Драконы в мировой истории. История драконов

24.04.2019

Дракон (греч. δράκων) - собирательное название, объединяющее ряд мифологических и фантастических существ. Слово "дракон" используется в именованиях некоторых реальных видов позвоночных, преимущественно рептилий и рыб.

Образ дракона нашёл широкое распространение в фэнтези, а также используется в фэншуй, в гороскопах (год Дракона) и астрономии. Изучение драконов называется драконологией.

Мифологический дракон

Дракон как одно из наиболее распространённых мифологических существ - это существо, состоящее из туловища пресмыкающегося, иногда в сочетании с частями тела других животных, птиц, рыб.

Частными признаками дракона являются способность к полёту, наличие нескольких голов или хвостов, огненное дыхание и разумность.

Некоторые трудности вызывает вопрос совпадения образов дракона и змея. Некоторые исследователи геральдики (А. Б. Лакиер, П. П. Винклер) не разделяют их, в то время как другие (Ю. В. Арсеньев) разделяют, указывая на разное количество лап (у змея - четыре, у дракона - две). Слово "змий" встречается в славянских текстах с XI века (в том числе в Библии 1663 года), а слово "дракон" заимствовано из греческого языка только в XVI веке, появляется впервые в текстах, переведённых Максимом Греком. Андрей Курбский применял слово "дракон" к дьяволу (аналогично в Библии короля Якова слова "змей", "дракон" и "Дьявол" используются как синонимы). В Библии 1663 года дьявол назван змием, в Библии 1756 года и позднее используются и "змий", и "дракон". В источниках XVIII века встречаются переводы иноязычного слова "дракон" русским "змий". Так, в описании государственного герба, сделанного Ф. Санти в 1722 году на французском языке, стоит "dragon". В переводе же, сделанном, видимо, вскоре после сочинения Санти, это слово передано как "змий".

В XIX веке "змия" переименовали в "дракона", вероятно, потому, что последнее уже вошло в широкое употребление. И для перевода выбиралось один из вариантов. История употребления слов "дракон" и "змий" показывает, что ими обозначалось одно и то же существо.

Д. Дж. Конвэй усматривает шесть семейств драконов, содержащих родственные виды. Первое относится к Северной Германии, Скандинавии и островам Северной Атлантики. Второе - к Франции, Италии и Испании. Третье - к Британским островам, включая Ирландию. Четвёртое - в Греции, Малой Азии, Южной России и Северной Африке. Пятое, самое многочисленное, - к Китаю, Азии и Индонезии. Шестое, ограниченное по размерам и численности, - к Северной и Южной Америке и Австралии.
Корни образа.

Добрыня Никитич и поверженный им змей

По гипотезе некоторых учёных (А. Леруа-Гурана, В. Я. Проппа) образ дракона в виде, соединяющем черты птиц и змей, относится примерно к тому же периоду, когда мифологические символы животных как таковые уступили место богам, соединяющим в себе черты человека и животного. Такой образ дракона был одним из способов объединения противоположных символов - символа верхнего мира (птицы) и символа нижнего мира (змеи).

Распространение

Образ дракона представлен в мифологиях Шумера, Египта, Угарита, Индии, Греции, Китая, Японии, Мексики и Анд. В большинстве культур образ дракона связан с культом водоёмов, что связано с искусственным орошением как основой хозяйства этих государств.

Дальнейшее использование фантастического образа дракона (в частности, в мифологиях Восточной и Юго-Восточной Азии, а также в позднейшей европейской культуре) было связано и с собственно эстетической ролью этого символа в искусстве. Остаётся открытым вопрос о том, является ли образ дракона в мифологиях ранних государств Западной, Южной и Восточной Азии, доколумбовой Америки, результатом независимого параллельного развития или связан с культурными взаимовлияниями (прослеживающееся в более позднюю эпоху влияние древнеближневосточных мифов о драконе на греческий миф о Пифоне, использование китайского символа дракона в мифологиях Японии и других сопредельных стран, а также индийской макары в мифологиях и искусстве многих стран Юго-Восточной Азии).

Во Вьетнаме эволюция образа дракона как символа императорской власти явилась отражением периодов расцвета и упадка вьетнамского общества. Согласно традициям феодальной культуры, во Вьетнаме дракон символизировал нравственное совершенство.

Значение дракона

Уроборос. Змей, проглатывающий собственный хвост
Мифологический дракон символизирует собой испытание, которое нужно пройти, чтобы получить сокровище. Он связан с бессмертием, которое можно получить посредством вторжения в тело чудовища (как извне, так и изнутри, например, путём проглатывания драконом). Сражение с драконом - это инициационная мистерия с символикой временной смерти и возрождения. Многие змееборческие сюжеты имеют в своей основе инициационную тематику с инверсией отношения инициант - змееобразный патрон инициации.

Также имеют значение темы сна (чудовища, героя или женщины) и крови (кровь дракона или вагинальная кровь женщины). Сон имеет различную природу: богатырский сон, необходимый для восстановления сил; аналог смерти; пассивность чудовища для одержания победы над ним; пассивное состояние, из которого спящего выводит что-то. Тема сна и пробуждения также выражена в змее Кундалини, однако здесь инвертированы отношения активный-пассивный, пробуждение-сон: вишап спит уже вытянутым, тогда как Кундалини пробуждается ото сна, чтобы вытянуться вверх; Царь-девица спит, доступная для соития героя с ней, тогда как шакти сама, пробудившись, устремляется к блаженному слиянию.

