Радынова О., Катинене А.И., Палавандишвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников - файл n1.doc

21.04.2019

Технология развития творческого слушания музыки, формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Тема 1. Настроения, чувства в музыке

Тема 2. Песня. Танец. Марш

Тема 3. Музыка о животных и птицах

Тема 4. Природа и музыка

Тема 5 Сказка в музыке

Тема 6. Музыкальные инструменты и игрушки

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад комбинированного вида № 29

Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста

Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Задачи:

Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки

Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра)

Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений)

Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках)

Эти задачи едины для всех возрастных групп

Методическое обоснование

Технология О.П.Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально – интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно- эстетического становления личности. Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду.

Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально –двигательной, художественной.

Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально –образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению)

Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:

Расширять знания о музыке

Вызывать и поддерживать интерес к музыке

Развивать музыкально –эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте

Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение

Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны.

Автор основывается на концепции, то формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты», пересмотром технологии изучения репертуара по разработанным принципам:

тематическому

концентрическому (цикличности)

контрастного сопоставления произведений

синкретизма

адаптивности

Принципы построения программы

Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке.

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание

Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского

Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах » даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности

Четвёртая тема « Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня

Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках

Шестая тема « Музыкальные инструменты и игрушки » знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра

Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно – оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное.

Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно – эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально –ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр –драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности.

Методы и приёмы музыкального воспитания:

Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности.

Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке

Особые методы, разработанные О.П.Радыновой:

Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей.

В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному.

Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки.

Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты.

Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений.

Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств

Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности ) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка.

слушание знакомых музыкальных произведений

музыкальные игры –путешествия в прошлое и настоящее

игры –сказки

звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования

тематические музыкальные вечера

беседы –концерты

театральные постановки

праздничные утренники

Праздничные даты могут отмечаться по – разному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника

Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье.

Методическое сопровождение технологии:

Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки»)

Аудиозаписи (диски СД)


"Музыкальное воспитание дошкольников", Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л., - это наследие Н. А. Ветлугиной. Именно поэтому в работе соблюдены основные принципы технологии, предложенные ранее Ветлугиной.

Краткая характеристика

Учебник Радыновой О. П. «Музыкальное воспитание дошкольников» построен так, что многочисленные виды музыкальной деятельности находятся в тесной связи, дополняют друг друга. Под музыкальным воспитанием в детском саду авто подразумевает четко продуманный педагогический процесс, который направлен на становление творческой личности малыша посредством развития творческих способностей, воспитания музыкальной культуры.

Как планирует достигать поставленной задачи О. П. Радынова? Музыкальное воспитание дошкольников, по мнению автора, должно осуществляться через восприятие детьми различной музыки.

Специфика пособия

Учебник Радыновой, Катинене «Музыкальное воспитание дошкольников» построен так, чтобы приобретение умений, навыков, знаний стало не самоцелью, а средством формирования вкусов, интересов, потребностей, предпочтений детей. Данный курс направлен на развитие составных частей музыкального и эстетического сознания.

На чем основывается музыкальное воспитание дошкольников? Радынова, Катинене А. И. убеждены в том, что при пении, прослушивании композиций, игре на инструментах происходит формирование и развитие основных личностных способностей детей. Они предлагают то произведение, которое было предложено дошкольникам для прослушивания, оркестровать, дополнить танцевальными движениями.

На что делает акцент в своей программе О. П. Радынова? Музыкальное воспитание дошкольников, по мнению автора - это не только привитие навыков игры на различных инструментах, но и формирование у ребенка умения чувствовать каждый инструмент.

Что вкладывает в смысл этих слов Радынова Ольга Петровна? Музыкальное воспитание дошкольников сопровождается накоплением тех слов, которые характеризуют настроение, чувства, характер, предаваемые в музыке.

Осмысление «чувственности» услышанной композиции автор программы связывает с умственными операциями: сравнением, синтезом, анализом. Создание у дошкольника «словаря эмоций» позволяет расширять представления о тех чувствах, которые выражены в музыке.

Приемы деятельности

Какие обязательные приемы работы предполагает музыкальное воспитание дошкольников? Радынова О. П., Катинене А. И. предлагают использовать карточки во время занятий, а также иные дидактические пособия, способствующие формированию у детей наглядно-образного восприятия. Они выделяют несколько форм проведения музыкальных занятий: фронтальные, индивидуальные, групповые.

Актуальность методики

Разные виды искусства имеют специфические средства воздействия на человека. Почему так актуально музыкальное воспитание дошкольников? Радынова, Катинене, Палавандишвили доказали воздействие этого вида искусства на ребенка с раннего детского возраста. При разработке методики они основывались на информации о том, что музыка, которую слушает мама, влияет на последующее развитие малыша, находящегося во внутриутробном периоде.

Музыкальное воспитание дошкольников Радынова, Катинене, Палавандишвили называют самым действенным средством формирования эстетического вкуса у подрастающего поколения россиян. Она имеет большую силу эмоционального действия, формирует вкусы, чувства маленького человека.

Результаты современных научных исследований говорят о том, что развитие художественных способностей, формирование основ культуры нужно начинать в раннем детстве. На этих выводах основывалась О. П. Радынова. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников, предлагаемая автором, в полной мере учитывает возрастные и индивидуальные особенности малышей.

Музыка имеет интонационную природу, подобную речи. Аналогично процедуре овладения ребенком навыками общения должно происходить и знакомство с музыкальными произведениями различных стилей и эпох. Ребенок должен привыкнуть к интонации, передаваемой композитором, научиться сопереживать настроению произведения.

Что отмечает в своей методике О. П. Радынова? Методика музыкального воспитания дошкольников, предложенная автором, основывается на приобретении эмоционального опыта. Он позитивно отразится на совершенствовании мышления, воспитании чуткости к искусству, красоте.

Что дает музыкальное воспитание дошкольников? Радынова О. П. и ее соавторы убеждены в том, что только при развитии эмоций, интересов, вкусов ребенка можно рассчитывать на приобщение его к музыкальной культуре. Дошкольный возраст является особенно важным для последующего овладения ребенком основами музыкальной культуры.

Если в процессе музыкальной деятельности будет создано это станет отличной базой для последующего духовного становления. Именно поэтому так важно правильное музыкальное воспитание дошкольников. Радынова О. П. отмечает, что во время музыкального занятия важно помнить и об общем развитии подрастающего поколения.

У дошкольников есть некоторый опыт и знания о человеческих чувствах, присутствующих в повседневной жизни. Именно на их основе должно происходить музыкальное воспитание дошкольников. Радынова О. П. вместе с двумя соавторами предлагает расширять социальный опыт малышей посредством музыки.

Индивидуальность методики

Кроме нравственного аспекта, музыкальное воспитание обладает огромным потенциалом для формирования эстетических чувств у малышей. Приобщаясь к музыкальному культурному наследию, ребенок знакомится с разными сведениями о музыке, что позволяет ему впитывать культурное наследие предков.

