Условия формирования характера человека. Формирование характера у ребенка. Как формируются черты характера

16.11.2018

Человек, на протяжении всего своего жизненного пути занимается формированием и развитием характера , поэтому характер – это не застывшее образование. Это значит то, что каждый из нас в любой момент способен бросить вызов обстоятельствам и начать меняться. Главное свое бессилие не прятать за фразой «Такой у меня характер и ни чего с этим не поделаешь!».

Отклонения темперамента и характера называются акцентами. Леонхард. Акценты - это индивидуальные особенности, которые, однако, имеют тенденцию к переходу в патологическое состояние. С высокой степенью речи они могут получить патологический характер, разрушая структуру личности. Но личности, которых он идентифицировал, еще не являются патологическими, и по его наблюдению составляют половина существующих людей.

Основные моменты темперамента. Гипертимический темперамент - он характеризуется настроением возбуждения в сочетании с жаждой работы. Гипертермические люди достигают продуктивных и творческих успехов. Если этот темперамент, однако, выражен слишком ярко, положительный прогноз снижается. В этом случае нарушаются этические нормы, потеря чувства, фантазия и импровизация. Чрезмерная радость часто превращается в раздражительность.

Следует заметить, что процесс формирования характера на разных возрастных этапах, характеризуется определенными особенностями и обстоятельствами.

Условия формирования характера человека

Социальная среда – главное условие формирования характера и его развития человека. Проще говоря, характер человека зависит от тех людей и обстоятельств, которые окружают его в процессе взросления. Четких границ процесса формирования характера человека нет, так как в течение всей жизни, характер приобретает разные черты.

Дистимия - против гипертимического. Пессимизм, который может привести к депрессии, является их собственным. Жизни таких людей ослаблены, мысли медленные, они едва ли участвуют в разговорах. Циклотимус - это люди, которые испытывают сдвиг в гипермедических и дистимических состояниях, которые в патологии могут приводить к маниакально-депрессивному психозу. Как правило, на переднем плане появляется один и другой из этих полюсов, иногда без видимых внешних мотивов, а иногда и в связи с определенными событиями.

Аффективно-возвышенный темперамент - эти люди реагируют на все более жестокие, чем остальные. Они одинаково легко попадают в радость радостных событий или в отчаянии печально. В патологии это может привести к так называемому психоз тревоги и счастья. От неуправляемого ликования до безутешного горя - расстояние до них - один шаг. У такого темперамента часто есть чувствительные, художественные натуры-художники, поэты, актеры.

Психологи утверждают, что характер интенсивно формируется в возрасте 20 - 10 лет. Ребенок, именно в это время, начинает активно формировать свой характер в социальных отношениях через учебу, групповые игры, через общение. На детей в этом возрасте максимально влияют поведение сверстников и взрослых, их поступки и слова.

Физиологические предпосылки – еще один главный этап формирования характера человека. Особенности работоспособности головного мозга (степень подвижности процессов, их возбуждение и торможение), по-разному определяют реакцию человека на какое-либо воздействие, поступающие из внешней среды.

Беспокойство - темперамент с темпераментом, в котором он чувствует себя элементом послушания, унижения, внутренней уверенности в себе. В детстве эти люди боятся заснуть в темноте или в одиночестве, они боятся собак, они дрожат в штормах, они боятся других детей, потому что их часто преследуют и раздражают.

Обычно люди с этим темпераментом добры и интимны. Они характеризуются выраженными внешними проявлениями реакций. Особая чувствительность приводит к тому, что психические расстройства очень болезненно воздействуют на таких людей, вызывая их депрессию, что может привести к попыткам самоубийства.

Факторы, которые влияют на развитие и формирование характера человека

С рождения и до школьных лет в ребенке формируются такие базовые черты как доброта, открытость в общении и доверие к окружающим. Главный фактор, который на данном этапе влияет на формирование характера – это родители. В это время их отношение играет огромную роль в развитие чувства безопасности, по большей части из которого формируются вышеперечисленные черты. Характер закрепляется с помощью родителей, которые наказывают и поощряют своих детей.

Акцентированные черты характера. Демонстративные личности - они могут полностью забыть то, что они не хотят вспоминать; лгать, даже не осознавая, что они это делают. Некоторые из них способны подталкивать даже физическую боль, и, например, прокололи ваше тело иглами, не чувствуя боли. Другая особенность этих людей заключается в том, что они любят хвастаться. К этому мы можем добавить постоянное стремление стать центром внимания, которое раскрывается в самом детстве - такие люди с радостью объявляют стихи перед классом, участвуют в различных пьесах и очень успешны в разных ролях.

