Если человек проявляет агрессию — как вести себя? Почему люди ведут себя агрессивно и неадекватно

24.11.2018

Здравствуйте, дорогие друзья!

Каждый из нас сталкивается в жизни порой не с самыми приятными моментами. Проявление агрессии человека иногда достигает своего апогея и попросту застает врасплох.

Встречаясь лицом к лицу с кричащей особью, которая пытается выплеснуть содержимое своей головы в ваши свеженькие уши, можно задаться вопросом: «Да что же творится-то с вами?!». Как себя вести с агрессивным человеком? Чего стоит избегать, а на чем необходимо сделать акцент?

Уровень всеобщего накала страстей, вынуждает людей избавляться от негативной энергии или перенапряжения, достаточно эгоистичным образом. Все массово озабочены проблемами, не успешными делами на работе, катастрофами в личной жизни и ценами в магазинах.

Неудовлетворенность, словно, окутывает людей изнутри и они несут ее с собой долго, уверенно и не расхлебывая. Но очередной или провокационная ситуация, снимает защитный барьер где-то в глубинах мозга и личность превращается в невоспитанное животное.

Оно поливает все и вся тоннами грозных и далеко не приветливых высказываний, чтобы почувствовать себя легче. Иногда это может быть связанно с вспыльчивым характером, отсутствием такта и чувством уместности.

Бывает и так, что слишком долгое пребывание с состоянии невроза или другой болезни, провоцирует двуногого прибегать к низменным способам самоутвердиться и облегчить свои «эмоциональные муки». Как правильно общаться с человеком, находящимся в состоянии порабощения агрессией?

Незамысловатые хитрости

Конечно же, вести диалог с личностью, не контролирующей собственные порывы гнева чертовски сложно. Это требует колоссального терпения, и мотивации.

И при этом, существуют некоторые секреты, узнав которые, вы сможете более эффективно справляться с задачей и не принимать на свой счет порцию злобного сарказма или иронии, приправленной «добрым» словцом.

1. Уклониться от сражения

Уход от , я действительно могу назвать одним из самых эффективных способов усмирения и себя, и вспыльчивого собеседника.


Используя его на практике и в повседневной жизни, вы, во-первых, оградите себя от потока ответных «чувств», за которые может быть стыдно в будущем. А во-вторых, сэкономите себе пару тройку нервных клеток, которые уж точно вам пригодятся в скором времени.

Как говорят, не стоит опускаться до уровня дурака, иначе он попросту задавит вас своим опытом. Аналогичная ситуация и с . Чем больше вы отдаете своих эмоций и энергии на сражение, тем больше вы погружаетесь в предлагаемую атмосферу.

Никогда не стоит отвечать открытым гневом на гнев. Это накалит общую обстановку еще больше и тогда ситуация может дойти до рукоприкладства.


Порой не глупым решением становится бегство, если вам удосужилось попасть на глаза опасному человеку с ножом в руках на улице. Переубедить его криком, доводами и красноречием у вас явно не выйдет, а потерять контроль в подобной ситуации очень легко. Поэтому, постарайтесь удалиться с опасной зоны.

2. Подстраивание

Также я хочу упомянуть о тактике присоединения. Если вы попали в жизненную сложность на работе, в которой фигурирует важное лицо, например начальник, то применив «эффект хамелеона », шансы успокоится с помощью такого действия — удваиваются. В чем суть тактики?

Людей, которые попались на уловку агрессии ни в коем случае не нужно приводить в чувства словами: «Давайте успокоимся! » и т. п. Это еще больше разделяет вас на два образа: «чрезмерно спокойный, правильный» и «безумный, грубый, злой».

Постарайтесь настроить себя на одну волну с кричащим оппонентом. Продолжите фразу в его стиле и накале, в после, постепенно сводите уровень «на нет».

Используя слова, избавленные , сарказма и оценочных суждений вы якобы «подсаживаетесь» в лодку к человеку и вместе выплываете в устье спокойной, размеренной реки.


3. Самоконтроль

Как только вы поймаете себя на мысли: «Да как он смеет так со мной говорить! Мне нужно доказать свою правоту! », то считайте, бой проигран! Я предлагаю вам попробовать держать себя в тонусе с помощью правильной и результативной установки.

Она позволит вам потушить внутреннее негодование и не выйти из себя, для того, чтобы разойтись в схватке двух Эго. Используйте аффирмации «я спокоен, силен и сдержан! », «я в безопасности! ». Сохраняйте спокойствие и уверьте себя в том, что вы мастерски справитесь с возникшей ситуацией, выйдя из нее победителем, а не «базарной бабой».

4. Осознайте мотивы происшествия

Задайте себе вопросы: «Для чего этот человек так себя со мной ведет? », «Зачем мои уши должны услышать этот текст? ». Воспитайте в себе правильную реакцию на гнев, проведя анализ: «В чем причина, что личность, демонстрирующая агрессию, так себя ведет? Что случилось на самом деле? ».

Постарайтесь мыслить объективно в своих размышлениях. Поняв мотивы агрессии, вам будет проще справляться с сигналами и трактовать услышанное не в негативном ключе.

Вполне возможно, что подобное поведение, вызвано совершенно иной причиной, не имеющей отношение к вашей личности. Не осознав этого нюанса, мы часто трактуем услышанное на свой счет, что и порождает агрессию в ответ.

5. Правильный язык тела в подобных случаях



Какие действия предпринимать дальше?

Когда вы полностью сосредоточились на контроле, выстроили правильные защитные аффирмации и урегулировали язык тела, то следующие советы психолога, придутся очень кстати:



Пытайтесь во всем разобраться. Иногда - дать совет, иногда - просто выслушать и дать человеку возможность выговориться по делу. Несите свет и добро в массы! Только добром можно искоренить зло.

Друзья, на этой ноте я вынуждена поставить точку.

До встречи на блоге, пока-пока!

Общатьсясагрессивнонастроеннымчеловеком весьманепросто:сталкиваясьс направленной на нас агрессией, мы тут же переходим в «глухую оборону», и это вполне понятно - ведь насатакуют, пусть даже «всего лишь» словами! Инстинктвелит нам либо

сражаться, либоспасатьсябегством.