Музыка влияет и на интеллектуальное развитие подрастающего поколения. Кроме получения разных сведений о музыке, которые обладают познавательным значением, в рамках беседы происходит совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Умение образного представления и воспроизводства мелодии связано с определенными умственными операциями: сравнением, сопоставлением, анализом, запоминанием. Это позитивно сказывается на общем развитии малыша.

Одной из важнейших является эмоциональная отзывчивость на услышанную мелодию. Это позволяет развивать в подрастающем поколении определенные качества личности: доброту, сочувствие, сопереживание.

Творческая деятельность дошкольников

Одной из главных задач эстетического развития и воспитания является формирование их музыкальных способностей.

Деятельность предполагает активный процесс овладения культурными достижениями, общественным опытом. Человек в течение своей жизни знакомится с разными видами деятельности, благодаря чему у него формируются определенные личностные качества.

В деятельности дошкольников, предполагаемой в рамках музыкальных занятий, происходит совершенствование воображения, мышления, памяти, восприятия искусства.

Ребенок осваивает некие действия, которые помогут ему получить внешний результат. К примеру, при знакомстве с песней малыши слушают вступление, стараются запомнить тот момент, когда они должны петь. Прослушивание предполагает улавливание темпа, отражение эмоциональности исполнения куплетов и припева.

Действия могут быть предметными, внешними: малыш двигается, поет, дирижирует, играет на простейшем музыкальном инструменте. Кроме того в рамках музыкального занятия дошкольник учится воспринимать музыку, ощущать ее настроение, сравнивать хоровое и сольное исполнение, прислушиваться к собственному голосу.

При многократном повторении подобной методики происходит постепенное усвоение и отработка навыков. Их совокупность дает ребенку возможность справляться с новыми действиями, позволяет ему совершенствовать свои личностные качества.

Специфичность музыкального воспитания в ДОУ

В настоящее время выделяют несколько видов музыкальной деятельности малышей: восприятие, исполнительское искусство, творчество, образование.

У них есть свои разновидности, описываемые в авторской программе Радыновой О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. К примеру, восприятие музыки допускается через самостоятельную работу, а также как результат предварительной иной деятельности. Творчество и исполнительство реализуются в пении, игре на простых музыкальных инструментах, ритмичных движениях.

Музыкально-образовательная деятельность подразумевает общую информацию о музыке как отдельном виде искусства, а также определенные знания о музыкальных жанрах, инструментах, композиторах. Любой вид музыкальной деятельности, обладая специфическими особенностями, предполагает овладение дошкольниками теми способами деятельности, без которых она невозможна. Музыка способствует формированию гармонически развитой личности дошкольника. Именно поэтому важно применять все виды музыкальной деятельности, чтобы в полной мере удовлетворять заказ государства по ФГОС второго поколения.

Взаимосвязь видов деятельности по Радыновой О. П.

На основе материала Н. А. Ветлугиной, О. П. Радыновой была создана схема, показывающая взаимосвязь компонентов музыкального воспитания дошкольников.

При восприятии музыки, имеющей разную эмоциональную окраску, происходит развитие ладового чувства.

Музыкально-слуховые представления в дошкольном возрасте развивают с использованием тех видов деятельности, которые позволяют их проявлять: игры по слуху на музыкальных инструментах, пения. Ритмическое чувство отражается в ритмичных движениях, воспроизведении с помощью хлопков ритма мелодии, в пении. Развитие эмоционального отклика на определенную музыку формируется у дошкольников в процессе любых видов музыкальной деятельности.

Как сформировать музыкальное восприятие дошкольников

Восприятие представляет собой процесс отражения явлений и предметов в коре головного мозга, оказывающих действие на анализаторы человека. Это не механическое, зеркальное отображение мозгом того, что он видит и слышит. Это активный процесс, который можно считать первым этапом мыслительной деятельности.

Восприятие музыки начинается с того момента, когда ребенок еще не включился в иные виды музыкальной деятельности, не может воспринимать другие области искусства.

Восприятие музыки является ведущим вариантом музыкальной деятельности в любых возрастных рамках дошкольного периода. Воспринимать, слушать музыку - означает отличать ее характер, следить за сменой настроений. Музыкант-психолог Е.В. Назайкинский, на которого ссылается в своей методике О. П. Радынова, предлагает отличать два термина: музыкальное восприятие и восприятие музыки. Под первым термином он подразумевает состоявшееся восприятие от музыки - осмысленное и прочувствованное.

В ином случае музыку ребенок начинает воспринимать как обычные звуки, раздражающие орган слуха. Взрослый и ребенок имеют разный жизненный опыт, поэтому и восприятие музыки у них различается. У малышей оно отличается эмоциональностью, непроизвольностью. По мере взросления, овладения навыками речи, ребенок начинает соотносить музыкальные звуки с явлениями, знакомыми ему из жизни, выявлять характер услышанного произведения.

Дети старшего дошкольного возраста имеют достаточный жизненный опыт, поэтому при восприятии музыки их впечатления гораздо разнообразнее, чем у 2-3-летних малышей.

Заключение

Качество восприятия зависит не только от возраста, но и от интересов, вкусов. Если малыш развивается в «немузыкальной» среде, у него часто формируется отрицательное отношение к классической музыке. Она не находит в нем эмоционального отклика, так как малыш с детства не привык к сопереживанию, открытому выражению своих чувств. Программа Радыновой О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. позволяет включать в воспитательный процесс не только эмоции, но и логическое мышление.

Во время первоначального прослушивания музыкального произведения ребенок постигает его смысл. При повторном звучании образ углубляется, становится более прочувствованным, осмысленным. Многократное прослушивание одного музыкального произведения способствует воспитанию творчества и музыкальности у детей дошкольного возраста.

Именно поэтому нужно формировать навыки выявления отличий в музыке с раннего детства. Каждый возрастной этап характеризуется определенными выразительными средствами, которые помогают ребенку отличать различные музыкальные стили: это игра, слово, движение. Программа предполагает получение с раннего детства разных музыкальных впечатлений, накапливание опыта восприятия искусства.

Авторы программы убеждены в том, что воспитание посредством мира искусства в детском саду является организованным педагогическим процессом, который направлен на воспитание музыкальной культуры, формирование творческих способностей дошкольников с целью развития творческой, высоконравственной личности.

Простота и логика данной методики отмечены многими воспитателями, которые апробировали ее в своей работе. Они на практике подтвердили эффективность программы, а также ее универсальность.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Парциальная программа музыкального воспитания «Музыкальные шедевры» О.П.Радынова

2 слайд

Описание слайда:

Программа «Музыкальные шедевры» 1999 года. Автор программы Ольга Петровна Радынова. Цель программы - формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Программа «Музыкальные шедевры» ориентирована на возраст детей от трех до семи лет.