Вагинальная кровь (послеродовая, менструальная) привлекает змея. Это выражается в мифе Арнем-Ленда о сёстрах Вавилак и в мифах, где змей требует или крадёт непорочных дев (ищет себе невесту). Требование девственности невесты имеет прямое отношение к вагинальной крови и смерти: невеста должна быть "убита" как чужая и возродиться как своя, и знаком этого служит кровь после первой брачной ночи. Змей представляет собой фаллический символ, а обвивание вокруг девы несёт коитальный смысл. В то же время благодаря этой крови в драконоборческих сюжетах женский образ пересекается с образом самого дракона. Убийство змея означает "убийство" невесты героя. Невеста имеет змеиную сущность, черты вредителя, нередко в мифах победа над драконом заменяется соитием с девушкой (нередко также хтонической природы, например Царь-девицей, Сонькой-богатыркой) либо подразумевает его впоследствии.

Помимо фаллической символики вытянутого змея есть символика дерева, которая нередко вплетается в сюжет змееборчества, если он встроен в общий миф. Змей-дракон изображается обвившимся вокруг дерева, или находящимся у корней мирового древа, или в его ветвях, или несёт в себе его атрибуты (образ пернатого змея на дереве, в котором соединились птица и змея, отмечающие верх и низ мирового дерева).

Пол дракона в мифах имеет свои особенности. Как мужской он очевиден в мифах с темой запирания вод и забирания девушек. Как женский он очевиден в мифах о порождении драконом мира. Во многих мифах пол менее определён; дракон олицетворяет мужское начало, но имеет и черты женской природы (андрогин).

Дракон связывается с водой, водоёмом. Он как забирает (запирает) воду, так и приносит её избыток (наводнение, ливни).

Трансформация образа показывает, как меняется соотношение человек-дракон в примерах мистического перерождения: сперва человек внутри змея, потом он снаружи, и, наконец, змей помещается внутрь человека.

Дракон как помощник также связан с водой, урожаем и плодородием. В древнекитайской мифологии крылатый дракон помогает культурному герою Юю - основателю династии Ся, волоча по земле свой хвост и тем самым определяя пути, по которым нужно прорыть каналы для водоснабжения. Исторически дракон-помощник в таких мифах возводится к мифу о змее, укрощённом героями, которые впрягают его в плуг (в вавилонской мифологии; также славянский миф о двух божественных кузнецах, которые впрягли усмирённого ими змея в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра, или легенду о Никите Кожемяке). Дракон-помощник может приносить людям сокровища (в славянских мифах о драконе - летающем змее, в типологически сходных с ними африканских легендах и т. п.).

Широко распространённый мотив похищения драконом девушки восходит к обряду, во время которого девушку приносили в жертву духу вод (в Китае самую красивую девушку венчали с Хуанхэ, бросая её в воду, в Древнем Египте перед посевом бросали в Нил девушку, также наряженную в свадебные одежды, чтобы обеспечить разлив Нила, без которого не был возможен урожай, у индейцев майя девушек бросали в священный водоём Чичен-Ицы). Миф, соответствующий этому обряду, обычно выступает в форме рассказа о драконе, требующем себе девушек в качестве ежегодной дани.

Применение образа в современной культуре

Мифологические образы драконов воплощаются в архитектуре и скульптуре, в том числе специально созданных для привлечения туристов.

Например, в Рязанской области из старого гаража был создан резной корабль-дракон. А в Китае в 2007 году было запланировано построить новую достопримечательность - дракона высотой в 30 метров и длиной 21 километр, который бы располагался на хребте горы Шидзу в центральной провинции Хэнань. Дракона планировалось закончить в 2009 году к 60-летнему юбилею коммунистического режима в Китае.

В Великобритании в Уэльсе планируется построить 40-метровую смотровую башню со статуей дракона высотой 25 метров. Дракон олицетворяет валлийскую мифологию, сможет поспорить со Статуей Свободы в Нью-Йорке и Христом-Искупителем в Рио-де-Жанейро.

Дракон очень популярен как изображение на теле (татуировка). Принц Уэльский (король Эдуард VII) имел на теле дракона, вытатуированного престижнейшим мастером Японии. Самая большая в мире татуировка - также дракон. Она была размещена на спинах 20 человек японцами в 1804 году.

Дракон часто присутствует в названии заведений, желающих подчеркнуть свою принадлежность к восточной культуре, например, тату-салонах, ресторанах, школах боевых искусств.

Несмотря на изменение значения дракона со временем, христианство отрицательно относится к нему. Установленная в октябре 2010 года в Варне (Болгария) скульптура двух драконов (самки и самца), держащих золотое "яйцо познания", вызвала возмущение православных верующих. Они утверждают, что скульптурная композиция олицетворяет зло, а драконы - это дьявол и дьяволица.

Дракон в западной мифологии

"Битва святого Георгия с драконом"
(Паоло Уччелло (Paolo Uccello), ок. 1456 года)
Мифологический мотив сражения героя-змееборца с драконом получил в дальнейшем широкое распространение в фольклоре, а затем проник в литературу в виде легенды о святом Георгии, победившем дракона и освободившем пленённую им девушку (Чудо Георгия о змие). Литературные обработки этой легенды и соответствующие им изображения характерны для средневекового европейского искусства.

Дракон в славянской мифологии

В русских сказках и былинах упоминается трёхголовый дракон Змей Горыныч.

В русских сказках и былинах говорится о змее, которого утопил Никита Кожемяка.

В старославянских сказаниях упоминаются семиглавые драконы.

Чудо-юдо из русской народной сказки является аналогом греческой Гидры.

