», конечно, теснейшим образом связанных между собой .

Первый, более подвижный, уровень «общеинтересного» порождается измениями, происходящими в общественном бытии, в образе жизни людей, их практической жизнедеятельности. Это познавательно-тематическая форма «общеинтересного». Отвечая на эту общественную потребность, образное мышление творцов искусства пытается художественно обобщить и осмыслить новые явления социального бытия людей, вскрыть их значимость для совершенствования человеческой жизнедеятельности.

Второй уровень «общеинтересного», который можно определить как идейно-эмоциональный, порождается изменениями, происходящими в сфере общественного сознания, общественной психологии. В этом случае стрелка общественного интереса указывает не столько на реальные жизненные события, выражающие собой изменения в сфере социально-экономического состояния общества, сколько на вызванные этими изменениями (или переоценивающиеся) идеи и настроения, мысли и чувства .

Оба эти слоя теснейшим образом связаны между собой и подчинены задаче правдивого воспроизведения жизни. Конечно, идейно-эмоциональный слой очень важен, он занимает ведущее положение, так как искусство есть форма познания прежде всего духовного содержания жизни и отстаивания посредством этого познания человеческих идеалов.

Но познавательно-тематический «слой» произведения также очень важен. В нем заключено исследование событийной, конфликтной, объектной стороны жизни. Искусство не сводится к абстрактной интерпретации человека, в которой оказываются неразличимы профессиональные, возрастные и другие черты людей, особенности той или иной социальной группы .

«Общеинтересное» никогда не может быть общеизвестным и общепринятым, в нем проявляется то, что составляет для общества нерешенную проблему.

Можно выделить несколько этапов в осознании людьми «общеинтересного», оно начинается с его выявления. Часто бывает необходимо обнаружить само возникновение проблемного явления, скрытого до времени в повседневном течении жизни. Для этого нужно выйти за рамки устоявшегося, общепринятого, освободиться от инертного, проникнуть через поверхностную видимость, «кажимость» в подспудное существо развивающегося явления. Выполнить эту роль по силам лишь неповторимой творческой индивидуальности, способной вырваться из плена привычных представлений, и в тоже время в силу своей социальной представительностии, принадлежности к передовым общественным силам, чутко ощущающей глубинное движение общественного развития. Таким образом, явление часто начинает осознаваться как «общеинтересное» после того, как оно оказывается открытым и художественно осмысленным, благодаря зоркой наблюдательности, своеобразности взгляда на мир художника, его умению в особенном, единичном увидеть проявление развивающейся тенденции.

Нередко искусству удавалось быть впереди. Но в этом случае художественный образ обычно лишь ставит проблему, дает первоначальный материал теоретикам и политикам для изучения общественных движений своего времени .

Итак, основной сферой проявления эстетической функции языка является художественная литература, которая отражает окружающий нас мир в особом образном строе. Образ выступает основным средством художественного обобщения действительности, знаком объективного коррелята человеческих переживаний и особой формой общественного сознания. К тому же образ в искусстве - это субъективное отражение реальности .

Такие фразы как, «художник мыслит образами, искусство - это отражение действительности в форме чувственных образов, образ - первооснова художественного творчества» и тому подобное легко обнаружить в любом исследовании по эстетике, теории литературы, стилистике художественной речи. Ни одна из них не вызывает возражений, и все они, в общем, подчеркивают специфику художественного мышления, воплощенную в произведении. Все приведенные выше высказывания оперируют словом «образ» в его главном, общеэстетическом значении: в прекрасном идея должна нам явиться воплотившейся в отдельном чувственном существе; это существо, как полное проявление идеи, называется образом .

Под художественным образом понимается не просто форма наглядного представления о действительности, но способ воспроизведения действительности в живой, конкретно-чувственной форме с позицией определенного эстетического идеала. Создавая художественный образ, автор опирается на образный потенциал слов, на их способность выразить представления о денотате: зрительные, осязательные, слуховые, моторно-двигательные и т.д.

Образный потенциал слов определяется их выразительными возможностями. Выразительные возможности слов - это языковая основа их образности (смысловая, стилистическая, грамматическая, звуковая). Образный потенциал лексических единиц трактуется как психологическая основа их образности, т.е. их способность выразить конкретно-чувственные и эмоционально-оценочные представления об обозначаемом, возникающем в сознании носителей языка при восприятии слова вне контекста. Значимость этих понятий обусловлена тем, что «образность» художественной литературы рассчитана на ассоциативность представлений. Важно и то, что художественный образ в тексте формируется на базе представлений, порождаемых словами вне контекстной реализации .

