III. Стадия рефлексии

02.02.2019

En War and Peace) - кинофильм режиссёра Кинга Видора, вышедший на экраны в 1956 году. Экранизация знаменитого романа Льва Толстого. " /> мелодрама
военный">

Русское название Война и мир
Оригинальное название War and Peace
Жанр драма
мелодрама
военный
Режиссёр Кинг Видор
Продюсер Дино Де Лаурентис
Сценарист Бриджет Боланд, Роберт Уэстерби, Кинг Видор, Марио Камерини, Эннио Де Кончини, Иво Перилли, Джан Гаспар Наполитано, Марио Солдати
Актёры Генри Фонда
Одри Хепбёрн
Мел Феррер
Композитор Нино Рота
Оператор Джек Кардифф
Время 208 мин.
Страна США - Италия
Компания Paramount Pictures, Ponti-De Laurentiis Cinematografica
Бюджет 6 млн $
Год 1956
imdb_id 0049934

«Война и мир» (en War and Peace) - кинофильм режиссёра Кинга Видора, вышедший на экраны в 1956 году. Экранизация знаменитого романа Льва Толстого.

Сюжет

В начале XIX века Наполеон управлял большей частью Европы. Армия России, одной из немногих европейских стран, не завоёванных великим полководцем, готовится сразиться с ним в Австрии. Среди русских офицеров Николай Ростов и князь Андрей Болконский.

Пьер Безухов, друг князя Андрея, не интересуется борьбой. Его привлекает сестра Николая Ростова, Наташа, но он женится на меркантильной княжне Элен. Брак быстро заканчивается, когда Пьер понимает истинную сущность своей жены.

Болконский попадает в плен к французам, позднее он отпущен. Его жена умирает при родах.

Князь Андрей влюбляется в Наташу Ростову, но его отец требует отложить заключение брачного союза на год. В то время как Болконский с армией находится в Польше, Наташа увлекается Анатолем Курагиным, негодяем и распутником. Пьер Безухов открывает Наташе прошлое Анатоля, прежде чем она сбежит с ним.

Армия Наполеона вторгается в Россию. Пьер навещает князя Андрея перед битвой и наблюдает за сражением. Потрясённый бойней, он клянётся лично убить Наполеона.

В ролях

  • Одри Хепберн - Наташа Ростова
  • Генри Фонда - Пьер Безухов
  • Мел Феррер - Андрей Болконский
  • Витторио Гассман - Анатоль Курагин
  • Герберт Лом - Наполеон Бонапарт
  • Оскар Хомолка - Кутузов
  • Анита Экберг - Элен Курагина
  • Хельмут Дантин - Долохов
  • Бэрри Джонс - Граф Ростов
  • Лиа Зайдль - Графиня Ростова
  • - Николай Ростов
  • Шон Баррет - Петя Ростов
  • Мэй Брит - Соня
  • Туллио Карминати - Князь Курагин
  • Уилфрид Лоусон - Князь Болконский
  • Анна-Мария Ферреро - Мари Болконская
  • Милли Витале - Лиза Болконская
  • Патрик Крин - Денисов
  • Джон Миллс - Платон Каратаев
  • Гертруда Флинн - Мария Перонская

Неточности

Последовательность кадров

  • В батальной сцене под Аустерлицем князь Андрей спешивается, чтобы взять флаг у падающего раненного солдата. В следующем кадре подстреленный солдат во второй раз падает на колени, когда князь Андрей подбегает к нему.
  • После оперы, когда Анатоль и Наташа встречаются, он подходит к ней сзади и кладет левую руку на плечо. Следующий кадр показывает их на небольшом расстоянии друг от друга.
  • Когда Наташа сидит у постели умирающего князя Андрея, обе её руки лежат на коленях. В следующем кадре, когда Коля входит в комнату, её правая рука находится на верхушке столбика кровати.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) Ю.В.Лебедев "Довольно мне знать, что если все то, чем я живу, сложилось из жизни живших прежде меня и давно умерших...
На Язоновском редуте укрепляется вера Толстого в духовные силы народа и совершается перелом во взглядах, аналогичный тому, какой переживут в ходе Отечественной войны 1812 года Пьер...
Пьер никак не может понять и уяснить для себя, почему невеста князя Андрея , так сильно любимая и милая Наташа , променяла Болконского на "дурака" Анатоля?...

Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе "Война и мир" ПЛАН: 1. История создания романа "Война и мир" а) "Севастопольские рассказы...
Толстой начинает свой роман Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество.
У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья

Русский писатель Лев Николаевич Толстой оставил после себя мудрое великое наследие. Родился он в Ясной поляне 9 сентября 1828 года. Вся жизнь Толстого ...
Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна - воплощенная в Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество.
У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья почувствовали, но лишь на мгновение близость к великой правде....

Экзаменационная работа по литературе (реферат) Творческий путь Л. Н. Толстого Новиковой Елены, 9 "в". Москва, 1999 г. План I. Введение. Обоснование...
Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище "наш князь
Главные черты героини романа , Наташи Ростовой

Творческий путь Л. Н. Толстого План Введение. Обоснование выбора темы. Основная часть. Творческий путь Л. Н. Толстого . Появление писателя в...
Высшая похвала Андрею Болконскому - прозвище "наш князь ", данное ему солдатами полка.
Главные черты героини романа , Наташи Ростовой , с особенной яркостью раскрываются в тот момент, когда она перед вступлением французов в Москву заставляет сбросить с подвод семейное... ...