Змиулан является царём змей, имеет крылья, как и змии.

Дракон в восточной мифологии

Драконы Китая

Китайский дракон (龍, лун) - в китайской мифологии и культуре символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В отличие от европейского дракона, китайский представляет доброе начало. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.

По китайским поверьям, змей-лун обитает в реках, озёрах и морях, но способен и взмывать в поднебесье. В нём отчетливо проступают следы божества влаги и дождя, первоначально связанного с культом плодородия. Ритуалы по вызыванию дождя не обходились без изображений дракона уже в VI в. до н. э.

Основные породы дракона следующие:

1.) Тяньлун - Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.

2.) Фуцанлун - Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.

3.) Дилун - Земляной дракон, который заведует морями и реками.

4.) Инлун - Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.

Последние два вида дракона в народном воображении срослись в фигуры царей драконов, которые имеют тело человека и голову дракона. Живут они в морях на востоке (Восточно-Китайское море), юге (Южно-Китайское море), западе (Индийский океан) и севере (вероятно, Байкал).

Как царь животных дракон служил символом императорской власти. Согласно китайскому мифу, Жёлтый император на исходе жизни обратился в дракона и взмыл в небеса. У настоящего императора должна быть родинка в форме дракона. Императорский трон многих династий назывался троном дракона. Во времена династии Цин китайский дракон украшал государственный стяг. За ношение одежды с фигурами дракона простолюдин подлежал смертной казни.

Драконы Тибета

Тибетский дракон - один из представителей восточных мифологических драконов и наиболее близок к китайскому. Украшение "свирепый дракон" характерно для тибетских храмов, например, для храма Джоканг в Лхасе. В Тибете существует много сказок и историй о драконах. Говорят, что, когда юный Доргзонг Ринпоче посетил Йонтен Ритро в Ронгми, Кхам, вся деревня видела девять драконов.

Одна из историй говорит об охотнике, который провалился в пещеру и не сумел выбраться оттуда. В пещере находился спящий дракон и освещал её собственным светом. Чтобы не умереть от жажды, человек стал слизывать росу с жемчужины, зажатой в драконьих лапах, и выяснил, что роса очень питательна и делает его счастливым и здоровым. Весной дракон пробудился и взлетел из пещеры, а охотник, ухватившийся за его хвост, выбрался вместе с ним.

Знаменит также полёт дракона в небеса с холма перед монастырём Нубчен в Гонджо, Кхам. Это произошло во время посещения восьмым Дорзонгом Ринпоче этого места для "интронизации" одного Ринпоче и благословения реконструированного алтаря, разрушенного во время Культурной Революции. Церемония проходила внутри храма 16-го июня 1993 года. Но большинство людей не помещалось внутри и разместилось снаружи. Вдруг кто-то увидел дракона, стремительно взлетающего в небеса с вершины холма. Как принято в Тибете и, особенно среди жителей Гонджо в радостные моменты, все закричали: "Кьи... Лха Дже Ло... Кьи... Лха Дже Ло...". Это старинный клич, означающий: "Будьте счастливы! Да будут боги победоносны!"

Когда крики достигли храма, сидящие внутри подумали, что те, кто снаружи, "пьяны от счастья" и таким образом выражают радость. Так и сказали Дорзонгу Ринпоче. В этот момент в храм вбежали и сказали, что дракон поднимается прямо в небеса с холма, расположенного рядом с монастырём. Тибетцы верят, что если загадать желание, когда видишь взлетающего дракона - обязательно сбудется. Обычно они молятся о мире и счастье всех живых существ, скандируя: "Сем че там че ла га мо сид мо йонгое".

Кончок Таши, фотограф Дорзонга Ринпоче, вышел посмотреть на это странное явление и увидел дракона, перелетающего с одной вершины на другую, виляя хвостом. Он ринулся в комнату лам, чтобы взять фотоаппарат и сфотографировать это. Но когда он вернулся, дракон уже почти целиком скрылся в облаках. И только часть хвоста была видна.

Драконы Кореи

Корейский дракон (кор. 용, Йон) имеет ряд специфичных именно для Кореи черт, которые отличают его от драконов других культур. Наиболее близкий родственник корейского дракона, как по внешности, так и по культурной значимости - китайский дракон.

Корейские драконы в мифах обычно выступают как положительные существа, покровительствующие водоёмам и рисовым полям. Считается, что они приносят на землю дождь. Живут корейские драконы обычно в реках, озёрах, океанах или глубоких горных прудах. Упоминание дракона встречается повсеместно как в корейской мифологии, так и в искусстве корейцев. В политике дракон олицетворяет императора, таким образом, ванам (королям) было запрещено носить украшения с драконьей символикой. С ванами обычно ассоциировали птицу феникс.

В древних сказаниях часто можно встретить упоминание о говорящих драконах, драконах, способных испытывать такие сложные человеческие чувства, как преданность, доброта и благодарность. В одной из корейских легенд говорится о великом ване Мунму, который на своём смертном одре пожелал стать "Драконом Восточного моря, чья цель - защита Кореи".

Корейский дракон, в отличие от многих драконов других культур, не имеет крыльев, зато обладает длинной бородой. Как и для китайских драконов, главное число корейских - девятка. По легенде, у них на спине 81 (=9x9) чешуйка.

Изредка дракона представляли держащим в одной из своих лап "драконью державу", известную под именем Юйиджу (кор. 여의주). По преданию, смельчак, который сумеет завладеть Юйиджу, станет всемогущим, однако только четырёхпалые драконы (у которых есть большой палец для того, чтобы держать державу) настолько мудры и сильны, что могут владеть Юйиджу.