Первые годы в школе способны либо разрушить, либо закрепить основные черты характера, которые были сформированы в семье. В данный период ребенок вступает в группу, а это способствует развитию характера, формированию деловых и коммуникативных черт: аккуратность, трудолюбие, общительность и прочие.

В возрасте от 7 до 15 лет формируются такие черты характера, которые устанавливают отношения с людьми. На этом этапе формирования характера начинает развиваться эмоционально-волевая сфера.

Они могут часами говорить о том, как они несчастны и страдают, просто чтобы произвести впечатление и быть замеченным. Всевозможные детали говорят - ужасный несчастный случаю, когда жизнь висит на волоске, и в то же время, что жалость переплетаются с похвальбой - как, несмотря на боль, человек показал невероятное хладнокровие, не унылое, вел себя мужественно. Однако мы можем не только смотреть негативно на этот тип характера. Брак к ним часто бывает успешным, потому что они способны адаптироваться к своему партнеру.

Педантичные индивиды, противоположные демемонстративному типу. Педантичные парни слишком долго думали, судя по их решениям, желая еще раз убедить, что лучшего решения нет. Он переполнен страхом и подозрением и постоянно проверяет, все ли закончилось, начинает отставать от команды. Эти люди часто принимают дополнительные часы на работе. Часто бывает, что даже после работы несколько раз возвращаться, чтобы проверить, все ли потушено, заблокировано, сложено. Даже если эти мысли отброшены, они приходят снова, уже по дороге домой, а затем - пытаясь заснуть, они часто не могут найти спокойствие.

В промежутке от 15 до 17 лет в человеке формируется высокая характерологическая устойчивость, сохраняющаяся на долгие годы. Но формирование характера и его развитие на данном этапе не останавливается. Сама жизнь, а также ее условия преподносят в него свои изменения.

В двадцать лет происходит формирование морально-нравственного облика человека и формирование мировоззрения, которые способствуют самовоспитанию. Его соответствующая сила мотивации и четкое осознание не заставят долго ждать результатов. Например, парень, который в будущем хочет быть летчиком, вряд ли будет легкомысленно курить или злоупотреблять алкоголем.

Домашнее задание также занимает ненормальное количество времени. Женщины здесь более подвержены влиянию, чем мужчины. Комнаты убираются и устраиваются гораздо чаще, чем необходимо, и уборка важна каждый раз. Приготовление пищи занимает гораздо больше времени, чем другие люди - продукты мыть несколько раз, как и блюда и другие блюда. В профессиональной сфере педагог работает очень честно, ответственно, и на него можно положиться всякий раз, когда нужно проделать работу без ошибок. Эти люди редко меняют свою работу без оправдания, много раз или на всю жизнь работают в одной компании.

Быт, семья, взаимоотношения с противоположным полом, особенность профессиональных занятий, круг знакомых естественным образом влияют на цели и установки личности, на взгляды и мотивы, тем самым воздействуют на формирование характера. На процесс формирования и развития характера также влияет внешний информационный фон: общественная идеология, художественная литература, кино, СМИ и прочее.

Педантичные виды заботятся о своем здоровье, не курят, пьют умеренно. Блокирующие лица. Такие люди часто характеризуются как злонамеренные, мстительные, болезненно оскорбительные, легко уязвимые, страдающие. В молодые годы блокирование людей часто имеет замечательные успехи в разных областях, поскольку они ищут удовлетворения в своих мыслях. Но с возрастом этих странников им становится все труднее обогнать остальных, и признание их достижений довольно умеренное, что приводит к враждебности по отношению к другим и мщению.

Возбужденные личности - характеризуются прежде всего тем фактом, что их образ жизни и поведение - это не осмотрительность и логика, но неконтролируемые мотивы и склонности, инстинкты. Ответы возбужденных людей импульсивны, они чужды их терпимости. В результате такие люди начинают ссоры с пустяками с начальством и коллегами, ведут себя агрессивно, подают заявки на отпуск, не осознавая последствий и часто меняя место работы. Многие из них превращаются в алкоголиков. Женщины такого типа часто становятся проститутками.

В 22 – 30 лет замечается характерологическая динамика, которая связана с тем, что детские черты: капризность, уязвимость, подростковый максимализм, импульсивность начинают ослабевать, а рациональные черты: ответственность, рассудительность, выдержка начинают укрепляться.


