Григорович Дмитрий Васильевич: биография и фото, самые известные произведения. Биография, Григорович Дмитрий Васильевич

06.04.2019

Григорович, Дмитрий Васильевич

Дмитрий Григорович

Дмитрий Григорович в 1876 году
Дата рождения:
Дата смерти:
Гражданство:

Российская империя

Род деятельности:
Направление:
Жанр:
Произведения на сайте Lib.ru

Дми́трий Васи́льевич Григоро́вич (19 марта (31 марта) (18220331 ) - 22 декабря 1899 (3 января )) - русский писатель.

  • 1844-1846 - квартира Ф. М. Достоевского в доходном доме К. Я. Пряничникова - Владимирская улица, 11 (Графский пер., 10). Памятник истории Федерального значения;
  • 1870-1893 - дворовый флигель - Большая Морская улица, 38;
  • 1893 - 22.12.1899 года - Мещанская улица, 28, кв. 9.

Значение творчества

Положение Григоровича в литературе целиком определяется его повестями «Деревня» и «Антон Горемыка». Их горячо приветствовал Белинский, об их большом значении для своего времени говорили Салтыков, Л. Толстой и др. Григорович в этих произведениях явился основоположником дворянского народничества в литературе. У Григоровича значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших «Записках охотника» Тургенева и у всех других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан у Григоровича не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях Григоровича способствовало более цельному читательскому впечатлению. «Жаление» крепостного мужика, которым проникнуты повести Григоровича, носит барский характер, что не исключает его искренности. В последующих рассказах и романах Григорович из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению крестьянских добродетелей. В «Рыбаках» Григорович дает идеальный образ крестьянина, явно определенный классовой позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в «безусловной покорности и полном примирении с скромной долей, определенной провидением». В том же романе, как и в некоторых других своих рассказах, Григорович противопоставил крестьянскому жизненному укладу развивающийся фабричный быт. Он скорбит о разложении и деморализации, вносимых фабрикой в крестьянскую жизнь; типичный фабричный рабочий для Григоровича - совершенно отрицательное явление. Изобилие этнографического элемента в крестьянских произведениях Григоровича - народные обряды, обычаи, суеверия, песни и пр. - характерно для дворянского народничества той поры.

Уже в 1860-е гг. мужицкая беллетристика Григоровича стала терять свою актуальность. Чернышевский, в более ранних статьях высоко ставивший Григоровича, позже довольно едко отзывался об «Антоне Горемыке». В своих изображениях помещиков (роман «Просёлочные дороги») Григорович был ближе к Гоголю, чем, например, к Тургеневу и другим утонченным представителям дворянской культуры, но юмор, на который Григорович здесь претендует, ему совершенно не удался. Описание столичной жизни у него («Похождения Накатова», «Столичные родственники» и пр.) не имеет никакой цены, мелко в смысле сатиры. В литературной манере Григоровича, с его гуманизмом, сочувственным изображением разных маленьких людей, склонностью к эффектам - много родственного Диккенсу; иногда Григорович доходил до слишком явного подражания английскому юмористу («Просёлочные дороги»). При своей склонности к живописи Григорович отводит очень много места пейзажу - особенно из хорошо ему знакомой приокской полосы. Пейзажи Григоровича, который считался в свое время великим мастером в этой области, содержат очень много деталей, но мало связаны с действием.

Произведения

Библиография

  • Бродский Н. Л., Ст. в «Истории русской литературы XIX в.», т. II, изд. «Мир»
  • Коган П. С., Очерки по истории новейшей русской литературы, т. II, изд. 5-е, М., 1926
  • Войтоловский Л. Н., История русской литературы XIX и XX вв., ч. 1, Гиз, М., 1926.
  • Венгеров С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПБ., 1910
  • Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1924.
  • Григорович Д. В. Избранные сочинения. Москва, 1955
  • Кузнецов С. О. . Вклад представителей рода Строгоновых и Д. В. Григоровича в реформирование Общества поощрения художников в 1860-1870-е гг. // Известия Санкт-Петербургской Лесотехнической академии. Вып. 178. СПб., 2006. С.300-317.

Источник

За основу статьи взято: Клевенский М. Григорович // Литературная энциклопедия: Том 3. - [М.]: Изд-во Ком. Акад., 1930. Издание в 11 т. - [М.], 1929-1939.

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Григорович, Дмитрий Васильевич в библиотеке Максима Мошкова

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Писатели по алфавиту
  • Родившиеся 31 марта
  • Родившиеся в 1822 году
  • Родившиеся в Симбирской губернии
  • Умершие 3 января
  • Умершие в 1900 году
  • Умершие в Санкт-Петербурге
  • Мемуаристы Российской империи
  • Писатели России XIX века
  • Русские писатели XIX века
  • Выпускники Петербургского Николаевского военного инженерно-технического университета
  • Похороненные на Литераторских мостках
  • Почётные члены Императорской Академии Художеств
  • Почётные вольные общники Императорской Академии Художеств

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Григорович, Дмитрий Васильевич" в других словарях:

    Известный писатель. Род. 19 марта 1822 г. в Симбирске. Отец его был помещик, отставной гусар; мать француженка, дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Г. рано лишился отца, устроившего семью в Каширском у. Тульской губ … Большая биографическая энциклопедия

    Дмитрий Григорович Дмитрий Григорович в 1876 году Дата рождения: 31 марта 1822 Место рождения: Никольское на Черемшане Дата смерти: 3 января 1900 Место смерти: Санкт Петербург Гражданство … Википедия

    Григорович, Дмитрий Васильевич известный писатель. Родился 19 марта 1822 г. в Симбирске, умер 26 декабря 1899 г. Отец его был помещик, отставной гусар, мать француженка, дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Григорович … Биографический словарь




Известный писатель. Род. 19 марта 1822 г. в Симбирске. Отец его был помещик, отставной гусар; мать - француженка, дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Г. рано лишился отца, устроившего семью в Каширском у. Тульской губ., и вырос на руках матери и бабушки, которые дали ему чисто французское воспитание. 8 лет его отвезли в Москву, где он пробыл около 3 лет во французском же пансионе Монигетти, а в середине 30-х гг. поступил в СПб. инженерное училище. Его товарищами были здесь Достоевский, Тотлебен, Радецкий. К точным наукам, составлявшим главный предмет преподавания, Г. не имел ни малейшего призвания. Его влекло к себе искусство, и, кроме рисования, к которому у него был талант, он мало чем занимался в училище. Случай помог ему убедить мать позволить ему оставить учебное заведение, столь мало соответствовавшее всему складу его способностей. Гуляя раз по улице, он не заметил проезжавшего мимо вел. кн. Михаила Павловича и не отдал ему чести. Это повлекло за собою ряд трагикомических последствий, весьма забавно рассказанных в "Воспоминаниях" Г. Рассеянного кадета посадили на неопределенное время в карцер и только по болезни перевели на некоторое время в лазарет. Испуганная такими строгостями мать Г. поддалась после этого настояниям сына, и он променял инжен. уч. на акд. худож. Но и тут Г. оставался очень короткое время, потому что серьезного художественного дарования у него не было. К тому же его сильно начинала привлекать к себе литература. Еще будучи "кондуктором" инж. учил., он около 1841 г. познакомился с Некрасовым, в то время издававшим разные юмористические сборники: "Первое апреля", "Физиология Петербурга" и др. В них появились пробы пера молодого писателя - "Штука полотна" и "Петербургские шарманщики". Кроме того, он переводил разные книжки для Плюшара, писал небольшие очерки в "Литературной газете" и театральные фельетоны в "Северной пчеле". В конце 1846 г. была напечатана (в "Отеч. зап.") "Деревня", сразу давшая Г. литературное имя, а в 1847 г., в "Современнике - знаменитый "Антон Горемыка". За ним последовал ряд небольших повестей из петерб. жизни - "Капельмейстер Сусликов" (1848), "Похождения Накатова" (1849), "Свистулькин", "Школа гостеприимства" и др.; романы "Проселочные дороги" (1852) и "Два генерала" (1864), два романа из народной жизни - "Рыбаки" (1852) и "Переселенцы" (1855) и мн. др. В 1858-59 г. Г. по поручению морского м-ва совершил путешествие кругом Европы и описал его в ряде очерков, носящих общее заглавие "Корабль Ретвизан". В начале 60-х годов литературная деятельность Г. почти прекращается, и он в качестве секретаря общ. поощрения художеств всецело отдает себя делу споспешествования русскому искусству. Благодаря его энергии прекрасно организована при обществе рисовальная школа, в которой получают первоначальное художественное образование многие сотни учеников; его же стараниями устроен замечательный художественный музей при обществе, мастерские, библиотека и, наконец, пожалован обществу бывший дом градоначальника на Б. Морской. За долголетние труды по общ. Г. был пожалован чин ДСС и пожизненная пенсия. С середины 80-х гг. Г. снова берется за перо и пишет повести "Гуттаперчевый мальчик", "Акробаты благотворительности" и "Воспоминания" (1893). Кроме отдельных произведений, полные собр. соч. Г. были издаваемы в 1859 г., в 1872 г. и в 1890 г. (Н. Г. Мартыновым, в 10 т.).

