Где игорь моисеев. Моисеев, игорь александрович

07.03.2019

21 января Игорь Александрович Моисеев, патриарх российской хореографии, отметит 100-летие. В этот день начнется серия концертов его любимого детища - Государственного академического ансамбля народного танца, который постарается представить хореографическую биографию мастера. Однако, сколь бы разнообразными ни были эти программы, вряд ли в них уместится все, что Игорь Александрович успел сделать в течение своей творческой жизни.


Танцу будущий хореограф начал учиться почти случайно: отец-юрист отдал его в студию бывшей балерины Большого театра Веры Мосоловой только для того, чтобы отвлечь от улицы. Но подросток стал делать такие успехи, что Мосолова привела его в хореографическую школу при Большом театре и Моисеева взял в свой класс сам Александр Горский, главный балетмейстер театра.

Зачисленный в труппу Большого, Моисеев увлекся новаторскими опытами балетмейстера Касьяна Голейзовского, создавшего непривычный пластический язык и ошеломившего всех конструктивистской постановкой балета "Легенда об Иосифе". Моисеев исполнял в этом спектакле главную роль Иосифа во втором составе. Верность идеям Голейзовского стоила Моисееву балетной карьеры. После смерти Горского Моисеев фактически возглавил группу молодежи, выступившей против назначения руководителем балета знаменитого танцовщика Василия Тихомирова и требовавшей разделить власть между ним и Голейзовским. Бунтовщиков сначала уволили из театра, потом восстановили, но о перспективах в Большом уже не могло быть и речи.

Тогда Моисеев принялся осваивать амплуа постановщика, успешно проявил себя в этом качестве в студии известного театрального режиссера Рубена Симонова, и ему начали доверять постановки и в Большом театре. В 1927 году в Большом театре Моисеев поставил балет "Красный мак", в 1932 году - оперу "Саламбо" по роману Флобера, в 1935-м - балет "Три толстяка" по сказке Олеши.

Вместе с тем он искал постоянную работу и увлеченно изучал народные танцы - объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, собирая образы танцевального фольклора. В 1936 году он был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Успех этих начинаний и подготовил почву для создания первого в стране профессионального ансамбля народного танца. Первая репетиция дебютной программы ансамбля ("Танцы народов СССР") состоялась 10 февраля 1937 года. С тех пор на протяжении 65 лет Игорь Александрович является бессменным художественным руководителем Государственного академического ансамбля народного танца.

Была в творческой биографии Моисеева и еще одна яркая глава – постановки физкультурных парадов на Красной площади. Первый опыт состоялся в 1936 году, когда Моисеев поставил семиминутное выступление для спортсменов Малаховского физкультурного техникума имени Антипова. Участники выбегали на площадь, за считанные секунды выстраивались и в том же темпе делали упражнения. Выступление имело колоссальный успех, и техникум наградили. С тех пор у Моисеева не было отбоя от заказчиков самого высокого уровня. Его постановки нравились самому Сталину, который на одном из приемов познакомился с Моисеевым и спросил его: «Как дела?» Моисеев не растерялся и пожаловался, что у ансамбля нет помещения. На другой день Моисееву предложили выбрать любое место в городе, и он указал на разрушенное здание театра имени Мейерхольда (то самое, где ныне находится Концертный зал имени Чайковского). Через три месяца оно было восстановлено.

Во время войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии. Моисеев поставил несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского флота, а также "Большую флотскую сюиту" и "Русскую сюиту", которые до сих пор держатся в репертуаре ансамбля. На концертах ансамбль собрал около полутора миллионов рублей. На эти деньги построили танк - "ГАНТ СССР" (Государственный ансамбль народного танца СССР).

В 1943 году по возвращении в Москву Моисееву разрешили создать первую в стране профессиональную школу народного танца. С тех пор ее выпускники пополняют не только труппу самого ансамбля, но и все ведущие коллективы России.

Пик популярности и всемирное признание творчества Ансамбля народного танца пришлись на послевоенные годы. Танцовщики Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, представлявшими СССР за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), на Ближнем Востоке (Ливан, Египет, Сирия, 1956), в США (1958), странах Южной Америки (1963), Индии (1974). Сам хореограф шутит, что из его жизни легче составить путеводитель, чем биографию. Ансамбль неоднократно побывал более чем в шестидесяти странах мира.