3 слайд

Описание слайда:

Основные задачи программы: - накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей; - вызывать сопереживание музыке, проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, воспитывать эстетические чувства; - развивать музыкальное мышление детей; - развивать творческое воображение; - побуждать детей выражать свои музыкальные впечатлен в исполнительской, творческой деятельности; - вызывать и поддерживать интерес к музыке, развивать музыкально-эстетические потребности, начала вкуса, признание ценности музыки, представления о красоте; - побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной) поддерживать проявления оценочного отношения.

4 слайд

Описание слайда:

Основной принцип построения программы - тематический (наличие шести тем, которые изучаются в течение одного-двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе). Тематический принцип позволяет раскрыть детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью. Он систематизирует знания, полученные детьми, способствует поддержанию интереса к занятиям. Принципы построения программы

5 слайд

Описание слайда:

Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определенное эмоциональное содержание. Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского. Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» дает представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности. Четвертая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня. Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках. Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра.

6 слайд

Описание слайда:

Концентрический, спиралевидный принцип программы позволяет применить усвоенное и познать новое на следующем этапе музыкального и общего развития ребенка, побуждает обобщениям, фиксации оценок, запоминанию полюбившихся произведений, известных понятий, закреплению сформированных в различных видах музыкальной и художественной деятельности умений навыков, способствует творческому их применению.

7 слайд

Описание слайда:

Одним из основных принципов программы «Музыкальные шедевры» является принцип контрастного сопоставления репертуара. В каждой теме репертуар подобран в сравнении пьес с одинаковыми или близкими названиями. Такие сопоставления рождают проблемную познавательно-оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, заостряют внимание. Изучение репертуара в сравнениях способствует осознанности восприятия, постижению семантики музыкального языка.

8 слайд

Описание слайда:

Принцип адаптивности. Этот принцип допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы с учет опыта восприятия, возможностей усвоения произведений детьми времени, необходимого для достижения музыкального и общего развития ребенка. Кроме того, принцип адаптивности программы крайне важен в связи с особенностями выбора методов и приемов обучения в разных возрастных группах (в случае применения одного и того же репертуара), а также форм организации музыкальной деятельности детей.

9 слайд

Описание слайда:

Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно-эстетической деятельности на занятиях при объединяющей роли восприятия, «творческого слушания» музыки.

10 слайд

Описание слайда:

Методы и приемы музыкального воспитания Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трех методов применяется с нарастанием проблемной: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Созданию проблемных ситуаций способствуют приемы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке.

11 слайд

Описание слайда:

Особые методы, разработанные О.П. Радыновой Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учетом возрастных особенностей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов.

12 слайд

Описание слайда:

Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа. Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребенка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте)

13 слайд

Описание слайда:

Моторно-двигательное уподобление эмоционально –образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения.

14 слайд

Описание слайда:

Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально – выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, слова-образы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному. Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта ее восприятия.

15 слайд

Описание слайда:

Мимическое уподобление характеру звучания музыки – сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьезность крайне важно для ребенка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки. Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты. Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста.

16 слайд

Описание слайда:

Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений. Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки -выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия, выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств.

17 слайд

Описание слайда:

Учебное пособие

Для студентов факультетов дошкольного воспитания средних и высших педагогических учебных заведений

Асяйет"д

1998

ББК 74.100.5я 723 Р 15

Издательская программа «Учебники и учебные пособия для педагогических училищ и колледжей» Руководитель программы 3. А. Нефедова

Рецензенты: канд. пед. наук Е. А. Дубровская, канд. пед. наук М. А.Медведева

Радынова О. П. и др.

Р 15 Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. по­собие для студ. фак-ов дошк. воспит. высш. и сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.- 240 с. ISBN 5-7695-0182-0

Пособие содержит теоретический, музыковедческий, ме­тодический материал, раскрывающий основы работы с деть­ми дошкольного возраста.

Особое внимание уделено различным видам музыкальной деятельности дошкольников и формам их организации с уче­том уровня развития способностей каждого ребенка.

ББК 74.100.5я 723

© Радынова О. П., Катинене А. И.,

УДК 373.21:78(075.32)
Палавандишвили М. Л., 1991! © Издательский центр «Академия», 1998
ОТ АВТОРОВ

Современные научные исследования свидетельствуют о том, что развитие музыкальных способностей, формирование основ музы­кальной культуры нужно начинать в дошкольном возрасте. Отсут­ствие полноценных музыкальных впечатлений в детстве с трудом восполнимо впоследствии. Важно, чтобы уже в раннем детстве ря­дом с ребенком оказался взрослый, который смог бы раскрыть пе­ред ним красоту музыки, дать возможность ее прочувствовать.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздей­ствие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, со­вершенствуется мышление, ребенок делается чутким к красоте в искусстве и жизни.

В дошкольных учреждениях музыкальным воспитанием детей непосредственно занимается музыкальный руководитель. От уров­ня его музыкальной культуры, способностей, педагогического мастерства в большой степени зависит уровень музыкального развития его воспитанников. Но в конечном счете успех дела за­висит от всего педагогического коллектива дошкольного учреж­дения и от родителей, так как вне музыкальных занятий имеются иные возможности обогащения детей музыкальными впечатлени­ями, другие разнообразные формы осуществления музыкальной деятельности в повседневной жизни детского сада и в семье.

Музыка имеет сходную с речью интонационную природу. По­добно процессу овладения речью, для которого необходима рече­вая среда, чтобы полюбить музыку, ребенок должен иметь опыт восприятия музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям, сопереживать настроениям.

Важно использовать в работе с детьми полноценную в художе­ственном отношении музыку: это прежде всего классика и народ­ные произведения. Но для этого педагог должен сам ее хорошо знать, любить, уметь преподнести детям, рассказать о ней.

В качестве напутствия читателям хотелось бы пожелать, что­бы они применяли рекомендуемый материал творчески, смелее искали новые пути раскрытия детям красоты музыки.

Мы надеемся, что книга поможет будущим педагогам подготовиться к работе с детьми, а музыкальным руководителям и воспитателям найти ответы на вопросы, возникающие в практике.

ЗНАЧЕНИЕ МУЗЫКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

§ 1. МУЗЫКА КАК ВИД ИСКУССТВА И ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

Музыка возникла в глубокой древности. Об этом свидетель­ствует множество найденных предметов с изображениями музы­кальных инструментов, исполнителей, хотя сами музыкальные произведения далеких эпох до нас не дошли.

Издавна музыка признавалась важным и незаменимым сред­ством формирования личностных качеств человека, его духовно­го мира. В Древней Греции даже существовало учение, в котором обосновывалось воздействие музыки на эмоции человека. Дока­зывалось, что некоторые мелодии укрепляют мужество и стой­кость, другие же, наоборот, изнеживают.