Литературная деятельность Григоровича служит удивительно яркою иллюстрациею того почти стихийного влияния, которое оказывают на всякого писателя основные течения эпохи формирования его духовно-нравственного существа. Если мы, в самом деле, обратимся к недавно вышедшим "Воспоминаниям" Г., в которых он очень подробно знакомит нас с душевной жизнью первой половины своей деятельности, мы не преминем убедиться, что трудно было бы придумать человека, менее подходящего к тому, чтобы стать отцом русской "мужицкой" беллетристики. Полуфранцуз не только по крови, но и по воспитанию, Г. в ранней молодости настолько неудовлетворительно владел русским языком, что даже долго говорил с французским акцентом. Когда двадцати трех лет от роду он начал свою первую большую повесть "Деревня", ему страшно трудно было справиться с самым процессом подбора подходящих слов и выражений. Не менее любопытным фактом биографии Г. является и то, что он, в сущности, весьма мало знал деревню и народ. Отрочество и юность он провел в Москве и Петербурге, а наезды в деревню были и очень редки, и очень непродолжительны. Но самое главное - по всему складу своих вкусов и наклонностей Г. весьма мало подходил для роли выразителя той пламенной заботы о благе народа, которою характеризуется миросозерцание эпохи Белинского. Из тех же "Воспоминаний" видно, что всю свою жизнь он был типичнейшим "эстетиком", поклонником "чистой красоты" и т. д. Чтение его ограничивалось исключительно романами и повестями; не увлекался он, подобно большинству своих литературных сверстников, ни Гегелем, ни Фурье, ни французским движением, подготовившим 1848 г., ни вообще какими бы то ни было теоретическими вопросами. Но таково неотразимое действие идей, составляющих сущность эпохи, что они как бы носятся в воздухе и впитываются молодою душою почти инстинктивно. Достаточно было Г. сойтись с кружком братьев Бекетовых (химика и ботаника), где собиралось много хорошей молодежи, чтобы почувствовать, по собственному его выражению, все "легкомыслие" своего прежнего умственного строя, когда его "общественные вопросы нисколько не занимали". Ему стало больно "за отсталость", его охватило неудержимое желание написать что-нибудь серьезное - и он одно за другим пишет "Деревню" и "Антона Горемыку".

Этими двумя повестями определяется положение Г. в истории русской литературы. Значение первой из них - в том, что здесь "натуральная школа" впервые направила свое творчество на изображение народа в тесном смысле слова. До того литературная молодежь довольствовалась возбуждением симпатии к мелкому мещанству и бедному чиновничеству. Ниже она еще не опускалась. Г. первый посвятил целую повесть ежедневному быту самого серого простонародья - не того говорящего всегда шутками да прибаутками простонародья, которое фигурирует в повестях Даля, и не того "народа", который является в "Вечерах на хуторе близ Диканьки" окутанным в поэтическую дымку легенд и поверий, а народа во всей неприглядности его ежедневной обстановки. Жизненность, с которою в "Деревне" обрисован народный быт, была так необычна для того времени, что славянофилы, любившие народ только в проявлениях его величавости, усмотрели в повести Г. унижение народа. Но если "Деревня" имеет выдающееся значение как первая попытка новой русской литературы возбудить интерес к реальному народному быту, то еще несравненно большую важность имел "Антон Горемыка", где интерес перешел в самую горячую симпатию и где так рельефно обрисовано тягостное и бесправное положение крепостного крестьянина. "По прочтении этой трогательной повести, - говорил Белинский, - в голову читателя поневоле теснятся мысли грустные и важные". Сколько-нибудь определеннее великий критик и пламенный демократ не мог выразиться; но в те времена умели читать между строк, и "важные" мысли о крепостном праве действительно теснились в голове всякого читателя "Антона Горемыки", хотя прямого протеста в нем нет и быть не могло по цензурным условиям. Сам автор, правда, закончил повесть тем, что выведенные из терпения крестьяне поджигают дом ненавистного управляющего и его самого бросают в огонь. Но просвещеннейший из цензоров 40-х годов, Никитенко, переделал конец и совершенно несообразно с общим складом характера главного героя заставил его пристать к конокрадам и потом каяться миру перед отправлением в Сибирь. Скомканный и неестественный конец повести нимало, однако, не ослабил общего смысла повести, которая производила потрясающее впечатление. Историческое значение "Антона Горемыки", вообще, не меньше, чем "Записок Охотника". Уступая им в художественных достоинствах и в глубине народной психологии, "Антон Горемыка" яснее и непосредственнее обрисовывал ужасы крепостного права. Если возводить 19-ое февраля к его литературному генезису, то слезы, пролитые над "Антоном Горемыкой", занимают в нем такое же почетное место, как чувство глубокого уважения к народу, которое читателя "Записок Охотника" приводило к убеждению, что народ достоин свободы.

В "Деревне" и "Антоне Горемыке" Г. сразу достиг кульминационного пункта своего творчества. Талант по художественным достоинствам своим второстепенный, Г. только потому создал эти две перворазрядные по своему историческому значению вещи, что в них ему удалось уловить "момент" и заставить биться согласно с собственным сердцем сердца всего, что было в русском обществе хорошего и честного. Но стоило пройти "моменту", стоило общественному сознанию вступить в дальнейший фазис своего поступательного движения - и Г., ничуть не утратив основных свойств своего дарования, уже не мог идти в первых рядах. Все остальные многочисленные произведения Г. из народной жизни написаны с неослабевшею симпатиею к народу; но уже не было надобности возбуждать эту симпатию в читателе. Семена, брошенные "Антоном Горемыкой", взошли пышным цветом, и потому "Рыбаки", "Переселенцы" и др. уже мало кого волновали. Следует прибавить, впрочем, что и в чисто художественном отношении пространные народные романы Г. уступают первым его повестям. Правда, язык в них по-прежнему прост и естественен, прекрасные описания природы соответствуют действительности, фабула интересна, но в общем романы растянуты и страдают мелодраматизмом и искусственными эффектами. Упреки в "пейзанстве", т. е. в том, что российским незамысловатым мужичкам приданы Г. совершенно несвойственные им французско-романтические качества, в известной степени справедливы по отношению к большим его народным романам. Идеализации в них действительно немало.