Сегодня в репертуаре ансамбля несколько сотен народных танцев. Но главное - Моисеев создал не музей танцевального фольклора, а новый зрелищный жанр: театр народного танца. Его программы – это мини-спектакли, лучшие из которых - «Мир и дружба" (1953), "В гостях и дома" (1983), "Половецкие пляски" на музыку Бородина (1971), "На катке" на музыку Штрауса (1980), "Ночь на Лысой горе" на музыку Мусоргского (1983), "Таверна" (1986), греческая сюита на музыку Теодоракиса (1991) и другие - стали классикой жанра, давая фору многим современным танцевальным шоу.

Награды героя

Игорю Александровичу Моисееву присвоены звания Народного артиста СССР (1953), Народного артиста РСФСР (1944), Народного артиста Молдавской ССР (1950), Народного артиста Киргизской ССР (1976), Народного артиста Бурятской ССР (1940), Заслуженного артиста РСФСР (1942). В 1976 году ему присвоено звание Героя Социалистического труда. Он лауреат Ленинской премии (1967), лауреат Государственных премий СССР и России (1942, 1947, 1952, 1985, 1996). Моисеев награжден тремя орденами Ленина (1958, 1976, 1986), орденом Октябрьской революции (1981), двумя орденами Трудового Красного Знамени (1940, 1966), орденами Дружбы народов и "Знак Почета" (1937), российским орденом "За заслуги перед Отечеством" II и III степени (1996, 2001).

Моисеев - кавалер болгарского ордена "Святого Александра с короной" (1945), румынского ордена "Офицера культуры" (1945), польского ордена "Полония Реститула" (1946), Югославского ордена "Братство и Единство" (1946), Монгольского ордена "Полярной Звезды" (1947), венгерского ордена "Офицера культуры" I степени (1954), ливанского ордена "Золотой Кедр" (1956), венгерского ордена "Офицера культуры" II степени (1960), монгольского ордена Сухэ-Батора (1976), чехословацкого ордена "Белого Льва" (1980), венгерского ордена "Офицера культуры" (1989), Командорского Креста ордена заслуги Республики Польша (1996). Игорь Моисеев - командор венгерского ордена (1997), командор испанского ордена "За гражданские заслуги" (орден вручен королем Испании Хуаном Карлосом II в мае 1997 года).

И.А. Моисеев удостоен американской премии "Оскар" в области танца (1961, 1974), американской премии журнала Dance Magazine в области танца; ему присвоены звания Почетного члена Народного собрания Франции и члена Французской академии музыки и танца (1955), доктора наук Международной академии наук Сан-Марино.

Игорь Александрович Моисеев – выдающийся российский советский танцор и балетмейстер, основатель и художественный руководитель Государственного академического ансамбля народного танца и Школы-студии при Государственном академическом ансамбле народного танца, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской и Государственных премий СССР и России, Народный артист СССР, профессор.

Родился 8 (21) января 1906 года в Киеве (ныне столица Украины) в семье мелкопоместного дворянина. Впоследствии семья переехала в Полтаву, а затем в Москву. В 1924 году окончил Хореографический техникум Государственного Академического Большого театра в Москве (класс Александра Горского), в 1933 году – Университет искусств.

После окончания техникума был принят в балетную труппу Большого театра, в 1931-1937 годах был солистом театра. Исполнял партии: Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Футболист («Футболист»), Мато («Саламбо»). В 1930 году, оставаясь артистом балета, он стал балетмейстером, постановщиком танцевальных сюит в спектаклях. Поставил балеты: «Футболист» (1930, совместно с Л.Лащилиным), «Тщетная предосторожность» (1930, совместно с А.Мессерером), «Три толстяка» (1935), «Спартак» (1958). Ставил танцы в операх: «Турандот» Дж.Пуччини (1930), «Демон» А.Рубинштейна (1932), «Кармен» Ж.Бизе (1936).

И.А.Моисеев. На репетиции

В 1937 году Игорь Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца – «Ансамбль народного танца СССР» (ныне Государственный Академический ансамбль народного танца России), равного которому нет в мире и по сей день. На протяжении 70 лет (1937-2007) Моисеев являлся бессменным художественным руководителем ансамбля. Под его руководством были поставлены программы: «Танцы народов СССР» (1937), «Мир и дружба» (1953), «Дорога к танцу» (1965), «В гостях и дома» (1983) и другие. Моисеев поставил разнообразные по жанру фольклорные циклы: «Картинки прошлого» (1937), «Колхозная улица» (1938), «Морская сюита» (1943), сюита «Жок» (1949), «Партизаны» (1950), «Хитрый Мокану» (1952), «Метелица» (1965), «Скоморохи» (1970), «Половецкие пляски», «Праздник труда» (оба – 1978), «На катке» (1980), «Ночь на Лысой горе» (1984), «Таверна» (1986), «По странам мира» (1960-1989), цикл зарубежных танцев (1960-1991), «Греческая сюита» (1991), «Еврейская сюита» (1994). Танцоры Игоря Моисеева были первыми советскими артистами, которые начали выступать за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), на Ближнем Востоке (1956), в США (1958), странах Южной Америки (1963) и Индии (1974).