В чем своеобразие музыки как искусства? Сравним ее с живо­писью, скульптурой, литературой.

Музыка не может с той же долей конкретности, как эти виды искусства, изобразить или описать жизненные явления (хотя не­которыми возможностями изобразительности она обладает).

Можно ли с помощью звуков передать определенное содержа­ние? Что мы называем содержанием музыки?

Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном смысле содержанием музыки являются чувства, эмоции, настроения». (Психология музыкальных способностей.- М.; Л., 1947. - С. 7.)

Особенностью музыки является то, что она может с огромной непосредственностью и силой передавать эмоциональное состоя­ние человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни.

Благодаря тому что музыка представляет собой временной вид искусства (в отличие от живописи, скульптуры), она обладает возможностью передавать смену настроений, переживаний, ди­намику эмоционально-психологических состояний. Каждое му­зыкальное произведение имеет, таким образом, некую «чувствен­ную программу» (термин психолога В.Г. Ражникова), разворачи­вающуюся во времени.

Музыка может и изображать какие-либо конкретные явления действительности - шум волн, завывание ветра, плеск ручейка, пение птиц-путем звукоподражания.

Существует так называемая программная музыка, в которой композитор либо указывает название произведения, т. е. подра­зумевает наличие некоторой обобщенной программы, либо пи­шет музыку на определенный литературный текст. В программ­ной музыке чаще встречаются различного рода изобразительные моменты, но важно отметить, что даже ярко изобразительные про­изведения всегда имеют эмоциональную окраску: чириканье птички может быть приветливым, веселым, а может быть встрево­женным; шум волн-умиротворенным или грозным.

Поэтому выразительность всегда присуща музыке, а изобразительность имеет вспомогательное значение. Изобразительность присутствует далеко не в каждом произведе­нии, но даже ярко изобразительная музыка всегда выражает на­строения, эмоционально-психологические состояния.

Музыка, в том числе и не связанная со словом, выражает и определенные мысли, вызывает обобщения. Но возникают они посредством эмоционального восприятия звуков, мелодий, когда слушатель прослеживает развитие, столкновение характеров, тем, сопоставляет различные образы в частях произведения.

Еще одной особенностью музыки по сравнению с живописью, скульптурой является необходимость посредника для ее воспро­изведения.

Крупный ученый-музыковед композитор Б.В. Асафьев отме­чал, что музыка существует в триединстве процессов ее создания композитором, воспроизведения исполнителем и восприятия слу­шателем.

Исполнитель, будучи посредником композитора, должен ожи­вить, озвучить музыкальное произведение, творчески осмыслить его и выразить те мысли и чувства, которые стремился передать автор.

В целом выразительные возможности музыки обладают доста­точным постоянством. Так, например, траурная музыка воспри­нимается всеми людьми как траурная, а нежная - как нежная. Но слушание музыки - это творческий процесс, так как одно и то же произведение рождает у разных людей различные музыкаль­ные и внемузыкальные представления в зависимости от жизнен­ного опыта, опыта восприятия музыки.

На чем же основала выразительность языка музыки? Каковы средства музыкальной выразительности?

К ним относятся теми динамика регистр, т ембр, ритм гармо­ния, лад, мелодия, интонация и т. д

Музыкальный образ создается определенным сочетанием средств музыкальной выразительности. Например грозный ха­рактер можно передать достаточно громкой динамикой, низким регистром в соединении сс сдержанным темпом. Нежный харак тер-спокойным темпом, мягкой динамикой и размеренным рит­мом Роль отдельных музыкальных средств в создании образа бывает неодинакова В каждом му?ыкальном образе доминиру­ют определенные средства выразительности

Выразительность языка музыки во многом сходна с вырази­тельностью речи Сущест вует гипотеза о происхождении музыки из речевых интонаций всегда эмоционально окрашенных.

Между музыкой и речью много общего. Музыкальные звуки, так же как и речь, воспринимаются слухом. С помощью голоса передан тся эмоциональные состояния человека: смех плач, тре­вога, ра цооть нежность и т д Интонационная окраска в речи передается с помощью тембра, высоты, силы голоса, темпа речи, акцентов, пауз. Музыкальная интонация обладав т теми же гыра- зительными возможностям

Б В Асафьев научно обосновал взгляд на музыкальное искус­ство как интонационное искусство, специфика которого заключа етсяв том. «то оно воплощает эмоционально-смысловое содержа­ние мгзыки подобно тому, как внутреннее состояние человека воп­лощается в интонациях ре |т и Речева ч интонация выражает прежде всего чувства настроения, мысли говорящего, как и му зыкальная Так, взволнованная речь человека отличается быстрым темпом, непрерывностью ити наличием небольших пауз, повышением вы соты, наличием акцентов. Музыка, передающая смятение, обычно обладает теми же чертами Скорбная речь человека, как и скорб на я музыка (тихая медленная), прерываете" паузами, возгласами Б В Асафьев употреблял термин интонация в двух значениях Первое - наименьшая выразительно-смысловая частица, «зер­но-интонация», «клеточка» образа Например, интонация двух нисходящих звуков с акиентом на первом (интервал малой секун цы) оЬычно выражает боль, вздох, пчач, а восходящий скачок в мелодии на четыре звука (на кварту) с акцентом на втором зву­ке - активное начало.

Второе значение термина применяется в широком смысле: как интонирование равное протяженности музыкального произведе­ния В этом смысле музыка не сущест вует вне процесса интониро вания. Музыкальная форма есть процесс смены интонации.

Музыкальная форма в широком смысле - это совокупность всех музыкальных средств, выражающих содержание В более узком-строение музыкального произведения, соотношение его отдельных частей и разделов внутри части, т е. структура произ­ведения.

Времення я природа музыки позволяет переда знть процессы развития, всевозможные изменения. Чтобы попять смысл произ­ведения, прочувствовать его. чеобходимо прослецить за развитг- ем музыкальных образов.

В создании формы важное значение имеют три принципа по­втор, контраст, развитие (варьирование).

Повтор может быть различном Дважды пг.зтореппая под­ряд музыкальная фраза заменяет остановку, это помогает глубже ".слушаться, запомнить мелодию В другом случае между повто­рами зьучит контрастная тема. Роль таких псв^ороа очень вели­ка: они составляют основу музыкальной драматургии, так как позволяют утвердите главенство образа.

Если между повторяющимися разделами есть контрастный эпи­зод, образуется простая трехчастная форма. Схематично ее мож­но изобразить так АР А.

Выразительное значение повтора темы увеличивайся, если она после появления нового образа (В) сама изменяется Условно ее второе появление обозначается как А. 1 В этом случае трехчаст­ная форма может быть представлена схемой А В А".