Иногдауходотконфликта - действительнолучшийвыбор:вэтомслучаевыпокрайней мере не успеете сказать ничего такого, о чем впоследствии будете сожалеть. Ну а уж если агрессивнонастроенныйчеловекнападаетнавассножом,тотутбегство,пожалуй, - единственный разумный выход из положения!

Никогданеследуетотвечатьгневомнагнев -этотольконакалитобстановку:гораздо лучшеприложитьвсеусилия,чтобысохранитьвтакойситуацииневозмутимостьи позитивный настрой.

Решающуюрольвэтомиграетправильнаявнутренняяустановка.Непозволяйтесебе думать: «Да как он только смеет так со мной разговаривать?» - эти мысли лишь сильнее распалят ваше негодование. Вместо этого прикажите себе сохранять спокойствие и уверьте себя, что справитесь с ситуацией.

Мойсобственныйметодреагированиянагневсостоитвтом,чтобыбеспристрастноего проанализировать и понять: «Почему этот человек так себя ведет? В чем причина?»

Постарайтесьсохранятьобъективность,чтобыпонять мотивыагрессииэтогочеловека,и даже посмотреть на ситуацию его глазами. Вполне возможно, что раздражение этого человека вызвано вовсе не вами, а некой ситуацией - тем или иным событием, которое вывело его из себя. Вам необходимо во всем этом разобраться, пока его гнев не обратился уже лично на вас.

Дайте себе положительную внутреннюю установку и используйте

правильный язык тела. Держитесьпрямо и максимальнооткрыто,говорясебе: «Ясовершенноспокоен,ядержуситуациюпод контролем и смогу разрешить эту проблему». Дышите глубоко. Поддерживайте контакт глазсчеловекомислегкаподавайтеськорпусомвегосторону (хотя,конечноже,это требуетопределеннойсмелости).Повозможностиследуеттакжеимитироватьегоязык тела, однако если он размахивает кулаками перед вашим носом, то вам вряд ли стоит ему подражать! Под «имитированием» в данном случае я подразумеваю подражание в разумныхпределах:так,например,есличеловекразговариваетстоя,вамтожеследует стоять, а если он сидит - тоже садитесь.

Итак, вы полностью контролируете свой внутренний голос и язык тела, теперь вам следует внимательно выслушать то, что вам говорят. В состоянии гнева редко кому удается ясноизлагатьсвои мысли. Рассерженному человеку нужно прежде всеговыпустить пар. Дайте

жеемуэтувозможностьинеперебивайте. Пустьонполностью выговорится. Он жевсе равно не услышит никаких ваших доводов до тех пор, пока сам не остынет. Приступайте к вопросамтолько тогда,когда онвыскажет все, чтоу него внутри накипело, однако перед этим резюмируйте всесказанное им, принявеготочкузрения. Это даст вам возможность выяснить, правильно ли вы поняли услышанное, и показать собеседнику, что его предельно внимательно выслушали. Ваш голос должен звучать уверенно, то есть быть ровным и сдержанным: не кричите и не бубните себе под нос.

Пример:

«Такзначит,мистер Смит,выговорите,чтонашторговыйпредставительобещал приехать к вам на встречу в четверг, а вы прождали весь день, и ничего?»

«Именно так. Из-за вас я угробил целый рабочий день».

Проявите участие, если оно уместно, и принесите извинения, если вы или ваша организация действительно допустили ошибку.

«От себя приношу вам искренние извинения, мистер Смит. Представляю, какие ужасные неудобствамывамдоставили.Давайтетеперьуточнимнекоторыедеталии постараемся все уладить. Какой был номер вашего заказа?»

Выизвинилисьивыразилисочувствиечеловеку (вобщем-то,безэтогонельзябыло обойтись),послечегозадалиоткрытыйвопросдлявыяснения фактов. Можнонадеяться, что к этому времени мистер Смит уже начал остывать.

Иногда можно попробовать разрядить обстановку, спросив рассерженного человека, каких действийонотвасожидаетдляразрешенияконфликта.Этобудетозначать,чтовы передаете инициативу и право принятия решения в его руки. Возможно, вы застанете его этим врасплох, и он от удивления прекратит свои нападки.

Семь стадий «укрощения» рассерженного

Длясмягченияостротыконфликтаиегоразрешениянеобходимопроделатьследующие шаги:

2)привести свой язык тела в соответствие с ситуацией;

3)тщательно выслушать (активное слушание!) все, что вам скажут;

4)резюмироватьсказанное оппонентом, чтобы убедиться, правильноливами понятасуть проблемы (это также покажет, что вы действительно слушали, что вам говорили);

5)принести извинения и выразить сочувствие (если последнее необходимо);

6)провести зондирование с помощью открытых вопросов;

7)сообщитьчеловеку,чтовысобираетесьпредпринятьдлярешениясуществующей проблемы.

И наконец, выполнить все обещанное!

Что делать, если другой человек явно неправ?

Еслиобидыипретензиичеловеканеобоснованны,тоестьеслиправыВЫ,анеон,вам следует уверенно заявить об этом. Отстаивайте свою позицию, в то же время продолжая проявлять интерес к мнению оппонента.

Например: «Я прекрасно понимаю, что вы принимаете все это так близко к сердцу, Мэри, но,увы,никакне могусвамисогласиться». Выпроявилинекотороеучастиекчувствам другого человека, но затем уравновесили эту уступку, высказав собственную точку зрения.

Если это не успокоило вашего оппонента, следует начать действовать более напористо. Например: «Я несчитаю,чтохотьразв жизнипроявилаквамкакое-либонеуважение, Мэри, но мне очень нужно знать, почему вы так думаете».

Еслиипослеэтогочеловекпродолжаетупорствоватьвсвоемгневе,сделайтеещеодин уверенный шаг вперед и опять подчеркните свою точку зрения. Например: «Я с этим не согласна».

Не позволяйте человеку укрепиться всвоем мнении, если оно ошибочно. Направьте его к правильному пониманию ситуации.

Есличеловек отказываетсяизменитьсвойнастройипродолжаеткричатьиругаться,вам следует поставить свое условие, например: «Мэри, если вы не перестанете разговаривать со мной на повышенных тонах, я попрошу вас уйти».