В молодые годы возбужденные люди обоих полов часто бегают немотивированными из дома. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ РАССТРОЙСТВА занимают особое место в психиатрической практике. Они отличаются от других типов расстройств тем, что они выражаются как характерные черты, в то время как другие расстройства скорее напоминают болезни. Нарушение личности - это сочетание неадаптивных и жестких признаков, ведущих к нарушению социального функционирования человека или субъективного расстройства. Предполагается, что индивидуальные расстройства формируются вместе с формированием личности.


С 30-ти лет процесс формирования характера снижается. Исключениями не являются, те , которые направлены на реализацию жизненных планов и перспектив: стремление к обучению и развитию, упорство, настойчивость, целеустремленность.

50-летний возраст является границей, где встречаются будущее и прошлое. Человек прощается со своими грезами и фантазиями, ориентируется на текущие обстоятельства, и поэтому ограничивает себя. На первом месте становиться забота о здоровье своем и близких людей. Начинается период умиротворенной, неторопливой и размеренной жизни.

Эти функции являются прочными характеристиками, которые будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни. Существует несколько типов расстройств личности. Параноидальное расстройство. Пациент проявляет чрезмерную чувствительность к унижению и отталкиванию, склонность неверно истолковывать нейтральные или дружеские действия других как враждебных и презрительных, а также строгое и постоянное чувство личных прав. Он может быть склонен к ревности или слишком большому чувству самооценки. При работе с такими людьми параноидные симптомы не должны провоцироваться - пациент должен подробно объяснить, какие лекарства ему предписаны, чтобы он не решил, что они хотят отравить его.

Формирование характера

Если всю приведенную информацию обобщить, то можно сказать, что в психологии формирование характера – это процесс «затачивания» всех граней, который в течение всей жизни не прекращается. Характер человека на раннем возрасте «оттачивает» сама жизнь, а уже с возрастом личность берет инициативу в свои руки. А это значит, что формирование и развитие характера в разном возрасте зависит от различных факторов, и если какая-то из его граней нас не устраивает, то именно она и может повлиять на наш рост.

Каждое вмешательство должно быть осторожным! Семья является естественной средой жизни детей и молодежи, и поэтому она оказывает социальное воздействие на них, создавая условия, способствующие ее развитию или нормализации. Независимо от того, как она функционирует, является ли она здоровой и морально ценной средой, или она проявляет явные патологические черты - в каждом случае она формирует личность, социальное отношение, определяет ход судьбы. Это очень сложная ячейка, и недостаточно сказать: «хорошая семья», «плохая семья», «интеллектуальная семья», потому что такие термины не говорят нам о внутренней структуре данного семейства и его влиянии на ребенка.

Главным условием формирования и развития характера выступает социальная среда. Формирование характера происходит в дошкольном возрасте. Причем установить четкие возрастные границы этого процесса практически невозможно в связи с тем, что характер как устойчивая совокупность определенных черт «наполняется» ими постепенно, по мере включения ребенка в социальные и деловые отношения через групповые игры, общение и учебу. Вместе с тем считается, что наиболее интенсивное формирование характера происходит в период от двух до десяти лет. Это возраст высокой восприимчивости ребенка к словам, поступкам, к поведению взрослых и своих сверстников.

Семья, чтобы иметь возможность хорошо функционировать и быть лучшими с точки зрения образования, должна быть полной, т.е. состоять как из родителей, так и из братьев и сестер. Хотя в некоторых случайных ситуациях отсутствие одного из родителей, а также единственное, можно компенсировать такими факторами, как: хорошая атмосфера, сердечное отношение к ребенку, надлежащее воспитательное влияние. Что касается образования, то особенно важно для развития и воспитания ребенка.

Эмоциональное отношение родителей к ребенку. степень контроля поведения. Эмоциональное отношение - это поведение по отношению к ребенку определенным образом, а также выражение конкретного взгляда на него. Это имеет большое значение для развития собственной личности ребенка. Качество эмоциональных отношений, характера и формы, а не специфический репертуар образовательных методов, используемых родителями, определяют эффективность образовательных взаимодействий. Любовь, понимаемая как родительское отношение, оказывает глубокое влияние на ребенка, поскольку она выражается почти в каждом слове, в каждой деятельности и является составной частью каждой образовательной процедуры.

Конечно, нельзя сбрасывать со счетов физиологические условия. Ведь особенности функционирования головного мозга (процессы возбуждения, торможения, степень подвижности нервных процессов) во многом предопределяют различия психических реакций на одни и те же воздействия. Именно эти физиологические условия на ранних этапах жизни ребенка существенно определяют формирование специфических черт его характера.