Повтор связан с другим принципом-к о н т р а с т о м.ко торый и позволяет оттенить повторение. Контраст помогает вы­разить в музыке смену настроений может звучать как противопо­ставление Так, например, если первая часть была полна безз^ ^птности, зеселья, средняя часть вносит контрастный образ (тре­вога, зло и т.д). В третьей части в зависимости от того, будет п овтор точным или измененным, можно проследить за развитием оораза, за музыкальной Д1 аматургией.

Контраст связан с еще одним принципом формообразования - развитием. Если сама тема состоит из двух (или более) кон- 1 растных элементов или раздел фермы - из нескольких тем, это рождает конфликтность, возможность их столкновения, развития. Этот принцип имеет разновидность - - вариационное развитие, которое ведет начало от народных импровизаций.

Эти три принципа формообразования часто встречаются в со­вокупности Более сложные музыкальные ф эрмы образуются с I юмощью этих же принципов

Охарактеризуем некоторые разновидности музыки - музы­кальные жанры.

В широком плане музыка может быть разделена на вокальную и инструментальную Вокальная музыка связана со словом, по этическим текстом Ее разновидностями являются сольная, ан­самблевая и хоровая музыка. В инструментальной музыке содер­жание выражается более обобщенно. К ее разновидностям отно­сятся сольная, ансамблевая и оркестровая музыка.

Но деление музыки только на вокальную и инструментальную очень условно. Существует большое разнообразие жанров народ­ной и классической музыки.

Само слово «жанр» произошло от латинского genus - род и от французского genre-род, вид, манера, вкус, обычай. Жанр - это вид художественного творчества, определенным образом свя­занный с породившей его исторической действительностью, с жизнью и бытом.

На ранних этапах своего развития музыка была тесно связана с трудом людей. Отсюда берут начало трудовые песни. Военные походы породили маршевую музыку. Звучали также колыбель­ные песни, хороводные, свадебные, календарные, обрядовые и др. Эти так называемые первичные жанры, которые свя­заны с бытом людей, имеют прикладной характер.

Вторичные жанры возникли с появлением и разви­тием профессионального музыкального искусства, создава­емого композиторами. Каждая историческая эпоха рождает новые жанры музыки, которые образовываются под влиянием вкусов, обычаев, исторической обстановки, национальных тра­диций.

Постепенно складывались жанры хоровой музыки (хорал, мес­са, кантата, оратория), камерной -нецерковной, светской музы­ки для домашнего музицирования (трио, квартет, квинтет, романс, прелюдия, ноктюрн, экспромт, вальс и т. д.), симфонической - написанной для оркестра (симфония, увертюра, фантазия, кон­церт), театрально-драматической (опера, балет, оперетта).

Первичные жанры (песня, танец, марш) не исчезают в профес­сиональной музыке. Эту особенность использовал Д.Б. Кабалев­ский при построении своей программы по музыке для общеобра­зовательной школы. Начиная с простых первичных жанров Д.Б. Кабалевский ведет детей в мир более сложных музыкаль­ных произведений.

Музыка каждой эпохи не только создает новые жанры. Она несет в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, тем, со­звучных времени. Музыка И.С. Баха, во многом связанная с куль­товыми обычаями, по языку значительно отличается от романти­ческой, взволнованной музыки Ф. Шопена йот заостренной, кон­фликтной современной классической музыки.

Б.В. Асафьев назвал круг интонаций, бытующий в музыке разных эпох и стилевых направлений, «интонационным слова­рем эпохи».

Слушая музыку, написанную в разное время, люди получают представление о различных способах выражения чувств и мыс- пси, существовавших в каждой эпохе. Поэтому мы можем гово­ри I ь о ее большом познавательном значении. Так, например, му- н.1ка французских клавесинистов конца XVII - начала XVIII в. (м юха стиля рококо) отличается галантностью, изысканностью, I (ско горой сдержанностью в выражении чувств. Эта особенность му пики, способствовавшая возникновению произведений малых /миров - миниатюр, требовала и определенной манеры испол- и 1 шя. Любопытные советы дает исполнителям Франсуа Куперен и своем трактате «Искусство игры на клавесине» (1716). Он ре­комендует сидеть вполоборота, лицом к публике, «избавиться от I римас на лице... с помощью зеркала, поставленного на пюпитр нишета или клавесина», сидеть за клавесином непринужденно, ■
Отражая жизнь и выполняя познавательную роль, музыка воз­действует на человека, воспитывает его чувства, формирует вку­сы. Он находит в музыке отзвуки того, что пережил, прочувство­вал. Имея широкий диапазон содержания, музыка обогащает эмо­цией тльный мир слушателя.

Разные виды искусства обладают специфическими средства­ми воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воз­действовать на ребенка на самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный период чрезвычайна важен для последую- 1 него развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка, а быть может, уже и формирует его вкусы и предпочтения.

В первые месяцы жизни малыши реагируют на характер музы­ки. Постепенно, в процессе овладения различными видами музы­кальной деятельности (восприятие, исполнение, творчество, му- 1Ыкально-образовательная деятельность), необходимо развить в детях все лучшее, что заложено от природы, на основе разнооб­разных природных задатков развигь общие и специальные музы­кальные способности, склонности к определенным видам музы­кальной деятельности.

11риобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков не являлось самоцелью, а способство­вало формированию предпочтений, интересов, потребностей, вку­сов детей, т. е. элементов музыкально-эстетического сознания.

Только развивая эмоции, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы. Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овла­дения музыкальной культурой. Если в процессе музыкальной де­ятельности бу лет сформировано музыкально-эстетическое созна­ние, это не пройдет бесследно для последующего развития чело­века, его общего духовного становления.

Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и об общем развитии детей.

Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о чув­ствах человека, существующих в реальной жизни. Музыка, пере­дающая всю гамму чувств и их оттенков, может расширить эти представления. Помимо нравственного аспекта музыкальное вос­питание имеет большое значение для формирования у детей эсте­тических чувств. Приобщаясь к культурному музыкальному на­следию, ребенок познает эталоны красоты, присваивает ценный культурный опыт поколений. Многократное восприятие произ­ведений искусства постепенно ориентирует человека в выявле­нии важных для него мыслей, чувств, настроений, выраженных в художественных образах, в значимом для него содержании.

Музыка развивает ребенка и умственно. Помимо разнообраз­ных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, бесе­да о ней включает характеристику эмоционально-образного со­держания. Словарь детей обогащается образными словами и вы­ражениями, характеризующими настроения, чувства, переданные в музыке.

Музыка развивает эмоциональную сферу. Эмоциональная от­зывчивость на музыку - одна из важнейших музыкальных спо­собностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивос­ти и в жизни, с воспитанием таких качеств личности, как добро­та, умение сочувствовать другому человеку.

Музыкальная деятельность включает в себя не только воспри­ятие музыки, но и посильное детям исполнительство, основанное на опыте восприятия,- пение, игра на музыкальных инструмен­тах, музыкально-ритмические движения. С помощью пения, игры на музыкальных инструментах можно развить другую музыкаль­ную способность-умение представить и воспроизвести высоту музыкальных звуков в мелодии. Развитие этой способности пред­полагает умственные операции: сравнение, анализ, сопоставле­ние, запоминание-и, таким образом, влияет не только на музы­кальное, но и на общее развитие ребенка.