Есливсевашиусилиявсеженеувенчалисьуспехом,следуетпрекратитьдальнейшие попытки и сделать то, о чем вы предупреждали, или, отложив обсуждение проблемы или спор предложить разобраться в причинах этих столкновений.

Например: «Послушайте, последние три месяца мы только и делаем, что бранимся, и все без толку. Так что давайте пока прекратим этот спор и все-таки выясним причиныего происхождения» .

Отвлеките человекаот выяснения вопроса, кто прав, а кто виноват. Склоните его к анализу поведения и побудительных мотивов, чтобы понять истоки конфликта.

Возможно,вамудастсявзглянутьнаагрессивнонастроенногочеловекадругимиглазами, если вы попытаетесь понять мотивы его поведения. Или, может быть, чтобы выработатьправильнуютактикуобщениясним,вамследуетлучшеразобратьсявего характере.

Каковабынибылапричинараздражениячеловека,старайтесьвсегдасохранять спокойствие:сосчитайтедодесяти,преждечемответить,набирайтевоздухавлегкиеи попытайтесьпреждевсегопонять чужие чувства и их истоки, вместо того, чтобы концентрироваться на собственных переживаниях.

Все мы по-разному реагируем настресс-факторы и неодинаково воспринимаем одни ите жепроблемы:то,чтовыводитизравновесияодногочеловека,вполненормальнодля другого. Ничего удивительного в этом нет - достаточно вспомнить различия в характерах.Поэтому,вместотого,чтобыговоритьчеловеку: «Яне понимаю, почему ты так расстроен, сердит, обижен из-за таких пустяков», постарайтесь понять и принять тот факт, что все мы разные. То, что длявас -НИЧТО,длядругого человека - НЕЧТО.

Статья подготовлена по материалам книги Полины Роусон «Техника общения»

Если агрессивное поведение у всех детей проявляется примерно одинаково, то причины агрессивности могут существенно различаться. Условно принято разделять причины агрессивности на биологические (те, которые обусловлены наследственными факторами) и социальные (связанные со стилем воспитания и общения в семье, в детском саду и школе и пр.).

Биологические предпосылки агрессивности

Возможно ли объяснить агрессивность ребенка только генетически запрограммированными качествами? За рубежом существуют различные научные теории, в которых основной и единственной причиной агрессии называются врожденные качества человека. В одной теории ученые утверждают, что во всем виноваты гены. Человек будто бы ведет себя агрессивно с теми людьми, с кем он не состоит в родстве, и, напротив, содействует тем, с кем имеет схожие гены. Другая известная теория — теория влечений — принадлежит 3. Фрейду. В ней он пишет о врожденных предпосылках агрессии. Согласно теории влечений, у человека существует два противоположных инстинкта: «инстинкт жизни» (созидательный, связанный с любовью и заботой, он обеспечивается либидо) и «инстинкт смерти» (разрушительный, деструктивный, выражающийся в злобе и ненависти, в страсти к уничтожению). От того, какой инстинкт преобладает в человеке, зависит его поведение. Причем психоаналитики считали, что агрессией сложно управлять, ее невозможно преодолеть, а можно лишь временно сдерживать и сублимировать (переводить в творческую деятельность, например). Известный австрийский этолог К. Лоренц (этология — наука о поведении животных и человека), считает, что агрессия является основой доминирования и определяет иерархию отношений, выстраивающуюся в борьбе за власть. Это природный инстинкт, который служит сохранению жизни и вида.

В отечественной психологии известна теория Б. Теплова о типах темперамента. От типа темперамента (холерический, сангвинический, меланхолический или флегматический) напрямую зависит, какие свойства характера будут у ребенка. И, несмотря на то, что «чистых» типов темперамента не встречается, всегда есть ведущий, основной тип, определяющий характер эмоционального реагирования и поведения.

Дети-флегматики менее всего склонны к проявлению агрессии. Они эмоционально уравновешенны, спокойны, практически ничто и никто не может их вывести из себя. Такие дети медлительны, долго все обдумывают, и только потом начинают действовать, ведут себя рассудительно. Единственное, что вызывает у них стрессовое состояние, это дефицит времени, а также изменения в привычной для них обстановке.

Флегматики очень ригидны (консервативны, предпочитают одни и те же способы мышления и поведения). В крайне редких случаях флегматика можно довести до бешенства. Если регулярно требовать от него невозможного («Одевайся быстрее!», «Ешь скорее, мы опаздываем!», «Ну что ты такой капуша!»), то даже мирный флегматик может «вскипеть».

Дети-меланхолики также считаются неагрессивными. Они очень эмоционально чувствительны, любая мелочь может расстроить их или напугать. Такие дети плохо переносят любые новшества, резкую смену обстановки, шумные игры и соревнования с другими детьми. Все это вызывает у них острое стрессовое состояние. В стрессе меланхолик замыкается, уходит в себя и практически становится не способен к какой-либо продуктивной деятельности. Склонный во всем винить себя, именно меланхолик подвержен приступам аутоагрессии (агрессия, направленная на самого себя). Типичный монолог первоклассницы-меланхолика: «Я одна во всем виновата, все записали домашнее задание, а я забыла, пусть мне поставят двойку! Или выгонят навсегда из класса! Ведь я хуже всех!» Заканчивается все бурными слезами. Попытки суицида в подростковом возрасте свойственны именно меланхоликам.

Дети-сангвиники жизнерадостны, оптимистичны, легко заводят новые знакомства, общительны, являются инициаторами различных игр. Сангвиники любят смену деятельности, быстро увлекаются и так же быстро могут бросить надоевшее занятие. В стрессовой ситуации ведут себя активно, смело защищая свои или чужие интересы. Эмоционально сангвиники уравновешенны, а потому редко открыто проявляют агрессию, стараясь решить все мирным путем с помощью компромисса. Только когда спокойно разрешить трудную ситуацию не удается, сангвиник может проявить агрессию.

Дети-холерики являются самыми активными, эмоционально неуравновешенными, а потому, естественно, более других склонны к агрессии. По природе своей они раздражительны, вспыльчивы, нетерпеливы, подвержены частым сменам настроения, им трудно долго заниматься одним делом, они быстро утомляются. Плохо переносят ситуацию ожидания.