Вне изображения народной жизни произведения Г. не представляют собою литературного интереса. Его "петербургские" повести, в которых обыкновенно фигурируют мелкие франты и люди, неудачно лезущие в знать, его натянуто-юмористические очерки и даже описание путешествия - все это, говоря кудреватым выражением Белинского, ничего не прибавилок "тоталитету" известности Г. Некоторое исключение составляет только позднейшая повесть Г. "Акробаты благотворительности", где верно схвачены типичные черты петербургской карьеристской филантропии.

С. Венгеров.

{Брокгауз}

Григорович, Дмитрий Васильевич (дополнение к статье)

Писатель; умер в 1899 г.

{Брокгауз}

Григорович, Дмитрий Васильевич

(Grigorovitch); известный русский писатель и романист; рисовальщик и гравер-любитель; род. 1822; прославился основанием громадного и ценного художественно-промышленного музея при Обществе Поощрения Художников. Его гравюры крепкой водкой:

1. Длинноносый мужичок.

2. Курильщик: "Д. Григорович, 1860 г." - 3. Женщина кормит ребенка: "Д. Григорович, 1861 г."; все три копированы с офортов Корнелия Бега.

4. Маленький мост; копия с офорта Остада: "Д. Григорович 1861 г.". Во 2-х отпеч. крыло y второй (правой) утки увеличено**. - 5. Пейзаж: "С Дитриха. Д. Григорович, 1860 г.".

6. Водокачка (?). 2.6 х 4.4. - 7. Водяная мельница: "Д. Григорович посв. А.Е. Марину 1860". Ориг. офорт. 2 х 3.4.

8. Христос в терно-

вом венце (поясной).

{Ровинский}

Григорович, Дмитрий Васильевич

Видный представитель дворянской литературы 40-х гг. Начал литературную деятельность с вещей, писанных по заказу. Впервые обратил на себя внимание Белинского "физиологическим очерком" "Петербургские шарманщики" . Громкое литературное имя приобрел повестями из крестьянской жизни - "Деревня" и "Антон Горемыка" . За ними последовал ряд рассказов из народного быта - напр. "Четыре времени года" , "Мать и дочь" , "Смедовская долина" , "Пахарь" - и два романа - "Рыбаки" и "Переселенцы" . В начале 60-х гг., когда в редакции "Современника" произошел раскол между группой писателей-дворян и молодыми радикальными разночинцами, Г. был всецело с первой группой и вышел из "Современника". К Чернышевскому, лидеру радикалов, он относился с ненавистью. С 1864 Г. надолго совершенно замолкает, не находя точек соприкосновения с современностью, и уходит в работу по Обществу поощрения художеств, деятельным секретарем которого он оставался долгое время. В 80-е и 90-е гг. Г. напечатал несколько незначительных рассказов и довольно любопытные литературные воспоминания. Положение Г. в литературе целиком определяется его повестями "Деревня" и "Антон Горемыка". Их горячо приветствовал Белинский, об их большом значении для своего времени говорили Салтыков, Л. Толстой и др. Г. в этих произведениях явился основоположником дворянского народничества в литературе. У Г. значительно больше подлинного мужицкого быта, чем в одновременно выходивших "Записках охотника" Тургенева и у всех других его предшественников и современников. Крепостной крестьянин показан Г. не только со стороны своей способности к тонким человеческим чувствам, как у Тургенева, но и в своей ежедневной работе, в отношениях к кулаку, в грубой неприглядности своего быта. Сгущение мрачных красок в этих повестях Г. способствовало более цельному читательскому впечатлению. "Жаление" крепостного мужика, которым проникнуты повести Г., носит барский характер, что не исключает его искренности. В последующих рассказах и романах Г. из крестьянского быта чувствуется склонность к писанию идиллий, к сентиментальному изображению крестьянских добродетелей. В.;"Рыбаках" Г. дает идеальный образ крестьянина, явно определенный классовой позицией автора: для Григоровича здравый смысл крестьянина заключается в "безусловной покорности и полном примирении с скромной долей, определенной провидением". В том же романе, как и в некоторых других своих рассказах, Г. противопоставил крестьянскому жизненному укладу развивающийся фабричный быт. Он скорбит о разложении и деморализации, вносимых фабрикой в крестьянскую жизнь; типичный фабричный рабочий для Г. - совершенно отрицательное явление. Изобилие этнографического элемента в крестьянских произведениях Г. - народные обряды, обычаи, суеверия, песни и пр. - характерно для дворянского народничества той поры.

Уже в 60-е гг. мужицкая беллетристика Г. стала терять свою актуальность. Чернышевский, в более ранних статьях высоко ставивший Г., позже довольно едко отзывался об "Антоне Горемыке". В своих изображениях помещиков (роман "Проселочные дороги") Г. был ближе к Гоголю, чем напр. к Тургеневу и другим утонченным представителям дворянской культуры, но юмор, на который Г. здесь претендует, ему совершенно не удался. Описание столичной жизни у Г. ("Похождения Накатова", "Столичные родственники" и пр.)не имеет никакой цены, мелко в смысле сатиры. В литературной манере Г., с его гуманизмом, сочувственным изображением разных маленьких людей, склонностью к эффектам - много родственного Диккенсу; иногда Григорович доходил до слишком явного подражания английскому юмористу ("Проселочные дороги"). При своей склонности к живописи Г. отводит очень много места пейзажу - особенно из хорошо ему знакомой приокской полосы. Пейзажи Г., который считался в свое время великим мастером в этой области, содержат очень много деталей, но мало связаны с действием.

Библиография: I. Кроме отдельных произведений, полн. собр. сочин. Григоровича издавались в 1859 в 1872; в 1896 даны в качестве приложения к "Ниве" (12 тт., изд. 3-е, А. Маркса, СПб.). "Литературные воспоминания" Григоровича переизданы изд. "Academia", Л., 1929.

II. Бpодский Н. Л., Ст. в "Истории русской литературы XIX в.", т. II, изд. "Мир"; Коган П. С., Очерки по истории новейшей русской литературы, т. II, изд. 5-е, М., 1926; Войтоловский Л. Н., История русской литературы XIX в XX вв., ч. 1, Гиз, М., 1926.

III. Венгеpов С. А., Источники словаря русских писателей, т. II, СПб., 1910; Владиславлев И. В., Русские писатели, изд. 4-е, Гиз, Л., 1921.

М. Клевенский.

{Лит. энц.}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Григорович, Дмитрий Васильевич" в других словарях:

    Дмитрий Григорович Дмитрий Григорович в 1876 году Дата рождения: 31 марта 1822 Место рождения: Никольское на Черемшане Дата смерти: 3 января 1900 Место смерти: Санкт Петербург Гражданство … Википедия

    Григорович, Дмитрий Васильевич известный писатель. Родился 19 марта 1822 г. в Симбирске, умер 26 декабря 1899 г. Отец его был помещик, отставной гусар, мать француженка, дочь погибшего на гильотине во время террора роялиста де Вармона. Григорович … Биографический словарь

    - [ 19(31).3.1822, Симбирск, ≈ 22.12.1899 (3.1.1900), Петербург], русский писатель. Детство провёл в усадьбе отца, симбирского помещика. Учился в инженерном училище и Академии художеств (Петербург, 1836≈40). Служил в Дирекции императорских театров … Большая советская энциклопедия

    - (1822 1899/1900) русский писатель, член корреспондент Петербургской АН (1888). Антикрепостнические повести Деревня (1846) и Антон Горемыка (1847). Романы 50 х гг. (Рыбаки и Переселенцы) насыщены этнографическим материалом. Автор повести… … Большой Энциклопедический словарь

    - (1822 1899), писатель, член корреспондент Петербургской АН (1888). Жил (с 1836) преимущественно в Петербурге, надолго выезжал в своё подмосковное имение. Учился в Главном инженерном училище (1836 40; не закончил), где сблизился с Ф. М.… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

Дмитрий Васильевич Григорович (1822 - 1899 гг.) - прозаик, переводчик.