В 1943 году Моисеев создал первую в стране профессиональную школу народного танца (хореографическая Школа-студия при Государственного Академическом ансамбле народного танца), а в 1966 году – организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне Государственный театр балета под руководством Н.Д.Касаткиной и В.Ю.Васильева), которым руководил до 1970 года.

90-летие И.А.Моисеева. На сцене Большого театра с Владимиром Васильевым

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1976 года за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения руководителю Государственного академического ансамбля народного танца СССР народному артисту СССР Моисееву Игорю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Одновременно с работой в ансамбле Моисеев в разные годы выполнял поручения Правительства и Министерства культуры СССР, а ныне Российской Федерации. Он был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посвященных выдающимся событиям общественной жизни страны: 60-летие основания СССР, 40-летие Победы в Великой Отечественной войне и другие. Долгие годы Моисеев возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты Мира. В январе 2007 года ансамбль Игоря Моисеева отметил 70-летие.

Игоря Моисеева характеризовали универсальные знания и уникальный кругозор. Он был прекрасно знаком с живописью, архитектурой, литературой (от эпохи Возрождения до наших дней), владел французским языком.

Жил и работал в городе-герое Москве. Скончался утром 2 ноября 2007 года, на 102-м году жизни от сердечной недостаточности. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5). Президент РФ В.В.Путин назвал кончину легендарного балетмейстера невосполнимой потерей для отечественной и мировой культуры.

Всегда успех!

Награждён советскими тремя орденами Ленина (1958, 20.01.1976, 20.01.1986), орденом Октябрьской Революции (1981), двумя орденами Трудового Красного Знамени (31.10.1940, 20.01.1966), орденом «Знак Почета» (2.06.1937), российскими орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й (21.06.2006), 2-й (12.06.1999) и 3-й (28.12.1995) степени, орденом Дружбы народов (11.04.1994), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе болгарским орденом «Святого Александра» с короной (1945), румынским орденом «Офицера культуры» (1945), польским орденом «Полония Реститула» (1946), югославским орденом «Братство и Единство» (1946), монгольскими орденами «Полярной Звезды» (1947) и Сухэ-Батора (1976), венгерским орденом «Офицера культуры» 1-й (1954) и 2-й (1960) степени, ливанским орденом «Золотой Кедр» (1956), чехословацким орденом «Белого Льва» (1980), командорским Крестом ордена Заслуги Республики Польша (1996), командорским знаком Венгерского ордена (1997), командорским знаком испанского ордена «За гражданские заслуги» (1997), украинскими орденами «За заслуги» 3-й степени (1999) и князя Ярослава Мудрого 5-й степени (2006). Награжден также медалью Моцарта ЮНЕСКО (2001).

Лауреат Ленинской премии (1967), Сталинской премии 1-й (1942, 1952) и 2-й (1947) степени, Государственной премии СССР (1985) и РФ (1996), российской независимой премии «Триумф» (1998), премии «Оскар» в области танца (1961, 1974), премии Международного Фонда «За развитие культурных связей между Россией и США» (1995), премии Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004). Удостоен званий Народного артиста СССР (1953), Народного артиста РСФСР (1944), Народного артиста Бурятской ССР (1940), Народного артиста Молдавской ССР (1950), Народного артиста Киргизской ССР (1976), Почетного члена Народного собрания Франции и члена Французской академии музыки и танца (1955), профессора Российской академии театрального искусства (1997), а также титула «Человек-эпоха» (2005).

В Москве на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

90-летие И.А.Моисеева. В ложе Большого театра с Е.С.Максимовой, Р.С.Стручковой, М.Т.Семеновой

Моисеев Игорь Александрович, российский хореограф, балетмейстер, художественный руководитель академического ансамбля народного танца им. Моисеева, Герой Социалистического Труда, кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» 1 степени.