Холерики быстро ориентируются в новой обстановке, мгновенно принимают решения. Однако, как правило, они вначале действуют, а потом думают. Отсюда возникает немало конфликтных ситуаций, которые холерики пытаются разрешить с помощью крика или драки. Агрессивное поведение у холериков обусловлено их высокой эмоциональной неустойчивостью.

Девочка, которая мечтала профессионально заниматься балетом, перед поступлением в Вагановское училище получила серьезную травму колена. Приговор врачей стал для девочки потрясением: ей никогда нельзя больше заниматься любимым делом.

Придя домой, она в ярости разорвала все свои балетные костюмы, выбросила пуанты, все вещи раскидала по комнате и наотрез отказалась ходить в школу.

В состоянии аффекта подростки-холерики могут совершить самоубийство или правонарушение.

Социальные предпосылки агрессивности

Агрессивное поведение родителей . Мы редко отдаем себе отчет в том, что стараемся воспитывать своих детей так, как нас самих воспитывали в детстве. Поэтому, если отца (или мать) ребенка в детстве били, то, естественно, что он будет считать физическое наказание необходимым.

Один мужчина рассказывал со смехом, что в школе учительница била их линейкой по рукам. Не выучил урок — за волосы и головой об доску! Он до сих пор уверен, что это правильно, и поддерживает стремление некоторых стран вернуться к физическим наказаниям в школах. Своего сына он нередко поколачивает. Мальчик озлобился не только на отца, но и на весь мир.

Рассмотрим другую ситуацию, когда у родителей накопилось много нерешенных проблем, жизнь не сложилась, как хотелось, и они выплескивают все раздражение и негативизм на ребенка. Ребенку тогда достается ежедневно, любая мелочь выводит такого родителя из себя.

Одна мама после рождения второго ребенка была вынуждена оставить любимую высокооплачиваемую работу и сидеть с двумя маленькими детьми дома. Старший ребенок был очень подвижен, любознателен, ни минуты не сидел на месте. Однажды он, выйдя погулять в новом дорогом костюмчике, поскользнулся и упал в лужу, ударившись больно коленкой. Одежда была вся в грязи. Мама тут же выругалась, накричала на сына, а когда он заплакал, стукнула его сильно по лицу, разбив губу. Эта женщина имеет высшее образование и любящего мужа. Я знала этого мальчика с рождения и видела, что чем старше он становится, тем больше в его поведении проявляется агрессивность, как к людям, так и к животным.

Родители, которые унижают своих детей, публично оскорбляя их, формируют у ребенка низкую самооценку, неуверенность в себе и своих силах. Помните: впоследствии своей агрессивностью ребенок будет компенсировать это.

Грубые слова, резкий тон, раздражительность и рукоприкладство в отношении своего ребенка озлобляют его. Ребенок усваивает такую модель поведения родителей как единственно возможную и правильную.

Авторитарный стиль воспитания . Некоторые родители считают, что ребенок — беспомощное существо, и поэтому его надо все время контролировать и направлять. Ребенка загоняют в рамки жестких правил и норм, не допуская ни одного самостоятельного шага. Все это делается во благо ребенка, как думают родители. В действительности ребенка лишают возможности быть самим собой, проявлять инициативу. Часть детей реагирует на подобный диктат пассивно, такие дети обычно пугливые, робкие, неуверенные в себе, выбирающие в качестве друзей (потом — партнера по браку) сильных личностей. Другая часть детей реагирует активно, накапливая неудовольствие и гнев, выплескивает его в виде вспышек агрессии и протестного поведения. Именно такие дети могут совершать впоследствии правонарушения, убегают из дома назло родителям, которые их притесняли и подавляли.

Конфликты в семье. В каждой семье, даже самой счастливой и гармоничной, иногда возникают конфликтные ситуации. В таких случаях очень большое значение имеет то, как они разрешаются и какую роль при этом играет малыш. К сожалению, нередко причиной семейных ссор так или иначе является ребенок (взрослые придерживаются разных взглядов на воспитание, или малыш служит орудием достижения одним из родителей своих целей). В семье, где конфликты между родителями происходят регулярно, дети не чувствуют себя в безопасности и постоянно находятся в напряжении. Они становятся нервными, боязливыми или агрессивными, раздражительными. Самым сильным потрясением для психики ребенка является развод родителей. Рушится привычный для него мир, он теряет чувство защищенности и доверия к близким людям.

Родители Сережи развелись чуть больше месяца назад. Раньше это был спокойный, рассудительный ребенок, который активно общался с ребятами в детском саду. После развода воспитатели стали постоянно жаловаться на внезапные вспышки агрессии по отношению к другим детям. Мальчик нередко проявляет раздражительность и упрямство, отказывается от участия в играх.

Развод . Это очень сильный стресс для ребенка. Родители должны помочь ребенку адаптироваться к произошедшим переменам, на деле доказав малышу, что, несмотря на сложившуюся ситуацию в их семье, он остается любимым и значимым в жизни каждого из них. Печально, что большинство родителей не в состоянии справиться со своими эмоциональными переживаниями. Находясь в нервном напряжении, они решают только свои проблемы и не могут уделять внимание сыну или дочери. Продолжая выяснять отношения в присутствии малыша и обвиняя друг друга в сложившейся ситуации, родители нередко пытаются привлечь ребенка на свою сторону, а тот, пытаясь обратить внимание на себя, зачастую ведет себя вызывающе, агрессивно. Бывает, что родители выплескивают на малыша свое раздражение, указывая на те негативные черты характера или внешности, которыми обладает виновник разрыва отношений: «Ты такой же неряшливый, как отец!», «Ты такая же глупая, как мать!» и т. д. При этом дети в большинстве случаев склонны винить в происходящем себя. «Родители разошлись потому, что я плохо себя вел», — делает предположение малыш. В этом случае у ребенка могут наблюдаться вспышки аутоагрессии. Родители должны объяснить малышу главное: несмотря на то, что папа и мама будут жить отдельно, они любят его, и будут общаться с ним так же, как и раньше. Стоит иметь в виду, что реакции девочек и мальчиков на развод родителей иногда различаются: девочкам больше свойственны внутренние переживания, страхи, раздражительность и повышенная тревожность, мальчики становятся агрессивными и конфликтными.