Григорович родился в марте 1822 года, в городе Симбирске. Его отец, небогатый помещик, ушел из жизни, когда Дмитрий был еще ребенком - и потому его воспитанием занималась мама. Француженка по происхождению, она разговаривала исключительно на родном языке, так что все богатство русского языка маленький Дмитрий постигал у дворовых. Основное образование было получено им в частных московских пансионах.

В 1836 году Григорович поступает в Главное инженерное училище города Петербурга, где знакомится с Достоевским - знакомство переходит в дружбу. Однако Дмитрий, осознав, что его не привлекает офицерская карьера, в 1840 году оставляет училище и сдает экзамены в Академию художеств, которую, по прошествии времени, также покидает.

В 1842 году, начав служить в Дирекции императорских театров, Григорович сводит знакомство с литераторами. Спустя три года он активно сотрудничает при альманахе «Физиология Петербурга» с поэтом Некрасовым, публикует очерк «Петербургские шарманщики», который впоследствии высоко оценит Белинский.

Но реальная слава пришла к Дмитрию после написания повести «Антон Горемыка» - данное произведение получило одобрение в кругах критиков и писателей, а также сникало любовь читательской аудитории. С не меньшим интересом творческое общество встретило и последующие опусы Григоровича - «Проселочные дороги» и «Рыбаки».

Однако дальше популярность писателя пошла на спад - «Переселенцы» и «Пахарь» уже не вызвали такого восторга у поклонников Дмитрия, читательская публика ожидала несколько иного. Шедшая в то время борьба между революционными демократами и сторонниками «чистого» искусства не затронула Григоровича - он всячески старался быть как можно дальше от накала страстей.

В конце пятидесятых годов XIX столетия Дмитрий Васильевич, по приглашению Морского министерства, принимает участие в путешествии на военном судне, его впечатления от этой поездке излагаются в путевых заметках «Корабль Ретвизан».

В 1864 году в Обществе поощрения художников освобождается пост секретаря - им становится Григорович, протрудившийся на этом месте без малого двадцать лет. В 1883 году им была возобновлена литературная деятельность, в результате которой на свет появляется повесть «Гуттаперчевый мальчик», которую критики окрестили шедевральным произведением. Примерно тогда же Дмитрий работает над переводами, в частности, блестяще переводит повесть «Этрусская ваза» Проспера Мериме.

Последние годы жизни Григоровича были заполнены работой над «Литературными воспоминаниями», где он постарался максимально точно обрисовать портреты Толстого, Тургенева и других маститых писателей.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Григоровича Дмитрия Васильевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Васильевич родился в дворянской семьи малого достатка - писатель.

Отец его, Василий Ильич, скончался в 1830, и воспитанием Дмитрия Васильевича стала целиком зани­маться его бабушка - Мария Петровна.

«В кругу русских писателей,- вспоминал впоследствии Григорович,- вряд ли найдется много таких, которым в детстве привелось встре­тить столько неблагоприятных условий для литературного поприща, сколько их было у меня» (Полное собрание сочинений, том XII, М.- Спб., 1896, с. 209). Ближайшие родственники - мать и бабушка - говори­ли между собой только по-французски, русских сверстников у Дмитрия Васильевича не было. До 8 лет он, свободно говоривший и читав­ший по-французски, не брал в руки ни одной русской книжки. Лишь старый отцовский камердинер Николай рассказывал мальчику русские народные сказки, в какой-то мере знакомил будущего писа­теля с русской деревней.

В декабре 1832 Григорович помещают в московскую гимназию, а через год отдают в петер­бургский пансион, содержавшийся фран­цуженкой Монигетти и наполненный в ос­новном учениками-французами.

С 1835 Дмитрий Васильевич занимается в пансионе Костомарова, созданном для подготовки к поступлению в Главное инженерное училище, а в 1836 мать записывает его в кадеты этого учи­лища. Григорович тяжело переживает переход из вольной среды пансиона в училище, из­вестное суровой дисциплиной, шагистикой; кроме того, писатель испытывает отвращение к занимавшим почти всю учебную про­грамму техническим наукам. Пребывание в училище лишь частично скрашивала друж­ба Григорович с Ф. М. Достоевским , литератур­ные беседы с которым во многом повлияли на его формирование художнического миро­воззрения. Освободился Григорович от тяготившего его пребывания в училище лишь после напугавшего начальство инцидента, когда кадет Григорович не отдал вовремя на улице честь великому князю.

В 1840 Дмитрий Васильевич, давно уже увлекавшийся живописью и бравший уроки рисования в Строгановском учили­ще (1833), поступает в Академию худо­жеств, одновременно с этим пытает счастья и на театральных подмостках, но, по его собственному определению, «играл ниже всякого описания».

Худож­ник из него также не получился, и Дмитрий Васильевич оставил Академию. Через некоторое время, благодаря случайной встрече с директором императорских театров А. М. Гедео­новым, Григорович стал служить в канцелярии петербургского Большого театра.

Не­красов знакомит Дмитрия Васильевича с литераторами и привлекает его к участию в своих изда­ниях. Будущий писатель сходится с Тургеневым , Панаевым , Белинским , посещает собрания кружка братьев Бекетовых, в который входили и многие члены тайного общества Петрашевского.

В 1858-59 Григорович принял участие в путешествии на корабле «Ретвизан». Он побывал в Дании, Германии, Франции и Испании. Стоянки в Афинах, Иерусалиме, Палермо были кратковременны.

С конца 50-х гг. Григорович увлекается коллекционирова­нием живописи и художественных пред­метов и становится одним из виднейших знатоков в этой области. Выступает Дмитрий Васильевич и как художественный критик, освещаю­щий западноевропейское искусство:

«Картины английских живописцев на выставках 1862 года в Лондоне», «Худо­жественное образование в приложении к промышленности на всемирной парижской выставке 1867 года» .

Григорович Д.В. первым привлек внимание к вопросу внедрения художественности в промышленную практику. Он утверждал, что декоративная и при­кладная живопись и скульптура являются не менее важными видами искусства, чем станковая живопись или монументальная скульптура.

С 1864, отойдя от активных занятий литературой, Дмитрий Васильевич занял пост сек­ретаря Общества поощрения художников, приложив немало усилий к расширению выставочной, печатно-издательской и об­разовательной его работы. По его инициативе при Обществе возник художественный музей, тогда один из лучших в Европе. Большинство экспонатов этого музея составляли образцы изящного промышлен­ного производства.

Благодаря прозорливости и вкусу Григорович молодые Ф. Васильев и И. Репин полу­чили возможность для совершенствова­ния и развития их талантов. Его духов­ными «крестниками» были Л. Бернштам и В.Максимов. Стараниями Григорович Рисовальная школа Общества увеличила число учени­ков с 500 до 1100.

В 1893 юбилей пя­тидесятилетней литературной деятель­ности Григорович стал общественным событием.

Скончался Григорович Дмитрий Васильевич на семьдесят седьмом году жизни.