Игорь Александрович Моисеев родился в Киеве в конце января 1906 г. В тот год снега на улицах города выпала много и мама маленького Игоря редко ходила на заказы, она была мастером по пошиву женской одежды, все время отдавала ребенку и не прибегала к услугам няни. Отец, Александр Михайлович был дворянского происхождения, образование получил в Германии, окончил философский факультет университета, познакомившись во Франции с будущей супругой Анной Грэн (наполовину румынкой, наполовину француженкой) вернулся вместе с ней на родину, в Киев, где занимался адвокатской практикой. За свои анархические идеи был арестован и посажен в тюрьму, а маленького Игоря отдали на воспитание в один из французских пансионов. После освобождения отца мальчик вернулся домой.

После переезда в Москву, отец привел четырнадцатилетнего подростка в балетную школу Большого театра, он считал, чем «болтаться» на улице, лучше заняться танцами. Через несколько месяцев обучения Моисеева, по настоянию преподавателей, перевели в Хореографический техникум, а оттуда он попал в кордебалет при Большом театре.

В его творчестве были головокружительные взлеты и падения. Было время, он целый год не танцевал в наказание за то, что заступился за балетмейстера Касьяна Голейзовского, протестуя против его увольнения. Всю жизнь он не любил власть, наверное, ему передались от отца анархические идеи, считал, что геронтократия подавляет свободу и самовыражение человека.

Надо сказать, что великий мастер был баловнем судьбы, она часто давала ему шанс реализовать свой блистательный талант. Как-то, прима-балерина осталась без партнера, и выбор пал на Моисеева.

В 1930 Игорю Александровичу захотелось, попробовал себя в качестве хореографа. Его прогрессивные, отличающиеся от классических канонов постановочные танцы к операм не были одобрены комиссией, первая попытка была неудачной. Все время, работая в театре, Моисеев изучает историю и фольклорные особенности танцев народов СССР, путешествуя по разным республикам.

1936 году Игорю Александровичу было предложено создать ансамбль народного танца. В 1938 году он уже выступал со своим коллективом на подмостках Большого театра. В 1967 г. ансамбль народного танца первым был удостоен названия академического.

Творческий коллектив объездил со своими танцевальными постановками 60 стран мира. В 1955 г. состоялось выступление в законодателе мировой моды - Париже. Зрители были в восторге, а модницы стали носить сапоги - казачки и кубанки, позаимствовав и скопировав их с костюмов артистов.

Сам мастер считал, что самой трогательной поездкой ансамбля были гастроли в Сараево. Когда артисты вышли из поезда и шли к театру поклонники стали бросать охапки цветов им под ноги, и, так по всему пути следования.

И.А. Моисеев первым из хореографов готовил физкультурные выступления на Красной площади (1930-1934). Спортсменов зрители встречали с большим восторгом и под бурные аплодисменты.

И.А. Моисеев показал, как опираясь на современную технику хореографии, можно воспроизвести народный танец, обогатив его, сделав более ярким, зрелищным и самобытным. За кулисами коллектив ансамбля находится в постоянной, порой, изнуряющей работе. Мы видим, как слаженно двигаются танцоры, танцевальные движения исполняются синхронно, что создает впечатление легкости, воздушности и простоты.

В 2007 г. Игоря Александровича не стало. На Новодевичьем кладбище стоит памятник великому хореографу. На высоком пьедестале два танцора женщина и мужчина, приклонив колени, как бы, отдают почесть великому балетмейстеру. Постамент сделан в виде карты мира, ведь ансамбль объездил с концертами практически весь земной шар, а его знаменитые артисты исполняли танцы всех народов земли.

За свою жизнь И.А. Моисеев удостоен многими всевозможными наградами.

1976 г. Герой Социалистического Труда

Три ордена Ленина

Два ордена Трудового Красного Знамени

1995 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» III с.— за выдающиеся заслуги и огромный вклад в развитие хореографии.

1999 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» II с. — за выдающийся вклад и 75 летнюю деятельность на поприще хореографического искусства и популяризации народного танца

2006 г. Орден «За заслуги перед Отечеством» I с.— за неоценимый вклад в развитие отечественной и мировой хореографии и многолетнюю деятельность.

И.А. Моисеев был трижды женат на солистках своего знаменитого коллектива. Первая жена, Нина Борисовна Подгорецкая — вместе со знаменитым хореографом была у истоков создания коллектива. Вторая жена, Тамара Алексеевна Зейферт — участвовала в постановке и создание репертуара хореографических номеров. В браке родилась дочь, также ставшая солисткой ансамбля, в данный момент занимается репетиторством. Имеется внук, правнук и правнучка - все неразрывно связаны со знаменитым детищем прадеда, знаменитым коллективом.