Нежеланный ребенок . К сожалению, если родители (особенно мать) были внутренне против рождения ребенка, то в будущем у ребенка всегда будут эмоциональные проблемы. Чувствуя себя нежеланным, ребенок всеми силами будет пытаться доказать, что он хороший, что он многое умеет. Обычно такие дети, чувствуя, что попытки завоевать родительскую любовь тщетны, становятся нервными, озлобленными и легко совершают агрессивные действия.

Недостаток внимания со стороны родителей . Современные, вечно занятые родители, которые уделяют слишком мало внимания активному неугомонному малышу, также рискуют достаточно рано столкнуться с проблемой детской агрессивности. Не желая оставаться незамеченным и брошенным, ребенок всеми доступными способами привлекает недостающее ему внимание.

Загруженные работой и своими проблемами родители обычно реагируют на ребенка только тогда, когда он «что-то натворил». Ребенок рассуждает так: «Лучше пусть они меня отругают, чем вообще не обратят внимания», и ведет себя агрессивно, протестуя против безразличия родителей.

Кстати, агрессивность у детей может проявляться и в обратной ситуации, т. е. при избытке внимания. Если родители внушают ребенку, что он — «центр вселенной», предугадывают любое его желание, ублажают и балуют сверх всякой меры, то ребенок, в один прекрасный момент лишенный этого, выдает вспышку агрессии. Тяжелее всего таким детям приходится в детском коллективе. Не получая желаемого, дети могут упасть на пол и начать истошно орать, размахивая руками и ногами. Эта ситуация прекрасно описана у А. Куприна в рассказе «Белый пудель»: «На террасу из внутренних комнат выскочил как бомба, издавая пронзительные крики, мальчик лет восьми или десяти <...> ни на секунду не прекращая своего визга, с разбегу повалился животом на каменный пол, быстро перекатился на спину и с сильным ожесточением принялся дрыгать руками и ногами во все стороны <...> Несмотря на свое крайнее волнение, он все-таки норовил попадать каблуками в животы и в ноги возившихся вокруг него людей...».

Ограничения и запреты . Если дома или в детском саду ребенка постоянно ограничивают в движении или в самовыражении, то к концу дня вполне закономерным будет неуправляемое агрессивное поведение. Если ребенку запрещают бегать, прыгать и шуметь дома, он будет это делать в детском саду, и наоборот. Вот почему он в одном месте будет «ангелом», а в другом «наказаньем божьим» для взрослых. Энергия должна находить выход. Противоестественно и крайне вредно для здоровья ребенка блокировать ее. «Сиди тихо, не мешай, почитай, порисуй, угомонись, наконец!» Всех этих окриков активный, подвижный ребенок просто не слышит. Если вы не дали ребенку возможность сбросить напряжение естественным способом, он будет нервным, раздражительным и агрессивным.

Мы так подробно рассмотрели причины агрессивности ребенка, связанные с семьей, только потому, что в раннем и дошкольном детстве именно семья определяет, каким будет характер и поведение ребенка. При этом нельзя отрицать, что детская агрессивность зависит также от других причин. На формирование агрессивности оказывает влияние поведение сверстников и педагогов в детском саду (школе), средства массовой информациисовременном обществе воздействие СМИ на психику ребенка очень велико), компьютерная зависимость, шумовой фон (доказано, что у людей, живущих вблизи оживленных автомобильных дорог, аэропортов и пр., уровень агрессивности значительно выше, чем у жителей тихих районов), утомление (особенно хроническое), отсутствие своего личного пространства (например, когда в маленькой квартире проживают сразу несколько поколений, и у ребенка нет возможности уединиться) и мн. др.

Компьютерные игры . Хотелось бы уделить особое внимание наиболее актуальной на сегодня проблеме — «Ребенок и компьютер». Эта тема не сходит со страниц газет и журналов, об этом говорят на радио и по телевидению. Никто уже не сомневается, что компьютер — не только полезная развивающая вещь, но и система, которая при неправильном использовании наносит непоправимый вред здоровью. Компьютерная зависимость уже давно включена в МКБ-10 (Международная классификация болезней) как одна из болезней.

Сын моих знакомых с 7—8 лет начал подолгу сидеть за компьютером, со временем начал хорошо в нем разбираться. Когда-то он много читал, общался с друзьями, но постепенно компьютер вытеснил всех и все. Теперь, когда ему 13 лет, он готов проводить за компьютером 24 часа в сутки. Естественно, родители пытаются регламентировать этот процесс. Однако если родители запрещают сидеть за компьютером более часа, у подростка наблюдаются вспышки ярости и гнева, он может начать крушить все в квартире и делает все наперекор.

Эта проблема, с которой сталкивается, как минимум, каждый второй родитель. Но ростки этой проблемы начинают созревать уже в дошкольном возрасте. Родители часто спрашивают, надо ли покупать пяти-шестилетнему ребенку компьютер, сколько времени в день можно проводить за ним ребенку-дошкольнику и что можно делать малышу за компьютером? Это не праздные вопросы. К сожалению, ответы на них немногое могут изменить в современной, насыщенной различной электронной техникой жизни. Уставшему после работы родителю удобно (кто же будет с этим спорить!), когда их чадо смотрит мультфильмы на компьютере 1—3 часа и более. Это дает родителям свободу и покой после напряженного рабочего дня. Любопытно, что такой «счастливой» возможностью занять ребенка пользуются даже родители полуторагодовалых детей!

Считается, что покупать дошкольнику компьютер еще рано: у него высока потребность в движении, в общении со сверстниками, не лишайте его этих ценностей. Дошкольнику можно проводить за компьютером не более 30 минут в день. И чем младше ребенок, тем меньше времени он должен сидеть перед экраном.