Его первой литературной работой был перевод драмы французского писателя Сулье «Eulalie Pontois», под названием «Наследство» опубликованный в журнале «Репертуар и Пантеон» (кн. IX, 1844). Сам писатель характеризовал его как произведе­ние, заполненное «длинными периодами и риторическими трескучими фразами». Однако перевод увидел сцену в сезон 1844/45 в Алекс.андринском театре.

Сле­дующей пробой пера был перевод француз­ского водевиля «Шампанское и опиум» со стихами В. Р. Зотова.

Перевел Григорович и повесть А. Пишо «Плавучий маяк» для предпринятого А. Плюшаром изда­ния «Переводчик, или Сто одна повесть и сорок сороков анекдотов древних, но­вых и современных; мыслей, правил, суж­дений, мнений и пр. ...». Язык первых работ Григорович полон мелодраматических фраз, напыщенных восклицаний, преувеличен­ных ужасов и невероятнейших красиво­стей.

Первым самостоятельным художествен­ным произведением Дмитрия Васильевича был рассказ «Теат­ральная карета» , опубликованный в «Литературной газете» (1844, № 45). История с суфлером Иваном Ивановичем разрешена в его рассказе средствами и приемами гого­левского реалистического письма, язык изобилует каламбурами, в рассказе выделяются комические детали, повествование часто прерывается обращениями автора к читателю

Следующий рассказ - «Собачка» (1845) не выходил за пределы жи­во переданного анекдота, привлекающего внимание попытками воссоздать мир чи­новнических забав и пресность их службы.

Сам писатель считал первые вещи рас­сказами «крайне детского содержания: вымученными, лишенными всякой наблю­дательности» (XII, 262). Григорович еще предстояло «сделаться литератором». Это казалось, пишет он, «чем-то поэтическим, возвы­шенным,- целью, о которой только и стоило мечтать» (XII, 262). Подлинной литературной удачей стало для писателя участие в некрасовском сборнике «Физиология Петер­бурга», для которого он выбрал тему «пе­тербургских шарманщиков». Под таким заголовком и появился в I ч. «Физиологии Петербурга» (1845) очерк Григорович. Детальное знание быта шарманщиков, вынесенное Григорович из многонедельных непосредственных наблюдений, сочеталось в очерке с острой социальной наблюдательностью, харак­терные детали избранного типа получали художественное выражение, свидетель­ствовавшее об огромном шаге вперед Григорович - художника. Дмитрий Васильевич не указывает точно на со­циальные причины забитости и нищен­ского положения уличных музыкантов, но яркое изображение выносимых ими тягот, резкое противоречие между их интересами и возможностями их осущест­вления - все это ставило его очерк в ряд обличительных «физиологий» «натураль­ной шкалы», смело вскрывавших социаль­ные язвы действительности. Работа над очерком потребовала совершенствования языка писателя.

Позже Дмитрий Васильевич расскажет ставший хрестоматийным пример его уче­бы у Достоевского, указавшего еще до печатания рассказа на некоторую бед­ность и сухость речи у Григорович «Надо было [вместо «пятак упал к ногам»] сказать,- заметил Достоевский,- пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая». У Григорович в окончательном тексте: «Пятак упал, зве­ня и прыгая». «Замечание это,- писал Григорович,- было для меня целым откровением. Да, действительно: звеня и подпрыги­вая - выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение... Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и жи­вым художественным приемом» (XII, 267-268).

Живое сочувствие Григорович к неиму­щим труженикам и возросший литератур­ный талант вызвали положительный от­клик Белинского: «Петербургские шарман­щики» г. Григорович - прелестная и гра­циозная картинка, нарисованная каранда­шом талантливого художника. В ней видна наблюдательность, умение подмечать и схватывать характеристические черты яв­лений и передать их с поэтической вер­ностью» (Полн. собр. соч., т. IX, М., 1955, с. 55).

«Физиологическим очерком» стал и помещенный во II ч. «Физиологии Петербурга» рассказ «Лотерейный бал» , отличающийся стремлением Григорович разнооб­разными средствами резко обозначить ин­дивидуальный портрет каждого персонажа.

Новаторством и яркой реалистичностью замысла и исполнения отличалась первая повесть Григорович - «Деревня» (1846). Писатель показал в повести трагические источники бесправного и приниженного положения крепост­ной женщины, вызванного общественным устройством, при котором прихоть одного человека давит и сушит жизнь, внутрен­нюю содержательность и душевную кра­соту подневольного человека. Следстви­ем барского произвола считает Григорович и пас­сивность, забитость и разъединенность крестьян, равнодушно относящихся к распрям и драмам их крестьянского мира.

Следующее произведение Григорович сделало его знаменитым писателем. В № 11 «Совре­менника» за 1847 он опубликовал повесть «Антон Горемыка» . Повесть в первона­чальном варианте писатель впервые закончил острейшим социальным эпизодом - сце­ной бунта крестьян, доведенных до отчая­ния насилием управляющего. Однако, чтобы провести повесть через цензуру, Никитенко заменил заключительную гла­ву о бунте другим концом. История обыч­ного мужика, доведенного рядом обстоя­тельств, от него не зависящих и объясняе­мых условиями крепостной неволи, до полного разорения и отчаяния, стала в повести Дмитрия Васильевича убедительным обвинением против главного социального зла того времени - крепостного права. Робкий протест против управляющего превра­тил Антона из зажиточного в самого захудалого мужика на деревне. Такой сюжет повести Григорович есть художественное выражение основного конфликта крепост­нической эпохи, при которой беспощадно подавляется всякая попытка к сопротив­лению, а подавление, в свою очередь, вызывает отпор. Непримиримость интере­сов тружеников и крепостников стала худо­жественным фактом в повести Григорович. Успех повести объяснялся и умением Григорович дать ряд сильных символических пейзажных зарисовок, как бы явственно намекающих на неизбежность грозного отпора крепостных масс их вековечным угнета­телям. Правда, крестьяне у Дмитрия Васильевича инертны, забиты, разобщены, но объективно из повести можно вывести мысль о зако­номерности самого резкого проявления недовольства крестьян. Белинский высоко оценил повесть Григорович: «Антон Горемыка» боль­ше, чем повесть: это роман, в котором все верно основной идее, все относится к ней, завязка и развязка свободно выхо­дят из самой сущности дела» (Полн. собр. соч., т. X, с. 347). Своей повестью Григорович прокладывал путь многоэпизодному эпи­ческому роману, главным героем которого при самой различной системе действующих лиц будет народ. Большого успеха добил­ся Григорович в психологической характеристике, строя ее не как развернутые «внутрен­ние монологи», а как точное указание на внутренний мотив того или иного поступка действующего лица. Мужики в повести одинаковы по своему со­циальному положению, но характеры их весьма разнообразны. Язык повести ли­шен каких-либо грубых подделок под «простонародную» речь, но обогащен народной образностью. Спокойный, эпи­ческий тон нейтрального повествователя о мужике сменяется лишь изредка автор­ской иронией в тех местах, где речь идет о господах.

На общественное значение повести указывал Л. Толстой в письме к Григорович Д.В. по случаю его юбилея: «Вы мне дороги... в особенности по тем незабывае­мым впечатлениям, которые произвели на меня, вместе с «Записками охотника», ваши первые повести. Помню умиление и восторг, произведенные на меня, тогда 16-летнего мальчика, не смевшего верить себе,- Антоном Горемыкой, бывшим для меня радостным открытием того, что рус­ского мужика - нашего кормильца и - хочется сказать: нашего учителя - можно и должно описывать, не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом» (Полн. собр. соч., т. 66, М., 1953, с. 409).