Чувство ритма (третья музыкальная способность) формирует­ся прежде всего в музыкально-ритмических движениях, которые позволяют детям глубже откликнуться на музыку, смену ее ха­рактера, как бы «пропустить ее через себя». Эти занятия требуют внимания, сосредоточенности, концентрации памяти, эмоций, что также важно не только доя музыкальной деятельности, но и для общего развития ребенка.

В каждом виде исполнительства дети выполняют посильные самостоятельные и творческие задания, которые способствуют развитию их воображения, фантазии, уверенности в себе, в своих силах.

Основными задачами музыкального воспитания являются сле­дующие:

Развить музыкальные и творческие способности детей с уче­том возможностей каждого ребенка с помощью различных видов музыкальной деятельности;

Сформировать начала музыкальной культуры, способство­вать формированию общей духовной культуры.

Их успешное решение зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от качества используемого репертуа­ра, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности, применяемых в работе с детьми и т. д.

Вопросы и задание


  1. В чем заключается отличие музыки от других видов искусства?

  2. Назовите признаки сходства музыкальной и речевой интонаций.

  3. Каковы возможности музыки в воспитании человека?

Транскрипт

2 «Музыкальные шедевры» Автор О.П.Радынова Технология развития творческого слышания музыки, формирования основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста Цель: Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста Задачи: Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох и стилей, а также расширять знания детей о народной музыки Вызывать проявления эмоциональной отзывчивости, развивать музыкальные способности, мышление (осознание эмоционального содержания музыки, музыкальной формы, жанра) Воспитывать эстетические чувства, тезаурус (сокровищницу впечатлений) Побуждать выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской, творческой деятельности (в образном слове, рисунках, пластике, инсценировках) Эти задачи едины для всех возрастных групп Методическое обоснование Технология О.П.Радыновой построена на основе концепции, обосновывающей важность накопления уже в раннем возрасте музыкально интонационного опыта восприятия высокого искусства в разных видах музыкальной деятельности, подобно овладению ребёнком речи. Ориентация дошкольника на ценности музыкальной культуры как части общей духовной культуры имеет важное значение не только для музыкального, но и общего развития ребёнка, нравственно- эстетического становления личности. Автором впервые создана научно обоснованная и методически выстроенная система формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста, включающая принципы, содержание, методы и формы работы, учитывающая индивидуальные и психофизиологические особенности детей и в интеграции со всеми образовательными областями в детском саду. Основная цель программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально двигательной, художественной. Ведущий вид деятельности в программе - музыкальное восприятие, объединяющее исполнительство, творчество, музыкально образовательную деятельность на едином репертуаре (с привлечением дополнительного репертуара по пению) Задачи программы, а также более конкретные задачи, сформулированные по каждой теме, едины для всех возрастных групп:

3 Расширять знания о музыке Вызывать и поддерживать интерес к музыке Развивать музыкально эстетические потребности, признание ценности музыки, начало вкуса, представления о красоте Побуждать к оценке музыки (эмоциональной и словесной), оценочное отношение Возможности детей в осуществлении этих задач в разном возрасте различны. Автор основывается на концепции, то формирование музыкальной культуры детей обеспечивается отбором произведений музыкальной классики и народной музыки, являющихся для них «эталоном красоты», пересмотром технологии изучения репертуара по разработанным принципам: тематическому концентрическому (цикличности) контрастного сопоставления произведений синкретизма адаптивности Принципы построения программы Основной принцип - тематический (шесть тем на 1-2 месяца изучения и их повторение каждый год на новом материале). Этот принцип помогает систематизировать полученные знания, поддерживают интерес к музыке. Первая тема «Настроения, чувства в музыке» выражает определённое эмоциональное содержание Вторая тема «Песня, танец, марш», основополагающая по программе для общеобразовательных школ Д.Б.Кабалевского Третья тема «Музыка рассказывает о животных и птицах» даёт представление об изобразительности музыки, средствах музыкальной выразительности Четвёртая тема «Природа и музыка» включает в себя произведения, в которых выражены настроения, созвучные той или иной картине природы, времени года, дня Пятая тема «Сказка в музыке» представляет пьесы классической музыки со сказочным содержанием, которые дети инсценируют, передавая характер персонажей в танцевальных, образных движениях, рисунках Шестая тема «Музыкальные инструменты и игрушки» знакомит с произведениями, имитирующими звучание музыкальных инструментов, а также музыкальными народными инструментами и инструментами симфонического оркестра Принцип концентрический или принцип цикличности (повторяемость тем) - позволяет легко вернуться в следующем году к первой теме. Дети применяют усвоенное и познают новое на следующем этапе музыкального и общего развития

4 Принцип - контрастное сопоставление репертуара (пьесы с одинаковыми или близкими названиями). Такие сопоставления рождают проблемную познавательно оценочную ситуацию, заинтересовывают детей, позволяют лучше осознать услышанное. Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов музыкального развития детей в зависимости от индивидуальных и психофизиологических особенностей каждого ребёнка. Допускает вариативное применение репертуара внутри каждой темы Принцип синкретизма программы предполагает взаимосвязь разных видов музыкальной и художественно эстетической деятельности в непосредственной образовательной деятельности при объединяющей роли восприятия, «творческого слышания» музыки, побуждает к творческой активности в следующих формах: музыкально ритмические движения, ритмопластика, подпевание, дирижирование, пение, певческие импровизации; оркестровка, игра на детских музыкальных инструментах; рисование, восприятие произведений изобразительного искусства, чтение стихотворений, сочинение сказок, игр драматизаций, постановка музыкальных сказок на сюжеты литературных произведений (c ведущей ролью музыки),кукольного музыкального театра и др. видов детской деятельности. Методы и приёмы музыкального воспитания: Наглядный, словесный, практический - традиционные методы носят развивающий характер, побуждают детей к проявлениям различных форм двигательной, речевой, эстетической активности. Каждый из этих трёх методов применяется с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (исполнение, объяснение, иллюстрация) через закрепление упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к самостоятельному поиску детьми способов деятельности. Созданию проблемных ситуаций способствуют приёмы, побуждающие к поиску аналогий, обобщению. Они формируют музыкальное мышление детей, способность к элементарным суждениям, оценкам, развивают творческое воображение, интерес к музыке Особые методы, разработанные О.П.Радыновой: Метод контрастных сопоставлений произведений позволяет заинтересовать детей, активизирует проявление эмоциональной отзывчивости, художественно-образного мышления, воображения. Этот метод применяется с учётом возрастных особенностей. В младшем возрасте контрастные сопоставления наиболее отчётливы, в более старшем возрасте сопоставление произведений применяется с постепенным уменьшением контрастности образов