Не могу понять, почему авторы стремятся наделить отрицательного персонажа клыками, острыми зубами, рогами и прочими атрибутами агрессии? Почему внешнее превалирует над внутренним? Например, в старом советском мультике «Серая Шейка» есть отрицательный герой — Лиса. В этом образе иные акценты: дети боятся ее не за угрожающую внешность, а за хитрость и коварство, интонации голоса и недобрые намерения. «Маша и Медведь» — остроумный, забавный современный мультик, который интересно смотреть как взрослым, так и детям. В нем, кстати, прекрасно отражена психология ребенка.

Не пренебрегайте классикой. Посмотрите вместе с ребенком добрые, красивые, светлые мультики, которые учат добру: «Цапля и журавль» Ю. Норштейна, «Снежная королева», «Золушка», «Дюймовочка», «38 попугаев», «Ушастик и его друзья», «Крокодил Гена и Чебурашка», «Приключения домовенка Кузи», «Трям! Здравствуйте!», «Бременские музыканты» и мн. др.

Родители и сами устали от агрессивного, бессмысленного телевидения для детей. С появлением Интернета у них появилась замечательная возможность выбирать, что будут смотреть и слушать их дети.

Не гонитесь за модой, не бойтесь отстать от времени, ведь главное, что должен видеть с экранов компьютеров и телевизоров ваш ребенок — это доброта и красота.

Зарубежные ученые подсчитали, что в среднем на телеэкранах каждые 4 минуты возникает физическая или словесная агрессия. Также российскими учеными было установлено, что дети, смотрящие телевизор свыше 3 часов в день, более агрессивны и более уязвимы для агрессии со стороны других, чем те, кто проводит у телевизора менее 2 часов. Вам решать и выбирать, как лучше ребенку проводить свое свободное время, но забывать о связи агрессивности вашего ребенка с содержанием продукции СМИ не стоит.

Возрастные кризисы

Всплески агрессивности тесно связаны с возрастными кризисами, которые проходит ребенок. Если у взрослого возрастные кризисы случаются каждые 8—10 лет, то ребенок переживает их чаще. Пик агрессивного поведения можно наблюдать в 3—4 года и в 6—7 лет. Это естественные и проходящие моменты. Как протекают кризисы и как на них реагировать?

Кризис 3 лет

У меня на приеме мама трехлетней Лизы. Она в растерянности, муж в негодовании: ребенка как будто подменили. «Чуть что не по ней, — говорит мама, — сразу бросается на пол и кричит, на все говорит „не хочу “ и „не буду“».

Мама не знает, что это нормально. Капризы и вспышки агрессии в 3 года — это показатель того, что ребенок растет, развивается и делает попытки самоутвердиться. И наказывать за это его не надо, ему надо помочь.

Особенно часто агрессия трехлетнего ребенка проявляется по поводу неудовлетворенности непосредственных желаний. Чем больше встречается трудностей при их выполнении, тем сильнее эмоциональная вспышка ребенка, особенно если он хотел выполнить что-либо самостоятельно. В этот момент малышу особо нужна эмоциональная поддержка взрослого. Ребенку необходимо дать выразить свои отрицательные эмоции: это важная часть его развития и взросления. Не следует пытаться сразу же гасить отрицательные переживания и тем более эмоционально реагировать на аффективные вспышки малыша, случившиеся не к месту и не вовремя.

Кризис 3 лет имеет весьма условные возрастные ограничения. Он может начаться в 2—2,5 года и протекать бурно и стремительно, а может остаться незамеченным родителями и в 3 года. Форма, длительность и острота проявления будет зависеть от индивидуальных особенностей малыша, стиля воспитания, состава семьи и пр. Хорошо известно, что чем жестче ведут себя родители, тем острее протекают кризисные явления. Неблагоприятно на прохождении кризиса сказывается и начало посещения детского сада. Считается, что ребенка лучше отдавать в дошкольное учреждение до 2 лет, или же около 4 лет.

Кризис 3 лет начинается с ростом самостоятельности ребенка («я уже многое могу сам»), когда он старается утвердить свое «я» и установить новые отношения со взрослым. Как правило, взрослые не успевают быстро перестроиться и продолжают общаться с ребенком как с беспомощным маленьким существом, ограничивая его самостоятельные попытки достичь какой-либо цели. Вот в это время и проявляются все кризисные явления, свойственные данному возрасту. Надо помнить, что чем доверительнее и спокойнее отношения ребенка с мамой, тем мягче будет проходить этот кризис. Крики, раздражительность, авторитарность родителей будут усугублять агрессивность в поведении ребенка. Не забывайте хвалить ребенка пусть за маленькие, но самостоятельные попытки достичь результата в каком-либо деле — это залог высокой самооценки ребенка в будущем. У ребенка обязательно должно быть ощущение и переживание успеха, тогда кризис пройдет незаметно и поведение ребенка выровняется.

При неблагоприятном течении кризиса, связанном, например, с неправильным поведением родителей, у ребенка могут закрепиться нежелательные черты характера и агрессивность, что приведет к осложнению отношений с ребенком.

Кризис 7 лет — это сложный период в жизни ребенка, когда меняются все его стереотипы, все его представления о мире, сформировавшиеся ранее. Ребенок, который прежде вел себя наивно и непосредственно, начинает осмысливать свои поступки, предварительно их обдумывать, привычная импульсивность сменяется внутренним сосредоточением и стремлением к еще большей самостоятельности. Игровая деятельность в детском саду сменяется на учебную в школе, появляется больше жестких рамок и правил, регламентирующих всю деятельность ребенка. Все эти преобразования не могут не повлиять на поведение ребенка. Поэтому нередко он может проявлять агрессивность в ответ на непонимание со стороны взрослых, неудачу в какой-либо деятельности и пр.

Что делать?

Постарайтесь больше поддерживать и хвалить ребенка за реальные успехи и достижения, подчеркивая, что он многое может сделать сам.

Исключите приказной тон, будьте доброжелательны.

Необходимо совместно обсуждать причины и последствия тех или иных поступков, ошибки и пути их исправления.

Проявляйте искренний интерес к внутренним переживаниям и сомнениям ребенка, не высмеивайте его страхи.

Больше времени занимайтесь вместе творчеством, чтением и пр.

Не акцентируйте внимания на негативных проявлениях — и ребенку станет неинтересно их демонстрировать.