Толстой Лев Николаевич М. Юнович Толстой Лев Николаевич (1828-1910). I. Биография. Р. в Ясной Поляне, бывш. Тульской губ. Происходил из старинного...
Цари и полководцы и солдатская масса, герои и масса, девочка и девушка Наташа , с ее ограниченным, исполненным очарования молодости, счастливым личным миром, и Андрей Болконский ...
В деревенские картины "Воскресения" Толстой вложил такое знание крестьянского труда, быта, психологии, такую любовь к народу, что по одному этому роману можно назвать Т... ...

Для исследовательской работы я выбрала тему "Роман "Война и мир" нравственные и философские искания Л.Н. Толстого ". Меня привлекает изображение...
Толстой начинает свой роман с изображения двух стихий: одна - воплощенная в Ростовых , Пьере, Андрее Болконском , другая - светское общество, которое является символом лживости...
У Наташи просыпается множество чувств: в ней загорается "внутренний огонь", тот огонь любви , который иногда разгорается в княжне Марье и делает ее прекрасной, тот огонь, который... ...

Толстой : Война и мир. Том 2 Часть 1 В начале 1806 г. Николай Ростов едет домой в отпуск. Он уговаривает Денисова погостить у него. Дома Николая ждет...
Накануне своего отьезда из Петербурга князь Андрей привозят к Ростовым Безухова, сообщает Наташе , что посвятил Пьера в их тайну, и просит обращаться к нему, если во время его...
Наташа рассказывает ему свой "роман " с князем Андреем , а на вопрос, любит ли она Болконского , отвечает:...

Лев Николаевич Толстой . Очерк жизни и творчества Ранчин А. М. Лев Толстой : Начало пути. Ранняя проза Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 ...
Умирает другой любимый толстовский герой, князь Андрей Болконский , а повествование продолжается.
Толстой одинаково подробно описывает Аустерлицкое сражение, битву при Бородине, военный совет штаба русской армии в Филях и первый бал Наташи Ростовой , охоту старого графа Ростова... ...

Толстой : Война и мир. Том 1 Часть 1 Июль 1805 года. В петербургском салоне фрейлины Анны Павловны Шерер собираются гости, высшее общество. "Быть...
В имении живут: сам князь Болконский (отец Андрея Болконского ) и его дочь Марья , сестра Андрея .
Старый Болконский понимает, что его дочь некрасива, что ей вряд ли удастся выйти замуж по любви , и удивляется, зачем ей вообще выходить замуж: ведь перед глазами призер "маленькой... ...

Введение. Л.Н.Толстой не только великий русский писатель признанный во всем мире, но и грандиозный символ русской культуры. Его жиз- нь и творчество...
Москве жили Пьер Безухов и Наташа Ростова, Андрей Болконский , Стива
В книге содержится большое количество интереснейших деталей, характеризующих взаимоотношения в семье родителей Толстых , его обоих дедов: графа Ильи Андреевича Толстого и князя ... ...

Дворянское общество в романе "Война и мир" Исторический контекст в художественном образе Е. Цимбаева Исторический анализ обычно бесполезно применять к...
Князь Андрей Болконский , в отличие от Курагиных, совершает поступки, всегда исторически обоснованные и убедительные; неправдоподобие этого персонажа Толстой выражает иными...
Ради удовольствия Наташи - и всех читательниц вместе с нею - Толстой даже одел князя Андрея в белый кавалерийский мундир, предпочтя забыть, что герой с 1806 года служил в ополчении... ...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА №133 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г...
Толстым старому князю Болконскому и чете Ростовых : их теплым чувствам к детям, любви к родному краю, к серьезным интеллектуально-нравственным запросам, а в годину военных испытаний...
Толстой как и княжна Марья чувствует себя грешником: больше любит язычницу Наташу , чем христианку княжну Марью ....

Романы Б. Акунина и классическая традиция Андрей Ранчин Предуведомление Мнение о том, что произведения Бориса Акунина, принадлежащие к детективному...
... предаются садомазохистским удовольствиям, в Москве 1896 года ("Коронация, или Последний из романов "), путешествие по подземным улицам и переулкам Москвы и нежеланное знакомство с...
Так, если Денисову приданы некоторые черты характера и биографии Дениса Давыдова, то для образа Андрея Болконского или для образов персонажей из семейства Курагиных существенно... ...

Портреты героев романа Толстого "Война и мир" Подготовил Сергей Голубев Ахросимова Марья Дмитриевна - московская барыня, известная всему городу "не...
Болконский Андрей - один из главных героев романа , князь , сын Н. А. Болконского , брат княжны Марьи . "...Небольшого роста, весьма красивый молодой человек с определенными и сухими...
После увлечения Наташей Ростовой и попытки увезти ее А. принужден скрыться из Москвы, а затем и от князя Андрея , намеревавшегося вызвать обидчика на дуэль....

Мир символов в "Войне и мире" Л.Н. Толстого : несколько разъяснений Ранчин А. М. Лысые Горы: к символическому значению топонимики в "Войне и мире...
Естественная привязанность к жизни и страх смерти борются в душе князя Андрея с представлением о чести, с гордостью - чувством, в главном все-таки, по Толстому , ложным, - с тем...
И старого князя , и князя Андрея отличают и рационалистичность сознания (по Толстому , духовно не плодотворная, в противоположность естественности простоты Пьера и правде интуиции... ...