5 Метод уподобления характеру звучания музыки предполагает активизацию разнообразных творческих действий, направленных на осознание музыкального образа Моторно-двигательное уподобление эмоционально образному содержанию музыки (мелкая моторика рук, дирижёрский жест, ритмопластика, образные и танцевальные движения) побуждают детей к «экспериментированию» (Н. Н. Поддьяков). Различение выразительных интонаций, акцентов, пауз, динамических, темповых, регистровых, тембровых особенностей является наиболее универсальным средством развития эмоциональной отзывчивости, музыкального мышления, творческого воображения. Тактильное уподобление характеру звучания музыки - прикосновение руки педагога к руке ребёнка с одновременным пояснением настроения музыки (используется в младшем возрасте) Словесное уподобление характеру звучания музыки - эмоционально выразительные пояснения характера музыки, сравнения, метафоры, словаобразы, характеризующие смену настроений, поэзия, сказочная сюжетная форма занятий. Применяется в каждой возрастной группе по- разному. Вокальное уподобление характеру звучания музыки в виде тихого выразительного напевания педагогом мелодии во время звучания произведения и подпевания отдельных интонаций детьми применяется в младшем возрасте (И.В.Груздова). Этот метод способствует различению на слух конкретной мелодии, выделению в ней наиболее ярких средств. В средней и старшей группе дети уже сами напевают полюбившиеся мелодии, что свидетельствует о проявлении интереса к музыке, накопления опыта её восприятия Мимическое уподобление характеру звучания музыки сосредоточенное внимание взрослого во время звучания произведения, выражение глаз, улыбка или серьёзность крайне важно для ребёнка и служит своеобразным ориентиром в процессе восприятия музыки. Темброво-инструментальное уподобление характеру звучания музыки применяется в виде оркестровки, выбора выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа. В младшей группе выполняются простейшие действия с музыкальными инструментами (шумовыми, ударными). Дети 5-7 лет могут применять звуковысотные инструменты. Интонационное уподобление характеру звучания музыки крайне важно в деятельности с детьми младшего возраста. Дети 1-ой младшей группы не понимают значение слов, ориентируются на интонационную выразительность речи педагога, несущую определённый смысл.

6 Цветовое уподобление характеру звучания музыки применяется для закрепления представлений о характере музыки, выявление реакций на изменение настроений. Полихудожественное уподобление характеру звучания музыки - выразительная роль средств языка разных искусств: живописи, художественного слова, театра, пантомимы, балета. Сравнение музыкального произведения с картиной в плане общности или различия выраженных в них настроений, музыкального произведения со стихотворениями по эмоциональным признакам, использование инсценировок, театрализованных игр, сопровождающихся классической музыкой, ритмопластические импровизации формируют у детей представления о выразительных возможностях искусств Непосредственная образовательная деятельность (НОД) - основная форма организации детской деятельности, где решаются задачи формирования основ музыкальной культуры. Все виды деятельности (индивидуальные, по подгруппам, фронтальные, типовые, доминантные, тематические, комплексные и их разновидности) применяются и варьируются в зависимости от возраста и уровня музыкального развития ребёнка. Автор считает важным то, что бы музыка звучала в повседневной жизни детского сада в самых разнообразных ситуациях: слушание знакомых музыкальных произведений музыкальные игры путешествия в прошлое и настоящее игры сказки звучание музыки как фон во время тихих игр, рисования тематические музыкальные вечера беседы концерты театральные постановки праздничные утренники Праздничные даты могут отмечаться по разному (тематические или комплексные занятия, развлечения), а не только в форме утренника Объём внимания ребёнка невелик, поэтому для слушания надо давать небольшие произведения или яркие фрагменты. Необходимо, что бы классическая музыка звучала и в семье. Методическое сопровождение технологии: Методические рекомендации Методические пособия из 5 книг («Настроения и чувства в музыке, «Песня, танец, марш», «Музыка о животных и птицах», «Природа и музыка», «Сказка в музыке», «Музыкальные инструменты и игрушки») Аудиозаписи (диски СД) является учебным пособием, в котором обобщаются последние достижения науки и практики в области музыкального развития детей, обосновываются положения о необходимости формирования основ музыкальной культуры начиная с дошкольного вораста. В ней содержатся примерные конспекты бесед о музыке с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.


Програмно-методическое обеспечение образовательного процесса ДОУ На современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам, которые бы позволяли образовывать

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Выполнила: Блинкова А.И. Образовательные области Задачи образовательной области «Художественно - эстетическое развитие» во ФГОС дошкольного

Слушание музыки в детском саду Дошкольный возраст чрезвычайно важен для овладения музыкальной культурой. Именно в детстве у детей формируются эталоны красоты, накапливается опыт деятельности, от которого

1 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» Личностными результатами изучения учебного предмета «Музыка» во 2-м классе является формирование следующих умений: эмоциональная отзывчивость

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» (МУЗЫКАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) Музыкальный руководитель: Муратова Э.Ю. Цель: приобщение к музыкальному искусству; развитие предпосылок ценностно-смыслового

Аннотация к рабочим программам по музыка 5-7 классы Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл. Программа

Рабочая программа по музыке для 2 класса Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» К концу обучения во 2 классе учащиеся способны: - проявлять устойчивый интерес к музыке; - проявлять готовность

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к рабочей программе по музыке, 2-е классы Рабочая программа по предмету «Музыка» 2 класс составлена на основе: Авторской программы «Музыка» Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская «Просвещение»,

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 87» Принято на заседании Утверждено: педагогического совета приказ от 20 г. Протокол заведующий МБДОУ "Детский»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по музыке для 4 класса составлена на основе федерального государственного стандарта общего образования второго поколения, приказа Минобрнауки РФ от 31.12.2016 1576,

Аннотация рабочей программы музыка 4 класс Рабочая программа по предмету «Музыка» для I IV классов разработана и составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования второго

1 Содержание: I. Целевой раздел программы. 1.1. Пояснительная записка. 1.2. Цели и задачи программы. 1.3. Требования к освоению содержания программы 1.4. Объём программы и виды образовательной работы II.