Самое главное — старайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него, когда не вместе.

По материалам книги Е. И. Шапиро

«Собака бывает кусачей только от жизни собачьей», - пели герои известного мультфильма. Так и есть - человек не рождается ни агрессивным, ни злобным. Таковым его делает среда обитания, таковым, не справляясь с непростой этой жизнью, он часто делает себя сам.

Попробуем разобраться подробнее. Вот одно из определений агрессии: «Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам сосуществования людей, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт». Иными словами, агрессия разрушает самого носителя и мир вокруг него. Почему же, несмотря на печальные последствия, ее сегодня так много вокруг нас?

Что заставляет нас быть агрессивными?

Общество, в котором мы живем, напоминает автобус, забитый пассажирами и несущийся по бесконечной дороге к неведомой цели. То есть цель у каждого, находящегося внутри, конечно, своя, но двигаться к ней попутчики вынуждены по одной дороге и в одном транспортном средстве. И едут они, занимая места различной комфортности: кто-то развалился на мягкой кровати второго этажа этого гипотетического автобуса, кто-то откинулся в удобном кресле, кто-то сидит на жестких, но прочных стульях, а кто-то стоит, держась за поручни, и уже очень устал. Есть и такие, которые вповалку лежат на холодном полу в проходе. А автобус все набирает скорость. При этом дорога, по которой он движется, разная по качеству и рельефу - ухабы, крутые повороты, подъемы и спуски. Что не добавляет пассажирам спокойствия и удобства.

Если оставить аллегорию, то в большой степени модели поведения диктует нам сама жизнь. Ее ритм так стремителен, что времени на то, чтобы остановиться и задуматься, людям не хватает. Конкуренция за места хотя бы на прочных стульях, не говоря уже об удобных креслах в том автобусе, очень высока, а претендентов вокруг гораздо больше, чем комфортных «мест под солнцем». И тогда многие начинают решительно и жестко орудовать локтями, вымещая на попутчиках-соседях накопившиеся усталость, ревность, страх, жадность и зависть, заодно пробуя отнять то, что досталось другому случайно, как они думают, а не по справедливости.

Причины следует искать в детстве. Суровые родители, недостаток любви и положительных эмоций, особенно в возрасте до пяти лет, авторитарность в семье и в малых группах типа детского сада и дворового окружения ребенка не оставляют ему выбора - самоутвердиться он может только с помощью агрессивных действий. Также устойчивая агрессивность является следствием неблагоприятных условий личностного формирования и идентификации себя как члена общества. Чем ниже уровень развития человека, тем больше агрессии он проявляет по отношению к тем, кого идентифицирует как «незаслуженно оказавшихся стоящими выше» - вот наглядный пример зависти.

Агрессивные люди приспосабливаются к окружающему миру, пытаясь навязать остальным свое доминирование и принуждая встречных уступать им дорогу - так проявляются неуверенность в себе и страх быть оттесненным от любых благ, духовных или материальных.

Адреналин - стимулятор и разрушитель

Специалисты - психологи и неврологи - утверждают, что постоянное чувство тревоги и страха провоцируют развитие сердечно-сосудистых заболеваний с высоким риском ранних инфарктов и инсультов. А завидующий окружающим человек имеет шанс в два с половиной раза быстрее заполучить инфаркт, чем тот, кто реагирует на успехи других спокойно или с радостью. Ревность значительно увеличивает в теле человека дисбаланс гормонов, а неуверенность в себе и самоунижение, которые тоже являются одними из основных причин агрессивного поведения - вероятность возникновения онкологических заболеваний. Жадный и властный человек чаще остальных имеет серьезные проблемы с пищеварительным трактом - вплоть до булимии или анорексии, несущих серьезную угрозу здоровью.

Любой агрессивно настроенный человек постоянно пребывает в стрессе. Он напряжен, практически во всех видит врагов и готов нападать и защищаться даже там, где это совершенно не требуется, и поэтому уровень гормонов стресса - адреналина, кортизона, норадреналина, тироксина держится на неизменно высоком уровне и незаметно разрушает организм «агрессора».

Адреналин - мощный гормон, под его влиянием напрягаются мышцы, готовясь «драться или бежать». Он повышает кровяное давление и увеличивает частоту сердечных сокращений, приостанавливает пищеварение, так как кровь отливает от желудка и кишечника и притекает к мышцам. Если стресс недолгий, то выброс адреналина полезен, но при постоянном стрессе избыточные гормоны поступают в организм непрерывно - ведь носитель агрессивности годами живет в озлоблении на весь мир. Ощущение собственного ничтожества, страх и гнев - вот чувства, которые каждый день сопровождают несчастного. Высокий уровень адреналина, не снижающийся в течение длительного времени, приводит к тому, что повышенное кровяное давление и учащенный пульс становятся обычным явлением. А для организма это крайне вредно: в крови увеличивается содержание сахара, повышается свертываемость крови, что ведет к тромбозу, увеличивается нагрузка на щитовидную железу, вырабатывается больше холестерина. Длительное воздействие всех этих факторов буквально убивает.

Скажи мне, что ты ешь...

Не так давно американские ученые выяснили, что кроме психологических и моральных факторов, агрессивность в человеке могут повышать и некоторые продукты питания. Например, трансжиры (суррогатные масла), содержащиеся в , маргарине, картофеле фри, чипсах, кетчупе, попкорне, тортах, пирожных, вафлях, пончиках, крекерах, в обжаренных в сухарях полуфабрикатах, в мороженом, в концентрированных бульонах, в сухих супах.

Исследовав 1 300 добровольцев, половину из которых пичкали «вредными» продуктами, ученые установили: трансжиры действительно могут вызывать изменения в поведении, делают людей излишне раздражительными. Участники эксперимента, употреблявшие трансжиры, испытывали разные по накалу эмоции - начиная от обычного нетерпения и заканчивая настоящей немотивированной агрессией.

Многие также считают, что люди, употребляющие в пищу мясо, более агрессивны, чем те, кто ест только растительную пищу. Споры вокруг мясоедения и вегетарианства не утихают годы, но глупо думать, что, если мы не будем использовать мясо в пищу, то станем менее агрессивны и более нравственны. Наша агрессивность имеет гораздо более глубокие корни, чем может показаться на первый взгляд. Будучи агрессивным и приняв вегетарианство, человек, лишенный привычной и сытной еды, скорее всего, станет еще более агрессивным, чем ранее.