Драконы Вьетнама

Дракон является широко используемым и многозначительным символом в истории вьетнамского искусства. По представлениям древних вьетнамцев, их предком являлся легендарный Правитель - дракон Лак (Лак Лонг-Куан).

Также в мифах народа тхай Вьетнама есть божество воды Туонглуонг, имеющее образ змеи или дракона, обитающего в самых глубоких местах водоёмов.

Драконы Японии

Японский дракон (яп. 竜?, рю:, тацу) обладают тремя пальцами на каждой лапе, что отличает их от других драконов восточной мифологии.

Самый знаменитый японский дракон - восьмиглавый Ямата-но ороти (яп. 八岐大蛇?). По легенде он семь лет подряд каждый год съедал по дочери, живших в стране Идзумо (в верховьях реки Хи на юго-западе о. Хонсю) земного бога Асинадзути и его жены Тэнадзути. На восьмой год явился с небес божественный герой Сусаноо-но микото и, напоив дракона, убил, получив в награду спасённую девушку, найдя в среднем хвосте дракона меч Кусанаги (Муракумо-но-Цуруги).
Дракон в мифологиях Древней Америки

Драконы Мексики

Корни культа Змея в Мезоамерике уходят в глубокую древность; первые изображения птицеподобных змей датируются периодом 1150—500 до н. э. Змея олицетворяла землю и растительность, но это было в Теотиуакане (около 150 до н. э.), где змеи были изображены с перьями кетцаля. Более детальные изображения найдены в храме Кетцалькоатля, построенном около 200 г. до н. э., на которых можно видеть гремучую змею с длинными зелёными перьями кетцаля.

Драконы Анд

В Андах дракон - Амару (кечуа Amaru) - летающий змей, посредник между Верхним (Ханак Пача), Средним (Кай Пача) и Нижним (Уку Пача) мирами, покровитель шаманских путешествий.
Дракон в геральдике

Дракон является одним из известнейших геральдических персонажей. В частности, он изображён на флаге Уэльса.

Образ дракона в биологии

Среди научных (латинских) и русских названий живых организмов встречается немало названий, имеющих отношение к латинскому слову draco, русскому "дракон" или к производным от них. В зоологии такие названия носят несколько таксонов пресмыкающихся и рыб, в ботанике - несколько таксонов и нетаксономических групп цветковых растений, отличающихся необычностью своего внешнего вида или плодов.

Дракон в различных учениях

В астрологии точки, соотносящие орбиту Луны с орбитой Земли вокруг Солнца, или Северный и Южный Лунные узлы, называются Голова Дракона (лат. Caput Draconis) и Хвост Дракона (лат. Cauda Draconis) соответственно. Первый символизирует вдох и положительные влияния, а второй - выдох и отрицательные.

В алхимии дракон - это вещество, металл и физическое тело, а его сестра - дух, металлическая ртуть и душа. Дракон с хвостом во рту - символ бесконечного - означает символ духовной работы алхимиков. Крылатый дракон является существом женского пола, а бескрылый - мужского.

Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них. Согласно древним аккадским источникам, у дракона были лапы собаки, голова льва и крылья птицы. Образ Дракона появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом. В этих космических битвах, как правило, побеждают силы или боги, олицетворяющие порядок и поддерживающие равновесие в мироздании, а из чудовища создается небосвод и поднебесный мир: "И рассек он ей внутренность, и пронзил сердце... и создал из одной половины твердь небесную, а из другой — твердь земную..." В каждой стране поэты воспевали эту титаническую битву. В древнейшем вавилонском сказании "Энума элиш" говорится о борьбе бога Мардука с Тиамат, богиней первобытного космического океана. Один из богов ведического пантеона, Индра, побеждает дракона Вритру, семитский бог Баал — бога Йаму, владыку изначального океана... Широко известен и библейский сюжет о чудовище Левиафане, некогда побежденном Творцом. Символ дракона — это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon, драгун. Символ дракона — символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон — Троном Дракона. На щите Агамемнона (11-я песнь "Илиады") был изображен синий трехглавый дракон. Легенды буддизма изобилуют упоминаниями о драконах, сказания даосизма повествуют об их деяниях. Драконы — крылатые змеи, в образе которых соединялись животные, воплощающие два мира — верхний (птицы) и нижний (змеи). Эти фантастические существа в китайской мифологии олицетворяли мужское начало, первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь. Изображение дракона служило символом императора, а феникса — императрицы. В средневековой алхимии — первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом — змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос ("пожиратель хвоста"). Изображение уробороса сопровождали подписью "Все в Едином или Единое во всем". А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона "заимствовали" разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий. Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом: герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает его сокровищами либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как созидательных, так и разрушительных целей. Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания. Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его победе над драконом Фафниром, бой святого Георгия с драконом лишь некоторые тому примеры. Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой. И хотя дракон, подобно египетскому Сету, причиняет жестокую боль, он помогает человеку познать себя. Драконы были символами могущественных богов, дающих жизнь: Кецалькоатля, бога утренней звезды, Атума, бога вечности, Сераписа, бога мудрости. Этот символ бесконечен, как бесконечен вечно развивающийся мир, охраняемый кольцом уробороса.

Литература Мифология. Энциклопедия, -М.:Белфакс, 2002

Боди Ходж

В книге Иов Бог говорит о бегемоте и огнедышащем левиафане (Иов 40:15–24; 41:1–34 ). В современном мире подобных животных не существует. Возможно ли, что речь идет о динозаврах и других рептилиеподобных морских и наземных существах?