Толстой : Война и мир. Том 3 Часть 1 С конца 1811 года началось усиленное вооружение и сосредоточение сил Западной Европы, и в 1812 году миллионы людей...
Жюли также сообщает Безухову о смерти старого князя Болконского и б приезде княжны Марьи в Москву, рассказывает историю чудесного спасения Марьи Николаем Ростовым , перевирая...
С этого дня, во время всего дальнейшего путешествия Ростовых , на всех отдыхах и ночлегах, Наташа не отходила от раненого Болконского , и доктор должен был признаться, что он не... ...

Толстой : Война и мир. Том 4. Часть 1 "Петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать...
Узнав, что князь Андрей находится у Ростовых , княжна Марья выезжает к ним в Ярославль.
В этот день Пьер долго не мог заснуть, он думал о Наташе , об Андрее , об их любви и "то ревновал ее к прошедшему, то упрекал, то прощал себя за это"-Пьер начинает часто бывать у... ...

Тема: «Жизнь и смерть глазами Андрея Болконского»

Г. Москва 2011г.

Болконский – один из самых значимых и неразгаданных до конца персонажей романа-эпопеи «Война и мир». Он относится к числу вымышленных героев, что позволяет автору вкладывать в него свои размышления о мире, делать его глубоким, разносторонним, противоречивым человеком, содержащим в себе самые противоположные и загадочные качества, не обязывая себя перед историей. В то же время князь Андрей не оторван от реального мира и исторических событий своей эпохи, он живёт в реальной России того времени, служит реальному императору Александру и даже участвует в реальных сражениях: Шенграбенском, Аустерлицком и Бородинском. Эта связь вымышленного персонажа с настоящей жизнью и историей, свои неповторимые и однозначные взгляды на которую непрерывно доносит до читателя, позволяет глубоко погрузиться в понимание и непонимание мира автором, людьми того времени и самому задуматься о неразрешимых загадках вечного и преходящего.

Андрей Болконский, кроме того, относится к ищущим смысл жизни героям. Подобно Пьеру Безухову и Наташе Ростовой, он постоянно находится в поисках самого себя и истины, совершает ошибки, внутреннее развивается. О князе Андрее нельзя сказать, что он готов бескорыстно любить окружающих его людей, что открыт миру и живёт состраданием, самопожертвованием, как княжна Марья и Платон Каратаев. О нём нельзя сказать и того, что слава, положение в обществе и личная выгода стали для него целью жизни навсегда, как у Берга или Бориса Друбецкого. Андрей Болконский удивительно радикально меняется на протяжении романа. Князь Андрей сталкивается с двумя самыми противоречивыми сторонами бытия , подобными войне и миру, – жизнью и смертью. Ничья жизнь не была так наполнена поисками, ничья смерть не вызвала столь разных реакций.

Жизнь князя Андрея резко меняется, когда ему приходится пересмотреть ценности, поменять взгляды. События, такие как смерть жены, рождение сына, война, сражения при Шенграбене, Аустерлице и Бородине, любовь к Наташе, разговоры с Пьером и даже «встреча» со старым дубом сильно влияют на него. Князь Андрей совсем иначе рассуждал о жизни и смерти в начале романа, до того как ему пришлось впервые по-настоящему бороться за жизнь после ранения при Аустерлице. До этого ранения целью его жизни была слава, его лицо было испорчено гримасой, его взгляд был усталым и скучающим, окружающие его люди были ему неинтересны: «Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно». Мысли Андрея Болконского в этот период, отражающие его внутреннее состояние, пугают: «Никогда никому не скажу этого, но, Боже мой! Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи, ничего мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестра, жена,- самые дорогие мне люди,- но, как ни страшно и неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми...». Но, наблюдая за происходящим на поле боя, он видит, что истинные герои, как Тушин, за которого вступается князь Андрей, не находят признания; незаслуженная слава достаётся хитрым, пронырливым людям, таким как Жерков и Берг. Получив ранение в голову, он смотрит на небо и в этот момент осознаёт что-то вечное, значимое, после чего понимает ничтожность своего прошлого кумира и всего остального, земного по сравнению с этим небом: «Да, все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба». В этот момент жизнь и смерть кажутся ему одинаково ничтожными: «Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих».

Князь Андрей считал, что, ища славы, он жил для других и этим погубил свою жизнь. Но так ли это?

Андрей Болконский не верит в бога, ему смешна вера его сестры и навещающие её странницы. Но он согласен с тем, что добродетель имеет смысл только в случае существования бога и вечной жизни. После разговора с Пьером на пароме он впервые после Аустерлицкого сражения видит небо. После он встречает Наташу и, наконец, видит дуб в сочной тёмной зелени. С этого момента Андрей Болконский вновь готов жить и искать смысл жизни. Теперь он верит в возможность повлиять на будущее, увлекается деятельностью Сперанского. Но и это ненадолго.