Третья жена - любимая женщина, муза, друг и партнер по работе осталась после смерти мужа руководить творческим коллективом.

Про Игоря Александровича Моисеева можно сказать, что он был танцором всея Руси, который жил в Российской Империи, СССР, в Российской федерации - был свидетель непростой, подчас, трагической истории нашей страны. Про него говорят: «Был близко знаком с Маяковским, увел невесту у сына легендарного маршала Конева, не вступил в компартию, в которую его приглашали 18 раз».

Король танца, И.А. Моисеев - прожив 100 лет, сохранил интерес к жизни, творчеству, был до конца своих дней идейным вдохновителем ансамбля. Создав коллектив народного танца, он из теоретика стал руководителем, а затем хранителем коллектива.

Игорь Моисеев - великий педагог - хореограф, изменивший представления об искусстве хореографии, сделавший танец из народа мировым культурным наследием.

Биография И.Моисеева

Родился 8 января в 1906 году, в Киеве, в семье адвоката и модистки. Братьев и сестёр не было. В детстве, недолго, жил во Франции.

В возрасте 4-5 лет испытал трудную жизнь в парижском пансионе. Подростком, занимаясь балетом у В. Масоловой, влюбился в народное искусство, которое стало делом всей его жизни. Именно этот педагог разглядела танцевальный дар юноши и убедила его учиться в Хореографическом техникуме, куда он успешно поступил.

Создал:

  • народную хореографию для сцены;
  • профессиональный ансамбль народного танца;
  • сам в прошлом танцовщик, всю жизнь посвятил развитию и обогащению фольклорного искусства.

Творчество

  • 1927 г. - работал над постановкой «Футболиста» - советского балета
  • 1930 - в возрасте 24 года - балетмейстер, увлекаясь идеей придумывания танцев
  • 1936-37 гг. - готовил спортивные коллективы для участия в парадах перед трибунами Кремля
  • 1940 - поставил театрализованную легенду о буддийском празднике «Цам»
  • 1965 - Ленинская премия и присвоение коллективу академического звания
  • 1966 - основал Хореографический концертный ансамбль в Москве.

По поручению Правительства готовил торжественные концерты в честь выдающихся событий в стране. Являлся членом жюри на Международных конкурсах и фестивалях.

И. Моисеев имеет уникальное количество разных наград, званий, титулов. Являлся почётным членом разных государственных комиссий и коллегий. Про него написаны статьи, книги, проведены научные исследования. Он сам является автором трудов по искусству танца. Огромное значение творческой деятельности И. А. Моисеева бесценно. Все, созданные им танцевальные шедевры, являются образцами и понятны любому зрителю.

Ансамбль танца Игоря Моисеева

1937-й - год рождения первого на всю страну профессионального ансамбля народных танцев, бессменным руководителем которого и постановщиком 65 лет был Моисеев. Задорные пляски и импровизация артистов театра оживили строгий сценический танец. После успеха в Кремле в 1938 г. начались беспрерывные гастроли по стране.

С 1945 года танцоры Игоря Александровича - первые артисты, представившие СССР в зарубежных странах. Ансамбль побывал с концертами больше, чем в 60. Они первыми и единственными из исполнителей народных танцев выступили в Гранд - Опере Парижа и в Милане в Ла Скала.

Народные танцы Игоря Моисеева

В начале репертуар коллектива состоял из танцевального фольклора Советского Союза. С 1953 года добавились танцы многих других стран. В постановках присутствуют оригинальные акробатические элементы, поставленные Моисеевым. Сейчас в архиве труппы насчитывается больше 350 уникальных танцев, объединённые в программы. Игорь Моисеев первый хореограф, сплотивший с помощью танца разных людей всего мира.

Балет

Во время занятий Игоря балетом Моисеевы жили трудно, из-за частых болезней ему приходилось пропускать много занятий. Закончив учёбу в 18 летнем возрасте, был принят на работу в Большой театр. В этом же году, с группой молодых танцовщиков, был уволен, защищая творчество современного балетмейстера Голейзовского, но быстро восстановлен. После этого случая, Моисееву на протяжении 1 года не давали никаких ролей. Продолжая занятия классом, он изучал искусство по книгам. С 1931 г. стал солистом труппы. В 1939 году ушёл из балета, полностью посвятив себя работе с ансамблем.