Постоянно появляются в исторических записях многих культур и народов мира. Изображения этих существ мы также находим в живописи и изделиях из глины. Сходства в рассказах и рисунках указывают на то, что они основываются на фактических описаниях этих животных. Речь идет о динозаврах и других рептилиях, сотворенных Богом на пятый и шестой дни недели Сотворения (Бытие 1:20–25 ), которые пережили Потоп в Ноевом ковчеге (Бытие 6:19 ).

Мы не видим сегодня динозавров по тем же причинам, по которым вымерли многие другие животные: изменения климата, трудности с питанием, истребление людьми. Посмотрим правде в глаза: большинство легенд заканчиваются гибелью драконов, но память о них продолжает жить.

Легенды о драконах, Австралия

На крайнем севере Квинсленда австралийские аборигены из племени Куку Яланжи обнаружили и зарисовали монстра, обитающего в море и озерах. Это существо было удивительно похоже на плезиозавра.

Легенды о драконах, Вавилон

Ранней цивилизации, образовавшейся после Потопа. Известные ворота под названием Иштар были построены царем Навуходоносором II, могущественным правителем во время Вавилонского пленения Израиля. На этих воротах изображено пресмыкающееся животное с четырьмя лапами, которое так же как и динозавры стоит на задних лапах.

Легенды о драконах, Китай

Хорошо известные по всему миру китайские драконы присутствуют даже в китайском двенадцатилетнем календаре. Одиннадцать животных из этого календаря мы встречаем в современном мире (собака, крыса, обезьяна и т.д.), так почему же мы должны думать, что двенадцатое животное (дракон) мифическое? В книге «Путешествия Марко Поло» описываются высокие и длинные «драконы», у которых были короткие лапы и когти. По словам Поло, китайцы использовали специальные методы убиения этих драконов. Некоторые части тела этих животных они применяли в медицинских целях, а другие ели в качестве деликатеса.

Легенды о драконах, Египет

Древнегреческий писатель Геродот, записал в своих произведениях: «Мне сказали, что у города Бута, в Аравии, находится место, где существуют летучие змеи. Оттого я пошел туда и увидел множество кучек костей. Здесь горы ограничивают долину, сообщенную с обширною равниною на стороне к Египту. Говорят, что эти змеи улетают весною из Аравии, но встречают, при выходе из ущелья, птицу ибиса, которая убивает их и потому очень почитается у египтян. Летучая змея походит на водяную; её крылья не имеют перьев, как и у летучей мыши».

Легенды о драконах, Англия

Немалый интерес представляет гравировка на надгробии умершего в 1496 году епископа Ричарда Белла в кафедральном соборе Карлайла. Выгравированные на надгробии украшения содержат изображения животных, напоминающих некоторых видов динозавров, как например, длинношеего зауропода или рогатого цератопса.

Легенды о драконах, Северная Африка

Римский историк Кассий Дион описывает, как однажды римская армия убила дракона. Оригинальный отрывок из его утерянной Книги 11 под названием «Римская история» переписал преподобный Иоанн Дамасский (ок. 676–749 гг.) в своем произведении «О драконах и приведениях». Вот что он пишет: «Однажды, когда римский консул Регул воевал против Карфагена, внезапно приползший дракон расположился за валом римского войска; римляне по приказу Регула, убили его и, содрав кожу, послали ее в римский сенат. Когда же шкура, как говорит Дион, была измерена по приказу сената, то она оказалась ста двадцать футов в длину; подобающей длине была и толщина».

Легенды о драконах, Швеция

В англосаксонской эпической поэме под названием Беовульф рассказывается о трех сражениях Беовульфа, короля гаутов (Готенбург, современная Швеция), с необычными существами. Последнего дракона, с которым ему довелось встретиться, он описал как «огнедышащий летающий змей, который живет под землей и выходит иногда на поверхность» . Беовульфу удалось победить и это чудовище, но от полученных в схватке ран он умер.

Легенды о драконах, Перу

Перу хорошо известна своими изображениями драконоподобных существ и других артефактах. К примеру, в Национальном музее Перу представлен глиняный кусочек, на котором изображен напоминающий дракона динозавр. Эта глина относится к периоду процветания культуры Моче (400–1100 гг.).

Штат Юта (США)

На некоторых петроглифах (наскальные рисунки) изображены летающие или наземные драконы. В пиктограмме на скале в Сан-Рафаэль-Свелле изображены существа, напоминающие птеранодона или птеродактиля. Животное на одном из наскальных рисунков в парке «Natural Bridges National Monument» очень похоже на динозавра-завропода.