Кульминационная во всех смыслах - война 1812 года - положила начало концу жизни князя Андрея. Теперь война не способ добиться славы, теперь он говорит о войне: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка». Теперь смерть подобралась к князю Андрею совсем близко, он видит её сразу, глядя на осколок гранаты: «Неужели это смерть?... Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь». Теперь наступает реальная борьба жизни и смерти, а не рассуждения о них, теперь они уже не ничтожны. Князь Андрей понимает, что любит жизнь и хочет жить, понимает всё то, что пытался понять всё это время, слишком поздно осознаёт то, что не мог осознать долгие годы. И христианскую любовь к людям княжны Марьи, и прощение врага. С этого момента начинается длинная, непонятная, загадочная борьба в сознании Андрея Болконского. Но он с самого начала знал, что смерть одержит в ней победу.

Каждый по-своему воспринял смерть князя Андрея, что ещё раз по-особенному характеризует этого персонажа: Николушка плакал от страдальческого недоумения, разрывавшего его сердце. Графиня и Соня плакали от жалости к Наташе и о том, что его нет больше. Старый граф плакал о том, что скоро, он чувствовал, и ему предстояло сделать тот же страшный шаг. Наташа и княжна Марья плакали тоже теперь, но они плакали не от своего личного горя; они плакали от благоговейного умиления, охватившего из души перед осознанием простого и торжественного таинства смерти, совершившегося перед ними». Ничья смерть в романе не описывается с такой подробностью, глазами и мыслями окружающих людей, с таким глубоким изучением затуманенного сознания умирающего. В конце концов, после долгого утомительного поглощения князя Андрея смертью он переворачивает всё с ног на голову. После своего последнего сна князь Андрей понимает, что для него смерть – пробуждение от жизни. «Да это была смерть. Я умер – я проснулся. Да, смерть – пробуждение!».

Внутренние монологи Андрея Болконского, его поступки, отношения с окружающими и его восприятие жизни и смерти во многом помогают понять восприятие автора романа. Его неоднозначная жизнь, противоречивые мысли, простой, но и загадочный, долгий путь к смерти - всё это отражение внутреннего мира множества людей, ищущих смысл жизни и ключ к разгадке тайн человеческого разума, такого, каким его видит.

Библиография:

http://**/default. asp? trID=295

http://slovo. ws/geroi/033.html

Цель: провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, подготовить учащихся к сочинению.

Оборудование: ОСК; фрагменты видеофильма, иллюстрации, соната Бетховена «Лунная соната», статья Т.И. Шевченко «Образ Наташи Ростовой»; статья Цебриковой – Николаевой «Наши бабушки».

Оформление: на доске число, тема. Портрет Л.Н.Толстого. Портреты девушек: Ильинская, Ларина и т.д. в центре Наташа Ростова и цитаты «Я не жил прежде. Теперь только я живу» (Андрей Болконский). «Эта девушка такое сокровище… Это редкая девушка». « Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать» (Пьер Безухов)

ОСК на экране – схема.

На экране лексическое значение слов:

Синтез - единство (метод единства - единое целое)

Эмансипация – освобождение от зависимости, угнетения, от предрассудков; отмена ограничений. Уравнивание в правах.

«Диалектика души» - (искусство) вести спор, беседу.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

Вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», читаем и перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти, которые вызвали к жизни немало поэтических строк. Среди них - и такие:

Ходит темной аллеей
Болконский,
Задумчивый, бледный.
У Наташи Ростовой
Распахнуто в полночь окно.
И никто не тревожит
Колокольчик на дереве бедных,
Словно граф – правдолюб,
Из усадьбы уехал давно…
Вместе с солнцем встает
Этот пахарь –
Писатель России,
И, как солнце, несет нам
И свет,
И тепло,
И добро.

На экране высвечивается портрет Л.Н.Толстого

Мы продолжаем разговор о персонажах романа Л.Н. Толстого, чьи судьбы, по словам критика Бочарова, - «только звено в бесконечном опыте человечества, всех людей. И прошлых лет, и будущих»

Героиня сегодняшнего урока – Наташа Ростова.

На экране высвечивается портрет Н.Ростовой

Цель нашего урока: мы должны провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа Наташе Ростовой, чтобы этот материал поможет вам при написании заключительного этапа работы – сочинения.

На экране высвечивается лексическое значение слова «СИНТЕЗ»

(Учитель обращает внимание учащихся на лексическое значение слова «СИНТЕЗ»)

Л.Н.Толстой утверждал: «Женщина тем лучше, чем больше она отбрасывает личных стремлений для положения себя в материнское призвание».

А талантливая писательница 60-х готов XIX века Цебрикова - Николаева в статье «Наши бабушки» упрекала Наташу Ростову в полном равнодушии к проблеме женского освобождения, эмансипации.

На экране высвечивается лексическое значение слова «ЭМАНСИПАЦИЯ»

(Учитель обращает внимание учащихся на лексическое значение слова «ЭМАНСИПАЦИЯ»)

Как вы понимаете слово проблема?

Ответ учеников: Это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования.

Учитель: Итак, начинаем с беседы по вопросам. Давайте вспомним, с какими женскими образами мы встречались при изучении литературы XIX века?

Ответ учеников: Татьяна Ларина, Ольга Ильинская и т.д.

Учитель: Обратите внимание на доску, здесь помещены портреты тех девушек, которые были идеалами у Пушкина, Тургенева, Гончарова, Чернышевского.

А каков идеал женщин у этих писателей? Как они представляли роль в обществе?