Образ формируется в сознании читателя, воспринимающего текст. Он создается на основе слова в тексте при участии других языковых средств разных уровней. Динамику образа можно проследить, основываясь на его анализе во все более расширяющихся контекстах. Поскольку образность получает твердую смысловую базу в значениях слов, особенно важна семантическая связь различных языковых средств текста. При этом в восприятии читателя слово обрастает различными смысловыми и эмоционально-оценочными оттенками, то сгущенными контекстом, то ослабленными им. Активность разных языковых единиц неодинакова: образную перспективу имеет каждое слово, но «длина» образуемых им в сознании читателя ассоциативных линий различна, как различно участие слов в создании образа. Это зависит от их выразительных возможностей и специфики конкретного употребления. То и другое, т.е. отбор языковых единиц и характер их функционирования, всецело определены замыслом писателя .

В художественном произведении языковая структура является средством формирования «общей образности», предполагающей «неизбежную образность каждого слова», каждого элемента текста. В образной структуре произведения языковая форма выступает как содержательная. Контекстуальная сочетаемость элементов, эстетически мотивированная, создает условия для установления особых в их языковой или графической оболочке, и внетекстовыми, символическими значениями, взаимодействие которых ведет к образованию лингвоэстетического подтекста, образной смысловой структуры произведения .

Нужно отметить, что для художественного изображения действующих лиц автор пользуется наряду с другими средствами речевой характеристикой, т.е. особым набором слов, выражений, синтаксиса, отображающими как речь социальной среды, к которой принадлежит персонаж, так и его индивидуальный характер. Речевая характеристика персонажа не ограничивается его прямой речью. Речь персонажа различными способами проникает в авторскую и переплетается с ней.

Работа автора над словом как средством выражения образа многогранна и сложна, так как в этой работе приходится следить за тем, чтобы даже и звуковая оболочка не мешала восприятию образа, заключенного в слове. Характер образа определяет, какие формы языковой передачи речи персонажа выбраны, - прямая речь, косвенная речь или несобственно-прямая речь. Если писателю речь героя нужна как средство его характеристики через самый строй его речи, его интонации, подбор слов, он прибегает к форме прямой речи. Если эта сторона для него в данном случае не так важна, если для него важнее смысловое содержание его высказывания, он прибегает к косвенной или собственно-прямой речи .

Речевая партия персонажа может быть представлена в двух видах -произнесенной (внешней) и непроизнесенной (внутренней) речи. Первая играет существенную роль в движении сюжета. Вторая непосредственного участия в развитии событий не принимает, но сосредотачивает в себе их мотивировку, вскрывает их причинно-следственные связи и истинные отношения, обнажает их сущность.

При изображении внутренних переживаний персонажа, его мыслей, его впечатлений от происходящего используется внутренний монолог или пережитая речь, несобственно-прямая речь. Основная ее функция -изображение ситуации изнутри с позиции лица, ее непосредственного переживающего, а ее звуковое выражение представляет собой сплав речи персонажей и речи автора. Внутренняя речь - категория не лингвистики, а психологии. Она выполняет функцию реализации мысли.

Основная характеристика героя разворачивается в его речевой партии, которая представлена диалогом и внутренней речью. Здесь обуславливаются причинно-следственные связи явлений и фактов и явно или скрыто раскрывается характер персонажа. Несобственно-прямая речь и по форме, и по содержанию занимает промежуточное место между авторским повествованием и речью героя. В прозаических произведениях нередко обнаруживаются все типы изложения и их разновидности.

Другие функции выполняет еще один вид внутренней речи, который можно называть внутренней реакцией персонажа. Внутренняя реакция обычно выделяется скобками или тире из диалога или авторского повествования. Отражая эмоциональное восприятие события героем, малые вкрапления внутренней речи постоянно имеют в своем составе эмоционально или стилистические окрашенные единицы .

Конечно, существует множество лингвистических средств для создания художественных образов в арсенале писателя. Выбор тех или иных средств характеризует индивидуальный стиль писателя.

Список литературы

1. Бабенко Л.Г. Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста/Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - М.: Флинта наука, 2004. - С. 216.

2. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики/М.М. Бахтин. - М.: Просвещение, 1975. - С. 87.

3. Белянин В.П. Психологическое литературоведение/В.П. Белянин. - М.: Генезис, 2006. - С. 10, 14.

4. Виноградов В.В. Проблемы содержания и формы литературного произведения/В.В. Виноградов. - М., 1955. - С. 54, 74.

5. Дмитриева Н.А. Изображение и слово/Н.А. Дмитриева. - М.: Просвещение, 1962. - С. 73.

6. Кухаренко В.А. Интерпретация текста/В.А. Кухаренко. - Л., 1979. - С. 110.

7. Лосев А.Б. Диалектика художественной формы/А.Б. Лосев. - М.: Просвещение, 1927. - С. 68, 70.

8. Матиев К.В. Природа художественного образа/К.В. Матиев. - М.: Наука, 1985. - С.54.

9. Панпурин В.А. Художественный образ/В.А. Панпурин. - М.: МГУ, 1997.-53 с.

Я согласен с тем, что Россия такая страна, где писателю не нужно ничего выдумывать, достаточно повнимательнее присмотреться. То, что для других может показаться выдумкой, у нас происходит на самом деле!
Полагаю, что в современной литературе можно выделать условно два трэнда: литература, которая предлагает не думать («отправь мозги в отпуск»), и литература, которая предлагает задуматься (даёт пищу для души и ума). Первая отчётливо ориентирована на развлекательность, отдых, усладу для читателя (потребителя). Эта литература – бизнес, или часть бизнеса! Основная цель представителей данной литературы – заработать! И они не стесняются это признать.
Вторая тенденция – это литература духовного содержания (не путать с религиозной), которая предлагает задуматься над происходящим вокруг и в себе. Эта литература, если не полностью бескорыстна, то, во всяком случае, не является бизнесом, поскольку ставит своей целью не зарабатывание денег, а приобщение читателя к высшим идеалам человеческой культуры и образцам человеческой жизни.
По сути, неустаревающим критерием, по которому можно различить эти два направления в литературе, является понимание искусства, и того, как оно влияет на человека. Я имею в виду катарсис. Если в результате прочтения литературного произведения с человеком происходит катарсис, духовное очищение, обновление, преображение, то это произведение можно назвать искусством, и соответственно образцом духовной литературы. Если же такого преображения не происходит, то это развлекательная литература, которая тоже имеет право на существование! Важно лишь соблюсти баланс между этими двумя тенденциями: чтобы развлекательная литература, которая всегда пользовалась и будет пользоваться спросом, не вытеснила литературу духовной направленности, которая всегда с трудом пробивала дорогу к читателю, поскольку требовала работы души и ума.
И ещё интересный вопрос. Что важнее в литературе: красивость художественного вымысла или соответствие правде жизни?
Лично для меня правдивость изложенного важнее совершенства стиля. Поскольку я вижу назначение литературы в анализе жизни и поиске ответов на злободневные вопросы мира и человека.
Некоторые писателю считают, что красивое изложение важнее правдивости, поскольку без совершенства стиля нет хорошей литературы, а правду жизни даёт публицистика. Другие считают, что без таланта и мастерства нет художественного произведения. Но я, пожалуй, соглашусь с теми, кто считает: «главное – чтобы человек был хороший». По моему мнению, даже если писатель искусно владеет словом, но при этом представляет собой отнюдь не лучший образец человеческого поведения, то, как автор развлекательного чтива, он, возможно, и вне критики. А вот если этот писатель пишет о духовных идеалах, а при этом не соответствует в жизни этим идеалам, то для меня это не писатель. Ибо в России писатель всегда был совестью народа!
Сейчас, когда период игр постмодернизма заканчивается, встаёт вопрос о том, в какую же сторону будет развивается современная русская литература. Всеми ощущается потребность в светлой, вечной, возрождающей идеи, которая бы придала и литературе, и жизни новый толчок. Россия как страна не может жить без большой объединяющей идеи.
Но ничего выдумывать и искать не надо. Надо просто вспомнить, используя давно известный метод вспоминания, что мы русские, что у нас вселенская душа, перечитать Достоевского, и тогда эта старая-новая идея «что же спасёт мир?», придаст настоящей литературе толчок, и спасёт настоящую литературу от засилия литературы коммерческой.



Похожие статьи
 
Категории