Как вести себя с агрессивно настроенным человеком?

  • Прежде всего, важна правильная внутренняя установка. Не позволяйте себе думать: «Да как он только смеет так со мной разговаривать?» - эти мысли не позволят вам услышать собеседника. Вместо этого прикажите себе сохранять спокойствие и уверьте себя, что справитесь с ситуацией.
  • Используйте правильный язык тела. Держитесь прямо и максимально открыто, говоря себе: «Я абсолютно спокойна, я держу ситуацию под контролем и смогу разрешить эту проблему». Дышите глубоко. Поддерживайте контакт глаз и незаметно подавайтесь корпусом в сторону оппонента. По возможности следует также имитировать язык его тела, но если он размахивает кулаками перед вашим лицом, то вам вряд ли стоит ему подражать. Просто, если человек разговаривает стоя, вам тоже следует стоять, а если он сидит - садитесь и вы.
  • Теперь нужно внимательно выслушать то, что вам говорят. В состоянии гнева редко кому удается ясно излагать свои мысли. Рассерженному человеку нужно прежде всего выпустить пар. Дайте же ему эту возможность и не перебивайте. Пусть он полностью выговорится. Он же все равно не услышит никаких ваших доводов до тех пор, пока сам не остынет. Приступайте к вопросам только тогда, когда он выскажет все, что у него накипело. Ваш голос должен звучать уверенно, то есть быть ровным и сдержанным: не кричите и не лепечите.
  • Не уступайте ему ни на миллиметр: он ведь точно знает, какое воздействие оказывает на людей его поведение и привык одерживать победу, сея страх. Оставайтесь спокойной - и атака будет сорвана. Не нужно возмущаться и тем более оправдываться. Постарайтесь перевести разговор в более конкретный план, приземленный и логический.
  • Предоставьте вашему агрессивному собеседнику время успокоиться и вынудите его оправдать свое поведение.
  • Ищите пути разрядки. Агрессивному человеку приятно находиться в оппозиции. Отказавшись от конфронтации и согласившись с его позицией, вы приведете его в растерянность.
  • Не позволяйте человеку укрепиться в своем мнении, если оно ошибочно. Направьте его к правильному пониманию ситуации настойчиво, спокойно и мягко.
  • Если он все-таки отказывается изменить свое поведение и продолжает кричать и скандалить, вам следует поставить свое условие, например: «Если вы не перестанете разговаривать со мной на повышенных тонах, я попрошу вас уйти».

В общем, люди по-разному реагируют на стрессовые факторы и воспринимают одни и те же проблемы: того, что выводит из равновесия одного человека, другой даже не заметит. Ничего удивительного в этом нет - мы разные. И вместо того чтобы говорить человеку: «Я не понимаю, почему это тебя так взбесило и расстроило, это же сущий пустяк!», постарайтесь понять и принять тот факт, что каждый из нас уникален. И тогда вы легко справитесь с агрессией любого, едущего по жизни в том же автобусе, что и вы.

Люди в большинстве своём недолюблены. Ни в детстве, ни во взрослой жизни многие из нас не получили той любви, которая формирует фундамент гармоничных отношений с собой и с миром. Есть две энергии. Энергия любви и энергия страха . Всё другое — это разновидности, составляющие эти энергии. И когда отсутствует любовь , включается страх . И именно страх провоцирует агрессию, претензии, паранойю. Бессознательный механизм включается следующий — напряжение внешнего мира запускает страх , страх включает внутреннюю защиту в виде агрессии, неудовлетворённость от жизни приводит к зависимостям (алкоголь, например), это в свою очередь усугубляет внутренние противоречия и усиливает патологическое восприятие себя и мира. И человек тем самым совершает неконтролируемые, неадекватные поступки. Психика как бы взрывается от накопившегося напряжения. В это "холодное" время в дефиците становятся естественные, натуральные отношения , эмоции.

Полюби себя, начни себя ценить и уважать. А дальше возникает потребность делиться этим с другими.

Любовь , она удивительно устроена. Чем больше отдаёшь, тем больше остаётся. И тогда жизнь начинает выстраиваться по другим законам. Не из дефицита всего и потребностей этого, а из изобилия. И тогда изобилие приходит в твою жизнь.

Хочу привести пример удивительного человека: старец, иеромонах, Отец Севостьян, из Енисейского монастыря его отправили служить в глубинку, тайгу, где есть небольшой храм, церквушка. Добраться туда можно только зимой по зимнику, который проложили для лесовозов. А летом на вертолёте. Это удивительный человек. Воплощение Божественной любви. Он говорит очень простыми словами, но он так это говорит, что каждое слово попадает в сердце. В этом Храме всё бесплатно, свечи, записочки, о которых Отец Севостьян молится. И там есть всё: колокольня, обустроенный Храм, редкие иконы. Лампады там никогда не гаснут, горят день и ночь. Так Отец Севостьян сохраняет благодатный огонь из Иерусалима.

Когда я услышала колокольный перезвон в этой глубинке, в тайге, в лесу, мне казалось, что ангелы сошли с небес, настолько это было красиво. Когда Отец Севостьян провожает Вас в обратный путь, он в дорогу даёт фрукты: яблоки, виноград, ананас, пироги, заботливо спрашивает: "Всё ли у Вас есть?" И у него нет отдела продаж, менеджмента и других управляющих структур. Но у него есть удивительная сила любви, которая способна сотворять. Многочисленные посылки из разных городов идут потоком в этот населённый пункт, где даже электричество включают по часам. И живёт этот удивительный человек из состояния любви и изобилия, а не из эгоизма и страх а. И для каждого он найдёт именно те слова, которые ему необходимы в данный момент, которые помогут ему решить свои задачи и стать лучше. И в заключении своего эмоционального текста, я бы хотела привести слова Отца Севостьяна — "Нет ни одной причины, чтобы Вы могли расстроиться, а уж тем более отчаиваться".



Похожие статьи
 
Категории