Ответ учеников: Идеал Тургенева, Чернышевского, даже Гончарова – свободная женщина, которая умеет любить и сама любит, стремится стать соратницей своего мужа. Именно она может определить своё место в жизни, решить свою судьбу, распорядиться собою наилучшим для пользы общества образом. Это сильная натура, способная на самопожертвование ради достижения высокой цели. Она романтична. Для женщин писателей Тургенева и Чернышевского характерна напряженная жизнь духа, неуспокоенность сердца.

Учитель: А какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым?

Ответ учеников: Наташа – идеал писателя.

Учитель: Почему? Почему Л.Н.Толстой больше всех героинь любил Наташу?

Чтобы правильно разобраться в этом, чтобы раскрыть образ Наташи, мы должны остановиться на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты её жизни, когда особенно ощутима «диалектика души».(Мы о диалектике говорили на предыдущих уроках).

На экране высвечивается лексическое значение слова «Диалектика души»

«Диалектика души» - это:

Диалектика – искусство вести беседу, спор.

1. Метод познания действительности в её противоречивости, целостности и развитии.

2. Процесс развития чего-либо во всем многообразии её форм.

Вопрос к иллюстрации, которая находится у каждого учащегося на парте

Учитель: Скажите, удалось ли художнику передать то, что думает о ней писатель?

Согласны ли вы с трактовкой образа Наташи у художника Шмаринова?

Ответ учеников:

Художник Шмаринов стремился показать внутренний огонь, особую духовную переполненность. Он изобразил то, что чувствовал сам Толстой. В его Наташе какая-то своя, никому не ведомая жизнь. Но свет этой внутренней жизни распространяется и на других: Соню, Бориса и остальных детей, изображенных художником Шмариновым.

На экране – тринадцатилетняя Наташа. Первый бал Наташи.

Тихо звучит вальс Наташи из оперы С.Прокофьева «Война и мир». На фоне музыки ученик читает эпизод первого выхода героини в свет (т. II, ч. III .)

Постепенно звуки вальса нарастают и обрываются.

Учитель: Итак, впервые мы встречаемся с Наташей - тринадцатилетней девчонкой, когда она «нечаянно, с нерасчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости. Прочтите описание её поведения, портретную характеристику, внимательно посмотрите на иллюстрацию художника Шмаринова «Дети Ростовых» и ответьте на вопрос: «В чём, по-вашему, прелесть героини, её обаяние?» Посмотрите, красива ли Наташа?

Ответ учеников: Внешне - нет! Л.Н.Толстой много раз это подчёркивает. Но обаяние её – в простоте, естественности, жизнерадостности, непосредственности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой даже удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, всё видеть, во всем участвовать. Именно такой предстаёт перед нами Наташа при первой встрече с нею.

Учитель: А вторая встреча?

Ответ учеников: Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное – имение Ростовых. Он переживает тяжёлый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Но вдруг случается нечто. Мир словно пробуждает его ото сна. Эта встреча князя Андрея с Наташей говорит о неистребимой жажде жизни героини, которая влияла на людей, находящихся рядом с нею.

Работа с текстом:

(т. II, ч. III, гл. II.) и прокомментировать этот отрывок.

Ответ учеников: Встретив впервые Наташу, он удивлён, встревожен: «чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как берёзка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живёт и любит жизнь. Болконский был искренне убеждён: «ему начитать ничего не надо, он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но Наташа помогает Андрею по-новому взглянуть на мир.

Учитель: Да! Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь. Ночь, проведённая в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она (ночь) обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днём.

Давайте зачитаем отрывок «Ночь в Отрадном» (т.II, ч.III, гл.2) и послушаем «Лунную сонату».

Дети читают отрывок; звучит музыка «Лунная соната»

Учитель на фоне музыки:

Мы с вами сочувствуем князю Андрею, который огорчен, что этой девочке «нет дела до его присутствия», а умение Наташи видеть и чувствовать красоту окружающего мира помогает нам заглянуть в себя, в сокровенные уголки своей души.

Учитель: Л.Н. Толстой заметил, что люди, как реки…

Как вы понимаете эти слова? Почему как реки? Скорее всего, для Л.Н.Толстого река – это жизнь, которая течёт, меняется. Можем ли мы это определение отнести к Наташе и Андрею?

Чтение эпизода « У дядюшки»

Учитель: Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев? Заметили ли вы, что они близки к народу, к природе? Считаете ли вы, что без эпизода « У дядюшки» нельзя представить себе сущность главной героини.

Задание учащимся:

Проанализировать сцену «У дядюшки». (т.2, ч.4, гл.7) и объяснить слова Наташи о счастье пребывания у дядюшки?

На экране сцена пляски

Проанализировать сценупляски (т.II, ч. IV, гл.6) и проследить, как проявляется характер Наташи в ее танце?

Учитель: В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя:

«В человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым».

«Сущность её жизни – любовь!» – пишет Л.Н. Толстой. Любовь определяет её жизненный путь и тогда, когда она только живёт, ожидая её, и тогда, когда становится женой и матерью.

Вспомните первый бал Наташи – одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашённой князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймёт тебя.

В жизни Наташи таким человеком стал Пьер.

Звучит вальс Прокофьева

На фоне музыки читается эпизод первого выхода в свет героини (т. II, ч. II, гл. 16-17)

Первый бал героини стал началом любви её князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи. Так что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?