Личная жизнь, дети и жены

Первый гражданский брак был с примой - балериной Н. Б. Подгорецкой, заслуженной артисткой РСФСР, которая помогала создавать ансамбль. Со второй женой, Т. А. Зейферт (1916 г. р.), танцовщицей, народной артисткой, лауреатом премии СССР, они родили дочь Ольгу, ставшую впоследствии солисткой ансамбля отца и получившей звание Заслуженной артистки.

Продолжено дело Игоря Александровича его внуком Владимиром, солистом балета, Заслуженным артистом РФ. Став балетмейстером, создал Русский национальный балетный театр. Дети Владимира - Игорь и Ева.

В третий раз, в 1974 г., женился на Моисеевой (Чагадаевой) И. А., моложе его на 19 лет, ставшей солисткой ансамбля в 1941 г. Заслужив звание Заслуженной, стала лауреатом Гос. Премии и педагогом - репетитором в ансамбле мужа. После его кончины возглавила творческую коллегию руководства ансамблем, названным именем Моисеева.

  • Первую зарплату потратил на покупку чайника для семьи;
  • 18-кратко отказывался вступить в ряды КПСС;
  • увлекался филателией и фарфоровыми зверушками;
  • 1971 г., Париж, премьера "Половецких плясок" была отмечена изданием специальной медали;
  • любил читать Библию;
  • питал слабость к лошадям и собакам;
  • в спорте уважал легкую атлетику и художественную гимнастику.

М оисеев Игорь Александрович – выдающийся советский российский танцор и балетмейстер, величайший хореограф ХХ века, изменивший ход развития мирового хореографического искусства, сделавший народный танец достоянием мировой культуры, руководитель Государственного академического ансамбля народного танца СССР, народный артист СССР.

Родился 8 (21) января 1906 года в Киеве (ныне столица Украины) в семье мелкопоместного дворянина. Отец, Александр Михайлович Моисеев, был адвокатом, мать, Анна Александровна Грэн, – модисткой, происходила из семьи румынских евреев. Впоследствии семья переехала во Францию, потом – в Полтаву (Украина), а затем – в Москву.

В 1920 году окончил частную балетную студию в Москве, в 1924 году – Хореографический техникум Государственного академического Большого театра (ученик А.А.Горского), а в 1933 году – Университет искусств. После окончания техникума был принят артистом в балетную труппу Большого театра, в 1931-1939 годах являлся её солистом. Исполнял партии: Иосиф («Иосиф Прекрасный»), Рауль («Теолинда»), Раб («Корсар»), Мато («Саламбо»), Футболист («Футболист»).

В 1930 году, оставаясь артистом балета, он стал балетмейстером, постановщиком танцевальных сюит в спектаклях. Поставил балеты: «Футболист» (1930, совместно с Л.Жуковым и Л.Лащилиным), «Тщетная предосторожность» (1930, совместно с А.Мессерером), «Саламбо» (1932), «Три толстяка» (1935), «Спартак» (1958). Поставил танцы в операх: «Загмуг» (1930), «Турандот» (1931), «Демон» (1932), «Любовь к трём апельсинам», «Кармен» (обе – 1933). В Большом театре карьера его не имеет равных: он стал балетмейстером в 24 года – случай беспрецедентный в истории Большого театра.

Работая в театре, он увлечённо изучал народные танцы, объездил весь Памир, Белоруссию, Украину, Кавказ, где собирал образы танцевального фольклора. В 1936 году был назначен заведующим хореографической частью только что созданного Театра народного творчества и вскоре осуществил постановку I Всесоюзного фестиваля народного танца. Также был постановщиком ряда физкультурных парадов на Красной площади в Москве.

В 1937 году, заручившись поддержкой председателя Совета народных комиссаров СССР В.М.Молотова, И.А.Моисеев создал первый в стране профессиональный ансамбль народного танца – «Ансамбль народного танца СССР» (ныне – Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева), равного которому нет в мире и по сей день. Первая репетиция нового ансамбля состоялась 10 февраля 1937 года.

Ансамбль И.А.Моисеева – первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимавшийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира. Главными художественными принципами развития ансамбля являлись преемственность и творческое осмысление традиций и новаторства. За долгие годы существования коллектива, благодаря беспрестанным усилиям И.А.Моисеева и его артистов, сохранено и творчески осмыслено фольклорное танцевальное творчество нашей страны и народов всего мира.