После появления «Антона Горемыки» Григорович становится постоянным сотрудником «Со­временника», не раз навлекавшим на жур­нал своими произведениями гнев царской цензуры, считавшей многие вещи писателя «воз­мутительно опасными». Некоторые про­изведения этих лет высмеивали фаль­шивую благотворительность дворянства

«Бобыль» ,

«Капельмейстер Сусликов» , 1848.

Обличение дворянского «мертводушия», противопоставленного сочувственному изображению силы и красоты народной души, становится лейтмотивом произведений Григорович.

Вначале 50-х гг. появляются повести -

«Неудавшаяся жизнь» (1850),

«Похождения Накатова» (1849),

«Свистулькин» .

«Четыре времени года» (1849) Григорович, считал попыткой воспроизведения «опыта про­стонародной русской идиллии».

Повесть «Прохожий» (1851) отличалась этнографической верностью и наблюдательностью крестьянского быта.

Может быть, именно эти произведения способствовали потеплевшему отношению к Григорович славянофильской критики, резко отрицавшей талант Григорович в «Антоне Горе­мыке». Однако писатель, после многих колеба­ний, все же остался верен и «Современ­нику», и демократическим тенденциям в своем творчестве.

Первый роман - «Проселочные доро­ги» (1852) - попытка сатирического изо­бражения ничем не выделяющейся массы «мертводушного» дворянства, добровольно и даже небесприбыльно «коснеющего в не­вежестве». Претензии на мнимую значи­тельность высмеиваются Григорович и едкой иро­нией, и гневной сатирой, не всегда, впро­чем, достигающей подлинной значительности. Подробнейшее рассмотрение быта провинциального дворянства в романе вскрывало всю приземленность и духов­ную тусклость их существования. Дмитрий Васильевич дает понять в лирических отступлениях и символических пейзажах, что подлинно народную Россию, богатую жизнью и здравой моралью, можно найти лишь на «проселочных дорогах», ведущих в «самое сердце русской земли. Тут только увидите вы настоящее русское поле с его необъятным, манящим простором, о кото­ром, быть может, вы прежде сладко меч­тали; тут услышите вы народную речь и русскую песню...» (III, 172). Недостат­ком романа явилась малая самостоятель­ность Григорович в выборе объекта изображения и в ощущаемом подражании гоголевским «Мертвым душам». Не удалось Григорович соеди­нить в одном фокусе и многочисленные сюжетные линии, не вполне мотивировано и введение в систему образов многих действующих лиц.

Большего успеха он достиг в «Рыбаках» (1853), где возвращение к теме народной жизни и эпическое ее решение. Вновь вернуло руке писателя твердость и зре­лость. Писателя интересуют в его героях черты нерастраченной душевной мощи, положительные качества простолюдинов, их нравственное здоровье и естественная органичность. Фактически писатель пытался представить живые силы русской нации и искал их в народе, а не в кичливом, нравственно опустившемся дворянстве. «Рыбаки» были во многом удачной попыткой создать жизнеутверждающий характер человека из народа, не лишенный, впрочем, неко­торой идеализации и преувеличенной пат­риархальности. Писатель в этом романе склонен подменять также социальную дифференциа­цию типов нравственно-психологической, деля персонажи из народа на «хищных» и «кротких».

Новым в русской литературе стало и изображение Григорович типов фабрично- заводских рабочих и процесса разрыва общинных связей.

В следующем романе - «Пе­реселенцы» (1855-56) основной конфликт, построен на столкновении помещика и крестьянина, отстаивающих разные интересы в одном деле. Переселение крестьян, затеянное вроде бы и добрым барином, приводит к трагедии из-за эгоистической позиции барина, совершенно не представляющего того, чтобы у крестьян были какие-либо интересы, противостоящие барским. Дмитрий Васильевич счи­тает беспечность и эгоизм помещиков не нравственным пороком, а социальным пре­ступлением, хотя тут же возлагает на­дежды на возможность разрешения корен­ных противоречий крепостного строя пу­тем филантропических преобразований и усиления нравственной ответственности помещиков. Напечатав в 1864 повесть «Два генерала» , Григорович Д.В. на многие годы ото­шел от активной литературной деятель­ности.

Писательскую позицию Григорович отличало сле­дование гоголевскому направлению. В его повестях и романах главенствует кри­тическое изображение явлений с пози­ций общедемократического идеала. В большинстве случаев решение общест­венных проблем в произведениях Григорович пре­обладает над задачами психологических истоков поведения персонажа. Характе­ру общественной повести и романа, пред­ставленным в творчестве писателя, чаще всего сопутствует очерковая манера, ясно выраженный этнографический элемент. Осо­бое место Григорович в развитии русского реализма определяется его удачными попытками поставить человека из народа в центр повествования, не вычленяя его из народ­ной среды, а также показать жизнеутвер­ждающую силу его характера. Последними произведениями Григорович Д.В., вы­звавшими широкое признание его неоскудевающего таланта, были рассказ «Гутта­перчевый мальчик» (1883), «Литератур­ные воспоминания» (1887-92).

Рассказ - маленький шедевр, отличающийся осо­бенной человеческой теплотой, меткой и разносторонней наблюдательностью и классической отточенностью литера­турной формы.

«Литератур­ные воспоминания» (1887-92) Григорович, хотя и написаны с явным желанием избежать резко определенных оценок идейной борь­бы 40-60-х гг., все же содержат ценнейший материал по истории русской литературы и журналистики.

Интересно, что В. И. Ле­нин процитировал для характеристики слуг царизма в статье «Внутреннее обо­зрение. Голод» (Полн. собр. соч., т. 5, с. 3.13) заглавие одной из последних пове­стей Григорович - «Акробаты благотворительности» .

Умер - , Петербург

Григорович Дмитрий Васильевич , писатель, родился 19(31).III.1822 г. в Симбирске в дворянской семьи малого достатка.

Отец его, Василий Ильич, скончался в 1830, и воспитанием Дмитрия Васильевича стала целиком заниматься его бабушка - Мария Петровна.

«В кругу русских писателей,- вспоминал впоследствии Григорович,- вряд ли найдется много таких, которым в детстве привелось встретить столько неблагоприятных условий для литературного поприща, сколько их было у меня» (Полное собрание сочинений, том XII, М.- Спб., 1896, с. 209). Ближайшие родственники - мать и бабушка - говорили между собой только по-французски, русских сверстников у Дмитрия Васильевича не было. До 8 лет он, свободно говоривший и читавший по-французски, не брал в руки ни одной русской книжки. Лишь старый отцовский камердинер Николай рассказывал мальчику русские народные сказки, в какой-то мере знакомил будущего писателя с русской деревней.

В декабре 1832 Григорович помещают в московскую гимназию, а через год отдают в петербургский пансион, содержавшийся француженкой Монигетти и наполненный в основном учениками-французами.

С 1835 Дмитрий Васильевич занимается в пансионе Костомарова, созданном для подготовки к поступлению в Главное инженерное училище, а в 1836 мать записывает его в кадеты этого училища. Григорович тяжело переживает переход из вольной среды пансиона в училище, известное суровой дисциплиной, шагистикой; кроме того, писатель испытывает отвращение к занимавшим почти всю учебную программу техническим наукам. Пребывание в училище лишь частично скрашивала дружба Григорович с Ф. М. Достоевским , литературные беседы с которым во многом повлияли на его формирование художнического мировоззрения. Освободился Григорович от тяготившего его пребывания в училище лишь после напугавшего начальство инцидента, когда кадет Григорович не отдал вовремя на улице честь великому князю.