Ответ учеников:

Его отец поставил жёсткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.

Учитель: Зрелый человек не ослушался отца или не захотел? Почему он не смог не согласиться с условием отца?

Ответ учеников: Мог, если бы был уверен в Наташе, если бы больше понимал Наташу. Чувства девушки его мало интересовали. Он не понимает, что в любви нельзя думать только о себе.

Ученик и ученица читают стихотворение

Кочеткова «С любимыми не расставайтесь»

На экране эпизод «В театре» . Работа с текстом. Задание учащимся:

Проанализировать эпизод «В театре» (т.II, ч. V, гл.9-10) и ответить на вопрос:

1. Почему Наташа воспринимает оперу так, словно первый раз ее слушает?

Ответ учеников: После деревни, пляски у дядюшки ей все кажется «дико»: «…все это было так вычурно – фальшиво и ненатурально, что ей становилось то совестно за актеров, то смешно за них» (начало 9 главы). Но всем окружающим опера нравится, и постепенно Наташа начинает понимать: «Должно быть, это так надобно!» Именно сейчас она теряет критерий красоты, добра и зла.

Учитель: В описании театрального представления Л.Н.Толстой использует особый прием отстранения – описывает знакомое явление как впервые увиденное и поэтому воспринимаемое героиней необычно, странно. Постепенно Наташа оказывается во власти того мира, который был ей так чужд, и в котором она оказалась. И опять, под влиянием Элен, то, что представлялось страшным, показалось простым и естественным. «Наташа уже не находила этого странным. Она с удовольствием, радостно улыбаясь, смотрела вокруг себя» (конец 9 главы). В этом состоянии она и увлеклась Анатолем Курагиным и отказала своему жениху.

Вопросы: 1.Как вы думаете, почему Наташа увлеклась Анатолием Курагиным?

2.Что привлекло Наташу в Анатоле?

3. Как Наташа воспринимает Анатоля?

Ответ учеников: Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой – единственная её потребность. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом ей столько раз говорил князь Андрей), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой львицы, Наташа невольно поддаётся ее воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и обязательно женится на ней.

Учитель: Сейчас мы должны понять или осудить Наташу. Как вы расцениваете поступок Наташи?

Ответ учеников: Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолием произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой, и это ещё одно доказательство того, что перед нами живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Таков Толстой – гениальный художник слова, таковы его герои, которых он ведёт по реке жизни.

Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту. Поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах.

И героиня пишет записку княгине Марье, в которой пишет, то не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее её чувство, она не сможет никогда. Такова её сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и смешным силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья.

Видеофильм

(эпизоды: « У постели умирающего князя Андрея» и «после смерти князя Андрея»)

Учитель: Что мы видим на экране?

Ответ учеников: Страдания, одиночество. Милосердие было присуще русской женщине, теряющей на войне родных и близких.

Вопросы: 1. Что значила эта встреча для Наташи?

2. Что же возрождает Наташу к жизни?

Ответ учеников: Наташа знала, что свидание будет мучительно, и тем не менее она была убеждена, что оно (свидание) было необходимо. Именно любовь возрождает ее к жизни. На семью Ростовых обрушилось горе в тот момент, когда Наташа было одинока, когда страдала. Погиб брат Петя, ещё совсем мальчик. И, поддерживая мать, Наташа поняла, что сущность её жизни – любовь, что она ещё жива в ней, так как автор показывает любовь Наташи к матери. Гибель брата, как ни странно, вызвало Наташу к жизни. Наташа хочет быть рядом с людьми. Наташа – это настоящая русская душа, она старается быть полезной людям, она умеет сопереживать.

Учитель: Давайте докажем, что Наташа Ростова – это настоящий русский характер, настоящая русская душа.

Ответ учеников: К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им даёт именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните её пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поёт народ». Эта девушка умела понять всё, что было во всяком русском человеке.

Ответ учеников: Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Эпизоды, в которых у Наташи появляется это исконное чувство любви к родине: чтение Соней царского манифеста и Наташино волнение, её слова «это совсем не шутка», заставляющие верить в силу, способную спасти Россию от Наполеона. А с каким она лицом вбежала в комнату, некрасивым, даже безобразным, требуя отдать подводы раненым. Нелегко решиться на это её родителям. На подводах необходимо было вывести хоть что-то из скромного приданого для дочерей. Но поступить граф Ростов иначе не смог. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы.

Учитель: Итак, мы видим, что Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они – живые люди. «Люди, как реки…». Они близки к народу, к природе. Наташа Ростова проста, добра, естественна, музыка и пение – её символы, она сливалась с природой.

Но мы ни разу не увидели ни Элен, ни Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их не касается понятие «люди, как реки…» Этим они абсолютно противоположны главной героине.

Видеофильм

(эпизод: «Наташа требует отдать подводы раненым»)

Учитель: Что ж, мы с вами подошли к эпилогу романа.

Расскажите, как показана Наташа в эпилоге? К чему пришла? Чего добилась в жизни?

И именно сейчас мы сможем ответить на проблемный вопрос: кто же прав: те, кто упрекают Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Л.Н. Толстой?

Ответ учеников:

Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили её внешний облик, чувства стали глубже, появление их более сдержанными. Женщина, которую мы видим в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации.