Какой же я идиот! И дёрнул меня бес за язык поспорить с друзьями, что я смогу выкрасть Последнюю принцессу! Я всё понимаю, я дракон, и воровать принцесс моя прямая обязанность, но… Что мне с ней теперь делать, спрашивается?! В мире и башен-то нормальных не осталось, а без башни сладить с этой пакостливой козявкой вообще невозможно!
Сегодня вот, например, снова начала качать права и требовать освобождения, в процессе чего безвозвратно запортила мою любимую коллекцию картин – сделала из них плакаты с дурацкими лозунгами. Причём делала это совершенно неаккуратно, сшивая одну картину с другой. Хотелось выть волком, метаться по пещере, поймать нахалку и выбросить куда подальше… И только Ринн то и дело останавливала меня от решительных действий:
- Дорогой, не будь так строг! Это всего лишь картинки! – ласково шепнула она и нежно куснула меня за шею.
Знает же, как охладить!..
Ах, да! Чуть не забыл представить! Ринн – моя самка… Супруга, если хотите. Молодая утончённая дракониха, домашняя и ласковая. Её сверкающие на солнце зелёные чешуйки всегда сводили меня с ума… Да я готов ради них, ради её взгляда, ради… да ради неё всей и всякой даже с горы спрыгнуть!.. Для того-то у нас, драконов, на такой случай на спине есть пара крыльев.
Ринн стала тем единственным маяком, что освещает суровую действительность царящей вокруг жизни. Как приятно, когда рядом есть кто-то, о кого можно опереться!
Тем ужаснее, что эта мелкая принцесса сумела найти с ней общий язык!
Размышления прервал грянувший в пещере грохот. Мои сокровища!!! Господи, за что мне такое наказание?!
Не помня себя, я ворвался в пещеру и замер с открытым для вопля ртом. Ну конечно, что ж она могла ещё побить, если не коллекцию фарфора, привезённого прямиком с таинственного Востока?! Нет, это становится невыносимо!!!
Подхватив это брыкающееся недоразумение, я выволок её из пещеры и взлетел высоко в воздух. Не подумайте! Я существо глубоко гуманистическое, к тому же, убей я принцесску, Ринн тут же перегрызла бы мне горло… А мне этого отчего-то совсем не хотелось. Понимаете, она у меня пацифистка, не любит вида крови, не приемлет насилия в любом виде… поэтому глотает жертв живьём. Сколько я не пытался объяснить милочке, что это вредно, меня не слушали. Вот сляжет с изжогой, ещё десять раз мои слова вспомнит! А если у рыцаря меч будет? Что же мне, опять доктора по всей округе искать?! Он и после прошлого раза заикой улетел – ещё одного такого путешествия может и не пережить.
- Куда ты меня тащишь, зверюга безобразная?! – возопила принцесса, когда поняла, что убивать её никто не собирается.
- Домой тебя везу, достала, аж сил нет. Можешь радоваться, ты победила.
- Домой? Ну что ж, тогда ладно, тогда можно… - поразмыслив, согласилась она.
Как будто кто-то собирается её спрашивать!
- Хотя знаешь что… Вези меня обратно! Живо! – неожиданно потребовала она.
- С какого это перепугу?!
- Сам подумай! Томлюсь я у тебя в плену, томлюсь, а никто даже не почесался меня спасти! Это всё не по правилам!!! Пусть ко мне придёт прекрасный рыцарь, убьёт тебя и сам привезёт меня домой!
- Что-то меня этот вариант не устраивает, - обиделся я.
- Мы повесим твою голову в тронном зале.
- Ну знаешь… Меня моя голова и на месте устраивает.
- Ты дракон или девка придворная?! Драконы обязаны помирать под мечом Героев!!!
- Всё, почти прилетели, - отрезал я.
- А ну поворачивай назад, ящерица косолапая!!!
И совсем неправда! Нормальные у меня ноги… Ну, может быть, иногда могу и скосить, но я же не нарочно. Это всё кость! Кость и наследственность…
Людишки в городе уже подняли кипиш – наверняка заприметили меня ещё на вылете из пещеры. Народ тут глупый, необразованный. Чуть что – сразу за оружие. Я когда эту особу царского роду отсюда похищал, весь в занозах ушёл. Ещё и фингал катапультой поставили!
Мимо пролетело огромное копьё. Ага, значит, к моему возвращению готовились. Неужто обиделись?
Нет, ну что за времена?! Раньше короли принцесс драконам как в детский сад отдавали, чтобы характер воспитать да от баловства отучить. Да и женихи сами подыскивались – кто сумел дракона в бою одолеть, тот и взял принцессу в жёны… Видать, поэтому большая часть царских династий и повымерла – одни в башнях до старости томились, другие послужили закуской нам, драконам.
Но хватит размышлений!
Раздавив могучей лапой не приглянувшуюся беседку (никакой эстетики у этих людей!), я направился прямиком ко дворцу. В одной руке сжимал ругающуюся принцессу, другой же защищался от летящих стрел, копий и снарядов.
- Вот. Принимайте, - рыкнул я, опуская взъерошенное тельце на балкончик, и взмыл в воздух.
Его Королевское Величество тем временем пребывал в лёгком обмороке, жёнушка же пыталась его откачать, но поняла, что это бессмысленно и тоже свалилась на пол. Не одному же мужу всё внимание! Принцесса на меня орала и требовала повиновения. По земле носились мураши-солдатики. Тоже, кстати, что-то кричали. Короче, всё это слилось в один единый шум, от которого мгновенно разболелась голова.
Всё! Домой-домой-домой. К любящей Ринн, к тишине пещерных сводов, к манящему блеску сокровищ…
Раздражающие вопли оказались далеко позади. Ну слава богу, хоть сегодня посплю нормально!
* * *
Утро. Прохладный сквознячок ласкает чешую, снаружи поют жизнерадостные птички, под боком приобняла меня мило посапывающая Ринн. На вопрос о том, куда я подевал принцесску, я ей ответил, что выпустил на волю, за что заслужил титул «самого доброго на всём белом свете». Жизнь всё-таки прекрасная штука!..