В 1840 Дмитрий Васильевич, давно уже увлекавшийся живописью и бравший уроки рисования в Строгановском училище (1833), поступает в Академию художеств, одновременно с этим пытает счастья и на театральных подмостках, но, по его собственному определению, «играл ниже всякого описания».

Художник из него также не получился, и Дмитрий Васильевич оставил Академию. Через некоторое время, благодаря случайной встрече с директором императорских театров А. М. Гедеоновым, Григорович стал служить в канцелярии петербургского Большого театра.

Некрасов знакомит Дмитрия Васильевича с литераторами и привлекает его к участию в своих изданиях. Будущий писатель сходится с Тургеневым, Панаевым, Белинским , посещает собрания кружка братьев Бекетовых, в который входили и многие члены тайного общества Петрашевского.

В 1858-59 Григорович принял участие в путешествии на корабле «Ретвизан». Он побывал в Дании, Германии, Франции и Испании. Стоянки в Афинах, Иерусалиме, Палермо были кратковременны.

С конца 50-х гг. Григорович увлекается коллекционированием живописи и художественных предметов и становится одним из виднейших знатоков в этой области. Выступает Дмитрий Васильевич и как художественный критик, освещающий западноевропейское искусство:

«Картины английских живописцев на выставках 1862 года в Лондоне», «Художественное образование в приложении к промышленности на всемирной парижской выставке 1867 года».

Григорович Д.В. первым привлек внимание к вопросу внедрения художественности в промышленную практику. Он утверждал, что декоративная и прикладная живопись и скульптура являются не менее важными видами искусства, чем станковая живопись или монументальная скульптура.

С 1864, отойдя от активных занятий литературой, Дмитрий Васильевич занял пост секретаря Общества поощрения художников, приложив немало усилий к расширению выставочной, печатно-издательской и образовательной его работы. По его инициативе при Обществе возник художественный музей, тогда один из лучших в Европе. Большинство экспонатов этого музея составляли образцы изящного промышленного производства.

Благодаря прозорливости и вкусу Григорович молодые Ф. Васильев и И. Репин получили возможность для совершенствования и развития их талантов. Его духовными «крестниками» были Л. Бернштам и В.Максимов. Стараниями Григорович Рисовальная школа Общества увеличила число учеников с 500 до 1100.

В 1893 юбилей пятидесятилетней литературной деятельности Григорович стал общественным событием.

Скончался Григорович Дмитрий Васильевич на семьдесят седьмом году жизни.

Его первой литературной работой был перевод драмы французского писателя Сулье «Eulalie Pontois», под названием «Наследство» опубликованный в журнале «Репертуар и Пантеон» (кн. IX, 1844). Сам писатель характеризовал его как произведение, заполненное «длинными периодами и риторическими трескучими фразами». Однако перевод увидел сцену в сезон 1844/45 в Алекс.андринском театре.

Следующей пробой пера был перевод французского водевиля «Шампанское и опиум» со стихами В. Р. Зотова.

Перевел Григорович и повесть А. Пишо «Плавучий маяк» для предпринятого А. Плюшаром издания «Переводчик, или Сто одна повесть и сорок сороков анекдотов древних, новых и современных; мыслей, правил, суждений, мнений и пр. ...». Язык первых работ Григорович полон мелодраматических фраз, напыщенных восклицаний, преувеличенных ужасов и невероятнейших красивостей.

Первым самостоятельным художественным произведением Дмитрия Васильевича был рассказ «Театральная карета», опубликованный в «Литературной газете» (1844, № 45). История с суфлером Иваном Ивановичем разрешена в его рассказе средствами и приемами гоголевского реалистического письма, язык изобилует каламбурами, в рассказе выделяются комические детали, повествование часто прерывается обращениями автора к читателю

Следующий рассказ - «Собачка» (1845) не выходил за пределы живо переданного анекдота, привлекающего внимание попытками воссоздать мир чиновнических забав и пресность их службы.

Сам писатель считал первые вещи рассказами «крайне детского содержания: вымученными, лишенными всякой наблюдательности» (XII, 262). Григорович еще предстояло «сделаться литератором». Это казалось, пишет он, «чем-то поэтическим, возвышенным,- целью, о которой только и стоило мечтать» (XII, 262). Подлинной литературной удачей стало для писателя участие в некрасовском сборнике «Физиология Петербурга», для которого он выбрал тему «петербургских шарманщиков». Под таким заголовком и появился в I ч. «Физиологии Петербурга» (1845) очерк Григорович. Детальное знание быта шарманщиков, вынесенное Григорович из многонедельных непосредственных наблюдений, сочеталось в очерке с острой социальной наблюдательностью, характерные детали избранного типа получали художественное выражение, свидетельствовавшее об огромном шаге вперед Григорович - художника. Дмитрий Васильевич не указывает точно на социальные причины забитости и нищенского положения уличных музыкантов, но яркое изображение выносимых ими тягот, резкое противоречие между их интересами и возможностями их осуществления - все это ставило его очерк в ряд обличительных «физиологий» «натуральной шкалы», смело вскрывавших социальные язвы действительности. Работа над очерком потребовала совершенствования языка писателя.

Позже Дмитрий Васильевич расскажет ставший хрестоматийным пример его учебы у Достоевского, указавшего еще до печатания рассказа на некоторую бедность и сухость речи у Григорович «Надо было [вместо «пятак упал к ногам»] сказать,- заметил Достоевский,- пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая». У Григорович в окончательном тексте: «Пятак упал, звеня и прыгая». «Замечание это,- писал Григорович,- было для меня целым откровением. Да, действительно: звеня и подпрыгивая - выходит гораздо живописнее, дорисовывает движение... Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между сухим выражением и живым художественным приемом» (XII, 267-268).

Живое сочувствие Григорович к неимущим труженикам и возросший литературный талант вызвали положительный отклик Белинского: «Петербургские шарманщики» г. Григорович - прелестная и грациозная картинка, нарисованная карандашом талантливого художника. В ней видна наблюдательность, умение подмечать и схватывать характеристические черты явлений и передать их с поэтической верностью» (Полн. собр. соч., т. IX, М., 1955, с. 55).

«Физиологическим очерком» стал и помещенный во II ч. «Физиологии Петербурга» рассказ «Лотерейный бал», отличающийся стремлением Григорович разнообразными средствами резко обозначить индивидуальный портрет каждого персонажа.

Новаторством и яркой реалистичностью замысла и исполнения отличалась первая повесть Григорович - «Деревня» (1846). Писатель показал в повести трагические источники бесправного и приниженного положения крепостной женщины, вызванного общественным устройством, при котором прихоть одного человека давит и сушит жизнь, внутреннюю содержательность и душевную красоту подневольного человека. Следствием барского произвола считает Григорович и пассивность, забитость и разъединенность крестьян, равнодушно относящихся к распрям и драмам их крестьянского мира.