Главная задача, которую И.А.Моисеев поставил перед артистами первой труппы, – творческая обработка бытующих в то время образцов фольклора. С этой целью артисты ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране. В репертуаре ансамбля фольклорные образцы получили новую сценическую жизнь, благодаря чему сохранились для нескольких поколений зрителей всего мира. В 1937-2007 годах на протяжении 70 лет великий хореограф являлся бессменным художественным руководителем ансамбля.

В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов он гастролировал со своим ансамблем по Дальнему Востоку, Забайкалью, Сибири и Монголии. Поставил несколько номеров в самодеятельном ансамбле Тихоокеанского флота. На собранные с концертов деньги был построен и передан в действующую армию танк «ГАНТ СССР» (Государственный ансамбль народного танца СССР).

Под его руководством были поставлены программы: «Танцы народов СССР» (1937), «Мир и дружба» (1953), «Дорога к танцу» (1965), «В гостях и дома» (1983) и другие. Кроме этого он поставил разнообразные по жанру фольклорные циклы: «Картинки прошлого» (1937), «Колхозная улица» (1938), «Морская сюита» (1943), сюита «Жок» (1949), «Партизаны» (1950), «Хитрый Мокану» (1952), «Метелица» (1965), «Скоморохи» (1970), «Половецкие пляски», «Праздник труда» (оба – 1978), «На катке» (1980), «Ночь на Лысой горе» (1984), «Таверна» (1986), «По странам мира» (1960-1989), цикл зарубежных танцев (1960-1991), «Греческая сюита» (1991), «Еврейская сюита» (1994).

Танцоры ансамбля были первыми советскими артистами, которые начали выступать за рубежом: в Финляндии (1945), Китае (1954), Франции (1955), на Ближнем Востоке (1956), в США (1958), странах Южной Америки (1963) и Индии (1974). В 1989 году сразу после гастролей ансамбля в Израиле между СССР и Израилем были установлены дипломатические отношения.

В 1943 году создал первую в стране профессиональную школу народного танца (ныне – Школа-студия (училище) при Государственном академическом ансамбле народного танца имени Игоря Моисеева), а в 1966 году – организовал хореографический концертный ансамбль «Молодой балет» (ныне – Государственный академический театр классического балета под руководством Н.Д.Касаткиной и В.Ю.Васильева), которым руководил до 1970 года.

У казом Президиума Верховного Совета СССР от 20 января 1976 года «за выдающиеся заслуги в развитии советского хореографического искусства и в связи с семидесятилетием со дня рождения» Моисееву Игорю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Одновременно с работой в ансамбле в разные годы выполнял поручения Правительства и Министерства культуры СССР и РФ. Был постановщиком торжественных концертов и культурных программ, посвящённых выдающимся событиям общественной жизни страны: 60-летие основания СССР, 40-летие Победы в Великой Отечественной войне и другие.

Долгие годы возглавлял жюри телевизионного фольклорного фестиваля «Радуга», был постоянным членом жюри многих Международных конкурсов и фестивалей народного танца, участвовал в работе Комитета защиты Мира, являлся членом Коллегии Большого театра и членом Президиума Российской Академии искусств, членом Комиссии при Президенте РФ по Государственным премиям РФ в области литературы и искусства, членом Совета деятелей культуры, науки и образования при Министерстве иностранных дел РФ.

И.А.Моисеев – организатор, бессменный художественный руководитель и постановщик танцев Государственного академического ансамбля народного танца. Он является создателем нового жанра сценического искусства – народно-сценической хореографии, новой модели профессионального коллектива – ансамбля народного танца, нового художественного метода сценической интерпретации фольклора, цель которого – развивать и обогащать фольклор с помощью профессионального искусства.

Жизнь и судьба И.А.Моисеева – исключительный пример беззаветного служения любимому делу. Уже в юности он был очарован народным искусством, с тех пор все его помыслы и устремления были подчинены единственной цели – сохранить, развить, обогатить фольклор профессиональными знаниями и сделать достоянием мировой культуры. Создав первый в мире профессиональный ансамбль народного танца, он превратил его в уникальный театр народного танца, где непосредственный задор фольклора, с его неожиданной и всегда желанной импровизацией, легко и естественно вдохнул жизнь в строгие формы сценического танца.