Л.Н. Толстой показал Наташу в прекрасный период её жизни, когда важнее ребёнка для неё нет ничего!

Ответ учеников: А её отношение к мужу? Он для неё – самый честный, самый справедливый, самый лучший. Она пойдёт за ним даже в Сибирь, на каторгу.

Учитель: Согласны ли вы с Толстым в трактовке этого образа, который был его идеалом?

Ответ учеников: Не совсем, но Наташа Ростова учит нас делать добро, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, матерью, просто жить и я, думаю, это здорово.

Опорная СХЕМА - КОНСПЕКТ «Наташа Ростова»

(прим. со схемой-конспектом вы можете ознакомиться во вложении к данной авторской работе)

Учитель: Сейчас мы с вами рассмотрим опорную схему и попробуем её прокомментировать.

В центре – сама Наташа, она как родник чистой воды в болоте – всё гнилое, нездоровое отталкивает к берегу:

Кого – сразу?

Берга, который о Наташе сказал: « У неё и характер плохой, и ума нет. И эдакое…»

Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в её судьбу, но и он обречён…

Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в её жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле неё.

Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки – и не смог.

Брат Николай любуется её русской натурой всю жизнь;

Княжне Марье она приятна, позже их свяжет крепкая дружба.

Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому их орбита стрелки, обозначающей её, предполагается больше, у Николая – меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми.

Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и Наташе окрепнуть. По-настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Правда, путь её с Андреем не такой уж длинный, поэтому изгиб стрелки короче, по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.

Вопрос:

Скажите, зачем нам нужна эта схема?

Ответ учеников:

Увидеть, что с Наташей рядом хорошо тем, кто ценит её искренность, душевную открытость, что Наташа своей любовью помогает людям.

Проверочная работа

Учитель: Посмотрите внимательно на вопросы, которые находятся у вас на парте. Вам даны основные черты образа Наташа в романе. Какие из них наибольшей степени отвечают нашим впечатлениям и почему?

Вопросы на парте у учащихся:

1. «Наташе, как почти всем Ростовым свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, - огромная душевная щедрость и чуткость…»

2. «Сущность ее жизни – любовь. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее» в душах других людей».

3. В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: «Красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды. Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастия и горя» для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив. Щедр и мудр».

Видеофильм. Эпизод эпилога романа: «Пьер в детской»

Один учащийся кратко пересказывает эпилог романа

Учитель: Вот мы и подошли к решению вопроса, который мы с вами озвучили в начале урока. Как вы считаете: в эпилоге Наташа изменилась только внешне или и внутренне?

И кто же прав, Цебрикова – Николаева, упрекавшая Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Л.Н.Толстой?

Ответ учеников были различны: кто-то осуждал Наташу, кто-то восхищался главной героиней, кто-то уверенно заявлял, что в конце романа Наташа предстает перед нами женщиной, которая безразлична к проблеме женской эмансипации. И хотя мы не во всем, может быть, согласны с автором романа Л.Н.Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать, что многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой, ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью.

Домашнее задание

Показать, как князь Андрей и Пьер становятся полноправными героями народной эпопеи. Почему Л.Н.Толстой выделяет двух главных героев, а не одного.

Оценки за урок

Список литературы:

Л.Н.Толстой. Роман «Война и мир»

«Война и мир»- роман о жизни и смерти. О смысле и цели жизни, о бессмысленности и величии смерти. Пьер Безухов понял смысл жизни. И ему открылось небо, открылись «бесконечные дали». Князь Андрей понял смерть. «Смерть - пробуждение от жизни» - думает он в последние минуты своего земного существования, ибо в жизни невозможна та великая любовь ко всем, которая открылась ему. Нужно было много перестрадать, чтобы прийти к таким итогам. Толстой стремится проникнуть вдушу того, кто умирает, и тех, кому умерший был самым близким существом. У постели умирающего князя Андрея Наташа и княжна Марья почувствовали, но лишь на мгновение близость к великой правде. Это особое состояние души, когда человек как бы отрывается от земли и видит больше, чем в повседневной, обыденной жизни. Даже когда это состояние приходит в моменты печали, с ним не хочется расставаться. Наташа отчуждается от обыденного мира, однако она не может надолго уйти от жизни, ибо жизнь живет в ней самой. Любовь вернула Наташу к жизни. «Проснулась любовь, и проснулась жизнь», - пишет Толстой. Это уже не та любовь, какую узнал князь Андрей, это любовь земная. Толстой всегда мечтал о гармонии, о том, чтобы люди, любя себя, любили других. И Наташа ближе всего к этому идеалу. Она умеет наслаждаться жизнью, умеет понять и облегчить страдания других. Толстой показывает пробуждение жизни в Наташе: «… Под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застилавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и незаметно». «Война и мир» - роман о неизменном торжестве жизни над смертью, о непокорной силе жизненности, заложенной в человеке.