Ребенок информирован о мыслях и чувствах родителя, уделяя внимание, интерес к его потребностям чувствует себя принятым, и родитель предоставляет ему опыт, необходимый для его надлежащего развития. Позитивное отношение, которое ведет родитель, когда он проявляет свои чувства к ребенку, например, объятия, выражает свое удовлетворение контактами, показывает, что он заинтересован в вопросах и проблемах ребенка, вызывает реакцию ребенка в форме определенного поведения, которое характеризуется нормальными симптомами.

Позитивное эмоциональное отношение родителей к ребенку проявляется также в проявлении терпения, готовности справиться с этим, перевода, объяснения и легкого контакта с ним. Такие родители подчеркивают, что они принимают ребенка независимо от того, что это такое, они избегают наказания. Следует отметить, что в очень экстремальных случаях значительные ошибки в образовании совершаются в форме безусловного принятия, чрезмерно защитного или защитного отношения. Ситуация, в которой родители любят ребенка, но они не могут или по какой-то причине не проявляют никаких чувств, посылают сообщения, которые ребенок получает, поскольку они не принимаются, любимы и важны.

Как известно, физиологическими механизмами обусловлен также темперамент. Однако он не является предпосылкой, однозначной траекторией формирования характера. Темперамент лишь способствует (либо препятствует) развитию у данного человека тех или иных черт характера. Например, лица с холерическим темпераментом могут иметь различные черты характера.

В дошкольном возрасте складываются первичные черты характера. Известно, что доверие к окружающим, открытость к общению, доброта (или их антиподы) начинают формироваться раньше других черт под влиянием того, как обращаются с ребенком взрослые люди, в первую очередь родители. Закрепляют эти черты элементы системы поощрений и наказаний, которые постоянно испытывает на себе ребенок.

Включенность ребенка в групповые игры ускоряет формирование и развитие коммуникативных и деловых черт характера (общительность, трудолюбие, настойчивость, аккуратность и др.).
Условия обучения в начальных классах либо разрушают имеющиеся первичные черты характера, либо закрепляют их в зависимости от влияния окружающей среды.

Эта тенденция продолжается до окончания школы. В старших классах школы специфика влияния социума зависит от:
- личного отношения подростка к человеку, его отношения к самому себе, степени уверенности в себе, а также уровня самооценки;
- средств массовой информации (телевидения, международных компьютерных сетей типа INTERNET и т.д.).

В 7-15 лет формируются черты, определяющие отношения с людьми, оформляется эмоционально-волевая сфера.

К 15-17 годам личность приобретает достаточно высокую характерологическую устойчивость, которая сохраняется на протяжении всей жизни. Характер человека, однако, не консервируется. Условия личной жизни вносят свои изменения. Именно они играют нажную роль в формировании мировоззрения индивида, его морально-нравственного облика и других психологических феноменов. В свою очередь, эти феномены определяют направленность процесса самовоспитания человека. Результаты самовоспитания особенно видны в подростковом и юношеском возрасте. Об эффективности этого процесса можно говорить лишь при четком осознании его необходимости и соответствующей силы мотивации. Так, например, юноша, мечтающий о профессии летчика, вряд ли станет легкомысленно курить, злоупотреблять алкоголем и т.п.

Быт, школа, семья, круг знакомых, общение, специфика профессиональных занятий - все это оказывает существенное влияние на взгляды, мотивы, установки и цели личности, формирует ее направленность, делает ее поведение предсказуемым в различных ситуациях. Другими словами, формирует характер.

Общая тенденция характерологической динамики до 25-30-летнего возраста заключается в ослаблении «детских» черт (детская капризность, подростковый максимализм, общая импульсивность и др.) и укреплении рациональных черт (рассудительность, выдержка, ответственность и др.).

После 30-летнего возраста вероятность характерологических изменений резко снижается (если только это не вызывается различного рода психическими недугами). Возможные изменения могут быть обусловлены ориентацией на текущие и перспективные планы жизненного пути. Именно она закрепляет такие черты, как настойчивость, целеустремленность, упорство, стремление к знаниям, склонность к обучению и т.п.

В 50 лет человек, по выражению профессора Р. Немова, проходит рубеж, на котором встречаются прошлое с будущим, расстается с грезами и фантазиями и старается соответствовать текущим обстоятельствам. В более позднем возрасте все большее место в жизни человека занимают «мечты о прошлом», воспоминания и забота о здоровье. Человек вступает в фазу умиротворенной, неторопливой, размеренной жизни.

Таким образом, на ранних этапах жизни человека грани характера «оттачивает» преимущественно сама жизнь. Постепенно инициатива все больше переходит в руки самой личности.



Похожие статьи
 
Категории