…была…
Услышав до слёз знакомый голос, я чуть до потолка не подпрыгнул. Как вы думаете, кто ожидал нас у самой пещеры? Совершенно верно! К дереву у самого входа была привязана принцесса!!! Где-то у густых зарослей виднелись сверкающие пятки улепётывающих солдат. Они что, издеваются надо мной?!
- Ну что, чудище, ты меня будешь развязывать или мне тут до вечера висеть?! Немедленно накорми меня! Представляешь, эти неблагодарные ироды меня тебе скормить хотели! Ну ничего… Живо лети и сожги этот жалкий городишко!
От такой наглости я даже слова выдавить не смог. Молча развернулся и ушёл в пещеру, в тёплые объятия Ринн.
- Кто там кричит, дорогой? – сонно потягиваясь, поинтересовалась она.
- Да так… Волки да обезьяны, вечно им не имеется.
- Ты их прогнал? – не открывая глаз, спросила она.
- Ну конечно, я же не хочу, чтобы ты не выспалась, - улыбнулся я и нежно прикусил её изящный хвост.
Ринн замлела и потянулась обниматься, но момент семейной идиллии был безнадёжно испорчен наглым голоском принцессы. Надо было ей что-нибудь помассивнее в рот запихать!
В итоге Ринн всё утро возилась с обнаглевшей вконец дочкой впечатлительного короля, про меня же совершенно забыла. И баранчика ей поджаренного сготовит, и вина из моего хранилища нальёь, и ротик ей салфеткой вытрет… Я тоже, между прочим, в заботе нуждаюсь!
Принцесса нарочито громка почавкивала и командовала моей женой так, словно это была не дракониха, а её комнатная болонка. Принеси ей то, сделай это, и на спине покатай, и массаж организуй... Мы драконы или кто?!
Ничего, ещё сквитаемся!
- Всё, хватит! – подпрыгнул я, когда Ринн на минутку покинула пещеру.
Схватив негодницу задними лапами, я быстро взмыл в воздух по уже знакомому маршруту. Не надо мне такого счастья! Уж лучше б короля украл, чем её! Принцессам положено быть тихими и смиренными, а не пакостливыми и наглыми!
Город встретил меня дружным грохотом пушечных залпов. Били эти штуки больно, но моя цель была куда важнее, чем глупые синяки. Вновь раздавив неглазоприятную беседку, я усадил на её обломки принцессу и сбежал так же быстро, как пришёл. Мне вслед ещё долго слышался грохот выстрелов, но настроения это уже не портило.
Надеюсь, больше я её не увижу…
* * *
Обмен принцессой длился целую неделю. У меня уже даже начало входить в привычку вставать по утрам и идти проверять дерево, на котором обязательно будет красоваться разряженная в цветастые тряпки девушка. Причём, что интересно, платье каждый день было новым.
Ринн я про этот любопытный обычай не говорил, как-то не до того было. Она очень привязалась к этой обезьянке, чем та с каждым днём всё больше пользовалась. Катание на спине и оставление меня без ужина для неё уже превратилось в норму…
До сего дня.
Этим утром я проснулся с чётким ощущением того, что хочу кого-нибудь убить. Не подумайте, что я настолько злой, просто когда просыпаешься совсем не оттого, что Ринн покусывает тебя за ухо, а оттого, что какой-то идиот бьёт тебя дубинкой по голове, настроение отчего-то сильно портится…
- Что за дела?! – сонно прорычал я, попытавшись стряхнуть с головы назойливого рыцаря.
- Отдай мне принцессу, мерзкий ящер!!! – взревел Герой, с размаху врезав мне прямо в открывшийся глаз.
Боже, так я не матерился, наверное, с самого рождения! Даже и не сразу вспомню, где я таких словечек нахватался… Хотя это не суть. Суть в том, что этот негодяй в это время вцепился мне в рога и торжественно хохотал! Эти людишки один другого стоят! Не искалечит мозг, так изувечит тело.
- Отдай мне принцессу или умри!!! – не прекращая хохотать, востребовал рыцарь.
- Да забирай, я тебе что, мешаю, что ли?! Вон она, на дереве висит!
- Не, это не по правилам… Сначала я убью тебя, мерзкий ящер!
Ну что за тупоголовый народ эти Герои?! Я ему добровольно отдаю то, зачем он пришёл, мог бы даже половину сокровищницы в путь соорудить, так нет же! Крови ему, видите ли, захотелось!
Повезло ему, что Ринн с утра пораньше отлучилось на охоту – она у нас в отношении неожиданных пробуждений церемониться не любит…
Сняв с себя махающего во все стороны своей дубиной мужика, я приготовился было дыхнуть на него как следует, но… неожиданно взгляд упал на принцессу.
* * *
Ринн проснулась от какого-то звянькающего звука перед самым ухом. Медленно открыв глаза, она недовольно повернулась на бок и уставилась на предмет беспокойства.
- Ой, рыцарь, - обрадовалась она, увидев перед собой связанные по рукам и ногам доспехи. – Дрэйк, как это мило!
Из доспехов слышался приглушённый голосок, но он затих, когда Ринн вдруг широко раскрыла пасть.
Визг оборвался. Доспех исчез в пасти моей дорогой пацифистки. Боже, как я люблю её привычку не церемониться с добычей!
- Дорогой, принцесса сегодня придёт? – одухотворённо поглаживая животик, спросила она.
- Нет, - усмехнулся я и улёгся рядом, прислонившись ухом к брюшку своей возлюбленной. – Говорят, она переехала.
- Как жалко, - не открывая глаз, вздохнула она. – Такая милая девочка, так бы и съела.
И Ринн снова погрузилась в дрёму. Моя любимая соня…
- Я же говорил, что мы сквитаемся, - шепнул я урчащему животику, в котором ясно слышался звон доспехов, в которых была заточена Последняя принцесса…
Ну вот, сегодня точно посплю по-человечески!