Следующее произведение Григорович сделало его знаменитым писателем. В № 11 «Современника» за 1847 он опубликовал повесть «Антон Горемыка». Повесть в первоначальном варианте писатель впервые закончил острейшим социальным эпизодом - сценой бунта крестьян, доведенных до отчаяния насилием управляющего. Однако, чтобы провести повесть через цензуру, Никитенко заменил заключительную главу о бунте другим концом. История обычного мужика, доведенного рядом обстоятельств, от него не зависящих и объясняемых условиями крепостной неволи, до полного разорения и отчаяния, стала в повести Дмитрия Васильевича убедительным обвинением против главного социального зла того времени - крепостного права. Робкий протест против управляющего превратил Антона из зажиточного в самого захудалого мужика на деревне. Такой сюжет повести Григорович есть художественное выражение основного конфликта крепостнической эпохи, при которой беспощадно подавляется всякая попытка к сопротивлению, а подавление, в свою очередь, вызывает отпор. Непримиримость интересов тружеников и крепостников стала художественным фактом в повести Григорович. Успех повести объяснялся и умением Григорович дать ряд сильных символических пейзажных зарисовок, как бы явственно намекающих на неизбежность грозного отпора крепостных масс их вековечным угнетателям. Правда, крестьяне у Дмитрия Васильевича инертны, забиты, разобщены, но объективно из повести можно вывести мысль о закономерности самого резкого проявления недовольства крестьян. Белинский высоко оценил повесть Григорович: «Антон Горемыка» больше, чем повесть: это роман, в котором все верно основной идее, все относится к ней, завязка и развязка свободно выходят из самой сущности дела» (Полн. собр. соч., т. X, с. 347). Своей повестью Григорович прокладывал путь многоэпизодному эпическому роману, главным героем которого при самой различной системе действующих лиц будет народ. Большого успеха добился Григорович в психологической характеристике, строя ее не как развернутые «внутренние монологи», а как точное указание на внутренний мотив того или иного поступка действующего лица. Мужики в повести одинаковы по своему социальному положению, но характеры их весьма разнообразны. Язык повести лишен каких-либо грубых подделок под «простонародную» речь, но обогащен народной образностью. Спокойный, эпический тон нейтрального повествователя о мужике сменяется лишь изредка авторской иронией в тех местах, где речь идет о господах.

На общественное значение повести указывал Л. Толстой в письме к Григорович Д.В. по случаю его юбилея: «Вы мне дороги... в особенности по тем незабываемым впечатлениям, которые произвели на меня, вместе с «Записками охотника», ваши первые повести. Помню умиление и восторг, произведенные на меня, тогда 16-летнего мальчика, не смевшего верить себе,- Антоном Горемыкой, бывшим для меня радостным открытием того, что русского мужика - нашего кормильца и - хочется сказать: нашего учителя - можно и должно описывать, не глумясь и не для оживления пейзажа, а можно и должно писать во весь рост, не только с любовью, но с уважением и даже трепетом» (Полн. собр. соч., т. 66, М., 1953, с. 409).

После появления «Антона Горемыки» Григорович становится постоянным сотрудником «Современника», не раз навлекавшим на журнал своими произведениями гнев царской цензуры, считавшей многие вещи писателя «возмутительно опасными». Некоторые произведения этих лет высмеивали фальшивую благотворительность дворянства

«Бобыль»,

«Капельмейстер Сусликов», 1848.

Обличение дворянского «мертводушия», противопоставленного сочувственному изображению силы и красоты народной души, становится лейтмотивом произведений Григорович.

Вначале 50-х гг. появляются повести -

«Неудавшаяся жизнь» (1850),

«Похождения Накатова» (1849),

«Свистулькин».

«Четыре времени года» (1849) Григорович, считал попыткой воспроизведения «опыта простонародной русской идиллии».

Повесть «Прохожий» (1851) отличалась этнографической верностью и наблюдательностью крестьянского быта.

Может быть, именно эти произведения способствовали потеплевшему отношению к Григорович славянофильской критики, резко отрицавшей талант Григорович в «Антоне Горемыке». Однако писатель, после многих колебаний, все же остался верен и «Современнику», и демократическим тенденциям в своем творчестве.

Первый роман - «Проселочные дороги» (1852) - попытка сатирического изображения ничем не выделяющейся массы «мертводушного» дворянства, добровольно и даже небесприбыльно «коснеющего в невежестве». Претензии на мнимую значительность высмеиваются Григорович и едкой иронией, и гневной сатирой, не всегда, впрочем, достигающей подлинной значительности. Подробнейшее рассмотрение быта провинциального дворянства в романе вскрывало всю приземленность и духовную тусклость их существования. Дмитрий Васильевич дает понять в лирических отступлениях и символических пейзажах, что подлинно народную Россию, богатую жизнью и здравой моралью, можно найти лишь на «проселочных дорогах», ведущих в «самое сердце русской земли. Тут только увидите вы настоящее русское поле с его необъятным, манящим простором, о котором, быть может, вы прежде сладко мечтали; тут услышите вы народную речь и русскую песню...» (III, 172). Недостатком романа явилась малая самостоятельность Григорович в выборе объекта изображения и в ощущаемом подражании гоголевским «Мертвым душам». Не удалось Григорович соединить в одном фокусе и многочисленные сюжетные линии, не вполне мотивировано и введение в систему образов многих действующих лиц.

Большего успеха он достиг в «Рыбаках» (1853), где возвращение к теме народной жизни и эпическое ее решение. Вновь вернуло руке писателя твердость и зрелость. Писателя интересуют в его героях черты нерастраченной душевной мощи, положительные качества простолюдинов, их нравственное здоровье и естественная органичность. Фактически писатель пытался представить живые силы русской нации и искал их в народе, а не в кичливом, нравственно опустившемся дворянстве. «Рыбаки» были во многом удачной попыткой создать жизнеутверждающий характер человека из народа, не лишенный, впрочем, некоторой идеализации и преувеличенной патриархальности. Писатель в этом романе склонен подменять также социальную дифференциацию типов нравственно-психологической, деля персонажи из народа на «хищных» и «кротких».

Новым в русской литературе стало и изображение Григорович типов фабрично- заводских рабочих и процесса разрыва общинных связей.

В следующем романе - «Переселенцы» (1855-56) основной конфликт, построен на столкновении помещика и крестьянина, отстаивающих разные интересы в одном деле. Переселение крестьян, затеянное вроде бы и добрым барином, приводит к трагедии из-за эгоистической позиции барина, совершенно не представляющего того, чтобы у крестьян были какие-либо интересы, противостоящие барским. Дмитрий Васильевич считает беспечность и эгоизм помещиков не нравственным пороком, а социальным преступлением, хотя тут же возлагает надежды на возможность разрешения коренных противоречий крепостного строя путем филантропических преобразований и усиления нравственной ответственности помещиков. Напечатав в 1864 повесть «Два генерала», Григорович Д.В. на многие годы отошел от активной литературной деятельности.

Писательскую позицию Григорович отличало следование гоголевскому направлению. В его повестях и романах главенствует критическое изображение явлений с позиций общедемократического идеала. В большинстве случаев решение общественных проблем в произведениях Григорович преобладает над задачами психологических истоков поведения персонажа. Характеру общественной повести и романа, представленным в творчестве писателя, чаще всего сопутствует очерковая манера, ясно выраженный этнографический элемент. Особое место Григорович в развитии русского реализма определяется его удачными попытками поставить человека из народа в центр повествования, не вычленяя его из народной среды, а также показать жизнеутверждающую силу его характера. Последними произведениями Григорович Д.В., вызвавшими широкое признание его неоскудевающего таланта, были рассказ «Гуттаперчевый мальчик» (1883), «Литературные воспоминания» (1887-92).

Рассказ - маленький шедевр, отличающийся особенной человеческой теплотой, меткой и разносторонней наблюдательностью и классической отточенностью литературной формы.

«Литературные воспоминания» (1887-92) Григорович, хотя и написаны с явным желанием избежать резко определенных оценок идейной борьбы 40-60-х гг., все же содержат ценнейший материал по истории русской литературы и журналистики.

Интересно, что В. И. Ленин процитировал для характеристики слуг царизма в статье «Внутреннее обозрение. Голод» (Полн. собр. соч., т. 5, с. 3.13) заглавие одной из последних повестей Григорович - «Акробаты благотворительности».



Похожие статьи
 
Категории