Область «Теория и история музыки». Программа учебного предмета «Сольфеджио» 1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным

Аннотация к рабочей программе по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения МБДОУ «Детский сад 3» по образовательной области «Художественно-эстетическое воспитание»

Учреждение образования «Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина» УТВЕРЖДАЮ И. о. проректора по учебной работе УО МГПУ им. И.П. Шамякина Н. А. Лебедев «22» 06 2010 г. Регистрационный

Аннотация к рабочей программе «Музыка» 1-4 классы Рабочая программа по музыке для 1-4 классов разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Цель программы развитие музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части духовной культуры. Задачи: - развитие музыкальности; музыкального слуха, певческого голоса, музыкальной

I. Целевой раздел рабочей программы 1.1. Пояснительная записка Цель Задачи Принципы и подходы к формированию рабочей программы Реализация содержания Основной образовательной программы дошкольного образования

Основные задачи изучения учебного предмета музыка во 2 классе. Формирование и развитие Культуры музыкального восприятия у младших школьников Формирование и развитие музыкально исполнительской культуры

Аннотация к рабочей программе по музыке, 5 класс (ФГОС ООО) Рабочая программа по музыке для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным базисным планом, Примерной программой общего образования по

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочному курсу «МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКАТУЛКА» для 2 класс группа МШ 2 2017/2018 учебный год срок реализации рабочей программы 1 год Всего часов на учебный год -34 Количество часов в неделю

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по музыке к концу 2 класса. ЛИЧНОСТНЫЕ У учащихся будут сформированы: мотивация и познавательный интерес к музыке и музыкальной деятельности; чувство уважения

Аннотация к рабочей программе по музыке для 1-4 классов Рабочая учебная программа по музыке для 1-4 классов разработана и составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта

Аннотация к рабочей программе по музыке с 1-7 классы 1-4 классы (начальное общее образование) Рабочая программа по музыке для 1-4 классов составлена на основе Федерального государственного стандарта общего

Аннотация к рабочей программе по образовательной области «Художественно - эстетическое развитие. Музыка» (автор М.Б. Зацепина) Рабочая программа по музыкальному развитию строится на основе Федерального

1. Планируемые результаты изучения учебного предмета. Личностные результаты: укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи и народа; наличие эмоционального

Рабочая программа по музыке (базовый уровень) 1 «А» класс Составитель: Демьянова Наталья Борисовна, учитель начальных классов 2017 год Рабочая программа по музыке для 1 класса составлена на основе: Основной

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ-ТЕХНОЛОГИЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ Музыкальный руководитель Бейникова Е.В. 1 2 Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Соответственно,

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка» К метапредметным результатам обучающихся относятся освоенные ими при изучении одного, нескольких или всех предметов универсальные способы деятельности,

Содержание 1. Пояснительная записка 2. Учебный план 3. Учебный график 4. Формы и методы проведения 5. Методическое обеспечение программы 6. Материально-техническое обеспечение программы 7. Список используемой

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МАРИИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «Рассмотрено» на заседании ШМО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ЛАНГЕПАС ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ ЛАНГЕПАССКОЕ ГОРОДСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 1329» (Дошкольное отделение) Волшебный мир театра. Особенности театрализованной деятельности в коррекционной работе с дошкольниками

2 I. Планируемые результаты освоения учебного предмета ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ, УЧАЩИЕСЯ 2 КЛАССА: выразительно исполнять соло: несколько народных песен, песен композиторов - классиков и современных

Учебный предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» Оценка качества реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 3 «Теремок»» п. Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области «Формирование и развитие у дошкольников вокально-хоровых навыков

Консультация: «Развитие творческих способностей ребенка в музыкальной ОД» музыкальный руководитель: Филиппова Н.С. Творческие способности это умение самостоятельно создавать новые образы по собственному

Аннотация к программам по музыке Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» для 1-4 классов составлена на основе программы общеобразовательных учреждений «Музыка 1-4 классы» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой,

Пояснительная записка Настоящая рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, программы Г.С. Ригиной «Музыка: Обучение. Творческое развитие.

Рабочая программа по музыке 3 класс Планируемые результаты изучения предмета «Музыка» Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 12» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕАТР» (5 КЛАСС) Абакан Программа кружка внеурочной

ПРАЗДНИКИ И РАЗВЛЕЧЕНИЯ Осень золотая НОВЫЙ ГОД ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ 8 МАРТА ПРОЕКТЫ Знакомство с русскими народными инструментами Творческий проект Проект подготовили: Музыкальный руководитель

УДК 37.025.8 ПСИХОЛОГО ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОВРЕМЕННЫХ ПРОГРАММ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Орехова Т.Н. ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет» (МПГУ)

Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 3 класса составлена на основе Государственного образовательного стандарта начального образования по искусству, Программы начального образования по

«Развитие чувства ритма у детей старшего возраста дошкольного возраста на музыкальных занятиях через игры и упражнения» Подготовила музыкальный руководитель Эмирова Ф.Ю. Основная задача музыкального воспитания

Выкипировка из основной общеобразовательной программы УЧЕБНЫЙ ПЛАН на 2015-2016 учебный год Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Гимназия 7 имени Героя Советского Союза Никандровой А.А.» РАЗДЕЛ I Пояснительная записка РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДМШ 1 им. А.С.Данини МО г. Новороссийск» 353900 г. Новороссийск, ул. Новороссийской Республики, 14 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области инструменты» Аннотации программ учебных предметов Название предмета Краткая аннотация ПО.01. Музыкальное исполнительство ПО.01.УП.01.

Обобщение опыта работы по теме «Развитие творческой личности ребѐнка средствами театрализованной деятельности» «Театрализация это волшебный мир, в котором ребенок радуется, играя, а играя, познает окружающее...»

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по ФГОС ДО Непосредственно - игровая беседа с элементами движений; -интегративная; - утренняя гимнастика; - совместная взрослого и детей

О влиянии чтения художественной литературы на развитие дошкольника Облогина О.В., педагог-психолог МБДОУ «Мишутка» «Чтение книг тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАИМЕНОВА НИЕ 1 Образовательное учреждение, населенный пункт 2 Название 3 Направленность ОПИСАНИЕ Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ для 2 класса Программу разработала Петроченко Марина Петровна, учитель начальных классов МБОУ «Ворминская СОШ» на 2015 2016 учебный год МУЗЫКА ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая

Департамент образования города Москвы Троицкий и Новомосковский административные округа Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа 2070» корпус 7 «Лисёнок» проект «Классическая

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Исходными документами для составления данной рабочей программы являются: 1. Федеральный закон от 29.12.12 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации Об утверждении Порядка организации

Презентация «Кто- кто в теремочке живёт?» Выполнила воспитатель МБДОУ 1п.Жешарт Маринеску Светлана Андреевна. Паспорт проекта: Вид: творческий Продолжительность: краткосрочный(с1-5 февраля) Участники проекта:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Гимназия 1506» Программа предшкольной подготовки «Преемственность» Возраст детей: 5-6 лет Введение. Если дошкольное образовательное

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Музыка» для 6 класса Составитель: Агеева И.И., учитель музыки Тольятти 2016 Пояснительная записка Рабочая программа по музыке для 6 класса составлена на основе Федерального

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 31 ВАСИЛЕОСТРОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Отчет по самообразованию музыкального руководителя ГБДОУ 31 Богомоловой Людмилы

АННОТАЦИЯ к программам учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы. «Духовые и ударные инструменты» Пояснительные записки к программам учебных предметов дополнительной



Похожие статьи
 
Категории