Критику на сие произведение можно найти здесь.

Вместе с тем, судя по некоторым литературным и музыкальным произведениям, это существо воспринималось скорее как настоящий монстр, нежели как персонаж мифов. Эдвард Топселл в своей "Истории пресмыкающихся" (1608 ) сообщил:

« ... Среди всех видов рептилий нет ни одного сопоставимого с драконом либо такого, который может предоставить достаточно полный исторический материал для раскрытия сущности и природы этого животного... »

Когда вы анализируете "правдивые истории" о драконах в фольклоре или письменных памятниках некоторых культур, то сразу же возникают вопросы: почему драконы везде так похожи?

Действительно ли драконы летали над землей и пожирали несчастных сельских жителей, при этом требуя в жертву молоденьких девушек и вселяя ужас в каждое сердце? И правда ли, что никто, кроме смелого рыцаря, не мог их остановить? Кто из нас не видел икону, где святой Георгий Победоносец убивает дракона? И с другой стороны, какой ребенок не читал сказок о ленивых и добрых, нежных и робких драконах? В каждом мифе есть частичка правды и реальности. Многие серьезные ученые придерживаются теории, по которой небольшое количество динозавров могло дожить до эры человека.

Возьмите любую книгу о динозаврах — и вы увидите, что, к примеру, королевский тираннозавр мог бы стать отличным драконом в какой-нибудь легенде. Такая огромная рептилия, тяжело ступающая по окраинам ранней Европы, конечно, могла бы соответствовать даже самым впечатляющим описаниям драконов.

Сегодня никто не говорит, что динозавров было очень много. Но и горсточка этих доисторических рептилий, которые обитали в глухих озерах и поросших лесом долинах, не смогла бы оставаться незамеченной даже в малонаселенной Европе 1500 -х годов до н. э. Встреча всего лишь с одним из этих "монстров" породила бы легенды и предания на долгие века.

Следующая теория, возможно, больше заинтересует обычного читателя: дело в том, что древние историки часто описывали огромных змей, похожих на питона, которые в длину достигали более 15 метров. Множество историй о драконах, дошедших до нас из средневековья, рассказывают о том, как эти твари обвивают свою жертву и медленно раздавливают ее, что в полной мере соответствует поведению питона или удава.

Но все эти теории не объясняют, почему дракон может передвигаться на четырех конечностях.

Некоторые виды гигантских ящериц, наверное, подошли бы под описание дракона и удовлетворили бы многих теоретиков. Одна из них известна как комодский варан, длина которого часто превышает 3,5 метра, но обитает он в Восточной Индии.

Святому Георгию Победоносцу и другим убийцам драконов потребовалось бы немало времени — с точки зрения западной истории — для рискованного путешествия в тропики. Наверное, сама битва с драконом была бы гораздо меньшим испытанием, чем подобный поход.

Если в Европе все-таки существовал такой вид ящерицы (предположительно несколько миллионов лет назад), который дожил до появления человека, это и была бы разгадка тайны происхождения мифов о драконах. Третья теория — и очень правдоподобная — предполагает, что средневековый любитель приключений случайно обнаружил пещеру, заполненную костями гигантского пещерного медведя, и ошибочно принял их за останки скелета дракона.

Бывало, что даже рабочие, которые копали котлованы при строительстве церквей, находили окаменелые кости динозавров. Ученые мужи только в XIX веке поняли, что зачастую возраст ископаемых останков исчисляется миллионами лет (до этого полагали, что найденные скелеты принадлежат каким-то гигантским животным, которые вымерли совсем недавно). Если бы в то время, когда в Европе легенды о драконах были на пике популярности, в земле или в пещере нашли останки ископаемого, существование сказочных чудовищ наверняка было бы доказано.

Теперь попробуем самостоятельно развить теорию, по которой крестьяне, копая колодец, нашли в земле кости мамонта. Землекопы моментально сделали вывод, что это могила дракона.

Ну а там, где есть останки одного, вполне может быть и другой, живой дракон! Жители деревеньки, должно быть, мучились вопросом: как же избавиться от огромного зверя — чтобы он не прилетел и не сожрал их всех до одного? Нужна жертва! Священник сказал, что на дракона это не действует, зато может умилостивить древних богов! Крестьяне выбрали юную красавицу, повели ее в темный лес и привязали к дереву, надеясь таким образом задобрить дракона. Трудно вообразить себе весь тот ужас, который испытала девушка, когда ночью на нее набросились волки или медведи...

На следующий день самые смелые деревенские мужики отправились в лес. Так оно и есть! Дракон прилетел и сожрал девицу! Прошел месяц — оказалось, жертва "сработала": в деревне чудище не появлялось, на местных не охотилось. Значит, девичья плоть умиротворила его. Если они продолжат время от времени приносить жертву, пусть даже теленком или козленком, дракон оставит их в покое.

Вполне возможно, что в Европе такие кости — будь то мамонт, суматранский носорог или гигантский пещерный медведь — не считались чем-то необычным. Бивни мамонта очень часто встречаются в средневековых рецептах эликсира любви.

На рыночной площади австрийского города Клагенфурта возвышается статуя великана, убивающего дракона; голова этого чудища, по всей видимости, лепилась по форме черепа суматранского носорога.

Доказательством такой связи является тот факт, что в старинных рукописях упоминается "череп дракона", найденный в Клагенфурте в XVI веке. Все эти долгие годы череп находится под охраной городского управления, и сегодня его вполне можно идентифицировать как скелет головы носорога ледникового периода.



Похожие статьи
 
Категории