В репертуаре ансамбля сотни произведений, щедро наполненных сочными образами, яркими характерами, живописными красками, подсказанными самой жизнью. Это чудо, которому десятилетиями рукоплещет мир, не могло бы родиться, не владей И.А.Моисеев всеми тонкостями национального танца, всеми методам и приёмами профессионального хореографического, драматического и музыкального искусства, которые легли в основу его уникального художественного метода сценической интерпретации фольклора.

И.А.Моисеев первым в истории хореографии ХХ века сделал народный танец явлением, объединяющим народы всех стран, независимо от вероисповедания и политических режимов. Где бы ни выступал коллектив, созданная И.А.Моисеевым гибкая, мобильная модель ансамбля народного танца пропагандирует танцевальный фольклор мира и обогащая его приёмами профессионального искусства, продолжает жизнь в строгих формах сценического искусства.

Грандиозное значение его творчества оценить невозможно – его танцы вошли в историю живописной энциклопедией народной жизни, живой летописью, сохранив аромат времени. Социальные коллизии, национальные характеры, судьбы целых народов – творчеству И.А.Моисеева подвластно всё. Облечённые в стройные сценические формы, уникальные по благородству линий и ясности выражения художественной идеи, произведения И.А.Моисеева являются классикой хореографии, понятной зрителям всего мира. Они всегда современны, наполнены сочными народными характерами, проникнуты любовью, радостью, юмором, самой жизнью – всем, что всегда будет дорого каждому человеку.

Великий патриот своей страны, он был признан человеком мира, посланником добра и справедливости. Страстный энтузиаст и бескорыстный даритель, И.А.Моисеев щедро делился с миллионами людей талантом, знаниями, любовью к танцу. Чуждый пафоса, бесконечно одарённый творец, всю жизнь он исповедовал великий душевный принцип – отдавать, не задумываясь о благодарности. Благородство и гуманизм мировой культурной миссии И.А.Моисеева бесценны и беспримерны.

Жил и работал в Москве. Скончался 2 ноября 2007 года на 102-м году жизни от гипертонической болезни и ишемической болезни сердца. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Народный артист СССР (19.12.1953);
народный артист РСФСР (1944);
заслуженный артист РСФСР (27.10.1942);
народный артист Киргизской ССР (1976);
народный артист Молдавской ССР (1950);
народный артист Бурят-Монгольской АССР (1940).

Награждён советскими 3 орденами Ленина (8.08.1958, 20.01.1976, 20.01.1986), орденом Октябрьской Революции (7.08.1981), 2 орденами Трудового Красного Знамени (31.10.1940, 20.01.1966), орденом «Знак Почёта» (2.06.1937), российскими орденом «За заслуги перед Отечеством» 1-й (21.01.2006), 2-й (12.06.1999) и 3-й (28.12.1995) степени, орденом Дружбы народов (11.04.1994), медалями, а также орденами и медалями иностранных государств, в том числе орденами святого Александра с короной (1945, Болгария), Офицера культуры (1945, Румыния), Возрождения Польши (1946, Польша), «Братство и Единство» (1946, Югославия), Полярной Звезды (1947) и Сухэ-Батора (1976, Монголия), «Офицера культуры» 1-й (1954), 2-й (1960) и 3-й (1989) степени (Венгрия), Заслуг (1997, Венгрия), Национальным орденом Кедра 1-й степени (1956, Ливан), орденами Белого Льва (1980, Чехословакия), «За гражданские заслуги» степени командора (1996, Испания), Венгерским орденом степени командора (1997), орденами «За заслуги» 3-й степени (1999) и князя Ярослава Мудрого 5-й степени (2006, Украина), «Звезда Румынии» степени командора (2003), Дружбы (2007, Киргизия).

Лауреат Ленинской премии (1967), Сталинской премии 1-й (1942, 1952) и 2-й (1947) степени, Государственной премии СССР (1985) и РФ (1995), российской независимой премии «Триумф» (1997), премии «Оскар» в области танца (1961, 1974), премии Международного Фонда «За развитие культурных связей между Россией и США» (1995), премии Правительства Москвы «Легенда Века» (2001, первый лауреат), премии Фонда Галины Улановой «За беззаветное служение искусству танца» (2004), Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного «За Веру и Верность» (2006). Награждён медалью Моцарта (2001, ЮНЕСКО).

Почётный член Народного собрания Франции и член Французской академии музыки и танца (1955), почётный член Пекинской академии. Действительный член Международного Леонардо-клуба. Профессор Международной академии наук Сан-Марино (1993), профессор Российской академии театрального искусства (1997).

В Москве на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.



Похожие статьи
 
Категории