Герои романа Толстого всегда чувствовали что-то важное, что-то великое, когда перед ними открывались «необъятные, бесконечные дали.» Но чувствуя это великое, они не всегда понимали его и не знали, где же искать его. Смысл этих «бесконечных далей» понял Пьер. Научись видеть великое во всех мелочах, окружающих твою жизнь, и ты будешь счастлив. По мысли Толстого, чтобы понять величие в обыденном нужно отказаться от поисков цели жизни. А заменить эту цель нужно верой. Пьер счастлив: он нашел веру. Он проникнут сознанием своей бесконечной зависимости от судьбы, от провидения, от Бога. Все мучения Пьера, князя Андрея - от разума. Счастье - в вере, в отказе от разума. Жизнь ставит множество вопросов. Пьер и князь Андрей силой своего интеллекта пытались решить эти вопросы - и были несчастны. Лишь когда они убедились в бессилии разума и отдались вере, они нашли свое счастье. Человек верящий, а не размышляющий обретает те критерии, которых никогда не может выработать разум. Пьер изменился после плена: «Улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилась участие к людям, вопрос: довольны ли они так же, как и он? И людям приятно было в его присутствии». Теперь он правильно решал вопросы жизни, потому что «в нем теперь явился судья, по каким-то неизвестным ему самому законам решавший, что было нужно и чего не нужно делать».

Толстой в романе страстно критикует военщину (гневные речи князя Андрея перед Бородином), государственный аппарат России (деятельность Аракчеева, Сперанского), духовенство (мысли Пьера о лживости церкви), эксплуатацию крестьян у Пьера). Но разумных средств преобразования жизни он не видит и приходит к выводу о бессилии разума, о могуществе веры. В любви ко всем, к которой пришли князь Андрей и Пьер на последнем этапе своего развития, отразилось «желание уйти от мира», потому что, живя в мире, приходится не только любить, но и ненавидеть, не только примиряться с судьбой, с закономерностью, необходимостью, но и бороться за торжество правды и справедливости.

Из романа окончательно ушли люди, олицетворяющие зло мира - Курагины, Берги, Друбецкие. Исчезновение их со страниц романа художественно неизбежно, потому что трудно было бы Пьеру любить всех людей, если бы он встречался с Курагиными и Друбецкими. Пьер считал, что достоин любви просто потому что он человек. Здесь вырабатывается одна из основ толстовства: «Возлюби ближнего своего, как самого себя.»

Иначе рисует Толстой Наташу и «особенную» любовь к ней Пьера. Он с трудом узнал Наташу, но когда она улыбнулась, его охватывает давно забытое счастье. Пьера поражает облик теперешней Наташи: «Ее нельзя было узнать, потому что на этом лице, в глазах которого прежде всегда светилась затаенная улыбка радости жизни, теперь не было и тени улыбки, были одни глаза, внимательные, добрые и печально-вопросительные». Эта печаль не только из-за личных утрат: на лице Наташи отразились все печали людей, столько переживших за последний год. Наташа не только свое горе понимает - она умеет проникнуться страданиями другого человека, понять их. Она слушала рассказ Пьера о его приключениях «на лету ловя невысказанное еще слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце». Так может слушать только человек, сердце которого раскрыто для других людей, человек, в котором бьется живая жизнь. Теперь в финале, после эпических и трагических глав, звучит лирическая песня любви. Из этой темы любви двух человек друг к другу вырастает тема любви к жизни. Много сделали люди, чтобы прекратилась жизнь, и главное преступление против жизни - война. Но война кончилась, уходят в прошлое страдания, которые она принесла. Раны зарубцовываются. В конце романа Толстой утверждает право людей на любовь, на счастье, на жизнь.

Наташа меняется под влиянием любви к Пьеру. Она смотрит на него «блестящими, оживленными глазами». Оживленными, потому что в них проснулась любовь к жизни. У нее появляется и шаловливая улыбка. «… Сила жизни, надежды на счастье всплыли наружу и требовали удовлетворения»; ей было радостно и весело. Как в исканиях Пьера и Андрея отразилось богатство человеческого разума, жажда человека к познанию смысла жизни. Так в развитии Наташи отразилось все богатство настоящего человеческого сердца, с его способностью к бесконечной тоске и бесконечному счастью. Наиболее дорога Толстому в романе «мысль народная». И эта мысль выразилась в образе Наташи. Страдания и радости Наташи синхронно повторяют страдания и радости народа. Народ расстается со своим имуществом, ибо какое-то чувство было в нем сильнее привязанности к вещам. Наташа требует, чтобы раненым отдали подводы, и в ее голосе гнев против тех, для кого вещи важнее людей. Народ переживает трагедии утрат. Наташа, как и тысячи русских женщин, ухаживает за раненым на поле сражения любимым человеком. Смерть близких, разрушение городов и сел принесли тоску России. Наташа после смерти князя Андрея уходит в свою печаль, и ей кажется, что после всего выстраданного не может быть жизни. Но вечен народ, вечна жизнь. Не случайно Толстой изображает возвращение Наташи к жизни после того как он рисует возрождение из пепла Москвы. В Москве все было разрушено, кроме чего-то невещественного, но могущественного и неразрушимого. Это могущественное и неразрушимое - сила народной жизни. Казалось бы, все разрушено и в душе Наташи, но осталось нечто «неразрушимое» - сила жизни, надежда на счастье. Вечен народ, вечна любовь, вечна жизнь. Это то, к чему приводит нас Толстой в конце романа. Это его миросозерцание: вера в вечность народа, в вечность жизни, ненависть к войнам, убеждение в необходимости упорных поисков истины, отвращение к культу личности, прославление чистой любви, презрение к индивидуализму, призыв к единению людей. И это миросозерцание и является основой романа Толстого.



Похожие статьи
 
Категории